Организация и содержание диагностической деятельности с детьми дошкольного и школьного возраста

Основные направления диагностики развития детей дошкольного возраста. Специфика диагностики развития детей дошкольного возраста

Специфика диагностики развития детей дошкольного возраста

1. Основные направления диагностики развития детей дошкольного возраста.

2.Специфические и неспецифические показатели психического развития детей дошкольного возраста.

3.Методики диагностики развития детей дошкольного возраста(зарубежные и отечественные)

Основные направления диагностики развития детей дошкольного возраста.

Диагностика– деятельность, направленная на постановку диагноза (диагноз – распознание, греч.).

Виды диагностики:

  • медицинская (предмет диагностики – состояние здоровья и физического состояния ребёнка);
  • психологическая (предмет диагностики – психическое состояние ребёнка);
  • педагогическая (предметом диагностики является освоение ребёнком образовательной программы);
  • управленческая (предмет диагностики – деятельность образовательного учреждения).

Внедрение диагностической работы в деятельность дошкольных учреждений обусловлено несколькими обстоятельствами:

  1. Реализация в образовании личностно – ориентированного подхода предполагает построение педагогического процесса на диагностической основе.
  2. Тарифно – квалификационные характеристики (требования) предполагают, что воспитатель обязан «на основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога планировать и проводить с воспитанниками коррекционно-развивающую работу», «изучать индивидуальные особенности, интересы и склонности детей».

Задачи педагогической деятельности: повышение качества методической работы; улучшение воспитательно – образовательного процесса; оценка педагогического процесса.

Направления диагностической работы:

диагностическая работа с детьми;

– диагностическая работа с родителями;

– диагностическая работа с сотрудниками.

Принципы организации диагностической работы:

1.Принцип законности – предполагает, что диагностическая работа должна проводиться на законных основаниях, с соблюдением нормативно-правовых документов: Конвенции о правах ребёнка; Конституции Российской Федерации; Закона Российской Федерации «Об образовании»; приказов и инструктивных писем Министерства образования РФ и субъекта Федерации; Устава образовательного учреждения; Договора с родителями; решений педагогического совета ОУ; приказов руководителя ОУ.

2.Принцип научности – предполагает, что диагностическая работа в ОУ должна опираться на научные исследования, обосновывающие выбор изучаемых показателей, методы, сроки и организацию обследования.

3.Принцип этичности – предполагает, что диагностическая работа должна проводиться с соблюдение этических норм и правил.

4.Принцип оптимальности – предполагает, что минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество диагностической информации – столько, сколько может быть использовано в работе образовательного учреждения.

Формы проведения диагностики могут быть разные: групповые и индивидуальные, письменное выполнение заданий, устное на итоговых занятиях, в беседах, тестирование.

Так, зачастую используются технологически не проработанные, не апробированные, имеющие сомнительную научную и практическую ценность методы диагностики. Результаты такой диагностики не отражают реальной картины развития ребенка и, следовательно, не могут повысить эффективность образовательного процесса. В процесс диагностирования вовлекаются специалисты, не имеющие соответствующей квалификации. Это приводит к некомпетентной интерпретации диагностических данных, ошибкам в определении уровня развития ребенка, что может дезориентировать педагогов и родителей при взаимодействии с детьми.

Диагностика развития детей дошкольного возраста, будучи включена в дошкольное образование, призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение. Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему педагоги и родители. Психолого-педагогическая наука безоговорочно признает тот факт, что реальные способности ребенка могут проявиться достаточно поздно, и то образование, которое он получает, в большой мере способствует их проявлению. В частности, введенное Л.С. Выготским понятие «зоны ближайшего развития» особым образом фиксирует именно этот известный факт. Поэтому, определяя индивидуальные особенности ребенка дошкольного возраста, предпочтительно в первую очередь иметь в виду его «склонности», выступающие основой дальнейшего развития способностей.

Консультация для педагогов организация диагностической работы с детьми раннего и дошкольного возраста

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Организация диагностической работы с детьми раннего и дошкольного возраста

Подготовила воспитатель ГОУ детский сад №1834 Быкова М.И.

На этапе раннего и дошкольного развития ребенка желаемым является диагностирование развития интеллектуального и творческого потенциала воспитанника ДОУ. Диагностика, проводимая в детском саду, поможет выявить особенности развития ребёнка, заложенные природой и те, которые необходимо корректировать либо развивать. Профессиональная диагностика в детском саду позволяет разобраться с серьезными проблемами, возникающими у ребенка при общении, построении отношений, обучении, при задержке психического развития .

Как же правильно организовать диагностическую работу в детском саду?

1. Диагностика знаний, умений и навыков дошкольников проводится в детском саду, как правило, два раза в год: в начале и в конце учебного года. Это позволяет сравнить результаты проведенной работы с детьми.

2. Для проведения диагностического обследования необходимо разработать диагностический инструментарий. Он включает в себя перечень заданий для выявления знаний, умений и навыков детей с критериями уровней, бланки для заполнения. Обычно определяются критерии для высокого, среднего и низкого уровней развития детей. Для разработки критериев необходимо изучить общеобразовательную программу, используемую в дошкольном учреждении. К некоторым программам, в частности, к используемой ранее “Программе воспитания и обучения в детском саду” под ред Васильевой, программе «Радуга», программе «Детство» уже разработан комплексный инструментарий, который содержит:
диагностические задания, таблицы, карты анализа диагностики для воспитателя по различным видам деятельности: ФЭМП, развитие речи, трудовое воспитание, музыка, изобразительная деятельность, ФИЗО, ребёнок и окружающий мир по всем возрастным группам. Опираясь на этот комплекс, педагогам предлагается разработать самостоятельный диагностический инструментарий, с учётом новых ФГТ.

