Обследование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза у дошкольников 5 -7 лет с ЗПР

Обследование фонематических процессов у дошкольников
консультация по логопедии

В статье говорится о том, как можно проверить и какую роль играет сформированность фонематических процессов у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
obsledovanie_fonematicheskih_protsessov_u_doshkolnikov.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

Обследование фонематических процессов у дошкольников

Значительная часть детей 5-6 лет не осваивает вовремя звуковые нормы русского языка. Причины этого разные, но решающее значение имеют недостатки фонематического восприятия. Именно поэтому, имея нормальный слух и интеллект, ребенок в школьные годы не в состоянии овладеть в полной мере всей учебной программой. Особенно это заметно, когда ребенок учится читать и писать. Мешают нормально осваивать азы чтения и письма недостатки в процессе развития звуко-буквенного анализа и синтеза.

Известно, что звуко-буквенный анализ основан на умении различать звуки, из которых состоит каждое слово, и соотносить их с нужными буквами. В свою очередь, звуковой состав слова воспринимается ребенком при условии правильного взаимодействия слуха, речи и двигательного анализатора. То есть ребенок должен не только правильно произносить все звуки, но и уметь их различать на слух. Получается, обучение грамоте, вопреки всеобщему мнению, начинается не в школе, а еще в дошкольном детстве.

Таким образом, если ваш ребенок к 5 годам неправильно произносит те или иные звуки, это является серьезным сигналом о недостаточной готовности к освоению звуко-буквенного анализа. Другими словами, ребенку трудно будет даваться обучение чтению и письму. Писать и читать он будет с ошибками.

Почему ребенок пишет и читает с ошибками?

Буква будет правильно и успешно усвоена прежде всего, если у малыша достаточно развит фонематический слух. Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Другими словами, когда ребенок имеет четкий образ звука, и когда звук не смешивается с другим ни по слуху, ни артикуляторно.

Как можно проверить фонематический слух?

1. Покажите ребенку похожие по звуковому наполнению картинки. Названия должны различаться только одним проверяемым звуком. Например: коза — коса, мишка – миска, кошка – кочка, ложки – рожки, лук – люк.

Чтобы получить правильный результат, необходимо соблюдать следующие условия:

– Картинки должен называть взрослый, ребенок только показывает на них.

– Картинки должны называться в разной последовательности, иногда одно и то же название повторяется несколько раз подряд.

– Дополнительно взрослый ничего не поясняет ребенку.

– Дети очень наблюдательны, и часто следят, куда направляется взгляд взрослого. Поэтому проверяющему нельзя смотреть на называемую картинку. Это может облегчить ребенку выполнение задания.

– Рот взрослого закрывается листом бумаги, ладонью. Для чего это делается? Наша задача проверить, хорошо ли ребенок различает звуки на слух. Некоторые звуки, которые на слух малыш не различает, могут быть узнаны им по вашей артикуляции.

– Во время обследования следует внимательно наблюдать за поведением ребенка во время показа картинок: выполняет ли он задания спокойно и уверенно или же колеблется, вопросительно поглядывает на взрослого или просто показывает картинки наугад.

2. Ребенку предлагается повторить цепочки слогов или слов с оппозиционными звуками:

3. Просим ребенка хлопнуть в ладоши, если он услышит заданный звук. При этом проверяющий называет разные звуки, включая очень похожие с заданным звуком по каким-либо признакам. Потом слоги, среди которых встречается заданный звук. Затем слова по такому же принципу.

На основе фонематического слуха развивается правильное фонематическое восприятие .

Фонематическим восприятием называются специальные умственные действия по различению фонем (звуков речи) и установлению звуковой структуры слова.

Как проверить фонематическое восприятие?

Для проверки состояния фонематического восприятия используют следующие типы заданий:

1. Ребенок должен найти картинку, в названии которой есть заданный звук.

2. Ребенок должен подобрать слова с заданным звуком. При этом сначала мы называем ему слова с правильными в произношении звуками, а затем – с нарушенными.

Например: «Назови слово со звуком [М]» ([Б],[В],[Н],[Т],[Д],[К],[Г],[А]). Затем: «Назови слово со звуком [С]» ([З],[Ш],[Ж],[Ч],[Щ],[Р],[Л]).

Во время этого обследования не рекомендуется давать задания на сочетание анализа и фонематические представления типа: «Подбери слово со звуком П в начале слова».

3. Классификация картинок. Перед ребенком раскладываем предметные картинки, в названиях которых имеются оппозиционные звуки, например, [С]-[З] (сумка, забор, сок, лиса, зубы, коза, нос, автобус, зонт и т. д.). Ему предлагается разложить эти картинки на две группы: в одну – картинки, в названиях которых есть звук [С], в другую – со звуком [З].

Следующий очень нужный навык для успешного обучения в школе — это фонематический анализ.

Фонематический анализ это разложение слова на составляющие его фонемы (звуки).

Как проверить сформированность фонематического анализа?

Чтобы проверить уровень сформированности навыков фонематического анализа применяют следующие задания:

1. Выделение звука на фоне слова. Целесообразно проверить состояние всех видов анализа на материале правильно и неправильно произносимых ребенком звуков.

Например: «Слышишь ли ты звук П в слове «суп»? Звук М в слове «май»? Звук К в слове «бок»? Звук А в слове «Аня»? звук О в слове «Оля»? звук У в слове «утро».

Потом предъявляется речевой материал, содержащий более сложные по артикуляции звуки, нарушенные в произношении звуки.

2. Выделение звука из слова.

Например: «Какой звук ты слышишь в слове САД?» (выделяемый ребенком звук взрослый произносит интонированно) «… в слове ЗУБЫ? В слове ОТЕЦ? В слове ШУБА? в слове ЖУК? В слове МЯЧ? В слове ЩЕТКА? В слове ЛАПА? В слове РАК?».

3. Определение места звука в слове.

Например: «Где ты слышишь звук [С] в слове САНИ, в начале или в конце?».

В инструкции целесообразно положение звука обозначить словами «в начале», «в конце», поскольку ребенок может забыть эти слова, в то же время правильно определяя местоположение звука.

С помощью этой инструкции проверяется, как ребенок владеет этим видом анализа в отношении всех согласных звуков.

И только после этого Можно вопрос изменить: «Где ты слышишь звук [С] в слове КОСЫ?», но уже не называя слово «в середине».

Или «Где находится звук [3] в слове ВОЗЫ? звук [Ц] в слове БОЕЦ? звук [Ш] в слове МЫШИ? звук [Ж] в слове КОЖА? звук [Ч] в слове БОЧКА? звук [Щ] в слове ЯЩИК? звук [Р] в слове КОРКА? звук [Л] в слове ПОЛКА?».

Необходимо так подбирать слова, чтобы в них отсутствовали звуки, более сложные по артикуляции, нежели проверяемый звук.

4. Определение последовательности звуков в слове.

Например: «Какой звук ты слышишь в начале слова ССУМ-КА?» Ответ ребенка: «[С]». «Какой звук ты слышишь после звука [С]: СУУМКА?». Ответ ребенка. «Какой звук ты слы­шишь после звука [У]: СУММКА?». Ответ ребенка. «Какой звук ты слышишь после звука [М]: СУМКА?» (Взрослый несколько задерживает смычку при произношении звука [К],) Ответ ребенка. «Какой звук ты слышишь после звука [К]: СУМКАА?» Ответ ребенка.

После выполнения этого задания с некоторой долей помощи взрослого (интонирование выделяемого звука) ребенку предлагается самому назвать последовательность звуков в данном слове и в другом, сначала подобном, например, РАМКА или ПОЛКА, а затем другой структуры, например, ЛАПА, РЫБА, ЗУБЫ.

5. Определение количества звуков в слове.

Ребенку предлагаются слова из 2—5 звуков. Например: «Сколько звуков в слове PPAAAК?»

Взрослый в первом предлагаемом слове интонирует последовательно все звуки слова, проговаривая его в медленном темпе.

Затем ребенок определяет количество звуков в слове ЛАК или в слове САМ (ЛОМ, СОМ, ШУМ, ЖУК, ЧОК). «Сколько звуков в слове РАМА?» (ЛАПА, РЫБА, ШУБА, КОРА). «Сколько звуков в слове КОРКА (ПОЛКА, СУМКА, ЗАБОР, КАМЫШ).

И, наконец, не обойтись при обучении грамоте без навыков фонематического синтеза.

Фонематический синтез — это мысленный процесс соединения звуков в целое слово.

Как проверить сформированность навыков фонематического синтеза?

1. Предлагаем ребенку слова из 3—5 слов с сохранной звуко-слоговой структурой. Взрослый произносит слова с небольшой паузой.

Например: «Послушай звуки, они разбежались (или поссорились), поставь их рядом (или «подружи»), чтобы получилось слово: [С], [О], (К]; [К], [А], [Б], [У], [Л], [К], [А]».

Далее проверяется фонетический синтез на словах с нарушенной звуко-слоговой структурой.

