Обучение технике чтения учащихся, имеющих особенности в развитии

Тема 15. Обучение технике чтения

На первом этапе обучения чтению в большом объеме проводится работа над техникой чтения. Техника чтения– это «умение правильно, быстро и точно ассоциировать охватываемый глазами текстовый материал с его звуковым образом и воспроизводить вслух с максимальной звуковой и интонационной точностью осмысленные отрезки текста» (И.А.Грузинская) Технические навыки могут быть артикуляционные (правильное произношение), ритмические, интонационные. Важно, чтобы обучаемый мог сформулировать правила чтения, приводить примеры правил определений, и правил инструкций для обучения чтению.

При обучении техники чтения используются разные методы:

1. Алфавитный (или метод чтения по складам). Метод чтения основан на выучивании названия прописных и строчных букв в алфавитном порядке, а затем они складывались и читались по слогам.

2. Звуковой метод (транскрипция). Обучение звуковому методу начинают с изучения звуков иностранного языка с последующим складыванием их в слова.

3. Метод целых ключевых слов. (Учится целое слово). Основан на узнавании учеником целостного образа слова (гельштальта). Таких образов нужно запомнить большое количество. Учащиеся не понимают механизма составления слов, делают очень много ошибок при чтении и могут читать только знакомые слова.

Метод целых слов в трактовке советских ученых развивался Н. Н. Шкляевой, И. Н. Верещагиной, Е. А. Ленской, М. З. Биболетовой, Е. И. Онищенко и др. Обучение технике чтения на основе данного метода предполагает два пути усвоения.

Первый путь усвоения– в самом начале предъявление учащимся образа целого слова с графическим выделением в нем изучаемой буквы или буквосочетания, затем прочтение слова,его анализ и определение правила чтения либо предъявление правила-инструкции постоянным персонажем учебника Mr. Rule до знакомства со словами, а уже после этого, чтение однотипных слов по аналогии с опорой на ключевое слово.

Для закрепления правил чтения М. З. Биболетова, А. П. Старков и некоторые другие авторы предлагают использовать цветовую сигнализацию, когда каждый цвет соответствует определенной орфограмме.

Согласно второму пути усвоения учащихся учат читать отдельные слова, подобранные по правилу чтения, представленному выделенной буквой, звуком и ключевым словом. Ключевое слово представляет собой графический образ слова и картинку. Следует отметить, что буквы алфавита дети изучают во время освоения устного вводного курса.

4. Звуковой аналитико-синтетический метод основан на соотнесении звуков и их буквенных соответствий. Звуковой аналитико-синтетический метод является наиболее привлекательным на фоне всех вышеперечисленных. В этом случае преподаватель не только учит детей правильно произносить звуки, показывает артикуляцию, но и учит их анализировать эти слова, подкрепляя этот процесс наиболее употребительными правилами чтения таким образом, чтобы ученик, столкнувшись с незнакомым словом, мог сам догадаться на основании его знаний, как оно читается.

5. Графемно- фонемный метод (буква-звук)

6. Метод чтения интернациональных слов. Одновременно изучая буквы и звуки ими передаваемые, устанавливая различия в родном и изучаемом языке.

7. В современных методиках также выделяют метод устного опережения, когда учащиеся сначала изучают основные разговорные фразы иностранного языка и только потом переходят изучению правил чтения и написания букв и буквосочетаний. Многие методисты сходятся в том, что обучение техники чтения должно проходить на хорошо изученном лексическом материале (устное опережение).

З. Н. Никитенко, Е. И. Негневицкая, К. Э. Безукладникова работали над звуковым методом. Он осуществляется 2 путями.

Первый путь усвоения предполагает, что на начальном этапе обучения дети овладевают звуковой формой слов и транскрипцией как зрительной опорой для усвоения алфавита и правил чтения.

Второй путь усвоения представляет фонемно-графемный метод чтения целыми словами. На первом этапе учащиеся усваивают в устной форме ряд английских слов в определенной речевой структуре. Одно из этих слов является «ключевым». После того как дети хорошо усвоили слово, учитель выделяет в этом слове первый звук и вводит соответствующую букву (графему). Целое слово для прочтения предъявляется учащимся только после того, как они хорошо усвоили все графемы его составляющие.

Подход «от звука к букве» «работает» при обучении чтению детей уже овладевших (во время устного вводного курса во 2-м классе или пропедевтического курса в 1-м классе, в детском саду) элементарными умениями устной речи.

Обучение ведётся с помощью английской транскрипции, начиная с первых уроков. Сначала рассматриваются основные согласные буквы и звуки, которые похожи на русские, показываются картинки, которые иллюстрируют слова, называемые учителем и учеником. Как обычно, обязательно объясняется открытый и закрытый слоги, при этом используются игровые приёмы, которые очень интересны детям. Например, “Я буква е. Я стою в конце слова и помогаю другим гласным. Если я стою, то гласная, которая стоит передо мной, читается как в алфавите. Сама я очень устаю после такой работы и не читаюсь.”

Таким образом, в задачи второй четверти 2-го класса входит обучение детей транскрипции как зрительной опоре для усвоения алфавита и правил чтения: «Путешествие в Королевство английских звуков». Использование транскрипции помогает детям в дальнейшем усвоить разночтение гласных, чтение буквосочетаний, а также помогает читать слова, не подчиняющиеся основным правилам чтения. Кроме того, это закладывает основу для работы со словарем. В учебнике и рабочей тетради (2 четверть) специальные упражнения на озвучивание и написание транскрипционных звуков представляет детям Королева английских звуков:

1. Прочитать знаки транскрипции. Для расширения возможностей работы с учебником звуки организованы по строчкам с номерами, а также образуют столбики. Поэтому задания, связанные с выполнением этого упражнения, могут формулироваться так: «Прочитайте вторую строчку» или «Прочитайте первый столбик».

2. Прочитать слова, записанные в транскрипции, и сказать, что они значат. Выполнение этих заданий будет интересным, если пользоваться раздаточным материалом: раздать детям картинки, соответствующие написанным словам. Все читают слово, затем тот, у кого есть нужная картинка, показывает её.

Другой вариант: группа учащихся (5-6 человек) выходит к доске, на которой укреплены картинки. Дети читают вслух слово, а стоящие у доски должны найти соответствующую картинку. Ученик, нашедший её первым, садится на место.

3. Самостоятельное чтение слов в транскрипции и соотнесении их с картинкой («Соотнеси картинки со словами»). Это задание также может быть организовано по рядам, парам и т.д. При этом дети могут выручать друг друга.

4. Самостоятельное чтение слов в транскрипции и выполнение различных заданий: «Обведи намеченные точками транскрипционные знаки», «Сделай подписи к картинкам», «Подпиши картинку, на которой изображено твоё любимое время года», «Прочитай слова в транскрипции и раскрась животных в нужный цвет» и т.д.

Для того чтобы сделать для детей процесс овладения техникой чтения не только осознанным процессом, но и коммуникативно – ориентированным, предлагаются следующие задания: «Королева звуков написала вам записки. Узнаете ли вы вашу любимую еду в этих записках? Учитель показывает детям карточки, на которых написано: [`ais kri:m], [keik], [mi:t] и т.д., и раздает их детям по одной на парту. Дети в парах читают записки и рассказывают друг другу, любят они эти продукты или нет.

P1: I like meat. – P2: I don’t like meat. / I hate meat.

P1: I like milk. – P2: I like milk too. Etc.

В третьей четверти второго класса начинается изучение алфавита, вводятся буквы и правила их чтения с опорой на уже известные детям транскрипционные знаки. При этом дети читают только то, что усвоено или усваивается в устной речи.

Учитель вместе с детьми раскрывает секреты английских букв. Сначала ученики выполняют задания, предполагающие опору на имеющиеся знания в родном языке:

а) Учитель раздаёт детям красные и синие карточки. Те, у кого красная карточка, должны назвать гласную букву русского алфавита, а ученики с синими карточками – согласную букву.

б) Тренировка в различении открытых и закрытых слогов. Учитель раздаёт ученикам красные (открытые слоги) и синие (закрытые слоги) карточки. Один из детей произносит любой слог (например, -ло), и тот, кто первым добавит к этому слогу другой или другие, чтобы получилось слово (се-ло, мо-ло-ко и т.д.), освобождается от карточки.

Только после такой подготовки дети (в рамках одного урока) знакомятся с понятием открытого и закрытого слога в английском языке, с гласными буквами Aa, Ee, которые умеют «петь», и согласными Mm, Nn, которые «петь» не умеют, поэтому в словах они звучат коротко: [m], [n].

Правила разночтения букв Aa и Ee представлены в учебнике специальными, понятными детям правилами. Далее выполняются упражнения, в которых предлагается прочитать слова:

(а), где буква Aa стоит в закрытом слоге: Am, Ann, man;

(б) где буква Aa стоит в открытом слоге: Name;

(в) выбрать слова, где буква Aa стоит в открытом слоге, а потом слова, где буква Aa стоит в закрытом слоге: Ann, name, an, man, am.

