Обследование мышц языка

Обследование подвижности речевых мышц

Подвижность речевых мышц нарушается из-за того, что некоторые мышцы не получают достаточного нервного импульса. В результате они не могут совершать необходимых речевых движений. Это заболевание называется дизартрией.

При дизартрии ребенок говорит медленнее обычного. Речь может звучать неблагозвучно, неряшливо, про такую речь говорят — «каша во рту». Если вы обнаружили у ребенка сильную назализацию голоса и боковое, а также межзубное произношение звуков — можно предположить, что у него есть нарушение подвижности речевых мышц. Для этого дефекта также характерно смягчение всех согласных звуков, произносящихся с помощью языка.

Подвижность речевых мышц ребенка можно проверить выполняя следующие упражнения:

  1. Нужно открывать и закрывать рот, «шлепая» при этом губами.
  2. Попеременно высовывать изо рта язык и убирать его обратно.
  3. Приоткрыть рот, положив широкий, распластанный язык на нижние зубы, удерживать его около 5-6 секунд в таком положении в спокойном состоянии.
  4. Губы должны поочередно симметрично располагаться в неширокой улыбке и вытягиваться в трубочку (при выполнении этого задания зубы ребенка должны быть сомкнуты, и движение совершаться одними губами, без дополнительного движения подбородком).
  5. Открыть рот, «шлепнув» губами, закрыть его, после этого вытянуть губы в трубочку, затем повторить эти действия в той же последовательности.

ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ

  • Упражнения должны выполняться перед зеркалом: вы показываете ребенку движение, он, глядя в зеркало, повторяет его за вами.
  • Каждое движение ребенок может совершать многократно, так как детям этого возраста часто бывает трудно с первого раза выполнить новое двигательное задание.
  • Постарайтесь обнаружить те препятствия, которые мешают ребенку совершить требуемое действие.

Результаты и рекомендации

  1. У ребенка может обнаружиться тяжелая форма дизартрии (анартрия). Этому речевому нарушению обычно сопутствуют и разнообразные общие расстройства движения в области различных неречевых мышц.
  • Речевые органы не могут сохранять одно и то же положение в течение 5 _ 6 секунд. Это особенно заметно по состоянию языка — он постоянно дергается, дрожит, его невозможно расслабить.
  • Синеватый оттенок языка. Если ребенок пытается какое-то время удержать язык неподвижным, язык от напряжения синеет.
  • Повышенное слюноотделение. Если вы попросите ребенка некоторое время посидеть с открытым ртом, то заметите, как под языком у него мгновенно скапливается слюна.
  • Невозможность выполнить многие простые движения. Например, ребенок совершенно не может вытянуть губы в трубочку или высунуть язык.
  • Асимметрия в работе мышц. Если ребенок, например, пытается высунуть язык изо рта, он отклоняется у него вправо или влево. Часто даже в состоянии покоя у ребенка можно обнаружить асимметричность губ, когда рот оказывается смещенным в ту или иную сторону.
  • Нарушение тонуса мышц. Мышцы либо напряжены, зачастую до невозможности совершить необходимое движение, либо излишне расслаблены — тогда лицо ребенка амимично, а рот приоткрыт.
  • Подергивания, дрожание в различных группах мышц.
  • Очень сильная назализация голоса. Ребенок говорит сильно «в нос» (гнусаво).

В результате этих препятствий ребенок не в состоянии точно выполнить ни одного из упражнений, а некоторые движения не может совершать вовсе из-за чрезмерного напряжения мышц или сильных подергиваний в них. Если вы обнаружите у ребенка подобную картину, вам нужно будет срочно обратиться к логопеду, специализирующемуся именно на дизартриях и владеющему техникой специального логопедического массажа. Вам также нужно будет показать ребенка детскому психоневрологу. При этом заболевании самопроизвольного улучшения речи у ребенка возникнуть не может, а между тем отставание в речевом развитии будет сказываться на его умственном и психическом развитии в целом.

  1. У ребенка может быть моторная алалия.
  • Ребенок не может повторить вслед за вами требуемое движение. Причем, если вы поможете ему выполнить его (например, потянете его за подбородок, чтобы он открыл рот), то движение у него может получиться. Это связано с тем, что он «не знает», как совершить то или иное действие.
  • Ребенок не может воспроизвести последовательности действий. Он не может запомнить, в каком порядке нужно совершать движения. Это особенно заметно при выполнении последнего упражнения
  • Речевые органы не могут переключиться с одного действия на другое (например, улыбнувшись, ребенок не может вслед за тем вытянуть губы в трубочку). Но, если попытаться выдвинуть его губы вперед, нажав пальцами на углы рта, движение ребенку удается.
  • Ребенок не сразу находит нужное положение для своих речевых органов, а действует как бы «на ощупь». Помощь со стороны облегчает нахождение позы.

Эти затруднения не позволяют ребенку выполнить упражнения. Иногда дети догадываются различными способами помогать себе (например, сжимают губы пальцами, чтобы закрыть их, проталкивают пальцем язык внутрь рта и т.п.).

Если вы обнаружите у ребенка подобные нарушения, вам нужно будет обратиться к логопеду, имеющему опыт работы с моторной алалией. Ребенка также можно определить в логопедический детский сад в группу для детей с общим недоразвитием речи. Имейте в виду, что наличие этого дефекта может вызвать у ребенка задержку психического (в том числе и умственного) развития.

  1. Вы не обнаружили у ребенка особенных проблем при выполнении им двигательных заданий. После нескольких попыток большинство упражнений ему удаются. Серьезных нарушений понимания речи вы у него также не обнаружили. Обследовать такого ребенка более подробно вы сами не сможете.

По поводу уточнения диагноза и назначения лечения вам необходимо обратиться к дефектологу и детскому психологу, а также к детскому психоневрологу. У ребенка может быть какое-то заболевание, связанное с нарушением интеллекта, возможны и другие психические недостатки, сопровождающиеся недоразвитием речи.

Исследование черепных нервов. XII пара: подъязычный нерв (n. hypoglossus)

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Подъязычный нерв иннервирует мышцы языка (за исключением m. palatoglossus, снабжаемой X парой черепных нервов).

Осмотр

Исследование начинают с осмотра языка в полости рта и при его высовывании. Обращают внимание на наличие атрофии и фасцикуляций. Фасцикуляции – червеобразные быстрые нерегулярные подёргивания мышцы. Атрофия языка проявляется уменьшением его объёма, наличием борозд и складок его слизистой оболочки. Фасцикулярные подёргивания в языке указывают на вовлечение в патологический процесс ядра подъязычного нерва. Одностороннюю атрофию мышц языка обычно наблюдают при опухолевом, сосудистом либо травматическом поражении ствола подъязычного нерва на уровне или ниже уровня основания черепа; она редко бывает связана с интрамедуллярным процессом. Двусторонняя атрофия чаще всего возникает при болезни двигательного нейрона (боковом амиотрофическом склерозе (БАС)) и сирингобульбии. Чтобы оценить функции мышц языка, пациенту предлагают высунуть язык.

