Оформление портфолио учителя-логопеда

Как оформить портфолио учителя-логопеда
консультация по логопедии на тему

Портфолио (от франц. porter — излагать, формулировать, нести и folio -лист, страница) — досье, собрание достижений (словарь иностранных слов).

Скачать:

ВложениеРазмер
pamyatka_1.docx493.1 КБ
pamyatka_2.docx97.15 КБ

Предварительный просмотр:

Портфолио (от франц. porter — излагать, формулировать, нести и folio -лист, страница) — досье, собрание достижений (словарь иностранных слов).

Основной целью составления портфолио является освещение всех сторон профессиональной деятельности учителя-логопеда

Объем материалов портфолио – папка – 30 файлов.

Текст размещается на одной стороне листа белой бумаги формата А4 с соблюдением следующих размеров полей:

  • левое – не менее 30 мм,
  • правое – не менее 10 мм,
  • верхнее – не менее 20 мм,
  • нижнее – не менее 15 мм.

При компьютерном наборе печать производится шрифтом 13 пунктов. Междустрочный интервал – полуторный.

Требования к оформлению портфолио учителя-логопеда

(в печатном виде)

  • титульный лист;
  • оглавление (с наименованием материалов и указанием номеров страниц);
  • эссе (форма написания свободная, объем – до 2-3 страниц);
  • введение, в котором учитель-логопед поясняет, какие материалы включены в портфолио (программа, технология, методика или др.), и обосновывает включение именно этих материалов как свидетельств своего профессионализма в соответствии с требованиями к заявленной квалификационной категории (объем введения — 3-5 страниц);
  • наименования разделов, подразделов, в которых описывается представленная в портфолио программа, технология, методика или др., этапы ее внедрения, приводятся материалы, иллюстрирующие описанную работу (каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться) (объем – 10-15 страниц);
  • резюме (объем – до 3 стр.);
  • пути распространения опыта работы;
  • документы, отражающие официальную оценку работы учителя-логопеда;
  • документы, отражающие уровень образования, квалификации или специализации учителя-логопеда.

Предварительный просмотр:

1.1. На титульном листе – фотография учителя-логопеда; его жизненное кредо, девиз профессиональной деятельности.

1.2. Общие сведения о педагоге:

  • дата рождения;
  • образование, год окончания учебного заведения, специальность по диплому;
  • стаж работы, педагогический стаж (по специальности), стаж в данном учреждении, квалификация, дипломы, грамоты и др.

1.3. Указываются курсы повышения квалификации учителя-логопеда, с приложением дипломов, свидетельств.

1.4. Перечисляются учебные заведения, в которых педагог трудился и получал свой профессиональный опыт

  • Закон РФ «Об образовании»;
  • «Конвенция о правах ребенка»;
  • «Концепция дошкольного образования»;
  • «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении»;
  • «Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии»;
  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Временные (примерные требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ);
  • Перечень программ, прошедших экспертизу федерального уровня, содержится в информационных письмах Минобразования России от 24.03.95, от 29.01.96;
  • Письмо министерства образования РФ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) в образовательном

1.Общие сведения 2.Нормативно-правовая документация

  • краткое эссе
  • достижения по следующим направлениям:
  • коррекционно-развивающая работа в детском саду
  • научно-методическая деятельность
  • консультативная работа
  • профилактическая деятельность
  • аналитика
  • публикации
  • резюме и материалы, отражающие прогресс детей в ходе работы с ними.

1.1. На титульном листе – фотография учителя-логопеда; его жизненное кредо, девиз профессиональной деятельности.

1.2. Общие сведения о педагоге:

  • дата рождения;
  • образование, год окончания учебного заведения, специальность по диплому;
  • стаж работы, педагогический стаж (по специальности), стаж в данном учреждении, квалификация, дипломы, грамоты и др.

5. Авторские медиаресурсы

1.3. Указываются курсы повышения квалификации учителя-логопеда, с приложением дипломов, свидетельств.

6. Достижения (грамоты, дипломы, сертификаты)

1.4. Перечисляются учебные заведения, в которых педагог трудился и получал свой профессиональный опыт

  1. Обратная связь

Портфолио может содержать цитаты, стихи, картинки, видео- и фотоматериалы.

  • Диагностические пособия
  • Методические пособия
  • Дидактические пособия
  • Электронные образовательные ресурсы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здесь размещены данные о моих достижениях.

представлена пробная (неполная) версия моего портфолио.

В портфолио предоставлены материалы, документы, свидетельства достижений в профессиональной педагогической деятельности учителя-логопеда.

Портфолио педагога Гусева Ольга Владимировна Учитель-логопед МДОУ №11 «Золотая рыбка” Г. Лобня Гусева Ольга Владимировна24.12.1970г.

Использование современных образовательных технологий и методик;Методическая деятельность и распространение собственного опыта.

Это электронное портфолио учителя-логопеда . Портфолио состоит из следующих частей: биография, мои достижения, участие в конкурсах, участие в сеимнарах и открытых занятиях, участие в конференциях, моя.

Портфолио учителя-логопеда в виде презентации, в основу создания которого была положена программа Microsoft Office Power Point (характеристика “методического кейса”: по принадлежности (авторству) как .

Структура электронного портфолио логопеда

Людмила Мацыборко
Структура электронного портфолио логопеда

Определение и основное назначение портфолио

Портфолио – это инструмент мониторинга профессиональных достижений. Портфолио представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются материалы, отражающие достижения работника в профессиональной деятельности и его эффективный профессионально-общественный опыт за определенный отрезок времени (в течение всего аттестационного периода, от аттестации до аттестации).

Портфолио позволяет учителю-логопеду проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.

Представленные в портфолио материалы, рассматриваются как свидетельства профессионализма и результативности работы учителя-логопеда, подтверждающие основания для аттестации, а также позволяющие сделать выводы при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.

Структура и содержательное наполнение портфолио

Портфолио должен отражать субъектную позицию аттестуемого как профессионала, которая выражается в умении решать профессиональные задачи, используя профессиональные знания и умения, различные освоенные способы деятельности. При этом способы решения профессиональных задач, тактика и стратегия профессионального поведения педагога могут существенно отличаться.

Основными разделами портфолио, которые в первую очередь оцениваются экспертами,являются:

1. Результативность коррекционной деятельности, где рассматриваются характеристики качества логопедического воздействия, предоставляемого конкретным учителем-логопедом;

2. Характеристики профессиональной (научно-методической) деятельности как условия обеспечения качества коррекции, где рассматриваются показатели владения учителем-логопедом современными технологиями, показатели включенности в методическую работу, показатели инновационной (проектной) научной и исследовательской деятельности.

Дополнительно к основным разделам, в портфолиодолжны быть включены такие разделы как: общие сведения о педагогическом работнике, копии документов и оглавление. Эти разделы позволяют структурировать материалы портфолио таким образом, чтобы эксперты могли быстро ориентироваться в представленных материалах.

Принципы работы по оформлению портфолио

1. Системность и регулятивность самомониторинга.

4. Нацеленность автора на самосовершенствование.

5. Структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений.

6. Аккуратность и эстетичность оформления.

7. Целостность, тематическая завершенность представленных материалов.

8. Наглядность результатов работы.

Требования к оформлению портфолио

1. При оформлении портфолио следует учитывать основные требования. Так, обязательно наличие четко сформулированного оглавления (с наименованиями материалов, номерами страниц и т. п.).

2. Объем материалов портфолио – папка – 30 (70) файлов.

