Обучение технике чтения учащихся, имеющих особенности в развитии

10 приемов и упражнений для тренировки техники чтения. Рекомендации учителя начальных классов

Скорость чтения — критерий, который оказывает влияние на уровень успеваемости школьника. Ведь чем медленнее читает ребенок, тем больше времени ему понадобится на изучение материала или выполнение задания. На практике доказано, что ученик средних классов с низкой техникой чтения не сможет достигнуть высоких результатов в обучении. Поэтому и учителям начальных классов, и родителям младших школьников необходимо уделять особое внимание тренировке техники чтения.

Лучшие упражнения для тренировки техники чтения

Оптимальная скорость чтения должна соответствовать темпу разговорной речи — 120 – 150 слов в минуту. Чтобы добиться таких результатов необходимо:

  • увеличить частоту чтения;
  • расширять угол периферического зрения;
  • повышать устойчивость внимания;
  • улучшать оперативную память;
  • совершенствовать артикуляционный аппарат.

В педагогике используются специальные методики и приемы для тренировки технической стороны чтения.

Жужжащее чтение

Чем чаще ребенок читает, тем лучше у него это будет получаться. Для тренировки техники чтения катастрофически мало занятий только на уроках. Чтобы достигнуть хорошего результата, рекомендуется проводить пятиминутки чтения на каждом уроке в течение всего школьного дня.

Такие пятиминутки организовываются в начале урока. У школьников на партах должны быть книги для дополнительного чтения. По сигналу учителя дети начинают читать в режиме «жужжащего» чтения. Данный прием подразумевает, что все дети читают одновременно. Причем делать это надо вполголоса, чтобы не мешать друг другу. Каждый ребенок читает в своем темпе. Через 5 минут чтение прекращается и дальше идет обычный урок, например математики, рисования или природоведения.

Никакого контроля или обсуждения содержания прочитанного не проводится. Этот прием используется только с целью увеличения времени для ежедневного чтения. Таким образом, на тренировку затрачивается не менее 30 минут, тогда как в обычном режиме каждый школьник читает в общей сложности около 5 – 10 минут за весь учебный день.

Работа с таблицами слогов

Чтобы повысить скорость чтения, важно тренировать ребенка воспринимать слог как единое целое, как основу прочтения слова. Для таких упражнений необходимы специальные таблицы слогов. Можно использовать дидактический материал для обучения чтению по методике Н. Зайцева или создать такие таблицы самостоятельно.

Детям предлагаются различные задания:

  • прочесть строчку или столбец с определенной буквой;
  • произвольное прочтение слогов;
  • найти в таблице указанный слог;
  • послогово показать слово в таблице.

Сначала используются таблицы с простыми слогами, а затем переходят к более сложным, состоящим из трех-четырех букв. Купить красочные таблицы можно в магазине учебной литературы как карточки, плакаты или книги-сборники. Например, Узорова, Нефедова: Самый быстрый способ научиться читать. Слоговые таблицы.

Приемы для расширения угла зрения

В процессе чтения имеет значение количество знаков, которые попадают в поле зрения ребенка. Для расширения угла периферического зрения рекомендуется предлагать детям следующие упражнения.

Таблицы Шульте

Таблицы Шульте содержат числа от 1 до 30, которые расположены в хаотичном порядке. Школьникам нужно за 30 секунд отыскать и указать по порядку каждое число. Через несколько дней следует предложить другой вариант таблицы.

Найди слово

Суть этого упражнения аналогична предыдущему. На листе бумаги нужно в произвольном порядке написать несколько разных, не очень длинных слов. Задание для школьников — как можно быстрее отыскивать на листе слова, которые поочередно будет называть учитель.

Пирамидки слов

Для таких упражнений слова записываются в столбик, начиная со слова с наименьшим количеством букв. Каждое слово делится на две части, которые записывают на некотором расстоянии друг от друга. На каждой последующей строчке это расстояние увеличивается.

Первый — последний

Для этого упражнения можно использовать любой текст. Детям нужно читать только первый и последний слог в каждой строчке.

Рамка для чтения

Необходимо подготовить полоску картона с прорезью, высота которой чуть больше высоты букв в учебнике. Ширина должна быть небольшой, примерно на 3 – 4 буквы. В процессе чтения ребенок перемещает эту рамочку по тексту. Через определенное время ширину рамки нужно постепенно увеличивать.

Со временем дети запоминают многие слова, которые часто встречаются в текстах, и воспринимают их как единое целое. Они уже не читают такие слова, а называют сразу. Подобное умение заметно экономит время при чтении, поэтому данный навык нужно целенаправленно развивать.

Прием «Молния»

Использование приема «Молния» заключается в следующем. Детям на очень короткое время показывают слово, а они должны успеть его прочитать. Для этого упражнения можно подготовить карточки или создать презентацию, в которой слова появляются и сами исчезают через пару секунд.

Один и тот же набор слов надо использовать несколько дней подряд, пока ученики не запомнят их все. Затем предложить другую подборку слов. Для лучшего эффекта можно не просто давать школьникам прочитать слово, а и попросить написать его после того, как оно исчезнет.

Прием «Буксир»

Прием «Буксир» используется для увеличения темпа чтения. В качестве ведущего может выступать учитель или ученик с высокой техникой чтения. Он читает текст, а остальные должны стараться успевать читать за ним. Такое упражнение можно проводить для всего класса или в парах.

Чтобы контролировать процесс чтения всеми учениками можно делать внезапные остановки и просить ребят показать в тексте последнее прочитанное слово. Еще один способ — делать во время чтения ошибки. Те, кто читают «на буксире», должны их замечать и исправлять.

Прием «Спрятанные буквы»

Улучшению техники чтения способствует развитие умения предугадывать слова, а не прочитывать их побуквенно. Для этого можно предлагать такие задания:

  • слова с кляксами — на карточке написано слово, часть которого закрыта пятном;
  • слова с пропущенными буквами — на карточке слово, в котором несколько букв отсутствуют;
  • разрезанное слово — карточку с написанным словом разрезают вдоль и предлагают детям прочитать слово или по верхней, или по нижней его части (слово можно не разрезать на части, а закрыть его половину линейкой);
  • более сложный вариант этого упражнения — предугадать недостающее слово. Для него можно использовать крылатые выражения, фразеологизмы, известные фразы из сказок или стихотворений, загадки с рифмованной отгадкой.

Прием «Скороговорка»

Непосредственно для увеличения скорости чтения можно предлагать ребенку небольшой текст для прочтения его в темпе скороговорки. Читать текст надо несколько раз подряд, постепенно ускоряясь. Ученику необходимо объяснить, что при выполнении этого упражнения не требуется следить за выразительностью чтения, однако при обычном чтении такое правило не действует.

Прием «Повторное чтение»

Данный прием также предполагает многократное прочтение текста. Детям для чтения дается 1 минута. Затем нужно подсчитать количество слов, которые они успеют прочитать за отведенное время. После этого такое задание выполняется еще пару раз.

Результаты будут постепенно улучшаться, и это позволит ребенку поверить, что он может читать быстрее. Когда ученики будут читать текст последний раз, временное ограничение не устанавливается. Таким образом, они перейдут на чтение незнакомого текста и будут читать его в более быстром темпе.

Прием «День — ночь»

В процессе чтения необходимо сохранять концентрацию внимания и уметь хорошо ориентироваться в тексте. Для тренировки этих навыков школьникам предлагается читать с соблюдением команд. Как только учитель произносит: «День!» — дети приступают к чтению. Услышав команду «Ночь!» все закрывают глаза. Затем снова звучит слово «День!». После этого нужно найти глазами место в тексте, на котором остановились, и продолжить чтение.

Такое упражнение проводится в течение 5 минут. Следить по тексту пальцем нельзя.

Прием «Губы»

При внешнем проговаривании скорость чтения замедляется. Поэтому детей следует также учить читать молча, без внешних признаков проговаривания. В ходе чтения, когда учитель даст команду «Губы!», школьники должны начать читать «про себя». При этом им нужно прижать палец к сомкнутым губам, чтобы не давать им шевелиться. После команды «Вслух!» палец следует убрать и перейти к чтению вслух.

Работая над улучшением техники чтения важно учитывать, что количественный показатель зависит от типа темперамента ребенка, уровня развития его мыслительных процессов. Поэтому, конечно же, не удастся всех учеников «подтянуть» к нужным нормам, но улучшить результаты каждого несомненно получится. Кроме того, параллельно с увеличением скорости чтения обязательно нужно уделять внимание развитию выразительности и осознанности чтения, приучать детей читать правильно, без ошибок.

