Обследование артикуляционного аппарата

Обследование строения и функций артикуляционного аппарата.

Обследование строения и функций артикуляционного аппарата имеет важное значение для определения возможных причин дефекта звуковой стороны речи ребёнка и для планирования коррекционных упражнений. При обследовании нужно оценить степень и качество нарушений двигательных функций органов артикуляции и выявить уровень доступных движений.

1) В первую очередь логопеду следует охарактеризовать особенности строения и дефекты анатомического характера.

  • Губы: расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, укороченная верхняя губа.
  • Зубы: неправильный прикус и посадка зубов.
  • Язык: большой, узкий; наличие короткой подъязычной связки.
  • Твёрдое нёбо: узкое куполообразное (готическое нёбо); расщепление твёрдого нёба (субмукозная расщелина).

Подслизистое расщепление нёба (субмукозная расщелина) обычно трудно диагностируется, так как закрыта слизистой оболочкой. Нужно обратить внимание на заднюю часть твёрдого нёба, которая при фонации втягивается и имеет форму равностороннего треугольника. Слизистый покров в этом месте истончён. В неясных случаях отоларинголог должен выяснить состояние нёба путём тщательной пальпации.

  • Мягкое нёбо: короткое мягкое нёбо, расщепление его, раздвоенный маленький язычок (uvula), отсутствие его. В логопедической практике нередки дети с аномалиями строения артикуляционного аппарата. К ним в первую очередь относятся дети-ринолалики со следующими аномалиями: сквозная расщелина твёрдого и мягкого нёба, расщелина мягкого нёба или только язычка, а также дети с укороченным мягким нёбом и субмукозной расщелиной. С нёбными расщелинами обычно сочетаются и деформации челюстей, неправильное развитие и расположение зубов, несросшаяся верхняя губа, деформированные ноздри и др. Движения мышц лица, языка и губ вялые, рудименты мягкого нёба и язычка малоподвижны, пассивно свисают. Слабо развиты мышцы языка и задней стенки глотки.

2) Обследование моторики артикуляционного аппарата начинается с наблюдения за состоянием мимической мускулатуры в покое. Отмечается выраженность носогубных складок и их симметричность; характер линии губ и плотность их смыкания. Устанавливается, есть ли насильственные движения (гиперкинез) мимической мускулатуры. Затем проверяется умение держать рот закрытым (закрыть глаза, оба глаза изолированно один глаз, нахмурить брови, наморщить лоб). Отмечается появление сопутствующих движений (синкинезий), симметричность носогубных складок при оскале.

3) Обследование двигательных функций артикуляционного аппарата должно производится при многократном повторении требуемого движения для выявления малозаметных нарушений. При этом отмечается качественная сторона каждого движения, время включения в движение, истощаемость движения, изменение темпа и плавности, объём, появление содружественных движений. Таким образом, могут быть выявлены стёртые формы пареза. В лёгких случаях дизартрии при такой нагрузке может появиться слюнотечение.

Логопед должен также выяснить, как ребёнок жуёт и глотает твёрдую и жидкую пищу, часто ли поперхивается, не наблюдались ли в раннем возрасте расстройства глотания.

Движение губ: смычка, оскал, вытягивание вперёд.

Исследование функций мимической мускулатуры имеет особенно большое значение для обследования детей с дизартрией и использования этих данных в коррекционной работе. При двусторонних параличах лицевого нерва звуки Б-П и М замещаются звуком Н. Для увеличения функциональной нагрузки на мышцы рта полезно заставить ребёнка многократно произносить губные звуки (Б-Б-Б, П-П-П). При этом может выявиться активное участие правой или левой стороны губ.

Движение нижней челюсти: открывание и закрывание рта.

Движение языка: вперёд-назад, вверх-вниз, вправо-влево, распластывание языка, высовывание «жалом» и др.

Паретичность языка проявляется в малом объёме движений, отклонениях, истощаемости, неплавности движения. Движения языка должны быть достаточной силы, чтобы удержать его определённое время, необходимое для произнесения той или иной фонемы в точке артикуляции. Точность и быстрота движений также является необходимым условием того, чтобы артикуляция была чёткой и внятной.

Важно отметить повышение тонуса языка, что выражается в его напряжённости, в резком выдвижении кончика; подёргивания при произвольных движениях указывает на тонические расстройства.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Обследование строения и функций артикуляционного аппарата.

Обследование строения и функций артикуляционного аппарата.

Обследование строения и функций артикуляционного аппарата.

схема обследования артикуляционного аппарата ребенка.
картотека по логопедии (старшая группа) на тему

1. Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата начинается с наблюдения за мимической мускулатурой в покое: отмечается выраженность носогубных складок, их симметричность, открыт рот или закрыт; наличие слюнотечения; характер линии губ и плотность их смыкания; имеются ли насильственные движения (гиперкинезы) мимической мускулатуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
kontrolnaya.docx32.64 КБ

Предварительный просмотр:

«Составьте схему обследования артикуляционного аппарата ребенка. Включите в схему обследование его строения и функций. Какие упражнения можно предложить ребенку?»

Обследование артикуляционного аппарата.

Изучение состояния артикуляционного аппарата включает обследование его анатомического строения и двигательной функции.

1. Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата начинается с наблюдения за мимической мускулатурой в покое: отмечается выраженность носогубных складок, их симметричность, открыт рот или закрыт; наличие слюнотечения; характер линии губ и плотность их смыкания; имеются ли насильственные движения (гиперкинезы) мимической мускулатуры.

Затем переходят к осмотру органов артикуляционного аппарата, в ходе которого необходимо охарактеризовать особенности строения и дефекты анатомического характера следующих органов: губ, языка, зубов, мягкого неба, челюстей, твердого неба.

толстые, укороченные, расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, норма

редкие, кривые, мелкие, лишние, вне челюстной дуги, кариозные, недоразвитые, норма

открытый передний, открытый боковой, норма

прогения, прогнатия, норма

толстый, распластанный, напряженный, маленький, длинный, узкий, норма

короткая, натянутая, приращенная, норма

7. Маленький язычок:

отсутствует, укорочен, раздвоен, свисает неподвижно на средней линии, отклоняется в сторону

высокое, чрезмерно узкое, плоское, низкое, расщелина твердого неба, расщелина мягкого неба, расщепление альвеолярного отростка, субмукозная расщелина, норма

ВЫВОДЫ: строение артикуляционного аппарата нормальное, с отклонениями.

2. Обследование моторики артикуляционного аппарата.

Все задания должны проводиться при многократном повторении требуемого движения

1. Исследование двигательной функции губ по словесной инструкции проводится после выполнения задания по показу.

а) сомкнуть губы;

б) округлить губы как при произношении звука «О» — удержать позу;

в) вытянуть губы в трубочку, как при произношении звука «у», и удержать позу;

г) сделать «хоботок» (вытянуть губы и сомкнуть их);

д) растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно) и удержать позу;

е) поднять верхнюю губу вверх, видны верхние зубы;

ё) опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы; ж) одновременно поднять верхнюю, опустить нижнюю;

з) многократное повторение произношения губных звуков б-б-б, п-п-п

Отметить: выполнение правильное; диапазон движений невелик; наличие содружественных движений; чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений; проявляется ли тремор, саливации, гиперкинезы; активность участия правой и левой сторон губ; смыкание губ с одной стороны; движение не удается

2. Исследование двигательной функции челюсти проводят вначале по показу, а затем по словесной инструкции

а) широко раскрыть рот, как при произнесении звука «а» и закрыть;

б) сделать движение нижней челюстью вправо; в) сделать движение влево; г) сделать движение нижней челюстью вперед

Отметить: выполнение правильное; движения челюстью недостаточного объема; нет ли содружественных движений, тремора, саливации; движение не удается

3. Исследование двигательных функция языка (исследование объема и качества движений языка) по показу и по словесной инструкции

а) положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет от 1 до 5;

б) положить широкий язык на верхнюю губу и подержать под счет от 1 до 5;

в) переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол, касаясь губ;

г) высунуть язык «лопатой», «жалом»;

д) оттопырить правую, затем левую щеку языком; е) поднять кончик языка к верхним зубам подержать под счет от 1 до 5 и опустить к нижним зубам; ё) закрыть глаза, вытянуть руки вперед, а кончик языка положить на губу; ж) движения языком вперед-назад

Отметить: выполнение правильное; движения языка недостаточного диапазона; в мышцах появляются содружественные движения; язык движется неуклюже, всей массой, медленно, неточно; имеются отклонения языка в сторону, удерживается ли язык в определенном положении; истощаемость движений; нет ли тремора, гиперкинезов языка; не проявляется ли саливация; движение не удается

4. Исследование двигательной функции мягкого неба

а ) широко открыть рот и четко произнести звук «а» (в этот момент в норме мягкое небо поднимается); б) провести шпателем, зондом или бумажкой, скрученной в трубочку, по мягкому небу (в норме должен появиться рвотный рефлекс);

в) при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи

Отметить: выполнение правильное; объем движений ограничен, отмечаются содружественные движения, малая подвижность небной занавески, гиперкинезы, саливация, движение не удается

5. Исследование продолжительности и силы выдоха

а) сыграть на любом духовом инструменте-игрушке (губной гармошке, дудочке, флейте и т. д.);

б) поддувать пушинки, листок бумаги и т.п.