3.Текст размещается на одной стороне листа белой бумаги формата А 4 с соблюдением следующих размеров полей:

– левое – не менее 30 мм,

– правое – не менее 10 мм,

– верхнее – не менее 20 мм,

– нижнее – не менее 15 мм.

При компьютерном наборе печать производится шрифтом 13 пунктов. Междустрочный интервал – полуторный.

Структура и содержание портфолио

аттестуемого включает в себя следующие обязательные разделы:

(ориентиры и основания)

2. Общие сведения о педагогическом работнике

3. Копии документов

(Результативность и качество – динамика учащихся)

4. Результативность педагогической деятельности

(средства и методы достижения качества и результатов)

5. Научно-методическая деятельность

6. Учебно-материальная и техническая база

Содержательное наполнение основных разделов зависит от специфики деятельности учителя-логопеда и наполняется материалами по его усмотрению. Необходимо обратить внимание на то, что все представленные в портфолио материалы должны подтверждаться копиями документов или быть заверенными соответствующими людьми. В портфолио не стоит вкладывать полные тексты авторских программ, методических разработок и других объемных материалов, достаточно представить список и обобщенные данные.

(ориентиры и основания)

Оглавление должно содержать перечисление всех представленных в портфолио материалов;

Оглавление составляется на отдельном листе, который заверяется руководителем ОУ (в электронном виде сканированный документ с подписью и печатью руководителя ОУ, а также оригинал на печатном носителей

2. Общие сведения о педагогическом работнике

• ФИО. Дата рождения.

• Сведения об образовании.

Стаж работы: общий трудовой, педагогический, (психологический, в указанном ОУ.

• Имеющаяся квалификационная категория (указать с какого времени).

• Занимаемая должность (указать с какого времени).

• Полное название образовательного учреждения, в котором работает в данный момент времени (указать почтовый и электронный адрес; телефоны).

• Награды, грамоты, благодарственные письма. Документы (приказы, подтверждающие наличие дипломов, ученых степеней, почетных званий, наград, грамот и благодарственных писем.

• Членство в комиссиях и экспертных группах (аттестационной, ЕГЭ, ГИА, конфликтной, ПМПК и др.)

• Повышение квалификации (за последние 5 лет).

• Контактный телефон и электронный адрес.

Составляется на отдельном листе (в электронном виде, все сведения (кроме контактного телефона и электронного адреса) должны подтверждаться электронными копиями документов, представленных в разделе портфолио «Копии документов».

3. Копии документов

Этот раздел должен содержать копии следующих документов:

• Диплом (ы) об образовании (без вкладыша, диплом базового педагогического образования, диплом о переподготовке и дополнительном образовании);

• документы, свидетельствующие о государственных наградах и званиях; почетные грамоты, благодарственные письма;

• свидетельства об обобщении опыта работы;

• удостоверения, свидетельства и сертификаты о повышении квалификации;

• приказы о членстве в комиссиях и экспертных группах.

Составляется в электронном виде, в отдельной папке «Копии документов».

(программы, педагогические технологии, методы, приёмы)

1. Профессионализм учителя-логопеда в выборе учебно-методических средств и технологий коррекционной работы;

1) обоснование выбора аттестуемым учителем-логопедом коррекционной программы или педагогической технологии, методики, метода, приема или применения в своей практике тех или иных средств логопедической диагностики для оценки результатов логопедического воздействия (по теме самообразования);

2) описание самой программы, педагогической технологии, методов, приемов, педагогической диагностики и др. ;

3) описание этапов работы по внедрению программы, технологии, методики и др. ;

4) наличие авторских программ, прошедших экспертизу (экспертное заключение об авторстве);

5) обоснование выбора аттестуемым учителем-логопедом используемых коррекционно-образовательных технологий;

6)использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития и т. п. ;

• в методической копилке собрано ___ презентаций.

• из них собственных разработок – ___

электронных пособий – ___

• проведено ___ занятий с использованием ИКТ

Список используемых Интернет-ресурсов

7) размещаются материалы, иллюстрирующие работу по коррекционной программе, педагогической технологии (методики, метода и др.):

конспекты или фрагменты коррекционных занятий.

8)для показа умений по планированию можно включить годовые или ежедневные планы работы, снабженные необходимыми комментариями.

(Результативность, качество, динамика)

1. Результативность и качество коррекционной работы

Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов логопедического воздействия в коррекционной работе аттестуемого учителя-логопеда не менее чем за 3-5 лет.

В этот раздел помещаются:

1) материалы о результатах освоения детьми программ логопедической работы по преодолению нарушения устной речи (фонетического, фонетико-фонематического; общего недоразвития речи) или письменной речи и сформированности у них ключевых компетентностей;

2) результаты работы по данной педагогической технологии, методике, методе, приеме и др.

3) сравнительный анализ деятельности учителя-логопеда за 3 года по коррекции и (или) формированию устной или письменной речи;

(средства и методы достижения качества и результатов)

1. Научно-методическая деятельность

В данный раздел помещаются документы (сертификаты, приказы, экспертные заключения) и др. материалы, свидетельствующие об особенностях педагогического опыта работы, его диссеминации в ходе профессионального взаимодействия, о результатах научно-исследовательской работы.Необходимо представить материалы подтверждающие:

• участие в инновационной и экспериментальной деятельности (экспериментальные площадки, лаборатории и др.);

• проведение научных исследований;

• написание рукописей кандидатской или докторской диссертации;

• участие учителя-логопеда в профессиональных и творческих педагогических конкурсах, конференциях, педагогических чтениях, методических и предметных неделях, грантовых проектах и т. п. ;

• работа в методическом объединении учителей-логопедов (школьного, городского и районного уровней, сотрудничество с районным методическим центром, вузами и другими учреждениями;

• организация и проведение открытых логопедических занятий, семинаров, “круглых столов”, мастер-классов и др. мероприятий;

• тематических родительских собраний.

• Информацияоб использованных учителем-логопедом способах распространения обобщенного и представленного в портфолио опыта работы:

– размещение в интернете

2. Учебно-материальная и техническая база (презентация логопедического кабинета)

o текстовое представление кабинета (2-3 листа)

o фотографии кабинета

В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии,где фиксируется:

• наличие словарей, справочной литературы по предмету;

• наличие наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, речевые профили и др.);

• наличие дидактического материала, сборников упражнений, примеров рефератов и сочинений и т. п. ;

• наличие аудио- и видеопособий;

• наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, проектор, интерактивная доска и др.);

• наличие компьютера и компьютерных средств обучения (компьютерные программы и тренажёры):

В методической копилке собрано ___ презентаций.

Из них собственных разработок – ___

Электронных пособий – ___

Проведено ___ занятий с использованием ИКТ

Портфолио предъявляется на электронном и бумажном носителе. Педагогический работник сам выбирает те достижения, которые, по его мнению, могут быть зачтены в его портфолио. Портфолио представляется аттестуемым в экспертную группу не позднее чем за две недели до квалификационного испытания.

Мастер-класс «Развитие способности к конструированию у старших дошкольников с помощью электронного конструктора «Знаток» Методическая разработка мастер-класса на тему: Представление опыта работы по развитию способности к конструированию у старших дошкольников.

Структура игровой деятельности дошкольников Мир маленького ребенка – это копия мира взрослых. Каждую игрушку малыш способен наделить как существующими, так и выдуманными свойствами.

