Организация логопедического воздействия в условиях общеобразовательной школы

Организация логопедической работы в общеобразовательной школе
статья на тему

Из опыта работы: как организовать работу учителя-логопеда в общеобразовательной школе. Общие направления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Общие направления организации работы учителя-логопеда в общеобразовательной школе46.57 КБ

Предварительный просмотр:

Васильева наталья Олеговна

МОУ «СОШ №3 г.Свирск»

Организация логопедической работы в школе

Организация коррекционно – логопедической работы в школе осуществляется на основе Инструктивного письма Министерства образования РФ №2 от 14.12.2000г. «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».

Коррекционно – развивающие логопедические занятия проводятся с обучающимися 1 – 4 классов, имеющих различные речевые нарушения:

«Общее недоразвитие речи» (ОНР);

«Нерезко выраженное общее недоразвитие речи» (НВОНР);

«Фонетико – фонематическое недоразвитие речи» (ФФНР);

«Фонематическое недоразвитие речи» (ФНР);

«Нарушения письма и чтения», обусловленные перечисленными выше нарушениями речи;

Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии (ОНР, НВОНР, ФФНР, ФНР) является серьёзным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы и требует обязательной логопедической помощи – коррекционно-развивающих логопедических занятий.

Место логопедических занятий в учебном плане

Коррекционно – развивающие логопедические занятия проводятся в течение учебного года (с 15 сентября по 15 мая) не менее 2 – 3 раз в неделю с каждой группой в соответствии с тематическим планированием, на основании которого составляется календарно-тематическое планирование для каждой логопедической группы. Первые две недели учебного года ( с 1-го по 15-е сентября) отводятся для полного комплектования групп и подгрупп, которые будут заниматься на логопедическом пункте в новом учебном году. Учитель-логопед в это время проводит обследование устной и письменной речи обучающихся.

Занятия с обучающимися проводятся во внеурочное время. Расписание логопедических занятий составляется учителем-логопедом с учетом режима работы общеобразовательного учреждения.

Коррекционно – логопедические занятия проводятся в различной форме: индивидуално, в подгруппе и группе. Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Продолжительность группового логопедического занятия для первоклассников составляет 35 минут, для учеников 2-3 классов– 40, подгруппового занятия – 20-25 минут, индивидуального – 15-20 минут.

Цель логопедических занятий в школе:

Оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи и испытывающим трудности в обучении и общении.

Новый стандарт предлагает в качестве основных образовательных результатов предметные, метапредметные и личностные. Результаты деятельности школьного учителя-логопеда напрямую влияют на качество обучения по литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, что является основополагающим для дальнейшего усвоения знаний обучающимися в основной начальной школе.

Для успешной работы необходима организация методически грамотного логопедического сопровождения.

Компонентами логопедического сопровождения или задачами являются:

  • профилактика речевых нарушений;
  • логопедическая диагностика;
  • коррекция речевых дефектов;
  • формирование всех сторон (компонентов) речи;
  • развитие невербальных психических функций;
  • развитие эмоционально – волевой сферы;
  • формирование нравственных установок ребёнка

Образовательные технологии и методики в логопедической работе

В процессе работы учитель-логопед применяет следующие образовательные методики и технологии:

Методика Агранович З. Е.

Методика Ефименковой Л. Н., Мисаренко Г. Г.

Специфика работы учителя логопеда в условиях школьного логопункта.

Систематическая специально организованная работа по развитию письменной речи младших школьников, может формировать у учащихся все коммункативно-речевые умения.

Содержимое разработки

Специфика работы учителя логопеда в условиях школьного логопункта.

Нарушения письма (дисграфия) у детей изучаются давно, но и поныне это одна из самых актуальных проблем логопедии, ведь нарушения письма являются одной из самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников. Нарушения письма оказывает влияние на весь процесс обучения и речевое развитие детей так и в формировании ряда функций неречевого характера (процесса латерализации, пространственных и временных ориентировок, двигательных функций руки, слухо – моторных координации). Своевременное выявление этих нарушений, точное определение их патогенеза в каждом отдельном случае, отграничения дисграфию от ошибок письма иного характера чрезвычайно важно для построения логопедической работы с детьми.

Систематическая специально организованная работа по развитию письменной речи младших школьников, может формировать у учащихся все коммуникативно-речевые умения.

Основная задача школьного логопеда состоит в том, чтобы своевременно выявить и преодолеть расстройства письменной речи, не допуская их перехода на последующие этапы обучения, что осложняет учебно-познавательную деятельность учащихся. Огромную роль в профилактике нарушений письменной речи играет совместная работа учителя-логопеда и учителя класса.

По мнению многих авторов обусловлена условиями жизни и обучения ребенка. Поэтому возникновение в последние годы тенденцию к увеличению расстройств письменной речи у детей, можно остановить с помощью применения педагогических методов. Педагогика, логопедия, медицина должны в совокупности обеспечить необходимую коррекционную базу для профилактики и исправления речевых ошибок на письме у младших школьников общеобразовательных школ.

В идеале профилактической работы с детьми должны заниматься до их поступления в первый класс, но в ходе сложившейся обстановке в нашей стране на данный момент далеко не все дети имеют возможность посещать детские сады, в связи с их нехваткой. Родители зачастую не обладают соответствующими знаниями, поэтому тяжесть предотвращения дисграфии часто ложится на плечи школьного логопеда.

Благодаря коррекционной работе на школьном логопункте возможно достичь положительной динамики в коррекции дисграфии у учащихся младших классов.

Логопедический пункт в общеобразовательном учреждении создаётся в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку). При правильной организации и проведении коррекционной работы учитель-логопед помогает таким детям справиться с имеющимися у них нарушениями речи и на ровне с другими учениками овладевать школьными знаниями.

