Организация предметно-развивающей среды в работе логопеда
Автор: Ледовских Татьяна Владимировна
Организация: МБДОУ д/с компенсирующего вида №12
Населенный пункт: Белгородская область, г. Белгород
В ряду задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе.
Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.
Современный ребенок к пяти – шести годам должен овладеть всей системой родного языка: связно говорить, излагая свои мысли развернутыми сложными предложениями, уметь правильно и последовательно пересказать сказку, составить рассказ. Словарный запас малыша в этом возрасте составляет от четырех до пяти тысяч слов.
Иная картина наблюдается при общем недоразвитии речи, при котором дети испытывают значительные трудности в овладении навыками связной речи, обусловленные недоразвитием всех компонентов языковой системы- фонетики, лексики и грамматики.
Речь – высшая психическая функция человека. Так можно ли говорить о здоровье ребенка, если одна из важнейших психических функций нарушена?
Неполноценная речевая деятельность сказывается на формировании сенсорной и интеллектуальной сферы ребенка. Речевой диагноз детей нередко осложнен различными нервно-психическими недостатками.
Любые нарушение речи, особенно тяжелые, в той или иной степени могут отразиться на деятельности и поведении ребенка, выбивают его, да и близких ему людей из привычной жизненной колеи, требуют длительного комплексного медико-педагогического и логопедического воздействия. Дети, осознав свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, иногда замыкаются в себе, с трудом идут на контакт со взрослыми и сверстниками.
В коррекционной работе по преодолению общего недоразвития речи в условиях специализированной группы для детей с тяжелыми нарушениями речи основными задачами являются:
– формирование правильного произношения;
– практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
– развитие навыков связной речи;
– подготовка к обучению грамоте.
Своевременная коррекционная работа перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира, устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе.
Важным условием качественного образования детей является оптимизация педагогического процесса. Одним из направлений которого является организация образовательного пространства, которое способствует обогащенному развитию, обеспечивает эмоциональное благополучие, отвечает интересам и потребностям детей, помогает осуществлению комплексного подхода в воспитательно-образовательном процессе.
Развивающее пространство МДОУ д/с компенсирующего вида №12 включает в себя следующие компоненты:
– пространство интеллектуального, социального и эстетического развития;
– пространство физического развития;
– пространство экологического развития.
Одним из аспектов в решении проблемы создания коррекционно- развивающего пространства интеллектуального, социального и эстетического развития является организация функциональных зон, где ребенку предоставляется возможность как коллективной, так и самостоятельной деятельности и инициативы. Это:
– простейшие уголки экспериментирования в соответствии с элементами методики М. Монтессори;
– музыкальный зал и музыкальные уголки в группах;
– театральная студия «У Лукоморья»;
– кукольный и пальчиковый театры;
– этнографический музей «Русская изба»;
– музей Боевой и трудовой славы Белгородщины «Я помню. Я горжусь!»;
– музей астрономии «Космос»;
Пространство физического развития включает в себя:
– физкультурный и тренажерный залы;
– центры здоровья в группах, позволяющие ребенку реализовать двигательную активность;
– в организации развивающего пространства предусмотрена возможность нерегламентированной деятельности детей. Устройство помещений групп обеспечивает потребности ребенка как в совместной деятельности со сверстниками, так и в уединении. С этой целью в каждой группе организованы уголки уединения и неприкосновенности, позволяющие малышу побыть наедине с собой.
Пространство экологического развития ДОУ№12 представлено:
– экологическими мини – лабораториями;
– уголками леса, сада, цветниками, альпийской горкой.
Предметно-развивающая среда групповых помещений и участков ДОУ обеспечивает высокий уровень интеллектуального, эмоционального и личностного развития детей, служит интересам и потребностям ребенка, а ее элементы (оборудование, игры, игрушки, дидактический материал) – развитию дошкольников.
Для достижения целей коррекционно-развивающего обучения необходимо создание условий, как для развития личности ребенка, так и для эффективного усвоения учебного материала. Решению этого вопроса в большой степени способствует создание и оснащение логопедических кабинетов, в которых проходят фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия.
Логопедические кабинеты ДОУ№12 отвечают всем необходимым требованиям инструкции о проектировании специальных дошкольных учреждений согласно Положению о садах компенсирующего вида.
Кабинеты отличаются большими размерами (не менее 15 кв.м.), освещены в соответствии с требованиями, предъявляемыми санитарно-эпидемиологической службой, имеют хорошую вентиляцию, достаточное количество детской мебели, шкафы для хранения игрушек, методических пособий и литературы, оборудованы унифицированными и магнитными досками, настенными зеркалами, фланелеграфами и различными техническими средствами обучения (компьютеры, магнитофоны, проигрыватели, DVD, аппараты для коррекции речи «Монолог», мультимедийные экраны, диапроекторы и пр.).
В логопедических кабинетах имеются все необходимые материалы для психолого-педагогического и логопедического обследования детей с задержкой речевого и интеллектуального развития.
Учителями – логопедами оформлены уголки в помощь воспитателям, родителям и детям.
Древние римляне говорили, что корень учения горек. Как же сделать процесс обучения радостным и интересным, вызвать азарт, удивление и любопытство у детей, увидеть счастливый блеск в их глазах?
Поиск новых, эффективных способов обучения на современном этапе связан с широким использованием в логопедической работе компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи. Их применение позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи, а, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации младших школьников.
Уровень развития ручной умелости тесно взаимосвязан с речью и способствует ее развитию, что особенно актуально при работе с детьми с ОНР. Занятия на компьютере имеют большое значение для развития произвольной моторики пальцев рук. Выполняя задания, дети учатся пользоваться манипулятором «мышь», правильно нажимать на нужные клавиши, при этом у детей формируется развитие совместной координированной деятельности зрительного, слухового и моторного анализаторов.
Особенностью компьютерных технологий, предназначенных для специального образования, является то, что они, прежде всего, основаны на научно-обоснованных методах коррекции нарушений речевого развития, учитывают общие закономерности и специфические особенности аномальных детей. Представляют собой единые программно-методические комплексы, поддерживающие коррекционно-образовательный процесс на различных этапах, и обеспечивающие наиболее оптимальный путь их включения в систему коррекционного обучения (О.И.Кукушкина и др.)
В 2009 году МДОУ д/с №12 приняло участие в конкурсе на получение президентских грантов муниципальными дошкольными образовательными учреждениями и выиграло грант на поставку компьютерного оборудования, которое позволило модернизировать коррекционно-образовательный процесс с детьми, оснастив два логопедических кабинета компьютерными классами.