Образец портфолио для воспитателя детского сада: виды, структура, рекомендации по составлению Что такое портфолио? Что же такое портфолио воспитателя детского сада для аттестации, которая обязательно будет в жизни каждого?. Портфолио.

Понятие мировоззрения и его структура Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен.

Структура самопрезентации воспитателя Самопрезентация воспитателя Самопрезентация может делиться на несколько частей. Первая – вступление. Вторая – основная часть. Третья – заключительная.

Структура и содержание утренней гимнастики Любое физкультурное мероприятие, в том числе и утренняя гимнастика, начинается с разминки и заканчивается восстановительными упражнениями.

Структура образовательной программы Разделы Содержание Целевой 2.11.1. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Пояснительная.

Структура презентации к коммуникативному тренингу Тренинг «Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями дошкольного учреждения».

Структура рабочей программы Структура написания рабочей программы1. Титульный лист • полное название учреждения; • утверждено (дата педагогического совета, номер протокола).

Вводное занятие по знакомству и освоению электронного конструктора «Знаток» Цель: познакомить детей с новым видом электронного конструктора “Знаток” Оборудование и материалы: 1) Демонстрационный: фотографии многоэтажного.

LOGOPEDroom

Система шкільного менеджменту School Champion


ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПОРТФОЛИО

УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Определение и основное назначение портфолио

Портфолио – это инструмент мониторинга профессиональных достижений. Портфолио представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются материалы, отражающие достижения работника в профессиональной деятельности и его эффективный профессионально-общественный опыт за определенный отрезок времени (в течение всего аттестационного периода, от аттестации до аттестации).

Портфолио позволяет учителю-логопеду проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.

Представленные в портфолио материалы, рассматриваются как свидетельства профессионализма и результативности работы учителя-логопеда, подтверждающие основания для аттестации, а также позволяющие сделать выводы при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.

Структура и содержательное наполнение портфолио

Портфолио должен отражать субъектную позицию аттестуемого как профессионала, которая выражается в умении решать профессиональные задачи, используя профессиональные знания и умения, различные освоенные способы деятельности. При этом способы решения профессиональных задач, тактика и стратегия профессионального поведения педагога могут существенно отличаться.

Основными разделами портфолио, которые в первую очередь оцениваются экспертами, являются:

1. Результативность коррекционной деятельности, где рассматриваются характеристики качества логопедического воздействия, предоставляемого конкретным учителем-логопедом;

2. Характеристики профессиональной (научно-методической) деятельности как условия обеспечения качества коррекции, где рассматриваются показатели владения учителем-логопедом современными технологиями, показатели включенности в методическую работу, показатели инновационной (проектной) научной и исследовательской деятельности.

Дополнительно к основным разделам, в портфолио должны быть включены такие разделы как: общие сведения о педагогическом работнике, копии документов и оглавление. Эти разделы позволяют структурировать материалы портфолио таким образом, чтобы эксперты могли быстро ориентироваться в представленных материалах.

Принципы работы по оформлению портфолио

1. Системность и регулятивность самомониторинга.
2. Достоверность.
3. Объективность.
4. Нацеленность автора на самосовершенствование.
5. Структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений.
6. Аккуратность и эстетичность оформления.
7. Целостность, тематическая завершенность представленных материалов.
8. Наглядность результатов работы.
9. Технологичность.

Требования к оформлению портфолио

1. При оформлении портфолио следует учитывать основные требования. Так, обязательно наличие четко сформулированного оглавления (с наименованиями материалов, номерами страниц и т.п. ).

2. Объем материалов портфолио – папка – 30 (70) файлов.

3. Текст размещается на одной стороне листа белой бумаги формата А 4 с соблюдением следующих размеров полей:
– левое – не менее 30 мм,
– правое – не менее 10 мм,
– верхнее – не менее 20 мм,
– нижнее – не менее 15 мм.
При компьютерном наборе печать производится шрифтом 13 пунктов. Междустрочный интервал – полуторный.

Структура и содержание портфолио

аттестуемого включает в себя следующие обязательные разделы:

1 раздел

(ориентиры и основания)

2. Общие сведения о педагогическом работнике

3. Копии документов

2 раздел

(Результативность и качество – динамика учащихся)

4. Результативность педагогической деятельности

3 раздел

(средства и методы достижения качества и результатов)

5. Научно-методическая деятельность

6. Учебно-материальная и техническая база

Содержательное наполнение основных разделов зависит от специфики деятельности учителя-логопеда и наполняется материалами по его усмотрению. Необходимо обратить внимание на то, что все представленные в портфолио материалы должны подтверждаться копиями документов или быть заверенными соответствующими людьми. В портфолио не стоит вкладывать полные тексты авторских программ, методических разработок и других объемных материалов, достаточно представить список и обобщенные данные.

I РАЗДЕЛ

(ориентиры и основания)

1. Оглавление

Оглавление должно содержать перечисление всех представленных в портфолио материалов;

Оглавление составляется на отдельном листе, который заверяется руководителем ОУ (в электронном виде сканированный документ с подписью и печатью руководителя ОУ, а также оригинал на печатном носителей

2. Общие сведения о педагогическом работнике

· ФИО. Дата рождения.

· Сведения об образовании.

· Стаж работы: общий трудовой, педагогический, (психологический), в указанном ОУ.

· Имеющаяся квалификационная категория (указать с какого времени).

· Занимаемая должность (указать с какого времени).

· Полное название образовательного учреждения, в котором работает в данный момент времени (указать почтовый и электронный адрес; телефоны).

· Награды, грамоты, благодарственные письма. Документы (приказы), подтверждающие наличие дипломов, ученых степеней, почетных званий, наград, грамот и благодарственных писем.

· Членство в комиссиях и экспертных группах (аттестационной, ЕГЭ, ГИА, конфликтной, ПМПК и др.)

· Повышение квалификации (за последние 5 лет).

· Контактный телефон и электронный адрес.

Составляется на отдельном листе (в электронном виде), все сведения (кроме контактного телефона и электронного адреса) должны подтверждаться электронными копиями документов, представленных в разделе портфолио «Копии документов».

3. Копии документов

Этот раздел должен содержать копии следующих документов:

· Диплом (ы) об образовании (без вкладыша, диплом базового педагогического образования, диплом о переподготовке и дополнительном образовании);

· документы, свидетельствующие о государственных наградах и званиях; почетные грамоты, благодарственные письма;

· свидетельства об обобщении опыта работы;

· удостоверения, свидетельства и сертификаты о повышении квалификации;

· приказы о членстве в комиссиях и экспертных группах.

Составляется в электронном виде, в отдельной папке «Копии документов».

II РАЗДЕЛ
( программы, педагогические технологии, методы, приёмы)

1.Профессионализм учителя-логопеда в выборе учебно-методических средств и технологий коррекционной работы;

1) обоснование выбора аттестуемым учителем-логопедом коррекционной программы или педагогической технологии, методики, метода, приема или применения в своей практике тех или иных средств логопедической диагностики для оценки результатов логопедического воздействия (по теме самообразования);

2) описание самой программы, педагогической технологии, методов, приемов, педагогической диагностики и др.;

3) описание этапов работы по внедрению программы, технологии, методики и др.;

4) наличие авторских программ, прошедших экспертизу (экспертное заключение об авторстве);

5) обоснование выбора аттестуемым учителем-логопедом используемых коррекционно-образовательных технологий;

6)использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития и т. п.;
Желательно отразить.
Сколько:

· в методической копилке собрано _____ презентаций.

