Опыт применения сенсорного оборудования SNOEZELEN

Из опыта применения сенсорной комнаты в условиях специализированного дома ребенка

Одним из современных методов профилактики и коррекции нарушений психического развития у детей, лишенных родительской опеки, в нашем доме ребенка является использование концепции Сенсорной комнаты.

Комплектование Сенсорной комнаты в нашем учреждении осуществлялось с учетом возрастных потребностей и психической коррекции детей раннего возраста. Существующий у нас вариант Сенсорной комнаты включает в себя :сухой бассейн, фиберооптический подвесной модуль «Грозовая туча», световые трубки и панель с пузырьками, вращающийся зеркальный шар, генератор запахов для ароматерапии, ковер млечный путь, игровое тактильное панно «Ежик», полифункциональный набор «Гномик», вестибулярный тренажер «Перекати поле», коврик «Топ-топ», напольная дорожка «Гусеница» и детская дорожка «Гофр», мягкий набор «Уточка с туннелем», сенсорные набивные мячи, манеж «Лодочка», панель «Бесконечность», световая тактильно-развивающая панель «Облако», проектор «Звездное небо», пуфы с различными наполнителями, мягкий модуль «Дидактическая черепаха» и стереомагнитофон с набором дисков с музыкой для релаксации и многое другое.

Содержимое разработки

Из опыта применения сенсорной комнаты в условиях специализированного дома ребенка

(Государственное учреждение здравоохранения «Тульский областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики №1» г Тула, составитель старший воспитатель Пахомова Оксана Николаевна)

Одним из современных методов профилактики и коррекции нарушений психического развития у детей, лишенных родительской опеки, в нашем доме ребенка является использование концепции Сенсорной комнаты.

Комплектование Сенсорной комнаты в нашем учреждении осуществлялось с учетом возрастных потребностей и психической коррекции детей раннего возраста. Существующий у нас вариант Сенсорной комнаты включает в себя :сухой бассейн, фиберооптический подвесной модуль «Грозовая туча», световые трубки и панель с пузырьками, вращающийся зеркальный шар, генератор запахов для ароматерапии, ковер млечный путь, игровое тактильное панно «Ежик», полифункциональный набор «Гномик», вестибулярный тренажер «Перекати поле», коврик «Топ-топ», напольная дорожка «Гусеница» и детская дорожка «Гофр», мягкий набор «Уточка с туннелем», сенсорные набивные мячи, манеж «Лодочка», панель «Бесконечность», световая тактильно-развивающая панель «Облако», проектор «Звездное небо», пуфы с различными наполнителями, мягкий модуль «Дидактическая черепаха» и стереомагнитофон с набором дисков с музыкой для релаксации и многое другое.

Учитывая особенности развития и воспитания детей в доме ребенка, практическое применение Сенсорной комнаты вводилось с определенной осторожностью. Специфика раннего возраста, текущие заболевания нервной системы у подавляющего большинства детей, неизбежное влияние на развитие детей ситуации депривации обусловили тщательный подбор, как элементов Сенсорной комнаты, так и длительность сеансов, и индивидуальный подбор методов коррекции для каждого ребенка, с учетом его психо-физических особенностей развития. Разнообразие имеющихся сенсорных средств позволило гибко приспосабливать сенсорную комнату к потребностям каждого ребенка, создавая индивидуальные программ абилитации и реабилитации, которые разрабатываются при совместной работе лечащего врача, педагога-психолога , учителя-дефектолога и воспитателя.

Изначально использование сенсорной комнаты на базе нашего учреждения было рассчитано на детей раннего возраста от года до трех лет, в русле этого направления и были разработаны программы занятий, но после открытия паллиативного отделения в доме ребенка, было разработано еще одно направление работы с детьми с особенностями физического и психического развития. Дети этого отделения также нуждаются в стимулировании сенсорного опыта, но из-за специфики диагнозов не всегда могут попасть в сенсорную комнату, поэтому элементы сенсорной комнаты мобильны и при необходимости могут быть перемещены в другое помещения для проведения занятия с ребенком. Уровень развития детей специализированного дома ребенка не всегда соответствует их возрастной норме, поэтому план мероприятий по коррекции подбирается с учетом их индивидуальных возможностей. Также использование сенсорной комнаты входят в мероприятия медико-педагогической коррекции с детьми первого года жизни

Основными целями использования сенсорной комнаты является: стимулирование сенсорного развития детей во всех направлениях, развитие сенсорных ощущений различных модальностей, стимуляция ослабленных сенсорных функций и двигательной активности, формирование двигательных навыков, а также снятия эмоционального напряжения.

Использование элементов сенсорной комнаты происходит как в самом помещении, так и за его пределами, возможность пользования ими в группах или спортивном зале, дает большие возможности для коррекции детей на занятиях и повседневной деятельности детей.

Приведу некоторые примеры использования оборудования сенсорной комнаты.

Манеж «Лодочка» используем для игр и занятий с детьми от 6 месяцев, как индивидуально, так и с подгруппой детей. Цветовые характеристики материала , из которых выполнены различные части манежа, пространственные особенности дополнительных приспособлений стимулирует зрительное восприятие детей, формирует их пространственную ориентировку, развивают познавательный интерес. Поэтому его можно считать дидактическим манежем. Его используют в качестве коррекционно-развивающего оборудования в работе с детьми с проблемами в развитии(с нарушениями опорно-двигательного аппарата, сочетанными нарушениями в развитии). Благодаря высоким стенкам и напольным матам детям в манеже уютно и комфортно, и самое главное безопасно. Всевозможные кармашки, лунки- это саше для игрушек, мелких предметов бытового назначения. Все это прекрасно подходит для формирования у детей сенсорно-перспективного развития. Подобрав необходимый дидактический материал, педагог может использовать манеж как дидактический стол, пространство для конструирования из мелкого строительного материала.

Его можно использовать для знакомство с ребенком, создания комфортных условий взаимодействия с ним и изучения особенностей его развития, так как ребенок легче вступает в контакт со взрослым находясь в привлекательном игровом пространстве, насыщенном яркими цветовыми пятнами. В манеже в игровой форме можно проводить обследования зрительного и тактильного восприятия, а затем и его формирования. Пользуемся им и для организации детской деятельности как совместной со взрослыми, так и самостоятельных игр с автодидактическим материалом.

Сухой бассейн это незаменимое оборудование для домов ребенка. В нашем учреждении он есть не только в сенсорной комнате , но и в каждой группе, в том числе и в паллиативном отделении. Сухие бассейны широко применяются в работе всех специалистов дома ребенка, так как он незаменимый помощник в процессе занятий направленных на:

-развитие способности к точечному управлению движениями в пространстве сухого бассейна (чувство пространства)

-формирование способности к реагированию на изменение положения тела во время перемещения в сухом бассейне( время сложной двигательной реакции)

-развитие способности сохранять равновесие, в «море» шариков(статическая координация)

-обучение навыкам поддержания максимально возможного темпа движения во время «плавания» в сухом бассейне

-развитие моторной ассиметрии

-обучение и развитие словесной регуляции движений в сухом бассейне

-снижение повышенного психического возбуждения( релаксация)

-развитие способности к активному воображению.

Активное использования сухого бассейна в практике учителя-дефектолога позволяет формировать у ребенка общефункциональные механизмы речевой деятельности, коррекцию нарушений сенсорно-перцептивного развития, которое становиться более эффективным при использовании оборудования, позволяющего обучать детей релаксации и вызывает эффект опосредованного массажа, способствуя растормаживанию речевых зон и стимулируя сенсорного представления детей.

Педагог-психолог использует в своей работе терапевтический эффект сухого бассейна, он служит прекрасным примером неструктурированного игрового материала наряду с водой и песком. Ребенок в играх может по своему усмотрению использовать и шарики, и сам бассейн. Он можетт кувыркаться, барахтаться, спокойно лежать в бассейне, с агрессией выбрасывать из него шарики и т.д. При этом снижается эмоциональное напряжение. Такой метод выброса лишней энергии использую педагоги в работе с детьми всех групп, так как бассейны имеются в наличии каждой группе.

