Организация и содержание диагностической деятельности с детьми дошкольного и школьного возраста

Организация психолого-медико-педагогического сопровождения детей дошкольного и младшего школьного возраста

Можно по-разному относиться к ребенку, но нужно, прежде всего, отказаться от взгляда на ребенка как на собрание достоинств и недостатков. Любой ребенок – весь достоинство, хотя бы потому, что сочетание его черт и качеств уникально.

Мир, в котором живет современный ребенок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% среди контингента детей, поступающих в школу; распространенность функциональных отклонений достигает более 70%, хронических заболеваний — 50%, физиологической незрелости — 60%, более 20% детей имеет дефицит массы тела (Инстуктивно-методическое письмо “О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошокольного возраста в организованных формах обучения” от 14.03.2000 №65/23-16).

Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьной дизадаптации, неуспеваемости, социокриминальных последствий в будущем.

На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями. Поэтому в нашем учреждении особое внимание было уделено организации комплексного психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста, с целью раннего выявления недостатков развития и оказания комплексной лечебно-оздоровительной и коррекционно-психологической помощи в условиях образовательного учреждения.

Система комплексного сопровождения детей позволяет выявить отклонения в развитии, либо способности на ранних этапах и выбрать образовательный маршрут, позволяющий скорректировать развитие ребенка, либо наиболее полно развить его способности.

В практике своей работы творчески интерпретируем методические рекомендации по психолого-педагогическому медико-социальному сопровождению дошкольников специальных (коррекционных) ДОУ г. Санкт — Петербурга и адаптации их к условиям детского сада общего вида.

При организации работы появился ряд проблем, которые требовали своего решения:

  • Недостаточное осознание педагогами сущности проблемы и перспективности ее решения.
  • Обособленность в действиях специалистов разных систем (здравоохранения, образования, соцзащиты), осуществляющих сопровождение; недостаточная связь между компонентами сопровождения.
  • Разрозненность информации.
  • Отсутствие необходимых специалистов в штатном расписании.
  • Непринятие проблем ребенка со стороны родителей.

Основной целью работы стало выявление отклонений в развитии, склонностей и способностей ребенка, определение их характера и выбор оптимального образовательного маршрута.

Задачи:

  • защита прав и интересов ребенка;
  • массовая диагностика по проблемам развития;
  • выявление групп детей, требующих внимания специалистов;
  • консультирование по возможным путям решения всех участников образовательного процесса;
  • групповые занятия, семинары и тренинги с педагогами и детьми по изменению стереотипов поведения, коммуникативным навыкам.

Основными направлениями деятельности службы сопровождения в учреждении являются:

  • оказание помощи в решении проблем:
  • формирования здорового образа жизни;
  • личностных проблем развития ребенка;
  • выбора образовательного маршрута;
  • преодоления затруднений в обучении;
  • разработка, уточнение с учетом данных динамического обследования и реализация схем и программ сопровождения;
  • гигиеническое нормирование нагрузок;
  • обеспечение преемственности и последовательности в работе с ребенком;
  • организация и проведение медико-психолого-педагогических консилиумов.

Для организации службы сопровождения в учреждении был проведен мониторинг обеспеченности специалистами, которые будут осуществлять психолого-медико-педагогическое сопровождение детей. Мониторинг показал, что учреждение в целом укомплектовано штатами для создания психолого-медико-педагогического консилиума. Но для обеспечения наиболее полного сопровождения необходимо заключить договора с МОУ “Центр диагностики и консультирования” для привлечения к работе консилиума, в необходимых случаях учителя-дефектолога и с МУЗ “Детская поликлиника №3” для привлечения к работе таких врачей, как: невролог, окулист, кардиолог, отолоринголог и др., а также с МУЗ “Психиатрический диспансер” для консультаций психиатра.

Цикл организации индивидуального сопровождения ребенка учреждением был взят с некоторой адаптацией у М.Р. Битяновой и представлен в следующем виде:

Деятельность службы сопровождения направлена на обеспечение двух согласованных процессов:

  • индивидуальное сопровождение детей;
  • системное сопровождение, направленное на профилактику или коррекцию проблемы, характерной не для одного ребенка, а для системы в целом.

Основные этапы индивидуального сопровождения:

  1. сбор информации о ребенке;
  2. анализ полученной информации;
  3. совместная выработка рекомендаций;
  4. консультирование всех участников сопровождения;
  5. решение проблем;
  6. анализ выполненных рекомендаций;
  7. дальнейший анализ развития ребенка.

Первые два этапа индивидуального сопровождения проходят все дети учреждения, дальнейшая работа ведется в случае выявления проблем в развитии ребенка или способностей.

Основные этапы системного сопровождения:

  1. диагностический этап;
  2. поисковый этап;
  3. консультативно-проективный (или договорной) этап;
  4. деятельностный этап;
  5. рефлексивный этап.

Служба сопровождения начинает работу с ребенком в следующих случаях:

  • выявление проблем в ходе массовой диагностики;
  • обращение родителей за консультациями;
  • обращения педагогов, администрации;
  • обращение специалистов других социальных служб.

Реально “сопровождение” заложено в организации взаимодействия между участниками сопровождения в совместно организованной деятельности по созданию благоприятных условий воспитания, коррекции и развития детей в системе дошкольного образовательного учреждения. В системе этого взаимодействия постарались определить четко функции и содержание работы каждого субъекта сопровождения, что представлено в таблице.

В учреждение разработан вариант системы сопровождения через создание условий.

Консилиумы проводятся систематически 1 раз в месяц. Работа службы сопровождения планируется на месяц. Заранее определяется списочный состав детей, проблемы которых планируется обсуждать, извещаются специалисты, которые будут участвовать и должны подготовить материалы.

По результатам докладов и обсуждений выносится заключение, контроль за реализацией которого возлагается на администрацию учреждения.

Эффективность сопровождения определяется не только по частным данным психологической, педагогической, медицинской диагностики, но и по более общим показателям:

  • удовлетворенность ребенка и родителей пребыванием в учреждении;
  • уверенность ребенка (тенденция к формированию позитивной, адекватной Я-концепции);
  • способность ребенка к сотрудничеству с другими детьми и со взрослыми;
  • успешность в овладении адекватными возрастному этапу и особенностям ребенка видам деятельности.

Для определения эффективности службы сопровождения используется метод катамнеза. Сбор данных организуется через полгода после перевода ребенка, а затем раз в год.

Примерная схема сбора катамнеза (предложена Шипицыной Л.М., Хилько А.А.)

  1. Фамилия, имя ребенка.
  2. Возраст.
  3. Соматический статус.
  4. Психический статус.
  5. Приоритетные интересы в отношении к разным видам деятельности.
  6. Характер адаптации по мнению специалистов учреждения, в которое он поступил.
  7. Характер адаптации ребенка по мнению родителей.

Анализ катамнеза выпускников проводится с участием всех специалистов службы сопровождения в ходе педагогического совета.

В результате:

  • Созданы условия для гармоничного развития личности каждого ребенка.
  • Создана система психолого-медико-педагогического сопровождения детей в группах общего вида.
  • Разработан механизм взаимодействия учреждения с МОУ “Центр диагностики и консультирования”, медицинскими учреждениями.
  • Разработаны варианты психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста для групп общего вида и специализированных групп (2 варианта).
  • Обеспечивается комплексное сопровождение детей, позволяющее оказывать своевременную реальную помощь с учетом личностных и психофизиологических особенностей воспитанников.
  • Повысились творческий потенциал, компетентность и мастерство педагогов.
  • Понизился уровень психического выгорания сотрудников, улучшился микроклимат.

