Организация процесса нейрореабилитации пациентов с нарушениями ВПФ в условиях суточного стационара ЦПРиН

Система полипрофессионального взаимодействия специалистов как условие создания единого реабилитационного пространства специализированной службы нейрореабилитации г. Москвы Текст научной статьи по специальности « Науки о здоровье»

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ларина Ольга Динииловна, Шевцова Елена Евгеньевна

Рассматривается проблема профессионального взаимодействия специалистов разного профиля, осуществляющих комплексную реабилитацию лиц разного возраста с речевыми нарушениями , обусловленными локальными органическими поражениями центральной нервной системы. Анализируются организационно-содержательные аспекты совершенствования коррекционно-реабилитационной помощи пациентам с последствиями инсультов , черепно-мозговых травм , нейроинфекций и пр. Раскрывается алгоритм профессионального взаимодействия специалистов специализированной службы нейрореабилитации г. Москвы, основанный на принципах оптимизации реабилитационного сопровождения пациентов, обеспечения согласованности и преемственности их профессионального взаимодействия.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ларина Ольга Динииловна, Шевцова Елена Евгеньевна

THE SYSTEM OF POLYPROFESSIONAL INTERACTION OF SPECIALISTS AS A CONDITION OF CREATING A UNIFORM REHABILITATION ENVIRONMENT OF A SPECIALIZED SERVICE FOR NEUROREHABILITATION IN MOSCOW

The article is devoted to the problem of professional interaction between specialists of different profiles, carrying out comprehensive rehabilitation of people of different ages with speech disorders caused by local organic lesions of the central nervous system. It examines the organization and content of improvement of correctional and rehabilitation care of patients who suffered from stroke , traumatic brain injury , CNS, etc. The article discloses an algorithm of professional interaction of specialists of a specialized service for neurorehabilitation in Moscow, based on the principles of optimization of rehabilitation support of patients, provision of consistency and continuity of their professional interactions.

Текст научной работы на тему «Система полипрофессионального взаимодействия специалистов как условие создания единого реабилитационного пространства специализированной службы нейрореабилитации г. Москвы»

УДК 614.2: 616-036.865.30470-25

ББКР684+Р11 (2Рос),3 ГСНТИ 14.01.11 Код ВАК 13.00.01; 13.00.03

О. Д. Ларина, Е. Е. Шевцова О. D. Larina, Е. Е. Shevtsova Россия, Москва Moscow, Russia

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ КАК УСЛОВИЕ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ СЛУЖБЫ НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИИ Г. МОСКВЫ

Аннотация. Рассматривается проблема профессионального взаимодействия специалистов разного профиля, осуществляющих комплексную реабилитацию лиц разного возраста с речевыми нарушениями, обусловленными локальными органическими поражениями центральной нервной системы. Анализируются организационно -содержательные аспекты совершенствования кор-рекционно-реабилитационной помощи пациентам с последствиями инсультов, черепно-мозговых травм, нейроинфек-ций и пр. Раскрывается алгоритм профессионального взаимодействия специалистов специализированной службы нейрореабилитации г. Москвы, основанный на принципах оптимизации реабилитационного сопровождения пациентов, обеспечения согласованности и преемственности их профессионального взаимодействия.

Ключевые слова: нейрореабили-тация; речевые нарушения; очаговые поражения головного мозга; инсульт; черепно-мозговая травма; заикание; стратегия; методология; алгоритм полипрофессионального взаимодействия.

Сведения об авторе: Ларина Ольга Динииловна, доцент.

THE SYSTEM OF POLYPROFESSIONAL INTERACTION OF SPECIALISTS AS A CONDITION OF CREATING A UNIFORM REHABILITATION ENVIRONMENT OF A SPECIALIZED SERVICE FOR NEUROREHABILITATION IN MOSCOW

Abstract. The article is devoted to the problem of professional interaction between specialists of different profiles, carrying out comprehensive rehabilitation of people of different ages with speech disorders caused by local organic lesions of the central nervous system. It examines the organization and content of improvement of correctional and rehabilitation care of patients who suffered from stroke, traumatic brain injury, CNS, etc. The article discloses an algorithm of professional interaction of specialists of a specialized service for neurorehabili-tation in Moscow, based on the principles of optimization of rehabilitation support of patients, provision of consistency and continuity of their professional interactions.

Key words: neurorehabilitation; speech disturbances; focal brain injury; stroke; traumatic brain injury; stuttering; strategy; methodology; algorithm of polyprofessional interaction.

About the author: Larina Olga Daniilovna, Associate Professor.

Специальное образование. 2014. № 4

Место работы: кафедра логопе- Place of employment: Department

дни, Московский государственный гу- of Logopedics, Moscow State Humani-

манитарный университет им. М. А. Шо- tarian University named after M. A. Sho-

Контактная информация: 109240, Москва, ул. Ташкентская, 18, к. 4.

Сведения об авторе: Шевцова About the author: Shevtsova Ele-

Елена Евгеньевна, доцент. na Evgenievna, Associate Professor.

Место работы: кафедра логопе- Place of employment: Department

дии, Московский государственный гу- of Logopedics, Moscow State Humani-

манитарный университет им. tarian University named after M. A. Sho-

M. А. Шолохова. lokhov.

Контактная информация: 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26.

Современные концепции реабилитационной помощи лицам с различными формами речевой патологии опираются на принцип эффективного использования инновационного ресурсного потенциала того учреждения, на базе которого они реализуются. Сформированный за последние десятилетия ресурсный потенциал Центра патологии речи и нейрореабилитации Департамента здравоохранения г. Москвы обеспечивает рациональное функционирование и эффективное развитие реабилитационной среды в интересах всех участников реабилитационного процесса, позволяет осуществлять научную апробацию и последующее внедрение инновационного опыта осуществления нейрореабилитационной помощи.

Нейрореабилитация — сложнейший, патогенетически обоснованный процесс комплексного муль-тидисциплинарного воздействия, основанного на сочетании высокотехнологической медицинской помощи с комплексом восстановительных нейрореабилитационных

© Ларина О. Д., Шевцова Е. Е., 2014

мероприятий, включающих, помимо медицинского, медико-психологическое, медико-педагогическое и ме дико-социальное воздействия, значение, соотношение и интенсивность которых различаются на разных этапах заболевания. Этот процесс обращен прежде всего к личности больного.

Реализация программы комплексной нейрореабилитации, благодаря которой были заложены предпосылки и основы создания в Москве специализированной службы, началась в 1959 г. на базе НИИ неврологии РАМН под руководством Э. С. Бейн. Экспериментально-практические разработки, которые осуществлялись в процессе реализации программы, легли в основу создания современной концепции нейрореабилитации (Э. С. Бейн, Т. Г. Визель, Е. Н. Винарская, О. А. Кроткова,

A. Р. Лурия, Л. И. Московичюте,

B. Л. Найдин, Л. Г. Попова, В. Я. Репин, Э. Г. Симерницкая, Е. Д. Хом-ская, В. М. Шкловский, М. К. Шохор-Троцкая и др.). В дальнейшем, в 1987—1992 гг., был создан науч-

Специальное образование. 2014. № 4

ный центр, на базе которого осуществлялась разработка, апробация и внедрение инновационных технологий реабилитации больных с локальными органическими поражениями головного мозга — Центр патологии речи и нейрореабилита-ции (ЦПРиН), на базе которого мы проводили экспериментальную работу по разработке и апробации алгоритма полипрофессионального взаимодействия специалистов, осуществляющих комплексную реабилитацию пациентов с последствиями очаговых поражений ЦНС.

В настоящее время ЦПРиН является центральным звеном единой системы нейроребилитации пациентов с последствиями очаговых поражений головного мозга в г. Москве.

Характеризуя современное состояние нейрореабилитации в нашем регионе, необходимо отметить, что оказание специализированной помощи пациентам на разных этапах заболевания организовано на базе 82 лечебно-профилактических учреждений г. Москвы (в 119 специализированных кабинетах), в том числе в нейрохирургических и неврологических стационарах (30 учреждений), специализированных кабинетах территориальных поликлиник (32 учреж-

дения), психоневрологических диспансерах (18 учреждений), госпиталях для ветеранов Великой Отечественной войны (2 учреждения). Научное руководство и координацию деятельности этой специализированной службы осуществляет Московский центр патологии речи и нейрореабилитации Департамента здравоохранения (см. рис. 1).

Существенным достижением в становлении службы нейрореабилитации является представление единой концепции нейрореабилитации, основные научные положения которой разрабатывались при непосредственном участии специалистов ЦПРиН. В результате совместной работы научно-методического и организационного центра и Отдела патологии речи и нейрореабилитации Московского научно-исследовательского института психиатрии Минздравсоцраз-вития РФ, ЦПРиН и практических учреждений здравоохранения города были систематизированы научно-методологические принципы, положения, разработаны методические рекомендации, регламентирующие деятельность службы, подготовлены стандарты, технологические карты нейрореабилитации пациентов на разных этапах течения заболевания.

Специальное образование. 2014. № 4

Рис. 1. Структура нейрореабилитационной службы Москвы

Особую ценность представля- ВПФ у лиц с последствиями ло-ют уникальные технологии диагно- кальных поражений ЦНС различно-стики и коррекции нарушений го возраста, апробированные и вне-

Специальное образование. 2014. № 4

дренные в практическую деятельность службы нейрореабилитации.