Основными задачами логопедического пункта являются:

коррекция нарушений развития устной и письменной речи обучающихся;

своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;

разъяснение специальных занятий по логопедии среди педагогов, родителей обучающихся.

Логопедический пункт создаётся в общеобразовательных учреждениях находящихся в городской местности, при наличии пяти – десяти классов I ступени начального общего образования и трёх- восьми классов I ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности.

В логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи различной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; заикание; недостатки произношения- фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушение чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).

В первую очередь на логопункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушение в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).

Зачисление на логопункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которые проводятся с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Регулярные занятия на логопедическом пункте проводятся с 16 сентября по 15 мая. Предельная наполняемость логопункта городского общеобразовательного учреждения не более 25 человек, сельского общеобразовательного учреждения- не более 20 человек.

Учебная нагрузка учителя-логопеда составляет 20 академических часов в неделю.

На каждого обучающегося, зачисленного на логопункт, учитель логопед заполняет речевую карту. После устранения нарушения в развитии устной и письменной речи производится выпуск учащегося из логопедического пункта.

Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия, как правило они проводятся во внеурочное время. Периодичность занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Продолжительность групповых занятий составляет 40 минут, продолжительность индивидуальных занятий- 20 минут. Темы занятий и учёт посещаемости ведётся в журнале логопедических занятий.

Для успешного достижения намеченных целей школьный логопед должен ориентироваться в широком круге вопросов, касающихся развития детского организма, закономерностей формирования высших психических функций, особенностей поведения в детском коллективе. Он должен быть знаком с программами обучения в начальной школе, которые обязан учитывать при планировании коррекционного процесса. Безусловно при работе на логопункте необходима тесная и систематическая взаимосвязь с родителями и учителями для достижения стойкого конечного результата в логопедической работе с младшими школьниками. Для этого учитель- логопед оказывает консультативную помощь учителям и родителям обучающихся, даёт им рекомендации.

Для логопедического пункта выделяются кабинет площадью, отвечающей санитарно – гигиеническим нормам, а так же обеспечивается специальным оборудованием.

Благодаря коррекционной работе на школьном логопункте возможно достичь положительной динамики в коррекции дисграфии у учащихся младших классов. При целенаправленном коррекционно-логопедическом воздействии симптоматика речевых нарушений сглаживается и исчезает, что способствует улучшению успеваемости детей.

Выступление на родительском собрании в ШБП

Работа логопеда в школе.

Познакомить родителей с основными направлениями работы учителя-логопеда в школе.

Что делает логопед в школе?

Общаясь с родителями, приходится часто слышать: «А зачем нам идти к логопеду в школе? Мы все звуки говорим нормально», или «А что логопед делает в школе?».

Основные направления работы учителя-логопеда в школе – это коррекция нарушений чтения и письма, а также профилактика (предупреждение) этих нарушений, которые являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.

Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т.е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так.

Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:

1. развитие связной речи,

2. коррекция произношения,

3. накопление и совершенствование словаря,

4. развитие физического и речевого слуха,

5. развитие грамматической стороны речи,

6. развитие артикуляционной моторики,

7. обучение навыкам словообразования и словоизменения.

В ходе работы решается ряд дополнительных задач:

– развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);

– формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);

– формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки);

– профилактика и исправление нарушений письма и чтения.

Речевые проблемы вызывают трудности усвоения тех или иных школьных предметов, что является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижением учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении.

Причины, вызывающие речевые нарушения, многозначны. Решить их быстро невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя. К таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание. Им необходима помощь учителей и родителей, причем, помощь своевременная, квалифицированная, систематическая. Такой подход и осуществляется логопедом школы.

Логопедическое сопровождение учащихся включает в себя:

1. Подготовка материалов обследования.

2. Проведение экспресс – диагностики раннего выявления нарушений письма и чтения, обследование устной речи среди учащихся 1-х классов.

3. Проведение фронтального обследования среди учащихся.

4. Проведение углубленного индивидуального обследования детей, принятых и посещающих логопедический пункт.

5. Заполнение речевых карт, оформление документации.

6. Повторное логопедическое обследование по результатам обучения за год.

Содержание логопедической работы

Согласно графику работы систематически проводятся индивидуальные и фронтальные логопедические занятия.

Основные направления работы с детьми:

Профилактика и раннее выявление нарушений чтения и письма.

Работа над развитием основных психических процессов (внимания, памяти, мышления), развитие графо – моторных навыков, зрительно – моторного слежения, пространственных, временных представлений.

Отработка артикуляционно – фонетической стороны речи.

Развитие фонематического слуха и восприятия, языкового анализа и синтеза.

Постановка звуков, введение последовательно звуков в речь.

Дифференциация звуков и букв в письменной речи.

Закрепление графических образов букв, закрепление связи звука и буквы.

Расширение и уточнение словарного запаса, работа над морфемным анализом, словообразованием и словоизменением.

Работа над грамматическим строем речи, грамматическим оформлением устного и письменного высказывания.

Работа над связной устной и письменной речью.

Автоматизация навыка чтения, работа над интонацией, выразительностью и темпом чтения, пониманием прочитанного.

Коррекционная логопедическая работа с учащимися 1- х классов:

Упражнение в дифференцировании оппозиционных групп звуков на слух и в произношении.

Знакомство со всеми гласными буквами и правилами их написания.

Дифференциация гласных 1 –го и 2 –го ряда.

Обозначение мягкости согласного посредством гласного 2-го ряда.

Формирование действий изменения слов.

Свободное оперирование звуковыми и графическими моделями слов.

Формирование грамматически правильной связной речи. Развитие словаря.

Обогащение, закрепление и активизация словаря именами существительными, глаголами, прилагательными, наречиями.

Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в разных частях речи.

Развитие обобщающих понятий, классификация предметов.

