Оригами в развитии ребенка с ОВЗ

Работа с бумагой как элемент интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

27 февраля 2013 года, г.Мурманск, МГГУ

Региональный научно-практический семинар

«Инновационный потенциал специального (коррекционного) образования в Мурманской области»

Автор статьи: воспитатель 1 квалификационной категории
Е.Б. Лебедева

Работа с бумагой как элемент интегрированного обучения детей
с ограниченными возможностями здоровья

«Движение рук тесно связано с речью и её развитием».
В.М. Бехтерев

В современном мире интеграция детей с особыми образовательными потребностями в массовых образовательных учреждениях – это глобальный общественный процесс, затрагивающий все высокоразвитые страны.
На сегодняшний день во всех регионах Российской Федерации большое внимание уделяется детям с отклонениями в развитии, с трудностями в обучении. Педагоги, руководители образовательных учреждений и специалисты органов управления образования убедились, что оказание коррекционно-педагогической помощи детям нужно начинать задолго до поступления в школу, предотвращая таким образом возникновение у них школьной дезадаптации, а также рост числа классов коррекции и компенсирующего обучения в общеобразовательных школах.
Отечественная концепция интегрированного обучения строится на трех основных принципах интеграции: через раннюю коррекцию; через обязательную коррекционную помощь каждому ребенку; через обоснованный отбор детей для интегрированного обучения.
Существующие модели интеграции определяются с учетом уровня развития каждого ребенка, который дозирует доступную и полезную для него «долю интеграции».
В таком процессе осуществляется взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса, где центральной фигурой является ребенок. Инклюзивное пространство подразумевает открытость и доступность не только для детей, но и для взрослых. Чем больше партнеров у образовательного обучения, тем более успешным будет обучающийся.
Такого рода интегрированное обучение для детей с нарушениями в развитии и детей-инвалидов реализуется на базе МБДОУ д/с №50 г.Североморска. В данном учреждении коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к дальнейшей жизни и к обучению в школе.
Основной задачей в работе с такими детьми является повышение уровня психического развития ребенка: интеллектуального эмоционального, социального, а так же охрана и укрепление его здоровья.
Реализация данных задач осуществляется совместно с педагогическим коллективом и медицинскими работниками, а так же конструктивное партнерство семьи позволяет маленькому ребёнку с определёнными проблемами полноценно жить и развиваться.
Одной из форм психического развития ребёнка является продуктивная деятельность. В частности работа с бумагой тесно связана с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, а также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения и т. п.
Однако детей с ОВЗ характеризует отставание в развитии психической деятельности, наблюдается отставание в формировании восприятия, недостаточно сформированная зрительная аналитико-синтетическая деятельность, снижена активность мышления, недостаточно сформирована способность к умственным операциям. На развитии мышления сказывается бедность накопленных знаний и представлений, низкий уровень познавательной активности. Отмечается неравномерная работоспособность. Развитию наблюдательности, сосредоточенности мешает повышенная отвлекаемость, расторможенность.
Все перечисленные нарушения в развитии детей с ОВЗ негативно сказываются на формировании продуктивной деятельности, а эта деятельность ребенка является движущей силой его психического развития. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга.
Поэтому на сегодняшний день, уделяется должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координацию движений руки. Это решает сразу две задачи: во-первых косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма. Эта взаимосвязь обусловлена близостью расположения в головном мозге зоны проекции кисти руки к речевой зоне. Следовательно, развивая кисть руки и пальчики ребёнка, мы активируем развитие речевой зоны.
На сегодняшний день существует множество техник: квилинг (бумагокручение), коллаж, гроттаж, техника мозаики, обрывная и вырезная аппликация, поделки в технике «оригами», создание различных объемов, используя технику «бумагопластики», аппликация из салфеток, полос бумаги, комочков бумаги и другие. Что в свою очередь позволяет ребёнку всё «прочувствовать» и «прощупать» пальчиками. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Данный вид продуктивной деятельности одновременно решает ряд задач:
– развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;
– способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;
– имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса;
– стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления;
– активизирует мыслительные процессы;
– совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда;
– способствует созданию игровых ситуаций (фигуры животного и т.д.);
– знакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
Таким образом, используя в работе нетрадиционные техники работы с бумагой, у детей с ОВЗ происходит развитие мелкой моторики, что в свою очередь ведет к развитию речи и мыслительной деятельности детей. Все это уменьшает трудности, которые испытывают дети в овладении навыками чтения, письма, в усвоении грамматических правил, способов решения математических задач, приёмов вычисления и т.д.

Список литературы:
1. Арапова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. – СПб.: КАРО, 2004. – (Модернизация общего образования).
2. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
3. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет. – М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
4.Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. – М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
5. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. – изд. Скрипторий, 2006.

