Организация НОД в подготовительной к школе группе по развитию лексико-грамматических средств языка

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР

Разделы: Логопедия

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные:
    • обогащать и активизировать словарь по теме «Транспорт»;
    • закреплять умение составлять описательные рассказы об автомобилях, используя опорную схему;
    • закреплять названия профессий людей, управляющих различными видами транспорта, виды транспорта;
    • активизировать в речи прилагательные и закреплять навык согласования прилагательных с существительными;
    • закреплять умение образовывать существительные множественного числа;
    • учить составлять предложения со сложноподчиненным союзом чтобы;
    • закреплять усвоение глагола «ехать» с различными приставками;
    • закреплять умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы.
  • Коррекционно-развивающие:
    • развивать умение строить распространенные предложения путем введения второстепенных членов предложения;
    • развивать навыки овладения операциями обобщения, классификации, навыки слогового анализа;
    • развивать общую и мелкую моторику;
    • стимулировать развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления, творческого воображения.
  • Воспитательные:
    • воспитывать коммуникативные навыки, уважение к труду шофера;
    • воспитывать чуткое и внимательное отношение друг к другу.

Оборудование: предметные картинки с изображением разных видов транспорта, силуэт грузовика и детали к нему, «водительское удостоверение» на каждого ребенка, игрушечные автомобили, волшебный ящик с двойным дном, «волшебный поезд»с кармашками для картинок и слоговых схем, слоговые схемы, плакат-схема движения грузовика, контурные картинки транспорта, опорная схема для описательных рассказов, листы бархатной бумаги с контурами разных машин и клубки ниток на каждого ребенка, грамзапись гудка поезда, сладкие мармеладные машинки (призы).

1. Оргмомент

– Загудел паровоз и картинки нам привез. (Запись гудка поезда)
– К каждой картинке нужно подобрать схему с соответствующим количеством слогов (Трактор, самолет, поезд, автобус, велосипед, корабль.)

2. Введение в тему

– Посмотрите на картинки и скажите, о чем мы будем говорить ? (О транспорте)
– О людях какой профессии эта загадка?

Встаем мы очень рано, ведь наша забота –
Всех по утрам отвозить на работу. (Шофер)

– Правильно, это шофер (водитель).
– Какие это люди по характеру? (Добросовестные, трудолюбивые, старательные, вежливые, ответственные, смелые, умелые, зоркие, дисциплинированные).

3. Дидактическая игра. «Назови профессию»

Выставляются на наборном полотне картинки по теме «транспорт».

– Я буду задавать вопрос, а вы отвечать по моему образцу: «Кто водит автобус? – Автобус водит внимательный шофер».
– Кто летает на самолете? (На самолете летает смелый летчик).
– Кто управляет поездом? (Зоркий машинист).
– Кто летает на ракете? (Умелый космонавт).
– Кто водит трамвай? (Старательный вагоновожатый).
– Кто управляет кораблем? (Отважный капитан).
– Кто ездит на мотоцикле? (Храбрый мотоциклист).
– Кто летает на вертолете? (Отважный летчик).
– Назовите одним словом, что это? (Транспорт).
– Какие виды транспорта вы знаете? (Водный, воздушный, наземный, подземный).

4. Загадывание загадки

Не летает, не жужжит, жук по улице бежит,
И горят в глазах жука два блестящих огонька. (Машина)

– Большая машина, а маленькая … (машинка).
– У нас в группе была красивая маленькая машинка, но случилась беда. К нам с планеты «Поломай» повадился прилетать злой звездный воин. Он грозится разломать все наши игрушки. Посмотрите, что он сделал с нашим грузовиком (показ плоскостной модели грузовика). Он его просто раздавил. Но вы ведь умелые ребята. Давайте снова соберем грузовик из частей .

5. Дидактическая игра «Сборка грузовика»

Дети по очереди берут детали автомобиля и накладывают на изображение грузовика.

– Какие детали есть у грузовика? (Кабина, мотор, кузов, фары , колеса, номер, бензобак, сиденье, руль, бампер)

В конце игры один ребенок перечисляет все детали грузовика.

– Какая машина красивая получилась, только с ней неудобно играть. Почему? (Она плоская, детали могут рассыпаться).
– У меня есть волшебный ящик, может он нам поможет? Давайте проверим. Поместим в ящик наш грузовик. Абра-кадабра, сим-соловим, плоская машинка в настоящий грузовик превратись! (Логопед достает игрушечную машину).
– Если звездный воин прилетит к нам еще раз, как нам с ним справиться? (Сделать грузовик невидимым, сделать грузовик большим, больше звездного воина, уменьшить звездного воина до очень маленьких размеров, чтобы он ничего не смог сделать).

6. Усвоение глагола «ехать» с разными приставками

(На мольберте плакат-схема движения грузовика и маленький игрушечный грузовик).

– Давайте отправимся на нашем грузовике в путешествие в автомагазин.

Ехали мы, ехали, до горки … (доехали),
(Въехали, съехали) и дальше … (поехали).
Ехали мы, ехали и до ямы … (доехали),
Яму . (объехали) и дальше … (поехали).
Ехали мы, ехали, до речки … (доехали),
Мост . (переехали) и дальше … (поехали).
От моста … (отъехали) и дальше … (поехали).
Ехали мы, ехали, до дома … (доехали),
Во двор… (заехали), вот и … (приехали).

7. Дидактическая игра «Узнай по контуру»

(Наложенные один на другой контуры транспорта).

– А теперь все дружно пошли по улице гулять. Мимо нас проезжает много машин. Нужно угадать по контуру машину, обвести указательным пальцем и
сказать, для чего нужна машина (составление предложения с союзом чтобы).