В настоящее время в ДОУ функционируют:
– два логотерапевтических кабинета биологически обратной связи (БОС) для коррекции речи заикающихся детей. Кроме коррекционной программы БОС в работе с заикающимися детьми используется компьютерная программа по устранению заикания BEIK MeKjr;
– компьютерный класс, предназначенный для коррекции общего недоразвития речи у дошкольников, оснащенный следующим оборудованием:
* компьютеры-моноблоки для учащихся в количестве 4-х штук;
* компьютер – моноблок для преподавателя;
* цветной струйный принтер;
* проектор мультимедийный с экраном;
* музыкальная MIDI клавиатура (2 шт.);
* графические планшеты для рисования;
* цифровой зеркальный фотоаппарат;
* аппараты для коррекции речи «Монолог».
В коррекционной работе с детьми-логопатами используется специализированная компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры» Л.Р.Лизуновой.
Данная компьютерная технология решает ряд задач, в числе которых группы задач ознакомительно-адаптационного, коррекционно-образовательного и воспитательного, а также творческого цикла.
Решение учебных и коррекционных задач с помощью компьютерной технологи «Игры для Тигры» встраивается в систему общей коррекционной работы. Каждое занятие является комплексным, оптимально сочетающим традиционные и компьютерные средства коррекционного обучения и учитывающим индивидуальные возможности ребенка и его коррекционно-образовательные потребности. Использование данной компьютерной технологии осуществляется при первостепенной роли учителя-логопеда по принципу тройственного взаимодействия: педагог-компьютер-ребенок. В рамках этого подхода учитель-логопед составляет индивидуальный план коррекционной работы в соответствии с возможностями и образовательными потребностями дошкольника.
Компьютерная технология «Игры для тигры» разработана на основе методик обучения детей с отклонениями в развитии Л.Н.Ефименковой, Н.СЖуковой, Т,Б.Филичевой, Г.А.Каше, Г.В. Чиркиной и др. а также программы воспитания м обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой.
Она включает в себя серии упражнений (модули) различной сложности, объединенные в четыре блока:
«Звукопроизношение», «Просодика», «Фонетика», «Лексика». Коррекционно-образовательное содержание каждого блока позволяет организовать логопедическую работу в соответствующем направлении и значительно повысить ее эффективность.
Занятия с использованием компьютерных игр являются эффективным средством обучения и воспитания дошкольников еще и потому, что учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном виде вызывает у детей интерес, ускоряет запоминание содержания, делает его осмысленным и долговременным. Динамичность, красочность, яркость, звуковое и музыкальное сопровождение игр повышают осознанность воспринимаемого материала, благоприятно влияют на познавательную деятельность, вызывают у детей различные эмоциональные переживания, положительно влияют на их мировосприятие.
Использование компьютерных игр способствует развитию любознательности, эстетического вкуса, внимания, памяти, умений анализировать и обобщать информацию, помогает адекватно воспринимать окружающий мир, искать альтернативные пути решения сложных ситуаций, способствует полноценному развитию личности (З.П.Ларских).
Игровая деятельность требует включения логического и комбинаторного мышления, воображения, способствует решению учебных задач.
В процессе занятий с применением компьютера дети учатся самостоятельно принимать решения, преодолевать трудности, анализировать игровые ситуации, планировать и контролировать свою деятельность, предвосхищать и оценивать ее результаты, что в конечном итоге способствует развитию у них уверенности в своих силах.
Одним из учебных результатов, получаемых при опосредованном влиянии на детей электронных игр, является формирование компьютерной грамотности, основ компьютерной культуры.
Овладение компьютером, благотворно влияет на формирование личности ребенка и придает ему более высокий социальный статус. (З.П. Ларских)
Таким образом, созданное предметно – развивающее, образовательное пространство обеспечивает полноценное развитие детей с учетом современных требований общества к личности, создание условий для успешного формирования у них стремления к здоровому образу жизни, укреплению их физического и психического здоровья.
ЛИТЕРАТУРА :
- Ларских З.П. Компьютерные игровые программы для дошкольников./ З.П. Ларских // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2009. – № 4.
- Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры»: Учебно-методическое пособие. – Пермь: «ОТ и ДО», 2009г.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. – М. «Просвещение», 1989г.
Логопедический кабинет: требования, оснащение и оборудование
Речевое развитие – это одно из основных условий формирования личности ребенка. В случае наличия дефектов речи, логопедом проводится коррекционная работа. Задачей специалиста является раннее выявление речевых нарушений, а также проведение необходимых коррекционных мероприятий, направленных на улучшение навыков речи у ребенка.
Современные стандарты, которые предъявляются к качеству образования, заставляют по-новому взглянуть на организацию предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении. ФГОС предъявляет ряд требований, которым должен соответствовать логопедический кабинет. Он должен быть оснащен всем необходимым для создания благоприятной речевой среды – только так дети смогут избавиться от своих дефектов речи, а также подготовиться к дальнейшему обучению в школе.
Роль логопедического кабинета
Кабинет логопеда должен быть разделен на различные функциональные зоны, оснащен современным логопедическим оборудованием, различными методическими пособиями, специализированной литературой и мебелью, соответствующей требованиям СанПиНа.
В таких условиях создается необходимая коррекционно-развивающая среда, целью которой является создание необходимых предпосылок для исправления и преодоления речевых нарушений, а также адаптации детей-логопатов.
При создании этой среды важно учитывать следующие принципы:
- Доступность. Кабинет логопеда в саду должен быть оборудован таким образом, чтобы все материалы для самостоятельной работы дошкольников располагались в свободном для них доступе (на открытых нижних полках).
- Системность. Все материалы разделены по темам, для которых должно быть отведено отдельное место.
- Интеграция. Дидактические материалы и оборудование для одной образовательной области могут применяться и в других областях. Игры и дидактический материал должны быть подобраны в соответствии с возрастом и корригируемым нарушением у ребенка.
- Мобильность. Столы должны раздвигаться, все настенные материалы можно легко снять и перенести на другие место и т.д.
- Вариативность. Все материалы, пособия и дидактические игры должны быть многовариантны (в зависимости от целей обучения, возраста детей).
- Эстетичность. Наглядные материалы, методические пособия и мебель должны быть выполнены из современных материалов, красиво оформлены, чтобы детям было интересно находиться в кабинете.
