Оригами в развитии ребенка с ОВЗ

Значение занятий оригами для детей с ограниченными возможностями здоровья

Однажды газеты всего мира рассказали про девочку из Хиросимы. Она знала, что неизлечимо больна, но, с каждым днем слабея, складывала и складывала бумажных журавликов, потому что верила: если сделает тысячу, может быть исполнится самое заветное ее желание. И со всех концов планеты полетели в Японию бумажные журавлики: чтобы помочь обреченной девочке, миллионы детей научились делать их, хотя это было совсем непросто. Наверное, тогда очень многие впервые узнали про оригами (в переводе на русский – “сложенная бумага”), о том, что в самой Японии оригами – это целое искусство.

Оно уходит корнями в глубокую старину. Тысячу лет назад в Стране восходящего солнца это было не столько забавой и увлечением, сколько священным ритуальным действием, связанным с религиозным культом многоликой и тысячерукой богини милосердия Каннон.

Со временем значение оригами стало более земным: радовать глаз и в будни, расцвечивая быт, и в праздники, украшая карнавальные шествия. А еще многие признавали, что это одна из увлекательных форм познания мира. Знаменитый немецкий педагог и основатель системы дошкольного воспитания Фридрих Фребель высоко оценивал искусство складывать бумагу как способ ознакомления детей с азами геометрии. Но познавательные способности оригами гораздо шире.

Не случайно в некоторых странах это занятие – такой же обязательный школьный предмет, как родная речь или математика.

Слухи об удивительном японском искусстве издавна проникали в Европу и Америку, но покорилось оно иностранцам лишь в нашем веке, когда клерк Акира Йошизава придумал универсальную систему условных знаков. С их помощью удается записать без слов последовательность, в которой можно сложить из бумаги любую, даже самую трудную фигурку. Язык этот сродни нотам в музыке – понятен и японцу, и американцу, и русскому.

О пользе древнего искусства рассуждают медики, психологи, педагоги..

И в настоящее время освоение оригами широко представлено в дополнительном образовании.

Дополнительное образование дает ребенку большие возможности адаптации в окружающем мире, так как предлагает разнообразные виды деятельности. Все дети, в том числе имеющие проблемы со здоровьем, способны к какому-либо (и не одному) виду творчества.

Для детей с ограниченными возможностями это важно особо. Ведь эти дети обделены не только природой, а еще и обществом, от которого они изолированы. Необходимо помочь детям-инвалидам открыть и развить свои потенциальные возможности и способности. Ведь радость творчества, открытие в себе способностей создавать прекрасное помогает этим детям легче переносить проблемы и трудности, помогает жить с радостным настроением. А также крайне важно то, что дети смогут увидеть, что их деятельность может быть востребованной.

Оригами как никакой другой вид творчества может помочь детям с ограниченными возможностями здоровья овладеть многими необходимыми для жизни бытовыми навыками и умениями.

Физиологами установлено, что в коре головного мозга кистям рук выделено места больше, чем спине и ногам.

Но управление эмоциональными и логическими функциями неодинаково распределено между полушариями. А вот как раз в оригами изначально задействованы обе руки, следовательно, активизируется взаимодействие полушарий, и полнее раскрываются возможности детского организма

Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они с удовольствием овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Занятие оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них развивается мелкая моторика рук, точные движения пальцев, глазомер.

Занятие оригами способствует концентрации внимания, стимулирует развитие памяти, так как надо запомнить последовательность изготовления игрушки, приемы складывания и способы соединения деталей.

Схемы складывания фигурок оригами знакомят детей с основными геометрическими понятиями.

Эти занятия активизируют мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснения приемов складывания).

Также эти занятия способствуют созданию игровых ситуаций. Для детей в любом возрасте игра является увлекательным, необходимым делом. В игре ребенок развивается, умнеет. А для этих детей, которым часто очень трудно концентрировать внимание, это еще и психологическая разгрузка после основных уроков.

На занятиях можно не только создавать игрушку, но и изучать русские сказки, петь, играть, сочинять истории, знакомиться с персонажами русского фольклора.

Психолого-педагогические наблюдения за процессом художественного творчества показывают, что создание любой творческой работы сопровождается речью, дети учатся правильно рассуждать и четко выражать свои мысли.

Основная задача художественно-творческой деятельности заключается в том, чтобы развить эстетические чувства, представления и взгляды на мир, представить растущей личности возможность познать радость созидания, получить удовлетворение от своей деятельности. Эта деятельность очень специфична. Это не обычное учебное занятие, на котором дети просто чему-то учатся, что-то узнают, это – художественно-творческая деятельность, требующая от ребенка положительного эмоционального отношения, желания создать изображение, картину, прикладывая усилия мысли и физические усилия. Без этого успех невозможен.

Один из наиболее важных принципов занятий – связь обучения с жизнью. Это значит, что вся творческая деятельность должна опираться на впечатления, полученные ребенком от действительности.

Есть основания рассматривать оригами не только с художественно-эстетической, но и с иной стороны. Так, оригами – теория взаимной трансформации двумерных и многомерных фигур, а также оригами – практика формирования пространственных конструкций из разнообразных листовых материалов («развертывание») и оригами – практика компановки пространственных конструкций в портативные («свертывание»). Таким образом, оригами может рассматриваться и как изобразительное искусство и как новая технология, средство научно-технического моделирования и художественно-технического макетирования.

Неоценима роль оригами и в процессе социальной адаптации детей, которые большую часть жизни проводят дома.

