Организация ННОД учителем-логопедом в условиях реализации ФГТ

Конспект НОД в старшей логопедической группе ДОУ

Автор: Неткачева Елена Сергеевна, воспитатель МБДОУ “Детский сад комбинированного вида №34 Колокольчик”, г.Моздок РСО-Алания.
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей логопедической группы. Данный материал будет полезен учителям-логопедам и воспитателям логопедических групп.

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей логопедической группе «На помощь Белоснежке».

Задачи НОД:
– Закреплять умения детей в деление слов на слоги, определять местоположение звука в слове.
– Закреплять знания о различии гласных и согласных звуков.
– Совершенствовать грамматический строй речи, согласовывать числительные с существительными.
– Упражнять в умении производить звуковой анализ слов.
– Развивать мелкую и артикуляционную моторику, дыхание.
– Развивать внимание и память.
– Воспитывать отзывчивость, дружелюбие.

Оборудование: Письмо от Белоснежки, 7 ключей, буквы, картинки с иллюстрациями, карточка с «зашифрованным словом», карточки с недописанными буквами, зеркала на каждого ребенка.

Организационный момент:
Сядет на свое место тот, кто назовет первый звук своего имени.

Учитель-логопед: Ребята, к нам в группу пришло сегодня письмо. Сейчас я его прочитаю.

“Ребята, вам пишет Белоснежка из сказки ”Семь гномов”. Меня похитила злая Королева и заточила в каменный замок. Закрыла дверь на семь замков. Королева сказала, что отпустит, если вы выполните все задания. Заданий будет семь. За каждое правильно-выполненное задание даётся ключ. Если к концу занятия у вас будет семь ключей, то вы сможете освободить меня. Мне очень нужна ваша помощь.”

Учитель-логопед: Ребята задания будут трудными. Как вы думаете, справитесь с ними?
Перед тем как начнем спасать Белоснежку, надо набраться сил, сделать дыхательную и артикуляционную гимнастику.

Дыхательная гимнастика:
Вдох носом – выдох через рот (5 – 6 раз)

Артикуляционная гимнастика:
Качели
Маляр
Грибок

Учитель-логопед: Ну что, готовы, спасем Белоснежку?
Дети: Да.

Учитель-логопед: Вот и первое задание.

Задание №1
Учитель-логопед показывает буквы, дети называют их.
– Чем отличается буква от звука? (буквы мы видим и пишем, а звуки мы говорим и слышим.)
– Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
– Чем отличаются гласные звуки от согласных? (Гласные звуки мы можем пропеть, воздушная струя проходит свободно. Согласные звуки мы не можем пропеть, воздушная струя встречает преграду. Язык, зубы и губы.)
Молодцы, ребята, вы правильно ответили на все вопросы, и Королева вам дает первый ключ.

Задание№2
Дидактическое упражнение «Заколдованное слово».
Учитель-логопед: Ребята, Королева, заколдовала одно слово. Это любимое время года Белоснежки. Но чтобы нам его отгадать, придется постараться. Надо определить первый звук в словах, предметы которых изображены на карточке, и тогда мы узнаем какое слово заколдовала Королева.

Задания №3
Дидактическая игра «Незаконченная картина».
Прочитать слово, предварительно вставив пропущенную букву.
Какую букву пропустил художник?
Молодцы, вы справились и с этим заданием, и Королева дает еще один ключ.

Задание№4
Гимнастика для глаз:
Посмотрите на право, налево, вверх, вниз, поморгали.

Пальчиковая гимнастика.
На двери висит замок
(соединяем руки в замочек, переплетая пальцы)
Кто его открыть бы мог?
Покрутили,
(поворачиваем замочек, не расцепляя пальцев)
Потянули,
(раздвигаем ладошки в разные стороны, пальчики по-прежнему сцеплены)
Постучали,
(ладошки хлопают друг о друга, пальцы при этом остаются в замке)
И открыли!
(расцепляем пальцы)

Учитель-логопед: вот в наших руках оказался еще один ключик.

Задание№5
Дидактическое упражнение «Подарок Королеве»
У каждого ребенка карточка с картинками.
Ребенок: «Я подарю Королеве пять колец». «Я подарю Королеве три корзины» и т.д.
Учитель-логопед: Королева стала добрее и дает вам ключ.

Задание №6
Назови предмет словом и скажи сколько слогов в этом слове.
Учитель-логопед показывает детям иллюстрации с картинками. Дети делят слова на слоги.
Молодцы, вы справились с этим заданием, и получаете ключ.

Задание №7
А сейчас выполните задание «Жук-буквоед» (жук съел часть буквы, надо дописать её).
(У каждого ребенка индивидуальная карточка, после того как все выполнят задание, сравнивают с образцом.)

Коррекционная работа учителя — логопеда в условиях ФГОС

Статья о работе учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС.