3. При составлении вопросов для детей нужно ориентироваться на конечный результат, представленный в программе. Программа предусматривает так называемый «портрет выпускника», в котором описано, что должен знать и уметь ребенок по прохождении всех разделов данной программы. Исходя из этого, составляются задания по каждому из разделов (речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие и др.) Кроме того, описываются критерии уровней усвоения детьми материала.

4 Для удобства и наглядности разрабатываются карты, куда заносятся все результаты по каждому ребенку. В помощь воспитателям можно рекомендовать разработанные с учётом новых ФГТ журналы « Мониторинг достижения детьми дошкольного возраста планируемых результатов освоения программы» По ним очень просто отследить, в каких моментах ребенок отстает и наложить коррекционную работу. В среднем коррекция проходит в течение двух месяцев. По окончании этого периода проводят повторную диагностику и сравнивают полученные результаты. При удачном прохождении коррекции уровень усвоения знаний ребенка должен повыситься.

5 Особый интерес для родителей представляет диагностика готовности их ребенка к обучению в школе, проводимая у детей подготовительной группы.. Эта готовность анализируется обычно в трех аспектах – интеллектуальная, социальная и эмоциональная. Может ли сам педагог провести диагностику готовности ребенка к школе, выделить факторы риска в развитии дошкольника и, определив их, составить индивидуальную программу его подготовки к школе? На эти вопросы можно дать положительный ответ. Основная цель подобного обследования – выявление слабых и сильных звеньев в развитии, выделение тех детей, у которых наиболее вероятны трудности в процессе обучения чтению, письму, математике. При всех сложных случаях необходима дополнительная консультация специалистов: психоневролога, логопеда, дефектолога. Выявление факторов риска поможет определить необходимые коррекционные мероприятия, которые педагоги вместе с родителями должны провести за оставшееся до учебы время. Однако, желательно , что бы диагностику готовности ребёнка к школьному обучению проводил всё же педагог-психолог.

Примерные методические рекомендации

по организации диагностической работы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей раннего и дошкольного возраста

Организация и содержание диагностической деятельности логопеда. Основные направления и этапы диагностики детей с речевыми нарушениями

Страницы работы

Содержание работы

«Организация и содержание диагностической деятельности логопеда»

  1. Основные направления и этапы диагностики детей с речевыми нарушениями.
  2. Поэтапность логопедического обследования в условиях специального образовательного учреждения.
  3. Частные требования к организации диагностической деятельности.

Схема: Этапы ППД

Диагностика любых недостатков в развитии должна включать три этапа.

Первый этап – скрининговое (скрин – просеивать, сортировать) обследование. На этом этапе выявляются дети с наличием у них любого рода речевых нарушений без точной квалификации характера и глубины. Посещение массовых детских садов, начальных классов общеобразовательных школ. Метод быстрого интервьюирования / беседы? В течение 5 -15 минут необходимо так провести беседу, чтобы обнаружить даже легкие недостатки речи и составить предварительный диагноз.

Второй этап – дифференциальная диагностика. Цель этого этапа – определить тип речевого нарушения. Вынести психолого-педагогический и клинико-педагогический диагнозы, например ОНР, заикание. По результатам этого этапа определяется направление обучения ребенка, вид и программа общеобразовательного учреждения. Группы для детей с ФФНР, с ОНР, с заиканием, с НПОЗ. Этот этап осуществляется деятельностью ПМПК.

Третий этап – феноменологический. Его цель – выявление индивидуальных особенностей проявления речевого нарушения ребенка, тех характеристик речевой системы (степень речевых расстройств), познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности, личности, которые помогут квалифицированно спланировать индивидуальную и групповую работу. (Большую роль здесь играют психолого-педагогические консилиумы. Центр.)

На данном этапе происходит развернутое объемное, привычное нам, логопедическое обследование.

Технология проведения логопедического обследования. Это обследование может проводиться на 2 и 3 этапе.

Выделяют 5 этапов:

5. Информирование родителей.

1. Ориентировочный этап.

  • Сбор анамнестических данных;
  • Выяснение запроса родителей;
  • Выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребенка.
  • Изучение медицинской и педагогической документации;
  • Изучение работ ребенка;
  • Беседа с родителями.

1. изучение медицинской и педагогической документации в отсутствии родителей. При записи на обследование обговаривается перечень документов.

  • Мед.книжка + заключения специалистов, ЭЭГ и др. (Очаговые изменения – органический характер, число Апгар обычно завышается – жизнестойкость плода). Неточность и неполнота данных – намечаются вопросы. Помните о врачебной тайне.
  • Пед.документация – характеристика от воспитателя, учителя, психолога, социального педагога и др. + дневник. С одной стороны – поведенческие особенности ребенка, с другой стороны – непонимание и неприятие ребенка педагогом, что усиливает дезадаптацию ребенка. Встаньте на сторону ребенка.

2. изучение работ ребенка (рисунки, школьные тетради и дневник).

· Рисунки и творческие поделки характеризуют его склонности, уровень сформированности графо-моторных навыков

· Родителям школьников следует принести рабочие тетради по русскому (где почерк лучше и аккуратнее, там выше уровень внешнего контроля), для контрольных работ (состояние слухового восприятия). Тетради для творческих работ (изложения и сочинения) – дефекты строения текста, ЛГНР, нарушение слоговой структуры. Тетради по математике – недостаточность пространственных представлений и как ребенок ориентируется на листе бумаги. Старших школьников просим принести тетрадь по одному из учебных предметов (химия, история) – ребенок не задумывается над грамотностью и можно увидеть максимальный набор ошибок. Дневник – и ошибки, и манера ведения дневника говорит о характере ребенка, об особенностях его учебной деятельности, а также поможет выявить несформированность некоторых психических функций, которые обуславливают наличие дисграфии или дислексии. Все это позволит правильно выстроить беседу с родителями.