Полифункциональный набор «Гномик»-это современный детский конструктор, который незаменим в предметно-развивающей среде группы. Использование этого набора в работе просто необходимо, на физкультурных занятиях, в играх и в конструктивной деятельности детей, что позволяет развивать у них координационные и сенсорно-перцептивные способности. Методически грамотное применение его педагогами в доме ребенка позволяет решать задачи их физического и умственного развития, формирование психомоторных способностей. Использование его в паллиативном отделении также помогает воспитателям при проведении игровой деятельности с детьми, используя его не только как методический материал, но и для создания удобных поз воспитанников, в качестве «укладок»

Использование коврика «Топ-топ», напольной дорожки «Гусеница» и детской дорожки «Гофр» полезны для развития координационных способностей детей, для предупреждения и коррекции плоскостопия. Многофункциональность этих ковриков заключается в возможности их использования в работе разных специалистов: воспитателей, инструкторов физического воспитания, педагогов-психологов, учителей-дефектологов. Занятия с ними предполагают как совместную деятельность детей и взрослых, так и самостоятельные игры детей, способствующие их саморазвитию. Происходит формирование и развитие у детей таких способностей:

-произвольность и сознательность выполняемых действий

-ориентировку в трехмерном пространстве, точное управление движениями в пространстве

-внимание и словесная регуляция движений.

Игровое тактильное панно «Ежик» представляет собой ковролиновую основу в виде силуэта. На нее с помощью липучек крепятся различные детали, при контакте с которыми у ребенка возникают определенные тактильные ощущения, что позволяет решать различные задачи речевого и сенсорно-перцептивного развития:

-развитие общей и мелкой моторики рук

-знакомство со способами зрительно-двигательного моделирования формы объектов,

-формирование пространственных представлений, развитие восприятия пространственных свойств объектов и т.д.

Это характеристика всего лишь части оборудования Сенсорной комнаты, которая находиться в доме ребенка. Таким образом, Сенсорная комната укомплектованная оборудованием, направленна на релаксацию и активизацию психической деятельности детей с различными диагнозами, является одним из важнейших дополнительных средств реабилитации. Сочетание специально разработанных занятий в Сенсорной комнате с медикаментозной терапией, массажем и кондуктивной терапией, занятий с психологом и дефектологом, позволяют ускорить появление положительной динамики в корр

Инновационное сенсорное интерактивное оборудование

Внедрение современных технологий в школьное образование является неизбежным шагом в развитии образования в быстро меняющемся современном мире.

У более 74% учителей позитивный взгляд использования новых технологий в классе

Исследования показывают, что большинство учащихся и преподавателей рассматривают внедрение образовательных технологий в классе как позитивный путь развития. Эти современные технологии повышают мотивацию учеников и преподавателей к обучению, и обеспечивают новый опыт в учебном процессе, а именно:

  • положительный эффект от концентрации и сотрудничества между учениками;
  • более активное участие на уроках;
  • внимание на более сложных задачах, с возможностью использовать цветовые различия;
  • быстрая подготовка преподавателей учебных материалов для уроков;
  • обмен учебными материалами среди учителей;
  • более частое использование интернета во время уроков;
  • участие учащихся в подготовке материалов, необходимых для занятий;
  • облегчение повторения знаний и навыков, приобретенных на предыдущих уроках;
  • запись уроков для последующего анализа;
  • увеличение количества видео материалов, используемых во время уроков;

Интерактивное оборудование становится все более популярным у детей и подростков

Бывает несколько категорий интерактивного оборудования:

  1. Интерактивные столы.
  2. Интерактивные доски и панели.
  3. Интерактивные проекторы и экраны.

Интерактивный стол представляет собой оборудование в виде стола, которое может быть подключено к компьютеру и мультимедийному проектору. В столешницу встроен сенсорный экран и мультитач дисплей. Он оснащен камерами и инфракрасными лампами. Интерактивные столы могут быть использованы для отдыха: игры, рисования, прослушивания музыки, или в образовательных целях. Теперь у вас есть возможность создавать, добавлять и совместно использовать файлы в специальном текстовом редакторе, в электронных таблицах. Одним из преимуществ этого инструмента является его способность одновременно взаимодействовать с одним или несколькими пользователями в режиме реального времени.

Интерактивный стол также способен распознавать и взаимодействовать с физическими объектами, такими как: телефоны, фотоаппараты, банковские карты, и т.д.

Интерактивная доска — это смесь доски, проектора и экрана. Управлять доской можно пальцем или специальным пером.

Программное обеспечение содержит анимацию и изображения, которые в сочетании с использованием интерактивной доски помогают ученикам понять абстрактные темы и концепции на основе использования конкретных примеров в графической форме, например, изображения или моделирования, полученные с помощью микроскопа.

Работа в классе с интерактивной доской увеличивает мотивацию к обучению, и влияет на успеваемость учащихся, а ещё является хорошим началом для улучшения качества преподавания.

Наблюдаются следующие изменения в том, как учителя думают о достижениях современной технологии на службе образования, от первоначального скептицизма к оптимизму и уверенности, что последствия их использования идут в правильном направлении.

Кто же производит интерактивное оборудование?

Компания-производитель и разработчик инновационного сенсорного интерактивного оборудования ANROtech, основными направлениями которой являются разработка, производство и продажа интерактивных LED панелей, интерактивных комплексов-трансформеров, сенсорных столов, интерактивных игровых комплексов ANROtech . Интерактивное оборудование от этого производителя изготавливается из прочных и экологически чистых материалов. Продукция этой фирмы надёжна и соответствует всем требованиям и нормам.

Инновационные методы обучения, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий требуют от учителя приобретения новых навыков в цифровом образовании, что позволяет студентам подготовится к жизни в современном информационном обществе, к потенциальному и единственно-возможному шагу в развитии образования в соответствии с прогрессом цивилизации. Знания и навыки, полученные студентами с использованием современных методов и при поддержке современных технологий гораздо более прочные и эффективные.

Инновационные формы взаимодействия логопеда с родителями

Анастасия Денисова
Инновационные формы взаимодействия логопеда с родителями

Эффективность форм и методов оказания педагогической помощи родителям освещалась в работах многих авторов (О. В. Бачина, А. В. Козлова, Т. А. Данилина и т. д.). На основании анализа используемой литературы можно выделить следующие формы взаимодействия с родителями:

родительские собрания;

«круглые столы»;

анкетирование и т. д.

Однако перечисленные формы достаточно трудоемкие, энергоемкие и отнимают много свободного времени у родителей и не всегда удобны им. В настоящие дни родители ориентированны на карьерный рост и время на сотрудничество в таком контексте оказывается просто невозможным.

Достижение поставленной цели осуществляется с помощью применения разнообразных форм взаимодействия с родителями:

массовый опрос – сентябрь, май;

общение с помощью программы Skype – еженедельно;

обновление информации на сайте – ежемесячно;

рассылка рекомендаций посредством электронной почты;

тематические прогулки с детьми и родителями – раз в две недели.

Для осуществления данного проекта необходимо изменить условия работы с родителями: технически оборудовать рабочий кабинет логопеда; технически подготовить место работы родителей и логопеда в домашних условиях для использования Интернет-ресурсов. Частично перестроить рабочую неделю логопеда с учетом реализации новых форм взаимодействия с родителями (например, вынести часть непосредственной образовательной деятельности на выходные дни). Изменений требует и само содержание работы с родителями. Так мы все консультации и родительские собрания переводим на проведение вебинаров; сбор анамнеза и заполнение речевых карт осуществляем посредством программы Skype (ту часть, которую необходимо заполнить совместно с родителями); рекомендации логопеда родители получают в электронном виде ежедневно на свой почтовый ящик; взаимодействие с родителями, в большей своей части, осуществляется дистанционно.