Вся деятельность дошкольных образовательных учреждений направлена на реализацию ФГОС. Целью логопедической работы является своевременная диагностика, профилактика и коррекция речевых нарушений, препятствующих усвоению программного материала, повышение их речевой грамотности и активности. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности воспитанника. Ведущим видом деятельности дошкольника является игровая деятельность. Но для детей, имеющих различные речевые нарушения, главным видом деятельности является как игровая, так и коммуникативная. И целью общения с ребёнком в новых условиях ФГОС являлся не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней изменения в процессе коррекции и обучения. Вот это и раскрывает эта статья.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционная работа учителя — логопеда в условиях ФГОС »

Коррекционная работа учителя — логопеда в условиях ФГОС

Составила учитель-логопед Роготнева Н.И

МБДОУ «ЦРР-детский сад №38 «Золотой ключик»

Вся деятельность дошкольных образовательных учреждений направлена на реализацию ФГОС. Целью логопедической работы является своевременная диагностика, профилактика и коррекция речевых нарушений, препятствующих усвоению программного материала, повышение их речевой грамотности и активности. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности воспитанника. Ведущим видом деятельности дошкольника является игровая деятельность. Но для детей, имеющих различные речевые нарушения, главным видом деятельности является как игровая, так и коммуникативная. И целью общения с ребёнком в новых условиях ФГОС являлся не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней изменения в процессе коррекции и обучения.

Успешность коррекционно-развивающей деятельности в новых условиях ФГОС обеспечивается реализацией следующих принципов:

1. Единство диагностики и коррекции. Согласно этому принципу нами проводится обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определяются цели и задачи индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом мы осуществляем постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связных высказываний ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний.

2. Деятельностный принцип коррекции. На логопедических занятиях в начале занятия детям необходимо создать положительный настрой на восприятие и пробуждение интереса к познанию нового материала, а также на коррекцию психофизических функций. С этой целью проводятся в разных вариантах: элементы психотерапии, использование музыки, релаксационные, мимические и имитирующие упражнения и т.д. В интересной форме закрепляем лексико-грамматические категории, развиваем связную речь, упражняемся в правильном звукопроизношении, что помогает получить хороший опыт общения друг с другом и со взрослыми. Умело подобранная развивающая среда также способствует реализации этого принципа. В своей работе мы используем различные упражнения и задания, способствующие развитию памяти, внимания, логического мышления.

3. Комплексность методов психологического воздействия.

Этот принцип позволяет нам использовать в обучении и воспитании детей с ОНР всё многообразие методов, приемов, средств. К их числу можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции в последние годы наибольшее распространение и признание. Мы применяем такие методы игровой коррекции, как пальчиковая гимнастика, Су – Джок терапия, рисование манной крупой, кодирование слов «Шифровка», пальчиковые шаги для развития мелкой моторики. Через методы и приемы, направленные на саморегуляцию на протяжении всего занятия, начиная с оргмомента и до подведения итога занятия, мы стараемся добиться способности адекватно откликаться на эмоциональные переживания близких людей, сопереживать значимым персонажам произведений искусства; формировать умение использовать выразительные средства для передачи эмоций и чувств; совершенствовать развитие эмоционального восприятия окружающего мира

5. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.

С этой целью проводится консультирование родителей по вопросам состояния речевых навыков воспитанников, содержания логопедической работы, её результативности, закрепления результатов в домашних условиях.

Учет обозначенных принципов дает возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности. Кроме того, их учет позволил обеспечить комплексный подход к устранению у детей общего недоразвития речи.

Коррекция и развитие определяются следующими направлениями (подбираются в зависимости от структуры речевого дефекта):

1. Коррекция речевых нарушений:

развитие артикуляционной моторики, совместные движения артикуляционного аппарата и кистей рук (биоэнергопластика);

развитие паралингвистических средств общения (просодии) и свойств голоса;

развитие речевого дыхания;

развитие и коррекция фонематических процессов;

формирование и обогащение словарного запаса, лексическая работа;

формирование и развитие грамматического строя речи;

развитие связной речи.

2. Коррекция неречевых процессов:

развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, произвольности и мотивации);

развитие общей и мелкой моторки;

развитие регуляции (в том числе и действий саморегуляции);

развитие зрительно-пространственных функций;

Педразвитие

Автор: Бекшаева Галина Михайловна
Должность: логопед
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 3
Населённый пункт: г. Ленск, Р (СЯ)
Наименование материала: проект программы
Тема: “Внеурочная деятельность в логопедической работе”
Дата публикации: 09.02.2018
Раздел: среднее профессиональное

Внеурочная деятельность учителя – логопеда

в общеобразовательной школе.

Бекшаева Галина Михайловна,

учитель-логопед высшей категории МБОУ СОШ № 3

с углубленным изучением английского языка

рассматривается значение внеурочной деятельности для развития и коррекции речи

ребенка-логопата. Разработана программы по научно – познавательному направлению

для обучающихся 1 – 4 классов.

Успешное овладение знаниями в начальной школе невозможно без интереса

детей к учебе. А отклонения в речевом развитии вообще препятствуют формированию

взаимодействие с окружающими людьми и нередко откладывает отпечаток на его

характер. Дети с речевыми недостатками становятся молчаливыми, застенчивыми,

раздражительными. Если такие школьники не получают комплексной коррекционной

помощи, они пополняют ряды отстающих школьников, окончательно теряя интерес к

учебной деятельности. В дальнейшем они не смогут успешно реализовать себя как

личность в современном обществе.

Основная цель коррекционно-образовательного процесса – развитие личности

путем создания равновесия в самосознании, деятельности и общении ребенка. Для ее

достижения следует, прежде всего, изменить условия, в которых у него проявились

проблемы; обеспечит индивидуально приемлемую среду развития и социализации,

адаптировать ее применительно к индивидуальным особенностям ребенка, создать в

Внеурочная познавательная деятельность обучающихся начальных классов с

викторин, занимательных проектов, творческих недель, дидактических игр, настольных

Учитель-логопед в общеобразовательной школе проводит большую внеклассную

работу. Организует и проводит школьные олимпиады по русскому языку и чтению,

предметные декады по окружающему миру, русскому языку, литературному чтению.