Об авторе-составителе: Гладко Марина Геннадьева, учитель начальных классов, стаж работы около 25 лет.

Подробнее об анализаторе техники чтения для 1-4 классов >>>

А какие упражнения используете вы? Пишите в комментариях.

Викторина «умники и умницы»

Главная > Викторина

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

ВИКТОРИНА «УМНИКИ И УМНИЦЫ»

• развитие творческих способностей, логического мышления детей;

• повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников;

• повышение интереса к учебно-познавательной деятельности, стимула;

• воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу.

• формирование умения работать в группе, в команде, сотрудничать;

• формирование и развитие умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;

• формировать у ребёнка умение организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их.

Участники и условия проведения:

В игре участвуют две команды по 6 человек (включая капитана); у каждой команды – свой игровой стол, название, специальная “сигнальная” карточка.

Все начинается со школьного звонка:

Мечта, наука, дружба – что хотите.

Дорога к звездам! Тайны океана!

Все это будет поздно или рано.

Все впереди, ребята, а пока…

Раздвинутся мира границы,

Закончив познания путь,

И надо еще умудриться

В грядущее нам заглянуть.

Итак, мы открываем сезон интеллектуальных игр.

Сегодня на нашей игре встречаются две интересные команды. Это лучшие представители нашего класса.

(Две команды мальчиков и девочек. Каждой команде придумать название и выбрать капитана)

Бой умнейших начинается!

Итак, начинаем. Разминка.

Первой отвечает на вопрос та команда, которая первой поднимет карточку. Капитаны команд – будьте внимательны! Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

1. Кто, согласно известной пословице, “платит дважды?” (скупой).

2. На какой срок, согласно конституции, избирается президент? (4).

3. Как написать слово мышеловка всего пятью буквами (кошка).

4. Основное и любимое занятие Дуремара? (ловля пиявок).

5. Кто написал сказки?:

• “Гадкий утёнок” (Г. Х.Андерсен)

• “Карлик Нос” (Вильгельм Гауф)

• “Сказка о рыбаке и рыбке” (А. С. Пушкин).

6. Семь карандашей дороже восьми тетрадей. Что дороже – 8 карандашей или 9 тетрадей? (8 карандашей).

А теперь настоящая игра.

У Вас на столах лежат карточки. Ваша задача собрать за 1 минуту и получить 2 пословицы. Это задание оценивается в 2 балла. Время пошло.

Пословицы: “Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

“Без труда не выловишь и рыбку из пруда”.

(Карточки с пословицами разрезаны на фрагменты и перемешаны.)

У тридцати двух воинов один командир.

Друг за другом бродят,

Друг друга не обходят.

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки.

Стучат, стучат – не велят скучать.

Идут, идут, а все тут как тут.

В лесу, под щебет, звон и свист,

Стучит лесной телеграфист:

“Здорово, дрозд, приятель!”

И ставит подпись .

Четыре синих солнца

У бабушки на кухне,

Четыре синих солнца

Горели и потухли.

Поспели щи, шипят блины.

До завтра солнца не нужны.

А ну-ка, ребята, кто угадает:

На десять братьев двух шуб хватает?

Наклонилась над рекой –

Уговор у них такой:

Обменяет ей река

Окунька на червяка.

Плещет теплая волна,

Под волною белизна.

Что за море в комнате?

В воду глядятся,

В век не сойдутся.

А голос — густой.

Очень быстрых два коня

По снегам несут меня –

Через луг к березке,

Тянут две полоски.

Годами равные, ростом разные.

Не царь, а в короне,

не всадник, а со шпорами,

не будильник, а всех будит.

Сам дней не знает, а другим указывает.

Задание « О ком идет речь?»

На это задание Вам даётся 1 минута.

СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ СЕБЯ СПОРТСМЕНАМИ?

Назовите специализацию спортсмена, используя буквы, составляющие фамилию и имя.

Болдит Ганс – ГАНДБОЛИСТ

Дистелев Осип – ВЕЛОСИПЕДИСТ

Крыжоног Нил – ГОРНОЛЫЖНИК

Латтек Олег – ЛЕГКОАТЛЕТ

Листобой Лев – ВОЛЕЙБОЛИСТ

Отстолиц Ким – МОТОЦИКЛИСТ

Одногош Кир – ГОРОДОШНИК

Что это за предмет?

В чёрном ящике лежит то, что индейцы майя называли чикле.

Они делали это из тягучего вкусного сока дерева сапподила. Одни это очень любят, а другие – терпеть не могут. А в Сингапуре продажа этого даже запрещена, и это отпускается только по рецепту врача.

В конце XIX века один американский коммерсант Вильям Ригли провёл рекламную акцию. Он давал это бесплатно при покупке мыла и муки. И вскоре, это стало популярней, чем основной продукт. С тех пор коммерсант перешёл на производство только этого.

Вопрос: Что в чёрном ящике? ( жевательная резинка )

На это задание Вам даётся 1 минута. Это задание оценивается в 3 балла.

Что это за игра?

1. Историк 20 века Роуз сказал: «Это задушевна игра – беседа без слов».

2.Источник множества интересных математических задач.

3. Когда в каждой семье можно будет найти эту игру, появится надежда на то, что со временем исчезнет скудность истинных государственных умов.

4. Родина – Индия, возраст -15 столетий. Древнее название «Чатуранга».

5. Уроженец Праги первым прославил свое имя в связи с этой игрой.

6. Это дворцовая жизнь в миниатюре.

В первой части логогрифа надо догадаться, о каком слове говорится. Затем в отгаданное слово вставить добавочно одну или две буквы и получить новое слово.

1. Арифметический я знак,

В задачнике найдешь меня

Во многих строчках,

Лишь “О” ты вставишь,

Зная как , и я – географическая точка. (Плюс-полюс).

2. Я – цифра меньше 10,

Меня тебе легко найти.

Но если букве “Я”

Прикажешь рядом встать:

Я – все: отец, и ты, и дедушка, и мать! (Семь – семья).

3. Я – пространственное тело,

И не сложен я с натуры,

Если ж вставить “Л” умело,

Стану домом я культуры. (Куб – клуб).

4. Он – грызун не очень мелкий,

Ибо чуть больше белки,

А заменишь “У” на “О” –

Будет круглое число. (Сурок – сорок).

Игра со зрителями

У простого сторожа –

Часто в нём стоножка

И столичной ваксой

Вместо двух не просто

Сразу столько обуви

У простой стоножки

И у той стоножки опыт перенять. Непросторный дом:

Бродит под столом.

Чистит 100 сапог.

Вычистить все сто,

А теперь завершающий раунд – супер – блиц.

Вопросы для первой команды:

1. Какой мультипликационный герой говорит: “Ребята, давайте жить дружно”? (кот Леопольд)

2. У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (гриб)

3. На сколько частей разделён отрезок, если на нём три точки? (4 части)

4. Какого цвета козлик, живший у бабушки? (серенький)

5. Сколько штук в дюжине? (12)

6. Назовите столицу России (Москва)

7. Чем кончается всё? (ё)

8. Кто спит головой вниз? (летучая мышь)

Читайте также:  Деревья в осеннем лесу - конспект логопедического занятия

9. Пингвин – птица или зверь? (птица)

10. Место, куда попал думающий индюк? (суп)

11. Двуногое жилище Бабы Яги (избушка)

12. Кто придумал Карлсона? (Астрид Лингред)

13. Кто автор книги “Приключения Тома Сойера? (Марк Твен)

14. На каком языке говорят в Лондоне? (английский)

16. Какое зодиакальное созвездие идёт после Водолея? (Рыба)

Вопросы для второй команды:

1. Назовите столицу Англии (Лондон)

2. Какое лекарство принял кот Леопольд, чтобы стать злым (Озверин)

3. Чёртова дюжина – это сколько? (13)

4. Как называется деревня, куда приехал дядя Фёдор с Матроскиным? (Простоквашино)

5. Кто из сказочных героев летал в ступе? (Баба-Яга)

6. Лучший друг крокодила Гены (Чебурашка)

7. Какое зодиакальное созвездие начинает календарный год? (Козерог)

8. Какое сейчас тысячелетие на дворе? (третье тысячелетие)

9. Кто автор сказки про Чипполино? (Дж Родари)

10. Какой рукой лучше мешать чай? (ложкой)

11. 35 июля – это когда? (4 августа)

12. Когда температура тела воробья ниже: летом или зимой? (одинаковая)

13. Сколько ног у паука? (восемь ног)

14. На что похожа половина яблока? (на вторую половину)

15. Назовите столицу Франции? (Париж)

16. Кто такая Матильда в мультфильме о Малыше и Карлсоне? (кошка)

Речевая викторина «Умники и Умницы»

Викторина — прекрасный способ весело провести время с детьми и блеснуть эрудицией. Данная речевая викторина «Умники и Умницы» позволит весело, в форме соревнования проверить знания детей в разных образовательных областях.