Выявление уровня общей осведомленности родителей по проблеме своего речевого развития и развития речи детей. Данный этап работы необходим, чтобы в дальнейшем сотрудничество логопеда и родителей было успешным. С помощью него логопед понимает насколько осведомленны родители, и какую информацию до них необходимо донести. Так же вопросы данной диагностики направлены на то, чтобы родители задумались о ценностном отношении к своей речи. Опрос проходит в начале учебного года на общем собрании родителей, т. к. ожидается большая явка. Применяется именно эта форма взаимодействия для достоверности ответов родителей и для лучшего осознания уровня сформированности. В сентябре это делается для того, чтобы логопед сразу смог понять над «чем» работать в дальнейшем с родителями. Родителей детей старшего дошкольного возраста предупреждают о проведении данного опроса. Когда заканчивается собрание, предупрежденные родители остаются в зале, им задаются вопросы с помощью интерактивной доски и карточек. Тут же фиксируя ответы, логопед подсчитывает количество верных, не совсем верных и неверных ответов, делая определенные выводы и обязательно знакомя с ними участвующих родителей. Знакомство родителей с результатами диагностики осуществляется путем предъявления цветовой схемы с процентными соотношениями и пояснениями к ним. Данная схема размещается на сайте для общего обозрения.

В дальнейшем взаимодействие логопеда с родителями осуществляется в большей мере дистанционно. Например, логопед создает собственный сайт с организацией форума для родителей с четким разграничениями на сообщества по интересующим темам. Сайт – одно из современных средств передачи информации, коммуникативное средство. Главное предназначение сайта – это предоставление информации. Казалось бы, в мире существует масса других способов передачи информации, почему следует применить именно этот? Просто он наиболее эффективен, в связи с высокой скоростью развития сети Интернет, происходит втягивание все большего количества людей в среду использования Интернет-технологий и ресурсов. Представленная на сайте информация отличается:

получением большого объема за короткое время и емкостью;

На сайте представлены приложения в виде иллюстрационного материала, ссылки на сайты с логопедическими играми, подборка сказок и рассказов, загадок, осуществляется прямое общение с логопедоми приглашенными специалистами: психолог, невролог.

В отличие от чата, на форуме обсуждают определенную тему. Можно сказать, что форум – это клуб по интересам. То есть форум – это такое место в Интернете, где собираются люди, которых объединяет одно увлечение или идея, и общаются на интересующие их темы. Они помогают друг другу советами и подсказками, обмениваются жизненным опытом, поддерживают друг друга. В нашем случае форум – это часть сайта. Логопед имеет доступ ко всем обсуждениям пользователей, тем самым может определить для себя основные направления работы с родителями, понять их.

Читайте также:  Конспект НОД: В гостях у Волшебницы осени

Таким образом, родители в любой момент могут обсудить какие-либо вопросы, как со специалистами, так и с другими пользователями. В открытом доступе находятся все необходимые материалы и рекомендации специалиста, что не требует траты времени на поиски нужной информации. По самым распространенным и интересующим вопросам организуются вебинары.

Практически каждый человек зарегистрирован в различных социальных сетях. Только сеть «ВКонтакте» имеет более 111 млн. пользователей и почти каждый из них интересуется минимум тремя группами. Создание группы в социальных сетях – это сообщества пользователей, объединенных какой-либо идеей или общим интересом. Если родителям неудобно обсуждать свои проблемы и задавать интересующие вопросы на сайте логопеда, то они могут делать это в специально созданной группе в социальных сетях. Пользователи находятся в социальных сетях, когда у них есть свободное время. Следовательно, к новым предложениям они открыты, что делает процесс коммуникации более эффективным.

Вебинар – разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет в режиме реального времени. Во время веб-конференции каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника, или через веб-приложение. Вебинары могут быть совместными и включать в себя сеансы голосований и опросов, что обеспечивает полное взаимодействие между аудиторией и ведущим. В некоторых случаях ведущий может говорить через телефон, комментируя информацию, отображаемую на экране, а слушатели могут ему отвечать, предпочтительно по телефону с громкоговорителем.

Преимущества проведения вебинаров:

Никуда не надо ехать, чтобы попасть на тренинг.

Удаленный показ презентации и передача по сети голоса и видеоизображения участников создает «эффект присутствия» и позволяет проводить эффективные презентации и встречи, не покидая дома.

Накануне родители на форуме обсуждают наиболее актуальную тему, коллегиально решают, что они хотят узнать. Если таких тем нет, то логопед предлагает свои темы, а родители выбирают понравившуюся путем голосования. Затем они получают информационное письмо на свою электронную почту с темой будущего вебинара и инструкцией по подключению, ссылкой. Время проведения интенет-конференции так же решается коллегиально.

Таким образом, мы осуществляем консультативную деятельность, но удобным для родителей способом.

Программа Skype позволяет совершать конференц-звонки, видеозвонки, осуществлять непосредственное общение с визуальным контролем, а так же обеспечивать передачу текстовых сообщений и передачу файлов. С помощью данной программы родители могут не только обозначить свою проблему, но и продемонстрировать ее (например, при выполнении рекомендаций логопеда). Так же Skype помогает осуществлять логопеду контролирующую функцию, например, если ребенок заболел, часто пропускает занятия, или родители неэффективно выполняют рекомендации специалиста.

Совместные тематические прогулки организовываются раз в две недели. Они подчинены определенной теме, с которой дети успели познакомиться в непосредственной образовательной деятельности с логопедом. На прогулку приглашаются родители вместе с детьми, а так же педагог-психолог. Встречи организуются в различных местах, предварительно обговоренных с родителями в выходные дни, в удобное для всех время. Некоторые родители, живущие рядом, могут скооперироваться и добраться до места назначения вместе. Прогулка организуется таким образом, чтобы дети могли поиграть, провести интересно время вместе, сотрудничать друг с другом. Родители при этом могут задать все интересующие вопросы воочию, кратко проконсультироваться со специалистами, ну, и, конечно же, поиграть вместе со своими детьми. Ведь именно на это у родителей зачастую не хватает времени и сил. Для эффективного построения межличностного общения и активной позиции родителей в играх приглашается психолог. Логопед организует различные игры и забавы для закрепления лексического материала, отработки грамматического строя и связной речи. Подобные прогулки позволяют наладить контакт с детьми, в непосредственной обстановке закрепить имеющиеся компетенции и поднять настроение всем участникам встречи.

После построения работы логопеда именно в таком ключе, несомненно, будет наблюдаться положительная динамика, потому что, во-первых, родители взаимодействуют с логопедом в свободное время, что делает процесс коммуникации и сотрудничества более эффективным. Во-вторых, взаимодействие происходит независимо от окружающих условий, т. к. посещать сайты, пользоваться электронной почтой, общаться в социальных сетях можно практически в любой ситуации, используя достаточно простые и распространенные вещи для этого (телефон, планшет, ноутбук и т. д.).

С помощью использования указанных форм взаимодействия с родителями мы получим:

Активных родителей.

Родителей, умеющих ценить и развивать красивую речь у себя и у детей.

Компетентных родителей в вопросах речевого развития детей.

Родителей, которые активно взаимодействуют с педагогами и получают от этого удовольствие.

Что в свою очередь благоприятно повлияет на развитие речи детей.

Наряду с положительным эффектом могут возникнуть следующие риски:

Недостаточность технических возможностей для осуществления взаимодействия, как со стороны родителей, так и со стороны логопеда.

Недостаточная сформированность комптененций в вопросах использования Интернет-ресурсов у родителей.

Восприятие родителями логопеда только как источника информации;

Леность родителей при наличии большого количества предоставленного материала;

Потеря ценности личного «настоящего» общения с педагогами.