Организует и проводит школьные конкурсы стихов, посвященные различным темам,

прогулка», «Суперчитатель года», «Логоматематика» и др. Дети готовят рефераты,

презентации, участвуют в НПК «Я – исследователь». Логопед готовит и проводит

Занятия и мероприятия, проектные логопедические недели проводятся во

внеурочное время в виде комплексно-тематических и развлекательно-игровых методик

Дети разучивают стихи, скороговорки, чистоговорки, отгадывают загадки. На таких

занятиях развивается память, формируется внимание и мышление.

В логопедической внеурочной деятельности можно выделить такие формы

работы, как присутствие педагогов и родителей на проводимом учителем-логопедом

мероприятии в качестве зрителей. Это дает им возможность оценить и обобщить

речевые возможности своего ребенка, продумать дальнейшие методы и активные

формы коррекционной работы. Учителя и родители могут также принимать участие в

подготовке таких мероприятий.

произносительные возможности детей-логопатов. Речевой материал отрабатывается на

логопедических занятиях, а родители закрепляют эти навыки дома. Таким образом,

влияют на эмоциональную окраску речи детей, раскрепощают школьников в общении,

преодоления речевых нарушений усвоению и закреплению полученных знаний.

Кроме массовых логопедических мероприятий проводятся занимательные игры,

радугу» для учащихся 1 классов. Для 2 – 4 классов проводятся игры посложнее:

«Орфография с секретом», компьютерные игры: «Рифмованные миниатюры», «Ребусы,

кроссворды», «Звуковые загадки» и др.

Большое значение во внеурочной логопедической работе имеет проведение

Читайте также:  Последовательность работы над предложением с детьми, имеющими ОНР 2 и 3 уровней

занимательной логопедии «Родное слово». Цель программы «Родное слово» – это

расширить, углубить и закрепить у младших школьников с недостатками в речевом

развитии знания по русскому языку на разных ступенях обучения. Развить интерес к

родного языка, развитие мотивации к изучению, развитие творчества, расширение

исследовательской работе. Учить организации личной и коллективной деятельности.

занимательности, научности, доступности, связи теории с практикой, индивидуального

подхода к логопатам с учетом их способностей.

В отличии от коррекционных логопедических занятий, занимательная логопедия

позволяет меньше писать и много говорить.

Программа «Родное слово» предусматривает различные формы проведения

раздаточных речевых материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов,

ребусов. В каждом занятии прослеживаются три части познавательной деятельности:

игровая, теоретическая, практическая.

Программа предусматривает современные методы, приемы и технологии, такие как

сотрудничество, коммуникативная, работа в парах и группах, здоровьесберегающая,

системно – деятельностный подход. Выбор технологий обусловлен необходимостью

дифференциации и индивидуализации обучения в целях

Программа занятий «Родное слово».

Раздел: внеурочная деятельность по научно – познавательному направлению для

обучающихся 1 – 4 классов (логопедический аспект).

Пояснительная записка.

Приоритетной целью российской системы образования является развитие

учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится

центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный

государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане

раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.

Развитие речи – одна из важнейших задач воспитания и обучения детей в

звуковой стороны речи ребенка, то есть правильного произношения звуков, увеличения

Интеллектуальное воспитание детей с недостатками в речевом развитии неразрывно

связано с их правильно поставленной речью.

Современная система логопедической поддержки обучающихся начальной

Организация коррекционно-развивающей деятельности на логопедических занятиях,

как особой формы активности ребенка-логопата тесно связана с проблемой развития

грамматический строй), а так же умений и навыков свободно и адекватно пользоваться

этими средствами в целях общения.

Программа коррекционно – развивающей логопедической работы составлена

в соответствии с ФГОС и направлена на реализацию системы логопедической помощи

детям с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы

адаптацию. В данную программу включена и работа по внеурочной деятельности,

недостатков как устной, так и письменной речи.

Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному

логопедия) разработана с целью:

Создания условий для формирования у детей мотивации к изучению русского

языка и литературного чтения, развития интеллектуальных и творческих

способностей, оказания помощи в освоении общеобразовательных программ,

коррекции дефектов устной и письменной речи.

Настоящая программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с

Законом «Об образовании в РФ», законодательными нормативными документами:

Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 декабря 2009 года № 373,

утверждении и введение в действие ФГОС НОО».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О

внесении изменений в ФГОС НОО (№ 373)»;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 года № 2357 «О

внесении изменений в ФГОС НОО (№ 373)»;

Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ

от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при

введении ФГОС общего образования».

Инструктивное письмо МО РФ от 14 декабря 2000 года «Об организации работы

логопедического пункта общеобразовательного учреждения».

Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка и

формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей

знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых

средств для решения коммуникативных задач;

В данной программе особое внимание уделяется формированию языковым

нормам и развитию правильной выразительной речи у учащихся с недостатками в

Программа включает:

результаты освоения программы внеурочной деятельности;

основное содержание занятий (формы занятий и видыдеятельности);

календарно – тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых

на изучение каждого раздела.

«Родное слово» рассчитана на весь курс начального образования – 4 года:

Количество часов

Занятия проводятся 1 раз в неделю в соответствии с расписанием логопедических

занятий по 30 минут для 1 кл. и по 40 минут для 2 – 4 классов.

Общая характеристика программы.

