Образовательная программа по дополнительному образованию детей: Развитие связной речи

Программа дополнительного образования “Развитие речи”.
рабочая программа по теме

Программа “Развитие речи” реализуется в творческом объединении “Речецветик” структурного подразделения дополнительного образования ГБОУ СОШ им. Е.М. Зеленова. Группы формируется из учащихся в возрасте от 5-6 лет. Программа является адаптированной , составлена на основе программы « Логопедические занятия» автора О.Н. Лиманской ( Москва, 2010 год).

Скачать:

ВложениеРазмер
programma_rechetsvetik_avtosohranennyy1.doc233 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно – тематический план 1-го года обучения

Учебно – тематический план 2-го года обучения

Детство – это экологическая ниша нашего общества, духовности. Важно эту нишу сохранить, иначе экология погибнет, а общество потеряет свою духовность. Речь открывает доступ ребенку ко всем достижениям человеческой культуры. Развитие речи ребенка связано с развитием всех психических процессов. Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем. Речь, чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Родителям и педагогам следует быть чуткими к ребенку, много общаться с ним, внимательно слушать его, предоставляя достаточную двигательную свободу. В этом случае ребенок благополучно пройдет все стадии речевого развития и накопит достаточный речевой багаж.

Направленность программы “Развитие речи”.

По содержанию является социально-педагогической.

По функциональному предназначению учебно-познавательной.

По форме организации групповой, индивидуально ориентированной.

По времени реализации -двухгодичной.

Вид программы: Программа “Развитие речи” реализуется в творческом объединении “Речецветик” структурного подразделения дополнительного образования ГБОУ СОШ им. Е.М. Зеленова. Группы формируется из учащихся в возрасте от 5-6 лет. Программа является адаптированной , составлена на основе программы « Логопедические занятия» автора О.Н. Лиманской ( Москва, 2010 год).

Новизна программы заключается в том, что кроме традиционных методов и форм организации занятия, используются здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные технологии. Что ведёт к усилению результата образования, вследствие воздействия нескольких технологий. Применение ИКТ позволяет значительно расширить возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию учащихся.

Актуальность программы обусловлена тем, что основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка. Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что самым продуктивным в смысле «языковой одаренности» является пятый год в жизни ребенка, когда он наиболее восприимчив к звуковой стороне речи. Программа “Развитие речи” направлена на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития – фонетическую, лексическую, грамматическую и на их основе – задачу развития связной речи.

Анализ реальной ситуации, сложившийся в системе образования детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих недостаток в речевом развитии, неуклонно растёт. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

В связи с этим разработана программа дополнительного образования “Развитие речи” для детей дошкольного возраста по развитию фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи.

Программа способствует социальной адаптации детей, расширению кругозора, накоплению сведений об окружающем мире и языке, поддержке личностного становления, творческого воображения.

Посредством речи ребенок овладевает накопленным опытом, получает навыки коммуникации. Речь непосредственно связана с развитием мышления и познавательной активности, становлением личности. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому чрезвычайно важно уделять внимание развитию речи ребенка. Все выше перечисленные аспекты доказывают целесообразность разработки и реализации данной программы.

Цель программы: развитие правильной речи у учащихся.

  • формировать фонематическое восприятия и представление;
  • формировать звуковой анализ и синтез;
  • учить различать понятия “буква”, “звук”, “слог”, “предложение”;
  • формировать лексико-грамматические категории;
  • формировать точность, силу, дифференцировать движений артикуляционного аппарата;
  • формировать правильное речевое дыхание и ритмико – интонационную сторону речи;
  • развить связную речь,
  • развить мелкую моторику рук;
  • развить ручною умелости и графо-моторные навыки,
  • развить пространственное восприятие и ориентировки на плоскости листа;
  • развить познавательную активность.

Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что большая часть программы нацелена на формирование фонематической системы, так как она является основой устной и письменной речи и включает в себя фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ и синтез.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы от 5 до7 лет.

Срок реализации образовательной программы.

Курс обучения по данной программе рассчитан на два года, ежегодно по 144 часа. Работа начинается с сентября, после завершения диагностики, по май. Предусмотрены каникулы: весенние, осенний зимние.

Формы и режим занятий.

Форма занятий – групповая (10-15 учащихся), также предполагается подгрупповая и индивидуальная работа для более глубокого освоения материала. Занятия проводятся два раза в неделю, по два академических часа. По 30 минут с перерывом 10 минут (в соответствии с правилами и нормами САНПИН). Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической части, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятия можно определить как игровую деятельность учащихся.

Ожидаемые результаты первого года обучения :

  • сформированы фонематическое восприятия и представление;
  • сформирован звуковой анализ и синтез;
  • умеет различать понятия “буква”, “звук”, “слог”, “предложение”;
  • сформированы лексико-грамматические категории;
  • сформирована точность, сила, дифференцировать движений артикуляционного аппарата;
  • сформировано правильное речевое дыхание и ритмико – интонационную сторону речи;
  • развита связная речь,
  • развита мелкая моторика рук;
  • развита ручная умелость и графо-моторных навыков,
  • развито пространственное восприятие и ориентировки на плоскости листа;
  • развита познавательная активность.

Контроль знаний обучающихся проводится дважды в течении учебного года (ориентировочно сентябрь, май). Формой контроля усвоения учебного материала является заполнение диагностической карты.

Работа с родителями:

Также проводиться обследование детей и сбор речевого анамнеза посредством индивидуальных бесед с родителями, заполнения паспорта здоровья, анкетирование.

Работа с родителями:

  • Беседы, рекомендации, проведение консультаций.
  • Участие в проведении занятий.
  • Проверка домашнего задания.

Техническое оснащение занятия:

  • телевизор;
  • ноутбук;
  • сеть интернета;
  • подписка ИПП “Мерсибо”;
  • столы;
  • стулья;
  • доска;
  • дидактический материал;

На каждого ребёнка:

  • зеркало;
  • Теремкова Н.Э. “Логопедическое домашнее задание для детей 5-7 лет М.,2010.
  • Н.А. Гоголева “Я Учу звуки и буквы. Рабочая тетрадь для детей 5-7- лет. Сфера, 2010.
  • цветные карандаши;
  • массажный мяч.