В норме больной легко показывает язык; при высовывании он располагается по средней линии. Парез мышц одной половины языка приводит к его отклонению в слабую сторону (т. genioglossus здоровой стороны выталкивает язык в сторону паретичных мышц). Язык всегда отклоняется в сторону слабой половины, независимо от того, следствием какого – надъядерного либо ядерного – поражения является слабость мышцы языка. Следует убедиться, что девиация языка является истинной, а не мнимой.

Ложное впечатление о наличии отклонения языка может возникнуть при асимметрии лица, обусловленной односторонней слабостью мимических мышц. Пациенту предлагают выполнить быстрые движения языком из стороны в сторону. Если слабость языка не вполне очевидна, просят больного надавить языком на внутреннюю поверхность щеки и оценивают силу языка, противодействуя этому движению. Сила давления языка на внутреннюю поверхность правой щеки отражает силу левой m. genioglossus, и наоборот. Затем пациенту предлагают произнести слоги с переднеязычными звуками (например, «ла-ла-ла»). При слабости мышцы языка он не может отчётливо выговорить их. Для выявления лёгкой дизартрии обследуемого просят повторить сложные фразы, например: «административный эксперимент», «эпизодический ассистент», «на горе Арарат зреет крупный красный виноград» и др.

Сочетанное поражение ядер, корешков или стволов IX, X, XI, XII пар ЧН обусловливает развитие бульбарного паралича или пареза. Клиническими проявлениями бульбарного паралича служат дисфагия (расстройство глотания и попёрхивание при еде из-за пареза мышц глотки и надгортанника); назолалия (гнусавый оттенок голоса, связанный с парезом мышц нёбной занавески); дисфония (утрата звучности голоса вследствие пареза мышц, участвующих в сужении/расширении голосовой щели и напряжении/расслаблении голосовой связки); дизартрия (парез мышц, обеспечивающих правильную артикуляцию); атрофия и фасцикуляции мышц языка; угасание нёбного, глоточного и кашлевого рефлексов; дыхательные и сердечно-сосудистые расстройства; иногда вялый парез грудино-ключично-сосцевидной и трапециевидной мышц.

IX, X и XI нервы вместе выходят из полости черепа через яремное отверстие, поэтому односторонний бульбарный паралич наблюдают обычно при поражении этих черепных нервов опухолью. Двусторонний бульбарный паралич может быть обусловлен полиомиелитом и другими нейроинфекциями, БАС, бульбоспинальной амиотрофией Кеннеди или токсической полиневропатией (дифтерийной, паранеопластической, при СГБ и др.). Поражение нервно-мышечных синапсов при миастении или патология мышц при некоторых формах миопатий бывают причиной тех же нарушений бульбарных двигательных функций, что и при бульбарном параличе.

От бульбарного паралича, при котором страдает нижний мотонейрон (ядра черепных нервов или их волокна), следует отличать псевдобульбарный паралич, который развивается при двустороннем поражении верхнего мотонейрона корково – ядерных путей. Псевдобульбарный паралич – сочетанное нарушение функций IX, X, XII пар черепных нервов, обусловленное двусторонним поражением идущих к их ядрам корково-ядерных трактов. Клиническая картина напоминает проявления бульбарного синдрома и включает дисфагию, назолалию, дисфонию и дизартрию. При псевдобульбарном синдроме, в отличие от бульбарного, сохранены глоточный, нёбный, кашлевой рефлексы; появляются рефлексы орального автоматизма, повышается нижнечелюстной рефлекс; наблюдают насильственный плач или смех (неконтролируемые эмоциональные реакции), гипотрофия и фасцикуляции мышц языка отсутствуют.

Диагностическое значение изменений губ, слизистой оболочки рта и языка при различных заболеваниях и патологических состояниях

Л. М. Цепов

д. м. н., профессор, заведующий кафедрой терапевтической стоматологии ГОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия» Росздрава

Е. Л. Цепова

к. м. н., доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней ГОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия» Росздрава

Изучению состояния слизистой оболочки (СО) полости рта и особенно языка в диагностических и прогностических целях всегда придавалось большое значение как европейской, так и восточной медициной. Одним из важных действий врача с древности было исследование полости рта, и в первую очередь — осмотр языка. К сожалению, в наши дни в связи с технизацией медицины осмотр языка, по мнению некоторых врачей, не имеет большого значения, хотя хорошо известно, например, что жалобы на боли в языке, данные его осмотра очень важны в тех клинических ситуациях, когда речь идет о заболеваниях кроветворных органов, о расстройствах пищеварения, о гипо- и авитаминозах, аллергиях (пищевой, лекарственной, микробной). В то же время следует учитывать, что патологические процессы, негативно влияющие на регенерацию тканей (болезни обмена веществ, дефицит витаминов, заболевания крови и т. д.), уже на самых ранних стадиях развития вызывают изменения языка и слизистой оболочки рта.

Диагностика, лечение и профилактика заболеваний губ, слизистой оболочки рта и языка остаются важной проблемой не только терапевтической стоматологии. Лишь в одной трети случаев поражения указанных образований ставится правильный диагноз. Врачи же в основном ограничиваются диагнозами «глоссит», «стоматит», «хейлит». Зачастую создается впечатление, что врачи даже не пытаются распознать вовлечение губ, слизистой оболочки рта и языка в патологический процесс, когда для этого есть все возможности. Хотя существует главный «инструмент» для такой диагностики — глаза врача-стоматолога, врача-дерматолога, врача-оториноларинголога и многих других.

При ряде общих заболеваний такие изменения слизистой оболочки рта (СОР) и слизистой оболочки языка (СОЯ) возникают задолго до появления общих симптомов. Поэтому правильная интерпретация изменений слизистой имеет очень большое клиническое значение не только для врачей-стоматологов, но и для врачей других специальностей, особенно терапевтов, гастроэнтерологов, гематологов, эндокринологов. К сожалению, если пациент ни на что не жалуется, высыпания в полости рта рассматриваются как не стоящие внимания. А ведь безобидные на первый взгляд изменения СОР и СОЯ могут оказаться единственными проявлениями тяжелой болезни. Оставлять их без внимания так же недопустимо, как и другие изменения в организме пациента. В противном случае время для врачебного вмешательства будет безвозвратно потеряно.

Авторы этой статьи поставили перед собой цель направить мысль практического врача на выявление и изучение не только патологических изменений языка, губ и слизистой оболочки рта, но и основного заболевания, признаками которого часто эти изменения и являются. Особенности поражения СОР, СОЯ и губ необходимо учитывать в каждом конкретном случае как дополнительный критерий в дифференциальной диагностике различных заболеваний.

