Организация инклюзивного образования в сельском детском саду

Инклюзивное образование в детском саду

Детей с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями с каждым годом становится больше, следовательно, вопрос внедрения инклюзивного образования становится как-никак кстати.

Развитие дошкольного образования в направлении гуманизации требует системных изменений, которые реализуются благодаря воплощению инклюзивных ценностей. Важно, чтобы изменения и обновления детских садах не заканчивались на внешнем «улучшении», а учитывали следующие аспекты:

  • общая психологическая атмосфера заведения;
  • система взаимоотношений между педагогами, детьми и родителями;
  • внимание к каждому ребенку;
  • возможность участия общества в развитии заведения и тому подобное.

Как организована инклюзия в детских садах

Если родители здоровых детей воспринимают детские сады, как место, где их дите может поиграть и пообщаться со своими сверстниками, то для родителей «особенных» детей ДОУ с инклюзией может стать местом, где их чадо будет социально адаптироваться и интеллектуально развиваться.

Инклюзивное образование в ДОУ – инновационная система образования, позволяющая детям с ограниченными возможностями развиваться в условиях полноценного общества. Данная система образования подразумевает равноправное восприятие всех детей и внедрение индивидуального подхода к обучению, учитывая особенности каждого ребенка. Дети в результате становятся полноценными частями общества.

Три условия инклюзивного образования в ДОУ:

  1. Доступ — дети имеют доступ ко всем возможностям обучения, мероприятиям и опыту.
  2. Участие — дети осмысленно включены в повседневную жизнь.
  3. Поддержка — инфраструктура и программная поддержка используются для привлечения к работе семей, учителей и персонала.

Задачи ИО (инклюзивного образования) в ДОУ (дошкольном образовательном учреждении)

Основные задачи создания инклюзивного образовательного пространства в учреждении дошкольного образования:

  • попечительства организационной культурой заведения;
  • реализация инклюзивного образовательной политики на уровне учреждения (внутренние нормативные документы);
  • обогащение инклюзивными подходами существующей практики организации образовательного процесса.

Инклюзивные ценности в системе образования

Инклюзивные ценности — это социально одобряемые представления и подходы, обеспечивающие следующие цели инклюзии:

  • возможность успешного обучения и развития всех детей по месту жительства;
  • поддержку различий между детьми и взрослыми как образовательный ресурс;
  • помощь каждому чувствовать себя частью целого;
  • содействие развитию творческой инициативы детей, родителей, педагогов;
  • сопоставления украинского образования с мировыми реалиями образования.

Такой подход требует изменения ряда приоритетов в работе на основе ценностей, среди которых:

  • структурные ценности — равенство всех участников образовательного процесса, обеспечение прав каждого, опора на общество, обеспечение устойчивого развития;
  • ценности, связанные с взаимоотношениями — уважение к разнообразию, отсутствие насилия, доверие, сочувствие, честность, мужество;
  • моральные качества — доминирование радости в заведении, любовь и уважение друг к другу, надежда и оптимизм, искренность в отношениях, красота в окружающей среде.

Они нашли свое отражение в индикаторах индекса инклюзии, а индикаторы детализируются конкретными вопросами. Включить ту или иную ценность в практику учреждения дошкольного образования для насыщения жизни заведения новым содержанием можно только благодаря ее обсуждению с работниками, родителями, а в некоторых моментах — и с детьми.
Насколько дети-инвалиды после инклюзивного ДОУ адаптированы к жизни:

  1. Воспитанники с инвалидностью, которые «включены» в общеобразовательные учреждения, чаще проявляют позитивное социальное и эмоциональное поведение, чем их сверстники в ограниченных условиях.
  2. Воспитанники, обучающиеся по программам включения в ранние годы, скорее всего, продемонстрируют более активное социальное взаимодействие со всеми сверстниками, меньшее чувство стигматизации и внушительные успехи в учебе.
  3. Более высокие ожидания в конечном итоге приводят детей-инвалидов к достижению большего, завоеванию уверенности и независимости и развитию более сильного чувства собственного достоинства.

Как обычно-развивающиеся дети выигрывают от инклюзии в ДОУ:
Типичные сверстники развивают уверенность в себе и лидерские навыки, поскольку они становятся объектом подражания для своих сверстников с ограниченными возможностями. Они также демонстрируют:

  • более позитивное отношение к сверстникам;
  • повышение социальных навыков (например, инициирование взаимодействия, переговоры);
  • чувство справедливости, сострадания и толерантности;
  • моделирование как про социального, так и академического поведения для сверстников с ограниченными возможностями.

Плюсы и минусы внедрения инклюзивного образования в ДОУ

ПлюсыМинусы
Поддержка индивидуальности воспитанников.Дефицит технического и дидактического обеспечения.
Развитие творческого потенциала воспитанников.Недостаточная информационная, психологическая подготовка педагогического и воспитательского состава.
Формирование культуры детей дошкольного возраста.Недостаточное финансирование со стороны государства.
Социальная адаптация детей-инвалидов с младшего дошкольного возраста.Отсутствие полноценного информирования родителей.
Адаптация для дальнейшего участия в школьном образовательном процессе.Дефицит узких специалистов.
Участие в общих образовательных и воспитательных мероприятиях.Необходимость сопоставлять образовательно-воспитательный процесс с индивидуальными медицинскими процедурами детей с ограниченными возможностями.

Особенности законодательства об инклюзивном детском саду в РФ

На территории Российской Федерации официально зафиксировано порядка 2 миллионов детей-инвалидов разной категории. Весь спектр положений, на которых базируется внедрение инклюзивного образования в ДОУ, закреплены в Федеральных документах.
Правительство РФ десять лет назад подписало Конвенцию ООН «О правах инвалидов», в статье 24 которой говорится, что каждый ребенок-инвалид имеет право на участие в образовательном процессе вне зависимости от уровня его знаний и этапа обучения.

В Конституции РФ указано, что все граждане России между собой равны в правах и свободах. Следовательно, Конституция не допускает дискриминации, вне зависимости от социального статуса, состояния здоровья, особенностей личностей и иных факторов.
В 2011 году правительство рассмотрело и подписало программу «Доступная среда», в рамках которой проводится интеграция детей с ограниченными возможностями с социумом.

С 2014 года инклюзивное обучение начали активно внедрять не только в общеобразовательные заведения, но и в дошкольные заведения. Цель данного решения – адаптация, социализация, обучение и поддержка детей с ограниченными возможностями на всем жизненном пути: начиная с дошкольного возраста и заканчивая трудоустройством.

В 2018 году в Москве зарегистрировано 96 детских садов, в которых используют систему инклюзивного и интерактивного образования. В каждом крупном городе сейчас проводится работа по запуску как можно больше ДОУ с инклюзивной направленностью работы.
Ссылки на правовые акты:

Проблемы внедрения инклюзии в ДОУ РФ

Существует ряд проблем внедрения модели инклюзивного образования в ДОУ, среди которых:

  1. Отсутствие в НПБ таких данных, как: численность воспитанников в инклюзивных группах; порядок и размеры финансирования сотрудников; набор педагогического, воспитательного и медицинского персонала.
  2. Дефицит узкопрофильной методической литературы.
  3. Дефицит финансирования ДОУ для проведения модернизации заведений в целом.
  4. Отсутствие у воспитателей и педагогов психологической готовности, опыта и навыков работы с детьми-инвалидами.
  5. Неготовность родителей к внедрению инклюзии и ДОУ.

Несмотря на проблемы, инклюзия в ДОУ имеет свое будущее, так как она позволяет социально адаптировать детей с ОВЗ с дошкольного возраста, развить их независимость и самостоятельность, а также равноправное восприятие их в обществе.