Формирование техники чтения по УМК И.Н.Верещагиной.

1. Дети знакомятся с согласными буквами и теми звукам, которые они могут передавать. Буквы предъявляются не в той последовательности, как они представлены в алфавите, а в зависимости от частотности их проявления в речевых моделях, которыми овладевают дети.

2. Изучив все согласные буквы, параллельно увеличив свой словарный запас и речевой репертуар по нескольким учебным ситуациям общения, ученики приступают к чтению гласных букв в различных словах.

3.Учащиеся сразу знакомятся с понятием «открытый и закрытый тип слога», с транскрипцией. Важно то, что чтение опирается на определенные навыки устной речи. Дети читают и пишут то, о чем они говорят. Они читают реальные слова, а транскрипционные значки помогают установить определенные соответствия между графическим и звуковым образом различных слов.

4. Чтение отдельных слов сочетается с работой по увеличению единицы воспринимаемого текста. Учащиеся читают слова, словосочетания, предложения с ними и учебные мини- тексты. В фонетическом плане: артикуляция слов отдельно и в сочетании с другими.

Способы чтения: хоровое и индивидуальное проговаривание текста за учителем в классе и повторение текста за диктором дома.

Следует отметить, что на сегодняшний день в практике обучения технике чтения господствуют два метода: метод целых слов (оба направления) и метод чтения с опорой на фонетическую транскрипцию. Но, к сожалению, эти методы зачастую не дают ожидаемых результатов обучения. Это связано с тем, что в настоящее время обучение английскому языку в школах России начинается со 2-го класса, и, соответственно, начало обучения чтению предусматривается со II четверти после освоения учащимися устного вводного курса. Однако у детей во 2-м классе еще не завершен процесс формирования навыков и умений чтения на родном языке, а, как известно, в России в связи с особенностями правописания принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения чтению. В результате, как показывает практика, параллельное использование абсолютно разных способов формирования механизма чтения затрудняет процесс обучения чтению как на английском языке, так и на родном.

|следующая лекция ==>
Вопрос №4. Ответственность за нарушение режима секретности в ОВД.|Программа и сроки наблюдений

Дата добавления: 2017-03-12 ; просмотров: 3201 | Нарушение авторских прав

Публикации

Формирование навыков техники чтения на начальном этапе обучения иностранному языку

Когда мы говорим о чтении как цели обучения, то рассматриваем его как самостоятельный вид речевой деятельности, в основе которого лежит умение читать, и прежде всего речь идет о чтении про себя. Но в процессе общения используется и громкое чтение (техника чтения) как вторичный вид деятельности в реальной коммуникации. Громкое чтение широко используется для обучения произношению и является обязательным компонентом работы при объяснении нового языкового материала. Кроме того оно используется как средство контроля умения учащегося перекодировать зрительные сигналы в звуковые на уровне слова, синтагмы, предложения, текста. Поэтому можно сделать вывод о том, что громкое чтение как объект овладения оправдано на самой начальной ступени обучения.

Чтение как речевое умение имеет два уровня: операционный уровень и мотивационно – мыслительный уровень. Основой операционного уровня являются навыки. В умении читать условно выделяют три основные группы навыков:

  1. навыки распознавания и неопосредованного понимания слов и словосочетаний (лексические навыки чтения);
  2. навыки подсознательного распознавания грамматических форм речи и синтаксических структур и их соотнесение с определённым значением (грамматические навыки чтения);
  3. навыки подсознательного восприятия и различения графических форм речи.

В процессе чтения они все слиты воедино и взаимообусловлены, следовательно, несформированность любой группы навыков и, в частности, навыков техники чтения отрицательно сказывается на функционировании умения читать.

Техника чтения – это совокупность навыков и механизмов звукового и интонационного оформления графических символов языка. Анализируя навык техники чтения, следует выделить его комплексный состав: низкий уровень напряжённости, высокую активность, возбудимость, то есть готовность к включению, отсутствие лишних движений, то есть экономичность, целостность и плавность, определённую скорость протекания действия.

При полноценной сформированности навыков техники чтения ярко выражено такое их качество как автоматизированность, сознательность же не проявляется вообще, поскольку все операции совершаются при отсутствии произвольного внимания, направленного на способ совершения действия. Для того, чтобы это произошло, необходима такая методическая организация учебного материала, которая обеспечивала бы достаточное количество повторений при восприятии слов и словосочетаний, грамматических структур с учётом уровня их трудности.

Помимо автоматизированности, навык техники чтения должен обладать гибкостью, которая способствует:

  • распознаванию лексических единиц и грамматических структур по их инвариантным признакам, что обеспечивает постоянство восприятия;
  • переходу к оперированию более крупными словосочетаниями, что улучшает технику чтения.

Понятие гибкости включает в себя и способность читать с различной скоростью. Развитие скорости чтения позволяет преподавателю управлять формированием, с одной стороны, перцептивных навыков чтения, то есть техникой чтения учащихся, а с другой – приёмов смыслового декодирования. Эта работа предполагает выполнение упражнений, которые концентрируют внимание учащихся:

  • на технических задачах, (технике чтения), решение которых приводит к решению и смысловых задач;
  • на смысловых задачах, которые тренируют при этом и определённые перцептивные навыки, обеспечивая тем самым непроизвольное овладение техникой чтения.

Выбор материальных и операционных средств, способов и приёмов обучения технике чтения зависит, прежде всего, от возрастных особенностей учащихся, так как именно учащиеся являются внутренним и определяющим условием обучения иностранному языку, и особенно учащиеся раннего школьного возраста.

Достигнув семилетнего возраста, ребёнок становится школьником. Известно, что младший школьный возраст есть промежуточный этап развития от дошкольного возраста к подростковому, который характеризуется постоянным изменением психики детей.

Ведущей деятельностьюдетей после семи лет становится учение. Именно в процессе учения школьник продолжает своё знакомство с миром природы и людей, с их настоящей и прошлой жизнью. В учебной деятельности складываются новые черты формирующейся личности, устанавливаются новые отношения подрастающего человека с окружающим его миром предметов, природы и людей. По мере формирования умений учебной деятельности как ведущей, включения в трудовую и другие виды деятельности, у младших школьников происходит развитие психики, выражающееся в таких психологических новообразованиях как: произвольность, внутренний план действии и рефлексия. Для данного возраста характерна потребность во внешних впечатлениях, которая впоследствии преобразуется в познавательную потребность, однако учащимся трудно выделить существенное, главное.

По-прежнему сильна потребность в игровой деятельности, в том числе в подвижных играх. Игра является для ребенка особой формой освоения действительности и системы человеческих отношений путем их воспроизведения, моделирования.

У младшего школьника формируется изобразительная, конструкторско-композиционная деятельность. Он развивается в самой учебной деятельности, осваивает новые способы анализа, синтеза, классификации. Начинает формироваться отношение к себе, миру, обществу, другим людям, становится важным процесс и результат его деятельности.

Ребенок в этом возрасте способен к значительной концентрации внимания, но длительность его невелика, поэтому очень важно разнообразить его деятельность. Помимо этого надо учитывать, что внимание младшего школьника более устойчиво при выполнении внешних действий и менее устойчиво при выполнении умственных действий. В связи с этим важно чередовать те и другие действия.

На ранних этапах развития восприятие ребёнка очень несовершенно: образы воспринимаемых предметов отличаются большой смутностью и нечёткостью, однако, приступая к учению, учащиеся данного возраста овладевают техникой восприятия, становятся наблюдательными, учатся выделять главное, видеть, что предмет состоит из многих деталей. Их восприятие становится расчленённым и превращается в целенаправленный, управляемый, сознательный процесс. Воображение у учащихся этого возраста характеризуется незначительной переработкой имеющихся представлений, и образы у младших школьников носят схематический характер.

Очень важна для них доступность целей, оптимальная сложность заданий. Разрешимая задача, создавая объективную возможность успеха, заставляет ребёнка мобилизовать силы, проявить организованность, терпение и настойчивость.

В 7-8-летнем возрасте начинается интенсивное формирование познавательных процессов ребенка, формирование внутренней речи, которая становится основой для устной речи, развивается фонематический слух, что позволяет добиться хороших произносительных навыков без каких-либо теоретических объяснений. С развитием речи и накоплением опыта ребёнок переходит к образному мышлению. Это прежде всего обнаруживается в конкретности тех образов, которыми ребёнок оперирует. Что касается логического мышления, то оно работает на основе материала, отобранного в процессе наглядно- действенного и наглядно- образного мышления.

Обучая младшего школьника иностранному языку необходимо использовать приёмы и способы обучения, адекватные перечисленным выше психологическим особенностям данного возраста и обеспечивающие рациональное и продуктивное усвоение изучаемого иностранного языка. Что касается техники чтения, то здесь необходимо подобрать такие приемы, которые помогли бы учащимся усвоить правила чтения букв, буквосочетаний, правила произношения, правила связывания, приобрести навык делать правильное логическое ударение и паузы, что будет говорить о сформированной технике чтения.

