Организованная образовательная деятельность по грамоте

Организованная образовательная деятельность по грамоте в подготовительной группе «Теремок»

Итоговая организованная образовательная деятельность по грамоте в подготовительной группе ДОУ.

  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
  1. совершенствовать навык чтения;
  2. закреплять умение составлять схему предложения с применением пройденных правил;
  3. формировать навык работы в тетрадях;
  4. совершенствовать умение воспитанников называть слова определённой звуковой структуры, с заданным звуком.
  • Красные, синие, зелёные фишки;
  • указка.
  • Красные, синие, зелёные фишки;
  • простой карандаш на каждого ребёнка;
  • тетрадь.

Ход ООД

Мотивация.

– Ребята, я слышала, что у вас в четверг будет выпускной. (Да)

– А куда же вы пойдёте после садика? (В школу)

– А что же делают в школе? (Учатся писать, читать, считать..)

– А вы готовы к школе? (Да)

– Ребята, а вы хотите поиграть в школу, проверить себя как вы готовы? (Да)

Организационный момент.

– Ребята, сейчас я задам вам несколько вопросов, а кто на них ответит, может пройти и сесть за наши школьные парты. А за каждый правильный ответ я буду давать смайлики и в конце нашего урока мы подведём итог вашей готовности к школе.

  1. На какие звуки делятся буквы (гласные и согласные)
  2. Какие бывают согласные звуки? (твёрдые и мягкие)
  3. Назовите гласные звуки….
  4. Назовите согласные звуки….

1.​ Игра «Кто внимательный».

– Ребята, вы хотите поиграть в игру «Кто внимательный»?

– Посмотрите, на доске синяя фишка. Что она обозначает? (согласный твёрдый звук)

– Какие гласные буквы нужно писать после согласной твёрдой буквы? (А, о, ы, у, э)

– Посмотрите, на доске зелёная фишка. Что она обозначает? (согласный мягкий звук)

– Какие гласные буквы нужно писать после согласной мягкой буквы? (Е, я, и, ю, ё)

2.​ Работа с предложением.

Нам уже семь лет.

– Ребята, я знаю, что вы умеете читать. Семён, а ты не хочешь прочитать что написано на доске. (Чтение предложения)

– Это что? (Предложение)

– Лиза, а ты сможешь прочесть нам это предложение (Даша, Дима – чтение предложения)

– Ваня, а ты знаешь сколько слов в этом предложении? (ответы воспитанников)

– Саша, пожалуйста, назови второе слово.

– Катя, а ты знаешь какое четвёртое слово в этом предложении.

– Андрей, а какое третье слово.

– Надя, назови, пожалуйста, первое слово предложения.

– Матвей, прочитай нам, пожалуйста, ещё раз предложение.

3.​ Звуковой анализ слова семь.

– Ребята, а что это у вас лежит на столе в лоточках? (квадратики)

– А что они обозначают? (эти квадратики обозначают звуки – красный –это гласные звуки; синий – согласный, твёрдый; зелёный – согласный, мягкий)

– А что можно из них составить? (звуковую схему)

– Ребята, я предлагаю вам составить схему слова семь.

– Сколько букв в этом слове? (4) А сколько звуков? (3).

(Работа со схемами)

4. Пальчиковая гимнастика «Комарики» с элементами самомассажа.

Дарики, дарики,
(руки складываются щепотью и описывают круги)
Ай, да комарики!
Вились, кружились,
В щёчки вцепились!
Кусь – кусь – кусь – кусь!
(лёгкое пощипывание)

Дарики, дарики,
(руки складываются щепотью и описывают круги)
Ай, да комарики!
Вились, кружились,
В носик вцепились!
Кусь – кусь – кусь – кусь!
(лёгкое пощипывание)

Дарики, дарики,
(руки складываются щепотью и описывают круги)
Ай, да комарики!
Вились, кружились,
В ушки вцепились!
Кусь – кусь – кусь – кусь!
(лёгкое пощипывание)

– Закусали нас комарики. Ай, да комарики! Хлоп! (хлопок)

5. Работа в тетрадях.

– Ребята, у вас на столе лежат тетради. Для чего они вам нужны? Что мы можем записать в тетради? (буквы, схему, слоги)

– Я предлагаю записать в тетради схему нашего предложения. (работа в тетради)

– Молодцы. А я знаю, что в школе пишут диктанты. А вы хотите побыть настоящими школьниками и написать настоящий диктант.

– От схемы спускаемся вниз на две клеточки и пишем: са, зу, мо, дом, сом.

6. Игра «Назови слово».

– Ребята, а вы хотите поиграть в игру «Назови слово»? Посмотрите на доску. (На доске выставлены фишки: синяя, синяя, красная, синяя)

– Что они обозначают? (1-й звук – твёрдый согласный, 2-й – твёрдый согласный, 3-й – гласный, 4-й – твёрдый согласный)

– Я вам предлагаю назвать слова, соответствующие этой схеме. Примерные слова: стол, стул, шкаф, кран, брат, враг, крот…

7. Игра «Назови слово со звуком».

Учитель – логопед предлагает воспитанникам – одному ряду назвать слова со звуком «Ш» твёрдым, а другому – мягким… (звук «Ш» всегда твёрдый)

Учитель – логопед предлагает воспитанникам – одному ряду назвать слова со звуком «Ч» твёрдым, а другому – мягким… (звуке «Ч» всегда мягкий)

Учитель – логопед предлагает воспитанникам – одному ряду назвать слова со звуком «Т» твёрдым, а другому – мягким…

Рефлексия.

– А сейчас мы с вами посчитаем, кто сколько смайликов заработал.

– Кто больше заработал смайликов, тот получает медаль отличника. Остальные все ребята — медаль хорошиста.

– Какой для тебя вопрос был самый лёгкий? Что у тебя получается лучше анализ слова или анализ предложения? Ты помнишь за что ты заработал свои смайлики?

ООД ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

КОНСПЕКТ

ООД ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
mo_ood.docx158.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7»

ООД ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Подготовила: Гадзиева Л.Р.

воспитатель подготовительной группы

  1. Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие).
  2. Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове.
  3. Формировать умение делить двусложные и трехсложные слова на слоги.
  4. Упражнять в графическом изображении звука – буквы.
  1. Развивать и укреплять мелкие мышцы рук.
  2. Развивать самостоятельность, инициативу.
  1. Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания педагога.
  2. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
  3. Формировать чувство товарищества.

Словарная работа: слово , слог, звук, буква.

Наглядный материал : аудиозапись звуки природы, мяч, указка, ноутбук, картинки для слогового разбора (1,2,3 слоговые: нос, зебра, карандаш, лиса, дерево). Карточка с загадками, песочные часы, 2 обруча, картинки со звуками «С» и «Т».

Цветные квадратики (красные, синие, зеленые), карточки с цифрами 1,2,3,

карточки с недорисованными буквами, карточки для звукового анализа слов.