Логопедический кабинет: требования со стороны ФГОС
Организация логопедического кабинета должна проводиться в строгом соответствии с действующими правилами ФГОС. Площадь кабинета должна составлять не менее 20 м2 для проведения индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий. Освещение и другое оборудование должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Для создания оптимальных условий для организации коррекционно-развивающей среды пространство должно быть разделено на зоны:
- рабочая зона учителя-логопеда;
- зона индивидуальной работы;
- учебная зона.
Оборудование и оснащение кабинета логопеда
Правильное оснащение логопедического кабинета играет очень важную роль в коррекционно-развивающем процессе.
Оборудование кабинета логопеда обязательно должно включать:
- Большое настенное зеркало (50×150 см).
- Индивидуальные настольные зеркала для работы с детьми.
- Мебель (детские столы и стулья, стол и стул для логопеда).
- Логопедические зонды и шпатели, стерилизатор, медицинский спирт, стерильная вата, салфетки, чистое полотенце.
- Стеллажи и шкафы для хранения наглядно-методических пособий, развивающих игр и литературы.
- Настенные часы, секундомер, метроном.
- Магнитная доска.
- Фланелеграф.
- Бактерицидный облучатель.
- Раковина.
Кабинет логопеда в ДОУ должен быть оснащен дидактическим и учебным материалом, который обеспечивает проведение эффективной логопедической работы.
Пространство должно быть визуально разделено на следующие зоны:
- Артикуляционная – настенное и индивидуальные зеркала, плакаты с артикуляционной гимнастикой и т.д.
- Зона дыхания – игры, упражнения и материалы для развития речевого дыхания.
- Зона развития слухового восприятия – музыкальные инструменты, игрушки, картинки с эмоциями.
- Зона развития общей моторики – пособия, пальчиковые игры на развитие мелкой моторики.
- Методическая зона – конспекты, библиотека методической литературы.
- Зона развития лексики и грамматики – серии наглядных картинок для развития связной речи, наглядно-дидактические пособия, настенная азбука, картотеки (чистоговорки, скороговорки и т.д.).
- Мотивационная зона. Предполагает наличие предметов-поощрений за успехи ребенка. Это могут быть наклейки, медали и т.д.
Кабинет логопеда для детей не должен быть каким-то академическим и официальным местом. Здесь должна быть интересная, игровая атмосфера, т.е. необходимая среда, в которой могли бы развиваться высшие психические функции ребенка. У детей должно быть желание идти в логопедический кабинет, ведь там интересно, необычно и весело.
Организация развивающей среды в логопедическом кабинете по ФГОС
Для того, чтобы достигнуть максимальных результатов в работе, учитель-логопед должен иметь не только профессиональные знания, но и ряд дополнительных навыков. Ему необходимо понимать психологию человека, обладать актерскими и дизайнерскими способностями. Совокупность таких «талантов» помогает педагогу лучше наладить контакт с учеником и создать комфортные условия, в которых ребенок будет быстрее овладевать основами правильной речи.
Еще одной важной составляющей, способствующей повышению эффективности обучения, является развивающая среда в логопедическом кабинете.
Требования ФГОС к организации предметно-пространственной среды
Создавая развивающую среду логопедического кабинета по ФГОС, учителю–логопеду нужно помнить несколько основных правил:
- Обстановка в помещении должна легко трансформироваться в зависимости от требований образовательного процесса, возможностей и интересов учеников;
- Большинство предметов среды и материалов должны быть многофункциональными. Педагог может использовать в разных целях и легко перемещать в пределах помещения;
- Учебные пособия требуется периодически «освежать» новыми поступлениями, чтобы стимулировать интерес детей к процессу занятий. Кроме того, в кабинете нужно организовывать места для активных и тихих игр, а также для уединения учеников;
- Для детей необходим свободный доступ во все помещения, где проходит учебный процесс. Игрушки, пособия должны быть исправны и легкодоступны ученикам;
- На все материалы и предметы развивающей среды требуются сертификаты и декларации соответствия, подтверждающие их безопасность.
Интерактивное оборудование для кабинета логопеда
Неоценимую помощь в создании коррекционно-развивающей среды в логопедическом кабинете оказывают современные интерактивные комплексы от компании «АНРО технолоджи».
Благодаря данному оборудованию, занятия дошкольников и детей младшего школьного возраста проходят в увлекательной игровой форме и не требуют от них значительных усилий, поэтому образовательный процесс не вызывает у учащихся негативных реакций. Кроме того, яркие зрительные образы привлекают внимание ребенка, заставляя его концентрироваться на рабочем материале.
Интерактивные комплексы от «АНРО технолоджи» полностью соответствуют требованиям ФГОС, предъявляемым к организации предметно-пространственной образовательной среде, так как они:
- многофункциональны;
- безопасны;
- доступны для детей разного возраста;
- программное обеспечение для комплексов регулярно обновляется.
В зависимости от того, решение какой задачи стоит в приоритете, учителям-логопедам рекомендуется использовать различные интерактивные устройства.
- Комплексы «MAG» и «Избушка» способствуют формированию дыхательной струи, корректируют звукопроизношение, развивают мелкую моторику и логическое мышление;
- «Вундеркинд» — оборудование, которое заинтересует даже самого неусидчивого ребенка. На этом комплексе ученики могут отрабатывать четкую, грамотную речь, постигать азы работы с компьютером и оттачивать свои умения;
- Комплексы «Замок» и «Шхуна» отлично подходят как для индивидуальных, так и групповых занятий с детьми, имеющими общее недоразвитие речи;
- Мультимедийные устройства «Ромашка» и «Лукоморье» — отличное решение для оборудования кабинета врача-логопеда в ДОУ и младших классах школы. С их помощью можно сделать занятия динамичными, интересными и познавательными;
- «Паровозик Лого» незаменим для занятий со слабослышащими и глухими учениками, а тактильно-вибрационные рисунки, расположенные на устройстве, помогают в решении речевых проблем у незрячих детей.
Оборудование «АНРО технолоджи» — современный инструмент, который повышает эффективность коррекционных занятий, способствует налаживанию быстрого контакта между учеником и педагогом, превращает скучные уроки в увлекательную игру.
Предметно-развивающая среда логопедической группы.
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития»
Оснащение воспитательно-образовательного процесса формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности. Предметное содержание среды, его пространственная организация составляют основу любой групповой комнаты и обеспечивают высокую степень вариативности.