Учебно – тематический план 1-го года обучения

Дополнительная общеразвивающая программа “Речецветик” для детей 4-5 лет

Программа дополнительного образования по развитию речи для детей дошкольного возраста 4-5 лет

Содержимое разработки

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

«ДЕТСКИЙ САД «РУЧЕЁК»

Педагогическим советом Приказом директора

от 20.11.2015г. МАДОУ «Детский сад «Ручеёк»

протокол № 2 от_______2015г.№ ____

Программа дополнительного образования

возраст 4- 5 лет

(срок реализации – 1 год)

Ефремова Татьяна Александровна,

г. Новый Уренгой

Содержание программы по речевому развитию

Приемы, способствующие лучшему усвоению материала:

• чередование хоровых и индивидуальных ответов

• использование разнообразных игровых ситуаций

• обоснование необходимости выполнения задания

Приемы, направленные на поддержание внимания:

• сочетание упражнений с игровыми приемами

• мотивированная оценка ответов детей

• использование физкультурных пауз.

Звуковая культура речи.

Грамматический строй речи.

Календарно-тематическое планирование занятий по речевому развитию

Речевое развитие детей дошкольного возраста является основным направлением в системе дошкольного образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития дошкольников, их уме­ния пользоваться устной речью.

Основой для разработки рабочей программы дополнительного образования по развитию речи для детей 4-5 лет стали:

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования Приказ №1155 от 17 октября 2013 года

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»

Учебно-методический комплекс: Ушакова О. С.

– овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, ознакомление с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических Задач:

Поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения описательных монологов и элементов объяснительной речи.

– Развивать умение использовать вариативные формы приветствия, прощания, благодарности, обращения с просьбой.

– Поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи.

– Развивать умение пересказывать сказки, составлять описательные рассказы о предметах и объектах, по картинкам.

– Обогащать словарь посредством ознакомления детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий.

– Развивать умение чистого произношения звуков родного языка, правильного слово произношения.

– Воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми при пересказе литературных текстов.

– Воспитывать интерес к литературе, соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом, устанавливать причинные связи в тексте, воспроизводить текст по иллюстрациям.

Программа по речевому развитию строится на обще дидактических и специфических принципах:

Принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала «от легкого к трудному», «от простого к сложному» обучения;

Принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;

Принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;

Онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).

Программа предполагает проведение двух занятий в неделю, во вторую или в первую половину дня в рамках работы факультатива «Речецветик». Общее количество занятий в год – 64, длительность занятия – 20 мин. Ориентирована на работу с воспитанниками в возрасте 4-5 лет и рассчитана на один год обучения.

Форма организации детей: (малыми группами 5-6 детей)

ГЛАВА II Методы и приемы:

Словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

Приемы, способствующие лучшему усвоению материала:

чередование хоровых и индивидуальных ответов. Чередование разнообразных хоровых и индивидуальных ответов позволяет вовлечь в работу всех детей, обеспечивает каждому ребенку хорошую речевую нагрузку. Хоровыми могут быть ответы всех детей и большой (небольшой) подгруппы: только девочек или только мальчиков; детей, сидящих у окон или за первыми столами; ребят в футболках с аппликациями и т.п.;

использование разнообразных игровых ситуаций. Так, например, составлению рассказа об игрушке часто предшествует игра-инсценировка. Участвуя в ней, ребенок охотно и легко запоминает слова и выражения, которые позже он сможет использовать в своем ответе;

обоснование необходимости выполнения задания. Этот прием, как уже отмечалось, приобретает особую значимость при многократном повторении однотипного речевого материала. Педагог должен использовать мотивы, имеющие значимость для ребенка (кому-то помочь, кого-то, более слабого, защитить и т. п.). Например, дети говорят кошке: “Уходи, Царапка, не трогай, не пугай цыплят” (закрепление произношения звука ц в словах).

Приемы, направленные на поддержание внимания:

сочетание упражнений с игровыми приемами значительно повышает речевую активность детей, позволяет сохранять у них устойчивый интерес к материалу занятия. Игровые приемы могут быть самыми разнообразными. Например, педагог объясняет и показывает артикуляцию звука и упражняет детей в его произнесении. Далее дети произносят звук, подражая шелесту листьев, шипению сердитого гуся, воздуху, выходящему из лопнувшей автомобильной шины, и т.д.;

мотивированная оценка ответов детей. Этот прием повышает стремление детей не просто ответить правильно, а найти интересное слово, сравнение для характеристики предмета, ситуации. (“Как хорошо, как образно ты сравнила падающие снежинки с кружевными пушинками!” – радуется педагог.) Детям приятна оценка, “исходящая” от присутствующего на занятии персонажа. (“Смотрите, как щенок головой крутит, старается увидеть свои уши. Ведь Маша сказала, что они “как будто в трубочку свернуты””.);

подготовка детей к восприятию ответа сверстника. Например, педагог предлагает: “Сегодня утром мы с Олегом учились выразительно читать стихотворение. Мне кажется, что теперь он читает гораздо лучше, чем на прошлом занятии. Послушаем его?”, “У Наташи звонкий голос, и песенка комара должна прозвучать очень хорошо. Проверим?”;

использование физкультурных пауз. Статичная поза утомительна для четырехлетних детей, поэтому педагог должен предоставлять им возможность поменять ее в течение занятия, например, предложить встать из-за столов и перейти к мольберту, подойти к столу, отыскать что-то в комнате (по условиям дидактической игры), принять участие в драматизации и т.п.

Если эти варианты предусмотреть трудно, можно сделать паузу, в ходе которой дети выполняют не физкультурные упражнения, а разнообразные имитационные действия (по заданию педагога): изображают животное, о котором только что шел разговор (показывают, как сворачивается в клубок ежик; прыгают, как лягушки; показывают, как щенок пытается схватить зубами свой хвост; ходят как цапли и т.д.).

Физкультурная пауза не всегда приходится на середину занятия и предлагается не как средство отдыха (“Сейчас немного отдохнем!”), а как очередное учебное задание, которое надо выполнить хорошо. Такие задания учат детей импровизировать. Позже это положительно сказывается на качестве детских драматизаций и ролевых игр.

ГЛАВА III . СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ

Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков. Развивать артикуляционный аппарат.

Вычленять звук при четком произнесении слова, фразы прийти к пониманию терминов «звук», «слово».

Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.

Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.

Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Формирование словаря. Пополнять и активизировать словарь детей на основе накопления и обогащения словаря на основе знаний и представлений из окружающей жизни ребенка; активизации разных частей речи, не только существительных, но и прилагательных и глаголов.

Различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы: кто это? что это? видеть их особенности, выделяя характерные признаки и качества(какой?), а также действия связанные с ними, их состоянием и возможными действиями человека (что делает? что можно с ним делать?)

Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.

При названии действий объекта развивать умение видеть начало и конец действия (игра с картинками «Что сначала, что потом»).

Нан наглядной основе дошкольники учатся различать слова с противоположным значением (большой – маленький, высокий – низкий).

Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия.

