Опыт применения личностно-ориентированных технологий учителем-логопедом

Современные технологии в работе учителя-логопеда

Педагогическая технология — относительно новое понятие педагогической науки. В 60—70-х гг. ХХ в. оно ассоциировалось главным образом с методикой применения ТСО.

В исследованиях российских специалистов понятие «педагогическая технология» получило более широкий смысл, относится к большому кругу образовательных процессов и рассматривается в педагогических системах различного уровня.

В любой педагогической системе « Педагогическая технология» — понятие, взаимодействующее с дидактической задачей. И если дидактическая задача выражает цель обучения и воспитания, то педагогическая технология — пути и средства их достижения.
В настоящее время понятие педагогической технологии прочно вошло в педагогический лексикон. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

  • Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
  • Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).
  • Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).
  • Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).
  • Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель).
  • Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).
  • Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).
  • Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
  • Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

Между тем это слово, пришедшее к нам от греков, если судить по составляющим его корням, было рассчитано на более универсальное использование: технос – искусство, мастерство, логос – учение.
В учебно-методическом пособии «Логопедические технологии» авторы Борозинец Н.М.,Шеховцова Т.С., представлено определение педагогической (образовательной) технологии как интегрированного обозначения различных способов образовательного взаимодействия педагога и обучающихся. Это последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или планомерное последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.
К ним относятся хорошо известные специалистам:

  • Технология логопедического обследования.
  • Технология коррекции звукопроизношения.
  • Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.
  • Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи.
  • Технология развития интонационной стороны речи.
  • Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.
  • Технология развития лексико-грамматической стороны речи.
  • Технология логопедического массажа.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать, работу учителя логопеда.

Эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Так, в современной логопедической практике при наличии условий активно используются не традиционные для логопедии технологии:

  • нейропсихологические технологии,
  • кинезитерапия,
  • гидрогимнастика,
  • различные виды логопедического массажа,
  • суджок-терапия,
  • гимнастика Стрельниковой,
  • дыхательный тренажёр Фролова,
  • фитотерапия,
  • аурикулотерапия,
  • ароматерапия,
  • музыкотерапия,
  • хромотерапия,
  • литотерапия,
  • имаготерапия,
  • сказкотерапия,
  • песочная терапия,
  • различные модели и символы,
  • активно внедряются в коррекционно-развивающий процесс мультимедийные средства коррекции и развития,
  • БОС технологии

В конечном итоге пройдя проверку временем, в логопедической практике останутся самые эффективные и доступные для применения разработки.

Лексико-грамматическая сторона речи детей старшего дошкольного и младше школьного возраста с общим недоразвитием речи значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане.

  • Бедный словарь. Дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания.
  • Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц.
  • Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов.

В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условии для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников и младших школьников с ОНР.

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.

В настоящее время технология составления синквейна активно используется в психологии как эффективный инструмент для рефлексирования и в работе учителей предметников в школе, как средство, способствующее прочному усвоению знаний, развивающее способность обобщать и резюмировать информацию, дающее возможность оценить уровень знаний учащегося. Так как человек, не владеющий знаниями по теме, не сможет составить синквейн.

Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:

  • Новая технология – открывает новые возможности; современная логопедическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя -логопеда.
  • Гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.
  • Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
  • Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
  • Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).
  • первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
  • вторая строка – два слова, прилагательные;
  • третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
  • четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
  • пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).

Например
1. Кукла
2. Красивая, любимая.
3. Стоит, сидит, улыбается. 4. Моя кукла самая красивая.
5. Игрушка.

1.Машина
2.Быстрая, мощная.
3.Едет, обгоняет, тормозит.
4.Я люблю кататься.
5.Транспорт.

1. Дождь
2. Мокрый, холодный
3. Капает, стучит, льётся
4. Я не люблю дождь
5. Вода

1. Заяц
2. Белый, пушистый
3. Скачет, прячется, боится
4. Я жалею зайца.
5. Дикие животные.

Из приведённых примеров видно, что для того чтобы правильно составить синквейн необходимо:

  • иметь достаточный словарный запас в рамках темы,
  • владеть обобщением,
  • понятиями: слово – предмет (живой не живой), слово-действие, слово-признак,
  • научиться правильно, понимать и задавать вопросы,
  • согласовывать слова в предложении,
  • правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна не противоречит программе Татьяны Борисовны Филичевой и Галины Васильевны Чиркиной и той её части, которая касается развития лексико-грамматических категорий у детей с ОНР 3ур и служит средством оптимизации учебного процесса.

Опыт показывает, что уже в конце первого года обучения большинство старших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас.

Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях, с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Дети умеющие печатать могут создавать свой синквейн на листе бумаги, не умеющие в виде устных сочинений. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребёнка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн. Могут быть использованы такие варианты работы как:

  • составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
  • коррекция и совершенствование готового синквейна;
  • анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить);
  • Полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы.

Составление синквейна, полезно для выработки способности к анализу. Синквейн требует меньших временных затрат, его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные).

Таким образом, технология «Дидактический синквейн» гармонично сочетает в себе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной и может успешно применяться в логопедической практике.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Личностно-ориентированный подход логопеда в коррекционной работе

Личностно-ориентированный подход к учащимся с речевыми нарушениями в начальной школе на коррекционно-развивающих занятиях

Во Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей говорится: «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учёбы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве…» На гармонии и сотрудничестве должны строить свои отношения и взрослые люди, и педагоги, в том числе и учителя-логопеды.

В своей коррекционно-развивающей работе я использую личностно-ориентированную модель взаимодействия, которая направлена на создание комфортных психологических условий для ребенка (учащегося – логопата), на сохранение и развитие доверия к миру (позитивное отношение к жизни), развитие индивидуальности и личности ребенка. Знания, умения и навыки в этой модели выступают средством достижения цели.

Учащиеся данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению учебной деятельностью. У них отмечаются нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы, дефектное произношение некоторых звуков, недостаточная сформированность фонематических процессов, в результате чего возникают трудности овладения письмом и чтением, нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы, недостаточное развитие связной речи.