Большую роль в этом может сыграть компьютер. Использование компьютера на начальном этапе обучения иностранному языку позволяет формировать графический образ слова одновременно с его звуковым и моторным образом. На этапе показа на экране появляются лексические единицы и соответствующие им картинки. Одновременно с графическим изображением слов младшие школьники имеют возможность прослушать лексические единицы (при этом происходит формирование звукового образа слов). Письменная фиксация лексики способствует укреплению связей слов (речемоторных, слуховых, зрительных) и содействует тем самым лучшему запоминанию их звукового образа и значения.

Читайте также:  Экскурсия как метод ознакомления с окружающим и развития речи детей с ЗПР

В младших классах изучаются слова, обозначающие конкретные предметы (такие, как, например, pencil, letter, table, chair, book, picture, jeans), которые можно наглядно изобразить. Показ картинки — самый распространенный способ семантизации, соответствующий психологическим особенностям детей; зрительное и слуховое восприятие помогает ребенку активно, сознательно усвоить лексический материал для чтения. Ознакомление с правилами чтения слов с помощью компьютера включает в себя и их первичное закрепление. В результате многократных, целенаправленных упражнений сознательно автоматизируемые операции превращаются в навык.

Приведем примеры компьютерных упражнений, направленных на отработку формы, значения и употребления лексических единиц.

Упражнения на отработку формы слова.

1. Звуковая форма. Экран дисплея разделен на три колонки, в которых написаны звуки [a:]-, [e:], [ei]; справа даются слова, в которых есть один из этих звуков: name, ten, day, bed, start, date, car, arm, pen.Дети распределяют слова по колонкам.

Графическая форма. На экране даны буквы w, s, d, a, n, c, i, h. Ребятам предлагается составить из них слово. Выбери из данных французских слов лексические единицы с сочетанием ph: splash, phone, shine, phlox, catch, phase, shop, physics.

Грамматическая форма. Школьники группируют слова по частям речи (существительное — world, fire, bird, car; прилагательное — dark, green, tired, pure; глагол — to put, to ask, to start, to turn), помещая их в соответствующую колонку.

2. Для отработки значения слова может служить, например, упражнение на распределение слов по тематическим группам (vegetables: tomato, potatoes, cabbage, carrot; fruit: orange, lemon, apple). Например, учитель может предложить учащимся рассказать, из чего можно приготовить салат или варенье.

3. Для тренировки в употреблении слов с помощью компьютера можно, например, предложить учащимся составить предложение из данных слов: are my you friend ( you are my friend), like I the USA to would visit (I would like to visit the USA). Переведиследующиепредложения: This is a room. That is a blackboard.

Специфика перечисленных компьютерных упражнений заключается в том, что все они связаны с движением (перемещением лексического материала на экране дисплея), то есть при работе с компьютером к зрительному каналу восприятия добавляется моторный. Возможность перемещать ЛЕ способствует запоминанию, формированию произвольного внимания, повышению его устойчивости, управляемости восприятия, поскольку, как утверждают психологи, младший школьник гораздо быстрее усваивает материал, если он связан непосредственно с действием, которое он видит или выполняет сам.

Учебная компьютерная программа обеспечивает не только задание, но и контроль над ходом его выполнения. При обучении с помощью компьютера обучающие учебные действия чередуются с контролирующими, тем самым обеспечивается пошаговая обратная связь и, следовательно, пошаговая управляемость учебным процессом. Преподаватель, использующий компьютер, имеет возможность сразу же узнать, как каждый ученик усвоил лексический материал, а следовательно и технику чтения. Поскольку все дети работают одновременно, компьютер сразу же «сообщает», кто стал победителем, и «вносит» результаты каждого школьника в журнал успеваемости.

Например, целью формирования навыков техники чтения выполняется упражнение по заполнению пропуска в высказывании. Показателем правильности в данном случае является соответствие смыслового значения подставляемой лексической единицей той, с которой она сочетается. Учащимся предлагается заполнить пропуски в диалогах подходящими лексическими единицами. Можно дать задание выбрать фразу для ответа на вопрос: do you study at school?

a) I want to eat.

b) no, I study at the University.

Быстрое выполнение подобных упражнений дает возможность увеличить скорость чтения.

Кроме сказанного выше, компьютер дает возможность создавать задания для групповой работы. Так, например, каждому ученику первой группы предлагается прочитать текст и подчеркнуть слова, в которых есть звук [æ] , а каждому ученику второй группы — подчеркнуть слова в которых есть звук [e]. После выполнения задания каждая группа дает свой вариант ответа. Таким образом, компьютерная программа помогает увеличить количество видов заданий и включить всех учащихся в работу.

Компьютер способствует также формированию навыков самостоятельной работы. Несмотря на то, что у детей во II-III классах эти навыки только начинают формироваться, учащиеся уже имеют индивидуальные трудности в процессе овладения техникой чтения и преодолевают их, выполняя предназначенные для конкретного ученика серии упражнений. Компьютер фиксирует количество ошибок у всех учеников при выполнении каждого упражнения. Просмотрев компьютерный журнал успеваемости, учитель сразу видит, как формируются навыки техники чтения у того или иного школьника. Вид и количество ошибок, зафиксированных в журнале успеваемости, позволяют учителю дать учащемуся конкретные упражнения, направленные на отработку той операции, при выполнении которой он допускает ошибки.

Таким образом, компьютер создает условия для индивидуализации и интенсификации процесса обучения технике чтения, обеспечивая выполнение разных по сложности упражнений всеми школьниками одновременно.

Учитель английского и французского языков Кравченко О. В.

Особенности формирования технике чтения на начальном этапе обучения

1.1. Особенности формирования технике чтения на начальном этапе обучения

Одним из возможных эффективных путей повышения качества преподавания иностранного языка в начальной школе является разработка таких учебных материалов, которые соответствуют возрастным особенностям и познавательным интересам детей младшего возраста (Ш.А. Амонашвили, Б.В. Беляев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.А. Крутецкий, А.А. Леонтьев, И.А. Мещерова, В.М. Филатов).

Авторы методики обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе, а также во 2-3 классах школ с углубленным изучением английского языка считают, что овладение чтением на английском языке всегда представляет большие трудности для учащихся, вызываемые графическими и орфографическими особенностями английского языка, так как орфографическая система использует 26 букв, 146 графем (буквосочетаний), которые передают 46 фонем (фонема — единица языка, с помощью которой различаются и отождествляются морфемы и тем самым слова). Из 26 пар английских букв (заглавных и строчных) только четыре можно считать похожими на соответствующие буквы русского алфавита по значению и форме. Это К, к, М, Т. Буквы А, а, В, С, с, Е, е, Н, О, о, Р, р, Y, у, X, х имеют место и в том, и в другом языке, но читаются по-разному, следовательно, являются самыми трудными. Остальные буквы — совершенно новые.

Г.В. Рогова и И.Н. Верещагина указывают также на большую трудность чтения гласных, сочетаний гласных и некоторых согласных, читающихся по-разному в зависимости от положения в словах. Например, man-name, day-rain, this-think, pencil-cat, Geography-garden, window-down. «При обучении чтению учащимися должны быть усвоены основные правила чтения, к которым следует отнести: чтение гласных под ударением в открытом и закрытом слогах и перед «г»; чтение сочетаний гласных ее, еа, ay, ai, oy, oo, ou, ow; согласных с, s, k, g, ch, sh, th, ng, ck и таких сочетаний, как -tion, -sion, -ous, -igh.

Учащихся следует научить читать слова, которые пишутся по-разному, а читаются одинаково: sun-son, two-too, write-right, sea-see, eye-1 и др.» [2].

В то же время многие слова в английском языке читаются не по правилам, что в целом обрекает учащихся на заучивание чрезмерно большого количества правил чтения и исключений из них, а также на многократное повторение учебного материала. К тому же само восприятие и озвучивание графических знаков является результатом выбора и сличения их с теми эталонами, которые уже имеются в долговременной памяти ученика. Эталон в данном случае, представляет собой зрительно-моторно-слуховой комплекс, наделенный определенным значением. К тому же выбору в данном случае подлежат не только многочисленные по объему и нередко многозначные звуко-буквенные соответствия, но и многочисленные правила и исключения из них. Поэтому сам факт выбора, предусматривающий припоминание нужного правила и (или) звуко-буквенного соответствия, требует определенного, порой значительного времени, что в конечном счете замедляет темп чтения, вернее, не позволяет ученику быстро и точно устанавливать звуко-буквенные соответствия и тем самым овладевать техникой чтения в достаточно высоком темпе.