Учить употреблять существительные с обобщающим значением (одежда, посуда, мебель, овощи, животные и т. п.).

Грамматический строй речи. Обучение изменению слов по падежам, согласованию существительных в роде и числе.

Активизация в речи ребенка пространственных предлогов (в, на, за, под, около) одновременно подводит его к употреблению падежных форм.

Обучение разным способам словообразования: названия животных и их детенышей, наименования предметов посуды образуются с помощью самых разнообразных суффиксов (заяц-зайчонок-зайчата; сахарница, хлебница).

Ознакомление с образованием звукоподражательных глаголов (воробей чик-чирик-чирикает, утенок кря-кря-крякает). Формировать умение образования глаголов и закреплять эту информацию в играх «Добавь слово», «Кто что делает?», «Кто больше назовет действий?», «Что делают на музыкальных инструментах?»

Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова.

Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Связная речь. Пересказывать литературные произведения, формируя умение воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам педагога, а затем и без них.

При рассматривании картин дошкольников учат отвечать на вопросы по содержанию и, подводят к составлению коротких рассказов сначала вместе со взрослым затем самостоятельно.

При рассматривании игрушек и предметов дети отвечают на вопросы, побуждающие к описанию игрушки, ее качеств и действий, назначения предметов, и подводятся к составлению рассказа.

Обучая детей составлять рассказы повествовательного типа, надо развивать умение видеть структуру рассказа (начало, середина, конец) побуждать к употреблению соответствующей глагольной лексики.

Развивать умение детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.

Развитие связной речи детей посредством содержания сказок народов, проживающих на Южном Урале

Автор: Шестакова И.А., МБДОУ №43 г.Озерска Челябинской области

Содержание коррекционно-развивающей работы по развитию связной речи у детей с потребностью в развитии речи через ознакомление со сказками народов проживающих на Южном Урале», предполагает заложить начала патриотизма и духовной культуры посредством развития речевых навыков и введения ребенка в мир народной культуры больших этнических групп, проживающих на Южном Урале: русских, башкир и других.

Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине, на наш взгляд, является накопление ими социального опыта взаимоотношений разных уральских народов, усвоение общепринятых норм поведения в многонациональном обществе, приобщение его к многообразию этнокультуры Урала.

Суть этнокультурного образования, по мнению Бабуновой Е.С., выражается в овладении личностью этнокультурным опытом (наследием), наличием эмоционально-ценностного отношения к данному опыту и в способности личности пользоваться усвоенным опытом в своей жизнедеятельности.

Знакомство человека со сказкой должно начинаться с первых лет его жизни. И то­гда же, в детстве родители прививают любовь к родному слову. Еще в середине XIX века известный исследователь русской народной сказки А.Н.Афанасьев говорил: «Увлекаясь простодушною фантазиею народной сказки, детский ум непроизвольно привыкнет к простоте эстетических требований и чистоте нравственных побуждений и познакомится с чистым народным языком, его меткими оборота­ми и художественно верными природе описаниями».

Для ознакомления дошкольников с народной сказкой оказалось целесообразным использовать методическое пособие О.А.. Новиковской «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет». Содержание комплексных занятий основано на материале сказок, рекомендованных «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой: «Пузырь, Соломинка и Лапоть», «Лиса и кувшин», «Мужик и медведь», «Заяц-хваста», «Смоляной бычок», «Гуси-лебеди». По каждой сказке составлены пять занятий: слушаем, рассказываем, показываем, читаем и рисуем сказку. Занятия сопровождаются иллюстрациями и образцами пособий.

Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, ее мелодике. Ритмич­ность сказочному языку придают повторы и устойчивые обороты, которые при­влекают внимание малыша, вызывают желание их повторять. Сказка побужда­ет юного слушателя произносить звукоподражания («му», «мяу», «ква-ква»), короткие, многократно звучащие в тексте фразы («бабка за дедку, дедка за реп­ку»). Животные -герои сказок имеют не только имена, но и созвучные имени прозвища, которые невозможно не запомнить: лягушка-квакушка, лисичка-сестричка, волчок — серый бочок.

Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность народной речи, проникается ее поэзией. Слушая народные сказ­ки, маленький человек не только постигает правила языка, но и постепенно приоб­щается к народной мудрости. Начав с коротеньких бесхитростных сказок о предметах и жи­вотных, ребенок постепенно дорастает до восприятия сложных поэтических образов волшебных сказок, которые требуют от него напряжения всех душев­ных сил.

Народные сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной от­зывчивости маленького слушателя. Сопереживая, ребенок интуитивно, с помо­щью чувств, постигает то, что он еще в силу возраста не всегда может осмыслить разумом. А ведь память чувств самая сильная и остается с человеком на всю жизнь. Именно сказка знакомит детей с неизменными во все времена эталонами доб­ра и зла, причем не в назидательной форме, а так, что малыш сам понимает, что хорошо, а что плохо. С действиями полюбившихся героев ребенок может сверять и свои собственные поступки.

В народных сказках добро неизменно побеждает зло, но путь к этой по­беде долог, и герой проходит через тяжкие испытания. Слушая сказки, ребенок убеждается, что мужество, стойкость и преданность способны преодолеть любое зло, каким бы страшным оно ни казалось. На таких примерах воспитыва­ются важные человеческие качества: оптимизм, вера в свои силы, на­стойчивость в достижении поставленной цели. Кроме того, сказки развивают воображение маленького человека, учат его фантазировать. А ведь детские фантазии — необходимое условие полноценного развития личности ребенка, залог его душевного благополучия. В дошкольном возрасте фантазия выступает как средство усвоения жизненного опыта. Педагогам знают, что дети вырастая, начинают сомне­ваться в существовании вполне реальных, но необычных вещей, в силу неправильного вос­питания, если они лишены возможности фантазировать.

Сказка не только воспитывает и учит житейской мудрости — она еще и лечит. Детские психологи утверждают, что сказка помогает ребенку справляться со стрессовыми нагрузками, так же как проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных – способствует решению спорных вопросов, которые порой видятся детям в жизни неразрешимыми.

Обыгрывая люби­мые сказки, дошкольник научится не только их пересказывать, но и приобретет новые для него навыки произвольных действий для успешной подго­товки к обучению в школе. Так, морально-этические проблемы в произведениях народного творчества всегда стоят на переднем плане. Народные сказки пробуждают в ребен­ке добрые чувства, уберегая его от черствости и эгоизма. От малыша часто требуется активное участие: помощь героям сказки в трудных ситуациях, поиск путей решения проблем, то есть необходимо осмысление собы­тий, происходящих в сказке, принятие самостоятельных решений. Ребенок дол­жен подумать и найти выход из сложившейся ситуации, а также суметь связно изложить ход своих мыслей, доказать свою правоту.