Особенности законодательства об инклюзивном детском саду в Украине

За годы независимости система дошкольного образования претерпела существенных изменений, хотя, к сожалению, не все они положительные и результативны.

Приоритетом в развитии украинского дошкольного образования на сегодня является обеспечение ее качества и доступности для каждого ребенка соответствующего возраста независимо от индивидуального развития, места проживания, материального обеспечения, социального происхождения и тому подобное. С введением Закона Украины «О дошкольном образовании» возникла необходимость обновления нормативной базы и программно-методического обеспечение дошкольной отрасли.

Ссылки на правовые акты:

Проблемы в Украине

Среди основных проблем внедрения инклюзивного образования в ДОУ Украины стоит отметить:

  1. Большинство законов по вопросам образования закрепляют государственные гарантии по предоставлению в Украине образовательных возможностей детям с особыми потребностями. Однако законодательные положения в значительной степени остаются принципами и декларациями, не обеспеченными механизмами реализации.
  2. Дефицит финансирования.
  3. Ребенок с особыми потребностями может потребовать формирования совершенно иных навыков, чем обучение по индивидуальной программе ДОУ, а дидактические материалы находятся в дефиците.
  4. Отсутствие психологической и информационной готовности учителей, воспитателей, администрации и родителей.

Правительство Украины знает о всех проблемах и внедряет новые законопроекты на поддержку и развитие инклюзии в детских садах, школах и ВУЗах страны.

Чек лист «Как оформить ребенка инклюзивный садик»

  1. Регистрация ребенка в электронном реестре ДОУ на сайте отдела образования. Очередь можно мониторить. Когда очередь подходит — родители получают сообщение.
  2. Получение вывода от психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК), в которой указана рекомендуемая форма обучения и развития на основе потребностей ребенка.
  3. Собеседование в ДОУ + заявление на зачисление ребенка (зарегистрировать!) + справка с ПМПК. Руководителю ДОУ подается и обязательно регистрируется заявление на зачисление ребенка и заключение ПМПК (обязательный в настоящее время документ, формально подтверждающий заявленные родителями потребности ребенка).
  4. Руководитель детского сада подает ходатайство в соответствующий территориальный отдел / управление образованием о необходимости создания условий для обеспечения полноценной работы инклюзивной группы, где планирует обучение ребенок. Если руководитель ДОУ отказывается принимать ребенка в дошкольном учреждении, то он должен предоставить родителям письменный отказ с указанием причин отказа. Родители пишут жалобу в отдел Управления образованием, прилагают копию своего зарегистрированного заявления и отказ руководителя детского сада, с просьбой решить вопрос организации инклюзивного обучения ребенка.
  5. Органами управления образованием принимается решение о создании нужных условий пребывания воспитанника с особыми потребностями в ДОУ. При невозможности создания таких условий, местные органы образования могут предложить родителям другое дошкольное учреждение, в котором созданы условия, или есть возможность их создать. Ребенок имеет право посещать дошкольное учреждение, избранное родителями, но на данный момент при отсутствии возможности создания там соответствующих условий (или при отсутствии заключения ПМПК), родители ребенка самостоятельно обеспечивают коррекционный компонент: работу необходимых специалистов.
  6. Функция ассистента ребенка может выполнять один из родителей ребенка или лицо, их заменяющее. Работа ассистента ребенка оплачивается родителями. Ассистента воспитателя для инклюзивных групп ДОУ государство не финансирует.

Отзывы о внедрении ИО в ДОУ

Как и учителя, родители — участники дискуссий — оценивают уровень готовности образовательной системы к внедрению инклюзивного образования, независимо от ДС, который посещают дети, как крайне низкий, особенно на уровне государства. Высказываются серьезные сомнения в способности государственного аппарата обеспечить этот проект вообще. Заметим, что некоторые родители указывали на корень проблем — финансовая система страны не готова к внедрению инклюзивного образования, поскольку деньги не «ходят за ребенком», и в массовых ДОУ нет даже такой простой мотивации, как дополнительное финансирование.

Сомнительным представляется возможность быстрого переоборудования учреждений для передвижения детей с физическими недостатками. Сомнения вызывает и реальность внедрения инклюзивного образования в регионах, поскольку, по мнению родителей, там существует еще больший недостаток ресурсов, специалистов и т.д., чем в крупных городах. Поэтому учителя и родители считают, что специальные учебные заведения должны существовать, чтобы обеспечить образование и уход воспитанникам с тяжелыми нарушениями, стать ресурсными центрами для ДОУ и оставить родителям возможность выбора учебного заведения.

Как организовано инклюзивное ДОУ за границей

В Европе внедрять инклюзивное образование в ДОУ начали еще в 1970 годах. В детских садах использовали одновременно несколько подходов внедрения новой системы образования: включение, интеграция, мэйнстриминг, расширение доступа к процессу образования.
Мэйнстриминг позволял воспитанникам с инвалидностью на равных общаться со своими сверстниками на мероприятиях и занятиях.
Интеграция – это приспособление детей с инвалидностью к основной образовательной программе.

Включение – это обеспечение всех необходимых условий для физического и интеллектуального развития детей с особенными потребностями.
В Европейских странах и в США уверены, что развитие инклюзии в ДОУ – это один из основных этапов социализации и развития толерантности в детском возрасте.
Вывод
У инклюзивного образования есть будущее, однако, при этом важно заметить, что, используя опыт других стран, необходимо обязательно опираться на достижения отечественной дефектологии и коррекционного образования (например, по стандартам специального образования), а также разрабатывать собственные модели, учитывая экономические и финансовые возможности государства.
Эксперты не скрывают, что широкое и стремительное внедрение инклюзивного образования может принести больше разочарований, чем успехов, если не будет создано соответствующих условий, будут храниться кадровые проблемы, архитектурно-конструктивная неготовность учебных заведений и низкий уровень толерантности в обществе. Поэтому эксперты больше настроены на постепенность введения процесса и его локализацию.

Видео — Инклюзивное образование в условиях ДОУ

Видео — Инклюзивный детский сад: новый проект

Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении

Юлия Тришина
Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении

Образование в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учетом традиций своего народа. С введением ФГОС в сфере образования особый интерес представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования. Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в связи с этим предназначения дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.

Но неблагоприятные экологические, политические и социальные факторы негативно сказываются на физическом, духовном, психологическом и эмоциональном здоровье наших детей. Известный врач-педагог Лесгафт писал: «Спасайте детей от физического, морального и умственного вырождения!». С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями. И если для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад – это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может быть местом, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ОВЗ. Но ни для кого не секрет, что многие родители скрывают от педагогов “настоящий” диагноз своих детей. и в группах ДОУ воспитываются в дети с ММД, ППНС, СВГД, гиперактивностью и пр., поэтому одной из важных проблем образования сегодня становится развитие новых подходов к образованию для детей с ОВЗ.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья выражается в том, что эти дети имеют физические, интеллектуальные или эмоционально-волевые проблемы, испытывают те или иные трудности в социальной адаптации, в овладение навыками адекватного функционирования в обществе, у них нарушена познавательная деятельность, которая ведет к проблемам связанными с трудностями в обучении. В тоже время практика показывает, что проблемы в развитии ребенка с ОВЗ обусловлены не только биологическими факторами, но и неисполнением главных педагогических закономерностей: ограничено общение, деформирована система коллективных отношений (прежде всего со сверстниками, отсутствует или сужена социальная активность, поэтому в современном обществе воспитание нравственности и патриотизма, а также воспитание уважительного отношения к людям с ОВЗ следует начинать развивать с дошкольного возраста. А чем раньше начинается работа с ребенком с ОВЗ, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе. Это обусловлено не только процессами гуманизации, но и доказанной эффективностью и результативностью ранней коррекционно-педагогической помощи “особому” ребенку.