Подобная ситуация является типичной для процесса овладения техникой чтения на английском языке даже в пятом классе, чтения на английском когда учащиеся уже владеют основами словесно-логического, теоретического мышления, но реально используют преимущественно мнемические способности. Данное противоречие с давних пор констатируется в методике обучения иностранным языкам, но фактически до сих пор сохраняется в школьной практике, поскольку сами технологии обучения иностранным языкам опираются не столько на интеллект учащихся, сколько на их память. Правда, в последние годы предпринимаются попытки в процессе обучения иноязычной культуре и технике чтения на английском языке максимально опереться на потенциал ученика как индивида, субъекта, личности, индивидуальности, а в УМК воплотить как принцип индивидуализации, так и принцип комплексного подхода к овладению иноязычной культурой.

На первом году обучения предусматривается выявление и развитие тех способностей, без которых невозможно успешное овладение языком: а) фонетический слух; б) способность к имитации; в) догадка; г) способность к выявлению языковых закономерностей; д) способность к вероятностному прогнозированию; е) способность к установлению смысловых связей.

Что касается психических функций, то здесь первоочередной задачей является развитие: а) единицы зрительного восприятия; б) объема оперативной слуховой памяти; в) произвольного или непроизвольного внимания.

Учет и развитие способностей учащихся составляет так называемую индивидную индивидуализацию». Кроме того, авторы УМК раскрывают состав субъектной (например, развитие умения учиться) и личностной (например, вызов коммуникативной мотивации) индивидуализации. В качестве средств осуществления индивидуализации в УМК предлагается методическая характеристика класса (МХК).

И хотя на первом году обучения английскому языку учебный аспект, согласно авторам УМК-5, не считается ведущим, тем не менее «главной задачей является обучение рецептивным видам речевой деятельности, в первую очередь. В соответствии с комплексным подходом к обучению иностранным языкам, предлагаемый УМК-5 обеспечивает обучение чтению с первого урока параллельно с обучением аудированию, говорению и письму»[3]. Такого же мнения придерживается С.К. Фоломкина и находит целесообразным «одновременное обучение устной речи и чтению». Причем «обучение должно носить параллельный, взаимосвязанный характер». Во всяком случае «в УМК-5 ставится задача научить учащихся читать вслух и про себя несложные тексты со скоростью 30-40 слов в минуту. В плане формирования перцептивных навыков учащиеся должны уметь прочитать любое слово по транскрипции и овладеть основными правилами чтения букв и буквосочетаний» [4].

Обучение основным правилам чтения букв и буквосочетаний авторы УМК-5 рекомендуют осуществлять и с опорой на уже имеющиеся у пятиклассников основы словесно-логического мышления. Так, в своих методических рекомендациях к уроку 18 авторы предлагают учителю задать учащимся вопрос о том, почему гласная а в данных словах читается по-разному. «Учащиеся самостоятельно делают вывод (формулируют правило) и сравнивают с правилом в учебнике. Если данного упражнения будет недостаточно, для того чтобы вывести правило, вы можете прочитать из раздела «Get ready to Read» соответствующие тексты, состоящие из лексических единиц, в которых ударный слог читается как [а:], [ае]» [5].

Для пятиклассников, уже владеющих основами словесно-логического мышления, а также получивших и получающих своевременную помощь в развитии перечисленных выше способностей, задания учителя, направленные на выведение того или иного правила чтения, являются вполне доступными.

Однако для первого или второго класса, когда словесно-логическое мышление только формируется, выведение правил чтения традиционным способом оказывается весьма проблематичным, что потребовало внесения кардинальных изменений в теорию и практику обучения иностранным языкам в детских садах и в начальных классах школы. Эти изменения затронули прежде всего процесс обучения технике чтения на иностранном языке и прежде всего на английском.

Внесение всякого рода изменений в процесс раннего обучения технике чтения на английском языке осуществляется с учетом опыта, накопленного в течение последних 10-15 лет в процессе раннего обучения ИЯ в 1-3 классах общеобразовательных учреждений, а также во 2-3 классах школ с углубленным изучением английского языка. Так, Г. В. Рогова и И. Н. Верещагина предлагают целую систему обучения чтению на английском языке (на основе принципа сознательности) по ключевому слову, содержащему как графический образ, так и картинку. В целях развития скорости чтения, быстроты реакции учащихся на печатное слово следует пользоваться карточками с написанными на них словами, проводить соревнования на скорость и правильность прочтения слов из представленных в учебнике упражнений, использовать разрезную азбуку [6].

«Обучение чтению слов, не поддающихся правилам, — пишут Г.В. Рогова и И.Н. Верещагина, — может осуществляться:

• на основе слов с аналогичным звуком, читаемых по правилам. Слова, не поддающиеся этому правилу, но с тем же звуком, включаются в ряд этих слов, например duck, run, jump, son, mother;

• с использованием частичной транскрипции с выделением соответствующих букв, передающих данный звук, например [u:]: too, school, fruit, ruler, blue, two, do;

• с использованием полной транскрипции, например autumn [‘o:tm], daughter [‘do:ta];

• no аналогии, например, дети умеют читать слова right, night, им нужно прочитать новое слово light. (Для правила мало слов, а установить ассоциацию нужно). Или brought-thought, ring-bring, drink-think. В этом случае можно использовать доску и осуществлять замену буквы, которая меняет значение слова: sing, меняется первая буква на г — ring, приписывается буква b — bring. Во всех случаях желательно, чтобы первыми читали дети, чтобы учащиеся читали осознанно; на основе чтения за учителем или диктором слов. В этом случае овладение чтением таких слов происходит на основе имитации.

Далее учащиеся приступают к чтению словосочетаний и предложений и, следовательно, к правильному их оформлению» [7].

Обучение английскому языку в 1-м классе общеобразовательных учреждений в недавнем прошлом, как правило, переносилось на более поздние сроки (на второе полугодие первого класса и даже на второй класс) «по причине того, что в первом классе проводится обучение школьников родному алфавиту и чтению на родном языке, вся работа на уроке иностранного языка строится на устной основе с акцентом на игровую мотивацию обучаемых». И даже в интегративном курсе «Раннее обучение английскому языку средствами искусства (музыки и театра)», рассчитанном на детей семи лет (первого года обучения в школе), вводно-фонетический, бессознательно-имитативный курс с элементами логопедической коррекции и профилактики проводится в первом полугодии, а игры в режиме «буква — слово» вводятся лишь со второго полугодия. В книге для учителя к учебному пособию по английскому языку для первого класса общеобразовательных учреждений отмечается, что «на первом году обучения предусматривается овладение артикуляционной базой и интонационным оформлением речи. Работа над звуковым образом слова готовит детей к чтению на английском языке», начиная со 2-го класса.

С 2002/2003 учебного года в условиях эксперимента по обновлению структуры и содержания общего образования ИЯ вводится со 2-го класса, а новый базисный учебный план четырехлетней начальной школы (как первой ступени новой 11-летней школы) предусматривает обязательное изучение ИЯ со 2-го по 4-й класс (два часа в неделю). Примечательно, что в УМК по английскому языку, которые предлагаются для организации обучения английскому языку во втором классе, период обучения технике чтения начинается в разное время. Так, в УМК для учащихся 2-го класса «Enjoy English — 1» (авторы М.З. Биболетова, Н.В. Добрынина, Е.А. Ленская) равнозначное внимание обучению устной и письменной речи уделяется с первых же уроков; в УМК авторов З.Н. Никитенко, Е.И. Негневицкой предусматривается устный вводный курс, рассчитанный на изучение в течение первой четверти. Обучение технике чтения начинается со второй четверти. Дети овладевают транскрипцией как зрительной опорой для усвоения алфавита и правил чтения, что, по замыслу авторов, значительно облегчает овладение умением читать на английском языке.

Приходится, однако, констатировать, что для полноценной реализации развивающе-практических целей обучения иностранного языка в начальной школе, как об этом свидетельствуют результаты широкомасштабных экспериментов по раннему обучению иностранного языка, проведенных в конце 80 — начале 90-х гг., необходимо по меньшей мере 3 часа в педелю (или 2, если преподавание русского и иностранного языков, а также предметов гуманитарного цикла осуществляется на интегративной основе). Поскольку интегративные курсы обучения русскому и иностранным языкам для 1-4 классов все еще не разработаны, а новый базисный учебный план предусматривает изучение иностранного языка со 2-го по 4-й класс при двух часах в неделю, то вряд ли можно ожидать полноценного усвоения ИЯ и овладения техникой чтения.

В данной ситуации особую актуальность приобретают специально созданные учебно-методические материалы по английскому и немецкому языкам, которые, с одной стороны, обеспечивают обучение тем явлениям иностранного языка, которые обычно вызывают у учащихся начальной школы наибольшие затруднения, а с другой — адресованы не только учащимся и учителю иностранного языка, но и родителям, которые пожелают помочь своему ребенку в овладении иностранным языком. (см. Приложение. Таблица №. 1.) Кроме того, подобные учебно-методические материалы должны легко состыковываться с действующими УМК по иностранному языку для начальной школы и восприниматься учителем иностранного языка как материалы дополнительные и готовые для использования, и одновременно быть самодостаточными для организации квалифицированной помощи младшекласснику со стороны родителей, гувернера и других заинтересованных лиц.