Разработанная структурно-организационная модель специализированной службы нейрореабилитации г. Москвы определяет современные тенденции и ориентиры становление аналогичных служб в международной системе здравоохранения. Благодаря созданию современных научно обоснованных методических рекомендаций и технологических инновационных разработок в настоящее время накопленный в ЦПРиН многолетний опыт нейрореабилитации пациентов с последствиями локальных поражений ЦНС начинает активно внедряться в других регионах Российской Федерации, а также за ее пределами.

Методический ресурсный потенциал учреждения представлен в нормативной документации учреждения (положения о Центре и его подразделениях, штатные нормативы, должностные обязанности, нормы нагрузки специалистов, перечень оборудования, положение о логопедическом кабинете поликлиники, психоневрологическом диспансере и других лечебно-профилактических учреждениях и т. д.), алгоритмах психолого-педагогического сопровождения пациентов с разными формами нарушений ВПФ вследствие очаговых поражений головного мозга, компьютерных программах восстановления речи и других высших психических функций, дистанционных программах сопровождения пациентов «Стационара на дому», основанных на

использовании телекоммуникационных систем психолого-педагогической диагностики, лечения и нейрореабилитации.

Перспективы оптимизации и совершенствования организационно-содержательных аспектов функционирования службы нейрореабилитации связаны с созданием и внедрением медицинских информационных систем (МИС), в том числе электронной версии специализированной (нейрореабилитаци-онной) истории болезни, автоматизированной системы управления Центром и специализированной службой города.

В целом следует отметить, что в настоящее время ЦПРиН является уникальным лечебно-профилактическим учреждением, осуществляющим высокотехнологическую медицинскую, психолого-педагогическую и социально-психологическую помощь на всех этапах реабилитации пациентов с последствиями органического поражения центральной нервной системы.

Для решения проблем лечения и нейрореабилитации в центре были созданы условия для формирования кадрового потенциала учреждения, подбора и подготовки специалистов, обладающих профессиональной компетентностью в смежных областях — медицине, дефектологии, психологии, педагогике, социальной работе и др. Подготовка кадров профессиональных нейрореабилитологов — важная и трудная задача, без решения которой невозможно создание и эффективное функционирование совре-

Специальное образование. 2014. № 4

менной специализированной службы. В связи с этим на базе Центра патологии речи и нейрореабилита-ции был создан Институт медицинской психологии и дефектологии, реализующий задачу повышения квалификации и переподготовки врачей, психологов, дефектологов и организаторов здравоохранения в области нейрореабилитации. В институте регулярно проводятся образовательные мероприятия и научно-практические конференции для логопедов, дефектологов, психологов, работающих в области нейрореабилитации (всего за период существования института подготовлено более 5 тыс. специалистов). В учреждении работают высококвалифицированные специалисты различного профиля, совместные усилия которых на этапе комплексной диагностики, лечения и нейрореабилитации взрослого и детского населения обусловливают улучшение функциональных показателей и социального прогноза крайне тяжелых больных с органическими поражениями ЦНС различного генеза (последствиями черепно-мозговой травмы, нейроин-фекции, инсульта и других заболеваний ЦНС), имеющих нарушения речи и других ВПФ.

Необходимость разработки алгоритма профессионального взаимодействия разнопрофильных специалистов ЦПРиН, обеспечивающего согласованность и преемственность их совместных усилий при организации специализированной помощи, была продиктована

соображениями целесообразности и адресности коррекционно-реабили-тационного воздействия. Предлагаемый регламент и порядок координации совместных усилий специалистов позволяет оптимизировать процесс выбора необходимого объема из общего перечня предоставляемых реабилитационных услуг, помогает определить максимально эффективную форму, содержание и технологии осуществления реабилитационной помощи, учитывающие индивидуальные реабилитационные потребности пациента с последствиями локального органического поражения ЦНС.

В специальной педагогике и психологии проблемы профессионального взаимодействия субъектов коррекционного процесса изучались в рамках взаимодействия лишь некоторых участников образовательного процесса (психолог и социальный педагог, психолог и дефектолог, логопед и психолог и пр.). При этом большинство исследователей единодушно указывают на сложность и неоднозначность, а в некоторых случаях и непродуктивность существующих на практике форм межпрофессионального взаимодействия, отсутствие единых этических нормативов и правил, регулирующих профессиональные взаимоотношения в образовательных и медицинских учреждениях (Е. Ф. Архипова, Т. Н. Вол-ковская, И. В. Дубровина, Е. А. Ек-жанова, Т. С. Леви, А. К. Маркова, Н. В. Оглезнева, Т. Н. Павловская, А. М. Прихожан, В. В. Рубцов и др.).

Нейрореабилитация в неврологии

Выздоровление неврологического больного не заканчивается курсом медикаментов. Патология бывает настолько тяжелой, что для возвращения человека к полноценной жизни потребуются значительные усилия. Нейрореабилитация в Клинике восстановительной неврологии проводится разнообразными методиками, адаптированными под конкретного больного.

Это дает нам возможность подобрать подходящий метод лечения и, конечно же, разработать индивидуализированную программу по восстановлению утерянных функций у неврологических пациентов. За 25 лет, в нашем неврологическом центре прошли восстановление более 30 000 неврологических пациентов.

Кому будет нужна нейрореабилитация?

Данная отрасль медицины занимается восстановлением людей после того, как они перенесли инсульт, травматические повреждения центральной и периферической нервной системы, головного мозга.

Помимо этого, в нейрореабилитации нуждаются пациенты со следующими диагнозами:

  • эпилепсия у детей и взрослых;
  • заболевания позвоночника с повреждением спинного мозга и без этого;
  • болезнь Альцгеймера;
  • невриты и нейропатии;
  • болезнь Гентингтона;
  • болезнь Паркинсона;
  • рассеянный склероз;
  • детский церебральный паралич;
  • задержки психо-речевого развития;
  • аутизм;
  • болезни нервной системы, имеющие наследственную природу.

Цели нейрореабилитации

Существует две категории заболеваний, в отношении которых разнятся цели медицинской реабилитации. В первой – заболевания с уже сформированным неврологическим дефектом. Ко второй относятся наследственные и дегенеративные болезни.

Цель мероприятий для пациентов из первой группы – устранение возникшего неврологического дефицита, восстановление утраченных функций. Нейрореабилитация больных из второй категории направлена на повышение качества жизни, ослабление имеющихся симптомов.

Приходится сталкиваться с ситуациями, когда достичь полного восстановления невозможно. Тогда мы стараемся помочь человеку адаптироваться в обществе. Также способствуем профилактике и лечению возможных осложнений. Они могут возникнуть на фоне снижения двигательной активности, приспособления к имеющемуся заболеванию.

Принципы методики

Необходимо отметить, что нейрореабилитация – это та отрасль медицины, которой уделяется внимание во всем мире. Считается, что она станет приоритетным направлением в медицинской практике.

Главные принципы нейрореабилитации:

  • Ранее начало мероприятий. Приступать следует сразу, когда это позволит непосредственно соматическое состояние пациента и состояние его сознания.
  • Использование всех допустимых мероприятий по реабилитации в комплексе.
  • Применение методов под контролем результативности, а также адекватности нагрузок.
  • Разнообразный и богатый опыт постоянный количественный рост и сфера нашей активности требуют от нас анализа позиций.
  • Направленность на адаптацию в обществе.
  • Разработка программы под конкретного пациента.
  • Дробление процесса реабилитации на этапы, позволяющие достичь лучшего результата.

Какие существуют методы нейрорабилитации?

Методик разработано и внедрено в клиническую практику множество. Наиболее результативными считается комплексный и индивидуальный подход к каждому человеку.

Перейдите на страницу о методах индивидуального подхода и комплексного лечения

При комплексном лечение обычно применяются следующие методики:

  • Действие магнитных полей на пораженные отделы тела, нервной системы.
  • Транскраниальная магнитная стимуляция – она представляет собой методику, задачей которой является активация клеток коры головного мозга, отвечающая за моторные и сенсорные функции.
  • Зрительная, слуховая, электрическая стимуляция нервной системы и мозга.
  • Лечебная физкультура.
  • Массаж, остеопатия.
  • Рефлексотерапия, биорезонанс.
  • Альфа-капсула.
  • Стабилотренинг представляет собой метод реабилитации, позволяющий восстановить двигательные функции конечностей. В процессе занятий пациент видит центр своей тяжести и пытается его сместить на тот объект, который изображен на экране.
  • Восстановление стереотипа ходьбы, благодаря реабилитационным компьютерным комплексам. Такая методика дает возможность улучшить функцию ходьбы, восстановить ее.

  • Занятия, направленные на развитие речи, памяти, внимания и мышления.
  • Восстановление функционирования рук с помощью тренажеров, которые имеют биологическую обратную связь.
  • Занятия, направленные на формирование бытовых навыков. Такие тренировки помогают пациенту адаптироваться к социуму после перенесенных травм и болезней.
  • Рефлекторно-нагрузочные костюмы. Способствуют восстановлению координации функции мышц и суставов, утраченной в результате перенесенного инсульта.
  • Виртуальная реальность, мозг-компьютер интерфейс и т.д.

Транскраниальная магнитная стимуляция у нас применяется благодаря своим преимуществам. Методика лечения безболезненна, не инвазивна, разрешается детям. Клиника восстановительной неврологии является лидером в этом направлении не только в России, но и Европе.

