Организованная учебная деятельность по интеграции произношения и обучению грамоте

Конспект организации непосредственно образовательной деятельности педагога и детей на основе интеграции образовательных областей “ЧАС ЗА ЧАСОМ, ДЕНЬ ЗА ДНЕМ”.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
golovina.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональный конкурс работников образования

(2012/13 учебный год)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 2 категории № 16 «Искорка»

г. Красного Сулина Ростовской области

Номинация конкурса: «Педагогические идеи и технологии: дошкольное образование»

Конспект организации непосредственно образовательной деятельности педагога и детей

на основе интеграции образовательных областей

«ЧАС ЗА ЧАСОМ, ДЕНЬ ЗА ДНЕМ»

Составил и провёл: Воспитатель 1 кв. категории Головина Марина Васильевна

Цель : Формирование интереса к интеллектуальным играм математической направленности у детей старшего дошкольного возраста.

– развивать умение решать логические задачи, активизировать мыслительную и познавательную активность детей; умение ориентироваться на листе бумаги;

– систематизировать знания детей по обучению грамоте, закреплять умение делать звуковой анализ слова через разгадывание кроссвордов, формировать доказательную речь;

– воспитывать сообразительность, целеустремленность, умение работать в коллективе.

Реализация образовательной области Познание – формирование элементарных математических представлений; расширение кругозора детей.

Интеграция с образовательными областями –

Социализация – приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

Коммуникация – развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

Художественное творчество – развитие детского творчества;

Чтение художественной литературы – приобщение к словесному искусству

посредством использования в речи загадок, пословиц, примет, чтения стихотворений;

Физическая культура – формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Листы бумаги в клетку, фломастеры, простой карандаш – 20 шт.

различные наборы букв и цифр

плакаты « Времена года»

книги энциклопедического содержания

толковый словарь В.И.Даль

Буратино – персонаж кукольного театра

Ход непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел Буратино.

Буратино: Я очень хочу пойти в школу. Папа Карло мне и Азбуку купил, только я совсем ничего не знаю и не умею.

Воспитатель: Поможем Буратино, ребята?

Дети: Мы хотим показать, как мы умеем составлять кроссворды.

Буратино: А что такое кроссворд?

Дети: Это ответы на вопросы, которые надо вписывать в клеточки расположенные по горизонтали и вертикали.

Воспитатель: Мы с вами составляли кроссворды на разные темы (вспоминаем все темы). А сейчас мы начали разговор с вами с числа недели, месяца, времени года, давайте составим кроссворд о времени! Ребята, что такое время? (ответы детей)

Ребенок 1. Время – что это такое?

Говорят, оно – живое:

Ходит, бегает, летит

И на месте не стоит.

Время, где же твои ножки?

Как бежишь ты по дорожке?

Воспитатель: А кто по – другому думает?

Ребенок 2: Сегодня, завтра и вчера,

Ну что за странные слова?

Они мне отвечают

Что время означают.

Воспитатель: А давайте спросим у книги, что такое время? Поможет нам найти ответ толковый словарь Владимира Даля. В нем сказано, что ВРЕМЯ – это длительность бытия; пространство в бытии; последовательность существования; продолжение случаев, событий; дни за днями и века за веками; последовательное течение суток за сутками. Вы согласны, чтобы тема нашего кроссворда была «ВРЕМЯ»? (ответ детей) Значит, это слово у нас будет ключевым.

Что обозначает ключевое слово?

Дети: Ключевое слово – это подсказка к разгадыванию нашего кроссворда, определяет тему кроссворда.

Воспитатель предлагает детям подготовить рабочее место.

(Листы бумаги в клетку, фломастеры)

Воспитатель: Ребята, как мы расположим лист вертикально или горизонтально?

Воспитатель: Что такое горизонталь?

Дети: Горизонталь – это прямая линяя слева на право.

Воспитатель: А как же мы расположим наше ключевое слово?

Воспитатель: Что такое вертикаль?

Дети: Вертикаль – это прямая линия сверху вниз.

Воспитатель предлагает ребенку выложить на фланелеграфе слово ВРЕМЯ. Проводим анализ слова. Сколько букв в слове «ВРЕМЯ»? Сколько клеточек нужно нам начертить?

А теперь сверху отступили одну клеточку вниз и посередине начертили вниз пять клеточек. В верхнем левом углу ставим цифру 1 – потому что это первое слово и вписываем буквы.

Слушаем внимательно вопрос, ответ на него будет вторым словом нашего кроссворда.

– Как по – другому назвать сто лет?

Воспитатель предлагает ребенку выложить это слово.

Анализируем слово, сколько в нем букв, слогов.

Воспитатель: Сколько нам надо начертить клеточек? Столько, сколько букв в слове – три. Какая буква первая в этом слове? Правильно буква «В» у нас есть, сколько же клеточек вправо от буквы «В» нам нужно начертить?

Дети: Чертим две клеточки вправо, и в нижнем левом углу буквы «В» пишем цифру 2, так как это у нас второе слово.

Воспитатель: А третье слово нам загадает.

Ребенок 3 Что за птицы пролетают?

По семерке в каждой стае.

Не воротятся назад. (Неделя)

Воспитатель предлагает ребенку выложить это слово (анализ слова).

Воспитатель: Сколько клеточек рисуем от буквы «Е» влево? Три клеточки, а вправо? Две, и в первой клеточке этого слова в верхнем левом углу пишем цифру 3.

Устали? Давайте намного отдохнем. Проводим физкультминутку.

Воспитатель предлагает ребенку загадать свою загадку к этому кроссворду?

Ребенок 4: В небе звездочки горят,

Птицы спят и рыбки спят.

Спят цветы в саду на грядке,

Ну а мы в своей кроватке.

Ребенок выкладывает слово на фланелеграфе,

Воспитатель: Сколько букв в слове «ночь»? Какая буква в этом слове первая? Есть в нашем кроссворде уже буква «Н»?

Воспитатель: От буквы «Н» вниз, сколько клеток чертим?

Воспитатель: Начертили. И в клеточке с буквой «Н» в левом нижнем углу пишем цифру 4.

Воспитатель предлагает ребенку загадать последнее слово кроссворда.

Ребенок 5: Начинает календарь

Ребенок выкладывает слово. Сколько букв в этом слове? А сколько клеток в кроссворде? Подходит это слово? Правильно мы отгадали слово? Можно его записать?

Воспитатель: От буквы «Я» вправо сколько начертим клеток?

Воспитатель: И в клеточке с буквой «Я» в верхнем левом углу пишем цифру 5. Вот наш кроссворд готов.

Буратино, тебе понравилось, как ребята составили кроссворд?

Воспитатель: Ребята, а какие занятия помогли нам составить кроссворд?

1. Математика (считали клеточки, ориентировались на листе влево – вправо, вверх – вниз, вертикаль – горизонталь, писали цифры);

2. Подготовка к грамоте (писали буквы, считали слоги и звуки, определяли звуки гласные – согласные);

3. Развитие речи (отгадывали загадки, отвечали на вопросы, рассуждали);

4. Ознакомление с окружающим миром (вспомнили время года, месяц, день недели, число, познакомились с понятием время);

5. Физкультура – провели физкультминутку.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, давайте пригласим Буратино и на другие занятия, поможем ему подготовиться к обучению в школе.

