Обучение построению сериационных рядов детей с задержкой психического развития

Обучение построению сериационных рядов детей с ЗПР

Обучение построению сериационных рядов
детей с задержкой психического развития
на материале сказки Л. Н. Толстова «Три медведя»

В процессе формирования у ребенка целостного и четкого представления об окружающем мире важное место занимает способность воспринимать и правильно оценивать такой признак предметов, как величина.

У дошкольников с задержкой в развитии затруднено формирование точных и полных представлений о величине. Сравнивая предметы, ребенок может практически выделить признак длины, толщины, высоты, ширины, однако, обозначить эти качества словами для него затруднительно. Это обусловлено недостаточностью глазомера ребенка, бедностью его словаря, а также тем, что понятие величины относительное и определяется только через сравнение предметов по отдельным параметрам.

Обычно величину предмета можно определить, найдя место, которое он занимает в сериационном ряду.

Сериационным называется ряд, в котором предметы упорядочены по определенному признаку.

Самым наглядным примером являются матрешки, выстроенные в ряд «по росту».

Развитие мыслительной операции – сериации проходит в несколько этапов, с учетом которых определяется этапность в работе:

1. Установление простых отношений путем сравнения двух-трех элементов. На этом этапе детей учат пользоваться способом примеривания. От ребенка пока не требуется самостоятельное называние параметра величины, педагог комментирует выполняемые ребенком действия.

2. Увеличение ряда, с цель научить детей определять величину предмета, относительно других элементов ряда. Сначала через примеривание, затем, используя условную мерку и, наконец, на глаз.

Педагог дает инструкцию, согласно которой сначала нужно выбрать самый большой предмет, потом из оставшихся самый большой и так делать, пока все предметы не закончатся.

Необходимо обратить внимание ребенка на то, что один и тот же предмет больше, чем впередистоящий и меньше, чем последующие. У ребенка уже есть практический опыт, и можно добиваться называния определяемого параметра (длины, ширины, высоты, толщины).

3. Соотнесение плоскостных и объемных элементов ряда.

4. Построение и соотнесение двух рядов. Также увеличивается число элементов.

5. Построение ряда с изменением направления отсчета (сначала с самого большого, а затем с самого маленького).

6. Дополнение ряда, путем нахождения места для недостающих элементов.

7. Построение ряда по предварительно составленной схеме.

На начальных этапах формирования сериации удобно использовать сказку Л.Н. Толстова «Три медведя».

Сначала педагог знакомит ребенка с содержанием сказки, обсуждает с детьми ее содержание, а затем предлагает игру по мотивам сказки.

Игра начинается с появления главных героев – медведей. «Один медведь был отец, звали его Михаил Иваныч. Он был большой и лохматый.

Другой была медведица. Она была поменьше, и звали ее Настасья Петровна.

Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка». (Л. Н.Толстой).

Желательно на этом этапе использовать плоскостные изображения медведей, чтобы путем примеривания определить их величину. Важно, чтобы была единая точка отсчета – медведи стоят «на полу» или на «траве» на одной линии.

Далее ребенок должен расставить медведей «по росту», начиная с самого большого, и подобрать каждому корзинку соответствующего размера. Педагог комментирует действия ребенка, называя размер корзины: большая, поменьше, маленькая. Ребенок способом примеривания уточняет размер.

На фланелеграфе (доске) выставляются ёлочки разной высоты. Важно, чтобы елочки располагались на одной линии. Педагог обозначает словом критерий величины (высокая, пониже, низкая), ребенок расставляет их по порядку. Следует обратить внимание ребенка на то, что одна елочка ниже высокой и выше низкой. Так постепенно усваивается на практике представление об относительности величины.

К каждой елочке ребенок подбирает грибок, самостоятельно обозначая величину.

Аналогично проводится работа по соотнесению сериационных рядов корзины и грибы, медведи и стулья, тарелки и ложки для медведей, медведи и кровати.

В процессе этой деятельности у ребенка накапливается достаточно опыта практической деятельности по построению сериационных рядов, соотнесению двух рядов, закреплению представлений о величине в слове.

После усвоения ребенком способа примеривания, следует научить его определять величину предмета с помощью условной мерки.

Для этого ребенку предлагается картинка, на которой изображены три медведя с одной стороны и их домик с другой. К домику ведут две дорожки.

Ребенку предлагается определить, какая дорожка короткая, а какая длинная.

Для этого ему дается шнурок, равный по длине одной из дорожек, путем накладывания шнурка сначала на одну, а потом на другую дорожку, выясняется, какая из них длиннее, а какая короче. Педагог обозначает словом параметр длины. Следует приготовить несколько вариантов дорожек (прямые, изогнутые, извилистые).

Когда указанный способ будет усвоен, количество дорожек увеличивается до трех-четырех. Ребенок, определяя длину, сам комментирует свои действия.

Таким образом, на материале сказки можно сформировать и закрепить такие понятия как большой-маленький, высокой-низкий, длинный-короткий.

Гревцева Оксана Викторовна,
дефектолог, олигофренопедагог.
г. Липецк

Обучение детей с ЗПР

С каждым годом, детей с ЗПР становится все больше, им требуется обучение, учитывающее их особенности, специфику взросления. И позволяющее интегрироваться в общество, максимально развить свои способности.

Современные педагоги и психологи считают ребят с таким диагнозом обучаемыми, способными освоить необходимые навыки для жизни в социуме. Однако, чтобы дать необходимое образование детям с ЗПР, взрослым необходимо обладать специальными знаниями и квалификацией.

Особенности обучения

Диагноз «задержка психического развития» ставится ребенку до начала полового созревания. Он означает, что какие-то из психических функций мозга развиваются медленнее, чем у сверстников, из-за чего возникают некоторые трудности в развитии. Как правило, у детей с ЗПР страдает обучаемость.

Фактически, при начатой вовремя коррекционной работе, к периоду полового созревания подростки выравниваются со сверстниками и в дальнейшем ведут общепринятую жизнь. Практически ничем не выделяясь на фоне одногодок.

Если после 13-14 лет ребенок все еще выказывает признаки ЗПР, его диагноз пересматривается.

Речь может идти об инфантилизме и умственной отсталости.

Часто задержку психического развития выявляют уже к 3 годам, что позволяет начать коррекционные мероприятия с самого младшего возраста. Подготавливать к обучению такого ребенка начинают раньше, чем его сверстников. Ему сложнее освоить даже простые навыки, научиться учиться.

