Организация НОД в подготовительной к школе группе по развитию лексико-грамматических средств языка

Конспект НОД по развитию лексико-грамматических средств языка в логопедической подготовительной к школе группе по лексической теме: «Овощи. Огород”.
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

используемые современные технологии: проблемно-игровая технология, познавательная технология, здоровьесберегающая технология, мнемотехника.

Цель: систематизировать и активизировать словарь детей по лексической теме «Овощи». Развивать лексико-грамматических компоненты речи.

Коррекционно-образовательные. Расширение представлений детей об овощах, их внешнем виде, уточнение и активизация словаря по теме: «Овощи. Огород».

Коррекционно-развивающие. Развивать умение подбирать прилагательные к существительным, составлять описательные рассказы, развивать умение образовывать множественное число существительных в родительном падеже от единственного числа, умение образовывать относительные прилагательные от существительных, образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами; развивать фонематическое восприятие и слух, логическое мышление, зрительное восприятия, память. развивать мелкую моторику, координацию речи с движением; развивать плавный, длительный, глубокий вдох.

Коррекционно-воспитательные. Формирование навыков сотрудничества, умения работать в коллективе, дисциплинированности; воспитание любви к природе и бережного к ней отношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
no_1_k_nod_v_podg._gr_ovoshchi.ogorod.docx37.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию лексико-грамматических средств языка в логопедической подготовительной к школе группе по лексической теме « Овощи. Огород ».

Цель : систематизировать и активизировать словарь детей по лексической теме «Овощи». Развивать лексико-грамматических компоненты речи.

Коррекционно-образовательные. Расширение представлений детей об овощах, их внешнем виде, уточнение и активизация словаря по теме: «Овощи. Огород».

Коррекционно-развивающие. Развивать умение подбирать прилагательные к существительным, составлять описательные рассказы, развивать умение образовывать множественное число существительных в родительном падеже от единственного числа, умение образовывать относительные прилагательные от существительных, образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами; развивать фонематическое восприятие и слух, логическое мышление, зрительное восприятия, память. развивать мелкую моторику, координацию речи с движением; развивать плавный, длительный, глубокий вдох.

Коррекционно-воспитательные. Формирование навыков сотрудничества, умения работать в коллективе, дисциплинированности; воспитание любви к природе и бережного к ней отношения.

Оборудование: изображение Чиполлино, небольшой ящичек для овощей, демонстрационные, предметные картинки по теме (муляжи овощей), аудиозапись «Осенняя песня» из альбома «Времена года» П.И. Чайковского, поднос с овощами (лук, чеснок, огурец), мнемотаблица, массажный мяч.

– Чтение сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино».

1. Организационный момент. Введение в тему. Логопед приглашает детей в кабинет, приветствие.

Л. Ребята, сегодня у нас гость. А кто он вы узнаете, отгадав загадку:

Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком,

Всем по сказке интересной

Очень просто, хоть и длинно,

Он зовется . (Чиполлино)

– Молодцы, отгадали. Посмотрите, что он нам принёс (небольшой ящичек, внутри муляжи или предметные картинки овощей) Хотите узнать, что там внутри? Тогда открываем и по очереди достаем, что там есть. Дети достают карточки с изображёнными на них овощами или муляжи овощей.

Л.: Покажите, что вы достали из ящика? Что это? (Капуста, перец, помидор, картофель, морковь, репа, морковь, тыква баклажан, кабачок).

– Что мы сейчас с вами произнесли? (овощи, слова)

1. Д/упр. «Раздели слова на слоги!». Дети отхлопывают слоговые структуры слов.

– А сейчас прохлопаем слова все вместе: по-ми-дор, о-гу-рец, го-рох…так мы делим слова на слоги.

– А из чего состоят слоги?

Его не видно, в руки не взять,

Но зато слышно. Что это? (звук)

Много звуков есть на свете:

Шелест листьев, плеск волны.

А бывают звуки речи,

Мы их точно знать должны.

– Вы любите играть в прятки? Звуки тоже любят, только прячутся они в словах. Сегодня мы с вами будем искать звук [А]. Приготовились. Слушайте внимательно! Как только услышите в слове звук [А], хлопните в ладоши.

2. Д/упр. «Найди звук[А]».

Слова: лук, кабачок, перец, тыква, чеснок, капуста, морковь, баклажан, помидор, репа, редис, патиссон, картофель.

Л: Как можно назвать их одним словом? (Овощи)

Л: Чиполлино рад, что вы знаете столько названий овощей, но ему интересно, а всё ли вы знаете об овощах: какие они, где растут… Расскажем? Покажем?

А) Мимические упражнение (релаксация) «Семена» на ковре

Л.: Давайте встанем, выйдем на ковёр и представим, что мы маленькие семена овощей. Присядьте. Теплое солнышко греет, семена растут, растут все выше, выше… . Медленно поднимаем руки; тянемся к солнышку. Тянемся-тянемся…. Сильно припекло солнышко, начинают вянуть наши растения… завяли наши растения: уронили голову, руки, опускаем плечи, присядьте… . Полил дождь, ожили растения, тянутся к солнышку… (повторить расслабление) .

3. Д/игра «Овощи-малыши» (с мячом)

– Скажите мне пожалуйста, а Чиполлино в сказке взрослый или ребенок? Какой овощ он напоминает? Как его назвать ласково? (мальчик-луковка, лучок)

– Представьте, что вы сейчас, можете превратить наши обыкновенные овощи в маленькие овощи-малыши: например, я говорю чеснок, а вы превращаете его в овощ-малыш – чесночок. Будем играть с мячом, кому кидаю, тот и превращает:

Перец- перчик тыква – тыковка капуста – капусточка огурец – огурчик

Лук – лучок морковь-морковочка помидор – помидорчик свёкла – свёколка;
Чеснок – чесночок редис- редисочка баклажан – баклажанчик горох – горошек;

– Молодцы, Чиполлино очень понравилась игра-превращалка. Он знает много сказочных стран, в одной из них живут великаны.

4. Д/игра «Овощи у великанов» (с мячом)

– А как вы думаете, какие овощи растут у великанов? (большие, громадные, гигантские). Правильно у великанов овощи громадные, например, у нас лук, а у великанов – лучище. Поиграем опять в игру-превращалку?