Мы уверены, что своевременная и правильная оценка синдромосходных состояний позволит врачу найти точку опоры для дифференциальной диагностики заболеваний и для целенаправленного лечебного воздействия: такое лечение не всегда может быть осуществлено только стоматологическими методами. Вместе с тем участие стоматолога в комплексной терапии таких больных представляется весьма необходимым и целесообразным.

Читайте также:  Сценарий логопедического праздника в школе 8 вида

Полость рта (ПР) — это комплексная экологическая система, в которой внешние факторы (биологические, индивидуальные, социальные) взаимодействуют с внутренними (пародонт, бактериальное сообщество, локальная иммунная система слизистой оболочки, ее эпителий, слюна, нервно-рецепторный аппарат). Как и в окружающей среде, все компоненты этой системы находятся в динамическом равновесии [10, 13]. В последние годы показано [11], что заселение определенных экологических ниш (в том числе рта) микробами, несущими опасные токсины, приводит к возникновению разных соматических заболеваний. При этом ключевую роль в поражении органов и систем играет опосредованное действие бактерий (массивная активация в ретикулоэндотелиальной системе макрофагов и циркулирующих лейкоцитов, выделение цитокинов, освобождение и активация комплемента, гистамина, серотонина, оксида азота и др.).

Рот, так же как и ротоглотка, является общей для пищи и воздуха полостью. Именно на этот отрезок пищевого и дыхательного путей приходится самое большое количество микроорганизмов и токсических веществ, содержащихся в пище и во вдыхаемом воздухе. Большинство патологических изменений слизистой оболочки языка и неба являются следствием резорбтивных влияний бактериальных токсинов и вирусов, распространяющихся в организме после их внедрения гематогенным и лимфогенным путем и лишь отчасти при прямом внедрении возбудителей в слизистые оболочки рта и ротоглотки (например, дифтерия, сифилис) [1].

Ведущими методами исследования губ, слизистой оболочки рта и языка являются их осмотр и пальпация. Перкуссия имеет ограниченное применение, а аускультация совсем не используется.

Осмотр позволяет определить пороки развития губ и органов полости рта, размеры губ и языка; цвет, влажность и блеск слизистой губ, щек, языка, твердого и мягкого неба, миндалин; отсутствие или наличие на СО налета, отека, различных высыпаний, опухолевидных образований; состояние зубов, десен, твердого и мягкого неба, языка, миндалин.

При осмотре губ отмечают их рельеф, величину, наличие и характер элементов поражения. В норме кайма губ имеет розовый или красный цвет, безболезненно растягивается, их поверхность ровная, гладкая. Углы рта симметричные, их окраска не отличается от окраски окружающих тканей, они чистые, при открывании рта растягиваются, болей и трещин нет [5]. Слизистую оболочку губ осматривают при сомкнутых челюстях, для чего приподнимают верхнюю и опускают нижнюю. Во время обследования учитывают секрецию и состояние выводных протоков мелких слюнных желез. При пальпации губы мягкие, эластичные, безболезненные.

На губах и языке могут отражаться профессиональная деятельность, привычки, культурный уровень, а иногда и благосостояние человека. Губы, слизистая оболочка рта и особенно поверхность языка часто подвергаются механической травме (прикусыванию, воздействию твердых инородных тел), влиянию широкого спектра температур (в частности, при приеме горячей пищи, курении) и неблагоприятных ятрогенных факторов.

Определенное значение в развитии патологии губ и СОЯ имеет такой травмирующий агент, как никотин, который оказывает термическое и химическое воздействие на красную кайму губ и СОР.

Осмотр преддверия рта проводится при сомкнутых челюстях последовательно: внутренняя поверхность губ, слизистая щек, десна, зубы. Шпателем (стерильным металлическим или пластмассовым) осторожно поднимается верхняя губа, опускается нижняя губа, а щеки оттесняются в стороны.

Как известно [6], микроструктура тканей губ, СОР отличается по топографическим зонам, что определяет ее клинические критерии в норме и служит ключевым звеном при визуальной оценке. Знание нормального состояния СОР является необходимым условием точной диагностики ее заболеваний. В норме цвет СО колеблется от бледно-розового до красного; подвижность СО зависит от ее топографии. Для клиницистов важными представляются изменения слизистой оболочки рта, языка, губ, возникающие и развивающиеся как обязательные признаки и составные части синдромов, которых к настоящему времени в стоматологической литературе описано более 300 [3].

Язык ( lingua , glossa ), структурная дифференцировка которого заканчивается к 10-летнему возрасту, — это компактный мышечный орган, покрытый многослойным плоским эпителием, участвующий в жевании, сосании, глотании, определении вкуса и физиологическом процессе формирования звуков речи. В нем выделяют тело, кончик и корень, отличающиеся неодинаковым рельефом и строением слизистой оболочки на его разных поверхностях. На спинке языка определяется срединная бороздка, на границе тела и корня — пограничная бороздка, имеющая V-образную форму. В месте соединения двух ветвей пограничной борозды по средней линии находится слепое отверстие языка. Предбороздовая часть спинки языка и его края покрыты особыми выступами многослойного плоского эпителия — сосочками, от степени развития и расположения которых зависит индивидуальный узор поверхности языка: нитевидными (наиболее многочисленными и самыми мелкими, придающими языку бархатистый вид, равномерно распределенными по дорсальной поверхности кончика и тела языка, которые могут иметь красный, розовый или белый цвет); листовидными (особенно развитыми в раннем детстве; у взрослого человека рудиментарными или отсутствующими); грибовидными (их особенно много на кончике языка; они лежат поодиночке среди более мелких и низких нитевидных сосочков; не ороговевают, в них заложены терморецепторы, и они содержат вкусовые почки); желобоватыми/желобовидными (окруженными валом; самыми крупными, расположенными на линии границы корня и тела языка по 6–15 в V -образной бороздке в заднем отделе спинки языка). Сосочки языка в нормальных условиях скорее стираются и быстрее регенерируют, чем остальные части слизистой оболочки рта.

Слизистая оболочка нижней (вентральной) поверхности языка относится к выстилающей (рельеф ее ровный с просвечивающими через нее венами ), а верхняя (дорсальная) — к специализированной, более подверженной воздействиям различных раздражителей. Установлены морфологические изменения рельефа СОЯ в зависимости от возраста и пола [5].

Боль в языке — одна из самых распространенных жалоб при вовлечении его в патологический процесс. Источником боли в языке могут быть зубы, артерии, черепные нервы, носоглотка, глубокие структуры лицевого скелета, внутричерепные образования или же она может быть психогенной. При расспросе больной должен сам описать клиническое течение своего болевого синдрома; важна характеристика боли и других неприятных ощущений (жжение, покалывание) в языке. Нередки изменения или извращения вкуса, проявляющиеся как снижение или обострение вкусовой чувствительности ( агевзия потеря одного из основных вкусовых ощущений; дисгевзия ослабление вкусовых ощущений; диссоциированная гипогевзия ослабление одного из основных вкусовых ощущений; парагевзия ошибочное восприятие одного вкусового ощущения вместо другого; фантагевзия наличие патологического, обычно металлического, привкуса во рту). Устанавливается наличие жажды, сухости во рту, понижение аппетита; ощущения необычного запаха изо рта.

