Опыт работы с детьми раннего возраста, имеющих ЗРР в условиях ППМС-центров

Опыт работы с детьми раннего возраста, имеющих ЗРР в условиях ППМС-центров

Автор: Вопельник Олеся Михайловна

Организация: МБДОУ ДС №68 «Ромашка»

Населенный пункт: Белгородская область, г. Старый Оскол

В последние годы количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьной дезадаптации и неуспеваемости. Особую тревогу вызывает рост количества детей с задержкой психического развития (ЗПР). Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере.

Создание педагогических условий на основе личностно –ориентированного подхода, оптимальных для каждого воспитанника, предполагает формирование адаптивной социально – образовательной среды, включающей всё многообразие различных типов образовательных учреждений.

В систему образования дошкольные учреждения для детей с задержкой психического развития быливключеныс 1990 года. Разработка вопросов организации и содержания коррекционно – педагогического процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида является одним из приоритетных направлений специального образования.

У администрации и педагогов ДОУ возникает множество вопросов, касающихся организации деятельности групп для детей с ЗПР, содержания программы коррекционно – развивающего обучения, методов работы сдетьми, оформления рабочей документации и т.д. В связи с выше изложенным рассмотрим особенности организации работы воспитателя с такими детьми.

Воспитатель, работающий в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР, должен учитывать психофизические, речевые особенности и возможности детей данной категории.

При проведении любого вида занятийили игр воспитатель должен помнить, что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и (в первую очередь) решать коррекционные задачи.

Он должен обращать свое внимание на коррекцию имеющихся отклонений в мыслительном и физическом развитии, на обогащениепредставлений обокружающем мире, а также на дальнейшее развитие исовершенствование сохранных анализаторов детей. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

Особое внимание в работе воспитателя с такими детьми должно уделяться развитию познавательных интересов у детей, которые имеют своеобразное отставание под влиянием речевогодефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приемовсемейного воспитания и других причин.

Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествуетлогопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений.

Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, без нарушения звукопроизношения. Также следует избегать сложных грамматических конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи воспитателя детьми.

Вся работа воспитателя должна строится в зависимости от запланированнойлексической темы. Если же дети с ЗПР не усвоили данную тему, то работу над ней можно продлить на две недели (под руководством учителя –дефектолога и учителя – логопеда). Каждая новая тема должна начинаться с экскурсии, приобретения практического опыта, рассматривания, наблюдения, беседы по картине.

При изучении каждой темы совместно с учителем –логопедомнамечается тотсловарный минимум(предметный, глагольный, словарь признаков), который дети могут и должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи. Словарь, предназначенный для понимания, должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи ребенка. Также уточняютсяграмматические категории, типы синтаксических конструкций, которыенеобходимо закреплять воспитателю по следам коррекционных занятий учителя – логопеда (дефектолога).

Первостепенными при изучении каждой новой темы являются упражнения на развитие различных видов мышления, внимания, восприятия, памяти.Необходимо широко использовать сравнения предметов, выделение ведущих признаков, группировка предметов по назначению, по признакам и т.д.

Вся коррекционно – развивающая работа воспитателя строится всоответствии с планами и рекомендациями учителя – дефектолога и учителя – логопеда группы. В коррекционной работе с детьми с ЗПР воспитатель должен как можно шире использовать дидактические игры и упражнения, так как при их воздействии достигается лучшее усвоение изучаемого материала.

Индивидуальная коррекционная работа с детьми проводится воспитателем преимущественно во второй половине дня. Особое местоуделяется закреплению результатов, достигнутых учителем – дефектологомна фронтальных и индивидуальных коррекционно – развивающих занятиях.

В первые две – три недели сентября воспитатель, параллельно с учителем – дефектологом (логопедом), проводит обследование детей для выявления уровня знаний и умений ребенка по каждому виду деятельности. Обследование должно проводиться в интересной, занимательной форме, с использованием специальных игровых приемов, доступных детям данного возраста.

Важным направлением в работе воспитателя является компенсацияпсихических процессов ребенка с ЗПР, преодоление речевого недоразвития, его социальная адаптация – все это способствует подготовке к дальнейшему обучению в школе.

И конечно же в задачи воспитателя входит создание доброжелательной, комфортной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности, сглаживание отрицательных переживаний и предупреждение вспышек агрессии и негативизма у детей.

  1. Борякова Н.Ю. «Ступеньки развития» Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития» – М., 2000г.;
  2. Борякова Н.Ю., Касицина М.А. «Коррекционно– педагогическая работа в детском соду для детей с ЗПР», Методическое пособие – М., 2008 г.;
  3. Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» – М., №2,2003 г., №2, 2004 г.;
  4. Забрамная С.Д. «От диагностики к развитию» – М., 1998г.;
  5. Романова Л.И., Ципина Н.А. «Организация обучения и воспитания детей с задержкой психического развития». Сборник документов – М., 1993 г.;
  6. Ульенкова У.В. «Дети с задержкой психического развития» – Нижний Новгород, 1994г.

Коррекционно – развивающая работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 12:51, курсовая работа

Описание работы

Проблема воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных проблем коррекционной педагогики. Следует отметить, что увеличение числа таких детей отмечается во всем мире, и проблема трудностей в обучении стала одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем. Число детей в детских садах, имеющих отклонения в развитии, за последние 20 лет возросло в 2 – 2,5 раза. Особое место среди таких детей занимают дети с задержкой психического развития.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Особенности психического развития детей
дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития..…. 5
I .1. Понятие «задержки психического развития»…………………………. 5
I.2. Классификация типов задержки психического развития……………. …7
I.3. Современный подход к изучению дошкольников с ЗПР……………….14
I.4. Общая психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой
психического развития…………………………………………………. 18
Глава II. Особенности коррекционно-развивающей работы
с дошкольниками, имеющими ЗПР………………………..……….….…….24
II.1. Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста,
имеющими задержку психического развития………………………..…24
II.2. Принципы организации коррекционно-педагогической работы с
дошкольниками с задержкой психического развития…………….…. 29
II.3. Направления коррекционной работы …………………………………………………..31
II.4. Коррекционная направленность воспитания и обучения детей с
задержкой психического развития………………………………….…….33
Заключение…………………………………………………………………. …42
Список литературы…………………………………………………………….43
Приложение……………………………………………………………………..45

Файлы: 1 файл

корр-развив работа с дошк с ЗПР.doc

Отдельные занятия (из тех, что перечислены) вводятся в процесс воспитания не сразу, а по ходу взросления ребенка, с учетом психологических новообразований возраста и психических процессов, складывающихся в рамках ведущей деятельности и служащих предпосылками для формирования нового типа ведущей деятельности. Естественно, что для старшего дошкольника этим новым типом является учебная деятельность.

