Организация ННОД учителем-логопедом в условиях реализации ФГТ

Организация коррекционной работы учителя-логопеда в формате ФГТ

Организация коррекционной работы учителя-логопеда в формате ФГТ

учитель – логопед МБДОУ д/с № 45

комбинированного вида Пальмова В.Н.

Сегодня дошкольное образование и обеспечение равных стартовых возможностей детей для обучения в школе рассматриваются, как необходимые предпосылки общедоступности качественного общего образования. Наше дошкольное учреждение посещают дети с нарушением зрения. Содержание коррекционной работы в нашем дошкольном учреждении в соответствии с федеральными государственными требованиями дошкольного образования направлена на создание системы комплексной помощи детям с нарушением зрения в освоении основной образовательной программы дошкольного образования. Коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении ОПДО.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Основное направление коррекционной работы в соответствии с ФГТ: обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей и оказание помощи воспитанникам с нарушением зрения в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.

Цель коррекционно – логопедической работы – возможность освоения детьми с нарушением зрения основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция в общеобразовательном учреждении. Планируемые итоговые результаты усвоения Программы едины как для общеразвивающих групп, так и для детей с нарушением зрения. Коррекционная работа в соответствии с ФГТ направлена на создание системы комплексной подготовки детей к обучению в школе.

В связи с этим логопедическая работа с детьми с нарушением зрения направлена на решение задач:

1. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

2. Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры слова и фонематического восприятия);

3. Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;

4. Развитие навыков связной речи.

Программа коррекционной работы для детей с нарушением зрения направлена на реализацию задач:

1. Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

2. Определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

3. Разработка и реализация плана индивидуальной логокоррекционной работы у ребёнка с нарушением зрения в ДОУ и семье. Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно – речевой работы с детьми с нарушением зрения в соответствии с их индивидуальными и групповыми планами;

4. Оценка результатов помощи детям с нарушением зрения и определение степени их речевой готовности к школьному обучению;

5. Создание условий, способствующих освоению детьми с нарушением зрения основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении.

6. Осуществление индивидуально ориентированной психолого – медико – педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом индивидуальных возможностей особенностей детей (в соответствии рекомендациями ПМПК);

7. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с нарушением зрения по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам;

Принципы коррекционной работы для детей с нарушениями зрения.

Одним из принципов коррекционной работы является её превентивная направленность, которая решает задачи опережающего характера для предупреждения появления отклонений в психофизическом развитии детей с нарушением зрения. Успешность реализации превентивной роли коррекционной работы во многом зависит от раннего выявления детей с нарушением зрения, эффективности методов клинико-психологической диагностики и, соответственно, ранней и своевременной организации коррекционной помощи ещё в семье, а затем в условиях детского сада.

Другим является принцип пропедевтической роли коррекционной работы, который имеет большое значение для введения ребенка в различные виды деятельности: игру, непосредственно-образовательная деятельность, труд, экспериментирование, поисковую деятельность и другие. Пропедевтические курсы нужны, например, для введения ребенка в игру, когда его следует научить игровым, ролевым действиям, развить представления об окружающем мире для сюжетного обогащения игры.

Принцип преобразующей, трансформирующей роли коррекционной работы в формировании новых обходных способов ориентации в окружающей действительности, когда у детей появляются специальные знания, навыки и умения, основанные на перестроенном взаимодействии всех психических функций.

Принцип оптимальной информационной направленности коррекционной работы. Реализация данного принципа коррекционного воздействия основывается на информативной обеднённости познавательного процесса и имеющемся разрыве между ребенком и его окружением. Критериями доступности и целесообразности информационного обеспечения коррекционной работы является её адекватность потребностям ребенка с нарушением зрения.

Принцип единства педагога и ребенка, он включает в себя такие критерии, как:

– адекватность содержания психолого-педагогического воздействия состоянию и уровню психофизического развития ребенка с нарушением зрения;

оптимальная направленность коррекционной работы и её процессов на достижение объективно оправданных целей;

– обеспеченность практическим взаимодействием, приводящих ребенка к осознанию своих потенциальных возможностей.

Педагог внимательно изучает ребенка в процессе организованной деятельности, которая строится на основе его интересов, склонностей и психических возможностях. При этом педагогу важно использовать все способности ребенка, и это является принципиальной основой нормализации и стабилизации его психического развития.

Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

– диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с нарушением зрения, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого- медико – педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

– коррекционно- развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с нарушением зрения в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

– консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с нарушением зрения и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого- педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

– информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с нарушением зрения, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Коррекционно-логопедическая работа ведется по парциально используемым программам:

– Т.Б. Филичева, Г.В Чиркина « Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада».- Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» ;

– Г.А Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи »;- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под редакцией Л.И Плаксиной.

Коррекционно- развивающая работа включает:

– выбор оптимальных для развития ребёнка с нарушением зрения коррекционных программ/ методик и приёмов обучения в соответствии с его особыми потребностями;

– организацию и проведение специалистами индивидуальных и подгрупповых коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

– коррекцию и развитие высших психических функций;

– развитие эмоционально – волевой сферы и личностных сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;

– социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

– выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с нарушением зрения;

– консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально- ориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками;

– консультативную помощь в семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с нарушения зрения.