Л: Я буду бросать мяч, называя обычный овощ, а вы мне обратно – «великанский», большущий овощ.

(огуречище, свёклище, баклажанище, помидорище, чесночище).

– Молодцы, Чиполино доволен, как вы играли, превращая овощи и в малышей, и в гигантов.

А теперь он хочет проверить, помните ли вы, как выглядят овощи: какие из них выглядят толстячками, а какие худышками.

Б) Артикуляционная гимнастика

– Я буду называть овощи, если это вытянутой формы овощ, то вы втягиваете свои щёчки, а если округлой – то надуваете щёки.

1. Покажите, как выглядят овощи «толстячки» (помидор, тыква, репа, лук, капуста, свёкла).

2. Превратитесь в овощи «худышки» (огурец, морковь, баклажан, кабачок).

3. А с помощью какого инструмента сажают овощи? Кто знает (лопата). Наш язычок превратился в «Лопатку»

Беседа об овощах. Рассматривание предметных картинок с изображениями овощей.

– Скажите, а Чиполино пришел к нам из какой сказки? Кто её написал?

– В какое время года мы собираем урожай овощей? (осенью)

– Как собирают овощи?

– Каждый овощ собирают по – разному.

– Морковку, редиску, репу, свеклу – как собирают? (выдергивают).

– Огурец, помидор, горох? (снимают).

– Капусту, тыкву, кабачок? (срезают).

Чиполлино тоже вырастил урожай, а сейчас хочет собрать его у себя в огороде и зовет нас на помощь. Давайте поможем!

– Встаём со стульев, делаем вместе со мной:

В огород пойдём, урожай соберём. Идут по кругу, взявшись за руки,

Мы морковки натаскаем «Таскают»

И картошки накопаем, «Копают»

Срежем мы кочан капусты, «Срезают»

Круглый, сочный, очень вкусный, Показывают круг руками три раза.

Щавеля нарвём немножко «Рвут»

И вернёмся по дорожке. Идут по кругу, взявшись за руки

– А теперь мы повернулись и на место все вернулись.

В. Дыхательная гимнастика «Узнай овощ».

– Посмотрите, вот ещё маленький сюрприз приготовил нам Чиполлино (показ подноса на котором в маленьких тарелочках размещены кусочки овощей: лука, чеснока, огурца).

Дети вместе с логопедом рассматривают овощи, называют и нюхают их, запоминая запахи, затем с завязанными глазами узнаёт по запаху овощ. Предварительно логопед напоминает и показывает, как правильно делается длительный вдох: плавно, медленно, без подъёма плеч.

– На запах овощи мы знаем? А теперь расскажем Чиполлино какие овощи по цвету и форме, справимся?

5. Игра «Какой, какая?»

– Каждый из вас берёт картинку в руки и рассказывает о том, какой этот овощ по цвету, форме и кладёт эту картинку в ящик для овощей (можно использовать вместо карточек муляжи овощей).

– Это круглый красный помидор. Это овальная, оранжевая морковь.

– Это круглая зелёная капуста. Это круглая, красная свёкла.

– Это овальный зеленый огурец. Это овальный фиолетовый баклажан.

– Это круглый розовый редис. Это круглая, оранжевая тыква

– Это овальный коричневый картофель Это круглый жёлтый (фиолетовый) лук

– Это круглый белый чеснок. Это круглая жёлтая репа

– Это овальный красный (зелёный) перец Это овальный зелёный кабачок.

– Молодцы. Вот какой урожай вырастил Чиполлино. Он благодарит вас за помощь.

6. Игра «Какой овощ убрали с огорода» («Чего не стало?»). Логопед помещает на доску картинки.

– Где растут овощи? (в огороде, на грядках, в теплице, в парнике).

– Сыграем в игру «Какой овощ убрали с огорода»? Посмотрите на картинки. Что на них изображено? Что есть в огороде?

Дети. Баклажан, свекла, помидор, картофель, перец, горох, огурец, репа.

-Запомните эти названия. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одну картинку. Вы должны будете сказать, чего не стало, какой овощ убрали? Логопед убирает одну из картинок.

– Молодцы! Играем ещё раз, назовите овощи, которые вы видите сейчас.

Дети: лук, чеснок, кабачок, брокколи, редис, капуста, тыква, морковь…

7. Упражнение «Один-много» (с мячом)

– Новая ждёт нас игра, ловить мяч снова пора! Сыграем в игру «Один – много» Все знают правила? Я буду говорить про один овощ, например один помидор и кидать вам мяч по очереди, а вы мне возвращать мяч уже со словом « много» помидоров . Начали!

огурец, морковь, свекла, репа, редис, редька, лук, чеснок, баклажан, кабачок, помидор.

– А теперь приготовили ваши руки, смотрим внимательно и повторяем за мной:

Пальчиковая гимнастика.
1. Хозяйка однажды с базара пришла («шагаем» указательным и средним пальцем по столу),
Хозяйка с базара домой принесла (загибаем по-очереди пальцы на руках):
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу.
Ох! .. (хлопок в ладоши)
2. Вот овощи спор завели на столе (сжимаем в кулаки и разжимаем пальцы на обеих руках)
Кто лучше, вкусней и нужней на земле (загибаем по-очереди пальцы):
Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свёкла?
Ох. (хлопок в ладоши)
3. Хозяйка тем временем ножик взяла (раскрытой ладонью, поставленной на ребро, делаем режущие движения по раскрытой ладони другой руки).
И ножиком этим крошить начала (загибаем по-очереди пальцы):
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу.
Ох. (хлопок в ладоши)
4. Накрытые крышкой, в душном горшке ( накрываем раскрытой ладонью другую руку, сжатую в кулак – в ритм стихотворения меняем руки)
Кипели, кипели в крутом кипятке (загибаем по-очереди пальцы на руках):
Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свёкла.
Ох. (хлопок в ладоши)
И суп овощной оказался неплох! (гладим себя ладошкой по животу)

– Очень все постарались, вкусный суп сварили!
8. Дидактическая игра “Повар и овощи”
Л.: А теперь из собранного урожая давайте ещё приготовим что-нибудь вкусное: сделаем из овощей салат. Какой получился салат? (получится овощной салат).
Л.: Салат из капусты? (капустный).
Л.: Из свёклы? (свекольный).
Л.: Из кабачков сделаем икру. Какая у нас икра? (кабачковая).
Л.: Из картофеля сделаем пюре. Какое пюре? (картофельное).