Все вышеперечисленные виды занятий тесно связаны с такими направлениями деятельности детей в дошкольном учреждении, как:

1) общение и коммуникативное взаимодействие,

2) физическое воспитание,

3) развитие тонкой ручной моторики и зрительно-пространственной координации,

4) сенсорное развитие,

5) музыкальное воспитание,

6) предметная деятельность и игра,

7) познавательное развитие,

8) социальное воспитание,

9) развитие продуктивной деятельности,

10) подготовка к школьному обучению.

Коррекционно-педагогическая работа в рамках указанных направлений тесным образом связана с основными линиями развития детей-дошкольников, имеющих ЗПР.

В младенческом возрасте ее содержание направлено на развитие у ребенка эмоционально- положительных реакций, на формирование предпосылок к ситуативно-деловому общению со взрослым, развитие дифференцированного восприятия окружающего, нормализацию нервно-мышечного тонуса и формирование умения перераспределять пальчики рук в зависимости от формы, объема и величины предметов, развитие действий с предметами, общих движений и развитие предпосылок понимания речи взрослого. В этот же период с детьми проводится дыхательная гимнастика, направленная на тренировку ритмичности движений и дыхания, на увеличение объема, силы и длительности выдоха. Для активизации функционирования органов артикуляции проводится дифференцированный массаж лицевых и жевательных мышц. Предпосылки активной речи развиваются в процессе вызывания слогов лепета (совместно и по подражанию), через развитие подражания разным интонациям голоса взрослого. В ходе кормления нормализуется положение губ и языка при питье из чашки и еде из ложки, ребенка учат самостоятельно пить, придерживая руками чашку, и держать в руке ложку или корочку хлеба. Постепенно формируются навыки самообслуживания.

В раннем возрасте содержание коррекционно-педагогической работы обогащается. Круг общения ребенка расширяется, расширяются и средства этого общения. Занятия с ребенком на данном этапе носят интегративный характер. Они непродолжительны по времени (не более 15–20 минут) и носят игровую направленность. Сенсорное воспитание направлено на стимуляцию ориентировочной деятельности и развитие мотивации на целенаправленное манипулирование с предметами. При этом сначала формируется навык идентификации предмета – без анализа его признаков и свойств – из группы однородных предметов, дифференцируется умение соотносить предмет и его изображение на картинке. Знакомство с признаками предметов осуществляется в три этапа. Сначала формируется умение устанавливать сходство предметов по заданному качеству или признаку («Дай такой же»), затем детей учат находить предмет по называемому взрослым признаку – сначала одному, затем двум («Принеси большой красный мяч»). И лишь потом ребенку предлагают назвать предмет с его основными характеристиками («Что ты принес? Какой он (предмет)?»). Практическая ориентировка в свойствах предмета закрепляется в ходе выполнения заданий: ребенок заполняет вкладышами заданные формы, подбирает одноцветные ленточки, складывает из частей грибок, 3-со-ставную пирамидку, заполняет «доски Сегена», «коробки форм».

Развитие пространственных ориентировок начинается с ориентирования ребенка в частях собственного тела. Дети выделяют основные части тела (голова, туловище, руки, ноги), показывают их у себя, на кукле, на плоскостных изображениях животных. Ребенку необходимо видеть себя в зеркале. А взрослому надо помочь ребенку закрепить свои наблюдения в речи.

Ребенок четвертого года жизни должен научиться выделять группу предметов, дифференцировать понятия «один» и «много», группировать предметы по заданному признаку: «Тут все большие, а здесь все маленькие». Даже маленький ребенок с ЗПР способен определить, какая из песенок веселая, а какая – грустная. Выполнение простейших ритмических комплексов развивает музыкальное восприятие детей и обогащает их сенсорную культуру.

Ранний возраст – начало развития продуктивной деятельности ребенка. Он знакомится с карандашами и красками. Учится рисовать точки, дорожки, клубочки, линии. Важно помочь увидеть маленькому рисовальщику в каракулях узнаваемый предмет (клубок, дорожку), наделить его именем и смыслом.

Содержание социального воспитания строится на связях ребенка с близкими ему людьми. Ребенок должен научиться узнавать себя и своих родных на фотографиях, понимать эмоционально значимые жесты и мимику, передавать свое эмоциональное состояние через улыбку, гримасу, иные мимические движения. Именно в данном возрасте начинается взаимодействие ребенка со сверстниками, поэтому очень важно научить детей считаться с интересами друг друга, играть рядом друг с другом, пользоваться одной игрушкой на двоих, радоваться друг за друга. Воспитание и обучение ребенка дошкольного возраста продолжает развиваться по отмеченным выше направлениям. Но к ним добавляются новые. Совершенствуется восприятие детей, развивается наглядно-действенное мышление и начинает формироваться наглядно-образное мышление. Под руководством взрослого ребенок овладевает новым способом ориентировки – зрительным примериванием.

Расширяются представления детей об окружающей действительности. Ребенок должен знать свое имя, фамилию, называть улицу, город, в котором он живет. Формируются понятия слов: семья, возраст, родители. Ближайшее окружение расширяется до границ детского сада, улицы, расположенных на ней зданий, магазинов. Начинают формироваться представления о временах года, об их признаках и о сезонных изменениях в природе. В жизнь детей интенсивно входит животный и растительный мир.

Социальное воспитание дает детям с ЗПР первоначальные представления о связях людей друг с другом – люди дружат, разговаривают по телефону, пишут друг другу письма, шлют телеграммы.

В старшей группе специализированного детского сада вводятся занятия по разделу «Здоровье». Детей знакомят с режимом дня, обучают элементарным навыкам ухода за своим телом, в том числе и приемам самомассажа для профилактики простудных заболеваний. Проводят закаливающие и оздоровительные процедуры.

В этот период происходит расширение понимания смысла обращенной к ребенку речи; он активно овладевает фонетической, лексической и грамматической сторонами речи.

И главное – возраст 5–6 лет становится эрой развития сюжетно-ролевой игры ребенка. Именно в игре ребенок усваивает социальные нормы и отношения. Под руководством взрослого он овладевает оперативной стороной игровых действий, а в их недрах закладываются мотивы познавательной деятельности ребенка, развитие которой приходится на старший дошкольный – младший школьный возраст.