Особые затруднения у младшеклассников вызывает, как уже отмечалось, овладение техникой чтения на ИЯ, особенно на английском. В связи с этим следует упомянуть, что в 1991-1998 гг. экспериментальную проверку прошли УМК по английскому (авторы О.П. Еремина, Т.И. Ижогина), немецкому (авторы В.М. Филатов, Т.А. Дикалова, Х.В. Аверкиева) и французскому (авторы В.М. Канаева и И.Н. Борисенко) языкам для 1-3 классов общеобразовательных учреждений, на основе которых достаточно успешно овладевали техникой чтения на иностранном языке практически все первоклассники.

Успешность овладения техникой чтения на английском, немецком и французском языках с 1-го урока первого класса, обеспечивалась не только приемом персонификации практически всех букв латинского алфавита, но и целостным подходом к ученику как индивиду, субъекту познавательной, коммуникативной, игровой активности, личности, индивидуальности, что в настоящее время интерпретируется нами как антропологический подход к организации обучения иностранного языка в начальной основной школе.

Читайте также:  Логопедическое занятие ‘Обозначение на письме мягкости согласных посредством мягкого знака’

Что касается приема персонификации букв и буквосочетаний, то его использование опирается на то, что у первоклассника уже есть, т. е. на ярко выраженное наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, представления, воображение, с помощью которых ребенок оперирует целостными образами.

Вместо перехода от звука к букве или, наоборот, от буквы к звуку прием персонификации позволяет каждое звуко-буквенное соответствие предъявлять в нерасторжимом единстве, как неотъемлемые части единого целого — наглядного, эмоционально насыщенного образа, привлекательного и понятного 7-8-летнему ребенку. Например, буква О предстает в виде полицейского О (оу), в честь которого написано следующее четверостишие:

Это полицейский О (оу)

Говорит он всем: «Hello!»

Скажет: «Go! (гоу)» — проезжай!

«No (ноу)» — стой и ожидай.

В качестве опоры для формирования у детей целостного представления о новой букве О служит не только словесное описание персонифицированного образа буквы, но и рисунок персонажа, графическое изображение буквы и ее голос — транскрипционный знак.

О Буква Оо Транскрипционный знак [ou]

Подобное предъявление звукобуквенных соответствий резко снижает потребность в использовании правил чтения на этапе обучения технике чтения.

Работа над совершенствованием техники чтения слабовидящих обучающихся начальных классов

Наталья Белоусова
Работа над совершенствованием техники чтения слабовидящих обучающихся начальных классов

Чтение – это окошко, через которое дети

видят и познают мир и самих себя.

(В. А. Сухомлинский)

Чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребенку, но и навык, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. Поэтому одной из актуальных тем начальной школы является формирование навыков правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения. Скорость чтения человека должна приблизиться к скорости его речи. Следовательно, у каждого человека темп чтения строго индивидуален. Однако следует помнить, что слабовидящие дети испытывают трудности овладения навыками чтения. У них:

• ограниченное поле зрения (атрофия зрительного нерва);

• недостатки фиксации взора (нистагм, светобоязнь);

• ассиметрия движений левого и правого глаза (косоглазие).

Поэтому скорость чтения у слабовидящих учащихся значительно отстаёт от нормально видящих сверстников и имеет свои гигиенические нормы.

Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть в достаточной мере грамотным письмом, не научатся правильно решать задачи.

Исходя из вышесказанного, понимая значимость обучения чтению, чтобы устранить эти недостатки, я стала изучать соответствующую литературу, журнальные статьи, опыты педагогов–новаторов, новые технологии обучения.

Методы обучения чтению обучающихся с дефектами зрения соответствуют методам, применяемым в массовой школе, однако они имеют коррекционную направленность. Специфическими являются и приёмы обучения таких детей (работа с раздаточным, предметным и иллюстративно-наглядным материалом, таблицами, учебниками, тетрадями и т. д.).

При планировании урока в свою работу постоянно включаются упражнения по развитию ориентировки в пространстве, зрительному, осязательному восприятию, используются дидактические игры. Для охраны зрения используется индивидуальный подход к каждому ученику, учитывающий его зрительные возможности: происходит сочетание фронтальной и индивидуальной работы на уроке, использование наглядности, коррекционных и технических средств обучения, раздаточного материала.

В своей работе я использую разнообразные методические приёмы, направленные на формирование наблюдательности, опыта детей, увеличение скорости, правильности и выразительности чтения:

• многократное чтение текста;

• соревнование в быстром чтении “про себя”;

• привлечение дополнительных материалов для чтения, использование разнообразных видов работы над текстом;

• использование дидактического материала (памятки, алгоритмы, таблицы);

• использование технических средств обучения, показ презентаций, прослушивание аудиозаписей.

В процессе обучения чтению ученики под руководством учителя упражняются и в технике чтения, и в понимании прочитанного.

На первой половине уроков чтения провожу упражнения, которые помогают совершенствованию техники чтения.

Упражнения для совершенствования техники чтения.

Это такие упражнения, как:

Звуковая разминка, куда входят: работа над артикуляцией;

гласные: А, О, У, Ы, И, Э.

сочетания: А–У, А–О, Ы–И, Э – А, И–О.

согласные и гласные: ЖЕ, ЧЕ, ЩА, ЖРА, ЖРИ;

ря-ря-ря – синие моря…

рю-рю-рю – репу я варю…

Дарья дарит Дине дыню.

Малина манила Марину и Милу.

Наш Полкан попал в капкан.

Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата, служат разминкой перед чтением.

Слитное прочтение двух стоящих рядом букв.

Аа, уа, ау, иа, ея, ия, ао, яя, яю, ее, ею и др.

Эти задания формируют умение произносить слово с ударением на любом заданном слоге, а также навык определения на слух, который слог ударный.

Чтение за диктором способствует развитию артикуляции и выработке навыка слитного прочтения слов.

Чтение в паре тренирует умение распределять внимание и положительно влияет на улучшение качества чтения слабых учащихся.

Многократное чтение способствует ежедневному накоплению в памяти ученика зрительных образов слов, учит правильному, быстрому и выразительному чтению. Порядок многократного прочтения:

1–й раз – медленное чтение с учителем, четкое проговаривание слогов;

2–й раз – повторное прочтение без учителя;

3–й раз – плавное чтение слов;

4–й раз – чтение в темпе разговорной речи;

5, 6, 7 разы – предложение перечитывается с поочередной постановкой логического ударения на каждом знаменательном слове;

8, 9, 10 разы – темп чтения доводится до уровня скороговорки.

Жужжащее чтение.

Жужжащее чтение – это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса.

Чтение пред сном. Оно дает хорошие результаты. Дело в том, что последние события дня фиксируется эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением.

Режим щадящего чтения (если ребенок не любит читать).

Ребёнок прочитывает одну–две строчки и после этого получает кратковременный отдых.

Многократность чтения.

В течение 1 минуты учащиеся читают текст вполголоса, после чего отмечают до какого слова успели дочитать. Затем во время повторного чтения этого же отрывка ученик снова отмечает, до какого слова дочитал и сравнивает с первым результатом. Естественно, что второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции и хочется читать ещё. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок.

Приём стимулирования учащихся.

В конце урока необходимо оставлять 3-4 минуты для того, чтобы произвести самозамер чтения. Чтение в течение одной минуты вполголоса, пересчитывание и запись в дневник (ежедневно).

Действенный прием, способствующий выработке интереса к чтению у младшего школьника – прервать рассказ или чтение на самом интересном для ребенка моменте под каким-либо предлогом и предложить тому дочитать самостоятельно. Практика показывает, что прием работает безукоризненно.

Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создаёт раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объёму упражнения (по 5 минут небольшими порциями три раза в день, а не по 1-1,5 часа бессмысленной работы, отбивающей желание читать).

Понятно, что все данные упражнения должны быть взяты из текстов, которые изучаются на данном уроке. Применяя эти упражнения и приемы на каждом уроке, у детей появляется интерес к чтению, наращивается динамика чтения, активизируется учебная деятельность.

Чрезмерное внимание развитию скорости чтения часто провоцирует неправильное чтение. Правильным чтением считается чтение без искажений, замены букв или слогов, пропуска или вставки, без повторов. Чтобы формирование правильности чтения было эффективным, учитель должен определить специальный режим чтения:

1) каждодневность упражнений (специальные тексты, скороговорки, долгоговорки, заучивание наизусть стихов и прозы).

2). Предупреждение ошибок чтения, подготовка к чтению, вводная беседа, работа с разрезной азбукой (1 класс, разбор трудного слова по составу, хоровое чтение вслух трудных слов (по слогам, частям, целиком).

Для развития скорости чтения слабовидящие учащиеся пользуются оптическими и техническими средствами коррекции (лупами, очками, увеличительными устройствами). Те дети, которые имеют узкое поле зрения, нистагм, косоглазие, в результате чего не дочитывают строки, теряют слова, могут применять закладки, непрозрачные линейки (для слежения при чтении) и обязательно у обучающихся со сходящимся косоглазием наличие подставки для книг (детям с расходящимся косоглазием подставки противопоказаны). Также на правильность чтения влияет: поза при чтении.