Отметить: силу и продолжительность выдоха; укороченный выдох (в зависимости от возраста испытуемого)

ВЫВОДЫ: движения выполняются в полном объеме, правильно; выражен период включения в движение, истощаемость движений; движение выполняется в неполном объеме, в замедленном темпе, с появлением содружественных движений, тремора, гиперкинезов, саливации; удержание позы не удается; движения не выполняются.

3. Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата.

Все предъявляемые пробы вначале проводятся по показу, а затем по словесной инструкции при многократном повторении проводимого комплекса движений

1. Оскалить зубы, высунуть язык, затем широко открыть рот

Отметить: выполнение правильное; проявляется замена одного движения другим, поиск артикуляции, «застревание» на одном движении, недифференцированность движений, нарушение плавности движений, напряженность языка, подергивание языка, движения языка не удаются; легко ли удается переключение с одной артикуляционной позы на другую, с одной фонемы на другую, с одной фонемы на другую и одного звукового ряда на другой

2. Широко открыть рот, дотронуться кончиком языка до нижних зубов (резцов), затем поднять кончик языка к верхним зубам (резцам) и положить на нижнюю губу

3. положить широкий язык на губу, загнуть кончик языка, чтобы получилась «чашечка», занести эту «чашечку» в рот

4. Широко раскрыть рот, как при звуке «а», растянуть губы в улыбку, вытянуть в трубочку

Широко раскрыть рот, затем попросить полузакрыть и закрыть его

Повторить звуковой или слоговой ряд несколько раз (последовательность звуков или слогов изменяется) А-И-У; У-И-А; КА-ПА-ТА; ПА-КА-ТА; ПЛА-ПЛУ-ПЛО; РАЛ-ЛАР-ТАР-ТАЛ; СКЛА-ВЗМА-ЗДРА

ВЫВОДЫ: движения артикуляционного аппарата активные, вялые, пассивные; объем движений полный, неполный; замена движений есть, отсутствует; последовательность от одного движения к другому есть, нет; наблюдаются гиперкинезы, саливация, тремор; моторная напряженность; двигательная активность, расторможенность

«Составьте анкету опроса родителей о динамике развития моторных функций ребенка. Проанализируйте после беседы с родителями полученные сведения в плане их значения для развития речи данного ребенка.»

Диагностический материал для обследования

уровня развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.

Проводится в два этапа по следующим направлениям:

1. Статистическое развитие мелкой моторики.

2. Динамическое развитие мелкой моторики.

Методика эксперимента 1 этапа.

Выполнение статистических упражнений.

Инструкция к проведению обследования: педагог даёт образец выполнения каждого упражнения. При первом выполнении упражнений педагог может помочь ребёнку правильно сложить пальцы. Далее ребёнок действует самостоятельно.

Оценка результатов деятельности:

Если ребёнок выполнил задание, то ставится «+», что соответствует 1 баллу.

Если ребёнок не выполнил задание, то ставится «-», что соответствует 0 баллов.

Далее выводится общее количество баллов, набранное ребёнком на этом этапе обследования.

Педагог следит за положением большого и указательного пальцев ребёнка.

соединить большой и указательный пальцы; остальные поднять вверх. Все пальцы в данном положении удерживать под счёт до 10

Выполняется 2 – 3 раза.

вытянуть вперёд указательный палец и мизинец; средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони (под счёт до 10).

Ребёнок должен удерживать три пальца вместе в напряжённом состоянии.

поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединить вместе; большой палец удерживает мизинец на ладони (под счёт до 8).

Выполняется 3 – 4 раза.

– вытянуть вверх средний и указательный пальцы; мизинец и безымянный палец прижать большим пальцем к ладони (под счёт до 10).

удержать все вытянутые пальцы руки напряжёнными (под счёт до 10).

вытянуть вверх расставленные указательный, средний и безымянный пальцы; большой палец удерживает мизинец на ладони (под счёт до 10).

Методика эксперимента 2 этапа:

Выполнение динамических упражнений.

Обследование проводится по 5 пунктам:

1. Работа с бумагой.

2. Тактильные ощущения.

4. Координация движений.

5. Обследование щепоти.

Оценка результатов деятельности:

Если ребёнок выполнил задание, то ставится «+», что соответствует 1 баллу.

Если ребёнок не выполнил задание, то ставится «-», что соответствует 0 баллов.

Далее выводится общее количество баллов, набранное ребёнком на этом этапе обследования.

Упражнение 1. Вырезание ножницами.

Цель: выявить, как быстро происходит смена напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки ребёнка.

Педагог предлагает детям разрезать лист бумаги по прямой линии.

Упражнение 2. Обрывание листа бумаги.

Цель: исследовать согласованность действий обеих рук.

Педагог предлагает детям оборвать лист бумаги по прямой линии.

Цель: выявить, насколько у ребёнка развиты навыки планомерного исследования предмета, умение анализировать ощущения и т.д.

Обследование проводится в форме игры «Чудесный мешочек». Детям предлагается на ощупь определить, из чего изготовлены предметы, какой они формы.

Упражнение 1. Узнавание качества предметов.

Ребёнку предлагается нащупать в мешочке и показать разные по качеству предметы: деревянный, резиновый, пластмассовый.

Цель: исследовать силу, длительность мышечного напряжения кистей рук.

Упражнение 1. Сжатие двумя руками рук взрослого.

Ребёнку предлагается сжать ладонями как можно сильнее сложенные ладонями внутрь руки педагога.

Упражнение 2 . Сжатие руки взрослого одной рукой.

Педагог просит пожать ему руку. Если ребёнок праворукий, ему предлагается правая рука, если леворукий – левая

Упражнение 1. Вдевание нитки в иголку.

Педагог предлагает ребёнку вдеть толстую хлопчатобумажную нить в иголку длиной 40 мм с большим ушком.

2. Упражнение «Ладонь, ребро, кулак».

Ребёнок сидит за столом, рука произвольно лежит на краю стола. Педагог даёт инструкции и показывает движения: «Положи руку ладонью вниз. Поставь руку «на ребро». Сожми руку в кулак. Теперь делай как я: ладонь, ребро, кулак; ладонь, ребро, кулак…».

Темп выполнения движений постепенно убыстряется. Когда ребёнок запомнит их последовательность, он повторяет упражнение самостоятельно под счёт педагога (до 3). Выполняется 3-4 раза.

Упражнение 3 . Упражнение «Коза – заяц».

Упражнение представляет собой смену статических упражнений (2-го и 4-го). Ребёнок выполняет их одновременно с педагогом в медленном темпе. Повторяется 3-4 раза

Упражнение 1. Захват карандаша.

Обследуется щепоть (большой, указательный и средний пальцы, соединённые вместе) ведущей руки: у правшей – правой руки, у левшей – левой

Педагог предлагает ребёнку на листе бумаги в разных местах нарисовать палочки разной длины (не менее 10). Фиксирует, как ребёнок удерживает карандаш. При необходимости показывает правильное

Выполнение графических упражнений.

Упражнение 1. «Обведение по контуру, по точкам, по клеточкам».

Цель: улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развитие зрительно-моторной координации; задания способствуют подготовки к письму, умение проводить линии не отрывая от бумаги, развивают и укрепляют мелкую мускулатуру кисти рук

Обведение картинок
Можно взять любые картинки из книжек с четкими контурами и яркими цветами. Для начала пусть изображения будут самые простые. Положите сверху тонкую прозрачную бумагу и скрепите все скрепками. Попросите ребенка обвести рисунок по контурам. Когда картинка будет готова, можно ее раскрасить. Можно также использовать копировальную бумагу для переведения рисунков на чистый лист.

Упражнение 2. « Штрихование».

Цель: способствует подготовке руки к письму; учатся контролировать себя, выполнять задание в очерченном пространстве, вырабатывать глазомер, приучают руку к ритмичности и точности движения.

Задания со штриховкой выполняются на нелинованной бумаге. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Штриховка, как один из самых легких видов графической деятельности, вводится в значительной мере и для усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.

Обработка результатов обследования:

Подсчитывается суммарное количество баллов обеих этапов (по числу выполненных заданий).

В соответствии с суммой баллов определяются уровни развития мелкой моторики:

Высокий уровень (20 и более баллов) – дети, у которых мелкая моторика рук развита хорошо и соответствует возрастной норме.

Средний уровень (15-17 баллов) – дети, у которых мелкая моторика рук развита недостаточно хорошо.

Ниже среднего уровень (11-14 баллов) – дети, у которых мелкая моторика рук развита плохо.

Низкий уровень (не больше 10 баллов) – дети, у которых мелкая моторика рук сильно отстаёт от возрастной нормы.