В подготовительной группе детского сада происходит дальнейшее расширение представлений ребенка об окружающем, последовательное совершенствование его знаний и навыков. Особое внимание уделяется подготовке детей с ЗПР к школе. На занятиях по родному языку у дошкольников развивается фонематический слух, закрепляются умения понимать прочитанный текст, говорить правильным литературным языком. В пределах их возможностей детей учат использовать интонацию как средство выражения вопроса, просьбы, приказа. Они обучаются правильному согласованию числительных с существительным (один стул, два стула), прилагательных с существительным (желтый лимон, желтая груша). Особое внимание уделяется пониманию значения предлогов и их употреблению в речи (на столе, под стулом, около ног, по полу, вокруг площадки). Задания на развитие ориентировки на плоскости бумаги, различных видов графо-моторной деятельности подготавливают руку ребенка к систематической работе и являются предпосылками к становлению у него целенаправленного самоконтроля и самоорганизации.

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром формируются представления о явлениях живой и неживой природы. У детей развивается наблюдательность и умение видеть закономерности в природе. Рассказывается о значении тепла, света и воды для развития и роста растений. Формируются общие представления о характерных особенностях животных, дети знакомятся с дикими и домашними животными, закрепляют свои представления о них в различных видах продуктивной деятельности – лепке, рисовании, аппликации.

Развитие элементарных математических представлений у детей с ЗПР охватывает следующие области: количество и счет, величина, геометрические фигуры, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени. Уточняются понятия: один, много, больше, меньше, столько же, одинаково, больше на, меньше на, поровну. Дети знакомятся с количеством, числом и цифрами в пределах 10, присчитывают и отсчитывают по одному, выполняют простейшие арифметические действия. К концу обучения дети должны научиться сравнивать предметы по величине и располагать их в убывающем и возрастающем порядке; различать круг, овал, треугольник, четырехугольник (квадрат), сравнивать и группировать геометрические фигуры по форме, величине и цвету, находить эти признаки в предметах окружающего мира, сравнивать их способом наложения и приложения. Дети с ЗПР могут научиться определять местоположение различных предметов в пространстве (по отношению к себе) и на плоскости (на листе бумаги), определять время по часам, называть последовательность дней недели и месяцев в году.

Читайте также:  Эффективные технологии работы с различными категориями развития детей (ОВЗ)

Задержка психического развития — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР, как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости.

Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для осуществления коррекционных мероприятий с целью преодоления задержки психического развития детей и предупреждения проявлений дезадаптации и трудностей обучения на следующем возрастном этапе.

Большое значение имеет своевременно начатая коррекционно- развивающая работа с данной группой детей, направленная на создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств, компенсацию первичных нарушений и коррекцию вторичных отклонений в развитии.

Коррекционное воздействие представляет собой целенаправленный, сложно организованный процесс, в котором выделяются различные этапы. Каждый из них характеризуется своими целями, задачами, методами и приемами коррекции.

Только специальные коррекционные целенаправленные упражнения, задания, дидактические игры помогают преодолевать отклонения в психическом развитии детей с ЗПР. При разработке модели коррекционно-развивающего обучения и воспитания необходимо учитывать особенности психического развития воспитанников, только тогда можно определить основные направления и содержание коррекционной работы.

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – М.:

Международная педагогическая академия. – 1994.

2. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. – М.:

3. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития

детей. / Под ред. Лебединского К.С. – М.: -1982.

4. Астапов В.С. Дети с нарушением развития. М. – 1995.

5. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М.: Просвещение,-1998.

6. Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция

задержки психического развития у детей. М.: Гном-Пресс, – 2002.

7. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М.:

8. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. –

9. Гаврилушкина О.П., Соколов Н.Д. Воспитание и обучение умственно

отсталых дошкольников. – М.: Просвещение, – 1996.

10. Гонеев А.В. Основы коррекционной педагогики. М.: – 1999.

11. Гриншпун Б.М. Логопедия. – М.: – 1999.

12. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению

психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению. – М.:

13. Демьянов Ю.Г. Диагностика психических нарушений: Практикум. – М.:

14. Дети с задержкой психологического развития. Под ред. Г.А. Власовой,

В.И. Лубовского, В.А. Шипициной, – М.: – Просвещение, 1994.

15. Диагностика умственного развития дошкольников / М.А. Венгер и др. –

М.: Педагогика, – 1998.

16. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей:

Сборник научных трудов / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгер. – М.:

17. Дробинская А.О. Ребенок с ЗПР. – М.: Школьная пресса, – 2005.

18. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если Ваш ребёнок отстаёт в развитии. –

М.: Медицина, – 1993.

19. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные –

учреждения. – М.: – 1998.

20. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного

развития детей. – М.: – 1995.

21. Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка / Избранные

психологические труды в 2-х томах. – М.: -1996.

22. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального

развития личности. – М.: – 1990.

23. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. – Л.: Медицина – 1982.

24. Исканова С. Как планировать коррекционную-воспитательную работу.

«Дошкольное воспитание». – 1999.

25. Каган В.Е. Преодоление: неконтактный ребенок в семье. – СПб: Фолиант,

26. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. – М.: Просвещение, – 1994.

27. Ковалёв В.В. Психиатрия детского возраста: Рук-во для врачей: изд. 2-е,

перераб. и доп. – М.: Медицина, – 1995.

28. Марковская Ф. Задержка психического развития. М.: – 1993.

29. Мастюкова Е.М. Ребенок в отклонении в развитии. М.: – 1992.

30. Назарова Н.И. Специальная педагогика. М.: – 1999.

31. Пузанов Б.Н. Коррекционная педагогика. М.: – 1999.

32. Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-

методические аспекты / С.Г. Шевченко. – М.: Владос, – 2000 .

33. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического

развития М.: – 1994.

Конспект игрового диагностического занятия в системе коррекционной помощи дошкольникам с ЗПР

Тема: «Любимые игры Мишутки»

1. Выявить уровень развития зрительного восприятия (величина, форма, цвет, пространственные, временные представления), его целостности; уровень сформированности зрительной и слухоречевой памяти; наглядно-образного мышления.

Обучение детей раннего возраста с психомоторной задержкой развития (ЗПР)

Диагноз ЗПР или Задержка Психомоторного Развития довольно часто встречается в медицинских картах детей раннего возраста. Также можно встретить и другое употребление этого термина: ЗПРР (задержка психоречевого развития), задержка умственного развития, временная задержка умственного (психического) развития.

Причины

Причиной отставания в развитии психомоторных функций могут быть слабовыраженные органические поражения или минимальные дисфункции головного мозга, которые могут быть врождёнными или возникнуть в пренатальном (внутриутробном), натальном (во время рождения), а также раннем периоде жизни ребёнка.

Одним из предрасполагающих факторов может быть генетически обусловленная недостаточность (слабость) центральной нервной системы. Любые интоксикации и инфекции, обменные нарушения задерживают механизм созревания и развития мозговых механизмов или вызывают лёгкие органические повреждения. У детей наблюдается функциональная незрелость центральной нервной системы, что затрудняет образование сложных нейронных связей между областями и участками мозга.