Физкультминутки со зрительной гимнастикой обязательно включаю в структуру урока. Их планирую после того этапа работы на уроке, на котором были значительные нагрузки на зрение и осязание.

Педагог должен знать тифлопедагогические требования, владеть специальными приёмами и способами обучения детей с дефектами зрения. Только тогда он сможет эффективно организовать учебно-познавательную деятельность на уроке, существенно влиять как на качество знаний, так и на охрану зрения в режиме школьного урока.

Следует всегда помнить о терпении и о том, что способности гораздо легче развиваются в эмоционально-благоприятной обстановке. Очень важно школьнику постоянно чувствовать психологическую поддержку наставников, слышать слова одобрения, видеть их доброжелательные лица и осознавать, что он будет принят ими с любыми своими индивидуальными особенностями и недостатками. В работе с ребенком постоянно должны присутствовать позитивные подкрепления, а негативных (запреты, порицания) быть не должно вовсе. Тогда школьник сосредоточится на том, что необходимо сделать, а не на допущенных ошибках и неудачах, и его все время будут сопровождать вера в собственные силы и успех.

Формирование навыков чтения у слабовидящих детей происходит более медленно, чем у нормально видящих учащихся. И только, постепенно, в процессе обучения, используя разнообразные методические, коррекционные приёмы, учебники, наглядные и технические средства обучения, можно добиться того, что многие учащиеся с нарушениями зрения овладеют полноценными навыками чтения.

1. Мисаренко Г. Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе. – М., 2003.

2. Русецкая М. Н. Экспериментальное изучение когнитивных причин нарушений чтения. Дефектология. №1. 2007. с. 82-91.

3. Крылова Н. А. Изучение процесса чтения слабовидящих учащихся начальных классов. «Дефектология», 2, 1973.

4. Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах. // Начальная школа, 2011. №7.

Имидж учителя начальных классов Содержание Введение 1. Какой современный учитель? 2. Требования к профессиональной компетентности учителя начальных классов согласно ФГОС.

Классный час для учащихся начальных классов «Моя малая Родина» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11» Классный час Подготовила:.

Сценарий мероприятия для учащихся начальных классов «Конкурс загадок» 11 классов, от каждого класса по два человека. Две команды по 11 человек. Первая команда «Кукляшки» – 1а, 1б, 4б, 3в, 2в один человек. Вторая.

Литературная викторина для учащихся начальных классов «Спящая борода» Помещение для проведения мероприятия можно оформить рисунками детей (рисуют заранее): оформить выставку красивых красочных (подарочных).

Сценарий праздника «Масленица» для учащихся начальных классов Масленица Цель: познакомить учащихся с эпизодами народных масленичных гуляний, воспроизвести некоторые обрядовые моменты праздника. Дети.

Мои размышления о профессии учителя начальных классов Каждый ребенок с самого детства думает о том, кем же он станет, когда вырастет. Я же, по рассказам родителей, с ранних лет мечтала обучать.

Мотивация как основа моделирования «точек роста» обучающихся начальных классов Основной задачей процесса обучения в начальной школе является развитие у детей социального механизма, помогающего успешной самореализации,.

Классный уголок в кабинете начальных классов Классный уголок в кабинете начальных классов 2 А. С классным уголком работаем каждый день. Приходим в школу, смотрим график дежурств и.

Внеклассное мероприятие. Классный час для обучающихся 7–8 классов «Моя малая Родина» Внеклассное мероприятие «Моя малая Родина» Классный час для обучающихся 7-8 классов Цель: 1. Углубить знания по темам курса географического,.

Эффективные приемы активизации мыслительной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики В настоящее время большое значение приобретает поиск наиболее эффективных путей обучения, повышения качества знаний в школе. Без опоры на.

10 приемов и упражнений для тренировки техники чтения. Рекомендации учителя начальных классов

Скорость чтения — критерий, который оказывает влияние на уровень успеваемости школьника. Ведь чем медленнее читает ребенок, тем больше времени ему понадобится на изучение материала или выполнение задания. На практике доказано, что ученик средних классов с низкой техникой чтения не сможет достигнуть высоких результатов в обучении. Поэтому и учителям начальных классов, и родителям младших школьников необходимо уделять особое внимание тренировке техники чтения.

Лучшие упражнения для тренировки техники чтения

Оптимальная скорость чтения должна соответствовать темпу разговорной речи — 120 – 150 слов в минуту. Чтобы добиться таких результатов необходимо:

  • увеличить частоту чтения;
  • расширять угол периферического зрения;
  • повышать устойчивость внимания;
  • улучшать оперативную память;
  • совершенствовать артикуляционный аппарат.

В педагогике используются специальные методики и приемы для тренировки технической стороны чтения.

Жужжащее чтение

Чем чаще ребенок читает, тем лучше у него это будет получаться. Для тренировки техники чтения катастрофически мало занятий только на уроках. Чтобы достигнуть хорошего результата, рекомендуется проводить пятиминутки чтения на каждом уроке в течение всего школьного дня.

Такие пятиминутки организовываются в начале урока. У школьников на партах должны быть книги для дополнительного чтения. По сигналу учителя дети начинают читать в режиме «жужжащего» чтения. Данный прием подразумевает, что все дети читают одновременно. Причем делать это надо вполголоса, чтобы не мешать друг другу. Каждый ребенок читает в своем темпе. Через 5 минут чтение прекращается и дальше идет обычный урок, например математики, рисования или природоведения.

Никакого контроля или обсуждения содержания прочитанного не проводится. Этот прием используется только с целью увеличения времени для ежедневного чтения. Таким образом, на тренировку затрачивается не менее 30 минут, тогда как в обычном режиме каждый школьник читает в общей сложности около 5 – 10 минут за весь учебный день.

Работа с таблицами слогов

Чтобы повысить скорость чтения, важно тренировать ребенка воспринимать слог как единое целое, как основу прочтения слова. Для таких упражнений необходимы специальные таблицы слогов. Можно использовать дидактический материал для обучения чтению по методике Н. Зайцева или создать такие таблицы самостоятельно.

Детям предлагаются различные задания:

  • прочесть строчку или столбец с определенной буквой;
  • произвольное прочтение слогов;
  • найти в таблице указанный слог;
  • послогово показать слово в таблице.

Сначала используются таблицы с простыми слогами, а затем переходят к более сложным, состоящим из трех-четырех букв. Купить красочные таблицы можно в магазине учебной литературы как карточки, плакаты или книги-сборники. Например, Узорова, Нефедова: Самый быстрый способ научиться читать. Слоговые таблицы.

Приемы для расширения угла зрения

В процессе чтения имеет значение количество знаков, которые попадают в поле зрения ребенка. Для расширения угла периферического зрения рекомендуется предлагать детям следующие упражнения.

Таблицы Шульте

Таблицы Шульте содержат числа от 1 до 30, которые расположены в хаотичном порядке. Школьникам нужно за 30 секунд отыскать и указать по порядку каждое число. Через несколько дней следует предложить другой вариант таблицы.

Найди слово

Суть этого упражнения аналогична предыдущему. На листе бумаги нужно в произвольном порядке написать несколько разных, не очень длинных слов. Задание для школьников — как можно быстрее отыскивать на листе слова, которые поочередно будет называть учитель.

Пирамидки слов

Для таких упражнений слова записываются в столбик, начиная со слова с наименьшим количеством букв. Каждое слово делится на две части, которые записывают на некотором расстоянии друг от друга. На каждой последующей строчке это расстояние увеличивается.

Первый — последний

Для этого упражнения можно использовать любой текст. Детям нужно читать только первый и последний слог в каждой строчке.

Рамка для чтения

Необходимо подготовить полоску картона с прорезью, высота которой чуть больше высоты букв в учебнике. Ширина должна быть небольшой, примерно на 3 – 4 буквы. В процессе чтения ребенок перемещает эту рамочку по тексту. Через определенное время ширину рамки нужно постепенно увеличивать.

Со временем дети запоминают многие слова, которые часто встречаются в текстах, и воспринимают их как единое целое. Они уже не читают такие слова, а называют сразу. Подобное умение заметно экономит время при чтении, поэтому данный навык нужно целенаправленно развивать.

Прием «Молния»

Использование приема «Молния» заключается в следующем. Детям на очень короткое время показывают слово, а они должны успеть его прочитать. Для этого упражнения можно подготовить карточки или создать презентацию, в которой слова появляются и сами исчезают через пару секунд.

Один и тот же набор слов надо использовать несколько дней подряд, пока ученики не запомнят их все. Затем предложить другую подборку слов. Для лучшего эффекта можно не просто давать школьникам прочитать слово, а и попросить написать его после того, как оно исчезнет.

Прием «Буксир»

Прием «Буксир» используется для увеличения темпа чтения. В качестве ведущего может выступать учитель или ученик с высокой техникой чтения. Он читает текст, а остальные должны стараться успевать читать за ним. Такое упражнение можно проводить для всего класса или в парах.