Работа над формированием связной речи.

Словообразовательная работа. Систематизация знаний детей о способах словообразования.

Логопедическая работа в школе (из личного опыта работы)

Сущность организации логопедической работы определяется инструктивным письмом министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. № 2. «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». Данное письмо определяет порядок выполнения работы логопедического пункта как структурного подразделения государственного муниципального общеобразовательного учреждения. В соответствии с данной инструкцией основными задачами логопедического пункта являются:

  1. Коррекция нарушений в развитии письменной и устной речи учащихся;
  2. Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоение обучающимися программ общеобразовательных школ;
  3. Разъяснение специальных знаний по вопросам логопедии среди учителей, родителей (законных представителей) школьников, имеющих различные нарушения речи.

В соответствии с письмом министерства образования в задачи коррекционной работы логопеда общеобразовательного учреждения входят:

  • Обследование и отбор учащихся в логопедические группы;
  • Проведение коррекционных логопедических занятий;
  • Общее развитие речи школьников;
  • Формирование речевых предпосылок для усвоения грамоты, программ по русскому языку, математике, а также других предметов;
  • Популяризации логопедических знаний.

На логопедический пункт зачисляются учащиеся, после проведения в период с 2.09 по 16.09 диагностики речевой деятельности, с заполнением протокола обследования на каждого учащегося. После обследования, комплектуются группы учащихся для проведения занятий, в соответствие с нарушениями речевой деятельности. Занятия проводятся как по группам, так и индивидуально 2 – 3 раза в неделю.

На индивидуальных занятиях производится логопедическая работа по коррекции нарушений звукопроизношения у детей. Средством логопедического воздействия является специальная логопедическая методика исправления звукопроизношения, это прежде всего, правильно подобрана и составлена система речевых упражнений и система артикуляционной гимнастики. В некоторых случаях на занятиях дополнительно применяется методика зондового массажа.

В связи с тем, что сама речь связана с движениями речевого аппарата, большое место в логопедической коррекционно работе при нарушениях звукопроизношения занимает – артикуляционная гимнастика, которая применяется при постановке звуков, но иногда она применяется и на этапе автоматизации звуков. Значение артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения вполне оправдано, так как произношение звуков в речи, является сложным двигательным навыком.

Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений органов артикуляции, которые необходимы для правильного произношения звуков речи, а также объединение простых движений органов артикуляции в сложные — артикуляционные уклады различных звуков речи.

В зависимости от группы нарушений звуков или звука, составляется тот или иной комплекс артикуляционных упражнений. Эти упражнения могут быть беззвучными, т.е. без включения голоса, а также и с участием голоса.

Начинаются упражнения обычно с движений по подражанию, т.е. логопед показывает, а ребенок старается повторить за ним, а также при выполнении упражнений с помощью , т. е. движений, производимых при механической помощи логопеда (чисто вымытая рука или палец логопеда в напальчнике или перчатках латексных, а затем и самого ребенка, продезинфицированные медицинские деревянные шпатели или специальные логопедические зонды для постановки звуков).

Пассивные движения постепенно, при ежедневных тренировках, переводятся в пассивно-активные движения, а затем и в активные (самостоятельные), при зрительном контроле перед зеркалом, вначале значительно замедленные, т.к. ребенку сложно удержать артикуляционные позы. В процессе этапа автоматизации вырабатывается кинестетическое ощущение каждого движения ребенка, и необходимость в зрительном контроле постепенно отпадает, движение уже становится легким, правильным, привычным для ребенка, и поэтому упражнения могут производиться в любом темпе или выполняться не все, а только отдельные упражнения по усмотрению логопеда.

Закрепление любого навыка потребует систематического повторения, поэтому желательно проводить артикуляционную гимнастику с ребенком систематически – ежедневно, раз – два в день (утром и вечером); это возможно, если включить ее в домашние задания, поэтому после каждого занятия в индивидуальную тетрадь к учащемуся логопед записывает план работы на дом, замечания, рекомендации. Дозировка повторений количества одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной как для каждого учащегося, так и для каждого данного периода логопедической работы с ним. На первых занятиях иногда приходится ограничиваться только двумя – тремя повторениями упражнений – это связанно с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем повторения можно доводить до 10—20 повторений за раз каждого упражнения.

Речь устная и речь письменная, являются двумя формами речевой функции. Обе являются основным средством общения в человеческом обществе. Использование устной речи возможно только при непосредственном общении между людьми, тогда как использование письменной речи возможно и в том случае, когда люди разделены любыми расстоянием, любыми промежутком времени.

При переходе к письменной речи звуковое оформление языка сменяется на графический образ. В связи с этим изменяются и усложняются механизмы речи: в совместную аналитико-синтетическую деятельность слухоречевого и речедвигательного анализаторов постепенно плотно вплетается деятельность речезрительного анализатора, т.е. произношу и графически пишу. Деятельность речезрительного выражается в анализе и синтезе зрительных впечатлений от текста воспринимаемого при посредстве особо организованных для этого движений глаз ребенка. Во время письма присоединяются еще тонкие движения пишущей руки ребенка.

В процессе письменной речи все это заменяется делением речи на слова, красной строки ,употреблением знаков препинания, заглавной буквы, различным написанием одинаково звучащих, но разных по смыслу слов, подчеркиванием, выделением особым шрифтом определенного участка текста, а также сопровождающими текст рисунками, таблицами, схемами и, конечно, связью со всем текстом в целом.

Овладение письменной речью требует тщательного обучения детей. Для говорящего ребенка на первый план ставится содержание его речи, а для ребенка, которому нужно написать слово на первый план, прежде всего, ставиться работа со звуками, из которых состоит слово, а также с теми буквами, с помощью которых он должен написать данное слово.