Если пациент жалуется на чувство дискомфорта во рту и языке, при осмотре можно выявить отпечатки зубов на боковых поверхностях языка. Следует иметь в виду, что в результате высыхания слизистой может возникнуть болезненность языка, не сопровождающаяся воспалением СОЯ. Сухость языка и его болезненность могут отмечаться после сна с открытым ртом (особенно у пожилых пациентов), ингаляционного наркоза, вследствие эксикоза (например, при завороте кишок, диабетической коме), при синдроме Шегрена, лихорадке. Язык в таких случаях сухой, шершавый, ярко-красный, покрыт налетом.

В анамнезе обращают внимание на особенности приема пищи, жидкости, переносимость горячей или холодной пищи, влияние пищевых продуктов на вкусовые и болевые ощущения в языке. Следует обратить внимание на возраст пациента и обстоятельства возникновения боли в языке. Врачу необходимо знать частоту и длительность приступов боли, включая провоцирующие факторы. Важна информация о предшествовавшем лечении и ответной реакции на него (улучшение, ухудшение, без перемен).

Из совокупных сведений, получаемых при расспросе самого больного и/или знающих его лиц, важным представляется аллергологический анамнез, в котором уточняются виды аллергических реакций как у пациента, так и у его кровных родственников. Выясняется как контакт с потенциальными аллергенами (пищевыми продуктами, медикаментами, средствами ухода за полостью рта и зубами), так и переносимость зубных протезов, коронок и пломб.

Устанавливаются особенности появления налета на языке, меры по его устранению, предпринимаемые пациентом. Налет на языке сам по себе не является решающим диагностическим признаком, так как язык очень чутко реагирует на различные изменения в организме. Налет если и имеет значение, то лишь прогностическое [7]. Непосредственной причиной налета может служить уменьшение самоочищения языка. Обычно налет на языке появляется при заболеваниях самого языка, других органов полости рта, верхних дыхательных путей, при повышении температуры тела, некоторых расстройствах кровообращения, у курильщиков. Сухость или влажность языка могут свидетельствовать о степени серьезности «основного» заболевания. Причем основным признаком таких изменений в состоянии организма является появление налета (от белого до черного) [12]. Считается, что покрытая налетом задняя треть спинки языка — основной источник неприятного запаха изо рта.

При осмотре языка обращается внимание на его размеры, то есть соответствие величины языка и полости рта. В норме язык соответствует ПР. Слизистая оболочка языка здорового человека чистая, бледно-розовая, влажная, бархатистая. На корне языка лишь после сна можно отметить белесоватый налет, исчезающий после утренней гигиены ПР и приема пищи. Бледная слизистая языка характерна для анемии любого генеза, в том числе при кровотечениях из желудочно-кишечного тракта, опухолевом процессе. Дорсальная поверхность языка нередко служит местом первичных проявлений многих системных заболеваний (сахарного диабета, патологии желудочно-кишечного тракта, болезней крови и т. д.) в виде изменения цвета (белые, красные, сочетанные очаги поражения), рельефа (возвышения, атрофия и т. д.) и нарушения целостности СОЯ (афты, эрозии, язвы).

При исследовании языка также определяют его подвижность и положение при высовывании, особенности строения (складчатость, «трещины», полное или неполное расщепление), характер поверхности, цвет, налет, расположение сосочков. Пальпация языка (проводится в стерильных перчатках) сочетается с осмотром и применяется для исследования болезненных участков, опухолевидных образований и уплотнений, припухлостей.

Оценивая состояние языка в целом, всегда следует помнить, что причины изменений его весьма многообразны. Одна из них — патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности. Максимальное количество микробов, связанных с эпителием СОР, располагается на дорсальной поверхности языка. Поэтому диагностическое значение имеет история стоматологического заболевания, включающая вопросы гигиены полости рта, уровень осведомленности и мотивации пациентов в вопросах ухода за полостью рта и состояние общего здоровья.

В связи со сложностью диагностики и выбора метода лечения врачи-стоматологи нередко направляют больных на консультацию к неврологам. Патология языка часто встречается при многих болезнях нервной системы. Так, изменения функций языка могут быть обусловлены [8]:

патологией центральной, периферической, вегетативной нервной системы;

сомато-неврологическими и инфекционными заболеваниями;

наследственными заболеваниями, врожденными аномалиями или пороками развития.

Морфофункциональная оценка языка, как и лингвальная симптоматика, сопровождающаяся болевым синдромом, нарушениями вкусовой чувствительности, двигательной функции языка, может быть не только ранним дебютом психоневрологической патологии, но и признаком, позволяющим судить о ее динамике, прогнозе и эффективности проводимого лечения [4].

Поэтому больные с поражениями языка нуждаются в тщательном обследовании не только стоматологами, но и другими специалистами.

Для заболеваний языка, СОР и губ в основном типично хроническое течение, но вследствие острой травмы возможно острое начало, с характерными выраженными признаками воспаления. Характер патологических изменений языка, СОР и губ зависит от вида раздражителя, его силы и продолжительности воздействия. В связи с этим решающим при диагностике поражений указанных образований является выявление причинно-следственных связей, выяснение роли неблагоприятных факторов как экзогенного, так и эндогенного характера, продолжительности заболевания и характера субъективных ощущений пациента.

Не следует упускать из виду, что некоторые нозологические формы патологии языка (десквамативный глоссит, ромбовидный глоссит, «волосатый» язык и др.) на ранних стадиях развития протекают бессимптомно. Эти состояния можно обнаружить случайно как при обращении пациента к стоматологу для лечения заболеваний зубов, пародонта и профилактического осмотра рта, так и при лечении пациента у гастроэнтеролога. К сожалению, во многих подобных ситуациях идентификация пораженных участков СОЯ проблематична, так как проявления различных нозологических форм болезни языка могут быть схожими, а причины их развития — многофакторными. Несомненным остается одно: необходим умелый диалог врача с пациентом с интерпретацией его жалоб и выяснением вероятных причин (местных, системных, социальных и т. д.), исключением наследственных факторов, а также аномалий структуры языка.

«Кто хорошо диагностирует, тот хорошо лечит», — так говорили наши великие предки, корифеи медицины. И это действительно так. Вместе с тем в своей повседневной практике врачи, особенно молодые, нередко испытывают определенные трудности в дифференциальной диагностике, а неверно избранный алгоритм диагностического поиска становится причиной и основой последующих ошибок в выборе метода лечения больных. Наибольшие трудности молодые врачи испытывают в первые же годы практической деятельности именно в вопросах диагностики, в выборе правильного алгоритма диагностического поиска, установлении причинно-следственных связей, ведущей нозологической формы, определяющей состояние здоровья пациента.

