Организация групповых логопедических занятий для пациентов с дизартрией в условиях стационара

Роль групповых занятий в нейрореабилитации пациентов с дизартрией в суточном стационаре

Перова Маргарита Сергеевна, логопед в Центре патологии речи и нейрореабилитации, г. Москва.

Я, Перова Маргарита Сергеевна, в 2004 году поступила и в 2009 году с отличием окончила Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный областной университет по специальности логопедия с дополнительной специальностью олигофренопедагогика с присвоением квалификации «учитель-логопед и учитель-олигофренопедагог». Выполнила дипломный проект на тему «Анализ эффективности восстановительного обучения при различных формах моторной афазии у больных с последствиями ишемического и геморрагического инсульта».

Роль групповых занятий в нейрореабилитации пациентов с дизартрией в суточном стационаре.

Чрезвычайно важную роль в восстановительно-коррекционном обучении пациентов с дизартрией играет проведение групповых нейродефектологических и музыкальных занятий наряду с индивидуальными нейродефектологическими занятиями, что возможно реализовать только в условиях дневного и суточного стационаров.

Данный комплекс занятий предназначен для пациентов, имеющих нарушения дыхания, мышечного тонуса речевого аппарата, голоса, просодической стороны речи.

  1. преодоление произносительных трудностей, нарушений просодической стороны речи и дальнейшее закрепление и совершенствование речевых навыков, приобретённых на индивидуальных нейродефектологических занятиях, в рамках групповых занятий;
  2. преодоление психологического барьера в коммуникации в социуме;
  3. формирование и закрепление навыков самоконтроля за собственной речевой продукцией.
  1. формирование синхронной деятельности отделов дыхания, голосообразования, звукопроизношения;
  2. нормализация речевого дыхания и фонетической окраски звуков;
  3. восстановление мелодико-интонационной стороны речи;
  4. нормализация тонуса в мышцах речевого аппарата (снижение степени проявления спастического пареза, ригидности, атаксии в мышцах речевой моторики).

В структуру индивидуальных, групповых нейродефектологических и музыкальных занятий входят упражнения для мышц плечевого пояса и воротниковой зоны; дыхательная гимнастика; голосовые упражнения.

Отличительным моментом индивидуальных нейродефектологических занятий в достижении наших целей является возможность учитывать индивидуальные особенности больного, использовать время занятий более продуктивно, психологически подготовить пациента к общению в социуме. Очень важно, что во время индивидуального занятия специалист имеет возможность проведения логопедического массажа, способствующего нормализации мышечного тонуса воротниковой зоны и речевого аппарата, а также проведения артикуляционной гимнастики, учитывая особенности речевого нарушения.

В структуру индивидуальных, также как и групповых нейродефектологических занятий, после подготовки речевого аппарата входит упражнения, направленные на отработку звуков, слоговых сочетаний, слов, фраз, чистоговорок; усложнение синтаксической и семантической структуры предложений; диалоги, драматизация.

Положительным аспектом групповых нейродефектологических занятий является возможность формирования навыков межличностного общения в различных ситуациях и воздействия на эмоционально-волевую сферу. Например, пациенты имеют возможность проявлять свои положительные качества и контролировать негативные эмоции, бороться со страхом коммуникации.

Работа над эмоционально-волевой сферой продолжается на групповых музыкальных занятиях, где пациент в непринуждённой атмосфере закрепляет полученные на нейродефектологических занятиях навыки. На музыкальных занятиях основной упор делается на совершенствование речевого дыхания, развитие голоса, мелодико-интонационной и темпо-ритмической стороны речи.

Наполняемость нейродефектологической группы составляет 8-10 человек. Наполняемость музыкальной группы 15-20 человек.

Была проведена работа по выявлению результативности комплексного подхода. За 12 месяцев курс коррекционно-восстановительного обучения в экспериментальной группе прошли 60 пациентов с дизартрией. В первую экспериментальную группу вошли 30 пациентов, посещавших только индивидуальные нейродефектологические занятия. Во вторую экспериментальную группу вошли 30 пациентов, посещавших, помимо индивидуальных, групповые и музыкальные занятия.

В результате проведённой работы у 95% пациентов обеих экспериментальных групп улучшилось неречевое и речевое дыхание, синхронность процессов дыхания и голосообразования, снизились проявления нарушений тонуса в мышцах речевого аппарата, плавность звуко-высотных переходов, интонационная сторона, речь стала более понятной и чёткой. Однако больший процент пациентов второй группы выписался со значительным улучшением всех показателей речевой функции. Больные второй группы научились выносить приобретённые речевые навыки за пределы индивидуальных занятий со специалистом, так как значительно повысилась уверенность, раскрепощённость, исчез страх речевой коммуникации (95%), в отличие от первой группы, где этот показатель снижается до 17%.

Данные результата показывают, что эффективность коррекционно-восстановительного обучения пациентов с дизартрией значительно возрастает при проведении наряду с индивидуальными нейродефектологическими занятиями, групповых и музыкальных занятий.

Перова Маргарита Сергеевна,
Милова Е.А.,
Шмелева Е.С.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯИХ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ДЕТСКОГО ДНЕВНОГО СТАЦИОНАРА
статья по логопедии

Статья рассказывает об организации работы логопеда в психоневрологическом стационаре

Скачать:

ВложениеРазмер
statya_2.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯИХ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ДЕТСКОГО ДНЕВНОГО СТАЦИОНАРА

Составила логопеда ПНДДС Петрова И.П.

Логопед — специалист с высшим педагогическим дефектологическим образованием по специальности логопедия, владеющий методами нейропсихологического обследования больных с нарушениями речи и других высших психических функций, индивидуального и группового восстановительного обучения, теоретическими и практическими знаниями в области дефектологии, предусмотренными программой подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики и получивший сертификат по логопедии. Проводит диагностическое обследование больных с нарушениями речи и других высших психических функций. Совместно с врачом составляет индивидуальные программы медицинской и педагогической реабилитации больных с нарушениями речи и других высших психических функций (афазии, дизартрии, агнозии, апраксии, дислексии, дисграфии, заикание, задержки речевого развития и др.).

Психоневрологический дневной стационар — это структурное подразделение Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения здравоохранения «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С.С.Мнухина». Деятельность логопедов в нём регулируется:

– Приказом Минздрава РФ от 28.12.1998 N 383 “О специализированной помощи больным при нарушениях речи и других высших психических функций”

– Положением о логопеде

-Положением об организации работы ПНДДС

-Нормами работы логопедов учреждений здравоохранения Российской Федерации

Основные задачи ПНДДС

– Отделение предназначено для обеспечения медицинских, медико-педагогических и медико-психологических мероприятий, направленных на восстановительное лечение и реабилитацию больных с тяжелыми нарушениями речи и других высших психических функций.

– Показаниями к комплексному восстановительному лечению в отделении являются нарушения речи и других высших психических функций (афазии, дизартрии, агнозии, апраксии и др.), возникшие в результате перенесенных заболеваний, черепно-мозговых травм, нейроинфекций и др., сопутствующие соматические заболевания и др.

Порядок госпитализации и пребывания в отделении

-Госпитализация пациента в отделение осуществляется добровольно (по его просьбе или с согласия законного представителя несовершеннолетнего) в плановом порядке по направлению отборочной комиссии. В стационар поступают дети по направлению врачей-психиатров районных диспансеров.