Кроме того, у учащихся с нарушениями речи отмечаются: неустойчивое внимание, недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям, недостаточное развитие словесно-логического мышления, недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала. И как следствие этого, у обучающихся имеют место трудности формирования учебных умений (планирование работы, определение путей и средств достижения учебной цели, контролирование деятельности).

В связи с этими особенностями обучающихся с речевыми нарушениями я определила следующие направления работы:

  • развитие звуковой стороны речи и коррекция дефектов произношения;
  • расширение лексического запаса;
  • формирование грамматического строя речи;
  • формирование связной речи;
  • развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению;
  • формирование полноценных учебных умений;
  • развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению;
  • формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности.

Свою работу я начинаю со сбора анамнеза, данных о раннем развитии ребенка, перенесенных заболеваниях, исследования неречевых психических функций, состояния звукопроизношения, изучения анатомических особенностей артикуляционного аппарата, речевой моторики, состояния дыхательной и голосовой функций, воспроизведения звуко-слоговой структуры слова, состояния фонематического восприятия, состояния фонематического анализа и синтеза, исследования лексики и грамматического строя экспрессивной речи, состояния связной речи и др. После логопедического обследования и определения логопедического заключения (диагноза) я провожу индивидуальные (2 раза в неделю) и подгрупповые занятия (2-3 раза в неделю) с учащимися.

На занятиях осуществляется непосредственно индивидуальный и дифференцированный подход к каждому учащемуся. Проводится работа по развитию артикуляционной моторики, постановке, автоматизации и дифференциации звуков в речи, а также развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций с учетом возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Таким образом, например, при подготовке органов артикуляции к произношению свистящих звуков, учащиеся выполняют одни упражнения «Качели», «Горка», «Силач», «Паровоз», а при постановке шипящих звуков другие упражнения: «Маляр», «Лошадка», «Ковшик», «Вкусное варенье».

На коррекционно-развивающих занятиях реализуется комплексный подход, так как одновременно ведется работа над мимикой, развитием мелкой моторики и др. Учащиеся перевоплощаются в героев сказок, зверей, инопланетян. Таким образом, развивается воображение, творческая фантазия, ведется работа над интонационной выразительностью речи, укрепляется лицевая мускулатура.

На подгрупповых занятиях с учащимися проводится работа по закреплению звуков в речи, расширению словарного запаса, развитию связной речи, используются настольные игры, настенные плакаты и дидактические пособия по разным лексическим темам. В занятия включены задания на формирование психофизической сферы детей. Это психогимнастика, релаксация, динамическая пауза, гимнастика для глаз, игры на развитие мелкой моторики с массажными мячиками и другими атрибутами, голосовые и дыхательные упражнения, дидактические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления и речи.

Кроме того, для достижения положительных результатов используются упражнения образовательной кинезиологической программы «Брейн Джим»: «Лежащая восьмерка», «Слон», «Сова» и другие, которые очень нравятся детям и развивают их творческие способности. Кинезиология это лечение движением. Кинезиологические и кинезотерапевтические методы – это новые системы оздоровления.

«Брейн-джим» – это забавные, интересные двигательные упражнения и действия, которые способствуют общему развитию ребёнка. Они образуют сердцевину образовательной кинезиологии . Это – наука об использовании тонуса определённых мышц в диагностике состояния человека и выборе методов коррекции. Она основана на использовании существующих в организме человека функциональных связей между тонусом мышц и соответствующими структурными, энергетическими и эмоциональными нарушениями.

Edu – Kineste (ЕК) – методика, помогающая учащимся повысить свой учебный потенциал посредством определенных телесных движений и усилий. С ее помощью можно добиться очень хороших результатов в интеллектуальной и эмоциональной сфере детей: это – устранение эмоционального дисбаланса, повышение работоспособности, успеваемости у учащихся.

Успех в учебе, достигнутый с помощью ЕК – это обучение, осуществляемое посредством нового структурирования движений и тех участков мозга, которые прежде были блокированы. Изменения в обучении и поведении учащихся часто настолько скоры и глубоки, что их нельзя не заметить. Упражнения помогают учащимся понять процесс восприятия информации и самовыражения, лучше использовать свой потенциал.

Сторонники упражнений «Брейн – джим» считают их самым действенным средством повышения качества жизни и учебы через радость от движений.
На логопедических занятиях я стараюсь уделять большое внимание развитию эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности, формированию черт гармоничной и незакомплексованной личности учащегося (дружбе, уважению, самоуважению, критичности самокритичности, оценке и самооценке).

Все коррекционные занятия ориентированы на психологическую защищенность обучающихся, их комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Созданы разные варианты проведения занятий с использованием литературных персонажей «Словознайкиным» и «Звукознайкиным», специально изготовленных сюжетов сказок на фланелеграфе и магнитной доске, элементов сюжетно-дидактических игр, с использованием предметных и сюжетных картин.

Необходимо отметить, что такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания обучающихся и поддержания интереса на протяжении всего занятия. И это немаловажно, если учесть то, что учащиеся-логопаты часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдается нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость.

Такая организация занятий способствует развитию связной речи учащихся, положительного эмоционального состояния детей, поддержания интереса и внимания к изучаемой теме, а значит и эффективной результативности.

В заключении хотелось бы отметить, что очень важно на коррекционно-развивающих занятиях создавать ситуацию успеха и давать предвосхищающую положительную оценку учащимся с речевыми нарушениями, чтобы они поверили в свои силы и стали более уверенными, проявляли познавательную активность к языковым явлениям. При этом необходимо не забывать правило трёх «П»:

  • понимать,
  • принимать,
  • признавать
Читайте также:  Автоматизация звуков у детей с ТНР в пересказах с использованием картинных алгоритмов

за детьми право быть такими, какие они есть.

Кроме перечисленных технологий, в своей работе я использую логопедический массаж, Су-Джок терапию, музыкотерапию, игры с моделями-символами и другие нетрадиционные методы, что позволяет мне добиваться высоких результатов. Ведь хорошо развитая речь ребенка является важным условием успешного обучения в школе.