Ребёнок развивается на фоне среды. Среда не должна быть просто «обстановкой», а источником детского развития. В ребёнке работает внутренняя пластическая сила. Всё, что воздействует на ребёнка из окружающего мира, переходит во внутреннее строительство, включая формирование органов чувств.
Современные подходы к ребёнку предполагают также более тесное взаимодействие воспитателя с детьми. Иной позиции требует личностно-ориентированный способ взаимодействия – это в первую очередь предоставление ребёнку свободы, независимости, большого «поля» для самостоятельных действий, общения на равных.
И мне хочется рассказать о том, как организована предметно-развивающая среда в нашей логопедической группе МБДОУ № 32 «Лесная сказка».
Мы пытаемся изменить вариант предметно – средовой модели, чтобы образовательное содержание, которое непосредственно проецируется на предметную среду, помогало ребёнку с недоразвитием речи не только восполнить образовательный вакуум, но и «оживило» бы процесс развития ребёнка.
Все современные системы образования стремятся к тому, чтобы знания добывались самими детьми, а воспитатель был дирижёром, развивающим разум ребёнка, думающим, помогающим найти способы решения возникающих проблем.
Таким образом, предметно-развивающая среда нашей логопедической группы способствует организации коррекционно-развивающего обучения и индивидуализации в соответствии с речевым дефектом ребёнка. А опыт работы с детьми 5 – 7 летнего возраста убеждает нас в том, что раннее обучение детей основам родного языка, когда у ребёнка ещё сохранено интуитивное «чувство языка», позволяет эффективно и осознанно освоить языковые и речевые умения. Это впоследствии успешно скажется на обучении ребёнка в школе и позволит ему комфортно ощущать себя в обществе.
И я уверена, что развитие речевых возможностей дошкольника возможно только в хорошо оснащённой логопедической группе.
Поэтому в нашей группе нет места строгому стилю: обои, шторы, игрушки, мебель – всё проникнуто теплом и уютом домашнего, дружелюбного мира, в котором ребёнок чувствует себя свободным.
Для совместной партнёрской деятельности взрослого и детей, свободной самостоятельной деятельности, мы создали «Центр сенсомоторного развития» с включением необходимых атрибутов: звучащих игрушек, дидактических игр, игрушек – заместителей, с помощью которых ребёнок может услышать звук ручейка, капающую сосульку, хруст снега; сенсорного мешочка и т.д.
Развивающая среда – это ключ к освоению рабочей лексической темы. Особый развивающий смысл развивающей среды в том, что здесь создаются благоприятные условия для роста резервов развития ребёнка, для речевой практики. Процессы развития, «запущенные» в блоке обучения, здесь как бы имеют своё продолжение. Эффективность работы в этой зоне достигается специальной методической аранжировкой воспитателя и логопеда с помощью коррекционно-развивающих заданий. Подбираются упражнения, тренирующие память, творческое воображение и мышление, создающие атмосферу сотрудничества и поиска, побуждающие к диалогу. Через «Волшебное поле» проходят все лексические темы: Осенний , Зимний, Весенний периоды.
Зона театрализованной деятельности представляет собой сказочный домик с набором кукол – героев сказок. При разыгрывании различных сказок у детей развивается связная речь, навыки согласования, словообразования, умение строить диалоги, развивается мелкая моторика пальцев. Эта зона позволяет использовать в работе приёмы сказкотерапии.
Такая разнообразная коррекционно-развивающая среда позволяет проводить индивидуальные и подгрупповые занятия в игровой форме с детьми разного возраста и решать различные коррекционные задачи. А “сказочные” методические пособия дают возможность повышать интерес к занятиям, активизировать речевую деятельность детей.
Исходя из вышесказанного, можно вывести схему создания коррекционно-развивающей среды в группе.
Целесообразность, доступность и доходчивость информационного поля предметно-развивающей среды позволяет быстрее адаптироваться ребёнку в окружающую среду. Адаптация к окружающей среде успешнее происходит при возможности систематической практической ориентировки в окружающей действительности на основе активного предметно-практического тренинга сохранных психических функций.
Развивающая предметно–пространственная среда логопедического кабинета
Автор: учитель-логопед Смирнова Ирина Николаевна.
МБДОУ — детский сад комбинированного вида № 123 г. Екатеринбург.
Развивающая предметно – пространственная среда логопедического кабинета
В статье описан один из логопедических кабинетов нашего дошкольного учреждения(работа с детьми, имеющими ОНР)
Файл: статья
Развивающая предметно – пространственная среда логопедического кабинета
Сухомлинский В. А. : «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям»
Основное назначение логопедического кабинета: создание рациональных условий, которые соответствуют ФГОС В соответствии с адаптированной основной образовательной программой для детей с нарушением речи обязательным условием, способствующим повышению эффективности коррекционно-педагогической деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является организация предметно-пространственной развивающей среды.
Организованная предметно – пространственная развивающая среда логопедического кабинета способствует целенаправленному формированию эмоционально-положительного психологического климата в процессе обучения детей и
обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства кабинета в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, с учетом особенностей и коррекции недостатков их развития;
обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и логопеда;
обеспечивает реализацию программы коррекционного обучения, учитывая возрастные особенности детей При организации ППРС логопедического кабинета я соблюдала основные принципы ФГОС дошкольного образования: насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность.
Пространство для учебно-познавательной деятельности в логопедическом кабинете оформлено с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований. В нем размещаются столы и стулья, подобранные по росту детей. В кабинете достаточное естественное основное и искусственное освещение, дополнительное освещение над доской, проведена пожарная сигнализация, стены кабинета выкрашены в светло-зеленые тона.
Ежемесячно логопедический кабинет пополняется пособиями, сделанными совместно с воспитанниками и их родителями. Весь материал эстетически оформлен и систематизирован по темам; материал для игр расположен на нижних полках в доступном месте; дидактические пособия легко снимаются и переносятся во время игр; материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
За годы работы я создала такую развивающую среду, что дети идут в кабинет логопеда с желанием и радостью. Находясь в кабинете, моим воспитанникам комфортно и уютно. Предметно-развивающая среда обладает мобильностью, быстро реагирует на изменяющиеся и формирующиеся в коррекционном воспитательном процессе потребности и возможности ребёнка. Считаю необходимым обогащение предметно-пространственной развивающей среды группы такими элементами, которые стимулируют познавательную, двигательную и иную активность детей.