Л.: А из овощей можно делать соки? (да).

Л.: Как назовём сок из моркови? (морковный).

Л.: Из свёклы? (свекольный).

Л.: Из помидоров какой сок? (томатный сок).
Много вкусных блюд можно приготовить из овощей.

9. Д/упр. «Расскажи». Составление рассказа-описания об овощах с помощью мнемотаблицы – по цепочке 3 р.

— Составлять рассказ будем по цепочке, начиная с .. . (Это — свёкла. Свёкла – это овощ. Свёкла растёт в земле. Свёкла фиолетовая, круглая. Свёкла твёрдая, сладкая. Свёклу – тушат, варят).

1. Что это? (Это помидор)

2. Обобщающее понятие (Помидор – это овощ)

3. Где растут? (Помидор растёт на огороде, на грядке, на кустике)

4. Цвет. (Помидор красный)

5. Форма. (Помидор по форме круглый)

6. Части (Помидор покрыт кожицей, а внутри семена.)

8. Какой на ощупь? (Помидор гладкий и мягкий)

9. Вкус. (Помидор на вкус сладкий и сочный)

10. Запах (Помидор без запаха)

– Молодцы! Все справились с заданием.

III. Итог занятия (оценка работы детей).

Л. Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось?

– Что мы с вами сегодня собирали? Кому помогали? Чиполлино очень понравилось, что вы так много знаете об овощах, он обязательно снова зайдёт к нам в гости.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию речи в подготовительной группе детей с ОНР

Ирина Ломанова
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию речи в подготовительной группе детей с ОНР

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой

КОНСПЕКТ НОД

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР

ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ТРАНСПОРТ»

Автор: Ломанова Ирина Николаевна

Учитель-логопед I квалификационной категории

МДОУ №7 «Рябинушка»

г. Стрежевой 2016

Тема: «Как купить автомобиль»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация», «Художественное творчество»

Цели:

обогащать и активизировать словарь по теме «Транспорт»;

закреплять умение составлять описательные рассказы об автомобилях, используя опорную схему;

закреплять названия профессий людей, управляющих различными видами транспорта, виды транспорта;

активизировать в речи прилагательные и закреплять навык согласования прилагательных с существительными;

закреплять умение образовывать существительные множественного числа;

учить составлять предложения со сложноподчиненным союзом «чтобы»;

закреплять усвоение глагола «ехать» с различными приставками;

закреплять умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы;

коррекционно-развивающие:

развивать умение строить распространенные предложения путем введения второстепенных членов предложения;

развивать навыки овладения операциями обобщения, классификации;

развивать общую и мелкую моторику;

стимулировать развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления;

воспитывать коммуникативные навыки, уважение к труду шофера;

воспитывать чуткое и внимательное отношение друг к другу;

предметные картинки с изображением разных видов транспорта;

силуэт грузовика и детали к нему;

«водительское удостоверение» на каждого ребенка;

волшебный сундучок с двойным дном;

плакат-схема движения грузовика;

контурные картинки на тему «транспорт»;

опорная схема для описательных рассказов;

Ход занятия:

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Здравствуйте, дети. Меня зовут Ирина Николаевна. Мне очень приятно видеть Вас. Глядя в ваши умные и внимательные глазки, я поняла, что вы любите разгадывать загадки. Я угадала? (Дети стоят около логопеда у доски).

– Можно я одну вам загадаю?

Не летает не жужжит,

Жук по улице бежит,

И горят в глазах жука,

Два блестящих огонька. (Машина)

Л.: Угадали, ребята – это машина.

– Посмотрите на картинки и скажите, о чем мы будем говорить.

– Правильно, о машинах.

2. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ

Л.: Раздаётся звонок (телефонный)

– Дети, сейчас звонили малыши из детского сада. Вот что они сказали:

– У нас в группе было много красивых машин, но случилась беда!

К нам с планеты «Поломай» повадился прилетать злой звёздный воин.

3. Д/игра: «Сборка грузовика»

Посмотрите, что он сделал с нашими грузовиками. Он разломал их на части.

Л.: Видите части грузовика у вас на столах?

Давайте снова соберём грузовики из частей. Пройдите к столам.

(дети стоя собирают грузовики по деталям).

Л.: Какие детали есть у грузовика? (крыло, бампер, сиденье, руль, колёса и т. д.)

Л.: Какие грузовики красивые получились, только с ними неудобно играть. Почему?

(Ответы детей: она плоская, детали могут рассыпаться)

4. Л.: У меня есть волшебный сундучок, может он нам поможет? (на столе стоит сундук, накрытый тканью). Давайте проверим.

Л.: Поместим в сундучок наши грузовики. (Логопед складывает все картинки в сундучок и колдует). Абра-кадабра, сим-соловим, плоские машины в настоящий грузовик превратись! (Л. – Достаёт игрушечную машину и показывает детям).

Л.: Дети а кто управляет автомобилем? (Дети шофер.)

Л.: Можно сказать, водитель. А какие это люди по характеру?

(добросовестные, трудолюбивые, старательные, вежливые, ответственные, смелые, умелые, зоркие, дисциплинированные).

Л.: Если звёздный воин прилетит к нам ещё раз, как сделать, чтобы он не смог разломать грузовик? (Д.: сделать грузовик невидимым, сделать грузовик большим, больше звёздного, грузовик можно увеличить, можно уменьшить, сделать воина маленьким)

5. Усвоение глагола «ехать» с различными приставками

Л.: Ребята, грузовик один, а вас много. Хотите чтобы, у каждого из вас была машина? Дети: да.

Л.: Где можно приобрести машину? (Д.: в автомагазине).

Л.: Что такое автомагазин? (Ответы детей).