– После прохождения отборочной комиссии пациенты вызываются на госпитализацию в порядке очередности с учетом медицинских показаний.

-Пребывание пациентов в отделении регламентируется установленными в отделении правилами.

– Срок пребывания пациента в стационаре определяется объемом медицинских, медико-педагогических и медико-психологических мероприятий и составляет от 45 до 90 дней.

– Показания к продлению срока лечения и повторной госпитализации определяются комиссионно – врачом совместно с логопедом и психологом.

Длительность пребывания ребенка в стационаре зависит от цели госпитализации психического состояния ребенка, степени его адаптации. Стационар оказывает диагностическую, лечебную, психокоррекционную и реабилитационную помощь детям дошкольного возраста от 4 до 7 лет, имеющим психоневрологическую патологию и тяжелое речевое нарушение, состояние которых не требует круглосуточного наблюдения и лечения.

В комплекс мер по реабилитации включаются ежедневно 2 – 3 индивидуальные и 1 групповое логопедические занятия (с учетом соматического состояния пациентов). Осуществляется динамическое наблюдение за соматическим и психическим состоянием больного, фармако-, физио-, массаж, занятия с воспитателем и др.

ПНДДС рассчитан на 60 коек. Дети разделены по возрастному принципу на 4 группы. Режим работы максимально приближен к режиму детских дошкольных учреждений, что облегчает адаптацию ребенка при поступлении и выписке в дошкольное учреждение.

Дети поступают с различными тяжелыми речевыми диагнозами – моторная алалия, сенсорная алалия, системное нарушение речи, симптоматические нарушения речи в структуре основного заболевания плюс у всех имеется психоневрологическая патология.

Заболевание откладывает серьезный отпечаток на поведение наших пациентов. Некоторые из них гиперактивны, расторможены, “летают под потолком”, могут за пару минут разобрать кабинет. Другие- вялые, заторможенные, с трудом запоминают что-либо им нужно по несколько раз объяснять, то что ребенок из массового сада усвоит с первого раза. Поэтому логопеды работают в тесном контакте с врачами психиатрами и психологом. Благодаря такому комплексному подходу мы можем всесторонне и более точно оценить состояние маленького пациента и эффективно ему помочь. Многие виды речевых нарушений связаны с задержкой созревания мозга в связи с ранним органическим поражением мозга. В этих случаях логопедическая работа оказывается эффективной только, когда она сочетается со специальным медикаментозным лечением, стимулирующим созревание центральной нервной системы. Без лечебной корректировки поведения не будет продуктивности на занятиях.

При поступлении ребенка в стационар проводится обследование по времени – 2 недели. Но бывают такие случаи, когда обследование затягивается до месяца. Например, из диспансера ребенок поступает с умственной отсталостью) САША, МАША, ГРИША-мы с психологом обследуем и выясняем, что это диагноз совсем не УО, а сенсорная алалия. И вот эти дети условно Саша Маша на данный момент учатся в речевой школе на одни 5, поступили в музыкальную школу, а Гриша в художественную.

Дети с тяжелым диагнозом – это конечно моторная алалия. Многочисленные исследования, касающиеся моторной алалии, свидетельствуют о том, что у детей сданным речевым расстройством имеются отклонения в психическом развитии. Так, у них отмечаются особенности некоторых психических функций – конкретность мышления, снижение вербальной памяти. Действительно, речь играет огромную роль в формировании психических процессов. И конечно, у детей с таким тяжелым речевым нарушением, как алалия, вторично страдает система вербального интеллекта. Поэтому очень важно провести дифференциальную диагностику алалии от сходных состояний- отличить от нарушений речи, вызванных интеллектуальной недостаточностью. От правильно поставленного диагноза зависит дальнейшая жизнь ребенка. От точного диагноза зависит и правильное определение детей в различные типы образовательных учреждений. Проводя первичное обследование, мы определяем структуру и степень выраженности речевого дефекта на фоне психического заболевания, первичность или вторичность речевой патологии. К каждому ребенку применяем индивидуальную дифференцированную форму обследования, в зависимости от характера и тяжести речевого нарушения и психического состояния, использую элементы методик: Коненковой И.Д. “Обследование речи дошкольника с ЗПР; Нищевой Н.В “Методика обследования ребенка с ОНР”. и др. Вышеперечисленные методики в чистом виде не используются, в силу тяжести психического состояния ребенка, поэтому адаптируются. Цели и задачи обследования состоят в том, чтобы выявить картину речевого нарушения у ребенка, установить глубину и степень его речевого недоразвития.

В зависимости от результатов диагностики, принимается решение о необходимости логопедических индивидуальных занятий.

Расчетные нормы нагрузки логопедов устанавливаются:

– При индивидуальной работе (включая обследование и консультацию) при тяжелых расстройствах (алалия, общее недоразвитие речи, афазии, дизартрии, дислексии, дисграфии, и др.) – 1,5 посещения в час.

При индивидуальной работе при легких нарушениях речи (дислалия и др.) – 4 посещения в час.

При проведении групповых логопедических занятий с больными с тяжелыми расстройствами речи – 6 – 8 посещений в час, с пациентами с легкими расстройствами речи – 8 – 10 посещений в 1 час.

Логопеды работают в тесном контакте с родителями.

Задача логопеда — информировать родителей о современных требованиях к развитию ребенка, объяснить истинное состояние его речевого развития, обучить их некоторым приемам логопедической работы, сделав соучастниками коррекционного процесса.

Для решения этих задач используются различные методы: беседы, индивидуальные консультации, наглядная агитация (стенды и плакаты), размноженные раздаточные памятки по тематике, предназначенной для каждого конкретного случая.

Логопед обязан вести отчетно-учетную документацию по установленным образцам

1. Амбулаторная карта больного

На каждого ребенка в ПНДДС заводится амбулаторная карта установленного образца. Логопед, проведя обследование речи ребенка делает запись, содержащую: дату приема; краткие анамнестические сведения о раннем развитии речи ребенка; краткое описание понимания обращенной речи; краткое описание собственной речи; речевой диагноз, периодические записи в процессе работы, а также по окончании работы с указанием эффективности.

2.Индивидуальные речевые карты

На каждого ребенка, принятого на систематические и консультативные занятия в ПНДДС, логопед заводит индивидуальную карту свободного образца.

3.Журнал учета логопедических занятий

В журнале, заполненном по свободной форме, содержатся: расписание занятий с указанием фамилии ребенка, дня недели и времени, в которые назначены занятия; дата проведения занятия и отметка о присутствии ребенка.

6. Ежегодный отчет о проделанной работе

Все данные свидетельствуют о том, что, хотя логопедия и является педагогической наукой, свои задачи она может успешно решать в связи с медицинскими науками и прежде всего невропатологией и детской психиатрией.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья предназначена для родителей детей дошкольного возраста. В ней раскрываются цели логопедической работы в условиях детского сада. Представлена краткая характеристика основных речевых нарушений у .

Учить детей делить слова на слоги.

Особенности работы логопеда с застенчивыми детьми.

В статье раскрываются особенности работы учителя-логопеда на логопедическом пункте дошкольного образовательного учреждения .