Это и общение со взрослыми, с педагогами, и участие в выставках и конкурсах, т.е. общение с другими детьми. Ведь с помощью замечательного искусства оригами можно даже сделать костюмы, которые дети с удовольствием надевают на веселые праздники, и игры, в которые они могут поиграть с другими.

Самое главное для этих детей в смысле психологическом то, что в процессе занятий оригами стабилизируется на высоком уровне психическое и эмоциональное состояние, снижается тревожность и психическая травмируемость.

А великое искусство оригами, которое мы все так любим, планомерно помогает детям творить, радоваться и полноценно жить!


Шахматные фигуры, выполненные в технике оригами


Шахматные фигуры – «животные», выполненные в технике оригами


Сборка картины из выполненных в технике оригами модулей.


Новогодний костюм с маской, выполненной в технике оригами

Искусство оригами как средство реабилитации для инвалидов детства с ментальными нарушениями

Евгений Щекотихин
Искусство оригами как средство реабилитации для инвалидов детства с ментальными нарушениями

Искусство Оригами (изготовление поделок из бумаги, путём свёртывания и сгибания) является одним из самых древних, и зародилось в Китае. До нас дошли изделия, возраст которых около 3000 лет. Занятие данным видом творчества стимулирует развитие мелкой моторики. Развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием умственной деятельности: твореское, созидательное мышление, выявление сознательной и бессознательной составляющей, улучшение мозговой деятельности. Чтобы отделить клочок бумаги, не стоит сразу брать ножницы. Оторвать ровно половину листа можно и при помощи рук. Достаточно, свернуть лист ровно, пригладить пальцами, затем, оторвать при помощи линейки. Данный приём поможет подвести обуающихся к разделу “Бумагопластика”. Через подобную форму деятельности обучающиеся с ОВЗ начинают лучше познавать мир. Что снаружи? Что внутри? Как всё устроено? Построение сложных форм при помощи простых геометрических фигур. (Б. М. Неменский “Изобразительное искусство и художественный труд” разд. Мастер постройки.) Для примера возьмём игрушку в технике “Оригами” – “Лягушка – квакушка”. Как лягушка прыгает? Как лягушка квакает? Вместе с обучающимися изображаем лягушку при помощи жестов и звуков. Далее изготавливаем изделие в материале, т. е. из бумаги. Занятия данным видом деятельности способствует наиболее эффективной коррекции врождённых дефектов и заболеваний, а так же является отличным способом реабилитации инвалидов с ментальными нарушениями в социуме.

Арттерапия как средство реабилитации инвалидов детства с ментальными нарушениями Данная тема несёт в себе здоровьесберегающие технологии и принципы доступной среды для инвалидов. Как художник, педагог, часто рассматриваю.

Искусство как мощное средство воспитания чувств ребёнка-дошкольника Аннотация: эстетическое воспитание детей надо начинать с раннего возраста. Очень важно приобщение ребёнка ко всем видам искусства: музыке,.

Консультация для родителей «Оригами, как средство развития ребенка» Консультация для родителей «Оригами как средство развития ребенка» Подготовила: воспитатель – Крашенинникова Евгения Александровна.

Кулинарный мастер-класс в социально-реабилитационном центре для молодых инвалидов с ментальными нарушениями Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию кулинарный мастер- класс, проведённый мною в социально- реабилитационном центре.

Музейные встречи как средство социальной реабилитации Воспитание искусством Основы эстетической культуры личности закладываются в детстве. Задача эстетического воспитания – сформировать у человека.

Современные методы социальной реабилитации детей с нарушениями интеллекта Современная ситуация в России характеризуется существенными структурными изменениями, связанными с глобальными процессами модернизации и.

Занятие по изобразительному искусству для молодых инвалидов с ментальными нарушениями «Народные промыслы родного края» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Как у художника, педагога и народного мастера у меня возникла мысль создать серию занятий, посвящённых.

Занятие по изодеятельности «Изготовление объёмной игрушки из бросового материала» для инвалидов с ментальными нарушениями Цель — Развитие пространственного и образного мышления у воспитанников с ОВЗ. Развитие навыков конструирования, знание геометрических форм.

Нетрадиционные техники рисования для обучающихся с ментальными нарушениями. Занятие по изодеятельности «Осенние мотивы» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу поделиться публикацией занятия по совместному рисованию нетрадиционными материалами. Занятие проведено.

Занятие по изодеятельности «Плешковская и чернышенская игрушка» для инвалидов с ментальными нарушениями Здравствуйте, уважаемые коллеги- педагоги! В предыдущих записях блога я опубликовал конспекты занятий по Плешковской и Чернышенской игрушке,.

Альманах педагога

Автор: Аликаева Вера Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП ГБОУ СОШ №13 “Детский сад №29 “Кораблик” г.о. Чапаевск
Населённый пункт: город Чапаевск,Самарская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: “Оригами как инновационная технология,в работе с детьми ОВЗ”
Дата публикации: 28.04.2018
Раздел: дошкольное образование

«ОРИГАМИ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ,

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОВЗ»

Выполнила: Аликаева Вера Евгеньевна

ГБОУ СОШ №13 г.о. Чапаевск

СП «Детский сад №29 «Кораблик»

оптимальных условий для реабилитации и развития тех качеств и навыков,

социальные и коммуникативные

навыки; формирует определенный круг

категории к обучению в школе.