8. Физминутка «Шофер»

Едем, едем на машине (движения рулем)
Нажимаем на педаль (сгибают и вытягивают ногу).
Газ включаем, выключаем (тянут рычаг к себе, от себя).
Смотрим пристально мы вдаль (ладонь ко лбу).
Дворники счищают капли – влево, вправо – чистота (руки перед собой, сгибают их в локтях, ладони раскрывают, наклоняют руки влево, вправо).
– Волосы ерошит ветер (шевелят пальцами).
– Мы шоферы хоть куда (поднимают большой палец).
– А сейчас заведем моторчики (р-р-р). Поехали. Едем, едем, не спешим прямо в автомагазин (на витрине стоят игрушечные машины). Автомагазин – это магазин, где продаются машины.

9. Дидактическая игра «Один – много»

– На витрине грузовик, а в магазине … (грузовики).
– На витрине микроавтобус, а в магазине … (микроавтобусы).
– На витрине легковой автомобиль, а в магазине … (легковые автомобили).
– На витрине милицейская машина, а в магазине … (милицейские машины).
– На витрине спортивный самолет, а в магазине … (спортивные самолеты).
– На витрине мотоцикл, а в магазине … (мотоциклы).

10. Рассказывание по опорной схеме

– Для того, чтобы купить автомобиль и им управлять, необходимо иметь водительское удостоверение, права (показ). Права получает тот, кто хорошо знает свою машину, сможет хорошо описать ее (по опорной схеме). Вам нужно объединиться в пары, выбрать понравившуюся машину. Я – продавец. (Дети покупают машину и по парам составляют описательный рассказ по опорной схеме. Затем вручаются «водительские удостоверения» каждому за хороший рассказ.)

11. Рисование нитью

(Листы бархатной бумаги с нарисованными контурами разных машин и клубки ниток на каждого ребенка).

– Мы с вами задержались в автомагазине. Наверное, ваши родители ждут вас. Давайте сделаем им подарки. Нужно выложить машину по контуру нитью аккуратно, быстро.

12. Итог

– Подарки готовы. Давайте позвоним нашим родителям и расскажем, что вам понравилось, что интересного вы узнали. (Дети прижимают кулачок к уху. Ответы детей)
– А вам звездный воин передал сладкие машинки и сказал мне по секрету, что больше никогда не будет ломать игрушки.

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по развитию лексико-грамматических средств языка для детей с 6 до 7 лет

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по развитию лексико-грамматических средств языка для детей с 6 до 7 лет.

II период обучения «Мебель» (декабрь, 2 неделя).

Приоритетная образовательная область: Речевое развитие.

Цель: Комплексное коррекционно педагогическое воздействие направленное на выравнивание речевого и психофизического развития детей с общим недоразвитием речи.

I. Коррекционно — образовательные:

  1. Дальнейшее расширение и систематизация знаний о предметном мире;
  2. Обобщение, уточнение, актуализация словаря по теме «Мебель» на основе обобщения знаний об окружающем (мебель, шкаф, кровать, буфет, сервант, диван, кресло, тахта, стул, стол, комод, полка, тумба, табурет, ножка, подлокотник, спинка, сиденье, деревянный, дубовый, ореховый, березовый, стоять, класть, хранить, вешать);
  3. Совершенствование синтаксической стороны речи ( составление сложноподчиненных предложений;
  4. Совершенствование грамматического стороны речи (образование и употребление относительных прилагательных);

II. Коррекционно — развивающие:

  • Развитие зрительного внимания, речевого слуха, тонкой моторики;

III. Воспитательные задачи:

  • Воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия, инициативности, самостоятельности.

Развивающая предметно-пространственная среда (ППРС) темы ННОД: Наборное полотно, коврограф, изображения трехкомнатной квартиры, плоскостные изображения мебели, контурные изображения мебели, посуды, мебели, книг, мячик, контейнер с карандашами.

Планируемый результат: ребенок проявляет интерес к рассматриванию картинки, расширяет и уточняет словарь по теме «Мебель», совершенствуется грамматический строй речи, закрепляет умение выполнять задание в общем для всех темпе, совершенствуется навык работы по алгоритму, активности, самостоятельности, бережного отношения к предметам быта, мебели.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Содержание ННОД

Образовательная область,

вид деятельности

Формы реализации Программы

Средства реализации ООП

Ответы детей.Это предмет мебели для гостиной. У него есть сиденье, спинка, ножки, подлокотники. Оно мягкое и удобное в нем можно сидеть и отдыхать. Что это?

Ответы детей.

Содержание ННОД

Образовательная область,

вид деятельности

Формы реализации Программы

Средства реализации ООП

Л. Продолжаем игру. Теперь девочки выбирают мебель, в названии которой 1 слог, а мальчики с 3 слогами.

Ответы детей.

Л. Замечательно. Наша квартира почти обставлена.

3. Игра «Какой? Какая? Какие?»

Л. Давайте поговорим о том, какая мебель стоит в нашей квартире.Я качу вам мяч и говорю, из чего она сделана, а вы катите мяч мне и говорите, какая она.Кровати сделаны из березы.

Ответы детей. Березовые кровати.

Л. Стенка сделана из дуба. Диван обит вельветом. Стулья на кухне сделаны из металла.

Ответы детей.

4. Пальчиковая гимнастика «Наша квартира»

Л. В нашей комнате – столовой
Есть отличный стол дубовый,
Стулья – спинки все резные,
Ножки гнутые, витые.
И ореховый буфет
Для варенья и конфет.
В комнате для взрослых – спальне
Есть для платьев шкаф зеркальный,
Две широкие кровати.
С одеялами на вате
И березовый комод,
Мама там белье берет.
А в гостиной кресла есть.
Телевизор смотрят здесь.
Есть диван и стол журнальный,
В стенке – центр музыкальный.

5. Разгадывание ребуса.

Л. А теперь попробуйте разгадать ребус. Какое слово здесь зашифровано?

Ответы детей.

