Дополнительная общеразвивающая программа “Речецветик” для детей 4-5 лет
Программа дополнительного образования по развитию речи для детей дошкольного возраста 4-5 лет
Содержимое разработки
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «РУЧЕЁК»
Педагогическим советом Приказом директора
от 20.11.2015г. МАДОУ «Детский сад «Ручеёк»
протокол № 2 от_______2015г.№ ____
Программа дополнительного образования
возраст 4- 5 лет
(срок реализации – 1 год)
Программу разработал:
Ефремова Татьяна Александровна,
г. Новый Уренгой
Содержание программы по речевому развитию
Приемы, способствующие лучшему усвоению материала:
• чередование хоровых и индивидуальных ответов
• использование разнообразных игровых ситуаций
• обоснование необходимости выполнения задания
Приемы, направленные на поддержание внимания:
• сочетание упражнений с игровыми приемами
• мотивированная оценка ответов детей
• использование физкультурных пауз.
Звуковая культура речи.
Грамматический строй речи.
Календарно-тематическое планирование занятий по речевому развитию
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Речевое развитие детей дошкольного возраста является основным направлением в системе дошкольного образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития дошкольников, их умения пользоваться устной речью.
Основой для разработки рабочей программы дополнительного образования по развитию речи для детей 4-5 лет стали:
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования Приказ №1155 от 17 октября 2013 года
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»
Учебно-методический комплекс: Ушакова О. С.
– овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, ознакомление с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических Задач:
– Поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения описательных монологов и элементов объяснительной речи.
– Развивать умение использовать вариативные формы приветствия, прощания, благодарности, обращения с просьбой.
– Поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи.
– Развивать умение пересказывать сказки, составлять описательные рассказы о предметах и объектах, по картинкам.
– Обогащать словарь посредством ознакомления детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий.
– Развивать умение чистого произношения звуков родного языка, правильного слово произношения.
– Воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми при пересказе литературных текстов.
– Воспитывать интерес к литературе, соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом, устанавливать причинные связи в тексте, воспроизводить текст по иллюстрациям.
Программа по речевому развитию строится на обще дидактических и специфических принципах:
Принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала «от легкого к трудному», «от простого к сложному» обучения;
Принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;
Принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;
Онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).
Программа предполагает проведение двух занятий в неделю, во вторую или в первую половину дня в рамках работы факультатива «Речецветик». Общее количество занятий в год – 64, длительность занятия – 20 мин. Ориентирована на работу с воспитанниками в возрасте 4-5 лет и рассчитана на один год обучения.
Форма организации детей: (малыми группами 5-6 детей)
ГЛАВА II Методы и приемы:
Словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
Приемы, способствующие лучшему усвоению материала:
• чередование хоровых и индивидуальных ответов. Чередование разнообразных хоровых и индивидуальных ответов позволяет вовлечь в работу всех детей, обеспечивает каждому ребенку хорошую речевую нагрузку. Хоровыми могут быть ответы всех детей и большой (небольшой) подгруппы: только девочек или только мальчиков; детей, сидящих у окон или за первыми столами; ребят в футболках с аппликациями и т.п.;
• использование разнообразных игровых ситуаций. Так, например, составлению рассказа об игрушке часто предшествует игра-инсценировка. Участвуя в ней, ребенок охотно и легко запоминает слова и выражения, которые позже он сможет использовать в своем ответе;
• обоснование необходимости выполнения задания. Этот прием, как уже отмечалось, приобретает особую значимость при многократном повторении однотипного речевого материала. Педагог должен использовать мотивы, имеющие значимость для ребенка (кому-то помочь, кого-то, более слабого, защитить и т. п.). Например, дети говорят кошке: “Уходи, Царапка, не трогай, не пугай цыплят” (закрепление произношения звука ц в словах).
Приемы, направленные на поддержание внимания:
• сочетание упражнений с игровыми приемами значительно повышает речевую активность детей, позволяет сохранять у них устойчивый интерес к материалу занятия. Игровые приемы могут быть самыми разнообразными. Например, педагог объясняет и показывает артикуляцию звука и упражняет детей в его произнесении. Далее дети произносят звук, подражая шелесту листьев, шипению сердитого гуся, воздуху, выходящему из лопнувшей автомобильной шины, и т.д.;
• мотивированная оценка ответов детей. Этот прием повышает стремление детей не просто ответить правильно, а найти интересное слово, сравнение для характеристики предмета, ситуации. (“Как хорошо, как образно ты сравнила падающие снежинки с кружевными пушинками!” – радуется педагог.) Детям приятна оценка, “исходящая” от присутствующего на занятии персонажа. (“Смотрите, как щенок головой крутит, старается увидеть свои уши. Ведь Маша сказала, что они “как будто в трубочку свернуты””.);
• подготовка детей к восприятию ответа сверстника. Например, педагог предлагает: “Сегодня утром мы с Олегом учились выразительно читать стихотворение. Мне кажется, что теперь он читает гораздо лучше, чем на прошлом занятии. Послушаем его?”, “У Наташи звонкий голос, и песенка комара должна прозвучать очень хорошо. Проверим?”;
• использование физкультурных пауз. Статичная поза утомительна для четырехлетних детей, поэтому педагог должен предоставлять им возможность поменять ее в течение занятия, например, предложить встать из-за столов и перейти к мольберту, подойти к столу, отыскать что-то в комнате (по условиям дидактической игры), принять участие в драматизации и т.п.