Воспитатель. Ребята, скажите какое у вас настроение?

Дети. Хорошее, радостное, веселое.

Воспитатель. Замечательно! Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Дети становятся в круг.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться

– Доброе утро!- солнцу и птицам,

– Доброе утро! – приветливым лицам.

Ребята, и конечно нашим гостям….

Дети: Доброе утро!

Звучит аудиозапись звуков природы (гремит гром, шум дождя, шум ветра, пение птиц, трель сверчка).

Воспитатель: Ребята, что мы сейчас слышали?

Дети: Звуки природы.

Воспитатель : А какие звуки можно услышать в большом городе?

Дети: Шум двигающегося транспорта, голоса детей и т.д.

Воспитатель: Скажите, а как люди общаются друг с другом? Рычат, жужжат?

(С помощью звуков речи).

Воспитатель: А какие они бывают, звуки речи?

Воспитатель: Как мы произносим гласные звуки?

Воспитатель: А согласные?

Дети: Согласные звуки мы произносим с помощью губ, зубов, языка и неба. Они произносятся коротко.

Воспитатель: А еще, ребята, согласные бывают глухими и звонкими, твердыми и мягкими, правильно?

Воспитатель: Попробуем с вами найти пары твердым звукам. Я произношу твердый звук, вы его мягкую пару.

Игра «Назови пару».

Б – БЬ, В –ВЬ, Г –ГЬ, Д – ДЬ, З –ЗЬ, М – МЬ, Н –НЬ, П –ПЬ.

Воспитатель: Молодцы, справились отлично. Следующая игра называется «Наоборот». Я буду кидать мяч каждому из вас, и говорить слова с твердым звуком, а вам нужно будет сказать его мягко и получить новое слово.

Кон – Конь. Угол – Уголь. Трон – Тронь. Удар –Ударь. Мол – Моль. Был –Быль. Цел –Цель. Нос – Нес.

Воспитатель. Ребята, скажите, а что мы составляем из звуков?

Воспитатель: А из слогов?

Воспитатель: Ребята, попробуем поделить слова на слоги и определить их количество?

Воспитатель: Проходим, садимся за столы и внимательно смотрим на экран. Сейчас на экране будут появляться картинки. Ваша задача назвать слово (про себя) и определить количество слогов в данном слове. Если 1 слог, вы поднимаете табличку с цифрой 1, если 2 слога – табличку с цифрой 2, а если 3 слога – с цифрой 3. Задание понятно? Начали.

(На слайде появляются картинки.Дети определяют количество слогов в данных словах и поднимают соответствующую табличку).

Воспитатель: Молодцы! Обратите внимание, перед вами, лежат карточки для звукового анализа слова и цветные квадратики. Напомните мне пожалуйста, что они обозначают.

У доски свое слово будет выкладывать тот, кто первым разберет его у себя за столом.

(Звуковой анализ слов за столами).

Воспитатель: Ну что, ребята вы блестяще справились и с этим заданием, и мы переходим к следующему.

Игра: «Где прячется звук [р]?»

Воспитатель. Мы с вами должны отгадать загадки и определить, где живет в этих отгадках звук [р]: в начале, в середине или в конце слова. Готовы? Приступаем.

В нем лежат пенал, тетрадки

И на завтрак бутерброд.

Все учебники в порядке

В школу ученик несет.

Он блестит, как будто глянец, —

За спиной красивый. (ранец)

Воспитатель. Где в этом слове живет звук [р]?

Дети. В начале слова.

Первая книга, что знанья дает,

Ее первоклассник в портфеле несет.

Всегда и повсюду, сегодня и встарь

Школьнику очень нужен. (букварь)

Воспитатель. Где в этом слове живет звук [р]?

Дети. В конце слова.

Будем весь урок писать,

Пригодится нам. (тетрадь).

Воспитатель. Где в этом слове живет звук [р]?

Дети. В середине слова.

Воспитатель. Молодцы, и с эти заданием вы все прекрасно справились.

Подойдите, пожалуйста ко мне.

Дети встали, закрыли глаза.

Открываем мы глаза,

Вдох – и долго тянем: «а –а – а –а –а».

Утром солнышко взошло,

Снизу – вверх мы тянем: «о –о – о- о –о»

Днем по горкам ездим мы: « ы- ы- ы- ы- ы»,

Ночью смотрим на звезду, сверху вниз слетаем « у – у- у- у- у».

Воспитатель: Ребята, чтобы выполнить следующее задание, нужно внимательно послушать. Игра называется «Подскажи звук»?

Я буду читать предложения, и в некоторых словах пропускать звуки. Вы должны будете подсказать мне пропущенный звук. Вам все понятно?

На солнышке грелся черноухий котено……На него смотрел белоухий щено…..Охотники развели в лесу косте…. Ученик держал в руке каранда…..

Малыш попросил маму завязать красный шар…..На лесную полянку выскочил зая….В зоопарке жили ено….бегемо….крокоди….По двору бродили петух….куриц…..утк…..

Воспитатель: Ребята, вы помните, что звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем.

Воспитатель : Ребята, перед вами на столах лежат карточки с недорисованными буквами. Надо внимательно посмотреть и буквы эти дорисовать. Эти карточки мы передадим нашим гостям, попросим их оценить выполненные вами задания. Если задание выполнено правильно, то попросим их нарисовать на вашей карточке звездочку, если же там будут какие-либо ошибки, то попросим нарисовать – флажок. В конце занятия вы посмотрите выставленные вам оценки.

Дети дорисовывают буквы . На столе песочные часы. (минута)

Воспитатель : Закончили? Хорошо! Подпишите свои работы и передайте их любому понравившемуся вам гостю. А пока гости оценивают ваши работы, мы поиграем в эстафетную игру: «Кто быстрее?».

Нужно разделиться на две команды . Я положу перед каждой командой обруч, в которых будут лежать разные картинки. Задача первой команды –найти картинки, в названии которых есть звук «С». Задача второй команды – найти картинки, в названии которых есть звук «Т», не зависимо от того, в начале, середине или в конце этот звук.

(В конце эстафеты подводиться итог).

Воспитатель: Ребята, я за вас очень рада, горжусь вами! Вы выполнили все задания, которые я вам приготовила.

Ребята, какое задание понравилось вам больше всего?

Какое задание показалось трудным?

Вы показали свои умения, знания, проявили смекалку. Молодцы!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Подготовка к обучению грамоте» Подготовительная группа. Программное содержание:систематизировать знания детей о букве Л и звуке (л,ль), закрепить з.

Занятие по развитию речи. Итоговое.Программное содержание: обобщить знания, имеющиеся у детей, закрепить умение состовлять слова по слогам, читать их, развивать смекалку, воображение, логическое .

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте “Страна Красивой речи”.Цели занятия:Образовательные:Закрепить знания о пройденных звуках, буквах, упражнять в со.

