Обучение детей с ОНР рассказыванию по картинке

Серии сюжетных картин как средство развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи III–IV уровня (из опыта работы)

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Дата публикации: 07.01.2019

Статья просмотрена: 700 раз

Библиографическое описание:

Мучкаева И. В. Серии сюжетных картин как средство развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи III–IV уровня (из опыта работы) // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №2. — С. 49-51. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/115/3861/ (дата обращения: 28.02.2020).

В данной статье рассматриваются представления об общем недоразвитии речи, особенности развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III–IV уровня, представлены некоторые приемы работы по составлению рассказов по серии сюжетных картин.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, связная речь, серия картин, рассказ, старший дошкольный возраст.

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.

Логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи преследует цель научить детей связно, последовательно грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни [1].

Развитие связной речи с общим недоразвитием речи является трудным процессом, требующим умелого педагогического воздействия и использования особых методических приемов. Дети должны научиться, не только пользоваться определенными словами и выражениями, но они должны вооружиться средствами, позволяющими самостоятельно развивать речь в процессе обучения и воспитания. Развитие связной речи опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обогащать явления окружающей жизни [5].

У детей с общим недоразвитием речи III–IV уровня отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний характерны: нарушения связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, явно выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи, бедный активный словарь (особенно в подборе глаголов и прилагательных) [3,6]. Детям с общим недоразвитием речи III–IV уровня труден переход от картинки к картинке, связь предложений в основном через слова: «потом», «тут», «здесь», рассказы у детей получаются разрубленными, отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа по изображенному сюжету.

Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках. В связи с этим развитие связной речи (особенно по серии сюжетных картин) у старших дошкольников с общим недоразвитием речи приобретает первостепенное и практическое значение в общем комплексе коррекционно-развивающих мероприятий.

Большинство детей страдает нарушением внимания, несовершенством логического мышления, они быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания, часто не могут довести до конца начатую работу. Все эти и другие особенности психических процессов детей не могут не сказываться на состоянии и ходе развития их речи [4].

Большое значение для развития связной речи имеет мотивация, т. е. желание высказываться, поделиться своими мыслями. Связное устное высказывание может состояться при условии наличия у ребенка достаточного словарного запаса, внутреннего плана высказывания и желание сказать. Эти три фактора должны выступать в единстве. Педагог всегда должен ощущать внутреннее состояние речевой готовности к устному высказыванию каждого воспитанника в группе [2].

Если у ребенка есть словарный запас, но нет образа высказывания в голове, мыслей, то педагог вынужден всё время побуждать, стимулировать его наводящими вопросами, подводя, в итоге, к устному высказыванию. Если у ребенка есть мотивация, но нет достаточного словарного запаса и внутреннего плана высказывания, то он будет тянуть руку, выскакивать к доске, но после одной-двух фраз молчаливо ждать стимулирующей помощи от педагога.

Достаточный лексический словарь, план высказывания, мотивация к устному высказыванию — это необходимый комплекс условий для формирования умений говорить, разговаривать, спрашивать, т. е. общаться посредством речи.

Коррекционное воздействие должно основываться на максимальном использовании потенциальных возможностях ребенка с общим недоразвитием речи. Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи служат разнообразные приёмы по составлению рассказов по серии сюжетных картин.

В своей работе по развитию связной речи по серии сюжетных картин у детей, я опираюсь на опыт Т. А. Ткаченко, Н. В. Нищевой. Одним из вспомогательных средств, облегчающих и направляющих процесс становления у детей развернутого смыслового высказывания, является наглядность. Важность этого фактора отмечали педагоги С. Л. Рубинштейн, Л. В. Эльконин, А. М. Леушина.

В образовательной деятельности с дошкольниками, я использую иллюстрации, которые предлагает Т. А. Ткаченко, Н. В. Нищева, художник И. Н. Ржевцева, а также серии сюжетных картин по сюжетам Н. Радлова, В. Г. Сутеева, сюжетные серии картин из пособий Т. Б. Филичевой, Н. В. Нищевой.

Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображёнными на сюжетных картинках; их последовательность служит одновременно планом высказывания; образец рассказа педагога даёт детям необходимые речевые средства. Серии сюжетных картин помогают развивать у детей наблюдательность, способствуют уточнению имеющихся у них представлений и понятий, а также обогащают их новыми сведениями.

Некоторые приёмы работы по составлению рассказов по сериям сюжетных картин:

  1. «Собери картинки» Дети с общим недоразвитием речи затрудняются расположить в правильной последовательности серию сюжетных картин, так как не улавливают поэтапность происходящих на них событий. Поэтому сначала нужно прочитать детям рассказ, а затем найти нужные картинки, иллюстрирующие его содержание. Детям задаются вопросы по содержанию, помогая установить причинно-следственные связи.
  2. «Разложи картинки» Дети самостоятельно раскладывают серию картин после прочтения рассказа. Надо научить раскладывать картинки слева направо. С этой целью можно положить счетную палочку и объяснить, что первая картинка кладется рядом со счетной палочкой.
  3. «Путаница» Детям задаются вопросы по содержанию серии картин, а затем они самостоятельно раскладывают картинки, которые были перепутаны.
  4. «Придумай рассказ» Вся серия картин представлена на доске (первая картинка открыта, остальные закрыты). Детям предлагается по такому расположению составить рассказ. Затем открывается вторая картинка, и дети снова придумывают рассказ и так далее. В конце дети придумывают название рассказу.
  5. «Задай вопрос другу» Детям представлена вся серия сюжетных картин. Они учатся задавать вопросы друг другу. Это способствует лучшему пониманию сюжета серии картин, развивает словесно-логическое мышление, устную речь, дети приучаются к коллективной деятельности, умению слушать сверстников и педагога.
  6. «Невероятный рассказ». На доске представлена серия картин: открыта только последняя. Педагог задает вопрос: «Что здесь могло произойти? Попробуйте составить рассказ, когда вы знаете, чем закончились события». Составляют рассказ по такому расположению, затем открывают первую картинку и снова составляют рассказ. После этого открывают все картинки и составляют рассказ снова.
  7. «Предметные картинки». Для успешного запоминания предлагаются предметные картинки. Дети должны подобрать предметные картинки к данной серии сюжетных картин и составить рассказ.
  8. «Рассказ по плану» Рассказывание рассказа по плану педагога. Детям представлена серия картин в любой последовательности, педагог составляет план рассказа, в соответствии с которым дети должны разложить картинки. После этого самостоятельно рассказывают.
  9. «Живые картинки» Дети рассматривают серию картин и находят ошибку в последовательном размещении картинок-эпизодов.
  10. «Нарисуй схему» Детям предлагается нарисовать схематическое изображение к сюжетным картинкам. Они подбирают картинки-схемы к данной серии и рассказывают последовательно рассказ.
  11. «Придумай название» Составив рассказ по серии картин, дети придумывают ему название.
  12. «Перенос рассказа на себя» Детям предлагается после составления рассказа по серии картин, передать его содержание в лицах, т. е. поставить себя на место действующих лиц.
  13. «Пантомима» Детям предлагается разыграть действия без слов.
  14. «Вспомни рассказ» Дети учатся по памяти воспроизводить название и последовательность картин уже пройденного рассказа или сказки; давать описание сюжета с последующим сравнением на картине.
  15. «Закончи рассказ (сказку)» Дети учатся самостоятельно рассказывать рассказ или сказку.