6. Упражнение «Будь внимательным!».

Л. А вот еще одна игра. Я буду перечислять части одного из предметов мебели, а вы будете называть ту часть, о которой я забыла. У кресла есть спинка, сиденье, ножки.

Ответы детей.

Л. У кровати есть матрас и четыре ножки.

Ответы детей.

7. Игра с мячом «Семейка слов»

Давайте попробуем образовать слова одной семейки от слова стол. Как называется крышка стола? Как называется комната, в которой обедают? Какой календарь стоит на столе? Какую песню поют за столом?

Читайте также:  Как говорим мы – так говорят наши дети

Развитие тонкой моторики. Совершенствование грамматического строя речи (употребление относительных прилагательных).

Совершенствование навыков звукобуквенного анализа.

Уточнение и активизация словаря по теме «Части мебели». Развитие речевого слуха.

Логопед предлагает пройти на ковер и выполнить знакомое упражнение.

На каждое название мебели дети загибают по одному пальцу, сначала на правой руке, потом на левой.

Логопед привлекает внимание детей к ребусу.

Логопед предлагает детям сесть на стульчики.

Содержание ННОД

Образовательная область,

вид деятельности

Формы реализации Программы

Средства реализации ООП

Л. Мне очень понравилось, как вы работали на занятии. Но все-таки чью работу можно отметить особенно?

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ФФН речи

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ФФН речи

по лексической теме «Весеннее пробуждение»

Дата: 26.03.2014г.

Вид непосредственной образовательной деятельности: Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ФФН речи.

Тема: Лексическая тема: «Весеннее пробуждение»

Программа: – Образовательная программа детского сада;

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. ;

– программа и «Программа обучения детей с

недоразвитием фонетического строя речи»

Возраст: 6 лет

Направление: Познавательно – речевое развитие

Основная образовательная область: Познание

Интегрированные образовательные области: Познание – коммуникация

Форма проведение: фронтальное занятие

Цель: Цель: Обобщение представлений о весне и типичных весенних явлениях в природе.

Коррекционно-образовательные задачи:

– обобщение представлений о весне как времени года, с опорой на картину;

– формирование умения согласовывать прилагательные с существительными;

– образование слов из слогов;

– согласование числительных с существительными.

Коррекционно-развивающие задачи:

расширение, уточнение и актуализация словаря по теме «Весна»;

– развитие творческого воображения и логического мышления;

– развитие мелкой и общей моторики.

Воспитательные задачи:

– воспитание у детей интереса к происходящим изменениям в природе.

Планируемый результат: Умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

Методы и приемы:

Игровой момент, показ, беседа, рассматривание, объяснение, задание, закрепление. Наглядные средства обучения:

презентация, слоги для составления слов, картинка «подснежники» на каждого

ребёнка для пальчиковой гимнастики.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Индивидуальная работа: лексико – грамматические игры и упражнения.

Словарная работа: (ветка, весна, тепло) Совершенствование умения использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

Практическая значимость: Данное занятие позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития дошкольника. Появление информации на мониторе компьютера или экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Красочное оформление, веселые картинки надолго привлекают внимание ребенка.

Данное занятие может быть использовано как в работе со всей группой детей, так и индивидуально.

В презентации предлагаются игры и задания, направленные на развитие умения пользоваться полученными знаниями при решении различных задач, которые требуют логического мышления, классификации, сравнения и анализа.

Здравствуйте, ребята. Я, Лилия Расимовна.

I. Организационный момент:

Собрались мы с вами в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Вместе за руки возьмемся,

И друг – другу улыбнемся.

Посмотрите, как всем нам стало тепло и светло от ваших улыбок. Спасибо вам. (А теперь садитесь на свои места)

II. Основная часть:

Логопед: Какое сейчас время года? (ответы детей). Пришла весна и заиграла, какими красками? ( ответы детей). Весна нас радует голубым небом, зеленой травой и листвой на деревьях.

Кругом все оживает, природа просыпается. Эту красоту художник хотел показать нам через свою картину (показ картины). Но его краски оказались заколдованными, и картина получилась черно – белая. Мы с вами можем помочь художнику расколдовать его краски на этой картине.

1.Согласование существительных с прилагательными.

Логопед: Давайте подумаем, почему весной тает снег, лед, бегут ручьи (солнышко сильнее согревает). Правильно, ведь солнышко – это главный помощник весны. Чтобы солнышко заиграло красками, нужно сказать какое оно – солнышко (желтое, лучистое, яркое, теплое)

Логопед: Вот наше солнышко и заиграло красками. Начал таять снег, и появилась свежая травка.

На шесте веселый дом,
С круглым маленьким окном.
На крыльце поет певец

А зовут его …(скворец)

2.Составление слов из слогов.

Логопед: На этой картине вы видите скворца со своим дворцом? А где? (на дереве)

Дерево непростое, на нем висят слоги. И чтобы дерево заиграло весенними красками, нам надо составить весенние слова из этих слогов. Перед вами такие же слоги, которые висят на дереве. Возьмите их и постарайтесь составить из них весенние слова (вес – на, тра – ва, теп – ло).

Логопед: Вы справились с заданием, и дерево наше зацвело.

Логопед: Представьте, что вы оказались в лесу, где кругом растут подснежники.

3.Физкультминутка.
В лесу цветут подснежники
(руки в виде лотоса)
Небывалой красоты
(руки в стороны)
К солнцу тянутся они
(потягивания)
С ними потянись и ты
(руки вверх)
Ветер дует иногда
(машут руками)
Только это не беда
(качаем головой влево и вправо)
Наклоняются цветочки
(наклоны)
Опускают лепесточки.
А потом опять встают
(встают)
И по-прежнему цветут.