В процессе собрания родители получат ответ на вопросы: Компетенция логопеда, Когда стоит обращаться к логопеду, Что значит группа компенсирующей направленности.

Расстройства аутистического спектра – это общее расстройство развития, характеризующееся стойким дефицитом способности поддерживать и инициировать социальное взаимодействие и социальные связи. Н.

статья отражает некоторые особенности работы педагогических работников (воспитателей) в медицинском учреждении (психоневрологический детский дневной стационар).

Структура логопедического занятия при дизартрии

Структура логопедического занятия на этапе дифференциации звуков.

Тема: «Дифференциация звуков [. ] – [. ]»

Цель:научить различать близкие по артикуляционным признакам звуки …-… (научить различать близкие по акустическим признакам звуки …-…)

Задачи:

Образовательные: закрепление знаний о механизме образования звуков и их артикуляционных особенностях. Закрепление понятий о звуке, слоге, слове, предложении. Формирование навыков различения звуков (закрепление навыков различения звуков). Закрепление или уточнение словаря по теме.

Коррекционные: совершенствование речевой моторики, закрепление кинестетического (артикуляционного) образа звука. Развитие фонематического слуха и формирование навыков акустического различения звуков. Закрепление правильного произношения звуков в самостоятельной речи, разных речевых структурах (изолированно в слогах, словах, предложениях, тексте). Закрепление навыков звуко-слогового анализа с графической записью. Закрепление отличительных признаков звуков по артикуляционным и акустическим механизмам.

Воспитательные: коррекция личности ребёнка в целом. Воспитание положительных черт характера.

Оборудование: зеркала, предметы и сюжетные картинки, материал для графического анализа, артикуляционные профили звуков, слоговые таблицы, сравнительная схема, буквы разрезной азбуки.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика (планируются только самые основные упражнения, моделирующие главные артикуляционные движения того или другого звука).

3. Объявление темы занятия.

4. Проговаривание изолированно звуков, которые различаются (хоровое, индивидуальное, с использованием звукоподражания).

5. Анализ артикуляции звуков по плану, с выделением общих и различных моментов артикуляции.

6. Характеристика звуков.

7. Связь звуков и букв.

8. Развитие фонематического слуха.

9. Дифференциация звуков в слогах. Чтение слогов по таблицам или повторение за логопедом. Графический анализ слогов.

10. Дифференциация звуков в словах. Работа со словами-паронимами, звукослоговой и графический анализ слов.

11. Дифференциация звуков в предложении. Анализ предложения с графической записью и выделением слов, содержащих смешиваемые звуки, а затем выделение из слов данных звуков.

12. Дифференциация звуков в тексте.

13. Домашнее задание.

14. Итог занятия.

15. Оценка работы детей на занятии.

Тема: «Звук [. ]»

Цель:…(в зависимости от этапа работы над звукопроизношением)

Задачи:

Образовательные (программные, обучающие): формирование понятия о механизме образования звука и его акустических особенностях; формирование или закрепление знаний о слоге, о слове, о предложении; закрепление словаря или уточнение слов, содержащих данный звук по теме.

Коррекционные: развитие и совершенствование артикуляционной моторики. Коррекция артикуляционных нарушений: при спастичности – расслабление мышц артикуляционного аппарата, выработка контроля над положением рта, развитие артикуляционных движений, развитие голоса. Коррекция речевого дыхания. Развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса. Тренировка мышц языка. Развитие и коррекция голоса. Коррекция речевого дыхания. Коррекция звукопроизношения. Развитие и уточнение пассивного словаря.

Воспитательные: воспитывать потребность в речевом общении, навыки самоконтроля.

Оборудование: зеркала, шпатель, зонды, спирт, вата, предметные и сюжетные картинки, слоговые дорожки и таблицы, может быть, «игрушки». Артикуляционный профиль, различные схемы, в которых звук отражается без нарушений.

Ход занятия:

1. Организационный момент с психотерапией.

2. Общее расслабление.

3. Развитие мелкой моторики.

5. Развитие мимических мышц.

6. Развитие артикуляционной моторики.

7. Работа над развитием дыхания и голоса.

8. Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация).

9. Формирование лексико-грамматической стороны речи.

10. Домашнее задание.

11. Итог занятия.

12. Оценка работы детей на занятии.

Дата добавления: 2014-01-13 ; Просмотров: 3949 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Комплексный подход при дизартрии

  • 2020-2021 учебный год (3)
  • 2019-2020 учебный год (7)
  • 2018-2019 учебный год (15)
  • 2017-2018 учебный год (17)
  • 2016-2017 учебный год (8)
  • 2015-2016 учебный год (3)

Комплексный подход при дизартрии

Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяет необходимость коррекции нарушений речи при дизартрии у детей в сочетании со стимуляцией развития всех ее сторон, сенсорных и психических функций, осуществляя тем самым формирование речи как целостной психической деятельности.

Дизартрия – это нарушение звукопроизношения и просодики, обусловленные недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Из-за недостаточной иннервации мышц артикуляционного, голосового, дыхательного аппарата нарушается не только звукопроизношение, но и голос и речевое дыхание. При дизартрии нарушается двигательный механизм речи за счёт органического поражения центральной нервной системы. Структуру речевого дефекта составляет нарушение всей произносительной стороны речи.

Комплексный подход при устранении дизартрии включает в себя три блока.

Первый блок – медицинский, который определяет врач – невролог. Кроме медикаментозных средств, назначается ЛФК, массаж, рефлексотерапия, физиотерапия и другие.

Второй блок – психолого-педагогический. Основными направлениями этого воздействия будут: развитие сенсорных функций. Развивая слуховое восприятие, формируя слуховой гнозис, тем самым подготавливается база для формирования фонематического слуха. Развивая зрительное восприятие, дифференцировки и зрительный гнозис, тем самым предупреждаем графические ошибки на письме. Реализуя это направление развивают и стереогноз. Кроме развития сенсорных функций психолого – педагогический блок включает упражнения по развитию и коррекции пространственных представлений, конструктивного праксиса, графических навыков, памяти, мышления.

Третий блок – логопедическая работа, которая проводится преимущественно в индивидуальном плане. Учитывая структуру дефекта при дизартрии, логопедическую работу рекомендуется планировать по следующим этапам:

Первый этап работы – подготовительный, содержит следующие направления:

1) Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры. Проводится логопедический массаж.
2) Нормализация моторики артикуляционного аппарата. С этой целью проводим дифференцированные приёмы артикуляционной гимнастики. Пассивные упражнения, выполняемые самим логопедом, направлены на вызывание кинестезий. Активная артикуляционная гимнастика, постепенно усложняется, и добавляются функциональные нагрузки. Такого плана артикуляционная гимнастика направлена на закрепление кинестезий и на улучшение качеств артикуляционных движений.
3) Нормализация голоса. С этой целью проводятся голосовые упражнения, которые направлены на вызывание более сильного голоса и на модуляции голоса по высоте и силе.
4) Нормализация речевого дыхания. С этой целью логопед проводит кратковременные упражнения по выработке более длительного, плавного, экономного выдоха.
5) Нормализация просодики. Это направление на первом этапе является менее всего разработанным. В специальной литературе встречаются описания просодической стороны речи у детей с дизартрией: это такие нарушения, как тихий и немодулированный голос, нарушения темпа речи и тембра голоса, бедные интонации, плохая разборчивость речи, отсутствие пауз и логических ударений и др. симптомы просодики.
6) Нормализация мелкой моторики рук. С этой целью проводится пальцевая гимнастика, направленная на выработку тонких, дифференцированных движений в пальцах обеих рук.