В своей работе опирались на следующие литературные источники:

  1. Головченко Г.В., Андреева Л.А., Егорова Л.А., Евстешина О.И. О работе городской медико-психолого-педагогической комиссии Москвы // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2002.-№2.-С.52-56.
  2. Долженко Ю.А. Проблемы формирования “успешного” педагога в системе постдипломного образования. / Практико-ориентированное пособие для руководителей ОУ. — Барнаул: АКИПКРО, 2001. — 569 с.
  3. Есина Н.Э. Медицинское сопровождение как составная часть процесса реабилитации детей с проблемами в умственном развитии // Дефектология.-2002.-№2.-С.14-16.
  4. Забрамная С.Д. Программа изучения ребенка различными специалистами // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2004.-№3.-С.63-67.
  5. Ильенко Л.П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях. — М., АРКТИ, 2001.-64с.
  6. Информационное письмо Министерства образования РФ № 27 12722-6 от3.04.2003 г. “Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект”.
  7. Кокосова И.В. Организация психологического сопровождения детей с отклонениями в развитии // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2005.-№3.-С. 65-67.
  8. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста /Под ред. Л.М.Шипицыной.-СПб, Речь, 2003.-240с.
  9. Леонгард Э.И. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья как нормализующий фактор жизнедеятельности социума//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2005.-№2.-С.3-7.
  10. Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. –М., ВЛАДОС. 2003.-С.337-353, 356-361.
  11. Мастюкова Е.М., Москвина А.Г. Воспитание в семье ребенка с нарушением внимания и гиперактивным поведением // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2002.-№2.-С.41-52.
  12. Новые формы работы с семьей: Из опыта работы дошкольных образовательных учреждений г. Рубцовска. Рубцовск: МОУ ДО “Информационно-методический центр”, 2004.
  13. Опыт работы психолого-медико-социального центра “Юго-Запад” г. Москвы // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.-1999.-№2.-С.59-75.
  14. Остапенко Ю.И. Проблемы реабилитации детей с особыми нуждами.//Дефектология.-2005.-№1.-С.3-8.
  15. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием.-М., Академия, 1999.-432с.
  16. Психолого-медико-педагогическая консультация: Методические рекомендации / Науч.ред. Л.М.Шипицына.-СПб., Детство –ПРЕСС.-2002.-352 с.
  17. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога/Под ред. Л.М.Шипицыной-М., ВЛАДОС, 2003.-528с.
  18. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2003. — 288 с.
  19. Стребелева Е.А., Браткова М.В. Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями //Дефектология.-2000.-№ 5.-С.86-96.
  20. Стребелева Е.А., Браткова М.В. Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями //Дефектология.-2002.-№1.-С.80-86.

Материалы по данной теме были представлены в виде презентации.

Организация и содержание диагностической деятельности с детьми дошкольного и школьного возраста

Организация и содержание диагностической деятельности с детьми дошкольного и школьного возраста.

  • Психолого-педагогическое изучение детей дошкольного возраста.
  • Психолого-педагогическое изучение детей младшего школьного возраста.
  • Психолого-педагогическое изучение детей подросткового возраста.
  • Список литературы.

1. Психолого-педагогическое изучение детей дошкольного возраста.

Психолого-педагогическое обследование начинается с беседы сребенком, которая направлена на установление эмоционального контакта. Во время беседы выявляются общий запас знаний и представлений ребенка об окружающем, ориентировка во времени, пространстве, эмоциональные особенности: контактность, интересы, любимые игры и занятия.

При отборе методик для диагностического обследования детей дошкольного возраста необходимо учитывать психологические возрастные новообразования:

  • уровень развития перцептивных действий;
  • наглядно-образного мышления;
  • ведущей деятельности — игровой, а также типичных видов деятельности — конструирования и рисования.

Основными параметрами умственного развития дошкольника можно считать:

  • принятие задания;
  • понимание условий задания;
  • способы выполнения (хаотические действия, примеривание, целенаправленные пробы, практическое примеривание, зрительная ориентировка);
  • обучаемость в процессе обследования; отношение к результату деятельности.

При диагностике особенностей познавательной сферы детей дошкольного возраста используются специальные задания, проводимые в
форме «обучающего эксперимента», а также задания, позволяющие выявить уровень сформированности знаний и умений. (Методики по изучению познавательной деятельности дошкольников широко описаны в специальной литературе).

Анализ выполнения заданий позволяет оценить характер деятельности ребенка:

  • понимает ли он практическую ситуацию как проблемную;
  • анализирует ли условия;
  • может ли самостоятельно найти и использовать вспомогательные предметы для достижения цели.

Для обследования мотивационной готовности ребенка к обучению в школе используются различные методы: наблюдение во время различных видов детской деятельности, беседа.

Основными показателями состояния эмоционально-волевой сферы дошкольника служат:

  • владение правилами поведения;
  • умение адекватно реагировать на оценку выполненного задания, умение оценивать свою работу;
  • умение преодолевать трудности.

В целом, характеризуя основные задачи диагностической деятельности в дошкольном возрасте, можно сказать, что она направлена, прежде всего, на получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Выбор инструментария для проведения диагностики осуществляется в зависимости от круга решаемых развивающих задач.

В диагностической деятельности с детьми дошкольного возраста обязательным является:

  1. Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
  2. Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.
  3. Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.
  4. Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.

Дополнительно по запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям проводится углубленная диагностика развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Содержание диагностики психического развития дошкольников

Возрастная группаПоказатели для изученияРекомендуемые методики
1-младшаяИгровая деятельность.Познавательные процессы:

Наблюдение в процессе выполнения методик.

Психолого-педагогическое изучение ребенка дошкольного возраста завершается составлением характеристики, отражающей развитие изученных сфер деятельности, а также характерологические особенности.

2. Психолого-педагогическое изучение детей младшего школьного возраста.

Содержание диагностической деятельности с детьми младшего школьного возраста обусловлено социальной ситуацией развития обучения в школе и порождающей ряд специфических проблем, к которым, в первую очередь, относятся:

  • трудности освоения учебной деятельности;
  • сложности адаптации к новой социальной ситуации;
  • эмоциональное неблагополучие;
  • низкая самооценка;
  • трудности, локализующиеся в области взаимоотношения с учителем;
  • трудности, обусловленные изменением домашней ситуации ребенка.

И хотя к началу школьного возраста педагоги и родители специально готовят ребенка, указанные выше трудности порой достигают такой остроты, что встает вопрос о необходимости психолого-педагогической диагностики и коррекции.

При обследовании выявляется:

  • актуальный уровень развития;
  • устанавливаются потенциальные возможности ребенка;
  • взаимозависимость процессов, обеспечивающих познавательную деятельность и влияющих на эмоционально-волевую сферу и личность;
  • интересы и потребности ребенка;
  • адекватность его притязаний, самооценки;
  • критичность по отношению к себе и другим;
  • сформированность коммуникативных функций.

Необходимо также отметить, что наряду со специфическими методами обследования, которые имеются в арсенале психолога и дефектолога, есть и общие методы психолого-педагогического обследования:

  • изучение документации;
  • изучение работ детей (рисунков, тетрадей и т.д.);
  • беседа с ребенком и родителями;
  • наблюдение за ребенком в процессе его деятельности;
  • экспериментальные методики.

Как правило, поводом проведения психолого-педагогической диагностики становится неуспеваемость ребенка или отклонения в его
поведении. Специалисту предстоит выяснить причину неуспеваемости ребенка. Неуспеваемость может быть результатом как отставания в умственном развитии, так и неподготовленности к школьному обучению.

Она может быть вызвана также нарушениями в работе анализаторов, слабым соматическим здоровьем ребенка; если при этих обстоятельствах не соблюдается режим нагрузки в семье или завышаются требования педагогов, то следствием может быть не только неуспеваемость, но и срывы в поведении.

Причины неуспеваемости:

  • неподготовленность детей к школьному обучению,
  • несформированность психических процессов и навыков деятельности. Дети не приучены подчиняться требованиям, не умеют доводить дело до конца, быть внимательными в процессе выполнения задания. Особенно тяжелые последствия наблюдаются в тех случаях, когда социально-педагогическое неблагополучие имеет место в ранние месяцы и тгоды жизни ребенка.
  • астеническое состояние ребенка, вызванным длительной болезнью, вследствие чего ребенок быстро устает, ослабляется его память, внимание, нарушается поведение. Но все эти проявления не носят стойкого характера и не имеют воснове органических нарушений.

Во всех подобных случаях для преодоления неуспеваемости требуется создание благоприятных условий жизни, прежде всего, охранительного педагогического режима.

Наиболее сложными в диагностическом отношении являются дети с задержкой психического развития (ЗПР), которые также оказываются неуспевающими уже в первые годы обучения.

При изучении психических процессов и возможностей обучения детей с задержкой психического развития выявлен ряд специфических
особенностей в их познавательной, личностной, эмоционально-волевой сфере и поведении:

  • повышенная истощаемость (и как результат — низкая работоспособность);
  • незрелость эмоций, слабость воли;
  • психопатоподобное поведение;
  • ограниченный запас общих сведений и представлений;
  • бедный словарь, трудности звукового анализа;
  • несформированность навыков интеллектуальной деятельности.
  • игровая деятельность сформирована не полностью.
  • восприятие характеризуется замедленностью.
  • в мышлении обнаруживается недостаточность словесно-логических операций.

При предъявлении задания в наглядно-действенном плане качество его выполнения значительно улучшается. Для оценки уровня развития мышления при психолого-педагогическом обследовании важно сопоставить результаты работы ребенка со словесным и наглядным материалом.