Теперь давайте вдохнем аромат этих весенних цветов (вдох через нос, выдох через рот)

Логопед: И вот на полянке выросли маленькие подснежники. Чтобы они порадовали нас своими красками, давайте спрячем их под пальчиками от злых людей, которые захотят эту красоту сорвать.

4. Упражнение на развитие мелкой моторики «Спрячем цветы» и упражнение в согласовании числительных с существительными и прилагательными.

Мы будем закрывать цветочки поочередно пальчиками правой руки, начиная с большого пальца

Посчитаем их:
1 маленький подснежник,
2 маленьких подснежника,
3 …,
5 маленьких подснежников.

Логопед: Подснежники засияли нежным, голубым цветом.

Логопед: Наша картина ожила, засияла весенними красками. Сейчас я предлагаю вам эту картину изобразить самим. Первым у нас проснулось солнышко, оно согрело своими лучами землю, и появилась зеленая травка. Потом зацвело дерево, и появились первые весенние цветы – подснежники.

Итог: какая замечательная весенняя картина получилась. От тепла и яркого света солнышка проснулась вся наша природа.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №10 «Алтынчеч» города Азнакаево Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан

Конспект занятия по формированию

лексико – грамматических средств языка

в подготовительной группе для детей с ФФН речи

по лексической теме «Весеннее пробуждение»

Составила: учитель – логопед I квалификационной категории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №10 Алтынчеч» города Азнакаево Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан

Конспект НОД по развитию грамматического строя речи “Путешествие в сказку” (подготовительная группа)

развитие лексико-грамматического строя речи, автоматизация звука Ш, закрепляем навык счета до 10

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по развитию грамматического строя речи “Путешествие в сказку” (подготовительная группа)»

Конспект НОД по развитию грамматического строя речи «Путешествие в сказку» (подготовительная группа)

Сабирова Роза
Конспект НОД по развитию грамматического строя речи «Путешествие в сказку»

«Согласование существительных с числительными. Автоматизация звука «Ш»

Цели: развитие лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

– автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложении, тексте.

– опознание звука [ш] в словах

– закреплять навык счета в пределах 10, правильно согласовывать имена существительные с числительными

развивать внимание, память, наблюдательность, мышление

развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

-уточнение и расширение лексического запаса;

-овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования, постижение смысла и многозначности слов;

развитие слухового внимания и зрительной памяти;

-овладение простыми и сложными видами звуко – слогового анализа и синтеза.

Оборудование: Нарисованные отдельно Аленушка и Иванушка, болото с кочками, поляна с цветами, река между берегов, картинки для физминутки, картинки со звуком (ш, предметные картинки на разные звуки.

1. Организационный момент.

Цель – введение в тему занятия, создание положительного настроя, пробуждение интереса к познанию новых звуков, а также коррекция психофизических функций.

2. Введение в тему

В одной красивой дерене жили мама папа дочка и сыночек. Однажды родители собрались в город на рынок и наказали дочери смотреть за братом. Заигралась Аленушка с подружками и забыла наказ родителей. Налетели гуси-лебеди злые да голодные и утащили братца Иванушку.

3.Заплакала Аленушка, но не растерялась. Быстренько собралась она в путь дорогу, брата спасть. Девочка она была смелая да бойкая. Бежит по дорожке и вдруг слышит шипение Ш-Ш-Ш.

Дети, повторите Ш-Ш-Ш.

Вы знаете,кто так шипит?

Оглянулась Аленушка,а там на пне змея лежит. И говорит змея:

-Спой мне Аленушка мою любимую песню, а я тебе дорогу покажу, куда унесли гуси-лебеди Иванушку.

-А вот такую: ша-ша-ша, шо-шо-шо, шу-шу-шу, ши-ши-ши.

Споем вместе дети? Ша-ша-ша, шо-шо-шо, шу-шу-шу, ши-ши-ши.

Пошла Аленушка дальше.

В имени Аленушка какой есть шипящий звук?- звук [ш]

В имени Иванушка какой шипящий звук? – звук [ш]

Правильно, ребята. Вот и нам с вами будет помогать звук [ш]. Давайте вспомним, как нужно чисто и красиво произносить звук этот звук.

Уточняем артикуляцию звука. Дети называют, что делают при произношении звука (Ш) губы, зубы, язык, определяют гласный или согласный звук.)

4. «Помоги Аленушке перейти болото»

Шла она шла и вдруг на пути – болото. (Нарисованное болото на листе бумаги с кочками) Нужно помочь ей перейти его. Аленушка будет прыгать с кочки на кочку только тогда, когда вы хлопните, а хлопать будете, когда услышите звук [ш]. (Логопед закрывает свой артикуляционный уклад листом бумаги, чтоб дети воспринимали звуки на слух)

Называется ряд звуков (Т-К-С-З-Ш-Ц-Ш-Ч-Щ-Ш-С-З-Ш)

5. «Поможем Аленушке выйти из леса»

Прошла Аленушка болото. И встал на ее пути лес. Заблудилась Аленушка в густом лесу. Стала смотреть по сторонам и вдруг заметила красивый цветок, подошла он поближе, а там целая поляна (дается картинка на которой поляна с цветами). Дети считают, сколько цветов на поляне). Воспитатель спрашивает: Сколько цветов на поляне? (дети дают свои ответы.) Пересчитываем цветы все вместе, называя правильно окончания. (Кто путает окончания, просим ещё повторить).

Налетел сильный ветер (показываем какой). Вдох носом и сильный выдох через рот- губы трубочкой. Сорвал он все лепестки с цветов. Давайте поможем цветам собрать лепестки. Детям раздаются трубочки – стебельки, на которых есть серединки цветка разного цвета и прищепки – лепестки. Нужно подобрать цвет серединки цветка и прищепки одинакового цвета, прицепить лепестки к серединке.) Сколько получилось лепестков?

Дети считают лепестки, называя цвет: – (Один красный лепесток. Два красных лепестка, и т. д. Следим за правильным окончанием слов).