Все упражнения первого этапа постепенно усложняются.

Вторым этапом логопедической работы при дизартрии является выработка новых произносительных умений и навыков. Направления второго этапа логопедической работы проводятся на фоне продолжающихся упражнений, перечисленных в первом этапе, но более сложных. Направлениями второго этапа являются:

1)Выработка основных артикуляционных укладов, (дорсального, какуминального, альвеолярного, нёбного). Каждая из этих позиций определяет соответственно артикуляции свистящих, шипящих, сонорных и нёбных звуков. Овладев в первом этапе рядом артикуляционных движений, на втором этапе переходим к серии последовательных движений, выполняемых чётко, утрированно, с опорой на зрительный, слуховой, кинестетический контроль.
2)Определение последовательности работы по коррекции звукопроизношения. При дизартрии у детей, в зависимости от наличия патологической симптоматики в артикуляционной области, от степени её выраженности, индивидуально определяют последовательность работы над звуками. В ряде случаев придерживаются традиционного порядка, рекомендующего постановку с нарушенных свистящих звуков.
Рекомендуется, работая по коррекции звукопроизношения при дизартрии, уточнять или вызывать ту группу звуков, артикуляционный уклад которых «созрел» прежде всего. И это могут быть даже более трудные звуки, например: альвеолярной позиции – р , р, а свистящие корригировать будут позже, после «созревания» дорсальной позиции (являющейся для детей одной из сложных).
3) Развитие фонематического слуха. Работа проводится по классической схеме. Под фонематическим слухом подразумевается способность ребёнка выделять и различать фонемы родного языка.
4) Вызывание конкретного звука. Эта работа при дизартрии проводится так – же, как и при любом другом нарушении, в том числе и при дислалии. Это значит, что логопед использует классические приёмы постановки звуков (по подражанию, механическим, смешанным способами).
5) Автоматизация звука, является самым сложным направлением работы на втором этапе. Часто в практике логопеды сталкиваются с тем, что изолированно дети произносят все звуки правильно, а в речевом потоке звуки теряют свои дифференцированные признаки, произносятся искажённо.
6) Дифференциация поставленного звука в произношении с оппозиционными фонемами. Последовательность предъявляемого лексического материала аналогична последовательности при автоматизации данного звука. Только предлагается, например: 2 слога (са – ша, ас – аш, ста – шта, тса – тша, и т.п.). Затем пары слов, разных по слоговой структуре и т.д.

Третий этап логопедической работы посвящается выработке коммуникативных умений и навыков.
1)Одним из наиболее сложных направлений работы, является формирование у ребёнка навыков самоконтроля. Нередко логопеды сталкиваются с ситуацией, когда ребёнок в условиях кабинета, в контакте с логопедом демонстрирует в речи приобретённые навыки. Но при смене обстановки, в присутствии других лиц навык, казавшийся прочным, исчезает, ребёнок возвращается к прежнему стереотипному произношению. Для выработки коммуникативных навыков необходима активная позиция ребёнка, его мотивация к улучшению речи. В данном направлении логопедической работы логопед должен выступить в роли психолога и в индивидуальном порядке, определить пути выработки у ребёнка навыка самоконтроля.
2)Более традиционным направлением на этом этапе является введение звука в речь в учебной ситуации (заучивание стихов, составление предложений, рассказы, пересказы и т. п.).
3)Специфическим направлением этапа является включение в лексический материал просодических средств: различных интонаций , модуляций голоса по высоте и силе, изменения темпа речи и тембра голоса, определения логического ударения, соблюдения пауз, и др.

Четвёртый этап логопедической работы носит название – предупреждение или преодоление вторичных нарушений при дизартрии. Имея в виду профилактику вторичных нарушений, следует обеспечить раннюю диагностику дизартрии, а также организовать раннюю коррекционную работу. Выработаны технологии коррекционной работы с детьми группы риска по дизартрии в разные возрастные периоды. Однако реализация профилактической работы проводится с детьми, имеющими тяжёлую органическую патологию в условиях стационара. Большинство же детей группы риска по дизартрии (лёгкой степени), имеющих в анамнезе в первый год жизни диагноз невропатолога ПЭП (перинатальная энцефалопатия), лишены возможности получать адекватную коррекционную пропедевтическую помощь, так как им не показано лечение в стационаре. К концу первого года жизни диагноз ПЭП невропатолог снимает. И только при диспансерном обследовании логопед поликлиники, при тщательном обследовании видит симптомы МДР (минимальных дизартрических расстройств). Эти симптомы влекут за собой вторичные нарушения в формировании языковых средств (лексики, грамматики). Следствием недостаточной профилактики вторичных нарушений, является большое число детей с дизартрией, осложнённой либо ОНР, либо ФФН.

Пятый этап логопедической работы – подготовка ребёнка с дизартрией к обучению в школе. Основными направлениями логопедической работы являются: формирование графомоторных навыков, психологической готовности к обучению, профилактика дисграфических ошибок.

Методичка для логопедов. Часть 3. Формы дизартрии у взрослых

Составитель:
член ассоциации нейрореабилитологов России

логопед – афазиолог первой категории
отделения восстановительной медицины –
ранней нейрореабилитации
Республиканской Клинической Больницы имени Г.Г. Куватова г.Уфы
Фаткуллина Л.К.

Часть 3. Дизартрии. Клинические формы дизартрии у взрослых.

Дизартрии представляют собой сложные нарушения речи, включающие расстройства звукопроизношения и просодики. Степень нарушений устной речи при дизартрии может быть самой различной: от еле уловимых слухом особенностей звукопроизношения, до полной невозможности экспрессивной речи. Знание клинической картины данных нарушений позволяет своевременно определить комплекс мероприятий логопедической помощи.

Логопед — афазиолог должен знать:

  • современную классификацию, клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения нарушений речи, протекающих в типичной форме у различных возрастных групп и при различных нозологиях;
  • методы диагностики и диагностические возможности методов непосредственного нейропсихологического исследования больного;
  • клинику нарушений речи при основных видах дизартрий;
  • особенности проведения нейропсихологического обследования у пациентов, перенесших инсульт, черепно-мозговую травму или нейрохирургическое вмешательство;
  • основы мультидисциплинарной нейрореабилитации;
  • особенности клинически проявлений различных видов дизартрий;
  • провести дифференциальную диагностику дизартрии;
  • показания, противопоказания для различных видов коррекции при дизартриях;
  • основы организации мультидисциплинарной реабилитации больных в современных условиях.