Информационно – просветительская работа предусматривает:

– различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные практикумы, информационные стенды, печатные материалы, СМИ, презентации, ЦОР). Направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – детям с нарушением зрения, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения. Благодаря комплексному воздействию на развитие речи дошкольников с нарушениями зрения, отмечается положительная динамика в коррекции речи у детей.

Коррекция речевых нарушений. Взаимодействие психолога и логопеда в НОД в условиях реализации ФГТ. Совместная статья Зубковой О. В. и Гаврилуца И. Р.

Необходимым условием реализации ФГТ является психологическое сопровождение воспитательно – образовательного процесса. При этом должно происходить тесное сотрудничество педагогического коллектива с узкими специалистами: педагогом – психологом и учителем – логопедом. Это общее взаимодействие должно быть направлено на совместную психолого – педагогическую программу помощи ребенку, реализацию или изменение методов образовательного процесса, поиск исходной причины воспитательно – образовательных затруднений, а так же выявления позитивных сторон в развитии ребенка и опоры на его сильнейшие стороны.

Задачи коррекционной работы проводимой логопедом и психологом ДОУ тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию психической деятельности ребенка. Это профессиональное взаимодействие предполагает привлечение специалистов к разрешению всех проблем возникающих в группе, тесное взаимодействие при планировании, предоставление специфической информации в области современной педагогики и психологии развития всем участникам педагогического процесса.

Речевая недостаточность у детей дошкольного возраста влияет на их общее развитие: тормозит формирование психических функций, ограничивает познавательные возможности, нарушает процесс социальной адаптации. И только комплексное взаимодействие на ребенка педагога – психолога и учителя – логопеда дает успешную динамику речевого развития и развития нервно – психической и познавательной деятельности.

Взаимодействие психолога и логопеда должно начинаться с обследования ребенка, которое направлено на раннее прогнозирование и оценку функционального развития ребенка (физического, психического и интеллектуального), а так же представление о состоянии его здоровья. Работа будет успешной только при обеспечении комфортного пребывания ребенка в ДОУ. Подобное обследование позволяет ответить на ряд вопросов:

  1. Есть ли у ребенка слабые звенья и факторы риска, которые требуют специальной компенсации или повышенного внимания специалистов и педагогов.
  2. Есть ли у ребенка сильные стороны, на которые можно опираться в ходе развития.
  3. Какой вариант обучения (программа, режим) будет в большей мере соответствовать особенностям и возможностям ребенка.
  4. Какие трудности в процессе обучения ребенка наиболее вероятны.
  5. Какие варианты компенсации и коррекции дадут наибольший эффект.

Такое обследование можно назвать интегральной диагностикой, которая позволяет развивать ребенка и обеспечивает разностороннее дальнейшее развитие: интеллектуальное, речевое, двигательное, функциональное и вообще развитие ряда интегративных функций.

Значительным и немаловажным фактором в комплексном обследовании специалистами ребенка является приобщение к этому процессу родителей. Пользуясь различными методами (анкетирование, беседы) можно получить от родителей большее количество информации необходимой для видения полной картины развития ребенка. Многие родители склонны к тому, что при понимании, что существует какая – то проблема они не пытаются вникнуть в суть и разобраться, чтобы помочь ребенку, а только напрасно раздражаются. Поэтому задача специалистов – приобщить родителей к полному разностороннему процессу и диагностики и развития, обеспечить их необходимой информацией, а главное показать пути дальнейших действий. Это позволит им увидеть ребенка с разных сторон, сделать работу специалиста более эффективной.

Из результата опыта предлагаемая совместная система заключает в себя чередование элементов и упражнений специалистами в непосредственно образовательной деятельности. В ходе этого чередования происходит многофункциональный характер, который ориентирован на успешную компенсацию психологических и речевых дефектов с учетом всего симптомокомплекса имеющейся недостаточности у ребят. Во время непосредственно образовательной деятельности используются такие приемы, как придумывание сказок, их драматизация, фантазирование по музыкальной композиции, пантомимические и ритмические загадки, создание психологических портретов героев в проблемных ситуациях, показ разных видов театров.

Читайте также:  Конспект логопедического занятия в старшей группе с ФФНР: Приключения звуков С и Ш

Примерная схема совместного проведения специалистами (учитель-логопед, педагог-психолог) непосредственно образовательной деятельности в ДОУ в группе компенсирующей направленности.

Коррекция речевых нарушений. Взаимодействие психолога и логопеда в НОД в условиях реализации ФГТ.
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

Необходимым условием реализации ФГТ является психологическое сопровождение воспитательно – образовательного процесса. При этом должно происходить тесное сотрудничество педагогического коллектива с узкими специалистами: педагогом – психологом и учителем – логопедом. Это общее взаимодействие должно быть направлено на совместную психолого – педагогическую программу помощи ребенку, реализацию или изменение методов образовательного процесса, поиск исходной причины воспитательно – образовательных затруднений, а так же выявления позитивных сторон в развитии ребенка и опоры на его сильнейшие стороны.