Итоговое занятие для воспитателей подготовительных групп. Занятие комплексное математикаи обучение граиоте.

Согласный звук [ш], буква “Ш”.

Данный материал поможет провести НОД по всем правилам ФГТ.

Данный материал вам поможет при проведении НОД.

Итоговая организованная образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной группе «Герои «Теремка»

Ольга Гребцова
Итоговая организованная образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной группе «Герои «Теремка»

Итоговая организованная образовательная деятельность

по обучению грамоте в подготовительной группе.

«Герои «Теремка»

Цель: обобщить у детей знания полученные ранее.

образовательные:обобщить и систематизировать знания детей о звуках: слогообразующей роли гласного; совершенствовать навыки звукового анализа; совершенствовать умения детей в делении слов на слоги, в составлении предложений по схеме; закреплять умения детей давать полную характеристику звукам речи.

-развивающие: развивать фонематическое восприятие, мышление и речь детей; закреплять умение детей делить слова на слоги, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений по опорной схеме.

– воспитательные: создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.

Воспитатель (В): – Ребята, к нам сегодня в группу пришли много гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Дети (Д): – Здравствуйте.

В: – Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Д: – Хорошее, радостное, веселое.

В: – Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

В. Ребята, отгадайте загадку.

Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была:

В доме том в конце концов

Стало множество жильцов

Ответ: Теремок (Картинка появляется на мольберте.)

В. Это русская народная сказка вам всем знакома с детства. Так как вы уже стали совсем взрослыми, предлагаю окунуться и вспомнить эту замечательную сказку. Но главные герои этой сказку подготовили вам задания, и хотят узнать стоит ли вас выпускать из детского сада, в школу.

Кто первый нашел «теремок»? (мышка) Появляется картинка мышки на мольберте.

В. Вот вам задание от мышки.

Задание № 1. «Кто внимательный».

Цель – нужно правильно показать схематический образ звука.

Но для начала давайте вспомним, какие бывают звуки?

Д: – Гласные, согласные, а согласные твердые и мягкие

В: – Какие звуки называются гласными и почему?

Д: – Гласные звуки мы поём, воздух проходит свободно, не встречая преград.

В: – Какие звуки называются согласными и почему?

Д: – Согласные звукам не поются, мешают зубы, губы и язык.

В: – Я буду называть звук, а вы показывайте схематический образ. Если я назову гласный звук, какую карточку вы покажите?

В: – Если я назову твердый согласный звук, какую карточку вы покажите?

В: – Если вы показали зелёную карточку, то какой я назвала звук?

Д: – Мягкий согласный звук.

А, Б, В, У, О, Б^, И, Я, Г, Д, Р^, Л ^.

В. Кто второй прибыл к «теремку»? (Лягушка-квакушка)

Вот вам задание от лягушка-квакушки. (Появляется картинка на мольберте)

Задание № 2. «Раздели слова на слоги».

В. Как определить сколько в слове слогов?

Д: – Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов

Пенал, ручка, тетрадь, мяч, дом, мак, каша, дым, лук, мама.

В. Молодцы, и с этим заданием вы справились.

В. Кто третий пришел к «теремку»? (зайчик-побегайчик) Картинка на мольберт.

В. Вот такое задание приготовил вам зайчик-побегайчик.

Задание № 3 «Сделайте звуковой анализ слов».

Ребята посмотрите, какие у нас цветы на столах.

В: – Мальчики составят схему слова пион, а девочки к слову астра.

В: – Давайте проверим, правильно ли вы составили схему своих слов?

(Выполнение задания).

А теперь давайте отдохнем.

В старом дереве дупло.

Это домик буквы О.

(Дети делают круговые движения руками.)

Рядом с нею на суку

Примостилась буква У.

(Садятся на корточки.)

В гости к ним издалека

Прибежала буква А.

(Бегут на месте.)

Прилетела буква Я

На спине у воробья.

(Машут руками, как крыльями.)

Буквы стали веселиться:

И смеяться, и кружиться.

То попрыгают немножко,

То похлопают в ладошки,

То присядут отдохнут,

То опять плясать начнут.

(Дети сопровождают текст стихотворения соответствующими движениями.)

В. Кто был следующим? (волк зубами щелк) Картинка на мольберт.

В. Это задание для вас от него.

Задание № 4. Называется «Нарисуй схему предложения».

В. Ребята вам нужно нарисовать схемы предложений, которые я вам прочитаю.

1. Наступила весна.

2. Прилетели перелетные птицы.

3. На улице звенит капель.

А теперь вы придумайте предложение вот по этой схеме. Сколько слов в этом предложении? (Три)

В. Кто пришел после волка? (лисичка-сестричка) Картинка на мольберт.

Это задание от красавицы лисички.

Задание № 5. Игра «Ромашка»

В. Вы должны составить цветок с серединкой синего цвета, то есть из лепестков, лежащих на столе, выбрать те, в названиях которых первый звук – твердый звук. Второй цветок должны составить с серединкой зеленого цвета, то есть выбрать лепестки, в названиях которых есть мягкий звук. Третий цветок должны составить с серединкой красного цвета (слова, которые начинаются с гласных звуков).

-Молодцы вот и собрали букет из цветов.

В. Кто пришел после лисички-сестрички? (медведь-давиш) Картинка на мольберт.

Вот это задания от медведя.

Задание № 6. «Где прячется звук [р]?»

В. Загадки нужно отгадать и определить, где живет в этих отгадках звук [р]: в начале, в середине или в конце слова. Готовы? Приступаем.

В нем лежат пенал, тетрадки

И на завтрак бутерброд.

Все учебники в порядке

В школу ученик несет.

Он блестит, как будто глянец, —

За спиной красивый. (ранец)

В. Где в этом слове живет звук [р]?

Д. В начале слова.

Будем весь урок писать,

Пригодится нам. (тетрадь).

В. Где в этом слове живет звук [р]?

Д. В середине слова.

Первая книга, что знанья дает,

Ее первоклассник в портфеле несет.

Всегда и повсюду, сегодня и встарь

Школьнику очень нужен. (букварь)

В. Где в этом слове живет звук [р]?

Д. В конце слова.

В. Вы, ребята молодцы и сказку вспомнили и задания от героев выполнили. Как вы считаете, вы можите идти в школу. Ответы детей.

Вы готовы пойти в школу. И познавать этот прекрасный наш мир дальше.

Дети встают в круг,берутся за руки и произносят слова:

Шире наш чудесный круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Влево, вправо повернись

И друг другу улыбнись.

«В поисках Буратино». Образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте в старшей группе Образовательная деятельность по «Подготовке к обучению грамоте» в старшей группе “В поисках Буратино” (ОО «Речевое развитие»)Задачи: 1.

Фотоотчёт «Организованная образовательная деятельность в читальном зале» Почти год прошёл с нашего первого посещения городской библиотеки. За это время мы с детьми побывали там не раз, и всегда нас ждало что-то.