Постепенно дети учатся самостоятельно раскладывать и определять последовательность событий, изображенных на картинках, а также подбирать картинку к тексту.

Использование различных приёмов в работе по сериям сюжетных картин позволяет развивать у детей устную связную речь, умение устанавливать причинно-следственные связи и отношения, способствует уточнению значений известных ребенку слов и усвоению новых. При рассказывании по сериям картин у детей формируется умение связывать слова в простых и сложных предложениях, соединять смысловые части высказывания в единое целое, соблюдать структуру текста.

Обучение рассказыванию по сериям сюжетных картин занимает важное место в коррекционно-развивающей работе по развитию связной, грамматической правильной речи детей с общим недоразвитием речи.

  1. Белова-Давид Р. Д. Нарушение речи у дошкольников/ Р. Д. Белова — Давид.-М.: Просвещение,1972.
  2. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи /Воробьева В. К. — М.: 2005.
  3. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. — М.: Аркти,2004.
  4. Громова О. Е. Конспекты занятий по развитию речи детей 4–5 лет. Методическое пособие./ О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина, А. Ю. Кабушко.- М.: ТЦ Сфера,2008.
  5. Жукова Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников/ Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Е. Филичева.- М.: Просвещение, 1998.
  6. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи у дошкольников 4–6 лет/ Т. А. Ткаченко — М.: Издательство «Ювента»,2007.
  7. Нищева Н. В. Обучение детей пересказу по опорным картинкам (5–7 лет). Выпуск 1- СПб.: «Издательство «Детство-Пресс», 2017.
  8. Нищева Н. В. Рассказываем по сериям картинок (с 5 до 7 лет). Выпуск 1.- СПб.: «Издательство «Детство-Пресс», 2018.
  9. Нищева Н. В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет. Методические рекомендации. Конспекты занятия.- СПб.: «Издательство «Детство-Пресс», 2017.
  10. Нищева Н. В. Рабочая тетрадь для развития речи и коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 6 лет).- СПб.: «Издательство «Детство-Пресс», 2017.

Обучение детей с ОНР рассказам по картинам

• анализ сюжета картины;
• пополнение запаса представлений о тех или иных предметах и явлениях, связанных с данной картиной;
• создание стимула к фантазированию;
3. Чтение художественной литературы о персонажах и предметах, которые есть на картине.
Цели: обогатить речь детей литературными речевыми образцами; пополнить знания детей о предметах и явлениях, изображенных на картине. Эффективность этого вида работы возрастает в том случае, если педагог соотносит речевые литературные образцы с картиной.
4. Словарная работа.
Цель: обогатить и активизировать словарный запас детей.
* Называние предметов, изображенных на картине, и объяснение их предназначения;
* Построение антонимических пар (игра «Наоборот»);
* Построение синонимических рядов;
* Подбор родственных слов, которые можно использовать при описании картины (с объяснением значения слова в отдельных случаях).
5. Различные игры.
Игры на акцентуацию внимания.
Цели: развивать зрительное восприятие. Зрительную память и зрительное внимание, активизировать словарь
– «Кто внимательный» – Дети поочерёдно заканчивают предложение, начатое логопедом, нужным по смыслу словом с опорой на картинку, называют детали картины;
– «Найди предмет». Проходит в форме соревнования. Кто больше назовёт живых предметов, неживых предметов;
– «Кто больше увидит?». Ребёнок называет изображённые на картине предметы определённого цвета, назначения, сделанные из того или иного материала.
– «Классификации»;
Игры на установление связи между предметами.
Цели: научить детей находить связи между предметами, определять причинно-следственные отношения, активизировать словарь.
– «Что с чем?»;
– «Ассоциативные ряды или круги»;
Я соединяю линией два предмета и прошу рассказать, как связаны между собой объекты, которые он соединил. Дети должны вспомнить, какие действия выполняют различные персонажи. Можно использовать схематичное изображение слов-действий. Очень эффективным будеи обыгрывание детьми в пантомиме действий персонажей картины с последующим оречевлением.
– «Оживи картину». Я предлагаю детям закрыть глаза и представить, что они попали в картину. Что вы слышите? (показываю символ «ухо»). «Пройдите» по картине, «дотроньтесь» до предметов, которые вам попадаются на пути. Что вы почувствовали? (показываю символ «рука»). Вдохните запах. Какие запахи вы почувствовали? (показываю симовл «нос»). Попробуйте на вкус. Какие у вас возникли вкусовые ощущения? (показываю символ «рот-язык»).
Сенсорные игры.
– «Сенсорная копилка». Скажите, какой предмет? Что ещё такое же? Дети придумывают метафоры и сравнения по моделям.
– «Было – будет» Ребёнок выбирает любого героя картины. Придумай, что он делал раньше (до появления на картине), что будет делать потом;
– «Я – другой». Выберите героя, скажите в каком он настроении (состоянии). Расскажите, какими он видит предметы или события в таком состоянии. Теперь настроение у него изменилось? Какими теперь он видит окружающее.
– «Раскрась так же»;
Языковые игры.
– «Скажи ласково»;
– «Я – Мы» – образование множественного числа;
– «Действия»;
– «Поэты» – подбор рифмы;
– «Доскажи словечко»
II. Репродуктивный вид рассказывания (воссоздающий, использующий опору)
1. Описательные рассказы.
• Описания предмета по образцу;
• Описание предмета по вопросам логопеда:
• Описательный рассказ по схеме;
• Описательный рассказ по сенсорным символам;
• Описательный рассказ по мнемотаблице;
• Описательные рассказы по цветовым символам.
2. Сравнительно-описательные рассказы.
• Сравнительное описание по аналогии.
• Сравнительное описание по вопросам;
• Сравнительное описание по схеме;
3. Описание картины
• по традиционной методике.
• по системе ТРИЗ;
• по вопросам логопеда;
• по плану;
• частичное описание картины;
• с помощью ориентировочных схем;
• с помощью схематично изображенных деталей;
4. Описание динамического сюжета по картине
Составление рассказа:
• по опорным словам;
• по аналогии;
• по сюжетной картине и стихотворению;
• по предложениям, составленным из опорных слов;
• по картографической схеме (методика В.К.Воробьевой)
III. Творческий вид рассказывания.
Придумывание:
• начала рассказа;
• конца рассказа;
• рассказ от имени какого-либо живого предмета, от первого лица;
• рассказ от имени неживого предмета (оживление неживого предмета);
• придумывание сказки (кантоминация);
• придумывание рассказа на тему.
• аналогично составляется рассказ по пословице и картине.
При работе с рассказами необходимо соблюдать некоторые правила:
1. Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать нужно только еще одним вопросом, или двумя. Количество вопросов пропорционально мастерству логопеда.
2. Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это не имеет смысла.
3. Перед занятием тщательно посмотрите конспект еще раз. Вопросы по картине должны быть лаконичными и точными.
4. Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.

