План работы учителя-логопеда на учебный год.
В плане отражаются следующие аспекты работы логопеда в школе: организационная, диагности-аналитическая деятельность, коррекционно-развивающая и консультативно-методическая работа, взаимосвязь со специалистами, учителями и воспитателями образовательного учреждения, работа с родителями и работа над оснащенностью логопедического кабинета.
Просмотр содержимого документа
«План работы учителя-логопеда на учебный год. »
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Бокситовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII вида
Зам директора по УВР И.о. директор ГБОУ БСКОШИ 7 вида ________ А. Н. Нурмухаметова ____________ А. Н. Нурмухаметова
Годовой план работы
учителя-логопеда Галимовой А.Б.
на 2015-2016 учебный год
Цель работы логопеда школьного логопункта – оказание логопедической помощи учащимся с ЗПР, имеющим отклонение в развитии устной и письменной речи, которые в дальнейшем могут вызвать нарушение письменной речи, то есть профилактика вторичных нарушений, а также коррекция уже имеющихся нарушений письменной и устной речи.
– организация и проведение диагностических мероприятий, с целью своевременного выявления учащихся с речевой патологией, правильная квалификация имеющихся дефектов устной и письменной речи.
– организация адекватного дефекту коррекционной работы, направленной на преодоление нарушений устной речи, нарушений письма и чтения любой формы;
– организация сотрудничества учителя-логопеда с учителями начальных классов и русского языка среднего звена обучения с целью выработки единства требований к ученикам, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, со стороны учителей и логопеда.
– организация и проведение комплексной логопедической работы над всей речевой системой: психологической базой речи, импрессивной и экспрессивной речью.
Наименование мероприятия
Сроки выполнения
Организационная работа
Подготовка кабинета к новому учебному году.
Косметический ремонт кабинета. Влажная уборка в кабинете. Оформление кабинета и уголка логопеда.
Предварительная работа с документацией.
Составление плана работы учителя-логопеда на 2015-2016 учебный год.
Подготовка диагностического материала, бланков речевых карт и протоколов первичного логопедического обследования.
Диагностико-аналитическая деятельность
Первичное и углубленное обследование устной и письменной речи детей
Проведение массового логопедического обследования учащихся начальной и среднего звена, углубленное обследование устной и письменной речи детей зачисленных на логопункт.
Знакомство с данными медицинского обследования, сбор анамнеза детей зачисленных на логопункт
Сбор анамнестических данных и выписка из медицинских карт учащихся сведений, необходимых для учителя-логопеда
Проведение мониторинга устной и письменной речи детей
Проведение мониторинга, обработка результатов и заполнение соответствующей документации.
Оформление документации учителя-логопеда на начало и конец учебного года
Заполнение речевых карт, протоколов обследования устной и письменной речи и визирование необходимой документации, комплектование пакета документов в соответствии с рекомендуемым перечнем.
Разработка адаптированной рабочей программы по преодолению нарушений устной и письменной речи. Согласование данных программ на методическом совете ОУ.
а так же в теч. уч. года
Комплектование групп и подгрупп для коррекционной работы
Комплектование групп для коррекционной работы в соответствии с логопедическим диагнозом
Коррекционно-развивающая деятельность
Проведение фронтальных занятий в виде групповых согласно графику логопедических занятий
Коррекция аграмматической дисграфии, оптической дисграфии и дислексии, акустической дисграфии, дисграфии обусловленной нарушениями языкового анализа и синтеза, дизорфографии, ОНР 3 и 4 уровня.
Проведение индивидуальных коррекционных занятий согласно графику логопедических занятий
Коррекция дислалии, заикания.
Консультативно-методическая деятельность
Консультирование педагогов по результатам обследования устной и письменной речи детей
Итоги и результаты обследования речи учащихся
Мероприятия по пропаганде логопедических занятий среди учителей и родителей, проведение групповых консультаций (беседы, лекции, выступления на родительских собраниях, методических объединениях, спецсеминарах, консилиумах), проведение индивидуальных консультаций для родителей и педагогов ОУ
«Дидактические игры и упражнения по развитию фонематического восприятия» доклад с практической частью.
Доклад с практической частью на тему: «Мяч и речь»;
По плану работы школы
Проведение логопедической недели для учителей, воспитателей и специалистов ОУ.
Доклад, открытые индивидуальное и подгрупповое занятия, внеклассное воспитательное мероприятие, оформление речевой газеты, организация викторины. Темы открытых занятий по календарно-тематическому планированию коррекционно-логопедических занятий.
Взаимодействие с учителями начальных классов, русского языка среднего звена, воспитателями и психологом.
Взаимопосещение открытых занятий и внеклассных мероприятий
в течении года по плану работы МО
Взаимосвязь со специалистами ОУ
Диагностика различных сфер деятельности, определенных функций ребенка
Совместно с педагогом-психологом проведение исследования сенсорной и познавательной сферы, мелкой моторики у детей.
Со 2 по 15 сентября и с 16 по 30 мая.
Анализ результатов обследования, составление индивидуальных программ развития
Взаимный обмен информацией, с целью уточнения и конкретизации заключения, а так же для составления индивидуальных программ развития
сентябрь по плану заседания школьного ПМПк
Знакомство с содержанием коррекционного обучения
Познакомить психолога, учителей начальных классов, учителей русского языка среднего звена и воспитателей с направлениями коррекционной (логопедической) работы на текущий год.
сентябрь по плану заседания школьного ПМПк
Взаимопосещение коррекционных занятий и воспитательных мероприятий
Посещение коррекционных занятий психолога, учителей начальных классов, учителей русского языка 5-9 классов, открытых мероприятий воспитателей.
в течении года по плану работы МО
Подготовка документации к ПМПк и ПМПК
Составление логопедического представления при необходимости уточнения или смены образовательного маршрута для ребенка
в течении года по плану работы
Еженедельно согласно графику работы учителя-логопеда
Работа с родителями
Индивидуальное консультирование, проведение подгрупповых консультаций, выступление на родительских собраниях
Знакомство с задачами работы школьного логопеда. Доклад: «Оказание логопедической помощи учащимся школы-интернат 7 вида».
Индивидуальные беседы на темы:
«Ознакомление с результатами обследования речи учащихся»;
«Итоги работы школьного логопеда».