Чтобы контролировать процесс чтения всеми учениками можно делать внезапные остановки и просить ребят показать в тексте последнее прочитанное слово. Еще один способ — делать во время чтения ошибки. Те, кто читают «на буксире», должны их замечать и исправлять.

Прием «Спрятанные буквы»

Улучшению техники чтения способствует развитие умения предугадывать слова, а не прочитывать их побуквенно. Для этого можно предлагать такие задания:

  • слова с кляксами — на карточке написано слово, часть которого закрыта пятном;
  • слова с пропущенными буквами — на карточке слово, в котором несколько букв отсутствуют;
  • разрезанное слово — карточку с написанным словом разрезают вдоль и предлагают детям прочитать слово или по верхней, или по нижней его части (слово можно не разрезать на части, а закрыть его половину линейкой);
  • более сложный вариант этого упражнения — предугадать недостающее слово. Для него можно использовать крылатые выражения, фразеологизмы, известные фразы из сказок или стихотворений, загадки с рифмованной отгадкой.
Читайте также:  Автоматизация звука (Ч) в словах, словосочетаниях, предложениях - конспект

Прием «Скороговорка»

Непосредственно для увеличения скорости чтения можно предлагать ребенку небольшой текст для прочтения его в темпе скороговорки. Читать текст надо несколько раз подряд, постепенно ускоряясь. Ученику необходимо объяснить, что при выполнении этого упражнения не требуется следить за выразительностью чтения, однако при обычном чтении такое правило не действует.

Прием «Повторное чтение»

Данный прием также предполагает многократное прочтение текста. Детям для чтения дается 1 минута. Затем нужно подсчитать количество слов, которые они успеют прочитать за отведенное время. После этого такое задание выполняется еще пару раз.

Результаты будут постепенно улучшаться, и это позволит ребенку поверить, что он может читать быстрее. Когда ученики будут читать текст последний раз, временное ограничение не устанавливается. Таким образом, они перейдут на чтение незнакомого текста и будут читать его в более быстром темпе.

Прием «День — ночь»

В процессе чтения необходимо сохранять концентрацию внимания и уметь хорошо ориентироваться в тексте. Для тренировки этих навыков школьникам предлагается читать с соблюдением команд. Как только учитель произносит: «День!» — дети приступают к чтению. Услышав команду «Ночь!» все закрывают глаза. Затем снова звучит слово «День!». После этого нужно найти глазами место в тексте, на котором остановились, и продолжить чтение.

Такое упражнение проводится в течение 5 минут. Следить по тексту пальцем нельзя.

Прием «Губы»

При внешнем проговаривании скорость чтения замедляется. Поэтому детей следует также учить читать молча, без внешних признаков проговаривания. В ходе чтения, когда учитель даст команду «Губы!», школьники должны начать читать «про себя». При этом им нужно прижать палец к сомкнутым губам, чтобы не давать им шевелиться. После команды «Вслух!» палец следует убрать и перейти к чтению вслух.

Работая над улучшением техники чтения важно учитывать, что количественный показатель зависит от типа темперамента ребенка, уровня развития его мыслительных процессов. Поэтому, конечно же, не удастся всех учеников «подтянуть» к нужным нормам, но улучшить результаты каждого несомненно получится. Кроме того, параллельно с увеличением скорости чтения обязательно нужно уделять внимание развитию выразительности и осознанности чтения, приучать детей читать правильно, без ошибок.

Об авторе-составителе: Гладко Марина Геннадьева, учитель начальных классов, стаж работы около 25 лет.

Подробнее об анализаторе техники чтения для 1-4 классов >>>

А какие упражнения используете вы? Пишите в комментариях.

Развитие навыка грамотного чтения у школьников

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Статья просмотрена: 4377 раз

Библиографическое описание:

Будникова И. Н., Цивенко Н. Б. Развитие навыка грамотного чтения у школьников [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 86-89. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3334/ (дата обращения: 28.02.2020).

Чтение — это мощное средство образования, воспитания и развития: умственного, языкового, нравственного, культурного, эстетического, информационного.

Овладение чтением — процесс для ребёнка длительный и нелёгкий, отнимающий у него много сил и времени. Пока он не научился читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс будет доставлять ему мало радости и удовольствия. Несформированный навык чтения мешает успешному обучению по всем предметам, так как чтение — навык общеучебный. Даже при разнообразных подходах учителю и родителю порой бывает очень трудно научить ребенка осознавать прочитанное, выработать постоянный интерес к чтению и потребность в самостоятельном чтении. А нерешенная проблема — прямой путь к школьной неуспеваемости и неуспешности в целом.

Одна из важнейших задач начальной школы — формирование у каждого ученика полноценного и обстоятельно усвоенного навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования, и главным образом, возможность усвоения предметов гуманитарного цикла.

В среднем звене и старших классах предмет «Литературное чтение» называется уже «Литература», на который традиционно отведено всего 2 часа в неделю, отсутствуют часы на вычитывание текстов, техника чтения проверяется лишь до 7 класса.

Сегодня и в обществе заметна тенденция к нечтению : не читают взрослые, не читают и дети.

Исследованием Международной программы PISA (Programme for International Student Assessment) по оценке образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста в 2009 году приоритетной областью стала «грамотность чтения». В исследовании приняли участие 65 стран мира, в том числе Россия. По оценке читательской грамотности российские учащиеся заняли 41–43 места.

ФГОС НОО по «Литературному чтению» предполагает следующие предметные результаты: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий. В планируемых результатах ФГОС НОО выпускник научится читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного; читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения.. [11, c . 6–8].

Целью изучения литературы в школе является приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Но невозможно приобщить школьников к искусству слова, не научившись грамотному осознанному чтению. [10, c . 7 ]. Поэтому именно сегодня государство стало уделять большое внимание популяризации чтения: электронные библиотеки, электронные книги, использование Интернет-ресурсов на уроках.

Навык чтения складывается из двух сторон — смысловой и технической . Смысловая сторона обеспечивает понимание, усвоение, запоминание прочитанного. Техническая сторона включат в себя способ чтения, правильность, выразительность, скорость или темп чтения. Каждый из этих компонентов подчинён смысловой стороне — пониманию. Каждый из компонентов, образующих технику чтения, имеет свои особенности, которые влияют на весь процесс чтения.

Процесс чтения для школьника — это сложный, весьма трудный процесс, элементы которого не только очень слабо связываются между собой, но и несут в себе самостоятельные, собственные трудности. Ключ к успеху в обучении — это развитие у ребенка таких важнейших познавательных процессов, как восприятие, память, мышление и речь.

Для успешного освоения навыками осознанного чтения учителю необходимо обеспечить в классе определенный режим работы:


упражнения в чтении должны быть каждодневными;

отбор текстов для чтения не должен быть случайным, а должен производиться с учетом психологических особенностей детей и литературных особенностей текстов;

должна вестись систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения;

должна быть использована в работе целесообразная система исправления допущенных при чтении ошибок;

специально должно быть организовано обучение чтению про себя, предполагающее несколько ступеней: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, «тихое чтение» (в плане внутренней речи), собственно чтение про себя.

Как особый вид деятельности , чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся. Необходима систематическая и целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения . Формирование качественного навыка чтения у школьников является одним из основных задач начальной и средней ступени обучения.

На современном этапе развития общества каждый учитель старается обновить содержание обучения и включает в свои уроки элементы современных технологий . Этого требует время. Понимая значимость обучения чтения в образовании, воспитании и развитии детей, ищу пути повышения качества обучения на уроках. Для этого был разработан и составлен комплекс-тренажер «Учись читать быстро» для развития и отработки навыка чтения на уроках литературного чтения, литературы и русского языка.

Комплекс представляет собой лист — тренажёр, составленный на одну из букв алфавита или группу букв, сгруппированных например, по глухости — звонкости или группе гласных букв. Каждый лист-тренажер состоит из упражнений, направленных на систематические тренировки речевого аппарата ребенка , на развитие умения быстро и правильно читать слова различной слоговой структуры, на раннее выявление дефектов речи, а также на отработку навыка чтения целыми словами. Систематические упражнения приводят к автоматизации восприятия «оперативных единиц чтения» , т. е. того максимального количества знаков, которые ребёнок опознаёт одномоментно при чтении. При этом увеличивается скорость чтения и обеспечивается быстрое понимание смысла читаемых слов.

Материал для упражнений — это наиболее часто встречающиеся в русском языке парные буквосочетания. Он распределен по группам таким образом, чтобы строго и последовательно соблюсти основной принцип обучения от простого к сложному. Объём материала от урока к уроку рекомендуется увеличивать. Буквосочетания увеличиваются соответственно возрастанию размера самих буквосочетаний (2, 3, 4, 5 и т. д.). Различные варианты расположения на листе-тренажере способствуют тренировке глазных мышц и развитию произвольного внимания. Также в каждом листе имеются игровые и занимательные упражнения, цель которых — сделать обучение чтению более привлекательным, радостным и интересным.