  1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии. Ростов н/Д: Феникс, 2008.-105 с.
  2. Акименко В.М. Исправление звукопроизношения у детей. Ростов н/Д: Феникс, 2008.-110с.
  3. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.: ТЦ Сфера, 2005.-192 с

Программа учителя-логопеда работы с детьми ОВЗ 1-4 класс
рабочая программа по логопедии на тему

Программа учителя-логопеда работы с детьми ОВЗ 1-4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
programma_ovz_1-4_kl.zpr_.docx79.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар

средняя общеобразовательная школа № 22

решением педагогического совета

от 01.09.2016 г.протокол № 1

директор МБОУ СОШ № 22

______________ Л.Г. Денисенко

по коррекции нарушений устной и письменной речи

Уровень образования (класс): начальное общее, класс 1-4

Количество часов по программе: 247

Учитель-логопед (Ф.И.О) Кукушкина Ирина Николаевна

Программа разработана на основе: Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000г №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М.,1996г.

Рабочей группой МБОУ СОШ № 22, в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ выбран варианты 7.1. Данный вариант АООП НОО обучающихся с ЗПР содержит дифференцированные требования к структуре, результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей разных групп или отдельных обучающихся с ЗПР , получение образования вне зависимости от выраженности задержки психического развития, места проживания обучающегося и вида Организации.

На основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ была создана АООП НОО обучающихся с ЗПР с 1.09.2016 года, к которойсозданучебных план, в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп или отдельных обучающихся с ЗПР. АООП НОО для обучающихся с ЗПР, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее — ИПР) в части создания специальных условий получения образования.

Определение одного из вариантовАООП НОО обучающихся с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее ― ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом ИПР и в порядке, установленном законодательствомРоссийской Федерации.

Таким образом на основании выше указанного и приказа департамента образования администрации муниципального образованиягород Краснодар от 31.08.2016№ 1201 «Об открытии специальных (коррекционных) классов для обучения по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития в муниципальных общеобразовательных организациях муниципального образования город Краснодар в 2016-207 учебном году» возникла потребность в составлении рабочей программы «Коррекции нарушений устной и письменной речи».

Рабочая программа направлена на оказание помощи учащимся начальных классов с нарушениями устной речи в освоении ими общеобразовательных программ по родному русскому языку и составлена с учётом рекомендаций и методических разработок логопедов-практиков А.В. Ястребовой, Г.Г. Ефименковой, Р.И.Лалаевой, а также в соответствии с рядом разделов программ предметной области филология в начальной школе (система учебников «Школа-России»).

Рабочая программа составлена с учётом инструктивного письма «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000 г. №2.и Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М.,1996г.

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основе которых разработана данная программа:

  1. Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.№ 1015″Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования
  4. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 06.04.2004 № 26/188-6и «О дополнительных мерах по соблюдению права на образование детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии»
  5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК-452/07 от 11.03.16
  6. Приказы Министерства образования и науки РФ № 1598 и 1599 от 19 декабря 2014 г. Об утвержении ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ
  7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва “Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”.
  8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  9. Устав школы

Цель курса: коррекция нарушений устной и письменной речи, восполнениепробелов в знаниях у обучающихся 1- 4 классов.

  1. Уточнение представлений о звуковом составе слова; совершенствование навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова.
  1. Закрепление навыков дифференциации парных согласных и фонем, имеющих акустико – артикуляционное сходство.
  1. Активизация словарного запаса путём уточнения значений имеющихся в запасе у детей слов.
  1. Обогащение словарного запаса путём введения слов-терминов, за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.
  1. Обучение нахождению слов, обозначающие предмет (имя существительное), действие предмета (глагол), признак предмета (имя прилагательное).
  1. Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков, постановка и автоматизация дефектно произносимых звуков.
  2. Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении.
  3. Развитие навыков построения связного высказывания.
  4. Формирование психологической базы речи:
  • зрительного, слухового, пространственного, осязательного восприятия;
  • мышления;
  • памяти;
  • устойчивости внимания;
  • накопление представлений об окружающем мире;
  • воображения;
  • наблюдательности, особенно к языковым явлениям;
  • развитие общей и мелкой моторики.
  1. Формирование регулирующей учебной деятельности:

планирование предстоящей деятельности;

  • контроль за ходом своей деятельности;
  • применение полученных знаний в новых ситуациях,
  • анализ и оценка продуктивной собственной деятельности.
  1. Формирование чувства ответственности, уверенности в себе, чувства собственного достоинства.
  2. Формирование личностных качеств:
  • организованности;
  • воспитанности;
  • взаимоуважения друг к другу;
  • адекватного представления о себе и своих возможностях.

Данная программа направлена на успешное усвоение грамоты младшими школьниками с нарушенным зрением, предупреждение нарушений чтения и письма на фоне дефектов устной речи.

Программа опирается на ряд актуальных принципов в содержании и методике коррекционной работы на логопедических занятиях:

  1. обусловленность содержания и методики коррекционной работы особенностям развития речи у детей с нарушением зрения;
  2. соотнесение недостатков речи с сенсорным дефектом и потенциальны возможностями коррекционно-компенсаторного развития за счёт полисенсорного восприятия, восполняющего зрительный недостаток;
  1. усиление общего речевого развития детей с нарушением зрения за счёт введения специальных коррекционно-компенсаторных форм и средств преодоления недостатков речи.

Общая характеристика учебного курса

Данный курс способствует формированию у учащихся с нарушением зрения предпосылок, лежащих в основе становления навыков чтения и письма, системы знаний о языке и готовит к применению их в учебной деятельности. «Коррекция нарушений устной и письменной речи» – курс, подводящий учащихся к осознанию цели и ситуации речевого общения, адекватному восприятию звучащей и письменной речи, пониманию информации разной модальности, содержащейся в предъявляемом тексте, а также передачи его содержания по вопросам и самостоятельно. В свою очередь содержание курса «Коррекция нарушений устной и письменной речи» является базой для усвоения общих языковых и речевых закономерностей в начальной и основной школе, представляет собой значимое звено в системе непрерывного изучения родного языка. Специфика курса заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с русским языком и литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

Распределение учебных часов по годамобучения учащихся с ОВЗ обучающихся по программе 7.1.