Условия комбинированного детского сада дают возможность для

временной интеграции ребенка с задержкой развития в среду здоровых

сверстников, что в значительной степени обогащает систему мероприятий

коррекционного воздействия, формируя адекватные способы вхождения в

социум. Воспитанников коррекционной группы объединяем со

сверстниками для проведения различных совместных мероприятий

Новые жизненные условия, в которые

поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают

• быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои

новые оригинальные решения;

•быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Требования эти актуальны и для выпускников коррекционной группы

Реализация же этих требований предполагает человека с творческими

Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение

приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых

выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в

Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование

занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с

эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение

особенности восприятия человеком окружающего мира: природы,

общественной жизни, а также особенности развития воображения. В

конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй,

наиболее ярко- творческое воображение и мышление. Одним из видов

конструирования является оригами.

Искусство складывания из бумаги различных фигурок возникло в Японии в

VII – VI в.в. хотя сама технология бумажного производства была разработана

в Китае задолго этого времени, ещё до нашей эры. В ту далёкую от нас эпоху

бумага была изысканным ценным материалом, который в Японии

использовался в особых случаях, в частности I время религиозных

церемоний. Возможно, немаловажную роль в этом сыграло случайное

совпадение звучания слов “бог” и “бумага” – по-японски “ками”. Так возникла

мистическая связь между религиозными ритуалами в синтоистских храмах и

сложенными фигурками из бумаги (“оригами”). Один из таких ритуалов

состоял в изготовлении бумажных коробочек, которые клали пожертвования

богам – небольшие кусочки рыбы и овощей

Читайте также:  Дифференциация звуков П, Пь - конспект занятия

Оригами в его классическом варианте (только квадрат, никаких надрезов)

не случайно родилось в Древней Японии. Это занятие удачно вписывалось в

направлена на природу как на гармоничное единство, в котором привычные

для европейца противоречива, части неразрывно слиты в единое целое.

Квадрат в качестве рамки для японских иероглифов, символов и как

основа складывания фигурок выбран неслучайно. На востоке он является не

пределы, которой были необозримы Необъятное Вселенной, в основе которой

лежит квадрат, подчёркнута в афоризме Лао-Цзы: “У великого квадрата нет

В XII – XVI в.в. оригами в Японии постепенно выходит за пределы

фигурки, сложенные в виде бабочек журавля или цветка, являлись символами

определённых чувств и пожеланий В XVII – XI веках оригами превращается в

популярный способ провождения свободного времени.

старинное традиционное японское развлечение истинный дух творчества и

немногим. В 1954 г. была издана его первая книга “Новое искусство оригами”

В том же году Акира Иошизава организует в Японии общество оригами. С

тех пор известность и слава мастера только растет. Как и многие в Японии,

Иошизава считает, что сами божества творят красоту его руками. Он не

приступает к складыванию очередной фигурки, не сотворив в душе молитву.

‘”В оригами не должно быть случайных линий, напутствует мастер новичков

– каждая из них должна быть продумана”.

искусство оригами стало традицией, прочно вошедшей в культурную жизнь

Древней Японии. В эпоху Маромачи (1338-1573 г.г.) владение тем или иным

стилем оригами стало указывать на принадлежность владеющего им к той

разумеется, отличалась элита тогдашнего общества – самураи. Эпоху Тахугава

(1603-1867 года) искусство оригами стало ещё более демократичным, и это

совпало с общим расцветом японской культуры Именно к этому периоду

рассказывалось о том, как правильно складывать бумагу для того, чтобы

получать фигурки журавлей, птиц и бабочек. В 1945 г, вышла ещё одна книга

– “Кан, но мадо”, или “Окно в середину зимы”, и в ней впервые была

приведена целая коллекция фигурок – оригами самого различного содержания

На западе к оригами относились долгое время лишь как к детской забаве,

но не спешили принять искусством Многие поколения мальчиков и девочек в

Европе и Америке складывали в детстве бумажные фонарики, птичек,

лягушек и фигурки звездочетов. Лишь совсем недавно мир, наконец,

рассмотрел в оригами именно искусство, развивающее творческие и

интеллектуальные возможности человека. Оно привлекло внимание

педагогов, так как является не только увлекательным способом проведения

досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности

развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев

и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в

том числе на развитие речи. Этот вид искусства благоприятно воздействует

на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины,

приемы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят

сохраненные в памяти знания и умения. Занятия оригами дисциплинируют,

воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное

отношение к предмету и материалу (бумаге), влияют на формирование

самостоятельности, уверенности в себе, самооценки. А также позволяют

детям испытать свои возможности и проявить способности конструктивные,

изобразительные, творческие, оформительские (оформление открыток),

Почему детям нравится заниматься оригами?

Оригами похоже на волшебство – из обычного листка бумаги за несколько

минут рождается чудесная фигурка! Оригами не требует больших

материальных затрат, занятия оригами абсолютно безопасны даже для самых

маленьких детей. С помощью оригами легко и быстро создается целый мир, в

который можно играть! Не требуется особых способностей и получается у

всех! С помощью оригами легко делать необычные и оригинальные подарки

и украшать помещения.

Какие способности развивает оригами?

• Развивает способности к мелким движениям руками, приучает к точным

движениям пальцев под контролем сознания.

• Развивает пространственное воображение, учит читать чертежи.

• Знакомит детей с основными геометрическими понятиями.

• Стимулирует развитие пространственной и моторной памяти, учит

• Развивает творческие способности.

• Расширяет игровые и коммуникативные способности детей, их кругозор.