Например: «Послушай необычное слово, ни на что не похожее, потому что звуки в нем поменялись местами. Ты поставь их правильно, и получится знакомое тебе Т, О, Р (О, Д. М)

Итак, проведя это несложное обследование, мы уже можем сделать вывод о состоянии фонематического слуха и фонематического восприятия ребенка.

В том случае, когда нет четкого звукового образа, соотнесение звука с буквой при обучении грамоте становится затруднительным. Одна и та же буква может соотноситься не с одним, а с двумя или несколькими смешиваемыми звуками. И наоборот, разные буквы могут называться одним и тем же звуком. Усвоение буквы в этом случае происходит замедленно, за буквой не устанавливается определенного звучания.

Поэтому очень важно вовремя исправить все неправильно произносимые ребенком звуки. Ведь именно правильно произносимые звуки являются базой для дальнейшего успешного овладения грамотой в школьном возрасте.

Обследование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза у дошкольников 5 -7 лет с ЗПР в форме игры «Поездка в автобусе»

Представлено обследование развития фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза у детей 5 – 7 лет с ЗПР. Основная цель обследования: проведение диагностики фонематических процессов в игровой, интересной для детей форме. Материал адресован педагогам компенсирующих групп, учителям – логопедам, работающим с детьми с ЗПР, а также с детьми с ОНР.

Обследование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза у дошкольников 5 -7 лет с ЗПР в форме игры «Поездка в автобусе».

При составлении обследования фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза у детей 5-7 лет с ЗПР была использована методика Е. А. Стребелевой. Содержание соответствует программе С.Е. Шевченко «Подготовка к школе детей с ЗПР », по которой работает группа.

Обследование проводится индивидуально в начале и в конце учебного года в форме игры «Поездка в автобусе».

«Поездка в автобусе».

– Наш автобус возит детей бесплатно, но чтобы ехать в нем, нужно выполнять интересные задания. – Ты согласен? – Поехали.

1. Остановка «Шумелки».

1) Узнавание неречевых звуков.

Логопед показывает 3 баночки, наполненные горохом, гречей и манкой, предлагает послушать и запомнить звучание каждой из них.

Задание. — Догадайся, какая коробочка шумела, что находится в ней. Задание выполняется без зрительной опоры, с закрытыми глазами.

2) Узнавание музыкальных инструментов.

Сначала показать инструменты, послушать, как они звучат, а затем без зрительной опоры определить, какой музыкальный инструмент звучал (погремушка, барабан, колокольчик, дудочка ).

3) Восприятие ритма.

Логопед отстукивает ритм, а ребенок повторяет.

Отправляемся дальше, следующая остановка «Узнавайка».

2. Остановка «Узнавайка».

1) Восприятие слова.

Цель: Уметь выделять слово среди других слов, близких по звучанию, понимать смысл услышанного.

Задание. У меня на картинке нарисован банан. Я буду называть слова, а ты будешь хлопать только тогда, когда я скажу слово банан.

Банан, диван, банан, стакан, баран, банан ,таран, банан.

Если ребенку трудно, то называются слова, различные по звучанию.

Банан, апельсин, яблоко, банан, лимон, груша, банан.

2) Повторение слогов.

Цель: Уметь различать на слух слоги, близкие по звучанию.

Сначала ребенок повторяет слоговые цепочки из 2 слогов, если справляется, то повторяет по 3 слога.

  • па-ба, па-ба-па
  • ко-то, ко-то-ко
  • си-зи, си-зи-си
  • ву-фу, ву-фу-ву
  • ку-ту, ку-ту-ку
  • пи-би, пи-би-пи
  • ма-на. ма-на-ма

3) Навыки слогового анализа.

Цель: Уметь отхлопывать и называть количество слогов в слове.

Задание. Хлопни столько раз, сколько слогов в слове.

  • Мак, сок, нос.
  • Ва-та, не-бо, ру-ка, ку-бик, ба-тон.
  • Мо-ло-ко, са-по-ги, ма-ши-на.

Отправляемся дальше, следующая остановка «Спортивная».

3. Остановка «Спортивная».

1) Выделение гласного звука среди других звуков.

Цель: Уметь выделять гласный звук среди других звуков.

Задание. Присядь, если услышишь звук «А».

2) Выделение начального гласного звука в слове.

Цель: Уметь выделять гласный звук в начале слова.

Задание. Подними правую руку вверх, когда услышишь звук «У» в начале слова.

Утка, аист, улица, окна, ухо, азбука, утро.

3) Выделение конечного гласного звука в слове.

Цель: Уметь выделять гласный звук в конце слова.

Задание. Топни правой ногой, если услышишь звук «И» в конце слова.

Ноги, руки, мука, мост, шина, сапоги, соки, окно, тапки, яблоки.

Автобус едет дальше, следующая остановка «Фигурная».

4. Остановка «Фигурная».

1) Выделение согласного звука среди других звуков.

Цель: Уметь выделять согласный звук среди других звуков.

Задание. Перед ребенком лежат геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Положи перед собой круг, если услышишь звук «М».

2) Выделение согласного звука в начале слова.

Цель: Уметь выделять согласный звук в начале слова.

Задание. Если услышишь в начале слова звук «С», то положи перед собой квадрат.

Сок, мак, сумка, кот, собака, мама, сом, машина, санки, коза, слон.

3) Выделение согласного звука в конце слова.

Цель: Уметь выделять согласный звук в конце слова.

Задание. Если услышишь звук «К» в конце слова, то положи перед собой треугольник.

Сок, носок, душ, ток, сон, мак, лак, стол, ком, лук, стук.

4) Дифференциация близких по звучанию звуков.

Цель: Уметь различать близкие по звучанию звуки.

Задание: — Хлопни, если услышишь звук «С» и топни, если услышишь звук «Ш»

Автобус отправляется дальше. Следующая остановка «Школьная».

Обследуются только дети 6-7 лет.

5. Остановка «Школьная».

1) Навыки звукового анализа и синтеза.

Цель: Уметь определять количество и последовательность звуков в слове с помощью зрительных опор.

Задание. Положи столько кружков, сколько звуков ты услышал. Назови звуки по порядку.

Анализ односложных слов.

СОК, ЛУК, РАК, КОМ

Задание: — У меня отдельные звуки «С», «О», «К», собери звуки в слово.

– Какое слово получилось? – CОК.

2) Нахождение картинок с предметами на заданный звук.

Цель: Уметь из множества картинок находить только картинки с предметами на заданный звук.

Задание: — Положи перед собой только те картинки ,на которых изображены предметы ,названия которых начинаются на звук «С»

– Отложи слева от себя картинки, на которых изображены предметы ,названия которых начинаются на звук «Л», а справа от себя картинки на звук «Р».

3) Подбор слов на заданный звук.

Цель: Уметь подбирать слова и предметы с заданным звуком.

Задание: — Назови слово, которое начинается на звук «М».

При затруднении логопед сам называет несколько слов, помогая ребенку включиться в выполнение задания.

Использование игровых приемов позволяет в интересной для ребенка форме провести диагностику развития фонематического восприятия и уровня сформированности навыков звукового анализа и синтеза.

Данные обследования заносятся в таблицу.

Динамика развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза отражается количеством баллов.

  • 1 балл — ребенок не принимает и не понимает задание.
  • 2 балла — ребенок принимает задание, но условия задания не понимает, ответы носят неадекватный характер, после обучения отвечает адекватно, но самостоятельно с заданием не справляется.
  • 3 балла — ребенок принимает и понимает задание, самостоятельно его выполняет только после обучения.
  • 4 балла — ребенок принимает и понимает условия задания, самостоятельно справляется с его выполнением.

Таким образом, у нас существует 4 уровня оценки развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза:

  • 1 уровень — низший.
  • 2 уровень — средний.
  • 3 уровень — выше среднего.
  • 4 уровень — высокий.

Баллы по каждому разделу ссумируются в начале года и ставится уровень развития. В конце года после обследования снова ссумируются баллы по каждому разделу и ставится уровень развития.

Такое обследование позволяет увидеть динамику и результаты коррекционной работы по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза и спланировать дальнейшую логопедическую работу по данному разделу.

Играя, дети легче справляются с заданиями, с удовольствием отвечают на вопросы логопеда.

  1. Корнилова Л.А. Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников. //Логопед. 2009. №2. 65-69 с.
  2. Кудрова Т.И. Использование игровых приемов при обследовании фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза у детей.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. №2. 51-53 с.
  3. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста./ Под ред.Е.А.Стребелевой.М.Просвещение,2005,164с.
  4. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М.,1994.,- 265 с.
  5. Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с ЗПР», М. Школьная пресса, 2004 г.

Фуртаева Ольга Михайловна,
учитель–логопед,
МАДОУ «ЦРР – детский сад №161»,
г. Пермь

Обследование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза у дошкольников 5 -7 лет с ЗПР

В дошкольных организациях образования, согласно Закону РК «Об образовании», реализуются образовательные программы, ориентированные на «… реализацию задатков, наклонностей, способностей, дарований каждого ребенка и подготовку его к освоению образовательной программы начального образования на основе индивидуального подхода с учетом особенностей развития и состояния здоровья» [5]. В Государственной программе развития образования РК на 2011–2020 годы перед дошкольным образованием ставиться задача качественной подготовки детей к обучению в школе [3].