Читайте также:  Анкетирование родителей в работе учителя-логопеда ДОУ

Общие требования к организации работы с картиной:
1. Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.
2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.
3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.
4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.
5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.
6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

Требования к рассказам детей
• точная передача сюжета;
• самостоятельность;
• образность, целесообразность использования языковых средств (точное обозначение действий);
• наличие связей предложений и частей рассказа;
• выразительность, умение интонировать, акцентирование наиболее значимых слов;
• плавность речи, фонетическая чёткость каждой фразы
• Интересное, понятное содержание, воспитывающее положительное отношение к окружающему.

Обучение детей рассказыванию по картинке

Классическое наследие западной и русской педагогики подчеркивает большое значение картины, как для общего развития детей, так и для развития их речи (труды: Е.И. Тюфяевой, Е.А. Флериной, М.М.Кониной, С.Л. Рубинштейна).

Картины не только расширяют впечатление и углубляют представления об общие и природные явленья, но и воздействуют на эмоции детей, вызывают интерес к рассказыванию, побуждают говорить даже молчаливых и застенчивых.

В статье рассмотено, как педагог на занятиях может применить такие два типа высказываний как описание и повествование и раскроем своеобразие использования приемов обучения разным видам монологической речи.

Восприятию картины ребенка надо учить постепенно, подводя его к пониманию того, что на ней изображено. Выделяют несколько этапов обучения.

1 этап – (младший возраст) – ставит целью обогатить словарь, речь детей, научить рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию.

2 этап – (средний возраст) – учит рассказывать и описывать картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по образцу.

3 этап – (старший возраст) – дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя, описывают картины, составляют сюжетные рассказы, придумывают начало и конец сюжета картины.

4 этап – (подготовительная группа) – рассказывание серии сюжетных картин, но не более трех. Сначала описывается каждая картина, затем высказывание детей объединяется в один сюжет.

Выделяют также следующие приемы обучения:

совместные рассказывания (взрослые начинают, а ребенок заканчивает фразу. Например, жила, была девочка. Однажды она. А навстречу ей. );

образец рассказа (он должен быть грамотно выстроен логически, точен по речи, небольшой по объему, доступным и интересным по содержанию);

план рассказа (как называется предмет, его свойства и действия. Это два-три вопроса, определяющие его содержание и последовательность. Может быть, коллективное составление рассказа (используется на первых этапах обучению рассказывания). Можно составить рассказ по подгруппам – командами);

рассказывание по схемам (старшая подготовительная группа). Хорошо известны схемы Т.А. Ткаченко. Они представлены в его книге “Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов”;

модели для составления рассказа (пиктограммы – условное обозначение);

вспомогательные вопросы (задаются после рассказывания для уточнения или дополнения);

указания (например, “говори выразительно”)

В процессе обучения монологической речи, используются и другие приемы: подсказ нужных слов, исправление ошибок, оценка, обсуждение последовательности повествования, творческие задания.

Один из приемов, подготавливающих к рассказыванию по картине, является рассматривание. Оно подготавливает детей к составлению описания картины. От уровня содержательности рассматривания картин, зависит эффективность последующего обучения детей, связанным высказыванием.

Необходимо ребенка научить рассматривать картины, устанавливать взаимосвязь между персонажами, узнавать отдельные предметы (люди, животные), выделять детали (выражение лиц людей).

В процессе рассматривания используется также такой прием, как беседа по содержанию картины. В беседе активизируем и уточняем словарь, учим отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы.

Вопросом педагог сразу выделяет центральный образ, затем рассматривает другие объекты, предметы, их количество. Вопросы должны быть направлены на установление связей между частями картины, на постепенное усложнение. Характер ответов зависит от характера вопросов. По одной и той же картине на вопрос “Что нарисовано?” – дети перечисляют предметы; на вопрос “Что делают на этой картине?” – называют совершаемые действия, следовательно, если педагог злоупотребит вопросом “Что это?” – требующий перечисление предметов, то он невольно задержит ребенка на самой низшей стадии восприятия. Педагог повысит детскую активность, если сами дети будут задавать вопросы. Можно спросить у детей, что нового они узнали из беседы. Беседа завершается обобщающим рассказыванием. В такой беседе преобладают хоровые ответы.

В обучении рассказывания особое место имеет мотивация речевой деятельности.

Мотивация речевой деятельности (иначе мотивационные установки) делают процесс обучения интересным, привлекательным, привлекают активность детей и качество их рассказов. В младшей и средне группах это главным образом игровые мотивы: – “Расскажи про зайчика, который хочет поиграть с ребятами”, “Незнайка просит научить рассказывать сказку про. “. В старших группах это социальные мотивы (“Придумайте сказки для малышей”, запишем самые интересные сказки и составим книгу).

В результате обучения рассказыванию по картине, ребенок должен уметь составлять два различных рассказа: повествовательный и описательный. Рассмотрим два занятия по развитию речи с использованием одной демонстративной картины.

На первом занятии составляется описательный рассказ. Его программным содержанием (то есть целью) будет следующие:

  • учить ребенка описывать изображение на картине;
  • активизировать словарь, используя разные предложения с однородными членами;
  • закреплять грамматический строй речи (название детенышей животных);
  • учить ребенка описывать внешний вид животного.

В результате занятия у ребенка должен получиться примерно такой рассказ.