Принимается во внимание и наличие других заболеваний (миндалин, верхних дыхательных путей, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, почек, эндокринной системы, центральной и вегетативной нервной систем). В связи с этим врач должен целенаправленно выявлять диагностически важную информацию, творчески осмысливать полученные сведения и сделать выводы следующего порядка [9]:

Читайте также:  Презентация Игры и упражнения для формирования зрительного образа буквы

выявленные жалобы и течение болезни соответствуют конкретной нозологической единице;

описанные больным симптомы встречаются при самых разных заболеваниях;

жалобы больного и данные анамнеза нехарактерны для какого-то определенного заболевания, то есть имеют место так называемые общие симптомы: слабость, утомляемость, нарушение сна, раздражительность.

Заключение. В настоящее время «симптомы языка» вошли в семиотику поражений различных органов и систем. Осмотр губ, слизистой оболочки рта и языка имеет значение при целом ряде патологических состояний: инфекционных заболеваниях, болезнях внутренних органов, дефиците нутриентов, заболеваниях СОР, аномалиях развития и врожденных синдромах и др.

Прогностическое значение изменений органов и тканей полости рта велико. На врача-стоматолога ложится ответственность за распознавание и диагностику ранних проявлений «общих» заболеваний, проведение тщательного обследования больного с участием врачей соматического и неврологического профилей.

Обследование мышц языка

Язык. Строение языка. Мышцы языка. Иннервация, кровоснобжение языка

Язык, lingua (греч. glossa, отсюда воспаление языка — glossitis), представляет мышечный орган (исчерченные произвольные волокна). Изменение его формы и положения имеет значение для акта жевания и речи, а благодаря находящимся в его слизистой оболочке специфическим нервным окончаниям язык является и органом вкуса и осязания.

В языке различают большую часть, или тело, corpus linguae, обращенную кпереди верхушку, apex, и корень, radix linguae, посредством которого язык прикреплен к нижней челюсти и подъязычной кости. Его выпуклая верхняя поверхность обращена к нёбу и глотке и носит название спинки, dorsum. Нижняя поверхность языка, facies inferior linguae, свободна только в передней части; задняя часть занята мышцами.

С боков язык ограничен краями, margo linguae. В спинке языка различают два отдела: передний, больший (около 2/3), располагается приблизительно горизонтально на дне полости рта; задний отдел расположен почти вертикально и обращен к глотке.

На границе между передним и задним отделами языка находится повредней линии ямка, носящая название слепого отверстия, foramen cecum linguae (остаток трубчатого выроста из дна первичной глотки, из которого развивается перешеек щитовидной железы).

От слепого отверстия в стороны и вперед идет неглубокая пограничная бороздка, sulcus terminalis. Оба отдела языка различаются как по своему развитию, так и по строению слизистой оболочки.

Слизистая оболочка языка является производным I, II, III и, вероятно, IV жаберных дуг (вернее, жаберных карманов), на что указывает его иннервация нервами указанных дуг (V, VII, IX и X пары черепных нервов). Из I жаберной дуги (мандибулярной) вырастают два боковых участка, которые, срастаясь по срединной линии, образуют передний отдел языка.

След сращения парного зачатка остается на всю жизнь снаружи в виде борозды на спинке языка, sulcus medianus linguae, а внутри в виде фиброзной перегородки языка, septum linguae. Задний отдел развивается из II, III, и, по-видимому, из IV жаберных дуг и срастается с передним по linea terminalis.

Слизистая оболочка его имеет узловатый вид от находящихся здесь лимфоидных фолликулов. Совокупность лимфоидных образований заднего отдела языка носит название язычной миндалины, tonsilla lingualis. От заднего отдела языка к надгортаннику слизистая оболочка образует три складки: plica glossoepiglottica mediana и две plicae glossoepiglotticae laterales; между ними расположены две valleculae epiglotticae.

Сосочки языка, papillae linguales, бывают следующих видов:

1. Papillae filiformes et conicae, нитевидные и конические сосочки, занимают верхнюю поверхность переднего отдела языка и придают слизистой оболочке этой области шероховатый или бархатистый вид. Они функционируют, по-видимому, как тактильные органы.

2. Papillae fungiformes, сосочки грибовидные, расположены преимущественно у верхушки и по краям языка, снабжены вкусовыми луковицами, и поэтому признается, что они связаны с чувством вкуса.

3. Papillae vallatae, желобовидные сосочки, самые крупные, они расположены непосредственно кпереди от foramen cecum и sulcus terminalis в виде римской цифры V, с верхушкой, обращенной назад. Число их варьирует от 7 до 12. В них заложены в болыцом количестве вкусовые луковицы.

4. Papillae foliatae, листовидные сосочки, расположены по краям языка. Кроме языка, вкусовые сосочки встречаются на свободном крае и носовой поверхности нёба и на задней поверхности надгортанника. Во вкусовых сосочках заложены периферические нервные окончания, составляющие рецептор вкусового анализатора.

Мышцы языка

Мышцы языка образуют его мышечную массу, которая продольной фиброзной перегородкой, septum linguae, делится на две симметричные половины. Верхний край перегородки не доходит до спинки языка.

Все мышцы языка в той или иной мере связаны с костями, особенно с подъязычной, и при своем сокращении одновременно меняют и положение и форму языка, так как язык представляет единое мышечное образование, в котором невозможно изолированное сокращение отдельных мышц. Поэтому мышцы языка делят по их строению и функции на 3 группы.

Первая группа — мышцы, начинающиеся на производных I жаберной дуги —на нижней челюсти.
М. genioglossus, подбородочноязычная, самая крупная из мышц языка, достигающая наивысшего развития только у человека в связи с появлением членораздельной речи.

Она начинается от spina mentalis, которая под влиянием этой мышцы также наиболее выражена у человека и поэтому служит признаком, по которому судят о развитии речи у ископаемых гоминид.

От spina mentalis волокна мышцы расходятся веерообразно, причем нижние волокна прикрепляются к телу подъязычной кости, средние — к корню языка, а верхние загибаются вперед в его верхушку.

Продолжением мышцы в толще языка являются вертикальные волокна, между нижней поверхностью его и спинкой, rr. verticalis.

Преобладающее направление мышечных пучков m. genioglossus и его продолжения m. verticalis — вертикальное. Вследствие этого при их сокращении язык движется вперед и уплощается.

Вторая группа — мышцы, начинающиеся на производных II жаберной дуги (на proc. styloideus и малых рогах подъязычной кости).
М. styloglossus, шилоязычная мышца. Она начинается от processus styloideus и от lig. stylomandibulare, идет вниз и медиально и оканчивается на боковой и нижней поверхностях языка, перекрещиваясь с волокнами m. hyoglossus и m. palatoglossus. Тянут язык вверх и назад.

М. longitudinalis superior, верхняя продольная мышца, начинается на малых рогах подъязычной кости и надгортаннике и тянется под слизистой спинки языка по обеим сторонам от septum linguae до верхушки.

