Обучение детей с ОНР рассказыванию по картинке

Обучение детей с ОНР рассказыванию по картинке как основное средство развития связной речи

Обучение детей с ОНР рассказыванию по картинке как основное средство развития связной речи.

Одним из приемов развития связной речи является обучение рассказыванию по картине. Значение этого вида занятий велико, т.к. они способствуют:

  • расширению и активизации словаря;
  • формированию грамматически правильной речи;
  • развитию процессов восприятия, воображения и логического мышления.

И это очень важно, т.к. у детей с ОНР, наряду с системным нарушением речи, очень часто наблюдаются отклонения и недостатки в развитии внимания, памяти, восприятия и мышления [3].

Обучение рассказыванию по сюжетным и пейзажным картинкам является частью системы по развитию связной монологической речи дошкольников с ОНР, которая включает в себя:

  • описание предметов;
  • пересказ;
  • рассказы по картинам;
  • некоторые виды творческого рассказывания [1].

Ниже представлены примерные конспекты по обучению детей с ОНР рассказыванию по картинке в разных возрастных группах.

Конспект занятия №1 по обучению детей рассказыванию по картине в средней группе.

Тема занятия: «Беседа по картине «Куры»

  • учить детей полно и точно отвечать на вопросы по содержанию картины, используя в речи простую распространенную фразу,
  • обогащать и активизировать словарь,
  • работать над развитием силы голоса.
  • разучивать загадки о петухе,
  • беседа о домашних птицах.
  • кукарекает, кудахчет, пищат, гребешок, бородка, шпоры, пестрые, хвост колесом.
  • винительный падеж существительных: «клюет зернышки», «нашли жучка», «клюнуть жучка», «пьет воду», «ищет червячков»;
  • предложный падеж: «на голове», «на ногах», «на пальцах», «на земле»;
  • существительные с уменьшительно-ласкательным значением.
  • картины «Куры», игрушка «Петух».

Ход занятия.

1. Организация внимания:

– Сначала сядут девочки, потом мальчики.

2. Встреча с петухом.

Логопед достает коробку. Вдруг из нее раздается: «ку-ка-ре-ку!»

– Ой, кто это там кукарекает? Как вы думаете, ребята?

– Давайте посмотрим (логопед открывает коробку и достает из нее большого игрушечного петуха).

– Здравствуй, петушок (дети здороваются)! Ты зачем залез в коробку?

– Здравствуйте! А я хотел всех ребят разбудить.

– Да ребята давно уже не спят. Смотри мы уже позавтракали и теперь сели заниматься.

– Да? Ну вот, значит, я опоздал.

– Ну, ты не грусти. Хочешь, мы тебе загадку загадаем? (Петушок со-глашается и дети загадывают ему загадку: «Хвост с узорами, сапоги со шпорами. Ночью — распевает, днем — время считает»).

-Ну, это про меня загадка. Да, и днем, и ночью распеваю. Я прямо как будильник. Я очень нужный.

– Да, Петя, ты не только нужный, но еще и очень красивый. Да, ребята? Хочешь мы про тебя расскажем? (Логопед вместе с детьми рассказывает).

– А у меня есть картина, на которой нарисована куриная семья. Хотите посмотреть? (Логопед вывешивает картину). Давайте назовем всех-всех, кто нарисован на этой картине.

– Расскажите, какой у него гребешок.

– Что у него еще есть на голове?

– Какой у него клюв?

– Какой у петуха хвост?

– Какие у петуха лапы? Что есть на лапах?

– Какого цвета перышки у петуха?

– Что делает петух?

– А это кто? Какие они?

– Какого цвета цыплята?

– С кем гуляют цыплята?

– Что делает их мама-курица?

– Куда смотрят эти цыплята? Что они хотят сделать?

– Что здесь нарисовано? Что делает эта курица?

– Сколько всего кур здесь нарисовано?

3. Работа над силой голоса.

– Понравилась вам эта картина?

– А тебе, Петя? Давайте покричим, как петух. Что он делает? (Кукарекает). Как он кукарекает громко или тихо?

– А как куры своих детей созывают? (Изображают). Что они делают? (Кудахчут).

– А что делают цыплята? Каким голосом они пищат? (Тонким, тихим).- Изображают.

4. Итог занятия.

Петух: «Молодцы, ребята, мне у вас очень понравилось, но теперь мне надо идти домой, меня курочка и цыплятки ждут. До свидания, ребята.

Дети прощаются с петухом и приглашают его еще в гости.

Логопед дает оценку ответам детей.

Конспект занятия №2 по обучению детей составлению связных рассказов по картине в старшей группе.

Тема: «Составление связных рассказов по картине «В лесу»

  • учить детей строить полный последовательный рассказ по сюжетной картине, в речи простыми распространенными предложениями (в том числе с однородными членами);
  • при рассказывании использовать коллективно со-ставленный план.
  • рассматривание и беседа по данной кар-тине, составление рассказов-описаний, отдельных фрагмен-тов картины, чтение рассказов и стихов, беседа о лете.
  • чудесная, ясная, солнечная (погода);
  • березы, сосны, поляна, ромашки, колокольчики, незабудка, букет;
  • собирать, искать.
  • отработать творительный падеж с предлогом «за».
  • картина, кружочки красного и синего цвета по количеству детей.

Ход занятия

1. Организация внимания.

Уточнение последовательности времен года: каждому ребенку задается вопрос типа: «Какое время года бывает после лета?»; «перед зимой?» и т.д.

Правильно ответивший на вопрос садится на свое место.

2. Вступительная беседа:

– Какое сейчас время года?

– Назовите весенние месяцы.

– Какой весенний месяц сейчас?

– Какое время года будет после весны?

– Сейчас конец весны, как мы говорим про такую весну (поздняя)?

– На какое время года похожа поздняя весна?

– Какое летом солнце?

– А какая погода бывает летом?

– Ваня, скажи, какая летом погода, назови все слова, которые говорили ребята (ребенок строит предложение с однородными членами).

– Куда мы пойдем на прогулку?

3. Работа с картиной:

– Игра «К нам пришел волшебник «Я слышу».

Логопед вывешивает картину:

– Посмотрите, дети решили пойти погулять в лес. Как вы думаете, где они живут? Давайте поиграем в игру «К нам пришел волшебник «Я слышу». Представьте себе, что вы тоже оказались здесь, в лесу. Какие звуки вы слышите? (Шумят деревья, жужжат жуки, разговаривают между собой девочки и мальчики, поют птицы, прыгают белки, шурша когтями по стволу дерева).

4. Физминутка.

– А теперь вы встаньте со стульчиков, кто захочет, возьмите корзины для ягод, орехов и прогуляемся по лесу. (Дети изображают, как идут по лесу, рвут цветы, собирают ягоды в корзины (рука согнута в локте). А сейчас подкрадемся на цыпочках, спрячемся за дерево и посмотрим, как играют белки. Послушайте, как кукует вдалеке кукушка (дети тихим голосом ку-ку; ку-ку). Пойдем дальше. Нужно покричать, чтобы никто не отстал, не потерялся: Ау! Ау! (протяжно, не очень громко). Теперь можно идти домой.

– Сейчас будем составлять по картине рассказ.

– О чем будем говорить вначале?

– О чем расскажем потом?

– О чем будем рассказывать дальше?

– Что нужно сказать потом?

– Чем закончим рассказ?

3-4 ребенка (по очереди) составляют свои рассказы по картине. После каждого выступления дети поднимают красный или синий кружки в зависимости от того, понравился рассказ или нет. Затем они добавляют, высказывают замечания или, наоборот, говорят, что им понравилось в рассказе.

5. Итог занятия.

– Что мы сегодня делали?

– Чьи рассказы вам понравились?

Логопед дает оценку ответам детей.

Конспект занятия №3 по обученю рассказыванию по серии сюжетных картинок в подготовительной группе.

Тема: «Составление рассказов по сюжетным картинкам серии «Что такое хорошо и что такое плохо».