Упражнения можно читать непосредственно во время урока жужжащим чтением, хором, с заданным темпом, (темп простукивается карандашом), про себя. А можно тренажер давать на дом.


Первая группа упражнений: слитное прочтение двух стоящих рядом букв.

са со су сы сэ ся сё сю си се

за зо зу зы зэ зя зё зю зи зе

ас ос ус ыс эс яс ёс юс ис ес

аз оз уз ыз эз яз ёз юз из ез При прочтении этих упражнений полезно начать обучать понятию ударения, ударного слога. Например, предложить детям прочитать буквосочетание га-га-га. Сначала с ударением на первый слог, затем на второй и на третий. Или такие стишки:

са′ — са, са′ — са, са′ — са, са′- ни, са′- ми, са′- ло

са — са′, са — са′, са –са′ ко — са′, ли — са′, о — са′,

са-са′-са, са-са′-са, са-са′-са ка-са′т-ка, по-са′д-ка, на-са′д-ка

са-са-са′, са-са-са′, са-са-са′ кол-ба-са′, по-ло-са′, не-бе-са′

Эти задания формируют умение произносить слово с ударением на любом заданном слоге, а также навык определения на слух, который слог ударный.


Вторая группа упражнений: чтение трёхбуквенных сочетаний и слов.

сад сам сок сон сом сор сук суп суд сыр сыт сыч сын сэр сир сел

зал — зол — зов — зоб — зуб

Это материал логопедического пособия, поэтому слова этой группы подлежат обязательному прочтению. В процессе чтения блоков не только вырабатываются и закрепляются навыки чтения, но и обеспечивается тренировка соответствующих участков речевого аппарата.


Третья группа упражнений: чтение буквосочетаний со стечением нескольких согласных в конце слова или в начале слова. Например:

слог — слон — стон — стан — стар — стал — стыл — стол — стул — стук — сток — стык

Для успешного прочтения слов данной группы важно объяснить детям, что все согласные вначале слова необходимо прочитывать в один прием, ориентируясь на гласную фонему, так как слогообразующая гласная оказывает влияние на характер произношения всех согласных фонем в слоге, стоящих до нее. Для зрительного восприятия можно выделять гласную цветом.


Четвёртая группа упражнений: чтение слов с заменой согласного в слове. Так:

лоб — зоб вал — зал дуб — зуб губы — зубы набор — забор намок — замок


Пятая группа упражнений: чтение наиболее трудных слов, с проговариванием, выделением первого слога. Например:

ска — сказка ско — скобка ски — скибка ску — скумбрия

ста — стакан сто — сторожка сти — стирка сту — ступня свя — связка

сва — сварить сво — свора сви — свить све — светить стя — стяг

зва — звать зво — звонок зве — звезда здо — здоровье зву — звук

зра зразы зре — зрение зри — зритель зря — зрячий зна — значок

Одним из видов упражнений в комплексе являются работа со скороговорками, помогающими детям развить фонематический слух и понять, как важно правильно произносить каждый звук в слове. Методика работы следующая: сначала медленно и громко прочитывают, затем тише и быстрее, почти шепотом.

Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, весёлые стихи, учитель закрепляет правильное произношение детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует и развитию голосового аппарата, темпа речи.

Примером могут служить следующие высказывания : Сеня вёз воз сена. Змея змеилась, змея смеялась, смеясь, змеилась, змеясь, смеялась.

В начале каждого урока целесообразно предлагать ученикам тренажерную разминку: следует сначала прочитывать упражнения 1–3 группы, затем поработать над скороговоркой, что поможет развитию подвижности речевого аппарата. Такая разминка даст возможность ученикам переключиться с перемены на урок.

а) ученики читают «для себя» в течение заданного учителем времени;

б) ученики читают заданное количество слов по цепочке, например, каждый

в) дети объединяются в пары и читают слова друг другу по очереди — 1–2 слова один ученик, 1–2 слова другой и т. д.

г) дети читают хором;

д) ученики читают для себя, отмечая галочкой незнакомые слова, по истечении времени разминки проводится словарная работа.

Важно учить детей не бояться незнакомых слов, не пасовать перед ними, а прочитывать независимо от того, знакомо слово ребёнку или не знакомо, понятно или нет.

Тренажер может служить источником для подбора словарного материала на уроках русского языка. Например, можно спланировать работу по обучению звуко-буквенному анализу, при изучении глухих и звонких согласных на конце и в середине слова, безударных гласных в корне, словарных слов. При работе с тренажёром на буквы Ч, Щ, Ж-Ш, Ц одно из упражнений направлено на повторение и закрепление орфограмм с данными буквами и сочетаниями:

Прочитай слова и запомни их написание: ц ы п ц ы ган ц ы плёнок ц ы почки ц ы кнуть птиц ы — синиц ы — борц ы — близнец ы — куц ый

станц ия — авиац ия — акац ия — коллекц ия

Пособие окажет помощь учителю при коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения письма в пропуске букв в стечении согласных, нарушений слоговой структуры слов и т. д. (бу…(кет), ком — корм).

Разнообразие приёмов, упражнений, игровые моменты, систематичность в работе помогают ученикам развивать речь, правильное звукопроизношение, осознанность, скорость и выразительность чтения.

При использовании упражнений «Учись читать быстро» и предлагаемых к ним видов работ процесс совершенствования техники чтения идет легче и быстрее, совершенствуется устойчивость внимания, оперативная память. Упражнения по развитию техники чтения необходимы всем учащимся : одним эти упражнения помогают исправлять недостатки, другим — не терять приобретенные ранее навыки.

Безруких М. М. Формирование навыка чтения и письма в процессе обучения детей. Российская государственная библиотека. http:// metodisty . narod . ru / vsd 04. htm

Белова Н. Б. Пробуждать у детей интерес к чтению.// Начальная школа. — 1990, № 4 с.13–15

Бессчастная Е. И. Как я работаю над техникой чтения своих учеников.// Начальная школа. — 2000, № 9 с.76–80

Горецкий В. Г. О проверке навыка чтения.// Начальная школа. — 2001, № 8 с.48–58

Джежжелей О. В. Формирование круга чтения младших школьников.// Начальная школа. — 1989, № 1 с.32–38

Зайцев В. Н. Резервы обучения чтению.// Начальная школа. — 1990, № 8 с.52–62

Калинина И. Л. Формирование первоначального навыка чтения: проблемы и перспективы.// Начальная школа. — 2009, № 2 с.10–13

Климанова Л. Ф. Обучение чтению в начальных классах.// Начальная школа. — 1999, № 9 с.30–38

Коробейникова В. Н. О некоторых приемах обучения чтению.// Начальная школа. — 2007, № 11 с.31–33

ФГОС второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Литература 5–9 классы. // Изд-во «Просвещение», 2011.

ФГОС НОО. Программа «Литературное чтение». Кубасова О. В. Литературное чтение. // Изд-во «Ассоциация 21 век», 2011.

Похожие статьи

Особенности формирования навыка чтения младших школьников

группа упражнений, слово, чтение, упражнение, ученик, урок, ребенок, русский язык, литературное чтение, речевой аппарат.

Работа над выразительным чтением учащихся на уроках.

2. упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения

Вся эта работа даст желаемый результат, если дети будут тянуться к книге, полюбят чтение. Любимый у учащихся вид чтения — ролевое чтение.

Речевые разминки как средство обогащения словарного запаса.

речевая разминка, упражнение, словарный запас, разминка, русский язык, диалог, ребенок, начальная школа, качественное совершенствование, чужая речь.

Развитие речи как средство обучения младших школьников.

Развитие речевого творчества старших. Развитие речи на уроках в начальной школе | Статья в журнале. сочинение, развитие речи, работа, русский язык, ученик, ребенок, слово, начальная школа.

Выразительность в речи и пении в младшем школьном возрасте

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности на основе личностно ориентированного подхода. Формирование речевых навыков и их роль в обучении чтению.

Система коммуникативных упражнений по развитию речи

упражнение, система упражнений, русский язык, неродной язык, речевая деятельность, учащийся, речевой образец, речевой стимул, речевая реакция, знание.

Особенности литературного развития учащихся с ОНР III уровня

Каждый урок литературного чтения — это всегда знакомство с новым художественным произведением.

Изучение языка литературных произведений, в которых отражается сложное переплетение речевых (функциональных) стилей общенационального языка, ведет к.

Обучение чтению как способ развития речевых умений.

Формирование и развитие видов речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо) на уроках русского языка и литературы: обучающие и диагностирующие материалы / сост. М. Ф. Шацкая.

Использование приёмов театральной педагогики на уроках.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, театральная педагогика, урок литературы, литературное чтение, ученик, урок, роль

Взаимосвязь уроков литературы с внеклассными занятиями. Поэтому урок литературы должен вестись как урок искусства слова.

Ссылка на основную публикацию