М. longitudinalis inferior, нижняя продольная мышца; начало — малые рога подъязычной кости; идет по нижней поверхности языка между m. genioglossus и m. hyoglossus до верхушки языка.

Преобладающее направление мышечных пучков этой группы мышц сагиттальное, благодаря чему при их сокращении язык движется назад и укорачивается.

Третья группа — мышцы, начинающиеся на производных III жаберной дуги (на теле и больших рогах подъязычной кости).

М. hyoglossus, подъязычная мышца, начинается от большого рога и ближайшей части тела подъязычной кости, идет вперед и вверх и вплетается в боковую часть языка вместе с волокнами m. styloglossus и m. transversus.

Тянет язык назад и вниз. М. transversus linguae, поперечная мышца языка, расположена между верхней и нижней продольными в горизонтальной плоскости от septum linguae до края языка. Задняя ее часть прикрепляется к подъязычной кости.

В m. transversus linguae переходит m. palatoglossus, которая описана выше (см. «Мягкое нёбо»).

Преобладающее направление мышечных пучков этой группы мышц — фронтальное, вследствие чего поперечный размер языка при сокращении этих мышц уменьшается.

При одностороннем действии их язык движется в соименную сторону, а при двустороннем — вниз и назад.

Начало мышц языка на трех костных точках, находящихся сзади и вверху (processus styloideus), сзади и внизу (os hyoideum) и спереди языка (spina mentalis mandibulae), и расположение мышечных волокон в трех взаимно перпендикулярных плоскостях позволяют языку менять свою форму и перемещаться во всех трех направлениях.

Все мышцы языка имеют общий источник развития — затылочные миотомы, поэтому имеют один источник иннервации — XII пару черепных нервов, n. hypoglossus.

Иннервация, кровоснабжение языка

Питание языка обеспечивается из a. lingualis, ветви которой образуют внутри языка сеть с петлями, вытянутыми соответственно ходу мышечных пучков.

Венозная кровь выносится в v. lingualis, впадающую в v. jugularis int. Лимфа течет от верхушки языка к Inn. submentales, от тела — к Inn. submandibulars, от корня — к Inn. retropharyngeales, а также в Inn. linguales и верхние и нижние глубокие шейные узлы.

Из них имеет большое значение n. lymph, jugulodigastricus и n. lymph, juguloomohyoideus. Лимфатические сосуды от средней и задней третей языка в большей части перекрещиваются. Этот факт имеет практическое значение, так как при раковой опухоли на одной половине языка надо удалять лимфатические узлы с обеих сторон.

Иннервация языка осуществляется так: мышцы — от n. hypoglossus; слизистая — в двух передних третях от n. lingualis (из III ветви n. trigeminus) и идущей в его составе chorda tympani (n. intermedius) — вкусовые волокна к грибовидным сосочкам; в задней трети, включая papillae vallatae — от n. glossopharyngeus; участок корня около надгортанника — от n. vagus (n. laryngeus superior).

Учебное видео анатомии языка и зева

Редактор: Искандер Милевски. Дата последнего обновления публикации: 19.8.2020

Лексическая тема «Зимующие птицы» [рекомендации для родителей]

Черникова Нина Геннадиевна,
учитель-логопед

Рекомендации для родителей по лексической теме «Зимующие птицы» можно разместить в группе в уголке для родителей.

1. Выясните, помнит ли ребенок, каких птиц называют зимующими, почему они не улетают (учим устанавливать причинно-следственные связи). Напомните ребенку их названия, характерные признаки (хвост, клюв, оперение, величину), где они живут, чем питаются, как им можно помочь.

2. Познакомьте ребенка с такими зимующими птицами, как клест, кедровка: покажите их на иллюстрациях (желательно в природе), расскажите о внешнем виде, повадках, питании. Обратите внимание ребенка на особенность строения клюва клеста и расскажите , почему именно такой клюв нужен клесту. Расскажите , что кедровка — единственная птица, делающая запасы на зиму, как белка. У нее очень хорошая память и она всегда помнит, где и какой запас сделала.

3. Предложите ребенку выполнить упражнение «Скажи, когда много» на образование существительного множественного числа.

Ворона — вороны, синица — синицы и т. д.

4. Поиграйте с ребенком в игру «Посчитай птиц»(на согласование числительного с существительным). Предложите ему посчитать птиц от 1 до 5.

5. Предложите ребенку узнать птицу по описанию.

Я сегодня в парке видела птицу: сама маленькая, грудка розовая, сидит на ветке, как яблочко красное. Кто это?

6. Упражнение «Скажи одним словом».

У сороки белые бока, поэтому её называют белобокая сорока.
У сороки длинный хвост, поэтому её называют …
У синицы грудка жёлтая, поэтому её называют …
У вороны черные крылья, поэтому её называют …
У дятла длинный клюв, поэтому её называют …

7. Следующее задание позволит потренировать ребенка в подборе антонимов .Предложите ему поиграть в игру «Скажи наоборот».

Воробей маленький, а ворона …
У синицы хвост короткий, а у сороки …
Голубь тяжелый, а воробей …
У синицы клюв тонкий, а у вороны …

8. Попросите ребенка поиграть в игру»Чей, чья, чьё, чьи?»( на образование притяжательных прилагательных).

Девочка Танюшка подвесила кормушку на дерево. Когда птицы от кормушки улетели, девочка Таня нашла на кормушке разные перышки. Помоги Тане разобраться, чьи перышки были на кормушке. Закончи предложения.

Перья вороны (чьи?)…, перья воробья (чьи?)…, перья снегиря (чьи?)…, перья голубя (чьи?)…

9. «Подбери признак» на согласование имен существительных с прилагательными.
Синица (какая?) желтогрудая, шустрая, маленькая, проворная. Воробей (какой?)… Снегирь (какой?)…, клест (какой?)…

10. Выучить наизусть стихотворение А. Прокофьева:

Выбегай поскорей,
Посмотри на снегирей!
Прилетели, прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз — красный нос
Им рябинки принес,
Хорошо угостил,
Хорошо подсластил.
Зимним вечером поздним
Ярко-алые грозди.

11. Для развития мелкой моторики поучите с ребенком.

(Ритмично сжимать и разжимать кулачки)
Сколько птиц
К кормушке нашей
Прилетело?
(На каждое название птицы загибать по одному пальчику)
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
(опять сжимать и разжимать кулачки)
Всем хватило зернышек!

Эти стихотворения можно дать детям, чтобы они выучили их наизусть.