Непосредственно образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы В настоящее время процесс подготовки к обучению грамоте детей старшей и подготовительной к школе групп остается актуальным и важным. Обучение.

Непосредственно-организованная образовательная деятельность по познавательному развитию «Удивительные свойства воздуха» Цель: способствовать развитию любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование. Задачи. Образовательные: – способствовать.

Организованная образовательная деятельность по речевому и художественно-эстетическому направлению «Лес чудес» Воспитатель приглашает детей в группу и говорит: «Вы любите чудеса? Тогда я приглашаю вас в лес чудес. Глазки закрываются – чудеса начинаются.

Организованная образовательная деятельность «Путешествие в страну «Спасибо» во второй младшей группе Подготовила и провела: Е. В. Старкова, воспитатель высшей категории. Цели ООД: познакомить детей с вежливыми словами и научить пользоваться.

Организованная образовательная деятельность во второй младшей группе «Зимушка-зима» Организованная образовательная деятельность в 2 младшей группе. Тема: «Зимушка – зима». Автор: воспитатель Макухина Анна Алексеевна. Цель:.

Организованная образовательная деятельность в рамках проекта «Цветочный вальс» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Виды детской.

Организованная образовательная деятельность в средней группе «Загадочный подводный мир» по познавательному направлению Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Тип занятия: интегрированное.

Обучение грамоте в детском саду: особенности и приёмы

Любящие родители хотят воспитать своего малыша так, чтобы в будущем он стал хорошо образованным человеком, имеющим карьерную перспективу. Первый шаг на этом пути — получение качественного дошкольного образования. Принятая сейчас школьная программа построена так, что ребёнок должен прийти в школу, уже зная основы грамоты. И очень важно, чтобы воспитатель не только научил дошкольника буквам и чтению, но и смог привить ему «чувство языка», понимание законов его построения и умение ими пользоваться.

Почему нужно обучать грамоте до школы

С точки зрения психологов, ребёнок в возрасте 4–5 лет обладает особым «чутьём» к языку, которое в дальнейшем ослабевает. Важно уже с младшей группы выстраивать занятия с дошкольниками так, чтобы формировать их интуицию к правильно построенным конструкциям языка, вырабатывать чёткое произношение слов, повышать словарный запас. Кроме этого, обучение грамоте способствует развитию мыслительной деятельности и памяти, анализу и синтезу информации. Все эти аргументы говорят о необходимости такого обучения.

Как строится процесс обучения грамоте

Обучение грамоте происходит постепенно, в игровой форме. Можно выделить следующие задачи:

  • знакомство детей с понятиями «слово» и «звук», развитие фонематического слуха;
  • деление слова на слоги, правильная постановка ударения в слове;
  • анализ звукового состава слова, умение определять гласные, твёрдые и мягкие согласные, сравнивать слова по звуковому составу;
  • знакомство с понятием «предложение» и его словарным составом;
  • основы чтения и письма, составление слов с помощью разрезной азбуки.

Современные методики обучения грамоте основываются на звуковом аналитико-синтетическом методе обучения чтению, предложенном К. Д. Ушинским более ста лет назад. Согласно этой методике знакомство детей со звуками происходит при выделении их непосредственно из живой речи. Сначала усваиваются гласные звуки а, о, и, е, у, ы. Задания усложняются постепенно. Звук определяется в односложных, двусложных, а затем в многосложных словах. Потом изучаются гласные я, ю, ё. И только после этого переходят к изучению согласных. К. Д. Ушинский писал, что научить детей определять согласные в составе слова — это самая важная и сложная задача, она является «ключом к чтению».

Дети 4–5 лет наиболее восприимчивы к звучащей речи, интерес к чтению обычно появляется только к 6–7 годам

Для маленьких детей игровая составляющая занятий является важным аспектом. Ребёнка надо мотивировать для выполнения упражнений, увлечь интересной задачей. Приёмов и способов разработано много, нужно только подобрать соответствующие теме занятия и возрасту детей. Занятия по обучению грамоте могут включать в себя основные приёмы воспитательской деятельности: рассматривание картинок, рисование, чтение стихов, разгадывание загадок, подвижные игры, но, кроме этого, имеются специфические упражнения, которые будут рассмотрены дальше. Проводить занятия по грамоте рекомендуется не реже одного раза в неделю.

Если в группе происходит значительная дифференциация по уровню усвоения материала, то желательно использовать индивидуальные задания или проводить занятия по подгруппам.

Особенности занятий при ограничении здоровья у детей

Нарушение речи, которое наблюдается при некоторых видах заболеваний у детей, приводит к торможению процесса усвоения навыков чтения и грамотного письма. Такие дети медленней выполняют задания, часто путают похожие по начертанию буквы, близкие по звучанию слова. Дошкольники с подобными отклонениями нуждаются в помощи логопеда, психолога, а также повышенном внимании со стороны воспитателя и родителей.

Проведение занятий в группе строится так, чтобы какие-то упражнения ребёнок выполнял индивидуально. Но в то же время он не должен чувствовать себя полностью отделённым от общих занятий. Например, можно заранее индивидуально отработать задание или предложить ребёнку с ограничениями здоровья более лёгкую загадку, дав возможность проявить себя среди ровесников.

Дети с нарушениями речи получает образование, сопоставимое с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде

Родители должны помогать воспитателю и логопеду, выполняя какие-то дополнительные упражнения с ребёнком или закрепляя то, что изучили в саду. Дома можно использовать и интерактивные игры, интерес к которым у детей достаточно высок.

Видео: обучение грамоте детей с нарушениями речи

Начало занятия: способы мотивации детей

Начало создаёт атмосферу всего занятия. Нужно сделать так, чтобы дети настроились на познание нового, им это было интересно, они хотели участвовать в занятии. Можно использовать следующие приёмы:

  • стихотворение по теме занятия;
  • загадки;
  • рассматривание картинок.

Воспитатель может начать занятие так: «Ребята, сегодня мы разберёмся, что такое слово. Вы внимательно слушаете строчки из стихотворения и мне помогаете». Пример стихотворения:

Есть сладкое слово — конфета, (А ещё какие вкусные слова вы знаете?)

Есть быстрое слово — ракета, (А здесь кто поможет?)

Есть кислое слово — лимон, (Что кислое вы ели?)

Есть слово с окошком — вагон, (Что подходит?)

Есть книжное слово — страница, (А к книжкам какие слова относятся?)

Есть слово лесное — синица, (Таких слов вы наверняка знаете много!)

Есть слово пушистое — снег, (Здесь тоже легко догадаться)

Есть слово весёлое — смех. (А тут кто придумал?)

В конце похвалите детей: «Какие мы молодцы. Сколько слов вспомнили».

Если удачным вариантом вам кажется использование загадок, то подберите их так, чтобы ответы начинались с одной буквы.