Нейрореабилитация – это та отрасль науки, которая помогает пациентам, столкнувшимся с тяжелой патологией, вернуться к нормальному образу жизни и свободно чувствовать себя в обществе. И по итогу это – сложные реабилитационные работы, которые требуют профессионализма от врачей и терпения от пациента, родственников. Но результат – восстановление качества жизни – стоит затраченных усилий.

Как устроена система медицинской реабилитации в Москве?

Медицинская реабилитация – это особый вид специализированной помощи. Его цель – по мере возможности восстановить функции организма, утраченные вследствие перенесенной травмы, заболевания или медицинского вмешательства (например, эндопротезирования).

Читайте также:  Использование метода сказкотерапии в обучении детей рассказыванию

Кому может быть показан курс реабилитации?

Как и где его можно пройти?

Как проходит курс и как определяется основная цель мероприятий по медицинской реабилитации взрослого пациента?

После каких заболеваний нужна реабилитация?

Наиболее многочисленные группы пациентов, которым показана реабилитация – это пациенты с острым нарушением мозгового кровообращения (инсульт) и перенесшие травмы и операции эндопротезирования. От 50% до 70% таких пациентов непосредственно после завершения лечения в специализированных отделениях направляются в филиалы Московского научно-практического центра медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины или в отделения реабилитации многопрофильных стационаров.

Также реабилитация чаще всего бывает показана больным, перенесшим:

операцию по удалению доброкачественной опухоли головного или спинного мозга,

воспалительные заболевания ЦНС.

Чего можно добиться при помощи реабилитации?

Реабилитация всегда направлена на достижение максимально возможного результата в борьбе с заболеванием, последствиями перенесенной травмы или врожденного дефекта. Основные цели реабилитационных мероприятий:

Повышение качества жизни,

Уменьшение имеющихся у больного ограничений жизнедеятельности,

Быстрое и полное возвращение пациента к труду и интеграция в социальную жизнь.

Нужно понимать, что для каждого конкретного случая определяются свои цели реабилитации. В одном случае пациент может вернуться к полноценной жизни, работать и заниматься спортом, в другом – большим достижением может считаться возможность самостоятельно есть и выполнять простейшие ежедневные действия.

Как проходит медицинская реабилитация?

Ключевые принципы реабилитации – этапность, непрерывность и преемственность между медицинскими организациями системы московского здравоохранения.

Реабилитация проводится как в стационарных, так и в амбулаторных условиях, и всегда включает три этапа:

Первый этап – проводится в остром периоде течения заболевания или травмы в отделениях реанимации и интенсивной терапии, где пациент проходит лечение.

Второй этап – это ранний восстановительный период, проводится на реабилитационных койках либо в специализированных центрах, либо в отделениях медицинской реабилитации многопрофильных стационаров.

Третий этап реабилитации проводится в условиях дневного стационара, амбулаторно, в отдельных случаях в рамках санаторно-курортного лечения. Это поздний период, работа с остаточными явлениями заболевания или травмы, или при хроническом течении заболевания.

Возможна ситуация, когда третий этап реабилитации пациент проходит на дому, но в этом случае реабилитация проводится под контролем Департамента защиты населения.

Пациент может последовательно пройти все три этапа медицинской реабилитации – или, если функции нарушены незначительно, миновать второй этап и после первого сразу перейти на третий.

Первый этап реабилитации

Помощь по медицинской реабилитации на I этапе оказывают пациентам, находящимся в отделениях реанимации и интенсивной терапии. Чтобы пациент начал получать помощь по реабилитации, должны быть соблюдены три условия:

1. У пациента есть показания и нет противопоказаний к проведению реабилитации;

2. У пациента есть реабилитационный потенциал (медицинской комиссией стационара, где находится пациент, определены перспективы восстановления или компенсации нарушенных функций);

3. Уровень физических и нейропсихологических способностей пациента соответствует положительному прогнозу по восстановлению.

Мероприятия первого этапа медицинской реабилитации начинаются с первых минут нахождения пациента в стационаре и включают в себя:

своевременную вертикализацию пациента,

восстановление навыков ходьбы, в том числе и со средствами опоры,

восстановление или компенсацию утраченных в следствие заболевания или травмы функций и навыков, в том числе по самоуходу.

Если у пациента к моменту выписки из стационара сохраняется выраженное (4 балла по Шкале реабилитационной маршрутизации – ШРМ) или грубое нарушение процессов жизнедеятельности (5 баллов по ШРМ), то по решению врачебной комиссии стационара пациент переводится в специализированное отделение медицинской реабилитации по профилю или в один из специализированных центров медицинской реабилитации.

Если степень выраженности нарушений процессов жизнедеятельности легкая (2 балла по ШРМ) или умеренная (3 балла по ШРМ), пациента выписывают с рекомендациями проведения медицинской реабилитации в амбулаторных условиях.

Нарушение жизнедеятельности крайней степени тяжести (6 баллов по ШРМ) чаще всего предполагает перевод пациента в отделение паллиативной помощи.

Технологии, применяемые в реабилитационном процессе, универсальны для всех этапов медицинской реабилитации, но различаются по методикам проведения, позволяющим варьировать интенсивность, продолжительность, сложность их проведения.

Во всех стационарах, где оказывают помощь по медицинской реабилитации, используется современное высокотехнологичное медицинское оборудование:

Роботизированные комплексы и системы с технологией восстановления навыков ходьбы и выработки правильного двигательного стереотипа после нейрохирургических операций, инсульта, травм позвоночника с повреждением спинного мозга, которые позволяют контролировать степень двигательного участия пациента. Практически все современные системы и комплексы для реабилитации оснащены функцией биологически обратной связи: пациент во время тренировки видит результат своих усилий, а специалист следит за степенью его участия и помогает достичь максимальных результатов.

Специальные вертикализационные столы. Вертикализация проводится постепенно, с обязательным и постоянным контролем за состоянием пациента.

Системы разгрузки веса,

Аппаратно-программные комплексы для пассивной и активно-пассивной разработки суставов, восстановления функций верхней и нижней конечностей, улучшения мелкой моторики кистей.

Как получить помощь по профилю «медицинская реабилитация»?

Первый этап реабилитации начинается для пациента, как только он оказывается в стационаре с острой травмой или в остром периоде заболевания. Как только лечащий врач определяет отсутствие противопоказаний к реабилитации, начинается работа по восстановлению функций организма.

Если на этапе выписки из стационара у пациента есть показания к проведению медицинской реабилитации на втором этапе, он нуждается в сложных восстановительных технологиях и его состояние требует круглосуточного контроля, его переводят в одно из стационарных отделений медицинской реабилитации. Для этого врач, наблюдающий пациента, или врачебная комиссия медицинской организации оформляет направление на медицинскую реабилитацию (форма 057/у) и выписку из медицинской карты (форма 027/у).

Такое же направление получает пациент, нуждающийся в реабилитации второго этапа, но уже выписанный из стационара и находящийся под наблюдением поликлиники. В этом случае направление оформляется участковым врачом.

Госпитализация в медицинские организации, оказывающие помощь по медицинской реабилитации, возможна при соблюдении следующих условий:

Наличие показаний (помощь действительно требуется);

Отсутствие противопоказаний (реабилитация не навредит здоровью пациента);

Наличие у пациента реабилитационного потенциала (реабилитационные мероприятия действительно могут помочь пациенту).

Мероприятия по медицинской реабилитации на III этапе осуществляются в амбулаторном отделении медицинской реабилитации или в дневном стационаре, а также в условиях санаторно-курортной организации.

Как долго может длиться курс реабилитации?

Для каждого заболевания установлены свои нормативы. Первый этап реабилитации длится до выписки пациента из стационара или его перевода для продолжения реабилитации.

Средний курс медицинской реабилитации 2 этапа на специализированных койках медицинской реабилитации для больных, перенесших инсульт, длится 14 дней. Однако, в зависимости от состояния пациента, его реабилитационного потенциала, динамики восстановлений функций курс лечения может быть продлён по решению врачебной комиссии.

В настоящий момент Московский городским Фондом ОМС рассматривается возможность продления курса медицинской реабилитации для пациентов с ОНМК до 21 дня.

В дальнейшем, при необходимости, курсы медицинской реабилитации как II, так и III этапа могут повторятся или чередоваться с определенной в каждом конкретном случае периодичностью (через 3 месяца, полгода и др.).

Средний курс медицинской реабилитации в ГБУЗ «Центр патологии речи и нейрореабилитации ДЗМ» как в стационарных условиях, так и в дневном стационаре, составляет 30 дней.

Где в Москве проходят медицинскую реабилитацию на II этапе?

В настоящее время в системе московского здравоохранения есть семь медицинских организаций, в которых есть отделения медицинской реабилитации пациентов с нарушением функций центральной нервной системы:

ГАУЗ Московский научно-практический центр медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины ДЗМ: филиал № 3
Некрасовка, ул.2-я Вольская, д.19, +7-915-437-57-25; +7(495)706-70-98;

ГБУЗ “ГКБ им.В.В.Виноградова ДЗМ”,
ул.Вавилова, д.61, +7(499)134-64-79; +7(499)134-70-90;

ГБУЗ «ГКБ им. В.В. Вересаева ДЗМ»,
ул. Лобненская, д.10; +7(495)483-50-29,

ГБУЗ «ГКБ им. С.С. Юдина ДЗМ»,
Коломенский проезд, д.4; +7(499)612-45-66;

ГБУЗ «ГКБ №15 им. О.М. Филатова ДЗМ»,
ул. Вешняковская, д.23; +7(495)375-31-00;

ГБУЗ «ГКБ №67 им. Л.А. Ворохобова ДЗМ»,
ул. Саляма Адиля, д.2/44; +7(495)530-33-43; +7(495)530-33-44.