Организованная учебная деятельность по обучению грамоте «Слушаем и ищем звук [ж]»

Ольга Яворская
Организованная учебная деятельность по обучению грамоте «Слушаем и ищем звук [ж]»

Организованная учебная деятельность

Раздел программы: «Обучение грамоте»

Образовательная область: «Коммуникация», «Познание»

Тема: «Слушаем и ищем звук [ж]»

Цель: Формировать умение слышать и находить звуки на основе интонирования (длительного, громкого произношения первого звука в слове). Знакомство с кубиками Зайцева.

Материалы: Кукла, кубики Зайцева.

Этапы деятельности Действия воспитателя Действия детей

Мотивационно – побудительный – Ребята, смотрите, сколько у нас сегодня много гостей, что хочется сказать гостям?

– Хотите поехать на волшебную полянку?

– На чем хотите поехать? Здороваются с гостями.

Проявляют желание поехать.

Выбирают транспорт, летим на самолёте, поют песенку мотора самолета ж-ж-ж

Организационно – поисковой – Прилетели! Куда прилетели!

– На чем прилетели?

– Какую песенку пел мотор у самолета?

– Представьте, что самолет близко прилетел. Как звучит песенка мотора самолета?

– А теперь представили, что самолет улетел далеко-далеко, как будет звучать песенка мотора самолета?

Спрашиваю детей индивидуально

– Представим, что мы все самолеты, летаем по полянке и поем песенку мотора самолета

– Назовите имя звука в песенке мотора самолета.

– А сейчас я приглашаю вас на занятие в детский сад.

– Вернемся из леса: девочки как лисички, мальчики как зайки.

– Тук-тук-тук! Кто же это?

– Ребята, как узнать, как зовут куклу?

– Меня зовут Женя, Женя это мое имя.

– Ребята, я знаю, что вы умеете искать звуки и песню знаете со звуком [ж].

– А вот в моем имени есть звук [ж] или нет? Как можно узнать?

– Я показываю, а вы делаете.

– Услышали как звучал этот звук?

– Скажите все Жени.

– А как вы узнали? Что делали со словом?

– Ребята какой звук ж звонкий или глухой?

– Постучим по крану, звонко кран звучит?

– А если постучим по дереву звонкий звук или глухой?

– А теперь ладошку к горлышку поставим и споем – ж-ж-ж -, почувствуйте как горлышко звенит, звонко? Значит звук ж какой?

– Расскажем об этом Жене.

– Ребята у меня для вас есть, сюрприз глядите, что это?

– Это кубики не обычные, в кубиках есть секрет.

-Давайте рассмотрим кубики по размеру кубики одинаковые?

– А поцвету кубики одинаковые?

-Что есть еще на кубиках?

– Буквы это портрет звука.

-Для чего нужны буквы?

-Какой звук мы сегодня с вами искали? Давайте его прочитаем.

– Ребята расскажем об этом Жене. – На волшебную полянку.

– Громко и протяжно.

– Тихо и протяжно.

-ж – звучит коротко и четко.

Надо спеть и послушать.

Женя в твоем имени есть звук [ж]

Спели песенку, а потом послушали.

Проявляют желание узнать.

Глухой звук.

Рассказывают Жене о проведенном опыте.

Нет, есть кубики большие и маленькие.

Коричневые как дерево, серые как железо.

Буквы нужны чтобы их читать.

– ж -. Читают звуки.

– Рассказывают Жене о том, что узнали.

– Женя дает задание, надо найти маленький железный кубик.

– Что будем искать?

– Докажи, что он маленький, железный.

– Женя говорит вам, что вы молодцы справились со всеми заданиями!

Маленький железный кубик.

Я нашел маленький железный кубик.

Я поставлю его с большим железным кубиком и вижу, что мой кубик отличается он по размеру маленький, а по цвету железный.

Знать: способы интонирования

Иметь: представление о способе нахождения нужного кубика, правило нахождения нужного кубика.

Уметь: Находить нужный кубик.

Авторское дидактическое пособие «Вместе весело играть» Развивающая игра для детей 6-7лет Пособие предназначено для непосредственной образовательной области Коммуникация. Направлено на обучение.

Презентация к НОД в младшей группе «Знакомство с овалом» Непосредственная образовательная деятельность в младшей группе “Знакомство с овалом” с презентацией. Образовательная область «Познание»:.

Интегрированная образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в Буквоград»

Страчкова Ольга
Интегрированная образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в Буквоград»

Интегрированная образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в Буквоград».

Задачи

Образователь ные

Закрепление у детей представления о звуках, их классификации: гласные звуки, их характеристика; согласные звуки, их особенности.

Знакомство с буквами – символами звуков.

Отрабатывание навыка выделения заданного звука в слове, определение места звука в слове

Закрепление умения дифференцировать звуки

[b]Воспитатель ные[/i][/b]

o Воспитание у детей позитивного отношения к занятиям.

Умение работать в группа, в парах.

o Воспитание у детей культуры поведения на подгрупповых по типу фронтальных занятиях.

[b]Развивающ ие [/i][/b]

развивать фонематический слух, восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление;

развивать умение из первых звуков заданных слов создавать новое слово;

развивать умение создавать новые слова с помощью готовой звуковой схемы

развивать умение называть слова на заданный звук.

[b]Оборудова ние[/b]: презентация, КНИГА (буквы) – 5 экземпляров; лист с картинками: мышь, аист, шарик, игла, нож, арбуз расположенные последовательно (5 экземпляров); звуковые схемы на каждого ребёнка, фишки синего, зелёного и красного цветов; звуковые модели слов с обозначенным гласным звуком на пару детей; слоги с буквой Н и слоговые схемы; карточки с синими и зелёными буквами (звуками) –к – и гласные буквы: а, о, у, и, я, е, ё, ю, тетради, простые карандаши, подносы на двоих.

Фишки для самооценки.

Ход занятия

I. Работа с презентацией.

Знакомство с Пиши – Читай. Загадывание от него загадки:

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком.

Разговаривает с нами

Всем понятным языком. (Книга)

О ком, или о чем эта загадка? Дети выдвигают свои предположения.

Чтобы отгадать загадку, Пиши – Читай предлагает отправится в Буквоград и найти отгадку. Как вы думаете, что же такое Буквоград? (Это город, где живут буквы). А что такое буквы? (Это знаки, обозначающие звуки).

А чем же буквы отличаются от звуков? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем).

Прежде, чем мы найдем ответ, нам необходимо выполнить задания. Ну что, согласны?

А чтобы вам лучше справится с заданиями, предлагаю разделиться на команды и работать сообща. (Дети делятся на команды и придумывают им названия).

За правильно выполненное задание вы получаете подсказку – одну букву от слова – отгадки.

1. «Составь слово по первым звукам». Работа в группах.

На чём можно отправиться в Буквоград? Это вы узнаете, составив слово из первых звуков предметов на картинке (картинки расположены последовательно по стрелкам). Картинки: мышь, аист, игла, нож, арбуз.