Задачи коррекционной работы проводимой логопедом и психологом ДОУ тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию психической деятельности ребенка. Это профессиональное взаимодействие предполагает привлечение специалистов к разрешению всех проблем возникающих в группе, тесное взаимодействие при планировании, предоставление специфической информации в области современной педагогики и психологии развития всем участникам педагогического процесса.

Речевая недостаточность у детей дошкольного возраста влияет на их общее развитие: тормозит формирование психических функций, ограничивает познавательные возможности, нарушает процесс социальной адаптации. И только комплексное взаимодействие на ребенка педагога – психолога и учителя – логопеда дает успешную динамику речевого развития и развития нервно – психической и познавательной деятельности.

Взаимодействие психолога и логопеда должно начинаться с обследования ребенка, которое направлено на раннее прогнозирование и оценку функционального развития ребенка (физического, психического и интеллектуального), а так же представление о состоянии его здоровья. Работа будет успешной только при обеспечении комфортного пребывания ребенка в ДОУ. Подобное обследование позволяет ответить на ряд вопросов:

  1. Есть ли у ребенка слабые звенья и факторы риска, которые требуют специальной компенсации или повышенного внимания специалистов и педагогов.
  2. Есть ли у ребенка сильные стороны, на которые можно опираться в ходе развития.
  3. Какой вариант обучения (программа, режим) будет в большей мере соответствовать особенностям и возможностям ребенка.
  4. Какие трудности в процессе обучения ребенка наиболее вероятны.
  5. Какие варианты компенсации и коррекции дадут наибольший эффект.

Такое обследование можно назвать интегральной диагностикой, которая позволяет развивать ребенка и обеспечивает разностороннее дальнейшее развитие: интеллектуальное, речевое, двигательное, функциональное и вообще развитие ряда интегративных функций.

Значительным и немаловажным фактором в комплексном обследовании специалистами ребенка является приобщение к этому процессу родителей. Пользуясь различными методами (анкетирование, беседы) можно получить от родителей большее количество информации необходимой для видения полной картины развития ребенка. Многие родители склонны к тому, что при понимании, что существует какая – то проблема они не пытаются вникнуть в суть и разобраться, чтобы помочь ребенку, а только напрасно раздражаются. Поэтому задача специалистов – приобщить родителей к полному разностороннему процессу и диагностики и развития, обеспечить их необходимой информацией, а главное показать пути дальнейших действий. Это позволит им увидеть ребенка с разных сторон, сделать работу специалиста более эффективной.

Из результата опыта предлагаемая совместная система заключает в себя чередование элементов и упражнений специалистами в непосредственно образовательной деятельности. В ходе этого чередования происходит многофункциональный характер, который ориентирован на успешную компенсацию психологических и речевых дефектов с учетом всего симптомокомплекса имеющейся недостаточности у ребят. Во время непосредственно образовательной деятельности используются такие приемы, как придумывание сказок, их драматизация, фантазирование по музыкальной композиции, пантомимические и ритмические загадки, создание психологических портретов героев в проблемных ситуациях, показ разных видов театров.

Примерная схема совместного проведения специалистами (учитель-логопед, педагог-психолог) непосредственно образовательной деятельности в ДОУ в группе компенсирующей направленности.

Этюды, игры, упражнения.

Закрепление речевого навыка

Показ предметных картинок.

Непосредственно образовательная деятельность

Развитие навыка связной речи.

Сказкотерапия, игры – фантазии, персказывание, чтение, придумывание (загадок, басен, сказок, небылиц), театрализованная деятельность

Педагог-психолог, учитель – логопед

Лексико – грамматические задания.

Игры и упражнения: «Составь предложение», «Назови ласково», «Что приготовим».

Итог непосредственно образовательной деятельности

Задания в виде вопросов.

Благодаря такой системе совместной работы улучшается качество образовательного процесса с детьми группы компенсирующей направленности, повышается эффективность развития, в частности, уровень подготовленности детей к обучению в школе. Подобный подход представляется перспективным, благоприятствующим становлению ребенка как языковой личности и ставит своей целью не столько формирование знаний, умений и навыков, а непосредственно развитие личности.

Отсутствие системы работы при традиционном обучении не дает возможности дошкольникам удовлетворить коммуникативную потребность и проявить творческую активность. Предлагаемая совместная система позволяет специалистам предоставить ребенку возможность самореализации, проявления своей индивидуальности посредством синтеза современных методов развития речи и личности дошкольника.

учитель-логопед, старший воспитатель

МДОУ «Центр развития ребенка –

детский сад №2» г. Валуйки

Скачать:

ВложениеРазмер
Совместная статья с педагогом – психологом20.05 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция речевых нарушений. Взаимодействие психолога и логопеда в НОД в условиях реализации ФГТ.

Необходимым условием реализации ФГТ является психологическое сопровождение воспитательно – образовательного процесса. При этом должно происходить тесное сотрудничество педагогического коллектива с узкими специалистами: педагогом – психологом и учителем – логопедом. Это общее взаимодействие должно быть направлено на совместную психолого – педагогическую программу помощи ребенку, реализацию или изменение методов образовательного процесса, поиск исходной причины воспитательно – образовательных затруднений, а так же выявления позитивных сторон в развитии ребенка и опоры на его сильнейшие стороны.