Анкета для родителей (законных представителей) по развитию мелкой моторики

Ваш пол ___Ваш возраст ___Образование ___

Возраст Вашего ребенка ___Пол Вашего ребенка ___

  1. Знаете ли вы, что значит развивать мелкую моторику рук детей?

а) да; б) затрудняюсь ответить; в) нет.

2. Где берете информацию о видах развития мелкой моторики?

а) детском саду; б) ТВ; в) в интернете; г) подсказывает своя интуиция;

д) свой вариант (напишите)______________

3. Какие способы развития мелкой моторики рук Вы знаете? Какие способы используете в своей практике? (перечислите)____________________________________________________

4. Что из ниже перечисленного есть в арсенале Вашего ребенка? (нужное подчеркните)

– кубики (пластмассовые или деревянные);

– пазлы, разрезные картинки;

-дидактические игрушки с застегивающимися, завязывающимися и

прилипающими элементами («молнией», пуговицами, шнуровками,

– специальная детская литература с пальчиковыми играми.

5. Доступно ли ребенку в самостоятельной деятельности манипулирование с пустыми пластмассовыми флаконами, пузырьками? (нужное подчеркните)

а) да; б) иногда; в) нет.

6. Имеется ли у ребенка возможность играть с мелкими предметами, такими как пуговицы, бусины, пробки? (нужное подчеркните)

а) да; б) иногда; в) нет.

7.. Разрешаете ли Вы ребенку играть в так называемые «игры на кухне» (перебирание и пересыпание круп, «возня» с тестом и т.п.) (нужное подчеркните)

а) да; б) иногда; в) нет.

8. Какие развивающие игры предпочитаете покупать ребенку Вы? (перечислите). _______________________________________________________________________

9. Укажите ведущую руку Вашего ребенка (нужное подчеркните)

а) правая; б) левая; в) обе; г) затрудняюсь ответить.

10. В каком возрасте нужно начинать развивать моторику руки?

а) в младенчестве; б) 3-4 лет; в) 7 лет; г) свой вариант_________________________

11. Знаете ли Вы как это делать? (нужное подчеркните)

а) да; б) иногда; в) нет.

  1. Какая форма работы с воспитателем по этому вопросу Вам наиболее комфортна?

а) родительское собрание; б) мастер – класс; в) индивидуальная беседа; г) консультации в родительском уголке; д) никакая, информации хватает вполне.

  1. Готовы ли Вы поучаствовать в конкурсе самодельных игр для развития мелкой моторики рук наших детей?

Обследование артикуляционного аппарата

Изучение состояния, органов артикуляционного аппарата включает обследование его анатомического строения и двигательной функции.

Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата ученика 2 класса Гиздуллина Марата Кашиповича

До обследования состояния артикуляционного аппарата проводилось наблюдение за мимической мускулатурой детей в покое. У Марата отмечается выраженность носогубных складок, они симметричные, рот всегда полуоткрыт, мимика лица невыразительная, при полуулыбке верхняя губа прижимается к дёснам, слюнотечения нет, насильственные движения не наблюдаются.

ГУБЫ — нижняя губа толще верхней, верхняя губа закрывается нижней губой.

ЗУБЫ — неровные, кариозные, редкие, клыки острые.

ПРИКУС — неправильный, открытый передний.

СТРОЕНИЕ ЧЕЛЮСТИ — нижняя челюсть сильно выступает вперёд (прогения).

ЯЗЫК — толстый, вялый.

ПОДЪЯЗЫЧНАЯ УЗДЕЧКА — короткая, натянутая, неэластичная.

МАЛЕНЬКИЙ ЯЗЫЧОК — в норме

НЕБО — куполообразное, высокое, чрезмерно узкое.

Выводы: анатомическое строение артикуляционного аппарата с отклонениями

Обследование моторики органов артикуляционного аппарата

Обследование моторики органов артикуляционного аппарата направлено на изучение функционального состояния активных органов артикуляционного аппарата и включает исследование двигательных функций органов артикуляционного аппарата, динамической организации движений этих органов и изучение состояния мимической мускулатуры.

Исследование двигательных функций артикуляционного аппарата

1. Исследование двигатель ной функции губ по словесной инструкции проводится после выполнения задания по показу

а) сомкнуть губы;

б) округлить губы, как при произношении звука «о», – удержать позу под счет до 5;

в) вытянуть губы в трубочку, как при произношении звука «у», и удержать позу под счет до 5;

г) сделать «хоботок» (вытянуть губы и сомкнуть их), удержать позу по счет до 5;

д) растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно) и удержать позу по счет до 5;

е) поднять верхнюю губу вверх (видны верхние зубы), удержать позу;

ё) опустить нижнюю губу вниз (видны нижние зубы), удержать позу;

ж) одновременно поднять верхнюю губу вверх и опустить нижнюю;

з) многократно произносить губные звуки «б-б-б», «п-п».

– выполнил напряжённо, неестественно;

– выполнил напряжённо, наблюдается тремор нижней губы;

-не мог удержать позу;

-выполнил с напряжением;

– выполнил, но не качественно;

Отмечаются: диапазон движений невелик; чрезмерное напряжение мышц; наличие тремора, активность участия правой и левой сторон губ одинаковые.

двигательной функции челюсти проводят по показу, затем по словесной инструкции

а) широко раскрыть рот при произношении звука и закрыть;

б) сделать движение челюстью вправо;

в) сделать движение влево;

г) выдвинуть нижнюю вперед

-не может выполнять;

– не может выполнять;

-выполнил с трудом;

Отмечаются: движения челюсти недостаточного объема; наличие содружественных движений, тремора; выполнение некоторых движений движение не удается.

3. ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ЯЗЫКА (ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЪЕМА И КАЧЕСТВА ДВИЖЕНИЙ ЯЗЫКА) ПО ПОКАЗУ И СЛОВЕСНОЙ ИНСТРУКЦИИ

а) положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет до 5;

б) положить широкий язык на верхнюю губу и подержать под счет до 5;

в) переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол, касаясь губ;

г) сделать язык «лопатой» (широким), а затем «иголочкой» (узким);

д) упереть кончик языка в правую, а затем в левую щеку;

е) поднять кончик языка к верхним зубам, подержать под счет и опустить к нижним зубам;

ё) выдвинуть широкий язык вперед, а затем занести назад в ротовую полость;

ж) стоя вытянуть руки вперед, кончик языка положить на нижнюю губу и закрыть глаза (учитель) поддерживает рукой спину ребенка)

– выполняет, но наблюдается дрожание языка;

-выполняет напряжённо, наблюдается дрожание языка;

–выполняет, но не очень точно;

-выполняет, но не очень точно;

-выполняет, но быстро истощается;

-выполняет не очень точно;

– язык не удерживается в указанном положении.

Отмечаются: движения языка имеют недостаточный диапазон; появляются содружественные движения; язык движется неуклюже всей массой, неточно; имеется тремор; не удерживается язык в определенном положении.

4. ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ МЯГКОГО НЕБА

а) широко открыть рот и четко произнести звук «а» (в этот момент в норме мягкое небо поднимается)

б) провести шпателем, зондом или бумажкой, скрученной в трубочку, по мягкому небу (в норме должен появляться рвотный рефлекс)

в) при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи

-не может выполнить;

Отмечаются: объем движения ограничен; наличие содружественных движений, малой подвижности небной занавески;

5. исследование продолжительности и силы выдоха

а) сыграть на любом духовом инструменте-игрушке (губной гармошке, дудочке, флейте и т.д.)

б) поддувать пушинки, листок бумаги и т.п.

-нет продолжительности выдоха;

-выполнил, но резким, укороченным выдохом.

Отмечаются: укороченный выдох

Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата

Все предъявляемые формы вначале проводятся по показу, а затем по словесной инструкции при многократном повторении проводимого комплекса движений

1. Оскалить зубы, широко открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, занести язык за нижние зубы, закрыть рот.

2. Широко открыть рот, как при звуке «а», растянуть губы в улыбку, вытянуть губы в трубочку, закрыть рот и сомкнуть губы.

3. Широко раскрыть рот, затем попросить полузакрыть и закрыть его.

4. Широко открыть рот, дотронуться кончиком языка до нижней губы, поднять кончик языка к верхним зубам, затем опустить за нижние зубы и закрыть рот.

5. Положить широкий язык на нижнюю губу, приподнять боковые края и кончик языка, чтобы получилась «чашечка», занести эту «чашечку» в рот, опустить кончик языка за нижние зубы и закрыть рот.

6. Повторить звуковой или слоговой ряд несколько раз (последовательность звуков и слогов изменяется) «а-и-у», «у-и-а», «ка-па-та», па-ка-та», «пла-плу-пло», «рал-лар-тар-тал», «скла-взма-здра»

-трудно удаётся переключение с одной артикуляционной позы

-выполняет по показу;

-не удаётся поднять кончик языка к верхним зубам;

-подёргивание языка, не удаётся точное выполнение пробы;

-выполняет осторожно, неуверенно.