Слово МАШИНА. Хором проговариваем это слово.

Какой гласный звук повторяется два раза? Звук – а -. Дети получают букву А.

2. «Звуки в слове». Выполняет каждый ребёнок.

Звуковой анализ слова МАШИНА.

Работа со звуковыми схемами и фишками (синие, зелёные и красные).

Сколько слогов в этом слове? Почему? Какой слог ударный? (второй) Назовите его – ШИ. Какой мы слышим гласный звук? – ы-, а пишем какую букву – и. Почему? (Есть правило). После буквы Ш (ша) пишется буква И.

Дети получают буквы И.

3. «Придумай слово». Работа в парах.

Дети работают со звуковыми моделями слов. Придумывают слово со звуком – и – в разных позициях (мир, пир, кит, игла, игра, пила, зима, грим, гриб, ноги, руки).

Ходит важный носорог,

Слышен всюду топот ног.

Вертит он огромным рогом

И глядит на всех он строго.

Топнул раз одной ногой,

А теперь удар другой.

Тяжело шагает но,

Очень толст он и силён.

– О ком это стихотворение? (о носороге). Какой первый звук вы услышали в этом слове? – н -. Он твёрдый или мягкий? (твердый). Назовите его пару – нь -.Какой буквой мы обозначаем эти звуки? – Н – .

Получают букву Н.

5. «Назови букву» Работа в группе.

На доске вывешиваются звук – н – синего или зелёного цвета. Дети дают характеристику. К ним гласные буквы парные: о, ё; а, я; у, ю; и, ы; е, э. Дети составляют слова с правильным написанием этих гласных букв.

Правило: если после твердого согласного звука слышатся звуки: а, о, у, э, ы, то пишутся эти же буквы: А, О, У,Э, Ы;

если после мягкого согласного звука слышатся звуки: а, о, у, э, ы, то пишем буквы: Я, Ё, Ю, Е, И.

Примеры слов: нос – нёс, нёбо,

струна, луна – Няня, Дуня, Соня,

клубника, малина – сны, бегуны, погоны, вороны.

и, ы – новое знание.

Получают букву К.

6. «Составь слова» Работа в группе.

На столе карточки со слогами со звуком – к – и – к ь-. Дети должны составить слова из слогов с опорой на слоговые схемы.

Слова: карман и бабочка; козёл и картина; коготь и молоко; перчатка и сундук; кукла и великан.

– Однажды слоги поиграли,

Не по порядку в слово встали,

И плачут слоги громко, дружно:

Кто нас расставит так, как нужно?

Воспитатель показывает букву Г и просит её назвать. Какие звуки обозначаем буквой Г? (г и гь). Есть ли у в ваших словах эти звуки. Дети называют слово коготь и получают букву Г.

7. «Составь слово из букв» Работа в группе.

Каждая группа составляет слово КНИГА.

Какая команда быстрее справилась с заданием, та выкладывает слово на мольберте.

Можно назвать книгу символом Буквограда? Почему? Книга – это источник информации, знаний. Знания в виде букв.

8. Составить предложение с этим словом и записать схему в тетрадь. Один ребёнок работает у доски, остальные в тетради.

Что такое предложение? В нем всегда о чём – то говорится. Предложение состоит из слов.

Куда путешествовали? С какой целью? Вам понравилось выполнять задания Пиши – Читая? Какие задания понравились больше всего?

Предлагаю оценить свою работу и положить кружочек определённого цвета.

Я смотрю, есть круги синего цвета, значит у вас что – то не получилось? Какие были трудности? Ответы детей.

Интегрированная образовательная деятельность по физическому воспитанию для старших дошкольников «Увлекательное путешествие» Цель: Дать представление о компонентах здоровья; – Закрепить знания детей о здоровье, здоровом образе жизни; – Развивать у детей сопереживание,.

Интегрированная образовательная деятельность по математическому развитию и театрализации в подготовительной группе Цель: продолжать формировать и расширять элементарные математические представления у детей старшего возраста. Развивать творческие способности,.

Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе компенсирующей направленности «Осень-чародейка» Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Осень – Чародейка» Возраст воспитанников:.

Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе «Путешествие в осенний лес» Программное содержание: Образовательная область «Познание» ФЭМП: -Закреплять знания детей о составе числа, количественный порядковый счет.

Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе «Путешествие по морю» Программное содержание: Развивающие задачи: Развивать смекалку, зрительную память, воображение. Способствовать формированию мыслительных.

Непосредственная образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [п], буква П» Тема: Звук [п], буква П. Цель: знакомство со звуком [п] и буквой П. Задачи: 1). Образовательные: закреплять механизм образования звука и.

Непосредственно образовательная деятельность по обучение грамоте в подготовительной к школе группе «Знакомство с буквой Ю» НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Знакомство с буквой Ю». Цели: 1. Познакомить с гласными буквами «Ю», «ю»;.

Непосредственно образовательная деятельность по обучению грамоте для детей средней группы Непосредственно – образовательная деятельность по обучению грамоте в средней группе. Программное содержание – определение звуков на слух.

НОД по обучению грамоте «Путешествие в страну Звукляндию» в подготовительной группе НОД по обучению грамоте «Путешествие в страну Звукляндию» в подготовительной группе Образовательная область – речевое развитие Цель: закрепление.

Образовательная деятельность по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Гуси-лебеди» Задачи: упражнять в определении наличия звука А в словах, в определении первого звука в словах (А, У О, И, закрепить умение определять.

Методика использования материалов учебных книг по обучению грамоте

Основным учебным пособием в период обучения грамоте является азбука. Опираясь на ее содержание, учитель организует деятельность учащихся, используя различные приемы и виды упражнений на разных этапах урока.

Сюжетные картинкииспользуются для разъяснения текста, предлагаемого для чтения, организации работы по развитию связной речи детей. С помощью сюжетных картинок можно предложить учащимся несколько упражнений:

1) беседа по их содержанию (ответы на вопросы учителя);

2) составление предложений;

3) составление связных текстов.

Серии сюжетных картинокиспользуют для составления предложений с последующим объединением их в связный рассказ.

Предметные картинкиимеют разное назначение, но всегда связаны с тематикой текстового материала. Одни из них предназначены для звуковой работы:

1) по картинке называют изображенный предмет и анализируют звуковой состав слова;

2) называют предметы и сравнивают звучание слов, определяя наличие изученного звука (звуков).

Другие предметные картинки используются для лексической работы:

1) назвать предмет и объяснить его назначение;

2) назвать предмет и раскрыть его понятие;

3) выявить явление многозначности слова;

4) сравнить слова, являющиеся названиями предметов или признаков;

5) подобрать слова, близкие или противоположные по значению.

Группы предметных картинокслужат для проведения следующих словарно-логических упражнений:

· различение родовидовых понятий (- Назовите одним словом);

· упражнения в классификации (-Какой предмет лишний и почему?);

· сопоставление слова со звуковой схемой;

· обобщение (-Где растут эти деревья? Чьи это вещи?)