Завершающий этап формирования связной речи у дошкольников составляет формирование умение рассказывать и одновременно показывать сказку на импровизирован­ной сцене. Проводя совместные инсценировки знакомых сказок, дети вживаются в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру разговора. Это дает возможность разви­ваться творческим способностям маленьких артистов. Кроме того, показывая сказку, малыши с ОВЗ обучаются регулировать силу и высоту своего голоса, развивают ре­чевое дыхание, интонационную выразительность речи.

Важнейшая задача в работе с детьми среднего дошкольного возраста в речевом развитии – воспи­тание правильного звукопроизношения, поэтому в игровых заданиях используют динамические артикуляционные упражнения. Их выполнение способствует формированию точности и скоординированности движений губ и языка, переключаемости с одного артикуляционного уклада на другой. С этой же целью проводятся задания психогимнастики и разнообразные мимические упражнения.

В занятиях предлагается много игровых заданий, направленных на расшире­ние представлений детей об окружающем мире. Параллельно с новыми знания­ми о предметах и явлениях идет накопление, расширение и активизация словарного запаса дошкольников. Вы­полняя занимательные задания по сказкам, дети учатся согласовывать слова в предложении по падежу, роду и числу, а также образовывать новые слова, тренируются по образцу взрослого составлять сложные предложения.

Особое внимание на занятиях уделяется подготовке руки дошкольника с ограниченными возможностями здоровья к постепенному овладению правильным захватом карандаша и навыками письма. Сначала конструируя из счетных палочек, с детьми отрабатывают правильный трехпальцевый захват предметов. Затем под контролем взрослого, переходят к рисованию по клеткам, с дальнейшим раскрашиванием получившегося контурного рисун­ка.

Перерисовывая изображение из счетных палочек, ребенок должен каждый раз сосчитать количество палочек, положенных в том или ином направлении, и соотнести их с клеточками на листе бумаги. Это помогает закрепить навыки счета и помо­гает малышу научиться ориентироваться не только в пространстве, но и на плос­кости листа. В ходе изобразительной деятельности важно обучать детей не только рисованию и раскрашиванию, но и закреплять в речи называния разные геометрических фигур, упражнять в умении соотносить, сравнивать их между собой по форме, цвету и величине, в оречевлении сенсорных свойств предметов.

Для того чтобы научить ребенка читать, необходимо сформировать произвольность процессов внимания и памяти. Включение в «сказочные» занятия разнообразных дидакти­ческих игр «Что лишнее», «Продолжи ряд», «Запомни и повтори», «Волшебный барабанчик» способствует развитию психических процессов у 4-5 летних дошкольников.

Первоначально у детей необходимо сформировать слуховое внимание, только после этого можно приступать к развитию фо­нематического слуха, то есть умению различать на слух звуки речи. Детей 4-5 лет уже можно научить определять первый и последний звук в слове, выявлять наличие в слове того или иного звука и его положение (в начале, в конце или в середине слова). Когда ребёнок научится безошибочно различать речевые звуки, приступают к следующему этапу – знакомство с буквами. Важно сформировать у детей понимание, что звуки – это то, что мы слы­шим и говорим; а буквы, являющиеся символами звуков, мы видим и пишем. В процессе занятий, обязательно проводимых в форме игры, у дошкольников постепенно формируются прочные связи между зрительным символом, буквой, и соответ­ствующим звуком. Подготовка к обучению чтению основана на формировании у детей навыков восприятия ритмической основы слова: умение делить его на отдель­ные слоги, сравнивать разные слова по количеству слогов. Для этого используют игровые упражнения с «волшебным» барабанчиком.

Таким образом, дошкольников 4-5 лет знакомят с народной сказкой, используют с этой целью разнообраз­ные дидактические игры и на их основе в дальнейшем проводят инсценировку сказочного сюжета. Выстраивание в такой последовательности содержания работы способствуют получению новых знаний, развитию всех высших психи­ческих функций и творческих способностей маленького рассказчика, художни­ка, артиста и будущего школьника.

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования”
  2. Смирнова И. А. Диагностика нарушений развития речи: Учебно-методическое пособие.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007
  3. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4–5 лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. — М.: Мозаика-Синтез, 2014
  4. Новиковская О. А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет.— СПб.: Паритет, 2011

Образовательная программа по дополнительному образованию детей: Развитие связной речи

Автор: Красильникова Валентина Петровна

Организация: ГБОУ Школа №1512 Дошкольное отделение №1150

Населенный пункт: г. Москва

Структура организации обучения развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования.

Организуя работу по развитию связной речи в рамках дополнительного образования, начала с того, что разработала три взаимосвязанных блока и свой перспективный план по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста, в котором систематизировала и последовательно представила педагогический опыт. Работа направлена на освоение практических умений, необходимых воспитателю для организации педагогического взаимодействия с детьми по формированию предпосылок связной речи. Работа также включает в себя умение моделировать и составлять конспекты коммуникативных ситуаций разнообразного характера, апробацию их с учётом уровня готовности детей.

Работа педагога дополнительного образования по развитию связной речи включает в себя три взаимосвязанных блока.

1 блок 2 блок 3 блок

Структурные основы связной

Блок способов совместной деятельности педагога и детей на занятиях

Блок совершенствования знаний (системность, концентрированность и их практикова

1. Коммуникативно-речевые умения. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми

(по развитию предпосылок связной речи)

2. Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности

3. Практическое овладение

воспитанниками нормами речи.

При планировании речевого развития детей необходимо учесть взаимосвязь блоков педагогического процесса: учебная деятельность, совместная деятельность воспитателей и детей на занятиях, самостоятельная деятельность детей.

1 Блок. Структурные основы связной речи.

Первый блок программы составляют теоретико-практические знания. Освоение данных знаний предполагает ознакомление воспитателей и детей с теоретическими основами речевой деятельности детей. Показывается своеобразие формирования предпосылок связной речи, доказывается значимость этого этапа работы, его роль для качественного освоения монологов детьми. Осуществляется знакомство с методикой коммуникативного общения, в процессе которого закладываются основы монолога (микромонологи и их соединения). Закрепляются и углубляются знания, связанные с текстом связной речи (разные типы монологов).