Педагогический проект «Оригами в детском саду”!

Содержимое публикации

Проект«Оригами в детском саду»

Воспитатель: Семакина З.Д.

Актуальность

Оригами – искусство складывания из бумаги фигурок – родилось в Японии около пятнадцати веков назад. Мир оригами необычайно широк и разнообразен. Сейчас им увлекаются во всем мире и взрослые, и дети. Секрет огромной популярности оригами очень прост – несложные приемы работы с бумагой и фантазия позволяют создать увлекательный, ни на что не похожий мир.

Оригами имеет большое значение в развитии ребенка. Оно позволяет развивать конструктивные умения, самостоятельность, художественный вкус, аккуратность, умение планировать свою дея­тельность, получать положительный результат. В процессе оригами решаются серьезные математические задачи: дети находят параллели и диагонали, делят целое на части, получа­ют различные виды треугольников и многоугольников, с легкостью ориентируясь на листе бумаги.

Актуальность выбранной темы проекта заключается в том, что оригами как вид конструирования из бумаги развивает у детей творческие способности , мышление, память, мелкую моторику рук и пальцев, глазомер, пространственное воображение, способствует обогащению словаря и речи у дошкольников.

О владение конструктивными навыками и куль­турой труда имеет большое значение для подготовки дошкольников к успешному обучению в школе.

Новизна проекта заключается в том, что ребѐнок эмоционально и чувственно обогащается, приобретает художественно-конструкторские навыки, совершенствуется в практической деятельности, реализуется в творчестве. Эпизодический курс геометрии, «встроенный» в проект, позволяет дошкольнику приобрести начальные сведения по математике.

Проблема.Недостаточная степень развития конструктивных умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. Поэтому в дошкольном возрасте важно создать условия для овладения детьми техническими навыками складывания и сгибания бумаги. Это приводит к успешному овладению сенсорными эталонами; приобретению первоначальных навыков поисковой деятельности; усваиванию простейших навыков совместной работы; активному общению друг с другом и воспитателем, стимулированию творческого отношения к работе .

Цель : развитие творческих и конструктивных способностей детей дошкольного возраста в процессе конструирования из бумаги в технике оригами.

Задачи :

познакомить детей с техникой оригами, базовыми формами;

учить навыкам самостоятельного складывания наиболее простых в изготовлении моделей оригами для использования в театральной деятельности;

развивать все компоненты связной речи: грамматический строй, диалогическую речь, навыки общения через использование поделок оригами;

развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев; совершенствовать мелкую моторику рук; развивать глазомер, пространственную ориентировку;

использовать поделки оригами в самостоятельных играх детей, в постановке спектакля, в настольном театре;

развивать художественный вкус, творческие способности;

совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, содержать в порядке рабочее место;

воспитывать интерес к искусству оригами .

Участники проекта:

дети старшей группы

Тип проекта : исследовательско – творческий

Продолжительность проекта: среднесрочный

Поэтапный план реализации проекта

I этап – организационный:

разработка нормативно-правовой базы;

создание проблемы, постановка цели и задач;

предварительная работа с детьми и родителями о важности проблемы;

подбор методической, познавательной и художественной литературы;

изучение методической литературы по данному вопросу;

подбор наглядного иллюстрированного материала;

подбор материала для продуктивной деятельности детей;

составление комплексно-тематического плана;

подготовка консультаций , рекомендаций для родителей.

II этап – внедренческий

планирование деятельности в рамках проекта ;

выстраивание сотрудничества с педагогами и родителями;

обновление предметно-развивающей среды;

пропаганда педагогических знаний среди родителей;

рассматривание пооперационных схем изготовления поделок в технике оригами;

знакомство с техникой изготовления оригами;

непосредственно-образовательная деятельность по конструированию из бумаги (оригами).

III этап – результативный

анализ результатов реализации проекта, подведение итогов;

создание альбома «Пооперационные карты для занятий по оригами»;

мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Оригами для дошкольников»;

выставка совместного детского творчества с родителями «Фабрика Деда Мороза»;

составление альбома лучших работ;

презентация результатов проекта.

Ожидаемые результаты

Предполагаем, что в результате реализации данного проекта дети:

познакомятся с искусством оригами;

научатся различным приемам работы с бумагой;

будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами;

разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, творческие способности; мелкую моторику рук и глазомер;

овладеют навыками культуры труда;

улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Комплексно-тематическое планирование

Как логопеду работать с родителями? Рекомендации для специалистов

Работа логопеда может приносить хорошие результаты только если родители (опекуны) заинтересованы в развитии и коррекции речи ребенка, вовлечены в процесс. Поговорим о том, как специалисту грамотно выстроить отношения с семьями детей, с которыми он работает.

Зачем логопеду работать с родителями?