Логопед — афазиолог должен уметь:

  • поставить предварительное логопедическое заключение – синтезировать информацию о пациенте с целью определения нарушенного нейропсихологического фактора, нейропсихологического синдрома, установления заключения;
  • заполнить заключение обследования, записать план по восстановительному обучению при дизартриях;
  • определить путь введения, оценить эффективность и безопасность проводимого восстановления;
  • наметить объем дополнительных обследований в соответствии с прогнозом развития болезни, для уточнения диагноза и получения достоверного результата;
  • составлять программы диагностического обследования, использовать основные исследовательские методы (нейропсихологическое обследование) с целью анализа специфики нарушений речевой деятельности;
  • собрать анамнез заболевания, приведшего к нарушению речи;
  • иметь представление о нейровизуализационных методах обследования с целью уточнения диагноза основного заболевания;
  • установить заключение при дизартрии;
  • применять выше перечисленные знания для решения научных и практических задач;
  • определить алгоритм речевой реабилитации пациента неврологического профиля.

Логопед — афазиолог должен владеть:

  • основными подходами к анализу методологических проблем восстановления речи в современной афазиологии, приемами выбора и адаптации методов и методик исследования и восстановления;
  • навыками планирования восстановительного обучения;
  • правильным ведением протокола обследования;
  • методами нейропсихологического обследования;
  • интерпретацией результатов обследования;
  • алгоритмом постановки логопедического заключения;
  • понятийным аппаратом, приемами и методами восстановительного обучения;
  • определения первичных и вторичных нарушений для решения задач профилактики и коррекции;
  • методами исследования, диагностики, профилактики и коррекции различных форм нарушений речи;
  • современной отечественной классификацией дизартрий;
  • методами коррекции различных форм нарушений ВПФ, используя стратегии поведенческих тренингов, использование БОС.

Основные клинические формы дизартрии у взрослых

Бульбарная форма дизартрии связана с очаговым поражением ядер черепно-мозговых нервов (изолировано одна или несколько пар), главным образом в продолговатом мозге.
Псевдобульбарная форма дизартрии является результатом двустороннего очагового поражения центральных кортико-нуклеарных нейронов (пирамидный путь).
Мозжечковая форма дизартрии — результат поражения ядер и проводящих двигательных путей мозжечка.
Подкорковая форма дизартрии наблюдается при поражении базальных ядер. Под базальными ядрами понимают функциональное объединение хвостатого ядра, бледного ядра.
Корковая форма дизартрии представляет собой поражения вторичных двигательных зон доминантного полушария (нижней премоторной или нижней постцентральной зон коры больших полушарий).

Бульбарная форма дизартрии

Бульбарная форма дизартрии обусловлена вялым параличом, связанным с поражением вещества продолговатого мозга и ядер черепно-мозговых нервов. Здесь же проходят проводящие пути (нисходящие и восходящие), которые связывают продолговатый мозг со спинным мозгом, верхним отделом ствола мозга, стриопаллидарной системой, корой больших полушарий, ретикулярной формацией, лимбической системой.

В отличие от других форм дизартрии, при бульбарной дизартрии могут быть поражены изолированные мышечные группы, что обусловлено нарушением функции конкретных черепно-мозговых или спинно-мозговых нервов (с двух сторон), а также их комбинацией.

Симптомокомплекс двигательных расстройств в виде вялого паралича обусловлен очаговым поражением ядер, корешков или периферических стволов IX (языкоглоточный), X (блуждающий) и XII (подъязычный) черепно-мозговых нервов. Двигательные волокна этих нервов иннервируют мышцы глотки, гортани надгортанника, язычка мягкого неба, языка.

Параличи мышц глотки приводят к затрудненному глотанию, поэтому при глотании больные поперхиваются. Паралич мышц надгортанника приводит к попаданию жидкой пищи в гортань и трахею.

Паралич мышц гортани приводит к провисанию голосовых складок, что вызывает афонию или гипофонию — голос становится беззвучным.

Из-за провисания мягкого неба голос может приобретать назализованный оттенок.

Наряду с нарушением артикуляции и голоса страдают такие важные безусловно-рефлекторные функции, как жевание и глотание (дисфагия или афагия).

Небный и глоточный рефлексы исчезают.

При бульбарном параличе мышцы артикуляторного, голосового и дыхательного отделов периферического аппарата имеют низкий тонус и характеризуются гипотонией, вплоть до атонии, нарушением кровоснабжения. Особенно резко ухудшен отток крови, так как вены атоничны, расширены. Мышцы уменьшаются в объеме, становятся резко ослабленными, гипотоническими или полностью атоническими, и не реагируют рефлекторно на раздражения (арефлексия).

Фаскуляции представляют собой видимые глазом аритмичные, изолированные подергивания в волокнах мышцы, находящейся в состоянии покоя.

Фибрилляции — спонтанные сокращения отдельных мышечных волокон, которые внешне не видны.

При обследовании ротовой полости обнаруживается, что в тех случаях, когда парализована мышца языка, язык истончен, иногда отмечается синюшность, нередко исчерчен участками более бледного цвета (атрофия), в случаях выраженных атрофии видны фасцикуляции. Он лежит плашмя на дне ротовой полости, не участвует в захватывании и продвигании пищевого комка. Больной не в состоянии осуществить произвольные движения: высунуть язык вперед, в бок, вниз и вверх.

При вялом параличе мягкого нёба отмечается его бледность, оно свисает в ротовую полость, нередко касаясь маленьким язычком корня языка.

Губы синюшны, истончены, не могут раздвинуться в улыбке, сделать «трубочку» и плотно смыкаться. Лицо бледное, аммимичное.

У взрослых с бульбарной дизартрией полностью сохраняется понимание речи окружающих, чтение про себя и письменная речь.

У всех больных с бульбарной дизартрией нарушается речевая артикуляция, а значит, страдает фонетическое оформление речи, в то же время грамматический строй и возможности использования словаря в полном объеме не меняются.

Речь таких больных звучит как невнятная, смазанная, неразборчивая, является трудной для восприятия слушателями.

Основные понятия:

  • Бульбарная дизартрия характеризуется снижением тонуса мышц речевого аппарата в связи с органическим поражением моторных нейронов в продолговатом отделе мозга.
  • Нарушения моторной реализации фонологической системы речи, замещение ее набором звуков нередко чуждых русской звуковой системе и объединяемых по принципу их анатомо-физиологической доступности. Динамика и варианты зависят от распределения и степени пареза мышц периферического речевого аппарата.
  • У лиц со сформировавшейся до заболевания устной речью нарушается моторная реализация звуковой системы русского языка по следующим закономерностям:
  • парез мышц голосовых складок, резко снижающий амплитуду их колебаний и возможность достаточного накопления подскладочного давления воздуха, влечет за собой оглушение согласных и гласных звуков со стиранием в произношении фонологических противопоставлений по признакам звонкий-глухой, шумный-сонант, гласный-согласный;
  • парез мышц мягкого неба, вызывающего пассивное провисание небной занавески в ротовую полость, приводит к исчезновению моторной противоположности звуков по принципу ротоносовой (назализация);
  • парез мышц губ и языка (преимущественно в том или другом отделе) вызывает замену взрывных звуков и аффрикат соответствующими щелевыми, упрощение характера щели, замену звуков р, л на щелевые;
  • парез мышц языка, губ и нижней челюсти имеет следствием стирание различий в фонологических противопоставлений гласных звуков по признакам высоты, ряда и углубленности.