Воспитательно- образовательный процесс в условиях меняющего современного мира постоянно усложняется и требует от воспитанников большего умственного и нервно- психического напряжения, поэтому в последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Так одной из актуальных идей дошкольной педагогики стало внедрение в практику работы по воспитанию и обучению детей с ОВЗ (инклюзивное образование, которая включена в единую государственную систему образования России.

Читайте также:  Конспект 'Транспорт'

Так что же такое инклюзивное образование? «Инклюзия” в переводе с англ. языка inclusive-означает “включенность. Инклюзивное образование – обеспечивает полное вовлечение ребенка с ОВЗ в жизнь образовательного учреждения, это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность. Смысл инклюзии – не просто поместить ребенка в обычный класс или группу, это нужно таким образом изменить организацию пространства учреждения, а также учебный процесс, чтобы полностью вовлечь ребенка с ОВЗ в социум. Основой инклюзивного образования является исключение любой дискриминации детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. А сама проблема личностно-ориентированного подхода к развитию детей с ОВЗ является одной из важнейших в теории и практике дошкольной педагогики. Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования. Развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий, помимо научных и методологических – социальные и административные ресурсы и требующий кардинальной перестройки современной системы образования. По уровню включения ребенка в образовательный процесс условно обозначают временную (точечную, частичную и полную виды инклюзии.

Основной целью и задачами инклюзивного образования в ДОУ является обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития и организация такого образовательного развивающего пространства для всех и безбарьерной среды, позволяющих детям с ОВЗ получить современное дошкольное качественное образование и воспитание, гармоничное всестороннее развитие личности; формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения; создание возможности всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива ДОУ. Это необходимо сделать, для того чтобы ребенок с ОВЗ научился самостоятельно приобретать знания, уметь работать с информацией, стимулировать её, видеть и решать возникающие в разных областях проблемы. Также следует выделить задачи в плане квалифицированной коррекции отклонений в физическом или психическом развитии воспитанников и интеграцию детей с отклонениями в состоянии здоровья в единое образовательное пространство. Таким образом, цели и задачи инклюзивного образования могут быть сформулированы как система задач трех уровней: коррекционного (исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития); профилактического (предупреждение отклонений и трудностей в развитии); развивающего (оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития). И только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность инклюзивного обучения и коррекционно-развивающих программ.

Для решения поставленных задач требуются техническое оснащение образовательных учреждений; разработка специальных учебных курсов для педагогов и воспитанников, направленных на развитие их взаимодействия с детьми ОВЗ; необходимые специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ОВЗ; значительная корректировка мировоззренческих инвариантов (универсалий) ее научного анализа и уточнения; а в некоторых случаях и изменения, самой категориальной «матрицы» системного моделирования.

Комплексное инклюзивное психолого-педагогическое коррекционное воздействие на детей с ОВЗ в ДОУ осуществляется на основе ряда методолого-методических принципов: индивидуального и междисциплинарного подхода, вариативной развивающей среды и вариативной методической базы обучения и воспитания, самостоятельной активности ребенка и семейно- ориентированного сопровождения и пр. Инклюзивное образование, если оно основано на правильных принципах, помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей и поддерживает детей с ОВЗ в их праве быть равноправными членами своих сообществ и общества в целом Реализация принципов будет обеспечена при условии создания команды специалистов, осуществляющей «сопровождение» всех субъектов образовательной деятельности. Так как основополагающими приоритетами инклюзивного образования считаются: принятие философии инклюзии всеми участниками образовательного процесса; социальной адаптации ребенка на каждом возрастном этапе; развитие коммуникативных, практических компетенций; профилактика и преодоления инвалидизации и искусственной изоляции семьи ребенка с ОВЗ; знание психологических закономерностей и особенностей таких детей, а также методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса и умение реализовывать различные способы взаимодействия между всеми участниками воспитательно- образовательной деятельности.

Внедрение инклюзивного образования в ДОУ будет протекает успешно при условиях когда в ДОУ есть лидер, который понимает идеологию инклюзии и может создать особую атмосферу, подбирать правильную команду, обучать ее и умеет строить взаимоотношения с родителями и другими общественными организациями; предметно-развивающая среда ДОУ доступная и развивающая, оснащена современным оборудованием и имеет хорошее методическое обеспечение; высокая профессиональная квалификация педагогов и специалистов, реализующих инклюзивный подход; адекватное нормативно-правовое обеспечение; открытая система взаимодействия с социумом.

Обязательными процедурами перехода на инклюзивную модель педагогической деятельности ДОУ являются принятие решения о переходе на инклюзивную модель педагогической практики; осознание ценностей инклюзивной модели образования всеми участниками образовательного процесса; постановка целей; анализ условий; подбор и создание средств и методов; оценка результатов; коррекция деятельности. Модель инклюзивного ДОУ строится в соответствии законодательная база в области инклюзивного образования и на тесном контакте всего педагогического коллектива, администрации детского сада и родителей воспитанников, на План развития инклюзивного образования в ДОУ состоит из аналитико-статистического, информационно-просветительского, социально-педагогического и программно-структурного направлений, содержательного методического обеспечения, образовательной деятельности, организации и грамотной разработки последовательных этапов по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательной деятельности, развития безбарьерной среды в ДОУ, результативности обучения и кадрового обеспечения, а также повышения профессиональной компетентности педагогов по проблеме.

Содержание работы с детьми данной категории определяется комплексными и парциальными программами, реализуемыми в ДОУ. Педагоги, ведущие занятия в инклюзивных группах, сами варьируют время, затраченное на тех или иных воспитанников в соответствии с усвоением материала и их способностями. Педагогические технологии инклюзивного образования направлены на развитие компетентностей в различных видах детской деятельности, но внимание педагогов акцентируется на возможности и сильные стороны ребенка. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с вовлечением в воспитательно- образовательный процесс всех участников (педагогов, детей, родителей, создавая для всех эмоциональные, когнитивные, коммуникативнные, потребностно-мотивационные взаимоотношения, а также через игровую и продуктивную детскую деятельности. Для того чтобы повысить общее качество воспитательно-образовательного процесса необходимо выстроить различные схемы организации взаимодействия специалистов и детей инклюзивной группы, и определяться сочетанием индивидуальных образовательных планов и Образовательной программой.

Таким образом, инклюзивное образование обеспечивает максимальную социализацию детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальными психофизическими возможностями каждого ребёнка; формирует у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества, предоставляет возможности для развития навыков и талантов конкретного человека, возможность взаимопомощи и развития у всех людей способностей, необходимых для общения. В ходе инклюзивного образования происходит рост педагогического мастерства, повышение педагогической компетентности и ответственности педагогов и родителей, расширяется образовательное пространство ДОУ и повышается его социальный статус, скоординированная деятельность всех участников образовательного процесса; обеспечивается информационно методическое сопровождение семей детей с ОВЗ. Инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия воспитанников и их участия во всех делах коллектива.

1. Астапов В. М., Лебединская О. И., Шапиро Б. Ю. Теоретико-методологические аспекты подготовки специалистов социально- педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. — М., 1995.