Если эти варианты предусмотреть трудно, можно сделать паузу, в ходе которой дети выполняют не физкультурные упражнения, а разнообразные имитационные действия (по заданию педагога): изображают животное, о котором только что шел разговор (показывают, как сворачивается в клубок ежик; прыгают, как лягушки; показывают, как щенок пытается схватить зубами свой хвост; ходят как цапли и т.д.).
Физкультурная пауза не всегда приходится на середину занятия и предлагается не как средство отдыха (“Сейчас немного отдохнем!”), а как очередное учебное задание, которое надо выполнить хорошо. Такие задания учат детей импровизировать. Позже это положительно сказывается на качестве детских драматизаций и ролевых игр.
ГЛАВА III . СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ
Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков. Развивать артикуляционный аппарат.
Вычленять звук при четком произнесении слова, фразы прийти к пониманию терминов «звук», «слово».
Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.
Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.
Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Формирование словаря. Пополнять и активизировать словарь детей на основе накопления и обогащения словаря на основе знаний и представлений из окружающей жизни ребенка; активизации разных частей речи, не только существительных, но и прилагательных и глаголов.
Различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы: кто это? что это? видеть их особенности, выделяя характерные признаки и качества(какой?), а также действия связанные с ними, их состоянием и возможными действиями человека (что делает? что можно с ним делать?)
Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.
При названии действий объекта развивать умение видеть начало и конец действия (игра с картинками «Что сначала, что потом»).
Нан наглядной основе дошкольники учатся различать слова с противоположным значением (большой – маленький, высокий – низкий).
Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия.
Учить употреблять существительные с обобщающим значением (одежда, посуда, мебель, овощи, животные и т. п.).
Грамматический строй речи. Обучение изменению слов по падежам, согласованию существительных в роде и числе.
Активизация в речи ребенка пространственных предлогов (в, на, за, под, около) одновременно подводит его к употреблению падежных форм.
Обучение разным способам словообразования: названия животных и их детенышей, наименования предметов посуды образуются с помощью самых разнообразных суффиксов (заяц-зайчонок-зайчата; сахарница, хлебница).
Ознакомление с образованием звукоподражательных глаголов (воробей чик-чирик-чирикает, утенок кря-кря-крякает). Формировать умение образования глаголов и закреплять эту информацию в играх «Добавь слово», «Кто что делает?», «Кто больше назовет действий?», «Что делают на музыкальных инструментах?»
Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова.
Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Связная речь. Пересказывать литературные произведения, формируя умение воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам педагога, а затем и без них.
При рассматривании картин дошкольников учат отвечать на вопросы по содержанию и, подводят к составлению коротких рассказов сначала вместе со взрослым затем самостоятельно.
При рассматривании игрушек и предметов дети отвечают на вопросы, побуждающие к описанию игрушки, ее качеств и действий, назначения предметов, и подводятся к составлению рассказа.
Обучая детей составлять рассказы повествовательного типа, надо развивать умение видеть структуру рассказа (начало, середина, конец) побуждать к употреблению соответствующей глагольной лексики.
Развивать умение детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.
Дополнительная общеобразовательная программа по развитию речи детей 3-4 лет «Весёлый язычок»
20.07.2016, 3101 просмотр.
Реализуемый уровень образования
Дополнительное образование детей
Нормативный срок обучения
С октября по май
Наименование образовательной программы
Дополнительная общеобразовательная программа по развитию речи детей 3-4 лет «Весёлый язычок»
Описание образовательной программы
Программа направлена на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей детей, в том числе на:
1) своевременное овладение правильной речью;
2) формирование навыков общения и учиться строить отношения с окружающим миром;
3) формирования полноценной личности ребёнка, для дальнейшего успешного обучения в школе;
4) удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном развитии;
5) укрепление эмоционального благополучия обучающихся;
6) создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи;
7) воспитание внимания к собственной и чужой речи.
Информация об учебном плане
Занятия по курсу, рассчитанному на 1 год, проводятся 1 раз в неделю в подгрупповой форме, в логопедическом кабинете или в кабинете дополнительного образования детского сада. Продолжительность занятий согласно СанПиН 15 минут.
Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы)
В настоящее время отмечается тенденция к увеличению числа детей с недоразвитием речи. Проблема развития речи детей является комплексной, т.к. основывается не только на данных педагогики и психологии, но и общего языкознания. Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребёнка, для дальнейшего успешного обучения в школе. Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром.
Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. В связи с этим возникает необходимость оказывать помощь детям второй младшей группы в форме кружка. Кружковая логопедическая работа облегчает подготовку к основной непосредственно организованной деятельности по коррекции звукопроизношения, даёт возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции.
Информация о календарном учебном графике
Программа дополнительного образования по развитию речи детей 3-4 лет «Весёлый язычок» рассчитана на 32 часа, на 8 месяцев и включена в самостоятельную деятельность детей во вторую половину дня.
Информация о методических и об иных документах, разработанных учреждением для обеспечения образовательного процесса, о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных образовательной программой
Программа написана в соответствии с современными представлениями науки о механизмах формирования звукопроизношения у ребёнка. Теоретической основой программы являются положения о соотношении коррекции и развития, разработанные известными теоретиками и практиками логопедии (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева, Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская, Г. В. Гуровец, Г. В. Кузнецова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина и др.).