Одна из задач логопеда – донести до родителей важность грамотного развития речи ребенка, профилактики и коррекции речевых нарушений. Специалист объясняет, в чем заключается его работа, почему нужно ответственно относиться к его рекомендациям, домашним заданиям. Логопед дает родителям советы по выбору развивающих пособий, по выполнению упражнений, по обучению чтению и письму, консультирует по другим вопросам, связанным с развитием речи.

Читайте также:  Конспект занятия в подготовительной к школе логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи: Гласные звуки и буквы

Подробнее о взаимодействии логопеда и родителей вы можете узнать на дистанционных* курсах профессиональной переподготовки. Например, в программе Специальное (дефектологическое) образование по профилю «Организация и содержание логопедической работы» с присвоением квалификации «Учитель-логопед (логопед)» этой важной теме посвящен отдельный блок учебного плана.

Групповой формат работы с родителями

Этот вариант взаимодействия с родителями актуален для логопедов, которые работают в речевых группах с дошкольниками, проводят коррекционные занятия в школах. 2-3 раза за учебный год проводятся родительские собрания. Они могут проходить в формате деловых игр, круглых столов, вечеров вопросов и ответов, мастер-классов, консультаций по речевому развитию ребенка и логопедическим технологиям, доступным для домашнего использования (артикуляционной гимнастике, логомассажу и т. д.).

Полезно устраивать фронтальные открытые занятия, на которых родители могут увидеть, как занимаются с их детьми, каких результатов удалось добиться. Еще один формат работы логопеда с родителями — различные развлекательные мероприятия: праздники, игры и т. д.

Также нужно оформлять информационно-методические уголки для родителей, раздавать им памятки и брошюры по развитию речи детей. Стоит задействовать и современные технологии, например, публиковать полезную для родителей информацию на сайте образовательной организации, в группе в социальной сети, в общем чате в мессенджере и т. д.

Индивидуальный формат работы с родителями

Этот формат взаимодействия с родителями используют логопеды, которые работают в детских садах, школах, поликлиниках, логопунктах, ведут частную практику. Индивидуальная работа позволяет установить более тесный контакт с семьей, настроить родителей на домашние занятия с ребенком. Она включает анкетирование, регулярные беседы (личные и по телефону), консультации по конкретным вопросам логопедической помощи ребенку (например, по вопросам проведения артикуляционной гимнастики, логомассажа, выполнению игровых упражнений). Важно давать ребенку и родителям домашние задания по закреплению полученных на занятиях навыков.

Какие методики развития и коррекции речи подходят для домашних заданий?

Для достижения хороших результатов многие логопедические упражнения нужно повторять ежедневно в несколько приемов. Например, артикуляционной гимнастикой рекомендуют заниматься по 5-10 минут ежедневно. Поэтому развитие и коррекция речи не ограничиваются только занятиями у логопеда. Специалист может давать домашние задания сам или использовать готовые рабочие тетради, пособия.

Для домашних заданий по развитию речи следует выбирать логопедические методы и приемы, которые легко освоить и ребенку, и родителям. Например, это могут быть артикуляционная гимнастика, логоритмика, различные упражнения по дифференциации и автоматизации звуков, заучивание стихотворений, расширение словарного запаса с использованием карточек. Важно контролировать выполнение заданий, например, просить родителей записать и прислать видео с выполнением упражнений.

Если вы хотите найти новые идеи для домашних заданий, получить или освежить свои навыки использования различных логопедических приемов, обратите внимание на наши дистанционные* программы повышения квалификации. Для поступления нужно подтвердить свой уровень образования (не ниже среднего профессионального).

Работа учителя-логопеда с родителями детей-логопатов в условиях общеобразовательной школы

Результаты психолого-педагогических исследований показывают, что дети, которые вырастают в атмосфере любви, взаимопонимания, поддержки, имеют гораздо больше возможностей для полноценного развития, в том числе речевого.

Физическое и духовное становление ребенка в огромной степени зависит от участия родителей. В настоящее время количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет, а родители из-за экономического неблагополучия и социальной нестабильности все меньше уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей, переложив всю ответственность на плечи школы. Возникает необходимость привлечения родителей к учебному процессу, через различные формы работы.

Как же логопеду начальной школы построить свою работу? С чего начать?

Учебный год для специалистов начальной школы начинается в январе, когда дошкольники проходят подготовительные занятия к школе. Основной задачей для нас является знакомство с каждой семьёй, установление непосредственного контакта.

Обследование семьи проводится комплексно: логопедом, учителем, социальным педагогом, психологом. Каждый специалист определяет круг изучаемых вопросов, которые дают достаточно цельное представление о каждой семье с учётом опыта образования, интересов и желания родителей учиться искусству воспитания. Всё это учитывается в планировании работы с семьёй.

