Обучение рассказыванию – конспект логопедического занятия

«Обучение самостоятельному рассказыванию с элементами творчества».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya.docx14.64 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Учитель-логопед: Лукашина Наталья Николаевна.

ТЕМА: «Обучение самостоятельному рассказыванию с элементами творчества».

  1. Обучать детей составлять продолжение незаконченного рассказа без опоры на наглядный материал.
  2. Развивать умение ориентироваться в предложенном тексте, опираясь на исходные данные и существенные детали при составлении собственного рассказа.
  3. Формирование навыков планирования рассказа: выбор сюжета, определение последовательности событий.
  4. Развитие творческих способностей детей в процессе самостоятельной речевой деятельности.
  5. Формирование грамматически правильной фразовой речи.

Логопед: Здравствуйте, ребята. Сегодня на занятии я предлагаю вам стать писателями. Каких писателей вы знаете? Что они написали?

Ответы детей. ( Корней Чуковский «Тараканище», С. Маршак «Кошкин дом». С. Михалков «Повесть о неизвестном герое» и др. ).

Логопед: Я предлагаю вам начало рассказа , а что будет в конце вы придумаете сами.

Текст рассказа. «Вася летом жил в деревне у бабушки. Рядом с деревней был большой лес. Вася очень любил гулять в лесу, собирать землянику, грибы, цветы, слушать пение птиц.

Однажды он вышел рано утром из дома, пошел в лес и зашел очень далеко. Место было незнакомое. Вася понял, что заблудился. Он сел отдохнуть под большой ветвистый дуб и задумался. «Как найти дорогу домой? Направо вела чуть заметная тропинка , но куда она ведет? Прямо – начинался спуск к реке. А налево был густой лес. Куда идти? »

– Ребята, где жил Вася летом?

– Что было рядом с деревней?

– Что любил делать Вася?

– Что случилось с ним однажды?

– Какой лес был рядом с деревней?

– Когда Вася вышел из дома?

-Под какой дуб сел Вася?

(Ответы детей должны быть развернутыми. При затруднении в составлении развернутых ответов, начало фразы дается логопедом).

Логопед: Этот рассказ придумала я, но он не закончен. Вы попробуйте придумать конец рассказа, как будто вы настоящие писатели. Я предлагаю вам несколько вариантов окончания рассказов: Вася встречает в лесу друзей……; влезает на дерево и видит…; идет по тропинке и находит…; спускается к реке и идет по берегу…

На этой основе дети составляют продолжение рассказа, используются вспомогательные вопросы.

Анализ детских рассказов. Обращается внимание на придуманные ребенком ситуации, введенные в действие персонажи, соблюдение грамматических норм речи.

Предложить детям зарисовать свой рассказ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, ее мелодике. Слушая русские народные сказки, маленький человек не только постигает родной язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости, народ.

Тема: Обучение составлению рассказа с элементами творчества на основе русской народной сказки «Колобок».Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательно – исследовательска.

формирование навыков рассказывания с применением ИКТ.

Обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, представляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком свои.

Итоговое занятие по обучению рассказыванию с элементами технологии ТРИЗ и мнемотехники по теме “Зима” для старшего дошкольного возраста.

laquo;Методы и обучение дошкольников рассказыванию. Виды рассказывания в соответствии с ФГОС ДОУ&raquo.

Занятие по обучению рассказыванию с элементами мнемотехники «Зима&raquo.

Занятие в старшей логопедической группе по обучению детей творческому рассказыванию.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Учим детей составлять творческие рассказы, сказки по серии предметных картинок (3-5 шт.), по одному выбранному объекту, по цветовым моделям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Занятие в старшей логопедической группе по обучению детей творческому рассказыванию.15.77 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие в старшей логопедической группе по обучению детей творческому рассказыванию.

Программное содержание: продолжать учить детей составлять творческие рассказы, сказки по серии предметных картинок (3-5 шт.), по одному выбранному объекту, по цветовым моделям. Упражнять в подборе рифмы. Развивать творческое воображение, память, кругозор. Воспитывать желание коллективно добиваться поставленной цели.

Материалы: большая коробка с вырезанными плоскостными цветными карандашами, картинки предметные на разные темы для составления рассказов, с другой стороны закрашенные в однотонный цвет, большая книга с картинками или коробка, сделанная под книгу, угощения детям.

Воспитатель: Ребята, сегодня перед нами стоит непростая, но очень интересная задача. Мы будем с вами сочинителями, мы будем придумывать разные истории, рассказы, сказки. И если у нас получится (а я в этом уверена), мы запишем их в книгу, создадим сценарий и будем рассказывать нашим малышам. Согласны? Тогда начнем!

Светит солнце красное, светит солнце ясное,

1,2,3,4,5, будем мы сейчас играть!

1. Дидактическая игра «Цветные карандаши».

Вот волшебная коробка, надпись «Радуга» на ней.

А в коробке, а в коробке семь цветных карандашей!

– Ребята, выберите каждый наиболее приятный, любимый для себя цвет.