«Родное слово» – внеурочный курс занимательной логопедии для учащихся 1 – 4

рассматриваются орфоэпические, лексические, грамматические разнообразия мира

интуиция и художественно – образное мышление младших школьников. Изучение

данного курса создает условия для формирования ценностного отношения детей к

языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного

компонента языковой культуры.

Место курса занимательной логопедии в учебном плане.

Изучение целесообразно начинать с 1 по 4 класс в объеме 34 ч в год (1 ч в неделю).

По учебному плану в 1 кл. 33 ч в год по 1 ч в неделю, во 2 – 4 кл. по 34 ч. в год.

Данная программа дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной

области «Филология» за счет углубления знаний лингвистического, речеведческого

характера, введения элементов этимологии и культурологии.

Ценностные ориентиры содержания программы:

развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;

формирование представлений о языке как универсальной ценности;

изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие

умений, связанных с изучением языкового пространства;

развитие устойчивого познавательного интереса к родному языку;

Рабочая программа по внеурочной деятельности логопедического кружка

Наталья Силаева
Рабочая программа по внеурочной деятельности логопедического кружка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Усть-Абаканская общеобразовательная школа – интернат»

решением педагогического совета

от ___ 20 __ года протокол № __

Председатель ___Табатадзе Т. А.

Рабочая программа

По внеурочной деятельности «Речецветик»

Учитель – логопед: Силаева Наталья Михайловна

Рабочая программа по внеурочной деятельности логопедического кружка «Речецветик»составлена на основе:

– адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, утверждённой приказом №82 от 30.08.2016г. ;

– «Положения о рабочей программе внеурочной деятельности, реализующей ФГОС (I вариант) образования обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта)», приказ №151 от 29. 12. 2016г.

«Сборника примерных программ внеурочной деятельности» под ред. В. А. Горского. – М. : Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения). Программы для развития речи, формирования правильного произношения. – Учимся говорить правильно. Мультимедийное пособие, 2009.

программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей.Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова.

Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гумманизацию и индивидуализацию в подходах, к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, обучении, общении и поведении. Это касается и работы учителей-логопедов. Хорошим помощником в данной области служит внеурочная деятельность школьников.

Статистика нарушений речи с каждым годом увеличивается. Эта проблема очень актуальна. У учащихся возникает проблема не только в говорении, но и в элементарном общении. Многие дети не умеют выражать свои мысли, имеют скудный словарный запас, нарушена лексика, грамматика, дикция. Ученики младшего школьного возраста не умеют обобщать предметы по определенным признакам, неправильно употребляют предлоги в речи, не умеют составлять рассказы и т. д. Это касается не только детей, имеющих нарушения речи.

Вряд ли приходится сомневаться в том, что дети наши, когда вырастут взрослыми, будут знать, понимать и уметь гораздо больше, чем мы сегодня. Оно и понятно – жизнь не стоит на месте, развивается. Каждый день появляются новые машины, технологии, методы, науки. А вместе с ними нарождаются и новые слова, понятия и категории.

Младший школьный возраст – важнейший этап в развитии личности. Одним из главных критериев личностного развития детей младшего школьного возраста является максимально индивидуальный подход к каждому ребёнку в соответствии с периодом его активного самостоятельства.

Цель: создание условий для формирования правильной грамотной речи, умение выражать свои мысли, обогащение словарного запаса учащихся.

Создать условия для выявления индивидуального речевого нарушения учащихся.

Создать условия для определения пути преодоления выявленных нарушений.

Способствовать обогащению словарного запаса у учащихся.

Создать условия для развития артикуляционной моторики.

Создать условия для совершенствования моторики пальцев рук и кистей рук.

Способствовать формированию речевого выдоха.

Создать условия для развития фонематического слуха.

Создать условия для совершенствования интонационной выразительности речи (дикция, орфоэпия).

Способствовать обучению учащихся правилам работы со скороговорками.

Создать условия для развития у детей самоконтроля за собственной речью.

Работа с учащимися проводится в группе, все участники группы объединены общими целями и задачами. А именно совершенствовать и обогащать свою устную речь. Групповая форма работы помогает участникам:

– приобрести навыки более искреннего, глубокого, свободного общения;

– преодолевать трудности речевого общения;

– развивать формы словесного говорения, которые будут функционировать в реальной жизни;

– развитие ценностных ориентиров (коммуникабельности, предприимчивости, самостоятельности, организационной и управленческой компетентности, конвенциональности, законности).

В групповые занятия включены игровые и двигательные задания. Главная задача занятий помочь учащимся говорить правильно через игру.

Важно оговорить с участниками заранее основные принципы занятий:

– активность на занятии;

– доверительность при речевом высказывании;

– одобрение и взаимоподдержка участниками друг друга.

Описание места внеурочной деятельности «Речецветик» в учебном плане

Внеурочная деятельность входит в учебный план МБОУ «Усть-Абаканская ОШИ». Общая недельная нагрузка составляет 1 час в неделю.

Четверть Количество недель Количество часов в неделю, в четверть, за год

1четверть 8 недель 8

2четверть 8 недель 8

3четверть 10недель 10

4четверть 8 недель 8

год 34 недели 34

Планируемые личностные результаты внеурочной деятельности и их оценка

В результате работы по данной программе,у обучающихся будут сформированы следующие навыки:

– расширение словарного запаса;

– осознание значимости правильного говорения для личного развития;

– потребность грамотного и четкого изложения своих мыслей;

– умение планировать грамотную речь.