Работа с особенными малышами требует от педагогов и родителей терпения и специальных навыков. Потому что даже несложное для сверстника задание, будет представлять для ребенка с ЗПР серьезные затруднения.

Условия результативного обучения:

  • Учитывает уровень и специфику конкретного ребенка.
  • Работа только в небольших группах с индивидуальным подходом к каждому обучающемуся.

  • Вовлеченность родителей, родственников. Обучаемость детей с ЗПР зависит еще и от желания и умения работать с ними не только педагогов в специальных учреждениях, но и родителей. Ведь времени на освоение даже простейших навыков, деткам необходимо больше.
  • Контроль динамики показателей. Постоянно проводятся специальные тесты, отслеживающие развитость основных психических функций.
  • Многозадачность процесса. Одно упражнение направленно на развитие нескольких способностей одновременно.

Перед тем, как определить школу, в которой будет проводиться обучение детей с ЗПР, устанавливают разновидность диагноза. Каждая из них имеет особенности, определяющие, где обучаются дети с ЗПР:

  • Церебрально-органическая считается сложной с педагогической точки зрения, так как дети безразлично относятся к окружающему, страдают инертностью мышления. Педагогические мероприятия основываются на работе по коррекции проявлений патологии ЦНС.
  • Психогенная. Возникает вследствие психологических травм, поэтому работа прежде всего нацелена на устранение их последствий.
  • Конституциональная. Ребята с этим типом инфантильны и легко внушаемы, невнимательны. Задача педагога в данном случае – развить внимательность, научить концентрироваться на одной задаче.
  • Соматогенная. Задержка психофизического развития. Пациенты часто испытывают неконтролируемый подсознательный страх перед обучением, возможной ситуацией неудачи. Специалисты создают атмосферу регулярных маленьких побед, поощрений, чтобы обучающийся чувствовал себя более комфортно. Одновременно проводятся занятия по физическому развитию.

Варианты обучения детей с ЗПР

При определении места будущего обучения учитываются возможности у детей с ЗПР. Исходя из них создаются малочисленные группы в специализированных или рядовых учебных заведениях.

Необходимы дополнительные занятия со специалистами, направленные на развитие навыков и способностей деток, позволяющих полностью интегрироваться в общество. Чем раньше начинается работа профессионалов, тем быстрее достигается результат.

Согласно законодательству Российской Федерации, для обучающихся с ЗПР созданы специальные заведения, отдельные классы на базе классических общеобразовательных школ, детских садов.

Такие организации относятся к образовательным учреждениям 7 типа. В них дается дошкольное и школьное образование 1, 2 ступени (начальное, базовое общее образование). Поступить в класс возможно после подтверждения диагноза медицинской комиссией и при желании родителей.

В подготовительный класс спецшколы ребята идут с 6 лет, а в 7 лет становятся первоклассниками, как и их сверстники.

В чем особенность обучения детей с ЗПР

Процент дошкольников и школьников, страдающих задержкой психического развития (ЗПР), растет с каждым годом. Однако данная патология не должна быть причиной отказа от воспитания ребенка и получения им образования. Современная педиатрия, психология и педагогика позволяют малышам и подросткам получить необходимые навыки, адаптироваться к социальной среде окружающему миру, максимально развить свои способности.

Особенности обучения пациентов с ЗПР

Диагноз ЗПР ставится детям в возрасте до 12-13 лет. Задержкой психического развития считают замедление скорости формирования различных психических функций (восприятие, мышление, способность запоминать, обрабатывать информацию).

Важно! По достижении подросткового возраста базовые показатели приходят в соответствие с общепринятыми нормами, при условии, что воспитание и образование детей с задержкой психического развития соответствует определенным нормам. Если же заторможенность психических реакций сохраняется в старшем возрасте, говорят об умственной отсталости, инфантилизме.

Задержка психического развития детей дошкольного возраста также определяет работу с ними. Обучение навыкам, соответствующим возрасту, у таких ребят нужно начинать достаточно рано, что стимулирует формирование психофизических реакций и готовит дошколят к учебному процессу. Педагог должен учитывать особенности такого малыша и приготовиться к тому, что даже простые задания вызывают у него затруднения и выполнение их требует длительного времени.

В возрасте 3-6 лет возможно диагностировать ЗПР, но в дальнейшем необходимо уточнение диагноза и дифференцирование этого отклонения от других патологических состояний.

Требования к педагогическому процессу:

  • обучение соответствует уровню конкретного школьника;
  • индивидуальный подход и обучение в малых группах;
  • многозадачность процесса обучения;
  • вовлеченность и участие близких родственников;
  • регулярный контроль динамики состояния.

Нужно учитывать, что существуют различные группы детей с задержкой психического развития. В зависимости от причин, которые вызвали данное отклонение, различают:

  • церебрально-органическую патологию;
  • соматогенную задержку;
  • психогенную задержку;
  • конституциональную патологию.

Тип патологии определяет работу педагога с каждой группой:

Коррекционное обучение детей с задержкой психического развития

Задача воспитания и образования ребят с ЗПР сводится к нормализации психических реакций и содействию в адаптации к миру, межличностных отношениях, освоении знаний в соответствии с возрастом.

Организация образовательного процесса

Согласно нормативно-правовым актам федеральной законодательной базы РФ в целях улучшения обучающего процесса созданы специализированные заведения. Это школы для детей с задержкой психического развития, интернаты и классы коррекции на базе общеобразовательных школ.

Эти специализированные заведения относят к коррекционным учреждениям VII типа. Они дают начальное и основное общее образование (1, 2 ступень). Набор учащихся в специализированные классы ведут строго по вынесению диагноза медицинской комиссией и с разрешения родителей.

В подготовительный коррекционный класс берут детей с 6 лет, в первый класс – с 7 лет. Если ученик с семи лет начал обучение в обычной школе, то его принимают во второй класс специального заведения, в случае начала обучения с шести лет – в первый класс.

Максимальное количество школьников в одной группе – не больше 12 человек. Это объясняется необходимостью личностного подхода к образованию детей с ЗПР. Обучение на базе обычных школ в специальных классах происходит с использованием тех же учебников, что и у других детей. Материал, изложенный в них, сокращают и упрощают для повышения качества восприятия.