Читайте также:  Индивидуальный план самообразования логопеда

Цветочки обрадовались, что к ним вернулись лепестки и решили выстроиться так, чтобы указать Аленушке дорогу из леса. На листе бумаги нарисована стрелка, которая указывает направление. (Сделаны дырочки, чтобы вставить цветы.)

6. «Построить мост»

Вышла Аленушка из леса и опять на пути преграда – река. (Рисунок реки между берегов)

Что нужно сделать чтобы перебраться через реку? (Дети:- мост)

– Правильно. Мост нам смогут построить только те слова, в которых есть звук [ш]

Дети получают картинки, из которых нужно выбрать только те, где есть звук [ш]. Теперь строим мост. Первой ставим те картинки, где звук находится в начале слова, потом в середине, а потом в конце. Назовем картинки по порядку. (Дети перечисляют названия картинок: первая, вторая и т. д.)

7. «Запомни и назови»

Туман закрыл все картинки, из которых построен мост. (Закрываем все белой тканью, либо белой бумагой). Дети по памяти называют картинки в нужной последовательности.

Прошла Аленушка по мосту сквозь туман. Реку перешла. Надо немного отдохнуть, чтобы набраться сил.

Воспитатель открывает наборное полотно, на котором рядами расположены картинки, например: два зайчика, три ежика, пять мячиков, шесть яблок, семь шариков. Дети считают предметы в первом ряду полотна, во втором и т. д. и ставят рядом с ними карточки с нужными цифрами (2, 3, 5, 6, 7).

Затем воспитатель предлагает детям встать и посмотреть на эти цифры.

Мы подпрыгнем столько раз,

сколько зайчиков у нас. (По знаку логопеда дети прыгают и считают свои прыжки)

Мы нагнемся столько раз,

сколько ежиков у нас. (Аналогично)

Мы присядем столько раз,

сколько мячиков у нас. (выполняем и считаем вслух)

Топнем ножкой столько раз,

сколько яблочек у нас. (выполняем и считаем вслух)

Потянулись столько раз,

сколько шариков у нас. (выполняем и считаем вслух)

Количество предметов в каждом ряду и, соответственно, движений можно варьировать по усмотрению педагога. Желательно физкультминутку проводить в темпе.

9. «Накорми Гусей»

Отправляемся с нашей Аленушкой дальше. Дорогу охраняют Гуси-Лебеди (Нарисованные Гуси-Лебеди)

Они злые и голодные. У них есть продукты, но всего по одному предмету, а их пять. Нужно превратить 1 предмет в 5 предметов, чтобы всем хватило. (Воспитатель называет один предмет, а дети изменяют слова, чтобы этих предметов стало пять)

На столе тарелка (пять тарелок)

В вазе конфета (пять конфет)

На тарелке котлета (пять котлет)

В печке пирожок (пять пирожков)

На столе яблоко (пять яблок)

Молодцы. Накормили Гусей, пропустили они Аленушку.

10. «Построим башню»

Скоро сказка сказывается да не скоро дело делается. Иванушка спрятан на верхушке скалы. Надо построить башню из кубиков, чтобы добраться до него. Я буду показывать вам картинки, а вы называете, когда этих предметов два и пять. За правильные ответы ставим кубики. Следим за произношением окончаний.

11. «Откроем дверь»

Поднялись на самую вершину, а там ворота резные закрыты. Чтобы открыть дверь, нужно произнести волшебные слова:

«тук-тук-тук» – дверь отопрись. Дети произносят хором. Дверь не открывается.

-Что же мы забыли сказать? Волшебное слово – пожалуйста.

Дверь открывается. И выходит наш Иванушка. (Нарисованный на картинке, или игрушка).

Обняла Аленушка братца Иванушку и пошли они домой.

12. Итог занятия.

Молодцы ребята! Помогли Аленушке пройти все испытания, чтобы спасти братца Иванушку.

Какие испытания мы выполняли вместе с Аленушкой и со звуком «Ш»? Какие больше всего запомнились? Какие задания показались вам интересными? Какое задание было самое трудное?

На этом наше приключение закончилось. Всем спасибо.

Организация НОД в подготовительной к школе группе по развитию лексико-грамматических средств языка

Автор: учитель – логопед

Урванцева Наиля Альбертовна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

“Детский сад № 160 комбинированного вида” Приволжского района города Казани

Цель: обогащение словаря по теме; развитие связной речи.

  • повторить виды транспорта.
  • воспитать дисциплинированность; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
  • повторить части автомобиля.
  • употребление существительных в Творительном падеже.
  • употребление в речи прилагательных и глаголов.
  • развитие слухового внимания.
  • развитие памяти и мышления.
  • развитие общей и мелкой моторики.
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

Оборудование: иллюстрации по теме; диск с песней «Часы» (Железнова Е.); призовые звездочки; рабочие тетради детей.

1. Организационный момент

а) Разминка «Самолет»

2. Основная часть

а) «Объявление темы занятия. Вводная беседа»

б) «Назови картинку»

Физкультурная минутка «Часики» Под музыку

г) «Кто, чем управляет?»

д) «Обведи картинку»

3. Итоги занятия

а) «Закрепление пройденного материала»

Выставление оценок

Домашнее задание

Ход занятия

1.Организационный момент:

а) Разминка «Самолет»

Руки в стороны – вразлет

Мах крылом туда, сюда

Делай раз и делай два.

2.Основная часть:

а) «Объявление темы занятия. Вводная беседа»

– Ребята, про что была наша разминка?

– А самолет это транспорт?

– Ребята, а какие еще виды транспорта вы знаете?

(Наземный, подземный, воздушный, водный)

– Сегодня мы поговорим о различных видах транспорта.

– А как вы думаете, для чего человеку необходим транспорт?

– А как вы думаете, чем приводится в движение транспорт?