В педагогике установлены определенные нормы в отношении к письму: полноценное письмо должно быть быстрым, одновременно точным, грамотным и подчерк разборчивым. Недостатки процесса письма: замедленность, неточность (пропуски, искажения, замена), безграмотность (нарушение правил орфографии русского языка), неразборчивость подчерка (неправильность или нечеткость написания букв).

Письменная речь школьника с нарушением письма отличается от письма его сверстников большим количеством специфических ошибок.

К специфическим ошибкам дисграфии относятся:

1) ошибки фонетического характера (повторяющиеся замены букв по сходству их произношения в устной речи);

2) искажения слоговой структуры слова: пропуски гласных (улица—улца), согласных (снег—сег) и целых слогов (барабан — баран), перестановки слогов (мебель— бемель);

3) раздельное написание частей одного слова (по шел, у шел, на дел. ) и совместное написание двух слов (настоле, вруке. ):

4) ошибки грамматического характера: опускание предлогов (были лесу, книга столе. ), ошибки в согласовании падежных окончаний (нету белых подушках), родовых (большой мальчика) и в управлении (читал книга. );

5) ошибки графического характера — замены букв по графическому сходству (ш — и, т — п, л — м, е — в, ы — и, х — ж, н — ю. ) и по расположению в пространстве (е — з, б — д, т — ш. ).

Ошибки на правила также многочисленны. Среди них преобладают ошибки на безударные гласные, на написание звонких и глухих в конце слова и слога, на смягчение согласных, правописание разделительных твердого и мягкого знаков и другие.

Специфические ошибки неодинаковы у разных школьников, но эти ошибки школьника могут удерживаться у него при переходе из одного класса в другой, и накатываться как снежный ком. Они не соответствуют длительности его обучения и усилиям, затрачиваемым на их ликвидацию, как со стороны логопеда, так и самого ученика, т. е. оказываются очень устойчивыми и требуют анализа их в каждом данном случае и индивидуального подхода на основе этого анализа.

Работа по коррекции нарушения процесса письма производиться на групповых занятиях по 40 минут. Учащиеся выполняют специальные задания и упражнения направленные на коррекцию именно тех проблем, которые выявились при логопедической диагностике. Эти задания могут быть на повторения пройденной темы, ту, что учащиеся уже проходили по русскому языку или затрагивать темы, которые учащиеся будут только проходить, на эти задания и упражнения уделяется достаточно времени. Скорость похождения материала зависит: от степени усвоения учащимися темы, от количества затруднений, при выполнении заданий и вопросов учащихся, которые возникают в ходе работы. При выполнении любых заданий важна правильность и тщательность выполнения каждого задания, а не быстрота, не количество сделанного.

Перед началом работы логопед проверяет, правильно ли сидит ребёнок, обращая внимание детей на плакат, правильно ли держит ручку, дети с помощью логопеда проверят правильность, при контроле себе, руководствуясь схемой. Следует обратить внимание, а начальном этапе обучения детей, многократное переписывание больших по объёму письменных заданиях, могут дать обратный эффект, так как эти дети пишут с большим напряжением, а они значит, быстро устают. Лучше, чтобы задание было не очень большое по объёму, не ограничивалось во времени (40 минут), а основная задача была – написать букву правильно, выполнить задание правильно и понять схему выполнения похожего задания. Таким ребятам просто необходимо терпеливое и внимательное отношение логопеда и родителей!

Организация и основные направления работы логопеда в условиях общеобразовательной школы.

Лого​педический пункт при общеобразовательной школе орга​низуется в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ (Инструктивное письмо Министерства образо​вания РФ от 14 декабря 2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»,Типовое положение о лого​педическом пункте образовательного учреждения) [1].

Основными задачами логопеда, работающе​го в общеобразовательной школе, являются:

– своевременная диагностика аномалий речевого раз​вития у учащихся;

– коррекция нарушений устной и письменной речи, направленная на преодоление трудностей в овладе​нии школьной программой;

– предупреждение и профилактика речевых нарушений;

– пропаганда специальных логопедических знаний сре​ди учителей и родителей учащихся[1].

На логопедический пункт зачисляются ученики, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях, имеющие различные нарушения в развитии устной и письменной речи (общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие, фонематическое недоразвитие, заикание, нарушения произношения – фонетический дефект, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата).

В первую очередь на логопедический пункт принимаются обучающиеся, недостатки речи которых препятствуют успешному освоению программного материала (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи) [10].

Система работы логопеда общеобразовательной школы включает в себя следующие направления:

1) диагностика (обследование) состояния устной и пись​менной речи;

2) коррекционно-развивающий процесс, представленный логопедическими занятиями;

3) консультативно-профилактическая работа;

4) работа по повышению квалификации и самообразо​вание.

Каждое из этих направлений по-своему важно и ре​шает определенные задачи.

Диагностика представляет собой такое обследование речи, которое дает представление о состоянии речевого развития ребенка и позволяет логопеду опре​делить вид речевой патологии, ее форму и степень тя​жести речевого дефекта.

Основными задачами диагностики являются:

– выявление отклонений в развитии устной и письмен​ной форм речи;

– определение структуры речевого дефекта;

– формулирование логопедического диагноза;

– составление программы логопедической работы [1].

Актуальность этого направления работы заключает​ся в том, что от своевременной квалифицированной ди​агностики зависит программа коррекционного воздей​ствия, а в конечном итоге и результативность логопеди​ческой работы с детьми.

Выявление детей с речевыми нарушениями для зачисления на логопедический пункт проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Все дети с выявленными недостатками речи регистрируются в списке для последующего распределения по группам в зависимости от речевого дефекта.

На каждого обучающегося, зачисленного на логопедический пункт, учитель-логопед заполняет речевую карту.