В дошкольном возрасте определенное направление развития получают все стороны психики ребенка, но более интенсивно идет речевое и познавательное развитие. Именно старший дошкольный возраст является звеном, осуществляющим преемственность между дошкольным и школьным образованием.

В настоящее время у специалистов (М.Е. Хватцев, О.А. Токарева, Р.И. Лалаева, Л.Н. Ефименкова и др.) уже не вызывает сомнения, что для успешного овладения письменной речью до начала обучения грамоте у ребенка должны быть сформированы необходимые для этого предпосылки. Успешность в овладении грамотой во многом определяется тем, насколько хорошо ребенок владеет звуковой стороной речи: правильное произношение, умение различать звуки на слух, а так же определять присутствие и место заданных звуков в слове [7, 4].

Целью нашего исследования явилось определение уровня сформированности фонематических процессов старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР).

Перед процедурой исследования была изучены личные дела детей, медицинская документация, протоколы психолого-педагогического обследования. Особое внимание уделялось результатам медицинского обследования физического слуха, чтобы исключить сурдологический дефект.

Для определение уровня сформированности фонематических процессов старших дошкольников с ФФНР были использованы методики, разработанные Л.С. Волковой [8], Г.Г. Голубевой [1, 2], В.В. Коноваленко [6].

Процедура проведения констатирующего эксперимента учитывала психологические и поведенческие особенности детей в старшем дошкольном возрасте. Для этого предъявлялись четкие, доступные инструкции для достижения их понимания рассматриваемой категории детей. Также учитывалась непроизвольность познавательных процессов, непостоянство произвольного внимания, повышенная утомляемость детей данной категории.

Эксперимент проводился в индивидуальном порядке с предъявлением серии заданий, объединенный в два блока:

1. Задания, направленные на выявление особенностей слухового восприятиянеречевых звуков (5 заданий).

2. Задания, направленные на выявление особенностей фонематического восприятия и анализа (4 задания).

Известно, что уровень сформированности фонематических процессов определяется уровнем сформированности фонематических представлений. В связи с этим в качестве критериев и показателей оценки уровня сформированности фонематических процессов были приняты следующие:

– Адекватность фонематических представлений, т.е. фонематические представления полностью соответствуют предъявляемому материалу.

– Дифференцированность фонематических представлений, т.е. фонематические представления характеризуются стойкость и точностью.

– Отсутствие фонематических представлений.

Рассмотрим цели, содержание предъявляемых заданий по данным блокам (нумерация заданий по блокам сквозная).

Первый блок – задания, направленные на выявление особенностей слухового восприятия неречевых звуков.

Задание № 1. Цель – точное определение источника звука.

Содержание: Ребенку предлагается прослушать звучание детских музыкальных инструментов (барабан, дудка) и сказать, что он слышал, показать на картинке соответствующий предмет или изобразить с помощью имитационных движений;

Задание № 2. Цель – определение числа звуковых сигналов.

Содержание: Логопед на детских музыкальных инструментах издает определенное количество звуков, ребенок должен отсчитать количество звучаний на пальцах.

Задание № 3. Цель – определение направления сигнала.

Содержание: Ребенку с выключенным зрением предлагается сказать, откуда доноситься звук (спереди, сзади, справа и слева).

Задание № 4. Цель – определение силы, длительности – краткости, слитности – прерывистости звучания.

Содержание: Ребенку предлагается сказать, как звучит издаваемый звук (долго – кратко, громко – тихо, быстро – медленно, слитно – прерывисто).

Задание № 5. Цель – различение голосов птиц и животных.

Содержание: Ребенку предлагается определить, каких птиц и животных он слышит (кукушка, ворона; корова, кошка и т.д.).

В ходе предъявлений заданий первого блока обращалось внимание на интерес ребенка к заданиям, его эмоциональные проявления, если есть, то какие, оценивалось умение внимательно слушать и стараться правильно определить звучавший инструмент. При трудности в произнесении слов, назывании инструмента, оценивалось умение соотносить звук инструмента с его изображением на картинке либо умением ребенка показать с помощью имитационных движений.

Качественный и количественный анализ результатов исследования позволил нам выделить три уровня сформированности слухового восприятия неречевых звуков старших дошкольников с ФФНР.

Первый (высокий) уровень характеризуется адекватными слуховыми представлениями, т.е. когда представления полностью соответствуют предъявляемому на слух материалу. Дети безошибочно узнают звучащий инструмент, называют его или показывают карточку с его изображением. Без опоры на зрительный анализатор дети отсчитывают количество сигналов на слух, определяют направление источника звука. Старшие дошкольники умеют определять силу, спектр, длительность звучания. Безошибочно были определены голоса птиц и животных. К данному уровню были отнесены 20 % испытуемых.

Второй (средний) уровень характеризуется недифференцированностью слуховых представлений. Это нестойкие и неточные процессы, которые выражаются в заменах предъявляемого материала. Дети допускают ошибки в определении источника звука, не называют его, не показывают на картинке и не имитируют движениями. Дошкольники отсчитывают количество сигналов на слух, определяют направление источника звука с опорой на слухо-зрительное восприятие. Испытывают значительные затруднения при определении характера звуков, т.к. это более тонкие различения звуков. Дети с ФФНР затрудняются в различении голосов птиц и животных, но при организации помощи (показ картинок), смогли назвать их, подобрать звукоподражания кголосам птиц и животных. 50 % старших дошкольников с ФФНР были отнесены к данному уровню.

Третий (низкий) уровень характеризуется отсутствием слуховых представлений. Дети с ФФНР не смогли назвать звучащие игрушки, не соотнесли их с картинками, допустили большое количество ошибок при определении количества сигналов, их направления. Недоступно определение силы, длительности и спектра звучаний, различение голосов птиц и животных. 30 % испытуемых составили группу детей с низким уровнем развития слухового восприятия.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что слуховое восприятие старших дошкольников с ФФНР характеризуется недифференцированностью, нестойкостью, неточностью слуховых представлений, проявляющиеся в затруднениях определения точного источника звука, количества звуковых сигналов, направления звучания, определения силы, длительности, спектра звучания, различения голосов птиц и животных.

Второй блок – задания, направленные на выявление особенностей фонематического восприятия и анализа.

Задание № 6. Цель – обследование восприятия и дифференциации изолированных звуков.

Содержание: Ребенку предлагается прослушать ряд звуков и поднять флажок на определенном звуке.

Материалом для обследования служат ряды произносимых логопедом изолированных звуков:н, п, с, д, з, ш, ч, в, с, ж, ц, т, фл, к, ш, р, м, с, щ, ш, л, ч, р, м

б, г, ч, м, л, н, к, р, п, р, д, л, тш, х, с, т, ж, щ, з, ш, ч, п, м, ш

В ходе проведения данного задания (восприятие и дифференциация изолированных звуков) нами были получены следующие результаты: 20 % детей имеют нарушение восприятия тех звуков, которые заменяются или смешиваются у них в речи. Например, при обследовании звука д поднимался флажок и на звук з (отсутствующий в речи) и на звук д (его заменитель). При обследовании звуков р и р’ поднимался флажок и на звуки р, р’ и на их заменители л и л’. При обследовании звука х (отсутствующий) на звуки х и к (заменитель), при обследовании звуков ш, щ и с на звук т являющийся их заменителем. Некоторые дети затруднялись при обследовании только тех звуков, которые отсутствуют в их речи, остальные согласные и гласные в фонематическом восприятии детей оказались не нарушены. 80 % детей испытывали затруднения не только при узнавании звука отсутствующего, искаженного или смешиваемого речи, но и произносимого без нарушения.

Задание № 7. Цель – обследование восприятия и дифференциации звуков в слогах.

Содержание: Ребенку предлагается прослушать и повторить за логопедомсерии из двух – трех слогов.

Обследование проводится на материале серий из двух – трех слогов типа согласный – гласный и включает в себя дифференциацию слогов содержащих: акустически сходные, но артикуляторно далекие звуки; акустически и артикуляторно близкие звуки; артикуляторно близкие, но акустически далекие звуки.

Са-ша, шо-со-шо, ся-щя-ся, Зу-жу, за-жа-зя, зо-жо-зо

Су-цу, сы-зы-зы, ся-зя-сяЦа-са-ца, са-ца-цу, сы-цы-сы

Жи-жи-ши, шо-шо-жо, жу-шу-жу Чу-щу, ча-ча-ща, щи-щи-чи

Па-бо-пы, бо-бо-по, ба-по-бы Го-ку-га, ка-га-ко, га-га-ка

То-ду-ты, до-ту-та, ту-да-до Фо-ву-фы, вы-фо-ву, фу-фо-ва

Ра-ла-ро, ла-ло-ра, ру-ра-ла Ца-тя-тя, тю-цу-тю, цу-ту-ца

Ха-ка-хо, ку-ха-ка, ко-ко-ха

Результаты выполнения данного задания показали следующее: 20 % детей неправильно воспринимают только те звуки, которые отсутствуют или заменяются в устной речи. При воспроизведении за логопедом слоговой цепочки они могут менять их местами, либо произносить правильно. У 80 % детей наблюдаются трудности не только при восприятии звуков, отсутствующих в речи, но и тех, которые произносятся ими правильно. Было также отмечено и то, что дети испытывают трудности при восприятии и воспроизведении звуковых цепочек содержащих звуки, которые в речи подвергаются искажению. Кроме того, при выполнении данного задания у некоторых детей нами было обнаружено нарушение восприятия целостности звуков йа, йу, йо, йэ составляющих буквы я, ю, ё, е. При обследовании слоговых цепочек содержащих слоги щя, ся, тя, тю было обнаружено, что детьми воспроизводятся как ша, са, та, ту, т.е. только последней составляющей.