Читайте также:  Лексическая тема Овощи (рекомендации для родителей)

Тема 7. Организация и содержание коррекционно-воспитательной и диагностической работы с детьми раннего, дошкольного и школьного возраста в учреждениях здравоохранения.

Основные понятия: логопункт, речевая потология, дислалия, фонетико-фонематическое нарушение, профилактическая работа, логопедическое обследование, профилактическая работа, санитарно-просветительная работа, диспансеризация.

Работа логопеда в доме ребенка. Работа логопеда в детской поликлинике. Работа логопеда в детских реабилитационных центрах. Принципы отбора содержания работы с детьми в зависимости от речевой патологии и возраста детей. Научное, методическое, программное, правовое обеспечение функционирования и развития указанных типов образовательных учреждений для речевой коррекции детей. Логопеду необходимо иметь для занятий отдельное, светлое, изолированное помещение площадью 20 кв. м, расположенное в тихом, удобном месте и оборудованное согласно требованиям.

Дидактический материал располагается по следующим разделам:

1) звуковая культура речи (игры на развитие слухового и зрительного внимания, речевого дыхания, игры на звукоподражание, силу голоса, воспитание темпа и ритма речи);

2) развитие общей и мелкой моторики;

3) развитие импрессивной и экспрессивной речи (игры на формирование назначения предметов, на обобщающие понятия, пособия по формированию грамматического строя);

4) сенсорное воспитание (пособия на развитие представлений о цвете, количестве, величине, форме, ориентировке во времени и пространстве).

Логопедом Дома ребенка ведется следующая документация: перспективный план работы на год; журналы приема вновь поступающих детей, учета занятий логопеда с детьми, методической работы логопеда с персоналом, речевых занятий сестер с детьми; информация о работе за год; запись в истории развития ребенка; учет динамики речевого развития детей (ежемесячно); выписка-характеристика. Логопедическая помощь оказывается также и в условиях детского специализированного санатория, в стационарах. Существует определенная взаимопреемственность в работе всех служб: поликлиника — стационар — санаторий. Дети находятся в санатории 3 месяца. Работа логопеда детского специализированного санатория строится следующим образом. Логопедические занятия проводятся группами и индивидуально. Всю работу логопед проводит в тесном контакте с закрепленным за группой врачом, узкими врачами-специалистами, психологом, воспитателями группы. Ведется следующая документация: записи в истории болезни, речевая карта, ежедневные планы работы, тетрадь связи с воспитателем. По мере необходимости осуществляется семейная психотерапия. Систематически логопед проводит санитарно-просветительную работу среди сотрудников санатория и родителей (беседы, родительские собрания). Первый этап. Проведите психолого-педагогическое обследование и наблюдение за поведенческими реакциями ребенка, проанализируйте историю его развития. Сопоставьте все полученные данные. Запишите их в виде заключения. Второй этап. Определите приоритетную задачу индивидуальной программы ребенка. Третий этап. Проанализируйте, что малыш может делать, а в чем испытывает затруднения. Четвертый этап. Решите, чему новому его нужно научить в первую очередь, а что необходимо закрепить на занятиях и в повседневной жизни. Пятый этап. Определите, какие задачи будут реализованы на занятиях у логопеда, а какие — на занятиях у воспитателя, с родителями. Шестой этап. Разделите каждое умение на составляющие его действия. Помните, все новое нужно вводить постепенно, двигаться маленькими шажками, чтобы ребенок освоил новый материал без стрессов и напряжения.

Седьмой этап. После того как ребенок овладел одной из задач программы, внесите в нее изменения и дополнения. Составление индивидуальной программы развития (адаптационной, профилактической или коррекционно-развивающей) поможет логопеду и воспитателю максимально эффективно реализовать программное содержание, защитит специалистов от односторонности в работе и возможных упущений, поможет разумно использовать рабочее время. Индивидуальная программа составляется сроком на один-два месяца. Далее ее содержание дополняется или корректируется. Индивидуальная программа должна быть записана в истории развития ребенка после записи результатов его обследования и заключения дефектолога. Новое содержание программы или все последующие дополнения и изменения должны быть также зафиксированы в истории развития ребенка.

Работа логопеда в детской поликлинике.

Первичный прием детей проводится в специально отведенное время по предварительной записи. К логопеду детей направляют педиатры, невропатологи, психоневрологи, психиатры, а также непосредственно обращаются сами родители. После подробного ознакомления с анамнезом ребенка и его речью, данными врачебного обследования логопед устанавливает речевой диагноз и принимает решение о необходимости индивидуальных или групповых занятий в условиях поликлиники или психоневрологического диспансера. Если ребенок не нуждается в специальных логопедических занятиях, необходимо проконсультировать родителей, как работать с ребенком дома. В случае отсутствия места в группе ребенка следует записать на очередь для последующего вызова на занятия. Все дети, обратившиеся в текущем году за логопедической помощью, должны быть зарегистрированы в журнале первичного приема. На детей, приступающих к систематическим или консультативным занятиям, логопед заводит логопедические карты, в которых подробно записывает анамнез ребенка, состояние его речи, речевой диагноз, намеченный план занятий и динамику продвижения. Кроме того, логопед имеет журнал посещаемости логопедических занятий (групповых и консультативных). Журнал делится на две части: в первой фиксируются регулярные занятия, а в другой — консультативные. Обе части журнала содержат следующую информацию: фамилия, имя, возраст ребенка, диагноз, даты и количество занятий, результативность. Логопеды детских поликлиник оказывают помощь детям в возрасте от 2 до 14 лет со всеми видами речевой патологии.