Отмечаются: правильное выполнение одной пробы; проявляется замена одного движения другим, поиск артикуляции, «застревание» на одном движении; нарушение плавности движений; напряженность языка, подергивание языка; нелегко удается переключение с одной артикуляционной позы на другую, с одной фонемы на другую и с одного звукового ряда на другой

Выводы: движения артикуляционного аппарата пассивные; объем движений неполный; присутствует замена движений; наблюдается тремор; моторная напряженность; застревание на одном движении, расторможенность.

В. Обследование мимической мускулатуры

Приемы исследования мимической мускулатуры позволяют обнаружить поражение черепно-мозговых нервов, что является одним из симптомов дизартрических расстройств речи. Предлагаемые пробы выполняются сначала по показу, а затем по словесной инструкции.

1. Исследование объема и качества движения мышц лба

а) нахмурить брови

б) поднять брови

а) содружественные движения губ;

б) выполняет правильно;

Отмечаются: первая проба выполняется с содружественными движениями; вторая проба выполняется правильно.

2. Исследование объема и качества движений мышц глаз

а) легко сомкнуть веки

б) плотно сомкнуть веки

в) закрыть правый глаз, затем левый

а) выполняет точно;

Отмечаются: точно выполняет только первую пробу, в остальных появляются содружественные движения.

3. Исследование объема и качества движений мышц щек

а) надуть левую щеку

б) надуть правую щеку

в) надуть обе щеки одновременно

г) втянуть щеки в рот

б) выполняется с напряжением;

в) удаётся с трудом;

Отмечаются: движения выполняются с напряжением и не в полном объёме.

4. Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз

выразить мимикой лица:

д) сердитое лицо

а) не получается;

Отмечаются: мимическая картина нечеткая, поза не создается.

5. Исследование символического праксиса

а) не получается;

Отмечаются: объем движений ограничен, появление содружественных движений, напряженность.

Выводы: отмечается поражение черепно-мозговых нервов.

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

1. Фамилия, имя, отчество

2. Дата рождения

3. Домашний адрес

4. Заключение психиатра (психоневролога)

5. Диагноз невропатолога

6. Состояние органов слуха и носоглотки

7. Данные окулиста

8. Посещал ли дошкольное учреждение (указать специальное или нет)

9. Посещает (посещал ли) школу (специальную или нет), указать класс

10. Краткая характеристика ребенка по данным педагогических наблюдений (устойчивость внимания, работоспособность, ориентировка в окружающем, навыки самообслуживания, отношение ребенка к своему речевому дефекту)

11. Жалобы родственников

12. Данные о родителях ребенка (возраст, здоровье родителей, профессия, их социальные условия)

13. Общий анамнез

а) от какой беременности ребенок

б) характер беременности (болезни, травмы, токсикозы, место работы, употребление алкоголя, курение)

в) течение родов (досрочное, срочное, стимулирование, наложение щипцов, асфиксия)

г) вес и рост при рождении

д) на какие сутки был выписан из роддома

е) вскармливание (грудное, искусственное)

ё) особенности вскармливания (сосал активно, вяло; не было ли поперхивания, при каком положении головы кормление протекало свободнее, при каком затруднено, уставал ли в период кормления, был беспокойным, как дышал при кормлении, плаче, в покое; как жует и глотает твердую и жидкую пищу)

ж) перенесенные ребенком заболевания, травмы, интоксикации

14. Ранее психомоторное развитие

а) когда начал различать слуховые и зрительные раздражители, тянуться за игрушками

б) когда стал держать голову

в) когда стал самостоятельно садиться, ходить

г) когда появились зубы

д) поведение ребенка до года (спокойный, беспокойный, как спал)

е) появление навыков самообслуживания

15. Речевой анамнез

а) гуление (время появления, характеристика)

б) лепет (время появления и его характер)

в) первые слова, фразы (время их появления и характеристика)

г) как шло развитие речи (скачкообразно, с перерывами, постепенно, причины и время отклонения в развитии)

д) с какого времени замечено нарушение речи.

е) речевая среда

ё) занимался ли с логопедом (с какого возраста и сколько времени, результаты занятий)

ж) характеристика речи в настоящее время (родителями, учителями, воспитателями)

ВЫВОДЫ : анамнез нормальный; отягощенный.

II . Обследование состояния общей моторики

1. Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб

а) логопед показывает 4 движения для рук и предлагает их повторить: руки вперед, вверх, в стороны, на пояс;
б) повторить за педагогом движения за исключением одного, заранее обусловленного «запретного» движения

Отметить: качество, правильность, последовательность выполнения движений, особенности переключения с одного движения на другое

2. Исследование произвольного торможения движений

Маршировать и остановиться внезапно по сигналу

Отметить : плавность и точность движений обеих ног, соответствие двигательной реакции сигналу

3. Исследование статической координации движений

а) стоять с открытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед. Время выполнения 5 секунд по два раза для каждой ноги;
б) стоять с закрытыми глазами на правой, затем на левой ноге, руки вперед. Время выполнения – 5 секунд

Отметить : свободно удерживает позы или с напряжением, раскачивается из стороны в сторону, балансирует туловищем, руками, головой; сходит с места или делает рывок в стороны; касается пола другой ногой; иногда падает, открывает глаза и отказывается выполнять пробу

4. Исследование динамической координации движений

а) маршировать, чередую шаг и хлопок ладонями. Хлопок производить в промежутке между шагами;

б) выполнить подряд 3-5 приседаний. Пола пятками не касаться, выполнять только на носках

Отметить : выполняет верно с первого раза, выполняет верно со 2-3 раза, напрягается, чередование шага и хлопка не удается

Отметить: выполняет правильно; с напряжением, раскачиваясь, балансируя туловищем и руками; становится на всю ступню

5. Исследование пространственной организации (по подражанию)

а) повторить за логопедом движения на ходьбу по кругу, в обратном направлении, через круг. Начать ходьбу от центра круга направо, пройти круг, вернуться в центр слева. Пройти кабинет из правого угла через центр по диагонали, обойти кабинет вокруг и вернуться в правый угол по диагонали через центр из противоположного угла; повернуться на месте вокруг себя и подскоками передвигаться по кабинету, начиная движения справа;
б) то же самое слева;
в) по словесной инструкции проделать эти же задания

Отметить: ошибки в пространственной координации: незнание сторон тела, ведущей руки, неуверенность выполнения

6. Исследование темпа

а) в течение определенного времени удержать заданный темп в движениях рук, показываемых логопедом. По сигналу логопеда предлагается выполнить движения мысленно, а по следующему сигналу (хлопок) показать, на каком движении испытуемый остановился. Движения рук вперед, вверх, в стороны, на пояс, опустить;
б) письменная проба: предлагается чертить на бумаге палочки в сторону в течение 15 секунд в произвольном темпе. В течение следующих 15 секунд чертить как можно быстрее, в течение следующих 15 секунд чертить в первоначальном темпе

Отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный

Отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный

7. Исследование ритмического чувства

а) простучать за педагогом карандашом ритмический рисунок (III II, II III, II, III I III II, I III II III);
б) музыкальное эхо. Логопед ударяет в определенном темпе по ударному инструменту (бубен, барабан и т. д.), ребенок должен точно повторить услышанное

Отметить: ошибки при воспроизведении ритмического рисунка: повторяет в ускоренном или замедленном или замедленном, по сравнению с образцом темпе; нарушает количество элементов в данном ритмическом рисунке

ВЫВОДЫ: Характеризуются нарушенные и сохранные стороны общей моторики.

III . Исследование произвольной моторики пальцев рук

Все предлагаемые задания проводятся по показу, затем по словесной инструкции
1.Выполнить по счет:
а) пальцы сжать в кулак – разжать (5-6 раз);
б) держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5-6 раз);
в) сложить пальцы в кольцо – раскрыть ладонь (5-6 раз);
г) попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем, сначала правой руки, затем левой, затем обеих рук одновременно

Отмечается плавное, точное и одновременное выполнение проб; напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения движений (не под счет логопеда); нарушение переключаемости от одного движения к другому, наличие синкинезий, гиперкинезов, невозможность удержания созданной позы, невыполнение движения.

2. На обеих руках одновременно показать второй и третий пальцы, второй и пятый (5-6 раз)

3. На обеих руках одновременно положить вторые пальцы на третьи, и наоборот, третьи на вторые (5-6 раз)

4. Те же задания выполнить по словесной инструкции

ВЫВОДЫ : характеризуются нарушенные и сохранные стороны моторики пальцев рук.

IV. Обследование артикуляционного аппарата.

Изучение состояния артикуляционного аппарата включает обследование его анатомического строения и двигательной функции.

1. Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата

начинается с наблюдения за мимической мускулатурой в покое: отмечается выраженность носогубных складок, их симметричность, открыт рот или закрыт; наличие слюнотечения; характер линии губ и плотность их смыкания; имеются ли насильственные движения (гиперкинезы) мимической мускулатуры.

Затем переходят к осмотру органов артикуляционного аппарата, в ходе которого необходимо охарактеризовать особенности строения и дефекты анатомического характера следующих органов: губ, языка, зубов, мягкого неба, челюстей, твердого неба.