Основными направлениями работы, проводимой в логопедическом кабинете являются:
а) комплексное изучение детей;
б) обследование их речевого и психомоторного развития;
в) составление индивидуальных коррекционных программ на каждого ребёнка и перспективного плана работы по данным обследования;
г) проведение индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий, направленных на:
-коррекцию нарушений звукопроизношений;
-коррекцию нарушений грамматического строя речи;
-развитие связной речи;
-расширение словарного запаса и представлений об окружающем мире;
-коррекцию звуко-слоговой структурой слова;
-профилактику нарушения чтения и письма, обучение грамоте;
-коррекцию нарушений мелодико-интонационной и темпо-ритмической стороны речи;
-развитие общей и мелкой моторики, дыхания, графический навыков;
-развитие пространственных и временных представлений;
-развитие всех видов памяти, восприятия, мышления;
-развитие конструктивной деятельности;
д) консультации родителей;
е) консультации воспитателей и специалистов ДОУ;
ж) ведение документации.
В соответствии с направлениями работы помещение логопедического кабинета можно условно разделить на несколько основных центров:
1. Коррекции звукопроизношения
2. Развития речевого дыхания
3. Развития мелкой моторики
4. Преодоления ОНР
5. Развития фонематического слуха и звукового анализа и синтеза
6. Формирования лексико-грамматического строя
7. Обучения грамоте
8. Развития связной речи
9. Методического сопровождения
10. Информационный центр
11. Рабочее место учителя-логопеда и ТСО.
1. Центр коррекции звукопроизношения, в котором находятся : зеркало, рабочий стол, индивидуальные зонды,салфетки, одноразовые перчатки , комплексы артикуляционной гимнастики и практический материал, игрушка «Бегемотик» для проведения артикуляционной гимнастики, альбомы и картинки для автоматизации и дифференциации звуков всех групп, картотека упражнений по преодолению гиперсаливации, для растягивания подъязычной связки, профили звуков, настольно-печатные дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков всех групп, звуковички –звуковые человечки (гласные и согласные звуки, логопедические тетради на звуки (свистящие, шипящие, сонорные, аффрикаты, игры для автоматизации и дифференциации звуков, тексты для автоматизации поставленных звуков, логопедические кубики.
2. Центр развития мелкой моторики, в котором находятся мелкие предметы и игрушки, стихи и упражнения для развития ребенка (пальчиковой гимнастики, кольцебросы, лекала, цветные и простые карандаши, трафареты по лексическим темам, картинки для раскрашивания и штрихования, удочка с магнитами, материалы для самомассажа пальцев рук (массажные мячи, грецкие орехи, каштаны),цветные шнурочки, мозаики, окрашенные макароны, бусины разной тематики по лексическим темам, сухой бассейн с гречкой, песочница с подсветкой.
3. Центр развития речевого дыхания и фонального восприятия включает в в себя дыхательные тренажеры, игрушки и пособия для развития речевого дыхания: снежинки, бабочки, пузырьки пластиковые, пластиковые бутылочки с пенопластом (дыхательные тренажёры), мыльные пузыри, ромашка, птички, игры на поддувание, и т. д. детские музыкальные инструменты.
4. Центр по преодолению ОНР включает предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок, загадки по лексическим темам, папки на лексические темы; мнемотаблицы по всем лексическим темам, зашифрованные скороговорки по звукам, стихи к праздникам в мнемотаблицах.
Игры на развитие внимания, памяти, мышления:«Развиваем внимание», «Найди четвертый лишний», «Назови одним словом»,«Развиваем память», «Что перепутал художник» и т. д.
5. Центр развития фонематического слуха и звукового анализа и синтеза включает сигнальные кружочки, кубики для звуко-буквенного анализа, «Птички», звуковые линейки, коврики, полоски для анализа предложений, цветные мячики, предметные картинки на дифференциацию звуков; тексты на дифференциацию звуков, игровой материал для работы над звуко-слоговой структурой слова, темпо-ритмической стороной речи «Делим слова на слоги», «Раз, два, три — слоги повтори».
6. Центр развития лексико–грамматической стороны включает альбомы «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет – Н. Э. Теремкова» ,альбом по развитию речи –В. С. Володина, грамматика в картинках «Говори правильно», «Многозначные слова» ,«Антонимы», «Множественное число» ,«Словообразование», «Один-много», игры «Мир вокруг нас», «Развиваем речь», «Скажи по другому», «Слова наоборот»,«Говорящие слова» и т. д.
7. Центр обучения грамоте представлен букварем Н.В.Нищева, буквами, кассами букв. Имеются: лото с буквами, кубики с буквами, схемы предложений, домино с буквами, игры «Найди и прочитай», «Я учу буквы», «Словарные слова», «Умные сказки», кубики Зайцева, -«Звукобуквенные домики» (игры с буквами, словами, звуковые символы, настенное пособие для звукового анализа и синтеза «Звукобуквенные дощечки» и «Раздели слово на части», схемы предложений, «Буквари» (наглядный дидактический материал для обучения первоначальным навыкам чтения), касса букв и символов на каждого ребёнка.
«От весны до осени», «Первые буквы», «Ребусы»,»Кроссворды», книги для чтения, картинки с текстами для чтения, карточки для составления слов.
8. Центр развития связной речи
Здесь имеются предметные картинки для составления описательных рассказов, сюжетные картинки для развития связной речи, картинки с последовательным сюжетом, набор иллюстраций по развитию связной речи, схемы для составления описательных рассказов (мнемотаблицы, 4 пособия «Я учусь пересказывать» — Н. Э. Теремкова, 4 наглядно-дидактических пособия «Времена года», рассказы цепной структуры, игра «Что перепутал художник», «Глаголы в картинках»,веселые уроки «Противоположности», «Маленькие слова», «В парке», «Секреты предлогов и падежей»,«Занимаемся вместе» Н. В. Нищева -4 пособия
9. В центре методического сопровождения имеются альбомы с наглядным материалом для логопедического обследования О. Б. Иншаковой, Нищевой Н. В., Г. Б. Бабиной, протоколы логопедического обследовавния дошкольников А. В. Мамаевой, речевая карта ребенка с ОНР от 4 до 7 Н. В. Нищевой, речевые пробы и система оценки для экспресс-диагностики детей от 6 до 7 лет Фотековой, «Развитие речи» — система тестов для детей 5-7 лет С. Е. Гаврина справочная литература по дефектологии, логопедии и детской психологии; методическая литература по коррекции звукопроизношения; по преодолению ОНР (общего недоразвития речи); учебно-методическая литература по обучению грамоте;
учебно-методические планы по разделам коррекции и развития речи.