2. Бариевв В., Корнеев В. Реабилитация и образование особого ребенка. Часть 1. Центр лечебной педагогики, 2003

3. Бациев В., Диенштейн В., Корнеев Р., Ларикова И. Реабилитация и образование особого ребенка. Часть 2. Центр лечебной педагогики, 2009

4. Инклюзивное образование: право, принципы. Практика / сост. Н. В. Борисова, С. А. Прушинский. – М. ; Владимир: Транзит-ИКС, 2009.

5. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Под редакцией Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. М. ; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

6. Малер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. – М.: Арти, 2008.

7. Маркова Л. С. Методическое пособие «Построение коррекционной среды для дошкольников с ЗПР. М., 2005

8. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. Выпуск 4. Москва. Центр «Школьная книга».2011

9. Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» 04.02.2010

10. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. Выпуск 4. Москва. Центр «Школьная книга».2010

Организация инклюзивного дошкольного образования в дошкольной образовательной организации
материал по коррекционной педагогике на тему

Организация инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации

Скачать:

ВложениеРазмер
organizatsiya_inklyuzivnogo_obrazovaniya_v_doshkolnoy_obrazovatelnoy_organizatsii.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6» г. Назарово Красноярского края

Организация инклюзивного дошкольного образования в дошкольной образовательной организации

Актуальность осуществления инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы не вызывает сомнений. Общеизвестно, что современная система образования претерпевает изменения. Эти изменения ориентируют на работу с детьми с особыми образовательными потребностями в разных направлениях. Некоторые из этих направлений уже достаточно детально проработаны и используются на продолжении многих десятилетий. Стремление к тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающимися сверстниками, становится сегодня главной областью приложения сил многих родителей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии

В дошкольной образовательной организации 18 групп, из них: 6 групп комбинированной направленности и 3 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи . Группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи и группу комбинированной направленности посещают воспитанники, имеющие коллегиальное заключение психолого-медико-педагогической комиссии.

С 2016 года МАДОУ является муниципальной пилотной площадкой по организации инклюзивного дошкольного образования и созданию специальных условий для сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно плана работы пилотной площадки МАДОУ представляет опыт на муниципальном уровне по раннему выявлению и сопровождению детей с ОВЗ.

Ежегодно управленческая команда МАДОУ анализирует имеющуюся образовательную среду и ее возможности для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. В результате анализа определяет показатели и дефициты.

Организуя работу по данному направлению, управленческая команда руководствуется локальными актами разного уровня, а также разработала пакет документов, регламентирующих работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами в дошкольной образовательной организации:

– Положение об инклюзивном образовании;

-Положение об индивидуальном учебном плане;

– Положения о группах комбинированной, компенсирующей направленности; – Положение о разработке и утверждении адаптированной образовательной программы дошкольного образования;

– Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме;

– Положение о консультационном пункте;

– Положение о психологической диагностике;

– Положение о порядке приема детей с ОВЗ на обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования;

– Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования;

– План мероприятий («дорожная карта») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг.)

На базе образовательной организации создан психолого-медико-педагогический консилиум, который является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников.

Также разработан алгоритм по раннему выявлению и сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья:

а) педагогические работники (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель) выявляют детей с трудностями в освоении Программы.

б) После этого проводится заседание психолого-медико-педагогического консилиума и принимается решение о необходимости прохождения Психолого-Медико-Педагогической Комиссии в целях проведения комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям помощи и организации их обучения и воспитания, определения специальных условий для получения образования.

в) По результатам обследования на Психолого-Медико-Педагогической Комиссии даются рекомендации по созданию для ребенка специальных образовательных условий.

г) На основании рекомендаций Психолого-Медико-Педагогической Комиссии специалисты психолого-медико-педагогического консилиума дошкольной образовательной организации разрабатывают адаптированную образовательную программу дошкольного образования. Содержание и условия организации образовательной деятельности для детей-инвалидов определяются также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации.

д) После разработки адаптированной образовательной программы дошкольного образования педагогические работники осуществляют ее реализацию и ведут динамическое наблюдение за развитием ребенка. Заседания психолого-медико-педагогического консилиума
по корректировке адаптированной образовательной программы дошкольного образования проводятся не реже одного раза в квартал.

В группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи реализуется адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи, в которой подробно прописаны специальные условия для сопровождения данной категории детей. В группах комбинированной направленности реализуется адаптированная образовательная программа дошкольного образования.

Эффективным условием реализации инклюзивного дошкольного образования является организация образовательной среды.

В дошкольной образовательной организации созданы специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Имеются все специалисты для сопровождения данной категории детей. 100% воспитателей, работающих с такими детьми и специалисты прошли курсы повышения квалификации по их сопровождению.

Для коррекционно-развивающей работы организована развивающая предметно-пространственная среда в групповых помещениях и специально оборудованных помещениях (2 кабинета педагога-психолога, 3 кабинета учителя-логопеда, 1 кабинет учителя-дефектолога).

На наш взгляд, наиболее приемлемая для дошкольного учреждения коррекционно-развивающая среда проектируется на основе:

– требований нормативных документов;

– реализуемой в МАДОУ адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования, разработанной ДОУ на основе ФГОС ДО, в соответствии с контингентом детей с ОВЗ;

– материальных (наличие современного дидактического оборудования, пособий и материалов) и архитектурно-пространственных условий (наличие нескольких помещений, их площадь, конструктивные особенности, доступность);

– наличия мультидисциплинарной команды специалистов (психолого-педагогические работники), имеющей подготовку в области дефектологии, дошкольной педагогики и психологии, владеющей методикой обучения и воспитания детей с ОВЗ различных нозологий;

– соответствия коррекционно-развивающей среды форме и содержанию образовательной деятельности.

В каждой группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи оборудован логопедический центр, а в группах комбинированной направленности – центр коррекции, организованный в соответствии с зоной актуального развития воспитанников.

Развивающая предметно-пространственная среда в групповых помещениях создана с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей воспитанников, что позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе. Предметно-развивающее пространство организовано таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его не директивным руководством.

В оформлении групповых помещений и кабинетов специалистов присутствуют мягкие пастельные цвета, в них уютно и светло, что уравновешивает эмоциональный фон каждого ребенка, способствует его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность — одна из важных составляющих развивающей предметно-пространственной среды, так как ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное.

Так как данные группы посещают моторно неловкие, плохо координированные дети, особое внимание уделяется соблюдению правил охраны жизни и здоровья воспитанников. Групповые помещения не загромождены мебелью, в них достаточно места для передвижений детей, мебель закреплена, острые углы и кромки мебели закруглены.

Наполнение развивающих центров в группе соответствует изучаемой теме, а это значит, что регулярно обновляется и пополняется.

В кабинетах учителя-логопеда развивающая предметно-пространственная среда организована таким образом, чтобы способствовать развитию не только всех сторон речи, но и неречевых психических функций. Выделяются несколько зон:

1. Зона методического, дидактического и игрового сопровождения, которая содержит материалы по обследованию речи детей, методическую литературу по коррекции речи, обучению грамоте детей с нарушениями речи, документацию учителя-логопеда, пособия по дидактическому обеспечению коррекционной деятельности. Дидактические игры и материалы обновляются и пополняются в соответствии с лексической темой.

2. Информационная зона для родителей, которая расположена на стендах в коридоре и в приемной групп, содержит актуальный материал о развитии и коррекции речи детей.

3. Зона индивидуальной коррекции речи, в которой располагаются большое зеркало и рабочий стол, за которым проходит индивидуальная коррекционная работа.

4. Зона подгрупповых занятий, которая оборудована магнитной доской, мольбертом, детскими столами, магнитными азбуками.

Кабинет педагога-психолога – специфичное помещение, которое функционально служит определенным целям по обеспечению психологически комфортной атмосферы и эмоционального благополучия всех участников образовательных отношений.