Задачи коррекционной работы проводимой логопедом и психологом ДОУ тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию психической деятельности ребенка. Это профессиональное взаимодействие предполагает привлечение специалистов к разрешению всех проблем возникающих в группе, тесное взаимодействие при планировании, предоставление специфической информации в области современной педагогики и психологии развития всем участникам педагогического процесса.

Речевая недостаточность у детей дошкольного возраста влияет на их общее развитие: тормозит формирование психических функций, ограничивает познавательные возможности, нарушает процесс социальной адаптации. И только комплексное взаимодействие на ребенка педагога – психолога и учителя – логопеда дает успешную динамику речевого развития и развития нервно – психической и познавательной деятельности.

Взаимодействие психолога и логопеда должно начинаться с обследования ребенка, которое направлено на раннее прогнозирование и оценку функционального развития ребенка (физического, психического и интеллектуального), а так же представление о состоянии его здоровья. Работа будет успешной только при обеспечении комфортного пребывания ребенка в ДОУ. Подобное обследование позволяет ответить на ряд вопросов:

  1. Есть ли у ребенка слабые звенья и факторы риска, которые требуют специальной компенсации или повышенного внимания специалистов и педагогов.
  2. Есть ли у ребенка сильные стороны, на которые можно опираться в ходе развития.
  3. Какой вариант обучения (программа, режим) будет в большей мере соответствовать особенностям и возможностям ребенка.
  4. Какие трудности в процессе обучения ребенка наиболее вероятны.
  5. Какие варианты компенсации и коррекции дадут наибольший эффект.

Такое обследование можно назвать интегральной диагностикой, которая позволяет развивать ребенка и обеспечивает разностороннее дальнейшее развитие: интеллектуальное, речевое, двигательное, функциональное и вообще развитие ряда интегративных функций.

Значительным и немаловажным фактором в комплексном обследовании специалистами ребенка является приобщение к этому процессу родителей. Пользуясь различными методами (анкетирование, беседы) можно получить от родителей большее количество информации необходимой для видения полной картины развития ребенка. Многие родители склонны к тому, что при понимании, что существует какая – то проблема они не пытаются вникнуть в суть и разобраться, чтобы помочь ребенку, а только напрасно раздражаются. Поэтому задача специалистов – приобщить родителей к полному разностороннему процессу и диагностики и развития, обеспечить их необходимой информацией, а главное показать пути дальнейших действий. Это позволит им увидеть ребенка с разных сторон, сделать работу специалиста более эффективной.

Из результата опыта предлагаемая совместная система заключает в себя чередование элементов и упражнений специалистами в непосредственно образовательной деятельности. В ходе этого чередования происходит многофункциональный характер, который ориентирован на успешную компенсацию психологических и речевых дефектов с учетом всего симптомокомплекса имеющейся недостаточности у ребят. Во время непосредственно образовательной деятельности используются такие приемы, как придумывание сказок, их драматизация, фантазирование по музыкальной композиции, пантомимические и ритмические загадки, создание психологических портретов героев в проблемных ситуациях, показ разных видов театров.

Примерная схема совместного проведения специалистами (учитель-логопед, педагог-психолог) непосредственно образовательной деятельности в ДОУ в группе компенсирующей направленности.

“Работа учителя-логопеда с детьми ОВЗ в условиях логопедического пункта в свете реализации ФГОС ДО”

В системе социальных отношений дошкольное образовательное учреждение является одной из опорных ступеней вступления ребенка с ОВЗ в общество. Поэтому первоочередной задачей педагогического коллектива дошкольной организации является разработка системы детоцентрированного инклюзивного образования детей с особыми возможностями здоровья, создание всех необходимых условий социализации и развития с учетом особенностей речевого, психомоторного, эмоционального, социального развития детей данной категории.В свете реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования (п.2.11.2), коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей, имеющих статус детей с ОВЗ.

«Работа учителя-логопеда с детьми ОВЗ

в условиях логопедического пункта ДОУ в свете реализации ФГОС ДО»

Мальцева Татьяна Владимировна,

высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад № 73»

В системе социальных отношений дошкольное образовательное учреждение является одной из опорных ступеней вступления ребенка с ОВЗ в общество. Поэтому первоочередной задачей педагогического коллектива дошкольной организации является разработка системы детоцентрированного инклюзивного образования детей с особыми возможностями здоровья, создание всех необходимых условий социализации и развития с учетом особенностей речевого, психомоторного, эмоционального, социального развития детей данной категории.

С целью осуществления коррекционной работы на базе нашей дошкольной образовательной организации функционирует логопедический пункт, который обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений.

В свете реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования (п.2.11.2), коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей, имеющих статус детей с ОВЗ. Разностороннее развитие воспитанником осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей и социальной адаптации.

Основными задачами логопедического пункта являются:

-своевременное выявление нарушений развития речи воспитанников;

-определение их уровня и характера;

-устранение разнообразных нарушений речи;

-профилактика более серьёзных нарушений речи у воспитанников, в том числе и нарушений письменной речи;

-консультативно-методическая для педагогов и специалистов, родителей (законных представителей) воспитанников.

В течение учебного года на логопедическом пункте проводится работа по следующим направлениям:

-взаимосвязь с другими участниками педагогического и коррекционно-развивающего процесса.