– Ребята, большинство видов транспорта приводятся в движение с помощью бензина (машины, самолеты, корабли, служебные машины)

– А чем еще приводится в движение транспорт? Например, троллейбус или электрички, поезда?

(С помощью электричества)

– Какие это виды транспорта?

(Трамвай, троллейбус, поезд, электричка)

– А вот велосипед, кто приводит в действие?

(Человек сам приводит в движение велосипед)

– А сейчас давайте с вами посмотрим картинки и назовем, какие виды транспорта бывают.

б) «Назови картинку»

Сначала дети называют наземные виды транспорта, затем воздушные, водные, подземные и транспорт специального назначения. Параллельно логопед спрашивает у детей, для чего необходим тот или иной вид транспорта.

– А еще, ребята перед путешествием нам надо убедиться в том, что наш транспорт в полном порядке. Для этого нам нужно назвать части, из которых состоит транспорт.

Логопед демонстрирует детям, иллюстрации с частями нескольких видов транспорта.

– Ребята, посмотрите на картинки, и назовите, из каких частей состоит легковая машина.

Легковая машина – колеса, багажник, фары, руль, кабины, дверцы.

Грузовая машина – колеса, кузов, фары, руль, кабина, дверцы.

Корабль – палуба, корма, нос, каюты.

Самолет – крылья, кабина, хвост, нос, колеса.

Велосипед – руль, сидение, колеса, педали, рама.

Физкультурная минутка «Часики» Под музыку.

г) «Кто, чем управляет?»

– Ребята, а вы знаете, кто управляет тем или иным видом транспорта?

Кто управляет автобусом?

Кто управляет экскаватором?

А поездом или электричкой, кто управляет? (Машинист)

Самолетами и вертолетами, кто управляет?

Кто управляет мотоциклом?

Кто управляет велосипедом?

А кораблем или подводной лодкой? (Капитан)

д) «Обведи картинку»

Логопед раздает детям листы с заданиями. Дети обводят картинки по точкам.

3.Итоги занятия.

а) «Закрепление пройденного материала»

Конспект НОД в старшей группе на тему

Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы. Это конспект познавательного направления, знакомящий детей с разнообразием головных уборов.

  • Формирование осознанной привычки заботиться о своём здоровье;
  • Обобщение и уточнение представлений детей о головных уборах, их предназначении;
  • Формирование интереса к разнообразию головных уборов, истории их возникновения, предназначению и национальной принадлежности;
  • Формирование интереса к людям различных профессий и их форменным головным уборам;
  • Активизация речи детей, формирование умения аргументировать свои ответы;
  • Развитие коммуникативных умений, поощрение полных, развернутых ответов детей;
  • Расширение кругозора детей и развитие познавательного интереса к процессу изготовления и оформления шляпок-сувениров;
  • Развитие мелкой моторики рук
  • Закрепление знаний детей о цифрах.

Методы и приемы: сюрпризный момент, игровой, наглядный, вопросы к детям.

Материалы и оборудование:

Головные уборы (кепка-бейсболка, шляпа, меховая шапка, панама, косынка, бескозырка, берет); картины с изображением людей разных профессий (летчик, повар, врач, строитель, моляр); игрушка Буратино, цветное тесто.

Дети входят в группу под музыку «Песенка о доброте», встают полукругом

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться:

«Доброе утро, доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам,

И каждый становиться добрым, доверчивым Пусть доброе утро длиться до вечера!»

Ребята, давайте мы улыбнемся друг другу, поздороваемся с нашими гостями,

Скажем вместе, дружно: «Всем, всем доброе утро!»

Посмотрите, сколько вокруг добрых и улыбчивых лиц. А как вы думаете, где живет доброта? (В нашем сердце.)

Сердце – это один из самых главных органов человека, его еще называют «мотором» нашего организма, потому что оно работает, не останавливаясь ни днем, ни ночью. А как Вы думаете, какой орган называют «командиром» нашего организма? (мозг) В какой части тела находиться мозг? (В голове.)

Разумный человек всегда заботиться о своем здоровье, подумайте и скажите, а как люди защищают своего «командира» от вредных воздействий, например от холода? (Надевают шапку, чтобы не случилось переохлаждения головного мозга, от которого человек может заболеть.)

Вы знаете, совсем недавно я узнала, что слово «шапка» в переводе с французского языка обозначает. покрышка. Какое точное название, действительно, надевая шапку человек, как бы покрывает голову. Скажите, а какую покрышку вы носите на своей голове?

Дидактическая игра «Кто больше назовет головных уборов».

Молодцы, как много разных головных уборов вы знаете, а сейчас я предлагаю вам посмотреть на выставку головных уборов (дети рассматривают экспонаты)

Воспитатель: Назовите № моделей, которые люди носят зимой?

Дети называют: №, воспитатель откладывает названные модели. Воспитатель: Ребята, попробуйте определить, из какого материала сделаны зимние головные уборы и почему? (Воспитатель уточняет ответы детей, потому что эти материалы хорошо удерживают тепло.)

А как вы думаете человеку, какой профессии принадлежит головной убор под № 5, №2, № 1 (летчику, повару; медсестре) как можно назвать- все эти головные уборы? (профессиональные головные уборы).

Посмотрите направо и скажите, в какое время года, можно носить эти головные уборы?

Дети: Это летние головные уборы.

От чего они защищают человека (от палящих лучей солнца, перегревания головы).

Посмотрите, как называются головные уборы расположенные слева от вас? (шляпы или шляпки). Как вы думаете, для чего нужны, такие головные уборы? (недоуменно, от мороза они не спасут, от солнца не защитят).

Дети: Для красоты, для праздника.

Звучит музыка, раздается стук в дверь (появляется Буратино, дрожит).

Посмотрите, кто к нам пришел в гости?

Дети: Буратино!