Медицинская коррекция недоразвития речи

Контингент младших школьников представлен детьми с различными видами речевых патологий. Это обуславливает частое сочетание у них стойкого речевого дефекта с различными нарушениями психической деятельности.

Успешная логопедическая коррекция становится возможной при наличии медикаментозного лечения, требующего тщательной клинической дифференциации. Логопед рекомендует родителям консультации невропатолога. Далее проводится индивидуальная беседа, где раскрывается не только структура речевого дефекта, но и намечаются пути наиболее быстрого его устранения.

Формы и методы работы

Необходимость использования различных форм работы с родителями важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей. Успешность воспитания и обучения детей в школе во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Взаимосвязь логопеда и родителей осуществляется комплексно: с помощью коллективных, индивидуальных, наглядных форм работы.

Индивидуальная работа имеет преимущество над коллективной, так как позволяет установить более тесный контакт с родителями. Немаловажную роль в совместной, комплексной работе логопеда и семьи играет анкетирование родителей, которое предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях, ясное указание способов ответа.

Особенности семейного воспитания, потребности родителей в знаниях можно выявить при помощи:

– беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. Беседу нужно вести тактично: её задача в том, чтобы помочь семье в воспитании ребёнка.

– тетради для домашних заданий, как основной формой взаимодействия с родителями. Она служит для нас “телефоном доверия”. Тетрадь заполняется логопедом два-три раза в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребёнка;

Виды коллективной деятельности осуществляются через:

– групповые родительские собрания, которые проводятся логопедом 3 раза: в начале, середине и конце учебного года. Они объединяют родителей, нацеливают их на помощь команде начальной школы, включают в процесс воспитания детей;

– консультации проводятся не формально, а с привлечением родителей для решения конкретных проблем, что способствует развитию плодотворного сотрудничества. К некоторым консультациям готовится выставка пособий;

– фронтальные занятия с родителями проводятся в нетрадиционной форме. Как показал опыт, полезно объединять занятие с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению;

– компьютер, поскольку общеобразовательная школа № 13 г. Нерюнгри является экспериментальной площадкой по теме: «Интеграция новых информационных технологий в развивающее обучение». Программа по русскому языку «Семейный наставник» дает возможность разнообразить содержание и форму уроков. В результате создаётся заинтересованность и положительный эмоциональный настрой на логопедических занятиях, являющийся залогом успеха ребёнка;

– видеотеку, как нетрадиционную форму работы. Она содержит видеоуроки с наиболее сложной тематикой, которые предлагаются родителям для просмотра дома, так как им не всегда бывают понятны термины, употребляемые логопедом и принцип выполнения домашнего задания;

– игротеку, тем самым, накапливая опыт по методической теме, которая связана с ролью игры в коррекции устной и письменной речи младших школьников. Игротека пополняется оригинальными идеями, предложениями самих родителей, где подбором и изготовлением практического материала и пособий занимаются они сами.

Наглядная форма работы очень важна для родителей, детей — логопатов. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно.

Наглядность агитации обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом.

Речевой уголок включает в себя несколько рубрик, таких как «Домашнее задание», «Советы родителям», где отражается практическая направленность и рекомендации при выполнении заданий логопеда.
Речевой экран показывает количество нарушенных звуков у детей и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков (это обозначается цветными символами).

Папка-передвижка представляет собой подбор материала, который передаётся от семьи к семье внутри группы, с учетом практических рекомендаций.

Повышая педагогическую культуру родителей, я хотела бы сделать акцент на обучении родителей практическим приёмам работы. Это не просто механическое выполнение заданий и упражнений, а уровень самосознания и заинтересованности родителей, который они приобрели благодаря поэтапной, совместной работе.

Взаимодействие школы и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития школьника, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопед и родители действуют согласованно. Проблема содружества школы и семьи сегодня носит творческий характер. Этому надо учиться, учиться и ещё раз учиться.

Сорокатая Олеся Фёдоровна,
учитель – логопед
СОШ №13, г. Нерюнгри РС (Якутия)

Основные задачи, принципы, условия и направления взаимодействия учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-развивающей работы

Ни одна педагогическая система
не может быть в полной мере эффективной,
если в ней не задействована семья.

Е.В. Овчинникова

Цель: Формирование активной позиции родителей, привлечение их внимания к процессу коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющих речевые нарушения.

Задачи:

  • установить партнёрские отношения с семьёй каждого ребёнка;
  • создать атмосферу общности интересов и эмоциональной поддержки;
  • повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития;
  • пробудить интерес и желание участвовать в воспитании своего ребёнка;
  • обучать родителей приёмам логопедической работы.

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых навыков у детей является тесное взаимодействие учителя-логопеда и родителей. Поэтому в своей работе уделяю большое внимание сотрудничеству с родителями. Помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Родительское мнение наиболее авторитетно для ребёнка и только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребёнком. Поэтому важно сознательное участие в этом процессе родителей.