Коррекционно-образовательная программа «Весёлый язычок» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 (зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384); Законом РФ «Об образовании»; Уставом МАДОУ д/с № 92 к/в города Тюмени, Положением о платных образовательных услугах МАДОУ д/с № 92 к/в города Тюмени; СанПиН 2.4.1. 3049-13.
Численность учащихся по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц (дополнительная образовательная программа)
Наполняемость одной группы 10-12 человек
Язык, на котором осуществляется образование (обучение)
Данные о педагоге:
Масленникова Алена Валерьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Образование: высшее педагогическое
Квалификация: Преподаватель педагогики и психологии. Учитель-логопед
Дополнительная образовательная программа МБДОУ «Детский сад №15» по речевому развитию детей
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №15»
ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Приказ № от 08. 2016 года
на заседании педагогического совета
МБДОУ «Детский сад № 15» ЭМР
протокол № 1 от 01.01.2001 года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №15»
ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ
Срок реализации 1 год
413116, Саратовская область, -а
город Энгельс, 2016 год
1.2. Цели и задачи программы. 4
1.3. Принципы формирования программы. 5
1.4. Планируемые результаты и развивающее оценивание качества
2.1. Учебно-тематический план. 6
4. Материально-техническое оснащение образовательного процесса ………..9
5. Материально-техническое обеспечение программы…………….…..….10
6. Список используемой литературы……………………………………. ……11
В концепции модернизации российской системы образования определена важность и значение системы дополнительного образования. Она способствует развитию склонностей, способностей, интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Развитие дополнительного образования рассматривается как одно из приоритетных направлений образовательной политики.
Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства. Образовательный процесс построен на принципах развивающего обучения и обеспечивает информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую функции. Система дополнительного образования МБДОУ «Детский сад №15» направлена, прежде всего, на развитие творческих, познавательных способностей воспитанников.
Платная дополнительная образовательная программа МБДОУ «Детский сад №15» направлена на речевое развитие воспитанников, определяет порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным программам. В выстраивании образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам МБДОУ «Детский сад №15» руководствуется нормативно-правовыми документами:
– Федеральный закон от 01.01.2001 года «Об образовании в
– приказ Министерства образования и науки РФ от 29.082013 года № 000 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
1.1. Пояснительная записка
Создание условий для развития умственных способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально – творческого потенциала личности. В основе развивающего обучения лежит развитие ребенка, обеспечивая становление его коммуникативной, духовно – нравственной сферы личности, нравственно – эстетическое становления, ориентирующего педагога на индивидуальные особенности. Данные задачи нашли отражение в программе «Риторика». Развивающий курс органически дополняет образовательную программу ДОУ разделы: «Речевое развитие», “Чтение художественной литературы”, а также является продолжением работы по обогащению внутренней духовно-нравственной жизни дошкольника, развитию восприятия, памяти, фантазии, внимания, воображения.
Направленность программы
Данная программа является образовательно-развивающей и направлена на речевое развитие ребенка, его творческих литературных способностей, а также формирование коммуникабельности дошкольника. Кроме того, представленная программа способна в своих планируемых действиях развернуть работу по развитию речи, голоса, темпа, громкости речи, расширению интереса к развитию речи ребенка.
Актуальность.
Программа построена с учетом основных принципов педагогики сотрудничества (гуманизация и индивидуализация педагогического процесса) и является значимой и актуальной в настоящее время, так как дошкольники, испытывают трудности в организации различных видов речевой деятельности, культуры речевого поведения, ведь культура речевого поведения – это проявление общей культуры человека. Специальные задания воспитывают внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку.
Новизна
Программа дает возможность воспитанникам познакомиться с закономерностями мира общения; помогает осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни. Занятия опираются на опыт детей, приводит их к осмыслению своего и чужого опыта общения, развивают самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, понимание и сопереживание чувствам других людей.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы. Овладение конструктивными способами взаимодействия с окружающими людьми, адаптация дошкольника в социуме посредством развития речевых умений и навыков и природных задатков.
обучающие:
– выявление и развитие речевых способностей детей;
– дать начальные представления об основных понятиях риторики повседневного и делового общения;
– научить владеть основными элементами правильной точной речи;
– формировать начальные умения анализировать и оценивать общение и речь;
развивающие:
– развитие речи детей через систему специальных продуктивных упражнений;
– развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм;
– развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
– развитие произносительно-импровизационных умений дошкольника;
– развитие основных свойств устной речи дошкольника: окраска голоса, громкость, темп и др.;
– анализировать свое речевое поведение; развитие коммуникативных качеств ребенка;
воспитательные:
– воспитание в детях потребности соблюдения речевого этикета, добра и позитивного мировосприятия;
– воспитание чувства уважения и гордости родного языка;
– создание детям условий для их духовно-нравственного роста.
1.3. Принципы формирования программы
Работа по программе дополнительного образования строится на следующих принципах.
Принцип новизны – позволяющий преодолевать стереотипы и однообразие.
Принцип психологического комфорта – создание условий, в которых дети чувствую себя «как дома», снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех и, главное, ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности.
Принцип творчества (креативности) – максимальная ориентация на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Принцип целостного представления о мире – формирование нет просто штучной картины мира, но и личностного отношения ребенка к полученным знаниям, а также умения применять их в своей практической деятельности.
Принцип вариативности – развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных вариантов решения задачи, умение искать выход из трудного положения, понимать, что безвыходных ситуаций практически не бывает. Кроме это, этот принцип дает свободу творчества самому педагогу, помогает ему находить различные варианты реализации требуемого содержания в работе с детьми.