– А теперь придумайте и назовите предметы такого же цвета. Называйте быстро, не задерживая ответы своих товарищей. (Ответы детей). Молодцы!

– Придумайте рассказ об одном из названных предметов. Не забывайте, что рассказ чем-то должен начинаться, о чем-то (или о ком-то) рассказываться и иметь конец (чем-то заканчиваться). Приступайте! (Составление рассказов детьми). С этим заданием вы справились. А теперь следующее задание.

2. Дидактическая игра «Веселые картинки».

– У меня на столе лежат картинки. Выберите себе такие картинки, по которым можно составить рассказ или сказку. Выбирая их, думайте, чтобы рассказ получился последовательным, интересным, завершенным. Придумывать можно, начиная с любого квадрата и двигаться в разных направлениях. Даю время- сочиняйте! (Составление рассказов детьми).

Молодцы! А теперь задание усложняется:

3. Дидактическая игра «Цветные сказки».

-Переверните свои карточки. Сейчас мы будем придумывать разноцветные истории. Вы можете использовать в своих рассказах только один какой- нибудь цвет. И тогда рассказ или сказка будет одного цвета (например, «Розовая сказка») или несколько разных цветов, тогда сказка получится разноцветная. (Рассказы детей).

Ну что? Засиделись и устали? Поднимайтесь-ка, все встали!

Девочки и мальчики, прыгайте, как мячики,

Ножками потопайте, головкой покивайте,

Ручками похлопайте и в кругу играйте!

Вот у нас игра какая: Хлоп ладошка, хлоп другая.

Правой левую ладошку мы похлопаем немножко,

А теперь ладошкой левой ты хлопки погромче делай!

Вверх ладошки- хлоп /3 р., по коленкам- шлёп /3 р.,

По плечам теперь похлопай, По бокам себя пошлёпай,

Можем хлопать за спиной, хлопаем перед собой.

Справа- можем, слева- можем,

Всё, достаточно, потом- мы на улице продолжим!

А как сядем мы ладошки на коленочки положим!

4. Дидактическая игра «Веселые рифмы».

– Ребята, что это?- Да, это книга. Эта книга волшебная. В ней собраны разные произведения. Какие произведения там могут быть? (ответы детей- рассказы, сказки, стихи, загадки…). А хотите послушать стихи? Удивительные стихи о рифмах.

Удивительные стихи Д. Чиарди.

На улице прохожего увидел я вчера.

Он ящик нес, на ящике написано: «Игра».

Я два квартала шел за нм, поверьте, я не вру.

И, наконец, спросил его:- А как играть в игру?

Он улыбнулся вежливо, потом мне отвечал:

– Уверен, что такой игры еще ты не встречал!

Две птицы удивительных есть в ящике моём.

И, если хочешь, то с тобой сыграем мы вдвоём!

А чтобы мы могли начать, запомнить должен ты,

Что у несхожих этих птиц похожие хвосты.

Поймать таких смешных пичуг- Весьма нелёгкий труд!

Недаром люди умные их рифмами зовут.

…И вправду, птицы шустрые из ящика большого

Вдруг начали вытаскивать наверх за словом слово.

Одна достала слово ГВОЗДЬ, Другая сразу- ГОСТЬ и ТРОСТЬ.

Одна достала слово-ГРУСТЬ, другая фразу- НУ И ПУСТЬ!

Одна достала слово СЛОН, Другая- ЗВОН и ТЕЛЕФОН.

– Теперь,- сказал мне Человек,- пора и нам сыграть.

Я буду доставать слова, ты- должен рифмовать!

Достал он слово- КОЧКА,

А я ответил: БОЧКА и СТРОЧКА, и СОРОЧКА,

И сразу два ЛИСТОЧКА, и на прощанье ТОЧКА.

…Мы с ним играли целый час похожими словами.

Теперь мы покидаем вас, и вы играйте сами!

А кто с заданьем справится- Тому и угощение достанется!

Воспитатель: Так это же книга с сюрпризом! Ну что, ребята, придумаем рифмы? Тогда построились в одну линеечку. Я буду называть слово, а вы подбирать к нему рифму и делать шаг вперед. (Ответы детей).

РУКА КОТ РЫБКА ОЛЕНЬ ГАРМОШКА

МУКА РОТ СКРИПКА ТЮЛЕНЬ ОКОШКО

ПОКА МОТ УЛЫБКА ДЕНЬ НЕМНОЖКО

ЛУКА ВОТ ОШИБКА ПЕНЬ ЛУКОШКО

– Молодцы! А вот и сюрприз! (Угощение).

Концовка: И вот закончилась игра, И книгу закрывать пора.

И если вы узнали сегодня много всяких всячин,

То, значит, день не зря потрачен!

Сумейте, дети, этот ценный клад сберечь!

– А с вами, гости, мы прощаемся, до новых встреч!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению детей творческому рассказыванию на тему: «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей» в старшей группе. Формирует умение детей составлять небольшие рассказы творческого характе.