По окончании периода обследования лого​пед комплектует учебные группы. При комплектовании групп следует учитывать:

– структуру и степень выраженности речевого недораз​вития;

– продолжительность обучения (первый (второй) год обучения) [1].

Основной формой организации логопедической работы являются фронтальные (групповые и подгрупповые) занятия.

В группы подбираются дети с однородной структурой речевого дефекта. Из выявленных обучающихся с первичной речевой патологией могут быть скомплектованы следующие группы или группы с меньшей наполняемостью (количество детей в группах с меньшей наполняемостью определяется в 2 – 3 человека для основного контингента обучающихся с ОНР и ФФН); зачисляются также в эти группы дети с более выраженным дефектом; количество детей в городских и сельских общеобразовательных учреждениях указано в скобках):

– с общим недоразвитием речи (ОНР) и нарушениями чтения и письма, обусловленными им, (4-5, 3-4);

– с фонетико-фонематическим (ФФН) или фонематическим недоразвитием речи (ФН) и нарушениями чтения и письма, обусловленными им (5-6, 4-5);

– с недостатками произношения (6-7, 4-5).

Группы обучающихся первых классов комплектуются отдельно, в зависимости от продолжительности обучения детей в начальном звене общеобразовательной школы (1-4, 1-3 классы) [10].

Планирование логопедической работы.

В начале учебного года, после обследования и комп​лектования учебных групп логопед составляет перспективные планы работы на текущий учебный год с каждой группой. В случае, если на логопедическом пункте укомплектовано несколько групп учащихся с одинаковой структурой дефекта, то допускается состав​ление для этих групп одного перспективного плана.

На основании перспективного плана логопед разрабатывает поурочные планы логопедических заня​тий, которые представляют собой подробные конспек​ты с изложением их целей и задач, описанием ис​пользуемого оборудования и материала, а также поэтап​ного хода работы.

Логопедическое занятие должно быть составлено с соблюдением всех структурных компонентов: организационный момент, основная часть и заключение. Для логопедов, имеющих большой опыт работы, допускается составление кратко​го плана занятия с указанием видов работ. В настоящее время не все дети беспрепятственно справляются с учебным ма​териалом. Некоторые из них испытывают серьезные трудности в овладении письмом и чтением. Нередко это обусловлено недоразвитием устной речи разной степени тяжести, низким уровнем сформированности пси​хических процессов, психологических предпосылок к обучению[1].

Анализ специальной и методической литературы по​казывает, что разработкой методов и приемов работы с учащимися, занимаются многие авторы: Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова, Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова и др. Общее содержание коррекционной работы, предлагаемой каждым из авторов, направлено на устра​нение у школьников пробелов в развитии речи.

В логопедической работе с учащимися выделяют несколько этапов:

– работа над словом;

– работа над предложением;

– работа с предлогами;

– формирование связной речи;

– работа над звуковым и слоговым составом слов [1].

Следует отметить, что последовательность и содер​жание логопедической работы может варьироваться в зависимости от структуры и степени тяжести речевого дефекта детей, зачисленных в группу. Например, если у учащихся выраженные нарушения звуковой стороны речи, фонематических процессов, звуко-буквенного ана​лиза слов, то начинать работу можно с последнего эта​па, а затем переходить к формированию лексико-грамматического строя речи и совершенствованию связной речи.

Работа по формированию связной речи проводится на отдельных

занятиях и поэтому в данном плане не отражена. Каждый специалист может вносить в план те изме​нения, которые необходимы на том или ином этапе работы с конкретной группой учащихся. Количество ча​сов по каждой теме устанавливает сам логопед. Темати​ка лексических тем также зависит от объема и качества словарного запаса учащихся. Немаловажное значение имеет использование игровых и занимательных заданий. Они стимулируют мыслитель​ные процессы, повышают мотивацию к занятиям. По​этому в данном плане представлены разнообразные игры, которые применяются на всех этапах логопедической работы [1].

Содержание и последовательность работы логопеда позволяют предупредить многие спе​цифические ошибки письма, которые могут возникнуть у данной категории школьников. А это и есть одна из основных задач логопедической работы в школе.

Организация работы учителя-логопеда в условиях общеобразовательной школы
статья на тему

Основные направления работы учителя-логопеда в общеобразовательной школе. Как организовать коррекционно-образовательный процесс?

Скачать:

ВложениеРазмер
Организация логопедической работы в общеобразовательной школе.46.57 КБ

Предварительный просмотр:

Васильева наталья Олеговна

МОУ «СОШ №3 г.Свирск»

Организация логопедической работы в школе

Организация коррекционно – логопедической работы в школе осуществляется на основе Инструктивного письма Министерства образования РФ №2 от 14.12.2000г. «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».

Коррекционно – развивающие логопедические занятия проводятся с обучающимися 1 – 4 классов, имеющих различные речевые нарушения:

«Общее недоразвитие речи» (ОНР);

«Нерезко выраженное общее недоразвитие речи» (НВОНР);

«Фонетико – фонематическое недоразвитие речи» (ФФНР);

«Фонематическое недоразвитие речи» (ФНР);

«Нарушения письма и чтения», обусловленные перечисленными выше нарушениями речи;

Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии (ОНР, НВОНР, ФФНР, ФНР) является серьёзным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы и требует обязательной логопедической помощи – коррекционно-развивающих логопедических занятий.

Место логопедических занятий в учебном плане

Коррекционно – развивающие логопедические занятия проводятся в течение учебного года (с 15 сентября по 15 мая) не менее 2 – 3 раз в неделю с каждой группой в соответствии с тематическим планированием, на основании которого составляется календарно-тематическое планирование для каждой логопедической группы. Первые две недели учебного года ( с 1-го по 15-е сентября) отводятся для полного комплектования групп и подгрупп, которые будут заниматься на логопедическом пункте в новом учебном году. Учитель-логопед в это время проводит обследование устной и письменной речи обучающихся.