· из них собственных разработок – _____

· электронных пособий – _______

· проведено ________ занятий с использованием ИКТ

7) размещаются материалы, иллюстрирующие работу по коррекционной программе, педагогической технологии (методики, метода и др.):
конспекты или фрагменты коррекционных занятий.

8)для показа умений по планированию можно включить годовые или ежедневные планы работы, снабженные необходимыми комментариями.

IIIРАЗДЕЛ
(Результативность, качество, динамика)

1.Результативность и качество коррекционной работы

Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов логопедического воздействия в коррекционной работе аттестуемого учителя-логопеда не менее чем за 3-5 лет.

В этот раздел помещаются:

1) материалы о результатах освоения детьми программ логопедической работы по преодолению нарушения устной речи (фонетического, фонетико-фонематического; общего недоразвития речи) или письменной речи и сформированности у них ключевых компетентностей;

2) результаты работы по данной педагогической технологии, методике, методе, приеме и др.

3) сравнительный анализ деятельности учителя-логопеда за 3 года по коррекции и (или) формированию устной или письменной речи;

IVРАЗДЕЛ

(средства и методы достижения качества и результатов)

1.Научно-методическая деятельность

В данный раздел помещаются документы (сертификаты, приказы, экспертные заключения) и др. материалы, свидетельствующие об особенностях педагогического опыта работы, его диссеминации в ходе профессионального взаимодействия, о результатах научно-исследовательской работы. Необходимо представить материалы подтверждающие:

· участие в инновационной и экспериментальной деятельности (экспериментальные площадки, лаборатории и др.);

· проведение научных исследований;

· написание рукописей кандидатской или докторской диссертации;

· участие учителя-логопеда в профессиональных и творческих педагогических конкурсах, конференциях, педагогических чтениях, методических и предметных неделях, грантовых проектах и т.п. ;

· работа в методическом объединении учителей-логопедов (школьного, городского и районного уровней), сотрудничество с районным методическим центром, вузами и другими учреждениями;

· организация и проведение открытых логопедических занятий, семинаров, “круглых столов”, мастер-классов и др. мероприятий;

· тематических родительских собраний.

· Информацияоб использованных учителем-логопедом способах распространения обобщенного и представленного в портфолио опыта работы:

– размещение в интернете

2.Учебно-материальная и техническая база (презентация логопедического кабинета)

o текстовое представление кабинета (2-3 листа)

o фотографии кабинета

В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии), где фиксируется:

· наличие словарей, справочной литературы по предмету;

· наличие наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, речевые профили и др.);

· наличие дидактического материала, сборников упражнений, примеров рефератов и сочинений и т. п.;

· наличие аудио- и видеопособий;

· наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, проектор, интерактивная доска и др.);

· наличие компьютера и компьютерных средств обучения (компьютерные программы и тренажёры):

В методической копилке собрано _____ презентаций.

Из них собственных разработок – _____

Электронных пособий – _______

Проведено ________ занятий с использованием ИКТ

· другие документы по желанию учителя-логопеда.

Портфолио предъявляется на электронном и бумажном носителе. Педагогический работник сам выбирает те достижения, которые, по его мнению, могут быть зачтены в его портфолио.

Портфолио представляется аттестуемым в экспертную группу не позднее чем за две недели до квалификационного испытания.

Самопрезентация учителя логопеда Гайдаенко Олеси Анатольевны

Страничка учителя-логопеда

Уважаемые посетители сайта!

высшей квалификационной категории

В 2005 гоу закончила Московский открытый социальный университет

стаж работы в образовании 30 лет

в должности учителя – логопеда 13 лет

Терпение и творчество,
Упорство и победа –
Вот главные этапы
В работе логопеда.
Все Нади, Вани, Вити
Должны заговорить,
И от меня зависит –
Быть этому, иль не быть .

График работы с детьми – логопатами в ДОУ

Время работы с детьми

Понедельник

Рекомендации учителя – логопеда для самостоятельной работы с детьми в домашних условиях.

Форма работы с ребенком

1.Развитие мелкой моторики “Пальчиковые игры”Ссылка2.Развитие речевого дыхания “Дыхательные упражнения”Файл3.Развитие фонематического слуха “Игры”Файл4.Артикуляционная гимнастика. Комплексы для групп:-свистящих звуковФайл-шипящих звуков Файл– сонорных звуков “Р”, “РЬ” Файл– сонорных звуков “Л”, “ЛЬ” Файл5.Автоматизация и введение в речь трудных звуковЗвук “С”ФайлЗвук “СЬ” Файл
ФайлЗвук ЗЬ ФайлЗвук “Ц”ФайлЗвук “Ш”ФайлЗвук “Ж”ФайлЗвуки “Ч”, “Щ”

Звук “Р”ФайлЗвук “РьФайлЗвук “Л” ФайлЗвук “ЛЬ”Файл

В помощь учителям – логопедам и воспитателям ДОУ.

Пособие “Матрица” разработано с использованием здоровьесберегающих технологий и технологии ОТСМ-ТРИЗ.

Самомассаж лица и шеи очень полезен детям с речевыми нарушениями.

“Развитие графомоторного навыка у детей”

К важному параметру школьной зрелости относится уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющей скорость и легкость формирования навыка письма. Способность к рисованию и копированию даст ребенку возможность быстрее освоиться с письмом. В исследованиях психопатологов большое внимание уделяется вопросу о том, является ли развитие моторики ребенка следствием естественного созревания соответствующих структур или же это результат научения? Читать далее.

“Методы работы с неговорящими детьми”

Работа с неговорящими деть ми начинается с вас – их родителей. А вы по-разному относитесь к такой ситуации. Одни не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит, объясняя это так: Он все понимает, только ленится, или Он весь в папу (тетю, дедушку), тот тоже поздно заговорил, или С мальчи ками всегда так. Действитель но, многие дети начинают гово рить после 2,5—3 лет. Но подоб ная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит ка кие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии есть. Читать далее.

“Организация работы по исправлению нарушения

звукопроизношения в семье”

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Читать далее.

“Причины речевых нарушений”

Различные по степени тяжести отклонения от возрастных норм развития речи определяются причинами, имеющими либо биологическую, либо социальную природу. Они воздействуют на ребенка – непосредственно или опосредованно – на всем протяжении его развития: в период беременности матери, в младенчестве, раннем, младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте. Читать далее.

Родителям будущих первоклассников

“Готов ли Ваш ребенок к школе?”

Тест на готовность к школе. Проверим слух, речь, логику.

На самом деле готовность к школе – это отнюдь не умение читать и считать. Дорос дошкольник или нет до серьезных систематических занятий, мы можем судить по многим факторам, выяснить которые можно с помощью игры. Читать далее.

Не секрет, что значительную часть времени вы проводите на кухне. Постарайтесь

использовать его для общения с ре­ бенком. Например, вы заняты приготовлением

ужина, а ваш малыш крутится возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис,

гречку или даже пшено — тем самым малыш окажет вам посильную помощь, а заодно

потренирует свои пальчики. Ведь развитие пальчиков тесно связано с развитием речи. Читать далее.

Игры с мячом известны с древних времен, хотя история не знает точно ни места, ни времени рождения этих игр. Практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются почти у всех народов мира и отнюдь не случайно считаются самыми распространенными из игр. Читать далее.

Рекомендации родителям “Шестилетки и компьютер”

В дошкольном возрасте организм малыша быстро изменяется, продолжает формироваться костная система, кисти рук еще находятся в стадии развития, поэтому, сначала наблюдается быстрая усталость после работы с клавиатурой. Читать далее.