  • упражнять детей в составлении рассказа по серии сюжетных картинок;
  • учить развивать сюжет, придумывая продолжение рассказа;
  • учить давать оценку поступкам людей, их эмоциональному состоянию.
  • грустный, печальный, огорчение, веселый, радостный, веселье, стыдно, покраснел, «не смотрит в глаза».
  • чтение стихотворения Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»;
  • беседы о правилах поведения в обществе, о делах плохих и хороших;
  • рассматривание и беседа по данной серии сюжетных картинок.
  • серия картинок (4 шт.), мячик.

Ход занятия

1. Организация внимания:

Игра «Скажи наоборот» (логопед называет слово, бросает ребенку мяч, тот возвращает его, произносит слово с обратным значением (радость, грусть, добрый, веселый, трудолюбивый, вежливый, жадный, красивый, ленивый, злой, грустный, щедрый).

2. Вступительная беседа:

– Ребята, вы знаете, что есть поступки плохие и хорошие, если человек совершит хороший поступок, то как про него можно сказать (хороший, справедливый, добрый). А если кто-то поступит плохо, то такому человеку обязательно будет стыдно. Поэтому нужно стараться вести себя так, чтобы потом не пришлось краснеть за свои поступки. Давайте расскажем о том, какие хорошие поступки вы совершили.

3. Рассказывание по картинкам.

– Сегодня мы будем составлять рас сказ про Олега и Мишу (выставляет первую картинку). Ира начнет рассказывать, а мы будем слушать внимательно и дополнять рассказ (Ира рассказывает. После рассказа дети вносят дополнения и поправки).

– Ребята, как в такой ситуации нужно поступить Мише?

– Давайте посмотрим, как же поступил Миша (выставляется вторая картинка). Кто хочет рассказать?

– Кто дополнит рассказ Артема? (Логопед следит за тем, чтобы в своих рассказах дети дали оценку поступку Миши).

– Миша поступил нехорошо. Как вы думаете, ему радостно от того, что он отобрал у Олега игрушку?

– Посмотрим следующую картинку. Вика, расскажи, что было раньше.

– Вам понравился рассказ Вики?

– Людям, которые поступают нехорошо, обычно бывает стыдно за свои поступки. И они даже краснеют от стыда. Посмотрим, стыдно ли Мише (выставляется четвертая картинка).

– Кто хочет рассказать? (Если ребенок в рассказе упускает это, то логопед просит обратить внимание на настроение персонажей картины).

4. Физминутка.

Две руки хлопают,
Две ноги топают,
Два локтя вращаются,
Два глаза закрываются.

5. Работа над развитием воображения:

– Дети, подумайте, а что могло произойти дальше? (Дети стали играть вместе).

– А как играть вместе, ведь игрушка-то одна? (Дети высказываю свои варианты)

– А на следующий день, когда мальчики пришли в детский сад, что мог сделать Миша, чтобы порадовать Олега?

– Так как же нужно играть, чтобы никому не было обидно?

– Кто хочет еще раз рассказать про Олега и Мишу (выслушивается 1-2 рассказа с добавлением своего конца истории).

6. Итог занятия.

Логопед дает оценку рассказам детей.

  • Бородич А.М. «Методика развития речи детей» М. Просвещение, 1981 г
  • Гербова В.В. «Учусь говорить» М. Просвещение, 1999 г.
  • Глухов В. П. Особенности обучения рассказыванию по картине детей дошкольного возраста с ОНР//Дефектология. 1986 №3

Ксейко Л.А.,
учитель-логопед высшей кв. категории

Обучение детей с ОНР рассказам по картинам

• анализ сюжета картины;
• пополнение запаса представлений о тех или иных предметах и явлениях, связанных с данной картиной;
• создание стимула к фантазированию;
3. Чтение художественной литературы о персонажах и предметах, которые есть на картине.
Цели: обогатить речь детей литературными речевыми образцами; пополнить знания детей о предметах и явлениях, изображенных на картине. Эффективность этого вида работы возрастает в том случае, если педагог соотносит речевые литературные образцы с картиной.
4. Словарная работа.
Цель: обогатить и активизировать словарный запас детей.
* Называние предметов, изображенных на картине, и объяснение их предназначения;
* Построение антонимических пар (игра «Наоборот»);
* Построение синонимических рядов;
* Подбор родственных слов, которые можно использовать при описании картины (с объяснением значения слова в отдельных случаях).
5. Различные игры.
Игры на акцентуацию внимания.
Цели: развивать зрительное восприятие. Зрительную память и зрительное внимание, активизировать словарь
– «Кто внимательный» – Дети поочерёдно заканчивают предложение, начатое логопедом, нужным по смыслу словом с опорой на картинку, называют детали картины;
– «Найди предмет». Проходит в форме соревнования. Кто больше назовёт живых предметов, неживых предметов;
– «Кто больше увидит?». Ребёнок называет изображённые на картине предметы определённого цвета, назначения, сделанные из того или иного материала.
– «Классификации»;
Игры на установление связи между предметами.
Цели: научить детей находить связи между предметами, определять причинно-следственные отношения, активизировать словарь.
– «Что с чем?»;
– «Ассоциативные ряды или круги»;
Я соединяю линией два предмета и прошу рассказать, как связаны между собой объекты, которые он соединил. Дети должны вспомнить, какие действия выполняют различные персонажи. Можно использовать схематичное изображение слов-действий. Очень эффективным будеи обыгрывание детьми в пантомиме действий персонажей картины с последующим оречевлением.
– «Оживи картину». Я предлагаю детям закрыть глаза и представить, что они попали в картину. Что вы слышите? (показываю символ «ухо»). «Пройдите» по картине, «дотроньтесь» до предметов, которые вам попадаются на пути. Что вы почувствовали? (показываю символ «рука»). Вдохните запах. Какие запахи вы почувствовали? (показываю симовл «нос»). Попробуйте на вкус. Какие у вас возникли вкусовые ощущения? (показываю символ «рот-язык»).
Сенсорные игры.
– «Сенсорная копилка». Скажите, какой предмет? Что ещё такое же? Дети придумывают метафоры и сравнения по моделям.
– «Было – будет» Ребёнок выбирает любого героя картины. Придумай, что он делал раньше (до появления на картине), что будет делать потом;
– «Я – другой». Выберите героя, скажите в каком он настроении (состоянии). Расскажите, какими он видит предметы или события в таком состоянии. Теперь настроение у него изменилось? Какими теперь он видит окружающее.
– «Раскрась так же»;
Языковые игры.
– «Скажи ласково»;
– «Я – Мы» – образование множественного числа;
– «Действия»;
– «Поэты» – подбор рифмы;
– «Доскажи словечко»
II. Репродуктивный вид рассказывания (воссоздающий, использующий опору)
1. Описательные рассказы.
• Описания предмета по образцу;
• Описание предмета по вопросам логопеда:
• Описательный рассказ по схеме;
• Описательный рассказ по сенсорным символам;
• Описательный рассказ по мнемотаблице;
• Описательные рассказы по цветовым символам.
2. Сравнительно-описательные рассказы.
• Сравнительное описание по аналогии.
• Сравнительное описание по вопросам;
• Сравнительное описание по схеме;
3. Описание картины
• по традиционной методике.
• по системе ТРИЗ;
• по вопросам логопеда;
• по плану;
• частичное описание картины;
• с помощью ориентировочных схем;
• с помощью схематично изображенных деталей;
4. Описание динамического сюжета по картине
Составление рассказа:
• по опорным словам;
• по аналогии;
• по сюжетной картине и стихотворению;
• по предложениям, составленным из опорных слов;
• по картографической схеме (методика В.К.Воробьевой)
III. Творческий вид рассказывания.
Придумывание:
• начала рассказа;
• конца рассказа;
• рассказ от имени какого-либо живого предмета, от первого лица;
• рассказ от имени неживого предмета (оживление неживого предмета);
• придумывание сказки (кантоминация);
• придумывание рассказа на тему.
• аналогично составляется рассказ по пословице и картине.
При работе с рассказами необходимо соблюдать некоторые правила:
1. Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать нужно только еще одним вопросом, или двумя. Количество вопросов пропорционально мастерству логопеда.
2. Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это не имеет смысла.
3. Перед занятием тщательно посмотрите конспект еще раз. Вопросы по картине должны быть лаконичными и точными.
4. Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.