Семья – ближайшее и постоянное окружение ребёнка и её влияние на его развитие, на формирование личности велико.

Составляющими успешного взаимодействия учителя с родителями являются:

информированность это теоретическая подготовка, где мы должны дать родителям чёткий ответ на любой вопрос о речевом нарушении и его коррекции. Не маловажное значение играет информированность родителя о логопеде, как специалисте и направлениях его работы. Этому способствуют статьи, консультации с расписанием о времени проведения, рекомендации по развитию артикуляционной и мелкой моторики.

Читайте также:  Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу

временной фактор – это основа взаимоотношений, которая закладывается в ходе знакомства на первом род. собрании в сентябре. На этом собрании я, мы обозначаем цели и задачи совместной работы, рассказываю о системе логопедических занятий, акцентирую внимание на важность участия семьи и значимости их помощи.

положительный, эмоциональный настрой логопеда способствует охотному взаимодействию с родителями. Возникновение профессиональных проблем, сложных ситуаций – это совершенно нормальное явление. Возникает ситуация, когда коррекционная работа не даёт положительной динамики, либо она отсутствует вообще. Все мы знаем, что такое явление наблюдается чаще, чем хотелось бы. Честный анализ причин возникшей проблемы будет конструктивнее обвинений себя или кого-либо другого в неудаче. И вот тогда взаимодействие с родителями останется положительным, если мы предупреждаем об изменении метода воздействия на речевую проблему, о необходимости большего времени на коррекцию, чем предполагалось ранее, направит ребёнка к другому специалисту, и открыто признает, что сделал для ребёнка всё, что смог. Профессиональная добросовестность, честность, уважение к себе и другим станет основой для положительного эмоционального настроя. Эти составляющие способны внести существенную лепту в успешное взаимодействие. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач для достижения единой цели, но и принципы работы, которые можно сформулировать следующим образом:

сотрудничество – видим в родителях равноправных партнёров по коррекционному процессу.

индивидуализация – ориентация на образовательный уровень семьи, стиль семейного воспитания, наличие заинтересованности и понимания со стороны родителей проблем своего ребёнка.

комплексность координация учителем-логопедом взаимосвязи с другими специалистами (психологами, дефектологами, врачами), так как преодоление речевого расстройства является комплексной проблемой.

Условия эффективного взаимодействия во многом определяются тем, насколько чётко организована преемственность работы логопеда и родителей.

Мы между собой должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи. Для этого мы помогаем родителям:

преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;

относиться к ребёнку как равному;

понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми, всегда радоваться его успехами, поддерживать в случае неудачи;

знать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их;

установить доверительные отношения с ребёнком.

Задачами для родителейв коррекционной работе со своими детьми – это:

  • создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей
  • проведение систематической работы по общему развитию детей и коррекции недостатков согласно рекомендациям специалистов.

Основными направлениями логопедической работы являются:

  • консультативно-просветительная
  • мониторинговая
  • коррекционно-обучающая

В рамках консультативно-просветительского направления мы осуществляем:

  • ознакомление родителей с результатами логопедического обследования;
  • формирование оценки состояния речи ребёнка в данный период его развития;
  • формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в коррекционных занятиях;
  • ознакомление с методами коррекционно-развивающего воздействия;
  • ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации занятий дома.

К мониторинговой работеотносится:

  • выявление степени инициативы родителей в плане сотрудничества;
  • изучение и анализ позиции родителей по отношению к ребёнку и его речевому дефекту;
  • определение степени усвоения родителями практических приёмов;
  • определение эффективности выбранных форм;
  • анализ качества двустороннего сотрудничества.

Родители предъявляют разные требования к своему ребёнку, у некоторых детей ощущается дефицит общения с родителями.

Учитывая индивидуальность каждого из родителей, мы-учителя-логопеды должны рационально спланировать работу с родителями по исправлению речи детей. Ведь в работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать по культурному, образовательному уровню, стилю семейного воспитания, наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребёнка.

Коррекционно-обучающая работа предполагает:

  • привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе;
  • обучение конкретным приёмам логопедического воздействия;
  • обучение продуктивному взаимодействию с предъявлением одинаковых требований к выполнениям заданий.

Можно сделать выводы о том, что роль родителей в процессе речевого развития ребёнка неоспорима. Объединение усилий учителя-логопеда и родителей в коррекционной работе непростая в организационном и педагогическом плане задача.

Семья и образовательное учреждение – два важных института социализации детей, и для развития ребёнка необходимо их взаимодействие.

Таким образом, правильно организованная система взаимодействия логопеда с родителями позволяет им стать более компетентными в вопросах развития речи, осознанно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2001.
  2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей ОНР – III уровня. – М., 1999.
  3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М., 1998.
  4. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! – СПб.: Издательский дом “Литера”, 2001.
  5. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: Издательство “Союз”, 2001.