Программное содержание. 1.Задачи на развитие познавательных способностей: Закрепить знания о диких животных: знать название, внешний вид, повадки, чем питаются, как спасаются от врагов Развивать .

Занятие направлено на обучение детей с ОНР творческому высказыванию с опорой на предметы, поставленные вопросы и прослушивание музыкального произведения; обучение пересказыванию рассказа в стихотворно.

открытое логопедическое занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе с использованием песочной сказкотерапии.

Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимание особенностей формирования художественного, в частности словесного, творчества и роли педагога в этом процессе.В формиров.

Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимание особенностей формирования художественного, в частности словесного, творчества и роли педагога в это.

Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта! На дворе XXI век и у нас есть возможность учиться, не выходя из дома, использу.

Логопедическое занятие в старшей группе «Обучение рассказыванию по набору игрушек на каждого ребёнка»

наталья петровская
Логопедическое занятие в старшей группе «Обучение рассказыванию по набору игрушек на каждого ребёнка»

Логопедическое занятие в старшей группе «Обучение рассказыванию по набору игрушек на каждого ребенка».

Цель: Учить детей составлять рассказ по набору игрушек: кукла в шубке, белочка, зайчик, ёлочка. Уточнить пространственные ориентировки, различать глаголы с приставками. Упражнять в подборе слов-антонимов.

1. Организационный момент.

Игра «Близко – далеко, низко – высоко».

На слово «близко» – руки к груди,

На слово «далеко» – руками тянуться вперед,

На слово «низко» – присесть, руки вниз,

На слово «высоко» – встать на носочки, руки вверх.

Затем называют предметы, которые находятся близко, далеко, низко, высоко.

2. Составление рассказов по набору игрушек.

Логопед расставляет и передвигает игрушки, рассказывая о них. Дети все повторяют одновременно или вслед за логопедом.

«Приехала Маша зимой к бабушке в деревню. Пошла прогуляться в лес. А в лесу красиво. Все деревья покрыты снегом. Вдруг слышит – шишка упала. Посмотрела вверх, а там белочка сидит. Увидела белочка Машу и прыгнула на другую ель. Маша наклонилась за шишкой, а под ёлкой – зайка. Испугался зайка и убежал. А Машенька пошла в деревню к бабушке».

Затем дети придумывают рассказы по очереди, вставая на место логопеда.

3. Физкультминутка. «Маша в лес пошла, пирожки несла».

4. Игра с мячом на закрепление пространственных ориентировок относительно себя. Бросай мяч высоко, низко, далеко, близко.

5. Подбор слов – антонимов: низкий – высокий; широкий – узкий; длинный – короткий и т. д.

Конспект занятия по развитию речи «Рассказываем по набору игрушек» в младшей группе ГБОУ Школа №1161 (СП №5) Конспект занятия по развитию речи на тему: «Рассказываем по набору игрушек» младшая группа Подготовила.

Индивидуальное логопедическое занятие для ребёнка с ЗПР «Профессии» Тип урока: Обобщение имеющихся у ребенка знаний о профессиях и их систематизация. Структура урока: 1. Организационный момент (2 минуты).

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Обучение рассказыванию лесная полянка» Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Обучение рассказыванию «Лесная полянка». Воспитатель.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения» Вид непосредственно-образовательной.

Логопедическое занятие в старшей группе «Обучение диалогической речи» Логопедическое занятие в старшей группе «Обучение диалогической речи». Цель: Формирование понятия высоко, низко, далеко, близко. Воспитание.

Обучение рассказыванию детей старшего дошкольного возраста 1. Рассказывание по восприятию. 2. Рассказывание по памяти. 3. Рассказывание по воображению. 1. Рассказывание по восприятию имеет большое.

Обучение рассказыванию с использованием предметов и игрушек Занятия по обучению рассказывания с использованием предметов и игрушек систематически проводятся во всех группах детского сада. Дети внимательно.

Презентация «Обучение рассказыванию детей младшего возраста» 2. слайд. В программе «От рождения до школы» не ставится специальная задача обучения детей младшего дошкольного возраста рассказыванию,.

Рассказывание по набору игрушек с использованием методов ТРИЗ-ртв План-конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Рассказывание по набору игрушек с использованием методов ТРИЗ-РТВ» по.

Занятие «Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения» Тема: «Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения» Вид непосредственно-образовательной деятельности: развитие речи, коммуникация.

Конспекты занятий по развитию речи в старшей группе

Занятия по развитию речи в детском саду для детей 5-6 лет

Методическое пособие является результатом опыта работы воспитателей, логопедов, педагогов детского сада

На занятиях используются все традиционные формы организации работы по развитию речи детей. Воспитатель создает проблемные ситуации, ставит перед детьми поисковые вопросы, привлекает детей к самостоятельному поиску решения проблемы, опираясь на личный опыт детей и предшествующие знания, не спешит с выводами, а предоставляет детям возможность делать их самим, побуждает обосновать свои суждения, помогает освоить нормы вежливого речевого общения. Предлагаемая серия занятий поддержит активный интерес детей к литературным произведениям, поможет детям научиться осознавать поступки героев, проявлять внимание к литературному языку, понимать средства речевой выразительности.