Продолжительность концентрации на теме занятий у детей с задержкой психического развития обычно не больше 20 минут – это максимальный отрезок времени, в течение которого они способны усваивать новую информацию, затем наступает утомляемость. Для качественного восприятия педагогу в процессе урока рекомендовано использовать наглядные примеры, аналогии, дидактические материалы, важно заинтересовать учащихся. Необходимо обращать отдельное внимание на каждого ученика, выясняя трудности, которые он испытывает, концентрируясь на теме занятия, помогать ему справиться с возникшей проблемой.

В чем заключается специализированное обучение

Особенностью коррекционно-развивающего обучения является его многопрофильность и многозадачность. Помимо общеобразовательной программы, врачи и педагоги проводят индивидуальные занятия, цель которых – выявить причины отставания в развитии, провести коррекцию и отследить динамику процесса.

Личная работа с каждым школьником помогает в понимании материала и повышает качество обучения. В процессе повторения и обобщения пройденной на уроке темы, родителям и педагогам нужно помнить, что ученики с особенностями не в состоянии освоить всю тему полностью. Результативнее разбивать материал на отдельные подтемы и проверять, насколько полно и качественно усвоен материал. Обязательно хвалить, поощрять ученика, проявлять терпение и заинтересованность. Такая помощь детям с задержкой психического развития повышает их самооценку, усиливает веру в собственные возможности.

Особенностью работы с подобными учениками служат специальные методы, основанные на неоднократном повторении и тренировке памяти, мышления. Коррекционные упражнения проводят на совместно-индивидуальных уроках, с учетом категории детей с задержкой психического развития.

Читайте также:  Конспект фронтального логопедического занятия. Тема: Звук (У)

В зависимости от нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы, интеллекта или межличностного восприятия педагоги занимаются тренировкой интеллекта, внимания, речи, корректируют имеющиеся нарушения.

Количество часов, выделенных на проведение индивидуально-групповых занятий, не превышает 3 часа в неделю для начальной группы, 1 час для старшей группы. Не рекомендуется приглашать на такой урок более трех человек одновременно, ученики должны иметь похожие недостатки и пробелы в плане образования.

В процессе основных и вспомогательных уроков отмечают поведение детей с задержкой психического развития. Некоторым ученикам свойственно преобладание процессов торможения – они отличаются замедленной реакцией на происходящее, пассивностью. Другие наоборот – излишней возбудимостью, неусидчивостью, невозможностью сосредоточиться на определенном действии. Все это учитывают во время обучения.

Образовательный процесс организуют в соответствии с особенностями психологии детей с задержкой психического развития. Необходимо комплексное воздействие на психоэмоциональное и физическое состояние, а также ликвидация недостатков в знаниях школьника.

Коррекционное образование при диагнозе ЗПР имеет несколько направлений:

  • диагностическое;
  • консультативное;
  • лечебно-профилактическое;
  • развивающее;
  • корректирующее;
  • социально-трудовое.

Важно! Во время обучения рекомендован регулярный контроль динамики психофизического состояния ученика, проверка качества обучения и готовности к общешкольной программе. По каждому ученику проводится отдельный педсовет, не реже одного раза в четвертной период, где решается вопрос о продолжении обучения в коррекционном заведении.

Педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития основывается на оценке уровня полученных знаний, формировании соответствующих возрасту психологических реакций, нормализации психоэмоционального состояния ученика. В случае успешной коррекции отставания дети прекращают обучение в специализированном классе и переходят на программу общеобразовательной школы в обычном классе со сверстниками.

Видео

Задержка психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморе­гуляции поведения, примитив­ностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Диагностика ЗПР проводится коллегиально комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении и медицинском сопровождении.

  • Причины ЗПР
  • Классификация
  • Характеристика детей с ЗПР
    • Интеллектуальная сфера
    • Речевой статус
    • Эмоциональная сфера
  • Диагностика
  • Коррекция задержки психического развития
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Число лиц с задержкой психического развития достигает 15-16% в детской популяции. ЗПР является в большей степени психолого-педагогической категорией, однако в ее основе могут лежать органические нарушения, поэтому данное состояние также рассматривается медицинскими дисциплинами – прежде всего, педиатрией и детской неврологией.

Поскольку развитие различных психических функций у детей происходит неравномерно, обычно заключение «задержка психического развития» устанавливается детям-дошкольникам не ранее 4-5 лет, а на практике – чаще в процессе школьного обучения.

Причины ЗПР

Этиологическую основу ЗПР составляют биологические и социально–психологические факторы, приводящие к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

1. Биологические факторы (негрубые органические повреждения ЦНС локального характера и их остаточные явления) вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается парциальными нарушениями психического развития и деятельности ребенка. Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеют:

  • патология беременности (тяжелые токсикозы, резус-конфликт, гипоксия плода и др.), внутриутробные инфекции, внутричерепные родовые травмы, недоношенность, ядерная желтуха новорожденных, ФАС и т. д., приводящие к так называемой перинатальной энцефалопатии.
  • тяжелые соматические заболевания ребенка (гипотрофия, грипп, нейроинфекции, рахит), черепно-мозговые травмы, эпилепсия и эпилептическая энцефалопатия и др., возникающие в постнатальном периоде и раннем детском возрасте.
  • ЗПР иногда имеет наследственную природу и в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение.

2. Социальные факторы. Задержка психического развития может возникать под влиянием средовых (социальных) факторов, что однако не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки, авторитарного характера воспитания, социальной депривации, дефицита общения со сверстниками и взрослыми.

Задержка психического развития вторичного характера может развиваться при ранних нарушениях слуха и зрения, дефектах речи вследствие выраженного дефицита сенсорной информации и общения.

Классификация

Группа детей с задержкой психического развития неоднородна. В специальной психологии предложено множество классификаций задержки психического развития. Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию, предложенную К. С. Лебединской, которая выделяет 4 клинических типа ЗПР.