Программа логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ ( 5-7 классы)

программа для логопедов по коррекции письма работающих с детьми ЗПР (5-7 классов)

Просмотр содержимого документа
«Программа логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ ( 5-7 классы)»

Программа логопедического сопровождения

обучающихся с ОВЗ (ЗПР)

как часть адаптированной образовательной программы

основного общего образования

«Коррекция нарушений письма»

(5-7 классы)

Основные требования к уровню подготовки обучающихся………………………….

Учебно-тематический план. Содержание программы. Календарно-тематическое планирование (5 класс)

5.1. Учебно-тематический план. Первый год обучения (5 класс)…………….

5.2. Содержание программы (5 класс)…………………………..……………………….

5.3. Календарно-тематическое планирование. Первый год обучения (5 класс)….

Учебно-тематический план. Содержание программы. Календарно-тематическое планирование (6 класс)

6.1. Учебно-тематический план. Второй год обучения (6 класс)…………………….

6.2. Содержание программы (6 класс)…………………………………………………..

6.3. Календарно-тематическое планирование. Второй год обучения (6 класс)….

Учебно-тематический план. Содержание программы. Календарно-тематическое планирование (7 класс)

7.1. Учебно-тематический план. Третий год обучения (7 класс)…………..……………

7.2. Содержание программы (7 класс)…………………….………………………………

7.3. Календарно-тематическое планирование. Третий год обучения (7 класс)….

Методическое обеспечение реализации программы…………………..……………….

Пояснительная записка

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Программа логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ (ЗПР) — это комплексная программа по оказанию помощи детям с задержкой психического развития в освоении адаптированной образовательной программы начального общего образования (АОП ООО).

Нормативно-правовой и документальной основой Программы являются:

Закон Российской Федерации «Об образовании» (ст.9,13,14,15,32).

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009 г., с изменениями и дополнениями Приказом МОиН России от 29 декабря 2014 г. N 1643).

Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. N 19993).

Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения (Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.02.2000 № 2).

О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999).

Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002).

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (Приказ МО и Н РФ от 9 декабря 2010 г. N 1639).

О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО и Н РФ № АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.).

Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ).

Приказ МОиН России от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 17.07.2015) Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Актуальность.

В исследованиях, посвященных проблемам нарушений письменной речи детей среднего и старшего школьного возраста, имеется особая категория стойких специфических нарушений письма, проявляющихся в неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знание соответствующих правил, которые правомерно именовать дизорфографией.

Дизорфография – специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи.

Нарушение усвоения орфографии оказывает отрицательное влияние на речевое развитие детей, на развитие познавательной деятельности, затрагивает эмоционально-волевую сферу, затрудняет процесс их школьной и социальной адаптации в целом.

У детей с ЗПР нарушение письменной речи сохраняется к 5 –му классу, обусловлено это наличием нарушения устной речи в анамнезе, поздними сроками начала коррекционной работы. Часто в дошкольном возрасте и при обучении в начальных классах общеобразовательных школах дети не получают специальной коррекционной помощи.

Задержка психического развития (ЗПР) – это особый вид нарушенного развития, характеризующийся замедленным темпом формирования психических функций и личности ребёнка (И.Ю. Левченко).

К числу детей с задержкой психического развития относятся такие, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития отмечается:

низкий уровень познавательной активности;

незрелость мотивации к учебной деятельности;

сниженная работоспособность по восприятию и переработке информации;

ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире;

недостаточная сформированность умственных операций;

отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления речи и др.

Статистика показывает, что 90 % детей с ЗПР 11-16 лет имеют ошибки дизорфографического характера. Существенную роль в их возникновении играет:

дефицит произвольной концентрации, переключения и распределения внимания;

нарушения слухоречевой памяти;

нарушение буквенного гнозиса;

нарушение динамического праксиса руки;

затрудненность восприятия ритмической структуры слова;

нечеткая дикция, плохая артикуляция;

нарушение лексико-грамматического строя речи;

наличие в анамнезе или в настоящее время задержки психического развития, что в свою очередь тормозит коррекцию устной и письменной речи.

Особенно данные нарушения усугубляются при переходе обучающихся из начальной школы в среднюю. Известно, что ведется коррекционная работа в дошкольном возрасте, с младшими школьниками, имеющими нарушения устной и письменной речи при ЗПР. Но в 5 – 7 классах проблема не исчезает, школьные логопеды, как правило, не берут таких детей на коррекционные занятия – и в первую очередь потому, что в этой области реально не существует ни методических рекомендаций, ни практических материалов, ни теоретических исследований, позволяющих работать с такими детьми.

Так как отсутствие специально организованной коррекционной работы вызывает закрепление и усложнение симптоматики дизорфографии, то возникла необходимость в создании данной программы.

Следует отличать дизорфографические ошибки от дисграфических. Неполноценность фонематического анализа приводит к дисграфии, а несформированность морфологического анализа – к дизорфографии.

Выделяют основные три вида дизорфографии:

морфологическая дизорфография, сопровождающаяся большим количеством орфографических ошибок, проявляющихся в самостоятельном письме (сочинения, изложения и др.);

синтаксическая дизорфография – стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией;

смешанная дизорфография, которая включает в себя сочетание орфографических и пунктуационных ошибок.

Большинство детей с задержками психического развития характеризуется различными нарушениями речевой деятельности системного характера. У них наблюдаются нарушения звукопроизношения, а также несформированность функций фонематического анализа и синтеза, фонематических дифференцировок, лексико-грамматического строя речи, недоразвитие пространственных ориентировок, зрительных представлений, что ведет к стойким специфическим и орфографическим ошибкам на письме.

Логопедическая работа в начальной школе, в основном, направлена на преодоление дисграфических ошибок, а профилактика дизорфографии составляет только небольшую часть занятия. Количество дисграфических ошибок к 4 классу сокращается, а количество орфографических сохраняется и даже нарастает в связи с усложнением и увеличением объема программного материала по русскому языку. Таким образом, будет актуально создание специальной программы по коррекции дизорфографии для учащихся 5-7-ых классов с ЗПР.

Новизна программы заключается в тесной взаимосвязи между учителем – учеником – логопедом в работе по преодолению трудностей овладения и применения грамматических правил. Новая технология включает в себя использование на логопедических занятиях по преодолению дизорфографии и уроках русского языка специально разработанных алгоритмов.