Работа учителя-логопеда в связи с переходом к процессу обучения воспитанников в условиях инклюзивного образования по своей структуре и функциональным обязанностям имеет отличительные особенности. Это связано в первую очередь с тем, что учитель-логопед на логопункте встраивается в образовательный процесс, а не идет с ним параллельно.
Работа специалиста строится с учетом внутреннего расписания непосредственной образовательной деятельности дошкольной образовательной организации. График работы и расписание НОД, в соответствии с СанПин 2.4.1-3049-13 утверждается заведующим МАДОУ “Детский сад № 73”.
На логопункт дети зачисляются и выбывают в течение учебного года, при этом одновременно у логопеда занимаются не менее 20 человек. Причем одновременно занимаются дети с различными речевыми заключениями (ФФНР при дизартрии, ОНР, логоневроз, сенсорная и моторная алалии и др.). У некоторых детей имеются сопутствующие нарушения (задержка психического развития, зрительная патология, проблемы в поведении и т.д.)
Все дети с ОВЗ, охваченные коррекционной логопедической помощью, имеют направления городской психолого-медико-педагогической комиссией, подтверждающей наличие у ребенка определенного речевого диагноза.

В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционно-развивающей работе, учитель-логопед, как и в случае с обычными воспитанниками, путем тщательного специального обследования выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик и заполняется речевая карта. На основе диагностики логопеда, совместно с другими специалистами, с учетом особенностей ребенка, составляется программа индивидуального развития, определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями.

В центре внимания логопедической работы все время остается наиболее пострадавший компонент речи. Так, например, при алалии – словарь, при тугоухости – фонематическое восприятие, при дизартрии – звукопроизношение и т. д.

В зависимости от этапов речевого развития логопед должен изменять свои целевые методические установки.

В связи с этим может использоваться модульное планирование.
Например, планирование коррекционно – развивающего обучения детей 6 -7 лет с ОНР–III уровня состоит из трех модулей:

1.Формирование фонетической стороны речи.

2.Совершенствование лексико-грамматических представлений.

3. Развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза, обучение грамоте.

4. Развитие когнитивных процессов детей дошкольного возраста: внимания, памяти, мышления.

5.Формирование коммуникативных навыков и умений.

Удобство данного подхода в том, что если ребенок с какой-то задачей справляется легко, то количество часов на изучение данной темы можно сократить, а для выполнения более сложной задачи увеличить. Благодаря чему больше внимания уделяется пробелам в развитии речи детей, сокращается процесс логопедического обучения.

Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и микро-групповые занятия. Наши занятия кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны 1-2 года обучения в зависимости от сложности речевого нарушения.

Добиться высоких результатов в логопедической работе позволяет:

•тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям;
•оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;
•компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала;
• использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия;
• использование компьютерных технологий и технических средств обучения и т.д.

Большинство дошкольников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать воспитанников, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.

Педагогические технологии:

Образовательная технология

Способы реализации

Способствует тому, что в процессе коррекционного обучения дети учатся выражать свои мысли, отвечать на вопросы правильно построенными предложениями, а также самостоятельно задавать вопросы уточняющего характера.

Информационно – компьютерного обучения

Использование компьютерных программ позволяет повысить интерес к логопедическим занятиям, поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме.

Предполагает учет задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

Основывается на том, что основными видами деятельности детей в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная, поэтому имеет смысл использовать такие игры, которые имеют выраженный моделирующий характер. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. В условиях логопункта возможно использование конструкторов, строительного материала, кубиков, мозаики для автоматизации и дифференциации звуков, для развития навыков пересказа и составления рассказов по построенным декорациям. Использование конструкторных технологий и мозаики, дает возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом, способствует эмоциональному подъему, что повышает результативность работы в целом, так как дети воспринимают занятие как игру.

Для детей, а особенно с ОВЗ, полезно включение в логопедическое занятие здоровьесберегающих технологий: методику В.Ф. Базарного; кинезиологию; фонетическую ритмикуи т.д.

Логопед, работающий на логопункте в условиях инклюзивного образования, учитывая специфику дефекта ребенка, работает в тесном взаимодействии с другими специалистами учреждения (музыкальным и физкультурным руководителями, врачами), родителями и воспитателями групп, регулярно информирует их о тех или иных проблемах, возникающих в процессе коррекционной работы.

Для успешного преодоления нарушений речи у детей важна взаимосвязь в работе логопеда с музыкальным руководителем. Важность развития у дошкольников правильного неречевого и речевого дыхания, чувства ритма, координации движений объединяет усилия обоих специалистов.
Совместная работа логопеда и инструктора по физической культуре осуществляется путём включения в физкультурные занятия упражнений, регулирующих физиологическое и речевое дыхание; синхронность речевого и неречевого выдоха, его плавность и длительность. При планировании занятий, инструктор по физической культуре учитывает состояние общей моторики детей, зачисленных на логопедический пункт .

Одновременно получая информацию о состоянии ребенка в данный момент от других специалистов, логопед корректирует работу соответствующим образом. Специалистами нашего дошкольного образования разработана и реализуется “Программа психомоторного развития ребенка”.