Губы (толстые, укороченные, расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, норма)

Зубы (редкие, кривые, мелкие, лишние, вне челюстной дуги, кариозные, недоразвитые, норма)

Прикус (открытый передний, открытый боковой, норма)

Строение челюсти (прогения, прогнатия, норма)

Язык (толстый, распластанный, напряженный, маленький, длинный, узкий, норма)

Подъязычная уздечка (короткая, натянутая, приращенная, норма)

Маленький язычок: отсутствует, укорочен, раздвоен, свисает неподвижно на средней линии, отклоняется в сторону

Небо (высокое, чрезмерно узкое, плоское, низкое, расщелина твердого неба, расщелина мягкого неба, расщепление альвеолярного отростка, субмукозная расщелина, норма)

ВЫВОДЫ : строение артикуляционного аппарата нормальное; с отклонениями.

2. Обследование моторики артикуляционного аппарата.

Исследование двигательной функции артикуляционного аппарата

Все задания должны проводиться при многократном повторении требуемого движения
1. Исследование двигательной функции губ по словесной инструкции проводится после выполнения задания по показу

а) сомкнуть губы;
б) округлить губы как при произношении звука «О» – удержать позу;
в) вытянуть губы в трубочку, как при произношении звука «у», и удержать позу;
г) сделать «хоботок» (вытянуть губы и сомкнуть их);
д) растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно) и удержать позу;
е) поднять верхнюю губу вверх, видны верхние зубы;
ё) опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы;
ж) одновременно поднять верхнюю, опустить нижнюю;
з) многократное повторение произношения губных звуков б-б-б, п-п-п

Отметить: выполнение правильное; диапазон движений невелик; наличие содружественных движений; чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений; проявляется ли тремор, саливации, гиперкинезы; активность участия правой и левой сторон губ; смыкание губ с одной стороны; движение не удается

2. Исследование двигательной функции челюсти проводят вначале по показу, а затем по словесной инструкции

а) широко раскрыть рот, как при произнесении звука «а» и закрыть;
б) сделать движение нижней челюстью вправо;
в) сделать движение влево;
г) сделать движение нижней челюстью вперед

Отметить: выполнение правильное; движения челюстью недостаточного объема; нет ли содружественных движений, тремора, саливации; движение не удается

3. Исследование двигательных функция языка (исследование объема и качества движений языка) по показу и по словесной инструкции

а) положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет от 1 до 5;
б) положить широкий язык на верхнюю губу и подержать под счет от 1 до 5;
в) переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол, касаясь губ;
г) высунуть язык «лопатой», «жалом»;
д) оттопырить правую, затем левую щеку языком;
е) поднять кончик языка к верхним зубам подержать под счет от 1 до 5 и опустить к нижним зубам;
ё) закрыть глаза, вытянуть руки вперед, а кончик языка положить на губу;
ж) движения языком вперед-назад

Отметить: выполнение правильное; движения языка недостаточного диапазона; в мышцах появляются содружественные движения; язык движется неуклюже, всей массой, медленно, неточно; имеются отклонения языка в сторону, удерживается ли язык в определенном положении; истощаемость движений; нет ли тремора, гиперкинезов языка; не проявляется ли саливация; движение не удается

4. Исследование двигательной функции мягкого неба

а) широко открыть рот и четко произнести звук «а» (в этот момент в норме мягкое небо поднимается);
б) провести шпателем, зондом или бумажкой, скрученной в трубочку, по мягкому небу (в норме должен появиться рвотный рефлекс);
в) при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи

Отметить: выполнение правильное; объем движений ограничен, отмечаются содружественные движения, малая подвижность небной занавески, гиперкинезы, саливация, движение не удается

5. Исследование продолжительности и силы выдоха

а) сыграть на любом духовом инструменте-игрушке (губной гармошке, дудочке, флейте и т. д.);
б) поддувать пушинки, листок бумаги и т.п.

Отметить: силу и продолжительность выдоха; укороченный выдох (в зависимости от возраста испытуемого)

ВЫВОДЫ : движения выполняются в полном объеме, правильно; выражен период включения в движение, истощаемость движений; движение выполняется в неполном объеме, в замедленном темпе, с появлением содружественных движений, тремора, гиперкинезов, саливации; удержание позы не удается; движения не выполняются.

Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата

Все предъявляемые пробы вначале проводятся по показу, а затем по словесной инструкции при многократном повторении проводимого комплекса движений
1. Оскалить зубы, высунуть язык, затем широко открыть рот

Отметить: выполнение правильное; проявляется замена одного движения другим, поиск артикуляции, «застревание» на одном движении, недифференцированность движений, нарушение плавности движений, напряженность языка, подергивание языка, движения языка не удаются; легко ли удается переключение с одной артикуляционной позы на другую, с одной фонемы на другую, с одной фонемы на другую и одного звукового ряда на другой

2. Широко открыть рот, дотронуться кончиком языка до нижних зубов (резцов), затем поднять кончик языка к верхним зубам (резцам) и положить на нижнюю губу

3. Положить широкий язык на губу, загнуть кончик языка, чтобы получилась «чашечка», занести эту «чашечку» в рот

4. Широко раскрыть рот, как при звуке «а», растянуть губы в улыбку, вытянуть в трубочку

5. Широко раскрыть рот, затем попросить полузакрыть и закрыть его

6. Повторить звуковой или слоговой ряд несколько раз (последовательность звуков или слогов изменяется)
А-И-У; У-И-А; КА-ПА-ТА; ПА-КА-ТА; ПЛА-ПЛУ-ПЛО; РАЛ-ЛАР-ТАР-ТАЛ; СКЛА-ВЗМА-ЗДРА

ВЫВОДЫ : движения артикуляционного аппарата активные, вялые, пассивные; объем движений полный, неполный; замена движений есть, отсутствует; последовательность от одного движения к другому есть, нет; наблюдаются гиперкинезы, саливация, тремор; моторная напряженность; двигательная активность, расторможенность.

3. Обследование мимической мускулатуры

1.Исследование объема и качества движений мышц лба

а) нахмурить брови;
б) поднять брови;
в) наморщить лоб

Отметить: выполнение правильное; движения выполняются с содружественными движениями (щурятся глаза, подергиваются щеки и т. д.); движение не удается

2. Исследование объема и качества движений глаз

а) легко сомкнуть веки;
б) плотно сомкнуть веки;
в) закрыть правый глаз, затем левый;
г) подмигнуть

Отметить: выполнение правильное; движение не удается; возникают содружественные движения

3.Исследование объема и качества движений мышц щек

а) надуть левую щеку;
б) надуть правую щеку;
в) надуть обе щеки одновременно

Отметить: выполнение правильное; изолированное надувание одной щеки не удается; сильно напрягается противоположная выпяченная щека

4. Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз

Выразить мимикой лица:
а) удивление;
б) радость;
в) испуг;
г) грусть;
д) сердитое лицо

Отметить: правильное выполнение мимических поз; движение не удается; мимическая картина нечеткая

5. Исследование символического праксиса проводят вначале по образцу, а затем по речевой инструкции

а) свист;
б) поцелуй;
в) улыбка;
г) оскал;
д) плевок;
е) цоканье

Отметить: выполнение правильное; объем движений ограничен, симметричность носогубных складок; появление содружественных движений, гиперкинезов, саливации; движение не удается

Приемы исследования мимической мускулатуры позволяют обнаружить поражения черепно-мозговых нервов и установить наличие бульбарной или псевдобульбарной дизартрии. Предлагаемые пробы проводятся в начале по показу, а затем по словесной инструкции.

ВЫВОДЫ : поражение черепно-мозговой иннервации отсутствует; отмечается поражение черепно-мозговых нервов.

V . Обследование фонетической стороны речи

1. Обследование произношения звуков

При выявлении нарушения произношения логопед должен обратить внимание как на произношение согласных звуков, так и на особенности произношения гласных.

У детей-олигофренов с детским церебральным параличом произношение одного и того же звука в речи часто является неодинаковым. Это зависит от структуры произносимого слова, от места данного звука в слове (начало, середина, конец), от соседних звуков. Поэтому в одних случаях ребенок пропускает звук, в других заменяет, в-третьих, произносит искаженно. Кроме того, у этих детей с большим трудом протекает процесс автоматизации, т.е. закрепления звуков в речи. Это приводит к тому, что в речи звук произносится неправильно, хотя он поставлен у ребенка изолированно.

В связи с этим при обследовании звукопроизношения особенно важно обратить внимание на то, как ребенок произносит звук в различных фонетических условиях: изолированно, в слогах, в словах, во фразовой речи. Применяются задания, состоящие в многократном повторении одного звука, так как при этом создаются условия, уменьшающие артикуляторное переключение с одного звука на другой. Это дает возможность обнаружить трудности денервации артикуляционного акта, особенно в случаях «стертой» дизартрии.