10. Информационный центр, где размещаются документация логопеда: нормативно-правовая база. Законы РФ, положение и документы, регламентирующие работу логопедического кабинета МБДОУ, функциональные обязанности учителя-логопеда ОУ, должностная инструкция учителя – логопеда, паспорт логопедического кабинета, копии выписок ПМПК, речевые карты, годовой план, календарный план учителя-логопеда, режим работы, тетради детей, план по самообразованию, отчеты за год, папки работы с родителями и воспитателями.
11. Центр ТСО (технических средств обучения, в которой располагаются магнитофон, компьютер, аудиотека, диски с компьютерными играми обучающей и развивающей направленности.
Многофункциональные игры, сделанные совместно с родителями и детьми «У бабушки в гостях» (с,с*,з,з*,ц; ш,ж; л,л*; р,р*),«Ежики» 4(с,с*,з,з*,ц; ш,ж; л,л*; р,р*), «Корзинки» ,«Прищепки» ,«Футбол», «Слоговые пазлы» (с,с*,з,з*,ц; ш,ж; л,л*; р,р*)«Составь слово»,«Подбери слово»(с,с*,з,з*,ц; ш,ж; л,л*; р,р*)
«Рыбалка» 4 (с,с*,з,з*,ц; ш,ж; л,л*; р,р*)«Поезд»«Кто где живет?»«Подбери слово к схеме»,«Цепочка слов»,«Учимся читать и считать», «Бродилки»,«Соберем ягоды»,«Пирамидка»,«Собираем урожай», «Улитки»,«Гусеница» 4 (с,с*,з,з*,ц; ш,ж; л,л*; р,р*)«Собери букет»,«Звуковые часы»,«Найди звук»
«Прочти слова по первым буквам»
Компьютерные игры: Игры на автоматизацию и дифференциацию звуков всех групп, «Игры для Тигры»
Среда, окружающая детей в кабинете:
обеспечивает чувство психологической защищенности;
является средством полноценного развития воспитанников;
сочетает привычные и инновационные методы в организации и проведении коррекционных занятий.
Таким образом, организация предметно-пространственной развивающей среды логопедического кабинета для детей с нарушением речи направлена на вовлечение всех анализаторов в процессе восприятия и формирования предметных и пространственных представлений, а так же на овладение способами познания окружающего мира и самостоятельной жизнедеятельности.
Список литературы:
1. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. Методическое пособие / Л.Н. Арефьева. — М.: Сфера, 2008. — 73 с.
2. Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов / А.И. Богомолова. — М.: Просвещение, 1979. — 208 с.
3. Бурлакина О.В. Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания / О.В. Бурлакина. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. — 80 с.
4. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебно-метод. пособие / Г.А. Волкова. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. — 144 с.
5. Гавришева Л.Б. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры / Л.Б. Гавришева, Н.В. Нищева. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. — 32 с.
6. Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду / М.Ю. Гоголева. — Ярославль: Академия развития, 2006. — 120 с.
7. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях ДОУ: Сб. метод. рек. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. — 240 с.
8. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: кн. для логопеда / И.И. Ермакова. — М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996. — 143 с.
9. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей: учебно. — метод. пособие / Н.С. Жукова. — М.: Соцполит. журн., 1994. — 96 с.
10. Кожевникова Д.В. Домашний логопед. Практическое пособие / Д.В. Кожевникова, П.В. Кожевников. — 2009. — 256 с.
11. Козырева Л.М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования техники чтения. Логопедическое пособие / Л.М. Козырева. — М.: Издатшкола 2000. — 144 с.
12. Кондратенко И.Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения / И.Ю. Кондратенко. — М.: Айрис-пресс, 2009. — 64 с.
13. Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические материалы / авт. — сост.Л.Е. Кыласова. — Волгоград: Учитель, 2011. — 367 с.
14. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников: диагностика, занятия, упражнения, игры / авт. — сост. Н.П. Мещерякова, Е.В. Зубович, С.В. Леонтьева. — Волгоград: Учитель, 2010. — 141 с.
15. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. Методическое пособие / О.И. Крупенчук. — СПб.: Литера, 2005.
16. Лалаева Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. — СПб.: СОЮЗ, 2001. — 224 с
17. Логопедические игры для дошкольников (с приложением). Пособие / С.В. Васильева, Н. Соколова. — М.: Школьная пресса, 2001. — 78 с.
18. Логопедия / под ред.Л.С. Волковой. — М.: ВЛАДОС, 2004. — 704 с.
19. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. Г.В. Чиркиной. — М.: АРКТИ, 2003. — 240 с
20. Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
21. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
22. Нищева Н. В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
23. Нищева Н. В. Мой букварь. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
24. Нищева Н. В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
25. Нищева Н. В. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза у старших дошкольников — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015
26. Нищева Н. В. Тетрадь для старшей логопедической группы детского сада. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
27. Нищева Н. В. Тетрадь по обучению грамоте детей дошкольного возраста № 1. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
28. Нищева Н. В. Тетрадь по обучению грамоте детей дошкольного возраста № 2. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
29. Нищева Н. В. Новые разноцветные сказки. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
30. Нищева Н. В. Развивающие сказки — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
31. Нищева Н. В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
32. Нищева Н. В. Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков. Выпуски 1, 2, 3, 4. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
33. Нищева Н. В. Тексты и картинки для автоматизации звуков. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
34. Нищева Н. В. Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков [Р], [Р’]— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
35. Нищева Н. В. Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков [Л], [Л’], дифференциации сонорных звуков и звука [J]— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015/
36. Нищева Н. В. Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков [Ш], [Ж]— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
Предметно-развивающая среда как средство развития устной речи дошкольников
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Требования ФГОС к предметно- развивающей среде:
- Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
- Доступность среды, что предполагает доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс; свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому мы заботимся о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм русского языка.
Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков речи и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.
Уже давно доказано, что на развитие ребенка-дошкольника большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость. Педагоги, работающие с детьми-логопатами, давно пришли к выводу, что речевые уголки должны быть в группах, должны привлекать к себе внимание детей, желание играть именно в данном отведенном пространстве.
Речевая развивающая среда – это особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.
Цель построения речевой развивающей среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста.
Задачи построения речевой развивающей среды:
- обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;
- обеспечение богатства сенсорных представлений;
- обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка;
- обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций;
- обеспечение возможности исследования и экспериментирования в языковой системе.
Компоненты РРС (речевая развивающая среда): речь педагога, методы и приемы, оборудование.