Принцип индивидуальных особенностей детей и обеспечение им продвижения вперед своим темпом – так, один ребенок ограничится минимумом, а другой возьмет все и пойдет дальше. Все остальные разместятся в промежутке между этими двумя уровнями в соответствии со своими способностями, возможностями и познавательными мотивами, т. е. дети самостоятельно выберут свой уровень по своему возможному максимуму.
Принцип систематичности – непрерывность и регулярность занятий.
Систематические занятия способствуют не только достижению эффективности обучения, но и дисциплинируют детей, приучают их к методичной регулярной работе и доведению до конца начатого дела.
1.4. Планируемые результаты и развивающее оценивание качества
образовательной деятельности по программе
В процессе освоения программы у ребенка формируются следующие умения:
– говорить четко, ясно и правильно, освоить навыки выразительной речи;
– освоить такие характеристики речи, как громкость, темп, интонация;
– слушать текст и понимать, о чем в нем говорится;
– овладение пересказом текста, умением передавать его основную мысль;
– составление описательных рассказов;
– объяснять и обсуждать, отстаивать свое мнение, рассуждая на различные темы;
– закрепить навыки вежливого общения.
Диагностика по программе осуществляется по двум направлениям.
Образовательная программа дополнительного образования детей «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» творческого объединения «Группа кратковременного пребывания «Малышок»»
- Полина Нелюбина 4 лет назад Просмотров:
1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РУДНЯНСКИИ ДОМ ТВОРЧЕСТВА»- Принята на педагогическом совете от года ректора 015 года Образовательная программа дополнительного образования детей «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» творческого объединения «Группа кратковременного пребывания «Малышок»» Кондрашова Татьяна Михайловна, педагог дополнительного образования Возраст детей: 3-5 лет Срок реализации: 2 года
2 Развитие речи Пояснительная записка Ребёнок 3 лет встаёт на новую ступень развития. Этот возрастной период является переходным из раннего детства в средний дошкольный возраст. Очень важно подготовить детей к этому, вооружить знаниями, обогатить впечатлениями. В этом возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе rpammayh4ecknx правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной. Программа рассчитана на детей в возрасте 3-5 лет. Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительностью 20 мин. Занятия данного курса проводятся в игровой форме и развитие логического мышления происходит в процессе игры, игровых упражнений и творческих заданий. На каждом занятии предлагается пальчиковая гимнастика. Цели и задачи данной программы: – развитие связной речи, обогащение и активизация словаря; – формирование грамматического строя речи; – формирование грамматического строя речи; – воспитание звуковой культуры речи; Сочетание разных задач развития речи способствует достижению главной цели обучения родному языку – формированию у детей навыков и умений использования всех средств языка (фонетических, лексических, грамматических) в процессе речевого общения со взрослыми и сверстниками.
3 Результативность К концу 1го учебного года дети должны знать и уметь: – активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние; разнообразные свойства и качества предметов; – осмысленно работать над собственным произношением; – осмысливать причинно – следственные отношения; К концу 2го учебного года: – Выделять звуки в слове; – рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии; – активно сопровождать речью свою деятельность;
4 Тематический план (1год обучения) Тема Кол-во часов 1 Вводное занятие 1 2 Звуковая культура речи. Дифференциация ^RWHR Лпгп п и тм и чргкир Х/ППЛЖНРНИЯ 3 J U V 1W – / U J! J 1 J V J r i l l I r 1 1V* l M V»«V 1 I L / v l / 1 / ‘ Учимся рассказывать и пересказывать 13 4 Дидактические игры. Заучивание наизусть Заключительное занятие 1 Итого: 36 14
5 Содержание программы I. Вводное занятие. Выявление подготовленности детей. Игра «Давайте познакомимся. 2.3вуковая культура речи. Звук (У). Чтение стихотворения С.Чёрного «Приставалка» З.Звуковая культура речи: звуки (У), (А). Чтение русской народной сказки: «Кот, петух и лиса» 4.Чтение русской народной сказки «Колобок». Звуковая культура речи. Звук (О) Б.Чтение стихотворения А. Барто из цикла «Игрушки». Заучивание наизусть, 6.Чтение русской народной сказки «Три медведя» 7.3вуковая культура речи: звук (И). Чтение стихотворения А Плещеева «Осень наступила». А. Блока «Зайчик». 8.Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Беседа по сказке. 9.Чтение стихотворения С.Я.Маршака из цикла «Детки в клетке» Ю.Чтение русской народной сказки «Маша и медведь». Беседа по сказке. II. Русская народная сказка «Репка». Беседа по сказке. 12. Звуковая культура речи. Дидактическая игра «Эхо», «Чудесный мешочек» 13. Звуковая культура речи. Звуки (М), (М). Чтение русской народной сказки «Лиса и волк». 14. Звуковая культура речи. Звуки(Б), (Д). Чтение «Сказка про глупого мышонка» 15. Стихотворение А. Босева «Трое» 16. Чтение рассказа Л. Воронковой «Снег идёт» 17. Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса» 18. Беседа по русской народной сказке «Снегурушка и лиса». Чтение стихов. 19. Чтение русской народной сказки «Гуси – лебеди». Беседа по сказке. 20. Чтение стихотворения 3. Александровой «Мой мишка». Беседа. 21. Звуковая культура речи. Звук (Т). Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят» 22. Звуковая культура речи. Звук (П). Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» 23. Звуковая культура речи. Звук (Ф). Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко» 24. Звуковая культура речи. Звук (С). Русская народная сказка «Рукавичка»
6 25. Заучивание стихотворения В. Берестова «Петушки». Чтение русской народной сказки «Коза – дереза» 26. Чтение стихотворения о маме. Заучивание стихотворения «Всё она» 27.3вуковая культура речи. Звук (3). Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики». 28. Звуковая культура речи. Звук (Ц). Чтение стихотворения СЯ. Маршака «Усатый – полосатый» 29. Русская народная сказка «Теремок». Звуковая культура речи. Звук (Ч). 30. Чтение рассказов Л.Н. Толстого «Правда всего дороже». «Варя и чиж» 31. Чтение русской народной сказки «Теремок». Беседа по сказке. 32. Заучивание стихотворения С.И. Белоусова «Весенняя гостья». Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна» ЗЗ.Звуковая культура речи. Звук (С), (С). Рассказывание русской народной сказки «Курочка ряба». Беседа. 34. Звуковая культура речи. Звуки (С), (С), (3), (3), (Ц). Чтение рассказа Я. Тайца «Праздник» 35. Звуковая культура речи, Звук (Ш). Чтение стихотворения Е. Благининой «Вот какая мама!». 36. Заключительное занятие.