Думаю, что всех достоинств этой техники не перечислить. Но и этих уже

достаточно, чтобы понять актуальность и ценность оригами для развития

Я работаю в детском саду комбинированного вида, где наряду с группами

детей общеразвивающей направленности , есть и группы для детей с

задержкой психического развития. Многочисленные исследования показали,

что дошкольники с ЗПР по сравнению с нормально развивающимися детьми

характеризуются не соответствующим возрасту недостаточным развитием

внимания, восприятия, памяти, недоразвитием личностно-деятельной

основы, отставанием в речевом развитии, низким уровнем речевой

активности, замедленным темпом становления регулирующей функции речи.

Психологи и педагоги отмечают характерные для дошкольников с ЗПР

импульсивность действий, недостаточную выраженность ориентировочного

этапа, целенаправленности, низкую продуктивность деятельности.

Отмечаются недостатки в мотивационно-целевой основе организации

деятельности, несформированность способов самоконтроля, планирования.

Какой находкой в работе с такими детьми для меня оказалась техника

социальная адаптация дошкольников.

• Познакомить с основным приемом складывания базовой детали-модульного

Учить читать технологическую карту;

• Учить читать схемы;

Учить ориентироваться в проблемных ситуациях.

Оригами как средство развития мелкой моторики учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Введение занятий, связанных с развитием дефицитарных возможностей учащихся, во внеурочную деятельность, позволяет успешно корректировать развитие мелкой моторики, а т. ж. таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация. К таким многофункциональным занятиям можно отнести занятие оригами.

Просмотр содержимого документа
«Оригами как средство развития мелкой моторики учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

ОРИГАМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ УЧАЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончике их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерство в детской ладошке, тем умнее ребенок»

Недоразвитие мелкой моторики является характерной особенностью у детей с ограниченными возможностями здоровья. Это подтверждается исследованиями А. В. Антаковой – Фоминой, М. И. Кольцовой, Е. И. Исениной.

По данным исследователей, к сфере мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи человека неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Введение занятий, связанных с развитием дефицитарных возможностей учащихся, во внеурочную деятельность, позволяет успешно корректировать развитие мелкой моторики, а т. ж. таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация. К таким многофункциональным занятиям можно отнести занятие оригами.

Значение и актуальность оригами для развития, образования и воспитания учащихся с использованием занимательного материала исторически и научно доказано многими учеными и исследователями. Итак, оригами:

– повышает активность, как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями обоих рук, что, в свою очередь, ведёт к позитивному изменению целого ряда показателей

– развивает мелкую моторику кисти и глазомер

– стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

-знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.

-развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.

-расширяет коммуникативные способности детей.

-совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

-воспитывает толерантное отношение круг к другу, уважение к традициям народов мира.

Именно, поэтому работа с бумагой в технике оригами была выбрана мною темой для самообразования. Работа начата в сентябре 2013года, предположительный срок окончания май 2016 год. Определена цель и задачи по теме:

Цель: Оценить эффективность применения оригами на воспитательских занятиях, для развития мелкой моторики у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Обучающие: Знакомство с японским искусством оригами, историей бумаги, историей развития оригами во всем мире. Знакомство с базовыми формами оригами. Закрепление основных геометрических и математических понятий. Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий. Обучение различным приёмам работы с бумагой. Учить примененять знания, полученных на уроках природоведения, труда, изобразительного искусства и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Коррекционные: Развитие мелкой моторики рук и глазомера. Развитие внимания, памяти, абстрактного мышления, пространственного воображения, кругозора. Развитие художественного вкуса, творческих способностей учащихся. Расширение коммуникативных способностей детей.

Воспитательные: Воспитание интереса к искусству оригами. Уважение к традициям народов мира. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Методы используемые при проведении занятий.

Наглядный – демонстрация способов действий, показ образца.

Словесный – рассказ педагога, беседа. Задаваемые детям вопросы ориентируют их на необходимость рассуждать, анализировать, стимулируют самостоятельный поиск решения познавательной задачи.

Практический и игровой – методы включают упражнения и игры для развития моторики кисти и пальцев рук. Игровые упражнения на развитие умения ориентироваться в плоскости листа.

Приёмы используемые в работе:

Мотивация к выполнению (участие в выставках, подарки к праздникам);

Обсуждение правил, пользования орудием труда, например тема беседы «Как работать безопасно с инструментами»;

Комментирование способа выполнения действий;

Художественное слово, использование, как стихотворений, так и загадок;

Вопросы к детям;

Выполнение работы небольшими частями;

Приемы самоорганизации, самооценивания.

Принцип личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку;

Отбор содержания доступного детям;

Постепенного усложнения программного содержания;

Индивидуального подхода к детям.

Что же такое оригами, о котором идёт речь? На этот вопрос японцы ответили 7 веков назад. Оригами – искусство складывания из бумаги, древнее японское изобретение и одно из самых распространённых по сию пору в Японии детских (и не только детских) занятий и увлечений, при котором «голова работает руками». Своё название оно получило от японских слов «ори» -складывать и «гами»-бумага. Оригами складывают ТОЛЬКО из бумаги. В России простейшие оригами известны каждому – бумажные самолётики, гармошки, кораблики, пилотки и т.п. Достоверно известно, что поделки из бумаги складывали Лев Толстой и юный российский император Николай II.