“На картине мы видим лису с лисятами. В теплый летний день лисица лежит на лесной поляне. Четверо маленьких лисят весело играют около нее. У лисы и ее детенышей белая грудка и черные лапки, а сами они рыжие. У них длинные пушистые хвосты, острые мордочки и зоркие глаза. Мама-лиса большая, а лисята поменьше.

Лиса смотрит, как играют ее дети. Один лисенок пригнулся и затих, он охотится за маленьким серым мышонком. Два других отнимают друг у друга птичье крыло.

Четвертый лисенок не играет, он сидит возле мамы и смотрит на них. За его спиной лисья нора, там живет вся его семья. Нора спрятана за листвой папоротника. Семейству лисы здесь очень нравится”.

На втором занятии составляем повествовательный рассказ.

– учить детей придумывать сюжетный рассказ, соблюдая последовательность событий;

– формировать умения слушать, размышлять, высказывать свое мнение.

В результате занятия по этой же картине получается совсем другой рассказ. Например:

“В летний солнечный день вышла погулять лиса со своими лисятами. У лисят была красивая рыжая мягкая шерсть, как у мамы, хвостики пушистые, грудки белые, лапки черные. Лисята очень любили играть друг с другом. Каждое утро они выходили из своей норы и находили интересные занятия для себя. Сегодня мама принесла с охоты крыло птицы, лисята с радостью стали с ним играть, отбирая его друг у друга. Они представили, что это настоящая большая птица, а они охотники. Вдруг из травы выскочила мышка, ее заметил самый внимательный лисенок и побежал за ней. Мама наблюдала за своими лисятами и очень гордилась ими”.

По этой же картине можно провести еще три вида занятий по связной речи. Например, сделать пересказ по уже составленному воспитателем рассказу; добавить к нему впечатления из личного опыта; придумать свой рассказ на эту тему (творческое рассказывание).

Таким образом, приемы обучения дошкольников рассказыванию многообразны, методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассматривания, от стоящих задач, от уровня умения детей, от их активности, самостоятельности.

Обучение детей рассказыванию по картине.
статья по логопедии (подготовительная группа)

Развитие связной речи занимает центральное место в подготовке ребёнка к школе, так как одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка можно считать богатство его речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Виды работ для обучения составлению рассказов по картине.19.49 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи занимает центральное место в подготовке ребёнка к школе, так как одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка можно считать богатство его речи. Чтение книг, рассматривание предметов и картин, наблюдение за природой делают наиболее полным общение детей со взрослыми и сверстниками, в ходе которого они учатся отвечать на вопросы и задавать их, рассказывать о своих впечатлениях. Обучение рассказыванию по картинам занимает важное место в общей коррекционной работе с детьми с ОНР. Работа по обучению рассказыванию по картинам строится с учётом выявленных у детей речевых нарушений, а также особенностей психического и познавательного развития и ведётся от простого к сложному. Методика работы по развитию связной речи дошкольников с ОНР, на которую я опиралась при составлении перспективного планирования по обучению детей с ОНР составлению рассказов по картине, освещена в ряде научных и научно – методических трудов по логопедии.

При проведении занятий по обучению рассказыванию перед логопедом стоят следующие задачи:

– закрепление и развитие у детей навыков речевого общения;

– формирование навыков планирования развёрнутых связных высказываний (формирование представлений о структуре текста – начало, середина, конец; развитие умения раскрывать тему и основную мысль высказывания, озаглавить текст, соблюдение последовательности в передаче событий);

– обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка;

– активизация и развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);

– развитие визуальной грамотности (формирование навыков смотрения, детального рассматривания, выделение главного в изображении, обобщение увиденного);

– воспитание нравственных качеств личности: доброты, отзывчивости, способности к сопереживанию.

При обучении детей составлению рассказов по картине необходимы вспомогательные средства, облегчающие планирование ребёнком развёрнутого высказывания. Одним из таких средств является наглядность. В качестве второго вспомогательного средства можно выделить моделирование (схемы, пиктограммы, предметные картинки).

При работе над серией сюжетных картинок у детей формируется представление об основных принципах построения связного сообщения, так как серия картинок и является планом рассказа. Можно использовать следующие виды работ:

– установление последовательности серии;

– определить, какой картинки не хватает;

– найти лишнюю картинку;

– подобрать к одной сюжетной картинке отдельные предметные изображения;

– выделить главную мысль в каждой картинке серии и изобразить её в виде пиктограммы.

Для составления рассказов по сюжетным картинам мы используем многофигурные картинки с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок. Также детям предлагаем жанровую живопись, способную взволновать, вызвать желание обсудить увиденное: репродукции картин В.М. Васнецова и др. Дети должны научиться выражать своё отношение к изображённому на картине, видеть особенности композиции картины, цветовой палитры, чувствовать мастерство художника и его настроение. При составлении рассказов по картине можно в качестве плана использовать символы или опираться на предметные картинки (коллаж):

– вопросительный знак (название картины);

– карточки со стрелками, обозначающие композицию картины (передний план, центральная часть, задний план картины);

– действующие лица, изображённые на картине;

– действия героев картины;

– настроение и характер действующих лиц;

– «сердце» (чувства, вызываемые картиной).

При разборе картины с использованием символов дети усваивают примерную схему последовательного описания, после чего можно переходить к описанию пейзажной картины. Одна из основных задач при этой работе – развитие образной речи, что идёт через эмоциональную сторону восприятия картины. Дети учатся подбирать сравнения, образные выражения.

Работа над картиной проводится на индивидуальных и подгрупповых занятиях. В процессе подготовительной работы дети учатся анализировать и обобщать изображённое на картине. На фронтальном занятии дети составляют рассказ по картине, логично и связно передавая содержание, употребляя разнообразную лексику, образные сравнения.

Игры, которые можно использовать при обучении рассказыванию по картине.

Цель: детальное рассматривание картины.

Оборудование: картина, закрытая белым листом бумаги с вырезом в виде лупы.

Ход игры: – кого (что) видим? Внимательно рассмотрите и опишите до мельчайших подробностей.

Цель: развивать умение выделять все значимые объекты картины, подбирать (рисовать) символы.

Оборудование: картина, символы, чистая бумага, фломастеры.

Ход игры: Дети рассматривают картину, называют все объекты, а логопед схематично зарисовывает каждый объект или выкладывает заранее подобранные символы. Так же дети могут самостоятельно схематично зарисовать объекты.

Цель: развивать умение различать цвета и их оттенки. Развивать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

Оборудование: картина; палитра с набором цветов, используемых в картине.