7 Тематический план (2 год обучения) Тема Кол-во часов 1 Вводное занятие 1 2 Расширение и уточнение словаря 10 3 Развитие связной речи 7 4 Обучение элементам грамоты 10 5 Развитие лексико – грамматических 7 категорий 6 Заключительное занятие 1 Итого: 36
8 Содержание программы 1. Вводное занятие. Выявление подготовленности детей. Беседа: «Как я провёл лето» 2. Дидактическое упражнение: «Рассказываем поочерёдно» 3. Беседа на тему: «Писатель – сказочник К.И.Чуковский. Сказка «Телефон» 4. Чтение детям: русская народная сказка «Заяц хваста» 5. Чтение детям: Д. Мамин – Сибиряк. «Сказка про Храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» 6. Пересказ: русская народная сказка «Лиса и козёл». 7. Рассказывание по картине «Осенний день» 8. Заучивание наизусть: С.Я. Маршак «Мяч» 9. Пересказ: Е. Чарушин. «Почему Тюпа не ловит птиц». 10.Дидактические упражнения «Что лишнее?», «Продолжи!», «Что изменилось?» 11.Обучение рассказыванию: сюжетно – ролевая игра «Магазин игрушек» 12.Подготовка к обучению грамоте. Предложения. Слова в предложении. 13. Чтение детям: русская народная сказка «Бабушка, внучка да курочка» 14.Подготовка к обучению грамоте. Слова. Первый звук в слове. 15. Заучивание наизусть: А.Плещеев. «Осенью». Мониторинг. 16. Составление рассказов на тему «Моя любимая игрушка» 17. Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ц. 18. Подготовка к обучению грамоте. Беседа на тему «Где мы живём» 19.Чтение детям: русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный» 20.Беседа на тему «Как стать взрослым». Чтение детям: Е. Пермяк. «Как Маша стала большой» 21.Пересказ : В. Бианки. «Купание медвежат» 22. Подготовка к обучению грамоте. Анализ предложений и слов. 23.3вуковая культура речи: дифференциация звуков ж – ш. 24.Чтение детям: русская народная сказка «Лисичка – сестричка и серый волк» 25.Подготовка к обучению грамоте. Чтение детям: С.Есенин. «Поёт зима – аукает» 26.3вуковая культура речи: дифференциация звуков с – ш. 27.Игры и упражнения со словом. Чтение детям: К.Чуковский.
9 «Айболит» 28. Чтение детям: В. Маяковский. «Кем быть?». Беседа на тему «Где работать мне тогда, чем заниматься» 29.Подготовка к обучению грамоте. Деление слов на слоги, на звуки. 30.Пересказ: итальянская сказка «Как Осёл петь перестал» 31.Подготовка к обучению грамоте. Анализ слов, образование существительных с помощью суффиксов. 32.Чтение детям: П.Бажов. «Серебряное копытце». 33.Чтение детям: 3. Александрова. «Осенью Мишутка стал учиться» 34. Заучивание наизусть: П. Воронько. «Есть в лесу под ёлкой хата». Итоговый мониторинг. 35.Пересказ: сказка «Котик петрик и мышка» 36. Заключительное занятие.
10 Используемая литература 1.Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, Максакова А.И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом: пособие для воспитателя дет. сада/ А.И. Максакова, Г.А. Тумакова. – М.: Просвещение, Новоторцева Н.В. Учимся читать: Обучение грамоте в детском саду и дома.- Ярославль., Синицина Е.И. Игры и упражнения со словами.- М.:Юнвес Б.Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения – М. Просвещение, 1981.
–> СП “Детский сад
ГБОУ СОШ № 10
Дополнительная образовательная программа по развитию речи “Речецветик” (для детей 5-6 лет)
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №10
городского округа Чапаевск Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Березка»
Руководитель СП «Детский сад «Березка»
Дополнительная образовательная программа по развитию речи «Речецветик» (для детей 5 – 6 лет)
Срок реализации : 1 год Воспитатель : Гаврилова Е.А.
Принята на педагогическом совете 29.08.2014г.