ГБУЗ “ЦПРиН ДЗМ”
ул. Николоямская, д.20, стр.1; +7(495)637-83-63

Пять отделений реабилитации для пациентов с нарушением функции периферической нервной системы и опорно-двигательного аппарата.

ГАУЗ Московский научно-практический центр медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины ДЗМ:
филиал №1 ул.Земляной вал, д. 53; +7(495)916-45-62;+7(495)917-22-06;
филиал № 2 ул.Талалихина, д.26а; +7(495)676-05-74+7(499)676-25-20
филиал № 3 Некрасовка, ул.2-я Вольская, д.19, +7-915-437-57-25; +7(495)706-70-98;

ГБУЗ «ГКБ №15 им. О.М. Филатова ДЗМ»;

ГБУЗ «ГКБ №67 им. Л.А. Ворохобова ДЗМ».

Кроме того, в структуре ДЗМ функционирует уникальное учреждение – Центр патологии речи и нейрореабилитации ДЗМ. Здесь оказывают специализированную помощь по нейрореабилитации и психиатрии пациентам, имеющим нарушения высших психический функций, и психические заболевания, возникшие в результате перенесенных заболеваний ЦНС.

Все вопросы и правила получения медицинской помощи взрослому населению по профилю «Медицинская реабилитация» регламентированы Приказом Департамента здравоохранения Москвы №711 от 3 октября 2017 года.

В соответствии с федеральными законами от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», жители регионов России (в том числе и Москвы) могут пройти курс реабилитации по полису ОМС в стационарах московских клиник, как федерального, так и городского подчинения.

Специально для иногородних пациентов:

Чтобы получить направление в медицинские организации ДЗМ на плановую госпитализацию по программе ОМС, вы можете:

А) обратиться к лечащему врачу в поликлинике по месту прикрепления,

Б) Позвонить на горячую линию «Столица здоровья» для иногородних пациентов: 8(495)587-70-88,

Нейропсихологическая диагностика и реабилитация пациентов с нарушениями сознания после повреждения головного мозга

Версия: Клинические рекомендации РФ (Россия) 2013-2017

Общая информация

Краткое описание

Всероссийское общество неврологов

КЛИНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И РЕАБИЛИТАЦИЯ ПАЦИЕНТОВ С НАРУШЕНИЯМИ СОЗНАНИЯ ПОСЛЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА (Москва 2016)

на VII международном Конгрессе «Нейрореабилитация-2015» г.Москва, 03.06.2015г

Задача разработчиков клинических рекомендаций заключается в донесении до специалистов определенных правил и стандартов, выполнение которых позволит обеспечить раннее восстановление пациента и защитит от неизбежных побочных эффектов, связанных с лечением и стационированием. Рекомендации прошли процессы авторской разработки, редактирования и рецензирования под руководством председателей профильных комиссий по медицинской психологии и медицинской реабилитации Экспертного совета Минздрава России. Пересмотр рекомендаций осуществляется по мере получения новых клинических данных, обобщений приобретенного опыта, но не реже чем 1 раз в 5 лет.

6. Клинические рекомендации «Нейрореабилитация в нейрохирургии» [http://ruans.org/Documents]

МАРШРУТНАЯ КАРТА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ С ПОВРЕЖДЕНИЯМИ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Нарушения сознания подразделяют на следующие группы: 1) синдромы угнетения/выключения сознания (иногда обозначаемые как «количественные нарушения сознания»); 2) синдромы спутанности и помрачения сознания (иногда обозначаемые как «качественные нарушения сознания»; 3) посткоматозное бессознательное (вегетативное) состояние; 4) синдромы реинтеграции сознания после выхода из вегетативного состояния (Доброхотова Т.А. и соавт., 2006).

Синдромы спутанности и помрачения сознания характеризуются некоторым изменением уровня бодрствования при значительном нарушении содержания сознания. Отечественные авторы к состояниям спутанности сознания относят амнестическую спутанность, Корсаковский синдром, речевую спутанность, синдром речедвигательного возбуждения, а к синдромам помрачения сознания – онейроид, дереализационно-деперсонализационные состояния, сумеречное состояние сознания, делирий (Доброхотова Т.А. и соавт., 2006).

• ЭЭГ, характерное для бодрствования

• Наличие (в случае необходимости) психологически обоснованного вывода о дисфункции соответствующих мозговых зон.

Цели клинико-психологической и нейропсихологической реабилитации пациентов с нарушениями сознания:

• Обучение действиям или операциям 4 (в зависимости от поставленных реабилитационных целей).

1 Клинико-психологическое заключение и нейропсихологическое заключение, как правило, являются составными частями общего заключения медицинского психолога.

Диагностика

6) Шкала активации (0-3 балла)

– четкая локализация в зависимости от модальности (зрительная, тактильная, слуховая, болевая) стимула (ориентировочные реакции).

• Повторного обследования для оценки динамики восстановительного процесса с указанием сроков, в которые необходимо провести повторное обследование

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДИАГНОСТИКИ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМ ВЕРБАЛЬНЫМ КОНТАКТОМ/С НИЗКИМ УРОВНЕМ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЛИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ ПЕРВИЧНЫМИ ПОВРЕЖДЕНИЯМИ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА
Переход больного на уровень состояния минимального сознания с возможностью выполнения инструкций позволяет проводить раннее нейропсихологическое обследование. Следует учесть, однако, что полная нейропсихологическая диагностика на данном этапе ограничена как вследствие неполного восстановления сознания, так и сопутствующих нарушений (первичные поражения анализаторных систем, двигательные расстройства различного генеза). В этот период пациенты не доступны полному вербальному контакту. Сохранным может быть лишь понимание речи и выполнение простых инструкций. Это в свою очередь требует адаптации классических методик нейропсихологического обследования. Таким образом, нейропсихологические методики первичного обследования должны быть:

Таким образом, основной задачей проведения нейропсихологического обследования является выявление первичных и вторичных нарушений высших психических функций.

Приводим пример адаптации материала для исследования нарушений высших психических функций детей с тяжелой черепно-мозговой травмой (Фуфаева Е. В., 2012):

• патологическая инертность психических процессов (выбор одного и того же предмета).

• патологическая инертность психических процессов;

По мере восстановления возможностей пациента пробы для нейропсихологической диагностики начинают подбираться все в большем соответствии с классической схемой проведения нейропсихологического исследования (см. Приложение 3).

Количественная оценка может осуществляться по разработанному H.S.Levin и соавт. (1979) опроснику Galveston Orientation and Amnesia Test (Белова А. Н., 2000) во взрослом возрасте и Children’s Orientation and Amnesia Test (Ewing-Cobbs L., 1990) в детском возрасте.

Медицинская реабилитация

• Соматическая терапия биосинтез (Д.Боаделла, 1987), бодинамический подход (Л.Марчер, 2010), элементы танатотерапии (В. Ю. Баскаков, 2007)

Все применяющиеся стимулы можно разделить на две группы. Первая — неречевые воздействия, среди которых выделяют тактильные, слуховые, зрительные, эмоциональные и другие стимулы, в качестве которых может выступать и вся окружающая ситуация в целом. Во вторую группу объединены речевые воздействия: обращения к больному, инструкции (просьбы), вопросы, информационные сообщения, разъяснительные и коррекционные беседы.

– двигательной (ощупывание, хватание предметов, находящихся в пределах кровати и т.д.).

Программа психостимулотерапии должна подбираться индивидуально для каждого пациента, проводиться в зависимости от состояния пациента и поставленных междисциплинарной командой реабилитационных целей.

Важной проблемой, возникающей в связи с вопросом об эффективности реабилитации пациентов в сниженных состояниях сознания, является проблема длительности качественного перехода от одно стадии восстановления сознания к последующей. Для такой наиболее тяжелой категории пациентов расширение возможностей пациента, проявление минимальных изменений в рамках одной стадии восстановления сознания является одним из главных критериев эффективности проводимых мероприятий.

Часто возникающей проблемой в работе с такими больными является неполное понимание родными и близкими пациента имеющихся расстройств и путей их преодоления. Рекомендуется обеспечивать информацией пациентов и людей, ухаживающих за ними.