Ход игры: I вариант: дети рассматривают картину и называют цвета, использованные художником.

II вариант: дети рассматривают картину. Логопед просит детей называть только те объекты, про которые можно сказать « голубой», только те, про которые скажем «голубая», «голубое», «голубые».

III вариант: перед детьми чёрно-белый вариант картины. Дети должны сказать, какого цвета были объекты картины.

Цель: развитие зрительного внимания, памяти, пространственного восприятия.

Ход игры: I вариант: логопед просит ребёнка передать позу того или иного персонажа картины, остальные дети оценивают точность изображения.

II вариант: ребёнок изображает персонаж картины, а дети отгадывают, кто это.

Цель: развитие зрительного внимания, памяти. Развитие грамматического строя речи (употребление существительных в форме Род.п. единственного и множественного числа). Закрепление умения пользоваться в речи сложными предложениями с союзом А .

Оборудование: картина, на которой объекты или части объектов закрыты изображениями других предметов.

Ход игры: I вариант: логопед просит детей внимательно рассмотреть картину и сказать, что должно быть вместо «неправильного» объекта. Например: «Вместо маяка должно быть дерево».

II вариант: логопед просит детей указывать на ошибки, используя слово А . Например: «на картине должно быть изображено дерево, а не маяк».

Цель: Развитие зрительного внимания, памяти, аналитико-синтетической деятельности.

Оборудование: картина, разрезанные части картины; отдельные объекты картины.

Ход игры: I вариант: логопед просит детей вспомнить, как называются люди, которые «лечат» картины и просит восстановить картину из частей по образцу или по памяти.

II вариант: логопед просит восстановить картину из отдельных объектов , точно их располагая.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдая организованную деятельность молодых педагогов с детьми, сделала вывод, что они испытывают трудности в обучении дошкольников рассказыванию по картине. В этой консультации дана методика проведе.

Презентация предназначена для воспитателей или студентов дошкольных отделений педагогических колледжей и направлена на формирование знаний в вопросах развития монологической речи дошкольник.

Материал из опыта работы учителя-логопеда на тему “Обучение детей рассказыванию по картине.”.

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам. Для успешного освоения программы обучения в школ.

Главная проблема современных детей состоит в том, что их с самого раннего детства окружает большое количество гаджетов (говорящие игрушки и книги, компьютерные игры и многое другое). Вследствии чего у.

Консультация для воспитателей. Обучение детей рассказыванию по картине.

Обучение рассказыванию детей с ОНР

Самохина Алеся
Обучение рассказыванию детей с ОНР

Методика обучения детей с ОНР рассказыванию разработана В. П. Глуховым, Н. С. Жуковой, Р. И. Лалаевой, Р. Е. Левиной, С. А. Мироновой, Н. А. Никашиной, Н. В. Серебряковой, Л. Ф. Спировой, Т. В. Тумановой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Р. И. Шуйфер, А. В. Ястребовой и др.

В. П. Глухов раскрывает особенности организации занятий с дошкольниками с ОНР по пересказу на первом и втором годах обучения, характеризует структуру занятий, используемые методы и приемы обучения.

Особую роль обучения пересказу в формировании связной монологической речи детей подчеркивают многие исследователи как в общей дошкольной, так и коррекционной педагогике (A.M.Бородич, Э. П. Короткова, Л. П. Федоренко, Т. Б. Филичева и др.). При этом совершенствуется структура речи, произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по воспитанию «чувства языка» — внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, способности оценивать правильность высказываний с точки зрения соответствия их языковой норме. Это особенно важно в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

Большое внимание следует уделять выбору произведений для пересказа. На начальном этапе работы (второй период первого года обучения) используют небольшие тексты; в дальнейшем их объем увеличивается по мере возрастания речевых возможностей детей. Рекомендуется отбирать тексты с наличием однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов, тексты с четким делением на фрагменты-эпизоды и ясной логической последовательностью событий. Это облегчает составление пересказа и способствует усвоению определенных языковых средств.

Как показывает практика, обучение пересказу на материале каждого произведения и целесообразно проводить на двух занятиях (в отдельных случаях, при усложнении выполняемых заданий — на трех).

В общую структуру занятий входят: организационная часть с включением вводных, подготовительных упражнений, чтение произведения, разбор текста («языковой» и «содержательный») [1-е занятие]; пересказ текста, упражнения на усвоение и закрепление соответствующего языкового материала и анализ детских рассказов [2-е занятие]. Цель подготовительных упражнений — организовать внимание детей, подготовить их к восприятию рассказа (отгадывание загадок о персонажах произведения; уточнение значения отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте; демонстрация соответствующих картинок и др.). Текст прочитывают дважды, в медленном темпе. При повторном чтении рекомендуется прием завершения детьми отдельных, не законченных педагогом предложений. Для этого выбирают предложения, содержащие обозначение вводимых в сюжетное действие рассказа новых персонажей, существенных предметов отображаемой обстановки, тех или иных действий, событий и др.

С помощью того же приема внимание детей обращают и на возможные варианты изменения грамматической формы слова, нормативные правила оформления связи слов в словосочетаниях и т. д. Это способствует лучшему восприятию текста, направляет внимание детей на важные смысловые моменты и некоторые языковые особенности произведения.

Разбор содержания произведения — «содержательное ядро» текста. Целенаправленный разбор лексического материала способствует лучшему осмыслению отраженных в тексте предикативных отношений и способов их языкового выражения. Проведение такого разбора значительно облегчает детям с ОНР последующее составление пересказа.

Второе занятие по пересказу начинается с повторного чтения текста с установкой на пересказ, после чего дети приступают к его составлению. При обучении детей с ОНР пересказу применяют вспомогательные методические приемы, облегчающие составление связного последовательного сообщения, что особенно важно на начальных этапах работы. К числу таких приемов относится выделение основных содержательных звеньев сюжета произведения по ходу составления рассказа (пересказ по опорным вопросам, показ иллюстраций, последовательно отражающих содержание произведения, а в дальнейшем — отдельных иллюстраций с изображением персонажей и существенных деталей).

Первоначально дети пересказывают по одному фрагменту текста; в последующем постепенно переходят к индивидуальному пересказу нескольких фрагментов и текста в целом. К концу первого года (третий период обучения) они учатся составлять пересказ по предваряющему плану-схеме. Опорные вопросы к тексту даются в виде развернутого словесного плана перед началом пересказа.