Л.: представьте, что мы отправляемся на нашем грузовике в автомагазин. (На мольберте плакат-схема движения грузовика). (Один ребёнок ведет грузовик по плакату,логопед проговаривает текст, а дети все вместе договаривают слова: доехали, въехали, съехали и т. д.)

Ехали мы, ехали, до горки (доехали,

(Въехали, съехали) и дальше… (поехали).

Ехали мы, ехали и до ямы … (доехали,

Яму… (объехали) и дальше (поехали).

Ехали мы, ехали, до речки (доехали,

Мост (переехали) и дальше (поехали).

От моста (отъехали) и дальше (поехали).

Ехали мы, ехали, до дома (доехали,

Во двор… (заехали, вот и (приехали).

6. Д/и «Узнай по контуру»

Л.: И дружно пошли по улице гулять. (Вывести детей к столам, на которых лежат зашумованные машинки, и опорная схема Дом, перевернутая).

Л.: Мимо нас проезжало много машин. Угадайте по контуру машину. Для этого обведите его указательным пальцем.

Д.: Скорая помощь нужна для того, чтобы перевозить больных.)

Л.: Ребята но мы должны дальше ехать в автомагазин.

7. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ШОФЁР»

Едем, едем на машине, (движения рулем)

Нажимаем на педаль, (сгибать и вытягивать ногу)

Газ включаем, выключаем, (тянуть «рычаг» к себе, от себя)

Смотрим пристально мы вдаль. (ладонь ко лбу)

Дворники счищают капли:

Влево, вправо – чистота. (руки перед собой, сгибать их в локтях, ладони раскрыть, наклонять руки влево, вправо)

Мы шоферы хоть куда! (поднять большой палец)

А сейчас заведем моторчики: «Р-р-р». Поехали. Едем, едем, не спешим прямо в автомагазин. (На витрине стоят игрушечные машины). Вот и приехали.

Л.: Смотрите, какая красивая витрина. (На витрине стоят машины)

8. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ОДИН-МНОГО»

– На витрине грузовик, а в магазине. (грузовики).

– На витрине микроавтобус, а в магазине. (микроавтобусы).

– На витрине легковой автомобиль, а в магазине. (легковые автомобили).

– На витрине полицейская машина, а в магазине. (полицейские машины).

– На витрине экскаватор, а в магазине (экскаваторы).

Л.: Хотите приобрести машину?

Представьте, что я продавец, а вы покупатели. Покупатели машина продаётся одна на двоих. Какого цвета тебе Алёша понравилась машина? А тебе Саша?

9. Рассказывание по опорной схеме (Приложение №1)

Л.: Чтобы управлять машиной, нужно иметь «водительские удостоверения».

Права получит тот, кто хорошо знает свою машину и может её описать.

(Дети «покупают машину» и по парам составляют описательный рассказ по опорной схеме Домик, затем вручаются «водительские удостоверения» каждому за хороший рассказ).

– Давайте позвоним нашим родителям и расскажем, что вам понравилось, что интересного вы узнали. (Дети прижимают кулачок к уху. Ответы детей).

А вам звёздный воин просил передать, что больше никогда не будет ломать игрушки.

Ребята, эту посылку прислали вам малыши. Они благодарят вас за помощь и прислали вам угощение.

Спасибо дети за интересные ответы!

1. Нищева Н. В. «Подгрупповые логопедические занятия в детском саду».

2. Глухов В. П. «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР».-М.:Аркти. 2002 г.

3. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М., 2006.

Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи и лексико-грамматических средств языка Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи и лексико – грамматических средств языка в старшей группе с.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи Задачи: 1. Упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; 2. упражнение в образовании относительных.

«Признаки осени». Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя и связной речи у детей ТНР План – конспект занятия с использованием интерактивной доски. Организационная информация Тема урока «Признаки осени» Предмет, занятие Развитие.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи для детей 6-го года жизни Непосредственно – образовательная деятельность по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи для детей 6го.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка с использованием лексической темы «Перелетные птицы» Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка с использованием лексической темы: «Перелетные птицы» в подготовительной.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в средней группе для детей с ОНР Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в средней группе для детей с общим недоразвитием речи, с использованием.

Конспект занятия по развитию речи и развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе с ЗПР Тема: «Путешествие в страну Гномию». Цели занятия: 1. Закрепление предлогов в, на, под, к, у, над, от, за. 2. Умение составлять предложения.

Обобщающее занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи старших дошкольников Обобщающее занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи. Планета «Детство» Цели занятия – Совершенствовать.

Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических компонентов языка по лексической теме «Человек и его тело» Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических компонентов языка по лексической теме «Человек и его тело» Тема:.

Занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи «Путешествие в волшебный лес» Цели: • расширять, закреплять и обобщать знания о диких животных; • активизировать словарный запас по теме; • совершенствовать грамматический.

Конспект НОД по развитию лексико-грамматических средств языка.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

по развитию лексико-грамматических средств языка. Лексическая тема: «Домашние животные».

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_zanyatiyae.docx54.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

детский сад «Калинка» г. Волгодонска

по развитию лексико-грамматических средств языка.

Лексическая тема: «Домашние животные».

Подготовительная (6-7лет) группа компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Учитель-логопед: Шикаленко Ольга Сергеевна

Цели: 1. Обобщить и систематизировать знания детей о жизни домашних животных.

2. Формировать у дошкольников установку на здоровый образ жизни, используя здоровьесберегающие технологии.

  • обогащение и активизация словаря детей;
  • развитие навыков согласования имен существительных с прилагательными и числительными;
  • развитие навыка словообразования (притяжательных прилагательных);
  • развитие навыка образования существительных со значением детёнышей животных;
  • развитие внимания, мышления, памяти.
  • Развитие мелкой, артикуляционной, общей моторики.
  • Развитие целенаправленной воздушной струи

Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.

Приёмы: погружение в игровую ситуацию, групповая коллективная работа, беседа, загадывание загадок, голосовая и эмоциональная модуляция.

– самомассаж пальцев рук;

Материалы и оборудование:

Осенние деревья, перчатки для биоэнергоплпстики, шарики су-джок, пластиковые игрушки домашних животных, «сухой бассейн», дом игрушечный, маски животных, листы с заданием, карандаши, картинный материал с изображением домашних животных, компьютер, компьютерная презентация.