Работа по улучшению оснащённости логопедического кабинета
Предоставление заявки на имя директора ОУ на приобретение методических пособий, обучающих компьютерных игр
Комплект массажных зондов – 1 шт;
Индивидуальные кассы звуков, букв и слогов – 8 штук;
Настенная касса звуков, букв и слогов – 1шт;
Настольные зеркала для индивидуальной работы (9х12)- 8 штук
Рабочие тетради для учащихся:
Е.В. Мазанова «Учусь работать с текстом» альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве языкового анализа и синтеза – 10 шт;
Е.В.Мазанова «Логопедия. Дисграфия обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза» тетрадь № 1 – 5 шт;
Е.В. Мазанова «Учусь не путать звуки» №1 и №2 альбом упражнений по коррекции акустической дисграфии – по 10 шт;
Е.В.Мазанова «Логопедия. Преодоление нарушения письма» тетрадь №2 – 5 шт;
Е.В. Мазанова «Учусь работать со словом» альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии – 10 шт;
Е.В. Мазанова «Логопедия. Дисграфия обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и аграмматическая дисграфия» начальное обучение № 3 – 5 шт;
Е.В.Мазанова «Оптическая дисграфия» – 5 шт;
В.В. Коноваленко «Пишем и читаем»
Компьютерная программа по логопедии «Игры для Тигры» – 1 шт.
методическое пособие «Логопедическая азбука. От буквы к слову» – 1 шт.
Изготовление раздаточного материала
по лексическим темам логопедических занятий
«Овощи», «Фрукты», «Домашние животные», «Дикие животные», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «Транспорт», «Игрушки», «Учебные принадлежности», «Продукты» и т.д.
в период каникул
Повышение профессиональной компетентности
Посещение курсов в БИРО, лекций, семинаров, методических объединений
Прохождение курса повышения квалификации. Повышение квалификации. Прхождении аттестационной комисси.
Работа с научной и публицистической литературой
Изучение статей периодических изданий
Работа в Интернет
Регистрация на логопедических сайтах, изучение ресурсов и публикация в них собственной работы. Публикация на сайте школы ГБОУ БСКОШИ 7 вида.
Проведение наблюдений за динамикой речевых нарушений на логопедических занятиях, за влиянием определенных методов на речевое развитие и коррекцию речи ребёнка.
Внедрять инновационные и компьютерные технологии, программы, нетрадиционные методики коррекции речи в логопедическую работу (арома-, Су-джок-, музыка- и иппотерапии), экскурсии: «Признаки осени. Листопад», «Тучкины штучки», «Зимний сад», «Морской музей», «Зоопарк» (ГУП санатория «Янган-тау»). Проводить наблюдение за их эффективностью в преодолении нарушений речи у детей с ЗПР.
План работы составила: _____________ учитель-логопед Галимова А.Б.
Годовой план работы логопеда
Программы обучения
Каждый педагог строит свою работу согласно определенной программе. Логопеды дошкольных учреждений успешно используют существующие коррекционные программы по преодолению ОНР, ФНРи ФФНР.Учителя-логопеды школ такой возможности лишены. Не имея рекомендованной Министерством образования и науки РФпрограммы по преодолению нарушений письма и чтения, они зачастую вынуждены использовать лишь методические рекомендации к планированию и организации работы или авторские наработки по данной проблеме.
Однако существует еще один путь — использование региональных авторских программ по преодолению нарушения письма и чтения, ОНР, ФФНР,рекомендованных к применению экспертными советами Министерств образования и науки отдельных регионов или специализированных вузов.
Автор данного пособия предлагает вашему вниманию свою программу по преодолению нарушения письма у младших школьников (см. с. 109-152), рекомендованную к применению специалистами кафедры ИКП СГПУ и экспертным советом Министерства образования и науки г. Самары и успешно используемую логопедами-практиками в течение последних шести лет.
Хочется отметить, что при использовании данной программы по преодолению дисграфии необходимо исходить из имеющегося у ребенка нарушения (формы дисграфии и анализа качества ошибок).
В рекомендуемых планах работы, представленных в приложении программы, рассматривается каждый вид дисграфии в «чистом» виде. Специалисту нет необходимости слепо копировать предложенный план. Необходимо выбрать для рассмотрения только те темы, в изучении которых существует необходимость. При сочетанной форме дисграфии логопед выбирает из каждого плана работы необходимые темы для изучения и составляет свое планирование с опорой на Программу.
Годовой план работы логопеда составляется в конце учебного года на следующий учебный год и представляется на утверждение районному логопеду и директору школы, где работает специалист. В данном документе отражается работа логопеда в рамках образовательного учреждения, района или города по нескольким направлениям в течение всего учебного года, указываются сроки проведения мероприятий.
Цель данного документа — отразить работу учителя-логопеда в течение учебного года.
По мнению автора данного пособия, оптимальным вариантом оформления годового плана работы является таблица с указанием направлений работы, перечнем мероприятий по каждому направлению, сроками или датами проведения, указанием, в какой роли учитель-логопед выступал на каждом мероприятии (участник, слушатель и т.д.).
Такая форма позволяет рассмотреть работу логопеда в системе, отследить взаимосвязь с другими участниками коррекционного и педагогического процесса, в конце года облегчает составление отчета о проделанной работе.
I. Организационная работа
В данный блок входят те мероприятия, которые логопед осуществляет в процессе подготовки кабинета к новому учебному году, а также при подготовке к коррекционным занятиям (обследование детей, изготовление пособий, написание конспектов фронтальных и индивидуальных занятий, комплектование групп, составление перспективных планов на группы или индивидуальное планирование и т.д.). Также сюда может относиться разработка и написание отчетной документации логопеда на начало и конец учебного года.
II. Коррекционная работа
В данном разделе плана специалист указывает сроки коррекционной работы, формы организации занятий.
III. Научно-методическая работа
В данном разделе специалист указывает мероприятия, связанные с его участием и проводившиеся в рамках данного МДОУ, района, города и т.д. Логопед также указывает свою роль в этом мероприятии.
Здесь же можно указать мероприятия, направленные на повышение профессионального уровня специалиста, а также открытые занятия или иные мероприятия, направленные на обмен опытом (если они имеются).
IV. Взаимосвязь со всеми участниками общеобразовательного процесса
Под участниками общеобразовательного процесса подразумеваются:
— учителя начальных классов;
— администрация общеобразовательного учреждения;
— специалисты поликлиники, школьная медсестра.
Данный документ составляется каждый год и включает в себя как мероприятия, которые остаются традиционными, например проведение коррекционных занятий, обследования, групповых консультаций, так и другие мероприятия, например, принятие участия в курсах повышения квалификации, участие в городских конференциях и т.д.
В настоящее время многими логопедами применяется несколько документов, заменяющих единый годовой план. Это могут быть отдельные планы работы учителя-логопеда с родителями, со специалистами, а также план методической работы на текущий год.
Составление полного плана методической работы значительно облегчает составление отчета о проделанной работе учителя-логопеда в конце года.
Ниже приведен образец годового плана работы логопеда муниципального образовательного учреждения.
ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ на 200___/200___
учебный год логопеда МОУ №________
Директор МОУ №__________
№ | Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.) | Дата и место проведения | Содержание | Роль специалиста | Сведения о выполнении |
1. Организационная работа | |||||
Подготовка кабинета к новому учебному году | до 01.09 ОУ | Покраска стен в кабинете, плинтусов, оклейка обоями, оформление зоны для индивидуальной работы | Учитель-логопед | Проведено в установленные сроки | |
Первичное и углубленное обследование устной и письменной речи детей (в начале, в середине и в конце года) | 01.09 — 15.09 10.01 — 15.01 15.05 — 30.05 ОУ | Проведение массового обследования учащихся начальной школы, затем углубленного обследования детей, зачисленных на логопункт | Учитель-логопед | Проведено в установленные сроки | |
Изучение документации детей, зачисленных на логопункт | 01.09 — 15.09 ОУ | Сбор анамнестических данных и выписка из медицинских карт учащихся сведений, необходимых для педагога | Учитель-логопед | Изучена | |
Проведение мониторинга устной и письменной речи детей (1—4 класс) | 01.09 — 15.09 10.01 — 15.01 15.05 — 30.05 ОУ | Заполнение речевых карт, протоколов обследования устной и письменной речи, обработка результатов, написание аналитических справок | Учитель-логопед | Проведено в установленные сроки |
№ | Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.) | Дата и место проведения | Содержание | Роль специалиста | Сведения о выполнении |
Оформление документации учителя-логопеда на начало и конец учебного года | 01.09 — 15.09 30.05 — 10.06 ОУ | Оформление и визирование необходимой документации, комплектование пакета документов в соответствии с рекомендуемым перечнем | Учитель-логопед | Оформлена в установленные сроки | |
Комплектование групп для коррекционной работы: первая группа — 2 «А» класс, вторая группа — 2 «Б» класс, третья группа — 2 «В», «Г» класс, четвертая группа — 3 класс | 01.09 — 15.09 ОУ | Комплектование групп для коррекционной работы (акцент в работе школьного логопеда делается на коррекцию и профилактику дисграфии) | Учитель-логопед | Проведено в установленные сроки | |
Подготовка раздаточного материала | до 01.09 а также в каникулярное время ОУ | Изготовление пособий по теме: «Гласные первого и второго ряда», символов для обозначения гласных и согласных звуков, карточек с изображением стилизованных букв | Учитель-логопед | Приобретено | |
Приобретение пособий и дидактических игр | до 01.09, а также в течение года ОУ | «Антонимы», «В моей квартире», «Слова-предлоги», тематические словари по темам «Овощи», «Грибы», «Фрукты» | Учитель-логопед | Приобретено |
№ | Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.) | Дата и место проведения | Содержание | Роль специалиста | Сведения о выполнении |
Анализ коррекционной работы (предоставляется в отдел образования или образовательный округ старшему логопеду, районному логопеду и т.д.) | 15.05-30.05 | Написание аналитических справок по итогам мониторинга, отчета о работе логопеда на конец года | Учитель-логопед | Проведено в установленные сроки | |
II. Коррекционная работа | |||||
Проведение фронтальных занятий в виде групповых согласно циклограмме рабочего времени | 15.09-15.05 (исключая каникулы и время обследования) ОУ | Понедельник: 11.00 — 14.15 Среда: 11.00 -14.15 Пятница: 11.00 — 14.15 Вторник: 13.15 — 16.00 Четверг: 13.15 — 16.00 | Учитель-логопед | Проведено в установленные сроки | |
Проведение индивидуальных коррекционных занятий согласно циклограмме рабочего времени | 15.09-15.05 (исключая каникулы и время обследования) ОУ | Понедельник: 11.00 — 14.15 Среда: 11.00 -14.15 Пятница: 11.00 — 14.15 Вторник: 13.15 — 16.00 Четверг: 13.15 — 16.00 | Учитель-логопед | Проведено в установленные сроки | |
III. Научно-методическая работа | |||||
Проведение групповых консультаций: А) выступления на родительских собраниях (тему родительского собрания определяет логопед | Сентябрь — 1 класс Январь — 2 класс ОУ | «Как помочь ребенку с ОНР» «Леворукий ребенок в школе» «Что такое “дети с отклонениями в развитии”?» | Учитель-логопед | 12 сент. (1 «А») 14 сент. (1 «Б») 16 сент. (3 кл.) 21 янв. (2 кл.) 22 янв. (3, 4 кл.) |
№ | Наименование мероприятия(уровень район, город и т.д.) | Дата и место проведения | Содержание | Роль специалиста | Сведения о выполнении |
Б) Тематические консультации для учителей начальных классов | Сентябрь Ноябрь Февраль Методические объединения учителей нач. клас- сов. ОУ | «Что нужно знать педагогу о ребенке с нарушениями речи?» «Развиваем у первоклассников слуховое внимание» «Где начинается дисграфия?» | Выступающий на метод. объединении | 10 сентября 20 ноября 14 февраля | |
Проведение родительских собраний для родителей, чьи дети зачислены на логопункт | Сентябрь, май ОУ | Учитель-логопед | 24 сентября 20 мая | ||
Проведение индивидуальных консультаций для родителей и педагогов ОУ | В течение года ОУ | Понедельник, Четверг: 14.15 — 15.00 (еженедельно, согласно графику работы педагога) | Учитель-логопед | Еженедельно (по графику работы специалиста) | |
Семинары-практикумы для учителей-логопедов района: Сентябрь | В течение года(согласно плану работы) | «Планирование работы учителей-логопедов района на текущий год» | Сентябрь — слушатель | 23 сентября |
№ | Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.) | Дата и место проведения | Содержание | Роль специалиста | Сведения о выполнении |
ноябрь | Район: на базе районного психологического центра, отдела образования, ПМПК и т.д. | «Итоги комплектования школьных логопунктов, актуальность логопедической работы в школе» | Ноябрь — участник | 9 ноября | |
Март | «Особенности развития пространственного восприятия у детей младшего школьного возраста с оптической дисграфией» | Март —участник | 19 марта | ||
Июнь | «Итоги коррекционной работы за текущий год» | Июнь — слушатель | 10 июня | ||
Проведение открытых занятий для учителей начальных классов и специалистов ОУ | А) Октябрь — 2 класс Б) Декабрь — 1 класс ОУ | А) Итоговое занятие по теме «Звонкие и глухие согласные» Б) «Твердые и мягкие согласные» | Учитель-логопед | 2 октября 10 декабря | |
Проведение открытых фронтальных занятий для родителей, чьи дети посещают логопункт | Октябрь, апрель ОУ | Приглашаются родители, чьи дети посещают логопедические занятия. Тема определяется логопедом по перспективному плану | Учитель-логопед | Первая неделя октября и последняя неделя апреля | |
Научно-практическая конференция «Дети и патология речи» | Март. Кафедра педагогического университета; областное мероприятие | Выступления специалистов города и области, обмен опытом, знакомство с новинками методической литературы | Участник | 19 марта |
№ | Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.) | Дата и место проведения | Содержание | Роль специалиста | Сведения о выполнении |
Посещение курсов повышения квалификации | Февраль. Кафедра педагогич. университета. Областное мероприятие | Лекционные и практические занятия, проводимые специалистами кафедры логопедии и ведущими специалистами города и области | Слушатель | Первая и вторая неделя февраля | |
Логопедическая практика студентов кафедры логопедии педагогического университета | ОУ | Проведение практических занятий в рамках педагогической практики | Первая—третья неделя октября Вторая—четвертая неделя декабря | ||
IV. Взаимосвязь со специалистами ОУ | |||||
Диагностика различных сфер деятельности, определенных функций ребенка | с 1 по 15 сентября, начало января, 15—30 июня ОУ | Совместное проведение исследования: педагог-психолог исследует сенсорную сферу, познавательную сферу и мелкую моторику. Логопед исследует уровень сформированности речевых навыков и артикуляционную моторику. Учитель начальных классов исследует общеразвивающие навыки по программе ОУ | Учитель-логопед | Проведено в установленные сроки | |
Анализ результатов обследования, составление индивидуальных программ развития | Сентябрь Январь Май ОУ | Взаимный обмен информацией, с целью уточнения и конкретизации заключения, а также для составления индивидуальных программ развития | Учитель-логопед | Проведено в установленные сроки на заседании ПМПк |
№ | Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.) | Дата и место проведения | Содержание | Роль специалиста | Сведения о выполнении |
Направление детей (с согласия родителей) к психологу МДОУ | В течение года | Логопед направляет детей с целью уточнения заключения, для более полного обследования, с целью проведения профилактических или коррекционных мероприятий | Учитель-логопед | Направлены на городскую ПМПК 6 детей ОУ | |
Знакомство с содержанием коррекционного обучения | Перед началом коррекционной работы (2 раза в год — перед каждым периодом коррекционного обучения). ОУ | Логопед знакомит психолога и учителей начальных классов с направлениями коррекционной работы на текущий год, с предполагаемыми лексическими темами, которые будут изучаться в группе, с программными требованиями на текущий год. Психолог знакомит логопеда с теми методами и приемами, набором игр, которые будут использоваться в индивидуальной коррекционной работе в течение всего года. Учитель начальных классов знакомит логопеда с программами обучения по русскому языку на текущий год | Участник единого коррекционного процесса | Проведено: сентябрь, январь |
№ | Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.) | Дата и место проведения | Содержание | Роль специалиста | Сведения о выполнении |
Взаимопосещение коррекционных занятий | А) Октябрь — 2 класс Б) Декабрь — 1 класс Февраль ОУ | У логопеда: А) Итоговое занятие по теме: «Звонкие и глухие согласные», Б) «Твердые и мягкие согласные» У психолога: «Взаимосвязь в работе школьного психолога и логопеда» У педагогов начального звена: 1 «А», «Б» — октябрь 2 «А», «Б» — ноябрь 3 «А», «Б» — декабрь | Ответственный Участник Слушатель | А) 2 октября Б) 10 декабря 17 февраля 4 октября 18 ноября 15 декабря | |
Подготовка документации к ПМПк, направление на ПМПк и ПМПЦ | На ПМПк — согласно плану работы МОУ (3 раза в год — ежеквартально). На ПМПЦ – по мере необходимости. ОУ | Логопед, психолог и другие педагоги ОУ совместно составляют пакет документов при необходимости представления ребенка на ПМПк и ПМПЦ (с согласия родителей). В случае необходимости смены образовательного маршрута, при окончании коррекционного обучения и т.д. | Участник единого коррекционного процесса (учитель-логопед) | Подготовлена документация на заседания ПМПк (28 сентября, 16 января, 25 мая) | |
Индивидуальное консультирование | Еженедельно: понедельник, четверг: 14.15 — 15.00 | Индивидуальное консультирование специалиста с целью обсуждения методов, приемов коррекционной работы, обсуждение | Учитель-логопед | В рамках консультаций (по графику работы) |
Дата добавления: 2015-07-02 ; Просмотров: 1642 ; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Общий годовой план коррекционно-методической работы учителя-логопеда Бочаровой Е. В. на 2012-2013 учебный год Основные задачи
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Общий годовой план коррекционно-методической
работы учителя-логопеда Бочаровой Е.В. на 2012-2013 учебный год
– Проведение комплексной диагностики речи;
– Коррекция дефектов звукопроизношения у учащихся младших классов;
– Коррекция недостатков чтения и письма у учащихся;
– Пропаганда специальных знаний по логопедии среди педагогов, воспитателей,
– Участие в работе методических объединений учителей начальных классов, воспитателей,
– Развитие мышления, памяти, внимания, мелкой моторики рук учащихся.
I . Диагностико-проектная деятельность
Обследование устной и письменной речи, звукопроизношения учащихся 1-5 классов.
Выявление нарушений устной и письменной речи
Знакомство с данными медицинского обследования, сбор анамнеза
Уточнение этиологии характера речевых нарушений
Диагностика развития речи у учащихся (звукопроизношение, лексико-грамматический строй речи, связная речь).
Беседа с медицинскими работниками по результатам проведения речевого обследования.
Комплектование групп и подгрупп для занятий по коррекции звукопроизношения, устной и письменной речи.
Составление расписания индивидуальных, групповых занятий.
Уточнение диагноза речевой патологии.
Организация групп учащихся со сходными нарушениями,
заполнение речевых карт, составление перспективных планов работы с каждой группой
II .Коррекционно-развивающая деятельность
Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий с учащимися по коррекции нарушений устной и письменной речи.
Проведение фронтальных занятий для учащихся 3-4а, 5б, 6 классов
Проведение открытого урока в рамках недели русского языка.
Проведение утренника для начальных классов «Стихи родные нам с пелёнок».
Проведение логопедической викторины «Кто хочет стать знатоком русского языка».
Коррекция речевых нарушений учащихся
В течение учебного года
В течение учебного года
III .Консультативно-методическая деятельность
Работа с родителями учащихся
3-4«а», 5»а», 5«б», 6 класса,
отправление писем с памятками и рекомендациями,
результатами речевой диагностики
Ознакомление родителей с результатом диагностики речевого развития, пропаганда логопедических знаний
Консультирование педагогов и воспитателей учащихся 3-4«а», 5»а», 5«б», 6 класса по результатам обследование устной и письменной речи. Взаимные консультации.