Псевдобульбарная форма дизартрии

Псевдобульбарная форма дизартрии обусловлена спастическим параличом мышц периферического артикуляционного аппарата. Центральный паралич характеризуется высоким тонусом мышц, расширенной зоной безусловных рефлексов. Движения замедлены, объем движений сокращен.

Неречевая симптоматика при псевдобульбарной дизартрии.

При псевдобульбарной дизартрии может нарушаться функция глотания. С этим явлением связано попадание пищи в полость носа и в силу снижения частоты глотательных движений и отсутствия произвольного контроля за наполнением ротовой полости слюной.

Слюнотечение может наблюдаться как в процессе речи, так и при письме, а также в покое и особенно при волнении. Чем более выражена спастичность мышц, тем более затруднены и замедлены глотательные движения.

У человека со спастическим параличом мимика обеднена, нередко отражает выражение застывших мимических движений: улыбки или, напротив, недовольного выражения лица.

У таких больных наблюдаются непроизвольные смех, в более тяжелых случаях они приобретают характер стереотипа, их трудно остановить.

Все движения замедлены, имеют малый объем, в связи с чем и темп речи замедлен. В силу того, что фазы дыхательных циклов укорочены, укорочен и речевой выдох, поэтому наблюдаются «обрыв» фразы, обрыв «тона».

Так как центральный двигательный путь представляет собой проводящий путь от нейрона коры к нейрону продолговатого или спинного мозга, т.е. нейрону, через который реализуется движение, то становится понятным почему у взрослых с псевдобульбарной дизартрией нарушается контроль за движением.

Основные понятия:

  1. Псевдобульбарная дизартрия представляет собой один из симптомов центрального, т.е. спастического паралича и выражается в расстройстве речевых движении.
  2. Избирательно нарушаются произвольные движения при сохранности непроизвольных (рефлекторных), в том числе сложных эмоционально-выраженных, двигательных реакций.
  3. В любой языковой системе и при любой степени выраженности спастического паралича, прежде всего, нарушаются сложно артикулируемые звуки. При тяжелой степени паралича все согласные звуки конвергируют к щелевым, причем сложная форма щели заменяется упрощенной, т.е. плоской. Согласные звуки акустически отодвинуты назад, глухие могут быть озвончены, а звонкие оглушены. Гласные звуки акустически сдвинуты назад.
  4. Все звуки, в том числе и гласные, имеют назализованный оттенок (открытая назализованность). Голос сиплый, напряженный, быстро истощаемый, не модулирован.
  5. Речь в целом смазанная, невнятная. Темп замедлен. Фразы короткие. Просодическая характеристика речи резко обеднена. Речь монотонна, характеризуется отсутствием выразительных интонации.

Мозжечковая форма дизартрии

Возникает при поражении мозжечка или его путей и при кровоизлияниях в мозжечок или при его опухолях.
Основные понятия:

  1. При поражении мозжечка и его путей отмечаются снижения тонуса мышц, дисметрия движении.
  2. Своеобразная просодическая характеристика: непостоянство силы голоса, его затухание, паузирование, скандированность речи.
  3. Распад ударных слогов и согласных в конце слова обусловливает невнятность речевого потока.
  4. Дыхательная атаксия представлена тремором дыхательных мышц, приводящим к толчкообразному характеру дыхания, «дрожанию» голоса.
  5. Напряженная поза в процессе речевого высказывания сопровождается вазомоторными реакциями (краснеет либо бледнеет).

Подкорковая или «экстрапирамидная» дизартрия
Эта форма также, как и псевдобульбарная, относится к числу наиболее частых. Она обусловлена очаговым поражением таких ядер как хвостатое, чечевичное (скорлупа и бледный шар), таламус, субталамические, красная, черная субстанции, а также их связей с другими структурами мозга.
Основные понятия:

  1. Экстрапирамидная форма дизартрии связана с поражением подкорковых образований мозга.
  2. Гиперкинезы и меняющийся характер тонуса мышц речевого аппарата грубо искажают речь.
  3. Отсутствуют стабильность и однотипность артикуляторных (а значит фонетических) нарушений.
  4. Имеются рассогласования во времени сокращения дыхательной, голосовой и артикуляционной мускулатуры в процессе устной речи.
  5. Нарушение голосообразования проявляется в трудностях произвольного подключения голоса и быстром его истощении в процессе речи.
  6. Нарушается плавность речи и ее интонационно-мелодическая структура.

Корковая дизартрия

Моторные расстройства речи коркового уровня у взрослых лиц описаны Е.Н. Винарской (1971, 2005), Е.Н. Винарской и A.M. Пулатовым (1989). Следует отметить, что афазиологи причисляют корковую дизартрию к легким степеням нарушения речи при моторных афазиях (афферентной и эфферентной).

Апраксии — это уровневое нарушение психофизиологических механизмов движения, при котором исполнительные механизмы сохранены. При этом наблюдается нарушение таких произвольных действий, как оскаливание, вытягивание губ, надувание щек и пр. В то же время эти же движения могут осуществляться непроизвольно.

Различают эфферентную (премоторная) и афферентную (постцентральная) формы корковой дизартрии.

Эфферентная форма корковой дизартрии возникает при поражении области передней центральной извилины, где представлена иннервация артикуляционной мускулатуры. Отмечается изолированное нарушение артикуляторных движений. При этом не нарушается содержательная сторона речи, что кардинально отличает корковую дизартрию от афазии. Важно отметить, что артикуляторная корковая дизартрия касается только специфических речевых движений, в то время как другие произвольные и непроизвольные движения языка и губ остаются в сохранности. В силу анатомической близости зон иннервации мышц языка и кистей рук, при корковой дизартрии может быть повышен тонус мышц рук.

Афферентная форма корковой дизартрии возникает при поражении постцентральных областей коры больших полушарий. У взрослых гемипаретическая дизартрия бывает, главным образом, при опухолях мозга. Такая дизартрия у взрослых может быть практически компенсирована после удаления опухоли.

Выделяют три варианта афферентной дизартрии.

При первом варианте наблюдается спастический парез речевой мускулатуры. Страдают наиболее тонкие и сложные движения языка, в первую очередь это движения кончика языка и произношение «ш», «ж», «р ». При более тяжелых формах нарушаются апикальные согласные — кончик языка «с», «з», «л».

Второй вариант. Нарушение звукопроизношения непостоянно, что связано с невозможностью запоминания и удержания в моторной памяти артикуляторной позы, связанной с образами правильного звучания звука.

Движения по требованию выполняются только при зрительном контроле. При отсутствии зрительного контроля пациенты пытаются осуществить движение с помощью рук (ощупывают язык, распластывают). Такие нарушения сопровождаются длительным поиском необходимого артикуляторного уклада, что замедляет темп речи и нарушает ее плавность. Это нередко сочетается с недостаточностью мимики и лицевого гнозиса: эти пациенты неточно определяют участок точечного прикосновения к лицу и, особенно, в области артикуляционного аппарата.

При третьем варианте наблюдаются сочетание симптомов первого и второго вариантов динамической кинестетической артикуляционной апраксии. Аффрикаты распадаются на свои составные части; щелевые звуки заменяются смычными, пропуски звуков в стечениях согласных.