Из обычного листа бумаги оригамист может создать самые разнообразные фигуры: птица, животное, растение, человек, здание, автомобиль и т.д. Чтобы добавить фигурам оригинальности и неповторимости, для складывания можно использовать цветную бумагу. Также можно создавать поделки из треугольных модулей, используя приемы модульного оригами. В классическом оригами для создания фигурок нужен один квадратный равномерно окрашенный лист бумаги, и никаких ножниц и клея – и процесс пошёл. В проведении занятий оригами предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работ: от создания фигурок до сочинения сказок с последующей их драматизацией.

Одно из главных условий освоения бумажного складывания – стиль общения педагога с учащимися, использование личностно-ориентированного подхода. Бумага дает возможность проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества, а работа с учащимися специальной (коррекционной) школы строится именно на ситуации успеха.

На занятиях оригами можно не только складывать разнообразные фигурки, но и изучать обряды разных народов, петь, играть, сочинять истории, сказки, знакомиться с персонажами фольклора разных стран.

Занимаясь с детьми оригами, я стремлюсь к тому, чтобы учащиеся умели получать радость от творчества, делились бы ей с окружающими, использовали полученные знания в жизни. В ходе работы у ребят проявляется самостоятельность, они фантазируют, творят.

Краткое содержание работы по оригами на занятиях

Курс занятий по обучению оригами лучше осваивать в 3 этапа т.к. данная деятельность имеет большой диапазон уровней сложности, которые постепенно возрастают и усложняются. Многие фигурки, известные в оригами, начинают складывать одинаково до определенного момента. Одинаковые заготовки называются базовыми формами – простые фигуры. Именно на их основе составляются более сложные формы. Всего в оригами насчитывается двенадцать базовых форм.

На 1 этапе все изделия основаны на простых базовых формах: «Треугольник», «Воздушный змей», «Двойной треугольник», «Двойной квадрат», «Конверт».

На этом этапе детям демонстрируется лишь сам процесс складывания. Условные знаки и схемы служат детям дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания. В методической литературе педагогу рекомендуется на этом этапе демонстрировать учащимся процесс складывания изделия на большом листе бумаги. Намного удобнее использовать для показа инструкционные карты, состоящие из отдельных листов. На каждом листе такой инструкционной карты с помощью большого листа цветной бумаги показывается только одна операция по изготовлению изделия. Педагог должен последовательно предъявлять учащимся по одному листу такой инструкционной карты, контролируя на начальной стадии обучения каждое действие учащихся, а в дальнейшем – лишь отдельные наиболее важные операции. При этом условные знаки и схемы служат лишь дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания.

Читайте также:  Годовой план работы учителя-логопеда

На 2 этапе усложняются поделки, выполненные на основе ранее изученных базовых форм. Кроме того, дети знакомятся с новыми базовыми формами: «Дом», «Дверь», «Рыба» и выполняют изделия на их основе. В это время учащиеся более подробно знакомятся с международной системой условных знаков оригами, зарисовывают в альбомы условные знаки и схемы складывания базовых форм. Учатся выполнять изделия, опираясь не только на демонстрацию процесса складывания, но на схемы. На втором году обучения предлагаются для работы простые схемы, демонстрирующие последовательность сборки изделия. В начале обучения на этом этапе необходим подробный устный разбор последовательности выполнения изделия и контроль наиболее сложных операций. А затем можно предлагать некоторые простые схемы и для самостоятельной работы. Некоторые наиболее простые схемы можно также рисовать на доске по ходу изготовления изделия.

На 3 этапе учащимся становятся доступны уже самые сложные базовые формы: «Катамаран», «Птица», «Лягушка». Работы, выполняемые на 3 этапе, отличаются своей сложностью. Большое место занимают объемные и двигающиеся изделия. Учащиеся работают со схемами, нарисованными на доске или в книге. Этот этап предполагает большой объём самостоятельной работы учащихся со схемами оригами из различных книг. В это время педагог оказывает лишь небольшую индивидуальную консультативную помощь учащимся.

Пример организации занятия оригами

Тема занятия: “Символ мира – японский журавлик”.

Обучающие: работа с бумагой; выполнение последовательных действий в рамках технологического алгоритма; пропедевтика основ геометрических понятий.

Развивающие: навыки мелкой моторики; пространственно-ассоциативное мышление, концентрации мышления; коммуникативных способностей.

Воспитательные: интерес к культуре другого народа, национальным традициям.

Материалы и инструменты: разноцветные листы бумаги разных размеров, тонкие нити, клей, ножницы, проволока.

Краткое содержание: педагог рассказывает о двух наиболее древних японских книгах, посвященных оригами, в которых рассказывается о том, как складывать из бумаги фигурку журавлика (Цуру). Птица, с длинной шеей в Китае и Японии считалась символом удачи и долгой жизни. Вторая мировая война придала древней фигурке ещё одно значение – символ мира.

Далее рассказ о девочке Садако Сасаки – которая молившейся о мире на земле после бомбардировки Хиросимы. В больнице Садако складывала журавликов. По легенде для исполнения желания надо было свернуть тысячу фигурок. Она успела сделать 644. Но память о ней жива. Дети и взрослые разных стран мира до сих пор присылают к подножию её памятника всё новые и новые фигурки.

Говориться о смысле древней легенды, которая состоит в том, чтобы подарить тысячи фигурок окружающим, разделить с ними радость творчества и получить в ответ тысячу улыбок. Быть может мир от этого станет чуть добрее.

Далее в практической части педагог знакомит учащихся с базовой формой – птица и на её основе складывает журавлика. В конце занятия всех журавликов подвешиваются в круг и на тонких нитях.