Ведение папки «Логопед советует» с рекомендациями и памятками для учителей и воспитателей.
Взаимное посещение уроков.
Заполнение тетради учёта проведённых консультаций
Отчет на совещании при директоре о состоянии коррекционной работы учителей-логопедов.
Состояние коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда.
Доклады и рекомендации на методическом обьединений учителей начальных классов.
Состояние коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда.
Отчет о работе логопедов.
Обеспечение индивидуального подхода к ребенку с учетом выявленных особенностей его речевого развития
Мероприятия по пропаганде логопедических знаний среди учителей и родителей ( анкетирование, беседы,
взаимные консультации ). Изготовление памяток и рекомендаций логопеда учителям, воспитателям и родителям.
Ознакомление учителей и воспитателей
с актуальными проблемами коррекционного воспитания ребенка
Взаимодействие с учителями, воспитателями, дефектологом и психологом.
IV . Методическая работа.
Повышение профессиональной компетентности
Посещение школы молодого учителя, методических объединений, обмен опытом.
Работа с научной и публицистической литературой
Проведение наблюдений за динамикой речевых нарушений на логопедических занятиях, за влиянием определенных методов на речевое развитие и коррекцию речи ребенка
Выбор наиболее эффективных путей обучения и восстановления устной и письменной речи
Составление перспективных планов работы с учащимися
Заполнение дневников наблюдения, индивидуальных карт сопровождения
Заполнение речевых карт
Заполнение журнала учета посещаемости
Составление конспектов занятия
V . Работа по улучшению оснащенности логопедического кабинета
Оформление наглядного материала к занятиям.
эффективности коррекционной работы
Приобретение методической литературы, программно-дидактического и наглядно-демонстрационного материала
Годовой план учителя-логопеда на 2019-2020 уч.г.
- “Дети дома” (2)
- КОНСУЛЬТАЦИИ (4)
- СООБЩЕНИЯ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ (2)
- ТЕХНОЛОГИИ (5)
- КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ (6)
- ГОДОВЫЕ ПЛАНЫ (3)
- ПРОГРАММЫ (3)
- ОТЧЕТЫ (3)
- СЕМИНАРЫ-ПРАКТИКУМЫ (1)
- МАСТЕР-КЛАССЫ (1)
- ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА (3)
Годовой план учителя-логопеда на 2019-2020 уч.г.
Цель:
– Построение целостной воспитательно-образовательной системы, обеспечивающей укрепление здоровья детей, их полноценное развитие и достижение прогностических результатов в сфере коррекции речи.
Задачи логопедической работы:
1. Повышать информационную культуру учителей-логопедов в условиях внедрения ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям её реализации.
2. Обеспечить эффективное использование современных методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда.
3 . Диагностика речевых нарушений.
4 . Создание благоприятных условий для развития речевой коммуникации.
5 . Сформировать и закрепить правильное, отчётливое произношение нарушенных звуков.
6 . Коррекционно-воспитательное воздействие на речь и личность детей в процессе логопедической деятельности.
7 . Совершенствование форм и методов логопедической работы, способствующих наиболее полному преодолению дефектов речи дошкольников.
8. Профилактика нарушений речи.
9 . Комплексное развитие речи дошкольников, направленное на:
– формирование правильного звукопроизношения;
– обогащение и развитие словаря;
– развитие грамматического строя речи;
– формирование связной речи детей.
Организационно-педагогическая работа
Подготовка кабинета к новому учебному году.
Изучение документации детей, зачисленных в логопедическую группу и логопункт.
Углубленное обследование всех сторон речи детей. Уточнение структуры речевого дефекта и оценка тяжести нарушений разных сторон речи.
Заполнение индивидуальных маршрутных листов и речевых карт зачисленных детей.
Построение планов индивидуальной коррекционной работы.
1 и 2-я неделя сентября
Составление расписания индивидуальных, фронтальных и подгрупповых занятий.
Оформление документации учителя-логопеда. Оформление индивидуальных тетрадей детей для домашних заданий. Тетрадь для вечерних коррекционных часов.
2-ая неделя сенттября
Подведение итогов. Составление аналитического и цифрового отчета за учебный год.
Коррекционная работа
Проведение фронтальных занятий согласно циклограмме рабочего времени.
Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий согласно циклограмме рабочего времени.
Методическая работа
Участие в ПМП(к) ДОУ (диагностика детей, имеющих трудности в усвоении программы детского сада, характеристики и рекомендации).
Участие в педсоветах ДОУ.
Составление статистических отчетов о состоянии звукопроизношения детей подготовительных групп детского сада
Участие в конкурсах.
Участие в ГМО логопедов.
В течение всего учебного года
Изучение новинок специальной литературы (по коррекционной работе с детьми). Оформление логопедического уголка.
Взаимодействие с воспитателями
Характеристика детей логопедической группы и логопункта (индивидуальные особенности и сложность речевого дефекта).
3-я неделя сентября
Практикум по формированию у детей артикуляционных позиций.
Практикум по постановки звуков.
2-я неделя октября
2-я неделя ноября
Индивидуальное консультирование воспитателей по вопросам развития речи детей.
В течении года по запросу педагога
Взаимодействие со специалистами
Для музыкального педагога
Использовать на музыкальных занятиях попевки, потешки на автоматизацию звуков.
Выполнять упражнения на координацию речи с движениями и на развитие чувства ритма.
Включать в занятие слушание музыки и другие упражнения для развития фонематического слуха. Использовать фонопедические упражнения для развития силы голоса.
В течение учебного года
Для инструктора по физической культуре
Создание благоприятного эмоционального состояния у детей посредством активации двигательной деятельности.
Совершенствовать навыки ходьбы, бега, прыжков. Развивать равновесие у детей и ориентировку в пространстве.
В течение учебного года
Изучение и анализ индивидуальных особенностей ребенка с целью создания условий для развития речи.
Профилактика нарушений психофизиологического здоровья детей.
Развитие эмоциональных и интеллектуальных ресурсов у ребенка с нарушением речи.
В течение учебного года
Для медицинского работника
Организовывать профилактические осмотры детей специалистами.
Заносить динамику речевого развития в медицинские карты.
Участвовать в обследование детей на ПМП(к) ДОУ
В течение учебного года
Взаимодействие с родителями
Проведение родительских собраний по темам:
«Характерные особенности детей с речевыми нарушениями».
Практикум по развитию дыхательной гимнастики.
«Развитие мелкой и артикуляционной моторики».
«Игры и упражнения для речевой активности детей».
Папки-передвижки, уголок логопеда:
Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики.
Выполнение пальчиковой гимнастики «Развиваем пальчики-развиваем речь».
Развиваем речь детей средствами сюжетно-ролевой игры.
Что могут сделать родители для развития речи своего ребенка?