Уважаемые коллеги! Условиями успешного проведения занятий по развитию речи будут создание особой творческой атмосферы, где всегда найдутся доброжелательные слушатели и неподдельный интерес взрослого к результатам детской речевой активности.

Желаем творческих успехов!

Конспект индивидуального занятия на тему «Автоматизация звука [р] в слогах, словах»Автор: Алексеева Светлана Геннадьевна, учитель-логопед ЧДОУ «Детский сад №170 ОАО «РЖД» г. Белово, Кемеровская область Описание материала: Конспект занятия по автоматизации звука [р] разработан для детей 5-6 лет с нарушением звукопроизношения. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, родителям. Конспект индивидуального занятия Тема: «Автоматизация звука [р] в слогах, словах» Цели: 1.

Занятие по развитию речи для детей с ОВЗ на тему: Семья. Составление коротких предложений по знакомой картине.ЦЕЛИ: 1. Закрепить знание детей о членах своей семьи, обобщающее слово-семья. 2. Закрепить слова мама, папа, мальчик, девочка, бабушка, дедушка. 3. Учить описывать картину с помощью вопросов, составлять текст из 4-5 предложений по знакомой теме. 4. Учить читать текст используя устную, дактильную, письменную, жестовую речь для выражения различных коммуникативных намерений. 5. Приви.

Подгрупповое занятие с дошкольниками старшей группы на тему: Дифференциация звуков и букв Ж-ЗОписание: Данное занятие проводилось в старшей логопедической группе. При составлении занятия упор делался на развитие у детей фонетико-фонематической стороны речи. Данное занятие будет полезно логопедам и воспитателям ДОУ. Цель: Сравнение звуков по акустическим и артикуляционным признакам. Задачи: 1. Совершенствование фонематического восприятия. 2. Развитие звукового анализа, тактильных ощущений и .

Конспект ННОД по связному рассказыванию для детей с ТНР (старшая группа) с использованием мнемотехники. Тема: «В гостях у кошки Мурки».Это занятие будет полезно педагогам, которые реализуют в своей работе технологию “синквейн”. Цель: Совершенствование умений в построении развернутого связного высказывания. Задачи: 1. Совершенствовать навыки составления устных сочинений («синквейн»), пользуясь наглядно-графическим моделированием. 2. Развивать мыслительную деятельность, зрительное и слухо.

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР по теме «Посуда». Автор.Учитель-логопед, Клокова Светлана Вячеславовна. Описание. Конспект логопедического занятия будет интересен учителям-логопедам, воспитателям коррекционных групп и родителям. Конспект написан подробно и содержит предполагаемые ответы детей. Занятие относится к первому периоду обучения. В этот период диалогическая форма речи допускает некоторую неполноту высказываний, поэтому не нужно постоянн.

Индивидуальное занятие с ребенком 5 лет (ОНР III уровня).Тип занятия: индивидуальное: средняя логопедическая группа, возраст 5 лет Тема: Наш дом и то, что в нем. Словообразование. Цели: создавать условия для развития мыслительных операций, памяти, слухового восприятия; способствовать воспитанию любознательности, доброжелательности; развивать речевую активность детей. Задачи: Упражнять ребенка в правильном употреблении слов с уменьшительными суффиксами; Формировать умение использовать .

Непрерывная непосредственно образовательная деятельность по формированию звуковой культуры речи с использованием игровой технологии. Звуки «П, ПЬ»Конспект будет полезен как молодым начинающим логопедам, так и педагогам со стажем, так как содержит интересные игровые приемы по коррекции нарушений речи. Тип занятия: подгрупповое Вид занятия: фонетическое Общая продолжительность: 25 минут Занятие рассчитано: на детей 5-6 лет, имеющих общее недоразвитие речи, 1-й год обучения, 1-й период обу.

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР по теме «Игрушки» Автор: Учитель-логопед, Клокова Светлана Вячеславовна. Описание: Конспект логопедического занятия будет интересен учителям-логопедам, воспитателям коррекционных групп и родителям. Конспект написан подробно и содержит предполагаемые ответы детей. Занятие относится к первому периоду обучения. В этот период диалогическая форма речи допускает некоторую неполноту высказываний, поэтому не нужно постоянно требовать п.

Конспект НОД в старшей группе по коммуникативной деятельности (развитие речи) на тему «В гости на ферму».Автор: Радыгина Наталия Валерьевна, воспитатель МАДОУ – Детский сад №31 “Гусельки”, г. Чайковский Пермский край Тема конспекта: «В гости на ферму» Цель: Развивать умение отражать результаты познания о домашних животных в речи, рассуждать. Задачи: 1. Продолжать учить составлять рассказ, используя опорные картинки. 2. Развивать правильную, чёткую речь. 3. Воспитывать бережное отношение .