Речевая викторина «Умники и Умницы» (подготовительная группа компенсирующей направленности)

  • закреплять знания детей об окружающем.
  • способствовать закреплению у детей знаний о сказках, растениях и животных.
  • создать условия для развития наглядно-образного и логического мышления, памяти.
  • способствовать развитию связной речи, умению отвечать на вопросы быстро, полным и чётким ответом.
  • воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки и сопереживания.

Ход викторины

Логопед. Добрый день, уважаемые гости! Мы Вас приветствуем в нашем уютном и красивом зале. Сегодня у нас необычное соревнование. Надеюсь, что скучать вам не придется.

Приглашаем вас на викторину «Умники и Умницы», и посмотрим, кому же сегодня повезёт в этой игре. Я думаю, что повезёт добрым и умным. Вы со мной согласны? Тогда начинаем.

У нас соревнуются две команды: «Непоседы» и «Смешарики».

А сейчас я Вам расскажу правила нашей викторины. Перед каждой командой расположена ваза. За каждый правильный ответ команда будет получать цветок. Та команда, которая по итогам всех заданий соберет самый пышный букет — объявляется победителем. Когда отвечает одна команда — вторая не подсказывает, иначе цветок поставим в вазу соперников. Команды должны отвечать дружно, не ругаться и не ссориться.

Вы готовы? Тогда мы начинаем!

Логопед. А сейчас капитаны представят свои команды:

Девиз команды «Непоседы»: «Мы ребята знайки, знайки – не зазнайки!

Девиз команды: «Смешарики»: «Мы ребята Умники, умники — заумники».

Логопед. Для того, чтобы лучше вас узнать проведем небольшое интервью.

Вопросы к детям:

  • Представь, что ты — президент России. Что бы ты изменил (а?).
  • Если бы ты был (а) заведующей детского сада, что бы ты сделала для детей?
  • Кем ты мечтаешь стать, когда вырастешь? Почему?
  • Если бы у тебя была волшебная палочка, какое бы желание ты бы хотела осуществить?
  • Считаешь ли ты себя счастливым ребенком? Почему?
  • Что бы ты хотел (ла) получить в подарок на день рождения?
  • Что ты любишь больше всего на свете?
  • Ты пришла в детский сад, а там все рыжие.

Логопед. А теперь игра начинается, но к нам кто-то спешит.

Под музыку заходит Сова.

Сова. Здравствуйте, ребята!

Я, Совушка, Совушка –
Лохматая головушка,
Я ведь мудрая сова,
Знаю умные слова.

Я летаю высоко,
Вижу очень далеко,
Расскажу я, Совушка,
Вам про луну и солнышко.

Сова. Моя подруга Сорока – белобока, принесла новость, что у вас сегодня Викторина «Умников и Умниц», поэтому я решила в ней принять участие.

Логопед. Оставайся, Совушка, будешь на конкурсе, почетным членом жури.

1. Разминка «Вопрос – ответ!»

Сова. Но какой конкурс без разминки, буду задавать вопросы, на которые дети должны быстро и правильно ответить. (Сова по очереди задает вопросы командам).

1. Кто является диким травоядным животным — заяц, волк или медведь?
2. Кто из животных спит зимой?
3. Назовите любое насекомое.
4. Самое теплое время года. (Лето).
5. Сколько углов у круга?
6. Сколько звезд на небе днем?
7. Сколько огней у светофора?
8.Назовите дерево — символ России. (Берёза).
9. Назовите любого героя сказки «Бременские музыканты».
10. Самое холодное время года. (Зима).
Сова. Молодцы, ребята, быстро и правильно отвечали на вопросы, поэтому за разминку вы получаете по одной розе. Дети, но я не вижу радости на ваших лицах.

Мимическая игра «Покажи настроение».

Логопед. Что, ты Совушка, наши ребята умеют и радоваться и грустить. Ты присядь на почетное место жюри и посмотри, как они это делают.
Взрослый читает стихотворение, а дети показывают настроение
(радость, грусть, спокойствие, удивление).

С каким настроением вы:…

Встречаете маму,
Идете по парку,
Гладите кошку,
Упали в лужу,
Рисуете в альбоме,
Идете к зубному врачу,
Разговариваете с другом,
Смотрите на испачканную одежду,
Читаете книгу,
Танцуете на празднике,
Любуетесь природой,
Мажете зеленкой разбитую коленку,
Покупаете мороженое?

Что мы видели, не скажем,
А что слышали, расскажем!

2. Игра на слуховое внимание «Назови, что слышали?»

Дети каждой команды отгадывают разные действия по звуку.

3.Игра – описание «Что здесь произошло?»

Дети рассматривают сюжетные картинки и рассказывают, что на ней произошло.

4.Словесная игра «Назови лишнее слово».

  • Аист, ласточка, оса, сова.
  • Собака, свинья, страус, лиса.
  • Сарафан, свитер, сапоги, носки.
  • Поднос, миска, колбаса, стакан.
  • Автобус, стул, стол, скамейка.
  • Скат, такса, сом, судак.

Очень весело живем,
Песни звонкие поем!

«Хор собачек и мышей»

Дети поют под музыку «В лесу родилась елочка»:

«Смешарики» — гав, гав, «Непоседы» — пи, пи.

5.«Графический диктант по словесному указанию»

Соревнование капитанов команд.

Расположи на листе: в центре листа – круг, в левом верхнем углу – треугольник, в правом нижнем углу – квадрат, в левом нижнем углу – прямоугольник, в правом верхнем углу – овал.

Специально я ошибку в предложении скажу,
Вы поправьте без улыбки,
Узнать, как правильно хочу!

6. Игра «Исправьте ошибку»

  • Высокий сосна.
  • Громкая свисток.
  • Красный пустышка.
  • Холодный сосулька.
  • Сильная слон.
  • Кислая сливы.

А математику мы любим,
А считать мы быстро будем!

7. «Веселые задачки»

1. Шесть ребят в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он глядит в окно — считает
Сколько их теперь играет?(5)

2. На поляне у реки
Жили майские жуки.
Дочка, сын, отец и мать,
Кто успел их сосчитать?(4)

3.Четыре спелых груши
На веточке качалось.
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось?(2)

4. Сестры-белочки сидели
Вшестером в дупле на ели.
К ним еще одна примчалась –
От дождя она спасалась.
Все теперь сидят в тепле.
Сколько белочек в дупле?(7)

Музыкальная разминка «Головой мы покиваем…..»

Звучит песня «В гостях у сказки»

8.«Отгадай героев из сказок»

Мы из сказки – ты нас знаешь.
Если вспомнишь – отгадаешь!
А не вспомнишь – ну так что ж …
Сказку заново прочтёшь!

Работать умела красиво и ловко,
В деле любом проявляла сноровку.
Хлебы пекла и скатерти ткала.
Шила рубашки, узор вышивала
Лебедью белой в танце плыла
Кто мастерица эта была?
(Василиса Прекрасная)

С Пятачком он ходит в гости,
Любит мёд, варенье просит…
Это кто, скажите вслух!
Медвежонок…
(Вини-Пух)

Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна.
(Скатерть Самобранка)

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор…
(Айболит)

Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали.
(Дюймовочка)

Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчушку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же девочку ту звали?
(Снегурочка)

На ступе волшебной старуха летит,
Так быстро, что ветер за нею свистит.
Живет она в сказочной, земной глуши –
Ты имя старухи назвать поспеши!
(Баба Яга)

Это знают даже первоклашки,
Что есть друг большой у Чебурашки,
Под гармошку песни он поёт.
Имя друга каждый назовёт.
(Крокодил Гена)

Мы пословицу прочтем,
Ее значение назовем!

9.«Пословицы, поговорки».

Ведущий произносит поговорки, а команды по очереди объясняют ее значение.

  1. «Каждый кулик своё болото хвалит».
  2. «По одёжке встречают, по уму провожают».
  3. «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь».
  4. «Один за всех, и все за одного». «Непоседы»
  5. «Под лежачий камень вода не течёт».
  6. «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда».
  7. «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». «Смешарики»

Логопед. Пришла пора посчитать цветы в вазах. Мы просим уважаемую Сову подвести итоги и объявить победителей. (Сова объявляет победителей и награждает медалями).