Положение о проведении конкурса детского рисунка внутри группы «Иллюстрации к русским народным сказкам» Положение О конкурсе детского рисунка внутри группы “Иллюстрации к русским народным сказкам” 1. Общие положения Конкурс ” Иллюстрации.

Д. Хармс «Кораблик». Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой (средняя группа) Тема: Заучивание стихотворения Цель: Развитие внимание и памяти через воспроизведение стихотворение. Задачи: Учить детей запоминать и выразительно.

Традиционные и инновационные формы работы учителя-логопеда школы с семьей

Взаимодействие с семьей ребенка, имеющего нарушения речи, является одной из сложных сторон деятельности логопеда школы. Нередко педагоги испытывают трудности в установлении контакта с родителями учащихся. Важно найти такую форму общения с семьей, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач обучения, коррекции и воспитания.

Часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано со следующими причинами:

  • Родители не слышат недостатков речи своих детей.
  • Не придают им серьёзного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.
  • Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями.
  • Как правило, они испытывают трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком дома.

Помощь родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребёнка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Таким образом, необходимо проводить с родителями просветительскую работу, которая может варьировать в зависимости от конкретных проблем. Приобретённые знания помогут родителям глубже познакомиться с проблемами своего ребёнка, подкрепить интуитивные знания практикой, разрешить сложные ситуации. Ведь ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.

Все формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей условно можно разделить на две группы: это непосредственного воздействия и опосредованного. К первой группе можно отнести такие формы, когда логопед обменивается с родителями необходимой информацией непосредственно в процессе общения (на родительском собрании, при сборе анамнестических данных, во время индивидуальной консультации, на открытых занятиях, семинарах-практикумах и т.д.). Однако в силу особенностей организации рабочего времени учитель-логопед в большинстве случаев видит родителей эпизодически, а необходимость регулярного информирования родителей возникает постоянно. Поэтому в своей работе логопед использует также опосредованные формы воздействия, в частности – оформление информационных стендов для родителей, размещение материала на школьном сайте, обмен мнениями по электронной почте и другое.

Рассмотрим немного подробнее эти формы сотрудничества с родителями.

Первая группа – непосредственного воздействия или традиционные формы работы с родителями:

1. Родительские собрания

Проводятся в течение года, их тематика планируется в зависимости от речевого диагноза и возраста детей. Как показывает практика, представления многих родителей о деятельности логопеда зачастую ограничены. Многие из них считают, что педагог только “ставит” звуки, тогда как целью логопедической работы является развитие речевой сферы в целом. Так, большинство родителей, имеющих детей с ОНР, не осознают тяжести этого речевого нарушения, отмечая, как правило, только дефектное произношение некоторых (не всех) звуков, редко кого из них волнует недоразвитие лексико-грамматической стороны речи, несовершенство связной речи. Поэтому родителям на собраниях предлагается список литературы для ознакомления с некоторыми видами работы по коррекции ОНР, ФФН, дисграфии и дислексии.

На собрании логопед формирует адекватные ожидания родителей в отношении результатов обучения, подчеркивает, что, какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка не происходили на коррекционных занятиях, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию.

В течение всего учебного года в разное время проводятся индивидуальные консультации и беседы: планово (1 раз в неделю) и внепланово (в случаях необходимости). Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений. Также проводятся консультации для родителей будущих первоклассников своей школы, особенно если в дошкольном учреждении, которое посещает ребёнок, нет логопеда или ребёнок совсем не посещает детский сад.

3. Открытые занятия

Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем стоит поработать. Часто логопед сам приглашает родителей на такие занятия.

Одно из первых проводится на родительском собрании в сентябре (см. приложение 1). Во-первых, позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей. Во-вторых, позволяют логопеду организовывать свою работу более эффективно, в соответствии с потребностями родителей. В-третьих, это необходимо для дальнейшего заполнения речевых карт.

На таких мероприятиях родители имеют возможность получить для себя новую, полезную информацию. Например, родителям демонстрируются различные пособия, с помощью которых дети получают необходимую информацию по обучению грамоте, автоматизации звуков; имеется возможность попрактиковаться в выполнении тех или иных заданий под чутким руководством логопеда: в выполнении артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики. Рекомендуется (по необходимости) изготовить аналогичные для занятий в домашних условиях. Как правило, такие практикумы оставляют у родителей положительные эмоции, сближают их с педагогами, позволяют лучше понять специфику работы.

6. Памятки для родителей

Их можно распечатать и раздать на консультациях либо вклеить в тетради детей. (см. приложение 2)

7. Логопедические тетради

Тетрадь для домашних заданий является связующим звеном в системе “логопед-ребёнок-родитель”. Давая каждому ребёнку своё индивидуальное задание, логопед имеет возможность в полной мере реализовать индивидуальный подход. Ведение домашних тетрадей напрямую оказывает влияние на результативность работы. Это непросто тетради, а тетради-дневники. На первой странице пишется план логопедической работы с ребёнком на учебный год с указанием нарушенных у ребёнка звуков, расписания логопедических занятий и контактный номер телефона. В тетрадях записывается или вклеивается домашнее задание и оценивается работа ребёнка дома. Если домашнее задание выполнено хорошо, ставиться штампик “Молодец!” Детям очень нравится положительная оценка их деятельности, они даже подсчитывают, сколько штампиков “Молодец!”. Конечно же, о своих успехах на логопедических занятиях они с удовольствием рассказывают родителям, которым, в свою очередь, это тоже очень приятно. Но бывают случаи, когда приходится сделать запись о том, что домашнее задание не выполнено. Тогда на помощь приходят классные руководители таких ребят.

8. Специальные “логопедические уголки”, информационные стенды;

Как показывает опыт работы, данная форма работы имеет ряд положительных сторон:

Во-первых, удобство использования, как родителями, так и логопедом. Родители могут получить интересующую их информацию в удобное для себя время. Во-вторых, весь материал, который логопед хочет сообщить родителям, преподносится в краткой, сжатой форме, в виде тезисов, резюме, составляется как памятка. Это облегчает восприятие родителями данной информации, позволяет сэкономить время для объяснения не всегда понятных для родителей теоретических сведений или терминов (например, что такое слоговая структура слова, чем отличаются звуки от букв, как отличать гласные звуки от согласных и т.д.).

В-третьих, при оформлении родительского стенда логопед учитывает степень актуальности, значимости того или иного вопроса для родителей. Зачастую информация, которую логопед сообщает родителям, носит опережающий характер, учитывается опыт работы с родителями детей предыдущих лет обучения. Например, как показывает многолетний опыт работы, в начале первого года обучения целесообразно информировать родителей об основополагающих, базовых понятиях, причем в той же последовательности, какой преподносится материал детям на уроках. Так первые памятки, которые можно предложить родителям, могут быть такими: “Как правильно заниматься с ребенком дома”, “Как правильно проводить артикуляционную и пальчиковую гимнастику” и т.д. Это позволит родителям глубже вникнуть в суть логопедической работы, познакомиться с содержанием занятий в школе.

Обратная связь между логопедом и родителями может осуществляться через учителей, которые сообщают логопеду о наиболее часто задаваемых родителями или непонятных для них вопросах. Тем самым логопед может достаточно быстро отреагировать на возникшую проблему и устранить ее.

Вторая группа – опосредованное воздействие или инновационные формы работы с родителями:

Использование информационно-коммуникативных технологий

Сегодня применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса на всех этапах педагогической деятельности.