Пространство кабинета организовано в соответствии со спецификой профессиональной деятельности педагога- психолога, исходя из этого кабинет делится на несколько рабочих зон, имеющих различную функциональную нагрузку:

  1. Зона консультативной работы оформлена комфортно и уютно, располагая к длительному доверительному общению. Имеется вспомогательный материал – литература по проблемам возрастного развития детей, особенностям их поведения, познавательного и эмоционально-личностного развития дошкольников, вопросам школьной готовности, различные консультации для родителей (законных представителей) воспитанников.
  2. Зона диагностической работы предназначена для проведения психологической диагностики развития детей. Все необходимые материалы систематизированы и удобно размещены в шкафу.
  3. Зона коррекционно-развивающей работы оснащена мягким покрытием пола, передвижной мебелью, способствующей быстрой смене игровой ситуации, магнитной доской, техническими средствами обучения, а также разнообразным игровым материалом.
  4. Зона организационно-планирующей деятельности представлена письменным столом, стулом, необходимыми материалам и средствами для работы. Для хранения нормативной, отчетной документации и методической литературы имеется шкаф-стеллаж.

Необходимым условием для коррекционно-развивающей работы является организация взаимодействия всех участников образовательной деятельности. Выстраивая взаимодействие с родителями необходимо создавать условия для принятия детей ОВЗ детско — взрослым коллективом. Благодаря профессионализму воспитателей в нашей дошкольной образовательной организации воспитанники помогают друг другу, в том числе детям с ОВЗ, получая при этом опыт сочувствия, становятся добрее, толерантнее. Родители воспитанников, смотря на своих детей, приходят к пониманию, что все дети нуждаются в образовании и общении .

С целью создание оптимальных условий для вовлечения семей воспитанников в образовательную деятельность в дошкольной образовательной организации созданы детско-родительские клубы: «Шаг за шагом», «Мы вместе!», «Вместе-дружно», «Развитие», «Неразлучные друзья». Деятельность клубов осуществляется на основе перспективного плана в форме творческих заданий, семинаров-практикумов, мастер-классов, викторин, семейных гостиных, мастерских, дискуссий, бесед-диалогов, вечеров вопросов и ответов с учётом интересов и потребностей воспитанников и их семей. На встречи клуба могут быть приглашены администрация, специалисты: учителя-логопеды, учитель-дефектолог, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Участники клуба получают квалифицированную консультативную и практическую помощь по вопросам воспитания и обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья; высказывают собственное мнение и обмениваются опытом в воспитании детей.

Используя ресурсы и возможности образовательной среды, педагогический коллектив выстраивает работу для достижения тех образовательных результатов, которые позволяют детям быть успешными в меняющимся мире.

Включение, инклюзия – это перемена. Перемены пугают всех. Но в данном случае речь идет о правах человека и идти навстречу переменам необходимо. Воспитатели, работающие в системе инклюзивного образования готовы принять «особого» ребенка, зная, что в лице специалистов, а также родителей этих детей они будут иметь огромную поддержку.

Подводя итог, необходимо отметить, что инклюзия – это больше, чем интеграция. Это включение не только в образование, но и в жизнь всех без исключения, это учет сильных и слабых сторон каждого, это признание различий, это обогащение представлений о различиях как естественном явлении мира и общества, это возможность получения эффективного образования благодаря постоянной поддержке и изменению образовательного пространства.

Как организовать инклюзивную практику в ДОУ?

Инклюзивное образование: особенности организации в детском саду

Инклюзивное обучение нацелено на формирование доступной среды для получения знаний и навыков. Дети с ОВЗ традиционно находились в специальных образовательных организациях. Но коррекционные школы не предоставляют варианты для социализации. Общение и совместная деятельность с детьми возрастной нормы поможет детям с ОВЗ интегрироваться в общество и чувствовать себя равными с другими.

Люди с ОВЗ будут готовы трудиться и вступать в межличностные отношения, в случае, если социальная адаптация начнётся с ранних лет.

– Мы сейчас со всех сторон слышим вопрос, как трудоустроить взрослого инвалида, особенно ментального, – сообщает изданию «Коммерсант» руководитель Центра проблем аутизма и член Экспертного совета при Минобрнауки Екатерина Мень. – Я в таких случаях всегда говорю: чтобы трудоустраивать инвалидов, надо начинать с детского сада. Эти дети должны расти вместе со своими будущими работодателями.

ФГОС определяет организацию инклюзивного образования в ДОУ

Выход ФГОС дошкольного образования изменил концепцию педагогического процесса. Ребёнок становится субъектом образования наравне с педагогом, что предполагает построение образовательного процесса с учётом интересов ребёнка.

Государственный стандарт ставит перед педагогами задачи:

  • обеспечить равный доступ к знаниям вне зависимости от возможностей здоровья, региона и вида образовательной организации;
  • сформировать условия для развития личности ребёнка, которые определяются возрастом и творческим потенциалом дошкольников;
  • построить содержательно разнообразную программу, которая соответствует образовательным потребностям детей;
  • поддерживать семью ребёнка и помогать советом в вопросах обучения и воспитания детей.

Закрепление стандартом права детей с ОВЗ на инклюзивное образование говорит о гуманизации и демократизации общества.

Обучение в ДОУ осуществляется по адаптированной программе

ФГОС ДО определяет требования к содержанию и осуществлению программы. Программа гарантирует личностный рост и развитие дошкольников в коммуникативной деятельности, в процессе обучения и игры на основе возрастных особенностей, психологических и физиологических способностей детей.

Содержание инклюзивного обучения включается в программу, если предполагается освоение программы дошкольниками с особыми образовательными потребностями. Раздел инклюзивного образования и работы по коррекции содержит способы адаптации образовательной программы для освоения детьми с ОВЗ.

Адаптированная программа направлена на помощь в изучении детьми с ОВЗ основной программы дошкольного образования. При организации инклюзивной практики в детском саду создаются условия для повышения уровня развития и адаптации в обществе дошкольников с ОВЗ.

Программа ориентируется на прививание детям ценностей и норм социальной жизни. Также программа нацелена на формирование системы знаний, умений и навыков, которые понадобятся ребёнку для продолжения образования.

Особенности детей с ОВЗ учитываются при обучении и воспитании

Инклюзивные группы неоднородны, потому что в них входят дошкольники с разными возможностями здоровья: с нарушениями слуха, зрения и речи, опорно-двигательной системы, задержкой психического развития и комплексными нарушениями развития.

Задача воспитателя – помочь дошкольникам с ОВЗ осознать, что они могут наравне со всей группой расти и одерживать новые победы. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в общении.

– Я думаю, что большинство детей, как и нормативный ребёнок, к трём годам им дома становится скучно, – рассказала в беседе с ведущим «Радио Свобода» руководитель инклюзивного детского сада «Наш дом» Елена Цырульникова. – У особого ребёнка те же социальные потребности, он тоже хочет расширять среду обитания и количество контактов.

Дети с ОВЗ интегрируются в коллектив по 2-3 ребёнка, при этом им требуется персональный подход и организация специального обучения.

Воспитатели МБДОУ №113 города Казани делятся опытом инклюзии в детском саду в статье «Организация инклюзивного образования в условиях ДОУ» (Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», №5, 2016 год). В 2014 году в МБДОУ №113 прибыл ребёнок с синдромом Гольденхара.

– В ходе работы выяснилось, что мы совсем не готовы к решению педагогических задач в данных обстоятельствах, и возникла необходимость поиска путей его решения, – говорится в материале.