На втором году обучения дети должны овладеть пересказом без опоры на наглядный материал. Можно рекомендовать ряд специальных приемов, способствующих развитию у детей с ОНР внимания, вербального восприятия, лучшему осмыслению и запоминанию текста, а также формированию навыков планирования развернутых высказываний. Рекомендуется, например, такая форма работы, когда пересказ одного ребенка иллюстрирует другой, подбирая из расположенных перед ним картинок те, которые относятся к данной части рассказа.

Эффективным при обучении пересказу является прием использования детского рисунка. После разбора и пересказывания текста по вопросам логопеда на отдельном (воспитательском) занятии детям предлагают выполнить рисунок по выбору на сюжет рассказа, после чего они самостоятельно составляют пересказ фрагмента произведения на основе своего рисунка.

При обучении пересказу в ряде случаев можно использовать «иллюстративное панно» с красочным изображением обстановки и основных деталей, с которыми связано развитие сюжетного действия произведения. Такие «опорные» объекты располагают на картине-панно в линейном ряду соответственно последовательным эпизодам рассказа.

Иллюстрирование проводится с помощью плоскостных фигурок персонажей и предметов, перемещаемых на панно. Демонстрационное панно используют для иллюстрирования педагогом текста при чтении и разборе произведения, иллюстрирования ребенком пересказа, а также для обучения планированию пересказа путем моделирования действий персонажей.

На втором году обучения рекомендуется также прием моделирования сюжета произведения с помощью условной наглядной схемы. Для ее составления используют блоки-квадраты, размещенные на штативе, которые после чтения и разбора текста заполняют силуэтными (черно-белыми) изображениями персонажей и значимых объектов, соответствующими каждому из последовательных фрагментов-эпизодов. Составление такой схемы позволяет детям усвоить способы программирования содержания развернутого сообщения путем установления последовательности и взаимосвязи основных смысловых звеньев рассказа.

Использование диафильма при обучении пересказу способствует повышению интереса к занятиям, развитию восприятия и вербальной памяти, речемыслительной деятельности детей. В качестве варианта структуры занятий по пересказу с применением диафильмов предлагается следующий: предварительное чтение текста; просмотр диафильма в сочетании с прослушиванием текста (чтение текста педагогом или магнитофонная запись); просмотр кадров, сопровождаемый ответами детей на вопросы; пересказ текста по фрагментам.

В процессе занятий по пересказу специальное внимание уделяют коррекционной работе по формированию у детей грамматики правильной речи, усвоению различных языковых средств построения связных высказываний.

Так, на первом году обучения (II—III периоды) особое внимание обращается на усвоение детьми нормативного употребления падежных окончаний имен существительных и личных местоимений, форм согласования прилагательных с существительными развитию фразовой речи. Дети усваивают разные виды связи слов в предложении, в том числе согласование существительных и глаголов, прилагательных с существительными в косвенных падежах и нормы глагольного управления.

Большое внимание придают практическому овладению правилами согласования глаголов-сказуемых с местоимениями в функции подлежащего. Это реализуется в ходе разбора текста и самого пересказа, а также с помощью специальных (лексико-грамматических) упражнений, включаемых в занятия. К ним относятся: упражнения в словоизменении, подборе лексем и словоформ, например определений к данному педагогом слову при характеристике персонажей сказки; упражнения в дополнении предложений нужным по смыслу словом и др.

На первом году обучения отрабатывают различные грамматические структуры простого распространенного предложения, некоторых типов сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций. На втором году обучения на занятиях по пересказу обращают внимание на овладение детьми навыками построения предложений с несколькими однородными сказуемыми, а также бессоюзных сложных и сложноподчиненных предложений.

При проведении словарной работы внимание детей акцентируют на словах, служащих для выражения временной и пространственной связи событий (сначала, потом, утром, вечером, дальше, там, назад, обратно и др., на употребление предлогов с пространственным значением (в, на, над, под, из-за и т. д.). Обращают внимание на слова, указывающие на характер действия (длительность, интенсивность, например: скоро, долго, медленно, громко и др. Усвоение таких слов-«маркеров» значительно облегчает детям составление связных высказываний.

По мере роста речевых возможностей детей (второй год обучения) при пересказе отдельных произведений помимо обычного воспроизведения текста дети овладевают некоторыми доступными приемами его языковой трансформации. Так, при пересказе фрагментов произведений дается задание рассказать о событиях в прошедшем времени (путем замены временных форм глаголов). При пересказе других произведений можно использовать такой прием трансформации текста, как замена рассказа от первого лица рассказом от третьего лица. Указанная форма работы способствует овладению детьми лексико-грамматическими средствами построения высказываний путем практических целенаправленных действий с ними.

Проект «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей младшего дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 12 «Берёзка» Проект «Использование метода мнемотехники в обучении.

Обучение детей дошкольного возраста творческому рассказыванию Развитие связной речи является одной из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Программа детского сада ставит.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по обучению детей творческому рассказыванию Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по обучению детей творческому рассказыванию..

Конспект занятия по развитию речи. Обучение рассказыванию по картинке «Вот это снеговик!» Развитие речи. Тема: Обучение рассказыванию по картине «Вот так снеговик!». Образовательные области: «Коммуникация», «Здоровье», «Художественное.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Обучение рассказыванию. Сюжетно-ролевая игра «Выставка платков» Программное содержание : учить детей составлять рассказы – описания различных платков, задавать вопросы и отвечать на них, активизировать.

Консультация для воспитателей старших и подготовительных групп по теме «Развитие связной речи: обучение рассказыванию» Цель консультации: Дать методические рекомендации к проведению занятий, направленных на развитие связной речи у обучающихся старшего и.

Обобщение опыта «Формирование связной речи, обучение рассказыванию детей с ОНР» Обучение рассказыванию детей с общим недоразвитием речи. Учитель-логопед МБОУ «Центр ПМСС» В. Л. Щеблыкина Речь, выступая в своём функциональном.

Обучение рассказыванию «Моя любимая игрушка» Обучение рассказыванию «Моя любимая игрушка». Цель: учить детей составлять рассказы из личного опыта. Побуждать детей выделять особенности.

Консультация «Развитие речевых навыков детей при обучении рассказыванию» Требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развитию речи детей дошкольного возраста:.

Развитие речи. Обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза» Цель: учить детей рассматривать картину и рассказывать о ней в определённой последовательности. Задачи: 1. Учить составлять небольшой рассказ.

Обучение творческому рассказыванию детей с онр иии уровня

Обучение творческому рассказыванию старших дошкольников с ОНР III уровня.