Массажные мячи разных размеров.
Настольно-печатные игры для развития речи и зрительного восприятия.
Занимательные игрушки для развития тактильных ощущений.
Литература
Иншакова О.Б. Альбом обследования устной речи.
Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду.
Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недастатками речи.
Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Т.Ю. Бардышева, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, В.В. Коноваленко, О.С. Гомзяк Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей.
Добро пожаловать на сайт Гимназии №12 имени Белоконя В. Э. г. Ставрополь
Версия для слабовидящих
- Горячая линия по вопросам питания
- В соответствии с Указом Президента Владимира Путина 2020 год в Российской Федерации объявлен Годом памяти и славы..
- Концепция “Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса”
- О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки малообеспеченным многодетным семьям на приобретение школьной.
- О НЕДЕЛЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
- Памятка для родителей о безопасности ребенка в сети Интернет
- Алгоритм включения Интернет-ресурсов, содержащих запрещенную информацию
Годовой план работы учителя-логопеда на 2019–2020 учебный год
Цель:
Своевременное выявление помощи обучающимся, имеющим нарушения устной
- Диагностика уровня развития речевой деятельности (устной речи) обучающихся.
- Разработка содержания коррекционной работы по предупреждению нарушений устной речи принятых
- Разработка индивидуально-ориентированных программ развития детей нарушениями структуры речевого дефекта.
- Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов
№ п/п | Направления работы | Сроки проведения |
работа | ||
1. | Подготовка кабинета учебному году. | до |
2. | Приобретение пособий игр | года |
3. | Подготовка раздаточного материала | до |
4. | Оформление документации | сентябрь, май |
5. | Комплектование групп для коррекционной работы. Составление расписания логопедических занятий. | с |
6. | Анализ результатов коррекционной работы | май |
II. Диагностическая работа | ||
7. | Проведение обследования письменной речи | с с |
8. | Анализ письменных работ учащихся, зачисленных занятия | сентябрь, май |
9. | Проведение обследования устной речи учащихся, поступивших класс | с 01по |
10. | Анализ выявленных нарушений устной речи | сентябрь |
11. | Проведение обследования письма | май |
12. | Дополнительные обследования учащихся, зачисленных занятия | года |
III. Коррекционно-развивающая работа | ||
13. | Проведение групповых коррекционных занятий письма | с по |
14. | Проведение групповых занятий первых классов (развитие ВПФ, профилактика нарушений письма, совершенствование навыков устной речи) | с по |
15. | Проведение индивидуальных занятий по постановке, автоматизации звуков имеющими нарушения звукопроизношения | с по |
IV.Научно-методическая работа | ||
16. | Разработка программ коррекционно-развивающих логопедических занятий по воспитанию правильной речи нарушениями | года |
17. | Проведение тематических консультаций для учителей начальных классов: «Причины оптической дисграфии» «Коррекция оптической дисграфии» | года |
18. | Проведение индивидуальных консультаций для родителей «Определение типичных трудностей «Значение мелкой моторики для коррекции речевых нарушений» | года |
19. | Выпуск методических рекомендаций | года |
20. | Продолжение работы по накоплению специальных компьютерных программ для коррекции речи процессов | года |
21. | Участие семинарах, методических объединениях учителей-логопедов, родительских собраниях | года |
22. | Изучение научной, методической литературы, посвященной методам диагностики речевых нарушений | года |
23. | Знакомство сенсорной сфер, определенных функций детей нарушениями | сентябрь, май |
24. | Анализ результатов обследования, составление индивидуальных программ развития | сентябрь, май |
25. | Знакомство коррекционного обучения | сентябрь |
26. | Взаимопосещение занятий | ноябрь, февраль |
Горячая линия оперативного штаба:
8 (865) 226-85-43
План работы РМО учителей-логопедов на 2019-2020 учебный год
План
работы районного методического объединения учителей-логопедов
на 2019-2020 учебный год.
Тема: «Активные методы совместной работы учителей-логопедов с педагогами и родителями, как залог ускоренного качества развития речи»
Цель: повышение качества коррекционной работы в образовательном процессе и профессиональной компетентности педагогов в области логопедии и дефектологии.
Задачи:
v внедрять эффективные технологии и разработки в образовательное пространство для повышения качества коррекционной работы;
v повышать профессиональную компетентность и готовность к активным действиям учителей-логопедов через обмен опытом между коллегами и организацию взаимодействия специалистов по проблемам, возникающим в педагогической практике;
v создавать условия для представления практических результатов деятельности учителей-логопедов через распространение практических рекомендаций, памяток, буклетов, связанных с коррекционно-развивающей работой, воспитанием детей в образовательных учреждениях;
v создавать обстановку для коллективного творчества педагогов;
Категория: учителя – логопеды ОУ.
Руководитель РМО: Л.Н.Ивасюк, учитель-логопед филиала МАУ ДОУ «СЦРР-д/с № 1» – «СЦРР-д/с № 4».
Куратор: Ю.А.Вагнер, куратор учителей-логопедов, ведущий специалист отдела образования.
п/п
Содержание мероприятия
Ответственные
Сроки выполнения, место проведения.
Тема: «Основные направления логопедической работы в ОУ района»
Аналитическая деятельность
План:
1.Утверждение годового плана на 2019 – 2020 учебный год.
2.Организация работы учителей – логопедов на 2019-2020 учебный (комплектование логопедических пунктов)
3. Круглый стол. «Проблемы в работе логопеда в вопросах и ответах».
Сентябрь, 2019г.
Филиал МАУ ДО «СЦРР д/с №1»-«СЦРР д/с №4»
Тема: «Преемственность учителей-логопедов, воспитателей и учителей начальных классов в коррекционно-образовательном процессе с детьми, имеющими нарушения речи»
План:
1. Преемственность педагогов ДОУ и школы. Открытый урок в1 классе. Тема: «Нумерация чисел от 1 до 10»
2. Взаимодействие воспитателя, учителя-логопеда в коррекционной работе. НОД в старшей группе.
3. Взаимодействие воспитателя, учителя-логопеда в коррекционной работе. НОД в подготовительной группе.
4. Круглый стол с педагогами ОУ: «Задай вопрос специалисту». Проблемы речевого развития детей 1 класса. Точки соприкосновения.
Октябрь, 2019г.
Филиал МАОУ Сорокинской СОШ№3-Сорокинская СОШ №2
МАУ ДО «СЦРР дс №1»
Тема: «Методы взаимодействия с родителями и педагогами в профилактике речевых нарушений»
План:
1.Повышение компетентности родителей по вопросам речевого развития детей» (организация работы с детьми КМП).
2.Круглый стол: «Один в поле не воин»:
v Современные подходы в работе с родителями. «Использование инновационных форм и методов взаимодействия с семьями» (из опыта работы).