Система работы с педагогами по закреплению и углублению знаний, связанных с текстом связной речи

Цель создания текста

Содержание и форма текста

Типичные грамматические средства

оформления

Тип текста: Описание

1) Перечисление признаков, свойств, элементов предмета речи.
2) Указание на его принадлежность к классу предметов.
3) Указание на назначение предмета, способы и области его функционирования

1) Представление о предмете в целом даётся в начале или в конце.
2) Детализация главного проводится с учётом смысловой значимости деталей.
3) Структура отдельных частей текста (элементов описания) аналогична структуре текста в целом.
4) Используются приёмы сравнения, аналогии, противопоставления.
5) Текст легко свёртывается

Простые и сложные предложения:
а) с прямым порядком слов;
б) составным именным сказуемым;
в) с глагольными формами одновременного действия;
г) с глаголами настоящего времени во вневременном значении;
д) с определительными характеристиками

Тип текста: Повествование

Рассказ о событии с показом его хода в развитии, с выделением основных (узловых) фактов и показом их взаимосвязи

1) Соблюдается логическая последовательность.
2) Подчёркивается динамизм, смена событий.
3) Композиция хронологизирована

Простые и сложные предложения:
а) с глагольным сказуемым совершенного вида;
б) с видо-временными формами, подчёркивающими характер и смену событий;
в) с выражением причинно-следственной и временной обусловленности

Тип текста: Рассуждение

Исследование сущностных свойств предметов и явлений, обоснование их взаимосвязи

1) Имеются тезис (положение, которое доказывается), аргументы (суждения, которые обосновывают правильность тезиса) и демонстрация (способ доказательства).
2) Используются размышления, умозаключения, пояснения.
3) Смысловые части высказывания приводятся в логической последовательности

Простые широко распространённые и сложные предложения:
а) с причастными и деепричастными оборотами;
б) с обстоятельствами или обстоятельственными придаточными причины, следствия, цели;
в) с глаголами разных видовых форм

2 Блок. Блок способов совместной деятельности педагога и детей

Второй блок акцентирует внимание на освоение практических умений, необходимых педагогу дополнительного образования для организации педагогического взаимодействия с детьми по формированию связной речи на занятиях в кружковой работе. Особое внимание важно уделить вопросам планирования блока совместной деятельности воспитателя и детей, планированию речевого развития (предпосылок связной речи) в разных видах деятельности, поиску новых методов технологий и возможности их интеграции при планировании педагогического процесса по развитию связной речи в дополнительном обучении. Занятия ведутся через систему дополнительного образования в кружке «Речецветик». Занятия построены по тематическому принципу. Тематика занятий разнообразна: это времена года, мир животных и растений, явления общественной жизни, любовь к природе. Со многими темами дети знакомятся сначала на занятиях по расширению представлений об окружающей жизни, по ознакомлению с художественной литературой, а затем дополнительно в кружковой деятельности по развитию речи закрепляют полученные знания.

Литература:

  1. Основы теории речевой деятельности. / Под ред. А.А. Леонтьева. – М.: Наука, 1974. – 368 с.
  2. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольников // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. – 1941. – Т. 30. – С. 27-71.
  3. «Программы дополнительного профессионального образования для специалистов дошкольных образовательных учреждений» /Под ред. О.А. Соломенниковой. – М.: УЦ «Перспектива», 2012. – 384 с.

Программа дополнительного образования познавательно-речевой цикл для детей 4-5 лет «Логопедическая мастерская»

МАДОУ Детский сад комбинированного вида №56 «Ромашка»

Программа дополнительного образования познавательно-речевой цикл для детей 4-5 лет

Программа составлена и реализуется :

Чумаковой Мариной Васильевной

учитель-логопед 1 категории

Скрипкиной Натальей Васильевной

учитель-логопед 1 категории

Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.

В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего.

В средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, ребенок не умеет правильно построить фразу и, тем более, составить рассказ по картинке.

Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее.

В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день очень актуальной.

Новизна программы заключается в том, что состоит из двух блоков – речевого и познавательного, которая осуществляется двумя специалистами: первый блок – логопедия для малышей, которые, в силу их возраста, не могут быть зачислены на индивидуальные логопедические занятия и второй блок – познавательный, носит развивающий, профилактический характер, способствует пробуждению у детей интереса к интеллектуальной, познавательной деятельности и повышает возможности детей, а также раскрывает потенциал творческого решения задач. Каждое занятие имеет определенный алгоритм, что положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей.

При составлении программы были использованы методические разработки В. А. Кныш, М. Ю. Картушиной, О. И. Крупенчук, Т. А. Ткаченко, а также собственные методические разработки и пособия авторов программы. Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области профилактики и коррекции речевых нарушений у детей. В основу планирования занятий положен комплексно-тематический принцип. Таким образом, осуществляется взаимосвязь с занятиями воспитателей и узких специалистов и закрепление пройденного лексического материала каждой темы посредством разнообразных речевых игр и упражнений.

Цель работы: создание благоприятных условий для совершенствования звукопроизношения у детей 4-5 лет в условиях дошкольного учреждения.

1. Развитие слухового внимания и слухового восприятия, фонематического слуха.

2. Развитие моторики артикуляционного аппарата.

3. Развитие дыхания.

4. Развитие мелкой моторики.

5. Формирование умения регулировать силу голоса.

6. Формирование правильного звукопроизношения.

7. Работа над интонационной выразительностью речи (использование логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма, тембра).

8. Расширение словарного запаса.

9. Формирование связной речи.

10. Воспитание культуры речевого общения.

Периодичность занятий: 2 раза в неделю, во второй половине дня (с середины сентября по май включительно).

Продолжительность занятия: 25 минут.

Форма организации детей: фронтальная.

Занятие строится в форме единой сюжетной линии. Главный герой занятий кружка и любимец детей – игрушка попугай Говоруша, у которого много друзей среди животных. По мере изучения тем, дети знакомятся с разными персонажами, которых приглашает с собой Говоруша: бегемотиком Жужей, змейкой Шушей, лошадкой Динь-Динь, лягушкой Квакушей и др. Эти персонажи – логопедические игрушки – надеваются на руку взрослого и оживляют эмоциональное общение педагога с детьми.

Вовлечение детей в сюжет становится для них эмоционально значимым, позволяет раскрыть их личностные качества, преодолеть речевой негативизм, воспитывает чувство взаимопомощи. Частая смена и, соответственно, новизна заданий увеличивают концентрацию вни­мания, снижают утомляемость малышей; дозированность заданий способствует прочности усвоения материала.

В содержание занятий включены следующие виды работы:

Артикуляционная гимнастика, самомассаж органов артикуляции.

Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов.

Дыхательные и фонопедические упражнения.

Упражнения на развитие темпа, ритма и координации речи и движений с музыкальным сопровождением (логоритмика) и без музыкального сопровождения. Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук.

Лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи.

Упражнения на расслабление (релаксация).