Гуманизация и демократизация всех сфер жизнедеятельности общества оказали существенное влияние и на дошкольное образование. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. В целом, по тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. Особенности овладения детьми языком и речью в самых различных аспектах являлись предметом изучения многих исследователей (М.М. Конина, А.М. Леушина, Л.А. Пеньевская, О.И. Соловьева, Е.И. Тихеева, А.П. Усова и др.). В исследованиях ученых отмечается, что развитие связной речи идет от овладения ситуативной речью к овладению контекстной, затем процесс совершенствования этих форм протекает параллельно, формирование связной речи, изменение ее функций зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими, определяется уровнем его интеллектуального развития.
Актуальность – Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников. Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но, прежде всего, на логопедических занятиях. Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, мною были использованы следующие инновационные методы: здоровьесберегающие технологии, технология ТРИЗ, использование моделирования при составлении рассказов, ИКТ, с применением мнемотехники, включение элементов моделирования в познавательные занятия и занятия по развитию речи; заучивание стихотворений с помощью мнемотехники, пополнение развивающей среды мнемотаблицами, схемами, мнемодорожками, интеллект картами. С применением ТРИЗ-технологии придумывали начало рассказа, конец рассказа, придумывали рассказы от имени кого-либо живого предмета, от первого лица, от имени неживого предмета, придумывали сказки и рассказы на различные лексические темы, составляли рассказ по пословице, придумывали смешные истории, составляли рассказы небылицы.
Новизна: Комплексный подход для эффективного взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи дошкольников.
Теоретическая значимость заключается в разработке: – системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи дошкольников; – разработка картотеки по различным инновационным и развивающим технологиям.
Цель программы – развитие речи дошкольников. Освоение основ родного языка, грамматического строя даёт возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Организация усвоения учебного материала подразумевает научение детей осмысленному говорению, правильному построению предложений; накопление словарного запаса; подготовку к обучению грамоте, а главное – даёт первоначальное понятие о языке, литературе, позволяет проявлять интерес к родному языку и прививает любовь к чтению и книге.
Задачи:
-Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
-Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
-Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
-Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
-Развитие воображения и творческой активности;
-Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.
-Обогащение активного словаря;
-Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
-Развитие речевого творчества; -Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
-Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
-Формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
-Развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы;
-Становление эстетического отношения к окружающему миру ;
-Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Воспитание физических и личностных качеств.
-Формирование желания сохранять и укреплять свое здоровье.
-Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Методы используемые на занятиях : Беседа, рассказ, сказка, заучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций, пальчиковая гимнастика, пиктограммы, мнемотаблицы, мнемодорожки, пластические этюды, дидактические игры, рисование, отгадывание загадок , слушание музыки, наблюдения.
Дополнительно образовательная программа « Речецветик » рассчитана на 1 год. Возраст детей 5-6 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия: 25 – 30 минут.
Материалы и оборудование, используемые на занятиях : Оборудование к дидактическим и подвижным играм, пиктограммы, мнемодорожки, мнемотаблицы, наборы картинок, цветные карандаши, коллажи, рабочая тетрадь по развитию речи ( Н.В.Нищева ).
Ожидаемые результаты: Свободно владеет основными речевыми и коммуникативными умениями, использует их адекватно ситуации, умеет пользоваться формами речевого этикета. Речь коммуникативно целесообразна. Самостоятельно составляет полный подробный рассказ , отражая содержание всей серии картинок или (схему). Используются средства эмоциональной , интонационной и языковой выразительности. Грамматических ошибок в речи нет. Речь чистая. Результативность, эффективность программы можно выявить путем диагностики проводимой 2 раза в год: до и после прохождения курса. Диагностику провожу по диагностической тетради « Путешествие по Стране Правильной Речи».(Авторы : О.Н.Сомкова, З.В.Бадакова, И. В. Яблоновская). Учебно-тематический план
Классификация объектов по заданному признаку.
Система коррекции речи у дошкольников и младших школьников в условиях детского отделения психиатрической больницы в процессе ручной деятельности
Трудности в работе с детьми, которые имеют психические заболевания, мотивируют логопеда подавать речевой материал нетрадиционными методами. С помощью введения в логопедические занятия ручного труда, более того, сделав ручную деятельность ведущей, можно с успехом развивать, корригировать , обогащать речь детей с особенностями развития и здоровья.
Начиная работать логопедом в детском отделении психиатрической больницы, я столкнулась с рядом трудностей: это и разнородность речевых нарушений, это отсутствие мотивации к обучению, это разный интеллектуальный уровень, это тяжесть проявления психического заболевания и т.д.
В процессе работы я обнаружила, что найти к этим детям подход можно через ручную деятельность.
Ручной труд всегда был главенствующим в коррекционных образовательных учреждениях, также он необходим и при развитии, коррекции речи. Он способствует налаживанию контакта, доверительного отношения к логопеду, на групповых занятиях делает группу сплоченной, он мотивирует детей на речь.
При изготовлении различных поделок, игрушек из различных материалов развивается не только мелкая моторика, которая очень страдает у детей с ограниченными возможностями здоровья, у детей – инвалидов, но и обогащается словарь, развивается связная речь, усовершенствуется диалоговая речь, дети учатся пересказывать, отвечать полными предложениями на вопросы, возможна и коррекция звукопроизношения, особенно продуктивно происходит автоматизация звуков в речи.