Ход непосредственно-образовательной деятельности.

  1. Организационный момент. Психогимнастика.

– Здравствуйте, дети. Давайте поприветствуем наших гостей.

Собрались все дети в круг:
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Передайте улыбку по цепочке.

– Дети, а какое сейчас время года?

– Какие приметы осени вы знаете?

– И теперь мы с вами изобразим ветер, который сдувает листья с деревьев.

– Подойдите к столу и возьмите в руки дерево. Делаем вдох через нос, а выдох через рот. Щеки при этом не надуваем!

– Молодцы! Присаживайтесь за стол.

Взять «сухой бассейн» и поднести его к каждому ребенку

– Дети, я сейчас к каждому подойду, а вы поочереди должны найти в фасоли один предмет и назвать его.

– А как мы назовем их одним словом, кто это?

– Правильно, а они какие дикие или домашние?

– Сегодня мы поговорим о домашних животных.

– Когда шла к вам в группу, я повстречала жителей далекой сказочной планеты Чучундрии. ( Показать корзинку с чучундрами) Они попросили их взять с собой. Им очень интересно, что происходит в нашем саду. Дети, а давайте их научим делать зарядку для язычка?!

Раздать каждому ребенку перчатку-чучундру. Дети надевают их на руки.

Показ действий. Выполнение артикуляционных упражнений: «Окошко», «Месим тесто», «Вкусное варенье», «Часики», «Лошадка», «Качели», «Блинчик».

– Дети, чучундры принесли с собой свои любимые игрушки, они хотят, чтобы вы тоже с ними поиграли.

Показать и включить музыкальную шкатулку, в которой лежат шарики су-джок. Раздать каждому ребенку по шарику.

Провести массаж рук, проговаривая стихотворение.

Шариком круги катаю

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

Я сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем шар прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк-

Мяч летает между рук!

  1. Чтение сказки « Кто самый важный?»

– Дети садитесь поудобнее и послушайте сказку внимательно. Когда вы услышите название домашнего животного, достаньте его из корзины и поставьте его к дому человек. (В это время поставить на стол дом и корзину с животными)

Чтение сказки « Кто самый важный?»

В одной деревне жили-были бабушка с внучкой Катей. Рано утром Катя выглянула в окно и вот что она увидела и услышала. Возле будки сидела собака и беседовала со своим щенком.

– Я пойду на работу, а ты будь послушным и никуда не уходи.

– А какая у тебя работа? — залаял щенок.

– Самая важная, – ответила она.

– Я охраняю дом, хозяйку с внучкой и всех животных во дворе. Я – самое важное домашнее животное.

– Мур – мяу! Спешу не согласиться, – промяукала кошка, сидевшая на крыльце. Самая важная работа у меня. Я ловлю мышей и охраняю от них
хозяйкины припасы.

– Му-у-у-у! Как бы не так, – промычала корова. Что бы вы делали без моего молока? Я – самое важное домашнее животное.

– Ме-е-е-е! А моё молоко и полезнее, и жирнее, – возразила коза. А, кроме того, я даю шерсть и тёплый пух.

– Ну, уж если говорить про пух, то мягче и теплее моего вам не найти, –
забеспокоился кролик, сидящий в клетке. Я всех нужнее. Тут из конюшни
вышел конь и заржал.

– Напрасно вы затеяли этот спор. Все мы нужны людям, все приносим им пользу. За это люди кормят нас и ухаживают за нами.

И все животные дружно закивали головами, согласившись с конём. Вот так щенок узнал, что все домашние животные важны и нужны человеку. Обрадовалась Катя, что спор так хорошо закончился, и выбежала во двор, чтобы вместе со всеми повеселиться.

-А вы хотите к Кате присоединиться и тоже повеселиться?

Тогда мы с вами превратимся в животных!

  1. Физ.минутка «Домашние животные»

(раздать маски детям и надеть на голову. Пригласить выйти на ковер)

И крольчата, и ягнята,

И козлята и щенки (Собираются в круг)

Собрались на зарядку,

Чтобы силу обрести

Кошка вертит головой, (вращение головой)

Ну и мы не отстаем.

Козлик ноги разминает (ходьба на носочках)

На носочках он шагает

А потом телятки

Ходят все на пятках

Бегает собака на окрепших лапах (легкий бег по кругу)

Поросенок, жеребенок, ослик, и козленок, и щенок

тянут, тянут свои лапки и копытца в потолок!

  1. Компьютерная презентация «Домашние животные»

Основные направления коррекции и описание слайдов.

• Расширение, уточнение и активизация словарного запаса.

• Отгадывание названий животных по их описанию.

• Развитие чувства рифмы.

• Развитие воображения, мышления.

На слайдах загадки о домашних животных (кошка, собака, коза, корова, свинья, лошадь, кролик, овца, осёл, верблюд). Логопед читает загадку. Дети отгадывают. Появляется изображение угаданного животного.

  • Развитие логического мышления.
  • Развитие умения обобщать.
  • Развитие умения составлять сложные предложения.

На слайдах изображения животных.

  • Свинья, коза, белка, овца.
  • Осёл, собака, корова, лошадь.

Логопед спрашивает, кто лишний, почему?

Дети отвечают сложными предложениями:

Лишняя белка, потому что это дикое животное.

Лишняя собака, потому что у неё нет копыт.

  • Активизация словаря признаков.
  • Развитие навыка согласования имен существительных с прилагательными.
  • Развитие зрительного восприятия, внимания.

На слайде изображение коровы и вопрос “Какая?”, изображение котёнка и вопрос “Какой?”.

Дети рассматривают животных и называют слова-признаки.

“Кто как голос подаёт?”

  • Развитие умения правильно образовывать и употреблять слова, обозначающие действия.
  • Расширение, уточнение и активизация словарного запаса.

На слайде изображения животных. Дети слушают голоса животных и называют слова, обозначающие действия (мычит, ржёт, лает, хрюкает, мяукает, блеет).

“Назови детёнышей”. “Назови семейку”

  • Образование слов со значением детёнышей животных.
  • Уточнение и активизация словарного запаса.

На слайдах изображение взрослых животных. Дети называют их детёнышей. Логопед: “У коровы и быка . ”

Ребёнок: “ Телёнок” И т.д.