Сова. Молодцы, ребята! Спасибо за веселую и честную игру! Я вижу, что вы очень умные и добрые дети. А мне пора в лес, до свиданья, друзья, до встречи!

«Конспект логопедической викторины «Умники и умницы»

Учитель-логопед: Щербакова М.В.
Цель: в игровой форме закрепить знания, полученные учащимися на логопедических занятиях.
Задачи:
-закреплять приобретенные произносительные умения;
-развивать навыки самоконтроля за правильным произношением звуков в собственной речи;
-закреплять знания детей о единицах речи (звук, буква).
-формировать фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного анализа;
-совершенствовать навыки чтения;
-развивать наблюдательность, общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве;
-развитие внимания, памяти, мышления, быстроты, слухового восприятия, развитие умения словообразования, звукового анализа слова;
-активизация и проверка имеющихся учебных знаний у детей;
-обучать учащихся групповой форме работы, воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи.
-развивать интерес к учебной деятельности, мотивировать желание к хорошим результатам.
Оборудование: большие пирамиды из 20 колец, компьютер, презентация , экран, диапроектор, костюмы сказочных персонажей «Лиса», «Волк», «Оса», «Жук», подносы, натуральные овощи, фрукты, буквы из картона, поощрительные призы в номинациях.
Участники: ученики 1-4 классов
Ход викторины
Логопед. Добрый день, друзья! Сегодня мы собрались на логопедическую викторину «Умники и умницы», в которой вы все примите участие. Вам предстоит показать свои знания, умения , эрудицию в области развития речи и грамматики, математических способностей, логики, мышления. Символом нашей викторины является мудрейшая сова, которая по результатам конкурса определит, кто из учеников достоин гордого звания – «Самый умный!», а также поможет определить лучших игроков в других номинациях. Участник, который знает правильный ответ, поднимает руку и отвечает. Надеюсь, что наше мероприятие будет интересным, увлекательным и познавательным.
Логопед. Ребята, все из вас посещали логопедические занятия, а кто-то и сейчас посещает. Слово «логопедия» происходит от 2слов: логос – слово, пайдео – воспитываю, обучаю. В переводе с греческого получается: воспитание правильной речи. Вот такая это интересная наука. Мы с вами на занятиях исправляем расстройства речи.
Логопед. Какой у нас девиз:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно!
Логопед: Во время нашего мероприятия вы будете стараться так говорить.
Конкурс «Разминка»
«Умные вопросы»
§ Дом для учебников? (Портфель)
§ Буквы, которые не имеют звука? (ъ, ь)
§ Сколько гласных в русском языке? (10)
§ Какой знак препинания чаще всего используется в русском языке?( Точка)
§ Как правильно сказать «звонит телефон» или «звонит телефон»? (Звонит)
§ Как правильно сказать «класть книгу в портфель» или «ложить книгу в портфель»? (Класть)
§ Как правильно сказать «одеть пальто» или «надеть пальто»? (Надеть)
§ Какое сейчас время года? (зима)
§ Что наступает после зимы? (Весна)
§ Самый первый месяц года? (Январь)
§ Что выпадает зимой? (Снег)
§ Какого цвета снег? (Белый)
§ Что будет со снеговиком, если на него одеть шубу?
§ Кто зимой впадает в спячку? (Медведь)
§ Какая ночная птица охотится на мышей и поэтому ее прозвали«пернатой кошкой»? (сова, зяблик, аист)
§ Следующий вопрос без вариантов ответа. Будьте внимательны.
У мамы есть кот Пушок, собака Дружок и дочка Даша. Сколько всего детей у мамы?
§ Самое длинношее животное? (Жираф)
§ Кто на себе свой дом носит? (Черепаха)
§ Какое животное называют кораблем пустыни? (Верблюд)
§ Красивый, но несъедобный гриб? (Мухомор)
§ Цветок с белыми парашютиками? (Одуванчик)
§ Почему нельзя пить морскую воду? (Она соленая)
§ Как называется большое темное облако? (Туча)
§ Что заставляет качаться деревья? (Ветер)
§ Воздушный транспорт с пропеллером? (Вертолет)
§ На ней можно долететь до звезд? (Ракета)
Конкурс «Кто внимательный ?»
Логопед. Ребята, потренируем свои уши. Прослушайте внимательно стихотворения и подумайте, какой звук чаще всего слышим?
Спит спокойно старый слон,
Стоя спать умеет он.
Зоиного зайку зовут Зазнайка
Цыплёнок и курица бегают по улице.
Наша Маша, не спеша, моет в ванной малыша.
Жук летит, жук жужжит, Женя от него бежит.
Очень часто блюдца у Танечки бьются.
Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