Задание № 8. Цель – обследование способности к элементарному звуковому анализу.

Содержание: Ребенку предлагается на слух определить, какой звук находится в начале, середине и конце слова.

Для прослушивания предлагаются двух – и трехсложные слова, с прямым и обратным слогом в начале и конце слова, с искомым звуком в середине слова. Нами подбирались слова, в которых искомый звук оказывался ненарушенным для каждого конкретного ребенка. Анализ нарушенных в произношении и восприятии ребенка звуков исключался полностью.

В ходе определения способности к элементарному фонематическому анализу) нами было выяснено, что 20 % детей не испытывают трудностей при определении первого и последнего звука в слове. 20 % детей справляются с выделением звука из середины слова. 10 % детей справляются с нахождением звука в начале и конце слова только в обратном слоге и испытывают трудности, если слог прямой и открытый. Так, в слове маска первым звуком ребенок называет целый слог ма, в слове сани – слог са, последним звуком в слове машина – слог на. Трудности с определением звука в прямом открытом слоге возникают у детей по той причине, что в произношении прямого открытого слога согласный и гласный сливаются, и гласный может определяться ребенком с ФФН как призвук согласного. 50 % детей не могут выделить начальный и конечный звук слова.

Задание № 9. Цель – обследование дифференциации правильного и дефектно произнесенного звука.

Содержание: Ребенку предлагается на слух определить правильно или неправильно логопед произносит слова.

Логопед произносит слова (лампа, мыло, стул, диван и т.д.) с дефектно произносимыми или заменяемыми звуками имитируя

а) произношение ребенка;

б) дефекты, которых нет в речи ребенка;

в) правильное произношение.

Результаты выполнения данного задания показало, что в 80 % случаев дети не могут отличить правильное произношение от нарушенного в том случае, если логопед имитирует нарушение звукопроизношения, характерное для данного ребенка. В 20 % случаев дети могут отличить правильное произношение от произношения, соответствующего нарушению звуков, характерных для данного ребенка. В 50 % случаев дети могли отличить правильное произношение от дефектного в том случае, если логопед имитировал дефект отличный от их собственного и в 100 % в случаях с правильно произносимыми и воспринимаемыми ими звуками. В целом все дети не могут распознать нарушенное произношение, если дефект аналогичен их собственному и для распознания предлагаются слова, содержащие звуки, нарушенные в их фонематическом восприятии.

Качественный и количественный анализ результатов исследования позволил нам выделить три уровня сформированности фонематического восприятия и анализа старших дошкольников с ФФНР.

Первый (высокий) уровень характеризуется адекватными фонематическими представлениями, т.е. когда фонематические процессы полностью соответствуют предъявляемому на слух звуковому материалу. Дети имеют нарушения восприятия только тех звуков, которые заменяются или смешиваются у них в речи. Для них характерна способность к элементарному фонематическому анализу, к отличию правильного произношения от произношения, соответствующего нарушению звуков, характерных для данных детей. К данному уровню были отнесены 10 % испытуемых.

Второй (средний) уровень характеризуется недифференцированностью фонематических представлений. Это нестойкие и неточные процессы, которые выражаются в заменах предъявляемого материала. У детей данной группы имеют место нарушения фонематического восприятия звуков, которые правильно произносятся как в изолированном варианте, так и в речевом потоке, но различаются тонкими акустическими или артикуляторными признаками. Нарушена способность к элементарному звуковому анализу. Затрудняются в отличии правильного произношения от нарушенного в том случае, если имитируется дефект, отсутствующий в их речи и на правильновоспринимаемых ими звуках. 50 % старших дошкольников с ФФНР были отнесены к данному уровню.

Третий (низкий) уровень характеризуется отсутствием фонематических представлений. Для данного уровня характерны затруднения не только при узнавании звука отсутствующего, искаженного или смешиваемого речи, но и произносимого без нарушения. Испытуемые не владеют элементарными формами фонематического анализа, не отличают правильное произношение от дефектного. 40 % испытуемых составили группу детей с низким уровнем развития слухового восприятия.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что фонематическое восприятие старших дошкольников с ФФНР характеризуется недифференцированностью, нестойкостью, неточностью фонематических представлений, проявляющееся при любом предъявлении материала (в изолированном варианте, слоговых цепочках, при предъявлении слов для дифференциации и самостоятельном отборе картинок на заданный звук), трудностями в элементарном фонематическом анализе. Кроме этого, нарушение фонематического восприятия препятствует у данной категории детей полноценному контролю, как за собственной, так и за чужой речью.

Алгоритм обследования фонематических процессов

Оксана Малахова
Алгоритм обследования фонематических процессов

ОБСЛЕДОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Обследование фонематического восприятия

Задание 1. Определить наличие или отсутствие заданного звука в слове. Логопед просит ребенка ответить на вопрос: «Есть ли звук с в слове собака?»

Задание 2. Показать картинки с заданным звуком. Логопед называет картинки, а ребенку предлагает найти и показать те картинки, в названии которых есть заданный звук. Инструкция: Покажи все картинки, в которых ты слышал звук л.

Задание 3. Услышать слово с заданным звуком. Ребенку предлагают прослушать предложение и найти слово с заданным звуком. Инструкция: «Я произнесу предложение, а ты внимательно послушай и скажи, в каком из слов есть звук в?» (Ворона сидит на суку).

Задание 4. Подобрать пары картинок к словам паронимам. Логопед называет слова, отличающиеся одним звуком, и просит ребенка показать соответствующие им картинки. Инструкция: «Покажи где лук, а где люк. Покажи где кот, а где год и т. д.» Затем ребенку предлагается самостоятельно назвать картинки парами.

Обследование фонематического анализа

В основу обследования фонематического анализа положена методика Л. Ф. Спировой, которая рекомендует начинать обследование с выделения гласных звуков, стоящих в начале слова под ударением, и согласных звуков, стоящих в конце слова, переходя постепенно к более сложным для детей позициям звуков.

Задание 1. Определить место звука в слове. Логопед предлагает ответить ребенку на вопрос: «Где ты слышишь звук у, в слове утка, звук а в слове мак, звук о в слове ведро: в начале, середине или конце слова?

Аналогично обследуется способность определить место согласного звука в слове, но только начиная с позиции, когда он находится в конце слова.

Задание 2. Выделить согласный звук из стечения двух звуков. Ребенка просят определить наличие звука в более сложной позиции, когда звук стоит рядом с другим согласным.

Обследование фонематического синтеза

При обследовании фонематического синтеза определяется способность детей составлять слова из разного количества звуков, стоящих в различной последовательности.

Задание 1. Составить слова из заданного количества звуков. Логопед изолированно называет звуки, составляющие слово, не меняя их порядка. Ребенку дается задание назвать целое слово.

Задание 2. Составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности. Инструкция: «Составь слова из 3 звуков, которые я тебе назову. Звуки можно менять местами».

Обследование фонематических представлений

Это обследование дает возможность логопеду выявить способность детей оперировать результатами фонематического анализа.

Задание 1. Подобрать слова определенной тематики на заданный звук. Логопед дает ребенку задание: «Подбери название ягоды, начинающееся на звук м (малина)».

Задание 2. Подобрать слово на заданный звук. Ребенка просят назвать любое слово, которое начинается на заданный логопедом твердый или мягкий звук.

Задание 3. Подобрать слово на заданный звук с указанием его места в слове: «Подбери слово, в котором звук к будет стоять в конце».

Задание 4. Подобрать слово, которое начинается на тот же звук, что и названное логопедом. Логопед называет слово: стол. Ребенок должен подобрать свое слово, которое тоже будет начинаться на звук с. Например: самолет.

Список используемой литературы:

1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб., «Детство-Пресс» 2004.

2. Александрова Т. В. Живые звуки или фонетика для дошкольников. СПб., «Детство-Пресс» 2005.

3. Герасимова А., Жукова О., Кузнецова В. Логопедическая энциклопедия дошкольника. СПб., «Нева» 2004.

4. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. М. ,«Владос» 2003.

5. Краузе Е. Логопедия. СПб., «Корона» 2003.

6. Резниченко Т. С. Ларина О. Д. Дифференциация согласных звуков. М., «Росмэн» 2004.

7. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. М., «Владос» 1999.

8. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

СПб., «Детство-Пресс» 1998.

9. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. М., «Гном-Пресс» 2003.

10. Ткаченко Т. А. Специальные символы в подготовке детей к обучению грамоте. М., «Гном-Пресс» 20007

11. Филичива Т. Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М., «Просвещение» 1987.

Алгоритм работы с тревожными детьми Консультация для воспитателей Алгоритм работы с тревожными детьми Что такое тревожность? В психологическом словаре дано следующее определение.

Алгоритм составления синквейна «Синквейн» в переводе с французского языка — нерифмованное стихотворение в пять строк. Алгоритм составления «синквейна» следующая:.

Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов звукового анализа и синтеза у детей 6–7 лет На шестом и седьмом году жизни работа по воспитанию звуковой культуры речи проводится, как и на предыдущих возрастных этапах, в форме фронтального.

Картотека игр для развития фонематических процессов у старших дошкольников Игра является основным видом деятельности дошкольников, поэтому использование игр для формирования фонематических процессов у детей с нарушениями.

Опыт работы по теме «Развитие фонематических процессов, навыков звукового и слогового анализа и синтеза у детей 6–7 лет» Важным условием воспитания личности дошкольника и его социальной адаптации является развитие правильной речи. Чем правильнее и богаче речь.

Особенности формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Аннотация. В данной статье описываются особенности формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР, рассказывается.

Конспект открытого занятия по развитию фонематических процессов «Делу время — потехе час» Конспект занятия в старшей группе «Делу время – потехе час» Задачи: Учить детей выражать свои мысли в грамматически правильной форме. Развивать.

Протокол обследования обучающихся 9-х классов по методике Протокол обследования Методика «Тип мышления» (автор модификации диагностической методики Г. В. Резапкина) Цель: определения индивидуального.

Технология логопедического обследования Организация логопедического обследования детей дошкольного возраста – одна из самых актуальных тем логопедии и большой интерес к ней обусловлен.

Анализ методик, направленных на развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

1.3 Анализ методик, направленных на развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

В отечественной логопедии существует достаточно большой теоретический, практический и методический материал, касающийся изучения и развития фонематического восприятия у дошкольников.

Логопедическое обследование звуковой стороны речи и фонематического восприятия подробно и всесторонне описано в пособии О.Б. Иншаковой «Логопедическое обследование» (1999) и методических рекомендациях О.Е. Грибовой, Т.П. Бессоновой (1994).

Занятия по звуковой культуре речи и развитию навыков фонематического восприятия описаны в «Программе обучения и воспитания дошкольников с нарушениями речи» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной (1993).

В приложении к книге Т.А. Ткаченко «Если дошкольник плохо говорит» (1999) автор предлагает систему работы и представляет практический материал по развитию фонематического слуха и формированию навыков фонемного анализа у детей.

Коррекционная работа при нарушениях фонематического восприятия должна проводиться систематически, последовательно, целенаправленно, методы и приемы должны зависеть от уровня речевого развития ребенка — от тяжести проявления недостатков звукопроизношения и от степени снижения фонематических процессов.

Основные направления данной работы представлены в программе «Подготовка к школе детей с нарушениями речи в условиях специального детского сада» (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).

В ее основу положены следующие принципы:

– раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений;

– опора на закономерности онтогенеза;

– развитие всех сторон речи в единстве: фонетико-фонематической и лексико-грамматической;

– связь речевой деятельности с другими сторонами психического развития.

Коррекционная работа по данной методике обеспечивает овладение детьми самостоятельной связной, грамматически правильной речью, фонетической системой родного языка, элементами грамоты.

Основными задачами коррекционного обучения являются:

– практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

– формирование произношения, слоговой структуры слов, фонематического слуха и восприятия;

– подготовка к овладению грамотой;

– развитие навыков связной речи.

Коррекционная работа рассчитана на два года, основной формой обучения являются логопедические занятия.

Первый год обучения (включает три периода обучения).

Одним из обязательных условий формирования правильной, четкой и внятной речи в первый период является воспитание активного произвольного внимания к речи. Детей учат вслушиваться в обращенную речь, различать и воспроизводить доступные для ребенка элементы, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, уметь слышать ошибки в чужой и собственной речи.

Фронтальные занятия по произношению в первый период не проводятся. Учитывая произносительные трудности детей, логопед проводит работу индивидуально или с малыми подгруппами, вырабатывает точные, координированные движения артикуляционного аппарата, уточняет правильное произношение имеющихся звуков, вызывает отсутствующие звуки и развивает фонематический слух.

На индивидуальных занятиях решаются следующие задачи:

уточнение произношения простых по артикуляции звуков — а, у, о, э, и, м, мь, н, нь, п, пь, т, ть, ф, фь, в, вь, б, бь;

– постановка и первоначальное закрепление ранее отсутствовавших звуков — к, кь, г, гь, х, хь, ль, и, ы, с, сь, з, зь;

– различение на слух гласных и согласных звуков;

– выделение первого ударного звука в слове, анализ звуковых сочетаний типа ау, уа.

Серии специальных упражнений для развития слоговой структуры слова предлагаются в такой последовательности:

1) различение на слух длинного и короткого слов (кот — электричка);

2) передача ритмического рисунка слова;

3) запоминание и воспроизведение слогового ряда из легких, правильно произносимых звуков;

4) запоминание и воспроизведение слогового ряда из разных гласных и одинаковых согласных (па—по—пу);

5) запоминание и воспроизведение слогового ряда из разных согласных и одинаковых гласных (ка—та—ма);

6) заучивание и воспроизведение слогов со стечением согласных (то—кто, па—пта);

7) четкое воспроизведение слов из ранее отработанных слогов и предложений с этими словами.

В данный период проводятся упражнения для развития фонематического восприятия: детей учат слышать звук в ряду других звуков, слышать слог с заданным звуком в ряду других слогов, определять наличие звука в слове. Эти упражнения готовят детей к умению выделять ударный гласный в начале слова, запоминать и воспроизводить сочетания из двух-трех гласных, определять количество произнесенных звуков и их последовательность. В процессе занятий логопед формирует понятия «звук», «слово».

Во второй период обучения фронтальные занятия по произношению проводятся два раза в неделю.

При этом решаются следующие задачи:

– закрепление правильного произношения звуков в собственной речи;

– постановка и дальнейшая автоматизация отсутствующих звуков;

– усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава;

дальнейшее формирование фонематического восприятия;

– формирование готовности к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

На фронтальных занятиях уточняется произношение следующих звуков: п, т, к, в, ф, м, н, х. Они отрабатываются изолированно, в слогах, словах и предложениях. Продолжается работа по дальнейшему развитию фонематического восприятия. Сначала различаются звуки по глухости — звонкости, мягкости — твердости. Расширяется количество слов для запоминания и повторения, к концу второго периода обучения дети должны уметь определять гласный в прямом слоге и в односложных словах.

В третий период вводятся в речь основные группы звуков. При работе над слоговой структурой слов закрепляется произношение четырех-пяти сложных слов, закрепляются навыки анализа и синтеза односложных слов типа кот, мак, суп.

Второй год обучения.

Развитие произносительной стороны речи проводится одновременно с развитием связной речи. Фронтальные занятия по произношению проводятся два раза в неделю, индивидуальные — ежедневно.

Основными задачами по формированию произношения являются:

– формирование системы различаемых и противопоставленных друг другу фонем;

– произношение слов различной слоговой сложности;

– свободное использование навыков самостоятельной речи.

Имея в виду данные задачи, логопед завершает постановку и автоматизацию отсутствующих звуков (свистящих, шипящих, сонорных), развивает фонематическое восприятие, навыки анализа и синтеза слов.

На всех этапах коррекционного обучения закрепление правильного произношения звуков осуществляется параллельно с развитием дикции и усвоением произношения слов сложного звуко-слогового состава.

На этапах закрепления правильного произношения звуков материал упражнений подбирается с учетом формирования лексико-грамматической стороны речи.

Анализируя работу Г.А. Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи», в которой определены задачи, этапы и приемы работы по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, можно отметить, что методические рекомендации в полной мере отвечают условиям работы с детьми, имеющими ЗПР.

В целом работа по формированию звукопроизношения и фонематического восприятия ведется по таким направлениям:

– развитие движений органов артикуляционного аппарата;

– развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

– усвоение фонетической системы родного языка;

– развитие мелодико-интонационной стороны речи.

При формировании звукопроизношения перед логопедом стоят задачи:

– исправить неправильное произношение звуков, научить ребенка вслушиваться в речь;

– научить различать и воспроизводить отдельные звуковые элементы речи;

– научить удерживать в памяти воспринятый речевой материал;

– научить слышать звучание чужой и собственной речи и уметь исправлять свои ошибки.

Данная система обучения рассчитана на три периода.

Первый период длится два месяца:

Задачами этого периода являются:

– развитие звукопроизношения (воспитание внимания к звуковой стороне речи);

– подготовка детей к анализу звукового состава слова;

– развитие речи детей;

– знакомство с некоторыми буквами и овладение навыками чтения и письма печатными буквами.