В ходе реализации данной программы у младших школьников формируются следующие личностные результаты внеурочной деятельности:

-элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

-готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности;

-понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;

-расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей;

-умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;

-владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

-способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты

– ориентации на понимание причин успеха в речевой деятельности;

– способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

– заложены основы социально-ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность;

– добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Содержание курса внеурочной деятельности

Содержание программы «Речецветик» дает возможность для воспитания ученика, умеющего грамотно разговаривать. Ученик овладевает основами грамотной речи, в процессе работы у него развиваются мелкая и артикуляционная моторика, формируется лексико-грамматическая сторона речи, обогащается словарный запас, развивается фонематический слух, память, внимание, воображение. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Поэтому в своей работе одним из обязательных этапов будет развитие артикуляционной моторики.

Читайте также:  Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука (Ч) у ребенка с дизартрией

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц,в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

В программу курса также входят: беседы о значении грамотной речи, для чего необходимо правильно и красиво говорить. Все занятия обобщены по лексическим темам. Занятия построены таким образом, чтобы ребенок мог научиться спокойно и уверенно высказывать не только свои мысли, но и запомнил материал данного занятия. Обязательно на занятие включены этапы по отработке мелкой моторики. В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например “Сорока-ворона…”. Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. В данной программе задания на развитие движений рук включены обязательно.

Работа над дикцией, работа с пословицами и скороговорками – тоже один из этапов занятий. Скороговорка – род складной речи, шуточный, небольшой текст, в котором имеется специальный состав слов, обладающих сложным сочетанием звуков, если произнести фразу полностью. Это уникальное явление языковой культуры любого народа. Для проработки разных звуков, например щ, ш, с, ж и т. д., существуют и разные скороговорки. Скороговорка – это наилучший способ для того чтобы научить ребёнка красивой речи без запинаний и произносить длинные речи. Те дети, которые без труда могут произносить скороговорки, побеждают на конкурсах чтецов, а их речь несбивчивая и чёткая. Маленькие, короткие рифмованные фразы – великолепные упражнения для отработки правильной, четкой, красивой и правильной речи.

Каждое занятие включает в себя четыре этапа:

1. Вступление, направленное на подготовку речевой моторики к более продуктивному действию-говорению.

2. Основная часть, состоящая из непосредственного тренинга по овладению навыками и умениями.

3. Заключение, включающее в себя различные упражнения по восстановлению дыхания.

4. Подведение итогов, направленное на закрепление и получение обратной связи.

В процессе занятий используются различные формы работы и методические приёмы:

– дыхательные, артикуляционные и двигательные упражнения;

Основные методы обучения,используемые на занятиях:

– методы ролевого моделирования типовых ситуаций,

Материально-техническое обеспечение: Компьютер, зеркала, ватман, цветные карандаши, пластилин, шарики Су Джок, демонстрационные пособия («Мебель», «Посуда», «Времена года», «Животные Африки» и т. д.); ТСО (мультимедийное пособие “Учимся говорить правильно”, «Баба-Яга учится читать», «Игры для Тигры», компьютерные технологии В. М. Акименко и т. д.

1. Ананьев Б. Г. К теории внутренней речи в психологии // Психология чувственного познания, М., 2009.

2. Андреева Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. М., 2010. Ч. 1.

3. Внеурочная деятельность школьников.Методический конструктор: пособие для учителя/Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).

4. Гомзяк О. С. Говори правильно. /О. С. Гомзяк. – ГНОМ и Д, 2009.

5. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи. М. : ГНОМ и Д, 2011.

6. Косинова Е. М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. – М. : ЭКСМО, 2009 г.

7. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб. : Издательский дом “Литера”, 2010 г.

8. Сборник примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др. ]; под ред. В. А. Горского. – М. : Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).

9. Программа для развития речи, формирования правильного произношения. – Учимся говорить правильно. Мультимедийное пособие, 2009.

Календарно-тематическое планирование «Речецветик»

1четверть (8 часов)

Раздел «Мир полон звуков»

1. 4.09 В мире безмолвия и невиданных звуков

2. 11.09 В гости к Алфавиту

3. 18.09 В гости к Алфавиту

4. 25.09 В стране «говорящих скал»

5. 2.10 В стране «говорящих скал»

6. 9.10 Путешествие в страну гласных звуков

7. 16.10 Путешествие в страну гласных звуков

8. 23.10 Хитрые гласные (гласные 1 ряда)

2 четверть (8 часов)

Раздел «Волшебный замок букв и звуков»

9. 6.11 Хитрые гласные (гласные 2 ряда)

10. 13.11 Интересные согласные

11. 20.11 Два разделительных брата Ь

12. 27.11 Два разделительных брата Ъ

13. 4.12 Такие похожие, но разные буквы (смешивание букв по оптическому сходству)

14. 11.12 Такие похожие, но разные буквы (смешивание букв по оптическому сходству)

15 18.12 Такие похожие, но разные букв (смешивание букв по оптическому сходству)

16. 25.12 Сомнительный парный согласный

3 четверть (10 часов)

Раздел «Путешествие в страну слов»

17. 15.01 Сомнительный парный согласный

18. 22.01 Эти интересные сочетания: ЧК,ЧН

19. 29.01 Эти интересные сочетания: ЧК,ЧН

20. 5.02 Создание памятки «Правила переноса»

21. 12.02 Волшебное средство – самоинструкция

22. 19.02 Волшебное средство – самоинструкция

23. 26.02 Память и грамотность

24. 5.03 Учимся составлять кроссворд, придумывать ребус

25. 12.03 Слова-спорщики (антонимы)

26. 19.03 Слова-спорщики (антонимы)

4 четверть (8 часов)

Раздел «Как делаются слова»

27. 2.04 Слова-друзья (синонимы)

28. 9.04 Слова-друзья (синонимы)

29. 16.04 Чудеса в стране слов (многозначные слова)

30. 23.04 Слова – омонимы

31. 30.04 Слова-омофоны

32. 7.05 О пользе знаков препинания

33. 14.05 О пользе знаков препинания

34. 21.05 О пользе знаков препинания

Рабочая программа фольклорного кружка «Ладушки» на 2018–2019 год Пояснительная записка Рабочая программа кружка «Ладушки» направлена на познавательно речевое развитие и социально.