Галка села на палку, а палка ударила галку.
В огороде у Федоры – помидоры.
ГОРОД «Звукоград»
Задание
Логопед. Из чего состоит любое сказанное слово?
а)из букв;
б)из звуков (+);
в)из цифр.
Логопед. Чтобы все звуки произносить правильно, нужно научить язык выполнять артикуляционную гимнастику. Знаете ли вы названия упражнений.
Задание
Логопед. Послушайте внимательно инструкцию: рот открыть, губы в улыбке, широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [д]. Как называется артикуляционное упражнение?
а)«Барабанщики» (+);
б) «Молоточки»;
в) «Музыканты».
Задание
Логопед. Послушайте внимательно инструкцию: рот открыть, широкий язык поднять к верхней губе, затем опустить к нижней. Как называется следующее артикуляционное упражнение?
а)«Карусели»;
б)«Качели» (+);
в)«Лопаточка»
Задание
Логопед. Послушайте внимательно инструкцию: рот открыть, кончик языка тянется к правому уху, затем к левому. Как называется следующее артикуляционное упражнение?
а)«Часики» (+);
б)«Лошадка»
в)«Вкусное варенье»
Задание «С какого звука начинается слово»Слайд 3-10
Логопед. Рассмотрите картинки, определите, с какого звука начинается каждое слово (шмель, сумка, швабра, самовар, шары, собака, шапка, шахматы).
Задание «Составь из звуков слово»Слайд 11-13
Логопед. По первым звукам названий картинок составьте слова:
Шорты, утка, барабан, аист-шуба
Пылесос, енот, слон, очки, клубника-песок
Ключи, осьминог, шоколад, книга, арбуз-кошка
Самолет, ананас, шляпа, апельсин-Саша
Задание «Какими звуками отличаются слова»Слайд 14-18
Логопед. Назовите правильно картинки, определите звуки, которыми отличаются слова-названия
каша – касса
крыша – крыса
Машка-маска
мишка-миска
Уши-усы
Задание «Навести порядок в предложении »Слайд 19-22
Логопед. Исправьте ошибки
Сладко спит в берлоге миска(мишка).
На столе с салатом мишка(миска).
Положили в плошку каску (кашку).
Надевал пожарный кашку (каску).
Сочинял писатель башню (басню).
Рисовал художник басню (башню).
На лице надета Машка (маска).
Имя нашей кошке маска (Машка).
Задание «Спрятанный звук»
Логопед. Письмо от деда Звукоеда (это дед, который нарочно путает звуки в словах). Послушайте, что здесь написано и исправьте «неправильные» слова
1. Был доктор на движенья скуп,
Схватил щипцы и вырвал дуб.(зуб)
2. Закричал охотник: Ой!
Двери гонятся за мной! (звери)
3. На волке – сметана,(полке)
Творог, молоко.
И рад бы поесть,
Да достать нелегко.
4. Врач напомнил дяде Вите:
“Не забудьте об одном:
Обязательно примите
10 цапель перед сном”. (капель)
5. Под березами, где тень,
Притаился старый день. (пень)
6. Писем мы не написали:
Тучку целый день искали. (ручку)
Стихотворная пауза
1-й ученик
Семь лет Сереже в январе,
Сережа ходит в школу,
Но часто видно по нему –
Сережа невеселый.
2-йученик
На брата сердится сестра.
Ее зовут Марина,
А он стоит среди двора,
Кричит: «Ты где, Малина?»
3-йученик
Твердит Марина: «Рак, ручей»
Марина учит брата.
Он повторяет: «Лак, лучей», –
Вздыхая виновато.
4-й ученик
Сестра твердит: «Прижми язык,
Прижми покрепче к небу».
Он, как прилежный ученик,
Берется за учебу.
5-й ученик
Она твердит: «Скажи – метро.
В метро поедем к дяде».
«Нет, – отвечает он хитро, –
В автобус лучше сядем».
6-й ученик
А как на санках, например,
Он с гор летает смело.
Сереже только буква Р
Немножко портит дело.
7-й ученик
Не так легко сказать ремень,
Мороз, река, простуда.
Но вот, в один прекрасный день
И с ним случилось чудо.
8-й ученик
Сережа делал язычком
Гимнастику старательно
И логопеда слушал он
Советы все внимательно.
9-й ученик
Теперь рычит он, словно лев,
Раскатисто и звонко,
Ему завидуют теперь
Дворовые девчонки.
Задание «Конкурс скороговорщиков»
Логопед. Сережа молодец! Он очень старался и научился произносить звук Р. Ребята, объявляю конкурс скороговорщиков. Призы
У птицы синицы
Есть птичка синичка.
У старика и старухи
Был котенок черноухий.
На горе АраратРастет крупный виноград.
Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку.
Проворонила ворона вороненка.
Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.
Шла Клава по шоссе и нашла булавку.
Шапкой Сашка шишки сшиб.
Все бобры добры для своих бобрят.
От топота копыт пыль по полю летит.
Наш Полкан попал в капкан. Попал в капкан наш Полкан.
Дятел долго дуб долбил- долбил, да не додолбил.
Дом у дуба, дуб у дома.
Дёма дремлет возле дома: одолела Дёму дрёма.
Клала Клава лук на полку, кликнула к себе Николку.
Кому-то пироги да пышки, а кому-то синяки да шишки.
Гусь Гога и его друг Ганя друг без друга – ни шагу.
Гусь в гнезде с утра гогочет: написать в газету хочет.
Ехали верхом Прохор и Пахом. Прохор и Пахом ехали верхом.
Маленькую Милу мама мылом мыла.
Задание «Рифмушки»
Логопед. Поиграем в рифмушки. Доскажите словечко.
Как – то вечером старушки
Пили чай и грызли….. (сушки)
Ложится спать, кряхтя, старушка,
Кладет под голову…. (подушку)
Дедушку зовут Лука,
У него болит…. (рука)
Друг позвал меня на пир,
Ел я торт и чай я….. (пил)
В блеске солнечных лучей
По земле бежит….(ручей)
Собирал модели Юлик,
Помогал братишке….(Юрик)
Мини сценка
Оса и жук
Логопед: – Встретил жук в одном лесу симпатичную осу.
Жук: – Ах, какая модница, пожжжвольтепожжжнакомиться.
Оса: – увазззаемыйпрохозззый! Ну на ссстоззз это похозззе! Вы не представляете, как вы сссепелявите!
Логопед: – И красавица оса улетела в небеса.
Жук: – Шшштранная гражданка, наверно иношшштранка
Логопед. Всегда и везде нужно правильно и красиво разговаривать, чтобы окружающие понимали вашу речь.
ГОРОД «Буквоград»
Задание
Логопед. Что мы видим, читая книгу?
а)звуки;
б)буквы (+);
в)числа.
Задание «Отгадай букву»
Логопед. О какой букве идет речь? Назовите ее.
Эта буква, как жучок,
Растопырила шесть ног.
И, конечно, знаешь ты,
Что за ней не ходит «Ы».
(Ж)
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три.
(З)
Палочка,
Рядом две ровные дужки-
Вот и готовы
Очки…для лягушки
(В)
Вот буква вроде шалаша.
Не правда ль, буква хороша!
И хоть она проста на вид,
А начинает алфавит.
(А)
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы смогла
(О)
Подходящие ворота.
Проходи, кому охота!
(П)
-Дрожу от страха
До сих пор!-
Воскликнуло полено,-
Похожа буква на топор!
Расколет непременно!
(Р)
Задание «Найди гласные»Слайд 23
На слайде изображены буквы.
Логопед. Назовите гласные буквы.
Задание«Буква потерялась»Слайд 24-39
Логопед. Вставьте пропущенную букву А в слова.
БРБН СТРТ СТКН ПРТ МРК СХР КРНДШ КРВЙ
Задание«Разгадай ребус»Слайд 40-46
Логопед. Разгадайте ребусы.
Оладушки; косы; семья; подвал; пятница, Дмитрий, листок, ласточки;
Задание «Спрятанное слово»Слайд 47-48
Логопед. Разгадайте ребусы.
Логопед: Рассмотрите ряды букв и найдите среди них слова.
СЛОВАУЧЕНИКХСНФЯШКОЛАЪШБГТККАНИКУЛЫМУЛИАТ
СНПРМЛЕТОВАРАНАЛМОРЕЩОЫДОТДЫХЫРЪГЮК
Задание«Найди лишнюю букву»Слайд 49- 60
Логопед. В слова закралась лишняя буква. Найдите ее.
Зима: лерд, смороз, мелка, фвьюга, метвель, стуржа, кнаст
Задание «Буквенная математика»Слайд 61-70
Логопед. Я предлагаю вам выполнить с буквами и слогами действия, указанные на слайде, и получить в результате слова.
До+му-у= (дом)
Кар-ар+у+бик=(кубик)
Сор-р+кол= (сокол)
Сок-к+ба+кар-р= (собака)
Го+рам-ам+ох= (горох)
Арс-с+бус-с+з= (арбуз)
Задание «Слово рассыпалось»
Логопед.Собрать из букв слова.
(К, В, Б, Ы, У) (Г, Н, К, А, И) (А,К,Ш,Л,О)
БУКВЫ КНИГА ШКОЛА
ГОРОД «Словоград»
Задание «Он – она»
Логопед. У меня для вас игра под названием «Он-она». Попрошу вас не зевать, слово в стих мой добавлять.
Он слон – она… (слониха)
Он лось – она …(лосиха)
Он кот – она…
Логопед. Не, конечно! Это кошка! Ну, ошиблись вы немножко. Что ж, сыграем еще раз, обыграть хочу я вас.
Он морж – она…
Он заяц- она…
Он еж- она….
Он бык – она…
Логопед. Всем знакомо это слово? Да, да, да! Она- корова.
Задание «Профессии»
Логопед. Назовите профессии
Кто переносит багаж? -носильщик
Кто вставляет стекла? -стекольщик
Кто работает на кране? -крановщик
Кто чинит часы?-часовщик
Кто точит ножи? -точильщик
Кто танцует на сцене? -танцовщица
Кто торгует мороженым?-продавец
Кто приносит почту?-почтальон
Кто играет на скрипке?-скрипач
Кто играет на барабане?- барабанщик
Кто играет на трубе?-трубач
Кто работает в парикмахерской?-парикмахер
Кто дрессирует животных? -дрессировщик
Кто обманывает? – обманщик, лжец
Это профессия? Нет
Задание«Повар»
Логопед. Кто нарисован на картинке (Повар). Нам нужно сварить борщ и компот. Что нам понадобиться для этого?
Две команды. Разложить предметы: фрукты-овощи (апельсин, яблоко, груша, слива, виноград, вишни, мандарин; морковь, свекла, капуста, лук, помидор, огурец)
ГОРОД «Грамматикаград»
Задание «Бывает – не бывает»
Логопед. Найди предложения, в которых допущена ошибка .
Слон пьет нектар.
Рыбка грызет кость.
Тигр жует траву.
Лошадь ловит муху.
Стрекоза ест мясо.
Собака жует сено.
Лягушка грызет листья.
Змея долбит дерево.
Заяц грызет кору.
Олень пасется на лугу.
Змея долбит дерево.
Динамическая пауза «Собери пирамидку?»
Логопед. Ребята, перед вами пирамидки, состоящие из 20 колец. Ваша задача не только быстро, но и правильно собрать пирамидку.
Мини сценка «Лиса и волк» (звуки Л, Р)
Логопед: -Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису.
Волк: -Лизавета, здравствуй!
Лиса: -Как дела, зубастый!
Волк:- Ничего идут дела,
голова ещё цела…
Лиса: – Где ты был?
Волк:- На рынке.
Лиса: – Что купил?
Волк:- Свежинки.
Лиса: – Сколько взяли?
Волк:- Шерсти клок,
ободрали правый бок,
хвост отгрызли в драке…
Лиса: – Кто отгрыз?
Волк:- Собаки.
Лиса: – Жив ли, милый куманёк?
Волк:- Еле ноги уволок!
Как твои, лиса, дела?
Лиса: – На базаре я была.
Волк:- Что ты там видала?
Лиса: – Уток я считала.
Волк:- Сколько было?
Лиса: – Семь с восьмой.
Волк:- Сколько стало?
Лиса: – Ни одной.
Волк:- Где же эти утки?
Лиса: – У меня в желудке
ГОРОД «Сказкоград»
Логопед. Кому из сказочных персонажей принадлежит столь мудрое изречение?
-«Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!» (Лиса из сказки «Заюшкина избушка»)
– «Нет, твой голос нехорош, очень тихо ты поешь!» .(Мышонок из сказки «Сказка о глупом мышонке».)
– «Это что за остановка, Бологое иль Поповка?» (Рассеянный из стих. К. Чуковского «Вот какой рассеянный».)
-«Спокойствие, только спокойствие» (Карлсон, который живет на крыше.)
-«Прощай, милая ласточка! Прощай! Спасибо тебе за то, что ты так чудесно пела мне летом. ». («Дюймовочка».)
-«А теперь, краса-девица, на тебе хочу жениться!». («Муха – Цокотуха».)
-«Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро!». – (Винни-Пух)
Логопед. И под конец нашей логопедической викторины звучит музыкальный подарок – частушки!
1-й ребенок
Мимо двери логопеда
Я с волненьем прохожу:
То засунет в горло шпатель,
То заставит – жу-жу-жу…
2-й ребенок
Вот закончилися муки,
Мне поставили все звуки.
На больничном побывал –
Половину растерял.
3-й ребенок
Мы играли в логопеда:
Саша пел, Борис мычал,
А из группы ОНР Витек
Талантливо молчал.
4-й ребенок
Я решила в воскресенье,
Все заданья повторить.
Даже наша кошка Мурка
Научилась говорить!
5-й ребенок
Мы пока частушки пели,
Заплелися языки.
Вы похлопайте погромче.
Мы старались как могли!
Итог викторины
Логопед. Подведем итоги. Кто же был самый умный, самый активный. Кому присудим приз зрительских симпатий. (Вручаются награды)
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо!
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим!
Список использованной и рекомендуемой литературыВолина В.В. 1000 игр с буквами и словами. М., 1996.
Степанова E.JI. Стихи для автоматизации звуков у детей 4—6 лет: Речевой материал для работы с дошкольниками с нарушениями звукопроизношения. М., 2011.
Цуканова С.П., БетцJI.JI. Речевые праздники и развлечения в детском саду: Пособие для логопедов и воспитателей дошк. образов, учреждений. М., 2010.
Шорыгина ТА. Стихи к детским праздникам. М., 2010.