“Артикуляционные сказки для младших дошкольников”

Характерными особенностями детей младшего дошкольного возраста явля­ются: быстрая утомляемость, неустойчивое внимание, низкая мотивация на занятиях.

Комплексы артикуляционных упражнений, пред­ставленные в виде занимательных сказок о Язычке, вызывают у младших дошкольников интерес к орга­ нам артикуляции, развитию их подвижности и ак­ тивизации зрительного восприятия (все упражнения выполняются перед зеркалом). Подобные артикуля­ ционные сказки легко адаптировать к изучаемой лек­ сической теме, что делает стройной и логичной по­ дачу материала. Читать далее.

“Игры на развитие фонематического восприятия старших дошкольников”

Уважаемые родители, вам предлагаются игры на развитие фонематического восприятия, т.е. на развитие слухового внимания, слуховой памяти, речевого слуха, фонематического слуха. Эти игры помогут вам готовить детей к школе. Читать далее.

Играйте, общайтесь, развивайте речь, готовьтесь к школе!

Консультация для воспитателей и родителей «Как говорим мы – так говорят наши дети»

«Человек не изобретает новых звуков, суффиксов и приставок. Он самостоятельно пользуется ими для выражения собственных мыслей и чувств. Правила образования грамматических форм слов, словосочетаний и предложений составляют суть грамматического строя языка»
К. Д. Ушинский

Трудно сейчас встретить человека, который был бы равнодушен, к тому, как говорит он сам, как говорят его дети, какие языковые средства использует его собеседник или выступающий оратор.

Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Особенно это касается тех людей, которые в своей повседневной деятельности, в профессиональной сфере связаны с речью, общением с другими, с обучением и воспитанием, детей. Грамотный и культурный в речевом плане родитель всегда обратит внимание на несовершенную речь педагога и наоборот.

Чтобы достичь высокого уровня культуры речи, говорящий должен иметь богатый запас языковых средств и уметь выбирать из них те, которые являются наиболее подходящими для каждого случая. Очень важно развивать в себе критическое отношение к собственной речи, стремление всегда говорить по существу, последовательно, точно, выразительно, правильно; наблюдать за образцовой чужой речью, анализировать её. Кроме того, необходимо упражняться в правильном произношении, употреблении слов в построении предложений.

При систематической, упорной работе над языком можно добиться больших результатов в овладении его богатыми, выразительными средствами. Прежде всего, нужно заботиться о расширении своего словарного запаса. Для этого необходимо больше читать, научиться замечать незнакомые слова, выяснять их значение с помощью толкового словаря.

В языке различают активный и пассивный словарный запас. Словарь того или иного человека также делится на активный и пассивный. Под активным словарём подразумеваются такие слова, которые используются в повседневной жизни. Под пассивным имеются в виду слова, известные только человеку, которыми он даже не пользуется потому, что либо смысл этих слов ему недостаточно понятен, либо ещё по какой — либо причине он не испытывает желания вводить их в свою практику.

У малограмотных людей активный словарь колеблется от 5000 слов и более. У образованного же человека число слов доходит до 20000.

Большое значение имеют индивидуальный словарный запас и умение пользоваться им, знание грамматики и стилистики. У одного «здание» устной речи получается прочным, логичным, а у другого рассыпается во все стороны. Это от того, что не у всех одинаковый запас слов и не все умеют правильно пользоваться словами. А иногда зависит от нашей памяти, которая нас подводит. Человек забывает нужное слово и в свой «речевой контейнер» «бросаем» первое попавшееся слово на этот контейнер с близким значением тому слову, которое почему-то память не выдала в речь.

В целях обогащения личного словаря, необходимо, встретившиеся в политической, художественной литературе, газетах, журналах непонятные слова выписывать, по словарям выяснять их значение, нужные слова запоминать и вводить их в свой запас (чаще употреблять их в речи).

Нарушение лексической сочетаемости слов

Для правильного употребления слов в речи необходимо знать не только их точное значение, но и учитывать особенности лексической сочетаемости слов, т. е. их способность соединять друг с другом. Соединение слов бывает невозможным,

  • во-первых, из-за смысловой несовместимости (например: «мякишь тишины», «обедать потолок»):
  • во вторых, в силу их грамматической природы (например: наречие с числительными);
  • в третьих, из-за лексических особенностей (слова не вступают в связи друг с другом, хотя и обозначают соединимые понятия (можно сказать «глубокая старость», «глубокая зима», но нельзя «глубокая юность», «глубокая весна».)

Например, данными законами определялась возможность образования таких сочетаний, как «страх берёт», «охота берёт», «злость берёт».

Те же законы обусловили невозможность создания словосочетаний «радость берёт», «наслаждение берёт», «удовольствие берёт».

Слово «карий» сочетается только со словами глаза. Со словами же пальто, мебель, дом, и. т. п. оно не сочетается.

Варианты сочетаний слов и их ошибочных замен:

Неправильно

Грамматические нормы и наблюдающиеся отклонения от них

Среди отклонений на первый план выступают:

Грамматические ошибки в употреблении слов:

1. Неправильное употребление слов:

  • Неправильное образование формы слова различных частей речи, например: неправильное определения рода существительного (кофе – м. р., тюль – м. р., бандероль – ж. р.)
  • Неправильное определения числа (чернила – мн. ч., не «чернило»)
  • Неправильная постановка ударения (торты, средства , арахис, щавель, хозяева, месяцы, звонит, балует)
  • Искажение форм различных частей речи (ляжте – лягте, ложит – кладёт,обоих девочек – обеих девочек и др.)

2. Просторечная лексика: жрать, горланить, вылупился, баба, мужик, морда и др.

3. Слова – паразиты:(ну, это самое, блин, на фиг, короче, значит, ага, вот, и это, можно сказать, ё – моё, так сказать и др.)

Наиболее часто встречаемые грамматические ошибки:

  • Одевай шапку, пальто и. т. д. (одевают кого-то, надевают что-то).
  • Ихняя девочка, ихний папа (их девочка, их папа).
  • Ложь фломастеры (клади фломастеры).
  • Позвонишь мне? Телефон звонит у обоих подружек. (у обеих).
  • Он пришёл сегодня без ничего( безо всего, ни с чем).
  • Кто крайний? (кто последний?).
  • Пара слов, пара часов (два часа, два слова).
  • Я кушаю, мы кушаем (я ем, мы едим).
  • Иди отсюдова (иди отсюда).
  • Чё, щас.

Консультация «Что и как и мы говорим нашим детям»

Ирина Шишова
Консультация «Что и как и мы говорим нашим детям»

Вам приходилось слышать в детстве фразы вроде: «Чтоб ты провалился!», «У тебя все равно не получится», «Делай, что тебе говорят, «Что, самый умный что ли?», «И в кого ты такой растяпа?» А часто ли вы говорите их своим детям?

Мы воспитываем детей, передавая им наше представление о мире, о роли человека в нем, об отношениях между людьми. Наши знания и опыт мы передаем, прежде всего, на практике собственной жизнью, поведением, поступками. Но наши слова тоже о многом говорят. Ребенок чутко реагирует на сказанные ему слова, и изменяется под их воздействием. А если они повторяются снова и снова? К тому времени, когда маленький человек вырастет, слова, сказанные нами, окажутся вплетены в его мировосприятие. Психологи называют такие словесные формулы, влияющие на формирование человека, родительскими директивами. Директива это неявное приказание, обращенное к ребенку. Исполняя его, ребенок будет чувствовать себя хорошим, а не исполняя испытает чувство вины. Причем о причине вины он может даже не догадываться. Давайте посмотрим, чему мы учим наших детей на словах.