При оказании помощи следует учитывать:

1) нервно-психическое, соматическое состояние детей и их возрастные особенности (негативизм, возбудимость, быструю утомляемость, трудность в переключаемости внимания);

2) разнообразие речевой патологии в детском возрасте как органического, так и функционального характера;

3) необходимость присутствия родителей на логопедических занятиях для дублирования работы в домашних условиях.

Комплектование групп и длительность занятий.

Логопедические занятия проводятся подгруппками и индивидуально. В группы объединяются дети с одинаковым речевым нарушением (дислалия, дизартрия, ринолалия, заикание, недоразвитие речи), по возрастному принципу (преддошкольники, дошкольники, школьники), а также с учетом уровня речевого развития детей. Численность детей в группах, примерная продолжительность занятий с ними и нормы приема определяются следующим образом: детей с однородным неправильным звукопроизношением следует соединить в группы по 5—6 человек, продолжительность занятий с ними — 45 мин. Дети, страдающие дизартрией, объединяются в группы по 4—5 человек, продолжительность занятий — 45 мин. Дети с ринолалией — по 2—4 человека, длительность занятий 40—45 мин. Дети с общим недоразвитием речи без снижения интеллекта объединяются в группы по 3—4 ребенка, и заниматься с ними надо 40—60 минут. С заикающимися дошкольниками и младшими школьниками следует заниматься в группе из 4—6 чел. в течение 45—60 мин. Дети, страдающие тяжелыми расстройствами речи, требуют только индивидуальных занятий. Каждому ребенку необходимо уделять не менее 20—30 мин. Чтобы дети не уставали, рекомендуется работу разнообразить. Занятия с каждой группой следует вести 2 раза в неделю. За свой рабочий день логопед должен принять 12 человек соответственно норме, утвержденной Положением о детском логопедическом кабинете. На каждого ребенка оформляется индивидуальная логопедическая карта, в которой логопед не менее 2—3 раз в месяц записывает динамику коррекционной работы.

Связь с родителями и педагогическим персоналом

Для успешной работы логопеду необходимо поддерживать тесный контакт с родителями ребенка, проводить с ними индивидуальные беседы и консультации. По мере возможности родители должны присутствовать на занятиях, если не на всех, то обязательно на установочных. Логопед знакомит их с сущностью речевого нарушения ребенка, а также со всеми логопедическими установками и требованиями, чтобы родители наладили общий и речевой режим в домашних условиях, а также выполняли задания логопеда дома. Важным является контакт логопеда со школой, где учится ребенок. Воспитатели и учителя обязаны наблюдать за речью ребенка, предъявляя к нему одинаковые с логопедом требования, следить за посещаемостью логопедических занятий в поликлинике, ободрять и морально поддерживать детей с речевыми нарушениями.

Для выявления детей с речевой патологией логопед принимает участие в массовых профилактических осмотрах, которые проводятся в дни, выделенные поликлиникой. Логопед поликлиники включен в состав медико-психолого-педагогической комиссии района и принимает участие в комплектовании логопедических групп при детских садах.Для координации и преемственности в работе целесообразно 1—2 раза в год (в сентябре и июне) проводить совместные совещания старших логопедов детских поликлиник, детских садов, школьных логопунктов, психоневрологических диспансеров. Санитарно-просветительная работа.

Логопеды детских поликлиник обязаны регулярно проводить беседы по различным вопросам логопедии для медицинского персонала поликлиник, родителей, а также выпускать бюллетени, оформлять доски вопросов и ответов. Примерные темы бесед: «Профилактика речевых нарушений», «Профилактика заикания», «Профилактика недоразвития речи», «Профилактика дислалии», «Этапы развития речи ребенка», «Значение развития мелкой моторики для формирования речи ребенка». Примерные темы санитарных листков: «Речь наших детей», «Наши дети говорят правильно», «Дефекты речи у детей», «Профилактика речевых расстройств». Оформляются стенды: «Логопед — родителям», «Родителям о речи детей», «Советы логопеда».

Диспансерное наблюдение проводится систематически за детьми, страдающими тяжелыми речевыми расстройствами: дизартрией, ринолалией, общим недоразвитием речи без снижения интеллекта, заиканием и др. Выявление детей, подлежащих диспансерному наблюдению, проводится логопедами при профилактических осмотрах, на первичном приеме, по окончании регулярных занятий в логопедическом кабинете и при выписке из логопедических групп и детских садов. На детей, взятых на диспансерный учет, заполняется учетная карта, в которой фиксируются анкетные данные, диагноз, даты посещений, рекомендации и результаты занятий.

В логопедическом кабинете должны быть:

а) перспективный план работы на год;

б) журналы первичного приема и диспансеризации детского населения, посещаемости логопедических занятий, заседаний медико-педагогических комиссий, санитарно-просветительной работы;

в) индивидуальная логопедическая карта;

г) карты диспансерного учета больных;

д) копии информации о работе логопедического кабинета.

Требования к обследованию старших дошкольников

СИСТЕМА ТРЕБОВАНИЙ К СОДЕРЖАНИЮ И ПРОЦЕДУРЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ГОТОВНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

В соответствии с основными приоритетами развития образовательной системы Российской Федерации на первый план выходят задачи создания условий для массового образования детей старшего дошкольного возраста, выравнивающего их стартовые возможности в обучении, обеспечивающего преемственность дошкольного и школьного детства.

В настоящее время социальная ситуация в различных регионах России характеризуется значительным расслоением общества, большие различия существуют между сельскими и городскими инфраструктурами. В обществе появляются многочисленные «группы риска», что обусловлено влиянием разнообразных факторов – социально-экономических, этнических, демографических и др., состав и действие которых в настоящее время не вполне изучены.