Рабочая программа хореографического кружка «Карамельки» Пояснительная записка. В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в ДОУ предъявляются все более высокие требования. Общество.

Рабочая программа кружка опытно-экспериментальной деятельности «Любознайки» для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет Пояснительная записка Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму. Китайская пословица Рабочая программа.

Рабочая программа кружка по бумагопластике Программа кружка «Фантазеры» (бумагопластика) Пояснительная записка Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность,.

Рабочая программа кружка «Звукарик» Филиал «Колокольчик» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Первомайский детский сад» Принято педагогическим советом.

Рабочая программа кружка «Юный исслдователь» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» Воспитатель Е. Н. Романова 2017 – 2018г Пояснительная записка программы «Юный Исследователь».

Рабочая программа по дополнительной образовательной деятельности кружка «Шашки» для детей 5–7 лет Пояснительная записка Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других.

Рабочая программа работы кружка «Волшебные ладошки» по изобразительной деятельности для детей 3–7 лет МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №10 «РУЧЕЕК» Рабочая программа работы кружка «Волшебные ладошки».

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 5–6 классов «Три Кита» 1. Пояснительная записка Одной из главных задач психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в Оренбургском президентском.

Рабочая программа внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению «Настольные игры» для 3 класса 1. Планируемые результаты освоения курса «Настольные игры» Воспитательные результаты: Результаты первого уровня: приобретение.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЛОГОПЕДИЯ»
рабочая программа по логопедии (2, 3, 4 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЛОГОПЕДИЯ» разработана для 2-4 класса начальной школы для обучающихся с ОВЗ (интеллекттаульными нарушениями)

Скачать:

ВложениеРазмер
2-4_a_vneurochka_logoped.docx82.35 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЛОГОПЕДИЯ»

1.Планируемые результаты курса внеурочной деятельности «Логопедия»

  1. В ходе коррекционно-развивающей работы обеспечиваются условия для достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Планируемые результаты курса «Логопедия»

  • результате изучения курса «Логопедия» у обучающихся будут сформированы:
  • положительное отношение к школе, к занятиям по внеурочной деятельности;
  • проявление интерес к языковой и речевой деятельности;
  • расширение представлений о многообразии окружающего мира;
  • доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.;
  • первоначальные навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на
  • умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя;
  • совместно с учителем оценивать результаты своих действий и действий одноклассников;
  • слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;
  • ориентироваться на странице в тетрадях, прописях, альбомах;
  • с помощью учителя понимать знаки, символы, схемы, приведённые в прописях, учебных пособиях, учебных материалах;
  • под руководством учителя работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);
  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в прописях, тетрадях и учебных пособиях;
  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
  • слушать собеседника и понимать речь других;
  • оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений);
  • принимать участие в диалоге;
  • принимать участие в работе парами и группами;
  • оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
  • иметь представления о значимости языка и речи в жизни людей;
  • различать и узнавать звуки окружающей действительности;
  • дифференцировать неречевые и речевые звуки;
  • иметь практические умения работать с языковыми единицами (буква, слово, предложение);
  • уметь работать с условно-графическим изображением слова, предложения;
  • преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы), в словесную форму под руководством учителя;
  • классифицировать и объединять заданные слова по значению, исключать лишний предмет;
  • понимать и показывать пространственное расположение фигур;
  • подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие овощи, фрукты, школьные принадлежности и др.);
  • слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
  • пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
  • понимать различие между звуками и буквами;
  • устанавливать местоположение звука в слове (начало и конец слова);
  • различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;
  • различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
  • различать слово и предложение, слово и слог;
  • определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
  • осознавать слово как единство звучания и значения;
  • соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
  • определять границы предложения, выбирать знак для конца предложения;
  • соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
  • составлять предложения из данных слов;
  • составлять предложения по схеме;
  • читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;
  • ориентироваться на альбомном и тетрадном листе;
  • списывать с печатного и рукописного текста буквы, слоги, слова, простые предложения;
  • писать под диктовку буквы, слоги, слова, написание которых не расходится с произношением .

Рабочая программа ро внеурочной деятельности (логопедия) « Грамотейка» 2 класс

Учебная коррекционно-развивающая программа составлена на основе программы Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов».

Группа набирается по запросу родителей и результатам речевого обследования.

Программа направлена на осуществление профилактики и коррекции смешанной дисграфии.

В программе нашли отражение идеи ряда учёных (Р.И. Лалаевой, Л.Н. Ефименковой, И. Н. Садовниковой, Л.Г. Парамоновой) по проблемам формирования и преодоления нарушений процесса письма у детей.

При составлении был также использован опыт работы учителей-логопедов Колпинского района с младшими школьниками по проблеме становления навыков письма.