Читайте также:  Как избавиться от ротацизма (картавости) - 14 способов постановки звука Р

  • 00086a90-08566bff
    Размер файла: 51 kB Загрузок: 3

Конспект викторины «Умники и умницы» по развитию речи для подготовительной группы

Оксана Васильевна Анисимова
Конспект викторины «Умники и умницы» по развитию речи для подготовительной группы

Конспект викторины «Умники и умницы»

по развитию речи для подготовительной группы.

Подготовила: Анисимова О. В.

Цель: обобщить и закрепить полученные знания и умения старших дошкольников.

Задачи: закрепить умения и навыки находить слова, начинающиеся на предложенный звук; составлять слова из предложенных букв; разбивать слова на слоги; составлять слово из слогов; умение составлять предложения по картинке; называть омонимы и антонимы.

Развивать речь, словарный запас старших дошкольников; развивать внимание, память, мышление.

Способствовать развитию логического мышления, зрительной памяти; развивать умение анализировать, рассуждать и аргументировать свой ответ; способствовать мыслительной активности.

Прививать умение работать в команде.

Ход игры:

1. Приветствие детей.

Разделение детей на 2 команды : «Умники» и «Разумники». Назначение капитанов команд.

Объяснить правила игры: после каждого испытания при правильном ответе команда получает фишку. В конце игры фишки считают капитаны команд.

2.Предложить детям перед началом игры выполнить артикуляционную гимнастику:

– чередование «обезьянка» и «бульдог» (язык за губами движется вверх-вниз);

– круг (язык движется по кругу за губами);

– чередование «толстячки – худышки» (надувать и втягивать щеки).

3. Начало испытаний.

1 испытание. Предложить детям карточку с изображением звука в начале слова.

Каждый член команды придумывает слово с предложенным звуком в начале слова.

2 испытание. Разбить слово на слоги.

Детям предложить поочередно карточки со словами: дуб, сок, луна, река, колесо, молоко, земляника, пирамида.

3 испытание: Сложить слово из предложенных букв.

Детям предлагается таблица, в которой цифрам от 1 до 6 соответствует определенная буква. В другой таблице нужно вписать под цифрами буквы и прочитать полученное слово.

4 испытание: «Слоги потерялись»

Сложить слово из предложенных слогов.

5 испытание: Прочитать зашифрованные слова (2 слова каждой команде).

6 испытание: Составить предложение по картинке из 3 слов. Повторить из чего состоит предложение, сколько слов может быть в предложении.

7 испытание: Назвать многозначные слова (слова-двойняшки). Вспомнить какие слова мы называем многозначными.

8 испытание: Назовите слова-противоположности

9 испытание: «Слова – перевертыши»

Разгадать слова-перевертыши (етол – лето).

4. Рефлексия. Выяснить у детей, какое испытание вызвало затруднение, какое больше всего понравилось? Понравилось ли им работать в команде?

5. Подведение итогов и награждение.

Календарное планирование работы группы «Умники и умницы» неделя по теме: Здравствуй, гостья зима Цели: Формирование у детей элементарных представлений о зиме; развитие эмоциональной отзывчивости.

Конспект НОД для детей 5–7 лет «Интеллектуальная викторина «Умники и умницы» Конспект НОД для детей 5-7 лет «Интеллектуальная викторина «Умники и умницы» Цель:обобщить, систематизировать, закрепить знания детей по.

Конспект НОД «Умники и умницы» в подготовительной к школе группе Цель: – выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года. Задачи: Образовательные задачи:.

Конспект образовательной ситуации в игровой форме по речевому развитию «Умники и умницы» Тип мероприятия: образовательная ситуация в игровой форме. Автор: Михеева Татьяна Анатольевна. Образовательное учреждение: МБДОУ «Детский.

Математическая викторина «Умники и умницы» в старшей и подготовительной группе Математическая викторина «Умники и умницы» в старшей и подготовительной группе «Ягодки» Цели: Обучающие: 1. Закрепить навыки количественного.

Математический КВН «Умники и умницы» в подготовительной группе Цель: закреплять у детей приобретённые на занятиях математические знания, умения и навыки: решение логических задач, умение ориентироваться.

Познавательно-развлекательная игра «Умники и умницы по ОБЖ» для детей старшей группы УМНИКИ И УМНИЦЫ по ОБЖ Цели игры. Дать детям почувствовать радость от решения познавательных задач, от самой игры, продолжать учить договариваться.

Кружок по ТРИЗ технологии «Умники и умницы» в подготовительной группе Вариативный компонент — Кружок по ТРИЗ технологии «Умники и умницы» в подготовительной группе (воспитатель Зеель Н. А.) Ведущие психологи.

Презентация викторины по ПДД «Умники и умницы» Интеллектуальная игра по ПДД «Умники и умницы» (для детей старшей и подготовительной группы) Цель: Обобщение представлений, развитие умений.

Викторина по ПДД «Умники и умницы на улицах города» для детей подготовительной группы детского сада Цель: систематизация и активизация знаний правил дорожного движения. Театрализованное представление «В гостях у Светофорика» (Приложение).

Конспект викторины по развитию речи умники и умницы

Название работы: Викторина по развитию речи “Умники и умницы”
для детей подготовительной к школе группы
Автор: Ишагина Ирина Викторовна , воспитатель 1 категории.
Образовательное учреждение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад № 185» Ленинского района г.Саратова.
Адрес учреждения: 410064 г.Саратов ул. Чемодурова д.10А
Адрес автора:410064 г. Саратов ,улица Лебедева – Кумача д.59 кв 12 тел. домашний-8(8452)62-65-49;
рабочий-8(8452)62-17-09;
моб. 89063095236.
Программное содержание:
Развивать речь детей посредством дидактических игр и упражнений;
Закреплять умение подбирать антонимы к данным словам;
Упражнять в подборе подходящих слов к данным словам и выражениям;
Упражнять в четком произношении скороговорок;
Подбирать слова на первый заданный слог;
Упражнять в различении заданного звука в словах;
Развивать звуковой анализ и синтез, фонематический слух;
Активизировать словарь детей.
Вызвать интерес к заданиям и ответам товарищей;
Воспитывать желание сопереживать своим товарищам.
Материал: эмблемы на всех детей; большой бочонок с маленькими бочонками с цифрами от 1 до 8; две карточки со звуками Л и Р; две вазы (аппликации) с набором цветов различного цвета; медали на каждого ребенка; две карточки с вопросами для конкурса капитанов; две карточки с выражениями для ассоциаций.
Предварительная работа: проведение различных дидактических по развитию речи; подбор слов на заданный слог; нахождение слов с заданным звуком; разучивание и чтение скороговорок.