Осуществляется это с помощью применения разнообразных форм взаимодействия с родителями:

  • массовый опрос – сентябрь, май;
  • вебинары – ежемесячно;
  • общение с помощью программы Skype – еженедельно;
  • обновление информации на сайте – ежемесячно;
  • рассылка рекомендаций посредством электронной почты;

Для осуществления данного проекта необходимо изменить условия работы с родителями: технически оборудовать рабочий кабинет логопеда; технически подготовить место работы родителей и логопеда в домашних условиях для использования Интернет-ресурсов. Частично перестроить рабочую неделю логопеда с учетом реализации новых форм взаимодействия с родителями (например, вынести часть непосредственной образовательной деятельности на выходные дни). Изменений требует и само содержание работы с родителями. Так мы все консультации и родительские собрания переводим на проведение вебинаров; сбор анамнеза и заполнение речевых карт осуществляем посредством программы Skype (ту часть, которую необходимо заполнить совместно с родителями); рекомендации логопеда родители получают в электронном виде ежедневно на свой почтовый ящик; взаимодействие с родителями, в большей своей части, осуществляется дистанционно.

Например, логопед создает собственный сайт с организацией форума для родителей с четким разграничениями на сообщества по интересующим темам.

1. Сайт — это определенное место в Интернете, где можно расположить любую информацию, сделав ее доступной из любой точки мира. Содержание логопедического сайта для родителей может составлять следующее: информацию о развитии речи детей в онтогенезе, о причинах нарушения речи, последствиях несвоевременной коррекции, а также, список популярной логопедической литературы, игры, направленные на развитие психических процессов и речевых умений и навыков, приложения в виде иллюстрационного материала, ссылки на сайты с логопедическими играми и многое другое.

Таким образом, при помощи сайта родители имеют возможность получать информацию о школьных мероприятиях, осуществляемых учителем-логопедом, ответы на волнующие их вопросы, оставлять отзывы и комментарии о деятельности специалиста.

2. Форум. В нашем случае форум – это часть сайта. Такое место в Интернете, где собираются люди, которых объединяет одно увлечение или идея, и общаются на интересующие их темы. Они помогают друг другу советами и подсказками, обмениваются жизненным опытом, поддерживают друг друга. В отличие от чата, на форуме обсуждают определенную тему. То есть Логопед имеет доступ ко всем обсуждениям пользователей, тем самым может определить для себя основные направления работы с родителями, понять их.

Таким образом, родители в любой момент могут обсудить какие-либо вопросы, как со специалистами, так и с другими пользователями. В открытом доступе находятся все необходимые материалы и рекомендации специалиста, что не требует траты времени на поиски нужной информации. По самым распространенным и интересующим вопросам организуются вебинары. Накануне родители на форуме обсуждают наиболее актуальную тему, коллегиально решают, что они хотят узнать. Если таких тем нет, то логопед предлагает свои темы, а родители выбирают понравившуюся путем голосования. Затем они получают информационное письмо на свою электронную почту с темой будущего вебинара и инструкцией по подключению, ссылкой. Время проведения интенет-конференции так же решается коллегиально.

3. Вебинар – разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет в режиме реального времени. Во время веб-конференции каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника, или через веб-приложение. Вебинары могут быть совместными и включать в себя сеансы голосований и опросов, что обеспечивает полное взаимодействие между аудиторией и ведущим. В некоторых случаях ведущий может говорить через телефон, комментируя информацию, отображаемую на экране, а слушатели могут ему отвечать, предпочтительно по телефону с громкоговорителем. Преимущества проведения вебинаров: никуда не надо ехать, чтобы попасть на тренинг.

Читайте также:  Пример написания логопедической характеристики

4. Программа Skype позволяет совершать конференц-звонки, видеозвонки, осуществлять непосредственное общение с визуальным контролем, а так же обеспечивать передачу текстовых сообщений и передачу файлов. С помощью данной программы родители могут не только обозначить свою проблему, но и продемонстрировать ее (например, при выполнении рекомендаций логопеда). Консультирование с помощью скайпа продуктивнее письменных советов логопедов на сайтах и форумах. Специалист может наглядно показать все тонкости и особенности многих коррекционных (логопедических) приёмов: массаж, артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры – упражнения и др. Для многих родителей эта форма работы, взаимодействия с логопедом является наиболее приемлемой и очень желаемой, потому что соответствует следующим их требованиям. Так же Skype помогает осуществлять логопеду контролирующую функцию, например, если ребенок заболел, часто пропускает занятия, или родители неэффективно выполняют рекомендации специалиста.

5. Блог — это веб-сайт, основное содержимое которого составляют регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Блог – удачная площадка в Интернете для совместного сотрудничества. Использование блога в работе логопеда МБОУ помогает создать среду сетевого общения с коллегами, родителями, среду взаимодействия автора (авторов) с читателями. Блог в работе учителя–логопеда помогает сопровождать родителей в области логопедического просвещения. Возможность размещения ссылок, фото, видео, дает логопеду возможность создать электронное портфолио, методическую копилку. В блоге родители получают информацию и практические советы о том, как грамотно проводить упражнения, игры, задания для детей, нуждающихся в постоянной логопедической поддержке. Родители становятся соучастниками процесса воспитания и обучения детей. Каждый родитель может воспользоваться разработанными материалами блога, задать вопрос логопеду и получить ответ. Блог является новым эффективным информационным пространством для организации дистанционной поддержки родителей.

6. Электронная почта — технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений (называемых письмами или электронными письмами).

При помощи электронной почты учитель-логопед может без визуального контакта консультировать родителей, отвечать на вопросы, касающиеся коррекционного процесса, давать рекомендации, рассылать приглашения на родительские собрания, тренинги, очные консультации. Кроме того, логопед может отправлять воспитанникам задания для самостоятельной домашней работы: тесты, карточки с заданиями, картинные материалы, памятки и т.п. Особенно актуальны такие задания, когда ребенок болен и не может посещать школу. Таким образом, родители также становятся активными участниками процесса воспитания и обучения детей.

7. Группа в социальных сетях. Практически каждый человек зарегистрирован в различных социальных сетях. Только сеть “ВКонтакте” имеет более 111 млн. пользователей и почти каждый из них интересуется минимум тремя группами. Создание группы в социальных сетях – это сообщества пользователей, объединенных какой-либо идеей или общим интересом. Если родителям неудобно обсуждать свои проблемы и задавать интересующие вопросы на сайте логопеда, то они могут делать это в специально созданной группе в социальных сетях. Пользователи находятся в социальных сетях, когда у них есть свободное время. Следовательно, к новым предложениям они открыты, что делает процесс коммуникации более эффективным.

Подводя итог всему сказанному, отметим, что преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой логопедов и родителей на совместную работу по обучению детей. Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении логопедических проблем и в тоже время не навредят. Логопеды, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Логопед, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности коррекционного процесса.

В-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день. При реализации новых видов взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи традиционным формам работы с семьей. Анализ результатов своего труда радует и детей и конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь.

Высокие возможности современных компьютеров разрабатывают абсолютно новые и интересные варианты обучения. Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных партнерских отношений, осознание родителями своей роли в обучении и воспитании ребенка. В итоге достигается главная цель этого взаимодействия – обеспечить максимально благоприятные условия для полноценного и всестороннего развития ребёнка. А ведь несколько лет назад о таком взаимодействии мы даже не предполагали! Бесспорным преимуществом его является доступность. Родители в любое время дня и ночи могут зайти на нужный сайт, познакомиться с теоретическими основами логопедической работы, с методами, формами работы дома, рабочими материалами, интересными методическими пособиями и многим другим.

Таким образом, какие бы формы работы не выбрал для себя логопед- традиционные или инновационные или и те и другие совместно, зависит от желания педагога и возможностей конкретной школы: главное в коррекционной работе – не отпугнуть родителей, показать им значимость логопедической работы и призвать к активному сотрудничеству.

Инновационные формы работы с родителями: Родительский клуб «Школа логопеда»

Родительский клуб «Школа логопеда»
как форма взаимодействия детского сада и семьи

«Коррекция речевых дефектов относится к числу наиболее сложных видов оказания комплексной медико-психолого-педагогической помощи детям. Сложность эта обусловлена прежде всего тем, что речевой дефект, каков бы он ни был по степени выраженности, никогда не существует сам по себе» (Л. С. Выготский)

Нарушение речи — достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. По данным мировой статистики число речевых расстройств у детей дошкольного возраста неуклонно растет, в связи с чем актуальность проблемы их выявления и коррекции становится неоспоримой.