На слайде появляется изображение детёныша.

“Кто чем питается?”

  • Уточнение и активизация словарного запаса.
  • Развитие умение образовывать существительные творительного падежа единственного числа.

На слайде изображение животных: коровы, собаки, лошади, кролика.

Появляется изображение корма. Дети говорят, кто этим питается. (Корова питается травой. Лошадь питается овсом. Собака грызёт кость. Кролик питается морковкой.)

  • Практическое усвоение навыка согласования имен существительных с числительными.

На слайдах изображения котят и щенков. Дети считают, согласовывая числительные с существительными. (Один щенок, два щенка, . . пять щенков. Один котёнок, два котёнка, . . пять котят, . семь котят.) Появляются таблички с надписями “ 5 щенков”, “7 котят”.

“Чья морда? Чей хвост? Чьи уши?”

Образование притяжательных прилагательных от названий домашних животных.

Уточнение и активизация словарного запаса.

На слайдах изображения животных за заборчиками. Дети угадывают и называют видимые части тела животных, употребляя притяжательные прилагательные. Заборчики исчезают, дети видят изображение всего животного. Появляются таблички: “Коровья морда”, “Лошадиная морда”, “Собачий хвост”, “Кошачий хвост”, “Кроличьи уши”, “Ослиные уши”.

9. Зрительная гимнастика.

Дети, выберите любое животное и обведите его по точкам.

(раздать листы с заданием и карандаши)

Дети, вы меня сегодня очень порадовали. Каждый чем-то отличился. Что вам большего всего запомнилось? Что мы сегодня делали?

Молодцы! Вы много знаете о домашних животных, умеете слушать ответы своих друзей, вы были доброжелательны к друг другу. Поэтому на прощание подарим друг другу улыбку.

А я вам хочу подарить пальчиковые игрушки, которые я сделала специально для вас.

Конспекты логопедических занятий.

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе.

Баранова Н.В., учитель-логопед МБДОУ “Детский сад № 4” г. Великие Луки.

Тема: Дикие животные

Цель: обобщение представлений о диких животных и их детенышах.

· закрепление и обобщение представлений о диких животных и их детенышах; их внешнем виде, образе жизни, повадках.

· уточнение, расширение и активизация словаря по теме “ Дикие животные”;

· обогащение словаря детей синонимами: на материале русской народной сказки “Заюшкина избушка” (трусливый, робкий, пугливый, доверчивый, наивный, легковерный; Выгнала, выпроводила, выставила, вытолкала, иди, уйди, шагай, отправляйся, ступай, не печалься, не огорчайся, не расстраивайся, не горюй, не плач);

· совершенствование грамматического строя речи: усвоение категорий падежей (творительный и предложный падеж имен сущ.ед.ч);упражнение в согласовании существительных с прилагательными.

· развитие мелкой моторики;

· развитие зрительного восприятия и внимания;

· развитие слуховой и зрительной памяти;

· Воспитание доброты, отзывчивости, бережного отношения ко всему живому.

Оборудование: картинки по теме “Дикие животные”, иллюстрации к сказке “Заюшкина избушка”.

Предварительная работа: Чтение русской народной сказки “ Заюшкина избушка”, игры-драматизации.

I Организационный момент.

Логопед: Сядет тот, кто назовет лишнее слово и объяснит почему?:

Ландыш, василёк, одуванчик, заяц

Утка, гусь, курица, лось

Собака, кошка, лошадь, лиса

Лопата, топор, молоток, ёж

Платье, рубашка, сарафан, волк

Скворец, ласточка, цапля, медведь

Капуста, морковка, лук, белка.

Корова, свинья, овца, рысь

Апельсин, лимон, абрикос, барсук

Подосиновик, подберезовик, рыжик, кабан

II Основная часть

Логопед называет ещё раз лишние слова: заяц, лось, лиса, ёж, волк, медведь, белка, рысь, барсук, кабан.

Л: Как их назвать ? (дикие животные)

Л: Почему их так называют?

(они живут в лесу, сами строят себе жильё, ищут добычу)

Логопед: Я вам предлагаю поиграть в игру “Доскажи словечко”

Логопед: Вам много читали о диких животных, вспомните и расскажите, кто из них какой?

Игра с мячом “Скажи, какой?”

(Ребенок, поймавший мяч, должен подобрать три наиболее точных определения к животному, которое называет логопед)

Медведь – сильный, большой, мохнатый.

Волк – злой, голодный, хищный

Лиса – хитрая, умная, проворная

Белка – быстрая, запасливая, трудолюбивая

Заяц- трусливый, пугливый, белый.

Логопед: Дети, сейчас наши животные все большие, но когда-то они были маленькими. Постарайтесь назвать, кто кем был?

Игра “ Кто кем был?”

Физзарядкой белочке не лень

Заниматься целый день.

С одной ветки прыгнув влево,

На сучок она присела.

Вправо прыгнула потом,

Покружилась над дуплом.

Влево-вправо целый день

Прыгать белочке не лень.

Игра “Я начну, вы продолжите…”

( Логопед начинает предложение, дети заканчивают)

Барсук и лиса живут в…

Медведь зимует в….

Белка прячется в….

Упражнения с синонимами

Логопед (выставляет картинку к сказке “Заюшкина избушка”)

– Сегодня у вас в гостях старая добрая сказка.

-Как она называется?

-Какие дикие животные встретились в сказке?

– Кто из них главные герои? (заяц и лиса)

-Какая лиса в сказке? (хитрая и злая)

-А сейчас давайте подберем “Слова-приятели” к словам “хитрая” и “злая”.

Игра “Скажи иначе”

“Хитрая” (умная, пронырливая, изворотливая, лукавая)

“Злая” (сердитая, грозная)

– А какой заяц в сказке?

(трусливый и доверчивый)

-Давайте и для этих слов поищем “приятелей”?

(Трусливый – робкий, пугливый;

Доверчивый – наивный, легковерный.)

Игра “ Кто знает другое слово?”

Логопед называет группу синонимов (выпроводила, выставила, вытолкала).

-А сейчас послушайте отрывок из сказки, найдите в нем слово, которое подходит к этим.