Общие требования к организации работы с картиной:
1. Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.
2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.
3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.
4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.
5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.
6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

Читайте также:  Логопедическое занятие по теме Одежда

Требования к рассказам детей
• точная передача сюжета;
• самостоятельность;
• образность, целесообразность использования языковых средств (точное обозначение действий);
• наличие связей предложений и частей рассказа;
• выразительность, умение интонировать, акцентирование наиболее значимых слов;
• плавность речи, фонетическая чёткость каждой фразы
• Интересное, понятное содержание, воспитывающее положительное отношение к окружающему.

Обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи

Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1984. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956. Гербова В. В.

Обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи

Другие дипломы по предмету

(низкий)Пересказ составлен по наводящим вопросам. Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие” употребляемых языковых средств.Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов. Его связность резко нарушена. Отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа, изображенному сюжету. Встречаются смысловые ошибки. Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках.Отсутствуют один или два фрагмента рассказа. Большая его часть представляет простое перечисление предметов и действий (без детализации); отмечается крайняя бедность содержания; резко нарушена связность повествования; грубые лексико-грамматические недостатки, затрудняющие восприятие рассказа.Рассказ составлен целиком по наводящим вопросам; крайне беден по содержанию, схематичен и продолжен в соответствии с заданием, но не завершен. Резко нарушена связность повествования; допускаются грубые смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Выраженный аграмматизм, затрудняющий восприятие рассказа.1 балл

Задание не выполнено2.2 Результаты констатирующего исследования

ДетиВиды заданияОбщее количество балловПере-сказРассказ по серии сюжетных картинРассказ из личного опытаРассказ по данному началуНастя Н.433212Борис Д.433212Света З.32218Миша К.23128Сережа Х.11114Андрей Ф.432211Мухаммет Х.32218Карина Б.22116Денис Ч.32218Джамиля Х.11114

15 13 – высокий уровень

12 9 – средний уровень

8 – 5 – ниже среднего

4 – 0 – низкий уровень

Глава III. Формирующий эксперимент

3.1 Экспериментальная работа по обучению рассказыванию

Результаты констатирующего экспериментального исследования показали, что дети с ОНР III уровня способны к пересказу коротких текстов, составлению рассказов по сюжетным картинкам, к рассказыванию из личного опыта, к рассказыванию по данному началу, но все-таки это еще значительно отличается от связной речи с нормальным развитием. Дети с ОНР III уровня недостаточно отражают в связной речи причинно-следственные отношения между событиями, у них узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств. Их рассказы выглядят как набор непоследовательных аграмматических фраз. Отмечаются нарушения согласования, пропуски или замены сложных предлогов, затруднение в построении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, естественно, все эти нарушения отражаются в связной речи дошкольников. Рассказы детей недостаточно полны, развернуты, последовательны, они в основном состоят из простых предложений, бедны эпитетами.

Поэтому со старшими дошкольниками с ОНР III уровня нужно продолжать работать над сформированностью связной речи.

При проведении занятий по развитию связной речи в обучающем эксперименте мы опирались на методику, предложенную Т.А. Ткаченко. Исследования показали, что дети с указанной патологией при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах. При подборе таких средств мы основывались на факторах, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи. Одним из таких факторов является наглядность, при которой происходит речевой акт. В качестве второго вспомогательного средства мы выделили моделирование плана высказывания, на значимость которого указывал известный психолог Л.С.Выготский. После анализа всех используемых при обучении дошкольников видов самостоятельного рассказывания мы отобрали те из них, в которых в наибольшей степени присутствуют оба означенных фактора, и расположили виды рассказывания в порядке постепенного убывания наглядности, а также “свертывания” смоделированного плана. Получилось следующее:

  1. пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию;
  2. составление рассказа по демонстрируемому действию;
  3. пересказ рассказа с использованием фланелеграфа;
  4. пересказ рассказа с использованием сюжетных картинок;
  5. составление рассказа по серии сюжетных картинок;
  6. пересказ рассказа с использованием одной сюжетной картинки;
  7. составление рассказа по одной сюжетной картинке.

Учитывая сказанное, мы опирались на схемы для составления описательных и сравнительных рассказов в рамках наиболее типичных групп предметов, таких как игрушки, одежда, животные, посуда и другие (см. приложение).

Для воспитателей нашей группы мы предложили использовать те виды, которые не требуют контекстной, объемной, самостоятельной речи, а именно:

  1. чтение и разбор коротких рассказов и сказок;
  2. рассматривание объектов и предметов;
  3. беседа по картинке.

При проведении занятий по формированию связной речи мы предлагаем учитывать следующие методические принципы:

  1. Постепенное усложнение в ходе занятия речевого материала (от простых фраз к сложным, от 3-словных к 4-словным, от фраз к рассказу).
  2. Постепенная активизация в ходе занятия детей (особенно из слабой подгруппы), но только на уровне фразовых ответов.
  3. Исключение, особенно на первых порах, отрицательной оценки деятельности детей. Акцентирование внимания на их успехах и достижениях с целью повышения речевой активности.
  4. Определенная последовательность опроса детей при рассказывании. Сначала вызываются дети из сильной подгруппы, затем из средней).
  5. Перенесение отработки связного рассказывания с детьми из слабой подгруппы на индивидуальные логопедические занятия. ( На групповом занятии такие дети выступают только по достижении ими среднего уровня. Одновременно это является стимулом в обучении).

Занятия, предусмотренные перспективным планом для развития связной речи, были распределены следующим образом:

Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин — 4 занятия

Пересказ рассказа с использованием опорных сигналов — 4 занятия

Составление рассказа с элементами творчества

по серии сюжетных картин — 4 занятия

Составление рассказа с элементами творчества

по одной сюжетной картине — 2 занятия

Составление описательных рассказов с использованием схем — 5 занятий

Творческое рассказывание — 2 занятия

Экспериментальными данными подтверждается, что при описании и сравнении предметов и объектов дети испытывают значительные затруднения, связанные:

  1. с самостоятельным определением при рассмотрении предмета, его главных признаков и свойств;
  2. установлением последовательности в изложении выявленных признаков;
  3. удержанием в памяти ребенка этой последовательности.

Учитывая сказанное, мы разработали схемы для составления описательных и сравнительных рассказов в рамках наиболее типичных групп предметов, таких как игрушки, одежда, животные, посуда и другие.

Анализируя результаты проведённой работы, мы сделали вывод, что использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчают нашим детям овладение этим видом связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы чёткими, связными, полными, последовательными. Эти и аналогичные схемы мы использовали не только для составления описательных рассказов, но и для сравнительных рассказов, придумывания загадок о предметах, а также в таком важном и сложном разделе работы, как обучение детей самостоятельной постановке вопросов.

Важность овладения навыками описания предметов в плане подготовки к школьному обучению, трудности в усвоении этого вида развёрнутых высказываний определили необходимость изыскания наиболее адекватных путей и способов формирования у детей с ОНР навыков связной описательной речи.

Занятие по составлению описательных рассказов являлись частью нашей комплексной работы по формированию связной речи у детей с ОНР. При этом ставились следующие задачи:

  1. формирование умений выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов, использовать для их определения адекватные фразы-высказывания;
  2. формирование обобщенных представлений о построении описания предмета;
  3. овладение детьми языковыми средствами, необходимыми для составления связных высказываний в форме описания;
  4. практическое усвоение навыков описания предметов путём тренировочных упражнений.