Таким образом, обучающиеся 5-7-ых классов, страдающие дизорфографией, будут обеспечены постоянной специально организованной логопедической поддержкой, а тесная взаимосвязь в работе учителя – ученика – логопеда позволит успешно преодолеть имеющиеся трудности в обучении.

Данная программа рассчитана на весь период обучения ребенка с ЗПР и основывается на следующих теоретических положениях и принципах:

1. Усвоение языковой системы языка детьми с ЗПР должно быть основано на развитии мыслительных операций – это определяет необходимость тесной взаимосвязи развития речи с развитием познавательных процессов.

2. Воздействие на слабые звенья речевой системы и формирование их с учетом зоны ближайшего развития.

3. Взаимосвязь речи и моторики.

4. Учет типологии задержки при планировании коррекционно-развивающей работы.

5. Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода.

Характерным отличием программы логопедической коррекции является введение подготовительного этапа по коррекции и развитию следующего:

• положительной мотивации, устойчивого познавательного интереса к логопедическим занятиям;

• значимости правильного письма в обыденной жизни человека;

• познавательной деятельности (мыслительных операций, памяти, внимания, воображения, пространственно-временных представлений);

• графо-моторного навыка и мелкой моторики;

• саморегуляции и самоконтроля (данный этап имеет первостепенное значение в коррекции дисграфии и дислексии детей с ЗПР, т.к. на первый план в нарушении развития у данной категории детей выходит неспособность контролировать свою деятельность и управлять своим поведением);

• поведенческой и эмоционально – волевой сферы.

Цель: создание системы комплексной логопедической помощи обучающимся с ЗПР в освоении адаптированной образовательной программы основного общего образования. Создание специальных условий развития и коррекции, позволяющих учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР посредством индивидуализации и дифференциации коррекционно-логопедической работы. Коррекция недостатков устной и письменной речи обучающихся с ЗПР. Формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

формировать навык прогнозирования и распознавания «ошибкоопасных» мест;

формировать навык запоминания и применения грамматического правила по алгоритму;

совершенствовать навык грамотного письма;

развивать навыки различных форм языкового анализа (фонематического, морфемного, морфологического);

развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь;

развивать неречевые психические функции: произвольное внимание, память;

совершенствовать основные учебные навыки;

воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности;

воспитывать стремление к самостоятельности и самоконтролю;

воспитывать интерес к родному языку.

Адресат: Программа предназначена для обучающихся с ОВЗ (ЗПР) 5-7 классов МБОУ «Школа-интернат №1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Перми.

Условия набора: обучающиеся, имеющие статус «ребенок с ОВЗ» и коллегиальное заключение ПМПК.

Срок реализации: 3 года.

Формы и режим занятий:

Занятия проходят с 1 октября по 30 апреля (26 учебных недель).

(5-6 класс): 52 часа, 2 раз в неделю

(7 класс): 26 часа, 1 раз в неделю

Форма организации деятельности детей на занятии:

групповая;

Условия формирования групп: с учетом нозалогии

Количество детей в группе: 2-5 человек.

Продолжительность занятий:

Групповых, подгрупповых – 30 минут; индивидуальных – 20 минут.

Планируемые результаты

В результате реализации программы логопедического сопровождения «Коррекция нарушений письма» у обучающихся с ОВЗ (ЗПР) будут восполнены пробелы:

– в развитии звуковой стороны речи;

– в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;

– в формировании связной речи;

– устранены специфические ошибки письма и чтения;

– сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Основные требования к уровню подготовки обучающихся

Личностные результаты:

– повышение мотивации к учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы;

– ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации (преодоление эгоцентризма личности).

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-учиться работать по предложенному учителем плану

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

– слушать и понимать речь других;

– учиться работать в паре, группе;

– выполнять различные роли (лидера, исполнителя, героя и т.д).

Познавательные УУД:

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы подгруппы и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Предметными результатами прохождения данной программы является восполнение пробелов в развитии устной и письменной речи.

Обучающиеся должны знать:

морфологические признаки частей речи;

состав и названия частей слова;

признаки гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих звуков и букв;

правописание Ь, Ъ в различных частях речи;

синтаксические единицы, знаки препинания при них;

Обучающиеся должны уметь:

различать морфологические и грамматические признаки частей речи;

проводить все виды анализа слов (фонетический, морфологический и др.);

доказывать написание звуков буквами, имеющих акустико-артикуляционное сходство по твердости – мягкости, ударности – безударности, подбирая проверочные слова, проверяя сомнительную букву;

дифференцировать основные синтаксические единицы, правильно употреблять знаки препинания;

проводить анализ текста, составлять план;

устранять ошибки в деформированных текстах, предложениях, словах.

Способы определения результативности:

тестирование в начале и конце учебного года.

Формы подведения итогов:

Сравнительный анализ распространенности орфографических ошибок (определение коэффициента успешности выполнения заданий).

В процессе реализации программы учитель – логопед осуществляет взаимосвязь с педагогами через индивидуальные и групповые консультации, педагогические советы. С родителями через выступления на родительских собраниях, индивидуальные консультации.

Отслеживание динамики и эффективности логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ (ЗПР) осуществляется через школьное ПМПк.

Учебно-тематический план

Первый год обучения (5 класс)

Развитие и уточнение пространственных представлений.

Развитие и уточнение временных представлений.

Рабочая программа логопедических занятий для учащегося с ОВЗ

Рабочая программа

«Логопедические занятия»

для учащегося с ОВЗ 2 класса

индивидуальные занятия (надомное обучение)

на 2014 – 2015 учебный год

Составитель: Ляпкало Елена Николаевна,

учитель-логопед МБОУ «СОШ № 71 п. Кедровый Красноярского края»

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-право вых и инструктивно-мет одических документов:

Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ. Вступил в силу: 1 сентября 2013 г.

Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидам и».

«Положение об организации индивидуального обучения больных детей на дому» МБОУ «СОШ № 71 п. Кедровый Красноярского края».

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный класс, 1-4 классы. Под ред. Воронковой В.В. – М.: Просвещение, 2010.-190 с.

Учебного плана МБОУ «СОШ № 71 п. Кедровый Красноярского края п. Кедровый» на 2014-2015 учебный год.