Занятия с обучающимися проводятся во внеурочное время. Расписание логопедических занятий составляется учителем-логопедом с учетом режима работы общеобразовательного учреждения.

Коррекционно – логопедические занятия проводятся в различной форме: индивидуално, в подгруппе и группе. Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Продолжительность группового логопедического занятия для первоклассников составляет 35 минут, для учеников 2-3 классов– 40, подгруппового занятия – 20-25 минут, индивидуального – 15-20 минут.

Цель логопедических занятий в школе:

Оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи и испытывающим трудности в обучении и общении.

Новый стандарт предлагает в качестве основных образовательных результатов предметные, метапредметные и личностные. Результаты деятельности школьного учителя-логопеда напрямую влияют на качество обучения по литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, что является основополагающим для дальнейшего усвоения знаний обучающимися в основной начальной школе.

Для успешной работы необходима организация методически грамотного логопедического сопровождения.

Компонентами логопедического сопровождения или задачами являются:

  • профилактика речевых нарушений;
  • логопедическая диагностика;
  • коррекция речевых дефектов;
  • формирование всех сторон (компонентов) речи;
  • развитие невербальных психических функций;
  • развитие эмоционально – волевой сферы;
  • формирование нравственных установок ребёнка

Образовательные технологии и методики в логопедической работе

В процессе работы учитель-логопед применяет следующие образовательные методики и технологии:

Методика Агранович З. Е.

Методика Ефименковой Л. Н., Мисаренко Г. Г.

Методические рекомендации по организации логопедической работы учителя-логопеда

Разделы: Логопедия

I. Общие положения.

1.1. Логопедические кабинеты при общеобразовательных школах организуются для оказания помощи учащимся школ, имеющим различные нарушения устной и письменной речи.

1.2. Основными задачами логопедических кабинетов являются: преодоление и своевременное предупреждение различных форм нарушений устной и письменной речи, пропаганда логопедических знаний среди учителей и населения.

II. Организация логопедической работы.

2.1. В логопедический кабинет зачисляются ученики, обучающиеся в образовательных учреждениях, имеющие различные нарушения в развитии устной и письменной речи (общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие, фонематическое недоразвитие, заикание, фонетическое недоразвитие речи).

В первую очередь в логопедический кабинет принимаются обучающиеся, недостатки речи которых препятствуют успешному усвоению программного материала (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).

Прием в логопедический кабинет обучающихся с фонетическими нарушениями проводится в течение всего учебного года по мере освобождения мест.

По мере выпуска обучающихся с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи набираются новые группы.

2.2. До 15 сентября идет полное комплектование групп и подгрупп, которые будут заниматься в логопедическом кабинете в текущем году (проводится обследование устной речи учеников 1 классов и письменной речи учеников 2-3-х классов).

Одновременно логопед уточняет списки групп, предварительно скомплектованных в мае предыдущего года из числа учеников 2-3-х классов. Обследование устной речи 1-х классов проводится в два этапа:

– в течение первой недели сентября логопед проводит предварительное обследование устной речи всех учащихся, принятых в первые классы, и выявляет детей, имеющих те или иные отклонения в речевом развитии. Одновременно он отбирает тех учеников, которым необходимы систематические коррекционные занятия. Это делается в первой половине дня (возможно прямо на уроке);

– в течение второй недели сентября логопед проводит вторичное углубленное обследование устной речи тех детей, которых он отобрал для занятий в логопедическом кабинете в ходе предварительного обследования. Это обследование проводится в течение второй половины дня, т.е. после уроков.

С 15 сентября логопед заканчивает обследование устной и письменной речи учеников, окончательно комплектует группы и подгруппы, определяет количество учащихся для индивидуальных занятий, на основании чего составляет расписание занятий и перспективные планы работы с каждой группой учащихся.

Расписание составляется исходя из следующих временных параметров:

  • 1 класс – 35 минут
  • 2-3 класс – 45 минут
  • с подгруппой – 20-25 минут
  • индивидуально – 15-20 минут

Между группами допускаются перерывы 10-15 минут, между подгруппами 5-10 минут.

Расписание оставляется таким образом, чтобы каждая группа занималась 3 аза в неделю, желательно в одно и то же время. Особенно это касается 1-2-х классов. 3 классы могут заниматься 2 раза в неделю.

Работа по коррекции звукопроизношения в подгруппах и индивидуально проводится по усмотрению логопеда 1-3 раза в неделю в каждой группе или с каждым учеником в зависимости от тяжести дефекта.

Примерное планирование деятельности логопеда в каникулярное время:

– осенние каникулы – изучение состояния письма во 2-3 классах, с целью выявить дисграфиков и проконтролировать учащихся, ранее занимавшихся в логопедическом кабинете;

– зимние – изучение состояния письма в 1-3 классах; пополнение кабинета;

– весенние – организация и проведение МО, пополнение кабинета, консультации у психоневролога, невропатолога, отоларинголога;

– летние – обмен и трансляция опыта, занятия по коррекции звукопроизношения с будущими первоклассниками.

Речевые занятия в логопедическом кабинете проводятся с 16 сентября по 15 мая.

Последние две недели мая отводятся для обследования устной и письменной речи учащихся 1-3 классов с целью предварительного комплектования групп с нарушением письма и чтения на новый учебный год.

Вся организационная работа логопеда, проведенная с 1 по 15 сентября и с 16 по 31 мая фиксируется на соответствующей странице журнала по учету посещаемости.

2.3. Основной формой организации логопедической работы являются групповые занятия. Наполняемость групп – 6-8 человек.

В группы подбираются дети с однородной структурой речевого дефекта. Из выявленных обучающихся с первичной речевой патологией могут быть скомплектованы следующие группы:

– с общим недоразвитием речи (ОНР) и нарушениями чтения и письма, обусловленные им;

– с фонетико-фонематическим (ФФН) или фонематическим (ФН) недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленные им;

– с недостатками произношения.