Обучение осуществлялось поэтапно и включало следующие основные виды работы:

  1. подготовительные упражнения к описанию предметов;
  2. формирование первоначальных навыков самостоятельного описания;
  3. описание предметов по основным признакам;

Обучение детей с ОНР рассказыванию по картинке

Комарова Эльвира Камилевна – Педагог – психолог ГБОУ Школа №887 г. Москва
Дата поступления работы на конкурс: 16.01.2018г.

Роль составления рассказов по серии сюжетных картин при формировании связной речи у детей дошкольного возраста.

В си c теме работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста особую роль играет наглядность. Наглядны e средства вырабатывают логику мышления, способность к поиску наиболее точных выразительных средств.

Одним из самых распространенных видов наглядности при обучении дошкольников рассказыванию является картина. Учить ребенка рассказывать по картинам – это значит формировать его связную речь. Картина не только расширяет и углубляет детские представления o б общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.

Несмотря на то, что картины давно рассматриваются как важное средство развития речи детей, на практике рассказыванию по картинам особенно по серии сюжетных картин уделяется недостаточно внимания.

Использование серии сюжетных картин способствует развитию умений правильно выстраивать сюжетную линию рассказа, формирует элементарные знания о композиции связного высказывания, стимулирует поиск наиболее точных и образных средств, использование разнообразных связей м e жду смысловыми частями текста и отдельными предложениями при предъявлении разных вариантов серии и сочетание речевых упражнений с содержанием картин.

Предъявление разных вариантов серии сюжетных картин и сочетание речевых упражнений с их содержанием способствует развитию умений правильно выстраивать сюжетную линию рассказа, формирует элементарные знания о композиции связного высказывания, стимулирует поиск наиболее точных и образных средств, разнообразных связей между смысловыми частями текста и отдельными предложениями.

Совершенствование качества детских рассказов осуществляется при постепенном усложнении процесса обучения (использовании этапности при ознакомлении с текст o м, его структурными компонентами, использовании такой формы обучения, как рассказывание – командами, различными вариантами предъявления серий сюжетных картин).

Прослеживание динамики в детских рассказах: от элементарных, поверхностных высказываний с отсутствием структуры рассказа, средств выразительности с бесконечными паузами и повторами к более содержательным, последовательным, связным рассказам с соблюдением структуры и с использованием разных видов связей и средств выразительности.

Для детей с низким уровнем речевого развития можно

дополнительно использовать: образец правильно построенных предложений, показывать способы плавных переходов от картинки к картинке, проводить разнообразные лексические упражнения на подбор синонимов, антонимов, также дети могут самостоятельно раскладывать картинки, этот прием помогает чувствовать логику изложения.

«Что сначала, что потом?»

Цель: Учить детей ра c полагать картинки в порядке развития сюжета, подбирать необходимые слова, правильно строить окончание рассказа.

Если расположить картинки по порядку, то получится интересная история, а чтобы правильно выполнить это задание надо догадаться: что было сначала? что произошло потом? и чем все закончилось.

«Так бывает или нет».

Ц e ль: развивать умение замечать непоследовательность в рассказах, устанавливать связи между явлениями, выражать их в слове.

«Сейчас я в a м буду o ч e м-то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кт o заметит, тот пусть после того как я закончу скажет, почему так не может быть».

Цель: Учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета, подбирать необходимые слова, правильно строить предложения.

«Посмотри внимательно и скажи, кто нарисован на картинках? Как ты думаешь, что он делает сейчас, что он будет делать потом…, найди картинку, на которой нарисовано то, чем все закончится».

Также эффективным приемом, стимулирующим детей на составление рассказов, является использование разных видов педагогических оценок, в разных частях занятия.

Сюжетные картинки м o гут быть люб o го с o держания:

Методика работы по формированию связной речи детей с ОНР (III уровень речевого развития) – презентация

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемmetodcentrkash.edusite.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Методика работы по формированию связной речи детей с ОНР (III уровень речевого развития)” — Транскрипт:

1 Методика работы по формированию связной речи детей с ОНР (III уровень речевого развития)

2 Этапы работы по формированию связной речи детей I. Подготовительный этап I. Подготовительный этап I.1. Составление предложений простых синтаксических структур. I.1. Составление предложений простых синтаксических структур. I.2. Составление предложений более сложной структуры. I.2. Составление предложений более сложной структуры. I.3. Формирование и закрепление навыков составления вопросов. I.3. Формирование и закрепление навыков составления вопросов. I.4. Развитие навыков ведения диалога. I.4. Развитие навыков ведения диалога. I.5. Формирование лексико-грамматического строя речи. I.5. Формирование лексико-грамматического строя речи.

3 Этапы работы по формированию связной речи детей (продолжение) II. Формирование связной монологической речи старших дошкольников с ОНР. II. Формирование связной монологической речи старших дошкольников с ОНР. II.1. Обучение пересказу. II.1. Обучение пересказу. II.2. Обучение рассказыванию по картинкам. II.2. Обучение рассказыванию по картинкам. II.3. Обучение рассказу-описанию предметов. II.3. Обучение рассказу-описанию предметов. II.4. Обучение рассказыванию с элементами творчества. II.4. Обучение рассказыванию с элементами творчества.

4 Методические требования к занятиям по обучению детей рассказыванию 1. Уделять большое внимание подготовительной работе (подготовка к восприятию и предварительный разбор содержания текста или наглядно представленного на картине сюжета). 1. Уделять большое внимание подготовительной работе (подготовка к восприятию и предварительный разбор содержания текста или наглядно представленного на картине сюжета). 2. Формировать языковые (прежде всего, грамматические) представления и обобщения. 2. Формировать языковые (прежде всего, грамматические) представления и обобщения. 3. Формировать навыки планирования связных высказываний различного типа. 3. Формировать навыки планирования связных высказываний различного типа. 4. Обращать внимание на такой вид работы, как анализ и обсуждение детских высказываний. 4. Обращать внимание на такой вид работы, как анализ и обсуждение детских высказываний.

5 Методические требования к занятиям по обучению детей рассказыванию (продолжение) 5. Использовать технические средства обучения. 5. Использовать технические средства обучения. 6. Осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к детям с ОНР. 6. Осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к детям с ОНР. 7. Учитывать принцип тематической взаимосвязи (в соответствии с программой обучения и воспитания детей с ОНР). 7. Учитывать принцип тематической взаимосвязи (в соответствии с программой обучения и воспитания детей с ОНР). 8. Формировать навыки тех видов монологических высказываний, которые составляют основу овладения знаниями в период начального обучения в школе (пересказ, составление рассказа по наглядной опоре, составление рассказа по аналогии). 8. Формировать навыки тех видов монологических высказываний, которые составляют основу овладения знаниями в период начального обучения в школе (пересказ, составление рассказа по наглядной опоре, составление рассказа по аналогии).

6 Методика обучения детей с ОНР рассказыванию Занятия по пересказу 1. Обучение пересказу проводить на двух занятиях. 1. Обучение пересказу проводить на двух занятиях. 2. Общая структура занятия включает: 2. Общая структура занятия включает: а) вводные, подготовительные упражнения; а) вводные, подготовительные упражнения; б) чтение произведения; б) чтение произведения; в) разбор текста («языковой» и «содержательный») /1-e занятие/ в) разбор текста («языковой» и «содержательный») /1-e занятие/ г) пересказ текста; г) пересказ текста; д) упражнения на усвоение и закрепление соответствующего языкового материала и анализ детских рассказов /2-е занятие/ д) упражнения на усвоение и закрепление соответствующего языкового материала и анализ детских рассказов /2-е занятие/

7 Методика обучения детей с ОНР рассказыванию Занятия по пересказу Виды работ и методические приёмы 1. Приём завершения детьми отдельных, незаконченных педагогом предложений (выбираются предложения, содержащие обозначение вводимых в сюжетное действие рассказа новых персонажей, существенных предметов отображаемой обстановки, тех или иных действий, событий и др.) 1. Приём завершения детьми отдельных, незаконченных педагогом предложений (выбираются предложения, содержащие обозначение вводимых в сюжетное действие рассказа новых персонажей, существенных предметов отображаемой обстановки, тех или иных действий, событий и др.) 2. Разбор содержания произведения проводить в вопросно-ответной форме. 2. Разбор содержания произведения проводить в вопросно-ответной форме. 3. Применять иллюстративный материал. 3. Применять иллюстративный материал. 4. Проводить специальный языковой (лексический) разбор текста. 4. Проводить специальный языковой (лексический) разбор текста.