Педагоги отобрали индивидуальные и групповые формы взаимодействия с детьми, при которых обучение базируется на партнёрских взаимоотношениях с воспитанниками.

– Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья начал раскрываться, открывать себя для себя и для других, – прокомментировали педагоги. – Ребёнок повторяет за своими сверстниками все их действия, старается быть похожим на них.

Воспитатели Эльвира Садретдинова, Гельназ Сабирова и Эльмира Каюмова считают, что положительный эффект инклюзии достигается только при индивидуальной форме взаимодействия.

Образование в условиях инклюзии подразумевает организацию процесса обучения с учётом возрастных и психофизических способностей дошкольников.

Воспитанники с нарушением слуха невнимательны и замыкаются в себе, не проявляют активность в общении. В процессе обучения и воспитания с глухими и слабослышащими дошкольниками применяются макеты, игрушки, иллюстрации, учебные фильмы, демонстрация действий, воспроизведение наглядных ситуаций и другие приёмы наглядности.

При отборе материала для дошкольников с нарушениями зрения учитываются величина предмета и контрастность цветов. Для слепых и слабовидящих детей проводятся занятия по ориентированию в пространстве, мимике и пантомимике.

Дети с ЗПР с трудом концентрируются и самостоятельно делают задания. Для таких дошкольников потихоньку усложняют уроки.

У детей с повреждениями опорно-двигательной системы встречаются нарушения слуха и зрения, интеллекта и речи и наблюдаются судорожные симптомы. При отборе обучающего материала предпочтение отдаётся предметам с выраженной тактильной поверхностью.

Воспитатели и родители работают в команде

С детьми с ОВЗ занимаются педагог по коррекции речи, психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре и медицинский персонал ДОУ.

Логопед определяет степень понимания и воспроизведения речи, готовит индивидуальные планы коррекции речи, ведёт персональные и групповые занятия.

Педагог-психолог подготавливает индивидуальные программы для коррекции, проводит психодиагностику дошкольников и даёт консультации для родителей.

Воспитатель развивает мелкую и общую моторику детей, ведёт персональные и групповые занятия по продуктивным видам активности: рисование красками и карандашами, лепка из пластилина и конструирование из бумаги и природных материалов.

Музыкальный руководитель при отборе материала учитывает психофизические и речевые способности детей, использует элементы звукотерапии на занятиях музыкой.

Учитель физкультуры ведёт занятия по совершенствованию психомоторных процессов у детей.

Медработник ДОУ организует лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия.

При организации инклюзивной практики руководство ДОУ может привлекать дополнительных педагогов. Коллективные действия сотрудников детского сада формируют благоприятную среду для адаптации ребёнка с особыми образовательными потребностями в детском коллективе.

Педагоги ДОУ сотрудничают друг с другом и с родителями воспитанников. Постоянное взаимодействие воспитателей и семьи ведёт к положительному результату. Сотрудничество с семьями дошкольников организуется в форме консультаций, дней открытых дверей и семинаров-практикумов, на которых родителей знакомят с дидактической литературой, играми и учат использовать полученные сведения на практике.

Праздники в детском саду – тоже часть работы воспитателей с семьёй дошкольника. На мероприятиях родители наблюдают достижения ребёнка, участвуют вместе с детьми в конкурсах и соревнованиях.

При организации инклюзивного обучения в ДОУ рекомендуется:

  • строить план занятий с учётом особенностей ребёнка;
  • вести персональные и групповые занятия, что повышает инициативность ребёнка с ОВЗ и умение трудиться в команде;
  • следить за душевным состоянием ребёнка до и во время проведения занятия;
  • развивать моторику путём специальной гимнастики, игр и заданий;
  • привлекать детей к активному участию в мероприятиях;
  • развивать способности и таланты детей.

Больше полезной информации для развития вашего детского сада вы получите на Международной конференции «Взаимодействие ДОУ и семьи: лучшие российские практики и зарубежный опыт» , которая пройдёт 6―8 августа. Приходите на конференцию, и вы узнаете, как завоевать доверие родителей и создать положительный имидж ДОУ.

Портал образования

Авторы: Полякова Татьяна Сергеевна, Пашкова Мария Владимировна
Должность: воспитатель, заведующий
Учебное заведение: БДОУ города Омска “Детский сад №358 комбинированного вида”
Населённый пункт: Омск
Наименование материала: презентация
Тема: “Инклюзивное образование в ДОУ”
Дата публикации: 12.11.2017
Раздел: дошкольное образование

«Инклюзивное образование в ДОУ»

Предоставьте каждому человеку все те права,

которыми бы вы хотели обладать сами».

Полякова Татьяна Сергеевна

Специально дошкольное образование

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими

возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным.

И если для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад – это место, где он

может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то

новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может быть местом, где их

ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как

построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную

направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ОВЗ.

Одна из важных проблем образования сегодня – развитие новых подходов к образованию лиц с

Основа инклюзивного образования – исключение

любой дискриминации детей, которая обеспечивает

равное отношение ко всем людям, но создает особые

условия для детей, имеющих особые образовательные

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного,

среднего, профессионального и высшего образования

Развитие инклюзивного образования – процесс сложный,

многогранный, затрагивающий, помимо научных и

методологических – социальные и административные

ресурсы и требующий кардинальной перестройки

современной системы образования.

Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ОВЗ,

тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в

Это обусловлено не только процессами гуманизации, но и

доказанной эффективностью и результативностью ранней

коррекционно-педагогической помощи “особому” ребенку.

Инклюзия” в переводе с англ. языка inclusive-означает “включенность», с франц. языка

inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю , общим словом –

включенное образование, термин, используемый для описания процесса обучения детей с

ОВЗ в образовательных учреждениях

Инклюзия (включение) – процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается,

охватывается, или входит в состав, как часть целого ; это активное включение детей,

родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность:

проведение общих мероприятий,

праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.

Инклюзия – формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ

Что такое «Инклюзия» ?

Инклюзия – это процесс, требующий перестройки на всех

уровнях человеческого функционирования , процесс интеграции

детей в общеобразовательный процесс независимо от их половой,

этнической и религиозной принадлежности, прежних учебных

достижений, состояния здоровья, уровня развития, пола, возраста,

принадлежности к той или иной социальной группе социально-

экономического статуса родителей и других различий

Виды инклюзии в воспитательно-образовательном процессе ДОУ

Виды инклюзии условно обозначают по уровню включения ребенка в образовательный процесс:

включается в коллектив

сверстников лишь на

кратковременно в играх

или на прогулке.

включение ребенка в режиме

половины дня или неполной недели,

например, когда ребенок находится

в группе сверстников, осваивая

непосредственно учебный материал

в ходе индивидуальной работы, но

участвует в занятиях по

физической культуре, музыке и др.

вместе с другими детьми

посещение ребенком с ОВЗ

возрастной группы в режиме

полного дня самостоятельно или с

занимается на всех занятиях

совместно со сверстниками. При

этом выбираются задания

различного уровня сложности,

дополнительные игры и

Необходимо понять, что инклюзия –

это не интеграция, это более широкое понятие!

Дети живут вместе в обычной группе детского сада

Специалисты помогают детям.

Обычные группы изменяются.

Внимание акцентируется на возможности и сильные стороны ребенка

Дети учатся терпимости – воспринимают человеческие различия как обычные.

Дети-инвалиды получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить

Проблемы развития, эмоциональное состояние детей-инвалидов становятся важными для

Выделение «особых» групп в детском саду часто ведет к исключению «особых» детей из

социальной жизни детского сада, создает определенные барьеры в общении и взаимодействии

Равные возможности для каждого!