В тесном контакте должна вестись работа с воспитателями: разработаны единые перспективно-тематические планы, ведется “Тетрадь взаимодействия с воспитателями по коррекции речевых нарушений”, в которой на 2 недели планируется следующая коррекционно-развивающая работа: пальчиковая гимнастика, упражнения из образовательной кинесиологии, артикуляционная гимнастика, расширение лексической темы через выполнение игровых упражнений по ЛГ строю речи и индивидуальная работа на автоматизацию или дифференциацию поставленных звуков (заучивание стихотворений, проговаривание чистоговорок, скороговорок).

С целью привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка, а так же создания условий для сознательного включения родителей в коррекционный процесс, мною разработан план работы с родителями с включением в него системы логопедических тренингов с участием детей и родителей, реализация совместных проектов; “Дни открытых дверей”, ведется выпуск ежеквартального журнала “Логорадуга”, создание видео – дневников, фильмов, репортажей; индивидуальных тетрадей “Играем – речь ребенка развиваем”.

Благодаря использованию специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведения микро-групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития, а также тесной взаимосвязи в работе логопеда, родителей и всех педагогов, достигаются высокие результаты в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ.

Список используемой литературы:

1. Гаркуши Ю.Ф. Коррекционно – педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. – М., Сфера,2007.

2. Громова О.Е. Инновации – в логопедическую практику: Сборник статей. – М., Линка – Пресс,2008.

3. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М., 1991. 3. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону, 2001.

4. Куликова Т. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учеб пособие. – М.: Академия, 1999.

5. Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи. – М.,1993.

6. Сборник документов для учителей-логопедов логопедических пунктов ДОУ: Методические рекомендации/ Н.Н. Болясова, Е.В. Барановская, И.Л. Ваенская, Е.В. Мазанова, О.Ф. Фролова.- Самара: Изд-во МИР, 2009г.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт ДО, Москва 2014

Повышение квалификации:
Организация и содержание логопедической работы в условиях реализации ФГОС

Вид обучения: Заочно с применением дистанционных образовательных технологий

Выдаваемый документ: Удостоверение

Ближайший набор в группу: Февраль, Март

Поступить в институт КМИДО

Подавая заявку в КМИДО Вы получаете документ об образовании Краснодарского многопрофильного института дополнительного образования (НОЧУ ДПО).

Узнать минимальную стоимость

Обучение дистанционно

Удобная
рассрочка

Гарантия легитимности

Диплом в базе
ФИС ФРДО

Организация и содержание логопедической работы в условиях реализации ФГОС

Центр дополнительного образования предоставляет услуги по обучению в рамках данного курса.

В специально разработанную образовательную программу для данного курса входит полный перечень всех необходимых предметов.

Основной целевой аудиторией представляемой программы являются лица, которые получили среднее профессиональное образование или высшее образование. Среди педагогических сотрудников, получивших непедагогическое образование, очень актуальна проблема необходимости наличия профильного педагогического образования и профессиональных познаний.

Полная программа обучения слушателей «Организация и содержание логопедической работы в условиях реализации ФГОС» рассчитана на семьдесят два часа.

Блок 1. Общие вопросы

Что такое дистанционное обучение (ДО)?

Почему дистанционное обучение становится таким популярным?

  • Обучение с применением дистанционных образовательных технологий обеспечивает широкий охват аудитории.
  • Обучаться дистанционно может любой желающий, независимо от места его фактического нахождения.
  • Дистанционное обучение не привязано к месту проведения учебных занятий (зданию, учебной аудитории и пр.), обучение ведется в режиме онлайн по сети Интернет.
  • Экономия времени и финансовых ресурсов, без затрат на транспортные расходы, проживание и т.п.
  • И, главное, обучение возможно совмещать с любой другой деятельностью.

Дистанционное обучение, электронное обучение и E-Learning – это одно и то же?

Электронное обучение (e-learning) — это использование новых подходов к обучению, среди которых основной задачей является использование информационных технологий (ИТ) и Интернета.

Дистанционное обучение — более широкое понятие, которое включает в себя различные формы и виды. Основное его отличие — обучение буквально «на дистанции».

Форма обучения в Краснодарском многопрофильном институте дополнительного образования по дистанционным программам дополнительного профессионального образования заочная с применением дистанционных образовательных технологий в полном объеме.

Как развивается дистанционное обучение?

Сегодня обучающие программы, которые можно освоить в режиме онлайн, постепенно замещают очные и очно-заочные формы обучения. Все больше образовательных организаций по всему миру внедряют онлайн-обучение для удобства своих студентов.

Дистанционный формат позволяет строить учебный процесс более гибко, именно так, как удобно Вам!

Как организован процесс онлайн-обучения?

Образовательные программы разрабатываются в соответствии с профессиональными стандартами и квалификационными требованиями.

Студенты, прошедшие процедуру зачисления, формируются в отдельные группы по специальностям. Обучение ведется в режиме онлайн (с англ. on-line — интерактивный) по сети Интернет на нашем образовательном портале. Для прохождения обучения необходим персональный компьютер (либо другое компьютерное устройство) с доступом в Интернет.