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, Буратино так замерз, что даже слова вымолвить не может. Буратино, какой же ты неразумный, разве можно в такую погоду ходить в такой легкой одежде и в бумажном колпачке? Ты что не знаешь как нужно одеваться зимой? (Делает вид, что прислушивается.)

Ребята, Буратино говорит, что он со своими сказочными друзьями попал в беду. В сказочном королевстве был бал, все веселились, танцевали, но вдруг началась страшная буря, налетел сильный ветер и сорвал с них головные уборы и все перепутал, а еще злая ведьма их всех заколдовала и они никак не могут вспомнить где чей. А без своих шапочек, колпачков и шляпок они не могут вернуться в свою сказку? Теперь никто и никогда не сможет прочитать ни одной сказки. Что же делать? Может, вы сможете им помочь? Подходите скорее сюда, давайте вспомним, какой головной убор носит Красная шапочка? Доктор Айболит.

Читайте также:  Инклюзия в образовании - Эссе на тему Мир без барьеров и границ

Дидактическая игра «Найди головной убор сказочному герою».

Воспитатель: Беги же скорей Буратино к своим друзьям, а то совсем простудишься! И будь благоразумным, одевайся теплей.

Молодцы ребята, быстро справились с заданием, сразу видно, что у вас доброе сердце, не оставили своих любимых сказочных героев в беде.

А теперь пришла пора поиграть нам детвора, а организовать веселую игру нам помогут вот эти замечательные шляпы. Может быть, кто-нибудь из вас знает, как они называются? (Вьетнамки, такие шляпы носят во Вьетнаме, они защищают от солнца, и сделаны из листьев пальмы высушенных на солнце.)

Подвижная игра «Меткий вьетнамец»

Задание: забросить в шляпу шарики.

Воспитатель: Да, если у тебя есть шляпа, то скучно точно не будет! А вот в старину, с помощью шляпы решались очень серьезные дела. Например, в суде, если судья не мог разрешить конфликт двух спорщиков, то в шляпу бросали бумажки, где были написаны имена споривших и какую доставали

первой, тот и считался правым. С тех пор в народе говорят «Дело в шляпе», когда точно уверены, в своей победе.

А сейчас я хочу проверить, умеете ли вы отгадывать загадки? Точно? Чтоб шахтеру под землей работать без опаски,

Он спускается в забой,

Конечно, только в. (Каске.)

Свой лесной уютный домик,

Запирая на крючок,

Погулять уходит гномик,

Всегда надеваем мы Вместе с футболкой Спортивную кепку

Он есть у танкиста и есть у пилота – У всех, кто опасною занят работой.

И облачаясь в тяжелые латы,

Всегда надевал его рыцарь когда-то.

Там, где солнце, хлопок, дыни,

Носят все ее поныне.

Шапочку назвать сумей-ка – Вся в узорах.

Меня на голову надень И бегай в самый жаркий день,

А снимешь- недовольна мама.

Я – шапка летняя .

Чтоб мои не мерзли уши, стану мамочку я слушать и надену не спеша я «Что-то» теплое с ушами!

А про «что-то» кто-то знает?

И загадку отгадает?

С шапочкой длинной, такой боевой,

Конечно, не раз мы встречались с тобой.

Солдату любому она, как подружка,

И лихо он носит ее на макушке.

Воспитатель: Молодцы, все оказались правы. Какая замечательная вещь – шляпа, с ней можно и повеселиться, и поиграть, и решить серьезные дела, правда? Я предлагаю вам в память о нашей встрече слепить миниатюрные шляпки – сувениры, согласны? Тогда занимайте свои места.

В гости к пальчику большому,

Приходили прямо к дому.

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

Сам мизинчик малышок,

Постучался на порог!

Воспитатель: как вы думаете, что такое миниатюрная шляпка? (это шляпка маленьких размеров)

Славная, милая шляпа на крошку, – Можно ее положить на ладошку.

Тольку Дюймовочке впору она.

Шляпка как раз для нее создана.

Лепка шляпок из цветного теста по представлению (звучит музыка «Упала шляпа»).

Ребята, мы сегодня с вами говорили о разнообразных головных уборов, об их предназначении, скажите, для чего они нужны людям?

Дети: Для защиты от ветра, дождя, солнца, холода, от ударов. Они помогают человеку сохранять его здоровье.

Воспитатель: Буратино просил меня передать вам вот эту коробочку, интересно, что там? (Открывают коробку, там пусто.) Ой, надо же сказать волшебные слова: Рекс, пеке, фекс (у коробки двойное дно, достают чупа- чупсы). Я желаю вам крепкого здоровья, удачи и всего самого наилучшего.

Звучит музыка «Хорошо шагать по свету с карамелькой за щекой».

Тема: «Путешествие в страну головных уборов»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Данное путешествие ознакомит детей с видами головных уборов.

Скачать:

ВложениеРазмер
stsenariy_.docx20.77 КБ
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx2.07 МБ
smayly.docx156.08 КБ
zvezdochki.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Путешествие в страну головных уборов»

Цель: Развитие познавательного интереса детей.

-познакомить детей с разнообразием головных уборов,

– формировать представление о видах головного убора в соответствии временем года,

-совершенствовать умение детей различать головные уборы разных профессий,

-учить активно, использовать обобщающее выражение «Головные уборы»,

– поддерживать и выражать собственную оценку воспринимаемого, не навязывая им мнение взрослого.

-воспитывать бережное отношение к головным уборам,

-умение слушать друг друга,

-оценивать свои знания, знания своих товарищей,

– развивать память, мышление, диалогическую речь, восприятие, зрительное внимание.

Материалы и оборудование к совместной непрерывной образовательной деятельности :

-презентация о головных уборах героев сказок,

-картинки с изображением головных уборов,

– головные уборы (кепка-бейсболка, шляпа, меховая шапка, панама, косынка, бескозырка, берет),

-картины с изображением людей разных профессий (полицейский, повар, врач),

сказочный персонаж –Буратино.