Наполнение речевой развивающей среды определяется приоритетной линией речевого развития детей каждого возраста.
РРС 2-й младшей группы:
- Грамотная, педагогически целесообразная речь педагога;
- Методы и приемы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец обращения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности);
- Методы и приемы, направленные на формирование умения слушать и слышать (разговоры, чтение, рассказы, звуки речи,слова);
- Организация «уголка интересных вещей» (стимулирование самостоятельного рассматривания картинок, игрушек, книг, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений детей об окружающем).
РРС средней группы:
- удовлетворение потребности в получении и обсуждении информации, формирование навыков общения со сверстниками, знакомство с формулами речевого этикета;
- выслушивание детей, уточнение ответов, подсказ, рассказы воспитателя – акцент на стимулирование познавательного интереса;
- речевой уголок (наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты и др. для развития объяснительной речи).
РРС старшей и подготовительной групп:
- знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений, умений грамотного отстаивания своей точки зрения;
- поощрение рассказов детей, трансформация высказываний в связные рассказы, запись и повторение рассказов, уточнения, обобщения;
- пополнение уголка – акцент на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира, организация восприятия с последующим обсуждением.
- Создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребенка.
При организации речевого центра необходимо соблюдать следующие требования:
- Необходимым атрибутом речевого уголка является зеркало (индивидуальные зеркала), игровой, дидактический, наглядный материал.
- Дидактическое оснащение должно соответствовать возрасту детей.
- Наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется, согласно лексической теме.
- Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком.
- Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, вызывать стремление к самостоятельной деятельности.
- Игровой материал должен быть доступным для ребенка.
- Не следует перегружать уголок оборудованием.
- Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – “одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.
- Зона речевого развития должна соответствовать общему оформлению группы.
Ей можно придумать название, например, «Учимся говорить правильно», или просто выделить место. В её оформлении необходимо проявить индивидуальность, творчество, чтобы детям хотелось пользоваться представленными материалами и пособиями. Например, её героем может стать добрый гном, который будет учить правильно говорить, или кукла с большим язычком, будет показывать артикуляционную гимнастику, и наоборот, иностранец или инопланетянин, которого дети научат красиво говорить на русском языке.
Наполнение речевого уголка должно отражать все направления работы по развитию речи:
- развитие словаря ребёнка;
- формирование грамматически правильной речи (обучение различным способам словообразования, словоизменения, правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте);
- развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами)
- воспитание звуковой культуры речи (совершенствование речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения)
- подготовка к обучению и обучение грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ предложения)
- развитие мелкой моторики и графомоторной функции
- знакомство с художественной литературой (можно выделить отдельно в книжный уголок)
Примерное оборудование и наполнение речевой зоны:
- Закрепление правильного речевого выдоха
«Листочки», «Бабочки», «Волшебный пушок», лабиринты, разноцветные шарики, султанчики, бумажные снежинки, вертушки, колокольчики из фольги на ниточке. «Чей кораблик доберется быстрее», «Загони мяч в ворота» и др.
- Формирование фонематического восприятия и слуха
Шумовые инструменты, звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; картинки для вызывания звуков (Картинки-символы) и их автоматизации; игры с парными карточками (звуки: Р-Л, Рь-Ль, С-Ш, З-Ж, Щ-Сь, Ч-Ть); домики для твердых и мягких звуков, индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; звуковые дорожки, звуковая лесенка. «Найди себе пару», «Найди, что звучит», «Разложи картинки», «Повтори, не ошибись», «Тихо-громко», «Общий звук», «Придумай слова со звуком», «Испорченный телефон», «Звуковые символы» и др.
- Развитие артикуляционной моторики
Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках, альбомы с артикуляционной гимнастикой для вызывания определенного звука, схема для характеристики звука. «Веселая гимнастика»;
- Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков (изолированно, в слогах, словах, предложениях, связной речи). Мелкие игрушки, предметные картинки на звуки; сюжетные картинки; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки, тексты; схема слова; зеркала в ассортименте, Лото на звуки С, 3, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Р, Л, «Логопедическое лото», «Звуки, я вас различаю (Р-Л) и т.п.
- Закрепление навыков, полученных на занятиях по обучению грамоте
Магнитная доска; наборы магнитных букв; таблицы Зайцева, кассы букв и слогов; символы для звуко – буквенного анализа, кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики» и т.д.; альбом «Изучаем буквы»; пособие «Говорящая азбука»; «Чтение по слогам», «Читаем с подсказками», книжки-малышки и др. «Научись читать», «Я учу буквы», «Найди букву», «Готов ли ты к школе? », «Слоговое лото», «Найди место звука в слове», «Прочитай по первым звукам», ребусы и др.
- Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий
Предметные картинки по лексическим темам. Лексико-грамматические игры «Назови одним словом», «Большие и маленькие», «Один-много», «Чего нет?», «В мире животных» и другие (см. серию «Самые нужные игры» в интернет-магазине «Лабиринт.ру»)
- Развитие связной речи
Серии сюжетных картинок «Истории в картинках», стихи, потешки, пословицы, поговорки; библиотека детских книг, различные виды театров и др.
- Развитие мелкой моторики
Сухой бассейн, массажные мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры (схемы-памятки); «Мир твоих фантазий» (различный материал для составления букв). Игры на штриховку, «Рисуем по клеточкам», мозаики, игры-шнуровки и др.
Развитие познавательно – речевых способностей у детей является одной из главных задач дошкольного образования. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно–развивающей среды. Организация «Предметно–развивающей среды» в детском саду повышает эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы.
Маханькова Мария Владимировна
учитель-логопед, МДОУ ДС №1 «Медвежонок»
город Юрюзань, Челябинская область
Конспект подгруппового занятия с использованием ЭОР в старшей логопедической группе
Тема занятия: «Приключения Колобка»
Задачи:
– расширение, уточнение и активизация словаря по темам «сказка Колобок», «дикие и домашние животные»;
– формирование навыков словообразования и словоизменения;
– развитие связной речи;
– развитие общих речевых навыков;
– развитие мелкой и общей моторики;
– развитие логического мышления;
– развитие зрительного внмания.
Оборудование: игра-презентация, созданная с помощью программы power point «Приключения Ко-лобка»; магнитофон; карточки с наложенными изображениями животных; цветные карандаши.
Ход занятия:
1. Организационный момент. (СЛАЙД №2)
Логопед: Отгадайте, кто пришёл к нам в гости:
На сметане мешён,
На окошке стужён,
Круглый бок, румяный бок.