Таблица: примеры загадок для начала занятия

Хвост красивый, просто диво.
Удивительная грива.
«И-го-го», скакун — огонь
Вас прокатит. Это (конь).
Речку заковал мороз,
Поработал он всерьёз!
Я помчался вдоль реки,
Режут лёд мои (коньки).
Его съесть хотели все,
Но попал он в пасть к лисе.
Вкусный, маленький клубок
В сказке звался (колобок).
Красивый фантик надевает,
Во рту так просто вкусно тает.
Все дети любят сладость эту,
А зовут её (конфета).
Кто нам рано поутру
Громко промычит «Му-му»?
Кто даёт нам молочка,
Маслица и творожка,
Чтоб детвора была здорова.
Это добрая (корова).

Закончить можно игровым элементом: «Ребята, вы настоящие умники, все загадки разгадали! Все слова назвали правильно! А вот такой вопрос: чем все эти слова похожи? А теперь игра. Я называю слово. Если оно начинается так, как и наши отгадки, вы хлопаете в ладоши. А если нет, то не хлопаете».

Для того чтобы заинтересовать детей, можно также раздать каждой паре детей набор карточек и попросить ребят назвать словами то, что они видят на картинках. Воспитатель спрашивает: «С какого звука начинаются все слова? А как можно поделить их на две группы? Правильно. Одни слова короткие, а другие длинные. Откладываем картинки с короткими словами влево, а с длинными вправо». Затем воспитатель проверяет выполненное упражнение.

Чтобы увлечь детей в начале занятия, можно использовать картинки

Можно использовать заготовку — сюрприз, театрализацию рассказа, начать с просмотра презентации или обсуждения иллюстрации. Дети с удовольствием участвуют в придумывании новых сказок.

Обучение грамоте в детском саду

Подготовка воспитателя к проведению занятий по грамоте требует особой скрупулёзности. Неправильная подача материала может вылиться в сложности обучения в дальнейшем. Тщательное планирование занятий поможет педагогу избежать ошибок. Разработка плана — конспекта урока, конечно, уже является достаточным этапом планирования. Однако сейчас в образовательных учреждениях предлагается использовать технологические карты занятий. В этом документе не только подробно разрабатываются все этапы занятия, но рассматриваются количественные и качественные характеристики группы. Это даёт возможность проанализировать любой этап занятия, выявить возможные недоработки. Технологическая карта занятия — это довольно объёмный документ, пример разработки можно посмотреть на сайте.

Формы и методы обучения

Выделяются три основные группы методов обучения детей, каждая из которых базируется на определённой форме мышления ребёнка.

  • Наглядные методы. К ним относятся: показ предметов, картинок, иллюстраций; разгадывание изографов (буквы наложены одна на другую, нужно их определить) и ребусов; постановка сценок, просмотр презентаций, мультфильмов, посещение театра.
  • Практические методы. В эту группу входят: выполнение упражнений, игровые методики, моделирование, конструирование.
  • Словесные методы. Беседы, чтение, составление рассказов по образцу, рассказы по плану, рассказы — фантазии.

Проводя занятия, воспитатель должен использовать приёмы так, чтобы чередовались различные виды деятельности детей, переключался способ получения информации: зрительный, тактильный, слуховой. Рассмотрим примеры практических приёмов:

    Кольца (круги) Луллия — популярное дидактическое средство, развивающее интеллектуально-творческие способности детей. Существует множество вариантов этого приспособления. Для обучения дошкольников грамоте можно изготовить кольца Луллия, на одном из которых будут изображены буквы, а на втором — предметы, чьи названия начинаются с них. Задача детей — правильно соединить букву с изображением.

Использование колец Луллия при обучении способствует созданию заинтересованной, непринуждённой атмосферы, обеспечивает восприятие нового материала

При изучении букв для лучшего усвоения материала их вид обыгрывается в различных творческих заданиях. Нарисовать букву, украсить её разными узорами, вылепить букву, сшить ей платье, выложить букву фасолью или пуговицами, нарисовать песком, сложить из палочек, тесьмы, получить букву в подарок и т. д.

Для проверки усвоения материала с детьми старшего возраста можно проводить проверочные работы.

Упражнение, которое можно включить в такую работу: раздаточный материал с предметами и изученными гласными звуками. Дети должны соединить предмет и изображение той гласной, которая есть в слове. Для первой картинки нарисовать схему слова: сколько слогов, какой из них ударный.

Пример карточки для проверочной работы с дошкольниками старшего возраста

Выполнить звуко-буквенный анализ слов, то есть вписать в карточки названия изображённых предметов.

Раздаточный материал, который требует вписать название предметов, можно использовать для детей, умеющих писать

Читающим детям можно предложить разгадывание ребусов или игры на составление слов: «Кто больше составит новых слов из букв слова Превосходно?»; «Назовите слова, состоящие из двух, как слово Паровоз состоит из слов Пар и Воз».

Этапы обучения дошкольников грамоте

Подготовка к обучению грамоте начинается с трёхлетнего возраста. Какие же задачи решаются в каждой возрастной группе?

Вторая младшая группа

Задачами этого года являются:

  • обогащение словаря;
  • развитие умения правильно и чётко произносить слова;
  • формирование умения различать звуки;
  • знакомство с понятиями «слово» и «звук».

Основные формы работы: беседы, чтение, заучивание стихов, игры.

На занятиях, формирующих звукоразличие, малыши знакомятся со звуками окружающего мира и учатся их узнавать, вводится понятие «звук».

Изучение начинается с рассмотрения звуков, сильно различающихся между собой (шелест бумаги — звук колокольчика). Далее переходят к близким звукам (шелест бумаги — шелест листвы, можно использовать разные колокольчики). В итоге дети должны научиться различать естественные шумы (звук шин автомобиля, скрип мела, чириканье воробья).

Используемые игры: «Скажи, что звучит» (используется запись разных шумов), «Где звенит колокольчик?», «Как рычат звери» (дети рассматривают картинки и воспроизводят звуки, издаваемые животными).

На одном из занятий можно использовать наборы предметов из одинаковых материалов: стеклянные, металлические, пластмассовые. Вначале воспитатель демонстрирует, какой звук получается при ударе по стеклу, о металл. Затем за ширмой ударяет о какой-то предмет. Дети должны определить, из чего он сделан.

Возможна театрализация знакомой сказки. Вспоминаем сказку «Колобок». «Катится, катится Колобок по дорожке. А навстречу ему…». Дети продолжают: «Заяц!». Ребёнок с игрушкой зайца в руках выходит вперёд и становится перед детьми. Так же обыгрываем встречу с остальными героями сказки. Воспитатель по очереди обращается к детям с игрушками, стоящими впереди: «Каким словом называется твоя игрушка? Все вместе скажем это слово». И так для всех персонажей. При выполнении подобных упражнений концентрируется внимание на понятии «слово».

Пример занятия по развитию фонематического слуха можно посмотреть по ссылке.