Чуть живой,
Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней,
И дрожит он над зернышком, бедный,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…
(Н. Рубцов)

Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе.
Горе ей. Настоящее горе!
Ведь не зернышка нет у вороны.
И от холода нет обороны.
(Н. Рубцов)

Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень.
(А. Барто)

А это для темы «Дикие животные зимой»:

Солнце землю греет слабо, по ночам трещит мороз.
Во дворе у снежной бабы побелел морковный нос.
Под березкой на пригорке старый еж устроил норку,
А под листьями лежат двое маленьких ежат.
Белка спряталась в дупло — в нем и сухо и тепло,
Запасла грибов и ягод столько, что не съешь и за год.
Под корягой в буреломе спит медведь, как будто в доме.
Положил он лапу в рот, и как маленький сосет.
Осторожная лисица подошла к ручью напиться.
Наклонилась, а вода, неподвижна и тверда.
У косого нет берлоги, не нужна ему нора:
От врагов спасают ноги, а от голода — кора.

Читайте также:  Театрализованная деятельность в работе логопеда

Развитие речи детей 4-7 лет

Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи

Предлагаемые вашему вниманию задания носят тематический характер , материал построен от простого к сложному. Задания рассчитаны на неделю занятий при ежедневном выполнении.
С детьми 4-5 лет достаточно заниматься 25-30 минут в день. С детишками 5-6(7) лет занятия длятся 35-40(45) минут.
Более подробные пояснения см. “Предисловии”

1. Гуляя вместе с ребенком в лесу или парке, понаблюдайте за птицами, покажите зимующих птиц: снегиря, синицу. При этом следует обратить внимание ребенка на окраску птиц. Уточните строение тела птицы (спинка, грудка, головка, крылья, хвост, лапки).

2. Расскажите, где они живут и чем питаются.

3. Обратите внимание малыша на то, какие птицы часто прилетают во двор (голубь, ворона, галка, воробей, синица). Желательно покормить птиц вместе с ребенком.

4. Рассмотрите иллюстрации зимующих птиц (желательно использовать книгу Н. Э. Теремковой “Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР”, альбом 2, стр.26).


5. Упражнение “Скажи, когда много” на образование существительного множественного числа.
Ворона – вороны, синица – синицы и т.д.

6. Упражнение “Назови ласково” на образование существительного с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

7. Упражнение “Посчитай птиц” на согласование числительного с существительным.

8. Упражнение “Кто как голос подает?”
Ворона кар-кар – ворона каркает, воробей. голубь.

9. Упражнение “Узнай птицу по описанию”.
Я сегодня в парке видела птицу: сама маленькая, грудка розовая, сидит на ветке, как яблочко красное. Кто это?

10. Упражнение “Скажи одним словом”.
У сороки белые бока, поэтому её называют белобокая сорока.
У сороки длинный хвост, поэтому её называют .
У синицы грудка жёлтая, поэтому её называют .
У вороны черные крылья, поэтому её называют .
У дятла длинный клюв, поэтому его называют .

11. Упражнение “Скажи наоборот” на подбор антонимов.
(это упражнение для детей, которым уже исполнилось 5 лет)
Воробей маленький, а ворона .
У синицы хвост короткий, а у сороки .
Голубь тяжелый, а воробей .
У синицы клюв тонкий, а у вороны .

12. Пересказ с опорой на вопросы. Развитие связной речи.
Послушай рассказ* и ответь на вопросы полным предложением.

    Была зима. Стояли сильные морозы. Дети в парке на снегу нашли замершего воробышка. Он лежал и не двигался. Дети отогрели воробышка в руках, а потом положили его в теплую варежку и понесли домой. Дома воробышек согрелся и стал летать по комнате. Дети кормили воробышка хлебными крошками, семечками. Когда кончились сильные морозы, дети выпустили воробышка на волю и подвесили в парке кормушку с кормом, чтобы помочь птицам пережить холодную зиму.

* Текст взят из альбома №2 “Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР”, автор Н. Э. Теремкова.

Вопросы:
Какое было время года?
Кого нашли дети на снегу в парке?
Какой был воробышек?
Что сделали дети, чтобы замерзший воробышек не погиб?
Когда дети выпустили воробья на волю?
Что подвесили дети зимой в парке? Зачем?

13. Выучить наизусть стихотворение А. Прокофьева:
Выбегай поскорей,
Посмотри на снегирей!
Прилетели, прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз – красный нос
Им рябинки принес,
Хорошо угостил,
Хорошо подсластил.
Зимним вечером поздним
Ярко-алые грозди.

14. Развитие мелкой моторики.

(Ритмично сжимать и разжимать кулачки)
Сколько птиц
К кормушке нашей
Прилетело?
(На каждое название птицы загибать по одному пальчику)
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
(опять сжимать и разжимать кулачки)
Всем хватило зернышек!

1. Рекомендую уточнить у ребенка, каких зимующих птиц он знает; почему они не улетают (учим устанавливать причинно-следственные связи). Вспомнить их названия, характерные признаки (хвост, клюв, оперенье, величину), где они живут, чем питаются, почему называются зимующими.

2. Познакомить малыша с такими зимующими птицами, как клест, кедровка: показать на иллюстрациях (желательно в природе), рассказать о внешнем виде, повадках, питании. Обратить внимание ребенка на особенность строения клюва клеста и рассказать, почему именно такой клюв нужен клесту. Рассказать, что кедровка – единственная птица, делающая запасы на зиму, как белка. У нее очень хорошая память и она всегда помнит, где и какой запас сделала. Помочь запомнить информацию.

3. Провести беседу о бережном отношении к птицам, о необходимости их подкармливать зимой.

4. Изготовить совместно с ребенком кормушку и подвесить её на улице. Во время прогулки понаблюдать, какие птицы прилетают на кормушку.

5. Упражнения на грамматический строй речи.
Повторение (материал должен быть усвоен до 5 летнего возраста), описание упражнений см. выше (домашнее задание для детей 4-5 лет): “Назови ласково”, “Скажи, когда много”, “Посчитай”, “Кто как голос подает”, “Скажи одним словом”.

6. Упражнение “Чей, чья, чьё, чьи?” на образование притяжательных прилагательных.
Девочка Танюшка подвесила кормушку на дерево. Когда птицы от кормушки улетели, девочка Таня нашла на кормушке разные перышки. Помоги Тане разобраться, чьи перышки были на кормушке. Закончи предложения.
Перья вороны (чьи?). перья воробья (чьи?). перья снегиря (чьи?). перья голубя (чьи?).

7. Упражнение “Подбери признак” на согласование имен существительных с прилагательными.
Синица (какая?) желтогрудая, шустрая, маленькая, проворная. Воробей (какой?). Снегирь (какой?). клест (какой?).

8. Учить подбирать однокоренные слова.
Корм, кормить, кормушка, накормленный, кормление (птиц).

9. Связная речь. Пересказ без опоры на вопросы.

    Кормушка.
    Увидели дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На следующий день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.

Для пересказа можно (желательно) использовать книгу “Пересказы круглый год” автора Т. Ю. Бардышевой из серии “Развитие речи. 4 книжки-малышки”. Книга выпущена издательством “Карапуз”, приобрести ее можно по подписке (подписной индекс 34227), на сайте издательского дома “Карапуз”. В Москве книгу можно купить в магазине “Библио-Глобус” (ул. Мясницкая, д.6).