В наше время 25% 4-х летних детей страдают нарушением речевого развития, а в середине 70-х годов дефицит речи составил 4% детей того же возраста.

К факторам риска речевых нарушений относятся состояния, обусловленные нарушенным онтогенезом, мозговой недостаточностью, неблагоприятной экологией, а также сложными климатическими условиями Европейского Севера. К факторам риска на Севере, в том числе и Архангельской области, следует отнести холодовой фактор, перепады барометрического давления и напряженный ветровой режим, высокий уровень влажности и малое содержание кислорода в воздухе. Неблагоприятные внешние воздействия сказываются прежде всего на здоровье детей, как наиболее чувствительной группы населения.

За период с 1994 по 1998 год число детей с ограниченными возможностями здоровья (куда входят и дети с речевыми нарушениями) возросло с 0,19% до 0,38%. По степени распространенности в пределах детской возрастной группы дети с нарушениями речи по численности занимают третье место (около20%) после детей с образовательными затруднениями и нарушением интеллекта.

И несмотря на то, что охват детей в возрасте от 0 до 6 лет дошкольными учреждениями в 1997-2001 год вырос в Архангельской области с 71% до 75% проблема организации коррекционно-педагогической помощи детям дошкольного возраста остается актуальной и недостаточно разработанной. Исключение не составляет и наш детский сад.

Если в 2007 году количество детей, нуждающихся в логопедической помощи составляет 63 человека, то в 2009 уже 83. Все данные говорят о том, что детей с речевыми проблемами меньше не становится. Речевые диагнозы тоже усложняются, в основном это ФФНР и ОНР -2 и 3 уровня, отягощенные медицинскими диагнозами.

СП “Детский сад ”Ладушки” п. Октябрьский Устьянского района Архангельской области относится к числу детских учреждений комбинированного вида. Наш семи-групповой детский сад имеет одну логопедическую группу и логопункт, который оказывает логопедическую помощь достаточно большому количеству воспитанников.

Несмотря на это остается большая часть детей нуждающихся в речевой коррекции. Поэтому возможность выхода из сложившейся ситуации мы увидели в грамотной и организационной работе по профилактике речевых нарушений.

В связи с этим повышается значимость поиска новых форм оказания логопедической помощи детям и их родителям.

Проблему взаимодействия детского сада и семьи, общественного и семейного воспитания на сегодняшний момент мы считаем одной из актуальных. Ни одна, даже самая лучшая педагогическая система, не может быть эффективна в полной мере, если в этой системе нет места семье.

Вопрос повышения психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, является одним из приоритетных направлений работы нашего дошкольного образовательного учреждения.

Под психолого-педагогической компетентностью родителей мы понимаем определенный уровень знаний о психофизических особенностях развития детей определенного возраста и мерах педагогического воздействия с целью преодоления тех или иных нарушений.

Многие родители, благодаря разнообразию специальной литературы, ресурсам Интернет, пытаются самостоятельно повысить свою психолого-педагогическую компетентность. Однако отметим, что далеко не вся печатная продукция, а так же материалы, размещенные на различных сайтах Интернет соответствуют стандартам образования и носят действительно развивающий характер. А значит, специалисты ДОУ должны установить непосредственный контакт с семьей, в основе которого лежат интересы ребенка.

Коррекционная работа в нашем детском саду включает в себя традиционные формы, но практика показывает, что этого недостаточно, так как оказывается она только родителям, чьи воспитанники посещают речевую группу и логопункт. Возникла необходимость в поиске такой формы работы с родителями, чтобы логопедическую помощь смогли получить все желающие. На базе детского сада был проведен мониторинг с целью выявления наиболее удобной формы объединения родителей.

Учитывая результаты, мы выбрали инновационную форму вовлечения родителей в образовательный процесс. В 2007 году на базе детского сада начал свою работу родительский клуб “Школа логопеда”. Это объединение родителей, нуждающихся в квалифицированной логопедической помощи.

Его целью является оказание теоретической и практической помощи родителям в развитии речи детей, посещающих ДОУ и профилактике речевых нарушений, в том числе и детей раннего возраста.

Клуб является дополнительным компонентом воспитательно – образовательного процесса, где родители могут получить знания и развить свои умения.

Разработана программа работы клуба на 3 года, которая входит в один из проектов программы развития дошкольного учреждения на 2011-2013год «Особый ребенок» и предполагает более раннее вовлечение родителей и детей в логопедическую работу.

Клуб посещают родители, желающие повысить свой уровень в вопросах воспитания и образования детей.

Состав родителей – участников клуба может меняться в зависимости от их потребности и интересов.

Тематика заседаний должна касаться детей и их проблем.

Заседания проводятся 3 раза в год в вечернее время.

Данная форма работы интересна тем, что тематика заседаний клуба может варьироваться в зависимости от проблемы и запросов родителей. Некоторые заседания имеют определенную направленность на конкретный возраст.

Наиболее актуальные темы заседаний — “Ортодонтия и логопедия”, “Профилактика нарушений у детей раннего возраста” вызвали большой интерес и активность родителей.

Состав семей наших воспитанников довольно разнородный: в их числе полные и неполные семьи. Более чем половина семей имеет по одному ребенку. Родители детей – люди самых разных возрастов. Уровень образования родителей тоже неодинаков. Поэтому задача педагогов состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения.

Каждое заседание включает в себя теоретическую и практическую часть, и главное – выступления узких специалистов, в которых заинтересована семья и консультации с ними (логопеда, работающего с детьми раннего возраста, учителя начальных классов, детского стоматолога).

Нами используются разные эффективные формы работы, такие как “Круглый стол”, тематические беседы, консультации, тренинги, диалоги, семинары, лекции, показ открытых мероприятий с детьми, выполнение домашних заданий с применением анкетирования, тестирования, анализа детских высказываний, решения кроссворда, опроса, оценочных листов, вопросников.

Применяем такие наглядные формы работы, которые дадут родителям полное представление о данной теме: папки-передвижки, видеофильмы, памятки-рекомендации для родителей, выставки книг, пособий, настольных игр, развивающих компьютерных игр, фотовыставки.

Вся работа ведется в тесном взаимодействии всех сотрудников ДОУ: логопеда, педагога-психолога, медсестры, ст. воспитателя, руководителя физического развития, музыкального руководителя, воспитателей групп.

В целях повышения заинтересованности родителей приглашаем на заседания разных специалистов.

Правильное дыхание – важный момент в нашей работе. Эта тема перекликается с работой клуба по физическому развитию «Здоровячок», руководителем которой является воспитатель нашего детского сада. Она показала мастер-класс по освоению приемов правильного дыхания. Интерес к данной теме был вызван тем, что у детей с речевыми нарушениями преобладает ротовое дыхание.

Преемственность детского сада и школы прослеживается и на наших заседаниях. Учитель начальных классов познакомила родителей с требованиями, предъявляемыми школой к будущему первокласснику, в частности к правильной речи ребенка, навыкам работы в тетради.

Интересным, увлекательным и познавательным было выступление детского стоматолога, которая показала тесную связь логопедии и ортодонтии, рассказала о строении зубочелюстного аппарата и причинах возникновения речевых нарушений с медицинской точки зрения. Познакомила с результатами стоматологического обследования детей логопедической группы.

В последнее время очень значимой становится профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста, что связано с тенденцией роста числа речевых нарушений у таких детей.

Раннее начало коррекционной работы позволяет скомпенсировать имеющиеся отклонения в развитии и повысить потенциал ребенка в будущем. Наша задача – уделить более пристальное внимание этой проблеме в настоящее время и разработать систему работы по развитию общих речевых навыков маленьких детей вместе с родителями. По этой актуальной теме на заседаниях нашего клуба делилась опытом работы руководитель“Маминой школы” для детей раннего возраста.