1. Первая, и самая сильная директива это «Не живи».

В повседневной жизни она может выражаться такими фразами,как: «Мне не нужен такой плохой сын», «Глаза б мои на тебя не глядели», «Исчезни!», «Чтоб ты провалился». Этот посыл может выражаться и не так явно например, разговорами о том, что из-за рождения ребенка мама заболела или всю жизнь на него потратила, так и не сделав карьеру / не выйдя замуж. Смысл такой директивы внушение ребенку чувства вины, причем оно связано не с какими-то конкретными поступками, а с самим фактом его рождения и присутствия в этой жизни. Ребенок чувствует себя помехой в жизни матери и ее вечным должником. Многие носят эту установку всю жизнь. Естественно, это удобно для матери, ведь таким ребенком очень легко управлять даже в зрелом возрасте. Но для самого ребенка, получившего эту директиву, эта ситуация может быть опасной. Он может сделать вывод о том, что было бы лучше, если бы его не существовало.Это может привести к бессознательному саморазрушению: частые болезни, травмы, алкоголизм и наркомания.

2. Вторая директива «Не будь ребенком».Она выражается словами типа: «Пора уже повзрослеть», «Что ты как маленький?», одним словом теми, которые все детское описывают как плохое, а взрослое как хорошее. Так часто говорят старшим детям в семье. Вырастая, дети, получившие эту директиву, испытывают трудности с выражением своих «детских желаний», со всем, что связано со спонтанностью, игрой и творчеством. Им будет трудно найти общий язык и со своими собственными детьми.

3. Третья директива противоположна по смыслу предыдущей. «Не расти» часто ее говорят единственным детям в семье. Такую директиву дают матери, боящиеся того, что их ребенок повзрослеет и покинет семью. Выросшие с такой директивой люди чувствуют себя виноватыми, когда начинают вести собственную жизнь. Им бывает сложно создать свою собственную семью, так как они в первую очередь являются детьми своих родителей. Им кажется, что они не имеют права на собственную жизнь.

4. «Не думай». Выражается эта директива в призывах ребенка «не умничать», «не рассуждать, а делать, что тебе сказано»,в ироничных восклицаниях: «Самый умный, что ли?».Учит не думать также и родительская забота: «не думай об этом, это не твоя проблема». Выросшим с этой директивой детям и в самом деле оказывается тяжело думать, вплоть до того, что мыслительный процесс может вызывать головные боли. Они предпочитают не вырабатывать свое мнение на проблемную ситуацию, а следовать чьему-то чужому, перестают доверять сами себе («Как я мог такое подумать?») Естественно, таким людям можно внушить все, что угодно, чтобы манипулировать ими в своих целях.

5. «Не чувствуй» эта директива может выражаться по отношению как к чувствам, так и к ощущениям. Чаще всего родителями запрещается гнев и страх. «Не бойся, собачка не укусит», «Как ты смеешь обижаться на маму, тебя наказали за дело». Но от запрета сами эмоции никуда не пропадают, они лишь находят другое выражение. Например, ребенок перестает бояться собак, но начинает бояться темноты. Он перестает раздражаться на маму, но пинает кошку или злится сам на себя, когда у него что-то не получается.

Если запрет касается ощущений,то выглядит это примерно так: «Одень свитер, замерзнешь», хотя ребенок заявляет, что ему не холодно. Постепенно ребенок перестает верить собственным ощущениям. Впоследствии это может выразиться, например, в переедании ведь сигнала о том, что человек сыт, он не чувствует. Эта директива также мешает понимать и выражать свои чувства.

6. Шестая директива «Не будь успешным». Ребенок получает ее, когда любящие родители выражают неверие в его способности. «Вечно ты все портишь», «У тебя все равно не получится». Людей, выросших с такой директивой, как будто преследует злой рок. Они очень стараются в достижении своей цели, однако в последний момент какая-нибудь случайность все портит. Или они сами не могут найти в себе энергии для завершения важного дела, и забрасывают его на полпути.

7. «Не делай». Подразумевается «Не делай сам, это опасно, подожди меня», «Дай я это сделаю за тебя». В отличие от предыдущей директивы, такие люди испытывают трудности с началом какого-либо дела. Потому что в детстве они привыкли ждать маму, чтобы что-то предпринять. В жизни это проявляется тем, что они постоянно откладывают начало дела на последний момент, и в результате ничего не успевают.

8. «Не будь лидером». В быту эта директива выражается фразами «Не высовывайся», «Скромнее надо быть», «Тебе что, больше всех надо?» Человек с такой установкой избегает брать на себя ответственность за других и вечно ходит в подчиненных.

9. «Не принадлежи». Подразумевается «не принадлежи никому, кроме меня».В общении с ребенком родители подчеркивают его исключительность: «ты у меня не такой, как все», «ты самый умненький». Человек с такой установкой в любой группе чувствует себя как бы отдельно. Чувство слияния с группой ему незнакомо, и начинает тосковать по семейной атмосфере, равной которой нет. В результате ему бывает трудно влиться в любой коллектив.

10. «Не доверяй» или «Не будь близким». По смыслу это похоже на предыдущую директиву, однако та возникает в отношениях с группой, а эта в отношениях с одним человеком. Такие люди испытывают трудности в близких отношениях, и не только с противоположным полом, но и в дружбе, в деловых контактах. Родители внушили им, что никому доверять нельзя, и они избегают близких и доверительных отношений.

11. «Не будь собой». В повседневной жизни это выражается в недовольстве полом ребенка,фразах типа: «Почему твой друг может это, а ты нет?», «Ты должен стать как…», «Все дети как дети, а ты…» Когда родители выражают недовольство ребенком, он может сделать вывод, что его не любят. А будут любить, если он изменится. Взрослый человек с такой директивой постоянно недоволен собой. Казалось бы, это путь к самосовершенствованию. Однако, даже достигнув чего-то и изменившись, такой человек тут же найдет новый повод для недовольства. Кроме того, он часто бывает мучим завистью к другим. Такие люди живут в состоянии постоянного внутреннего конфликта.

12. Последняя директива «Не чувствуй себя хорошо». Наверное, всем знакомы люди, которые вечно жалуются на здоровье. Часто это симуляция эти люди привыкли, что болезнь вызывает у окружающих повышенное внимание к ним. Но иногда им действительно плохо, но они мужественно продолжают работать. Естественно, это, в свою очередь, ведет к дальнейшему ухудшению самочувствия. Порождается такое поведение фразами родителей,сказанных при ребенке: «Хоть он у меня и слабенький, но сам моет пол», «несмотря на температуру, пошел на контрольную».

К сожалению, заметить негативное влияние наших слов не всегда в наших силах, а избежать его вряд ли возможно. Но зависимость от директив не фатальна многие кризисы взросления связаны с избавлением от родительских правил. А если знать, с чем бороться, это уже половина успеха.

Физкультурно-речевой досуг «Мы говорим здоровью-да» Физкультурно-речевой досуг «Мы говорим здоровью – ДА!» обобщение знаний у детей по правилам ЗОЖ инструктор по физкультуре, учитель-логопед.

Фотоотчет «Акция «Помоги братьям нашим меньшим» 30 октября в городском парке культуры и отдыха проходила благотворительная акция «Покорми братьев наших меньших», основная цель которой:.