  1. ЗПР конституционального генеза обусловлена замедлением созревания ЦНС. Характеризуется гармоническим психическим и психофизическим инфантилизмом. При психическом инфантилизме ребенок ведет себя, как более младший по возрасту; при психо-физическом инфантилизме страдает эмоционально-волевая сфера и физическое развитие. Антропометрические данные и поведение таких детей не соответствуют хронологическому возрасту. Они эмоционально лабильны, непосредственны, отличаются недостаточным объемом внимания и памяти. Даже в школьном возрасте у них преобладают игровые интересы.
  2. ЗПР соматогенного генеза обусловлена тяже­лыми и длительными соматическими заболеваниями ребенка в раннем возрасте, неизбежно задерживающими созревание и развитие ЦНС. В анамнезе детей с соматогенной задержкой психического развития часто встречаются бронхиальная астма, хроническая диспепсия, сердечно-сосудистая и почечная недостаточ­ность, пневмонии и др. Обычно такие дети долгое время лечатся в больницах, что вдобавок обусловливает еще и сенсорную депривацию. ЗПР соматогенного генеза проявляется астеническим синдромом, низкой работоспособностью ребенка, меньшим объемом памяти, поверхностным вниманием, плохой сформированностью навыков деятельности, гиперактивностью или заторможенностью при переутомлении.
  3. ЗПР психогенного генеза обусловлена неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребенок (безнадзорностью, гиперопекой, жестоким обращением). Дефицит внимания к ребенку формирует психическую неустойчивость, импульсивность, отставание в интел­лектуальном развитии. Повышенная забота воспитывает в ребенке безынициативность, эгоцентризм, безволие, отсутствие целеустремленности.
  4. ЗПР церебрально-органического генеза встречается наиболее часто. Обусловлена первичным негрубым органическим поражением головного мозга. В этом случае нарушения могут затрагивать отдельные сферы психики либо мозаично проявляться в различных психических сферах. Задержка психического развития церебрально-органического генеза характеризуется несформированностью эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности: отсутствием живости и яркости эмоций, низким уровнем притязаний, выраженной внушаемостью, бедностью воображения, двигательной расторможенностью и т. п.

Характеристика детей с ЗПР

Интеллектуальная сфера

Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже – слуховое, поэтому объяснение учебного материала детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой.

Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Лю­бые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание. Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и де­фицита внимания.

Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации.

У детей с задержкой психического развития более сохранно наглядно-действенное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы.

Речевой статус

Специфика речи у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания, речевой инактивностью. Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития, полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи (дисграфией и дислексией).

Эмоциональная сфера

Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность. Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюде­нием игровых правил. Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто – гиперкинезы и тики.

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.

Диагностика

Задержка психического развития у может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога, логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра и др. При этом производится:

  • сбор и изучение анамнеза, анализ условий жизни;
  • нейропсихологическое тестирование;
  • диагностическое обследование речи;
  • изучение медицинской документации ребенка;
  • беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств.

На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений.

С целью выявления органического субстрата задержки психического развития ребенок нуждается в обследовании медицинских специалистов, прежде всего, педиатра и детского невролога. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга ребенку и т. д. Дифференциальная диагностика задержки психического развития должна проводиться с олигофренией и аутизмом.

Коррекция задержки психического развития

Работа с детьми с ЗПР требует мультидисциплинарного подхода и активного участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.

Дети с задержкой психического развития должны посещать специализированные ДОУ (или группы), школы VII вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. К особенностям обучения детей с ЗПР относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.

Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию:

  • познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
  • эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью игровой терапии, сказкотерапии, детской арт-терапии.
  • коррекции нарушений речи в рамках индивидуальных и групповых логопедических занятий.

Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению учащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальные педагоги. Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию, ЛФК, массаж, водолечение.

Прогноз и профилактика

Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено. Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах.

Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятный условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.

Современные подходы к организации обучения детей с задержкой психического развития

В современных условиях особую социальную и педагогическую значимость приобретает проблема определения критериев отбора неуспевающих учащихся в классы и группы, где были бы созданы необходимые условия для их успешного обучения, а в дальнейшем — и социальной адаптации.

В общей и специальной психологической, научно-методической литературе появились работы, посвященные изучению отдельных категорий неуспевающих учащихся, методические рекомендации по преодолению учебных трудностей этих школьников (Г.Ф. Кумарина, В.И. Лубовский, Н.А. Менчинская, С.Г. Шевченко и другие).

Система дифференцированного обучения в нашей стране находится в процессе становления, вслед за специальными школами и классами для детей с ЗПР (на начальном этапе — классы выравнивания) появились другие образовательные формы и структуры для детей с различными трудностями в обучении (классы коррекции, компенсирующего обучения, реабилитации, педагогической поддержки). В этих классах наблюдается внедрение множества программ по дополнению учебного процесса различными средствами поддержки учащихся (психологической, логопедической, коррекционнопедагогической).

Первые попытки специальной педагогической работы с детьми, имеющими задержку психического развития, были предприняты в середине XX века в форме экспериментальных групп при НИИ дефектологии АПН СССР — учащиеся, обучаясь в начальной общеобразовательной школе, получали дополнительную помощь. В этот же период в Горьком (ныне — Нижний Новгород) проблему школьной неуспеваемости пытались решить посредством уменьшения наполняемости учебных классов, организации классов индивидуализированного обучения. В Костроме открывали специальные классы для неуспевающих детей при санаторно-лесных школах, в Витебске — при медико-педагогических комиссиях и т.д.

В 70-е годы XX века в одной из школ-интернатов Нижнего Новгорода проводился эксперимент по обучению и воспитанию самой многочисленной категории неуспевающих школьников — детей с задержками психического развития различного происхождения. На основании полученных в ходе эксперимента данных органами образования и здравоохранения был разработан и издан ряд нормативных документов, регламентирующих деятельность специальных общеобразовательных школ-интернатов (школ с продленным днем) и классов выравнивания для детей с ЗПР. Эти документы предусматривали введение в действие Инструкции по приему контингента учащихся в специальные общеобразовательные учреждения для детей с ЗПР, Типовое положение и Типовой учебный план для данных учебных заведений и ряд других.

Читайте также:  Семинар-практикум для воспитателей логопедических групп

Выдвигаемые современным обществом требования к подготовке подрастающего поколения могут быть реализованы при дифференцированном подходе к цели, содержанию и срокам освоения учащимися необходимого объема знаний, умений и навыков, который отражен в образовательном стандарте. Наиболее эффективным направлением решения этой задачи, с нашей точки зрения, является оптимальное сочетание идей интегрированного и дифференцированного обучения в условиях сложившейся традиционной системы образования, что получило свое выражение в разработке концепции коррекционно-развивающего обучения, а реальное воплощение — в создании специальных классов при общеобразовательных школах.

Данная концепция была разработана сотрудниками Института коррекционной педагогики РАО (Н.Н. Малофеев, С.Г. Шевченко и другие) и на сегодняшний день остается наиболее востребованной для большинства общеобразовательных учреждений страны.