Понятие задержка психического развития является понятием психолого-педагогическим и характеризуется рядом признаков отставания развития психики в целом или ее отдельных функций, таких как моторика, сенсорные функции, речь, эмоционально-волевая сфера. Важно помнить, что задержка темпа развития психических функций имеет обратимый характер!

Можно сказать, что ЗПР занимает промежуточную нишу между нормой и патологией. У детей с задержкой психического развития нет грубых отклонений в психомоторном развитии, как у детей с нарушением интеллекта, слуха, зрения или нарушениями в опорно-двигательной системе.

Необходимо отметить, что у детей задержка в развитии может проявляться по-разному и отличаться по степени проявления. Однако можно выделить ряд объединяющих особенностей развития, характерных для детей с ЗПР:

  1. Незрелость эмоционально-волевой сферы. Дети с синдромом задержки психомоторного развития эмоционально не устойчивы, для них характерна частая смена настроения, страдает самоконтроль во всех видах деятельности, имеются нарушения поведения, они трудно приспосабливаются и адаптируются в детском саду и при общении со сверстниками, проявляют суетливость, неуверенность, стеснительность, чувство страха, могут быть фамильярны по отношению к взрослому. Ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо, начать или закончить начатое дело. Всё это свидетельствует о недоразвитии социальной зрелости у этих детей.
  2. Нарушения свойств внимания. Внимание у таких детей неустойчивое, концентрация снижена, ребенок часто отвлекается при выполнении какого-либо задания. Нарушения внимания могут сопровождаться как повышенной, так и сниженной двигательной и речевой активностью. Такой комплекс отклонений как нарушение внимания, повышенная двигательная и речевая активность, обозначается термином «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ).
  3. Нарушение восприятия. Выражается в затруднении формирования целостного образа. Такая особенность восприятия является причиной ограниченности знаний ребенка об окружающем мире. Например, ребенку может быть сложно узнать известный ему предмет по его части, или ребенок затрудняется при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, распознавании контурных и схематических изображений.
  4. Ещё одним характерным признаком задержки психического развития являются отклонения в развитии памяти. Отмечается низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании и воспроизведении; недостаточный объём и точность запоминания; быстрое забывание материала и низкая скорость запоминания.
  5. У детей ЗПР нередко возникают проблемы с речью, связанные в первую очередь с темпом ее развития. Другие особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: так, в одном случае, это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи.

У детей с ЗПР выявляется бедный, недифференцированный словарный запас. При использовании даже имеющихся в словаре слов дети часто допускают ошибки, связанные с неточным, а иногда и неправильным пониманием их смысла.

Одним словом дети часто обозначают не только сходные, но и относящиеся к разным смысловым группам понятия. Недостаточность словарного запаса связана с недостаточностью знаний и представлений этих детей об окружающем мире, о количественных, пространственных, причинно-следственных отношениях. Развитие речи ребенка с ЗПР — одно из основных направлений деятельности центра Логопед Профи.
У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. Дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование). Выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности этих детей, начиная с ранних форм мышления — наглядно-действенного и наглядно-образного.

Дети могут успешно классифицировать предметы по таким наглядным признакам, как цвет и форма, однако с большим трудом выделяют в качестве общих признаков материал и величину предметов. При анализе предмета или явления дети называют лишь поверхностные, несущественные качества с недостаточной полнотой и точностью. В результате дети с ЗПР выделяют в изображении почти вдвое меньше признаков, чем их нормально развивающиеся сверстники.

Ещё одной особенностью мышления детей с задержкой психического развития является снижение познавательной активности. Одни дети практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности (медлительные, пассивные, с замедленной речью дети). Другие дети задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов. Обычно они несколько расторможены, многословны.

  • Одним из диагностических признаков задержки психического развития у детей рассматриваемой группы выступает несформированность игровой деятельности. У детей оказываются несформированными все компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет игры обычно не выходит за пределы бытовой тематики; содержание игр, способы общения и действия и сами игровые роли бедны. Диапазон нравственных норм и правил общения, отражаемый детьми в играх, очень невелик, беден по содержанию.
  • Профилактика

    Диагноз задержки психомоторной задержкой развития появляется в медицинской карте ребенка чаще всего в 4-5 лет. А ведь при своевременной и грамотно построенной коррекционно-педагогической и медицинской помощи возможно частичное и даже полное преодоление данного отклонения в развитии. Проблема в том, что диагностирование задержки психомоторного развития ребенка на ранних стадиях представляется довольно проблематичным. Его методы основаны в первую очередь на сравнительном анализе развития ребенка с соответствующими его возрасту нормами.

    Таким образом, на первое место выходит ранняя профилактика синдрома задержки психомоторного развития у детей. Рекомендации по этому поводу будут состоять в следующем: в первую очередь это создание максимально благоприятных условий для протекания беременности и родов, и особенно, — пристальное внимание к развитию малыша с первых же дней его жизни с ведением дневника развития ребенка. Последнее одновременно дает возможность вовремя распознать и скорректировать отклонения в развитии.

    В первую очередь, необходимо показать новорожденного невропатологу. Если потребуется, назначит проведение нейросонографии — ультразвукового исследования, которое позволит получить ценную информацию о развитии головного мозга. Если вы уже побывали на приеме, и доктор счел нужным назначить лечение, то не стоит пренебрегать его рекомендациями.

    Можно воспользоваться услугами онлайн-консультации специалистов центра Логопед Профи, которые смогут дать квалифицированные рекомендации по профилактике отклонений в развитии психомоторного и социального развития ребенка. Работа психолога с детьми ЗПР заключается в тестировании по шкале KIDR-СDI и составлении дальнейшего плана лечения.

    Речевая карта и Презентация для обследования ребенка 6-7 лет

    – Удобная форма речевой карты для заполнения и пользования.
    – Экономия времени и сил логопеда.
    – Презентация к речевой карте включает рисунки к заданиям-тестам.

    Дата заполнения

    1. ФИО:
    2. Дата рождения:
    3. Адрес:
    4. Общее звучание речи (темп, голос, разборчивость):

    Особенности артикуляционного аппарата

    Подвижность языка:
    Строение неба:
    Зубы:
    Подъязычная связка:
    Губы:

    Состояние общей моторики

    Координация движения:
    Тонкая моторика:
    Доминирующая рука:

    Экспрессивная речь

    1. Предметный словарь.

    Назови предметы: Кукла – это что? Дать обобщенное понятие. Например: банан (фрукт).

    Кукла Машина Стол Клубника

    2. Назови части тела.

    Назови части предмета:

    3. Назови части машины.