Дети с дефектами зрения и слуха оказываются беспомощными в простых ситуациях, производят впечатление умственно отсталых. Но если предложить слабослышащему задание логического характера, не требующее от него совершенного слуха (классификация, раскладывание картинок с учетом причинно-следственных связей и т.п.), а слабовидящему — соответствующие устные задания, то они их выполняют.

Кроме того, очень важно отделить нормальных детей с расстройством речи от умственно отсталых, для которых речевые нарушения являются одним из характерных признаков.

Серьезным последствием данных нерешенных своевременно проблем является школьная дезадаптация. Первым этапом психолого-педагогической помощи является диагностика.

Схема обследования ребенка во всех случаях строится исходя из имеющихся классификаций неуспевающих учеников и с учетом гипотез о причинах психогенной школьной дезадаптации.

Она включает в себя следующее.

1) Проверяется, не нарушены ли познавательные процессы (блок диагностических методик на вербальный и невербальный интеллект, память, внимание, уровень развития речи, моторики). Могут использоваться методики диагностики интеллекта Талызиной, Амтхауэра, Векслера, различные методики диагностики познавательных способностей.

2) Проверяется обучаемость ребенка, сформированность элементов учебной деятельности, внутреннего плана действий, произвольной регуляции поведения. Используются различные методики, диагностирующие уровень развития восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания.

Выясняется соотношение уровня теоретического обобщения и практических действий, степень самостоятельности, чувствительность к помощи со стороны взрослых.

Изучение интеллектуальных возможностей учащегося позволяет раскрыть его актуальные и потенциальные возможности, осуществить
психокоррекционную работу.

3) Анализируются особенности учебной мотивации ребенка, уровень притязаний, интересы.

Используются косвенные методики диагностики мотивации учения:

  • метод наблюдения,
  • свободная беседа с учеником,
  • беседа с родителями,
  • учителями.

Прямые методики:

  • беседа-интервью,
  • методики «Лесенка уроков»,
  • «Лесенка побуждений»,
  • сочинение на тему «Моя жизнь в школе».

Проекивные методики:

  • рисуночная,
  • составление расписания на неделю (С. Я. Рубинштейн),
  • методика Матюхиной, цветовой тест отношений Эткинда.

Для изучения самооценки младшего школьника можно использовать методику А. И. Липкиной «Три оценки».

4) Проверяются учебные навыки ребенка, просматриваются его тетради, делаются пробы на чтение, письмо, решение задач.

5) Выясняется эмоциональный компонент неуспеваемости:

  • как ребенок относиться к плохим оценкам;
  • какую получает типичную обратную связь от взрослых;
  • какие у ребенка существуют способы компенсации неуспехов в обучении;
  • по возможности восстанавливается вся система межличностных отношений ребенка.

6) Выясняются типичные виды помощи родителей ребенку в учебной деятельности:

  • кто занимается с ним, как много, какие приемы использует;
  • анализируется стиль семейного воспитания в целом, роль второго родителя.

7) Изучается предыстория консультируемого:

  • собирается подробный анамнез, случаи обращения к врачу, диагноз, как долго и чем лечили;
  • выясняется, с чем сами родители связывают плохую успеваемость у ребенка.

Диагностическая работа в школе преследует решение следующих задач:

  • составление социально-психологического портрета школьника;
  • определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии;
  • выбор средств и форм психолого-педагогического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.

Из форм организации диагностической работы можно выделить следующие:

1. Комплексное психолого-педагогическое обследование всех школьников определенной параллели — так называемое фронтальное
обследование. Такая форма представляет собой первичную диагностику, результаты которой позволяют выделить «благополучных» и
«неблагополучных» детей в отношении измеряемых характеристик.

Примером такого обследования в начальной школе могут служить изучение готовности будущих первоклассников к обучению в школе,
отслеживание динамики адаптации первоклассников к школьному обучению и т. д.

2. Углубленное обследование — используется при исследовании сложных случаев и включают применение индивидуальных клинических процедур. Такая форма работы проводится по результатам первичной диагностики, либо, как правило, является обязательным компонентом консультирования педагогов и родителей по поводу реальных трудностей ребенка в общении, обучении и др.

Углубленное обследование имеет индивидуальный характер с использованием более сложных методик с предварительным выдвижение гипотез о возможных причинах выявленных (или заявленных) трудностей, с обоснованием выбора стратегии и методов
обследования.

3. Оперативное обследование — применяется в случае необходимости срочного получения информации с использованием экспресс-методик, анкет, бесед, направленных на изучение общественного мнения.

Основные параметры диагностической работы включают изучение личности учащегося, познавательных психических процессов, эмоционально-волевых особенностей, межличностных отношений в классном и школьном коллективах.

3. Психолого-педагогическое изучение детей подросткового возраста.

Психолого-педагогическое исследование подростков с нарушениями развития опирается на те же принципы, что и изучение детей более младшего возраста.

Вместе с тем сама процедура исследования, подбор конкретных диагностических методик имеют ряд особенностей:

  1. Важно учитывать особенности подросткового возраста — тенденцию к самостоятельности, чувство Я.
  2. У подростков могут быть и выраженные аффективные вспышки, негативизм, особенно при неудаче в установлении контакта, поэтому таким детям требуется бережный, не форсированный подход. Спокойное, уважительное отношение к подростку — важный фактор, обеспечивающий его сотрудничество в ходе исследования.
  3. При изучении подростков существенно расширяется арсенал диагностических методик, поскольку за период школьного обучения дети далеко продвинулись в своем развитии. Здесь используются классические экспериментально-психологические методики, причем в полном варианте. Становится возможным использование довольно сложных методов исследования личности и межличностных отношений — опросников, проективных тестов.
  4. Тщательный подбор методик исследования с учетом речевых и интеллектуальных особенностей ребенка. Возможности применения многих методик все же остаются ограниченными. Использование таких опросников, как патохарактерологический диагностический опросник для подростков Личко (ПДО), опросники Кеттелла, Айзенка и др., возможно лишь в том случае, когда есть уверенность в их доступности для понимания.

Таким образом, психолого-педагогическое исследование подростка с отклонениями в развитии должно строиться с учетом как специфических особенностей подросткового возраста, так и характера нарушений развития.

  1. Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи: Практикум. – СПб.:КАРО, 2008.
  2. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений /Общ.ред. Г.В. Чиркина. – 4-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2010.
  3. Методы обследования устной и письменной речи детей с речевой патологией: метод.пособие для студ., обуч. по дефектол. спец. / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т ; авт.-сост. Л. С. Вакуленко, О. А. Онопа. — Мурманск : МГГУ, 2011. — 92 с.
  4. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования, обуч. по направл. подгот. «Специальное образование» / Басилова Т. А., Богданова Т. Г. ; под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Академия, 2011. — 333 с.

Консультация для педагогов организация диагностической работы с детьми раннего и дошкольного возраста

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Организация диагностической работы с детьми раннего и дошкольного возраста

Подготовила воспитатель ГОУ детский сад №1834 Быкова М.И.

На этапе раннего и дошкольного развития ребенка желаемым является диагностирование развития интеллектуального и творческого потенциала воспитанника ДОУ. Диагностика, проводимая в детском саду, поможет выявить особенности развития ребёнка, заложенные природой и те, которые необходимо корректировать либо развивать. Профессиональная диагностика в детском саду позволяет разобраться с серьезными проблемами, возникающими у ребенка при общении, построении отношений, обучении, при задержке психического развития .

Как же правильно организовать диагностическую работу в детском саду?

1. Диагностика знаний, умений и навыков дошкольников проводится в детском саду, как правило, два раза в год: в начале и в конце учебного года. Это позволяет сравнить результаты проведенной работы с детьми.

2. Для проведения диагностического обследования необходимо разработать диагностический инструментарий. Он включает в себя перечень заданий для выявления знаний, умений и навыков детей с критериями уровней, бланки для заполнения. Обычно определяются критерии для высокого, среднего и низкого уровней развития детей. Для разработки критериев необходимо изучить общеобразовательную программу, используемую в дошкольном учреждении. К некоторым программам, в частности, к используемой ранее “Программе воспитания и обучения в детском саду” под ред Васильевой, программе «Радуга», программе «Детство» уже разработан комплексный инструментарий, который содержит:
диагностические задания, таблицы, карты анализа диагностики для воспитателя по различным видам деятельности: ФЭМП, развитие речи, трудовое воспитание, музыка, изобразительная деятельность, ФИЗО, ребёнок и окружающий мир по всем возрастным группам. Опираясь на этот комплекс, педагогам предлагается разработать самостоятельный диагностический инструментарий, с учётом новых ФГТ.

3. При составлении вопросов для детей нужно ориентироваться на конечный результат, представленный в программе. Программа предусматривает так называемый «портрет выпускника», в котором описано, что должен знать и уметь ребенок по прохождении всех разделов данной программы. Исходя из этого, составляются задания по каждому из разделов (речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие и др.) Кроме того, описываются критерии уровней усвоения детьми материала.