Ц ель и задачи инклюзивного ДОУ и процесса

квалифицированная коррекция отклонений в

физическом или психическом развитии

интеграция детей с отклонениями в состоянии

здоровья в единое образовательное

психофизическими особенностями развития

организация такого образовательного развивающего пространства для всех и безбарьерной

среды, позволяющих детям с ОВЗ

получить современное дошкольное качественное

образование и воспитание,

гармоничное всестороннее развитие личности;

создание возможности всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива

Цели и задачи – система задач трех уровней:

– исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития ;

– предупреждение отклонений и трудностей в развитии

– оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития .

инклюзивного обучения и коррекционно-развивающих программ.

Техническое оснащение образовательных учреждений;

Разработка специальных учебных курсов для педагогов и воспитанников, направленных на

развитие их взаимодействия с инвалидами;

Необходимые специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации

детей с ОВЗ в ОУ;

Значительная корректировка мировоззренческих инвариантов (универсалий) ее научного

В некоторых случаях и изменения, самой категориальной «матрицы» системного

Разработка временных атрибутов этапов развития системы, для чего, опираясь на общую

теорию гармонии систем, необходимо введение категории меры, определяющей «… характер

«фазного», ступенчатого движения от одного состояния к другому»

Меры для решения поставленных задач :

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ

Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья

выражается в том, что эти дети имеют физические, интеллектуальные или эмоционально-

волевые проблемы, испытывают те или иные трудности в социальной адаптации, в овладение

навыками адекватного функционирования в обществе, у них нарушена познавательная

деятельность, которая ведет к проблемам связанными с трудностями в обучении. В тоже время

практика показывает, что проблемы в развитии ребенка с ОВЗ обусловлены не только

биологическими факторами, но и неисполнением главных педагогических закономерностей:

ограничено общение, деформирована система коллективных отношений (прежде всего со

сверстниками), отсутствует или сужена социальная активность

Ребенок с особенностями развития – прежде всего Ребенок !

Немного из истории

Инклюзивное обучение и воспитание – закономерный этап развития системы образования в любой

стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия. О проблеме

инклюзивного образования говорить начали давно, но начиная с 1970-х годов, она стала приобретать все

В США инклюзивные ДОУ стали серьезной альтернативой специализированным. По данным

министерства образования в США более 50 % детей дошкольного возраста с ОВЗ воспитываются в

государственных инклюзивных ДОУ. В Швеции и Португалии почти все дети с ОВЗ посещают общие

детские сады. В Венгрии, Франции и Германии действуют специализированные учреждения, и разные

формы инклюзивных ДОУ. Количество детей, посещающих инклюзивные дошкольные учреждения, в разных

регионах каждой из этих стран разное. В Германии около 80 % детей дошкольного возраста с ОВЗ.

В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том

числе: расширение доступа к образованию (widening participation); мэйнстриминг (mainstreaming) –

предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых

программах; интеграция (integration) – приведение потребностей детей с психическими и физическими

нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной

для них; предполагает пространственное «соприсутствие» детей с особенностями развития и обычных детей в

ДОУ . Это первый шаг от классической системы специального образования (предполагающей разделение

«особых» и «нормальных» детей), в сторону образования, признающего

различия между людьми как ценность и понимающего каждого человека

как полноправного участника образовательного процесса; включение,

или инклюзия – реформирование детских садов и школ перепланировка

учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям

всех детей без исключения.

В России начали решать проблему социализации детей с ОВ через создание специальных

реабилитационных центров. Основная особенностью такого центра – только здоровые педагоги

общались с детьми-инвалидами.

Первые инклюзивные ОУ появились в нашей стране на рубеже 1980-1990 годов. В Москве в 1991 году

школа инклюзивного образования “Ковчег” (№1321). Основная особенность в случае инклюзивного

образования – здоровые дети общаются с детьми инвалидами

В 1992 году в России в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному

обучению детей-инвалидов. По результатам эксперимента были проведены две международные

конференции В 2001 году участники конференции приняли Концепцию интегрированного образования лиц

с ОВЗ. С целью подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

коллегия Министерства образования Российской Федерации приняла решение о вводе в учебные планы

педагогических вузов с 1 сентября 1996 года курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и

«Особенности психологии детей с ОВЗ ».

Сразу же появились рекомендации учреждениям дополнительного профобразования педагогов ввести

эти курсы в планы повышения квалификации педагогов ОУ.

Основные проблемы инклюзивного образования в России

Несовершенная образовательно-организационная система ДОУ, в условиях слабого

нормативно-правового обеспечения, на уровне документов, регламентирующих

финансовое, юридическое обеспечение образовательного процесса

слабое методическое обеспечение

ДОУ не готово самостоятельно оказать им необходимую и организованную

инклюзивное образование требует создания психологически комфортной среды при

попадании ребенка с ОВЗ в новые группы

состояние материально-технической базы, так как развитие инклюзии в ДОУ находится в

прямой зависимости от решения вопросов финансирования пребывания ребенка с

особенностями в ДОУ.

кадровое обеспечение служб комплексного сопровождения детей с ОВЗ;

не разработанность тезаурусного поля инклюзии и вопросов толерантности

недостаточная включенность родителей в коррекционно-реабилитационный процесс

культура в освещении темы о детях с ОВЗ и их инклюзии СМИ и сложившийся

менталитет общественного восприятия;

рассмотрение развития каждого ребенка как

уникального процесса (отказ от сравнивания

детей друг с другом)

активизация когнитивного развития через

коммуникацию и имитацию

Преимущества инклюзивного образования

развитие самостоятельности через предоставление помощи;

обогащение коммуникативного и нравственного опыта;

формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и

исключения развития чувства превосходства или комплекса неполноценности

подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме;

исключение социальной изоляции, усугубляющей патологию и

ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;

Детские сады компенсирующего вида

дети одной категории, специалисты, специально

организованная предметно-развивающая среда.

Детские сады комбинированного вида

дети разных категорий и дети возрастной нормы,

специалисты, специально организованная предметно-развивающая среда.

Детские сады, в которых созданы службы (Лекотека, Службы ранней помощи,

– дети разных категорий, специалисты, предметно-развивающая среда.

Массовые детские сады с группами кратковременного пребывания: «Особый ребенок»

дети разных категорий и специалисты.

Массовые детские сады, в которых создается инклюзивная дошкольная группа в

режиме полного дня;

Центр игровой поддержки развития (ЦИПР)

Структурные подразделения ДОУ, осуществляющее инклюзивное

Модель дошкольного инклюзивного

научно-методический совет ДОУ;

педагогический коллектив инклюзивной

родители, Родительский комитет;

ИОМ разрабатывается с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и

включал следующие базовые направления:

смена ведущих мотивов деятельности,

развитие эмоционально-делового и предметного общения,

развитие и активизация общих движений,

развитие предметных действий и предметной деятельности,

развитие наглядно-действенного мышления,

интенсивное накопление пассивного словаря,

стимуляция активной речи,

овладение различными навыками в процессе подражания,

становление представлений о себе,

формирование предпосылок к конструктивной

и изобразительной деятельности

закрепление навыков самообслуживания

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка ОВЗ

Содержание работы в инклюзивных группах ДОУ

программами реализуемыми в ДОУ.

компетентностей в различных видах детской деятельности

Обучение в сотрудничестве на основе организации работы в малых смешанных группах;

Индивидуальная программа обучения (ИПО);

Компетентный подход и инклюзивное образование.