При составлении учебной программы использованы системы коррекционной работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях И.Н. Садовниковой, Л. Н. Ефименковой, А. В. Ястребовой, Л.Г. Парамоновой, Е.В. Мазановой, М.

Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своего поведения.

Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности языковых средств, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этим средствами в целях общения. Отклонения в развитии речи затрудняют общение, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения, письма и, как следствие, других школьных навыков и знаний. Проблема нарушения письма и чтения занимает одно из ведущих мест в практике школьного обучения, что препятствует формированию у детей полноценной учебной деятельности.

Дисграфия – нарушение письма – составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся общеобразовательных школ. Это нарушение является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения и в усвоении грамматики родного языка на более поздних.

Нарушения письменной речи у детей являются комплексной, наукоёмкой проблемой, требующей воздействия не только специалистов- логопедов, но и психологов, медиков и социологов.

Программа опирается на основные принципы: комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.

Данная рабочая программа составлена:

  • с учётом особенностей детей с дисграфией;
  • с опорой на программу обучения в начальной школе;
  • в соответствии с определением дисграфии в современной коррекционной педагогике.

В программе отражены научные данные по теории и методике коррекционной работы, а также достижения в области психологии, психолингвистике, логопедии.

Актуальность программы.
Способы возникновения развития письма с самого начала выступают как осознанные действия, и только постепенно превращаются в автоматизированный навык.
Письмо является психическим процессом, включающим в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы психической деятельности – внимание, зрительное, акустическое и пространственное восприятие, тонкую моторику рук, предметные действия и др. Поэтому его расстройство носит системный характер, т.е. письмо нарушается как целостная система, целостный психический процесс. Нарушение письма (дисграфия) является достаточно распространенным среди обучающихся как коррекционных, так и массовых школ, и это препятствует полноценному усвоению школьных знаний. В последнее время увеличивается число таких детей. В их письменных работах, чаще всего, встречаются специфические ошибки, не связанные с усвоением грамматических правил. В связи с этим необходима специальная система коррекционно-развивающих занятий, направленная на преодоление этих нарушений

-Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся начальной школы.

  • Развитие фонематического анализа и синтеза;
  • Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова,предложения и текста;
  • Формирование и развитие грамматически правильной речи;
  • Формирование и развитие выразительной, связной речи;
  • Обогащение словарного запаса;
  • Развитие фонематического восприятия;
  • Уточнение слухо-произносительных дифференцировок фонем;
  • Развитие и уточнение пространственно-временных ориентиров;
  • Развитие анализаторов, участвующих в акте письма: слухового, зрительного, кинестетического.
  • Развитие познавательных процессов: слухового внимания, зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти,логического мышления.

Адресат программы: учащиеся вторых классов, испытывающие затруднения при овладении письменной речью.

Словарный запас учащихся с нарушением письменной речи ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, характеризуется неточностью значений (смешением слов по смысловому и звуковому сходству), трудностями актуализации словаря. В речи этих детей имеются аграмматизмы, отсутствуют сложные синтаксические конструкции.

Нарушения лексико- грамматического оформления речи обнаруживаются в процессе выполнения специальных грамматических самостоятельных заданий, требующих сформированности морфологических и синтаксических обобщений, и приводит к значительным трудностям понимания вербальных инструкций, учебных заданий, овладения терминами, грамматическими понятиями.

Дети без специальной подготовки оказываются неспособными усваивать школьную программу. Эта категория учащихся входит в так называемую группу риска и составляет значительный процент неуспевающих по русскому языку.

С учащимися проводятся групповые занятия ( 12-14 человек), продолжительностью 40 минут. Программа рассчитана на 34 недели, с учетом проведения занятий 1 раза в неделю. Количество часов рассчитано на один учебный год.

Планируемые результаты: К концу курса учащиеся должны овладеть следующими универсальными учебными действиями:

  • Узнавать, различать, выделять и называть отдельные звуки, давать им характеристику;
  • Понимать по условно-графической схеме звуковой состав слова;
  • Проводить фонематический анализ и синтез с опорой на вспомогательные средства и без;
  • Уметь делить слова на слоги, предложения на слова, текст на предложения;
  • Узнавать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
  • Правильно согласовывать слова в роде, числе и падеже;
  • Правильно употреблять предложно-падежные конструкции;
  • Уметь распространять предложения.

Рабочая программа кружка Занимательная логопедия

Программа кружка “Занимательная логопедия”

для учащихся первых классов с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи. Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии речи является серьёзным препятствием в усвоении программы
общеобразовательной школы.
Коррекция недоразвития речи детей осуществляется на логопедических занятиях.
Основная задача логопедических занятий – предупреждение неуспеваемости школьников,
обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи. Именно поэтому основное внимание учитель- логопед должен уделять учащимся первых классов с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи. Чем раньше будет начато коррекционно-развивающее обучение, тем выше будет его результат.

Цель кружка “Занимательная логопедия” – создание условий для успешного усвоения учащимися первых классов с фонетико-фонематическим недоразвитием речи материала по русскому языку и чтению. Занятия кружка проводятся один раз в неделю в интересной, увлекательной форме с использованием ИКТ, дидактических игр, артикуляционных и логоритмических упражнений. На занятиях кружка используются сказочные сюжеты, добро побеждает зло. Дети выполняют задания Белоснежки, помогают Иванушке найти Жар-птицу, помогают гномам спасти Снегурочку от Бабы-Яги. На занятиях кружка проще создать для учащихся ситуацию успеха.