Схемы-моделина страницах азбук используются для аналитико-синтетической работы. Перечислим приемы организации такой работы:

· звуковой анализ слов с опорой на данную схему;

· звуковой анализ слов и составление схемы;

· сопоставление звукового состава слова с несколькими схемами и выбор соответствующей;

· анализ структуры предложения с опорой на схему или с последующим составлением схемы;

· чтение предложений, часть которых обозначена схемой, т.е. «дочитывание» предложений;

· составление предложений по схемам.

Работа поленте букв, помещенной на многих страницах «Русской азбуки», обычно используется на этапе закрепления нового звука и буквы. Такое пособие обычно выполняется в увеличенном масштабе и вывешивается над доской для организации фронтальной работы с классом. Учащимся можно предложить следующие разновидности упражнений:

· назвать все буквы;

· назвать гласные (согласные);

· назвать гласные, обозначающие мягкость согласного звука;

· назвать согласные, которые всегда твердые (мягкие, звонкие, глухие);

· назвать парные согласные;

· назвать буквы, которые не обозначают звука;

· назвать звуки, которые могут быть обозначены данной буквой.

Знакомство с буквой для обозначения изучаемых новых звуков проводится по образцу, выделяемому особым шрифтом на страницах азбук. Учащимся обычно предлагается рассмотреть все варианты печатных (большая и маленькая) и письменных (заглавная и строчная) букв. Полезно использовать таблицы картинной азбуки и стихи С.Маршака или Б. Заходера.

Запоминанию образа и названия новой буквы способствуют следующие упражнения:

· печатание буквы и ее называние;

· обведение буквы по контуру и ее называние;

· штриховка буквы большого размера и ее называние;

· лепка буквы из пластилина или ее конструирование с помощью цепочки (проволоки);

· раскрашивание фигур с помощью многоразового написания буквы.

Узнаванию буквы помогут следующие упражнения:

· нахождение буквы среди множества других;

· закрашивание требуемой буквы в тексте;

· называние букв, записанных в алфавитном или ином порядке, при этом дети должны назвать первую букву, затем первую и вторую, затем первую, вторую и третью и т.д.

· узнавание букв, напечатанных непривычным шрифтом;

· узнавание букв, напечатанных частично;

· узнавание букв, поставленных неправильно (боком, вверх ногами и т.п.).

Таблицы слогов-слиянийпомогают учащимся осознать роль новой буквы, ее место, звуковое соответствие в составе слогов, воспринимая слияние СГ как «цельный графический элемент». Используя таблицу слогов-слияний, можно предложить следующие упражнения:

1) прочитать слоги сверху вниз и наоборот;

2) прочитать слоги с твердыми или мягкими согласными, объяснив способ чтения;

3) прочитать слоги с глухим или звонким согласным;

4) прочитать последовательно 2-3 слога так, чтобы получилось слово;

5) прочитать слог и договорить его до полного слова;

6) показать и прочитать слог (слоги), которые слышатся в произнесенных словах;

7) чтение слогов с постепенным убыстрением темпа;

8) чтение слогов с разной силой голоса (тихо, шепотом, громко и т.д.);

9) чтение слогов с использованием разной интонации (радости, грусти);

Столбики словслужат для первичного чтения слов с изучаемым звуком и буквой. Прочитать слова помогают графические пометы, ориентиры, например: во| ро| та. Используя столбики слов, можно проводить различные упражнения:

1) Чтение слов с предварительным их анализом по графическим пометам: Сколько в слове слогов? Прочитайте только слияния в слове. Прочитайте первый слог, затем второй (третий и т.д.). Прочитайте слово целиком, с ударением.

2) Чтение слов и объяснение их лексического значения.

3) Чтение слов в прямом и обратном порядке.

4) Выборочное чтение слов: – Прочитайте только имена людей, клички животных, названия профессий, деревьев, инструментов; слова, обозначающие один или много предметов; пары слов, противоположных по смыслу.

5) Чтение слов, отличающихся одной буквой, одним слогом.

6) Чтение слов и подбор к ним синонимов, антонимов.

7) Чтение слов, являющихся ответом на вопросы: «Что растет в лесу? Кто живет в зоопарке?» и т.д.

8) Составление предложений со словами и их моделирование.

Использование различных приемов чтения слов в столбиках помогает избежать их заучивания и механического повторения, т.е. обеспечивает сознательность прочтения.

Связные тексты, помещенные в азбуках, необходимо прочитывать многократно, предлагая учащимся различные виды чтения: по слогам, целыми словами и по предложениям. Текст предназначен как для смыслового анализа прочитанного, так и для его структурного анализа (установление количества предложений, количества слов в отдельных предложениях, отыскивание слов с изученной новой буквой и др.). Текст с первого раза читается самими детьми. В связи с повторным чтением текстов и их анализом могут проводиться различного рода упражнения и работы творческого характера:

1) чтение по предложениям «цепочкой»;

2) выборочное чтение предложений в качестве ответов на вопросы, подписей к картинкам;

3) пересказ прочитанного (подробный, выборочный, с опорой на текст);

4) придумывание названия рассказу или выбор из предложенных учителем;

5) рассказывание по аналогии с прочитанным;

6) составление продолжения рассказа или его начала;

7) ответы на вопросы по содержанию;

8) соотнесение текста и сюжетной картинки;

9) работа над заголовком (Почему так назван?);

10) лексическая работа (выявление многозначных слов; подбор слов, близких или противоположных по значению; объяснение значений слов или уточнение значений знакомых слов в соответствии с содержанием);

11) работа с иллюстрацией (чтение отрывка из текса, соответствующего иллюстрации, придумывание заголовка к иллюстрации, подписывание иллюстрации словами из текста);

12) словесное иллюстрирование текста.

Разнообразие существующих приемов и видов упражнений позволяет учителю отобрать на урок те из них, которые в большей степени отвечают теме и характеру изучаемого материала, а также уровню подготовленности учащихся.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9315 – | 7382 – или читать все.

Лекция 2. Ступени обучения чтению и письму в период обучения грамоте первоклассников

Дидактические единицы: Навыки первоначального чтения и письма. Пособия по обучению грамоте. Уроки обучения грамоте.

План лекции:

1.Организация и содержание работы на каждой ступени обучения грамоте первоклассников:

а) Подготовительная ступень обучения грамоте;

б) Основная ступень обучения грамоте;

в) Заключительная ступень (послебукварный период) обучения

2. Уроки обучения грамоте: типы уроков, их содержание на разных ступенях обучения грамоте, требования к их организации.

1.В наши дни почти все известные УМК по обучению грамоте строятся на основе звуковых аналитико-синтетических методов обучения грамоте. В соответствии с этим выделяется структурная организация процесса обучения грамоте.

А)В каждой системе обучения грамоте выделяется особая подготовительная ступень (добукварный этап или период).

Задачи подготовительной ступени обучения грамоте:

– приобщение детей к учебной деятельности;

– выявление уровня готовности к обучению;

– обучение первоначальному анализу речи;

– подготовка руки к овладению письмом.