Занятие по развитию речи с элементами грамоты в старшей логопедической группе «Насекомые осенью»Цель: занятие подгрупповое, коррекционное, направлено на преодоление лексико-грамматических нарушений речи детей с общим недоразвитием речи. Будет интересным для молодых педагогов, воспитателей, учителей-логопедов, родителей. Коррекционно-образовательные цели: закрепить знания детей о самых маленьких жителях нашей планеты. Формировать умение строить спожноподчиненные предложения; учить аргументир.

Формирование грамматического строя речи. “Прогулка по осеннему лесу”(Старшая группа начало года) Описание материала Конспект занятия по развитию речи «Прогулка по осеннему лесу» направлен на формирование грамматического строя речи у детей старшей возрастной группы. Он был реализован на открытом мероприятии для педагогов дошкольных отделений комплекса. Автор: Лебедева Ольга Геннадьевна, воспитатель ГБОУ школа 2121 им. Маршала Советского Союза С.К. Куркоткина, ДК № 1 «Планета детства». .

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Поможем Весне»Программное содержание: Цель: Формировать представления детей о весенних изменениях в живой и неживой природе. Задачи: Образовательные: Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о весне, закреплять умение анализировать объекты живой и неживой природы, выделять существенные признаки. Развивающие: Развивать умение детей составлять общий рассказ по опорным картинкам, связную речь; расширять сло.

Логопедическое занятие для старших дошкольников ДОУЗанятие рассчитано на детей дошкольного возраста, и включает в себя не только использование коррекционных игр, направленных на воспитание у детей чёткой, выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом. В это занятие так же включены игры и упражнения на развитие навыков звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия. Содержание занятия составлено с учётом ведущей деятельности дошкольников. Тема «Звук [б]» .

Открытое итоговое логопедическое занятие в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «Летим на парад планет»Автор: Гуменюк Ольга Николаевна, учитель-логопед, МБДОУ “Детский сад No262” г. Ижевск Цели НОД: • Закрепление знаний по разделам программы «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории», «Связная речь». • Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Социализация». Коррекционно-образовательные, развивающие, воспитательны.

Составление рассказа по картине «Зима»Образовательная область «Речевое развитие» (возраст детей 5-6 лет). Пояснительная записка: данная методическая разработка предназначена для учителей – дефектологов дошкольных коррекционных учреждений в работе с глухими и слабослышащими детьми старшего дошкольного возраста. Цель: составление рассказа по картине «Зима» Задачи: Образовательные: – учить составлять рассказ по картине; понимать прочитанное; – уточнить значения слов, необходимых для поним.

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: «Зимние забавы». Обучение составлению рассказа-описания с опорой на картинку

Цель – научитьсоставлять рассказ-описание с опорой на картинку.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

  • Развивать связную монологическую речь;
  • Способствовать актуализации и обогащению словаря по лексической теме «Времена года: зима»;
  • Формировать грамматический строй речи в предложении;
  • Закреплять умение восстанавливать деформированные предложения;
  • Закреплять умение подбирать слова-признаки и слова-действия к предмету;
  • Закреплять умение образовывать имена существительные множественного числа Предложного падежа

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать фонематические процессы;
  • Формировать временные категории;
  • Развивать навык словоизменения;
  • Развивать грамматический строй речи;
  • Развивать слуховое восприятие;
  • Развивать словесно-логическое мышление;
  • Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • Развивать высшие психические функции: восприятие, память, внимание, мышление;
  • Развивать коммуникативные навыки.

Коррекционно-воспитывающие:

  • Воспитывать навык самоконтроля.

Оборудование: технические средства – компьютер, колонки, видео-ролик, наглядные средства – рабочая тетради, предметные картинки, карточки с заданиями.

Ход занятия

  1. Организационный момент

– Здравствуй! Послушай стихотворение:

Как на горке, на горе.

На широком на дворе,

-О чём это стихотворение? (Это стихотворение о зимних играх, забавах, которые очень любят дети зимой)

– В какое время года можно кататься с горы? (Кататься с горы можно зимой)

– Во что ты любишь играть зимой? (Я люблю играть в снежки. Я люблю кататься на коньках. Я люблю кататься с горы на санках).

  1. Основная часть
  1. Подбор слов-действий (глаголов), слов-признаков (имен прилагательных) к имени существительному

-Что сделала зима? (Пришла, настала, наступила)

– Какая зима? (Снежная, холодная, ранняя, долгожданная, морозная)

– Какое можно составить предложение о зиме, используя подобранные нами слова.(Пришла холодная зима.Наступила … ….Настала … ….)

  1. Работа с деформированным предложением

– Составь из данных слов предложение: На, лёд, блестит, гладкий, пруду.

– Запиши правильно составленное предложение в тетрадь.

  1. Беседа о зимних забавах

– Дети любят зиму, т.к. именно зимой они могут играть в различные игры. Игры ещё называются в народе забавами, т.к. они забавляют детей, развлекают их. Какие ты знаешь зимние забавы?