Фотоотчет «С уважением и любовью к нашим бабушкам и дедушкам» Цель мероприятия: воспитание у детей любви и уважения к бабушкам и дедушкам и ко всем пожилым людям. Сколько бы вопросов не возникало о.

Консультация для родителей «Говорим, не заикаясь» Деридова Лариса Васильевна, учитель-логопед. Консультация для родителей “Говорим не заикаясь”. Заикание – это нарушение темпо-ритмической.

Кукольный спектакль нашим малышам от 3 до 4 лет «Кыш да Брысь и его друзья» ОСЕННЯЯ СКАЗОЧКА «Кыш да Брысь и его друзья!» Автор: Краснокутская М. В. Сказочница: Дождь всё время льёт и льёт, Это Осень настаёт! Ветер.

Проект «Говорим правильно дома и в детском саду» Проект. “Говорим правильно дома и в детском саду” Тема: “Говорим правильно дома и в детском саду” Актуальность: Своевременное формирование.

Проект «В гости к нашим друзьям деревьям» Возраст: старшая группа (5-6 лет). Вид проекта: информационный, практико-ориентировочный. Участники: воспитатели, дети старшей группы (возраст.

Сценарий театрализованного развлечения «Нашим мамам» для старших дошкольников Дети стоят в зале возле стульчиков. Мамы под музыку и аплодисменты детей входят в зал, проходят почетный круг и садятся на места. Ведущий:.

Видеоролик «Вам, беззаветным защитникам нашим» Проблема патриотического воспитания встает уже с дошкольного возраста. В столь раннем возрасте необходимо воспитывать чувство гордости и.

7 фраз, которые нельзя говорить ребенку

  • Какие установки родителей разрушают детей;
  • Что на самом деле стоит за нашими фразами;
  • Как говорить с ребенком, чтобы он вырос полноценной личностью.

Какую власть имеют над нами слова? Как сказанные родителями из самых добрых побуждений фразы могут поломать судьбы детей? И что же в таком случае нужно говорить?

Ребенок, которому не позволили танцевать под дождем, никогда не сможет танцевать снова.

Мальчика привела на обследование мать, у которой не закрывался рот. Врач убедился, что
ребенок плохо реагирует на вопросы, и спросил:
– Тебе плохо слышно?
На что мальчик ответил:
– Я слышу хорошо, но я устал слушать.

Вы когда-нибудь спрашивали себя, зачем человеку дано детство? Для чего жизнью отводится эта беззаботная пора? Ребенок рождается на свет чистым листом (tabula rasa), с ним нет багажа условностей, стереотипов, социальных предопределений. В этом его красота и совершенство. И все же малыш имеет одно врожденное отличие – это безусловный кредит доверия, который дается взрослым – прежде всего, родителям. К сожалению, этот кредит не бесконечный.

Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его. Виктор Гюго

Мы воспитываем детей так, как воспитывали нас, – это бессознательная схема взаимодействия между поколениями. Из самых лучших побуждений через слова, убеждения и призывы родителей создается картина мира ребенка, которая не всегда оказывается красочной и позитивной. Родители повторяют одни и те же ошибки снова и снова, и это оглупляет их в глазах детей.

Родители не понимают, как много вреда причиняют своим детям, когда, пользуясь своей родительской властью, хотят навязать им свои убеждения и взгляды на жизнь. «Но ведь я хотел как лучше!» – возразит заботливый родитель. И он будет прав во всем, кроме способов воплощения своих добрых намерений.

Рассмотрим основные разрушительные установки родителей. Эти фразы чаще всего употребляются при общении с детьми. Но если запретить взрослым говорить ребенку те или иные фразы, это непременно вызовет внутренний конфликт, так как в мыслях они все-таки останутся и желание высказать их будет непреодолимым. Не устраняя, а заменяя убеждения-паразиты созидательными фразами, можно быстро привыкнуть к новому способу мышления. Именно на такой технике построены принципы НЛП.

Нейролингвистическое программирование – это направление в практической психологии, которое не имеет научного обоснования и в академическом сообществе считается непризнанным. Но результаты людей, которые использовали НЛП для глубокого познания поведения и совершенствования отношений, доказывают практическую эффективность этого способа влияния на качество разных сфер жизни, уравновешенность взаимосвязей между личностью и ее мыслями, поведением, способностями, ценностями и убеждениями.
Родительские условности можно назвать величайшим рабством в мире. Пора менять разрушительные фразы, пока они не внесли свои неблагоприятные коррективы.

Разрушительные и созидательные фразы

1. «Не переходи дорогу на красный свет! Не ходи раздетым! Не говори с набитым ртом!».

Страх за детей сковывает родителей – «Кто знает, что может случиться с ребенком, пока нас нет рядом?». Из-за этого страха и своих опасений мы начинаем лепить для ребенка модель жизни и вести его определенным путем. Родитель очень ясно дает понять, чего делать не следует, и этим он убивает в ребенке созидательное начало. Вместо того чтобы сказать, как делать нужно, идет колоссальный акцент на то, как делать не нужно. И как вы думаете, что отложится в подсознании ребенка? Частичка «не» ведь подсознанием не воспринимается, а остается только то, что идет в привязке к ней.

Созидательная фраза:
«Переходи дорогу на зеленый свет. Одевайся по погоде. Сначала прожуй, потом говори».

Изменяя негативное убеждение на позитивное, убирая из речи частичку «не», вы перестраиваете подсознательные реакции вашего чада и формируете благостный подход к жизни – как у него, так и у себя. Ребенок понимает вас, если вы понимаете ребенка. Дети очень отзывчивы, если видят, что им не ставят препятствий.

2. «Ты не выйдешь из-за стола, пока не доешь!».

Достаточно привычная для нас фраза. Как часто мы ее слышали, как часто произносили ее сами. Спросите себя, откуда вы можете знать, когда к вашему ребенку придет насыщение? Почему вы решили, что именно такое количество пищи должно поместиться у него в желудке? К сведению, в здоровом пустом желудке у человека помещается 400 граммов пищи.

Обратимся к истории. Поколение наших бабушек, дедушек и родителей родом из ХХ века. Этот век прославился войнами и голодом. Дефицит продуктов питания был самой главной проблемой на общегосударственном уровне. И если у семьи был ужин – это была счастливая семья. К счастью, времена меняются. Сейчас мы довольствуемся разнообразием пищи, но убеждение «дети должны быть откормленными» осталось в
подсознании и продолжает передаваться из поколения в поколение.

Заставляя ребенка доедать, то есть переедать, родители лишают его осознанности, свободы выбора, в добавку награждают плохим здоровьем, сонливостью, упадком сил и ожирением. Откуда возьмутся силы для активности или учебы, если все ресурсы организма направлены на то, чтобы переварить еду, которую ребенок еще и не хотел? Если он голоден, то обязательно скажет: «Мама, я очень хочу кушать!». И еще укажет, чего именно хочется съесть сейчас. Он просто сметет все со своей тарелки и попросит добавки. Но если его организму на данный момент не нужно столько пищи, значит, он не испытывает голода или уже наелся.

Созидательная фраза:
«Вот твой обед. Кушай столько, сколько хочешь. Есть добавка, если ты захочешь еще».

Первоначальное воспитание важнее всего, и это первоначальное воспитание принадлежит женщинам. Некоторые мамы говорят: «Мой ребенок никогда не попросит кушать!». А может, они просто не давали ему шанса проголодаться? Доверяйте организму вашего чада, тогда у него не будет проблем со здоровьем.