Родители воспитанников младшего дошкольного возраста сами изъявляют желание встретиться с логопедом и готовы выполнять рекомендации специалистов, все это помогает, если не предотвратить задержку речевого развития, то хотя бы не терять времени и не усугублять речевой дефект.

В перспективе надеемся на встречу с невропатологом, массажистом, педиатром.

Радует такой факт, что количество заинтересованных родителей, участвующих в заседаниях клуба, возрастает. Если в 2007 году посещаемость составляла 10-11 человек, то в 2008-2009 – 18-26 человек.

По результатам опроса родителей (беседы, анкетирование) отмечаем, что родители удовлетворены работой клуба, они нуждаются в оказании профессиональной консультативной помощи и доверяют педагогу. Они идут на контакт и выполняют рекомендации, потому что убеждаются в эффективности нашей работы, 85% родителей выразили желание участвовать в работе клуба и в следующем году.

В 2010- 2011 учебном году «Школа логопеда» начала свою работу на базе 2 младшей группы нашего детского сада, как экспериментальная форма работы. В течение учебного года учитель-логопед проводила консультации для родителей данной группы.

Также был разработан понедельный комплекс домашних заданий по формированию общих речевых навыков, который предложен всем родителям, заинтересованным в речевом развитии своего ребенка на весь учебный год (Приложение).

Продолжилась работа «Школы логопеда» в 2011-2012 учебном году на базе этой же, но уже средней группы. Было предложено оказание практической помощи детям и их родителям по формированию правильного дыхания и проведению артикуляционной гимнастики один раз в неделю в течение всего учебного года и в результате оказалось, что это одна из самых эффективных и востребованных родителями форма работы. Немаловажно, что воспитатели данной группы заинтересованы в успехах своих воспитанников и поддерживают тесный контакт с родителями.

Родительский клуб «Школа логопеда» — это новая форма взаимодействия совместного с семьей воспитания детей в условиях детского сада. Наш детский сад определяет своей целью не только воспитание и обучение ребенка силами опытных специалистов, но и помощь, и поддержку родителей в решении сложных психолого-педагогических задач.

Список использованной литературы:

1. Толстов В.Г., Сидоров П.И., Нагаев В.В. Психическое здоровье детского населения Европейского севера России — Архангельск 2004.
2. Н. В. Рыжова; Развитие речи в детском саду – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008
3. Жохова О. В., Лебедева Е. С. Домашние задания для детей средней логопедической группы ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2010
4. Планирование работы по формированию общих речевых навыков у детей 2-3 лет / Т. А. Кривцова // Логопед. — 2007. — № 6. — С. 36-55

2. Родители – активные участники «Школы логопеда»:

3. Выступление детского стоматолога на заседаниях «Школы логопеда»:

Назарова Елена Владимировна,
учитель-логопед
СП «Детский сад «Ладушки» МБОУ «ОСОШ №1»

Нетрадиционные формы взаимодействия логопеда с семьей в коррекционно-образовательном процессе в условиях ДОУ в контексте ФГОС ДО

Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. В этом законе, в отличие от документов предыдущих лет, уважение к семье признается одним из принципов образования, то есть семья из средства педагогического воздействия превращается в его цель.

Читайте также:  Осень, Деревья осенью - конспект

Закон РФ «Об образовании» вводит федеральный государственный стандарт дошкольного образования. В ФГОС ДО сформулированы и требования по взаимодействию дошкольной организации с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольной организации с семьей, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы дошкольной организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.

На протяжении многих лет система отечественного образования стояла на позициях приоритетности общественного воспитания над семейным. Именно поэтому вопросами образования и развития детей занимались образовательные учреждения, а основной задачей педагогов работе с родителями было лишь их педагогическое просвещение.

Семья и образовательное учреждение не могут заменить друг друга: у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Дошкольник – не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.

В процессе взаимодействия с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребенка: не замечают недостатков в его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом все исправится. Обеспечение тесной взаимосвязи между родителями и педагогическим коллективом — важнейший аспект в коррекционно-образовательной деятельности ДОУ. Целенаправленная, систематически спланированная, комплексная работа педагогического коллектива и осознанная заинтересованность родителей – значительно повысит результативность обучения. Нецеленаправленность или бессистемность работы с родителями приводит к усугублению речевых и коммуникативных трудностей детей. Хаотичность воспитательных воздействий на ребенка в семье и перекладывание ответственности за речевые успехи ребенка на логопеда и воспитателей не способствуют установлению уважительной позиции в общении между педагогами и ребенком, формируют у дошкольника отрицательную или безразличную установку на педагогические воздействия.

Родители нередко сами отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов, так как не владеют необходимыми знаниями и умениями и достаточным количеством свободного времени для занятий с детьми дома. Отсюда возникает проблема: родителям необходимо дать определенный уровень знаний, умений по вопросам речевого развития детей.

Противоречие заключается в следующем: работу с семьей учителя – логопеды считают необходимой и в то же время не все к ней готовы. Чаще общение строится на уровне взаимных претензий или формально. Для благополучного речевого развития ребенка требуются иные взаимоотношения семьи и учителя – логопеда, а именно — сотрудничество, взаимодействие, доверительность. Все это требует пересмотра содержания и форм работы с родителями. В коррекционной работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и помощниками.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». На основе собранных данных я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Я разработала для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

  • Родителилидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
  • Родителиисполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
  • Родителикритические наблюдатели.

Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей:

  • активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей
  • заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов
  • равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

Традиционные родительские собрания в форме лекций, отчетов уже не находят отзыва в душе родителей и не дают желаемого результата. Идея недостаточности традиционных форм работы с родителями и необходимости целенаправленного образования родителей с целью повышения их функциональной грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с педагогами образовательного учреждения осознаётся сегодня и родителями, и специалистами: педагогами, психологами. Под образованием родителей понимается обогащение знаний, установок и умений, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений, выполнения родительских ролей в семье и обществе.

Сегодня возникла необходимость строить новые партнерские взаимоотношения с родителями, а это в свою очередь диктует новые формы и условия такого взаимодействия. При этом мы учли запросы всех категорий родителей (родителей – лидеров, родителей-исполнителей, родителей — критических наблюдателей).

Формы работы с родителями делятся на 4 вида:

  1. Информационно-аналитические;
  2. Наглядно-информационные.
  3. Досуговые;
  4. Познавательные;

Информационно-аналитические формы организации общения с родителями

Сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Например, открытые занятия для родителей, просмотр видеороликов, фотографии, выставки детских работ. Проведение открытых занятий в ДОУ может быть организовано по разному.

Размещаю различного рода информацию на сайте дошкольного учреждения, это позволяет расширить круг родителей и быстрее отреагировать на интересующую их информацию.Понимая, что не у всех родителей есть возможность иметь компьютер, предлагаю вниманию родителей папку под названием «Родительский дневничок», в ней я даю ответы на вопросы родителей, которые собираю заранее на родительских собраниях, в ходе индивидуальных встреч, либо из проблем, возникающих в ходе работы. Так же в группе имеется стенд «Копилка родительских советов»

Досуговые:

– совместные досуги, праздники, выставки призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе.

Логопед должен постараться разрушить иллюзию, весьма рас­пространенную среди родителей, о возможности магического, «вол­шебного» разрешения всех проблем развития и воспитания ребен­ка только в результате посещения им коррекционных занятий. Не­обходимо сформировать адекватные ожидания родителей в отно­шении результатов обучения, подчеркнуть, что, какие бы значи­тельные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию.

С этой целью я активно использую познавательные формы сотрудничества с родителями.