8 Методика обучения детей с ОНР рассказыванию Занятия по пересказу Виды работ и методические приёмы (продолжение) 5. Применять вспомогательные методические приёмы: пересказ по опорным вопросам, показ иллюстраций, последовательно отражающих содержание произведения. 5. Применять вспомогательные методические приёмы: пересказ по опорным вопросам, показ иллюстраций, последовательно отражающих содержание произведения. 6. Приёмы, способствующие развитию у детей внимания, вербального восприятия, лучшему осмыслению и запоминанию текста, а также формированию навыков планирования развёрнутых высказываний. 6. Приёмы, способствующие развитию у детей внимания, вербального восприятия, лучшему осмыслению и запоминанию текста, а также формированию навыков планирования развёрнутых высказываний. 7. Приём использования детского рисунка. 7. Приём использования детского рисунка. 8. Использование «иллюстративного панно». 8. Использование «иллюстративного панно».

9 Методика обучения детей с ОНР рассказыванию Занятия по пересказу Виды работ и методические приёмы (продолжение) 9. Приём моделирования сюжета произведения с помощью условной наглядной схемы. (используются блоки-квадраты) 9. Приём моделирования сюжета произведения с помощью условной наглядной схемы. (используются блоки-квадраты) 10. Использование диафильма при обучении пересказу. 10. Использование диафильма при обучении пересказу. 11. Приём языковой трансформации текста.(замена рассказа от первого лица рассказом от третьего лица) 11. Приём языковой трансформации текста.(замена рассказа от первого лица рассказом от третьего лица)

10 Занятия по пересказу Составление пересказа сказки «Козёл» (второй период первого года обучения)

11 Занятия по пересказу Обучение пересказу на материале рассказа К.Д.Ушинского «Утренние лучи» (второй год обучения)

12 Занятия по пересказу Пересказ сказки «Как собака друга искала (по С.С.Фетисову)» (второй период второго года обучения )

13 Методика обучения детей с ОНР рассказыванию Обучение рассказыванию по картинам Занятия по разным видам картин включают ряд общих элементов: Занятия по разным видам картин включают ряд общих элементов: 1. Подготовка детей к восприятию содержания картины (предварительная беседа, чтение литературных произведений по тематике картины и др.) 1. Подготовка детей к восприятию содержания картины (предварительная беседа, чтение литературных произведений по тематике картины и др.) 2. Разбор её содержания 2. Разбор её содержания 3. Обучение детей составлению рассказа 3. Обучение детей составлению рассказа 4. Анализ детских рассказов 4. Анализ детских рассказов

14 Методика обучения детей с ОНР рассказыванию Обучение рассказыванию по картинам Виды работ и методические приёмы 1. Проведение игровых упражнений для активизации внимания, зрительного восприятия и памяти. 1. Проведение игровых упражнений для активизации внимания, зрительного восприятия и памяти. 2. Приём обыгрывания детьми (посредством пантомимы) действий персонажей многофигурной картины или серии картинок с последующим их оречевлением. 2. Приём обыгрывания детьми (посредством пантомимы) действий персонажей многофигурной картины или серии картинок с последующим их оречевлением. 3. Образец рассказа педагога по картине или её части. 3. Образец рассказа педагога по картине или её части. 4. Направляющие вопросы. 4. Направляющие вопросы. 5. Предваряющий план рассказа. 5. Предваряющий план рассказа. 6. Составление рассказа по фрагментам картины. 6. Составление рассказа по фрагментам картины. 7. Коллективное сочинение рассказа детьми. 7. Коллективное сочинение рассказа детьми.

15 Методика обучения детей с ОНР рассказыванию Обучение рассказыванию по серии картин 1. Проводится последовательный разбор каждой картинки серии. 1. Проводится последовательный разбор каждой картинки серии. 2. Размещение картинок в нужном порядке на наборном полотне (штативе). 2. Размещение картинок в нужном порядке на наборном полотне (штативе). 3. Составление детьми «по цепочке» высказываний по каждой из последовательных картинок. /1-e занятие/ 3. Составление детьми «по цепочке» высказываний по каждой из последовательных картинок. /1-e занятие/ 4. Поочерёдное составление детьми рассказов по нескольким картинкам-фрагментам и по всей серии в целом. 4. Поочерёдное составление детьми рассказов по нескольким картинкам-фрагментам и по всей серии в целом.

16 Обучение рассказыванию по картинкам Занятие по серии картинок «Тигр и зайчики» по сюжету Н.Радлова (III период первого года обучения)

17 Обучение рассказыванию по картинкам

19 Методика обучения детей с ОНР рассказыванию Обучение рассказу-описанию предметов 1. Подготовительные упражнения к описанию предметов. 1. Подготовительные упражнения к описанию предметов. 2. Формирование первоначальных навыков самостоятельного описания. 2. Формирование первоначальных навыков самостоятельного описания. 3. Описание предметов по основным признакам. 3. Описание предметов по основным признакам. 4. Обучение развёрнутому описанию предмета (с включением различных признаков – микротем). 4. Обучение развёрнутому описанию предмета (с включением различных признаков – микротем). 5. Закрепление полученных навыков составления рассказа-описания, в том числе при проведении игровых и предметно-практических занятий. 5. Закрепление полученных навыков составления рассказа-описания, в том числе при проведении игровых и предметно-практических занятий. 6. Усвоение первоначальных навыков сравнительного описания предметов. 6. Усвоение первоначальных навыков сравнительного описания предметов.

20 Методика обучения детей с ОНР рассказыванию Обучение рассказу-описанию предметов Виды работ и методические приёмы. 1. Проведение подготовительных упражнений на узнавание предмета по его описанию, сравнение предметов по основным признакам, упражнения на составление словосочетаний и предложений с учётом зрительного и тактильного восприятия предмета (с использованием настольных игр и пособий). 1. Проведение подготовительных упражнений на узнавание предмета по его описанию, сравнение предметов по основным признакам, упражнения на составление словосочетаний и предложений с учётом зрительного и тактильного восприятия предмета (с использованием настольных игр и пособий). 2. Упражнения в отгадывании загадок, содержащих описание предметов (с использованием натуральных предметов или игрушек, электровикторины и др.) 2. Упражнения в отгадывании загадок, содержащих описание предметов (с использованием натуральных предметов или игрушек, электровикторины и др.)

21 Методика обучения детей с ОНР рассказыванию Обучение рассказу-описанию предметов Виды работ и методические приёмы. 3. Упражнения на сравнение предметов (однотипных предметов; предметов, относящихся к одной типологической группе – овощи, фрукты и др.; в дальнейшем – предметов разных групп, но имеющих один-два общих признака – помидор, арбуз, мяч и др.) 3. Упражнения на сравнение предметов (однотипных предметов; предметов, относящихся к одной типологической группе – овощи, фрукты и др.; в дальнейшем – предметов разных групп, но имеющих один-два общих признака – помидор, арбуз, мяч и др.) 4. Формирование навыков составления описания предметов, начиная с простого описания с помощью вопросов педагога, с постепенным переходом к более самостоятельным и развёрнутым высказываниям (по предваряющему плану, затем – с опорой только на данный образец). 4. Формирование навыков составления описания предметов, начиная с простого описания с помощью вопросов педагога, с постепенным переходом к более самостоятельным и развёрнутым высказываниям (по предваряющему плану, затем – с опорой только на данный образец).