3.«Мы едим все. Это ели наши родители, и это необходимо есть нашим детям».

С данной формулировкой вообще трудно спорить, ведь тут учитывается бесценный опыт поколений в сфере культуры питания. Но неужели же наши прародители отличались отменным здоровьем и не умерли от заболеваний? Они прожили долгую, полноценную и активную жизнь? Если это так, остается только порадоваться этому. Но вы забыли учесть тот факт, что наступил XXI век, когда научно-технический прогресс добрался и до нашей «кухни». Еды в супермаркетах много, она не портится месяцами, годами, она вкусная и быстрая. Консерванты, загустители, красители, усилители вкуса, разрыхлители, антиокислители, генно-модифицированные продукты, токсичная и экологически загрязненная пища – всего этого не было в пищевой промышленности еще какие-то 20 лет назад! И если вы считаете, что именно «это» ели ваши предки, то очень заблуждаетесь.

Обратите внимание на факты. За последние десятилетие Украина вышла на второе место в Европе по темпам распространения рака. По показателям смертности от злокачественных новообразований детей Украина занимает третье место (!) в Европе. Что же происходит? Какая связь между качественным изменением сферы питания и прогрессированием детской онкологии? Если это заболевание у взрослого еще можно объяснить неправильным образом жизни, тогда что сказать о ребенке, которому 5-10 лет?

Существует и дата в календаре – 15 февраля – это «Всемирный день детей, больных раком». Если уж этому заболеванию среди детей на мировом уровне выделен отдельный день, не наталкивает ли это вас на размышления? И обратите внимание на рекламу детских продуктов – батончиков, конфет, соков, вкусностей с игрушками. Изучите состав и сделайте выводы.

Созидательная фраза:
«Мы едим только то, что натурально и полезно для всей семьи».

Если вы хотите заложить прочный фундамент для роста и развития (как физического, так и духовного) вашего ребенка, то позаботьтесь о его здоровых пищевых привычках. Рано или поздно ребенок последует вашему примеру, а не вашим советам. Поэтому культивировать натуральное питание, как и здоровый образ жизни, нужно начинать как можно раньше, используя яркий собственный пример.

4. «Зачем ты пьешь пустую воду? Выпей сок или чай».

У нас совершенно нет культуры питья воды. Очень не многие семьи (приблизительно 3-5%) регулярно употребляют чистую воду не только в жаркое время года. А ведь вода — это кровь планеты. Тело человека на 80-90% состоит из воды! Она выполняет транспортную, растворительную, очистительную и информационную функции. И где организму ребенка взять литр-полтора воды, если он пьет только чай, соки, газировку? Эти напитки являются мочегонными и вместо того, чтобы дать жидкость организму, активно ее выводят, способствуя появлению жажды снова и снова. Попробуйте напиться газировкой в жаркий день. У вас это не получится. Почему дети не пьют воду? Потому что ее не пьют их родители!

Нас всех с детства поили подслащенным чаем. Кто так сказал и кто это придумал? Ответа нет, просто так положено. Чай – прекрасный напиток с кофеином, он тонизирует и бодрит. Вместе с сахаром это источник быстрой энергии. А есть ли смысл пить такой напиток перед сном? Насколько натурально и полезно то, что мы пьем? Подумайте об этом.

Созидательная фраза: «Выпей воды, она утолит твою жажду лучше всего».

Не все то, что жидкое, является водой. Чай, кофе, молоко и сок – это еда. Поймите это сами и научите этому своих детей (и родителей!). Прочтите книгу доктора Батмангхелиджа «Ваше тело просит воды», и многие проблемы будут решены сами собой.

5. «Ты не можешь плакать, ты же мальчик!».

Как часто отцы, пытаясь воспитать в ребенке настоящего мужчину, запрещают сыну проявлять свои эмоции в таком виде, в
каком ему хотелось бы. Прежде всего, ребенок – это человек. И если ему плохо, морально или физически, он имеет полное право заплакать. На физиологическом уровне это крайне необходимо! Таким способом выводится гормон стресса адреналин, пребывание которого в организме имеет негативные последствия.

Созидательная фраза:
«Если ты плачешь, это не означает, что ты слаб. Все проходит – и это тоже пройдет».

Мужество – это не железный характер и не стальные нервы. Это поступки, которые мужчина способен совершать. Детям больше нужен пример для подражания, чем деструктивная критика и упреки.

6. «Я тебя ругаю, но все равно люблю!».

Можно часто услышать: «Когда мы ругаем детей, они все равно знают, что мы их любим». Уверяем вас, не знают! У ребенка, воспринимающего слова буквально, формируются негативная картина мира, мрачные сценарии развития событий. Называя его лентяем, неряхой, эгоистом, вы подсознательно программируете его на исполнение этих ролей. Давать негативную оценку можно только
поступкам, а не личности ребенка. Замените утверждение «Ты плохой» созидательной фразой.

Созидательная фраза:
«Ты поступил некорректно, не честно, не справедливо».

Включите аргументацию тех чувств, которые вы переживаете, опишите их причину и результат. Пример: «Я очень расстраиваюсь, когда в школе ты заводишь драку, а потом скрываешь от меня этот факт. Меня вызывают на собрание, и я чувствую себя растерянно, когда узнаю об этом не от тебя, а от учителя». Дети очень мало знают о том, что родители чувствуют, и в этом виноваты сами родители. Никогда не ставьте ребенка в позицию врага, если желаете ему блага.

7. «Если тебя не контролировать, ты вообще ничего не будешь делать!».

Это пример постоянного тоталитарного контроля: «Куда ты пошел? Что ты сделал? А сейчас мы подробно проверим домашнее задание! Расскажи мне все немедленно!» и т.п. В таких случаях родителями, опять же, движет страх. Дети воспринимаются, как несамостоятельные субъекты этой «сложной» жизни. Недоверие, неуверенность и боязнь что-то упустить – вот что беспокоит родителей. Самое ужасное то, что постоянно контролируемый ребенок не приобретает навыков самоорганизации и самоконтроля, у него не развиваются ответственность и решительность. Как ребенку развить волю, если нет самостоятельного преодоления трудностей?

Созидательная фраза:
«Если ты захочешь, то мы поможем тебе. Мы всегда готовы тебя выслушать, не осуждая».

Лучший способ сделать ребенка хорошим – это сделать его счастливым. Не навязывайте и не навязывайтесь. Осознайте, что дети могут идти в том направлении, которое им нравится. Ваши дети не рождены для соответствия вашим ожиданиям. Они проживут свою жизнь, и вы должны радоваться тому, что у ребенка есть свой путь, какой бы «неправильный», на ваш взгляд, он ни был.

Право быть

«Дети никогда не слушались взрослых, но зато исправно им подражали», – сказал кто-то из великих. Вы не должны помогать ребенку, передвигая его ноги и делая за него шаги.

Лучше защитите его от самих себя, от ваших «правильных» убеждений, от страхов, критики, осуждения, ограничений. Не пугайте детей негативным опытом, неудачами, жизненными разочарованиями. Просто поймите, что на ваших глазах лежит многослойная
пыль «мертвых» поколений, которые жили в другое время и при других обстоятельствах.

Сотрите эту пыль! Радуйтесь переменам и подарите ребенку бесценное право – быть самим собой.

Читайте также:  Дифференциация звуков Щ — Ш
Ссылка на основную публикацию