Индивидуальные занятия проводятся с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи: ОНР (2 уровня); нарушения строения и подвижности артикуляционного аппарата (ринолалия, дизартрия). По мере формирования произносительных навыков у этих детей, их целесообразно включать в состав соответствующих групп.

2.4. Занятия с обучающимися в логопедическом кабинете проводятся в часы, свободные от уроков с учетом режима работы учреждения.

Коррекция произношения у детей 1 класса с фонетическими нарушениями, не влияющими на успеваемость, в виде исключения, может осуществляться во время классных занятий (кроме уроков русского языка и математики).

Одновременно в логопедическом кабинете занимаются 30 человек.

2.5. Периодичность и продолжительность логопедических занятий зависит от режима работы учреждения и определяется тяжестью речевого дефекта. Коррекционно-развивающая логопедическая работа с группой детей, имеющих ОНР, нарушения чтения и письма, обусловленные им, проводятся не менее 3 раз в неделю; с группой детей, имеющих ФФН и ФН; нарушения чтения и письма, обусловленные ими, 2-3 раза в неделю; с группой детей, имеющих фонетический дефект, 1-2 раза в неделю; с группой заикающихся – 3 раза в неделю; индивидуальные занятия с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, проводятся не менее 3 раз в неделю.

Продолжительность логопедического фронтального занятия с каждой группой – 45 минут; с группой с меньшей наполняемостью (подгруппой) – 20-25 минут; продолжительность индивидуальных занятий с каждым ребенком – 15-20 минут.

2.6. Продолжительность коррекционно-развивающего обучения детей с ФФН и нарушением чтения и письма, обусловленным фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием, примерно 4-9 месяцев (от одного полугодия до целого учебного года); срок коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР и нарушением чтения и письма, обусловленным общим недоразвитием речи – примерно 1,5-2 года.

2.7. Темы групповых, индивидуальных занятий, а также учет посещаемости детей отражаются в типовом классном журнале, где на каждую группу учащихся отводится необходимое количество страниц. Журнал является финансовым документом.

2.8. Обучающиеся с нарушениями речи, при необходимости, с согласия родителей (лиц, их заменяющих), могут направляться логопедом в районную поликлинику для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую консультацию для уточнения уровня психофизического развития ребенка и установления соответствующего диагноза.

2.9. Ответственность за посещение детьми занятий в логопедическом кабинете несет учитель-логопед, учитель класса и администрация школы.

III. Учитель-логопед.

3.1. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование или окончившие специальные факультеты по специальности “Логопедия”.

3.2. Учителя-логопеды назначаются и увольняются в порядке, установленном для учителей общеобразовательных школ.

3.3. На учителя-логопеда возлагается ответственность за своевременное выявление детей с первичной речевой патологией, правильное комплектование групп с учетом структуры речевого дефекта, а также за организацию коррекционно-развивающего обучения. Особое внимание в своей работе учитель-логопед уделяет пропедевтике вторичного дефекта у детей (нарушения чтения и письма), что предупреждает неуспеваемость по родному языку.

3.4. Ставка заработной платы учителя-логопеда устанавливается в 20 астрономических часов педагогической работы в неделю, из которых 18 часов отводятся для работы с детьми в группах и индивидуально. На консультативную работу используется 2 часа. Прежде всего в часы консультаций учитель-логопед имеет возможность, для точного установления логопедического заключения, более тщательно обследовать речь детей; давать рекомендации обучающимся и их родителям по коррекции фонетического дефекта; проводить консультации с родителями, учителями по определению тяжести речевого дефекта; оформлять необходимую документацию.

– Ведет занятия с учащимися по исправлению нарушений устной и письменной речи и содействует преодолению обусловленной ими неуспеваемости по родному языку;

– Осуществляет систематическую связь с заместителем директора школы по учебной работе и классными руководителями учащихся, занимающихся в логопедическом кабинете, посещает уроки с целью выработки единой направленности в работе с учащимися, имеющими недостатки речи;

– Составляет ежегодный отчет о работе и представляет его администрации школы;

– Информирует педагогический совет школы о задачах, содержании, результатах работы логопедического кабинета;

– Осуществляет связь с дошкольными учреждениями, школами для детей с нарушениями речи, логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник;

– Ведет пропаганду логопедических знаний среди родителей учащихся: периодически выступает на родительских собраниях с докладами о задачах и специфике логопедической работы и о мероприятиях по повышению успеваемости учащихся, имеющих нарушения речи;

– Участвует в заседаниях методических объединений учителей.

Учитель-логопед обязан систематически повышать свою деловую квалификацию.

3.6. В каникулярное время учителя-логопеды привлекаются к педагогической, методической и организационной работе, которая может заключаться в следующем:

– Выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи, непосредственно в дошкольных учреждениях или при записи детей в школу;

– Участие в работе методического объединения учителей-логопедов и логопедов дошкольных учреждений;

– Участие в семинарах, практических конференциях школы, района, города, области, края, республики;

– Подготовка дидактического, наглядного материала к занятиям.

3.7. Учителю-логопеду, являющемуся заведующим логопедическим кабинетом, возможна оплата за заведование кабинета.

3.8. При наличии в населенном пункте, районе, регионе нескольких логопедических кабинетов при общеобразовательных учреждениях, создаются методические объединения учителей-логопедов при органах управления образованием, методических кабинетах, институтах повышения квалификации.

Структура логопедического занятия по постановке звука

Тема: Звук С.

Цели занятия (образовательные, коррекционные, воспитательные).

Оборудование: зеркала, зонды, спирт, вата, профиль артикуляции звука, слоговые дорожки и таблицы, предметные и сюжетные картинки.