В процессе отработки звуков дети учатся различать звуки, наиболее противопоставленные (а—и—у), постепенно осуществляется переход к более тонким дифференцировкам (о—у, к—х). Постоянное сравнение звуков дает толчок для развития фонематического слуха.

Все отработанные звуки включаются в слоги, слова, предложения.

Подготовка к звуковому анализу имеет четыре ступени.

1. Уточнение артикуляции звуков у, а, и. Эти звуки выделяются из начала слова. Детям дается первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности.

2. Анализ и синтез обратных слогов типа an, ym, ок. Дети учатся выделять первый и последний согласный. На этом этапе изучаются звуки п, т, к, м.

3. Выделение ударных гласных из положения после согласного (дом, танк). В это время изучаются гласные о и ы, повторяются ранее пройденные.

4. Овладение анализом и синтезом прямого слога типа ма. Итогом первого периода обучения является умение произвести полный звуковой анализ односложных слов типа суп.

Одновременно с уточнением правильного произношения и усвоением форм звукового анализа дети знакомятся с буквами у, а, и, п, м, т, к, о, ы, с; учатся читать печатно обратные слоги (an), прямые слоги (па>, слова типа мак.

Во второй период обучения упражнения на правильное употребление звуков в слове сочетаются с лексико-грамматическими заданиями. К концу данного периода постановка отсутствующих звуков должна быть закончена.

Закрепление умений правильно и четко произносить предложения сочетается с развитием слухового внимания и памяти.

В течение третьего периода обучения проводятся два занятия в неделю по произношению и два по обучению грамоте. Закрепляются в произношении следующие звуки: ш, ж, р, рь, ль, щ, ц, ч.

Работа по формированию звукопроизношения и развитию фонематического восприятия закрепляется воспитателями во второй половине дня и в домашних условиях — родителями.

Для удобства работы речевой материал оформляется в виде карточек: одна карточка — одна тема.

Каждая карточка содержит несколько заданий, которые постоянно усложняются.

В первом задании описаны правильный артикуляционный уклад звука, полная его характеристика: положение губ, языка в процессе артикулирования звука, качество и направленность воздушной струи, качество звучания (гласный, твердый, мягкий). Ребенок должен правильно воспроизвести данный звук.

Второе задание — это подбор слов с заданным звуком и соответствующих иллюстраций.

Третье задание развивает и совершенствует фонематическое восприятие, в него входит упражнение на выделение первого звука в слове, анализ звуков в слоге.

Четвертое задание направлено на формирование умения определять позицию изучаемого звука в слове.

Пятое задание — на автоматизацию изучаемого звука в словах и предложениях.

Последовательность, в которой идет работа с карточками, определяется программой обучения и воспитания детей с ЗПР.

Данный речевой материал по звуковому анализу и синтезу поможет логопедам сформировать фонематические процессы у детей с задержкой психического развития, подготовить их к обучению грамоте и предупредить фонематическую дисграфию.

Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ 2.1 Организация и методы исследования фонематического восприятия у старших дошкольников с задержкой психического развития

Констатирующий эксперимент проводился на базе детского сада компенсирующего вида № 226 Кировского района г. Красноярска. В эксперименте принимали участие дошкольники старшей коррекционной группы в возрасте 6-7 лет в количестве 10 человек – 6 мальчиков и 4 девочки. Основными задачами деятельности учреждения являются охрана и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, коррекция недостатков, а также воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями.

Наша экспериментальная работа начинается с постановки цели исследования – выявить особенности нарушения фонематических функций (дифференциация звуков, фонематического анализа, синтеза, представлений и нарушения звукослоговой структуры слова) у дошкольников с задержкой психического развития.

В экспериментальную группу входило 10 детей.

Исследование проводились в первую половину дня в спокойной, доброжелательной обстановке, что позволило достичь цели эксперимента. Был найден контакт с каждым из исследуемых дошкольников, осуществлен индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребенку. Для более эффективного исследования испытуемых мы познакомились с режимом детского сада, изучили медицинские карты и личные дела испытуемых, посетили логопедические занятия и основные режимные моменты.

В результате проделанной нами работы были получены следующие сведения: все испытуемые имеют средний уровень физического развития, отставание в умственном и психическом развитии. Дети способны устанавливать контакт, как с взрослыми, так и со сверстниками. Реакция на одобрение и прорицание – адекватная, частично принимают помощь. Отмечается низкая способность переключения с одного действия на другое.

К моменту исследования у детей с задержкой психического развития отмечались нарушения звукопроизношения.

· выход из моторной алалии (5%)

· функциональная дислалия (50%)

· стертая форма дизартрии (45%)

Речевое развитие 30% дошкольников с нарушениями речи соответствовало 2-3 уровням недоразвития речи. Остальные (70%) имели общее недоразвитие речи 3-го уровня. Словарный запас крайне беден, в понимании речи дети ограничиваются знакомой бытовой ситуацией. Речь почти не включается в процессе деятельности детей. Данные аудиограммы свидетельствуют о сохранности у всех исследуемых детей физиологического слуха.

Таким образом, неоднородность нарушений у детей с речевыми и психическими отклонениями позволяет предположить уличный уровень развития фонематических функций.

Эксперимент проводился с 18 октября по 4 ноября 2005 года. Проведению эксперимента не мешали отвлекающие обстоятельства.

Для работы и проведения констатирующего эксперимента были выбраны следующие методы:

– Анализ и обобщение материала полученного в наблюдениях, беседах, экспериментах.

– Наблюдения за речью детей в разных видах деятельности.

– Анализ амнестических сведений.

IV. Организационные методы.

Перед началом проведения каждого задания экспериментатор давал инструкцию, в которой была отражена последовательность предстоящих действий испытуемых, а также форма устного ответа.

Материалом к исследованию служили устные задания экспериментатора. В большинстве случаев после объяснения здания экспериментатор просил детей повторить его с целью уточнения понимания испытуемыми содержания задания.

Для нашего исследования мы использовали предложенную Л. В. Лопатиной методику исследования восприятия устной речи, а также методику исследования звукослоговой структуры слова. Данные методики были адаптированы на детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

При разработке методики констатирующего эксперимента за основу были положены следующие фундаментальные положения лингвистики, психологии, психофизиологии, логопедии, представляющие собой методологию исследования:

· современные научные представления о симптоматики и структуре речевого дефекта при задержке психического развития.

· психофизиологические механизмы овладения звукопроизношением в норме.

С учётом указанных выше теоретических положений были определены следующие направления методики констатирующего эксперимента:

1) исследование состояния звукопроизношения;

2) исследование восприятия и дифференциации звуков ребенка;

3) исследование сформированности фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений;

4) исследование состояния звукослоговой структуры слов и предложений.

Обследование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза у дошкольников 5 -7 лет с ЗПР

В дошкольных организациях образования, согласно Закону РК «Об образовании», реализуются образовательные программы, ориентированные на «… реализацию задатков, наклонностей, способностей, дарований каждого ребенка и подготовку его к освоению образовательной программы начального образования на основе индивидуального подхода с учетом особенностей развития и состояния здоровья» [5]. В Государственной программе развития образования РК на 2011–2020 годы перед дошкольным образованием ставиться задача качественной подготовки детей к обучению в школе [3].

В дошкольном возрасте определенное направление развития получают все стороны психики ребенка, но более интенсивно идет речевое и познавательное развитие. Именно старший дошкольный возраст является звеном, осуществляющим преемственность между дошкольным и школьным образованием.

В настоящее время у специалистов (М.Е. Хватцев, О.А. Токарева, Р.И. Лалаева, Л.Н. Ефименкова и др.) уже не вызывает сомнения, что для успешного овладения письменной речью до начала обучения грамоте у ребенка должны быть сформированы необходимые для этого предпосылки. Успешность в овладении грамотой во многом определяется тем, насколько хорошо ребенок владеет звуковой стороной речи: правильное произношение, умение различать звуки на слух, а так же определять присутствие и место заданных звуков в слове [7, 4].

Целью нашего исследования явилось определение уровня сформированности фонематических процессов старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР).

Перед процедурой исследования была изучены личные дела детей, медицинская документация, протоколы психолого-педагогического обследования. Особое внимание уделялось результатам медицинского обследования физического слуха, чтобы исключить сурдологический дефект.

Для определение уровня сформированности фонематических процессов старших дошкольников с ФФНР были использованы методики, разработанные Л.С. Волковой [8], Г.Г. Голубевой [1, 2], В.В. Коноваленко [6].

Процедура проведения констатирующего эксперимента учитывала психологические и поведенческие особенности детей в старшем дошкольном возрасте. Для этого предъявлялись четкие, доступные инструкции для достижения их понимания рассматриваемой категории детей. Также учитывалась непроизвольность познавательных процессов, непостоянство произвольного внимания, повышенная утомляемость детей данной категории.

Эксперимент проводился в индивидуальном порядке с предъявлением серии заданий, объединенный в два блока:

1. Задания, направленные на выявление особенностей слухового восприятиянеречевых звуков (5 заданий).

2. Задания, направленные на выявление особенностей фонематического восприятия и анализа (4 задания).