• Снятие психологического стресса, работа с эмоциональными реакциями родных и близких

Информация

Источники и литература

  1. Клинические рекомендации Всероссийского общества неврологов
  2. Клинические рекомендации Национальной ассоциации по борьбе с инсультом
  3. Клинические рекомендации Российского психологического общества
  4. Клинические рекомендации Союза реабилитологов России
    1. 1. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл; 2002 2. Баскаков В.Ю.Танатотерапия: Теоретические основы и практическое применение: Учебное пособие// Ин-т Общегуманитарных исследований – 2007 –C. 176 3. Белова А.Н. Нейрореабилитация: Руководство для врачей // М. – 2000. – С. 566 4. Быкова В.И., Семенова Ж.Б., Фуфаева Е.В., Львова Е.А., Валиуллина С.А.. Психологическая реабилитация детей после тяжелой черепно-мозговой травмы //«Нейрохирургия и неврология детского возраста» – 2012 – № 2–3 (32–33) – С. 161-167 5. Быкова В.И., Лукьянов В.И., Фуфаева Е.В., Семенова Ж.Б., Валиуллина С.А. Особенности характерологических черт, тревожности и копинг-поведения родителей детей с тяжелой черепно-мозговой травмой// Детская и подростковая реабилитация – 2013 – № 2 (21) – С. 46-52. 6. Герасименко В.Н., Тхостов А.Ш. Психологические и деонтологичсеские аспекты реабилитации онкологических больных. В кн.: Герасименко В.Н. (ред.), Реабилитация онкологических больных. М.: Медицина; 1988. С. 65-75. 7. Григорьева В.Н., Ковязина М.С., Тхостов А.Ш. Когнитивная реабилитация больных с инсультом и черепно-мозговой травмой: монография.// Издательство НижГМА. – 2012 – С. 324. 8. Гусарова С.Б., Игнатьева Н.С., Максакова О.А., Максаков В.Ю. Пятнадцатилетний опыт психологической нейрореабилитации// Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья» – М.: 2011- С. 9. Гусарова С. Б. Восстановление сознания: процессуально-ориентированный подход. Журнал «Вопросы нейрохирургии» имени Н.Н. Бурденко» – 2014 – 1 – С. 69-76 10. Доброхотова Т. А. Нейропсихиатрия // – М.: БИНОМ, 2006.-304 с. 11. Зайцев О. С., Царенко С. В. Нейрореаниматология. Выход из комы (терапия посткоматозных состояний)// М.: Литасс — 2012 — С. 120 12. Закрепина А. В. Педагогические технологии в комплексной реабилитации детей с тяжелой черепно-мозговой травмой// «Парадигма» — 2012 — С. 302 13. Зинченко Ю.П. Методологические проблемы фундаментальных и прикладных психологических исследований. Национальный психологический журнал; 2011; 5(1): 42-49. 14. Зинченко Ю.П., Первичко Е.И. Методология синдромного анализа Л.С. Выготского – А.Р. Лурии и постнеклассическая рациональность. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В. (ред.), Наследие А.Р. Лурии в современном научном и культурно-историческом контексте: К 110-летию со дня рождения А.Р. Лурии. М.: Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова; 2012 (а). С. 37-69. 15. Зинченко Ю.П., Первичко Е.И. Постнеклассическая методология в клинической психологии: научная школа Л.С. Выготского – А.Р. Лурия. Национальный психологический журнал; 2012 (б); 8(2): 32-45. 16. Зинченко Ю.П., Первичко Е.И. Эвристическая ценность постнеклассических моделей в психосоматике (на примере синдромного подхода Л.С. Выготского – А.Р. Лурии). Вопросы психологии; 2014; 1: 14-27. 17. Зинченко Ю.П., Первичко Е.И., Тхостов А.Ш. Методологические основы и задачи психологической реабилитации онкологических больных // Вестник восстановительной медицины. – 2014. – №5 (63). 18. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. М.: Медицина, 1983. 19. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. М., Академия, 2003 20. Клочко В.Е. Закономерности движения психологического познания и проблема метода науки. Методология и история психологии; 2007; 2(1): 5-19. 21. Кондратьева Е.А., Яковенко И.В. Вегетативное состояние (этиология, патогенез, диагностика и лечение). СПб ФГБУ «РНХИ им. проф. А.Л. Поленова» Минздрава России, 2014. – 363 с. 22. Лурия А. Р. Восстановление функций мозга после военной травмы. – Изд-во АМН СССР, 1948. 23. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., Академия, 2002 24. Лурия А. P. Высшие корковые функции человека // СПб.: Питер – 2008 – С. 624. 25. Лурия А.Р. Этапы пройденного пути. М., МГУ, 2001. 26. Лурия А.Р., Мельникова Т.В. О вторичном лобном синдроме при поражениях задней черепной ямки: (К вопросу об использовании регулирующей роли речи для возможностей дифференциального диагноза псевдолобного и лобного синдромов) // Вопр. нейрохирургии. 1974. № 4, с. 56—60. 27. Микадзе Ю.В. Некоторые методологические вопросы качественного и количественного анализа в нейропсихологической диагностике. Вестн.Моск.ун-та. Сер.14. Психология. 2012. № 2, с. 96-103. 28. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. — М.: Мысль, 2000—2001. – 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. 29. Минделл А., Минделл Э. Вскачь, задом наперед: Процессуальная работа в теории и практике//Пер. с англ. Л. Масловой и В. Самойлова. — М.: Независимая фирма «Класс». Издательство Трансперсонального института, 1999 – С. 224 30. Плам Ф., Познер Дж.Б. . Диагностика ступора и комы.Пер. с англ.- М.: Медицина, 1986 – 544 с. 31. Плотников Д.М. Расстройства сознания, симптомы вклинения, смерть мозга, варианты выхода из ком с позиций невролога // Материалы лекции с портала http://nsicu.ru/ 32. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 23 июля 2010 г. N 541н г. Москва “Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения”. Зарегистрирован в Минюсте РФ 25 августа 2010 г. Регистрационный N 18247. 33. Приказ Минздрава России от 29.12.2012 N 1705н “О порядке организации медицинской реабилитации” (Зарегистрировано в Минюсте России 22 февраля 2013 г. N 27276). 34. Психология сознания / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. — СПб.: Питер, 2001. — 480 с. 35. Райх В. Анализ личности. // СПб.: , 1999. – С 333 36. Сергеев Д. В. Структурные комы: диагностика и исходы. Материалы лекции//Научный центр неврологии РАМН – доклад 22 мая 2014 г. 37. Фукалов Ю.А., Скипетрова Л.А., Шкловский В.М. Организация специализированной помощи больным с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы в Центре патологии речи и нейрореабилитации //Социальная и клиническая психиатрия, 2009. Т 19, №. 2, с.32-34. 38. Фуфаева Е.В., Лукьянов В. И., Быкова В. И., Семенова Ж.Б., Валиуллина С. А. Раннее нейропсихологическое сопровождение детей с тяжелой черепно-мозговой травмой.// “Нейрохирургия и неврология детского возраста” – 2012 – № 4 (34) – P.61-75 39. Хомская Е. Д. Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с 40. Шкловский В.М., Лукашевич И.П., Орлов И.Ю., Малин Д.И. Роль структурно-функциональных изменений головного мозга в формировании психопатологических расстройств у больных инсультом //Социальная и клиническая психиатрия, 2014. Т. 24, №. 1, с.34-39. 41. Adamovich B. B., Henderson J. A., Auerbach S. Cognitive rehabilitation of closed head injured patients: A dynamic approach. – San Diego, CA : College-Hill Press, 1985 42. Ansell, B. J. and J. E. Keenan. The Western Neuro Sensory Stimulation Profile: a tool for assessing slow-to-recover head-injured patients // Arch Phys Med Rehabilitation – 1989 -70(2) – P. 104-108. 43. Aspen Neurobehavioral Conference Workgroup. Assessment, prognosis and treatment of the vegetative and minimally conscious states: the Aspen Neurobehavioral Conference Consensus Statement. 44. Boadella D. Lifestreams an introduction to biosynthesis//London; New York: Routledge & Kegan Paul – 1987- p 173. 45. Cicerone, K., Levin, H., Malec, J., Stuss, D., & Whyte, J. Cognitive rehabilitation interventions for executive function: moving from bench to bedside in patients with traumatic brain injury. Journal of Cognitive Neuroscience, 18(7), 2006, p.1212-1222. 46. Ewing-Cobbs L., Levin H.S., Fletcher J.M., Miner M.E., Eisenberg H.M. The Children’s Orientation and Amnesia Test: relationship to Severity of Acute head injury and to recovery of memory. // Neurosurgery.– 1990 – 27(5). – P. 683-691. 47. Giacino J. T., Ashwal S., Childs N., et al. The minimally conscious state: Definition and diagnostic criteria// Neurology — 2002 — 58(3) — P. 34 —53 48. Giacino J.T., Kalmar K., Whyte J. The JFK Coma Recovery Scale- Revised: Measurement Characteristics and Diagnostic Utility.// Archives of Physical Medicine and Rehabilitation. – 2004 – 85(12) – P. 2020-2029. 49. Gill-Thwaites, H.. The Sensory Modality Assessment Rehabilitation Technique–a tool for assessment and treatment of patients with severe brain injury in a vegetative state.// Brain Injury – 1997 – 11(10) – P. 723-734. 50. Hagen C., Malkmus D. and P. Durham. Levels of cognitive functioning. – Professional Staff Association of Rancho Los Amigos Hospital eds. Rehabilitation of the head injured adult: comprehensive physical management. C. A. Downey, Rancho Los Amigos Hospital Inc. – 1987 51. Laureys S., Tononi G. The Neurology of Consciousness: Cognitive Neuroscience and Neuropathology. // Academic Press – 2009 – P. 423 52. Maksakova O., Gusarova S., Ignatieva N., Maksakov V., Bykova V., Boyko S., Yashkova I., Lukianov V. Rehabilitation Team and Consciousness Restoration. 6th World Congress for Neurorehabilitation. Vienna, Austria, March 21-25, 2010. 53. Marcher L, Fich S. Body Encyclopedia: A Guide to the Psychological Functions of the Muscular System// North Atlantic Books – 2010- p.528 54. Shiel, A., Horn, S., Wilson, B.A., McLellan, D.L., Watson, M., Campbell, M. The Wessex Head Injury Matrix scale: a preliminary report on a scale to assess and monitor patients recovery after severe head injury. Clin. Rehabil., – 2000 – 14 – P. 408–416. 55. Rappaport M., Hall K.M., Hopkins H.K., et al. Disability rating scale for severe head trauma: coma to community. //Arch Phys Med Rehabiitation – 1982 – 63. – P. 118-123. 56. Zinchenko Y.P., Pervichko E.I. Nonclassical and Postnonclassical epistemology in Lev Vygotsky’s cultural-historical approach to clinical psychology // Psychology in Russia: State of the Art. – 2013. – Vol. 6. – N. 1. – P. 43-56. 57. Zinchenko Y.P., Pervichko E.I. Nonclassical and Postnonclassical epistemology in Lev Vygotsky’s cultural-historical approach to clinical psychology // Psychology in Russia: State of the Art. – 2013. – Vol. 6. – N. 1. – P. 43-56. 58. Zinchenko Yu.P., Pervichko E.I., Martynov A.I. Psychological underpinning of personalized approaches in modern medicine: syndrome analysis of mitral valve prolapsed patients // Psychology in Russia: State of the Art. – 2013. – Vol. 6. – N. 2. – P. 89-102. 59. Zinchenko Yu.P., Pervichko E.I. The methodology of syndrome analysis within the paradigm of “qualitative research” in clinical psychology / // Psychology in Russia: State of the Art. – 2012. – Vol. 5. – P. 157-184.
Читайте также:  План-конспект открытого занятия по теме Одежда