Задачи кружка “Занимательная логопедия”.

Коррекция звукопроизношения.
Формирование полноценных фонематических представлений.
Развитие навыков слогового и звукового анализа и синтеза слов.
Овладение чтением и письмом, как видами речевой деятельности.
Предупреждение и коррекция дисорфографических ошибок учащихся
на письме
Уточнение и обогащение лексического запаса.
Развитие связной речи учащихся.
Воспитание у детей языкового чутья.
Развитие интереса к русскому языку, как к учебному предмету.
Пробуждение у учащихся потребности к самостоятельной работе по развитию связной речи.
Организация деятельности младших школьников на занятиях базируется на основных принципах логопедической науки.
Принцип развития предполагает первоочередное выделение тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
Принцип системности предполагает воздействие на все стороны речевой системы, позволяет своевременно выявлять и предупреждать нарушения как в устной, так и в дальнейшем в письменной речи учащихся.
Принцип обходного пути, использования сохранных анализаторов, позволяет формировать новую функциональную систему в обход пострадавшего звена.
Общедидактические принципы предполагают использование научности, доступности, сознательности и активности, наглядности, занимательности, индивидуального подхода, связи теории с практикой.

Знание русского языка создаёт условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях кружка «Занимательная логопедия”

следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи
учащихся, на воспитание у них чувства языка. В отборе коррекционного материала к занятиям учитель-логопед должен ориентироваться на связь с программным материалом по русскому языку.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, сказочные сюжеты, дидактический и раздаточный материал, пословицы, поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Часть дидактического материала даётся в стихотворной форме, что способствует его более лёгкому усвоению и запоминанию. Всё это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий кружка “Занимательная логопедия”.
На занятиях кружка используются ИКТ, компьютерные программы для коррекции нарушений устной и письменной речи. Учащимся предъявляется речевой материал компьютерной программы, адаптированный к целям и задачам коррекционного занятия. Работа с компьютером должна составлять часть занятия, по времени соответствующую гигиеническим требованиям к возрасту учащихся, и органично сочетаться с традиционными методами коррекции устной и письменной речи.
Гармоничное сочетание традиционных средств и возможностей ИКТ в коррекционной работе с детьми позволило:
– существенно повысить мотивацию к логопедическим занятиям;
– развивать внимание детей к языковым явлениям за счёт использования динамичности, красочности, сюрпризных моментов, которые предоставляет презентация в программе “Power point”;
– повысить уровень самоконтроля за счёт видимости достижений ребёнка;
– повысить эффективность и качество исправления речевых недостатков у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, сократить время на коррекционную работу.
По окончании данного курса у учащихся должны быть:
– восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
– уточнены первоначальные представления о звукобуквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;
– поставлены и автоматизированы все звуки;
– уточнён и активизирован имеющийся у детей словарный запас и уточнены конструкции простого предложения;
– введены в активный словарь слова-термины: звук, слог-слияние, слово, гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные, предложение.

Обучающиеся должны знать:

отличие звука от буквы; признаки гласных и согласных звуков;
согласные глухие и звонкие, твёрдые и мягкие;
пары согласных по глухости-звонкости и твёрдости-мягкости;
способы обозначения мягких согласных на письме;
правила оформления предложения на письме

Обучающиеся должны уметь:

правильно произносить все звуки речи;
выполнять слоговой и звукобуквенный анализ и синтез слов;
дифференцировать твёрдые и мягкие согласные;
дифференцировать согласные, имеющие акустико-артикуляционное сходство;
дифференцировать согласные, имеющие кинетическое сходство;
находить в предложении слова, отвечающие на вопросы: кто? что? какой?
какая? какое? какие? что делал? что сделал?
правильно оформлять предложение на письме.

Барылкина Л.П., Матраева И.П., Обухова Л.П. Эти трудные согласные. – М., 2005.
Бетенькова Н. М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных. – М., 1994.
Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. – Санкт-Петербург, 2005.
Волина В. Учимся играя. – М., 1994.
Зубарева Л.В. Коррекция письма на уроках. 1 – 2 классы. – Волгоград, 2005.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. –
М.,1991.
Лопухина И.Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. – М.,1995.
Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. – М., 2007.
Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
М., 2008.
Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. – М., 2007.
Никиферова Л., Буйко В. Логопедическая азбука. – Екатеринбург, 2007.
Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. – Санкт-Петербург, 1996.
Парамонова Л.Г. Стихи для развития речи. – Санкт- Петербург, 1998.
Плешакова Е.П. Русский язык. Коррекционно-развивающие упражнения. 1 – 2 классы. –
Волгоград, 2006.
Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 1999.
Полякова А.В. Превращения слов. –
Ракитина В.А., Рыжанкова Е.Н. Логопедическая азбука. – Ростов-на-Дону, 2006.
Семёнова Е.Е. Занимательная грамматика. – М., 1995.
Сухин И.Г. Весёлые скороговорки для непослушных звуков. – Ярославль, 2002.
Юрова Е.В. Коррекция устной речи. – М., 1998.
Юрова Е.В. 200 упражнений для развития письменной речи. – М., 2000.

Программа. 1 класс (28 часов)

1.
Знакомство с жителями Королевства слов, звуков, букв.
Предложение, слово, слог, звук.

2.
Путешествие на Марс. Слоговой анализ слов.

3.
Путешествие в город мастеров. Звуковой анализ слов.

4.
Гласные звуки и буквы. Звуки и буквы А, О в цирке.

Ссылка на основную публикацию