  1. Рассматривание картины

– Какое время года изображено? (На картинке изображена зима)

– Какой стоит день? ( День стоит ясный, зимний, морозный, холодный)

– Кто изображен на картине? (На картинке изображены дети.)

– Что делают дети? Расскажи. (Дети лепят снеговика, катаются на санках, на лыжах, на коньках, играют в снежки)

– Как ты думаешь, какое настроение у детей? (Настроение у детей веселое, задорное, радостное)

– А как это изобразил художник? ( Дети улыбаются, резвятся.Им весело играть вместе)

  1. Постановка учебной задачи

– Итак, сегодня мы будем составлять рассказ по этой картинке (сюжетная картина «зимние забавы»).

– Посмотри на название нашего рассказа. Он будет называться «Зимние забавы».

– Давай и мы немного отдохнем и поиграем!

Мы бежим с тобой на лыжах, (Изображают ходьбу на лыжах.)

Снег холодный лыжи лижет.

А потом – на коньках. (Изображают бег на коньках.)

Но упали мы. Ах! (Приседают.)

А потом снежки лепили, (Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями.)

А потом снежки катили, (Катят воображаемый комок.)

А потом без сил упали (Приседают.)

На уроки побежали. (Бегут на месте)

  1. Составление рассказа-описания по картинке

– Как ты думаешь, как надо начать рассказ?

– А теперь возьмите карточку №1 и прочитай предложения, которыми можно начать рассказ.

Зимним утром выглянуло солнце. Наступили зимние каникулы. Весь январь стояли лютые морозы. Ночью выпал пушистый снег.

– Что значит «лютые морозы»? («Лютые морозы» — значит очень сильные, невыносимые)

– Какое предложение НЕ подходит для начала этого сочинения? («Весь январь стояли лютые морозы»)

– Почему? (Потому что дети вышли играть во двор.Значитна улице было не очень холодно)

– Вычеркни его. Выбери из трех оставшихся предложений то, с которого мы начнем наш рассказ. ( «Наступили зимние каникулы»)

– Поставь цифру 1 около этого предложения.

– Какое будет второе предложение по смыслу? ( «Ночью выпал пушистый снег»)

– Поставь цифру 2 около этого предложения.

– Назови третье предложение. («Зимним утром выглянуло солнце»)

– Поставь цифру 3 около этого предложения. Прочитай их в правильном порядке. Отложи карточку.

  1. Составление повествовательного рассказа (Продолжение)

– Как ты думаешь, о чём мы будем рассказывать дальше? (Нужно рассказать о том, что делают дети)

– А теперь давайте подумаем, что делают дети во дворе. (Миша и Петя играют в снежки. Катя и Таня лепят снеговика. Лена катается на коньках. Коля катается на лыжах. Настя катается с горы на санках.

– Сколько всего предложений мы составили по картинке? (Мы составили пять предложений)

– Как ты думаешь, как надо закончить наш рассказ? (Надо написать о настроении детей)

– Правильно! Прочитай предложения на карточке №2.

Весело ребятам зимой. Весело ребятам зимой? Весело ребятам зимой!

– Чем отличаются эти предложения? ( В конце предложений стоят разные знаки.Предложения отличаются интонацией)

– Знаки подсказывают, с какой интонацией надо прочесть предложение. Прочитай теперь с правильной интонацией первое (второе, третье предложение)

– А теперь прочитайте только то предложение, которое подойдет для того, чтобы закончить наш рассказ. (Весело ребятам зимой!)

– Почему подходит именно это предложение? ( Это предложение передаёт радость детей)

  1. Повторное рассказывание с опорой на картинку

– Мы с тобой составили рассказ. Нам в этом помогли карточки и картинка

– Перескажи его полностью

– Удалось ли передать содержание картины?

III. Итог занятия

– Чем мы сегодня занимались?

– О чём мы составили рассказ?

– Что тебе показались трудным? Что простым?

– Молодец! Ты старался, был внимателен, хорошо отвечал.

– Спасибо за занятие! До свидания!

Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: «Зимние забавы». Обучение составлению рассказа-описания с опорой на картинку»

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: «Зимние забавы». Обучение составлению рассказа-описания с опорой на картинку

Цель – научитьсоставлять рассказ-описание с опорой на картинку.

Развивать связную монологическую речь;

Способствовать актуализации и обогащению словаря по лексической теме «Времена года: зима»;

Формировать грамматический строй речи в предложении;

Закреплять умение восстанавливать деформированные предложения;

Закреплять умение подбирать слова-признаки и слова-действия к предмету;

Закреплять умение образовывать имена существительные множественного числа Предложного падежа

Развивать фонематические процессы;

Формировать временные категории;

Развивать навык словоизменения;

Развивать грамматический строй речи;

Развивать слуховое восприятие;

Развивать словесно-логическое мышление;

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;

Развивать высшие психические функции: восприятие, память, внимание, мышление;

Развивать коммуникативные навыки.