    4. Назови детенышей животных:

    Свиньи
    Лошади
    Коровы
    Козы

    2. Словарь прилагательных.

    1) Назови какой, какая, какое? -признак предмета:

    Яблоко
    Лимон
    Малина

    2) Скажи наоборот (назвать антонимы) (+ -)

    Молодой — старый
    Веселый – грустный
    Высокий – низкий

    3. Исследование уровня обобщения.

    Назови одним словом- обобщающие понятия:

    Диван, шкаф, кресло-
    Гусь, утка, петух-
    Капуста, помидор, редька-
    Яблоко, груша, апельсин
    Куртка, платье, шапка-
    Тарелка, ложка, чашка-
    Кукла, мишка, машинка

    2. Назови профессии по картинке и словесному описанию:

    Человек любит ухаживать за цветами. Какая профессия у этого человека?

    Кто водит самолеты?

    4. Автоматизированная речь.

    Назови цвета радуги (+-)

    Красный Оранжевый Желтый Зеленый Голубой Синий Фиолетовый

    Знание основных геометрических фигур (+-)

    Квадрат Ромб Прямоугольник Круг

    Выделение четвертого лишнего(+-)

    Словообразование.

    1. Образование уменьшительно – ласкательной формы(+-)

    Попугай- попугайчик Шкаф-шкафчик Стул- стульчик Дом-домик

    2. Скажи какой, какая? – образование относительных прилагательных (+-)

    Сок из апельсина. Какой сок?….
    Сок из вишни. Какой сок?…
    Молочко из кокоса. Какое молочко?….
    Кастрюля из железа. Какая кастрюля?….

    3. Образование множественного числа существительных.

    Пример: Одна корзина – много корзинок

    Одна рыба- много…

    Один шарик- много…

    4. Образование притяжательных прилагательных.

    Где чей хвост? Пример: Заячий хвост

    Лексико- грамматические конструкции.

    1. Предложно-падежные конструкции:

    Расставь правильно предлоги по картинке.

    2. Согласование прилагательных с существительными.

    Пример: синий шар- синяя ваза

    синее перо- синие брюки

    3. Согласование существительных с числительными.

    Один листок — три листка
    Один стул- два…
    Один воробей – три …
    Одно дерево- три….
    Один пенек-два…

    Синтаксические конструкции.

    1. Закончи предложение.

    Сегодня дует сильный…

    Мы на речке ловим…

    Связная речь

    Пересказ сказки «Курочка Ряба».

    2. Составление рассказа.

    1. По сюжетной картинке.

    2. По серии сюжетных картинок.

    Внимание.

    1.Что перепутал художник?

    2. Узнай по контуру.

    Звукопроизношение:

    Фонематический слух:

    Повтори за мной:

    Мишка-миска
    Усы-уши
    Коза-коса

    Анализ звукового состава слова.

    1.Выделение первого звука в слове

    2. Выделение последнего звука в слове.

    Презентация к речевой карте для логопедического обследования ребенка 6-7 лет

    Солодухина Юлия Сергеевна,
    учитель-логопед МАОУ ДСОШ №2,
    г. Дятьково

    Дидактические игры в работе учителя-логопеда

    Дидактические игры в работе учителя-логопеда

    Дидактическая игра – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но, в то же время, в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

    Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в младшем школьном возрасте определяется рядом причин:

    – игровая деятельность как ведущая не потеряла своего значения.

    Л.С.Выготский писал, что «в школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде». Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.

    Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться»).

    Существуют различные трудности адаптации при поступлении в школу ребенка с нарушением интеллекта (освоение им новой роли – роли ученика, установление взаимоотношений со сверстниками и учителями).

    Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.

    Невозможно переоценить роль дидактических игр в развитии речи детей. Дидактические игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь.

    Применение игр на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:

    – постановке и автоматизации звуков в ходе игры;

    – овладение звукобуквенным анализом и слоговым составом слов;

    – развитию лексико – грамматических средств речи в рамках определенных тем;

    – развитию сенсорных представлений;

    – развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);

    – тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук ( оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи);

    Так же игра способствует созданию эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки.

    В своей работе я часто использую разнообразные дидактические игры, стараюсь включать их, по возможности, в каждое логопедическое занятие.

    Дидактические игры:

    Игры на развитие фонематического восприятия, фонематического , слогового, звукобуквенного анализа и синтеза

    1. «Составь слово» (1 вариант)

    Цель: развитие фонематического восприятия, развитие умения определять первый звук в названии картинок, по первым звукам различных слов составлять новое слово.

    Оборудование: предметные картинки.

    Ход игры: ребенок выделяет первый звук в названии картинок, из выделенных звуков составляется новой слово.

    2. «Составь слово» (2 вариант)

    Цель: развитие фонематического восприятия, фонематического анализа, умения определять последовательность звуков в слове.

    Оборудование: карточки с картинками, внизу у каждой картинки написан номер выделяемого из слова звука.

    Ход игры: ребенок дожжен из названия картинки выделить заданный звук и из них составить новое слово.

    3. «Поезд»

    Цель: развитие фонематического анализа и синтеза, формирование умения определять место звука в слове.

    Оборудование: поезд с тремя вагонами, предметные картинки.

    Ход игры: ребенок называет картинку, затем определяет место заданного звука в слове (начало, середина, конец) и ставит картинку соответственно к первому вагону ( начало слова), ко второму вагону (середина слова) и к третьему вагону, если заданный звук стоит в конце слова.

    4. «Цветы и бабочки»

    Цель: развитие фонематического восприятия, умения различать на слух твердые и мягкие согласные.

    Оборудование: вырезанные из синего и зеленого картона цветы, картонные фигурки бабочек.

    Ход игры: на полу разложены синие и зеленые цветы. У детей в руках картонные бабочки. Логопед называет слова с твердыми и мягкими звуками, изучаемыми на занятии: мяч, молоток, машина, мишка, мороженое, муха, мел.

    Услышав слово с твердым звуком, дети подбегают к синему цветку и сажают на него бабочку. Услышав слово с мягким звуком, дети сажают бабочку на зеленый цветок.

    5. « Рассели животных в домики»

    Цель: закрепление умения определять количество слогов в слове, обогащение словарного запаса детей по теме «Животные».

    Оборудование: домики из картона одно, двух и трехэтажные, предметные картинки с изображением животных.

    Ход игры: логопед показывает ребенку картинку, просит назвать ее, затем разделить слово на слоги. В зависимости от количества слогов в слове, поселить животного в одноэтажный, двухэтажный или трехэтажный домик.

    6. «Надуй шарик»

    Цель: развитие слогового анализа и синтеза, умения определять пропущенный слог.

    Оборудование: шарики из цветного картона, на которых напечатаны слова с пропущенным слогом.