Читайте также:  Дифференциация звуков П, Пь - конспект занятия

Это определяет необходимость разработки дифференцированных подходов к организации дошкольного образования, программа которого реализуется в стационарных дошкольных образовательных учреждениях и в группах временного пребывания детей дошкольного возраста. Сейчас наблюдается тенденция роста количества дошкольников при одновременном сокращении числа дошкольных образовательных учреждений (закрываются ведомственные детские сады, экономическая ситуация в большинстве семей не позволяет детям посещать негосударственные дошкольные образовательные учреждения и т.п.). Семейное образование не всегда обеспечивает необходимый уровень подготовки детей к школе. В итоге стартовые образовательные возможности дошкольников на момент поступления в школу исходно резко отличаются. Это приводит к повышенному риску школьной дезадаптации, предопределяя целый ряд трудностей, возникающих у значительного количества первоклассников.

Попытки разрешения этой ситуации, предпринимаемые в отдельных регионах, наталкиваются на отсутствие критериальной базы оценки готовности детей к обучению в начальной школе. Создается парадоксальная ситуация: при обилии программ и пособий по подготовке детей к школе проблема не только не решается, но и усугубляется.

В педагогической практике дошкольный возраст традиционно рассматривался как период, в течение которого психическое, физиологическое и личностное развитие ребенка как бы «дозревает» до того уровня, который позволит ему органично перейти к систематическому школьному обучению.

Однако исследования психологов и физиологов показали, что развитие значительной части современных детей, поступающих в первый класс, не соответствует по своему психологическим и морфофункциональным характеристикам паспортному возрасту. Несформированность школьно-значимых функций часто встречается в современной детской популяции. Так, до 60% детей 5-6 лет характеризуются несформированностью организации деятельности, что связано с незрелостью регуляторных структур мозга; у 60% детей выявляется несформированность речи и, прежде всего, регулирующей функции речи; до 30% детей демонстрируют несформированность моторики, связанную с незрелостью нервно-мышечной регуляции; до 35% детей имеют несформированность зрительного и зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти, что связано с незрелостью мозговых систем контроля и регуляции деятельности; до 30% детей имеют недостаточно развитые слухо-моторные и зрительно-моторные координации, что связано с незрелостью интегративной деятельности мозга; более 30% поступающих в школу детей обнаруживают психологическую неготовность к систематическому обучению. Все эти факторы могут служить причиной развития школьного стресса и дезадаптации, если они не будут вовремя диагностированы и не будут приняты адекватные меры по их устранению.

Модернизация системы образования предусматривает вариативность форм и моделей предшкольного образования, позволяющую обеспечить всем детям равные возможности, необходимые для успешного обучения в начальной школе. Для решения этой задачи созданы комплекты вариативных программ психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста. Разработаны три вариативных комплекта, основанные на единых принципах, подходах и показателях, но при этом ориентированные на особенности условий предшкольного образования детей:

a. программа психолого-педагогического обследования детей, посещающих стационарные детские сады;

b. программа психолого-педагогического обследования детей, посещающих группы временного пребывания;

c. программа психолого-педагогического обследования детей, посещающих коррекционные группы детского сада.

Выделение/диагностика факторов риска на этапе предшкольного образования (за год до школы) позволит выстроить адекватную систему предшкольного образования, охватывающую все стороны развития ребенка: личностное, социальное, когнитивное, физическое. С этой целью разработаны вариативные комплекты диагностических методик, позволяющие выявить сильные и слабые стороны развития ребенка и определить формы и методы работы с детьми в системе предшкольного образования.

Апробация комплектов диагностических методик, проводимая в 14 регионах при посредстве региональных центров на базе ИПК РО, является важнейшим звеном в решении этой важной задачи.

Целью апробации является отбор необходимого и достаточного набора методов, позволяющих наиболее эффективно понять индивидуальные особенности развития ребенка, определить его готовность к школе, прогнозировать школьную успешность, а также возможные факторы риска школьной дезадаптации.

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ

ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ В РЕГИОНЕ

Для проведения диагностического обследования в регионе органы управления образованием рекомендовано обеспечить:

1. Проведение апробации комплектов диагностического обследования.

2. Организацию обучения специалистов работе с диагностическими комплектами в регионах.

3. Подготовку и тиражирование методических материалов для обучения участников апробации.

4. Организацию семинара для региональных координаторов (сотрудников региональных и муниципальных органов управления образованием, сотрудников институтов повышения квалификации работников образования).

5. Для проведения обследования должны быть определены стационарные детские сады, группы временного пребывания, коррекционные группы дошкольных образовательных учреждений.

6. Для проведения диагностического обследования в детском саду должно быть выделено помещение в соответствии с СанПин от 26.03.2003 № 2.4.1.1249-03. Обследование проводится в привычной для ребенка обстановке. Недопустимо использование для проведения обследования врачебного кабинета, административных кабинетов.

7. Для проведения обследования должно быть выделено время в режиме дня дошкольного образовательного учреждения в соответствии с СанПин от 26.03.2003 № 2.4.1.1249-03. Обследование должно быть согласовано с режимом дня старших дошкольников и не приводить к утомлению детей.

8. Осуществлять научно-методическое руководство проведением обследования на местах.

Апробация диагностических материалов должна осуществляться в соответствии с требованиями к содержанию и процедуре диагностического обследования.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ

ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1. Проведение диагностического обследования должно соответствовать Концепции предшкольного образования, комплексу основных приоритетов развития системы общего образования в РФ, опираться на современные отечественные и зарубежные разработки в данной области.

2. Программа диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста, включающая комплекты диагностических методик, разработана в соответствии с Концепцией предшкольного образования, комплексом основных приоритетов развития системы общего образования в Российской Федерации, а также на основе современных отечественных и зарубежных разработок в данной области.

3. Условия проведения диагностического обследования должны соответствовать СанПин от 26.03.2003 № 2.4.1.1249-03.