Воспитывать навык самоконтроля.

Оборудование: технические средства – компьютер, колонки, видео-ролик, наглядные средства – рабочая тетради, предметные картинки, карточки с заданиями.

– Здравствуй! Послушай стихотворение:

Как на горке, на горе.

На широком на дворе,

-О чём это стихотворение? (Это стихотворение о зимних играх, забавах, которые очень любят дети зимой)

– В какое время года можно кататься с горы? (Кататься с горы можно зимой)

– Во что ты любишь играть зимой? (Я люблю играть в снежки. Я люблю кататься на коньках. Я люблю кататься с горы на санках).

Подбор слов-действий (глаголов), слов-признаков (имен прилагательных) к имени существительному

-Что сделала зима? (Пришла, настала, наступила)

– Какая зима? (Снежная, холодная, ранняя, долгожданная, морозная)

– Какое можно составить предложение о зиме, используя подобранные нами слова.(Пришла холодная зима.Наступила … … .Настала … … .)

Работа с деформированным предложением

– Составь из данных слов предложение: На, лёд, блестит, гладкий, пруду.

– Запиши правильно составленное предложение в тетрадь.

Беседа о зимних забавах

– Дети любят зиму, т.к. именно зимой они могут играть в различные игры. Игры ещё называются в народе забавами, т.к. они забавляют детей, развлекают их. Какие ты знаешь зимние забавы?

– Какое время года изображено? (На картинке изображена зима)

– Какой стоит день? ( День стоит ясный, зимний, морозный, холодный)

– Кто изображен на картине? (На картинке изображены дети.)

– Что делают дети? Расскажи. (Дети лепят снеговика, катаются на санках, на лыжах, на коньках, играют в снежки)

– Как ты думаешь, какое настроение у детей? (Настроение у детей веселое, задорное, радостное)

– А как это изобразил художник? ( Дети улыбаются, резвятся.Им весело играть вместе)

Постановка учебной задачи

– Итак, сегодня мы будем составлять рассказ по этой картинке (сюжетная картина «зимние забавы»).

– Посмотри на название нашего рассказа. Он будет называться «Зимние забавы».

– Давай и мы немного отдохнем и поиграем!

Мы бежим с тобой на лыжах, (Изображают ходьбу на лыжах.)

Снег холодный лыжи лижет.

А потом – на коньках. (Изображают бег на коньках.)

Но упали мы. Ах! (Приседают.)

А потом снежки лепили, (Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями.)

А потом снежки катили, (Катят воображаемый комок.)

А потом без сил упали (Приседают.)

На уроки побежали. (Бегут на месте)

Составление рассказа-описания по картинке

– Как ты думаешь, как надо начать рассказ?

– А теперь возьмите карточку №1 и прочитай предложения, которыми можно начать рассказ.

Зимним утром выглянуло солнце. Наступили зимние каникулы. Весь январь стояли лютые морозы. Ночью выпал пушистый снег.

– Что значит «лютые морозы»? («Лютые морозы» — значит очень сильные, невыносимые)

– Какое предложение НЕ подходит для начала этого сочинения? («Весь январь стояли лютые морозы»)

– Почему? (Потому что дети вышли играть во двор.Значитна улице было не очень холодно)

– Вычеркни его. Выбери из трех оставшихся предложений то, с которого мы начнем наш рассказ. ( «Наступили зимние каникулы»)

– Поставь цифру 1 около этого предложения.

– Какое будет второе предложение по смыслу? ( «Ночью выпал пушистый снег»)

– Поставь цифру 2 около этого предложения.

– Назови третье предложение. («Зимним утром выглянуло солнце»)

– Поставь цифру 3 около этого предложения. Прочитай их в правильном порядке. Отложи карточку.

Составление повествовательного рассказа (Продолжение)

– Как ты думаешь, о чём мы будем рассказывать дальше? (Нужно рассказать о том, что делают дети)

– А теперь давайте подумаем, что делают дети во дворе. (Миша и Петя играют в снежки. Катя и Таня лепят снеговика. Лена катается на коньках. Коля катается на лыжах. Настя катается с горы на санках.

– Сколько всего предложений мы составили по картинке? (Мы составили пять предложений)

– Как ты думаешь, как надо закончить наш рассказ? (Надо написать о настроении детей)

– Правильно! Прочитай предложения на карточке №2.

Весело ребятам зимой. Весело ребятам зимой? Весело ребятам зимой!

– Чем отличаются эти предложения? ( В конце предложений стоят разные знаки.Предложения отличаются интонацией)

– Знаки подсказывают, с какой интонацией надо прочесть предложение. Прочитай теперь с правильной интонацией первое (второе, третье предложение)

– А теперь прочитайте только то предложение, которое подойдет для того, чтобы закончить наш рассказ. (Весело ребятам зимой!)

– Почему подходит именно это предложение? ( Это предложение передаёт радость детей)

Повторное рассказывание с опорой на картинку

– Мы с тобой составили рассказ. Нам в этом помогли карточки и картинка

– Перескажи его полностью

– Удалось ли передать содержание картины?