Ранняя профилактика нарушений речи. Взаимодействие логопеда с воспитателями группы раннего возраста.
v «Модель взаимодействия учителя-логопеда со всеми педагогами ОУ в организации коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи».
Февраль, 2020г.
Филиал МАУ ДО «СЦРР д/с №1»-«СЦРР д/с №4»
Тема: «Обеспечение оптимальных условий для коррекционной работы с детьми».
План:
1.Семинар «Создание условий для успешности в коррекционном процессе образовательном пространстве»
2.Итог годовой темы: Проблемы в работе с родителями и педагогами в коррекционном процессе.Трудные случаи в логопедической практике.
3. «Удачи и поражения» – анализ работы РМО, проблемы и пути их решения, задачи на 2020-2021 учебный год.
Гайд по моторной алалии.
Моторная (экспрессивная) алалия – это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевого высказывания при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций. (Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/ под ред. Л.С. Волковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2006.)
Экспрессивная алалия — это языковое расстройство, которое характеризуется нарушением усвоения в онтогенезе экспрессивной речи инвентаря языковых единиц и правил их функционирования, что в процессе порождения речи проявляется в невозможности или в разладе производства грамматических, лексических и фонематических операций при полной или относительной сохранности смысловых и моторных (артикуляторных) операций. (Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления. — СПб.: КАРО, 2006.)
Наиболее частое обращение родителей ребёнка с Моторной (Экспрессивной) алалией к логопеду: Ребёнок всё понимает, но ничего не говорит (мало говорит)
В раннем детском возрасте (2-3 года) моторная алалия выглядит как ребёнок всё понимает, но не говорит. Очень часто это успокаивает родителей. Со временем появляются дополнительные симптомы моторной алалии приводящие к негативным последствиям.
Причины мешающие излечению Моторной алалии:
Негативное влияние общества на родителей детей с Моторной алалией.
Родители детей с Моторной Алалией испытывают постоянное давление общества, которое мешает им заняться решением проблемы. Это давление могут оказывать близкие родственники, друзья, знакомые различные социальные группы в обществе и в интернете. Что же слышат такие родители?
1. «Не беспокойтесь, само все пройдет. У моего соседа ребенок молчал до четырех лет, а потом заговорил сразу целыми фразами» — очень распространенная история на различных форумах. У меня вызывает сомнение правдивость этой истории. Во-первых, откуда эти люди знают, говорил или молчал ребенок дома. Во-вторых, многие дети на улицах не разговаривают с чужими людьми. В-третьих, возможно, там хорошо поработал логопед, и все увидели уже конечный результат; поскольку часто родители не афишируют свои занятия с логопедом. В-четвертых, это могла быть не моторная алалия, а какое-либо другое речевое или неречевое (психологическое) нарушение, но в любом случае само оно не прошло. В-пятых, понятие «не говорил» у каждого свое – кто-то считает, что пока ребенок не выговорит «бронетранспортер», он не говорит.
Вред этой истории огромен, так как такие советчики останавливают родителей, и родители упускают драгоценное время, необходимое для успешного лечения моторной алалии.
Причем многие врачи жалуются на ту же тенденцию среди населения по поводу «само пройдет».
2. «Примите ребенка таким, какой он есть».Наиболее популярный ответ в интернете по запросу «ребенок не говорит в 2, 3, 4 года» — «само все пройдет», а по тому же запросу « … в 5-6 лет» — «примите его таким какой он есть». Куда же делась у «советчиков» логопедическая работа? Причем, обратила внимание, что часто это говорят одни и те же люди. Если я чего-то не знаю – я об этом не говорю, а они могут.
3. Многие «грузят» родителей чувством вины (в результате которого у детей формируется Речевой негативизм) —
· Ищут виноватых: мама, папа или дедушка, который поздно заговорил. Настоящие причины возникновения алалии смотри здесь.
· Говорят, что родители мало занимались с ребенком. А при моторной алалии самостоятельная работа родителей без логопеда практически не приносит результата.
· Объясняют родителям, что «логопеды тянут деньги», ибо «Вон у соседа ребенка за 3 месяца рычать научили, а вы за полгода еще не закончили».
· Обвиняют ребенка в том, что он просто ленивый или упрямый– «он же все понимает, но не хочет говорить», а родители его не воспитывают.
Так как большинство родителей не выдерживают пресс общественного мнения при длительной коррекционной работе с детьми с алалией, в советское время была создана система детских садов (школ) для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). В этих детских садах наряду с коррекционной логопедической работой детям обеспечивали правильную языковую среду и ограждали детей от влияния общества, где родители видели своего ребенка только на выходных.
Если задать поисковый запрос по поводу лечения МА, то мы увидим много сайтов, которые говорят о медицинской помощи моторным алаликам, где логопедическая работа упоминается как второстепенная. Хотя на самом деле все наоборот. Это происходит потому, что большинство сайтов по запросу «моторная алалия», находящиеся на первых строчках поисковиков – медицинские. На них предлагаются услуги десятков тысяч врачей, поэтому они находятся наверху поиска. Но о коррекционной логопедической работе большинство из этих сайтов не имеет даже представления. И у людей создается обманчивое впечатление, что логопедическая работа занимает 1-5% сил, времени, денег во всей коррекции алалии, и ровно настолько же она неважна. Хотя те же врачи прекрасно знают, что в коррекции речевых нарушений, таких как алалия, ведущий специалист – логопед.
Еще одна причина, почему многие ищут медицинские способы решения проблемы, связана с тем, что Моторная алалия является следствием органического поражения коры головного мозга. А значит многие думают что лечить ее должен врач, а не какая-то тетя с картинками.
Да, моторная алалия – это следствие органического поражения КГМ. Так же как и афазия, дизартрия, и многие другие нарушения речи, лечением которых занимаются логопеды-дефектологи, обучающиеся несколько лет в университетах. Почему логопеды, лечащие все остальные речевые нарушения органического происхождения, не должны лечить моторную алалию?
Все привыкли, что самое «страшное» это когда ребенок не выговаривает звук Р. На самом деле поставить звук Р, и все другие звуки могут логопеды без высшего образования после 6-месячных курсов или студенты на 1ом курсе после первой сессии. Все остальные годы обучения в ВУЗе логопеды-дефектологи учатся работать с тяжелыми нарушениями речи, куда входит моторная алалия.
Раньше в советское время логопедия входила в состав «лечебной педагогики», а по-английски логопеды и сейчас так и называются «речевыми терапевтами».