После проведенного логопедического обследования у учащегося с ОВЗ – Ефимова Данила были выявлены следующие недостатки:

I. Нарушения фонематического компонента речевой системы.

1. Недостаточно сформированы фонематические процессы.

II. Нарушения лексико-граммати ческого компонента речевой системы.

1. Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешения по смыслу и по акустическому свойству).

2. Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.

Вследствие этого у Данила наблюдается:

а) недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;

б) трудности овладения учебными понятиями, терминами;

в) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;

г) недостаточное развитие связной речи.

III. Психологические особенности.

1. Неустойчивое внимание.

2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

3. Недостаточное развитие способности к переключению.

4. Недостаточное развитие словесно-логичес кого мышления.

5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.

6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.

7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

Цели программы:

развить устную и письменную речь;

повысить успеваемость по русскому языку;

сформировать речевую функцию в целом.

Задачи программы:

развитие слухового внимания, мышления, памяти, фонематического восприятия, эмоционально-вол евой сферы;

предупреждение и коррекция недостатков устной и письменной речи;

предупреждение дисграфии (как фонематической, так оптической и кинетической её форм);

формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фактически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Программа носит коррекционно-раз вивающий характер, учитывает индивидуальные особенности развития речевой деятельности Ефимова Данила.

Рабочая программа построена с учетом реализации межпредметных связей.

Развитие речи предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Программа имеет смежные темы с разными предметами: письмом, чтением, развитием устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности , изобразительным искусством.

В процессе занятия используются различные виды деятельности: беседа, игра, рисование и др., которые способствуют расширению, повторению и закреплению полученных знаний. Навыки и умения, полученные на логопедических занятиях, активно используются на других уроках. Занятия строятся на комплексной основе с обеспечением самых широких возможностей использования разных видов деятельности.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по письму и особенностей речевого дефекта Ефимова Д.

Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, так как используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается по другим предметам.

Программа опирается на следующие специальные принципы:

системности учета структуры речевого нарушения;

дифференцированн ого подхода;

учета личностных особенностей;

использования обходного пути.

Основными методами обучения являются беседы, дидактические игры, наблюдения, практические работы. Весь наглядный, дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами занятия, с учетом уровня развития Ефимова Данила. При этом создаются такие условия, которые дают возможность ребёнку работать в своем темпе, проявлять возможную самостоятельност ь при выполнении заданий, а логопеду определять и подбирать материал по объему, компоновать по степени сложности в зависимости от возможностей учащегося.

Программа составлена с учетом степени нарушения и основывается на следующих теоретических положениях:

– принцип «от простого к сложному»;

– поэтапное формирование умственных действий;

– опора на сохранные психические функции.

Контрольно-измер ительные материалы:

Действует безотметочная система обучения.

Чтобы оценить уровень развития и усвоения программы Ефимовым Данилом проводится диагностика в начале и в конце года.

Для оценки динамики освоения образовательных задач, продвижения в развитии используются методы наблюдения, беседы. Логопедом заполняется речевая карта, индивидуальная карта развития. Контроль осуществляется в течение всего учебного года.

Основные направления работы

1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова.

2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:

— уточнение значений имеющихся у ребёнка слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования ;

— уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствовани е грамматического оформления речи путем овладения ребёнком словосочетаниями , связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

3. Формирование связной речи:

— развитие навыков построения связного высказывания;

— установление логики (связности, последовательнос ти), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения.

4. Развитие и совершенствовани е психологических предпосылок к обучению:

— наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

— способности к запоминанию;

— способности к переключению;

— навыков и приемов самоконтроля;

— произвольности общения и поведения.

5. Формирование полноценных учебных умений:

— планирование предстоящей деятельности (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);

— контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);

— работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);

— применение знаний в новых ситуациях;

— анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

6. Развитие и совершенствовани е коммуникативной готовности к обучению:

— умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда , не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);

— умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

— умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

— умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда .

7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

— ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

— ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

— ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);

— употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

— обращение к учителю-логопеду за разъяснением;

— составление устных связных высказываний.

Программа рассчитана на 15,5 часов в год. Количество часов на изучение каждой темы корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития Ефимова В. Учитель-логопед вправе исключать некоторые темы логопедических занятий или добавлять количество часов для повторения, если это необходимо для учащегося. Занятия проводятся в индивидуальной форме на дому в течение 15 минут 1 раз в неделю.

Для реализации рабочей программы используется учебно-методичес кая литература:

Рабочая программа логопедических занятий для учащегося с ОВЗ

Программа курса логопедической работы для детей с ОВЗ с 1 – 4 класс в общеобразовательных школах разработана с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах:

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса (приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»);

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования») п.19.7.;

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Утверждена 04 февраля 2010 года, Пр-
271);

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва “Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”.

Пояснительная записка

Задачи обучения школьников родному языку определяются, прежде всего, той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством общения людей, познания окружающего мира. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие. У детей возникает потребность познать свойства родного языка, чтобы получить возможность более точно и свободно выражать свои мысли, понимать собеседника, обогащать себя всем тем, что уже создано народом – носителем этого языка.

Языковое образование и речевое развитие учащихся – это широкая социальная задача. Под развитием речи в узком смысле понимается овладение учащимися совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной форме. При этом знания и умения по языку и речеведению составляют для учащихся фундамент, на котором происходит овладение речевыми умениями. Важно подчеркнуть еще и то обстоятельство, что для школьника родной язык – это не только предмет изучения, но и средство обучения другим дисциплинам. На уроках русского языка учащиеся овладевают общеучебными умениями, связанными с полноценной речевой деятельностью. Фактически все специальные речевые умения младшего школьника – умение анализировать прочитанное, устанавливая причинно-следственные связи и обобщая существенное, умение составлять план, создавать текст – повествование, описание или рассуждение с учетом его структуры, подробно, сжато или выборочно передавать его содержание – являются для него и общеучебными умениями. Поэтому речевая направленность обучения родному языку понимается и как установка на овладение средствами познания.

Таким образом, основная задача обучения родному языку – развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.

Данная программа предназначена для логопедической работы с группой учащихся с ОВЗ в общеобразовательной школе с 1-го по 4 классы, испытывающих трудности формирования устной и письменной речи (письма и чтения).