В процессе изготовления тех или иных вещей, дети отвечают на вопросы логопеда, а затем подробно рассказывают о том, какое действие производят в данный момент, в какой последовательности выполняют отдельные элементы работы, какой материал используют и т.д.
Кроме этого улучшается внимание, ребёнок становится более спокойным, уравновешенным, развивается память, расширяется кругозор, становятся более доступными логико-грамматические конструкции (сравнения, отношения последовательности).
В ходе работы были разработаны несколько основных проектов, которые стали базисными, они постоянно пополняются с учётом возрастных, индивидуальных особенностей, а также особенностей заболевания детей.
1. Проект «Весёлая матрёница».
Работа с нитками, тканью – это творческая работа ребёнка, в процессе которой он создаёт полезные, эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта, игр. Основная работа это плетение косичек, сматывание клубочков, завязывание узелков, изготовление помпонов, простые куклы.
Данный проект связан с устным народным творчеством, соответственно это прослушивание и пересказ различных сказок, пение русских народных песен, игры-драматизации, настольный театр, пальчиковый театр с проигрыванием сказок детьми, разучивание потешек, прибауток, частушек, разгадывание загадок, объяснение пословиц, поговорок. К проекту разработано перспективное планирование, по длительности – проект долгосрочный.
2. Проект «Бумажная страна».
В основе работа с бумагой. Чаще всего это коллективная работа, соотнесена с определённым временем года, праздником. Вместе с детьми изготавливаются большие полотна-картины из скрученной бумаги, чаще разноцветных салфеток. Данный вид работы требует большого терпения, усидчивости, слаженности коллектива, аккуратности.
В данном проекте логопедическая работа строится с учётом темы работы. Например: при подготовке к новому году изготовляется тематическое панно, соответственно в процессе работы логопедом будут отработаны такие темы как: «Зима», «Зимующие птицы», «Зимние забавы», «Новогодние традиции», «Животные зимой» и т.д. К проекту разработан календарно-тематический план с основными логопедическими задачами, по длительности является долгосрочным.
3. Проект «Макарономания».
В основе лежит работа с различными видами макарон. Данный вид работы очень нравится детям, он более творческий, индивидуальный. В этот проект входят такие виды работы как нанизывание макарон на шнурок (различные бусы), аппликация, раскрашивание макарон и готовых поделок. Основные темы: это «Растения», «Цветы», «Овощи», «Фрукты», «Времена года». При выполнении этого вида работы хорошо прорабатывается грамматический строй речи. Также проект снабжён тематическим планом и является долгосрочным.
Все эти проекты постоянно пополняются, корригируются с учётом особенностей, речевыми возможностями детей. Дети с удовольствием идут на занятия, результативность работы при использовании ручного труда увеличивается.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯИХ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ДЕТСКОГО ДНЕВНОГО СТАЦИОНАРА
статья по логопедии
Статья рассказывает об организации работы логопеда в психоневрологическом стационаре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 18.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯИХ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ДЕТСКОГО ДНЕВНОГО СТАЦИОНАРА
Составила логопеда ПНДДС Петрова И.П.
Логопед — специалист с высшим педагогическим дефектологическим образованием по специальности логопедия, владеющий методами нейропсихологического обследования больных с нарушениями речи и других высших психических функций, индивидуального и группового восстановительного обучения, теоретическими и практическими знаниями в области дефектологии, предусмотренными программой подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики и получивший сертификат по логопедии. Проводит диагностическое обследование больных с нарушениями речи и других высших психических функций. Совместно с врачом составляет индивидуальные программы медицинской и педагогической реабилитации больных с нарушениями речи и других высших психических функций (афазии, дизартрии, агнозии, апраксии, дислексии, дисграфии, заикание, задержки речевого развития и др.).
Психоневрологический дневной стационар — это структурное подразделение Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения здравоохранения «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С.С.Мнухина». Деятельность логопедов в нём регулируется:
– Приказом Минздрава РФ от 28.12.1998 N 383 “О специализированной помощи больным при нарушениях речи и других высших психических функций”
– Положением о логопеде
-Положением об организации работы ПНДДС
-Нормами работы логопедов учреждений здравоохранения Российской Федерации
Основные задачи ПНДДС
– Отделение предназначено для обеспечения медицинских, медико-педагогических и медико-психологических мероприятий, направленных на восстановительное лечение и реабилитацию больных с тяжелыми нарушениями речи и других высших психических функций.
– Показаниями к комплексному восстановительному лечению в отделении являются нарушения речи и других высших психических функций (афазии, дизартрии, агнозии, апраксии и др.), возникшие в результате перенесенных заболеваний, черепно-мозговых травм, нейроинфекций и др., сопутствующие соматические заболевания и др.
Порядок госпитализации и пребывания в отделении
-Госпитализация пациента в отделение осуществляется добровольно (по его просьбе или с согласия законного представителя несовершеннолетнего) в плановом порядке по направлению отборочной комиссии. В стационар поступают дети по направлению врачей-психиатров районных диспансеров.
– После прохождения отборочной комиссии пациенты вызываются на госпитализацию в порядке очередности с учетом медицинских показаний.
-Пребывание пациентов в отделении регламентируется установленными в отделении правилами.
– Срок пребывания пациента в стационаре определяется объемом медицинских, медико-педагогических и медико-психологических мероприятий и составляет от 45 до 90 дней.
– Показания к продлению срока лечения и повторной госпитализации определяются комиссионно – врачом совместно с логопедом и психологом.