22 Методика обучения детей с ОНР рассказыванию Обучение рассказу-описанию предметов Виды работ и методические приёмы. 3. Приём дополнения ребёнком предложения, начатого педагогом, с последующим повторением ребёнком всей фразы. 3. Приём дополнения ребёнком предложения, начатого педагогом, с последующим повторением ребёнком всей фразы. 4. Описание предметов по предваряющему плану-схеме. 4. Описание предметов по предваряющему плану-схеме. 5. Вспомогательные приёмы (при затруднениях, возникающих у детей в составлении описания): жестовые указания на форму или детали предмета, словесные указания, описание с опорой на отдельные рисунки, крупным планом изображающие части предмета или характерные особенности его строения. 5. Вспомогательные приёмы (при затруднениях, возникающих у детей в составлении описания): жестовые указания на форму или детали предмета, словесные указания, описание с опорой на отдельные рисунки, крупным планом изображающие части предмета или характерные особенности его строения.

23 Методика обучения детей с ОНР рассказыванию Обучение рассказу-описанию предметов Виды работ и методические приёмы. 6. Приём параллельного описания педагогом и ребёнком двух однотипных предметов (например, двух кукол, отличающихся цветом волос, глаз, одежды и т.д.) 6. Приём параллельного описания педагогом и ребёнком двух однотипных предметов (например, двух кукол, отличающихся цветом волос, глаз, одежды и т.д.) 7. Формирование у детей навыков планирования небольшого по объёму рассказа-описания. 7. Формирование у детей навыков планирования небольшого по объёму рассказа-описания. 8. Вводить в обучение следующие виды работ (по мере усвоения навыков описания): описание предмета по памяти, собственному рисунку, включение описаний в игровые ситуации. 8. Вводить в обучение следующие виды работ (по мере усвоения навыков описания): описание предмета по памяти, собственному рисунку, включение описаний в игровые ситуации. 9. Закрепление и развитие речевых навыков осуществлять в ходе игровых занятий. 9. Закрепление и развитие речевых навыков осуществлять в ходе игровых занятий.

24 Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов

32 Методика обучения детей с ОНР рассказыванию Обучение рассказыванию с элементами творчества Основные виды рассказывания с элементами творчества относятся рассказы Основные виды рассказывания с элементами творчества относятся рассказы а) по аналогии; а) по аналогии; б) придумывание продолжения и завершения рассказа; б) придумывание продолжения и завершения рассказа; в) составление сюжетного рассказа по набору игрушек; в) составление сюжетного рассказа по набору игрушек; в) составление рассказа по нескольким опорным словам и на предложенную тему. в) составление рассказа по нескольким опорным словам и на предложенную тему.

33 Структура занятий при обучении рассказыванию по аналогии (приём совместного составления рассказа по предложенной педагогом сюжетной схеме) двукратное чтение и разбор содержания текста; двукратное чтение и разбор содержания текста; конкретные указания по составлению рассказа (изменение времени года, места действия и т.д.); конкретные указания по составлению рассказа (изменение времени года, места действия и т.д.); Рассказы детей с последующим коллективным анализом и оценкой Рассказы детей с последующим коллективным анализом и оценкой

34 Обучение рассказыванию с элементами творчества «Нарисуй и расскажи» (составление рассказа по собственному рисунку)

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Публикации в журнале
  • Коррекционная педагогика
  • Обучение пересказу в работе по формированию связной речи дошкольников с диагнозом “Общее недоразвитие речи” ( III уровень)

Обучение пересказу в работе по формированию связной речи дошкольников с диагнозом “Общее недоразвитие речи” ( III уровень)

  • ” onclick=”window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;” rel=”nofollow”> Печать
  • E-mail

Шаркова Ольга Александровна, учитель-логопед, ГДОУ №18 Кировского района, Санкт-Петербург.

Характерные речевые недостатки дошкольников, поступающих в группы для детей с общим недоразвитием речи, следующие: ограниченный словарный запас, грамматически неправильное построение фразы, фонетико-фонематическое несовершенство. Наряду с несформированностью всех компонентов языковой системы, большинство таких детей имеют нарушения внимания и словесно-логического мышления, и это, в свою очередь, ведёт к трудностям овладения связной речью, что выражается в разной степени: от полного отсутствия развёрнутого смыслового высказывания до речи с рядом недочётов, ошибок, неточностей.

Связная речь – это смысловое развёрнутое высказывание или цепь логически сочетающихся, грамматически правильных предложений. Пересказ – осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста в устной речи. Это – сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослушивать произведения, понять его основное содержание, запомнить последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст. Очевидно, что качество детских пересказов зависит от эффективности других видов работы по развитию речи.

Пересказ – вид работы ребенка, средство развития речи на основе образца. Оно состоит в передаче ребенком содержания прочитанного текста – как художественного, так и научного, в усвоении его логики, композиции, лексики, синтаксиса, образных средств . Существуют традиционные и нетрадиционные виды пересказа.

ТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ ПЕРЕСКАЗА

1. Подробный, или близкий к тексту;

2. Краткий или сжатый;

4. С перестройкой текста;

5. С творческими дополнениями.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ ПЕРЕСКАЗА:

1.«Расскажи самому себе».

Пересказ шепотом небольшого (из 3-5 предложений) текста перед зеркалом (каждый ребенок рассказывает, глядя в свое зеркальце).

2.Пересказ в диалогических парах.

Дети поворачиваются друг к другу и поочередно пересказывают прочитанный дома текст.

3.Пересказ по кругу.

Дети садятся, образовав два круга, и начинается общение образовавшихся диалогических пар. Далее дети внутреннего круга передвигаются в одном направлении, и образовавшиеся пары вновь делятся своими пересказами.

4.Пересказ группе детей.

Дети работают в группах, подобранных в соответствии с уровнем сформированости рассказывания. Каждый ребенок рассказывает свой кусок текста. Далее каждый выполняет пересказ для группы. Очень важно, чтобы начиная пересказ, наиболее продвинутый в речевом развитии ребенок обеспечил застенчивому время для адаптации.

ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРЕСКАЗАМ ДЕТЕЙ ТАКОВЫ:

1. Осмысленность, т.е. полное понимание текста, является главным в обучении.

2. Полнота передачи произведения, т.е. отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения.

3. Последовательность и связность пересказа.

4. Использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами.

5. Плавность пересказа, отсутствие длительных ненужных пауз.

6. Выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа.

Третий уровень речевого развития предполагает наличие развернутой фразы, однако связная речь сформирована недостаточно. Дети с общим недоразвитием речи затрудняются в построении конструкции связной монологической речи. При пересказах они не умеют последовательно и достаточно полно излагать свои мысли, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц. Творческий пересказ детям с ОНР дается с большим трудом. Дошкольники испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, в изложении последовательного развития сюжета. Нередко выполнение творческого задания подменяется пересказом знакомого текста.

При пересказе короткого текста они не всегда полностью понимают смысл прочитанного, опускают существенные для изложения детали, нарушают последовательность, допускают повторы, добавляют лишние эпизоды или воспоминания из личного опыта, затрудняются в выборе необходимого слова.

Развернутые смысловые высказывания детей с общим недоразвитием речи отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц.

Также в пересказе возникают пропуски, искажения, перестановки материала и пересказ не соответствует содержанию и структуре оригинала. Ребенок с III уровнем речевого развития не умеет самостоятельно вычленять образное описание, сравнение, и опускает их. От этого его пересказ становиться схематичным обедненным. Поэтому в активный словарь такого ребёнка поступает далеко не весь языковой материал произведения.

При пересказе помимо речевых трудностей наблюдаются ошибки в передаче логической последовательности событий, пропуск звеньев событий, действующих лиц.

Пересказ-описание для детей с ОНР малодоступен. Они обычно ограничиваются перечислением отдельных предметов и их частей. Некоторые дети оказываются способными лишь отвечать на вопросы.

Таким образом, у детей с общим недоразвитием речи активная речь может служить средством общения лишь в условиях постоянной помощи в виде дополнительных вопросов, оценочных суждений и т.п.