Основные понятия:

  1. При нарушении корковых моторных отделов мозга отмечается общая замедленность речи.
  2. Нарушение плавности речи, обилие пауз внутри слова, особенно при стечении согласных.
  3. Избирательное оглушение звонких смычных согласных.
  4. Вставляются дополнительные звуки в слово.
  5. Громкий голос при разговоре.

Логопедический праздник «Говорун-шоу»

Аннотация: Логопедический праздник для детей и родителей поможет показать необходимость для ребенка иметь чувственный опыт речевых игр для успешного овладения чистой речью, заинтересовать родителей играми, направленными на развитие связной речи, играми с буквами, направленными на профилактику дисграфии, играми на развитие фонематического слуха. Праздник создаст положительный эмоциональный фон. Конкурсы для логопедического праздника помогут сформировать у детей и их родителей интерес к языку и его законам.

Задачи:

  • Показать родителям необходимость для ребенка иметь чувственный опыт речевых игр для успешного овладения чистой речью.
  • Заинтересовать родителей играми, направленными на развитие связной речи, играми с буквами направленными на профилактику дисграфии, играми на развитие фонематического слуха.
  • Помочь сформировать у детей и их родителей интерес к «языку и его законам.
  • Создать положительный эмоциональный фон.

Ход логопедического праздника

Добрый день, дорогие друзья! Мы рады вас приветствовать на нашем празднике«Говорун-шоу».

Ребята, вы, наверное, слышали поговорку «Язык мой — враг мой!». В каких случаях так говорят? (Ответы детей.) Уважаемые родители, помогите объяснить это крылатое выражение.

Но есть и вторая часть этой поговорки: «Язык мой — друг мой». Вот и сегодня участникам предстоит постараться, чтобы язык каждого был не врагом, а другом своему хозяину.

Поприветствуем наши команды.

Представления команд и капитанов:

  1. Первая команда «Веселые и находчивые».
  2. Вторая команда «Быстрые, разговорчивые»

Ах, жюри — команда судей
Вы судите справедливо,
Непредвзято и красиво!

Конкурсы для логопедического праздника

Конкурс № 1 «Импровизация на заданную тему».

В течение одной минуты каждый участник, сочиняя на ходу, рассказывает историю на одну из предложенных тем:
(дети начинают, взрослые, если понадобится помощь, продолжают).

«Если б я был Карлсоном…»
«Если б я был Винни-Пухом…»
«Если б я была Пеппи Длинный чулок…»
«Если б я была бабой Ягой…»

Игра со зрителями.

Ведущий: Итак, пока жюри подводит итоги конкурса, мы поиграем со зрителями.

Она и бантик носит,
Она и травы косит. (Коса.)

На меня она похожа —
Будто я шагаю лежа,
Не могу ее поднять,
Не могу и обогнать. (Тень.)

Он может жажду утолить
И двери дома отворить. (Ключ.)

Только что из магазина,
А дырявый, как корзина. (Дуршлаг.)

Он родился без рубашки,
Оттого на нем мурашки. (Огурец.)

Конкурс 2. «Бой скороговорок».

  • Чья команда знает больше скороговорок.
  • Произнеси скороговорку с орешками за щекой, а мы попробуем отгадать, что же эта была за скороговорка.

«На возу лоза, у воза коза».

«Ужин нужен и жуку и ужу».

Танцевальная пауза: «У жирафа пятна, пятна».

Конкурс № 3. «Озвучка»

Игрокам нужно озвучить предложенный беззвучный фрагмент мультфильма, придумав свои реплики, согласно сюжету. Оценивается оригинальность и находчивость. Например: фрагмент, где Винни-Пух и Пятачок стучатся в нору Кролика, можно озвучить репликами: «Ученики опаздывают в школу» и др. Фрагмент «Винни-Пух за столом» — репликами на тему, как вести себя за столом.

Конкурс № 4. «Золушки».

Задание: «Чья команда быстрее переберет крупу».

Конкурс № 5. «Шифровальщики».

Задание: «Расставь буквы и скажи, какое слово получится».

7 5 3 6 8 4 9 1 2
А О С Н В М Т К О
(космонавт)

1 4 6 8 5 2 7 3 9
Б И Ь И Л У Н Д К
(будильник)

1 2 3 4 5
К Ш А Л О
(Школа)

1 2 3 4
Г Ы И Р
(Игры)

«Расшифруй слова».

Родители и дети загадывают и показывают слово команде соперников, используя руки, ноги, пальцы, туловище. Команда должна понять, что это за слово.

Игра со зрителями.

Ведущий: Пока участники расшифровывают слова, продолжается игра со зрителями.

  • Любимая героиня народных сказок, воплощение хитрости и лукавства. Кто это?
  • Лису часто называют Патрикеевной. Почему у нее такое странное отчество?
  • Это личность не менее популярная в сказках нашего детства, чем рыжая хитроумная лиса. Там он дурачок — простачок и вечный неудачник. В сказках, но не в действительности.
  • Откуда пошло название ВОЛК?
  • Один из героев народных сказок, которому нет равных по силе и мощи. (Медведь).
  • Почему этот зверь получил такое название? Мед-ед.-2 корня.
  • Герой народных сказок, который любит все переносить на своей спине.
  • Что означает слово еж? (колючий пожиратель змей)

Конкурс № 6: «Кто больше придумает слов»?

Задание 1. Команде за минуту придумать как можно больше слов с заданным звуком.

  • Придумывание слов со звуком «Р».
  • Со звуком «Л».

Конкурс № 7. «Наши руки не для скуки».

Украшаем, наряжаем буквы, изготавливаем их из подручного материала.

Общий итог.

Добавочные конкурсы для логопедического праздника (по необходимости).

Конкурс «Не лезут за словом в карман».

За одну минуту нужно придумать и рассказать историю, где есть следующие слова:

– Хомяк, нора, газета.
– Черепашки, море, камни.
– Лето, речка, лагерь.
– Лес, мухомор, еж.

Сафонова Татьяна Дмитриевна,
учитель-логопед,
МБДОУ «ЦРР – детский сад №20 «Сказка»,
г. Ханты-Мансийск

«Говорилки»

Логопедический праздник в средней группе.

Автор: Ларионова Ирина Фёдоровна, учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Новожизненский детский сад «Берёзка», Волгоградская область, Городищенский район, п. с/х Опытная станция.

Цели праздника «Говорилки»:

  1. Развивать артикуляционную моторику, дикцию, фантазию детей.
  2. Воспитывать уверенность в себе, умение держаться перед аудиторией.
  3. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Ход праздника:
Ведущая: Здравствуйте, Котятки!
Дети: Мяу, мяу, мяу! (моют лапки)
Ведущая: Здравствуйте, Утятки!
Дети: Кря, кря, кря! (показывают «клювик»)
Ведущая: Здравствуйте, Гусята!
Дети: Га, га, га! («хлопают крылышками»)
Ведущая: Здравствуйте, Лягушки !
Дети: Ква, ква, ква! (руки согнуты в локтях, ладони раскрыты вперёд, качают руками вправо-влево)
Ведущая: Здравствуйте, Коровки!
Дети: Му, му, му! («выставляют рожки»)
Ведущая: Здравствуйте, Барашки !
Дети: Бе, бе, бе!(приставляют к головам кулачки и вращают ими)
Ведущая: Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Здравствуйте уважаемые гости ! Сегодня мы приглашаем вас , принять участие в весёлом празднике «Говорилки». Нас ждут интересные задания, трудные испытания, шутки и веселье, хорошее настроение.
Появляется Мышка.
Мышка: Пи-пи-пи! И я хосю усяствовать в васем плазднике! Я дазе стисок выусила:
Я люблю свою лосадку,
Присесу ей соску гладко,

Глебеском плиглазу хвостик

И велхом поеду в гости! Здолово! Да?