10. Развитие мелкой моторики.
Нарисовать рисунок к рассказу “Кормушка”. Рисунок можно использовать при пересказе.

11. Выучить наизусть стихотворение (любое по выбору).

Воробей
Чуть живой,
Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней,
И дрожит он над зернышком, бедный,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…
(Н. Рубцов)

Ворона
Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе.
Горе ей. Настоящее горе!
Ведь не зернышка нет у вороны.
И от холода нет обороны.
(Н. Рубцов)

Синица
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень.
(А. Барто)

Комментарии к статьям
Развитие речи. Январь.

24.01.2007, 12:09
Ольга

нам с доченькой очень нравятся ваши советы! спасибо! 24.01.2007, 12:22
Марика

Мы готовимся к школе, а ваши советы нам помогают составить план занятия. Спасибо большое! 02.02.2007, 16:35
Рамиля

Очень подробные занятия. Отлично использовать для логопедов в работе с родителями. 03.02.2007, 21:45
Ольга

Работаю логопедом в детском саду.Жаль, поздно нашла ваш сайт. Отличные рекомендации для родителей. Буду использовать в работе сама и порекомендую родителям! 18.02.2007, 16:51
Александра

Спасибо, хорошее методическое пособие для проведения занятий по подготовке к школе. 16.09.2007, 23:44
Алла Тафий

Очень хорошие методическое пособие!
я сразу стала по нему заниматься с сыном.
Мальчику очень нарвится заниматься. Спасибо! 11.01.2008, 12:07
ирина

спасибо 20.01.2008, 10:43
Маргарита и Даня

Огромное спасибо за помощь и прекрасные советы. 11.02.2008, 22:11
светлана

интересно читать о развитии речи но может быть будут новые уроки например о цветах сказках качествах людей это было бы неплохо с детьми я незанимаюсь читаю для себя 22.01.2009, 10:43
ольга

спасибо. очень нравится ваши занятия,занимаемся регулярно.но хотелось бы еще упражнения для развития фонетического слуха. 03.03.2009, 15:03
Бойко Ирина Леонидовна

Использую некоторые элементы на уроках с 1 классом. Интересно. Занимательно. 29.01.2011, 19:39
Лидия

Спасибо большое за материал и рекомендации.Начну заниматься с внучкой 4г8мес-ОНР 2йстепени Занимаемся 3раза в неделю с логопедом уже 2йгод Прогресс большой,но хочется побыстрее догнать 02.12.2011, 03:05
Татьяна

Огромное спасибо! 28.01.2012, 07:52
Ольга

Спасибо большое за ваш труд. 26.11.2012, 10:24
джафар

Зима. Рекомендации логопеда для родителей

1.Побеседуйте с ребенком:

  • Какое время года наступило?
  • Почему ты так решил?
  • Какая погода стоит зимой?
  • Как одеты люди?
  • Какие зимние развлечения у детей?

2. На прогулке понаблюдайте с ребёнком за зимними изменениями в природе.

3.Помогите ребёнку запомнить приметы зимы:

  • Земля покрыта снегом, а реки и озёра – льдом.
  • Стало холодно, на улице мороз.
  • Дуют сильные ветры, часто бывают метели, снегопады.
  • Ночи стоят длинные, а дни – короткие.
  • Люди надели тёплую зимнюю одежду.
  • Дети катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговиков, строят снежные крепости, играют в снежки.

4 . Поиграйте в игры

Зима какая? (холодная, морозная, снежная и т.д.)

Снег какой? (белый, пушистый, легкий и т.д.)

Лед какой? (холодный, прозрачный, твердый и т.д.)

Мороз какой? (зимний, крепкий, суровый)

Санки -…(саночки) снежинка -…(снежиночка)

сосулька –… (сосулечка) зима -…(зимушка)

горка – …(горочка) снег -…(снежок)

  • « Подбери родственные слова»

Зима – зимушка, зимовать, зимний, зимовье…

Мороз – морозить, морозный, заморозки, …

Лед – дедок, ледяной, ледник, гололед, …

5.Загадайте ребенку загадки:

Летит – молчит, лежит – молчит,
Когда умрёт, тогда заревёт (снег)

Запорошила дорожки, разукрасила дорожки,
Радость людям подарила и на санках прокатала (зима)

Летают, летают белые мухи!
И носят слухи, что белые мухи
Не только летают, но даже не тают! (снежинки)

6. Объясните ребенку поговорки:

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Январь году начало, а зиме середина.

В феврале зима с весной встречается.

7.Почитайте ребенку рассказы о зимних месяцах.

ДЕКАБРЬ

Декабрь — первый зимний месяц. Белые снежинки укрыва­ют землю пушистым ковром. Деревья и кустарники стоят без листьев, на голых ветках лежит снег, а сосна и ель остаются по-прежнему зелеными. Сквозь серые облака редко прогляды­вает солнце, поэтому декабрь называют в народе — «хмурень». В декабре дни короткие, ночи длинные, смеркается рано, а по ночам трещит мороз. Холодно в декабре зверям и птицам, зай­цы одеты в белоснежные пушистые шубки, чтобы ни волк, ни лиса не заметили их на белом снегу. Медведи спят в берлогах. Белки прыгают по веткам и грызут еловые шишки. Холодно и голодно зимой птицам. Они перебираются поближе к жилью человека и прячутся от морозов и метелей под крышами домов. В самом конце декабря дети и взрослые готовятся к встрече Нового года. Наряжают елку, украшают ее разноцветными шарами и бусами.

ЯНВАРЬ

Январь — второй зимний месяц. В народе январь называют «лютень». «Месяц январь — зимы государь», — так народ го­ворит. В январе сугробы высокие. Мороз на стеклах рисует уди­вительные узоры. Холодно и голодно в январе зверям и пти­цам. Белочка в сильные морозы прячется в дупле. Лисица за­бирается глубоко в нору. Медведь спит в теплой берлоге. По ночам воют волки и голод гонит их ближе к жилью человека. В январе отмечают светлый праздник Рождества Христова. У детей в этом месяце много веселых забав: катание на санках, лыжах, коньках. Солнце в январе поднимается выше и светит ярче.

ФЕВРАЛЬ

Февраль — последний зимний месяц. В этом месяце дуют сильные ветры. Метели и вьюги наметают высокие сугробы. В старину февраль называли «снеговеем».

В феврале день становится длиннее и начинает пригревать солнышко. В этом месяце бывают оттепели, снег подтаивает, а сугробы оседают. Все чаще слышно пение птиц. Воробьи соби­раются в стайки и громко, радостно чирикают. Затягивают ве­селую песню синицы. Начинаются игры у зайцев, лисиц, толь­ко медведь все еще спит в берлоге.

Когда наступает оттепель, снег становится липким и из него можно лепить снеговиков, снежные крепости, играть в снежки.

Ссылка на основную публикацию