Методы и приемы :

– игровой, наглядный, вопросы к детям, сюрпризный момент.

– отгадывание загадок о головных уборах,

-рассматривание картинок с изображением головных уборов,

-аппликация: «Украсим шапочку»,

– беседа на тему : «Из каких материалов делают головные уборы?».

Работа с родителями :

– выставка «Все дело в шляпе». Родители приносят шляпы, которые сделали своими руками, вместе с детьми. Материал используется на усмотрение родителей.

Примерный ход совместной непрерывной образовательной деятельности:

Воспитатель, после того, как пришли гости, привлекает внимание детей – колокольчиком.

-Мы очень любим, когда к нам приходят гости. Каждое утро мы говорим друг другу: «Здравствуйте», «Доброе утро». Тем самым мы желаем здоровье, чтобы весь день у нас был добрым, удачным, чтобы настроение было хорошее. Давайте скажем эти волшебные слова нашим гостям.

-Посмотрите, сколько вокруг добрых и улыбчивых лиц. А как Вы думаете, где живет доброта?

-Сердце – это один из самых главных органов человека, его еще называют «мотором» нашего организма, потому что оно работает, не останавливаясь ни днем, ни ночью.

– Как Вы думаете, какой орган называют «командиром» нашего организма?

-В какой части тела находиться мозг?

-Разумный человек всегда заботиться о своем здоровье, подумайте и скажите, а как люди защищают свою голову от неблагоприятных природных явлений (дождь, снег, солнце,….)

-Вы знаете, совсем недавно я узнала, что слово «шапка» в переводе с французского языка обозначает. покрышка.

-Скажите, а какую покрышку Вы носите на своей голове?

(Воспитатель ожидает реакцию детей)

-Молодцы, как много разных головных уборов Вы знаете. А сейчас я предлагаю Вам посмотреть на выставку головных уборов.

Выставка делится на три части: – Зимние головные уборы; – Профессиональные головные уборы; – Летние головные уборы.

-Ребята, назовите цвет звездочки, которые люди носят зимой?

Воспитатель откладывает названные модели

– Ребята, попробуйте определить, из какого материала сделаны зимние головные уборы?

– Почему Вы так думаете?

-Как Вы думаете человеку, какой профессии принадлежит головной убор под:

-Как Вы догадались?

– Как можно назвать – все эти головные уборы?

-Посмотрите направо и скажите, в какое время года, можно носить эти головные уборы?

От чего они защищают человека?

-Посмотрите, как называются головные уборы расположенные слева от Вас?

– Как вы думаете, для чего нужны, такие головные уборы?

Звучит музыка, раздается стук в дверь (появляется Буратино и дрожит).

-Посмотрите, кто к нам пришел в гости?

-Ребята, посмотрите, Буратино так замерз, что даже говорить не может, как Вы думаете почему?

А Буратино видимо это забыл. Мы ему напомним?

Как Вы определили, что сейчас поздняя осень?

Буратино пытается что-то сказать, но у него не получается, грустит.

Воспитатель прислушивается к Буратино и сообщает все детям.

– Ребята, Буратино со своими сказочными друзьями попал в беду. В сказочном королевстве был бал, все веселились, танцевали, но вдруг началась страшная буря, налетел сильный ветер и сорвал с них головные уборы и все перепутал, а еще злая ведьма их всех заколдовала и они никак не могут вспомнить, где чей. А без своих шапочек, колпачков и шляпок они не могут вернуться в свою сказку? Теперь никто и никогда не сможет прочитать ни одной сказки. Что же делать? Может, Вы сможете нам помочь?

Воспитатель: – Подходите скорее сюда, давайте вспомним, какой головной убор носит Красная шапочка? Доктор Айболит.

Дидактическая игра «Найди головной убор сказочному герою» (Презентация)

-Беги же скорей Буратино к своим друзьям, а то совсем простудишься!

-Молодцы ребята, быстро справились с заданием, сразу видно, что у вас доброе сердце, не оставили своих любимых сказочных героев в беде.

-Ребята, Вы устали?

-А теперь пришла пора поиграть нам детвора, но у меня есть только шарики и шляпа. Как Вы думаете, что можно придумать с ними и весело отдохнуть?

Задание: забросить в шляпу шарики.

– Какая замечательная вещь – шляпа, с ней можно и повеселиться и поиграть, правда?

-Я предлагаю Вам в память о нашей встрече сделать миниатюрные шляпки – сувениры, согласны?

– Вы знаете, что такое миниатюрная шляпка?

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

(Медленно сближают ладони.)

Рыбка спинку изогнула,

(Снова изображают, как плывет рыбка.)

Крошку хлебную взяла.

(Делают хватательное движение обеими руками.)

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

(Звучит спокойная музыка)

– Ребята Вы молодцы.

-Такие замечательные шляпки у Вас получились.

-Ребята, Вам понравилось, чем мы сегодня занимались?

-Вы что-то новое узнали для себя?

-Вы поделитесь знаниями с родителями?

– Вы сегодня замечательно поработали. Молодцы!

– Как Вы думаете, кто сегодня нас удивил своими знаниями?

Воспитатель отмечает смайликом красного цвета ребят, которых выбрали дети. Остальные дети получают смайлики желтого цвета.

– Для Вас у меня есть ещё один маленький сюрприз, только нам надо встать в центр, а я позову на помощь кого-нибудь из взрослых. Мы наденем нашу волшебную шапку-невидимку, которая исполняет все желания.

Воспитатель и помощник накрывают детей шапкой- невидимкой.

– Это волшебная шапка-невидимка передала вам привет от Буратино.

Дети занимаются самостоятельной деятельностью в центрах активности.

Ссылка на основную публикацию