    Ход игры: ребенок берет шарик и определяет, какой слог пропущен, затем называет получившееся слово

    7. «Третий лишний»

    Цель: развитие фонематического восприятия, умения определять наличие заданного звука в слове.

    Оборудование: предметные картинки

    Ход игры: логопед выставляет на доску три картинки. Ребенок называет их и убирает картинку, в названии которой нет заданного звука.

    8. «Семицветик»

    Цель: развитие слогового анализа и синтеза.

    Оборудование: вырезанные из картона цветы с написанными на них цифрами «2» и «3», лепестки с написанными на них названиями цветов, состоящими из двух и трех слогов.

    Ход игры: ребенок раскладывает лепестки на цветок с цифрой «2», если в названии цветка два слога, и на семицветик с цифрой «3», если в названии цветка 3 слога.

    Игры на развитие лексико-грамматического строя речи

    1. «Чудесный мешочек»

    Цель: развитие умения образовывать относительные прилагательные

    Оборудование: мешочек с предметами: шерстяной носок, резиновый мячик, деревянный карандаш, бумажная кукла, пластмассовый шарик и т.д.)

    Ход игры: дети достают из мешочка предмет, называют материал из которого он изготовлен, затем образовывают относительное прилагательное: носок из шерсти – шерстяной носок, мячик из резины – резиновый мячик и т.д.

    2. «Какой сварим суп?»

    Цель: развитие умения образовывать относительные прилагательные.

    Оборудование: кастрюльки из картона с нарисованными на них продуктами.

    Ход игры: ребенок берет кастрюльку с нарисованным продуктом, называет его и говорит, какой из этого продукта сварит суп. Например: суп из мяса – мясной суп, суп из грибов – грибной суп, суп из картофеля – картофельный суп и т.д.

    3. «Какой будем пить сок»

    Цель: развитие умения образовывать относительные прилагательные.

    Оборудование: пластмассовые стаканчики с наклеенными на них картинками с фруктами.

    Ход игры: ребенок берет стаканчик. Называет фрукт. Который на нем нарисован и говорит, какой он будет пить сок. Например: сок из яблок – яблочный сок, сок из винограда – виноградный сок, сок из персика – персиковый сок и т.д.

    4. «Какой, какая, какое»

    Цель: развитие навыков согласования прилагательных с существительными в роде.

    Оборудование: карточки разделенные на четыре сектора. В первом секторе цвет, во – втором – картинка – существительное мужского рода, в третьем – существительное женского рода, в четвертом – существительное среднего рода.

    Ход игры: ребенок по картинке должен правильно составить словосочетание существительное + прилагательное, согласовывая их в роде. Например: зеленая елка, зеленый арбуз, зеленое платье.

    5. «Вставь предлог»

    Цель: практическое употребление в речи простых предлогов, развитие пространственных представлений.

    Оборудование: карточки, разделенные на четыре сектора. В первом – предметная картинка, во втором – глагол, третий – пустой, в четвертом – предметная картинка.

    Ход игры: ребенок долен при помощи картинок составить предложение, вставив нужный предлог.

    6. «Посмотри какой цветочек»

    Цель: развитие умения согласовывать прилагательные с существительными.

    Оборудование: картонные картинки с изображением предмета, маленькие карточки с написанными на них прилагательными.

    Ход игры: ребенок выбирает понравившуюся картинку с изображением предмета. Маленькие карточки с прилагательными находятся у логопеда. Нужно прочитать слово и, если оно подходит к выбранной картинке, взять карточку и составить словосочетание.

    Учитель-логопед:
    Лебедева Марина Михайловна

    “Дидактические игры в работе учителя-логопеда”
    консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

    Одной из главных задач учителя-логопеда это – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Она, как форма деятельности ребенка, способствует развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта. В последнее время увеличилось количество детей с речевой патологией. Кроме непосредственного нарушения звукопроизношения, у детей диагностируются нарушения остальных компонентов речевого процесса: бедность словаря, аграмматизм фраз, низкий уровень развития связной речи и т. д. Страдает также психическая база речи: внимание, память, мышление. Таким образом, большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями могут обеспечить игровые технологии. Поэтому на логопедических занятиях широко используются дидактические игры .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    moi_didakticheskie_igry._sekach.docx23.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад №1 «Чайка»

    “ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА”

    Секач Людмила Анатольевна

    Одной из главных задач учителя-логопеда это – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Она, как форма деятельности ребенка, способствует развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта. В последнее время увеличилось количество детей с речевой патологией. Кроме непосредственного нарушения звукопроизношения, у детей диагностируются нарушения остальных компонентов речевого процесса: бедность словаря, аграмматизм фраз, низкий уровень развития связной речи и т. д. Страдает также психическая база речи: внимание, память, мышление. Таким образом, большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями могут обеспечить игровые технологии. Поэтому на логопедических занятиях широко используются дидактические игры :

    – игры с движениями,

    Дидактическая игра – это игра, предназначенная для обучения. Это игры с правилами, специально создаваемые в целях обучения и воспитания детей. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Таким образом, использование дидактических игр в работе логопеда способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы.

    Разнообразные дидактические игры я стараюсь применять при коррекции всех компонентов речевого развития ребенка (звукопроизношение, фонематическое восприятие, лексико – грамматический строй речи, связная речь).

    По нескольким направлениям логопедической работы я подобрала дидактические игры , которые использую на логопедических занятиях. О некоторых из них я расскажу.

    Если у ребенка плохо развит фонематический слух, то он может путать близкие по звучанию фонемы (звуки). Большим подспорьем для развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста являются дидактические словесные игры с предметами.

    Игры, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

    Игра “Шумящие мешочки (баночки)”.

    Вместе с ребенком насыпьте в мешочки (баночки) крупу, пуговицы, камешки. Он должен угадать по звуку, что внутри.

    Игра “Волшебная палочка”.

    Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по столу, вазе, чашке. Палочка может оживить любой предмет. Пусть ребенок закроет глаза и отгадает, какой предмет звучал.

    Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.

    Игра “Похлопаем” (“Потопаем”).

    Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.

    Различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

    Игра “Узнай голос”.

    Ребенка просят закрыть глаза и узнать, кто из ребят сказал слово.

    Игра “Тихо – громко”.

    Договоритесь, что дети будут выполнять определенные действия – когда вы будете говорить громко и тихо.

    Игра “Кто что услышит?”

    Взрослый за ширмой стучит молотком, звонит в колокольчик, шуршит бумагой и т.д., а дети должны отгадать, каким предметом произведен звук.

    Различение сходных между собой по звучанию слов .

    Взрослый показывает детям картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, ворота, корота, борота. ). Дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат правильный вариант произношения.