Согласно данной концепции, построение коррекционноразвивающего педагогического процесса необходимо для преодоления и (или) профилактики негативных проявлений в развитии, и должно основываться на комплексных подходах, включающих лечебно-профилактические мероприятия, укрепление физического здоровья ребенка, общую коррекционную направленность фронтального учебно-воспитательного процесса и индивидуально-групповую работу в зависимости от специфических недостатков в развитии ученика (логопедию, психокоррекцию и т.п.).

На практике данная концепция получила реализацию в создании школ и классов коррекционно-развивающего обучения (как мы указывали, с 2003 года — это специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения или классы VII вида).

Система работы в классах коррекционно-развивающего обучения (КРО) направлена на компенсацию недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся, повышение уровня их общего развития, работоспособности, активизацию познавательной деятельности.

Системы коррекционно-развивающего обучения предполагает огранизацию и осуществление четырех основных направлений: диагностико-консультативного, коррекционноразвивающего учебно-воспитательного, лечебно-профилактического и социально-трудового.

Обучение в классах коррекционно-развивающего обучения на начальной ступени продолжается 3-5 лет в зависимости от потенциальных возможностей развития и успешности обучения ребенка.

В классы коррекционно-развивающего обучения принимаются дети, испытывающие трудности в обучении и школьной адаптации вследствие различных биологических и социальных причин (проявления легких остаточных нарушений функций головного мозга, функциональная незрелость центральной нервной системы, незрелость эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, соматическая ослабленность, церебрастенические состояния, а также педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий предшествующего развития ребенка).

В психолого-педагогическом плане трудности, которые испытывают эти дети, могут быть обусловлены недостатками внимания, недоразвитием функций эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью (слабостью регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), недоразвитием отдельных психических процессов, негрубыми недостатками речи; нарушениями моторики — в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью; низкой работоспособностью; ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире; несформированностью операционных компонентов учебнопознавательной деятельности.

При положительной динамике развития и успешном усвоении учебной программы по решению психолого-медико- педагогического консилиума школы (ПМПК) ученики этих классов могут быть переведены в обычные классы с согласия самих детей и их родителей.

Необходимым звеном системы коррекционно-развивающего обучения являются психолого-медико-педагогические консилиумы, которые осуществляют диагностику учащихся и консультирование родителей и педагогов по вопросам профилактики, лечения, организации помощи и педагогической поддержки детям с трудностями в обучении, готовят документы на психолого-медико-педагогическую консультацию (ПМПК) в случае спорного диагноза или при отсутствии положительной динамики в обучении и воспитании ребенка.

Система КРО предполагает непрерывность реабилитационного процесса, что прежде всего предусматривает обеспечение преемственности дошкольного и школьного обучения на начальной ступени образования и сохранение при необходимости таких классов на основной ступени обучения.

Психолого-дидактические принципы КРО предполагают введение в содержание обучения разделов, предусматривающих восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к восприятию наиболее сложных разделов программы; использование методов и приемов обучения, создающих оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей учащихся; коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности и речи ребенка, преодоление индивидуальных недостатков развития.

Коррекционную направленность обучения обеспечивает набор базовых учебных предметов, составляющих инвариантную часть учебного плана. К их числу, кроме математики и русского языка, относятся ознакомление с окружающим миром, развитие речи, ритмика.

Методические принципы построения содержания учебного материала, направленные на обеспечение системного усвоения знаний учащихся, включают усиление практической направленности изучаемого материала; введение в содержание учебных программ коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности, усвоенных ранее знаний и умений детей, формирование школьно-значимых функций и ряд других. Большое значение в коррекционной работе с детьми имеют лечебные и профилактические мероприятия, поскольку функциональная недостаточность головного мозга проявляется не только в замедлении темпа психофизического развития, но и в нервно-психических и соматических расстройствах.

Лечебно-профилактическая работа проводится в комплексе с диагностико-консультативной и коррекционно-развивающим учебно-воспитательным процессом и предусматривают укрепление физического и психоневрологического здоровья детей, организацию лечебно-физкультурных комплексов (ЛФК) для нуждающихся детей; создание в детском учреждении благоприятного лечебно-оздоровительного режима (строгое соблюдение норм предельно допустимой нагрузки на ученика, дополнительные каникулы в феврале; осуществление психокоррекции детей, испытывающих гиперактивность, двигательную растор- моженность, проявления психопатоподобного поведения).

Одной из важнейших задач коррекционно-развивающего обучения и воспитания является профилактика асоциальных форм поведения учащихся посредством проведения семейного консультирования, психотерапии, направленных на нормализацию положения ребенка в семье и формирование взаимодействия семьи и учебного учреждения.

Еще одно направление деятельности специалистов в системе КРО — создание социальной службы и внедрение модели социальной профилактики, а также социализация детей посредством профессионально-трудовой подготовки и профориентации учащихся старших классов. Осуществление этого направления предусматривает раннее выявление и коррекцию особенностей, препятствующих успешному освоению учащимися доступных и востребованных в данном регионе профессий (например, нарушения пространственного анализа и синтеза, зрительно-моторных координаций и др.).

На основании краткого обзора характерных для детей с задержкой психического развития особенностей развития можем еще раз констатировать, что вопросы коррекционно-развивающей работы, обучения и воспитания детей данной категории обоснованно могут быть отнесены к компетенции специалистов- дефектологов. Несмотря на существующие к настоящему времени сведения о клинико-психолого-педагогической характеристике детей рассматриваемой категории, накопленный опыт обучения и воспитания, имеющееся методическое обеспечение коррекционно-развивающего процесса, актуальными остаются проблемы совершенствования методов и приемов дифференциальной диагностики, совершенствования образования не только на начальной, но и основной ступени обучения, социализации детей с задержкой психического развития.

Коррекционная направленность воспитания и обучения детей с задержкой психического развития

Вся деятельность специального дошкольного учреждения базируется на соблюдении основополагающих принципов и подходов к опросам изучения, воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ЗПР.

Специализированные детские сады компенсирующего вида решают комплексные социально значимые задачи, нацеленные на создание условий для интеграции ребенка с ЗПР в общество, формирование у него адекватных способов вхождения в социум и обеспечение ребенка объемом представлений, знаний, умений и навыков.

Основной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств, компенсация первичных нарушений и коррекция вторичных отклонений в развитии.