4. Обследование должно проводиться только с согласия родителей. Родители могут присутствовать при обследовании

5. Обследование проводится в привычной для ребенка обстановке. Недопустимо использование для проведения обследования врачебного кабинета, административных кабинетов.

6. Обследование может проводиться только специалистами, прошедшими обучение по применению данной диагностической системы.

7. Обследование должно быть согласовано с режимом дня старших дошкольников и не приводить к утомлению детей

8. Проведение обследования персоналом дошкольного образовательного учреждения или учреждения, осуществляющего предшкольную подготовку детей, не должно нарушать нормативные акты, правовые и этические нормы

9. Проведение диагностической работы не должно препятствовать выполнению работником дошкольного образовательного учреждения или учреждения, осуществляющего предшкольную подготовку детей, его профессиональных обязанностей.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ

КОМПЛЕКСНОГО ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В основу разработки содержания комплексного психолого-педагогического обследования детей положены следующие требования:

1. Научная обоснованность системы комплексного диагностического обследования.

2. Тесная связь диагностики с программой обучения и воспитания детей на этапе предшкольного образования.

3. Единство диагностики и развития (коррекции). Для обеспечения готовности ребенка к школьному обучению необходимо рассматривать диагностику как начальное звено в целостной системе диагностико-коррекционного, диагностико-воспитательного (или развивающего) направления работы.

4. Необходимость обеспечения контроля динамики психического развития детей.

5. Направленность на обеспечение возможностей создания условий для развития детей, воспитывающихся в различных типах учреждений, осуществляющих предшкольную подготовку.

6. Учет возрастных особенностей и зоны ближайшего развития ребенка при построении диагностических заданий.

7. Сочетание в программе комплексного обследования как высоко формализованных методов (тестов, проб, аппаратурных методов и др.), так и низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.), обеспечивающее объективность и точность получаемых данных. Особое внимание уделяется валидизированности методов.

8. Интерпретация результатов комплексного обследования на основе анализа возрастных и индивидуальных вариантов развития с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

9. Экономичность обследования, обеспечиваемая включением в диагностический комплекс только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации и не приводит к переутомлению ребенка в ходе обследования.

10. Профессионализм проведения обследования, обеспечиваемый тем, что оно осуществляется только квалифицированными, подготовленными специалистами. Педагоги могут участвовать в проведении диагностической работы только после обучения и сдачи квалификационного экзамена. Передача диагностических методик родителям для проведения обследования ребенка недопустимо.

11. Конфиденциальность получаемых результатов, достигаемая за счет строгой регламентации доступа к полученной информации о ребенке. Педагогам и родителям результаты представляются в виде психолого-педагогической характеристики ребенка и рекомендаций, разработанных на основе данных комплексного обследования.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЦЕДУРЕ КОМПЛЕКСНОГО ДИАГНОСТИЧЕСКОГО

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1. Обследование должно проводиться в спокойной, благожелательной обстановке.

2. Целесообразнее, если работать с ребенком будет один специалист (психолог или специально подготовленный педагог)

3. Обследование может проводиться индивидуально или в группе (если это позволяет методика). Размер группы – не более 6 человек.

4. При проведении группового тестирования у психолога должен быть подготовленный помощник.

5. Обследование не должно быть слишком длительным в силу особенностей работоспособности детей данного возраста.

6. Непрерывная продолжительность тестирования не должна превышать 20 минут, при первых признаках утомления нужно перейти на другой вид работы.

7. Процесс одноразового обследования должен предусматривать возможность варьирования легких и более сложных диагностических проб.

8. Проведение обследования должно быть согласовано с режимом дня старших дошкольников. Желательно его проводить в первой половине дня, во вторник или среду, когда наблюдается максимальный в течение недели уровень работоспособности детей.

9. При проведении обследования необходимо максимально использовать педагогическое наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в детском саду.

10. Все, что необходимо для проведения обследования, должно быть подготовлено и разложено в определенной последовательности заранее.

11. Все необходимые принадлежности, пособия, игры не должны лежать на столе, за которым будет работать ребенок; лучше в определенном порядке разложить их на отдельном столе.

12. Важен не только конечный результат выполнения задания, но и ход работы. Поэтому при выполнении каждого задания необходимо отмечать в протоколах обследования особенности деятельности, эмоциональное и психофизическое состояние ребенка, его затруднения и оказанную ему помощь.

13. В ходе обследования не рекомендуется:

• торопить ребенка, спешить с подсказкой;

• показывать свое неудовольствие, неудовлетворение;

• подчеркивать отрицательные результаты и анализировать результаты вместе с родителями в присутствии ребенка.

14. При оценке выполнения ребенком заданий необходимо учитывать, что возможно снижение результатов из-за:

• трудностей контактов с незнакомыми взрослыми

• боязни плохих результатов;

• неспособности ребенка в оценочной ситуации обследования сосредоточиться, скон-центрировать внимание;

• плохого самочувствия ребенка.

15. При работе с детьми группы риска дополнительно к изложенным выше требованиям необходимо соблюдать следующие требования:

Читайте также:  Конспект индивидуального занятия по логопедии: Автоматизация звука (Ж) в словах и предложениях

• применяемые методики должны включать в свою структуру определенные, фиксированные меры внешней помощи, используемые при затруднениях, возникающих у ребенка в процессе работы;

• для изучения готовности детей к освоению приемов организации собственной деятельности должны быть предусмотрены определенные ступени стимулирующей и организующей помощи, которая предлагается ребенку последовательно, с постепенно нарастающим объемом внешней регуляции его действий. Объем помощи, который оказывается достаточным для успешного выполнения задания, служит показателем “зоны ближайшего развития”, т.е. потенциальных возможностей ребенка, актуализирующихся в совместной работе со взрослым.

16. Все результаты обследования ребенка заносятся в индивидуальную карту обследования, туда же вносятся заключения, рекомендации и др.