Для оздоровления детей, снятия мышечного и нервного напряжения используются нетрадиционные методы, такие как элементы Су – джок терапии, самомассаж ладоней и стоп ипликатором Кузнецова, массажными мячиками, игры с бельевыми прищепками, кинезиологические упражнения. Для активизации внимания детей на занятии применяются средства ИКТ.

Данная программа может быть рекомендована для использования как на коррекционно-развивающих занятиях учителя-логопеда, так и для работы воспитателей групп общеразвивающей направленности с целью профилактики речевых недостатков у детей 4-5 лет.

Перспективный план занятий познавательно-речевого блока

Содержание занятий, источник.

3 – я неделя. Тема. Огород. Овощи.

1.Развитие артикуляционного аппарата.

Знакомство с домиком Язычка. Упр. «Домик открывается», «Улыбка», «Трубочка», «Любопытный язычок» (картотека)

2. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия

3. Развитие дыхания

Упражнение «Запахи» (картотека)

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Упражнение «Таня сеяла горох»

5. Развитие мелкой моторики рук.

Упражнение «Готовим сок» (картотека)

6. Развитие связной речи, обогащение словаря

Подвижная игра «Овощи»

Упражнение «Устали овощи»

4 – я неделя. Тема. Огород. Овощи.

1. Развитие артикуляционного аппарата.

Упр. «Домик открывается», «Толстячки» – «Худышки» («Помидор» – «Огурец»), «Улыбка» – «Трубочка», «Любопытный язычок» (картотека)

2. Развитие слухового внимания и восприятия.

Мультимедийная презентация «Звуки вокруг нас»

3. Развитие дыхания.

Игра «Прожорливые овощи» (пособие)

4. Развитие темпа и координации речи и движений

Динамическое упражнение «Помидоры»

5. Развитие мелкой моторики рук.

Самомассаж фаланг пальцев «Вырос у нас чесночок…» – О. И. Крупенчук, с. 6

6. Развитие связной речи, обогащение словаря

Дидактическое упражнение «Узнай по описанию» (картотека)

1 – я неделя. Тема. Сад. Фрукты.

1.Развитие артикуляционного аппарата.

Упр. «Кислый лимон», «Защипало язычок» (дуть на высунутый язык со звуком «ф-ф-ф. »), «Вкусный банан» (имитация жевательных движений), «Оближем губы» (облизывать по кругу верхнюю и нижнюю губу, рот открыт) (картотека)

2. Развитие слухового и двигательного внимания.

Игра «Корни, ствол, ветки»

3. Развитие дыхания

Игра «Прожорливые овощи» (пособие)

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Динамическое упражнение «Яблоки»

5. Развитие мелкой моторики рук.

Упражнение «Компот» (картотека)

6. Развитие лексико-грамматических категорий.

Мультимедийная презентация «Большой – маленький»

Упражнение «Устали овощи»

2 – я неделя. Тема. Сад. Фрукты.

1. Развитие артикуляционного аппарата.

Упр. «Яблоко» – «Банан», «Улыбка», «Почистим зубки», «Качели» (картотека)

2. Развитие слухового и внимания и восприятия.

Мультимедийная презентация «Звуки, которые издает человек»

3. Развитие дыхания.

Игра «Прожорливые фрукты» (пособие)

4. Развитие темпа и координации речи и движений

Динамическое упражнение «По дороге золоченой…»

5. Развитие мелкой моторики рук.

Соединение одноименных пальцев «На базар ходили мы…»

6. Развитие лексико-грамматических категорий

Игра «Какой? Какая? Какое?» (картотека игр на описание)

3 – я неделя. Тема. Дары осени.

1.Развитие артикуляционного аппарата.

Упр. «Вкусное варенье», «Блинчик», «Пирожок» (картотека)

2. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия

Упражнение «Звуки осеннего леса» (фонограмма)

3. Развитие дыхания

Упр. «Подуй на варенье через трубочку» (для вы­работки плавной, длительной, непрерывной воздушной струи, идущей посередине языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Язык свернуть в трубочку и подуть на ладонь, подставленную ко рту.

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

5. Развитие мелкой моторики рук.

Пальчиковая игра «Осенний букет»

6. Развитие связной речи, обогащение словаря

Дидактическое упражнение «Подбери словечко: какой, какая, какие?» (картотека игр на описание)

Упражнение «Листики устали» (фонограмма)

4 – я неделя. Тема. Осень.

1. Развитие артикуляционного аппарата.

Упр. «Улыбка», «Дождик», «Грибок», «Ветерок» (картотека)

2. Развитие слухового восприятия и внимания.

Различение звучания музыкальных инструментов (3 – 5) (картотека)

3. Развитие дыхания.

Дыхательное упражнение «Ветер и листья»

4. Развитие темпа и координации речи и движений

5. Развитие мелкой моторики рук.

Пальчиковая гимнастика «Осенний букет» (картотека)

6. Развитие связной речи, обогащение словаря

Повторение стихотворения «Осень» (М. Худякова)

1 – я неделя. Тема. Как звери к зиме готовятся.

1.Развитие артикуляционного аппарата.

Упр. «Подуй на чай», «Вкусное варенье», «Блинчик», «Пирожок» (картотека)

2. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия

Игра «Отгадай, кто говорит?» (по сказке «Три медведя»)

3. Развитие дыхания

Упр. «Дует холодный ветерок» – «сссс» (картотека)

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Динамическое упражнение «Заинька» –

5. Развитие мелкой моторики рук.

Самомассаж подушечек пальцев «Шел медведь к своей берлоге»

6. Развитие связной речи, обогащение словаря

Мультимедийная презентация «Чьи детки?» (закрепить названия детенышей)

Упражнение на релаксацию «Звери и птицы спят»

2 – я неделя. Тема. Почему медведь зимой спит.

1. Развитие артикуляционного аппарата.

Упр. «Домик открывается», «Улыбка», «Бублик», «Вкусное варенье» (картотека)

2. Развитие слухового и внимания и восприятия, силы и высоты голоса.

Игра «Угадай и изобрази» (изменение одного звукокомплекса по высоте и силе)

3. Развитие дыхания.

Игра на поддувание «Сдуй осу с носа у мишки» (пособие)

4. Развитие темпа и координации речи и движений

Динамическое упражнение «Грибы» – М. Ю. Картушина,

5. Развитие мелкой моторики рук.

Самомассаж подушечек пальцев «Шел медведь к своей берлоге»

Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб.: «Литера», 2010. – 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).

Дурова, Н.В. Фонематика. – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2002.

Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: Сфера», 2004 – 126 с.

Кныш В. А. Комар И. И. и др. Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников – Минск: Аверсэв, 2009. – 188 с.: ил. – (В помощь логопеду).

Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение: комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: «Литера», 2010. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).

Ткаченко Т.А. Звуки и знаки. Гласные. – Юнвес, 2001 г. – 24 с. (Серия «Подготовка дошкольников к чтению и письму»)

Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

Авторская программа «Говорушечка»

Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров. В 90-е г.г. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.

За последние десятилетия резко возросла речевая патология детей дошкольного возраста, что отмечается и в специальной литературе. Яременко Б. Р., Яременко А. Б., Горяинова Т. Б. в своей работе «Минимальные дисфункции головного мозга у детей» [СПб. 1999] приводятся такие цифры: у 70—90% детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, имеются признаки задержки развития речи разной степени выраженности и разного качества. Данные статистики обязывают всех взрослых уделять внимания речи ребенка, особенно в период становления.

На сегодняшний день, одним из ведущих видов деятельности учреждений дополнительного образования детей является – подготовка детей дошкольного возраста к школьному обучению, адаптация дошкольников к современным условиям жизни, социализация, развитие в воспитание духовно-нравственных качеств, патриотизма.

Дополнительное образование детей отличает: практическая направленность, мобильность, разноуровневость, реализации воспитательной функции обучения.

Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания образования будут положены «ключевые компетентности». Компетентности формируются в процессе обучения, но не только в школе и детском саду, а под воздействием семьи, друзей, работы, дополнительного образования детей и др.

В связи с этим была создана данная образовательная программа, которая соответствует миссии Центра, представляет совокупность целей и связанных с ним убеждений, отношений и направлений деятельности, характерных для учреждения: «Формирование инновационного имиджа образовательного учреждения в условиях усиления конкуренции за привлечение воспитанников и открытие простора для развития потенциальных возможностей и самореализации детей и взрослых».

Основная задача правительственной Стратегии модернизации образования состоит в достижении нового качества – качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально–экономических условиях. Эти требования заключаются в достижении выпускником средней школы системы универсальных ключевых компетентностей, позволяющих реализовать себя в условиях информационного общества.

В информационном обществе изменяются культурные и социально-экономические условия, которые приводят к изменению системы ценностных ориентаций.

Соответственно меняется идеология системы образования, которая должна ориентироваться на высшую ценность – человека, реализующего свой творческий потенциал во взаимодействии с миром: природой, обществом. В этой связи программой «Говорушечка» мы постарались реализовать субъектный подход в обучении, в рамках которого каждый ребенок наделяется безусловным правом активно выбирать и самостоятельно конструировать свою жизнь. При этом существенным образом изменятся роль педагога. Педагог переходит к проектированию индивидуальной траектории интеллектуального и личностного развития каждого ребенка, развитию его компетентностей.

Существующие программы для детей дошкольного возраста в полной мере не соответствуют специфике дополнительного образования детей. Поэтому и возникла потребность в разработке образовательной программы, предназначенной для обучения, воспитания и развития каждого ребенка: высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России через формирование навыков устной и письменной речи, речевого общения с окружающими, устранение НР у детей дошкольного возраста на основе овладения литературным языком средствами фольклора в условиях дополнительного образования.

В программе «Говорушечка» для детей 3-7 лет современный национальный воспитательный идеал определяется: в соответствии с национальным приоритетом; исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох; согласно Конституции Российской Федерации (15, 16 ст.); согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» в части общих требований к содержанию образования (ст. 14) и задачам основных образовательных программ (ст. 9, п. 6); Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Развитие личности ребенка определяется совокупностью личностных, речевых и лингвистических характеристик: системностью качеств, объективированных в речи, связанных с развитием коммуникативно-потребностной сферы, приобретаемых в целях коммуникативной целесообразности и проявляемых в процессе совместной деятельности в межличностном общении.

В программе «Говорушечка» специально выделены вопросы, посвященные совершенствованию нравственно-политическому, духовно-нравственному, социальному развитию по средствам связной речи детей, создания благоприятной речевой среды, целенаправленного формирования речевых умений не только в урочные часы, но и во внеурочные (поездки, конкурсы, проекты, образовательные события). Воспитательная деятельность программы «Говорушечка» не выделяется в отдельный модуль, так как присутствует в каждом образовательном компоненте. Важнейшей целью и одной из приоритетных задач программы является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Направления деятельности педагога, автора программы с позиций компетентностного подхода: пересмотр взглядов на возможности каждого ребенка, так как все обучающиеся могут стать компетентными, сделав свой выбор в широчайшем спектре занятий; соответственно педагогу нужно научиться видеть каждого ребенка с точки зрения наличия у него уникального набора качеств, важных для успехов той или иной сфере деятельности; изменение технологий, методов и форм обучения, которые должны содействовать выявлению и формированию компетентностей обучающихся в зависимости от их личных склонностей и интересов; изменение позиции педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником знаний и информации; создание открытого образовательного пространства, позволяющего каждому выстроить образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным потребностям.

Программа реализуется в течение ряда лет, наработан достаточный опыт, подтверждающий успешность обучающихся в достижении образовательных результатов.

Данная программа предусматривает проведение диагностики «сравнение профиля компетенций в зависимости от примененных систем оценки (ассессмент, оценка по достижениям).

Данная программа предназначена для обучения, и воспитания детей 3-7 лет с лёгкими нарушениями речи (НР) сохранным слухом, интеллектом посредствам фольклорных форм, разработана для реализации в условиях дополнительного образования детей. Программа предоставляет возможность детям, не посещающим дошкольные образовательные учреждения исправить легкие нарушения речи (НР).

Образовательная программа «Говорушечка» является авторской, целостной и комплексной, как по содержанию, так и по построению: в предлагаемой программе с точки зрения современных достижений науки и практики, обоснована система воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением речи в условиях дополнительного образования детей; содержание программного материала построено в соответствии с концентрическим принципом (постепенное «по спирали» усложнение программного материала для детей разного возраста 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет), что позволяет вернуться и закрепить пройденный материал и дополнить новым; образовательная деятельность осуществляется с опорой на изучение фольклорного материала , традиций, обрядов, Российских, народных и международных праздников, определены пути, организационные формы, содержание, основные методы и приёмы взаимодействия взрослого и ребенка в процессе развивающего обучения в целях максимального восстановления нарушенной целостности развития, обеспечения социализации дошкольников; разработан авторский комплект банка заданий компетентностного типа, формирующий способности обучающихся решать задачи в нестандартных ситуациях, решать проблемы, применять полученные знания в жизни; сформирован комплект дидактического материала на основе малых фольклорных форм работы с детьми; подготовлен комплект методического материала (в рамках ОМК), обеспечивающий успешность реализации образовательной программы (комплект заданий компетентностного типа, рекомендации педагогу-стажеру, аудио- видео- комплекты, таблицы, плакаты, карточки, мультимедийные материалы и т.д.), рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды (на каждый год обучения).