В специализированном дошкольном учреждении решаются следующие блоки задач: диагностические, воспитательные, коррекционно‑развивающие, оздоровительные и образовательные.

В диагностическом блоке задач ведущей является организация комплексного медико‑психолого‑педагогического изучения ребенка в целях уточнения диагноза и для разработки индивидуально‑ориентированной программы развития ребенка.

Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитание у него положительных личностных качеств.

Блок коррекционно‑развивающих задач. Содержание и организация коррекционной работы направлена, во‑первых, на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка, а во‑вторых, на преодоление и предупреждение у воспитанников детского сада вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров.

Блок оздоровительных задач определяет условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого воспитанника дошкольного учреждения. В нем определяются задачи формирования у детей представлений о здоровом образе жизни и конкретных способах укрепления своего здоровья. В этом же блоке осуществляется также весь комплекс лечебно‑профилактических мероприятий, необходимых для детей с ЗПР.

Блок образовательных задач направлен на обучение детей способам усвоения общественного опыта, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода. Важной задачей образовательного блока является подготовка детей к школьному обучению, которая должна вестись с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.

Коррекционно‑педагогическая работа тесным образом связана с основными линиями развития детей‑дошкольников:

физическое воспитание и укрепление здоровья, развитие ведущих видов детской деятельности, познавательное развитие (в том числе речевое), художественно‑эстетическое, социально‑нравственное и личностное развитие. Эффективность реализации этих направлений определяется во многом аналитико‑диагностической и контрольно‑оценочной составляющими педагогического процесса и пронизывает все направления педагогической деятельности.

Следует отметить, что коррекционно‑развивающие задачи решаются как на каждом образовательном занятии, так и на специальных занятиях (например, занятие «Коррекционная ритмика», логопедические занятия и индивидуальные занятия учителя дефектолога или психолога). Кроме того, коррекционно‑развивающие задачи планируются и реализуются в свободной или специально спроектированной деятельности, а также в режимных моментах.

Таким образом, на всех занятиях параллельно осуществляется целенаправленная коррекционно‑развивающая работа по формированию познавательной активности, высших психических функций, познавательной деятельности. Перечислим еще раз основные направления этой работы:

– развитие сферы образов‑представлений;

– формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления (наглядно‑действенного и наглядно‑образного), конкретно‑понятийного (словесно‑логического), в том числе элементарного умозаключающего мышления;

– развитие пространственного гнозиса и конструктивного праксиса;

– формирование пространственно‑временных представлений;

– развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности;

– совершенствование мнестической деятельности;

– развитие зрительно‑моторной координации и формирование графо‑моторных навыков;

– развитие творческих способностей.

Кроме общеобразовательных и воспитательных задач решаются и специальные задачи развития и коррекции недостатков эмоционально‑волевой сферы и формирующейся личности, что предполагает:

– развитие и тренировку механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям;

– профилактику и устранение встречающихся аффективных, негативистских, аутистических проявлений, других отклонений в поведении;

– развитие социальных эмоций;

– создание условий для развития самосознания и самооценки;

– формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;

– предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера.

Образовательное содержание адаптируется на основе диагностических данных и обогащается коррекционно‑развивающими заданиями, направленными на развитие высших психических функций.

Целью коррекционно‑педагогической работы с детьми, отстающими в развитии, в условиях дошкольного учреждения является формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка. Процесс коррекционного обучения и воспитания условно можно разделить на два этапа (ступени).

На 1‑й ступени обучения важно сформировать предпосылки для развития высших психических функций: внимания и памяти, различных видов восприятия, совершенствовать моторные функции, межсенсорные связи, пробудить познавательную и творческую активность ребенка. Необходимо создавать условия для становления ведущих видов деятельности. Если дети поступают в детский сад компенсирующего вида в 2,5–3 года (что мы считаем оптимальным для начала коррекционной работы в условиях сложившийся образовательной системы), пропедевтическая работа, соответствующая задачам 1‑й ступени, осуществляется в период от 2,5 до 4 лет.

Если дети поступают в специальную группу в старшем возрасте, пропедевтический период необходим, но на него отводится меньше времени, поэтому работа ведется более интенсивно дефектологом, психологом, логопедом.

На 2‑й ступени реализуются задачи специального дошкольного образования и формируются предпосылки к школьному обучению. Подготовка к школе является одним из приоритетных направлений деятельности специального детского сада.

Ведущим специалистом, осуществляющим образовательную и коррекционно‑развивающую работу с детьми, является учитель‑дефектолог. С каждой группой работают два воспитателя. Практика показывает, что наиболее эффективной формой организации детей с ЗПР на занятиях является подгрупповая форма. Подгруппы формируются с учетом уровня психического развития детей и сформированности запаса их знаний и представлений. Учитель‑дефектолог работают с подгруппами параллельно. Учитель‑дефектолог проводит занятия по формированию элементарных математических представлений, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, подготовке к обучению грамоте.

Работа логопеда в детском саду для детей с ЗПР может быть организована по‑разному. В том случае, когда на каждую группу выделяется штатная единица, логопедическую работу целесообразно организовать во второй половине дня. На первом году обучения логопед основное внимание уделяет работе над произносительной стороной речи. В этот период предпочтение отдается индивидуальным занятиям. В дальнейшем логопед может объединять детей в подгруппы и сосредоточить внимание на совершенствовании лексико‑грамматического строя речи. При подготовке детей к школе логопед и дефектолог могут распределить между собой занятия по подготовке к обучению грамоте, по развитию связной речи, по ознакомлению с окружающим и развитию речи. График работы в этом случае предполагает распределение рабочего времени между этими специалистами в первой и во второй половине дня.

Дошкольникам с ЗПР обязательно требуется помощь педагога‑психолога. В специальном детском саду данного профиля психолог основное внимание должен уделять диагностике и коррекции недостатков эмоционально‑личностной сферы воспитанников. В сферу его деятельности входят консультации и, при необходимости, психокоррекционные занятия с родителями.