Для проверки произношения звуков используются специально подобранные предметы и сюжетные картинки, в названии которых должны быть такие слова, где исследуемый звук стоит в начале, в середине и в конце слова. Проверяются следующие группы звуков:

а) гласные: А, О, У, Э, И, Ы;

б) свистящие, шипящие, аффрикаты: С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч;

в) сонорные: Р, РЬ, Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, НЬ;

г) глухие и звонкие парные: П-Б, Т-Д, К-Г, Ф-В в твердом и мягком звучании (п’-б’, т’-д’, к’-г’, ф’-в’).

При обследовании каждой группы звуков необходимо отметить, как произносится проверяемый звук (изолированно, в слогах, в словах) и как используется он в самостоятельной связной речи.

На основе полученных данных определяется характер нарушения произношения:

а) отсутствие звуков (рама – ама);

б) искажение звуков (с – межзубный);

в) замена звуков (ж – заменяется межзубным с; звук ч заменяется ть);

г) смешение звуков (ребенок умеет говорить оба звука, но в речи смешивает их: часы – тясы). На каждого ребенка должен быть составлен протокол обследования произношения.

Протокол обследования звукопроизношения

Оптический раздражитель (картинка)

Речевая реакция на оптический раздражитель (на картинку)

Речевая реакция на акустический раздражитель (воспринимается по слуху)

Употребление звуков в собственной речи (по сюжетным картин.)

Диагностика дизартрии

Что такое дизартрия?

Дизартрия – сложное нарушение речи, которое развивается у пациентов после инсульта, черепно-мозговой травмы и является признаком поражения головного мозга.

Кто ставит диагноз «дизартрия»? Первичный диагноз устанавливает невролог, а вид и степень тяжести речевого расстройства определяет логопед-афазиолог. Логопедический диагноз «дизартрия» у взрослых устанавливается при наличии новообразований и травматических поражений нервной системы, нарушений мозгового кровообращения, демиелинизирующих заболеваний, нейроинфекций.

Как быстро определить дизартрию? Логопед проводит обследование по схеме, которая включает уточнение анкетных данных, сбор анамнеза (сведений о развитии речевых расстройств), изучение общей моторики. Психологическая диагностика при дизартрии проводится неврологом.

Виды дизартрии и их клиническая характеристика

Деление дизартрии на виды происходит по месту локализации повреждения, степени нарушения речи и определяющему, наиболее выраженному симптому.

Выделяют следующие виды дизартрии:

  • Бульбарная
  • Псевдобульбарная
  • Корковая
  • Мозжечковая.

Бульбарная дизартрия развивается вследствие поражения черепно-мозговых нервов, которые располагаются в продолговатом мозге. При данной форме дизартрии нарушается связь между мышцами, обеспечивающими артикуляцию, с центральной нервной системой. В результате пациент с трудом выполняет правильные движения языком и губами, которые находятся в расслабленном состоянии. Его лицо становится малоподвижным, повышается слюноотделение.

Псевдобульбарная дизартрия преимущественно возникает вследствие ишемического инсульта головного мозга у людей старше 50 лет или в любом возрасте при черепно-мозговой травме. У пациентов выражена атрофия мышц речевого аппарата, что приводит к монотонности речи, затруднению жевания и глотания, повышенному слюноотделению.

Корковая, или кортикальная дизартрия – нарушение речи, вследствие следующих причин:

  • Повреждения коры лобной доли головного мозга при травме
  • Наличия опухоли лобной доли
  • Перенесенных заболеваний (энцефалита, менингита) в результате которых частично утрачиваются нейромедиаторные функции.

При данном виде дизартрии нарушается произношение согласных и темп речи, пропадает автоматизм артикуляции, появляется гнусавость.

Мозжечковая дизартрия возникает вследствие поражения мозжечка. Этот вид расстройства речи встречается достаточно редко. Она чаще всего сопровождает другие фирмы дизартрии. Из-за нарушения функции мозжечка и его связей с другими отделами мозга у пациентов развиваются нарушения:

  • Мягкость языка и нёба
  • «Пьяная речь»
  • Затухание речи в конце фразы
  • Скандирование отдельных слогов или звуков
  • Нарушение ударений.

Афазиологи причисляют корковую дизартрию к лёгким нарушения речи при моторных афазиях. Различают эфферентную (премоторную) и афферентную (постцентральную) формы корковой дизартрии. Эфферентная форма корковой дизартрии возникает при поражении области передней центральной извилины, в которой представлена иннервация мышц, обеспечивающих артикуляцию. У пациентов нарушаются артикуляторные движения, но не нарушается содержательная сторона речи. Это кардинально отличает корковую дизартрию от афазии. Артикуляторная корковая дизартрия касается только специфических речевых движений. Другие произвольные и непроизвольные движения губ и языка остаются в сохранности.

Афферентная форма корковой дизартрии возникает при поражении постцентральных областей коры больших полушарий. У взрослых паретическая дизартрия бывает при опухолях мозга. Такая дизартрия у взрослых компенсируется после удаления новообразования. Мезэнцефально-диэнцефальная дизартрия связана с повреждением ядер черепно-мозговых нервов.

Гиперкинетическая дизартрия возникает у больных детским церебральным параличом. Характеризуется избыточными непроизвольными движениями в артикуляционном аппарате, которые усиливаются во время речевого акта. У пациентов во всех отделах речедвигательного аппарата и мимической мускулатуре ярко выражены гиперкинезы. Они отмечаются также в верхних конечностях, учащаются и усиливаются при попытке говорить. Реже проявляются непроизвольные движения в плечевом поясе, нижних конечностях и плечевом поясе.

Атактическая дизартрия наблюдается при атонически-астатической форме детского церебрального паралича. Редко встречается в чистом виде. Чаще является сопутствующим синдромом на фоне спастического пареза или гиперкинеза. Ведущим синдромом при атактической дизартрии является атаксия. Она проявляется в гиперметрических, асинергических нарушениях артикуляционных движений и в скандированности ритма речи. Оптические нарушения бывают при стёртой форме дизартрии.

Пароксизмальная дизартрия наблюдается у пациентов, страдающих рассеянным склерозом и другими заболеваниями нервной системы. У пациентов возникают отдельные приступы, которые обычно длятся менее 1 минуты, но могут повторяться до нескольких раз в сутки. Иногда они провоцируются волнением или гипервентиляцией. Дизартрия может достигать такой выраженной степени, что речь человека становится полностью неразборчивой. У лиц, страдающих дизартрией, могут наблюдаться такие сопутствующие симптомы, как онемение, двоение в глазах или слабость. Смешанная дизартрия развивается у детей после перенесенной травмы.

Диагностика дизартрии

Логопеды выделяют 4 степени тяжести дизартрии:

  1. Первая степень – стёртая дизартрия. В этом случае почти не наблюдаются признаки нарушения речи. В большинстве случаев их может выявить только логопед. У детей такие нарушения выявляются в возрасте 5 лет. Симптомами стёртой дизартрии являются плохая дикция, проглатывание или искажение звуков и слогов, невыразительная речь
  2. Вторая степень дизартрии (типичная) характеризуется хорошо заметными дефектами произношения, но речь остаётся понятной для слушателя
  3. Третья степень (тяжёлая) – существенно нарушается речь, она становится доступной только для понимания близких людей
  4. Четвёртая степень проявляется выраженными нарушениями речи, которую окружающие совсем не понимают, или её абсолютным отсутствием.

Для того чтобы определить наличие, вид и степень тяжести дизартрии в Юсуповской больнице проводят комплексное обследование пациента с помощью следующих методов:

  • Электроэнцефалографии
  • Электромионейрографии
  • Магнитно-резонансной томографии головного мозга.

При обследовании у логопеда, исходя из анамнеза развития речи, произношения, дыхания, восприятия речи, артикуляции и многих других факторов, которые сопоставляются с данными неврологических исследований, устанавливается точный диагноз.

Логопедическое обследование

У пациентов с дизартрией неврологи проводят исследование общей моторики с помощью специальных тестов. Пациенту предлагают выполнить следующие задания:

  • Одеться, обуться, раздеться, снять обувь;
  • Пройти из угла в угол, размахивая обеими руками, остановиться, присесть, стать на носки;
  • Поочерёдно попрыгать на правой, левой и на обеих ногах;
  • Поднять руки вперёд, вверх, отвести назад, опустить вниз.

При этом необходимо врач регистрирует следующие показатели:

  • Объём движений (полный, неполный);
  • Точность выполнения (полная, неполная);
  • Самостоятельность (полная или неполная, выполнение с помощью логопеда);
  • Координация движений (правильная, неправильная или отсутствует);
  • Чувство равновесия (имеется или отсутствует);
  • Осанка (правильная или неправильная).

Невролог анализирует качественное состояние общей моторики: скованность, моторная напряжённость, расторможенность, повышенная двигательная активность.

Для того чтобы проверить мелкую моторику, врач предлагает пациенту сжать и разжать пальцы в кулак, кончиком большого пальца поочерёдно коснуться всех пальцев правой и левой руки, поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы. Пациенту предлагают собрать мозаику, пирамидку, спички или горошины. При выполнении пациентом движений врач отмечает плавность, точность, нарушение темпа выполнения движений, невыполнение, наличие.