Лиса попросилась к зайчику погреться, да его из избушки и выгнала.

Л: уйди, иди, шагай, отправляйся;

“Ступай вон, косой! Не хочу с тобой жить!”

-Ребята, сегодня я получила загадочный конверт от героев сказки. А в нем интересные картинки. Вам нужно дорисовать их, и вы узнаете, кто вам прислала свой портрет.

(Дети по контуру обводят рисунки диких животных и закрашивают их)

III Итог занятия

Логопед: Дети, о ком мы сегодня говорили? ( о диких животных)

-Какая сказка была сегодня у вас в гостях?

-Сейчас мальчики ещё раз вспомнят и скажут, какой заяц в сказке, а девочки расскажут о лисе.

(Дети вспоминают главные черты характера героев и подбирают синонимы).

Организация НОД в подготовительной к школе группе по развитию лексико-грамматических средств языка

Автор: учитель – логопед

Урванцева Наиля Альбертовна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

“Детский сад № 160 комбинированного вида” Приволжского района города Казани

Цель: обогащение словаря по теме; развитие связной речи.

  • повторить виды транспорта.
  • воспитать дисциплинированность; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
  • повторить части автомобиля.
  • употребление существительных в Творительном падеже.
  • употребление в речи прилагательных и глаголов.
  • развитие слухового внимания.
  • развитие памяти и мышления.
  • развитие общей и мелкой моторики.
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

Оборудование: иллюстрации по теме; диск с песней «Часы» (Железнова Е.); призовые звездочки; рабочие тетради детей.

1. Организационный момент

а) Разминка «Самолет»

2. Основная часть

а) «Объявление темы занятия. Вводная беседа»

б) «Назови картинку»

Физкультурная минутка «Часики» Под музыку

г) «Кто, чем управляет?»

д) «Обведи картинку»

3. Итоги занятия

а) «Закрепление пройденного материала»

Выставление оценок

Домашнее задание

Ход занятия

1.Организационный момент:

а) Разминка «Самолет»

Руки в стороны – вразлет

Мах крылом туда, сюда

Делай раз и делай два.

2.Основная часть:

а) «Объявление темы занятия. Вводная беседа»

– Ребята, про что была наша разминка?

– А самолет это транспорт?

– Ребята, а какие еще виды транспорта вы знаете?

(Наземный, подземный, воздушный, водный)

– Сегодня мы поговорим о различных видах транспорта.

– А как вы думаете, для чего человеку необходим транспорт?

– А как вы думаете, чем приводится в движение транспорт?

– Ребята, большинство видов транспорта приводятся в движение с помощью бензина (машины, самолеты, корабли, служебные машины)

– А чем еще приводится в движение транспорт? Например, троллейбус или электрички, поезда?

(С помощью электричества)

– Какие это виды транспорта?

(Трамвай, троллейбус, поезд, электричка)

– А вот велосипед, кто приводит в действие?

(Человек сам приводит в движение велосипед)

– А сейчас давайте с вами посмотрим картинки и назовем, какие виды транспорта бывают.

б) «Назови картинку»

Сначала дети называют наземные виды транспорта, затем воздушные, водные, подземные и транспорт специального назначения. Параллельно логопед спрашивает у детей, для чего необходим тот или иной вид транспорта.

– А еще, ребята перед путешествием нам надо убедиться в том, что наш транспорт в полном порядке. Для этого нам нужно назвать части, из которых состоит транспорт.

Логопед демонстрирует детям, иллюстрации с частями нескольких видов транспорта.

– Ребята, посмотрите на картинки, и назовите, из каких частей состоит легковая машина.

Легковая машина – колеса, багажник, фары, руль, кабины, дверцы.

Грузовая машина – колеса, кузов, фары, руль, кабина, дверцы.

Корабль – палуба, корма, нос, каюты.

Самолет – крылья, кабина, хвост, нос, колеса.

Велосипед – руль, сидение, колеса, педали, рама.

Физкультурная минутка «Часики» Под музыку.

г) «Кто, чем управляет?»

– Ребята, а вы знаете, кто управляет тем или иным видом транспорта?

Кто управляет автобусом?

Кто управляет экскаватором?

А поездом или электричкой, кто управляет? (Машинист)

Самолетами и вертолетами, кто управляет?

Кто управляет мотоциклом?

Кто управляет велосипедом?

А кораблем или подводной лодкой? (Капитан)

д) «Обведи картинку»

Логопед раздает детям листы с заданиями. Дети обводят картинки по точкам.

3.Итоги занятия.

а) «Закрепление пройденного материала»

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматического строя речи.

Тема: Предлоги В, ПОД, НА, ЗА, НАД.
Цель: ознакомление детей с предлогами (маленькими словами).
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
•Корректировать и развивать мелкую моторику;
•Развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
•Развивать внимание, память, мышление;
•Корректировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости).
Образовательные:
• Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, ПОД, ЗА, НАД;
• Учить детей выделять предлоги в предложении;
•Закреплять умение детей составлять предложения с заданными предлогами по картинкам;
•Закреплять умение детей составлять схемы предложений.
Воспитательные:
•Обеспечить понимание значимости занятий, повысить интерес к ним.
•Обеспечить формирование произвольной саморегуляции.
Здоровьесберегающие:
•Планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
•Соблюдать правильную посадку ребенка;
•Способствовать созданию благоприятного психологического климата.
Оборудование:
• Колокольчик.
•Набор резиновых игрушек
•Схемы предлогов
•Сюжетные и предметные картинки
•Схемы слов.
•Медали со схемами предлогов.
•Музыка для релаксации.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Ритуал приветствия.
Цель: создание эмоционального настроя и мотивационной готовности к участию в работе.
Приветствие «Милый друг».
Дети выполняют движения
вместе с педагогом-психологом:
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй
Собрались ребята в круг(дети встают в круг)
Здравствуй друг (отводят правую руку в сторону);
Здравствуй друг (отводят левую руку в сторону)
Вместе за руки возьмёмся(берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются друг другу).