Ход занятия

1. Организационные момент.

2. Артикуляционная зарядка:

а) общие артикуляционные упражнения;

б) специальные артикуляционные упражнения;

в) упражнения по развитию силы голоса и выдоха.

3. Объявление темы занятия.

4. Постановка звука.

5. Анализ артикуляции по плану:

а) положение губ;

б) положение зубов;

в) положение языка (кончика, спинки, корня);

г) участие голосовых складок;

д) характер выдыхаемой струи.

6. Закрепление изолированного звука: индивидуальное и хоровое проговаривание, игры на звукоподражание.

7. Развитие фонематического слуха:

а) опознание звука из ряда изолированных звуков, отдаленных по артикуляционному и акустическому подобию;

б) из слогов (с учетом вышеуказанных рекомендаций);

8. Закрепление звука в слогах.

9. Закрепление звука в словах.

10. Закрепление звука в предложении.

11. Домашнее задание.

а) выяснение, какой звук отрабатывался на уроке;

б) анализ основных положений артикуляции изучаемого звука;

в) заключительное проговаривание (хоровое, индивидуальное).

13. Оценка работы ребенка на уроке проводится с психотерапевтической направленностью.

Структура логопедического занятия на этапе автоматизации звука

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Объявление темы занятия.

4. Произношение изолированного звука (хоровое, групповое, цепочкой, индивидуальное).

5. Анализ артикуляции по плану.

6. Характеристика звука.

7. Связь звука с буквой.

8. Развитие фонематического слуха.

9. Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись.

10. Закрепление звука в словах. Звукослоговый анализ слов с графической записью.

11. Закрепление звука в предложении. Графический анализ его.

12. Закрепление звука в тексте.

13. Домашнее задание.

14. Итог занятия.

15. Оценка работы детей.

Структура логопедического занятия по дифференциации звуков

Тема: Звуки С – З.

Цели: образовательные (познавательные), коррекционные, воспитательные.

Оборудование: профили артикуляции звуков, слоговые таблицы, предметные картинки для сравнения слов-паронимов, разрезная азбука, сюжетные картинки, материал для графического письма.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика. Планируются только самые основные упражнения, модулирующие главные артикуляционные движения для того и другого звука.

3. Объявление темы занятия.

4. Проговаривание изолированных звуков, которые различаются (хоровое, индивидуальное, с использованием звукоподражания).

5. Анализ артикуляции звуков по плану с выделением общих и различных моментов артикуляции.

6. Характеристика звуков.

7. Связь звуков и букв.

8. Развитие фонематического слуха.

9. Дифференциация звуков в слогах. Чтение слогов по таблицам или повторение за логопедом. Графический анализ слогов.

10. Дифференциация звуков в словах. Работа со словами-паронимами, звукослоговый и графический анализ слов.

11. Дифференциация звуков в предложении. Анализ предложения с графической записью и выделением слов, содержащих смешиваемые звуки, а затем выделение из слов данных звуков.

12. Дифференциация звуков в тексте.

13. Домашнее задание.

14. Итог занятия.

15. Оценка работы детей на занятии.

Структура урока при ринолалии

Тема: Звук Ж.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Работа по нормализации моторики нижней челюсти.

3. Массаж твердого и мягкого неба.

4. Гимнастика для мышц мягкого неба и задней стенки глотки.

7. Мимическая гимнастика.

8. Артикуляционная гимнастика:

а) для губ; б) для языка.

9. Дыхательная гимнастика:

10. Работа над голосом.

11. Объявление темы.

12. Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация).

13. Развитие лексико-грамматической стороны речи.

14. Домашнее задание.

15. Итог занятия.

16. Оценка работы детей на занятии.

Структура урока при дизартрии

Тема: Звук С.

Этапы урока:

1. Организационный момент.

2. Общее расслабление.

3. Развитие общей моторики.

4. Развитие мелкой моторики.

6. Развитие мимических мышц.

7. Развитие артикуляционной моторики.

8. Работа над развитием дыхания и голоса.

9. Коррекция звукопроизношения (постановка; автоматизация; дифференциация).

10. Формирование лексико-грамматической стороны речи.

11. Домашнее задание.

12. Итог занятия.

13. Оценка работы детей на занятии.

Структура урока по коррекции ОНТ III уровня

Тема: Игрушки.

Цели: образовательные (программные), коррекционные, воспитательные.

Этапы урока:

1. Организационный момент.

2. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

3. Развитие зрительно-пространственной ориентации:

– развитие общей моторики;

– развитие мелкой моторики.

4. Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти.

5. Развитие артикуляционной моторики.

6. Развитие дыхания и голоса.

7. Объявление темы.

8. Развитие фонематического слуха.

9. Работа над слоговой структурой, звуковой анализ слогов.

10. Работа со словами. Звукослоговый анализ слов с графической записью.

11. Работа над предложением. Графический анализ предложения и его запись.

12. Домашнее задание.

13. Итог занятия.

Схема групповых занятий при заикании

1. Организационный момент с психотерапией.

2. Общая моторная зарядка:

а) снятие мышечного напряжения;

б) привитие умения регулировать напряжение и расслабление своего тела;

в) преодоление двигательных уловок.

3. Речевая зарядка:

а) воспитание речевого дыхания (ротовой выдох, длительность и плавность его);

б) воспитание легкой и своевременной подачи голоса;

в) воспитание легкого и своевременного включения соответствующих артикуляционных движений.

4. Координация речи с движением (воспитание темпа, плавности и ритма речи).

5. Работа по закреплению навыков правильной речи:

а) сопряженная форма;

б) отраженная форма;

6. Домашнее задание.

7. Итог занятия и оценка работы с психотерапией.

Читайте также:  План взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса
Ссылка на основную публикацию