    Игра “Шутки – минутки”.

    Вы читаете строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.

    Хвост с узорами,

    Сапоги со шторами.

    Тили – бом! Тили -бом!

    Загорелся кошкин том .

    За окошком зимний сад,

    Там листочки в бочках спят.

    Кот плывет по океану,

    Кит из блюдца ест сметану.

    Игра “Найди ошибку и назови слово правильно”.

    Цель: развитие фонематического и речевого слуха.

    Описание игры. Незнайка в словах перепутал звуки. Какой надо поставить звук, чтобы было правильно?

    Между гор издалека течет бурная щека.

    Мишка плачет и ревёт, просит пчёл, чтоб дали лёд.

    Любопытные мартышки собирают с ёлок фишки.

    Сшил себе котёнок тапки, чтоб зимой не мёрзли шапки.

    Игра “Какой звук пропал в слове?”

    Цель: развитие фонематического и речевого слуха.

    Описание игры. Незнайка написал письмо зайке в стихах, но в некоторых словах он пропустил звуки. Отгадайте, какие слова он хотел написать?

    • Своей младшей дочке Тосе заплетает мама . осы.
    • Подарили нам игрушки: целый день палили . ушки.
    • Мама кукле шар. вязала, ей Наташа помогала.
    • Серый вол. холодный, ходит злой, голодный.

    Деление слов на слоги.

    Игра “Встречу слово на дороге – разобью его на слоги”.

    Взрослый бросает мяч детям, называя односложные , двусложные и трехсложные слова. Ребенок , поймавший мяч, произносит слово по слогам (можно одновременно отбивать слоги мячом).

    Игра “Слог да слог – и будет слово, мы в игру сыграем снова”.

    Взрослый бросает детям мяч, называя первый слог слова, а ребенок заканчивает слово.

    ла – лапа, лак, лавка, ластик, лампа, .

    Игры на звукопроизношение.

    Игра “Мяч лови и бросай, пары слов называй”

    Дети стоят полукругом. Взрослый поочередно бросает мяч детям и просит произнести пары слов.

    Медаль-педаль; мальчик-пальчик; лёд-лён;

    солянка-полянка; калина-малина; клёв-клён;

    клюшка-плюшка; зеленый -беленый; лев-лес;

    пеленка-зеленка; след-плед; блин-клин.

    Игра “Назови слово”(Мяч лови и бросай, слово называй ).

    Дети называют слово, в котором определенный звук (слог) стоит в начале слова или в середине слова, или в конце слова.

    Игра “Звук [ . ] услышат ушки, мяч взлетает над макушкой”

    Выделение заданного звука из ряда других. Дети должны подбросить мяч (или хлопнуть в ладоши), когда услышат определенный звук.

    В своей коррекционной логопедической работе я использую также и настольные дидактические игры , которые способствуют формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематических процессов, лексико-грамматического строя языка и связной речи. Это такие дидактические игры, как “Звуковые дорожки”, “Звуковая улитка”, “Логопедические пазлы”, “Звуковое лото”, “Звуковое домино”, “Слоговое лото”, “Слоговой паровозик”, “Скажи наоборот”, “Четвертый лишний”, “Из чего какой”, “Карлик – великан”, “Большой – маленький”, “Один-много”, “Чей хвост?”, “Назови ласково”, “Мой, моя, моё, мои”, “Один-одна-одно-одни”, “1-2-5-9”, “Посчитай”, “Кто что делает?”, ребусы и т.д.

    В опрос речевого развития детей дошкольного возраста является актуальным. Это, прежде всего, связано с ростом у детей общего недоразвития речи. Дошкольное детство – это период, когда формируется личность ребёнка, раскрываются творческие, познавательные способности. И, конечно, развивается речь. Важно в этот период применить все имеющиеся методы и приёмы для развития речевых умений и навыков. Дидактические игры – оптимальный приём для работы с детьми. Использование дидактических игр положительно влияет на речевое развитие детей дошкольного возраста.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    В статье описываетя опыт применения инновационного метода развития речи ребенка – дидактический синквейн. .

    В данной статье рассматривается роль дидактических игр и условия их результативного использования в логопедической практике. Отмечается, что дидактическая игра в коррекционно-развивающем процессе.

    Можно сделать процесс развития речи интересным и увлекательным? Да, можно! И поможет нам технология дидактического синквейна. Интересно и увлекательно.

    Использование синквейна в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая сторона речи, закреп.

    Одной из основных задач примерной Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР под редакцией Н.В. Нищевой, является «овладение детьми самостоятельной, связной, гра.

    Консультация для педагогов ДОУ по теме «Дидактические игры в работе учителя-логопеда&raquo.

    Дидактическая игра в логопедической работе

    Анна Романченко
    Дидактическая игра в логопедической работе

    Дидактическая игра в логопедической работе.

    С ребенком надо делать все через игру…

    Д. Б. Эльконин

    Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: «А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру!» здесь даже не нужно быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.

    Поэтому одной из главных задач учителя-логопеда это – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. А. С. Макаренко говорил: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».

    Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра, как форма деятельности ребенка, способствует развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.

    Федеральный государственный образовательный Стандарт дошкольного образования разработан впервые в Российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 году Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации». И главная задача Стандарта дошкольного образования – вернуть игровую деятельность и статус развивающих игровых занятий в детском саду. Ведь воспитание, развитие и обучение проходит через игру, причем не принудительную, а учитывающую способности и интересы детей, научат умению свободно общаться в коллективе сверстников, комфортно проживать в социуме.

    В последнее время увеличилось количество детей с речевой патологией. Кроме непосредственного нарушения звукопроизношения, у детей диагностируются нарушения остальных компонентов речевого процесса: бедность словаря, аграмматичность фраз, низкий уровень развития связной речи и т. д. Страдает также психическая база речи: внимание, память, мышление.

    Таким образом, большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями могут обеспечить игровые технологии.

    Поэтому на логопедических занятиях широко используются дидактические игры (с предметами, настольно-печатные, словесные, игры с движениями, сюжетные, ролевые игры, игры-драматизации.

    Дидактическая игра – это игра, предназначенная для обучения. Это игры с правилами, специально создаваемые педагогикой в целях обучения и воспитания детей.

    Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Александр Владимирович Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».

    Выделяют несколько видов дидактических игр:

    Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т. д.

    Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

    Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

    Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

    Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения.

    Дидактическая игра имеет свою структуру, включающая несколько компонентов. Основной компонент – дидактическая (обучающая) задача. Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях. Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной – им подчиняются все участники игры.

    Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

    По некоторым направлениям логопедической работы я подобрала игры, которые использую на занятиях. О некоторых из них я расскажу.