К творческому рассказыванию относят придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержания, логически построенным сюжетом и соответствующим языковым оформлением. Творческое рассказывание занимает особое место в формировании связной речи детей дошкольного возраста, играет важнейшую роль в развитии словесно-логического мышления, представляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем.
Обучение данному виду рассказывания приобретает особое значение как в плане речевого и познавательного развития детей с общим недоразвитием речи, так и развития их творческих возможностей с учетом задач полноценной подготовки к обучению в школе. Овладение навыками творческого рассказывания знаменует собой переход на качественно новый уровень речемыслительной деятельности, максимально способствует приближению ребенка к тому уровню связной речи, который требуется ему для перехода к учебной деятельности.
Формирование навыков творческого рассказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня представляет значительные сложности.
Старшие дошкольники с ОНР III уровня испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательного развития выбранного сюжета и его языковой реализации. Нередко выполнение творческого задания (составление небольшого рассказа на заданную тему) подменяется пересказом знакомого детям текста.
Это определяет необходимость проведения систематической работы со старшими дошкольниками с ОНР III уровня, направленной на формирование у них навыков рассказывания с элементами творчества.
Руководствуясь желанием глубже изучить проблему формирования связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня на занятиях по обучению творческому рассказыванию и пути ее решения, я определила основные направления работы.

Тема: «Обучение творческому рассказыванию детей с ОНР III уровня»

Месяц
Работа с детьми
Работа с родителями
Работа с педагогами
Изучение литературы
Результат

Сентябрь
Развитие общего внимания и понимания речи. Составление предложений из 3 слов. Понятие «слово» и «предложение».
Родительское собрание «Особенности речевого развития детей с ОНР и ФФН. Задачи первого периода обучения»

Совместное планирование работы, составление сетки занятий на новый учебный год.
ГлуховВ.П.
Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР»
Дети умеют составлять трехсловные предложения.
У них сформированы понятия «слово» и «предложение»

Октябрь
Пересказ текста, составленного по демонстрируемому действию.
Индивидуальные консультации «Работа по заданию логопеда в домашних условиях». Посещение инд. занятий.
Характеристика детей после обследования логопеда: диагноз, здоровье, индивидуальные особенности ребёнка.
Направление индивидуальной работы с детьми

Изучение опыта работы воспитателей по данной теме
(методический каб.)
Дети умеют пересказывать простой текст, сост. по демонстрацион. действию

Ноябрь
Пересказ короткого рассказа с использованием опорных картинок на магнитной доске
Консультации «Роль игровых упражнений в развитии связной монологической речи детей»

Развитие творческих способностей на музыкальных занятиях.
Изучение периодической литературы
Дети пересказывают рассказ с опорой на картинки

Декабрь
Составление рассказов по серии сюжетных картинок.
Родительское собрание «Итоги первого периода и задачи второго периода обучения детей»

Работа над развитием связной речи на занятиях по ИЗО деятельности»
Глухов В.П. «Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с ОНР»
Дети умеют определять последовательность сюжетных картинок и составлять по ним рассказ.

Январь
Составление рассказа по аналогии
Посещение инд. логопедических занятий по (желанию или приглашению логопеда) Рекомендации «Как научить ребёнка пересказывать текст»
Консультации «Система подготовительных упражнений, направленная на формирование навыков рассказывания с элементами творчества»
Изучение опыта работы логопедов по данной теме.
Дети умеют составлять рассказ по аналогии

Февраль
Придумывание продолжения и завершения рассказа.
Консультация «Некоторые вопросы организации обучения ребёнка рассказыванию с элементами творчества в семье»

Консультация «Проведение различных видов творческих занятий во 2 половине дня»
Селиверстов В.И.
Гриншпун Б.М.
«Развитие коммуникатив- ных умений и навыков у дошкольников в процессе лог.работы над связной речью»
Дети умеют составлять продолжение и завершение рассказа.

Март
Составление творческого рассказа по опорным словам на предложенную тему.
Родительское собрание «Задачи III периода обучения детей с ОНР и ФФН. Итоги II полугодия.

Подготовка и драматизация сказки к празднику 8 марта.
Изучение периодической литературы по теме.
Дети умеют составлять рассказ по опорным словам на предложенную тему

Апрель
Составление рассказа по картине с проблемным сюжетом.
«День открытых дверей»- посещение родителями фронтальных логопедических занятий.

Совместная подготовка и проведение «Дня открытых дверей»
Анализ изученной литературы
Дети умеют составлять рассказ по картине с проблемным сюжетом.

Май
Творческое рассказывание на заданную тему.
Диагностика.
Индивидуальное консультирование родителей по результатам диагностики.
Анализ диагностики, подведение итогов работы, выводы.
Анализ изученной литературы, выводы и рекомендации.
Дети владеют навыками творческого рассказывания на заданную тему

На различных этапах работы использовались следующие виды творческих заданий.

13 SHAPE * MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE * MERGEFORMAT 1415

Схема 3
13 SHAPE * MERGEFORMAT 1415

Коррекционное обучение предполагает тесную взаимосвязь в работе всех педагогов. В работу включаются следующие подготовительные упражнения, проводимые логопедом совместно с воспитателем.

Лексические упражнения:
Подбор определений, эпитетов, сравнений для словесной характеристики предметов;
Подбор к слову, обозначающему предмет, соответствующих ему наименований действия и наоборот;
Подбор синонимов и антонимов к словам, обозначающим предметы и их свойства, различные действия;
Подбор родственных слов, вариативных по значению.

Лексико-грамматические упражнения:
Дополнение предложений нужным по смыслу словом;
Составление предложений по данным словам.

Упражнения для развития «поэтического слуха», например, подбор рифмующихся слов к незаконченной стихотворной фразе.

Игры-упражнения:
На узнавание предмета по его описанию (на основе сопоставления и анализа перечисленных признаков);
На отгадывание загадок об игрушках, различных предметах, животных и др. коллективное придумывание загадок по аналогии.

Во второй половине дня воспитателем используются по рекомендации логопеда следующие виды работ:
Игры-драматизации на сюжет пересказываемого произведения;
Упражнения в моделировании пересказываемого сюжета (с помощью картинного панно, наглядной схемы);
Рисование на тему пересказываемого произведения с последующим составлением рассказов по выполненным рисункам;
Игра-упражнение «Узнай, что это?» (узнавание предмета по указанным его деталям, отдельным составным элементам);
Составление описания предмета по собственному рисунку;
Использование игровых ситуаций при составлении описательных рассказов.