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй».
Цель: Развитие мелкой моторики,умения согласовывать речь с движением.
Развивать внимание, память.
Дети выполняют движения
вместе с педагогом-психологом:
пальцами правой руки по очереди здороваются с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.
Педагог-психолог:
Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
(Т. Сикачёва)

Цель: Привлечение внимания и формирование интереса детей к занятию.
Формировать навык ответа на вопрос полным предложением.
Воспитатель заранее прячет игрушки в разных уголках комнаты. Дети находят спрятавшихся гостей с помощью подсказок воспитателя.
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг. К нам сегодня пришли непрошеные гости, но они все спрятались. Давайте, мы с вами их найдем. Следопыт, который вел за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался В верхнем ящике комода? (имя ребенка)
Ребенок:В верхнем ящике комода спрятался.
воспитатель:А кто спрятался ПОД кроватью? (имя ребенка)
Ребенок:ПОД кроватью спрятался.
Воспитатель:А кто спрятался НА кукольном столе? (имя ребенка)
Ребенок:НА кукольном столе спрятался.
Воспитатель: А кто спрятался ЗА цветком? (имя ребенка)
Ребенок:ЗА цветком спрятался.
Воспитатель:А кто спрятался НАД зеркалом? (имя ребенка)
Ребенок:НАД зеркалом спрятался.
Воспитатель: Вот они – непрошеные гости. Мы всех их отыскали.
Ребята, какие маленькие слова помогли нам их найти?
Дети называют предлоги: В, ПОД, НА, ЗА, НАД.
Воспитатель: А если бы в моих предложениях не было маленьких слов, нашли бы вы гостей?
Дети: Нет.
Воспитатель: Легко ли вам было бы их искать?
Дети:Трудно.
Вот, ребята, какие это важные слова!

Основная часть.
Цель: Организация детей.
Логопед выставляет на доску карточки со схемами предлогов.
Логопед: Давайте вспомним, какие маленькие слова помогли нам отыскать наших непрошеных гостей! Посмотрите на доску (на доске схемы предлогов).
Дети называют предлоги: В, ПОД, НА, ЗА, НАД.
Логопед: А теперь давайте скажем, что обозначает каждое маленькое слово.
Если предмет находится наверху чего-то, мы говорим маленькое слово .
Ответы детей: НА.
Логопед: Когда предмет находится внизу другого предмета, мы используем маленькое слово .
Ответы детей: ПОД.
Логопед: Когда предмет находится внутри чего – то, мы говорим маленькое слово .
Ответы детей: В.
Логопед: Если предмет находится позади другого предмета, мы говорим маленькое слово .
Ответы детей: ЗА.
Логопед: Когда предмет находится сверху другого предмета, мы используем маленькое слово .
Ответы детей: НАД.
Логопед: Молодцы!

Сначала воспитатель предлагает детям назвать предметы, находящиеся на столе, а потом рассказывает историю с одновременной демонстрацией действий.
Дети дополняют рассказ воспитателя маленькими словами.
***
Дедушка вышел (откуда?) из избушки и сел (куда?) на скамейку, (под чем?) под деревом. На дереве сидела птичка и звонко пела. Услышала ее кошка, которая сидела (где?) за скамейкой. Она подкралась к дереву и прыгнула (за кем?) за птичкой. Но птичка улетела с дерева и села (куда?) на скамейку около дедушки. А кошка не унимается, как прыгнет, но опять мимо. Птичка вспорхнула, пролетела (над кем?) над дедушкой, (над чем?) над забором и скрылась из виду.

Физминутка «Слушай, повторяй, делай»
Цель: Развитие общей моторики, умения согласовывать речь с движением.
Развивать внимание, память.
Дети выполняют движения вместе с воспитателем.
Воспитатель:
На горе растут дубы (подняли руки вверх),
Под горой растут грибы (присели),
Мы в корзинки их собрали (движения рук, имитирующие складывание грибов),
Быстро к дому подбежали (бегают на месте).

Цель: Закрепление умения детей составлять предложения с заданными предлогами по картинкам.
Закреплять умение детей составлять схемы предложений.
Логопед: А сейчас мы посмотрим, как вы научились правильно говорить маленькие слова. Перед вами картинки и схемы слов. Вам нужно по своей картинке составьте предложение и его схему.
Дети самостоятельно составляют предложение и его схему.

Цель: Обобщение знаний, полученных на занятии.
Воспитатель: Ребята, с чем мы сегодня познакомились?
Ответы детей: с маленькими словами.
А теперь давайте с вами превратимся в маленькие слова – помощники! Сейчас, я на несколько минут стану волшебницей! Каждый из вас закроет глаза, а я произнесу заклинание. И когда вы откроете глаза, то уже будете превращены!
Дети закрывают глаза.
Воспитатель:
Закрываем глазки:
Крибли, крабли.
Крибли, крабли. Бум.
Воспитатель вешает на шеи детям медали со схемами маленьких слов.
Воспитатель: Теперь каждый из вас должен узнать, каким словом – помощником он стал, объяснить, что это слово обозначает.
Дети выполняют задание.

Психогимнастика «Лучик солнца»
Цель: формирование нравственных позиций, позитивного отношения к окружающему миру и людям.
Дети выполняют движения вместе с педагогом-психологом.
Психолог:
Маленький кусочек солнца
Заглянул в наше оконце.
Луч в ладошку мы возьмем (протягивают ладошку, сжимают в кулачок)
И к своей груди прижмем (прижали кулачек к груди).

Ребята, маленький лучик солнце сел ко мне на ладошку (дети протягивают ладошку).
Побежал по телу (дети гладят себя).
Запутался в волосах (дети гладят волосы).
Я хочу согреть его (дети складывают ладошки)
И уложить спать (садятся, ладошки подкладывают под щеку, «засыпают»).

Ритуал окончания занятия.
Цель: закрепление эмоционального состояния, положительный выход из занятия.
Дети выполняют движения вместе с педагогом-психологом.
Педагог-психолог:
А теперь все встанем в круг.
Руку даст другу друг.
Будем рядом стоять.
Друга за руки держать.
Целый час мы занимались
И немножко баловались.
А теперь детвора – отдыхать пора.
Нам осталось на прощанье
Сказать всем хором: «До свидания!».

Читайте также:  Конспект занятия по формированию произносительных навыков
Ссылка на основную публикацию