4 Для удобства и наглядности разрабатываются карты, куда заносятся все результаты по каждому ребенку. В помощь воспитателям можно рекомендовать разработанные с учётом новых ФГТ журналы « Мониторинг достижения детьми дошкольного возраста планируемых результатов освоения программы» По ним очень просто отследить, в каких моментах ребенок отстает и наложить коррекционную работу. В среднем коррекция проходит в течение двух месяцев. По окончании этого периода проводят повторную диагностику и сравнивают полученные результаты. При удачном прохождении коррекции уровень усвоения знаний ребенка должен повыситься.

5 Особый интерес для родителей представляет диагностика готовности их ребенка к обучению в школе, проводимая у детей подготовительной группы.. Эта готовность анализируется обычно в трех аспектах – интеллектуальная, социальная и эмоциональная. Может ли сам педагог провести диагностику готовности ребенка к школе, выделить факторы риска в развитии дошкольника и, определив их, составить индивидуальную программу его подготовки к школе? На эти вопросы можно дать положительный ответ. Основная цель подобного обследования – выявление слабых и сильных звеньев в развитии, выделение тех детей, у которых наиболее вероятны трудности в процессе обучения чтению, письму, математике. При всех сложных случаях необходима дополнительная консультация специалистов: психоневролога, логопеда, дефектолога. Выявление факторов риска поможет определить необходимые коррекционные мероприятия, которые педагоги вместе с родителями должны провести за оставшееся до учебы время. Однако, желательно , что бы диагностику готовности ребёнка к школьному обучению проводил всё же педагог-психолог.

Примерные методические рекомендации

по организации диагностической работы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей раннего и дошкольного возраста

Требования к обследованию старших дошкольников

СИСТЕМА ТРЕБОВАНИЙ К СОДЕРЖАНИЮ И ПРОЦЕДУРЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ГОТОВНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

В соответствии с основными приоритетами развития образовательной системы Российской Федерации на первый план выходят задачи создания условий для массового образования детей старшего дошкольного возраста, выравнивающего их стартовые возможности в обучении, обеспечивающего преемственность дошкольного и школьного детства.

В настоящее время социальная ситуация в различных регионах России характеризуется значительным расслоением общества, большие различия существуют между сельскими и городскими инфраструктурами. В обществе появляются многочисленные «группы риска», что обусловлено влиянием разнообразных факторов – социально-экономических, этнических, демографических и др., состав и действие которых в настоящее время не вполне изучены.

Это определяет необходимость разработки дифференцированных подходов к организации дошкольного образования, программа которого реализуется в стационарных дошкольных образовательных учреждениях и в группах временного пребывания детей дошкольного возраста. Сейчас наблюдается тенденция роста количества дошкольников при одновременном сокращении числа дошкольных образовательных учреждений (закрываются ведомственные детские сады, экономическая ситуация в большинстве семей не позволяет детям посещать негосударственные дошкольные образовательные учреждения и т.п.). Семейное образование не всегда обеспечивает необходимый уровень подготовки детей к школе. В итоге стартовые образовательные возможности дошкольников на момент поступления в школу исходно резко отличаются. Это приводит к повышенному риску школьной дезадаптации, предопределяя целый ряд трудностей, возникающих у значительного количества первоклассников.

Попытки разрешения этой ситуации, предпринимаемые в отдельных регионах, наталкиваются на отсутствие критериальной базы оценки готовности детей к обучению в начальной школе. Создается парадоксальная ситуация: при обилии программ и пособий по подготовке детей к школе проблема не только не решается, но и усугубляется.

В педагогической практике дошкольный возраст традиционно рассматривался как период, в течение которого психическое, физиологическое и личностное развитие ребенка как бы «дозревает» до того уровня, который позволит ему органично перейти к систематическому школьному обучению.

Однако исследования психологов и физиологов показали, что развитие значительной части современных детей, поступающих в первый класс, не соответствует по своему психологическим и морфофункциональным характеристикам паспортному возрасту. Несформированность школьно-значимых функций часто встречается в современной детской популяции. Так, до 60% детей 5-6 лет характеризуются несформированностью организации деятельности, что связано с незрелостью регуляторных структур мозга; у 60% детей выявляется несформированность речи и, прежде всего, регулирующей функции речи; до 30% детей демонстрируют несформированность моторики, связанную с незрелостью нервно-мышечной регуляции; до 35% детей имеют несформированность зрительного и зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти, что связано с незрелостью мозговых систем контроля и регуляции деятельности; до 30% детей имеют недостаточно развитые слухо-моторные и зрительно-моторные координации, что связано с незрелостью интегративной деятельности мозга; более 30% поступающих в школу детей обнаруживают психологическую неготовность к систематическому обучению. Все эти факторы могут служить причиной развития школьного стресса и дезадаптации, если они не будут вовремя диагностированы и не будут приняты адекватные меры по их устранению.

Модернизация системы образования предусматривает вариативность форм и моделей предшкольного образования, позволяющую обеспечить всем детям равные возможности, необходимые для успешного обучения в начальной школе. Для решения этой задачи созданы комплекты вариативных программ психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста. Разработаны три вариативных комплекта, основанные на единых принципах, подходах и показателях, но при этом ориентированные на особенности условий предшкольного образования детей:

a. программа психолого-педагогического обследования детей, посещающих стационарные детские сады;

b. программа психолого-педагогического обследования детей, посещающих группы временного пребывания;

c. программа психолого-педагогического обследования детей, посещающих коррекционные группы детского сада.

Выделение/диагностика факторов риска на этапе предшкольного образования (за год до школы) позволит выстроить адекватную систему предшкольного образования, охватывающую все стороны развития ребенка: личностное, социальное, когнитивное, физическое. С этой целью разработаны вариативные комплекты диагностических методик, позволяющие выявить сильные и слабые стороны развития ребенка и определить формы и методы работы с детьми в системе предшкольного образования.

Апробация комплектов диагностических методик, проводимая в 14 регионах при посредстве региональных центров на базе ИПК РО, является важнейшим звеном в решении этой важной задачи.

Целью апробации является отбор необходимого и достаточного набора методов, позволяющих наиболее эффективно понять индивидуальные особенности развития ребенка, определить его готовность к школе, прогнозировать школьную успешность, а также возможные факторы риска школьной дезадаптации.

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ

ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ В РЕГИОНЕ

Для проведения диагностического обследования в регионе органы управления образованием рекомендовано обеспечить:

1. Проведение апробации комплектов диагностического обследования.

2. Организацию обучения специалистов работе с диагностическими комплектами в регионах.

3. Подготовку и тиражирование методических материалов для обучения участников апробации.

4. Организацию семинара для региональных координаторов (сотрудников региональных и муниципальных органов управления образованием, сотрудников институтов повышения квалификации работников образования).

5. Для проведения обследования должны быть определены стационарные детские сады, группы временного пребывания, коррекционные группы дошкольных образовательных учреждений.

6. Для проведения диагностического обследования в детском саду должно быть выделено помещение в соответствии с СанПин от 26.03.2003 № 2.4.1.1249-03. Обследование проводится в привычной для ребенка обстановке. Недопустимо использование для проведения обследования врачебного кабинета, административных кабинетов.

7. Для проведения обследования должно быть выделено время в режиме дня дошкольного образовательного учреждения в соответствии с СанПин от 26.03.2003 № 2.4.1.1249-03. Обследование должно быть согласовано с режимом дня старших дошкольников и не приводить к утомлению детей.

8. Осуществлять научно-методическое руководство проведением обследования на местах.

Апробация диагностических материалов должна осуществляться в соответствии с требованиями к содержанию и процедуре диагностического обследования.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ

ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1. Проведение диагностического обследования должно соответствовать Концепции предшкольного образования, комплексу основных приоритетов развития системы общего образования в РФ, опираться на современные отечественные и зарубежные разработки в данной области.

2. Программа диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста, включающая комплекты диагностических методик, разработана в соответствии с Концепцией предшкольного образования, комплексом основных приоритетов развития системы общего образования в Российской Федерации, а также на основе современных отечественных и зарубежных разработок в данной области.

3. Условия проведения диагностического обследования должны соответствовать СанПин от 26.03.2003 № 2.4.1.1249-03.

4. Обследование должно проводиться только с согласия родителей. Родители могут присутствовать при обследовании

5. Обследование проводится в привычной для ребенка обстановке. Недопустимо использование для проведения обследования врачебного кабинета, административных кабинетов.

6. Обследование может проводиться только специалистами, прошедшими обучение по применению данной диагностической системы.