Читайте также:  Важность своевременной диагностики нарушений речи

Для дошкольников с ЗПР первые специальные экспериментальные группы были открыты в городе Горьком (сейчас Нижний Новгород) по инициативе У.В. Ульенковой в 1973 г. Типовое положение о таких группах и рекомендации по приему детей с задержкой психического развития в дошкольные учреждения появились только в 1990 г. (Документ от 26 ноября 1990 г. 37–14/2). Согласно этому положению в дошкольную группу могут приниматься дети с различными вариантами ЗПР (по классификации К.С. Лебединской), а также педагогически запущенные дети. В первую очередь принимаются дети с задержкой церебрально‑органического генеза. Комплектование групп осуществляют ПМПК (комиссии). В каждую дошкольную группу по направлению ПМПК может быть зачислено 10–12 детей с ЗПР. Если комиссия затрудняется в постановке диагноза и заключения, ребенок может быть направлен в специальную группу для динамического наблюдения, срок определяет ПМПК. Заключение комиссии фиксируется в протоколе, с ним знакомят родителей. Окончательное решение о переводе ребенка в специальную группу остается за родителями.

Существуют противопоказания к зачислению в группы данного профиля:

– умственная отсталость в любых формах;

– выраженные нарушения зрения, слуха, опорно‑двигательного аппарата;

– выраженные нарушения речи (алалия, тяжелая форма дизартрии, ринолалия, заикание);

– психопатии и психопатоподобные расстройства;

– энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала);

– соматические заболевания в стадии обострения и декомпенсации;

– судорожные припадки, судорожная готовность;

Если в процессе пребывания ребенка в специальном детском саду выявятся вышеперечисленные противопоказания, то ребенок может быть повторно направлен на ПМПК и переведен в группу другого профиля. Это положение целесообразно включить в договор с родителями, который заключается в начале учебного года, оно может служить основанием для повторного обследовании ребенка на ПМПК и определения дальнейшего образовательного маршрута.

В специальные дошкольные группы преимущественно принимаются дети с ЗПР с 5 лет, но при необходимости могут быть созданы группы для детей 3–4 лет

Выпуск детей осуществляется через ПМПК, которая вырабатывает рекомендации относительно варианта школьного обучения, подходящего ребенку.

Целью работы детского сада для детей с задержкой психического развития является их подготовка к обучению в массовой школе, в обычных классах или в классах коррекционно‑развивающего обучения КРО. В ряде случаев может быть рекомендовано обучение в школе VII вида. Если в процессе коррекционной работы у некоторых детей выявлены нарушения интеллекта или выраженные речевые нарушения, им может быть рекомендовано обучение, соответственно, в школах VIII или V вида.

Организация коррекционно‑педагогической работы в специальных (коррекционных) школах VII вида и в классах КРО

Задержка психического развития у детей стала объектом изучения в нашей стране сравнительно недавно. Эта проблема обозначилась как актуальная в конце 60‑х гг. XX века, когда стали проводиться исследования школьной неуспеваемости, и оказалось, что около 50 % детей, стойко неуспевающих в начальных классах, – это дети с задержкой психического развития.

В 1970 г. на базе одной школ города Горького (Н. Новгород) был начат эксперимент по обучению детей с ЗПР. Исследование проводили сотрудники НИИ дефектологии (в настоящее время это ИКП[6]РАО) под руководством Т.А.Власовой и В.И. Лубовского. Эксперимент продолжался 10 лет и завершился в 1980 г., а в 1981 г. был утвержден новый тип специальных школ – для детей с задержкой психического развития. Однако широкого распространения этот тип школ не получил в силу ряда причин: было недостаточно разработано программно‑методическое обеспечение, отсутствовали специально подготовленные кадры. Поскольку нарушения развития у детей с ЗПР выражены нерезко, далеко не каждая семья может согласиться с рекомендацией обучать ребенка в специальной школе‑интернате.

С 1988 г. стали открываться классы выравнивания для детей с ЗПР при массовых школах, затем появились классы компенсирующего обучения для детей с астеническими состояниями, соматически ослабленных детей, а также для детей с нарушениями поведения. В связи с этим на практике возникли трудности комплектования и организации коррекционно‑педагогической работы.

С 1995 г. сначала в Москве, а затем и в других регионах разрабатывалась единая концепция коррекционно‑развивающего обучения, которая подробно изложена в книге С.Г. Шевченко «Коррекционно‑развивающее обучение» (1999).

Согласно этой концепции предполагается создание единого реабилитационного пространства. С одной стороны, это означает преемственность в работе дошкольных и школьных учреждений, а с другой стороны – преемственность между различными государственными службами в системах здравоохранения, образования и социальной защиты.

Основное внимание уделяется вопросам педагогической помощи детям с трудностями в обучении. В данную категорию включают детей, испытывающих в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы. Таким образом, в данную категорию могут быть включены дети:

– с задержкой психического развития,

– с астеническими состояниями,

– с поведенческими нарушениями,

– с педагогической запущенностью.

Классы КРО открываются преимущественно в начальном звене, при этом возможны различные варианты комплектования. Структура начальных классов может иметь различные варианты:

1 вариант – в составе 2‑4‑х классов – для детей, безуспешно обучавшихся в классах общего типа;

2 вариант – в составе подготовительного, 1‑4‑х классов для детей, ранее не обучавшихся в школе.

По итогам обучения в начальной школе решается вопрос о дальнейшем обучении детей: или они переводятся в массовые классы, или продолжают обучаться в коррекционных классах. При необходимости классы КРО могут открываться в среднем звене, начиная с 5 класса. Наполняемость классов КРО 12 человек.

В системе КРО дети получают цензовое образование. Базисный учебный план составлен на основе Федерального учебного плана. При этом учитываются специфические трудности детей в обучении русскому языку, поэтому увеличено число часов на русский язык и литературу. В программу начальных классов введен специально разработанный курс «Ознакомление с окружающим и развитие речи». В среднем звене предусматривается по 4–5 часов для организации углубленной трудовой подготовки.

Предусматривается от 3 до 5 часов школьного компонента для проведения подгрупповых (не более 3 человек) и индивидуальных занятий (не более 30 минут).

Согласно современной концепции КРО большое место в структуре коррекционной работы должна занимать диагностика. Поэтому в тех образовательных учреждениях, где имеются специальные группы и классы, могут создаваться ПМПк (консилиумы). ПМПк (консилиум) создается приказом директора учреждения. В его состав входят: завуч (председатель), психолог, дефектолог, логопед, врач‑психиатр. Консилиум работает по специально составленному графику, он не занимается комплектованием групп и классов, а решает вопросы индивидуального психолого‑педагогического сопровождения детей с трудностями в обучении и социальной адаптации. Члены консилиума изучают динамику развития детей, успешность усвоения образовательной программы, углубленно обследуют детей, которые испытывают наибольшие трудности в процессе обучения, вырабатывают рекомендации к работе с такими детьми для педагогов и родителей. При необходимости детей с особыми проблемами повторно направляют на ПМПК (Комиссию) или на консультации во внешние организации.