Педагоги, варьируют затраченное время в соответствии с усвоением материала и их

способностями, но при этом детям с отклонениями в развитии уделяется немного больше

внимания , дают меньший объём заданий и в облегченной форме

Активное вовлечение детей, родителей и специалистов в развитие деятельности ДОУ

Педагогический поиск направлен на те виды коммуникации или творчества, которые будут

интересны и доступны каждому из участников группы.

Педагог лишь создает условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во

взаимодействии с другими детьми. .

Внимание акцентируется педагога на возможности и сильные стороны ребенка

индивидуальные занятия со специалистами

активные действия в специально организованной среде

– свободная игра в групповом

помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка

совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми

праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.

Формы инклюзивного образования

Содержание инклюзивного образования реализуется в разных

Беседы и чтение художественной литературы,

моделирование игровых ситуаций, через дидактические игры ,

индивидуальные занятия со специалистами,

активные действия в специально организованной среде (свободная игра в

групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка),

совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми,

проведение режимных моментов воспитательно-образовательного процесса

формирование навыков саморегуляции и самообслуживания

тематические родительские собрания и консультации

доступная информация о работе по инклюзии

педсоветы, круглые столы и совместное обсуждение перспективных направлений

посещение педагогами и воспитателями инклюзивной группы

комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие

занятия, музыкальные занятия,

консультирование родителей специалистами по интересующим вопросам,

обсуждение волнующих родителей проблемы,

информационную и психологическую поддержка.

являются составляющей всего инклюзивного процесса, важным ритуалом группы и

Инклюзивное образование в ДОУ Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афанасьева Г.Г.

Практико-ориентированная статья нацелена на психологическое сопровождение образовательного процесса в инклюзивных группах дошкольного образовательного учреждения. Статья из опыта работы одного сельского дошкольного образовательного учреждения, которое уделяет большое внимание психологическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Афанасьева Г.Г.

Текст научной работы на тему «Инклюзивное образование в ДОУ»

Инклюзивное образование в ДОУ

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 8 “Аленушка”», Верхневилюйский район, Республики Саха (Якутия), Россия

Аннотация. Практико-ориентированная статья нацелена на психологическое сопровождение образовательного процесса в инклюзивных группах дошкольного образовательного учреждения. Статья из опыта работы одного сельского дошкольного образовательного учреждения, которое уделяет большое внимание психологическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья.

При инклюзивном образовании в ДОУ обязательным условием должно стать создание единого образовательного пространства для здоровых детей и детей с ОВЗ. Необходимо создание определенных благоприятных условий для этого.

Именно в инклюзивных группах этого учреждения дети независимо от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в образовательный процесс вместе со своими сверстниками. Воспитатели, работающие с этими детьми, учитывают их особые индивидуальные образовательные потребности и оказывают своим воспитанникам необходимую психолого-педагогическую поддержку.

В обычные группы мы принимали по 1-2 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, которые посещают ДОУ в режиме полного пребывания со сверстниками при сопровождении психолога ДОУ и других узких специалистов. Эти группы называются инклюзивными. В инклюзивных группах создается возможность для формирования различных типов взаимоотношений между взрослыми и детьми, развития процессов индивидуализации в соответствии с его интересами и наклонностями. Систему взаимоотношений в ДОУ мы считаем очень важным компонентом интеграции. «Наша группа» — это не просто название, мы стараемся, чтобы отношения внутри группы между детьми и педагогами были похожи на отношения в семье, строились на доверии, заинтересованности и взаимопомощи. Поэтому овладение социально-желательными формами поведения детей, развитие социального взаимодействия у воспитанников в инклюзивных группах ДОУ является приоритетным направлением всей психолого-педагогической и коррекционно-развивающей работы.

Положительную динамику в овладении способами социального взаимодействия можно получить при условии, если образовательная среда создана с учетом специфики их развития и будет включать содержание, прямо направленное на развитие у них коммуникативных и коммуникативно – речевых умений, восприятия сверстника в качестве объекта взаимодействия и будет включать не только индивидуальное, но и совместное выполнение.

Взаимопонимание в инклюзивной группе – это сотрудничество «взрослый -ребенок», но и «ребенок – ребенок». Это обеспечивает развитие здорового ребенка и ребенка с ограниченными возможностями здоровья; поддержку взаимного уважения, толерантности; взаимопомощи в деятельности; возможности учиться друг у друга; возможности помочь самим себе и другим детям. Вот почему, на наш взгляд, инклюзивное образовательное пространство ДОУ «Радость общения» – это позитивная атмосфера принятия и поддержки.

Задачами инклюзивной группы являются:

1. Создание общности детей и взрослых (вместе мы группа), основанной на уважении и интересе к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям;

2. Формирование умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми);

3. Развитие коммуникативных навыков и культуры общения, создание позитивного эмоционального настроя;

4. Формирование умения поддерживать друг друга;

5. Активизация способности выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности;

6. Развитие умений и навыков игровой, познавательной, исследовательской деятельности;

7. Формирование навыков саморегуляции и самообслуживания.

Основными принципами психологического сопровождения педагогического процесса и принципами инклюзивного образования в инклюзивных группах являются:

— Учет возрастных психофизических возможностей детей дошкольного возраста и сензитивных периодов формирования психических функций.

— Приобщение детей с ОВЗ ко всему, что доступно их нормально развивающимся сверстникам, стирание границ, реализация концепции нормализации.

— Создание условий для дифференциации обучения с элементами индивидуализации в каждой возрастной группе.

— Равномерное распределение психофизической нагрузки в ходе ОП.

— Опора на сохранные и компенсаторные механизмы с целью повышения результативности проводимой психолого-педагогической деятельности.

Программно-методическое обеспечение деятельности, согласно

общеообразовательной программе ДОУ. Все программы реализуют всестороннее развитие психических и физических качеств личности, физкультурно-оздоровительное, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие воспитанников.

Детский сад – это где каждый ребенок должен почувствовать свою успешность, где их всегда выслушивают, поэтому им всегда здесь интересно. Сами активно вовлекаются в управление своим коллективом, учат друг друга и воспитатель дополняет инициативу детей.

Наши воспитатели широко используют в своей работе народные традиции, игры народа саха. Например, традицией в ДОУ стала ежегодное проведение соревнований по настольным играм «хабылык», «хаамыска», «тыксыы». Проведение таких соревнований формирует у ребенка внимательность, ловкость, выносливость, терпимость; прививает любовь к народным традициям, обычаям и играм.

Таким образом, комплексное воздействие на развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и психолого- педагогическое сопровождение деятельности коллектива ДОУ обеспечивают не только педагог – психолог, логопед, медицинское сопровождение медицинский работник, но и воспитатели. Психологическому сопровождению детей поддержку осуществляет администрация ДОУ совместно с Управляющим Советом, родительским комитетом. Активное участие в осуществлении целей принимают и родители здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, которые поддержали идею интеграционного и инклюзивного подхода, были заинтересованы в повышении уровня своей педагогической культуры.

Баенская Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: младший дошкольный возраст // Альманах института коррекционной педагогики РАО. Книжное приложение №4. – М.: ИКП РАО, 2001.

Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей /Ф.Л.Ратнер, А.Ю.Юсупов.-М.:ВЛАДОС,2006.

Ребенок в инклюзивном дошкольном учреждении: методическое пособие / Под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. – М.: РУДР, 2010.

Шмидт В. Р. Социальная эксклюзия и инклюзия в образовании. Учебно-методическое пособие. – М., 2006.

Ярская-Смирнова Е. Р., Лошакова И. И. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социологические исследования. – 2003. – № 5.

Читайте также:  Игра для развития фонематических процессов
Ссылка на основную публикацию