Сегодня история развития искусства складывания из бумаги (оригами) в России насчитывает много лет. Вопрос объективной научной оценки результатов занятий оригами (не только детей, но и взрослых) привлекает профессиональное внимание психологов, педагогов, родителей и детей.

Занятия оригами, позволяют детям испытать свои возможности и проявить следующие способности:

-конструктивные – при создании фигурки из одного листа бумаги путём его неоднократного складывания, при изготовлении фигурки из нескольких деталей, сложенных в технике оригами и соединённых при помощи клея;

-изобразительные – за счёт частичной или полной дорисовки деталей, использования метода аппликации, применение цветовых сочетаний, чередования цвета;

– творческие – изобретение новых вариаций на классические модели, изобретение новых фигурок;

– оформительские – изготовление открыток, оформление помещений к празднику;

– театральные – обыгрывание сложенных моделей, инсценированные с их помощью сюжетов из произведений детской литературы.

Считаю, что занятия оригами это идеальный способ развития мелкой моторики, а также всестороннего развития учащихся, а самое главное увлекательный способ досуга. Работа по исследованию возможностей оригами для развития мелкой моторики учащихся специальной (коррекционной) школы продолжается.

В приложении к выше сказанному прилагаю сказку, которую, показала учащимся своего класса на самом первом занятии оригами для увлечения данным видом искусства. (приложение №1)

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений

VIII вида 5-9 кл. Под ред. Воронкова В.В..

«Пальчиковые игры и гимнастика»

И. Павленко. Развитие мелкой моторики рук школьников . М, 2009

Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. Оригами и аппликация, С-Пб, «Кристалл», 1998

Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Уроки оригами в школе и дома», М.:

Аким, 2007., 206 с. (рек.Мин. образования РФ).

Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992

ГончарВ. «Игрушки из бумаги», М.: Аким, 97, 64 с. Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999

Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. С-Пб, «Дельта», 1996

Сержантова Т.Б. «365 моделей оригами», М.: Айрис, 2000 г.Соколова С.В. Игрушки-оригамушки. С-Пб, «Химия», 1997

Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, «Академия развития», 1996

Техника оригами как средство интеграции детей с ДЦП в коллектив здоровых сверстников

Автор:
Никологорская Н.А.,
учитель-логопед

Принятый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ регулирует право на получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, что является основанием для создания региональных моделей инклюзивной практики обучения. По согласованию с Министерством образования Иркутской области и Службой по контролю и надзору в сфере образования был разработан Мегапроект «Развитие инновационного потенциала субъектов региональной образовательной деятельности как условие достижения нового качества образования» от 19.10.2012 № 1217-мр, в рамках которого кафедрой коррекционно-развивающего обучения ИПК ПРО осуществляется работа по обеспечению доступности качественного образования для детей с ОВЗ.

Нашей школе, как участнику Мегапроекта, присвоен статус инновационного образовательного учреждения.
Сегодня, являясь автором-разработчиком, школа участвует в реализации муниципальной целевой программы «Интеграция больных детей в образовательное пространство школы» МБОУ «СОШ №6» и является базовым образовательным учреждением в г. Ангарске Иркутской области, целью которой является вовлечение детей больных ДЦП в образовательное пространство школы. Для реабилитации, развития, социализации этих детей в школе создаются оптимальные условия для обеспечения образовательного процесса.

Реализуя ФГОС НОО, в плане внеурочной деятельности школы представлена программа «Волшебный мир оригами», рассчитанная для обучающихся коррекционного класса. П

Почему сделан выбор именно этой программы? Что оригами может дать ребенку?

Целью данной программы является: реабилитация двигательных функций детей с ДЦП через ручной труд по изготовлению поделок из бумаги в технике оригами.

  • развивать мелкую моторику рук у детей с ДЦП в процессе совместной трудовой деятельности;
  • формировать социальные навыки детей посредством оригами совместно с другими обучающимися.

Планируемый результат: динамика изменений в реабилитации двигательных функций по изготовлению поделок из бумаги в технике оригами.

Среди современных средств и направлений в арт-терапии все ярче заявляет о себе относительно новое перспективное направление – оригами.

Оригами, как метод арт-терапии, с успехом используют в лечебной и реабилитационной практике педагоги и врачи самых разных специализаций. В материалах Первой

Всероссийской научно-практической конференции «Оригами в педагогике и арт-терапии» отмечается позитивное влияние занятий оригами на работу многих систем органов, в том числе и на опорно-двигательную.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что занятия оригами способствуют также социализации детей с ДЦП: уменьшают уровень тревожности, повышают самооценку, способствуют налаживанию дружеских отношений, взаимопомощи в коллективе, помогают установить контакт между педагогом и ребенком. Поэтому неслучайно появился новый термин в арт-терапевтической практике – «образ жизни оригами».

В чем секрет применения оригами в реабилитационной практике?

Занимаясь оригами, ребенок становится участником захватывающего действия – превращения бумажного квадрата в оригинальную фигурку – цветок, коробочку, бабочку, динозавра и т.д.

Работа в технике оригами социально ориентирована. Ведущими мотивами этого вида деятельности для школьника является стремление к творческой самореализации, желание создать новое, оригинальное. Вместе с тем, фигурки оригами имеют ярко выраженное, утилитарное значение: это игрушки, подарки близким, бытовые принадлежности, макеты геометрических фигур.