Средняя группа

Задачами этого года являются:

  • дальнейшее развитие и увеличение словаря;
  • формирование умения воспринимать сюжет повествования, делать пересказ;
  • заучивание стихов, пословиц и поговорок;
  • закрепление понятий «слово» и «звук», деление слова на слоги;
  • формирования умений определять длину слова, выделять первый звук.

Основные формы работы: беседы, чтение, пересказ, заучивание стихов и пословиц, творческие рассказы, игры.

Организованная образовательная деятельность по обучению грамоте в старшей группе “Посылка деда Грамотея”

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад “Мишутка”

организованной образовательной деятельности

по обучению грамоте в старшей группе

«Посылка Деда Грамотея»

Ф.И.О. (квалификационная категория)

Чебакова Ольга Валентиновна

Продолжительность 25 мин.

“Посылка деда Грамотея”.

Создание условий для активизации знаний по обучению грамоте.

Образовательные:

Продолжать учить делать звуковой анализ слов.

Совершенствовать умение определять количество слогов в слове.

Упражнять в различении твердых и мягких согласных звуков.

Развивающие:

Развивать фонематический слух, любознательность.

Закреплять знания детей о согласных и гласных звуках.

Воспитательные:

Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Умение понимать учебную задачу.

Приоритетная – речевое развитие

в интеграции: социально-коммуникативное, познавательное

виды детской деятельности

коммуникативная, игровая, двигательная, познавательная

методы и приемы, используемые в ООД

Наглядные: рассматривание картинок

Практические: выполнение заданий

Словесные: вопросы, объяснение

с детьми: звуковой анализ слов, деление слов на слоги, разучивание физминутки

с родителями: игра “Подбери слова на указанный звук”

с литературой и интернет источниками:

Оборудование и материалы

для педагога: посылка, письмо, сундук, 5 замков и ключей, книга “Букварь”, конверты с заданиями, домики

для детей: картинка “мак”, игра “Матрешки”, картинки для игры “Магазин”, веселые и грустные смайлики, картинки для деления на слоги

Способы организации детей

Вводная часть

В группу приходит посылка от Деда Грамотея из страны АБВГДейки».

(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо)

Сундучок-то не простой! С пятью замками! Давайте прочитаем письмо:

Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! Я узнал, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с пятью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Но чтобы открыть замок, нужно выполнить задание. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Желаю успеха!

Хотите узнать что там внутри? Кто хочет вместе со мной искать ключи? Дед Грамотей.

Обращается ко всем

Дети вместе с воспитателем распаковывают посылку и читают письмо.

Организация детей, мотивация к совместной деятельности

Основная часть

Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:

Есть в комнате портрет,

Во всём на вас похожий.

Засмейтесь – и в ответ

Он засмеётся тоже. (Зеркало)

А вот и ключ, на нём первое задание. Справимся с этим заданием – один замок откроем! Если с заданием не справимся, не узнаем, какой подарок прислал нам Дед грамотей.

1 Задание: Игра “Найди свой домик”- деление слов на слоги (картинки). Давайте попробуем открыть замок.

Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:

Не куст, а с листочками,

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита.(книга)

2 Задание В конверте вместе с письмом лежит картинка мака.

Провести звуковой анализ слова “мак”

Физминутка“Буратино”

Буратино потянулся, Руки в стороны развёл,

Раз – нагнулся, Ключик так и не нашёл.

Два – нагнулся, Чтобы ключик нам достать,

Три – нагнулся. Надо на носочки встать.

(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)

Чтобы нам найти третий ключик, отгадаем ещё одну загадку:

Что за чудо – кирпичи

Я в подарок получил.

Что сложу из них – сломаю,

Все сначала начинаю.(строительные кирпичики)

Игра « Доскажи словечко».

Дед Грамотей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но… забыл слова. Давайте поможем Дедушке!

Над лугами, над водой

Хлынул дождик проливной,

А потом повисло

В небе коромысло.

Утром дед спросил у внучки:

Почему не моешь… (ручки)

Михаил играл в футбол

И забил в ворота…(гол)

4) Солнце светит очень ярко,

Бегемоту очень … (жарко).

Где обедал воробей?

В зоопарке у…(зверей)

У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из… (лейки)

Жук упал и встать не может,

Ждёт он, кто ему…(поможет)

(По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок третий ключ)

Вот еще одна загадка от Деда Грамотея:

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует, –

А сегодня вечерком

Он раскрасит наш альбом.(карандаш)

Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!

Вот и четвертое задание с ключом.

Игра “Матрешки”(различение твердых и мягких согласных) «В гостях у Лены и Ларисы”

Пришли к нам в гости две матрешки. Посмотрите, как они похожи. Чем они отличаются? Одну зовут Лена, а другую Лариса. Назовите первый звук в слове Лариса? Назовите первый звук в слове Лена? Расскажите о звуках [Л], [Ль] Звук [Л] – согласный, звонкий, твёрдый. Обозначаем синим цветом.

Звук [Ль] – согласный, звонкий, мягкий. Обозначаем зелёным цветом. Лариса и Лена очень любят играть мячиками. Лариса играет мячами с картинками, в названиях которых есть твёрдый звук [Л], Лена – в названиях которых есть мягкий звук [Ль].

(Дети по очереди берут картинки-мячики, проговаривают слово, определяют звук и кладут рядом с Ларисой или Леной).

Последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:

Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет!(мяч)

А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)

Мы пришли в продуктовый магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук «С». Что вы купите? Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста.

После выполнения задания дети получают пятый ключ, «вставляют» в замок. Сундучок открывается.

Спасибо Деду Грамотею! Мы с вами положим Азбуку в книжный уголок, будем изучать буквы и скоро научимся читать!

Дети передвигаются по группе , разыскивая ключи

Дети выполняют задание возле доски.

Дети сидят за столами, один ребенок у доски.

Дети располагаются свободно на ковре.

Дети свободно располагаются возле воспитателя

Дети выполняют задание возле мольбертов.

Дети свободно передвигаются по группе.

Дети могут разделить слова на слоги

Дети выполняют звуковой анализ слова “мак”. Закрепят приемы звукового анализа слов.

У детей развито слуховое восприятие.

Дети могут различить твердые и мягкие согласные

Дети могут подобрать картинки с изображением продуктов на заданный звук.

Заключительная часть

Рефлексия: Мы нашли все ключи?

Выполнили задания Деда Грамотея?

Что больше всего понравилось?

Какое задание было самым трудным?

Дети оценивают свое настроение после занятия с помощь грустных и веселых смайликов.

Со всеми детьми фронтально.

Развиты навыки рефлексивной оценки.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Педразвитие

Автор: Сиразетдинова Индира Асгатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад компенсирующего вида №8 “Зоренька”
Населённый пункт: г.Набережные Челны Республика Татарстан
Наименование материала: конспект ООД
Тема: ООД по обучению грамоте в старшей группе на тему “В сказочной стране”.
Дата публикации: 18.12.2018
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

компенсирующего вида №8 «Зоренька»

Конспект итогового ООД по обучению грамоте

в старшей группе на тему

«В сказочной стране».