Известно, что уровень сформированности фонематических процессов определяется уровнем сформированности фонематических представлений. В связи с этим в качестве критериев и показателей оценки уровня сформированности фонематических процессов были приняты следующие:

– Адекватность фонематических представлений, т.е. фонематические представления полностью соответствуют предъявляемому материалу.

– Дифференцированность фонематических представлений, т.е. фонематические представления характеризуются стойкость и точностью.

– Отсутствие фонематических представлений.

Рассмотрим цели, содержание предъявляемых заданий по данным блокам (нумерация заданий по блокам сквозная).

Первый блок – задания, направленные на выявление особенностей слухового восприятия неречевых звуков.

Задание № 1. Цель – точное определение источника звука.

Содержание: Ребенку предлагается прослушать звучание детских музыкальных инструментов (барабан, дудка) и сказать, что он слышал, показать на картинке соответствующий предмет или изобразить с помощью имитационных движений;

Задание № 2. Цель – определение числа звуковых сигналов.

Содержание: Логопед на детских музыкальных инструментах издает определенное количество звуков, ребенок должен отсчитать количество звучаний на пальцах.

Задание № 3. Цель – определение направления сигнала.

Содержание: Ребенку с выключенным зрением предлагается сказать, откуда доноситься звук (спереди, сзади, справа и слева).

Задание № 4. Цель – определение силы, длительности – краткости, слитности – прерывистости звучания.

Содержание: Ребенку предлагается сказать, как звучит издаваемый звук (долго – кратко, громко – тихо, быстро – медленно, слитно – прерывисто).

Задание № 5. Цель – различение голосов птиц и животных.

Содержание: Ребенку предлагается определить, каких птиц и животных он слышит (кукушка, ворона; корова, кошка и т.д.).

В ходе предъявлений заданий первого блока обращалось внимание на интерес ребенка к заданиям, его эмоциональные проявления, если есть, то какие, оценивалось умение внимательно слушать и стараться правильно определить звучавший инструмент. При трудности в произнесении слов, назывании инструмента, оценивалось умение соотносить звук инструмента с его изображением на картинке либо умением ребенка показать с помощью имитационных движений.

Качественный и количественный анализ результатов исследования позволил нам выделить три уровня сформированности слухового восприятия неречевых звуков старших дошкольников с ФФНР.

Первый (высокий) уровень характеризуется адекватными слуховыми представлениями, т.е. когда представления полностью соответствуют предъявляемому на слух материалу. Дети безошибочно узнают звучащий инструмент, называют его или показывают карточку с его изображением. Без опоры на зрительный анализатор дети отсчитывают количество сигналов на слух, определяют направление источника звука. Старшие дошкольники умеют определять силу, спектр, длительность звучания. Безошибочно были определены голоса птиц и животных. К данному уровню были отнесены 20 % испытуемых.

Второй (средний) уровень характеризуется недифференцированностью слуховых представлений. Это нестойкие и неточные процессы, которые выражаются в заменах предъявляемого материала. Дети допускают ошибки в определении источника звука, не называют его, не показывают на картинке и не имитируют движениями. Дошкольники отсчитывают количество сигналов на слух, определяют направление источника звука с опорой на слухо-зрительное восприятие. Испытывают значительные затруднения при определении характера звуков, т.к. это более тонкие различения звуков. Дети с ФФНР затрудняются в различении голосов птиц и животных, но при организации помощи (показ картинок), смогли назвать их, подобрать звукоподражания кголосам птиц и животных. 50 % старших дошкольников с ФФНР были отнесены к данному уровню.

Третий (низкий) уровень характеризуется отсутствием слуховых представлений. Дети с ФФНР не смогли назвать звучащие игрушки, не соотнесли их с картинками, допустили большое количество ошибок при определении количества сигналов, их направления. Недоступно определение силы, длительности и спектра звучаний, различение голосов птиц и животных. 30 % испытуемых составили группу детей с низким уровнем развития слухового восприятия.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что слуховое восприятие старших дошкольников с ФФНР характеризуется недифференцированностью, нестойкостью, неточностью слуховых представлений, проявляющиеся в затруднениях определения точного источника звука, количества звуковых сигналов, направления звучания, определения силы, длительности, спектра звучания, различения голосов птиц и животных.

Второй блок – задания, направленные на выявление особенностей фонематического восприятия и анализа.

Задание № 6. Цель – обследование восприятия и дифференциации изолированных звуков.

Содержание: Ребенку предлагается прослушать ряд звуков и поднять флажок на определенном звуке.

Материалом для обследования служат ряды произносимых логопедом изолированных звуков:н, п, с, д, з, ш, ч, в, с, ж, ц, т, фл, к, ш, р, м, с, щ, ш, л, ч, р, м

б, г, ч, м, л, н, к, р, п, р, д, л, тш, х, с, т, ж, щ, з, ш, ч, п, м, ш

В ходе проведения данного задания (восприятие и дифференциация изолированных звуков) нами были получены следующие результаты: 20 % детей имеют нарушение восприятия тех звуков, которые заменяются или смешиваются у них в речи. Например, при обследовании звука д поднимался флажок и на звук з (отсутствующий в речи) и на звук д (его заменитель). При обследовании звуков р и р’ поднимался флажок и на звуки р, р’ и на их заменители л и л’. При обследовании звука х (отсутствующий) на звуки х и к (заменитель), при обследовании звуков ш, щ и с на звук т являющийся их заменителем. Некоторые дети затруднялись при обследовании только тех звуков, которые отсутствуют в их речи, остальные согласные и гласные в фонематическом восприятии детей оказались не нарушены. 80 % детей испытывали затруднения не только при узнавании звука отсутствующего, искаженного или смешиваемого речи, но и произносимого без нарушения.

Задание № 7. Цель – обследование восприятия и дифференциации звуков в слогах.

Содержание: Ребенку предлагается прослушать и повторить за логопедомсерии из двух – трех слогов.

Обследование проводится на материале серий из двух – трех слогов типа согласный – гласный и включает в себя дифференциацию слогов содержащих: акустически сходные, но артикуляторно далекие звуки; акустически и артикуляторно близкие звуки; артикуляторно близкие, но акустически далекие звуки.

Са-ша, шо-со-шо, ся-щя-ся, Зу-жу, за-жа-зя, зо-жо-зо

Су-цу, сы-зы-зы, ся-зя-сяЦа-са-ца, са-ца-цу, сы-цы-сы

Жи-жи-ши, шо-шо-жо, жу-шу-жу Чу-щу, ча-ча-ща, щи-щи-чи

Па-бо-пы, бо-бо-по, ба-по-бы Го-ку-га, ка-га-ко, га-га-ка

То-ду-ты, до-ту-та, ту-да-до Фо-ву-фы, вы-фо-ву, фу-фо-ва

Ра-ла-ро, ла-ло-ра, ру-ра-ла Ца-тя-тя, тю-цу-тю, цу-ту-ца

Ха-ка-хо, ку-ха-ка, ко-ко-ха

Результаты выполнения данного задания показали следующее: 20 % детей неправильно воспринимают только те звуки, которые отсутствуют или заменяются в устной речи. При воспроизведении за логопедом слоговой цепочки они могут менять их местами, либо произносить правильно. У 80 % детей наблюдаются трудности не только при восприятии звуков, отсутствующих в речи, но и тех, которые произносятся ими правильно. Было также отмечено и то, что дети испытывают трудности при восприятии и воспроизведении звуковых цепочек содержащих звуки, которые в речи подвергаются искажению. Кроме того, при выполнении данного задания у некоторых детей нами было обнаружено нарушение восприятия целостности звуков йа, йу, йо, йэ составляющих буквы я, ю, ё, е. При обследовании слоговых цепочек содержащих слоги щя, ся, тя, тю было обнаружено, что детьми воспроизводятся как ша, са, та, ту, т.е. только последней составляющей.

Задание № 8. Цель – обследование способности к элементарному звуковому анализу.

Содержание: Ребенку предлагается на слух определить, какой звук находится в начале, середине и конце слова.

Для прослушивания предлагаются двух – и трехсложные слова, с прямым и обратным слогом в начале и конце слова, с искомым звуком в середине слова. Нами подбирались слова, в которых искомый звук оказывался ненарушенным для каждого конкретного ребенка. Анализ нарушенных в произношении и восприятии ребенка звуков исключался полностью.

В ходе определения способности к элементарному фонематическому анализу) нами было выяснено, что 20 % детей не испытывают трудностей при определении первого и последнего звука в слове. 20 % детей справляются с выделением звука из середины слова. 10 % детей справляются с нахождением звука в начале и конце слова только в обратном слоге и испытывают трудности, если слог прямой и открытый. Так, в слове маска первым звуком ребенок называет целый слог ма, в слове сани – слог са, последним звуком в слове машина – слог на. Трудности с определением звука в прямом открытом слоге возникают у детей по той причине, что в произношении прямого открытого слога согласный и гласный сливаются, и гласный может определяться ребенком с ФФН как призвук согласного. 50 % детей не могут выделить начальный и конечный звук слова.