На этой ступени происходит усвоение детьми новых для них терминов и стоящих за ними явлений (речь, язык, слово, слог, звук, текст, буква, ударение). Начинается простейшее моделирование, когда дети с помощью схем обучаются строить предложения, слова, слоги. Происходит знакомство учащихся с учебными книгами, в результате аналитико-синтетических слого-звуковых упражнений развивается речевой слух, создаются предпосылки к обучению слоговому чтению и грамотному письму. Здесь же дети осознают звуковой состав прямого слога-слияния, получают представление о слогообразующей роли гласных. На данной ступени ведется активная работа по активизации словаря детей, развитию устной связной речи. На уроках письма на этой ступени происходит ознакомление и овладение учащимися гигиеническими требованиями к навыку письма, ориентировка на странице прописи и тетради, подготовка руки к письму через выполнение различных упражнений в штриховке, обводке трафаретов, кроме того, дети учатся писать отдельные элементы букв. В зависимости от системы обучения грамоте учащиеся на подготовительной ступени изучают отдельные звуки (обычно гласные [А], [О], [У], [Ы],[И] ) и буквы, их обозначающие. В связи с этим дети учатся обозначать гласные звуки в словах, написание которых не расходится с произношением, буквами.

Основными видами работы в данный период являются анализ речи учащихся, развитие фонематического слуха и совершенствование артикуляционного аппарата, беседы, составление предложений, рассказов учащихся, чтение учителем и читающими детьми художественных произведений, декламация стихотворений и заучивание их наизусть, знакомство с новыми словами, выполнение различных логических упражнений и т.п. Все эти виды работ готовят детей к переходу на следующую ступень обучения грамоте.

Б)Следующей ступенью, которая выделяется во всех УМК по обучению грамоте, является основнаяступень (букварный период или этап). Это самый продолжительный этап обучения грамоте.

Основные задачи основного (букварного) периода:

-изучить все буквы русского алфавита;

– научить правильно соотносить звуки и буквы;

– усвоить сочетания букв;

– практически усвоить правила графики;

– выработать умение плавного слогового с переходом на целые слова чтения;

– развивать интерес к чтению, литературе;

– развивать речь и мышление;

– формировать и развивать личность ребенка.

В букварный период обычно выделяют четыре ступени.

На первой учащиеся овладевают приемами чтения в словах гласных, прямых слогов и примыкающих к ним согласных; происходит знакомство со слоговой таблицей; развивается умения связного рассказывания; продолжается развитие умения выполнять слого-звуковой анализ слов; развиваются операции логического мышления через выполнение словарно-логических упражнений; продолжается работа по обогащению и активизации словаря младших школьников. На уроках письма дети овладевают письмом слогов и первых слов, умением правильно писать соединения букв, писать слова на одинаковом расстоянии, записывать буквами слияния. Чтение по букварю (азбуке) в этот период охватывает небольшое число слов.

Основные виды работы на этой ступени являются слого-звуковой анализ; выделение звука из слова и наблюдение за его артикулированием, анализ его образования; сопоставление и сравнение слов и слогов по звучанию; составление таблиц гласных и согласных звуков; чтение слогов по слоговой таблице и наборному полотну; чтение столбиков слов по учебнику и доске, чтение слов по подобию, наращивание гласных или согласных в конце или начале слова, добавление звука в середине слова, чтение слов с перестановкой, с отбрасыванием звука или слога; чтение отдельных предложений и небольших текстов; отработка написания отдельных букв и их соединений; печатанье буквы, раскрашивание и штриховка букв большого размера для лучшего ее запоминания; упражнения в распознавании букв; запись отдельных слов по образцу или по памяти по следам слого-звукового анализа; выполнение словарно-логических упражнений; составление рассказов по сюжетным картинкам и на основе своих впечатлений; составление слов и предложений по заданию учителя и т.п.

На второй ступени основного периода главной задачей является научить учащихся быстро ориентироваться в слого-звуковой структуре слов и закрепить основные приемы чтения слов, включающих слияния в разных позициях. В этот же период дети учатся отвечать на вопросы учителя по содержанию текста, последовательно пересказывать прочитанное, читать текст про себя. Уроки письма включают разные виды работ по письму слияний, пишут слова и предложения по образцу, списывают с печатного текста, пишут по памяти. На этой ступени учитель все более дифференцирует процесс обучения. Основные виды работ на этой ступени сохраняются.

На третьей ступени значительно возрастает объем читаемых текстов. Дети учатся читать не только прозаические, но и стихотворные тексты. В звуковом анализе упражняются преимущественно отставшие учащиеся. Главное внимание уделяются совершенствованию технике чтения, причем в связи со звуковым анализом детям разъясняются правила произношения слов в речи (орфоэпические нормы). На этой ступени еще больше внимания уделяется высказываниям по картинкам и наблюдениям, активизации и обогащению словаря. Хорошо читающие ученики получают возможность читать дополнительные тексты помимо букварных.

На четвертой ступени дети много и многообразно читают произведения детских писателей. Работа по чтению приближается к той, которая типична для уроков начального литературного образования. На этой ступени происходит формирование навыков правописания сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЦЫ-ЦИ, а также завершается обобщение о твердости и мягкости согласных звуков русского языка.

К концу основного периода учащиеся должны:

– свободно и правильно произносить все звуки и знать все буквы, соотнося их со звуками;

-определять звуковой состав слов и последовательность звуков в слове, разделять

слово на слоги, выделять ударный слог;

– записывать слова, если в них нет существенных расхождений звукового и буквенного состава;

– различать согласные звуки по твердости и мягкости, звонкости-глухости;

– читать слогами, соблюдая основные орфоэпические нормы при повторном чтении,

делая паузы и логические ударения в простейших случаях, соблюдать простейшие интонации;

– читать наизусть небольшие стихотворения;

– осмысливать слова, воспринимая их на слух и зрительно, разделять их на звуки и обозначать их буквами;

– научить писать буквы в соответствии с образцами, соединять их между собой,

соблюдая размеры по высоте и ширине;

– записывать слова и предложения из 3-4 слов после звуко-буквенного анализа;

– списывать и писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением;

– проверять написанное, сравнивая с образцом или способом проговаривания;

– записывать собственные предложения, взятые из устно составленного рассказа.

В) Послебукварный период обучения грамоте ставит основную цель подготовить детей к переходу на обучение по учебникам для чтения и русского языка. Данный период выделяется не во всех системах обучения грамоте.

Задачи послебукварного периода:

– усовершенствовать навык слого-аналитического чтения;

– «выровнять» умения учащихся;

– потренировать в чтении и анализе крупных текстов;

-закрепить навык письма;

– продолжить работу по развитию речи учащихся.

Основные виды работ, используемых на данном этапе, приближаются к тем, которые будут использоваться на уроках начального литературного образования (выборочное чтение, анализ текста, раскрытие причинно-следственных связей, выразительное чтение, чтение по ролям, озаглавливание, беседа по прочитанному, элементы драматизации и т.п.) и уроках русского языка (различные виды списывания, письмо под диктовку, записывание собственных предложений, выполнение грамматических и др. заданий).

2.Основной формой обучения грамоте является урок. В период обучения грамоте уроки различают по следующим признакам:

1. По основному предмету обучения – уроки чтения и письма, а также интегрированные уроки.

2. По времени, по периодам (ступеням) обучения – уроки в добукварный, букварный и послебукварный периоды.

3. По наличию или отсутствию новой темы – уроки изучения новой буквы и уроки закрепления, а также повторения и обобщения.