Техника оригами – вид деятельности, в котором задействованы одновременно обе руки. В этом плане она представляется очень выигрышным занятием, способствующим повышению активности и левого, и правого полушария мозга. Активная работа обеих рук, наряду с работой интеллекта создает очень интересные условия для развития психических особенностей человека.

Диагностика на начальном этапе работы по данной программе свидетельствует о предварительных умениях складывать фигуры из бумаги.

Из 10 обучающихся технике оригами по наблюдениям можно заметить, что сформированы умения и навыки выполнения по образцу:

  • базовые формы – 6 учащихся (40%),
  • простые фигуры – 6 учащихся (60%),
  • сложные фигуры – пока не доступны для них.

Вывод: обучающиеся умеют самостоятельно складывать простые модели на основе базовых форм, а также работать коллективно, украшать свою поделку, добавляя недостающие детали, проявляя фантазию.

Однако, как показывают наблюдения, не все дети могут ориентироваться на листе бумаги, складывать его в разных направлениях, точно совмещая углы.

Техника оригами способствует положительной динамике реабилитации детей с нарушениями двигательных функций, развитию важнейшей социальной функции личности школьников: формированию навыков общения в коллективе в процессе учебной деятельности.

  1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. – М.: Аким,1995.-208с.
  2. Литвинов М.М. Оригами. Чему учить? // Оригами и педагогика. – М.: Аким, 1996. – С. 64 – 73.
  3. Опаричева С.В. Система образовательных программ в области оригами. – М.: ЦЭВДиЮ, 1997. – 18 с.
  4. Оригами и педагогика. Материалы Первой Всероссийской конференции преподавателей оригами (Санкт-Петербург. 23-24 марта 1996 г.) / Ред. С.Ю. Афонькин. – М.: Аким, 1996. – 160с.

Влияние модульного оригами на формирование ручных умений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья через реализацию проекта «Волшебный мир оригами»

Название работы: «Влияние модульного оригами на формирование ручных умений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья через реализацию проекта «Волшебный мир оригами».

Актуальность: Крупнейший педагог, талантливый практик и теоретик Василий Александрович Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;

быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Требования эти актуальны и для выпускников коррекционных школ.

Реализация же этих требований предполагает человека с творческими способностями.
Характеризуя актуальность темы, мы видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко – это творческое воображение и мышление. Одним из видов конструирования является модульное оригами.
Модульное оригами — популярное направление древнего искусства создания фигурок из бумаги. Разница этой техники от традиционного оригами в том, что изделие выполняется не из одного листа бумаги, а из нескольких одинаковых элементов — модулей. Единичные модули могут собственноручно сложить даже маленькие дети, а вариантов их соединения — бесконечное множество. Простое движение рук — и модули преображаются в зверей, птиц, растения, корабли и даже рыцарские замки. К тому же, для модулей подходит любая бумага, даже листы из старых журналов.

Читайте также:  Домашние и дикие животные - конспект коррекционно-развивающего занятия

Занятия оригами с точки зрения психологии получаются эмоционально разгрузочными, они служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития учащихся. Кроме того, занятия оригами развивают коммуникативные навыки детей, что особо важно, учитывая психологические особенности детей с нарушением интеллекта.

При помощи оригами можно отрабатывать различные поведенческие модели. Модульное оригами (складывание фигур из треугольников), и особенно создание тематических композиций, требует участия нескольких человек, коллектива. Каждый из участников складывания должен выполнить один или несколько элементов будущей поделки. При этом его треугольники должны быть такими же аккуратными, как и те, которые выполнены другими членами группы. Если один из участников группы не смог найти общего языка с другими, договориться с партнерами, поделка выполнена быть не может. Маленькая проблема поиска общего языка в группе сказывается на следующих уровнях общения в группе.

Таким образом, складывание оригинальной поделки-игрушки становится обычной психологической задачей, для решения которой следует выбрать лидера, распределить роли, договориться об условиях участия в работе, взаимодействия или правилах. Ведь кому-то в этой группе придется выступить в роли художника, подбирая цвета для выполнения модели, кто-то станет руководить сборкой элементов. А кому-то придется выполнять роль статистов. Таким образом, занятия оригами позволяют удовлетворить потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности.
И последним аргументом в пользу и значимость занятий оригами служит тот факт, что единственный рабочий материал в оригами – это бумага. Бумага самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с ней раньше, чем с любым другим материалом. Бумага привычна, легко поддается любым изменениям. А применение для складывания бумаги любого качества, позволяет заниматься оригами всем, не зависимо от социального положения, возраста, образования.

Занятие оригами не требует особых приспособлений, оборудованного рабочего места. Поэтому каждый может складывать оригамные фигурки везде, в любой ситуации. Ведь необходимы лишь руки и лист бумаги. Оригами в состоянии воздействовать на эмоциональную сферу человека. Это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен. Оригами – идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.

Помимо решения вопросов коммуникабельности, такая деятельность способствует развитию эстетического чувства, что, тем не менее, важно в работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья. Немаловажен тот факт, что занятия оригами позволяют организовать досуг учащихся в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих.

В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе.

Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.

Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки работы с бумагой в технике модульного оригами. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых игрушек, тематических композиций.

Программа строится на таких дидактических принципах, как доступность, достоверность, повторяемость и практичность.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятельности. Место педагога в деятельности по обучению детей, работе с бумагой, меняется по мере развития овладения детьми навыками конструирования. Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Данная программа рассчитана на три года обучения.

Какие навыки и способности развивает модульное оригами у детей с проблемами умственного и физического развития?

развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;

способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;

стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;

активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесными (объяснение приемов складывания, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия;

совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда;

способствует развитию конструктивного мышления, творческого воображения, развитие речи, художественного вкуса;

способствует развитию навыков планирования своей работы, умения последовательно выполнять работу.

Мною был разработан проект «Волшебный мир оригами», созданный на основе программ авторов – Пудовой В.П., Богатеевой З.А, Афонькина С.Ю., рассчитанный на полный курс обучения в начальной школе.

Проект включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами. Занятия проводятся один раз в неделю с 1 сентября по 25 мая.

На 1 этапе детям демонстрируется лишь сам процесс складывания. Условные знаки и схемы служат им дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания. На этом этапе демонстрировать детям процесс складывания изделия необходимо на большом листе бумаги. Однако, исходя из своего опыта работы, я пришла к выводу, что намного удобнее использовать для показа инструкционные карты, состоящие из отдельных листов. На каждом листе такой инструкционной карты с помощью большого листа цветной бумаги показывается только одна операция по изготовлению изделия. Педагог должен последовательно предъявлять детям по одному листу такой инструкционной карты, контролируя на начальной стадии обучения каждое действие учащихся, а в дальнейшем – лишь отдельные наиболее важные операции. При этом условные знаки и схемы служат лишь дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания.

В процессе обучения постепенно возрастает уровень сложности выполняемых детьми работ. Многие фигурки, известные в оригами, начинают складывать одинаково до определенного момента. Одинаковые заготовки называются базовыми формами.

На втором году обучения детям предлагаются для работы простые схемы, демонстрирующие последовательность сборки изделия. В начале обучения на этом этапе необходим подробный устный разбор последовательности выполнения изделия и контроль наиболее сложных операций. А затем можно предлагать некоторые простые схемы и для самостоятельной работы. Например, схемы изготовления листьев в композиции «На лесной полянке вырос мухомор».

На 2 этапе усложняются поделки, выполненные на основе ранее изученных базовых форм. Кроме того, дети учатся выполнять изделия, опираясь не только на демонстрацию процесса складывания, но и на схемы.

На третий год обучения увеличивается количество самостоятельных работ, выполняемых детьми. Обучение оригами приобретает прикладное значение, так как темы занятий направлены не только на обучение складывания, но и на применение изделий оригами в повседневной жизни.

Педагогическая целесообразность данного курса в том, что он способствует реализации знаний, полученных детьми в школе, способствует раннему самоопределению, даёт возможность полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи.

Диагностика, отражающая результативность проекта:

I. Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами

1 год обучения – умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги

2год обучения – умение сделать простейшие базовые формы оригами: «треугольник»

3год обучения – умение сделать базовые формы: «двойной треугольник», «двойной квадрат»

Высокий уровень – делает самостоятельно

Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,

Низкий уровень – не может сделать.

II. Умение научиться следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами.

1 год обучения – умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.

2 год обучения – умение сделать изделие по инструкционной карте.

3 год обучения – умение сделать несложное изделие по схеме.

Высокий уровень – делает самостоятельно,

Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,

Низкий уровень – не может сделать.

III. Развитие мелкой моторики рук и глазомера

1 год обучения – умение вырезать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг.

2 год обучения – умение вырезать фигуры: круг, треугольник, звезду.

3 год обучения – умение вырезать сложные фигуры: звезду, цветок, кленовый лист.

Высокий уровень – почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями;

Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца;

Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону.

IV. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы.

Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;

Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;

Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.

Примечание: во время вводной диагностики (в начале каждого учебного года) этот параметр не оценивается.

V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков

организация своего рабочего места,

рациональное использование необходимых материалов, аккуратность выполнения работы.

Актуальность данного курса продиктована опытом работы в начальных классах, где особенно важно у детей развитие мелкой моторики, глазомера, концентрации внимания, умение следовать устным инструкциям, что и предполагает обучение по данному проекту. Проект дает ребёнку возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир листа бумаги, превращать его в предметы живой и неживой природы, предметы быта; постигать структуру, свойства, наслаждаться палитрой цветовых гамм, сочетанием различных комбинаций, таким образом, активизируя воображение, фантазию и развивая художественный вкус.

Проект включает в себя создание игровых ситуаций, которые расширяют коммуникативные способности детей. Также во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы я использую записи звуков живой природы и музыки. В результате этого у детей происходит выравнивание психо-моторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.

Также в проект были включены родители, которые заинтересовались модульным оригами и помогали своим детям складывать модули и изготавливать замечательные фигуры.

Формы и методы обучения

В процессе занятий используются различныеформы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)

• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

– исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися

• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

• групповой – организация работы в группах.

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

В результате обучения по данному проекту учащихся должны овладеть определёнными знаниями, а также у детей должны быть сформированы следующие умения и навыки, а именно:

– умение приемам работы с бумагой;

– владение геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;

– умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;

– умение создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

– владение навыками культуры труда, работы в коллективе.

– умение правильно пользоваться ручными инструментами; соблюдать правила безопасности труда.

Способы фиксации результатов:

-проведение диагностики учащихся по полугодиям

– составление диагностической карты « Оценка результатов освоения программы»

Формы подведения итогов реализации проекта:

– составление альбома лучших работ

-проведение выставок работ учащихся (в классе, в школе..)

– участие в выставке детского прикладного и технического творчества

Ссылка на основную публикацию