В современных условиях актуален вопрос о преемственности в работе школы и учреждений профессионального технического образования. В первую очередь следует рассматривать вопросы профессиональной подготовки выпускников классов КРО.

Вопросы и задания

1. Раскройте этиологию и психологическую сущность различных вариантов ЗПР по классификации К.Ф. Лебединской.

2. Раскройте дифференциально‑диагностические критерии разграничения ЗПР и умственной отсталости.

3. Какова логика построения коррекционно‑развивающих программ для дошкольников с ЗПР на первой и второй ступенях обучения и воспитания в специальном детском саду?

4. Каковы противопоказания для зачисления детей в специальные группы и классы коррекционно‑развивающего обучения?

5. Каковы задачи коррекционно‑образовательной работы с детьми с ЗПР в классах КРО и в школах VII вида?

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Обучение построению сериационных рядов детей с задержкой психического развития

Алёна Рогалёва
студентка факультет информатики, математики и физики
С.В. Сидоров
кандидат педагогических наук, доцент

Шадринский государственный педагогический университет

Статья опубликована в сборнике: Педагогическая и гуманитарная сферы: история и современность. – Шадринск : ШГПУ, 2019.
Наше общество включает различные категории людей, от нормально развивающихся до людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Каждая из этих групп имеет право на образование. До сегодняшнего времени школы разделялись на спецшколы и школы для нормально развивающихся детей. Не так давно в Российской Федерации ввели инклюзивное образование (совместное образование нормально развивающихся и детей с ОВЗ). Данное образование помогает детям с инвалидностью включиться в общество и обществу принять таких людей. Возникает множество споров о данном нововведении, кто-то за, кто против. В большинстве случаев данная программа преимущественна только для детей с ОВЗ: более высокий уровень социальных взаимоотношений с нормально развивающимися сверстниками, улучшается компетенция и навыки коммуникации детей с инвалидами, дети с ОВЗ имеют более насыщенную учебную программу и т.д.

Хочется более углублённо разобраться в вопросе воспитания и образования детей с задержкой психического развития (ЗПР). Процент детей с ЗПР растёт с каждым годом, но это не значит, что они не имеют право на образование и не нуждаются в нём. Диагноз ЗПР ставится детям до 12-13 лет. Это замедление различных психологических функций таких, как восприятие, мышление, способность запоминать и обрабатывать информацию [1].

Выделим основные требования к педагогическому процессу в условиях инклюзии [1]:

  • обучение соответствует уровню конкретного школьника,
  • индивидуальный подход и обучение в малых группах,
  • многозадачность процесса обучения,
  • вовлеченность и участие близких родственников,
  • регулярный контроль динамики состояния.

Работу педагога определяют типы данной патологии.

  1. Церебрально-органическая патология отличается самым неблагоприятным прогнозом, Затрудняется обучение из-за психоэмоциональной незрелости. Присутствует нарушение восприятия информации, заторможенности мыслительных реакций, безразличия к окружающему миру. Обучение заключается в устранении патологий нервной системы.
  2. Соматогенная задержка определяется задержкой психофизического развития. При обучении дети неуверенные, испытывают страх, нарушено развитее межличностных связей. Обучение заключается в поощрение, развивая уверенность, помогая в социальной адаптации. Одновременно проводятся занятия ЛФК для стимулирования физического развития.
  3. Психогенная задержка формируется вследствие психологических травм и приводит к нарушению психических реакций. Обучение основано на получение новых знаний, улучшении нервно-психических функций и развитии интеллекта.
  4. Конституционная патология определяется невнимательностью, внушаемостью, сложностью сосредоточиться на определённой задаче, уроке. Обучение основывается на выработке усидчивости, внимания [2].

Обучение детей с ЗПР может проходить в специализированных заведениях и массовых школах. Специализированные заведения относятся к 7 типу коррекционного учреждения. Они дают начальное и общее образование. Как и во всех других типах коррекционных учреждений, набор классов ведётся по вынесенным диагнозам медицинской комиссии и с разрешения родителей.

В одном классе (группе) может быть не более 12 детей, так как необходим личностный подход к каждому из учащихся. Обучение проходит по таким же учебникам, что и в общеобразовательных школах, их материал сокращают и упрощают для лучшего усваивания.

Дети с ЗПР быстро устают, материал усваивается только первые 20 минут, дальше наступает утомляемость. Для более эффективного обучение педагогу следует использовать дополнительные дидактические материалы, приводить примеры и аналогии, чтобы заинтересовать учащихся. Требуется уделять внимание отдельно каждому ученику, выяснять какие трудности возникли, и решать их.

Особенностью коррекционно-развивающего обучения является его многопрофильность и многозадачность [3], ведь кроме общеобразовательной программы педагоги и медики проводят индивидуальные занятия, чтобы выяснить причину отставания в развитии, провести коррекцию и отследить динамику.

В массовых школах дети с ЗПР составляют самую многочисленную группу среди учеников с ОВЗ. Зачастую отношение к ним как к более лёгкой инклюзивной группе приводит к пренебрежению создания нужных условий для их обучения.

В развитии дети с ЗПР различаются. Есть дети, которые при специальной поддержке на равных обучаются с нормально развивающимися сверстниками, а есть, те которым всё же необходима коррекционная помощь. При поступлении таких детей в школу мы можем проследить различные варианты их развития:

  • ребёнок развивается, приближаясь к возрастной норме, и обучается в обычной среде, но ещё требуется наблюдение за его успеваемость, поведением, адаптацией и своевременная психолого-педагогическая поддержка;
  • средняя ступень развития ребёнка: он не приближается по уровню развития к возрастным нормам, но наблюдается перспектива сближения в условиях специального обучения;
  • ребёнок не приближается к возрастным нормам развития и вероятность сближения осуществима только при специально организованном обучении [2].

Из вышеперечисленных вариантов развития детей с ЗПР в условиях инклюзии рекомендуется обучаться только тем, чей уровень развития близок возрастной норме.

Итак, инклюзивная форма обучения предполагает, что ребёнок с ЗПР получает образование, сопоставимое по конечному уровню с образованием нормально развивающихся сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. При этом обязательным является создание адекватных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей детей, помощь в формировании полноценной жизненной компетенции.

Ссылка на основную публикацию