Слушателям предоставляется ключ на образовательный портал и доступ к его ресурсам: материалам для ознакомления, видео-тренингам и вебинарам, интерактивным тестам и заданиям

Сегодня онлайн-бучение — это уникальная возможность самостоятельно получить дополнительные знания и улучшить профессиональные компетенции используя новейшие информационные технологии.

Дистанционная форма обучения идеально подходит активным и творческим личностям, работающим людям, молодым мамам, а также тем, кто живёт вдали от крупных городов.

Блок 2. Организационные вопросы дистанционного обучения

Какие сроки обучения предусматривает онлайн-обучение?

Нужно ли иметь какое-то образование, чтобы обучаться дистанционно? Если да, то какое?

Для переподготовки предполагается, что у слушателя есть базовое среднее профессиональное или высшее образование. В таком случае процесс обучения во время переподготовки затрагивает только профессиональные дисциплины, но не охватывает основные и обязательные для среднего профессионального и высшего образования в целом (т.е. историю, иностранные языки и пр.).

Что такое электронные курсы профпереподготовки?

Нужно ли приезжать в Центр для обучения или по организационным вопросам?

Что необходимо (оборудование, материалы), чтобы проходить обучение дистанционно?

Что такое контент?

Контентом называются цифровые учебники и записи лекций. Это – тексты и схемы, фотографии, изображения, видео. В настоящее время широко внедряются обучающие симуляторы и возможности построения виртуальной реальности на уровне информационных технологий.

Блок 3: Как проходят занятия

На основе каких информационных технологий и программ реализуется дистанционное обучение?

Какие формы занятий существуют в дистанционном обучении?

Второй тип занятий – это онлайн-мероприятия (вебинары, конференции) по заранее сформированным спискам участников, когда в одно время в одном виртуальном месте собираются студенты и педагоги, рассматривают вместе определённые вопросы. Такие занятия очень приближены к реальным аудиторным: Вы можете видеть и слышать преподавателя, общаться с коллегами, только все действия происходят на мониторе Вашего компьютера в режиме реального времени.

Для обучения необходимо постоянное подключение к сети Интернет?

Что такое вебинар?

Каким образом проходят самостоятельные занятия?

Как проводится тестирование?

Как выполнять практические работы?

Блок 4: Оформление документов

Как происходит процесс зачисления, какие необходимы документы?

Зачисление происходит следующим образом:

  1. Вы отправляете по электронной почте скан-копии:
    — копии паспорта (основной страницы и с данными о прописке/регистрации),
    — основного документа об образовании (диплом с приложениями),
    — свидетельства о браке (или справка об изменении данных, если меняли ФИО).
    Также нам необходимы будут скан-копии (их шаблоны Вам отправит их по запросу специалист образовательной организации):
    — заявления на поступление,
    — подписанного Вами договора об оказании образовательных услуг,
    — согласия на обработку персональных данных,
    — заявления,
    — согласия на отправку документа об образовании почтой. Или, по желанию, Вы можете лично приехать к нам в офис.»
  2. После регистрации договора специалист отправит Вам квитанцию с его присвоенным №-ом и указанием Ваших данных (ФИО).
  3. Сформированный пакет Ваших документов специалист передает в отдел обучения, формируется приказ о зачислении на обучение. На основании приказа формируется Ваш логин и пароль для доступа на образовательный портал к выбранной Вами программе обучения, о чем мы направляем Вам электронное сообщение на указанный Вами в заявлении e-mail.
  4. Если Вам необходим оригинал договора, то его заполненную и подписанную Вами форму в конверте необходимо отправить почтой (адрес указан в договоре). Подписанный с нашей стороны оригинал договора, а также оригинал справки о зачислении (предоставляется по запросу) мы также направим Вам почтой.

Особенности работы учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС до

Наталья Борисова
Особенности работы учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС до

«Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто жить, готовясь, в детстве не живет»

Наша действительность достаточно динамична и учителю-логопеду надо научиться взаимодействовать с изменяющимся миром, чтобы соответствовать этим переменам. Дошкольное детство проходит быстро и педагогам с родителями надо сделать это время более счастливым и ярким. Педагоги, работающие с детьми, выстраивают такие условия, в которых ребенок был бы окружен не только вниманием и любовью, но и чтобы рядом с ним были такие люди, которые смогли бы раскрыть его индивидуальность, свойственные только ему личностные качества. В системе дошкольного образования в последние годы произошли изменения: приняты новый «Закон об образовании в РФ», Федеральные Государственные Образовательные Стандарты дошкольного образования. Впервые в истории нашей страны дошкольное образование стало первым уровнем образования.

Стандарт дошкольного образования – это, своего рода, указание правил игры, в которых ребенок должен выиграть. Это условия развития ребенка, а не его обучения. Основная мысль ФГОС ДО заключается в поддержке разнообразия детства через создание условий развития способностей каждого ребенка. Каждый ребенок будет развиваться тем темпом, который характерен для него. Современные дети отличаются от нас, поэтому, все сложнее наладить взаимодействие ребенка с родителем, ребенка с педагогом, ребенка с обществом.

При разработке Стандарта учтены: особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.

Стандарт преследует следующие цели: обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения; сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.

Программа предполагает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.

Объём обязательной части Программы должен составлять не менее 60% от её общего объёма, а части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40%

ФГОС определяет 5 образовательных областей. Важно отметить, что речевое развитие выделено в отдельную образовательную область.