Читайте также:  Преодоление дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Ход конкурса:
Ведущий: Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые. Надеюсь, что скучать вам не придется, ведь у нас соревнуются две команды: «Знайки» и «Грамотеи». Давайте поприветствуем их. (Входят две команды детей по шесть человек, садятся на свои места)

Ведущий: Девиз команды «Знаек» –
Дети: «Знай больше – говори меньше»

Ведущий: Девиз команды «Грамотеи» –
Дети: «Красиво говоришь – приятно слушать».

Ведущий представляет членов жюри.

Ведущий: Итак, начинаем наше соревнование.
Пусть каждый смело вступит в бой;
В азарт соревнования;
Успех придет не сам собой
Помогут ваши знания.

Наш первый конкурс называется «Наоборот».

Скажу я слово высоко,
Вы отвечайте низко,
Скажу я слово далеко,
Вы отвечайте близко.

Слова для команды «Знайки».

Молодой – (старый)
Быстрый – (медленный)
Начало – (конец)
Потолок – (пол)
Мокрый – (сухой)
Тихо – (громко)
Белый – (черный)
Широкий – (узкий)
Чистый – (грязный)
Темный – (светлый)

Ведущий: Прекрасно сыграла команда «Знаек». Надеюсь, что их соперники так же сильны.
А теперь слова для команды «Грамотеи».

Ночь – (день)
Пустой – (полный)
Хорошо – (плохо)
Твердый – (мягкий)
Трусость – (храбрость)
Богатый – (бедный)
Горячий – (холодный)
Толстый – (тонкий)
Небо – (земля)
Маленький – (большой)

Предоставляется слово жюри.

Ведущий: Продолжаем нашу игру. Следующий конкурс называется «Вопросы из бочки».
Каждой команде предоставляется возможность вытащить из бочки бочонок с номером задания.
Начнем с команды «Грамотеи». (Участники команд поочередно достают бочонок, показывают зрителям и называют номер, ведущий зачитывает задание. Дети дают ответ. За каждый правильный ответ дается бал).
Задания:
Какие вы знаете фрукты, ягоды?
Какие вы знаете овощи?
Кто как передвигается? (человек, птица, рыба, змея; кузнечик)
Кто чем занимается? (повар; врач; учитель; ученик; строитель; портниха; писатель)
Назови слова обозначающие деревья.
Какого вкуса эти продукты? (сахар; соль; лук; лимон)
Назови слова, обозначающие наземный транспорт.
Назови слова относящиеся к спорту.

Ведущий: Молодцы, ребята. А теперь слово жюри.
Гимнастику для ума мы провели, а теперь – гимнастика для тела.
Станцуем задорный танец. («Танец маленьких утят»).

Следующий конкурс для капитанов. (По очереди вы ходят капитаны, вытягивают карточку с вопросами. Ведущий зачитывает вопросы, отвечают только капитаны).

Вопросы первому капитану:
Назови «Самолет» Хотабыча. (ковер)
Что все время теряет бабушка? (очки)
Как называется наш Детский сад? (Гнездышко)
Что в сказке всегда побеждает? (добро)
На какой улице ты живешь?
Назови детеныша овцы? (Ягненок)
Назови страну в которой мы живем? (Россия)

Вопросы второму капитану:
В какой сказке главный герой путешественник был сделан из муки? (Колобок)
Какой город является столицей нашей Родины? (Москва)
Какое первое желание старика выполнила Золотая рыбка? (корыто)
Береза – это плодовое дерево? (нет)
Назови «самолет» Бабы Яги. (ступа)
Как зовут жену аиста? (аистиха)
Какое сейчас время года?

Следующее задание капитанам.
Ведущий: Нужно назвать ,что вы представляете услышав выражения: (капитан выбирает карточку с заданием).

Первая карточка: «День рождения», «Детский сад».
Вторая карточка: Новый год», «Школа».
Оценка жюри.

Продолжаем нашу игру. Конкурс «Ты мне – я тебе».
Команды предлагают друг другу по две скороговорки. Одну зрителям. Участники должны повторить быстро и правильно.

Ведущий: Внимание! Внимание!
Продолжаем соревнование!
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интереснее сказки.

Все еще впереди, а сейчас самый удивительный, самый таинственный конкурс «Темная лошадка». Отгадайте, кто наш сказочный гость. ( Играет мелодия Е. Асеевой Карлсон, давай дружить.)

Ведущий: Да, правильно – это Карлсон, который живет на крыше. Поприветствуем его.
(Все хлопают)
Вбегает Карлсон, кланяется, здоровается.
Карлсон: Ребята, я очень рад, что вы меня узнали. Я приготовил для вас интересные загадки, кто будет внимательным, обязательно их отгадает:

Работать умела красиво и ловко,
В деле любом проявляла сноровку.
Хлебы пекла и скатерти ткала.
Шила рубашки, узор вышивала
Лебедью белой в танце плыла
Кто мастерица эта была? (Василиса Прекрасная)

Отгадайте без подсказки:
Кто герой у этой сказки?
С ним по улице ходил
Очень добрый крокодил
Герой не зверь и не букашка
Кто он, дети? (Чебурашка)

Ведра он послал на речку,
Сам спокойно спал на печке,
Спал он целую неделю
А зовут его ? (Емеля)

Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнышке тяжко,
Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)

Молодцы! Очень хорошо вы отгадали загадки. А сейчас следующее моё задание. А называется оно: «Отгадайте, что я хочу сказать? Я вам буду называть только один слог, а вы называете все слово. (Команды поочередно называют слова, какая команда больше назовет слов)
Слоги: ДО; МИ; НА; ПО.

Молодцы! А сейчас еще один конкурс, нужно подобрать в вазы цветы такого цвета, чтобы в них был определенный звук.
(Дети выбирают карточку, на карточке заданный звук Л или Р, на панно выставляют цветы с заданным звуком)
Конкурс «Собери букет».
Карлсон: Вот, молодцы, все мои задания выполнили, а сейчас хочу поиграть с вами в веселую игру, которая называется: «Кто быстрее займет место».
(Звучит веселая музыка, дети бегают вокруг стульчиков, когда прекращается музыка нужно занять место, кому не хватает места выходят из игры).
Ребята, мне с вами было очень интересно, но мне пора домой, настало время обеда и мне нужно основательно подкрепиться. До свидания.

Ведущий: Время бежит очень быстро, и мы подошли к последнему конкурсу. Сейчас узнаем, кто из вас будет лидером нашей игры.
Конкурс «Кто больше»
За одну минуту вам нужно отгадать как можно больше загадок-добавлялок.
Вопросы «Знайкам».
Вопросы «Грамотеям».
Ведущий: МЫ просим уважаемое жюри подвести итоги и объявить победителей. А пока жюри совещается, мы с вами потанцуем.
Веселый танец.
Жюри объявляет результаты конкурса. Команды награждаются медалями.

Интеллектуальная викторина «Умники и умницы».

Содержимое публикации

Автор материала: Хибабаева Патимат Джаруллаховна

ГБДОУ №4, Санкт-Петербург

Методическая разработка для детей подготовительной группы

«Умники и умницы».

Цель: способствовать развитию познавательной активности, внимания, мышления; доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности; поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в интеллектуальные игры, проявлять настойчивость, находчивость, смекалку, взаимопомощь; развивать воображение, речь; воспитывать умение работать в коллективе.

Материалы: пирамидки, карточки с цифрами, картинки: мухомор, аист, кукла, овощи, роза, туфли, бархатная бумага, веревочки, мольберты, карточки с буквами, таблички с цифрами, заготовки для игры «Дорисуй до предмета», карточки с вопросами.

Между командами подготовительной групп.

МАТЕРИАЛЫ: 2 пирамидки с 6 цветными кольцами, веера цифр по кол-ву детей, 2 изображения торта с 4 розочками, картинка для задания «Чья тропинка длиннее», клубок ниток и ножницы, 2 набора крупных цифр от 1 до 10, 2 предметные картинки в конвертах, схемы простых предложений, магнитная доска с набором букв, 2 альбомных листа к заданию «Дорисуй фигуры, что бы получилась картина», 2 набора фломастеров, 2 картинки к заданию «Найди отличия», мольберт, медали для победителей, эмблемы для участников викторины.