Структура уроков зависит от их типа. В структуре уроков урока предусматриваются смены видов умственной деятельности, а также паузы (физминутки, распевки и т.п.).

Последовательность уроков, в которой предусмотрено планомерное, подтвержденное теоретически и практически распределение учебного времени по темам курса, преемственные и перспективные связи уроков, разнообразие типов уроков называется системой. Система уроков на весь период обучения грамоте предусматривает выделение циклов уроков чтения и письма по основным этапам учебного процесса.

В цикле уроков соблюдаются определенные требования:

– более или менее равномерно чередуются уроки изучения новой буквы и звука, и уроки закрепления и повторения;

– предусматриваются темы, связанные не только с усвоением новых звуков и букв, но и темы по орфографии, словообразованию, грамматике, фонетике, развитию речи;

Цикл уроков включает урок чтения и письма по изучению нового звука и буквы и урок чтения и письма закрепления, кроме того выделяют циклы уроков по периоду обучения: уроки в добукварный период, букварный, послебукварный.

Требования к урокам в период обучения грамоте:

– воспитывающий характер урока;

– ясность учебной цели;

– преемственность и перспективность урока;

-разнообразие используемых методических средств и приемов работы,

– вариативность работы над материалом, учет выбора видов работы от характера материала и задач обучения;

– дифференцированный и индивидуализированный подход к учащимся в процессе урока;

– формирование учебной деятельности;

– научность и доступность материала;

– использование наглядности и игровых приемов обучения в процессе уроков.

– забота учителя о речевой среде;

– обязательная работа по развитию речи учащихся на каждом уроке обучения грамоте;

– обязательное включение аналитико-синтетической работы учащихся в каждый урок;

– основное место на уроке чтения должна занимать работа по формированию первоначального навыка чтения, а на уроке письма – формирование первоначального графического навыка.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов по разделу:

1. Укажите лингвистические основы обучения грамоте в разных методических системах (В.Г. Горецкий, Н.В. Нечаева, В.Левин, В.Репкин, Бунеевы- Пронина, Д.Б. Эльконин и др.).

2. Укажите главные особенности методики обучения грамоте в системах Л.Н. Толстого, И.Н. Шапошникова, Д.Б. Эльконина.

3. Подготовьте рефераты по темам: «История станивления и развития методов обучения грамоте в России», «Слуховой метод обучения грамоте Л.Н. Толстого и его «Новая азбука»», «Роль Д.И. Тихомирова ( В.П. Бахтерова, В.А. Флерова и др.) в развитии методики обучения грамоте».

4. Дайте сравнительно-сопоставительный анализ УМК по обучению грамоте в разных дидактических системах.

5. Определите роль слога в методике обучения грамоте; раскройте суть позиционного принципа чтения; выявите механизмы и методы обучения письму.

6. Подготовьте рефераты по темам: «Линейный (генетический, копировальный, ритмический, Метод Карстера) метод обучения письму».

7. Дайте анализ раздела «методика обучения грамоте и развитие речи» программ по русскому языку для начальной школы.

8. Дайте анализ страницы Букваря (Азбуки) по схеме: структура и содержание, художественное значение иллюстративного материала, его соотношение с текстами и дидактическое назначение; другие виды наглядности и их назначение, роль текстовых материалов и их место и назначение в структуре урока обучения грамоте. Необходимы ли дополнительные дидактические материалы, наглядные пособия, их виды и назначение.

9. Выявите назначение и роль дидактических материалов и игр в период обучения грамоте.

10. Подготовьте выступление по вопросам: развитие речи в период обучения грамоте, внеклассная работа в период обучения грамоте, приемы аналитико-синтетической деятельности в период обучения грамоте, назначение схем-моделей в обучении чтению первоклассников.

11. Проанализируйте прописи для учащихся с т.зр. использования различных методов обучения письму, дидактических и игровых материалов, соответствия букварям (азбукам).

Литература к разделу

1. Амонашвили, Ш.А. Здравствуйте дети. – М., 1986.

2. Вахтеров, В.П. Избр. пед. соч.- М., 1987.

3. Выготский, В.П. Собрание сочинений: В 6т.- М., 1982.

4. Егоров, Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтению. – М.,1953.

5. Жедек, П.С. Методика обучения письму// Русский язык в начальных классах. Теория и практика./ под ред. М.С. Соловейчик. М., 1997.

6. Львов, М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб заведений/ М.Р. Львов, В.Г.Горецкий, О.В. Сосновская.. – М., 2002.

7. Редозубов, С.П. Методика обучения чтению и письму в начальной школе. – М., 1961.

8. Туим, Г.Г. Обучение грамоте: исторический обзор// На уроках русского языка. – ПГ., 1917.

9. Эльконин, Д.Б. Как учить детей читать. – М., 1976.

Особенности моделирования в период обучения грамоте

Важнейшей задачей современной системы образования становится формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Моделирование способствует формированию познавательных учебных действий, а также лучшему усвоению и пониманию полученной информации.

В период обучения грамоте, который является важнейшим этапом в развитии личности ребенка, закладываются основы знаний о родном языке, формируются главные речевые умения и навыки (чтение и письмо), складывается определенное отношение к русскому языку, родной речи и литературе.

Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, состоит из двух взаимосвязанных процессов: обучения первоначальному чтению и обучению письму – и закрепляется работой по развитию речи на основных ее уровнях: звук (звуковая культура), слово (словарная работа), предложение, связное высказывание (текст).

В обучении грамоте выделяются три периода:

  1. подготовительный (добуквенный);
  2. букварный (основной);
  3. послебукварный.

Добукварный период обучения грамоте.

Задачи добуквенного периода – развитие фонематического слуха, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На уроках вводятся понятия слово, предложение, гласные звуки, слоги, ударение.

В этот период начинается знакомство с моделированием, когда детям даются первые представления о речи (устной и письменной). Учащиеся знакомятся с членением речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. В этот период учащиеся учатся моделировать ситуацию общения (кто с кем общается, какие слова использует), использовать при этом определенные метки, рисунки и знаки.

С первых страниц Азбуки дети знакомятся с особенностями устной речи, учатся выделять из предложений отдельные слова, правильно согласовывать слова в предложении, создавать свои высказывания на основе иллюстраций, использовать рисунки и знаки- символы способ обозначения предметов и записи сообщения, моделировать предложения, обозначать отдельные слова в предложении.

Под руководством учителя дети рассматривают иллюстрации, выясняют основу сюжета, находят каждый персонаж и называют его, а затем составляют предложения, соотносят их с предложенными схемами.

Наглядно-образные модели общения, представленные в «Азбуке», дают детям элементарные представления о ситуации общения, партнерах (собеседниках) речевого общения, о целях. Например, задание такого вида: «Подумайте, кто мог сказать слово «привет» и кому?» позволяет формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей.

Моделирование предложений – это работа над построением предложений, развитием связной речи, а также один из способов пробуждения познавательной активности учеников на уроках обучения грамоте.