В занятия по обучению рассказыванию по картинкам включаются следующие виды творческих заданий:
Придумывание названий к картинке или серии картин, а также к каждому фрагменту-эпизоду;
Игры-упражнения на воспроизведение элементов наглядного содержания картины («Кто самый внимательный?», «Кто лучше запомнил?» и др.);
Упражнение в составлении предложений по данному слову с опорой на картинку;
Разыгрывание действий персонажей картины (игра-драматизация с использованием пантомимы и др.);
Придумывание продолжения к действию, изображенному на картинке (серии картин);
Восстановление пропущенного звена при составлении рассказа по серии картин;
Игра-упражнение «Угадай-ка!»: дети восстанавливают содержание изображенного фрагмента картинки, закрытого экраном.

В структуру занятий по обучению составления рассказа на заданную тему рекомендуется включать:
Беседу-обсуждение предложенной темы (активизация и уточнение имеющихся у детей представлений, связанных с темой рассказа);
Коллективное составление плана будущего рассказа;
«направляющие» указания к составлению рассказов (дети должны определить место, время действия, основных персонажей; дается установка, как можно начать рассказ и т.д.);
Обсуждение и анализ детских рассказов (по аудиозаписи или видеофильму) ;
«домашние задания»: пересказать родителям составленный на занятии рассказ, придумать другие рассказы на эту же тему.

Родителям необходимо объяснить значимость данной работы, предложить задания и упражнения, в процессе которых одновременно совершенствуются навыки ведения диалога и реализуются элементы собственного творчества детей в рассказывании:
«Кто что делает?», «Кому что нужно?» (применительно к лексическим темам, которые изучались в группе).
«Подбери родное слово» (о родственных словах и антонимах)
«Расскажи о предмете» (составление словесной характеристики предметов).
«Вставь пропущенное слово» (по тексту).
«Узнай, что это?» (узнавание предмета по указанным его деталям.)
«Кто лучше запомнил?»
Можно предложить и следующие задания:
отгадывание загадок об игрушках, различных предметах, животных и др.;
выполнение рисунка к предметам и явлениям (совместно с родителями);
выполнение рисунка на тему пересказываемого произведения;
придумывание названия к картинке или серии картинок;
придумывание рассказа на заданную тему (с опорой на образец начала рассказа, вспомогательные вопросы).
Родителям, работая с детьми, над заданиями необходимо следить за своей речью и речью детей.

На всех этапах обучения обращается внимание на такой вид работы, как анализ и обсуждение детских высказываний. При этом отмечаются следующие качества рассказов: полнота и последовательность передачи содержания, смысловое соответствие, удачное использование средств образной выразительности, проявление элементов фантазии. В ходе коллективного обсуждения дети (по замечаниям педагога) вносят дополнения, указывают на допущенные ошибки – в оформлении отдельных высказываний, употреблении слов и словообразований. В результате создаются дополнительные возможности для упражнений на подбор лексем, правильное употребление словоформ и построение предложений.
В процессе обучения связной речи уделяется внимание использованию просодических средств оформления высказываний (интонационное выделение фраз, слов, несущих основную смысловую нагрузку; смысловые паузы и т.д.). Это способствует эмоциональной передаче детьми текста рассказа, применению средств образной выразительности – эпитетов, сравнений, уменьшительно-ласкательных названий предметов и др. Поощряется использование в речевых высказываниях средств экспрессивно-оценочного характера.
В ходе целенаправленного и систематичного обучения у детей формируются представления об основных принципах построения связного сообщения: адекватности содержания, последовательности изложения, отражении причинно-следственной взаимосвязи событий. Дети осваивают языковые средства и речевые навыки, на основе которых возможно построение развернутых высказываний, максимально приближаются к тому уровню монологической связной речи, который необходим для овладения знаниями в период начального обучения в школе.

Рекомендации родителям в обучении детей, имеющих речевую патологию, творческому рассказыванию.

Большая предварительная работа проводимая по различным направлениям совместно с воспитателем, предшествует началу занятий по обучению составления рассказов с элементами творчества.
Данная работа является сложной и одновременно нужной, для развития связной речи детей. После того, как логопедом неоднократно проведены логопедические занятия по обучению творческого рассказывания детей и он убедился, что все дети усвоили эту тему, понимают задания предлагаемые педагогом, необходимо, чтобы родители закрепили дома с детьми все изученное (конечно же, постепенно, «от простого к сложному» давая им знания).
Родителям необходимо объяснить значимость данной работы, предложить задания и упражнения, способствующие закреплению изученного, с разъяснением правил и требований игры:
– «Кто что делает?», «Кому что нужно?» (применительно к лексическим темам, которые изучались в группе).
– «Скажи другому», «Подбери родное слово» (о родственных словах и антонимах)
– «Расскажи о предмете» (составление словесной характеристики предметов).
– «Подставь пропущенное слово» (по тексту).
– «Узнай, что это?» (узнавание предмета по указанным его деталям.)
– «Кто лучше запомнил?»
В процессе игры одновременно совершенствуются навыки ведения диалога и реализуются элементы собственного творчества детей в рассказывании.
Можно выполнить родителям с детьми и следующие задания:
– отгадывание загадок об игрушках, различных предметах, животных и др.;
– выполнить рисунки к предметам и явлениям (совместно с родителями);
– выполнение рисунка на тему пересказываемого произведения;
– придумать название к картинке или к серии картинок;
– придумать рассказ на заданную тему (с опорой на образец начала рассказа, вспомогательные вопросы).
Родителям, работая с детьми, над заданиями необходимо следить за своей речью и речью детей.

Рассказывание по картинкам

Придумывание названия к картине (серии картин)

Игры –упражнения на воспроизведение элементов содержания картины

Упражнения на составление предложений по данному слову с учетом содержания картины

Разыгрывание действий персонажей картины

Составление завязки
к
изображенному действию

Составление рассказа
по серии
картин

Игры- инсценировки
(на сюжет пересказа)

Упражнения на моделирование сюжета пересказа

Рисование на тему пересказа с последующим составлением рассказа

Восстановление «деформированного» текста с последующим составлением пересказа

Составление творческих пересказов (замена действующих лиц, места действия, изменение времени действия)

Игра – упражнение «Узнай, что это?»

Описание предмета по собственному рисунку

Описательные рассказы (используя игровые ситуации)

  • obuchenie_tvorcheskomu_rasskazyvaniyu_detey_s_onr_iii_urovnya
    Размер файла: 96 kB Загрузок: 4

Материалы по теме

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Читайте также:  План-конспект НОД: Игра-путешествие - Мы по городу идём
Ссылка на основную публикацию