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА, ПРОВОДЯЩЕГО ОБСЛЕДОВАНИЕ

Обследование должно проводиться профессиональным психологом.

Педагог, проводящий диагностическое обследование должен предварительно пройти теоретический и практический курс подготовки по следующим направлениям:

• Особенности развития детей старшего дошкольного возраста и проблема готовности к школьному обучению.

• Требования к построению системы психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста.

• Правила проведения диагностической работы с ребенком.

• Правовые и этические нормы проведения диагностической работы с ребенком.

• Организация диагностической работы с ребенком с учетом его возрастных особенностей

• Социальное развитие ребенка-дошкольника. Методы диагностики социального развития.

• Личностное развитие ребенка-дошкольника. Значение для школьного обучения. Методы диагностики личностного развития.

• Эмоциональное развитие ребенка-дошкольника. Значение для школьного обучения. Методы диагностики эмоционального развития.

• Развитие произвольности в дошкольном возрасте. Значение для школьного обучения. Методы диагностики произвольности.

• Когнитивное развитие в дошкольном возрасте. Значение для школьного обучения. Методы диагностики когнитивного развития.

• Творческое развитие в дошкольном возрасте. Значение для школьного обучения. Методы диагностики творческого развития.

• Психомоторное развитие в дошкольном возрасте. Значение для школьного обучения. Методы диагностики психомоторного развития.

• Общее, психическое и физическое здоровье школьников. Изучение состояния здоровья.

• Метод педагогического наблюдения.

• Прогнозирование школьной успешности на основе анализа и обобщения материалов диагностических исследований.

В результате подготовки специалист должен владеть:

• технологиями проведения диагностического обследования;

• процедурами первичной обработки и индивидуального анализа данных;

• процедурами и методиками качественной экспертной оценки данных;

• процедурами и методиками количественной оценки результатов обследования;

• процедурами и методиками выделения дезадаптационных рисков;

• методами интерпретации данных обследования;

• методами составления заключения по результатам обследования.

В ходе занятий должны быть сформированы навыки эффективного общения с ребенком, проведения обследования, заполнения карты обследования, анализа индивидуальных данных, их интерпретации и подготовки заключения.

Своевременная оценка готовности детей к обучению в школе является одним из основных видов профилактики возможных трудностей в развитии. Эта профилактика возможна только на основе разностороннего знания о ребенке, которое можно получить на основе грамотного психолого-педагогического обследования.

Задача системы комплексной психолого-педагогической диагностики – получить информацию об индивидуальных особенностях развития детей. Разработанные диагностические комплекты позволят получить результаты, на основании которых могут быть разработаны рекомендации для воспитателей, психологов, врачей, родителей по подготовке детей к школьному обучению.

Особенности психологической диагностики детей дошкольного и младшего школьного возраста

Описание: Психологическая оценка ребенка ДВ и Млшк. Проблемы изучения ребенка. Этические аспекты психологического изучения ребенка. Психологический диагноз – комплексная характеристика индивидуальных особенностей психосоциального развития ребенка включающая в себя оценку реального вклада и конкретных проявлений цереброорганических расстройств психологической структуры психической деятельности и качества сформированности основных социальных навыков поведенческих коммуникативных учебнопознавательных Коробейников.

Дата добавления: 2015-01-21

Размер файла: 10.16 KB

Работу скачали: 43 чел.

Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

Тема. Особенности психологической диагностики детей дошкольного и младшего школьного возраста.

  1. ПД в ОУ. Задачи. Методологические основы. Принципы. Психологическая оценка ребенка ДВ и Млшк.В.
  2. Современные представления о норме развития детей ДВ и Млад шк В. в теории и практике образования. Проблемы изучения ребенка. Ошибки ПД.
  3. Этические аспекты психологического изучения ребенка. Основные принципы этико-психологической деятельности в диагностической практике.

Тема . Организация психологического исследования развития детей.

  1. Основные этапы психологического изучения детей.
  2. Планирование психол.исследования с учетом возрастных особенностей.
  3. Определение проблемы, предмета, объекта исследования. Цели, задачи, гипотезы.
  4. Выбор метода, разработка методики, программа изучения, способы фиксации, обработка результатов, формы ведения и содержания протокола.
  5. Особенности организации исследования (время, методы и методики, условия, форма, взаимоотношения с экспериментатором, инструкция, порядок предъявления, последовательность, смена деятельности, характер заданий.
  6. Условия проведения. Обоснованность выбора формы. Оборудование и предъявление заданий. Особенности взаимоотношений с учетом возрастных и индивидуально-личностных особенностей.

Школьная психологическая диагностика – отрасль психодиагностики, находящаяся в стадии становления.

Предмет школьной П/Д (как теоретической дисциплины) – разработка принципов, методов и процедур постановки психологического диагноза;

(как экспериментально-практической деятельности) – психологический диагноз А.А. Бодалев, В.В. Столин).

Термин « диагноз » – распознавание отклонения от нормального развития и определение состояния конкретного объекта.

В психологии диагностируется не болезнь, а психологическая индивидуальность и ее характеристики. Только опираясь на теорию, мы можем выделить психологические признаки (показатели).

/Если диагностируется память, то какие признаки м.б. выделены?/

Затем выбираются методы.

Психологический диагноз (общее определение) – это заключение о состоянии и свойствах испытуемого на основании комплексного анализа отдельных показателей и характеристик (Овчарова).

Психологический диагноз – конечный результат деятельности психолога, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности (Бурлачук).

Психологический диагноз – комплексная характеристика индивидуальных особенностей психосоциального развития ребенка, включающая в себя оценку реального вклада и конкретных проявлений церебро-органических расстройств, психологической структуры психической деятельности и качества сформированности основных социальных навыков (поведенческих, коммуникативных, учебно-познавательных) (Коробейников).