В период обучения грамоте для анализа используются предложения, состоящие из 2-4 слов. Дети учатся анализировать состав речи, что имеет большое значение для всей дальнейшей работы. На уроках мы не только подсчитываем слова в предложении, но и говорим о смысле, о содержании каждого из них, переходя от анализа отдельных слов к анализу целых предложений и всего рассказа.

Схемы используются с целью включения каждого ученика в активную деятельность, доведения материала по изученной теме до полного понимания. Учащиеся начинают моделировать предложение, ещё не умея писать. Хорошо каждому ученику иметь индивидуальный набор из полосок цветной бумаги для составления моделей предложения.

Так постепенно происходит психологическое слияние слова произнесённого и слова написанного, но написанного ещё без букв. Ребёнок учится считать слова в предложении не только на слух, но и по схеме, где каждая чёрточка обозначает слово. Интервалы между чёрточками указывают на небольшие остановки – паузы.

В дальнейшем можно использовать задания для развития анализа структуры предложения:

  • придумать предложение с определённым количеством слов по заданным схемам;
  • придумать предложение к заданной схеме с определенным словом;
  • определить место слова в предложении (какое по счету указанное слово);
  • поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении (2, 3, 4, 5);
  • увеличить количество слов в предложении;
  • определить границы предложения в тексте;
  • придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов в нем;
  • составить предложение из слов, данных в беспорядке (например: грядке, на, огурцы, растут).

В процессе обучения грамоте учащиеся знакомятся с наглядно – образной моделью слова, со значением слов (как образ предмета, действия и свойства) и звучанием слов (последовательностью речевых звуков). Дети подбирают слова, называющие предмет на рисунке, называют один и тот же предмет разными словами – котик, кот (например, Букварь Л.Е. Журовой и А.О. Евдокимовой).

В процессе обучения дети учатся в ответ на слово учителя подбирать слова с противоположным или со сходным значением, дополнять предложение словами:

Первоначальное обучение чтению предполагает формирование умения читать слогами (а не по буквам), т.е. освоение плавного слогового, позиционного чтения доступных пониманию детей слов. В связи с этим ознакомление со слоговым строением слов занимает важное место в подготовке детей к обучению грамоте.

Очень важно научить ребёнка чтению по слогам с выделением ударного слога. Успешному формированию указанного способа чтения способствует подготовительная работа, которая начинается ещё до того, как дети приступят к собственно чтению, т. е. к переводу графической (буквенной) формы слова в звуковую.

Одним из направлений этой подготовительной работы является деление слов на слоги, проговаривание слов по слогам, их составление из отдельно названных слогов. Чтобы ученик правильно передавал на письме звуковую сторону слова, не пропуская и не переставляя в нем буквы, надо научить его делить слово на слоги, устанавливать место и последовательность в нем звуков. Для усвоения понятия «слог» можно использовать такие модели:

В период обучения грамоте в 1 классе учащиеся постепенно знакомятся с буквами. Узнают о том, что слог – это часть слова, в котором обязательно есть гласная буква.

Чтобы дети научились делить слово на слоги и определять количество слогов в слове, им надо выполнить следующий порядок действий:

  1. Под всеми гласными буквами поставить точки красным карандашом.
  2. Посчитать точки. Сколько точек – столько слогов. «Сколько в слове гласных – столько и слогов, это знает каждый из учеников» – это стишок, помогающим детям запомнить правило.
  3. Разделить слова на слоги. Главное правило – чтобы в каждом слоге обязательно была одна гласная буква.
  4. «Позвать» слово, будто оно потерялось в лесу: «ли-си-ца, кук-ла, де-воч-ка»
  5. Разделить слово на слоги вертикальной линией. «ли/си/ца, кук/ла, де/воч/ка»
  6. Ещё раз проверить: «В каждом слоге обязательно должна быть одна гласная, слогов должно быть столько, сколько гласных в слове»

Существует несколько приёмов, помогающих делить слова на слоги:

  • отхлопать, отстучать или прошагать слово по слогам;
  • сопровождать по слоговое произнесение слова движением руки справа налево и слева направо;

В разных букварях встречаются разные варианты деления слов на слоги. Так в Азбуке комплекта «Школа России» авторов В.Г.Горецкого, В.А. Кирюшкина, Л.А Виноградской и М.В.Бойкиной предлагается следующий вариант деления слова на слоги: сплошной вертикальной чертой отделяются друг от друга слоги-слияния СГ, согласные вне слогов СГ отделены пунктирной линией:

В Букваре Л.Е. Журовой и А.О. Евдокимовой используется другая модель деления слов на слоги- слоги обозначаются дугой под схемой слова.

В Азбуке, входящей в учебно-методический комплект «Перспектива» (авторы Л.Ф. Климанова И С.Г. Макеева) используется следующий вид моделей звукового состава слова и деления на слоги:

На данном этапе учителю необходимо познакомить детей с ударением и научить выделять ударный звук в любом слове. Именно с ударения начинается узнавание слова. Ударение – один из главных признаков слова как лексической единицы. Оно объединяет звуки в единое фонетическое слово, целостность которого зависит и от объединяющей силы ударного слова, и от свойств безударных частей. Общая ритмическая структура слова, которая определяется числом слогов и местом ударения в слове, а также звучание ударного слога играют в процессах восприятия речи важную роль: они являются одними из первых признаков, с которой начинается идентификация слова.

Ударение в русском языке выделяется с помощью трех фонетических средств:длительности ударного слова (в основном гласного звука, входящего в ударный слог), силы голоса (ударный слог произносится громче безударного) и качестваударного гласного (в ударном слоге гласный произносится со своим основным тембром, т.к. он произносится изолированно).

Умение выделять ударение в слове важно также для последующего усвоения языка в школе (например, правописание безударных гласных.̕

После того, как дети научились интонационно выделять в слове тот или иной звук, необходимо научиться определять количество звуков в слове и их последовательность.

Например, игра «Угадай – ка»:

Дети учатся определять количество звуков в слове, придумывать слова с заданным количеством звуков.

Ученику дается карточка с написанной на ней цифрой. Ученик, не показывая ее товарищам, придумывает слово с количеством звуков, соответствующим указанной цифре. Остальные должны угадать, какая цифра написана на карточке. Или ученик произносит слово и просит товарищей определить количество звуков.

Таким образом, в добуквенный период знакомству с языком как знаковой системой предшествует знакомство с простейшими знаковыми системами (дорожными знаками, знаками-символами и др.), что помогает детям лучше осознать заместительную функцию слова (слово называет предмет, а не является таковым). В этот период активно используется способ записи слов с помощью пиктограмм и схем, что значительно облегчает детям деление речи на смысловые части слова и предложения. Формируется способ моделирования – построение модели предложения и слова, модели слоговой структуры и звуковые модели слов.

Букварный период обучения грамоте.

Во время основного (букварного)этапа обучения грамоте учащиеся работают с материалом из второго раздела «Азбуки». Продолжается развитие фонематического слуха детей, формируется действие звукового анализа слов, умение обозначать звуки буквами. Учащиеся осваивают первоначальное чтение и письмо, закрепляют знания о слове и предложении, их структуре.

При обучении первоначальному чтению применяются разнообразные аналитико-синтетические упражнения, представленные в игровой наглядно-образной форме.