Затем невролог приступает к определению моторики артикуляционного аппарата. Расстройства подвижности органов артикуляции находятся в прямой зависимости от глубины поражения и формы дизартрии. Обычно диагностика выраженных форм псевдобульбарной дизартрии не вызывает трудностей, но определение стёртой дизартрии сопряжено со значительными трудностями. По этой причине неврологи проводят дополнительное обследование по выявлению паретичности мышц. Пациенту предлагают следующие тесты:

  • Вытянуть губы «хоботком» (вместо этого у пациента с дизартрией наблюдаются хаотичные движения губами);
  • Улыбнуться (улыбка при дизартрии ассиметричная, паретичная сторона рта остаётся почти неподвижной);
  • Сделать язык широким (склонность к его сужению).

При паретической дизартрии пациент не может удержать кончик языка на верхней губе без помощи нижней. Может наблюдаться посинение, хаотичное подёргивание кончика языка, дрожание его мышц. У пациентов с дизартрией может нарушаться мимика. Они не могут наморщить лоб, надуть щёки. Двигательные расстройства особенно ярко проявляются при активном сокращении мышц лица.

Пробы по Мастюковой

Наряду с обследованием подвижности артикуляционного аппарата в изолированных пробах используются функциональные пробы Мастюковой на дизартрию. Проба № 1 выполняется следующим образом. Пациенту предлагают открыть рот, высунуть язык вперёд и удерживать его неподвижно по средней линии. Одновременно он должен следить глазами за перемещающимся в боковых направлениях предметом (карандашом, пальцем). С помощью этой пробы оценивается возможность удерживать язык по средней линии, наличие синкинезий (дополнительных движений, которые непроизвольно возникают при основных функциональных движениях).

При проведении второй пробы пациенту предлагают выполнять движения языком вверх и вниз. При этом руки исследователя лежат на шее пациента. Отмечается наличие или отсутствие напряжения шейной мускулатуры и синкинезий при движении языка.

Врач проверяет изолированное произнесение гласных и согласных звуков. Затем проверяется умение произносить звуки в слогах, словах, фразах. Применяются задания, которые состоят в многократном повторении одного звука. При этом создаются условия, которые уменьшают артикуляционное переключение с одного звука на другой. Это позволяет неврологу обнаружить трудности иннервации артикуляционного акта, особенно в случаях «стёртой» дизартрии.

При исследовании просодической стороны речи логопед обращает внимание на следующие характеристики:

  • Темп (нормальный, медленный, быстрый);
  • Ритм (нормальный, аритмичный);
  • Сохранность пауз в потоке речи (скандированность, деление слов на слоги);
  • Силу голоса (громкий, громкий, немодулированный);
  • Высоту голоса (низкий, высокий);
  • Тембр голоса (нормальный, гнусавый, сиплый, хриплый);
  • Внятность речи (отчётливая, смазанная).

Врач проверяет состояние словарного запаса и грамматического строя речи. Трудные случаи дизартрии обсуждаются на заседании Экспертного Совета с участием ведущих специалистов в области неврологии, психологии, логопедии. Делается заключение, в котором указывается форма дизартрии, характер нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи, лексико-грамматической стороны речи. Наряду с клиническим диагнозом, который ставит невролог, делается логопедическое заключение.

Обследование артикуляционного аппарата

Изучение состояния артикуляционного аппарата включает обследование его анатомического строения и двигательной функции. Вначале врач наблюдает за мимической мускулатурой пациента в покое. Он обращает внимание на выраженность носогубных складок, их симметричность, открыт рот или закрыт. Смотрит, есть ли слюнотечение, оценивает характер линии губ и плотность их смыкания, обращает внимание на то, имеются ли насильственные движения (гиперкинезы) мимической мускулатуры.

Затем переходит к осмотру органов артикуляционного аппарата. В ходе обследования характеризует особенности строения и дефекты анатомического характера следующих органов:

  • Губ
  • Языка
  • Мягкого и твёрдого нёба
  • Зубов
  • Челюстей

Исследование двигательной функции артикуляционного аппарата проводится при многократном повторении требуемого движения. Чтобы провести исследование двигательной функции губ, пациенту предлагается сомкнуть губы, округлить губы как при произношении звука «О», растянуть губы в «улыбке», поднять верхнюю губу вверх, опустить нижнюю губу вниз, многократное повторить произношение губных звуков б-б-б, п-п-п.

Исследование двигательной функции челюсти проводят вначале по показу, а затем по словесной инструкции. Пациенту предлагают выполнить следующие движения:

  • Широко раскрыть рот, как при произнесении звука «а» и закрыть;
  • Сделать движение нижней челюстью влево, затем вправо;
  • Выдвинуть нижнюю челюсть вперёд.

Исследование объема и качества движений языка проводится с помощью следующих тестов:

  • Положить широкий язык на верхнюю губу и подержать под счет от 1 до 5;
  • Положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет от 1 до 5;
  • Переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол, касаясь губ;
  • Оттопырить правую, затем левую щеку языком;
  • Высунуть язык «лопатой», «жалом».

Для исследования двигательной функции мягкого неба пациенту предлагают выполнить следующие действия:

  • Широко открыть рот и чётко произнести звук «а» (в этот момент в норме мягкое нёбо поднимается);
  • При высунутом между зубами языке надуть щёки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи;
  • Провести шпателем по мягкому нёбу (в норме должен появиться рвотный рефлекс).

Продолжительность и силу выдоха поверяют, попросив пациента сыграть на любом духовом игрушечном инструменте (дудочке, губной гармошке, флейте) или поддувать листок бумаги, пушинки. Логопед ставит диагноз «дизартрия» после всестороннего обследования пациента.

Оценка произносительной стороны речи

Дизартрия – это нарушение звукопроизносительной речи, которое обусловлено органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Основные проявления дизартрии состоят в следующем:

  • Расстройстве артикуляции звуков;
  • Нарушениях голосообразования;
  • Изменениях темпа речи, ритма и интонации.

При дизартрии может нарушаться звукопроизношение как согласных, так и гласных звуков. Нарушение гласных классифицируется по рядам и подъёмам, а нарушения согласных – по их основным признакам:

  • Наличию и отсутствию вибрации голосовых связок;
  • Месту и способу артикуляции;
  • Наличию или отсутствию дополнительного подъёма спинки языка к твердому небу.

Для всех форм дизартрии характерны нарушения артикуляционной моторики, которые сочетаясь между собой, составляют первый важный синдром артикуляционных расстройств. В понятие «произносительная сторона речи» включают фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков:

  • Речевого дыхания;
  • Образования голоса;
  • Воспроизведения звуков и их сочетаний;
  • Словесного ударения;
  • Фразовой интонации со всеми ее средствами;
  • Соблюдения норм орфоэпии (образцового литературного произношения).

Основные симптомы дизартрии – нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи – определяются характером и степенью выраженности проявлений артикуляционных, дыхательных и голосовых расстройств. При дизартрии имеют место следующие расстройства произносительной стороны речи:

  • Псевдобульбарный синдром, выражающийся в нарушении дыхания, голосообразования, ограниченной подвижности всего артикуляционного аппарата, прежде всего губ и языка;
  • Дистония – меняющийся тонус;
  • Оральные синкинезии.

Их наличие и степень выраженности неврологи и логопеды Юсуповской больницы оценивают во время совместного обследования пациента с дизартрией. Осуществлять раннюю диагностику дизартрии специалистам позволяет наличие современной аппаратуры, знания и многолетний опыт работы. При наличии признаков дизартрии записывайтесь на приём по телефону: +7 495 104 53 76

Профессиональный портал учителей-логопедов Городского округа Подольск

Nav view search

Навигация

Публикации специалистов

Приемы диагностического обследования артикуляционного аппарата у детей с дизартрией

«Приемы диагностического обследования артикуляционного аппарата у детей с дизартрией»

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Симптоматика дизартрии
-нарушение артикуляционной моторики,
-нарушение голоса,
-нарушение речевого дыхания.
Следствием этого являются грубые и стойкие нарушения звукопроизношения.

Основные показатели диагностики дизартрии.
Наблюдается нарушение общей моторики, так же нарушение мелкой моторики.
Следующим признаком наличия дизартрического компонента у детей является нарушение общего звучания речи: речь невнятная, грубые и стойкие нарушения звукопроизношения, нарушение речевого дыхания и просодики. У детей нередко наблюдается гиперсаливация.
При обследовании мы можем наблюдать изменения в точности, силе и объеме движений, трудности в переключении, гиперкинезы, наличие синкинезий, изменение мышечного тонуса, девиации языка.

Направления обследования артикуляционной и мимической моторики:
1. Исследование подвижности губ ребенка.
2. Исследование двигательной функции челюсти.
3. Исследование двигательной функции языка.
4. Исследование подвижности мягкого неба.
5. Исследование продолжительности и силы выдоха.