При проведении занятий по обучению рассказыванию перед логопедом стоят следующие основные задачи:

1. закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;

2. формирование навыков построения связных монологических высказываний;

3. развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;

4. целенаправленное воздействие на активизацию ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций), тесно связанных с формированием устного речевого сообщения.

Формирование у детей навыков построения связных развернутых высказываний в свою очередь включает:

1. усвоение норм построения такого высказывания (соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями-фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента, соответствие его теме сообщения и др.);

2. формирование навыков планирования развернутых высказываний; обучение детей выделению основных смысловых звеньев рассказа;

3. обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка.

Опыт наблюдения и обучения детей с общим недоразвитием речи показал, что на начальном, пусковом этапе обучения связной речи такие традиционно принятые в логопедической работе виды упражнений, как пересказ объёмного текста без наглядной опоры, описание предметов и объектов, придумывание конца к рассказу педагога, составление рассказа по опорным словам, оказываются недоступными большинству воспитанников. Поэтому необходимы вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребёнка развёрнутого смыслового высказывания.

Одним из таких средств является наглядность, при которой или по поводу которой происходит речевой акт. В качестве второго вспомогательного средства можно выделить моделирование плана высказывания.

Учитывая всё вышесказанное, на начальном этапе обучения детей с общим недоразвитием речи успешно используются те виды упражнений, где наличествуют оба названных вспомогательных фактора. Упражнения располагаются в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свёртыванием» плана высказывания. В результате обозначается такой порядок работы:

1. Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию. Здесь наглядность представлена максимально: в виде предметов, объектов и действий с ними, непосредственно наблюдаемых детьми. Планом высказывания служит порядок действий, производимых на глазах детей. Необходимые речевые средства детям даёт рассказ логопеда.

2. Составление рассказа по следам демонстрируемого действия. Наглядность и план высказывания аналогичны используемым на предыдущем этапе; усложнение достигается за счёт отсутствия образца рассказа, что, кроме того, позволяет разнообразить лексическое и грамматическое наполнение связной речи.

3. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа. В этом виде рассказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяются действиями на фланелеграфе с предметными картинками; план рассказывания обеспечивается порядком картинок, последовательно выставляемых на фланелеграфе.

4. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде сюжетных картинок. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображёнными на сюжетных картинах; их последовательность служит одновременно планом высказывания; образец рассказа логопеда даёт детям необходимые речевые средства.

5. Составление рассказа по серии сюжетных картин. Наглядность и план высказывания обеспечиваются теми же средствами, что и на предыдущем этапе; усложнение достигается за счёт отсутствия образца рассказа логопеда.

6. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины. Наглядность уменьшена за счёт видимой динамики событий: дети наблюдают, как правило, конечный этап действий; моделирование плана рассказа достигается путём использования образца рассказа логопеда и его вопросного плана.

7. Составление рассказа по одной сюжетной картине. Это самый сложный вид упражнений из всех, какие используются на первом году обучения. Отсутствие образца рассказа и плана ещё более усложняет задачу по составлению связного высказывания. На этом этапе создаются предпосылки и, возможно, начало работы над творческим рассказыванием.

Однако, не все упражнения имеют основной целью развитие связной речи как таковой. Часть упражнений направлена на обогащение и уточнение словарного запаса дошкольников, другая – на грамматически и структурно правильное построение предложений. Хотя эта работа непосредственно не относится к области формирования связной речи, нельзя не учесть того, что лексико-грамматическое наполнение является той материей, кирпичиками, из которых строится связная речь, и без него невозможно добиться развёрнутого, грамотного в языковом отношении высказывания.

Большая часть упражнений, естественно, посвящена непосредственно формированию связного, логичного, последовательного смыслового высказывания, то есть связной речи.

1. Анализ предложения с целью включения или невключения его в рассказ.

Логопед произносит предложение и предлагает ребёнку отгадать, подходит оно к этому рассказу или нет.

2. Установление порядка предложений в рассказе.

Логопед произносит пары предложений и предлагает ребёнку определить, какое предложение должно следовать в рассказе раньше, а какое позже.

3. Выбор из рассказа опорных глаголов и установление их последовательности.

Логопед предлагает ребёнку выбрать из рассказа слова – названия действий (вошли, взял, взяла, катал, играли, причёсывала), а затем сказать, какое действие производилось раньше, какое позже.

-Таня поливала цветы. А что ещё можно поливать? (огурцы, помидоры, клумбу, грядку, дорожку, асфальт, горку, кусты и т.д.)

Логопед помогает ребёнку наводящими вопросами, показом соответствующего жеста, но не называет объекты, добиваясь активизации словарного запаса ребёнка.

5. Замена действия в предложении.

Логопед читает предложения, в которых глаголы употреблены неправильно. Объясняет, что в предложениях могут быть ошибки. На этом этапе обучения ещё рано выходить за рамки 3 – 4-словных предложений.

6. Словарная работа. Уточнение значения некоторых слов.

7. Составление предложения, логически связанного с предыдущим.

8. Нахождение предложений, логически не связанных с рассказом.

9. Добавление к названному слову – обозначению предмета соответствующего слова, обозначающего действие, и составление предложения.

10. Подбор объектов к словам-определениям.

К этому периоду на лексико-грамматических занятиях логопеда начинается работа по подбору нескольких определений к одному объекту, и данное упражнение помогает накапливать пассивный словарь признаков. Слова, обозначающие признаки, полезно проговорить с ребёнком по несколько раз, а при рекомендации логопеда – заучить.

11. Подбор действий к субъектам действия.

При подборе действий взрослый помогает ребёнку жестом, подсказывающим словом, мимикой. Добиваясь самостоятельного называния слов. Количество подобранных действий на этом этапе обучения должно быть примерно 8 – 10.

12. Выбор из рассказа слов, обозначающих действия, и восстановление по ним предложения.

К этому периоду обучения самые «трудные» дети ещё отстают по запасу глаголов, особенно когда называются оттенки значений. Логопед просит вспомнить слова, обозначающие действия, из рассказа и составить предложения с этими словами.

13. Установление порядка действий в рассказе и составление двух логически связанных предложений.

Логопед просит ребёнка определить, какое действие совершилось раньше, какое – позже, а затем, расположив действия в правильном порядке, восстановить предложения из рассказа.

14. Образование наречий от прилагательных.

15. Образование имён собственных с уменьшительно-ласкательными и др. суффиксами.

16. Восстановление предложения по наречию.

Логопед предлагает ребёнку вспомнить, каково было герою в разных ситуациях, и назвать эти слова по порядку. Затем, называя наречие, взрослый просит вспомнить предложение целиком.

17. Установление правильного порядка слов в предложении.

Взрослый объясняет, что герой перепутал все слова в предложениях, и просит ребёнка помочь навести порядок в словах. Количество слов в деформированном предложении не более пяти.

18. Установление порядка действий в рассказе и восстановление предложения по опорным глаголам.

Логопед просит ребёнка вспомнить, какое действие совершено раньше, какое позже, и составить предложение или 2 логически связанных предложения.

19. Составление цепочки предложений по начальному предложению и опорным вопросам.

20. Придумывание реплик для героев рассказа.

Все реплики ребёнок должен произносить максимально выразительно. Взрослый помогает ребёнку выбрать самые точные слова и составить грамматически правильные предложения.

21. Составление предложений по опорным словам.

22. Изменение одного существительного по падежам.

Существительное добавляется в предложение в нужном падеже.

После выполнения упражнений на каждом занятии проводится воспроизведение рассказа целиком либо его составление.

Очень важно то, как взрослый читает рассказ-образец и слушает рассказы ребёнка. Каким бы «слабосюжетным» и «малозанимательным» ни казался рассказ, читать его нужно выразительно, как можно более артистично. А слушать рассказ ребёнка всегда необходимо с большим вниманием и заинтересованностью.

Особенности данной системы работы по обучению детей рассказыванию в том, что, последовательно применяя перечисленные этапы и методы обучения, удаётся сформировать связную речь у тех детей, которые изначально не владеют развёрнутыми смысловыми высказываниями, подменяя их называнием перечня предметов, действий либо набором непоследовательных, грамматически не оформленных фраз.