7. Обследование должно быть согласовано с режимом дня старших дошкольников и не приводить к утомлению детей

8. Проведение обследования персоналом дошкольного образовательного учреждения или учреждения, осуществляющего предшкольную подготовку детей, не должно нарушать нормативные акты, правовые и этические нормы

9. Проведение диагностической работы не должно препятствовать выполнению работником дошкольного образовательного учреждения или учреждения, осуществляющего предшкольную подготовку детей, его профессиональных обязанностей.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ

КОМПЛЕКСНОГО ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В основу разработки содержания комплексного психолого-педагогического обследования детей положены следующие требования:

1. Научная обоснованность системы комплексного диагностического обследования.

2. Тесная связь диагностики с программой обучения и воспитания детей на этапе предшкольного образования.

3. Единство диагностики и развития (коррекции). Для обеспечения готовности ребенка к школьному обучению необходимо рассматривать диагностику как начальное звено в целостной системе диагностико-коррекционного, диагностико-воспитательного (или развивающего) направления работы.

4. Необходимость обеспечения контроля динамики психического развития детей.

5. Направленность на обеспечение возможностей создания условий для развития детей, воспитывающихся в различных типах учреждений, осуществляющих предшкольную подготовку.

6. Учет возрастных особенностей и зоны ближайшего развития ребенка при построении диагностических заданий.

7. Сочетание в программе комплексного обследования как высоко формализованных методов (тестов, проб, аппаратурных методов и др.), так и низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.), обеспечивающее объективность и точность получаемых данных. Особое внимание уделяется валидизированности методов.

8. Интерпретация результатов комплексного обследования на основе анализа возрастных и индивидуальных вариантов развития с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

9. Экономичность обследования, обеспечиваемая включением в диагностический комплекс только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации и не приводит к переутомлению ребенка в ходе обследования.

10. Профессионализм проведения обследования, обеспечиваемый тем, что оно осуществляется только квалифицированными, подготовленными специалистами. Педагоги могут участвовать в проведении диагностической работы только после обучения и сдачи квалификационного экзамена. Передача диагностических методик родителям для проведения обследования ребенка недопустимо.

11. Конфиденциальность получаемых результатов, достигаемая за счет строгой регламентации доступа к полученной информации о ребенке. Педагогам и родителям результаты представляются в виде психолого-педагогической характеристики ребенка и рекомендаций, разработанных на основе данных комплексного обследования.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЦЕДУРЕ КОМПЛЕКСНОГО ДИАГНОСТИЧЕСКОГО

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1. Обследование должно проводиться в спокойной, благожелательной обстановке.

2. Целесообразнее, если работать с ребенком будет один специалист (психолог или специально подготовленный педагог)

3. Обследование может проводиться индивидуально или в группе (если это позволяет методика). Размер группы – не более 6 человек.

4. При проведении группового тестирования у психолога должен быть подготовленный помощник.

5. Обследование не должно быть слишком длительным в силу особенностей работоспособности детей данного возраста.

6. Непрерывная продолжительность тестирования не должна превышать 20 минут, при первых признаках утомления нужно перейти на другой вид работы.

7. Процесс одноразового обследования должен предусматривать возможность варьирования легких и более сложных диагностических проб.

8. Проведение обследования должно быть согласовано с режимом дня старших дошкольников. Желательно его проводить в первой половине дня, во вторник или среду, когда наблюдается максимальный в течение недели уровень работоспособности детей.

9. При проведении обследования необходимо максимально использовать педагогическое наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в детском саду.

10. Все, что необходимо для проведения обследования, должно быть подготовлено и разложено в определенной последовательности заранее.

11. Все необходимые принадлежности, пособия, игры не должны лежать на столе, за которым будет работать ребенок; лучше в определенном порядке разложить их на отдельном столе.

12. Важен не только конечный результат выполнения задания, но и ход работы. Поэтому при выполнении каждого задания необходимо отмечать в протоколах обследования особенности деятельности, эмоциональное и психофизическое состояние ребенка, его затруднения и оказанную ему помощь.

13. В ходе обследования не рекомендуется:

• торопить ребенка, спешить с подсказкой;

• показывать свое неудовольствие, неудовлетворение;

• подчеркивать отрицательные результаты и анализировать результаты вместе с родителями в присутствии ребенка.

14. При оценке выполнения ребенком заданий необходимо учитывать, что возможно снижение результатов из-за:

• трудностей контактов с незнакомыми взрослыми

• боязни плохих результатов;

• неспособности ребенка в оценочной ситуации обследования сосредоточиться, скон-центрировать внимание;

• плохого самочувствия ребенка.

15. При работе с детьми группы риска дополнительно к изложенным выше требованиям необходимо соблюдать следующие требования:

• применяемые методики должны включать в свою структуру определенные, фиксированные меры внешней помощи, используемые при затруднениях, возникающих у ребенка в процессе работы;

• для изучения готовности детей к освоению приемов организации собственной деятельности должны быть предусмотрены определенные ступени стимулирующей и организующей помощи, которая предлагается ребенку последовательно, с постепенно нарастающим объемом внешней регуляции его действий. Объем помощи, который оказывается достаточным для успешного выполнения задания, служит показателем “зоны ближайшего развития”, т.е. потенциальных возможностей ребенка, актуализирующихся в совместной работе со взрослым.

16. Все результаты обследования ребенка заносятся в индивидуальную карту обследования, туда же вносятся заключения, рекомендации и др.

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА, ПРОВОДЯЩЕГО ОБСЛЕДОВАНИЕ

Обследование должно проводиться профессиональным психологом.

Педагог, проводящий диагностическое обследование должен предварительно пройти теоретический и практический курс подготовки по следующим направлениям:

• Особенности развития детей старшего дошкольного возраста и проблема готовности к школьному обучению.

• Требования к построению системы психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста.

• Правила проведения диагностической работы с ребенком.

• Правовые и этические нормы проведения диагностической работы с ребенком.

• Организация диагностической работы с ребенком с учетом его возрастных особенностей

• Социальное развитие ребенка-дошкольника. Методы диагностики социального развития.

• Личностное развитие ребенка-дошкольника. Значение для школьного обучения. Методы диагностики личностного развития.

• Эмоциональное развитие ребенка-дошкольника. Значение для школьного обучения. Методы диагностики эмоционального развития.

• Развитие произвольности в дошкольном возрасте. Значение для школьного обучения. Методы диагностики произвольности.

• Когнитивное развитие в дошкольном возрасте. Значение для школьного обучения. Методы диагностики когнитивного развития.

• Творческое развитие в дошкольном возрасте. Значение для школьного обучения. Методы диагностики творческого развития.

• Психомоторное развитие в дошкольном возрасте. Значение для школьного обучения. Методы диагностики психомоторного развития.

• Общее, психическое и физическое здоровье школьников. Изучение состояния здоровья.

• Метод педагогического наблюдения.

• Прогнозирование школьной успешности на основе анализа и обобщения материалов диагностических исследований.

В результате подготовки специалист должен владеть:

• технологиями проведения диагностического обследования;

• процедурами первичной обработки и индивидуального анализа данных;

• процедурами и методиками качественной экспертной оценки данных;

• процедурами и методиками количественной оценки результатов обследования;

• процедурами и методиками выделения дезадаптационных рисков;

• методами интерпретации данных обследования;

• методами составления заключения по результатам обследования.

В ходе занятий должны быть сформированы навыки эффективного общения с ребенком, проведения обследования, заполнения карты обследования, анализа индивидуальных данных, их интерпретации и подготовки заключения.

Своевременная оценка готовности детей к обучению в школе является одним из основных видов профилактики возможных трудностей в развитии. Эта профилактика возможна только на основе разностороннего знания о ребенке, которое можно получить на основе грамотного психолого-педагогического обследования.

Задача системы комплексной психолого-педагогической диагностики – получить информацию об индивидуальных особенностях развития детей. Разработанные диагностические комплекты позволят получить результаты, на основании которых могут быть разработаны рекомендации для воспитателей, психологов, врачей, родителей по подготовке детей к школьному обучению.

Требования к обследованию старших дошкольников

СИСТЕМА ТРЕБОВАНИЙ К СОДЕРЖАНИЮ И ПРОЦЕДУРЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ГОТОВНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

В соответствии с основными приоритетами развития образовательной системы Российской Федерации на первый план выходят задачи создания условий для массового образования детей старшего дошкольного возраста, выравнивающего их стартовые возможности в обучении, обеспечивающего преемственность дошкольного и школьного детства.

В настоящее время социальная ситуация в различных регионах России характеризуется значительным расслоением общества, большие различия существуют между сельскими и городскими инфраструктурами. В обществе появляются многочисленные «группы риска», что обусловлено влиянием разнообразных факторов – социально-экономических, этнических, демографических и др., состав и действие которых в настоящее время не вполне изучены.