Работа учителя-логопеда с родителями детей-логопатов в условиях общеобразовательной школы

Аннотация: Большую помощь в работе по коррекции речевых нарушений у учащихся могут оказать родители учеников, занимающихся на логопедическом пункте.

Статья:

Большую помощь в работе по коррекции речевых нарушений у учащихся могут оказать родители учеников, занимающихся на логопедическом пункте.

Но для этого нужна хорошо продуманная, последовательная, систематическая, построенная на доверии работа.

Хочу обратить внимание присутствующих на то, какие родители к нам приходят. Это:

те родители, кто заинтересован в коррекционной работе с ребенком и принимают наш труд с благодарностью и пониманием /с ними легко работать/.

те родители, кто в силу тех или иных обстоятельств «набегался» по разным инстанциям, логопедам, обследованиям – в результате разочарован и приходит с недоверием /в работе с такими родителями нужно вернуть доверие т.е. расположить к себе, убедить в том, что вы искренне хотите помочь и ребенку и родителям в решении этого далеко не простого вопроса/.

те родители, кто не знает или делает вид, что не знает о нарушениях речи своего ребенка или смирился с этим /здесь должна быть большая разъяснительная беседа, убеждение в том, что их ребенку нужна, необходима логопедическая помощь и помощь самих родителей/.

те родители, кто устраивает свою «новую» жизнь в другой семье, а ребенка от первого брака воспитывают бабушки и дедушки, они искренне хотят помочь своим внукам, но чаще всего не знают в чем заключается помощь /тут тоже должна проводиться большая разъяснительная работа, консультации, советы посещение занятий и т.д..

те родители, кто любыми путями добивается зачисления ребенка на логопункт и добившись своего успокаиваются так, что больше мы их не видим т.е. перекладывают ответственность полностью на вас.

и наконец те родители, кого не волнует вообще ни воспитание ни обучение детей. Они полностью игнорируют и приглашение на обследование, и собрания, и консультации. Таких родителей мало, но они есть.

Вот с таким разнообразием родителей приходится налаживать работу так, чтобы она способствовала эффективной коррекции речевых нарушений у учащихся.

Для этого организую выступление пред родителями будущих первоклассников заранее, за год в октябре месяце. Цель выступления – объяснить важность хорошего правильного развития речи детей в успешном обучении в школе, в общении со сверстниками, с учителями. Как проверить уровень речевого развития малыша еще до школы. Что делать родителям детей с проблемами в речевом развитии и т.д.

Параллельно учителя начальной школы, проводя подготовительные курсы с будущими первоклассниками тоже проводят разъяснительную беседу с родителями тех детей, кто на их взгляд отстает в речевом развитии от своих сверстников.

Далее, через год в сентябре провожу первичное речевое обследование первоклассников и выявленных детей приглашаю на полное речевое обследование с родителями. Раньше я такое обследование проводила без родителей и знакомила с результатами обследования детей на родительских собраниях. Многие родители не верили в то, что ребенок неправильно выполнил то или иное задание.

Поэтому назначаю дату, время /40-60 мин/ и заранее раздаю родителям через учителей. Обычно на такое обследование стараются придти все родители. Перед обследованием объясняю для чего это нужно и спрашиваю согласия родителей. 2

Такая организация обследования эффективна тем, что родители видят как проходит мое общение с ребенком, слышат как ребенок выполняет то или иное задание, слушают ошибочные ответы своего ребенка. В конце обследования объясняю, как негативно может отразиться на письме или при чтении то или иное нарушение речи. Попутно даю рекомендации.

Заранее на стенд для родителей помещаю информацию о том, какое должно быть речевое развитие в норме у детей данного возраста. У родителей есть возможность изучить данную информацию и в процессе обследования сравнить речевое развитие своего ребенка.

После провожу родительское собрание. Родителям зачисленных на логопункт детей раздаю с помощью классных руководителей приглашения, обязательно с печатью школы, это их организует. /Показ бланка/.

Практика показывает, что основная масса родителей не знает, чем занимается учитель-логопед с детьми. Больше того, иные родители негативно относятся к тому, что их дети зачисляются на логопункт, и на этой почве возникают конфликты. Для этого в самом начале собрания я знакомлю присутствующих со структурой работы логопункта в школе, задачами и содержанием работы в течение всего учебного года, с видами групп детей посещающих логопункт, А также с правилами и расписанием логопедических занятий. Информацию об организации работы логопункта вешаю на стенд.

Обращаю внимание родителей на то, что они «наравне с учителем несут ответственность за посещение логопедических занятий своими детьми».