    Большое внимание уделяю разделу «Звукопроизношение», т. к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации звука и введения его в речь работа должна быть разнообразной и не наскучить ребёнку.

    1. Дидактическая игра «Звуковой кубик»

    На каждой стороне куба расположены картинки, в названиях которых находится автоматизируемый звук. Ребёнок рассматривает картинки и четко проговаривает слова. Задачу можно изменить в зависимости от этапа работы над звуком. Например: Составь предложение с данным предметом и проговори его, чётко выделяя звуки.

    2. Дидактическая игра «Угости Зою конфетами»

    Цель: автоматизация звука [З] в словах.

    Ход игры: Девочка Зоя очень любит сладости. Давай угостим Зою. Ты возьмешь конфетку и назовешь картинку. Если в этом слове есть звук [З]– конфета достанется Зое, если нет – то конфета останется у меня (или если ты четко произнесешь этот звук)

    3. Дидактическая игра «Медвежонку снятся сны»

    Цель: автоматизация звука [Л] в словах.

    Ход игры: Медвежонок сладко спит и ему снятся сны. Давай посмотрим, что ему приснилось. Бери облачко – сон и назови, что ты видишь на картинке, четко произноси звук [Л].

    4. Дидактическая игра «День рождение Карлсона»

    Цель: автоматизация звука [Р] в словах.

    Ход игры: У Карлсона – День рождения. Он пригласил много друзей. Как ты думаешь, кто пришел на праздник к Карлсону? (ответ ребенка). Они принесли много подарков. Давай посмотрим, что в этих коробочках. Называй картинки, четко произнося звук [Р].

    5. Дидактическая игра «Игры – бродилки на автоматизацию звуков»

    Цель: автоматизация звуков. Задачи: корригирование звукопроизношения, развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики (с использованием камешков Марблс, можно использовать пуговицы, фишки, бусины и т. д)

    Ребенок называет картинку, четко произнося звук, и кладет на него камушек.

    Ту же самую функцию выполняет игра «Логопедическая улитка», можно еще добавить задание – составить предложение с данной картинкой или определить местонахождение звука в слове или разделить слово на слоги.

    6. Игра «Собери букву».

    Цель: закрепление знаний о буквах, развитие наглядно – действенного мышления, а также предупреждение ошибок в печатании букв.

    Ход игры: Ребенок собирает разрезную букву, затем называет картинки на этот звук.

    С помощью дидактических игр проводится работа и по закреплению навыков словоизменения и словообразования, слоговой структуры слова, активизация словаря и развитие связной речи.

    1. Дидактическая игра «Радуга»

    Цель: закрепление согласования прилагательного и существительного.

    Ребенку дается картинка с изображением радуги. Уточняется название цветов радуги. Ребенок получают предметные картинки разного цвета. Нужно подобрать картинки к каждому цвету радуги.

    Дети распределяют картинки под цветами радуги и называют цвета предметов: помидор красный, апельсин оранжевый, лимон желтый, солнце желтое, лист зеленый, трава зеленая, небо голубое, незабудки синие, василек синий.

    2. Дидактическая игра «Чья одежда – мамина или Танина?»

    Цель: упражнение в образовании притяжательных прилагательных, обогащение словаря на тему «Одежда, обувь, головные уборы».

    Взрослый выставляет картинки с изображением шкафов, картинки предметов одежды и обуви. Дети выбирают картинку, рассказывают, чей это предмет одежды и раскладывают по шкафам.

    – Это синее платье Танино.

    – Эта красная шляпа мамина.

    – Эти зеленые резиновые сапоги Танины и т. д.

    3. Дидактическая игра «Слоговая ромашка».

    Цель: развивать умение детей делить слова на слоги.

    Ход игры: Дети должны собрать лепестки к ромашкам, в названии которых различное количество слогов. Логопед раздает играющим детям лепестки и говорит:

    – Но подумай хорошо, сидя на травинке,

    Подойдет ли лепесток к этой сердцевинке,

    Их непросто подобрать:

    Нужно слоги сосчитать.

    Когда лепестки собраны, логопед говорит:

    – Молодцы, но все же нужно

    Повторить картинки дружно. (дети все вместе называют картинки на каждой ромашке.

    4. Дидактическая игра «Назови профессию»

    Цель: закрепление названий профессий, обогащение словаря по теме

    Ход игры: ребенок называет профессию и подбирает картинки с предметами, которые нужны этому человеку.

    И наоборот, игра «Угадай, кому нужны эти предметы».

    А теперь давайте поиграем с вами в игру «Слоговая ромашка».

    И в заключение, хочу сказать: в современной логопедии дидактическая игра создается педагогом специально в обучающих целях. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия логопеда с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие.

    Таким образом, использование дидактических игр в работе логопеда, способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы. Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников – попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.

    Дидактическая игра «Что вредно, что полезно» и дидактическая игра «Опасные и безопасные предметы» Дидактическая игра”Что вредно, что полезно” Цель. Закрепить знания детей о вредных и полезных явлениях и предметах. Развивать умение объяснять.

    Фотоотчет о применении скрапбукинга в коррекционно-логопедической работе с детьми 4–6 лет с ОНР Фотоотчет о применении скрапбукинга в коррекционно-логопедической работе с детьми 4-6 лет с ОНР. В связи с качественными изменениями обучения.

    Гимнастика мозга как средство помощи в логопедической работе ГипотезаБесспорно, все мы знаем, что наш мозг находится в непрерывной связи с остальными частями нашего тела. Но не всё мышление и учение.

    Использование игрового дидактического пособия «Звуковой экран» в логопедической работе с детьми Хочу познакомить коллег с пособием, которое является большим подспорьем в логопедической работе. Пособие «Звуковой экран» представляет собой.

    Использование инновационных технологий в логопедической работе В настоящее время одной из актуальных задач коррекционно-развивающей работы в сфере социальной реабилитации и психолого-педагогической помощи.

    Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми логопедической группы. Государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоретете общечеловеских ценностей,.

    Методическая разработка. Использование гнущихся держателей для растений в логопедической работе Гнущиеся держатели для растений – это фигурки разных животных (лягушки, обезьяны) или птиц (гуси). Эти фигурки можно сгибать как угодно.

    Тексты для физкультминуток в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОВЗ Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию стихотворные тексты собственного сочинения для физкультминуток. Некоторые из них можно применять.

    Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми с ОНР Дошкольники с общим недоразвитием речи (далее ОНР) испытывают большие затруднения в формировании связной речи, у них снижена речевая активность,.

    Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя логопедической группы Тема: «Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя». Решить речевые проблемы детей можно только при грамотной работе воспитателя логопедических.

    Ссылка на основную публикацию