Это определяет необходимость разработки дифференцированных подходов к организации дошкольного образования, программа которого реализуется в стационарных дошкольных образовательных учреждениях и в группах временного пребывания детей дошкольного возраста. Сейчас наблюдается тенденция роста количества дошкольников при одновременном сокращении числа дошкольных образовательных учреждений (закрываются ведомственные детские сады, экономическая ситуация в большинстве семей не позволяет детям посещать негосударственные дошкольные образовательные учреждения и т.п.). Семейное образование не всегда обеспечивает необходимый уровень подготовки детей к школе. В итоге стартовые образовательные возможности дошкольников на момент поступления в школу исходно резко отличаются. Это приводит к повышенному риску школьной дезадаптации, предопределяя целый ряд трудностей, возникающих у значительного количества первоклассников.

Попытки разрешения этой ситуации, предпринимаемые в отдельных регионах, наталкиваются на отсутствие критериальной базы оценки готовности детей к обучению в начальной школе. Создается парадоксальная ситуация: при обилии программ и пособий по подготовке детей к школе проблема не только не решается, но и усугубляется.

В педагогической практике дошкольный возраст традиционно рассматривался как период, в течение которого психическое, физиологическое и личностное развитие ребенка как бы «дозревает» до того уровня, который позволит ему органично перейти к систематическому школьному обучению.

Однако исследования психологов и физиологов показали, что развитие значительной части современных детей, поступающих в первый класс, не соответствует по своему психологическим и морфофункциональным характеристикам паспортному возрасту. Несформированность школьно-значимых функций часто встречается в современной детской популяции. Так, до 60% детей 5-6 лет характеризуются несформированностью организации деятельности, что связано с незрелостью регуляторных структур мозга; у 60% детей выявляется несформированность речи и, прежде всего, регулирующей функции речи; до 30% детей демонстрируют несформированность моторики, связанную с незрелостью нервно-мышечной регуляции; до 35% детей имеют несформированность зрительного и зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти, что связано с незрелостью мозговых систем контроля и регуляции деятельности; до 30% детей имеют недостаточно развитые слухо-моторные и зрительно-моторные координации, что связано с незрелостью интегративной деятельности мозга; более 30% поступающих в школу детей обнаруживают психологическую неготовность к систематическому обучению. Все эти факторы могут служить причиной развития школьного стресса и дезадаптации, если они не будут вовремя диагностированы и не будут приняты адекватные меры по их устранению.

Модернизация системы образования предусматривает вариативность форм и моделей предшкольного образования, позволяющую обеспечить всем детям равные возможности, необходимые для успешного обучения в начальной школе. Для решения этой задачи созданы комплекты вариативных программ психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста. Разработаны три вариативных комплекта, основанные на единых принципах, подходах и показателях, но при этом ориентированные на особенности условий предшкольного образования детей:

a. программа психолого-педагогического обследования детей, посещающих стационарные детские сады;

b. программа психолого-педагогического обследования детей, посещающих группы временного пребывания;

c. программа психолого-педагогического обследования детей, посещающих коррекционные группы детского сада.

Выделение/диагностика факторов риска на этапе предшкольного образования (за год до школы) позволит выстроить адекватную систему предшкольного образования, охватывающую все стороны развития ребенка: личностное, социальное, когнитивное, физическое. С этой целью разработаны вариативные комплекты диагностических методик, позволяющие выявить сильные и слабые стороны развития ребенка и определить формы и методы работы с детьми в системе предшкольного образования.

Апробация комплектов диагностических методик, проводимая в 14 регионах при посредстве региональных центров на базе ИПК РО, является важнейшим звеном в решении этой важной задачи.

Целью апробации является отбор необходимого и достаточного набора методов, позволяющих наиболее эффективно понять индивидуальные особенности развития ребенка, определить его готовность к школе, прогнозировать школьную успешность, а также возможные факторы риска школьной дезадаптации.

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ

ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ В РЕГИОНЕ

Для проведения диагностического обследования в регионе органы управления образованием рекомендовано обеспечить:

1. Проведение апробации комплектов диагностического обследования.

2. Организацию обучения специалистов работе с диагностическими комплектами в регионах.

3. Подготовку и тиражирование методических материалов для обучения участников апробации.

4. Организацию семинара для региональных координаторов (сотрудников региональных и муниципальных органов управления образованием, сотрудников институтов повышения квалификации работников образования).

5. Для проведения обследования должны быть определены стационарные детские сады, группы временного пребывания, коррекционные группы дошкольных образовательных учреждений.

6. Для проведения диагностического обследования в детском саду должно быть выделено помещение в соответствии с СанПин от 26.03.2003 № 2.4.1.1249-03. Обследование проводится в привычной для ребенка обстановке. Недопустимо использование для проведения обследования врачебного кабинета, административных кабинетов.

7. Для проведения обследования должно быть выделено время в режиме дня дошкольного образовательного учреждения в соответствии с СанПин от 26.03.2003 № 2.4.1.1249-03. Обследование должно быть согласовано с режимом дня старших дошкольников и не приводить к утомлению детей.

8. Осуществлять научно-методическое руководство проведением обследования на местах.

Апробация диагностических материалов должна осуществляться в соответствии с требованиями к содержанию и процедуре диагностического обследования.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ

ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1. Проведение диагностического обследования должно соответствовать Концепции предшкольного образования, комплексу основных приоритетов развития системы общего образования в РФ, опираться на современные отечественные и зарубежные разработки в данной области.

2. Программа диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста, включающая комплекты диагностических методик, разработана в соответствии с Концепцией предшкольного образования, комплексом основных приоритетов развития системы общего образования в Российской Федерации, а также на основе современных отечественных и зарубежных разработок в данной области.

3. Условия проведения диагностического обследования должны соответствовать СанПин от 26.03.2003 № 2.4.1.1249-03.

4. Обследование должно проводиться только с согласия родителей. Родители могут присутствовать при обследовании

5. Обследование проводится в привычной для ребенка обстановке. Недопустимо использование для проведения обследования врачебного кабинета, административных кабинетов.

6. Обследование может проводиться только специалистами, прошедшими обучение по применению данной диагностической системы.

7. Обследование должно быть согласовано с режимом дня старших дошкольников и не приводить к утомлению детей

8. Проведение обследования персоналом дошкольного образовательного учреждения или учреждения, осуществляющего предшкольную подготовку детей, не должно нарушать нормативные акты, правовые и этические нормы

9. Проведение диагностической работы не должно препятствовать выполнению работником дошкольного образовательного учреждения или учреждения, осуществляющего предшкольную подготовку детей, его профессиональных обязанностей.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ

КОМПЛЕКСНОГО ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В основу разработки содержания комплексного психолого-педагогического обследования детей положены следующие требования:

1. Научная обоснованность системы комплексного диагностического обследования.

2. Тесная связь диагностики с программой обучения и воспитания детей на этапе предшкольного образования.

3. Единство диагностики и развития (коррекции). Для обеспечения готовности ребенка к школьному обучению необходимо рассматривать диагностику как начальное звено в целостной системе диагностико-коррекционного, диагностико-воспитательного (или развивающего) направления работы.

4. Необходимость обеспечения контроля динамики психического развития детей.

5. Направленность на обеспечение возможностей создания условий для развития детей, воспитывающихся в различных типах учреждений, осуществляющих предшкольную подготовку.

6. Учет возрастных особенностей и зоны ближайшего развития ребенка при построении диагностических заданий.

7. Сочетание в программе комплексного обследования как высоко формализованных методов (тестов, проб, аппаратурных методов и др.), так и низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.), обеспечивающее объективность и точность получаемых данных. Особое внимание уделяется валидизированности методов.

8. Интерпретация результатов комплексного обследования на основе анализа возрастных и индивидуальных вариантов развития с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

9. Экономичность обследования, обеспечиваемая включением в диагностический комплекс только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации и не приводит к переутомлению ребенка в ходе обследования.

10. Профессионализм проведения обследования, обеспечиваемый тем, что оно осуществляется только квалифицированными, подготовленными специалистами. Педагоги могут участвовать в проведении диагностической работы только после обучения и сдачи квалификационного экзамена. Передача диагностических методик родителям для проведения обследования ребенка недопустимо.

11. Конфиденциальность получаемых результатов, достигаемая за счет строгой регламентации доступа к полученной информации о ребенке. Педагогам и родителям результаты представляются в виде психолого-педагогической характеристики ребенка и рекомендаций, разработанных на основе данных комплексного обследования.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЦЕДУРЕ КОМПЛЕКСНОГО ДИАГНОСТИЧЕСКОГО

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1. Обследование должно проводиться в спокойной, благожелательной обстановке.