Необходимо подчеркнуть следующий факт: в данной образовательной области появился шестой пункт, говорящий о формировании звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Появились целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Поменялась целевая установка мониторинга. Его результаты могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: – индивидуализации образовательного процесса (создание индивидуального маршрута ребенка); – повышение эффективности коррекционной работы с детьми.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

– обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

– освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Во ФГОСе написано, что – «интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды» (п. 21). Развитие ребенка во всех его проявлениях неразрывно связано с речью. Следовательно, при наличии у ребёнка нарушений речи ему необходимо своевременно оказать помощь, предупредить негативизм, дать возможность освоить программу.

Главная цель работы учителя – логопеда – развитие речи детей дошкольного возраста. Работа учителя-логопеда включает в себя следующие принципы ФГОС ДО:

– создания развивающей образовательной среды;

учитель-логопед должен обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие; организации образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы ДО; – работать во взаимодействии с родителями детей и педагогами ДОУ; методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса, владении информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе;

– непрерывность профессионального роста учителя-логопеда;

– формирование взаимодействия учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста, которое основывается на индивидуальном подходе, учете зоны ближайшего развития ребенка, мотивационном подходе, доброжелательном отношении к ребенку;

– осознание того, что игровая деятельность ведущая в дошкольном возрасте;

– единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач;

разработка преемственности с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования.

Введены такие понятия, как: дети с ОВЗ – это физическое лицо имеющие недостатки в физическом или психическом развитии, подтверждённым ТМППК и препятствующие получению образования без специально созданных условий; инклюзивное образование – равный доступ к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; компетентность – педагогов, родителей, детей.

Действительно, готовность к изменениям, способность к решению нестандартных ситуаций, ответственность и самостоятельность в принятии решений – это характеристики деятельности успешного учителя-логопеда. Владение этими важными качествами невозможно без знания нормативной базы. Учителю-логопеду необходимо изучать разработанные нормативные документы, проводить анализ своей работы и вносить в неё необходимые изменения.

Обновление содержания работы учителя-логопеда реализуется в таких направлениях профессиональной деятельности, как диагностическое, коррекционно-развивающее, аналитическое, профилактическое и консультативно-просветительское, организационно-методическое, что обеспечивает комплексный подход к её организации в системе психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ОУ.

Поэтому, стандарт определяет новые требования к компетенции учителя-логопеда. Педагог – ведущая фигура реформирования образования.

Особые требования предъявляются к деятельности учителя-логопеда, задачами которого является ориентация на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учёт его психолого-возрастных и индивидуальных возможностей и склонностей, организация видов деятельности, стимулирующих речевое развитие, мышление, фантазию, сотрудничество с семьями воспитанников, непосредственное вовлечение их в образовательный процесс, оказание при необходимости консультативной и иной помощи.

Очевидно, чтобы процесс введения новых образовательных стандартов проходит максимально успешно, учитель-логопед должен повышать свой профессиональный уровень. Необходимо пересмотреть подход к работе: учиться по – новому готовиться к занятию, проводить его, оценивать результаты детей, взаимодействовать с родителями. Таким образом, можно сказать, что работа учителя-логопеда существенно изменяется.

1. Когда принят ФГОС ДО – от 17 октября 2013 г. № 1155

2. В каком году ФГОС вступил в силу? – 1 января 2014.

3. Что является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве? (игра)

4. Какая часть программы формируется участниками образовательного учреждения – 40%

5. Назовите образовательные области? – Их 5: познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое

6. К какой образовательной области относится знакомство с книжной культурой, детской литературой?

а) социально-коммуникативное развитие

б) познавательное развитие

в) речевое развитие

7. На что нацелен Стандарт ДО?

а) формирование знаний, умений, навыков;

б) формирование интегративных качеств личности;

в) целевые ориентиры дошкольного образования.

Фотоотчет «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС» Уважаемые коллеги! Рада поделиться с Вами очередной публикацией “Участие в семинаре “Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации.

Особенности социализации ребенка с ОВЗ в ДОУ в условиях реализации ФГОС Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной.

Особенности внеурочной деятельности на начальной ступени общего образования в условиях реализации ФГОС Глухушина Елизавета Сергеевна, студент 4 курса, направление 44.03.01 Педагогическое образование профиль бакалавриата «Начальное образование»,.

Актуальность взаимодействия учителя-логопеда и педагога–психолога в соответствии с ФГОС С введением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов решение задач развития детей предусматривается в четырех образовательных.

Проект «Нетрадиционные формы работы с родителями в условиях реализации ФГОС» (старший дошкольный возраст) Проект: Нетрадиционные формы работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДОУ подготовила : воспитатель МДОУ детский сад№12 «Березка».

«Развитие игровой деятельности дошкольника в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» (ФГОС ДО) В ноябре 2013г. вышел Приказ об утверждении ФГОС ДО, который вступил в силу с 1 января 2014г. Стандарт был разработан на основе Конституции.

Читайте также:  Формирование грамматического строя речи у детей средствами театрализованной деятельности по сюжету русской народной сказки ‘Маша и медведь’
Ссылка на основную публикацию