Стратегическая цель: Воспитание новой личности современного общества через раскрытие способностей и развитие мотивации к познанию и творчеству в процессе организации разнообразных видов деятельности.

Цель программы: Воспитание, становление и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России через ф ормирование навыка устной речи, речевого общения с окружающими, устранение нарушений речи у детей дошкольного возраста на основе овладения литературным языком средствами фольклора в условиях дополнительного образования детей: личностное развитие и воспитание обучающихся; общественное отношение, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся; государственное отношение, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.

Важнейшей целью и одной из приоритетных задач программы является духовно-нравственное развитие и воспитание, становление и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, что обусловлено законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1).

Задачи: Формирование у обучающихся образовательной самостоятельности, образовательной инициативы, образовательной ответственности, универсальных учебных действий в процессе организации разнообразных видов деятельности. Освоение предметных компетенций в ходе изучения дополнительной образовательной программы по развитию речи детей. Обеспечение личностного роста каждого обучающегося, способного творчески мыслить, ставить и достигать серьезные цели и находить нестандартные решения в реальной самостоятельной жизни в процессе освоения ключевых и социальных компетенций. Формирование личности, способной взаимодействовать с социальной средой для последующей личностной, социальной и профессиональной успешности. Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и духовно-нравственное развитие обучающихся, принимающих базовые национальные ценности , гражданина России.

Планируемые результаты: образовательная самостоятельность – умение обучающегося создавать средства для собственного продвижения, развития; образовательная инициатива – умение выстраивать свою образовательную траекторию; образовательная ответственность – умение принимать для себя решения о готовности действовать в определенных нестандартных ситуациях; универсальные учебные действия – совокупность способов действия обучающихся, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений; личностные УДД: – личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование (связь между целью учебной деятельности и мотивом); нравственно-этическая ориентация исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающая личностный моральный выбор; регулятивные УУД: обеспечение организации учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка); познавательные УУД: общеучебные УУД, логические УУД, постановка и решение проблемы; коммуникативные УДД: социальная компетентность, коммуникативные действия, учебное сотрудничество, инициативное сотрудничество, разрешение конфликтов, принятие решений, их реализация; компетенция в сфере гражданско-общественной деятельности; компетенция в сфере социально-трудовой деятельности; компетенция в бытовой сфере; компетенция в сфере в культурно-досуговой деятельности; ценностно-смысловая компетенция; художественная компетенция; правовая компетенция; общекультурная компетенция; здоровьесберегающая компетенция; информационная компетенция; коммуникативная компетенция; компетенция самоорганизации; компетенция самообразования; готовность и способность применять навыки самоорганизации; способность к саморазвитию, проявление творчества и инициативы в реализации поставленных педагогом задач; сформированность мотивации к обучению и познанию; сформированность гражданской индивидуально-личностной позиции и гражданской активности; сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.).

Принципы, обеспечивающие реализацию цели и задачи программы. Принцип: добровольности гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, создание максимально благоприятной атмосферы для личностного развития обучаемого; доступности обучения и посильности труда; природосообразности: учет возрастных возможностей и задатков обучающихся при включении в различные виды деятельности; дифференцированности и последовательности: чередования различных видов и форм занятий, постепенное усложнение приемов работы, разумное увеличение нагрузки; культуросообразности: ориентация на потребности детей, адаптация к современным условиям жизни общества с учетом культурных традиций родного края; креативности развитие творческих способностей обучаемых; научности; связи теории и практики, связи обучения с жизнью; систематичности и последовательности в обучении; сознательности и активности обучения; интегрированного обучения (параллельное и взаимодополняющее обучение различным видам деятельности; зоны ближайшего развития.

Ведущей образовательной технологией обучения является игровая технология.

В проведении занятий используются разнообразные методы обучения, способствующие эффективному усвоению материалов программы.

Разнообразие форм обучения позволяет интересно построить образовательный процесс, развить мотивацию обучающихся к занятию и эффективно использовать методы обучения.

Программа «Говорушечка» – программа духовно-нравственного развития и воспитания речи детей она предусматривает добровольное и посильное включение обучающихся, педагогов, родителей (законных представителей) в решение реальных социальных, экологических, культурных, экономических и иных проблем семьи, Центра, района, города, области, России.

Акцент на знание истории народа, его культуры на котором строится вся авторская программа «Говорушечка» помогает формированию уважения и интереса по отношению к культурным традициям других народов. Необходимость данного акцента вызвана позитивными изменениями в современном российском обществе, т.е. необходимостью перестройки и реформирования системы внешкольных учреждений, обновления такого важного направления деятельности учреждения дополнительного образования детей, как работа с семьёй, её принципов, целей, содержания, форм и методов.

В дошкольный период детства проходит становление личности ребенка, раскрываются его индивидуальные особенности. На данном жизненном этапе самыми близкими людьми для малыша являются педагоги и родители. Ребенок первоначально обучается различным чувственным ощущениям через чувства и отношения к чему-либо матери и отца. Стало быть, семья является школой понимания и воспитания. Через призму отношений ребенка к его близким мы, педагоги, имеем уникальную возможность прививать детям самые лучшие нравственно-патриотические качества характера через чувственные отношения к родственникам.

Активное взаимодействие семьи и педагогов, которому отводится огромная роль в построение учебного плана программы «Говорушечка», позволяет воздвигнуть тот фундамент, на котором смогут базироваться лучшие семейные традиции, позволяющие педагогу найти правильный подход к ребенку, к его внутреннему миру.

1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников С ОНР. – СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2002. – 128 с.

2. Каше Г. А Подготовка к школе детей с недостаткамиречи. М. Просвещение, 1985.

3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе с ФФН. Пособие для логопедов. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 96 с. (Практическая логопедия)

4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 528 с.

5. Перспективное планирование фронтальных занятий по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте детей с ОНР первого и второго года обучения. (Разработано членами творческой группы учителей-логопедов ДОУ г. Липецка) // Логопед в детском саду. 2008, №, 2009, № 1-2.

6. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 216 с.

7. Смирнова Л.Н., Овчинников С.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5 – 6 лет с ОНР: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: “Мозаика-Синтез”, 2009. – 88 с.

8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с ОНР. М.: МО РСФСР, 1991.

9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с ФФН (старшая группа дет сада) М.: МО РСФСР, 1993.

Читайте также:  Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ЗПР
Ссылка на основную публикацию