Далее знакомлю родителей с результатами речевого обследования, распределением детей по группам, даю подробную характеристику общего и речевого развития каждого ребенка.

Очень важно в понятной и доступной форме раскрыть перед родителями основные отклонения в речевом развитии детей, причины их возникновения, показать степень отставания от нормы и необходимость совместных усилий в преодолении данного дефекта.

Рассказываю о плане работы в первый период обучения, его задачах и содержании.

Если же родители ученика все же отказываются от занятий с логопедом по тем или иным причинам, целесообразно попросить их подписать отказ от занятий во избежание конфликтных ситуаций в дальнейшем.

Читайте также:  Методическая разработка: Звуковой анализ слова – важная часть подготовки детей к обучению грамоте

Бланк отказа есть в книге «Организация логопедической работы в школе» под редакцией Елецкой О.В. и Горбачевской Н.Ю./Показ бланка/.

Полезно дать посмотреть родителям ярко выраженные письменные работы детей-дисграфиков, чтобы они смогли наглядно убедиться в последствиях фонематических и лексико-грамматических нарушений речи.

В заключении рассказываю о речевом режиме в семье, в частности о том, что родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. Как заниматься дома с ребенком-логопатом в учебное время и на каникулах, о важности регулярного посещения коррекционных занятий.

На этом же собрании ставлю родителей в известность о том, что в ходе работы иногда возникает необходимость проконсультировать ребенка у врача специалиста /психоневролога, невропатолога, отоларинголога и т.л./. Делается это, прежде всего в интересах ребенка, чтобы всесторонне изучить его личность и выбрать оптимальный вариант для исправления недостатков его развития.

Затем информирую родителей о том, что для них систематически в течение года будут проводиться консультации-беседы, открытые индивидуальные и фронтальные занятия дни открытых дверей.

Кроме этого постоянно обновляю информацию на стенде для родителей.

Своей работой и отношением к детям стараюсь показать, что близко к сердцу принимаю судьбу их детей и всегда готова прийти на помощь.

Таким образом, родители обязательно должны отчетливо представлять себе, ЧТО,ПОЧЕМУ и ЗАЧЕМ нужна такая работа.

Важно лишь правильно понять причину затруднений и целенаправленно работать над их преодолением.

Благодаря такой работе эффективность занятий неизменно возрастет.

ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть

ребенка высмеивают, он становится замкнутым

ребенка хвалят, он учится быть благородным

ребенка поддерживают, он учится ценить себя

ребенок растет в упреках, он вырастет с чувством вины

ребенок растет в терпимости, он учится понимать других

ребенок растет в честности, он учится быть справедливым

ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей

ребенок растет во вражде, он учится быть агрессивным

ребенок растет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Статья «Современные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей-логопатов в условиях общеобразовательной школы»

Современные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей-логопатов в условиях общеобразовательной школы.

Ни одна педагогическая система

не может быть в полной мере эффективной,

если в ней не задействована семья.

В основе современного взгляда на взаимодействие семьи и школы лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители . Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и образовательного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями: мотивация, сотрудничество, взаимодействие.

Для хорошего результата в коррекции нарушений речи у детей логопеду, как организатору процесса коррекции, важно создать у родителей мотивацию на сотрудничество. Для этого необходимо выявить проблемы, проанализировать их, найти и преодолеть барьеры во взаимодействии, сформировать потребность в изменении мотивации у родителей и настроить взаимоотношения учителя- логопеда с родителями в русло сотрудничества.

Результаты психолого-педагогических исследований показывают, что дети, которые вырастают в атмосфере любви, взаимопонимания, поддержки, имеют гораздо больше возможностей для полноценного развития, в том числе речевого. Физическое и духовное становление ребенка в огромной степени зависит от участия родителей. В настоящее время количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет, а родители из-за экономического неблагополучия и социальной нестабильности все меньше уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей, переложив всю ответственность на плечи ДОУ и школы.

Работая над проблемой организации работы логопеда с семьей, приходишь к выводу, что взаимодействие с семьей ребенка является одной из сложных сторон деятельности. Нередко педагоги испытывают трудности в установлении контакта с родителями учеников.

Как показывает практика, родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, как правило, они испытывают трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком. И наоборот, часть педагогов недооценивают важность жизнедеятельности младших школьников в семье и затрудняются в исполнении этого значимого фактора в коррекционной работе. Отсутствие систематической обратной связи из семьи лишает логопеда возможности быть достаточно информированными о характере речевой деятельности детей в повседневных жизненных ситуациях.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

В современных условиях актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.

Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно– педагогической деятельности важно не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Среди традиционных и современных форм работы логопеда с родителями в школе по преодолению речевых недостатков я выделяю:

Родительские собрания. Данный вид взаимодействия остаётся актуальным и сегодня. Родителям предлагаются различные темы собраний: «Результаты обследования речи детей на начало учебного года», “Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы”, “Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму”, “Итоги коррекционной работы за год”. Родительские собрания могут быть организованы, например, в форме «круглого стола» или «логопедической гостиной». Самое главное создать доверительную и положительную атмосферу, чтобы каждый родитель мог почувствовать себя комфортно.

Ведение домашних тетрадей совместной деятельности. Данный вид взаимодействия очень ценен для специалиста ещё и тем, что здесь можно проследить эффективность организации взаимодействия всех участников образовательного процесса. Тетрадь для домашних заданий является связующим звеном в системе «логопед-ребёнок-родитель». Логопед предоставляет родителям возможность проследить динамику обучения ребёнка, организовать их участие в выполнении домашнего задания. Данный вид работы считаю наиболее оптимальным способом взаимодействия с родителями. Родитель в полной мере становится участником коррекционного процесса. Помогает ребёнку в выполнении тех или иных заданий, знает на каком этапе обучения находится его ребёнок, знает что у ребёнка не получается, а с чем ребёнок хорошо справляется. В свою очередь логопед имеет возможность оценить степень участия и желание участвовать родителей в коррекционном процессе по качеству выполняемых домашних заданий. Давая каждому ребёнку своё индивидуальное задание, логопед имеет возможность в полной мере реализовать индивидуальный подход. Ведение домашних тетрадей напрямую оказывает влияние на результативность работы логопеда.

Создание групп активных родителей в различных интернет-сообществах (Viber, Whats App, Instagram и др.). Данный вид взаимодействия становится наиболее актуальным и популярным в последнее время. Всеобщая доступность к интернет-ресурсам позволяет учителю-логопеду поддерживать связь с родителями обучающихся, пусть и на расстоянии, а родителю в свою очередь, быть в курсе новостей, делится друг с другом информацией об образовательном процессе даже при ограниченном времени и невозможности непосредственного участия в жизни ребёнка в школе.

Тестирование и анкетирование. Во-первых, позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей. Во-вторых, позволяют логопеду организовывать свою работу более эффективно, в соответствии с потребностями родителей.

Играем дома. Эта рубрика на страничке учителя-логопеда в Дневнике.ru знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: “На кухне”, “По дороге в школу, магазин, к бабушке”, “В свободную минутку”.

Шкатулка методических советов. Каждую неделю в копилку на страничке учителя-логопеда в Дневнике.ru добавляется новая информация, рекомендуемые задания для родителей, стихи, загадки по закреплению тех навыков и умений, которыми овладели дети за некоторый промежуток времени. Это позволяет родителям увидеть, чему ребёнок обучался на текущей неделе и продолжить работу дома по закреплению этих навыков.

Дни открытых дверей. Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще стоит поработать. Часто логопед сам приглашает родителей на такие занятия.

Родительские пятиминутки. Рекомендуются при работе на логопункте, где родители получают возможность кратковременной личной консультации.

Родительский всеобуч. На таких мероприятиях родители имеют возможность получить для себя новую, полезную информацию. Также имеют возможность попрактиковаться в практическом выполнении тех или иных заданий под чутким руководством логопеда. Например, в выполнении артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, опробировать на себе некоторые виды пособий, которые логопед использует на занятиях. Как правило, такие практикумы имеют у родителей очень положительные отзывы, сближают их с педагогами, позволяют лучше понять специфику работы.

Праздники, развлечения, логопедические КВНы, викторины. Родители приглашаются на данные праздники, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки приобретенные за год. Что важно, родители также становятся активными участниками данных мероприятий.

Совместные проекты. Позволяют всем участникам образовательного процесса проявить себя с новой стороны, раскрыть новые возможности для реализации своих умений и навыков. Проекты позволяют разнообразить и насытить образовательный процесс, сделать его более интересным. В проектах активно принимают участие и родители, и дети и, конечно же, специалисты. Например, родители совместно со своими детьми активно участвуют в создании книг сказок о весёлом язычке, создают иллюстрации к книжкам-раскладушкам и т. д.

Логопедическая страничка на сайте школы, личном сайте учителя-логопеда или на портале Дневник.ru. Специалист размещает различную информацию актуальную для родителей: консультации на интересующие темы, видео и фотоотчёты по реализуемым проектам и проводимым открытым мероприятиям и занятиям, промежуточные и итоговые результаты логопедического обследования, видео обучающих мастер-классов и т.д. Доступность данной информации позволяет взаимодействовать с родителями более эффективно. Использование данного ресурса повышает компетентность, образованность и информированность родителей.

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных партнерских отношений, осознание родителями своей роли в обучении и воспитании ребенка. В итоге достигается главная цель этого взаимодействия – обеспечить максимально благоприятные условия для полноценного и всестороннего развития ребёнка.

Ссылка на основную публикацию