Информация

Данные рекомендации были изменены в соответствии с «Требованиями к оформлению клинических рекомендаций для размещения в Рубрикаторе» (письмо Первого заместителя Министра здравоохранения РФ Каграманяна И.Н. от 01.09.2016 №17-4/10/1-4939; письмо директора Департамента организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Камкина Е.Г. и директора Департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения Байбариной Е.М. от 08.09.2016 № 17-04-11541).

Модель организации нейрореабилитационной службы

Идея комплексной нейрореабилитации и научно обоснованная ее реализация на практике легла в основу создания в Москве специализированной службы. Решением Исполкома Моссовета № 1817 от 21.07.1987г. организован Московский Центр па­тологии речи, который в 1992 г. преобразован в самостоятельное учреждение «Центр патологии речи и нейрореабилитации».

Центр является круп­нейшим в Европе специализированным лечебно-профилактическим учреждением, в котором про­водится комплексная диагностика, лечение и нейрореабилитация взрослого и детского населения, крайне тяжелых больных с последствиями инсуль­тов, черепно-мозговых травм, нейроинфекций, имеющих нарушения высших психических функ­ций, в том числе речи, с сопутствующими рас­стройствами опорно-двигательного аппарата, со­матическими и психическими нарушениями и др.

В Центре функционируют 12 отделений; консуль­тативно-диагностическое; суточный стационар на 80 коек; стационар на дому, рассчитанный на 90— 100 мест; дневной стационар для больных с по­следствиями инсульта и нейротравм, рассчитанный на 30 мест; отделение фониатрии; функциональ­ной диагностики; лечебной физкультуры и масса­жа; отделение клинической психологии; физиоте­рапии; детское отделение; организационно-мето­дический отдел и др. При Центре функционирует также специализированная Московская социальная экспертная комиссия.

Численность специалистов Центра составляет 386 штатных единиц, что позволяет осуществить современный уровень комплексной диагностики, лечения и нейрореабилитации, который обеспе­чивают врачи разных специальностей (неврологи, психиатры, психотерапевты, терапевты, кардио­логи, офтальмологи, дерматологи, стоматологи), специалисты лечебной физкультуры и массажа, медицинские психологи и дефектологи, социальные работники и др. Все специалисты прошли специальную подготовку, что позволяет осуществ­лять интеграционный принцип и бригадный ме­тод работы.

Центр является клинической, научно-методичес­кой, научно-организационной базой Федерально­го научно-методического Центра патологии речи и нейрореабилитации Минздрава России и отдела патологии речи Московского НИИ психиатрии Минздрава России и одновременно головным уч­реждением Москвы, возглавляющим специализи­рованную службу, организованную в 108 лечебно-профилактических учреждениях города для оказа­ния помощи больным с очаговыми поражениями доминантного полушария головного мозга на раз­ных этапах заболевания: в 49 скоропомощных отде­лениях неврологических и 7 нейрохирургических стационарах городских больниц, 34 логопедических кабинетах территориальных поликлиник, 18 психо­неврологических диспансерах, в стационаре на дому и дневном стационаре Центра.

После­дние формы оказания внебольничной помощи впер­вые организованные в стране успешно функционируют в течении 25 лет и полностью себя оправдали как наиболее эффективные, приближенные к боль­ным и целесообразные в экономическом отноше­нии. Специалисты выше перечисленных учрежде­ний для работы с больными с последствиями ин­сульта и черепно-мозговой травмы были подготовлены в Центре патологии речи и нейрореабилитации, систематически повышают свою квалификацию на постоянных ежемесячных конференциях и циклах.

Важным является 30-летний клинический и организационный опыт нейрореабилитации боль­ных Московского Центра патологии речи и нейро­реабилитации, который в течение многих лет свя­зан в своей деятельности с Институтом нейрохи­рургии им. Н.Н. Бурденко РАМН, нейрохирурги­ческим отделением Института им. Н.В. Склифосовского, нейрохирургическими отделениями город­ских больниц г. Москвы, военными госпиталями Минобороны и других силовых ведомств.

Организационная модель и практический опыт специализированной службы г. Москвы признаны мировым сообществом одними из лучших в меж­дународной системе здравоохранения.

Разработанная система является наиболее адек­ватной и оптимальной моделью нейрореабилита­ции больных с поражением доминантного полу­шария в результате инсульта и черепно-мозговой травмы, так как больной с нарушением высших психических и двигательных функций:

1) получает высококвалифицированную помощь на разных этапах заболевания (в скоропомощных неврологических и нейрохирургических отделени­ях городских больниц, стационаре на дому, специализированном суточном стационаре, дневном ста­ционаре, поликлинике), в которых осуществляет­ся диагностика и комплексность лечебного и нейрореабилитационного процесса;

2) обеспечен дифференцированными медицин­скими и нейропсихологическими методами рабо­ты, соответствующими каждому этапу заболевания, объединенными общей программой восстановле­ния высших психических функций, в том числе речи;

3) в течение длительного времени находится под наблюдением специалистов, до и после получения инвалидности.

Раннее начало непрореабилитационных мероприя­тий осуществляется в скоропомощных неврологичес­ких и нейрохирургических стационарах как только больной выходит из коматозного состояния, и у него восстанавливаются и стабилизируются сердеч­но-сосудистая, дыхательная и другие жизненно важные функции. Наряду с обязательными меди­цинскими мероприятиями, в том числе ЛФК и массажем, начинается систематическая работа по восстановлению глотания, нарушенных когнитив­ных функций (внимания, памяти); артикуляцион­ного праксиса.

При необходимости используются приемы растормаживания речи с помощью средств невербальной коммуникации и другие логопеди­ческие методы, определяющиеся состоянием выс­ших психических функций и речевыми возможно­стями больного. Эта работа осуществляется специ­ально подготовленными специалистами.

Важнейшей задачей работы с больными на протя­жении всех этапов лечения и нейрореабилитации яв­ляется создание мотивации и установки на лечение.

Дальнейшая нейропсихологическая реабилита­ция после выписки из скоропомощного стациона­ра осуществляется в различных условиях в зависи­мости от соматического и физического состояния больного, уровня нарушений речи и других выс­ших психических функций.

Объем медицинских, медико-психологических, медико-педагогических мероприятий для каждого больного определяется после его обследования спе­циалистами консультативно-диагностического отде­ления Центра: терапевтом, неврологом, психиатром, врачом лечебной физкультуры, нейропсихологом и дефектологом. В консультациях принимают участие окулист, дерматолог, стоматолог и другие специа­листы.

Если больной не в состоянии самостоятельно пе­редвигаться, выполнять гигиенические функции, лечение и реабилитация осуществляется в услови­ях стационара на дому, где обеспечиваются меди­цинские и медико-педагогические программы под наблюдением невролога, терапевта, психиатра, к работе привлекается социальный работник. Особое внимание уделяется восстановлению двигательных функций, навыкам гигиены, самообслуживания и систематической работе по восстановлению речи и других высших психических функций при обяза­тельном участии родственников больного. Нейрореабилитация в условиях стационара на дому дает возможность осуществить непрерывность интенсив­ного процесса восстановительного лечения и обу­чения в течение 3-х—4-х месяцев.

В зависимости от улучшения состояния больной направляется для продолжения лечения в соответ­ствующие подразделения Центра, суточный или дневной стационар.

В специализированном суточном стационарном отделении проводится лечение и нейрореабилитация наиболее тяжелого контингента больных с на­рушением высших психических функций, нужда­ющихся в динамическом медицинском наблюде­нии и лечении с патологией сердечно-сосудистой системы, выраженными в той или иной степени психическими расстройствами, грубыми наруше­ниями опорно-двигательного аппарата, исключа­ющими возможность их передвижения по городу.