Воспитатель: Сиразетдинова И.А.

г. Набережные Челны

Цель: выявление уровня знаний детей.

1. Закрепление умений составлять рассказ-описание об игрушке.

2. Продолжать совершенствовать умение определять количество слогов в словах.

3. Закрепление умений выделять последний звук в слове.

4. Развивать фонетическое восприятие и слух, навыки звукового анализа (различать на

слух гласные и согласные звуки, определять место звука в слове).

5. Активизировать мыслительную деятельность.

1.Продолжать учить детей давать полные ответы на вопросы.

2. Развивать память, составляя рассказ об игрушке.

3. Развивать внимание.

1.Воспитывать сопереживание, бережное и доброжелательное отношение к игрушке.

2. Воспитывать внимание к речи воспитателя и своих друзей.

1.Развитие зрительно-моторной координации.

2. Развитие слуховых реакций.

3.Развитие тонко координированных движений рук с совершенствованием зрительного

В. Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года на улице?

В. Весной хорошо погулять или отправиться в путешествие. Хотите, мы с вами тоже

отправимся в путешествие.

В. А на чем поедем? Или полетим?

Дети выбирают себе транспорт, на котором хотят отправиться в путешествие. И вместе с

воспитателем начинают путешествие.

Слышно шум журчащей воды.

В. Какой шум мы слышали, пока летели (ехали)?

В. Куда же мы попали? Здесь так много разных слов и букв. В какую же страну мы

Дети предлагают варианты ответов. Например: мы попали в страну Алфавит.

В. Да, ребята, скорее всего. Ребята, посмотрите, кто нас встречает? Это – Кот.

Посмотрите, кот какой?

Дети обследуют кота.

В. Ребята, а кто хочет рассказать про кота?

Один ребенок описывает кота, другим воспитатель предлагает сесть и послушать.

Д. Кот белый, большой. У кота есть голова, туловище, четыре лапки- передние и задние и

хвост. На голове у кота есть глаза, нос, усы, два уха. На ощупь кот пушистый. Он покрыт

мягкой шерстью. Кот любит молоко пить, мышей ловить, спать и играть.

В. А кто-нибудь хочет рассказать про кота на татарском языке?

Один ребенок описывает кота на татарском языке.

Д. Бу песи. Песи ак, зур. Песи матур, чиста, йомшак.

В. Рядом с Котом лежит сундук, он хочет, чтобы мы посмотрели, что там.

Воспитатель предлагает одному ребенку открыть сундук и посмотреть, что там.

Ребенок достает письмо.

” Здравствуйте, дорогие ребята. Я- кот Герасим. Я рад

тому, что вы у меня в гостях. Я давно уже жду, чтобы мне кто-нибудь

помог разделить мое длинное имя на слоги, я же сам не умею. Помогите

мне, пожалуйста”.

В. Ребята, поможем коту?

В. Для этого нам надо вспомнить, какие бывают слова.

Д. Слово бывают длинные и короткие.

В. Правильно, ребята.

Измерить длиннющее слово –

Да это проще простого!

Сколько слогов в нём, надо узнать.

Хлопать в ладоши пора начинать!

Вместе со мной делим на слоги слово:

Ребята. А теперь мы научим Герасима делить слова но слоги. Пусть каждый придумает

и назовет его. И мы узнаем сколько в этом слове слогов.

Дети по очереди называют слова и хлопками делят на слоги. Определяют, короткое слово

Например – мяч, шко-ла, иг–ра, ма–лыш, ко–ро–ва, ба–боч–ка, ра–ду–га, дом, сом.

В. Молодцы, ребята. Научили мы Герасима делить слова на слоги. А теперь я

читаю письмо Герасима:” Спасибо, ребята. но мне снова нужна ваша

помощь. Слова в моей стране разбежались и заблудились. Ребята, вы

помогите, пожалуйста, мне их собрать”.

В. Как вы думаете, ребята, как мы можем помочь?

Д. Поиграем в игру «Цепочка слов».

В. Чтобы поиграть в эту игру , мы вспомним, что такое звук.

Д. Звук- это то, что мы произносим и слышим.

В. Ребята, встаем в круг, берем мяч. Мяч передаем друг другу и придумываем и называем

слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова. Первое слово в цепочке

пусть будет – кот.

Д. Кит – тигр – рука – арбуз – зонтик – каша – апельсин – насос и др.

В. Хорошо, ребята. Слов очень много, мы не сможем все слова собрать. Мы коту Герасиму

показали, как собрать слова. Остальные он сам соберет. А теперь мы с вами отдохнем и

Физкультминутка

Птица серая парила, -Руки в стороны развели, кружимся на месте

Крылья черные раскрыла – Машут руками.

Громко каркнула она. – Кричат: Кар!

Только курочка умна: – Приседают, опускают голову на колени.

Под крылом хохлатки

В. Я дальше буду читать письмо Герасима, а вы садитесь за столы и слушайте.

Дети садятся за столы.

В. “Ребята, какие вы умные. Знаете, что такое звук. Научите меня тоже,

пожалуйста, как находить звуки в словах”. Ну, что, ребята! Научим

Герасима как искать звуки?

В. Ты, кот Герасим, смотри за нашими ребятами. Мы пока поиграем в игру “Где спрятался

звук”, а ты учись. Ребята, давайте вспомним, как мы играем в игру “Где спрятался звук”.

Д. Называем слово и вместе определяем, где находится нужный звук (в начале, в

середине и в конце слова). И фишкой закрываем нужный квадратик- если звук в начале

слова-то первый квадратик; если в середине- то средний квадратик, а если в конце слова,

то последний квадратик.

В. Правильно. Давайте играть.

Игра “Где спрятался звук”.

звук [а] в словах: арбуз, мак, сова;

звук (т) в словах: тумбочка, утка, самолет ;

звук (л) в словах: лук, клубника, стол.

В. А теперь, ребята, фишку и карточку отодвиньте на верхний край стола и мы сделаем

гимнастику для глаз. Снимаем очки, разогреваем ладони и ими закрываем глаза.

В. Чтобы еще порадовать кота Герасима, я предлагаю вам написать слово – кот. Вы

согласны? Интересно, какие звуки есть в этом слове? Для начала вспомним , какие

бывают звуки (согласные и гласные). Согласные звуки мы обозначаем квадратиками, а

гласные звуки- кружочками. Дети по очереди сделают полный анализ слово.

Понравилось вам наше путешествие? Ребята, вы сегодня сделали доброе дело. Какое

доброе дело вы сделали?

В. А как мы ему помогли? Что мы сделали?

Д. Определили количество слогов в словах, собрали в цепочку слова, помогли звукам

найти их домики.

В. А теперь мы скажем Герасиму – До свидания! Нам пора возвращаться в нашу группу.