В обучение включен рисунок (пиктографическое письмо), занимательные ребусы – своеобразный способ графической фиксации слова.

Работая с моделями слов, дети делают вывод, как устроено слово, сравнивают слова по звучанию и значению.

Чтобы научить детей делать звукобуквенный анализ слов, необходимо сформировать у учащихся чёткое представление о гласных, согласных твёрдых и мягких звуках.

Гласные звуки получили своё название от слова «глас». Так раньше произносили слово «голос». Когда мы произносим гласные звуки, воздух свободно проходит через рот. Этим звукам ничто “не мешает” – ни зубы, ни губы, ни язык, и мы слышим только голос. Чтобы удостовериться в правильности своих выводов, дети “проверяют” все звуки, произнося их, и наблюдают, не мешает ли что-либо во рту их выговариванию.

В русском языке 6 гласных звуков [а], [о], [у], [ы], [и], [э]. В Букваре Л.Е. Журовой и Азбуке В.Г.Горецкого гласные звуки обозначаем красным квадратиком .

После согласных букв буквы е, ё, ю, я обозначают звуки [э], [о], [у], [а].

Одновременно дети знакомятся с гласными буквами, их 10: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.

На начальном этапе предлагается выделить гласный звук из слога, например: ах, ус, ма, да, кра, аст, зол. Задания можно выполнять, используя разрезную азбуку или веер.

  • Поднять букву, соответствующую гласному звуку слога.
  • Придумать слог с соответствующей гласной
  • Определить место гласного звука в слоге и показать соответствующую букву.
  • Придумать слог, в котором гласный звук на первом, втором или третьем месте.

В Азбуке Л.Ф. Климановой и С.Г. Макеевой для обозначения гласного звука используется следующий символ: . Пустая красная бусинка показывает, что при произнесении гласного звука воздух свободно идет через рот, не встречая препятствий.

Знакомясь с согласными буквами, дети узнают, какими буквами они обозначены.При произношении согласных звуков струя воздуха встречает преграды на своем пути: язык, губы, зубы, принимают положение, необходимое для определённого звука. В работе со звуковыми моделями слов поможет таблица «Согласные звуки»

По звонкости – глухости: все согласные делятся на две группы:

Звонкие – [ б] [ в ] [ г ] [ д] [ з ] [ й ] [ л ] [ м ] [ н ] [ р ]

Глухие – [ п ] [ ф ] [ к ] [ т ] [ с ] [ х ] [ ц ] [ ч ] [ щ ]

В чём разница между глухим и звонким звуком?

При произношении звонкого звука голос участвует в его образовании, и слышим шум.При произношении глухого звука голос не участвует в его образовании, слышим шум. Можно использовать прием «приложить руку к горлу»: при произношении звонких звуков осуществляется вибрация («горло дрожит»), а при глухих звуках – этого не происходит.

Большинство согласных могут обозначать два звука: твёрдый и мягкий.

По твёрдости – мягкости:

Мягкие – [ б ̕] [ в ̕ ] [ г ̕ ] [ д ̕] [ з ̕ ] [ к ̕ ] [ л ̕ ] [ м ̕ ] [ н ̕ ] [ п ̕ ] [ р ̕ ] [ с ̕ ]

[ т ̕ ] [ ф ̕ ] [ х ̕ ]

Твёрдые – [ б ] [ в ] [ г ] [ д ] [ з ] [ к ] [ л ] [ м ] [ н ] [ п ] [ р ] [ с ] [ т ] [ ф ] [ х ]

Звуки [ й ̕] [ ч ̕ ] [ щ ̕ ] – всегда мягкие

Звуки [ ж] [ ц ] [ ш ] – всегда твёрдые

Для моделирования звуков надо научить детей выделять из слогов и слов твёрдые и мягкие согласные. Обучение в игровой форме вызывает у детей значительный интерес.

В традиционной программе (методика В.И. Горецкого) используются модели – слияния звуков. Они могут выглядеть так:С+Г- открытые слоги, Г+С – закрытые слоги

Рассмотрим звуковой разбор слова лиса:

  1. Читаю слово –лиса
  2. Делю его на слоги: ли – са, 2 гласных – 2 слога
  3. Первый слог – ли (слог – слияние (С+Г) (звук [и] обозначает мягкость согласного)
  4. Второй слог – са (слог – слияние (С+Г) (звук [а] обозначает твердость согласного)
  5. Соберём модель слова

Звуковой анализ проводится с помощью звуковых схем на всем диапазоне звуков русского языка. Формирование звуков в схемах мотивированно – оно фиксирует артикуляционно-произносительные особенности звуков речи: кружок символизирует свободное прохождение воздуха при произнесении гласных, а перекладинка и волнистая черта в кружочке (бусинке) говорят о препятствиях, возникающих при произношении согласных. Наряду с этим применяется акрофонический способ записи слов: каждый звук обозначается рисунком. Такие модели слов при звуковом разборе используется в Азбуке УМК «Перспектива» Л.Ф. Климановой и С.Г. Макеевой:

Работая с моделями слов, дети делают вывод, как устроено слово, сравнивают слова по звучанию и значению.

Для успешного обучения необходимо многократное и разнообразное использованиемоделирования на разных этапах работы над понятиями, а также усвоение учащимися условной знаковой системы, осознание целесообразности её применения. Практически на каждом уроке первоклассники выполняют задания, которые требуют умения моделировать для решения познавательных и практических задач.

В процессе обучения дети учатся самостоятельно строить модели предложений, анализировать звуковой состав слова, отражая в модели характеристики звуков: гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твердый – мягкий, звонкий – глухой. Но поскольку все эти задания даются в разнообразной игровой форме, первоклассники выполняют их с удовольствием. Это делает процесс обучения интересным и увлекательным для детей, обеспечивая при этом и мягкую адаптацию к школьному обучению.

Послебукварный период обучения грамоте.

Основная задача этого периода- закрепить навыки осознанного чтения, обеспечит переход от послогового чтения к чтению словами. Кроме этого, формируется умение понимать тексты разного типа: научные и художественные. Сопоставление этих текстов позволяет детям вести самостоятельные наблюдения над языком художественных произведений, употреблением слов в художественных текстах.

Быстрейшему синтезу зрительного образа слова с его значением способствуют упражнения на развитие точного (дифференцированного) восприятия слова, расширение «поля» чтения, выполнение разнообразных логических, ассоциативных и лексико-грамматических упражнений

Тексты, представленные в наглядно-образной форме, помогают детям почувствовать ритм, мелодию и образность языка художественных произведений, реализуют эстетическую функцию языка.

Применение схем, моделей позволяет учащимся лучше представить учебный материал. Моделирование выступает как средство наглядного представления объектов и закономерностей изучаемого материала. Целенаправленная работа по обучению детей моделированию строится на протяжении всего периода обучения грамоте и является хорошим фундаментом дальнейшего обучения и необходимым элементом учебного действия. Сознательное введение в учебный процесс моделирования сближает его с процессом научного познания, подготавливает школьников к самостоятельному решению возникающих перед ним проблем, к самостоятельному добыванию знаний.

Читайте также:  Весенние изменения в природе - конспект
Ссылка на основную публикацию