2. Целесообразнее, если работать с ребенком будет один специалист (психолог или специально подготовленный педагог)

3. Обследование может проводиться индивидуально или в группе (если это позволяет методика). Размер группы – не более 6 человек.

4. При проведении группового тестирования у психолога должен быть подготовленный помощник.

5. Обследование не должно быть слишком длительным в силу особенностей работоспособности детей данного возраста.

6. Непрерывная продолжительность тестирования не должна превышать 20 минут, при первых признаках утомления нужно перейти на другой вид работы.

7. Процесс одноразового обследования должен предусматривать возможность варьирования легких и более сложных диагностических проб.

8. Проведение обследования должно быть согласовано с режимом дня старших дошкольников. Желательно его проводить в первой половине дня, во вторник или среду, когда наблюдается максимальный в течение недели уровень работоспособности детей.

9. При проведении обследования необходимо максимально использовать педагогическое наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в детском саду.

10. Все, что необходимо для проведения обследования, должно быть подготовлено и разложено в определенной последовательности заранее.

11. Все необходимые принадлежности, пособия, игры не должны лежать на столе, за которым будет работать ребенок; лучше в определенном порядке разложить их на отдельном столе.

12. Важен не только конечный результат выполнения задания, но и ход работы. Поэтому при выполнении каждого задания необходимо отмечать в протоколах обследования особенности деятельности, эмоциональное и психофизическое состояние ребенка, его затруднения и оказанную ему помощь.

13. В ходе обследования не рекомендуется:

• торопить ребенка, спешить с подсказкой;

• показывать свое неудовольствие, неудовлетворение;

• подчеркивать отрицательные результаты и анализировать результаты вместе с родителями в присутствии ребенка.

14. При оценке выполнения ребенком заданий необходимо учитывать, что возможно снижение результатов из-за:

• трудностей контактов с незнакомыми взрослыми

• боязни плохих результатов;

• неспособности ребенка в оценочной ситуации обследования сосредоточиться, скон-центрировать внимание;

• плохого самочувствия ребенка.

15. При работе с детьми группы риска дополнительно к изложенным выше требованиям необходимо соблюдать следующие требования:

• применяемые методики должны включать в свою структуру определенные, фиксированные меры внешней помощи, используемые при затруднениях, возникающих у ребенка в процессе работы;

• для изучения готовности детей к освоению приемов организации собственной деятельности должны быть предусмотрены определенные ступени стимулирующей и организующей помощи, которая предлагается ребенку последовательно, с постепенно нарастающим объемом внешней регуляции его действий. Объем помощи, который оказывается достаточным для успешного выполнения задания, служит показателем “зоны ближайшего развития”, т.е. потенциальных возможностей ребенка, актуализирующихся в совместной работе со взрослым.

16. Все результаты обследования ребенка заносятся в индивидуальную карту обследования, туда же вносятся заключения, рекомендации и др.

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА, ПРОВОДЯЩЕГО ОБСЛЕДОВАНИЕ

Обследование должно проводиться профессиональным психологом.

Педагог, проводящий диагностическое обследование должен предварительно пройти теоретический и практический курс подготовки по следующим направлениям:

• Особенности развития детей старшего дошкольного возраста и проблема готовности к школьному обучению.

• Требования к построению системы психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста.

• Правила проведения диагностической работы с ребенком.

• Правовые и этические нормы проведения диагностической работы с ребенком.

• Организация диагностической работы с ребенком с учетом его возрастных особенностей

• Социальное развитие ребенка-дошкольника. Методы диагностики социального развития.

• Личностное развитие ребенка-дошкольника. Значение для школьного обучения. Методы диагностики личностного развития.

• Эмоциональное развитие ребенка-дошкольника. Значение для школьного обучения. Методы диагностики эмоционального развития.

• Развитие произвольности в дошкольном возрасте. Значение для школьного обучения. Методы диагностики произвольности.

• Когнитивное развитие в дошкольном возрасте. Значение для школьного обучения. Методы диагностики когнитивного развития.

• Творческое развитие в дошкольном возрасте. Значение для школьного обучения. Методы диагностики творческого развития.

• Психомоторное развитие в дошкольном возрасте. Значение для школьного обучения. Методы диагностики психомоторного развития.

• Общее, психическое и физическое здоровье школьников. Изучение состояния здоровья.

• Метод педагогического наблюдения.

• Прогнозирование школьной успешности на основе анализа и обобщения материалов диагностических исследований.

В результате подготовки специалист должен владеть:

• технологиями проведения диагностического обследования;

• процедурами первичной обработки и индивидуального анализа данных;

• процедурами и методиками качественной экспертной оценки данных;

• процедурами и методиками количественной оценки результатов обследования;

• процедурами и методиками выделения дезадаптационных рисков;

• методами интерпретации данных обследования;

• методами составления заключения по результатам обследования.

В ходе занятий должны быть сформированы навыки эффективного общения с ребенком, проведения обследования, заполнения карты обследования, анализа индивидуальных данных, их интерпретации и подготовки заключения.

Своевременная оценка готовности детей к обучению в школе является одним из основных видов профилактики возможных трудностей в развитии. Эта профилактика возможна только на основе разностороннего знания о ребенке, которое можно получить на основе грамотного психолого-педагогического обследования.

Задача системы комплексной психолого-педагогической диагностики – получить информацию об индивидуальных особенностях развития детей. Разработанные диагностические комплекты позволят получить результаты, на основании которых могут быть разработаны рекомендации для воспитателей, психологов, врачей, родителей по подготовке детей к школьному обучению.

Психолого-педагогическая диагностика как процедура оценки результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Формы оценки.

«На выходе» ребенка из дошкольного образования проводится комплексная психолого-педагогическая диагностика, которая большинством исследователей определяется как диагностика психологической и физической готовности ребенка к школе. Она может проводиться на базе как детского сада, так и школы, но с обязательным участием специалистов (педагогов, психологов) как выпускающего, так и принимающего учреждения (формы и степень участия необходимо регламентировать отдельно).

Можно согласиться с Н.И.Гуткиной, которая считает:

«Определение готовности к школьному обучению целесообразно в следующих случаях:

1) выявление особенностей психического развития детей с целью разработки индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе;

2) выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации;

3) распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с зоной ближайшего развития, что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме;

4) отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школе (при условии, что им не исполнилось еще 7 лет)».

При этом, в случаях обследования детей, получавших дошкольное образование, с нашей точки зрения, правомерным будет включение дополнительного пункта:

– диагностика уровня психического и физического развития детей с целью определения результативности освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Таким образом, освоение основной общеобразовательной программы дошкольного образования завершается комплексной психолого-педагогической диагностикой.

Специфика предлагаемого подхода оценивания результатов освоения дошкольной образовательной программы через новые качества, возникающие у ребенка, заключается в том, что используемая психолого-педагогическая диагностика должна строиться по принципу диагностики развития, т.е. должно проводиться обследование «на входе» (до образовательной работы) и «на выходе» (после образовательной работы), что предполагает возможность оценивания как итоговых, так и текущих (промежуточных) результатов освоения основной общеобразовательной программы (по годам, поквартально или с какой-либо другой периодичностью).

При этом диагностика должна быть критериально-ориентированной (ориентированной на некоторые качественные характеристики), а не формально-нормативной (ориентированной на статистическую норму).

Заметим, что понятие “нормы” (но только в качественном, а не статистическом аспекте) присутствует и в критериально-ориентированных методах диагностики, интерес к которым чрезвычайно возрос в мире в начале 70-х годов прошлого столетия. Преимущественно это критериально-ориентированные тесты (КОРТ), показывающие успешность в обучении. Но наряду с тестами к критериально-ориентированным методам относятся и диагностические методики нетестового типа для исследования структурных компонентов умственной деятельности, связанных с выполнением определенных типов заданий. Ориентация на содержание и операциональный состав деятельности, стоящие за учебным заданием – отличительная и, в этом смысле, приближающая к КОРТ черта таких диагностических методик.

Частным случаем КОРТ являются методики, созданные на основе социально-психологического норматива. Термин “социально-психологический норматив” был предложен в конце ХХ века К.М.Гуревичем. Социально-психологический норматив (СПН) – это система требований, которую общество предъявляет каждому из его членов (Психологическая диагностика, 1993). Эти требования и составляют содержание СПН, который является идеальной моделью требований социума к личности. Поэтому, оценка результатов диагностики, основанной на СПН, должна проводиться по степени близости к СПН. Требования, составляющие содержание СПН, могут быть закреплены в форме правил, предписаний, требований к человеку и включать самые разнообразные аспекты: умственное развитие, нравственное, физическое и др.