Задание № 9. Цель – обследование дифференциации правильного и дефектно произнесенного звука.

Содержание: Ребенку предлагается на слух определить правильно или неправильно логопед произносит слова.

Логопед произносит слова (лампа, мыло, стул, диван и т.д.) с дефектно произносимыми или заменяемыми звуками имитируя

а) произношение ребенка;

б) дефекты, которых нет в речи ребенка;

в) правильное произношение.

Результаты выполнения данного задания показало, что в 80 % случаев дети не могут отличить правильное произношение от нарушенного в том случае, если логопед имитирует нарушение звукопроизношения, характерное для данного ребенка. В 20 % случаев дети могут отличить правильное произношение от произношения, соответствующего нарушению звуков, характерных для данного ребенка. В 50 % случаев дети могли отличить правильное произношение от дефектного в том случае, если логопед имитировал дефект отличный от их собственного и в 100 % в случаях с правильно произносимыми и воспринимаемыми ими звуками. В целом все дети не могут распознать нарушенное произношение, если дефект аналогичен их собственному и для распознания предлагаются слова, содержащие звуки, нарушенные в их фонематическом восприятии.

Качественный и количественный анализ результатов исследования позволил нам выделить три уровня сформированности фонематического восприятия и анализа старших дошкольников с ФФНР.

Первый (высокий) уровень характеризуется адекватными фонематическими представлениями, т.е. когда фонематические процессы полностью соответствуют предъявляемому на слух звуковому материалу. Дети имеют нарушения восприятия только тех звуков, которые заменяются или смешиваются у них в речи. Для них характерна способность к элементарному фонематическому анализу, к отличию правильного произношения от произношения, соответствующего нарушению звуков, характерных для данных детей. К данному уровню были отнесены 10 % испытуемых.

Второй (средний) уровень характеризуется недифференцированностью фонематических представлений. Это нестойкие и неточные процессы, которые выражаются в заменах предъявляемого материала. У детей данной группы имеют место нарушения фонематического восприятия звуков, которые правильно произносятся как в изолированном варианте, так и в речевом потоке, но различаются тонкими акустическими или артикуляторными признаками. Нарушена способность к элементарному звуковому анализу. Затрудняются в отличии правильного произношения от нарушенного в том случае, если имитируется дефект, отсутствующий в их речи и на правильновоспринимаемых ими звуках. 50 % старших дошкольников с ФФНР были отнесены к данному уровню.

Третий (низкий) уровень характеризуется отсутствием фонематических представлений. Для данного уровня характерны затруднения не только при узнавании звука отсутствующего, искаженного или смешиваемого речи, но и произносимого без нарушения. Испытуемые не владеют элементарными формами фонематического анализа, не отличают правильное произношение от дефектного. 40 % испытуемых составили группу детей с низким уровнем развития слухового восприятия.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что фонематическое восприятие старших дошкольников с ФФНР характеризуется недифференцированностью, нестойкостью, неточностью фонематических представлений, проявляющееся при любом предъявлении материала (в изолированном варианте, слоговых цепочках, при предъявлении слов для дифференциации и самостоятельном отборе картинок на заданный звук), трудностями в элементарном фонематическом анализе. Кроме этого, нарушение фонематического восприятия препятствует у данной категории детей полноценному контролю, как за собственной, так и за чужой речью.

Развитие слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи с использованием светового песочного стола

Данная статья о развитии слоговой структуры слова с использованием светового песочного стола. В своей работе мы используем не только традиционный дидактический, наглядный материал, но и современные методы работы. Это способствует всестороннему развитию ребенка: речевое развитие, развитие моторики, концентрации внимания, учит анализу и синтезу, развивает произвольную зрительную, тактильную память. Данная статья включает в себя игры и упражнения, направленные на коррекцию слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.

Развитие слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи с использованием светового песочного стола.

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. Основными функциями речи являются: коммуникативная и регулирующая. Среди разнообразных нарушений речи у детей с ОНР, выделяют нарушение слоговой структуры слова.

Очень важно, чтобы ребенок проявлял интерес к занятиям, поэтому помимо основных методов работы, на занятиях мы используем световой песочный стол, который позволяет не только развивать моторику и внимание детей, но и включить ребенка в образовательный процесс в форме игры.

Работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова, включает в себя несколько этапов:

  1. подготовительный,
  2. коррекционный (основной),
  3. заключительный.

На подготовительном этапе игры проводятся на развитие концентрации слухового внимания, слуховой памяти на материале неречевых звуков.

Игры и упражнения:

1. Ребенок закрывает глаза, в этот момент логопед берет три музыкальных инструменты+ карточки с изображением этих музыкальных инструментов, которые по очереди закапывает на столе в песок. В тот момент, когда ребенок закрывает глаза, логопед использует музыкальный инструмент, ребенок открывает глаза, называет, что это был за инструмент, затем ребенок проверяет себя, откапывая карточку с нужным изображением, и в этот момент световой стол загорается зеленым светом, это обозначает, что ребенок все сделал правильно.

2. Работа над ритмом. Ребенок на столе с песком откапывает карточки, на которых изображены точки, или палочки. Ребенок должен хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек или палочек изображено на карточке. Используется при работе от 4 до 5 карточек.

3. Ребенок воспроизводит нужный ритм, затем самостоятельно на песочном столе записывает ритмический рисунок.

4. Логопед на столе с песком обозначает ритмический рисунок, ребенок должен дорисовать символы, а затем самостоятельно воспроизвести нужный ритм.

На основном этапе коррекционная работа проводится на вербальном материале.

Игры и упражнения:

1. На столе, на песке по очереди записываются буквы А,О, У, (на столе в это время загорается красный свет) в руки ребенку логопед дает карточки, нужно произнести столько раз звук, сколько точек стоит на карточке. В этом задании можно использовать как карточки, там и просто предложить ребенку ритм, отхлопывая в ладоши, по количеству хлопков ребенок может понять, сколько раз он должен произнести тот или иной звук.

2. Пропеваем ряд звуков, выделяем ударный звук, записываем его на столе. Кроме этого также можно проводить буквенные диктанты. Ребенок проговаривает буквенный ряд, сразу записывая его: АУ ИА, ОА.

3. Закапываем на столе буквы, ребенок, откапывая буквы должен составить как можно больше слогов.

4. Увеличиваем количество слогов, играя в паровозик. Используем предметы: паровозик с вагонами. Необходимо проговаривать слоги, добавляя к паровозику по одному вагону, тем самым наращивая слоговую цепочку. Как только цепочка будет закончена, стол загорается зеленым светом, означая, что паровоз может отправляться в путь.

5. Ребенок запоминает и повторяет нужное количество слогов за логопедом. После того, как отработали слоги изолированно, можно переходить на уровень слова.

При отработке слов различной слоговой структуры мы учитываем: структуру слова (двусложные слова из открытых слогов, трехсложные слова из открытых слогов, односложные слова с закрытым слогом, двусложные слова с закрытым слогом, двусложные слова со стечением согласных в середине слова и т.д.), учим детей ориентироваться на схемы слов.

Игры и упражнения:

1. Логопед диктует слово, ребенок на песке записывает количество слогов, предварительно хлопая в ладоши.

2. Считаем количество слогов, используя слоговые домики. Карточки. На песке размещаем три домика с одним, двумя, тремя окнами. Ребенок произносит слова, соотнося их с картинками на карточках. Если в слове один слог, ребенок кладет карточку в первый дом и т.д. При размещении карточек в домики загорается красный – один слог, синий – два слога, зеленый свет три слога.

3. На столе размещаем карточки с разным количеством слогов. Если три слога, то около картинки ребенок насыпает большую горку песка, если два слога, то горку меньше, если один слог, то маленькую горку.

4. Ребенку предлагается ряд картинок, из них нужно выбрать самое длинное слово – название изображенного предмета – из песка делаем длинную змейку, самое короткое – делаем из песка короткую змейку, одинаковые по количеству слогов слова – одинаковые змейки.

5. Ребенку предлагается из кубиков, двух, затем трех построить слова. Необходимо от одного кубика, до другого провести песочную дорожку, чтобы соединить слоги. Если слово получилось, то загорается зеленый свет.

6. На столе, на песке перед ребенком нарисовать схемы слов. Ребенок должен к каждой схеме подобрать карточку с соответствующим изображением. Помимо этого, ребенок может придумать слова к каждой схеме.

В ходе отработки слов различной слоговой структуры необходимо обращать внимание на смысл, семантику слова.

После отработки слогов в словах, переходим к закреплению и отрабатываем на материале чистоговорок, стихов, текстов.

1. На столе раскладываем карточки, ребенок произносит чистоговорку, постепенно выбирая нужные карточки. (-Жук, жук, пожужжи, Где ты прячешься, скажи. –Жужужу, жу, жу, жу, Я на дереве сижу)

Далее используем похожие игры, подвижные игры, упражнения направленные на развитие координации речи с движениями.

Упражнения выбираем в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития ребенка, его возраста и вида речевой патологии.

Читайте также:  Задания логопеда по теме Ягоды
Ссылка на основную публикацию