  • « Аукцион». Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, развитие связной речи с помощью игр. Логопед дает понятие –развитие связной речи , совместно с родителями он анализирует как происходит развитие связной речи с помощью игр . Логопед предлагает родителям поделиться, какие игры они используют дома для развития речи своего ребенка. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки, ( т.е. советы продаются за фишки). Советы, набравшие большее количество фишек помещают на стенд «Копилка родительского опыта»
  • « Ток–шоу». Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток–шоу выступают родители, логопед , может пригласить других специалистов. К примеру, возьмем кризис 7ми лет. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Определяются ключевые понятия кризиса 7ми лет, совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы.

Онлайн- консультации.

Консультирование родителей происходит в онлайн режиме, используя ИКТ.

  • «Гость дня»

Такая форма при которой один из родителей становится гостем в группе.

Например, в одном случае, родители в качестве гостей посещают занятия. Родители видят собственных детей в необычной для себя обстановке, получают рекомендации об обучении детей в семье. В другом случае родители могут быть активными участниками педагогического процесса. Они отвечают на вопросы, совместно с детьми двигаются под музыку, поют, рисуют, выполняют задания педагога и т. Д

  • Дни добрых дел

Дни добровольной помощи родителей группе, ДОУ – ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу тёплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателями и родителями.

« Семинар – практикум». На семинарах-практикумах демонстрирую родителям различные пособия, с помощью которых дети получают необходимую информацию по обучению грамоте, автоматизации звуков и т.д. Рекомендую (по необходимости) изготовить аналогичные для занятий в домашних условиях. Взаимодействуя с родителями, широко использую ИКТ. Демонстрация видеосюжетов различных занятий в нашем «Видеосалоне» дает возможность оценить успехи и неудачи своих детей, сравнить, сделать выводы, задать вопрос. Это полезно на этапе автоматизации звуков и введении их в речь. Предлагаем в видеозаписи посмотреть, как дети говорят в обыденной речи , и как они могут сказать по просьбе логопеда, демонстрируются фрагменты занятий, комментируются действия детей, задачи, последовательность выполнения заданий, тем самым обучаем родителей игровым приемам, развиваем навыки общения с ребенком и коррекции его речевых нарушений .

  • « Тренинги»-наиболее активно применяемая мною форма

Тренинговые игровые упражнения и задания (по развитию связной речи, формированию произношения, по выполнению домашних заданий, предпосылок по формированию навыков письма, по предупреждению дисграфии и дислексии) помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.

Данная форма работы способствует практическому включению родителей в коррекционно-педагогический процесс. Такая форма дает эффект обратной связи между учителем-логопедом и родителями и нацеливает их на дальнейшее сотрудничество, сплачивает коллектив родителей.

Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют:

  • проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
  • возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
  • ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
  • увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
  • стремление взрослых к индивидуальным контактам со специалистом;
  • размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
  • повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.

И если работа с родителями и её анализ будут проводиться в системе и не «на бумаге», то постепенно даст определенные результаты.

На сегодняшний день можно сказать, что у меня в детском саду сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками учителя-логопеда, создана атмосфера взаимоуважения.

Приведенные приемы не исчерпывают всего многообразия нашей работы и общения с родителями. Это лишь незначительная их часть, которая может сделать встречи родителей и логопеда , родительские собрания интересными и запоминающимися. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями.

Верещага Римма Николаевна
учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 35
г. Крымск

Как логопеду работать с родителями

Важным аспектом в коррекционной работе является исправление речевых дефектов, раннее выявление этих нарушений, а также подготовка дошкольников к учебному процессу. Ни одна схема работы с такими детьми не может дать должного результата, если к процессу не подключена семья.

Сегодня одной из наиболее насущных проблем в работе логопеда является проблема работы с родителямидетей, у которых есть речевые нарушения. У таких детей есть отклонения в развитии речи, при этом у них сохранен интеллект и нет проблем со слухом. Данные нарушения разнообразны, они могут проявляться в проблемах с произношением, скудности словарного запаса, нарушении плавности и темпа речи.

Почему количество детей-логопатов увеличивается?

В настоящее время примерно каждый 4 ребенок дошкольного возраста имеет проблемы с развитием речи или его различными нарушениями.

Рост количества таких детей объясняется не только медицинской стороной вопроса. Часто причиной становятся социальные условия, в которых дети пребывают с самого начала их жизни.

При этом вовсе не обязательно, что проблемы возникают в социально-неблагополучных семья с низким уровнем достатка. Основная причина в данном случае – это отсутствие должного общения ребенка с родителями, которые в силу своей занятости или других факторов не имеют желания или возможности проводить с детьми больше времени. В таких ситуациях часто единственным «собеседником» ребенка становится телевизор, что приводит к достаточно плачевным последствиям при овладении речью.

Основные задачи в работе с родителями

Исправление речи у ребенка предполагает использование специальных методик, но роль родителей также играет одну из определяющих ролей в процессе коррекционно-логопедического воздействия. Роль совместной работы логопеда и членов семьи трудно переоценить, ведь она дает положительную динамику в развитии речи ребенка. Это возможно при условии, что родители поняли важность того, что нужно каждый день уделять внимание и время для исправления речевых нарушений.

Есть несколько основных задач работы учителя-логопеда с родителями:

  • Необходимо установить партнерские отношения с членами семьи ребенка, создать благоприятную атмосферу, которая вызовет у родителей интерес и желание в помощи по устранению речевых нарушений.
  • Повышение компетентности родителей относительно вопросов речевого развития. Важно донести до них, что несмотря на всю занятость, важно всесторонне участвовать в развитии своего ребенка.
  • Обучение конкретным методикам логопедической работы, чтобы они могли в домашней обстановке повторять те или иные упражнения.

Формы работы учителя-логопеда с семьей

Достаточно часто есть определенные препятствия работы учителя-логопеда с членами семьи, которые в большей степени обусловлены недостаточной компетенцией родителей, касающейся вопросов речевого и психического развития ребенка.

Есть традиционные формы работы логопеда с родителями:

  • Педагогическое просвещение, которое осуществляется внутри детского сада, а также за его пределами.
  • Расширенная консультация и беседы, которые главным образом направлены на семьи, которые не могут справиться с функцией воспитания и образования (здесь важна роль педагога, который сам подбирает темы и направления, которые считает важными).
  • Групповые собрания (в данном случае, родители выступают в роли пассивных слушателей, по возможности максимально внимания той информации, которая до них доносится).
  • Наглядные материалы: выставки, стенды и т.д. Как правило, родители плохо воспринимают такую информацию, потому что она идет как-бы фоном для них, когда они приводят или забирают ребенка из группы.

Подобные традиционные формы работы с семьей показывают недостаточную эффективность. Объясняется это тем, что подход оказывается слишком общим, т.е. индивидуальные особенности детей фактически не учитываются. К тому же, родители недостаточно вовлечены в процесс преодоления речевых нарушений, участвуя лишь в каких-то организационных моментах.

По В.А. Петровскому есть несколько этапов успешной работы учителя-логопеда и родителей:

  1. Нужно сформировать у членов семьи положительный образ малыша. В данном случае во главе угла стоит девиз «Ваш ребенок лучше всех», т.е. ни в коем случае не надо жаловаться на ребенка, даже если он сделал что-то не так.
  2. Донесение до родителей знаний об их ребенке, которые не доступны им внутри семьи. Сообщается о том, как малыш общается со своим сверстниками, каких успехов он уже добился и т.д.
  3. Знакомство специалиста с основными проблемами при воспитании. В данном случае, логопед выступает в роли слушателя, поддерживая диалог. Не дается никаких оценок и предварительного анализа. Вся полученная информация должна использоваться специалистом только для дальнейшего позитивного взаимодействия с семьей.
  4. Совместная работа по формированию личности ребенка. К этому моменту уже должны сформироваться доверительные отношения между логопедом и членами семьи. Только после этого он может давать советы и рекомендации.
Ссылка на основную публикацию