Ведущая: Ой, что-то я ничего не пойму! Ты кто такая?
Мышка: Да это зе я ! Мыска! Мне сказали, сто у вас тут плазник, стихи нузно читать, а за это подалоськи дадут! Вот я и плисла!
Ведущая: Что – то, Мышка, мы тебя с трудом понимаем. Ты же не выговариваешь половину звуков, говоришь быстро, неразборчиво. Тебе сначала было бы неплохо поработать над своей речью.
Мышка: Как это полаботать над лечью? Сто я долзна делать?
Ведущая: Ребята, подскажите Мышке, что ей нужно делать, чтобы научиться правильно произносить звуки?
Дети: Делать гимнастику для пальчиков, язычка.
Мышка: Где зе я этому научусь ? Сто зе мне делать?
Ведущая: Не печалься! Мы с ребятишками тебе поможем.
Мышка: Ой, как здолово! Сто нузно делать?
Ведущая: А начнём мы с того, что разомнём свои пальчики.
«Пальцы – дружная семья»
Пальцы дружная семья,
Друг без друга им нельзя.
(Сжимают пальцы каждой руки в кулачки и разжимают их.)
Вот большой!
А это – средний.
Безымянный и последний –
Наш мизинец, малышок!
У-У-У! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили,
(Поочерёдно поднимают пальцы обеих рук кверху.)
Будем их соединять
И движенья выполнять…
(Каждый палец руки присоединяют поочередно к большому.)

Мы рога козы покажем

( Выдвигают указательный палец и мизинец вперёд, загибают остальные пальцы; затем рога поднимают к голове.)

И рога оленя даже…

(Широко раздвигают пальцы обеих рук, скрестив руки, поднимают ветвистые рога к голове.)
Мы про зайку не забудем –
Ушками водить мы будем.
(Выдвигают вперёд указательные и средние пальцы обеих рук, поднимают к голове. Двигают пальцы, наклоняют их вперёд, а потом сжимают пальцы в кулачки и разжимают.)
Чтобы чётко говорить,

Надо с пальцами дружить!

(Каждый палец руки поочерёдно присоединяем к большому.)
Мышка: Ой, как всё интелесно! Я чувствую, как мои пальчики лазмялись и лвуться в бой!
Ведущая: Вот и вся гимнастика. Повторяйте её почаще и скоро убедишься, что она поможет тебе красиво говорить. А сейчас следующие задание «Золушка»: Ребята тебе помогут!
(Мышка и дети получают тарелочку, в которой насыпан вперемешку рис и горох. Необходимо перебрать и сложить в стаканчики по отдельности)
Мышка: У меня всё получилось!!
Ведущая: А теперь пора размять язычок. Слушайте внимательно сказку и выполняйте упражнения.
Открываем ротик – дом.
Кто хозяин в доме том?
В нём хозяин – Язычок
На губу лопаткой лёг.
(«Лопаточка»)
Язычок гулять выходит,
Домик он кругом обходит.
(«Ёжик»)
Кто же тут, а кто же там?
Он глядит по сторонам.
(«Часики»)
Видит: гудки очень гибки,
Ловко тянутся в улыбке.
А теперь наоборот:
Губки тянутся вперёд.
(« Слоник – лягушка»)
Язычок стал маляром,
Аккуратно красит дом.
( « Маляр»)
На качелях оказался,
Вверх взлетал и вниз
Спускался.
( «Качели»)
Догадаться кто бы мог?
Язычок наш, как грибок.
(«Гриб»)
Язычок гармошкой стал,
Поиграл и не устал.
(«Гармошка»)
Надоели превращенья:
Лижет язычок варенье.
(«Вкусное варенье»)
Любит он покушать сладко.
После скачет, как лошадка.
(« Лошадка»)
Мышка: Как же можно запомнить все эти упражнения?
Ведущая :Нужно повторять эти упражнения каждый день и тогда быстро их запомнишь. А сейчас проверим как наши ребятки знают упражнения. Я буду показывать карточку, а вы упражнения.
(Показ карточек детям )
Мышка: Ой, кажется кошка идёт!
Ведущая: Не бойся! Нет никакой кошки. Это наши детки поиграть захотели.
Игра « Кошка и мышки»
Дети сидят на корточках, каждый за своим стульчиком. Дети – «мышки», один ребёнок из них – «кот».
Ведущая:
Мышки в норочках сидят.
Мышки в щелочки глядят.
(дети выглядывают сквозь перекладины стульев.)
Ой, как много мышек тут,
Коготками пол скребут.
(«Скребут» над полом, т.е. свободно сжимают и разжимают пальцы.)
Тихо, мышки, серый кот!
Он вас всех подстережет!
(Сидят тихо)

« Кот» прохаживается по кругу, посматривает на « мышек», мяукает, фырчит, точит когти. Не найдя «мышек», « кот» садится на стул в центре комнаты.
Котик мышек не нашёл
И поспать к себе пошёл.
Только котик засыпает,
Все мышата выбегают!

«Мышки» бегают вокруг спящего « кота» под музыку « Полька» К. Лоншан-Друшкевичовой. На музыкальный сигнал « Кот проснулся» « мышки» убегают в свои норки ( за стульчики.)
Мышка: Очень мне понравилось на вашем празднике.
Ведущая: Ребята вы ни чего не замети ли, А наша мышка стала хорошо говорить.
Мышка: Ура. Спасибо за помощь ребята!! Теперь я буду по – чаще делать гимнастику для пальчиков и для язычка и буду красиво говорить! А теперь давайте я вас прокачу на поезде. Хотите? Тогда садитесь!

Игра « Поезд» Музыка Д. Кабалевского.
Мы в вагончиках сидим, (Сидя поворачиваться вправо-влево, руки на
коленях)
Мы сидим, мы сидим.
И в окошки мы глядим, ( Поворачивать голову вправо-влево)
Весело глядим.
Едет, едет паровоз –
Чух-чух-чух, чух-чух-чух! (притопывать, делая круговые движения
согнутыми в локтях руками, пальцы сжаты в кулаки.)
Ребятишек он повёз,
Чух-чух-чух, чух-чух-чух!

А колёсики стучат-

Так-так-так, так-так-так! (хлопать ладонями по коленям)
Будто с нами говорят,

Так-так-так, так-так-так!

Громко подаём гудок: (стучать ладонями по коленям)
Ду-ду-ду, ду-ду-ду! (Поднимать и опускать одну руку, сжав пальцы в кулак)

Подъезжает паровоз –

Ду-ду-ду, ду-ду-ду! (Повторять движения, как на первые две строки)
Ведущая: Вот и закончился наш праздник. Спасибо всем за участие! Ждём всех на следующем празднике «Красивой речи» До встречи!

Читайте также:  План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе
Ссылка на основную публикацию