ВЕДУЩИЙ: Добрый вечер уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Добрый вечер, уважаемые гости! Совсем скоро наши подготовишки станут первоклассниками. А это волнующий и важный момент не только для детей, их родителей, но и для нас сотрудников детского сада. Сегодня мы решили устроить небольшое испытание для детей, чтобы выяснить, на сколько они готовы к обучению в школе. И сейчас я приглашаю в этот зал 2 команды детей подготовительных к школе групп. Давайте поприветствуем их. (Представление команд)

Для объективной оценки нам необходимо выбрать жури.

(Выбор и представление членов жури.)

Наша викторина состоит из конкурсов. За каждый выигрыш в конкурсе команда получает «кольцо удачи» от «пирамидки достижений». Чья пирамидка будет выше, та команда и выиграла.

Капитаны, представьте свои команды!

Представление команд

-Вот команда «треугольник»
Пусть узнает каждый школьник,
Будут им, сказать хочу,
Все задачи по плечу!

-Про команду номер два
Разошлась уже молва.
Называется«квадрат»
Им любой ученый рад!

1. РАЗМИНКА «КТО ЭТО? ЧТО ЭТО?»

Разминка состоит из 10 вопросов для каждой команды. Вопросы для разминки находятся в этих конвертах. Прошу капитанов подойти и выбрать конверт для своей команды.

Отвечать на вопрос можно хором. Итак, начнем: быстро сообразите КТО ЭТО? ЧТО ЭТО.

Вопросы для команды «Квадрат»

Сколько месяцев в году? (12) Перечисли.

Корова в детстве? (теленок)

Колобок, обросший иглами? (еж)

Прибор для измерения времени? (часы)

Сказочный мальчик с деревянным носом? (Буратино)

Перечисли 7 дней недели?

Какой день недели был вчера?

Как правильно перейти дорогу, если рядом нет светофора?

Что значит «прикусить язык»? (замолчать)

Как называется наш город? (г. Санкт- Петербург)

Вопросы для команды.«Треугольник»

Последний день недели? (воскресенье)

В какой стране мы живем? (В России)

Курица в детстве? (цыпленок)

Прибор для стирки белья? (Стиральная машина)

Сказочная девочка с голубыми волосами? (Мальвина)

Из каких 7 цветов состоит радуга?

Что значит «бить баклуши»? (бездельничать)

Что нужно делать, если случился пожар?

В какое время года птицы вьют гнезда? (весной)

Из какой посуды нельзя съесть? (Из пустой)

Вижу, вы хорошо подготовились к соревнованиям, и мы можем продолжать.

II . Следующий конкурс «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ». Ребята в детском саду с воспитателями вы часто играли в математические игры и сейчас мы проверим ваши знания. На столах у вас лежат наборы цифр. Я буду задавать вопросы, а вы должны выбрать цифру соответствующую правильному ответу и поднять ее. За каждый правильный ответ команда получает «+». Та команда, у которой будет больше правильных ответов – выигрывает и получает «кольцо удачи».

Каждая команда получает по 3 загадки-задачки.

Задачки для команды «Треугольник»

1.Шесть орешков мама-свинка
Для детей несла в корзинке.
Свинку ёжик повстречал
И ещё четыре дал.
Сколько орехов свинка
Деткам принесла в корзинке?

2.Мы с мамой в зоопарке были,
Зверей с руки весь день кормили.
Верблюда, зебру, кенгуру
И длиннохвостую лису.
Большого серого слона
Увидеть я едва смогла.
Скажите мне скорей, друзья,
Каких зверей видала я?
А если их вы счесть смогли,
Вы просто чудо! Молодцы!

3. Две сардельки варятся 6 минут. Сколько времени будут вариться восемь таких сарделек?

Задачки для команды «Квадрат»

1.У нашей кошки пять котят,
В лукошке рядышком сидят.
А у соседской кошки – три!
Такие милые, смотри!
Помогите сосчитать,
Сколько будет три и пять?

2.Как под ёлкой встали в круг
Зайка, белка и барсук,
Встали ёжик и енот,
Лось, кабан, лиса и кот.
А последним встал медведь,
Сколько всех зверей? Ответь!

3.Петух весит на одной ноге 4кг . Сколько весит петух на двух ногах?

Хорошо справились, молодцы..

– А сейчас для вас задания на смекалку и внимание. Кто знает правильный ответ, должен поднять руку:

1.На сосне поспели груши,

Мы решили их откушать,

Сколько съели, говори? (На сосне груши не растут)

2.В комнате стояло 10 стульев, на которых сидело десять мальчиков.

Вошли 10 девочек, и всем им хватило по стулу.

Как это могло случиться?

3.Буратино на день рождения друзья принесли торт. Помогите Буратино

разделить его двумя линиями на 4 равные части, чтобы на каждом кусочке было по розочке. (дается 2 варианта)

4.Красная шапочка и серый волк отправились к бабушке по разным тропинкам. Кто из них дойдет первым? (задание на измерение отрезков)

Раз, два, три, четыре, пять приглашаю поиграть: игра «Живые цифры»

Дети выстраиваются параллельно друг другу, двумя шеренгами. Ведущий по середине.

Каждому ребенку дается одна из цифр из набора от 1 до 10. Второй набор цифр у ведущего.

– Как только я подниму какую-нибудь цифру, ко мне должны выбежать соседи этой цифры по числовому ряду. (3-4 раза)

– Молодцы ребята ловко справились с математическими задачками. Прошу жури назвать победителей по результатам 2-кокурсов. (разминка и математический)

III .Следующий конкурс «ГРАМОТЕЕВ». Он состоит из нескольких заданий. Прошу подойти ко мне капитанов команды и выбрать конверт с первым заданием. (в конвертах карточки с изображением кроссворда «Яблоко»)

1-е задание: Вам нужно описать предмет нарисованный на картинке, не называя его. А команда противников, внимательно послушав должна отгадать, о чем идет речь.

2-е задание: Сколько частей в слове . (отгадке)? Какой звук первый? Какой последний?

3-е задание: придумать предложение по схеме с заданными словами.

Проводится анализ придуманных предложений. (сколько слов в предложении, какое слово первое, какое второе. )

4-е задание: придумать как можно больше слов из букв слова «Корова» и «Яблоко»

Подведение итогов конкурса «Грамотей». Выдача «Кольца удачи»

IV .Конкурс«ЮНЫЕ ХУДОЖНИКИ»

На этих листах нарисованы различные фигуры. Нужно дорисовать их так чтобы получилась картина. (На столах лежат фломастеры, карандаши)

А пока наши художники заняты, мы проведем «КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ».

Вопросы для конкурса:

1.От чего кошка бегает, а не летает? (крыльев нет)

2. Жгучая трава? (крапива)

3. Какого камня на морском дне не найдешь? (сухого)

4. Дом мышки? (нора)

5. Без чего хлеба не испечешь? (без корки)

6. Центр бублика? (дырка)

7. В какую землю капусту сеют? (сеют семена капусты, а не капусту)

8. Горький, а наоборот. (сладкий)

9.За чем во рту язык? (за зубами)

10. Утренняя еда? (завтрак)

11.Какая женщина не смотрится в зеркало? (слепая)

12. Как называется деревня Дяди Федора и кота Матроскина? (Простоквашино)

13. Назовите 5 дней не называя дней недели и чисел.(позавчера, вчера, сегодня, завтра, после завтра).

14.Сколько на березе яблок, если 8 сучков на каждом сучке по 5 яблок? (на березе яблоки не растут)

15.Что мы видим, когда спим? (сон)

16.Не горит, а гасить приходится? (долг)

17. Если стол выше стула, то стул. (ниже стола).

18. Что нельзя возвратить назад?

19. Когда черной кошке легче всего пробраться в дом? (когда дверь открыта)

20. Может ли петух назвать себя птицей? (нет, говорить не умеет)

Наши художники закончили свои рисунки, и мы можем их увидеть.

Прошу жури оценить их работа и выбрать победителя этого конкурса.

V .А сейчас «КОНКУРС КАПИТАНОВ»

Вот проверим мы сейчас

У кого острее глаз.

Ни чего не пропустите.

Как скажу я слово «три»

отвернуться вы должны.

(На мольберте 2 плаката. Задание: найти отличия).

Капитан, какой команды нашел больше отличий та команда, и выиграла конкурс.

Подведение итогов Викторины. Вручение наград.

Ссылка на основную публикацию