Покатился …
Дети: Колобок!
2. Сообщение темы занятия.
Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в сказку вместе с Колобком.
3. Релаксация «Путешествие в сказку»
Логопед: Давайте, мы приляжем на наш волшебный зелёный коврик и под музыку перенесёмся в сказку.
Дети ложатся на коврик, звучит спокойная музыка, под слова логопеда дети выполняют упражнения.
Все умеют танцевать, бегать прыгать и играть.
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая, очень лёгкая, простая.
Замедляется движенье, исчезает напряженье.
И становится понятно: расслабление приятно.
Реснички опускаются, глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Напряженье улетело – и расслаблено всё тело.
Будто мы лежим на траве… На зелёной мягкой травке…
Греет солнышко сейчас, руки тёплые у нас.
Жарче солнышко пригрело – и ногам тепло, и телу.
Дышится легко, вольно, глубоко.
Губы тёплые и вялые, но нисколько не усталые.
Губы чуть приоткрываются, все приятно расслабляются.
И послушный наш язык быть расслабленным привык….
Было славно отдыхать, а теперь пора вставать.
Крепко пальцы сжать в кулак,
И к груди прижать – вот так!
Потянуться, улыбнуться, глубоко вздохнуть, проснуться!
Распахнуть глаза пошире — раз, два, три, четыре!
В сказку с вами мы прибыли!
4. Дидактическая игра «Бабушка и дедушка» (СЛАЙД №3)
Логопед: Ребята, давайте вспомним, с чего начинается сказка «Колобок»?
Дети рассказывают начало сказки «Колобок».
Логопед: Ребята, я уверена, что вы очень любите своих бабушек и дедушек. Как вы их ласково называе-те?
Дети: Бабуля, бабулечка, деда, дедулька, дедульчик и т.д.
5.Дидактическая игра «Заяц»» (СЛАЙДЫ №4-6)
Логопед: Ребята, кого же Колобок встретил первым?
Дети: Первым Колобок встретил зайца.
Логопед: Какой заяц?
Дети: Серый, маленький, трусливый, косой…
Логопед: А как называются детёныши зайца и где он живёт?
Дети: У зайца зайчата. У зайца нет дома, он живёт под кустом.
6. Дидактическая игра «Волк» (СЛАЙДЫ№7-9)
Логопед: Ребята, кого Колобок встретил вторым?
Дети: Вторым Колобок встретил волка.
Логопед: Какой волк?
Дети: Злой, голодный, серый…
Логопед: А как называются детёныши волка и где он живёт?
Дети: У волка волчата. Живёт волк в логове.
7. Дидактическая игра «Медведь» (СЛАЙДЫ №10-12)
Логопед: Ребята, кого Колобок встретил третьим?
Дети: Третьим Колобок встретил медведя.
Логопед: Какой медведь?
Дети: Бурый, большой, мохнатый, косолапый…
Логопед: А как называются детёныши медведя и где он живёт?
Дети: У медведя медвежата. Живёт медведь в берлоге.
8. Дилактическая игра «Лиса» (СЛАЙДЫ №13-15)
Логопед: Ребята, кого Колобок встретил последним?
Дети: Последней Колобок встретил лису.
Логопед: Какая лиса?
Дети: Рыжая, хитрая, красивая…
Логопед: А как называются детёныши лисы и где она живёт?
Дети: У лисы лисята. Живёт лиса в норе.
9. Координация речи с движением «Колобок»
Логопед: Ребята, давайте вспомним песенку колобка.
Я по коробу скребен, (дети выполняют соответствующие движения)
По сусеку метен,
На сметане мешен,
Да в масле пряжен,
На окошке стужен;
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел, (дети поворачиваются к соседу и разводят руки в стороны)
Я от волка ушел,
Я от медведя ушел,
А от тебя, лиса, и подавно уйду! (дети убегают на свои места)
10. Дидактическая игра «Колобок» (СЛАЙД №16)
Логопед: Наша сказка хорошо закончилась, все «колобки» убежали. А вот в сказке лиса съела Колобка. Почему она его съела? Какой колобок?
Дети: Глупый, непослушный, любопытный, румяный, круглый…
Логопед: Как вы думаете, кто виноват в том, что произошло с Колобком? Можно быть непослушным и таким доверчивым?
Логопед: Давайте, ещё раз повторим, кого же Колобок встретил в лесу?
На экране по очереди появляются герои сказки.
11. Д/и «Кто лишний?»
Детям раздаются карточки с наложенными изображением животных.
Логопед: Ребята, кого вы увидели на своих карточках?
Дети: Медведя, корову, зайца, лису, волка.
Логопед: Как вы думаете, здесь есть кто-нибудь лишний?
Дети: Лишняя корова, потому что она не герой сказки «Колобок».
Логопед: Молодцы! А почему ещё корова лишняя?
Дети: Медведь, заяц, лиса и волк – это дикие животные, а корова – это домашнее животное.
Логопед: Молодцы! Сейчас вам надо раскрасить любое животное из сказки «Колобок».
Дети на выбор раскрашивают одно животное.
12. Релаксация «Возвращение из сказки»
Логопед: Давайте, мы приляжем на наш волшебный зелёный коврик и под музыку вернёмся в группу.
Дети ложатся на коврик, звучит спокойная музыка, под слова логопеда дети выполняют упражнения.
Все умеют танцевать, бегать прыгать и играть.
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая, очень лёгкая, простая.
Замедляется движенье, исчезает напряженье.
И становится понятно: расслабление приятно.
Реснички опускаются, глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Напряженье улетело – и расслаблено всё тело.
Будто мы лежим на траве… На зелёной мягкой травке…
Греет солнышко сейчас, руки тёплые у нас.
Жарче солнышко пригрело – и ногам тепло, и телу.
Дышится легко, вольно, глубоко.
Губы тёплые и вялые, но нисколько не усталые.
Губы чуть приоткрываются, все приятно расслабляются.
И послушный наш язык быть расслабленным привык….
Было славно отдыхать, а теперь пора вставать.
Крепко пальцы сжать в кулак,
И к груди прижать – вот так!
Потянуться, улыбнуться, глубоко вздохнуть, проснуться!
Распахнуть глаза пошире — раз, два, три, четыре!
В группу с вами мы прибыли!
13. Подведение итогов (СЛАЙД №17)
Логопед: Ребят, в какой сказке мы сегодня путешествовали?