В стационаре с суточным пребыванием боль­ных осуществляется интенсивный комплекс ле­чебно-реабилитационных медицинских, медико-психологических, медико-педагогических мероп­риятий по восстановлению высших психических функций, в том числе речи, общения и коммуни­кации. Максимальная интенсивность может быть достигнута лишь в условиях специализированного стационара, где ежедневно осуществляются 3—4-х кратные занятия с логопедом, активная лечеб­ная физкультура, психотерапия и другие виды социально-бытовой, трудовой терапии, музыко-терапия и прочее. Продолжительность лечения 45— 90 дней.

Читайте также:  Конспект занятия по обучению грамоте: Звук П-Пь, Буква П

Стационар с дневным пребыванием предназначен для больных, способных к самостоятельному пе­редвижению по городу, является промежуточным звеном между внебольничными учреждениями го­рода и стационарным отделением Центра. Основ­ная цель реабилитационных мероприятий в отде­лении — восстановление двигательных и речевых функций у больных, а также их социально-быто­вая и трудовая адаптация (реабилитация).

Выписывающиеся из отделений Центра направ­ляются для продолжения восстановительной тера­пии в условиях специализированных кабинетов в поликлиниках по месту жительства или в стацио­нар на дому. Таким образом, больной в течение длительного времени непрерывно проходит лече­ние и нейрореабилитацию в полном объеме.

В отделениях используются различные направ­ления комплексных реабилитационных мероприя­тий, которые включают в себя: медикаментозное лечение, психотерапию, физиотерапию, лечебную гимнастику, массаж, логопедические занятия, социотерапию.

Занятия проводятся с пациентами как индиви­дуально, так и в группах. Основным критерием формирования групп служит степень выраженнос­ти нарушений высших психических функций: груп­па для больных с нарушением гнозиса и праксиса; группа для больных с легкой степенью речевых на­рушений; группа для больных со средней степенью речевых нарушений, при этом учитывается степень нарушений опорно-двигательного аппарата.

Одним из важнейших аспектов нейрореабилита­ции больных является также восстановление двига­тельных функций верхних и нижних конечностей, нарушение которых приводит к изменению всего стиля жизни и поведения, приносящих больному невероятные страдания, так как он лишен возмож­ности самостоятельного выполнения элементарных санитарно-гигиенических функций, передвижения, еды и т.д., особенно при правосторонних гемипарезах. Этот аспект разработан достаточно детально.

Активная работа по лечебной физкультуре и масса­жу способствует в значительной степени восстанов­лению высших психических функций, в том числе речи. Особое значение в этом процессе имеет при­менение метода коррекции движений при помощи биологической обратной связи (БОС) и антиграви­тационных костюмов, используемых в космической медицине после длительного нахождения космонав­тов в невесомости, нашедших широкое примене­ние в практике работы Центра.

Большое место занимает обучение пациентов со­циальным, бытовым и трудовым навыкам. Этот вид реабилитации направлен также на восстановление высших психических функций. Занятия по трудоте­рапии проводятся совместно дефектологом и специ­алистом по трудотерапии, что позволяет восстанав­ливать речь в процессе предметно-практической дея­тельности. Групповые занятия по бытовой реабили­тации помогают больным лучше адаптироваться в сложных для них ситуациях: на улице, в магазине, транспорте и вернуть им навыки самообслуживания.

В отделениях введен такой вид работы как арттерапия, который включает в себя занятия по музыкотерапии, психологической разгрузке, в днев­ном стационаре посещение больными выставок и музеев. Арттерапия направлена на активизацию компенсаторных резервов больного.

Крайне важной является работа с родственни­ками больных. Разъяснение их роли в реабилита­ции, адаптации больных к изменившимся услови­ям жизни, налаживание внутрисемейных отноше­ний и др. имеет важнейшее значение.

А.Н. Коновалов, Л.Б. Лихтерман, А.А. Потапов

А.Р. Лурия и современнаяконцепция нейрореабилитации

Среди них имя А.Р. Лурия занимает особое место.

С самого начала нейропсихология формировалась под воздействием практических потребностей нейрохирургической и неврологической клиник — необходимости диагностики локальных поражений головного мозга и нарушения ВПФ. Исследования были начаты в конце 20-х — начале 30-х гг. Л.С. Выготским и А.Р. Лурия в Харькове, в клинике Украинского психоневрологического института.

Уже в этот период было сформировано одно из важнейших положений: высшие психические функции могут нарушаться на разных уровнях. Соответственно выделены два основных типа нарушений психической деятельности: нарушение относительно элементарных и высших уровней. Важно, что элементарные уровни могут быть скомпенсированы включением высших форм организации психической деятельности, связанных с речью.

В период Великой Отечественной войны большая группа психологов (В.Г. Ананьев, Э.С. Бейн, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Н.Н. Трауготт, А.В. Ярмоленко) работала в госпиталях, занимаясь изучением очаговых поражений головного мозга и восстановлением ВПФ. В эти годы А.Р. Лурия были разработаны теоретические основы диагностики больных с последствиями черепно-мозговой травмы (ЧМТ), составившие теоретическую базу последующих научных исследований и практики в этой области.

К числу наиболее сложных и тяжелых нарушений ВПФ в результате очаговых поражений головного мозга были

отнесены речевые расстройства в виде афазий. А.Р. Лурия рассматривал афазию как системное нарушение речи, возникающее вследствие выпадения какого-либо одного ее звена, приводящего к формированию определенного синдрома, характерного для той или иной формы афазии.

Наряду с развитием диагностических методов А.Р. Лурия и его сотрудниками были разработаны также теоретические основы и методы восстановления различных ВПФ. Впервые была доказана принципиальная возможность на восстановление, благодаря перестройке функциональных систем и замены нарушенных звеньев сохранными, опоры на смысловое содержание речевой деятельности [А.Р. Лурия, 1948, 1962; Л.С. Цветкова, 1972; и др.].

В 70-х гт. под руководством А.Р. Лурия начала разрабатываться детская нейропсихология, стала изучаться специфика нарушений ВПФ, присущая детскому возрасту, намечаться пути их коррекции [Э.Г. Симерницкая, 1978, 1985].

Таким образом, в рамках нейропсихологии наряду с диагностическим всегда разрабатывались теория и практика нейро- реабилитационного направления.

Нейрореабилитация — один из важнейших разделов медицины и медицинской психологии (включая и нейропсихологию), который охватывает круг вопросов, связанных с лечением больных, восстановлением или компенсацией ВПФ утраченных или нарушенных в результате очаговых поражений головного мозга.

Теоретической базой современной концепции нейрореабилитации являются фундаментальные исследования А.Р. Лурия, изложенные в его основных работах, а именно: учение о системной динамической локализации ВПФ, их системном многоуровневом строении и иерархической организации; новая классификация афазий, нарушений памяти, мышления и других психических процессов; принципы восстановительной работы и закономерности компенсации нарушенных функций, нейролингвистический анализ речевых функций и др. [А.Р. Лурия, 1947, 1948, 1962, 1963, 1975].

Нейрореабилитация больных с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы отличается от реабилитации в кардиологии, хирургии, травматологии и других областях медицины. Более того, даже в рамках одной нозологической группы сосудистого или травматического генеза клиника расстройств, цели и задачи реабилитации требуют специальных методов и организационных мероприятий. Это объясняется тем, что у больных с поражением доминантного полушария мозга нарушаются речевые и другие ВПФ и, как правило, возникают правосторонние гемипарезы.

Клиническая практика свидетельствует о том, что высокая эффективность нейрореабилитации может быть достигнута лишь при соблюдении ряда условий: 1) максимально раннее начало реабилитационных мероприятий; 2) непрерывность; 3) интенсивность; 4) длительность; 5) комплексность медико- психолого-педагогического процесса; 6) дифференциальная и синдромальная диагностика нарушенных ВПФ; 7) адекватное, дифференцированное применение программ восстановительного обучения, соответствующее определенной форме и этапу заболевания; 8) систематический контроль за соматическим, неврологическим и психическим состоянием больного, функцией мозговых структур и ВПФ; 9) прогноз целесообразности применения тех или иных форм реабилитации; 10) решение социально-психологических, социально- бытовых и трудовых проблем; 11) включение в реабилитационный процесс членов семьи на всех этапах заболевания.

Идея комплексной нейрореабилитации и научно обоснованная ее реализация на практике легли в основу создания в Москве специализированной службы и Центра патологии речи и нейрореабилитации для больных с нарушениями

ВПФ. В структуре Центра имеются консультативно-диагностическое отделение, суточный стационар, стационар на дому, дневной стационар, детское отделение, отделение функциональной диагностики, лечебной физкультуры и массажа и целый ряд других (всего 12 отделений), численность сотрудников которых составляет 386 штатных единиц (врачи разных специальностей, психологи, нейропсихологи, логопеды, социальные работники и др.).

Центр выполняет также функцию головного научно-организационного методического учреждения Москвы, осуществляющего руководство 89-ю лечебно-профилактическими учреждениями, в которых оказывается помощь больным с нарушением ВПФ на разных этапах заболевания. Средняя ¦обращаемость* в эти учреждения составляет ежегодно 8— 10 тыс. больных с последствиями инсульта и ЧМТ. Стационарно-амбулаторные подразделения Центра являются клинической базой Федерального научно-методического Центра патологии речи и нейрореабилитации.