Психологический диагноз – отнесение состояния ребенка к устойчивой совокупности психологических переменных , обусловливающих определенные параметры деятельности или состояния обследуемого (Ануфриев).

Задачи психодиагностического обследования :

  1. психическое состояние и личностные свойства уровень развития психологических функций ребенка, с учетом возраста,
  2. динамику развития (продольные срезы),
  3. темп развития,
  4. новообразования возраста.

Психологический диагноз должен (положения):

  1. Раскрывать особенности ребенка.
  2. Выявлять причину симптомов и следствие.
  3. Обладать прогностичностью.
  4. Представлен развернутый анализ развития разных сторон ребенка.

Психологический диагноз направлен на обнаружение недостатков с последующей их коррекцией для повышения уровня учебной деятельности и уровня психического развития ребенка.

Эффективность психологического прогноза зависит от владения специалистом факторами риска :

/ в дошкольном возрасте /

  • выраженная психомоторная расторможенность;
  • трудности выработки тормозных реакций и запретов;
  • трудности организации поведения даже в игровых ситуациях;
  • склонность ко лжи, приукрашиванию ситуации, к вымыслам, повышенная внушаемость к неправильному поведению, подражание дурным примерам;
  • истероидные проявления (плач, крик);
  • вспыльчивость, ссоры и драки;
  • негативизм с озлобленностью, агрессия на замечания, энурез, побеги как реакция активного протеста.

/ в младшем школьном возрасте /

  • низкая познавательная активность и личностная незрелость,
  • двигательная расторможенность, сочетаемая с эйфорическим фоном настроения,
  • повышенное стремление к острым ощущениям,
  • интерес к ситуациям агрессии и жестокости,
  • конфликтность, взрывчатость, драчливость, сопровождающиеся вегетативно-сосудистыми реакциями,
  • прогулы занятий,
  • протест против школы, гиперкомпенсаторные реакции – грубость, злобные шалости, невыполнение требований учителя,
  • невозможность усвоить программу,
  • тяготение к асоциальным формам поведения,
  • дефекты воспитания.

Прогностический диагноз основывается на теоретической концепции, выбранной психологом.

Психологический прогноз м.б.благоприятным.

/ в младшем школьном возрасте /

  • умение тормозить свои желания, способность к выработке дисциплинированных форм поведения,
  • принятие учебной деятельности, появление познавательных интересов,
  • стремление к самоутверждению в занятиях спортом, кружках.

Основные принципы диагностической деятельности психолога образования

  1. теоретико-методологическое позиционирование – обозначить приверженность к определенной теоретической школе, научной концепции;
  2. единства методологии и диагностики – связь п.1 с использованием диагностических средств «построенных на основе той же методологии; учет п.2 дает возможность эффективно построить диагностический, а затем и коррекционно-развивающий сценарий психологической работы. И одозначно ответить на вопросы:

– Зачем именно так строить процесс диагностики?

– Почему используется та или иная методика?

– Как и каким образом д.б. «предподнесена» методика, изменена инструкция (пример, Кто я? Кто ты?), построен анализ результатов, какие следуют выводы.

  1. структурно-динамической целостности – понимание того, что отдельные стороны психического (функции, процессы, сферы) проявляются целостно, системно. Конкретную особенность ребенка необходимо изучать и оценивать с т. зрения возраста, закономерностей развития (см. психологию развития). Учет п.3. позволяет оценивать причины и механизмы отклонений.
  2. учет логики и последовательности нормативного развития – прогноз развития д. рассматриваться с позиций «развертывания» биосоциальных закономерностей.
  3. терминологическая адекватность – !

– Как гуманнее обозначить категории детей?

– Что означает термин «проблемный ребенок»?

– Принципиально «разводят» понятия нарушение (повреждение) и отклонение (несформированность).

5. приоритетность познавательных задач – определяется статусом психолога в ОУ. «который все может и ( в связи с этим) должен..».

Надо понимать статус п-п как дополнительного специалиста, решающего включенные в общий контекст образования задачи. «Внедрение» в экспертизу учебных пособий, в педаг. Технологии – с целью разумной адаптации образовательной среды к ребенку (возможно ли ребенку овладеть данными образов. программами?)

– Как не нарушить прав ребенка?

– Как и на каком языке обмениваться информацией с родителями и педагогами?

– Что можно и что нельзя передавать окружению ребенка? (случай из практики – семья в образах животных)

– п-п профессиональной компетентности – умение сказать «нет», не браться за несвойственное дело.

Как оценить эффективность работы психолога?

(не найдено надежных критериев).

Косвенно м.б. определена через уровень с-п адаптации ребенка в образовательной среде.

ОЦЕНКА ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

ОЦЕНИТЬ (диагностировать, определить значение) – сравнить, разграничить. Отличия! /например, несоответствие стандартным (нормативным) показателям.

Семаго водят понятие «отклоняющееся развитие» (относительно чего-то).

«Условно-нормативное развитие» – некий коридор, область с нижней и верхней границей возрастной нормы, определяющимися действующим в конкретном времени и месте социально-психологическим нормативом (системе требований к психическому и личностному развитию), задаваемым образовательной, социокультурной, этнической ситуациями.

Задача диагностической деятельности психолога: оценка актуального состояния ребенка с отнесением его развития либо к условно-нормативному либо к отклоняющемуся.

Проблема нормативности сложна и мало разработана. Происходят глобальные изменения и социокультурных ожиданий к ребенку (меняются образовательные программы, семейная обстановка, трансформируется детская субкультура), меняется психофизический и физиологический статус ребенка (зафиксированы изменения показателей зрительного восприятия, зрит. памяти) /близорукость _ планшеты. «6 лет, видит птичку за окном «раздвигает ее».

Ссылка на основную публикацию