Весь материал, представленный в программе, рассчитан на четыре года обучения и составлен с учетом возрастных особенностей учеников и требований общеобразовательной программы начальной школы. Объем часов представлен согласно «Положению об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и составляет: в 1 классе 3 часа в неделю, во 2 классе и з-м классе – 2 часа в неделю, в 4-м классе – 1 час в неделю. Задачи, поставленные перед школьниками, усложняются с усложнением программных требований.

Поскольку все стороны речи – фонетическая, словообразовательная, грамматическая, лексическая – взаимосвязаны между собой, то в каждом классе проводится изучение всех сторон речи, при этом каждая из них изучается не изолированно, а комплексно. Принцип построения курса обучения позволяет осуществить усвоение учебного материала блоками, выделение которых из целостной системы основывается на взаимосвязи между его компонентами.

У первоклассников, испытывающих затруднения в формировании письма, наблюдается отставание в развитии так называемых вводных навыков, необходимых для успешного обучения, в том числе и речевых. К речевым навыкам относят умение четко, в соответствии с нормой, произносить все звуки речи, различать их на слух, выделять из слова; наличие достаточного словарного запаса и полной сформированности грамматического строя; умение связно высказываться по темам, доступным пониманию ребенка. У семилетних детей из группы риска по письму оказываются нарушенными все компоненты речевой системы, правда, каждая не в одинаковой степени.

Актуальность программы обусловлена тем, что организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения

Новизна данной программы заключается в следующем:

Наличие для её реализации комплекта дидактического и раздаточного материала, занимательного игрового материала на каждом этапе обучения;

Возможность гибкого использования данного комплекта: детьми, педагогами, родителями;

Возможность использования данных пособий полностью или частично, в зависимости от конкретных условий, что создает альтернативу жесткой зарегламентированной модели обучения;

Значимость заключается в создании условий для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности учащихся с ОВЗ с 1-4 классы в общеобразовательной школе

Цель программы:

Обеспечить высокий уровень речевого развития личности учащихся;

Активизировать мыслительную и речевую деятельность через определенные методы обучения;

Создать в образовательном учреждении благоприятные условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального развития личности.

Задачи программы:

Развитие связной речи, фонематического восприятия, пространственного ориентирования, артикуляционной моторики, речевого дыхания у младших школьников с нарушением письма.

Формирование умения уточнять и сопоставлять звуки в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.

Формирование умение различать на слух, в произношении и на письме смешиваемые звуки.

Закрепление умения самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты с использованием оппозиционных звуков.

Основные методы работы на занятии – методы обучения в группе:

Формы проведения занятий:

Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.

Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.

Способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.

Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.

Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве — Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.

Овладение следующими логическими действиями:

– классификация и обобщение по родовидовым признакам;

– установление аналогий и причинно-следственных связей;

– отнесение к известным понятиям.

10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.

Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.

Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

Включение ребенка в целенаправленный логопедический процесс.

Формирование артикуляционной базы речи.

Формирование первоначальных умений и навыков правильного произнесения звука на специально подобранном материале.

Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения»

Данная рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов, имеющих интеллектуальные нарушения, с целью коррекции устной и письменной речи.

Содержимое разработки

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная школа № 3»

на заседании Методического совета

Протокол от «____» ______ 2017 г. №____

Приказ от «____» ______ 2017 г. №____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,

имеющих интеллектуальные нарушения»

Составитель: Пантелеева Н.В.,

учитель-логопед МОУ ОШ № 3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА………………………………………………………………. 3

МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ……………………………………………………………………………………………….4

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА……………………………………………………………………………………4

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1-2 класс………………………………….……………………..…..……………………. ……..…7

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3-4 класс …………………………………………………………. 11

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 19

Программа коррекционно-логопедической работы, составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) использованием следующих методических разработок:

– Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. М, 2004.

– Аксенова, Якубовская: Русский язык. 3 класс. 4 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М, 2016.

– Бакисова Л.О. Система работы по развитию устной и письменной коммуникации у детей с ОВЗ. 1-4 классы: рабочие программы, индивидуальные и групповые занятия. Волгоград, 2015.

– Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.. 1991.

– Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2001.

– Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2007.

– Худенко Е.Д., Барышникова Д.И. Планирование уроков развития речи в 1 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. М, 2003.

– Худенко Е.Д., Кремнева С.Н. Развитие устной речи. 1 кл. Уч. пособие для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Программа предназначена для коррекции системного недоразвития речи у обучающихся 1-4 классов с ОВЗ, имеющих интеллектуальные нарушения.

Дети с нарушениями интеллекта принимаются на коррекционные занятия на основании рекомендаций ПМПК.

Программа реализуется при подгрупповой форме работы (не более 5 человек в каждой подгруппе). Подгруппы комплектуются с учетом возраста и характера нарушений.

Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями для успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации.

Основные задачи:

формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности;

обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей;

развитие и совершенствование грамматического строя речи;

развитие связной речи;

коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма);

совершенствование речевых навыков, необходимых для общения: умение вступать в разговор, поддерживать его, подбирать слова и фразы в соответствии с ситуацией общения, излагать свои мысли понятно для окружающих, высказывать свою точку зрения, доказывать, соглашаться, возражать, конструктивно разрешать противоречия; пользоваться разнообразными формами речевого этикета; проявлять самостоятельность в высказываниях, стремление делиться впечатлениями, обсуждать увиденное и услышанное со сверстниками и взрослыми.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Программа составлена для реализации коррекционного курса устной и письменной речи обучающихся. Ключевая идея курса заключается в повышении качества образования.

Обучение по коррекционной программе дает возможность сформировать у обучающихся познавательную мотивацию к изучению родного языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Одно из принципиальных требований программы, соблюдение которого способствует оптимизации коррегирующего обучения – коммуникативная направленность всего комплекса коррекционно-развивающего воздействия.

Коррекция нарушений речи обучающихся требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения предусмотрены часы логопедических занятий.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.

В структуру занятия может входить:

– упражнения для развития артикуляционной моторики;

– упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

– коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;

– формирование фонематических процессов;

– работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

– работа над предложением, текстом;

– обогащение и активизация словарного запаса.

Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.

В программе предусмотрены следующие виды контроля: логопедическое обследование, направленное на выявление особенностей речевого развития обучающихся; мониторинг динамики речевого развития обучающихся, их успешности в освоении АООП образования с последующим заполнением речевых карт, карт динамики речевого развития. Для этих целей проводятся:

– индивидуально организованное обследование,

– сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы),

– наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,

– изучение работ ребенка (тетради).

В программе коррекционное занятие состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть направлена на получение учащимися знаний в области фонетики, лексики, морфологии, грамматики. Практическая часть способствует переводу полученных знаний в речевые умения и навыки по применению и осмысленному использованию речевых средств с учетом требований ситуации и контекста; организация и систематическое наблюдение за разнообразными языковыми явлениями, реализация речевых средств на основе развития мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, обобщения, сопоставления, психических процессов – восприятия, внимания, памяти.

3.МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа подгрупповых занятий рассчитана на 34 занятия в год в 1-2 классах (1 раз в неделю), 68 занятий в год во 2-4 классах (2 раза в неделю). В соответствии СанПиНами (24.22821-10, с изменениями от 24.11.2015г. № 81) продолжительность подгрупповых занятий может варьироваться, но не должна превышать больше 40 минут. Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей.

При необходимости могут проводиться индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения, продолжительностью 15 – 20 минут, 1-3 раза в неделю, в соответствии с индивидуальным планом работы, составленным на каждого ребенка.

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практикоориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах. Личностные результаты освоения АООП должны отражать:

1) владение навыками коммуникации (со взрослыми, со сверстниками) и принятыми нормами социального взаимодействия;

2) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

3) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

4) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

5) формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты:

1) осмысление значимости речи для решения коммуникативных и познавательных задач;

2) расширение представлений об окружающей действительности и развитие на этой основе лексической, грамматико-синтаксической сторон речи и связной речи;

3) использование диалогической формы речи в различных ситуациях общения;

4) уместное использование этикетных речевых выражений; знание основных правил культуры речевого общения.

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Звуки речи (3 ч)

Формирование представлений о звуках речи. Звуковой состав слова. Звуковой анализ слова.

Слово (15 ч)

Знакомство со словом. Различение слов, сходных по звучанию. Слова, обозначающие неживые предметы. Обобщающие слова. Понятие о словах, обозначающих живые предметы. Дифференциация слов, обозначающих живые и неживые предметы. Понятие о словах, обозначающих действие живых предметов. Слова, обозначающие действие неживых предметов. Подбор действий к предметам. Дифференциация слов-предметов и слов-действий. Понятие о словах, обозначающих признак предмета. Подбор признаков к предметам. Дифференциация слов-предметов, слов-действий, слов-признаков.

Предложение (6 ч)

Знакомство с предложением. Слово как часть предложения. Состав предложения. Связь слов в предложении. Предлоги. Составление предложений с предлогами. Анализ предложения.

Слоговой состав слова (4 ч)

Слог как часть слова. Деление слов на слоги. Слоговой состав слова. Слоговой анализ слов.

Связная речь (6 ч)

Пересказ с опорой на серию сюжетных картин. Пересказ с опорой на сюжетную картинку. Составление рассказа по картинке с помощью ответов на вопросы. Цепной текст. Последовательный рассказ с опорой на серию картин. Составление рассказа по сюжетной картинке.

Звуки речи (4 ч)

Звуки и буквы. Алфавит. Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы.

Слоговая структура слова (3 ч)

Анализ односложных слов. Анализ двусложных слов. Слогообразующая роль гласных.

Ударение (5 ч)

Место ударения в слове. Ударные и безударные гласные. Ударение. Выделение ударного гласного. Безударные гласные. Смыслоразличительная роль ударения.

Твердые и мягкие согласные (10 ч)

Дифференциация мягких и твердых согласных перед гласными и-ы. Дифференциация мягких и твердых согласных перед гласными а-я. Дифференциация мягких и твердых согласных перед гласными у-ю. Дифференциация мягких и твердых согласных перед гласными о-ё. обозначение мягкости согласных при помощи буквы «е». мягкий знак в слове. Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «ь» в конце слова. Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «ь» в середине слова. Разделительный мягкий знак. Дифференциация смягчающего и разделительного мягкого знака.

Слова, обозначающие предмет (11 ч)

Слова, обозначающие предмет. Слова, обозначающие понятия. Различение одушевленных и неодушевленных предметов. Слова, обозначающие один и много предметов. Существительные в родительном падеже единственного и множественного числа. Существительные мужского рода. Существительные женского рода. Существительные среднего рода. Слова, обозначающие большие и маленькие предметы. Сравнение двух предметов. Предмет и его части.

Слова, обозначающие действие предмета (7 ч)

Слова, обозначающие действие предмета. Сопоставление форм одного и того же глагола. Употребление глаголов с различными приставками. Изменение слов, обозначающих действия, по числам. Изменение слов, обозначающих действия, по родам. Подбор слов-действий к слова-предметам. Дифференциация слов, обозначающих предметы и действия предметов.

Слова, обозначающие признак предмета (7 ч)

Слова, обозначающие признак предмета. Выделение ведущих признаков предмета. Образование относительных прилагательных. Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением. Подбор прилагательных с противоположным значением. Подбор прилагательных, близких по значению. Проверочный диктант по теме « слова, обозначающие предметы, действия, признаки».

Предложение (12 ч)

Предложение и слово. Обозначение границ предложения. Определение количества предложений в тексте. Составление предложений с употреблением различных падежей. Деформированное предложение. Дополнение предложений по вопросам. Интонационная законченность предложений. Повествовательные предложения. Вопросительные предложения. Восклицательные предложения. Использование предлогов в речи. Предлоги в предложении. Сложные предложения.

Текст (9 ч)

Восстановление деформированного текста. Восстановление текста с пропущенными словами. Пересказ текста по вопросам. Пересказ текста по плану. Составление текста из данных предложений. Выборочное выписывание из текста по заданию. Составление рассказа по серии сюжетных картин. Составление рассказа по сюжетной картине. Итоговая проверочная работа.

Ссылка на основную публикацию