Разработанная система нейрореабилитации больных с поражением доминантного полушария в результате инсульта или ЧМТ, которые сопровождаются нарушениями ВПФ, включает следующие виды помощи: высококвалифицированная помощь на разных этапах заболевания (в скоропомощных неврологических и нейрохирургических отделениях городских больниц, стационаре, на дому, специализированном суточном стационаре, дневном стационаре, поликлинике); использование дифференцированных медицинских и нейропсихологических методов работы, соответствующих каждому этапу заболевания, восстановления ВПФ, в том числе речи по общей программе; длительное наблюдение специалистов за состоянием больного до и после получения инвалидности.

Шкловский В.М. А.Р. Лурия и современная концепция нейрореабилитации // I международная конференция памяти А.Р. Лурия. — М., 1998. — С. 326-328.

«Логодомик» — альтернатива индивидуальной логопедической тетради

Аннотация: В представленной статье автор предлагает идею создания индивидуального логопедического пособия «Логодомик» с целью коррекции звукопроизносительной стороны речи, делает обзор преимуществ создания и использования подобного пособия в процессе логопедической работы по сравнению с использованием готовых пособий и тетрадей. Создание данного пособия осуществляется в контексте проектной деятельности, так как, по сути, «Логодомик» является продуктом полноценного проекта, реализованного в рамках сотрудничества всех участников коррекционного процесса – логопеда, ребенка и родителя с целью коррекции звукопроизношения. Автором сформулированы конкретные цели и задачи, которые ставятся перед всеми участниками коррекционного процесса, описывается процесс накопления необходимого наглядно-дидактического материала, его разнообразие, а также основные принципы подбора материала.

«Логодомик», индивидуальное логопедическое пособие, проектная деятельность, коррекция звукопроизношения, игровые методы и приемы.

«Логодомик» — альтернатива индивидуальной логопедической тетради

Коррекция звукопроизносительной стороны речи является одним из основных и актуальных направлений логопедической работы.

Задачами данного направления являются формирование правильного речевого выдоха, нормализация тонуса артикуляционной мускулатуры, развитие моторики речевого аппарата и фонематического восприятия, выработка четкой дикции.

Учитывая особенности современных дошкольников, в ходе логопедической работы далеко не всегда получается добиться хороших, устойчивых результатов. Для повышения эффективности занятий по коррекции звукопроизношения логопед постоянно находится в поиске интересных приемов, новых технологий и современных методик.

В современных условиях специалисту доступен широкий выбор логопедических пособий и методик. В магазинах и на просторах интернета представлено огромное количество логопедических пособий и развивающей литературы для детей. Все эти пособия современные, очень яркие, интересные, некоторые из них интерактивные. Они представлены в разной ценовой политике — от бесплатных до очень дорогих.

Несмотря на это, выбрать одно пособие, полностью подходящее определённому ребенку, не получается. В моей практике не было ни одного случая, когда бы я использовала готовое пособие от начала до конца.

Так как содержание данных пособий носит характер усредненности и не учитывает индивидуальных дефектов и возможностей ребенка, то в процессе занятий часто приходится использовать отдельные игры, задания из различных источников, что по моим наблюдениям приводит к снижению эффективности занятий, к потере системы.

Так как современная логопедическая работа подразумевает необходимость индивидуального подхода к каждому ученику, то мной было создано индивидуальное логопедическое пособие «Логодомик». Оно представляет собой современный лепбук.

Сейчас в интернете представлено огромное количество лэпбуков на всевозможные темы. «Lapbook» (lap –колени, book – книга) – наколенная книга. Целью лэпбука является объединение материала на определенную тему. В моем случае это систематизация материала для коррекции только тех звуков, произношение которых нарушено у ребенка.

На данный момент в дошкольном образовании согласно ФГОС широко используется метод проектной деятельности. Это позволяет эффективно реализовать системно-деятельностный подход к обучению. Индивидуальное логопедическое пособие «Логодомик» является результатом (продуктом) проектной деятельности. В процессе создания «Логодомика» происходит поэтапное достижение цели и контроль достигнутых результатов. Создание «Логодомика» это достаточно длительный и трудоемкий процесс, однако результат стоит потраченных усилий!

Основная цель создания «Логодомика» — повышение результативности коррекции звукопроизношения.

Используя «Логодомик» на индивидуальных занятиях, логопед решает множество задач.

1. Повышает мотивацию к логопедическим занятиям.

2. Развивает мускулатуру артикуляционного аппарата.

3. Развивает фонематические процессы.

4. Формирует устойчивый навык правильного звукопроизношения.

5. Создает благоприятные условия для взаимодействия родителя и ребенка.

Неотъемлемой частью создания «Логодомика» является работа с родителями. Заинтересованность и активность родителя во многом зависит от специалиста. Большую роль играет предварительное установление сотрудничества с родителем. Следует обратить внимание родителей на дефекты произношения ребенка, проводить консультации, семинары, родительские собрания в актуальной тематике.

В чем преимущества «Логодомика»?

  1. Во-первых, ребенок с повышенным интересом относится к своему домику (как к собственности). Он может украсить его своими любимыми героями, выбрать цветовую гамму по своему вкусу. С большим желанием продемонстрировать накопленный материал друзьям и близким.
  2. Во-вторых, привлекая родителей (преимущественно маму), ребенок «считывает» информацию, что это важно не только ему и логопеду, а еще очень важно родителю (авторитетному мнению в дошкольном возрасте).
  3. В-третьих, многократное использование подобранного материала позволяет сформировать устойчивый навык звукопроизношения. В ходе работы с «логодомиком» он становится понятным ребенку, «родным» и любимым.
  4. В-четвертых, большим преимуществом «Логодомика» является вариативность проведения занятий. Ребенок самостоятельно может определить тематику и последовательность.

Принципы для создания «Логопедического домика»:

– Индивидуальность. Материал подбирается, учитывая индивидуальные дефекты и особенности ребенка. По результатам обследования логопед выстраивает последовательность коррекционной работы, опираясь на психофизиологические возможности ребенка. Учитывает его интересы и увлечения.

– Динамичность. В процессе работы «логодомик» пополняется новым материалом. Последовательно меняются карточки в соответствии с актуальностью занятия. Может изменяться и структура (появляются дополнительные карманчики или целое поле). На каждом занятии ребенок достает, выкладывает, перекладывает, раскрашивает картинки — карточки.

– Эстетичность. Весь материал выполняется в определенном формате, желательно, на плотной бумаге. Аккуратность внешнего вида в целом поддерживается специалистом и родителями.

«Логодомик» может отличаться по объему, в зависимости от количества нарушений у ребенка. Но если количество нарушенных звуков более пяти, то материал лучше разделить по группам (свистящие, шипящие, сонорные). В таком случае будет или несколько домиков, или один, но на определенном этапе все содержание домика изменится.

Следуя методике, «логодомик» строится на основе трех этапов коррекции звукопроизношения:

  • подготовка артикуляционного аппарата;
  • постановка звука;
  • автоматизация и дифференциация звука.

С первых занятий с ребенком идет процесс накопления материала.

1. Начиная разучивать артикуляционные упражнения, ребенок вместе с мамой готовит карточки-символы упражнений. Логопед заготавливает основу для будущего домика, проводит мастер-классы и консультации с родителями. На этом этапе активным становится кармашек для дополнительных заданий. Там мы размещаем текст пальчиковой гимнастики, индивидуальный звуковой профиль, рекомендации родителям.

2. Когда звук поставлен, добавляется символ звука и буква. Можно представить схему основных признаков звука (артикуляционное положение, тактильные ощущения, характеристика по звонкости – глухости, твердости – мягкости.)

3. На начальном этапе автоматизации звука используем различные дорожки (графические задания, веревочки, бусинки и т.д.). Для закрепления звука в слогах добавляем гласные.

В словах закрепляем звук, опираясь на картинки, которые ребенок с мамой подбирает дома. Можно использовать гармошки и раскраски. Для дальнейшей автоматизации в предложениях используем различные чистоговорки в картинках, сюжетные картинки раскраски и т.д.

4. В отдельный кармашек добавляем игры и упражнения на развитие фонематического восприятия, лексико-грамматического строя. Здесь могут быть такие игры: «Запомни и повтори», «Доскажи словечко», «Определи 1-й или последний звук», «Рифмы», «Сосчитай», «Скажи, сколько», «Чего не стало?», «4-й лишний», «Отгадай», «Назови ласково» и т.д.

Для того, чтобы простимулировать ребенка, поддержать его интерес к занятиям с «логодомиком» необходимо вести «дневничок». Это может быть вкладыш или задняя сторона «домика», где можно приклеивать наклейки-«пятерочки», ставить штампики или поощрительные отметки.

В течение всего периода обучения материал закрепляется и накапливается. Ребенок получает продукт, буквально на первых занятиях. Таким образом, сухое, устное логопедическое занятие превращается в продуктивную деятельность. А для любого ребенка это всегда интересней. Также стоит отметить вовлеченность родителя в процесс коррекции, он видит работу логопеда, что немало важно! Введение такой формы работы оправдано и полностью отвечает требованиям ФГОС ДО. Логопедический лэпбук может использоваться как в учреждении, так и в частной практике логопеда. От части «Логодом» может стать альтернативой традиционной логопедической тетради.

Кононенко Ольга Игоревна,
учитель-логопед

Ссылка на основную публикацию