Параметры оценки мимической и артикуляционной моторики:
1. Объем движений: полный и неполный.
2.Тонус мускулатуры ребенка: вялый, чрезмерно напряженный, нормальный.
3. Точность движений: точные и неточные, последовательные движения и отсутствие последовательности.
4. Наличие сопутствующих и насильственных движений.
5. Темп движений: быстрый, замедленный, нормальный.
6. Длительность удерживания артикуляционной позы.

Список литературы:

  1. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004.
  2. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. Учебное пособие для вузов. — Москва: Владос, 2009.
  3. Логопедия. Методическое наследие. Книга 1,Часть 2. Дизартрия. Под ред. Волковой Л.С. — Москва: Владос, 2006.
  4. Винарская Е.Н. Дизартрия. —Москва: АСТ: Астрель, 2005.
  5. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. — Москва: АСТ: Астрель, 2006.
  6. Архипова Е.Ф. Коррекционно – логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. —Москва.: АСТ: Астрель, 2008.
  7. Правдина О.В. Дизартрия. В книге Хрестоматия по логопедии. Под ред. Волковой Л.С. — Москва: «Просвещение», 1997.

Приложение

Обследование мимической и артикуляционной моторики

  1. Изучение мимической моторики
    Наблюдение за состоянием мимической и жевательной мускулатуры: сначала в состоянии покоя, а затем при выполнении различных движений.
    Для изучения состояния мимической, а также жевательной мускулатуры в движении выполняются следующие упражнения:
    · нахмурить брови – «гнев»;
    · поднять брови – «удивление»;
    · слегка сомкнуть веки;
    · прищурить глаза – «яркое солнце»
    · закрыть глаза (оба, попеременно левый, правый);
    · плотно сомкнуть веки – «стало темно»;
    · оскалить зубы;
    · сжать зубы;
    · придать губам такое положение, как при игре на духовом инструменте;
    надуть щеки (обе попеременно левую, правую);
    · втянуть щеки;
    · открывание и закрывание рта;
    · рот полуоткрыт, широко открыт, закрыт;
    · имитация жевания;
    Обследование желательно проводить в игровой форме.
  2. Задания для изучения артикуляционной моторики могут быть следующими:
    · Упражнение «Лопатка» («Блинчик») – сделать язык широким и распластанным;
    · Упражнение «Жало» («Иголочка») – сделать язык узким, напряженным;
    · Упражнение «Оближи губки» – облизать поочередно верхнюю, нижнюю губы.
    · Упражнение «Вкусное варенье» – облизывать верхнюю губу широким кончиком языка сверху вниз.
    · Упражнение «Качели» – потянуться языком к носу, подборку, чередуя эти положения;
    · Упражнение «Лошадка» – пощелкать языком, ме6няя темп и громкость;
    · Упражнение «Жало-Лопатка» – чередовать положения в конфигурации языка «Жало» и «Лопатка»;
    · Упражнение «Заборчик» – делать широкую улыбку, обнажающую зубы;
    · Упражнение «Трубочка» – вытянуть губы в трубочку;
    · Упражнение «Заборчик -Трубочка» – чередовать положения губ «Заборчик» и «Трубочка».
    · Выдвинуть вперед челюсть, затем оттянуть челюсть назад.
    . Повторить звуковой или слоговой ряд несколько раз (последовательность звуков и слогов изменяется) «а-и-у», «у-и-а», «ка-па-та», «па-ка-та», «пла-плу-пло», «рал-лар-тар-тал», «скла-взма-здра».

Проба 1.
Ребенка просят открыть рот, высунуть язык вперед и удерживать его неподвижно по средней линии. Одновременно следить глазами за перемещающимся в боковых направлениях предметом. Проба является положительной и свидетельствует о дизартрии, если в момент движений глаз отмечается некоторое отклонение языка в эту же сторону.

Проба 2.
Ребенка просят выполнить артикуляционные движения языком, положив при этом руки на его шею. При наиболее тонких дифференцированных движениях языка ощущается напряжение шейной мускулатуры, а иногда и видимое движение с запрокидыванием головы, что свидетельствует о дизартрии.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [а]-[у]»

Ия Трунова
Конспект занятия «Дифференциация звуков [а]-[у]»

Тема. «Дифференциация звуков А-У»

Дифференциация звуков У,А на слух и по предметным картинкам.

Звуковой анализ звукосочетаний АУ, УА.

Развитие артикуляционной моторики и дыхания.

Активизация словаря по теме «Деревья».

Формирование грамматических средств языка.

Развитие общей и мелкой моторики.

Материал:

Игрушки совы и щенка.

Предметные картинки на звуки У,А; деревья.

Листья для дыхательной гимнастики, каштаны, сосновые шишки.

Схемы по артикуляционной гимнастике.

Красные квадраты для звукового анализа.

Ход занятия:

1. Дифференциация звуков А,У.

Дети, сегодня у нас в гостях Сова Уфа и щенок Ава. Они пришли к нам за помощью. Все их вещи перемешались, и они просят нас помочь им их разобрать. Для этого мы должны определить первый звук в имени совы и щенка. В имени Уфа первый звук У, в имени Ава первый звук А. Если в слове первый звук У, дадим картинку сове, если первый звук А, дадим картинку щенку.

2. Произнесение и сопоставление звуков А-У:

– Оба поются – оба гласные;

– Положение губ различное.

– Отгадывание звуков по артикуляционной позе.

3. Звуковой анализ звукосочетаний АУ, УА, составление схем.

4. Динамические упражнения на координацию движений в артикуляционной моторике.

Дети хотите показать сове и щенку как мы умеем выполнять артикуляционную гимнастику? «Забор» – «Окно» – «Мост» – «Лопата» -«Лопата копает» – «Вкусное варенье»

5. Фонетическая ритмика на звуки А,У.

Уфа и Ава хотят поиграть с вами.

По команде педагога «Спрятались!» дети принимают исходное по-ложение: приседают на корточки, обхватив руками колени и прижав подбородок к груди (сгруппировались). По команде «Встали и обрадо-вались!» дети быстро встают и, радостно улыбаясь, разводят руки в стороны ладошками вверх, одновременно произнося гласный [а-а-а. ].

И. п. :руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося гласный [у-у-у. ], дети давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз.

6. Формирование грамматических средств языка. Активизация словаря по теме «Деревья».

Дети, а хотите сейчас мы пойдем с нашими друзьями в лес? В лесу много разных деревьев. Давайте поиграем с Уфой. Уфа сядет на дерево, а вы отгадайте, как оно называется.

Каких деревьев много в лесу? (лип, каштанов)

Чем покрыты деревья? (листьями)

Скажите о них ласково?

7. Дыхательная гимнастика (дети дуют на листочки).

8. Пальчиковая гимнастика (перекатывание каштанов в руках).

9. Координация речи с движением: «Дерево».

корень (присели на корточки, руки опущены, пальцы раздвинуты);

ствол (встали, руки сгруппированы на груди);

ветки (руки разводим в стороны);

листья (шевелим пальцами, разведенными в стороны);

крону (поднимаем руки вверх, соединяем в кольцо)

10. Деление слов на слоги. (Прохлопывание слов – название деревьев).

11. Итог.

Дети, давайте попрощаемся с нашими гостями. Сове Уфе пора в лес, а щенку Аве домой. Вам понравилось помогать нашим гостям? А играть с ними? Какая игра понравилась вам? А мы давайте вспомним, какие картинки забрала с собой Уфа, а какие забрал Ава.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [Б]-[П]. Буквы Б-П» Конспект по образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте) с детьми III года обучения (6-7 лет) с ЗПР на тему:.

Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш] “Дифференциация звуков с-ш” Задачи: • закреплять акустико-артикуляторные характеристики звуков Ш и С; • учить чётко, разграничивать звуки.

Дифференциация звуков [к]-[т] на конце слов В прошлой статье я публиковала стихи с дифференциацией звуков К – Т в начале слова. В этой статье я предлагаю вашему вниманию стихи с дифференциацией.

Дифференциация звуков [л] и [р]. Цель занятия – закреплять навыки правильного произношения и различения на слух звуков [л] и [р] по теме «Весна». Коррекционно-образовательные.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш], [з]-[ж]» Цели: – Повторение характеристик этих звуков, – Совершенствование навыков согласования существительных с числительными по родам, – Развитие.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [р] и [р’]» Однажды Старичок Звуковичок путешествовал по тайге. Вокруг была красивая природа, пели птички. И вдруг он услышал какое-то рычание, но не.

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [Ш]-[Ж]» Конспект открытого логопедического занятия с группой детей, имеющих фонетико – фонематическое нарушением речи. 1класс Данный урок был.

Конспект НОД «Дифференциация звуков [Г] и [К]. Буквы Г и К» Тема: Дифференциация звуков [Г] и [К]. Буквы Г и К. Цели: Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков г-к в слогах, словах.

Консультация для воспитателей «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Актуальность: В работе над проблемными звуками мы проходим три этапа: артикуляционные упражнения, основной задачей которых является усвоение.

Читайте также:  Слухоречевая реабилитация детей дошкольного возраста с кохлеарным имплантантом
Ссылка на основную публикацию