Составляющие содержание СПН требования присутствуют в образовательных программах, квалификационных профессиональных характеристиках, общественном мнении, мнении учителей и воспитателей. Е.М.Борисова (1993) замечает, что тестологи при составлении тестовых заданий стихийно ориентируются на существующие в их общности социально-психологические нормативы.

Использование в качестве критерия развития социально-психологического норматива выдвигает на первый план качественный способ обработки результатов диагностического обследования.

Использование социально-психологического норматива вместо статистической нормы при интерпретации результатов обследования представляет психологу важную информацию о качественном своеобразии развития интеллектуальной сферы ребенка (Е.М.Борисова, 1993).

Подход к развитию и обучению детей может принципиально различаться в зависимости от того, на какую норму (критериальную или статистическую) мы будем опираться. Так, если в силу определенных социально-психологических причин в нашем современном обществе дети к моменту поступления в школу часто не обладают психологической и физической готовностью к школьному обучению, то отсюда могут вытекать принципиально разные следствия. Опираясь на статистическую норму, мы просто будем вынуждены снизить требования к детям, а, опираясь на критериальную норму, мы задумаемся о развивающих программах для тех детей, которые отстают от хороших показателей возрастного развития, известных из психологических исследований.

При обследовании детей в переходные периоды, с точки зрения Д.Б.Эльконина, диагностическая схема должна включать в себя выявление как новообразований закончившегося возрастного периода, так и появление, и уровень развития симптомов, характеризующих наступление следующего периода. Так, при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту должны диагностироваться, с одной стороны, сформированность игровой деятельности — ее основных структурных компонентов (перенос значения одного предмета на другой, соотношение роли и правила, уровень подчинения правилу игры), уровень развития наглядно-образного мышления, познавательных мотивов, общих представлений, использование символических средств; с другой стороны — потеря непосредственности в социальных отношениях, обобщение переживаний, связанных с оценкой, развитие самоконтроля. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что предметом такой диагностики становятся не отдельные психические процессы или функции (восприятие, внимание, память), а операциональные единицы деятельности. С его точки зрения, это создает значительно большую конкретность диагностики и дает возможность на ее основе намечать необходимую коррекцию при обнаружении отставания тех или иных сторон психического развития (Д.Б.Эльконин, 1981).

Диагностика результатов освоения дошкольной образовательной программы состоит из педагогической и психологической составляющей.

Педагогическая часть диагностики должна состоять из диагностических методик для детей, опросников для воспитателей, схем наблюдения за ребенком для воспитателей и должна быть доступна воспитателям.

Психологическая часть направлена на определение психологической готовности к школьному обучению (проводится психологом).

На основании изложенных выше теоретических и методологических принципов можно сформулировать следующую цель и задачи работы по созданию диагностики, позволяющей определять результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Цель:

Создание диагностического инструментария, позволяющего определять результаты освоения образовательной программы в дошкольном возрасте с учетом заявленной теоретико-методологической основы (культурно-исторического, деятельностного и личностного подходов).

1. Выделить критерии развития в каждом возрастном подпериоде (младший, средний, старший дошкольный возраст) и к концу дошкольного возраста в целом.

2. Описать критериальную норму развития в дошкольном возрасте в каждом возрастном подпериоде (младший, средний, старший дошкольный возраст) и к концу дошкольного возраста в целом.

3. Создать базовый комплект методик для определения результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования на основе представлений, содержащихся в культурно-исторической концепции развития психики о возрастных закономерностях психического развития ребенка-дошкольника (с учетом положения о преемственности обучения детей в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе).

Составление рассказа-описания диких животных по наглядному плану

Наиболее сложная форма речевой деятельности — это связная речь. В процессе речевого развития малыша ведущую роль играет развитие связной речи. Это способствует совершенствованию других ее сторон.

Связная речь у детей без речевой патологии происходит одновременно с развитием деятельности, мышления и общения с окружающими людьми.

У детей, имеющих общее недоразвитие речи, процесс формирования связной речи нарушается. Это обусловлено недоразвитием ведущих компонентов языковой системы: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. Поэтому у таких детей наблюдаются значительные трудности в овладении навыками связной речи. Уже вторично возникают дополнительные затруднения: отклонения в развитии психических процессов (памяти, внимания, восприятия). Но благодаря системе коррекционных занятий можно наверстать упущенное.

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи в старшей группе (ОНР):

«Составление рассказа-описания диких животных по наглядному плану»

Цели занятия:

  • совершенствовать умение составлять описательный рассказ с опорой на наглядный план;
  • подбирать признаки к словам, согласовывать прилагательные с существительными в роде;
  • активизировать словарный запас по лексической теме «Дикие животные»;
  • развитие связной речи;
  • мелкой моторики;
  • зрительного внимания и памяти;
  • логического мышления.
  • воспитание дисциплины,
  • умения слушать других.

Оборудование: план-схема, мяч, волшебный мешочек, картинки с изображением диких животных; звездочки.

Ход занятия:

– Сядет тот, кого назову ласково.

I. Актуализация знаний, умений и навыков:

(На доске картинки диких животных)

– Ребята, вчера Незнайка оставил для нас картинки. Давайте внимательно на них посмотрим и расскажем, кто на них изображен? (Это дикие животные). А почему же они называются дикими? (Они называются дикими, потому что живут в лесу, сами добывают себе пищу и т.д.) Правильно!

– А давайте вспомним, как называются жилища диких животных. Как называется жилище медведя? Волка? Лисы? Ежа? Белки? А где живет заяц? Лось? Молодцы!

-А кто мне может рассказать, чем питаются дикие животные? Чем питается белка? Заяц? Медведь? Еж? Лось? Чем питаются волк и лиса? Как называются животные, которые питаются другими животными? (Эти животные называются хищниками) Правильно, молодцы!

– Теперь еще раз посмотрите на эти картинки и скажите, какая картинка лишняя и почему? (Игра «Четвертый лишний»):

Три травоядных диких животных – одно хищное;
Три взрослых диких животных – один детеныш;
Три маленьких диких животных – одно большое;
Три диких животных – одна птица.

– Дикие животные хотят с вами поиграть! Игра называется «Какой? Какая?». Сейчас я буду каждому бросать мяч и называть дикое животное (волк, медведица, бельчонок, лиса, ежонок, лось и т. д.), а вы должны придумать, какое это животное? (Логопед показывает образец: «Заяц – заяц трусливый»).

Физминутка (имитация движений):

Дети по лесу гуляли,
Но вот сучья затрещали,
Дети, дети, не зевайте!
Волк за елкой убегайте!

II. Совершенствование умений и навыков:

– Сегодня мы с вами будем учиться рассказывать о диких животных. В этом нам поможет такая схема (логопед демонстрирует детям план-схему описательного рассказа). Посмотрите на нее внимательно. Первая картинка (логопед указывает картинки схемы) – это название животного; вторая картинка – какого животное размера? Какого цвета? Третья картинка – жилище животного: где живет? Последняя картинка – чем питается?

– Сейчас вы будете сюда выходить, доставать картинку из волшебного мешочка и рассказывать, как я: «Это медведь. Он большой. Медведь коричневого цвета. Он живет в берлоге, питается ягодами и медом».

– Давайте теперь встанем и отдохнем, сделаем упражнение для пальчиков:

Под высокой сосной
Скачет зайка косой,
Под другою сосной
Скачет зайка другой!

(1 строка – указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные сжать в кулак; 2 строка – шевелить указательным и средним пальцами правой руки; 3-4 строка – то же самое с левой рукой)

– Диким животным очень понравилось быть у вас в гостях, и напоследок они хотят вас немного повеселить и поиграть с вами в прятки. (Игра «Какой картинки не стало?») Внимательно посмотрите на них. Сейчас вы закроете глаза, я уберу одну картинку, а вы должны будете отгадать, какой картинки не стало.

– Молодцы! Всех нашли!

Обобщение:

– Что мы сегодня с вами делали на занятии? Кто был у нас в гостях? В какие игры мы с ними играли? Вам понравилось сегодня играть с дикими животными? Им тоже очень понравилось. Теперь дикие животные расскажут Незнайке, как хорошо у вас в гостях, и какие вы молодцы! Давайте с ними попрощаемся, ведь они только на следующий год к нам придут в гости.

Итоги: подсчет звездочек, которые дети получали за каждый правильный полный ответ и верно выполненное задание.

Кириллова Екатерина Александровна,
учитель-логопед,
МБДОУ «Детский сад №53 «Дюймовочка»,
г. Казань

Читайте также:  Индивидуальное занятие по дифференциации звуков (С), (Ш) — Путешествие за шишками
Ссылка на основную публикацию