– Чем мы сегодня занимались?

– О чём мы составили рассказ?

– Что тебе показались трудным? Что простым?

– Молодец! Ты старался, был внимателен, хорошо отвечал.

Конспект НОД «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение детский сад комбинированного вида №47 «Ласточка»

по образовательной области «Коммуникация: развитие речи» с интеграцией образовательных областей «ФЭМП», «Физическая культура»

в группе компенсирующей направленности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Тема: «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»»

Учитель-логопед: Полторацкая Н.А.

Образовательные – учить детей составлять небольшой рассказ из предложений, отражающий содержание картины по плану, предложенному учителем-логопедом, обогащать и активизировать словарь.

Развивающие – развивать логическое образное мышление, зрительную память, умение формулировать свои мысли, совершенствовать монологическую речь.

Воспитывающие – воспитывать культуру речевого общения, любовь к родной природе и краю, умение видеть прекрасное рядом.

Материалы: картина «Зайцы», простые карандаши, раскраски по точкам с изображением зайца, коврики “травка” по количеству детей.

Учитель-логопед: Ребята, сегодня мы с Вами отправляемся в путешествие на лесную полянку. На чем мы с Вами все время летаем? – на самолете. Откуда мы с вами отправляемся? – из группы № 10 «Василек», детского сада № 47 «Ласточка», который находится на улице Курыжова в городе Домодедово. Итак, всем пристегнуться. Но, чтобы взлететь, нужно заправить наш самолет. Наш самолет заправляется цифрами. Нам нужно посчитать от 1 до 10.

Дети: считают от 1 до 10.

Учитель-логопед: Итак, мы л етим. Как самолет у нас гудит: делаем вдох носиком, губы трубочкой: Тянем гласный звук у. Громче, тише. ( Упражнение на р азвитие плавного речевого выдоха). Прилетаем на полянку, а там нас уже встречают.

Раздача картинного материала.

Беседа по картине «Зайцы» (Приложение №1) .

Учитель-логопед: Кто нарисован на картине?

Учитель-логопед: Где зайчики находятся?

Учитель-логопед: Какое время года изображено на картине?

Учитель-логопед: Почему вы так думаете?

Дети: Кругом снег. От деревьев на снегу тень. В тени снег кажется голубоватым.

Учитель-логопед: Сколько зайчиков?

Учитель-логопед: Интересуется у детей, что они знают о зайцах. Выслушивает ответы детей, помогает правильно построить фразы, подсказывает более точные слова. Затем предлагает ребятам дать название картине. Одобряет такие названия, как «Зайцы», «На лесной полянке».

Дидактическая игра «Кто, что делает?»

Учитель-логопед: вместе с детьми рассматривает картину и побуждает детей отвечать на вопрос: «Кто изображен на картинке?» и «Что делает каждый зайчик?».

Учитель-логопед: предлагает составить интересные и подробные рассказы по картине. Затем дает образец рассказа: « Однажды, зимним вечером, выскочил на лесную полянку зайчик. Шубка у зайчика белая, шерсть мягкая, хвост пушистый, короткий. Ушки длинные, к ончики ушей у зайца черненькие.

Огляделся. Кругом снег. Увидел заяц молодое деревце с мягкой корой. Обрадовался: “Хорошо-то как!” Встал столбиком и принялся обгрызать кору.

Глядь, а к нему другие зайчики бегут! Насторожились зайцы, смотрят друг на друга. Не надо ссорится друг с другом зайчики, на полянке всем места хватит!»

Физкультминутка «Зайка серенький сидит» (Е.Железнова)

Зайка серенький сидит

Вот так, вот так
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Зайке холодно сидеть

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп
Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп
Зайке холодно стоять

Скок, скок, скок, скок
Надо зайке поскакать.

«Полянка» (пальчиковая гимнастика из книги «Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова» О.И.Крупенчук)

(На коврике “травка”)

На полянке, на лужайке

Целый день скакали зайки.

(Прыгаем всеми пальцами по коврику)

И катались по траве,

От хвоста и к голове.

(Прокатываем ладони от основания к кончикам пальцев)

Долго зайцы так скакали,

Но напрыгавшись, устали.

(Положить ладони на коврик)

Мимо змеи проползали,

«С добрым утром!»- им сказали.

(ладони по очереди волнами ползут по коврику)

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать

(Ладони поочередно гладят коврик).

Задание на развитие мелкой моторики: «Обвести по точкам рисунок с изображением зайца» (Приложение №2).

Учитель-логопед: Ребята, нам пора возвращаться в группу. Но для того, чтобы наш самолет отправился в обратный путь, мы должны посчитать от 10 до 1.

Дети: считают от 10 до 1.

Учитель-логопед: Ребята, чем мы с вами сегодня занимались на занятии? Что вам понравилось, что запомнилось?

Читайте также:  Роль родителей в коррекционной работе по исправлению речевых нарушений
Ссылка на основную публикацию