Многие видели дословный перевод алалии как «отсутствие речи» и посчитали, что это является определением алалии. На самом деле отсутствие речи на раннем этапе является лишь одним из симптомов этого речевого нарушения. И многие родители думают, что как только ребенка «разговорили», моторная алалия прошла. Это не так – просто ребенок перешел на следующий уровень Общего недоразвития речи – с ОНР-1 на ОНР-2. А так как самостоятельно, без помощи логопеда, речь ребенка в полную норму не приходит, обучаться в обычной школе он не сможет. Поэтому родителям необходимо запастись терпением не на один год коррекции, чтобы дать ребенку полноценную жизнь в дальнейшем.
Трудности в диагностики Моторной алалии.
Чаще всего диагноз моторная алалия ставят детям не раньше 5-7 лет, хотя раньше ее диагностировали с 2х-2,5 лет, поскольку именно с этого возраста набирали группы в детские сады с ТНР, а во Франции и Швейцарии и сейчас начинают работу с моторными алаликами в раннем возрасте. Все понимают, алалия это органическое поражение участков головного мозга полученное во время беременности, родов или в самом раннем возрасте. Но при этом ставят диагноз в столь позднем возрасте, так как будто ребёнок прекрасно развивался до 5-7 лет, а потом внезапно перестал говорить, стал агрессивен и поглупел. Или ещё хуже — уже в 2 года был, без речи, агрессивным и со сниженным интеллектом. Таких детей очень мало и они попадают под наблюдение других специалистов сразу же. Но потом в 5-7 лет из ниоткуда появляется много моторных алаликов. Часто проблема ещё и в том, что её просто не умеют увидеть раньше.
Экспрессивная алалия не статичное, а динамичное расстройство, которое в ходе своего развития претерпевает ряд существенных изменений. У всех детей в той или иной степени выраженности происходит спонтанное усвоение языка, несмотря на значительную задержку в сроках его усвоения и патологическое развитие. В процессе же специального обучения детей в дошкольных и школьных учреждениях язык в структурном, структурно-функциональном и коммуникативном аспектах обогащается и постепенно приближается к норме.
Детям с алалией свойственны не только значительная задержка в сроках развития механизма экспрессивной речи, но и его патологическое развитие.Дети с алалией избегают общаться посредством речи во многих ситуациях. Нередко у них возникает речевой негативизм.Неусвоение изменений формы языка — ведущий показатель расстройства развития языкового механизма у детей с алалией.
Обычно в возрасте 3-4 лет (иногда раньше) дети начинают посещать специализированные дошкольные учреждения (логопедические детские сады, логопедические кабинеты при поликлиниках и др.), где с ними проводится медико-педагогическая работа, направленная на преодоление языковых и неязыковых расстройств.
В ходе этой работы многие дети дают заметное продвижение. До известных пределов формируется структурно-функциональная сторона языка, коммуникативная функция речи, улучшаются познавательные процессы, расширяется круг знаний, дети овладевают начатками грамоты, положительные изменения происходят в эмоционально-волевой сфере и в свойствах личности, в частности, исчезает или сглаживается речевой негативизм. Однако языковые и неязыковые симптомы, хотя и не в столь выраженной, как ранее, степени продолжают существовать, и к ним у части детей даже прибавляются новые. Это заикание и спотыкание или же нарушение ритма речи, напоминающее спотыкание.
Большинство детей по причине языковых и неязыковых расстройств не может поступить в общеобразовательную школу и поэтому начинает обучение в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Только некоторые начинают обучаться в общеобразовательной школе; обычно с ними продолжают заниматься преодолением остаточных явлений алалии на логопедическом пункте.
Многие дети, обучаясь в специальной школе, испытывают затруднения при усвоении программного материала, главным образом по русскому языку. Тем не менее почти все заканчивают обучение и овладевают знаниями в объеме 8 классов общеобразовательной школы. Языковые и неязыковые нарушения в значительной мере преодолеваются, так что после окончания школы симптоматика проявляется в легкой степени и часто обнаруживается только в ходе специального исследования.
Прогноз должен определяться после оценки комплекса факторов. Он лучше, если у ребенка имеются следующие показатели:
1) неязыковые расстройства выражены не грубо(интеллект по возрасту, поведение без патологии)
2) микросоциальная среда благоприятна(либо специализированный детский сад для детей с ТНР, либо родители, бабушки, дедушки и т.д., соблюдающие языковой режим)
3) есть потребность к речи(совместная работа логопеда и родителей по предупреждению либо преодолению речевого негативизма)
4) развиты хотя бы элементарно синтагматические отношения в синтаксисе(наличие предложения)
5) имеются предикативные слова(глаголы)
6) медико-педагогическое воздействие на ребенка осуществляется на ранних этапах его жизни(раннее обследование у ЛОР-врача, невропатолога, раннее начало логопедической работы).
Прогноз часто хуже, если эти показатели имеют отрицательные характеристики и выступают в комплексе».
Каждый из исследователей моторной алалии пишет о необходимости раннего начала коррекционной работы. Мои наблюдения о важности раннего начала коррекционной работы моторной алалии по сравнению с сенсорной:
Несмотря на то, что коррекция моторной алалии занимает в 2 раза меньше времени, чем коррекция сенсорной алалии у детей одного возраста, чаще всего именно сенсорные алалики излечиваются с большей вероятностью, чем моторные. Причина в том, что у моторных алаликов первично интеллект сохранен – и родители, видя что ребенок «умненький», «все понимает, но не говорит» в 2, 3, 4 года, надеются на то, что само всё пройдет. И приходят к логопедам в очень поздние сроки, когда интеллект уже снижен, но в отличие от сенсорного алалика, имеют очень стойкий речевой негативизм, который часто ломает всю коррекционную работу. А при сенсорной алалии ребенок уже в 1,5-2 года очень сильно отличается в поведении от сверстников, и родители начинают бить тревогу намного раньше.
Условия, при которых прогноз благоприятный.
1. Коррекционная работа с логопедом.
2. Использование логопедом языковой концепции в коррекции алалии.(К сожалению, многие логопеды не владеют языковой концепцией Моторной (экспрессивной) алалии и используют в коррекционной работе методики, схожие с методиками лечения ЗРР и дизартрии, дающими низкую результативность.
3. Наличие глаголов и фразы (вызывание глаголов и формирование фразы).
4. Чем раньше начата работа, тем скорее удается обучить ребенка речи
5. Неязыковые расстройства выражены не грубо
6. Необходимо время и общая крайне терпеливая воспитательная работа.
7. Создание правильной языковой среды во избежание речевого негативизма.
8. Логопедическая работа с детьми, страдающими алалией, должна продолжаться и родителями под руководством логопеда.
9. Благотворно влияет помощь родственников (бабушек, дедушек, старшей сестры, няни).
10. Обследование у невролога и лор-врача.
Последние 3 пункта входят в комплексный подход при лечении алалии.