1. Т.А.Ткаченко «Формирование и развитие связной речи. Логопедическая тетрадь. Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998г.

2. ГлуховВ.П. «Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию». Дефектология №2, 1994, с.56 – 73.

3. Алексеева М.М., Яшина В.И. «методика развития течи и обучение родному языку дошкольников. М., 2009г.

4. Алексеева М.М., Яшина В.И. «Речевое развитие дошкольников» М., Академия, 2008г.

Обучение детей рассказыванию по картинкам. Конспект занятия в средней группе.

Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста.

Образовательная область: «Речевое развитие»; развитие речи.

Задачи:

  1. Формировать умение составлять русскую народную сказку по картинкам с последовательно развивающимся действием (мнемотехника).
  2. Обучать детей переносить сюжет сказки в игру.
  3. Развивать умение подбирать существительные
  4. Закреплять умение составлять целое из частей.
  5. Воспитывать сочувствие к персонажу сказки.

Целевые ориентиры: внимательно рассматривает картинки по сюжету сказки, вспоминает и рассказывает её; составляет целое из частей; читает стихотворения наизусть.

Интеграция образовательных области: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Виды деятельности: речевая, игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Три медведя», обыгрывание, драматизация сказки, настольно-печатные игры.

Средства реализации: мнемотаблица к рнс «Три медведя»; следы медведя, вырезанные из бумаги; иллюстрации к сказке; разрезные картинки из серии «Семья медведей»; кукла Маша; спортивное оборудование – «косички», корригирующие коврики (по количеству детей) ключ от двери; картинки с изображением ягод малины (по количеству детей).

Обучение детей рассказыванию по картинкам. Конспект занятия в средней группе.

Организационная структура игрового занятия

Этапы деятельности

Мотивационно-побудительный:

Дети стоят перед дверью в группу, на лестнице «следы», на двери изображение избушки.

Воспитатель:

— Сегодня, ребята, мы отправимся в гости к сказке. За лесочком на опушке чья-то спряталась избушка. Смотрите, здесь есть чьи-то «следы»! Они ведут к избушке. Чьи это следы?

Воспитатель помогает:

Кто большой и косолапый,

Мёд достал из бочки лапой?

Скушал сладость и реветь.

А зовут его? (Медведь)

— Давайте осторожно пройдём по этим «следам».

Дети наступают на «следы», заходят в группу.

Воспитатель:

— Вот мы и в избушке.

Дверь группы закрывается, на ней картинка трёх медведей.

Воспитатель:

— Догадались, в какую сказку мы попали? («Три Медведя»).

— Ой, ребята, посмотрите, кто это здесь сидит? (Маша)

— А почему она такая грустная? (Не может выбраться из избушки)

— Можем ли мы ей помочь убежать пока медведи не вернулись из леса? (Да, поможем).

Воспитатель обращается к Маше:

— Маша, как нам тебе помочь?

Маша: — Нужно рассказать сказку «Три Медведя», только тогда найдётся ключ от двери избушки, который спрятали медведи.

Организационно-поисковый:

Воспитатель предлагает рассказать сказку «Три Медведя», с помощью мнемотаблицы, на которую обращает внимание детей:

— Давайте вспомним начало сказки, с чего всё началось: «Одна девочка ушла из дома в лес». Кто продолжит сказку?

Дети, по очереди, с помощью воспитателя, рассказывают сказку, используя мнемотаблицу.

Воспитатель:

— Молодцы! С первым заданием справились, сказку рассказали. Давайте посмотрим вокруг, не показался ли ключик от двери избушки?

Замечают стоящую корзину. Воспитатель:

— Самые внимательные, наверное, и в корзину заглянули?

Дети находят там «косички». Воспитатель:

— Да, ребята, не спроста тут «косички» лежат, как мы их обычно используем? (Тренируем силу, ловкость…).

Воспитатель:

-Наверное и медведи так же тренируются, они же сильные! Ребята, чтобы Маша смогла убежать от Медведей, она тоже должна быть сильная, ловкая и быстрая. Давайте её научим делать упражнения.

Дети берут из корзинки «косички».

Физ. минутка «Маша в лес пойдёт»:

Мы косички поднимаем, («косичку» держат двумя руками, поднимают над головой и опускают)

Силу, ловкость развиваем. (повороты туловища вправо, влево; «косичка» в руках впереди)

Маша в лес сейчас пойдёт («косичку» держат двумя руками над головой, марш на месте)

И грибы она найдёт, (наклон, «косичку» положить на пол, не сгибая колен)

Слева ягодка растёт, (приседания; руки имитируют сбор ягод слева)

Справа ягодка растёт, (приседания; руки имитируют сбор ягод справа)

Маша все их соберёт. (круговые движения руками)

Воспитатель:

— Маша глядела по сторонам и глазки её устали, давайте покажем ей гимнастику для глаз.

Садятся на ковёр и выполняют гимнастику для глаз (автор стихотворения М. Дружинина «Сел медведь на бревнышко…»; движение глазами согласно тексту):

Сел медведь на брёвнышко, (поднимают голову вверх и водят глазами вправо-влево в ритме стихотворения)

Стал глядеть на солнышко.

— Не гляди на свет, медведь! (прикрывают глаза ладонями)

Глазки могут заболеть!

Посмотри направо, (водят глазами вправо-влево)

Воспитатель:

— Ой, кузовок на столе! Может быть в нём медведи спрятали ключик от двери избушки? Давайте подойдём и посмотрим.

Дети подходят к столу, каждый становится на один корригирующий коврик, дети в чешках (использование здоровьесберегающих технологий Базарного В.Ф.). В кузовке находятся разрезные картинки: «семья медведей».

Воспитатель:

— Смотрите, здесь семейный альбом медведей, только его нужно нам собрать.

Проводится д/и «Собери картинки». Рассматривание портретов. Воспитатель:

-Это кто? (медведь, Михайло Потапыч, он в семье папа).

— Это кто? (медведица, Настасья Петровна, она в семье мама).

— Это кто? (медвежонок, Мишутка, он в семье сынок)

Д/и «Животные и их детёныши». Воспитатель:

-Вы знаете что детёныш у медведя –медвежонок

-А у волка? (волчонок)

-А у зайца? (зайчонок)

Дети, на доске, маркером, соединяют животных и их детёнышей.

Воспитатель:

— Ребята, о каких животных мы с вами говорили? (О диких).

— Почему вы называете их дикими? (Они живут в лесу).

— А здесь, в кузовке, ещё и конверт лежит, а в нём подсказка…

Воспитатель берет конверт, открывает, читает:

— «… чтобы найти ключ, надо повернуться к большому окну и сделать 4 шага вперед, затем повернуться налево и сделать 1 шаг».

Дети находят ключ. Воспитатель:

— Вот мы и нашли ключ от избушки Медведей.

Маша благодарит детей за помощь, провожают и прощаются с ней.

Рефлексивно-корригирующий:

Воспитатель:

— Давайте вспомним, как мы помогли Маше выйти из избушки? Что мы делали в избушке медведей? (Рассказали сказку, собрали разбитую посуду и портреты и т.д.).

Воспитатель благодарит детей и хвалит их за старательность.

— Какие молодцы! Со всеми заданиями справились! Какое задание вам показалось самым сложным? (Ответы детей).

Воспитатель:

-Вместе скажем: «Молодцы!» (Гимнастика Стрельниковой А.Н.: вдох, руки вверх; выдох, сказать «молодцы»).

Воспитатель:

— Если вам понравилось наше путешествие в сказку возьмите красную спелую ягодку.

Дети берут с подноса ягоды.

Приложение

Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста.
Автор: Баушова Виктория Викторовна
Должность: воспитатель
Место работы: ЧДОУ «Православный детский сад «Рождественский», корпус № 2 «Владимирский»
Месторасположение: город Белгород

Ссылка на основную публикацию