Сели на свой транспорт и поехали (полетели). Всем спасибо!

Конспект логопедического открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Приключения Буратино»

Класс: д/с

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Задачи:

  • Создание проблемной ситуации,
  • Развивать фонематическое восприятие,
  • Развивать память, внимание,
  • Развивать словесно-логическое мышление у детей, умение рассуждать, делать выводы.
  • Развивать умение ориентироваться в пространстве,
  • Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
  • Закреплять умение детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв.
  • Закрепление навыков выделения нужного звука в слове.
  • Формировать умение делить слова на слоги.
  • Закреплять умение выделять первую букву в слове и называть слова определенной звуковой структуры.
  • Совершенствовать умение детей составлять предложения и выкладывать схемам.
  • Формировать грамматический строй речи, расширять словарный запас.
  • Совершенствовать навык чтения детей.
  • Стимулировать позитивную мотивацию детей,
  • Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества,
  • Формировать навык совместной работы в паре,
  • Формировать навыки самоконтроля и самооценки,
  • Воспитывать уверенность, активность, самостоятельность.
  • Рефлексия (самоанализ).
  • Закрепить понятие звук, буква,
  • Закрепить графический образ букв,
  • Закрепить навык слогообразования слов,
  • Совершенствовать навык чтения слогов, слов, предложений,
  • Закрепить навыки фонетического разбора слова,
  • Продолжать учить работать со схемой слова.

Предполагаемый результат:

  1. Правильно артикулировать все звуки в речи в различных фонематических позициях и формах речи,
  2. Овладеть правильным звуко – слоговым оформлением речи,
  3. Четко дифференцировать все изученные звуки, буквы,
  4. Различать понятие «звук», «гласный – согласный звук», «твердый – мягкий звук», «глухой – звонкий звук», «слог», «слово», «предложение» на практическом уровне.
  5. Называть последовательность слов в предложении, звуков и слогов в словах,
  6. Читать и правильно понимать прочитанное в пределах программы,
  7. Выкладывать из палочек буквы и писать печатными буквами слова.

Виды детской деятельности:

  • Игровой – сюрпризный момент.
  • Словесный – беседа о слогах, звуках, предложениях, деление слов на слоги, придумывание предложения с заданным словом.
  • Практический – звуковой анализ слова, графическая запись предложения.

Словарная работа: активизировать в речи детей слово «Азбука».

Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности Ришата Ф., Эмира В.

Предварительная работа: чтение сказки А.Толстого «Приключение Буратино».

Материалы:

  • Демонстрационный материал: магнитная доска, конверт с письмом; картинки с изображением Мальвины и Буратино, карточки с изображениями букв, домики для букв, «слоговой паровозик», картинки с изображением школьных предметов, портфель.
  • Раздаточный материал: конверты с заданиями, простые карандаши, счетные палочки.

ХОД ООД

1. Организационный момент

Дети стоят на ковре в кругу.

Логопед: «Ребята, я очень рада видеть вас!»

Логопед:

Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты – мой друг!
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!

А теперь посмотрите на наших гостей и подарите им улыбки!

Логопед: Ребята, к нам пришло письмо, а от кого вы узнаете, отгадав загадку:

Эту девочку мы знаем,
От всех кукол отличаем,
С голубыми волосами
И красивыми глазами.
Она вежлива была,
В домике лесном жила
И учила Буратино
А зовут её (Мальвина)

Логопед: правильно ребята, и вот что она пишет:

«Здравствуйте ребята. Лиса и кот Базилио отняли у Буратино золотой ключик. А без него не откроешь волшебную дверь в коморке папы Карло. Для того чтобы вернуть ключик, необходимо выполнить задания. Как вы помните, Буратино не любил учиться, поэтому без вас ему не справиться. Прошу вас о помощи. Задания вы найдете в моем конверте с письмом».

Логопед: поможем Буратино выполнить задания?

2. Основная часть

Логопед: Прежде чем приступить к выполнению заданий, давайте вспомним:

– сколько букв в алфавите? (33)

– сколько гласных букв? (10)

– сколько согласных букв? (21)

– какие бывают звуки? (гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие)?

– чем отличаются гласные от согласных? (гласные мы можем петь, при произнесении согласныз звуков воздушная струя встречает преграду)

– чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим и пишем)

– какие буквы не обозначают звуков? (ь, ъ)

– какие гласные буквы обозначают мягкость согласных? (е,ё,и,я,ю)

– какие гласные буквы обозначают твердость согласных? (а,о,у,ы,э)

– какие согласные всегда твердые? (ш,ж,ц)

– какие согласные всегда мягкие? (ч,щ.й)

Логопед: молодцы, а вот конверт с первым заданием:

Задание 1. «Рассели в домики гласные и согласные буквы»

Логопед: ребята, какие буквы мы поселим в красный домик и почему7

Ответы детей (гласные обозначаем красным цветом)

– Какие буквы мы поселим в синий домик со звоночком?

Ответы детей (согласные звонкие)

– Какие буквы мы поселим в синий домик с зачеркнутым звоночком?

Ответы детей (согласные глухие)

Задание 2. «Слоговой паровозик»

Логопед: ребята, выполнить следующее задание нам поможет предмет, а какой именно мы узнаем отгадав загадку:

В школу дом несу в руке,
Дверцы дома на замке.
Тут жильцы бумажные
Все ужасно важные.

Дети: портфель.

Логопед: правильно, давайте заглянем в него.

Дети достают из портфеля по одной картинке с изображением школьного предмета и делят слова на слоги.

Логопед: молодцы, ребята, достаем следующее задание.

Задание 3. «Прочитай по первым буквам»

Дети собирают слово, зачитывают его.

Физминутка «Буратино»

Буратино потянулся
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел
Ключик видно не нашел,
Чтобы ключик нам достать
Нужно на носочки встать.

Логопед: молодцы, следующее задание

Задание 4. «Звуковые схемы»

Логопед: достаю из конверта следующее задание:

Задание 5. «Составь предложение»

Логопед: ребята, перед вами карточки со словами. Нужно подружить слова так, чтобы получилось предложение. Составить схему предложения.

Задание 6. «Угадай слово»

Логопед: я сейчас буду называть слова, а вы из палочек выложите только первую букву каждого слова (карандаш, линейка, юла, часы, игрушка, книга). Дети, какое слово получилось?

Ответы детей – КЛЮЧИК.

Логопед: правильно, вот мы и помогли Буратино получить ключик обратно.

Итог занятия

Логопед: ребята, что вам сегодня понравилось на занятии? Что было интересного? Какие задания для вас были трудными? Какие легкими? Кого вы могли бы сегодня похвалить и за что?

Заданий от Мальвины в конверте больше нет, зато она вас наградила медалями в благодарность за помощь.

Читайте также:  Программно-методическое пособие по коррекции оптической дисграфии у учащихся младших классов с речевой патологией
Ссылка на основную публикацию