Длительность пребывания ребенка в стационаре зависит от цели госпитализации психического состояния ребенка, степени его адаптации. Стационар оказывает диагностическую, лечебную, психокоррекционную и реабилитационную помощь детям дошкольного возраста от 4 до 7 лет, имеющим психоневрологическую патологию и тяжелое речевое нарушение, состояние которых не требует круглосуточного наблюдения и лечения.
В комплекс мер по реабилитации включаются ежедневно 2 – 3 индивидуальные и 1 групповое логопедические занятия (с учетом соматического состояния пациентов). Осуществляется динамическое наблюдение за соматическим и психическим состоянием больного, фармако-, физио-, массаж, занятия с воспитателем и др.
ПНДДС рассчитан на 60 коек. Дети разделены по возрастному принципу на 4 группы. Режим работы максимально приближен к режиму детских дошкольных учреждений, что облегчает адаптацию ребенка при поступлении и выписке в дошкольное учреждение.
Дети поступают с различными тяжелыми речевыми диагнозами – моторная алалия, сенсорная алалия, системное нарушение речи, симптоматические нарушения речи в структуре основного заболевания плюс у всех имеется психоневрологическая патология.
Заболевание откладывает серьезный отпечаток на поведение наших пациентов. Некоторые из них гиперактивны, расторможены, “летают под потолком”, могут за пару минут разобрать кабинет. Другие- вялые, заторможенные, с трудом запоминают что-либо им нужно по несколько раз объяснять, то что ребенок из массового сада усвоит с первого раза. Поэтому логопеды работают в тесном контакте с врачами психиатрами и психологом. Благодаря такому комплексному подходу мы можем всесторонне и более точно оценить состояние маленького пациента и эффективно ему помочь. Многие виды речевых нарушений связаны с задержкой созревания мозга в связи с ранним органическим поражением мозга. В этих случаях логопедическая работа оказывается эффективной только, когда она сочетается со специальным медикаментозным лечением, стимулирующим созревание центральной нервной системы. Без лечебной корректировки поведения не будет продуктивности на занятиях.
При поступлении ребенка в стационар проводится обследование по времени – 2 недели. Но бывают такие случаи, когда обследование затягивается до месяца. Например, из диспансера ребенок поступает с умственной отсталостью) САША, МАША, ГРИША-мы с психологом обследуем и выясняем, что это диагноз совсем не УО, а сенсорная алалия. И вот эти дети условно Саша Маша на данный момент учатся в речевой школе на одни 5, поступили в музыкальную школу, а Гриша в художественную.
Дети с тяжелым диагнозом – это конечно моторная алалия. Многочисленные исследования, касающиеся моторной алалии, свидетельствуют о том, что у детей сданным речевым расстройством имеются отклонения в психическом развитии. Так, у них отмечаются особенности некоторых психических функций – конкретность мышления, снижение вербальной памяти. Действительно, речь играет огромную роль в формировании психических процессов. И конечно, у детей с таким тяжелым речевым нарушением, как алалия, вторично страдает система вербального интеллекта. Поэтому очень важно провести дифференциальную диагностику алалии от сходных состояний- отличить от нарушений речи, вызванных интеллектуальной недостаточностью. От правильно поставленного диагноза зависит дальнейшая жизнь ребенка. От точного диагноза зависит и правильное определение детей в различные типы образовательных учреждений. Проводя первичное обследование, мы определяем структуру и степень выраженности речевого дефекта на фоне психического заболевания, первичность или вторичность речевой патологии. К каждому ребенку применяем индивидуальную дифференцированную форму обследования, в зависимости от характера и тяжести речевого нарушения и психического состояния, использую элементы методик: Коненковой И.Д. “Обследование речи дошкольника с ЗПР; Нищевой Н.В “Методика обследования ребенка с ОНР”. и др. Вышеперечисленные методики в чистом виде не используются, в силу тяжести психического состояния ребенка, поэтому адаптируются. Цели и задачи обследования состоят в том, чтобы выявить картину речевого нарушения у ребенка, установить глубину и степень его речевого недоразвития.
В зависимости от результатов диагностики, принимается решение о необходимости логопедических индивидуальных занятий.
Расчетные нормы нагрузки логопедов устанавливаются:
– При индивидуальной работе (включая обследование и консультацию) при тяжелых расстройствах (алалия, общее недоразвитие речи, афазии, дизартрии, дислексии, дисграфии, и др.) – 1,5 посещения в час.
При индивидуальной работе при легких нарушениях речи (дислалия и др.) – 4 посещения в час.
При проведении групповых логопедических занятий с больными с тяжелыми расстройствами речи – 6 – 8 посещений в час, с пациентами с легкими расстройствами речи – 8 – 10 посещений в 1 час.
Логопеды работают в тесном контакте с родителями.
Задача логопеда — информировать родителей о современных требованиях к развитию ребенка, объяснить истинное состояние его речевого развития, обучить их некоторым приемам логопедической работы, сделав соучастниками коррекционного процесса.
Для решения этих задач используются различные методы: беседы, индивидуальные консультации, наглядная агитация (стенды и плакаты), размноженные раздаточные памятки по тематике, предназначенной для каждого конкретного случая.
Логопед обязан вести отчетно-учетную документацию по установленным образцам
1. Амбулаторная карта больного
На каждого ребенка в ПНДДС заводится амбулаторная карта установленного образца. Логопед, проведя обследование речи ребенка делает запись, содержащую: дату приема; краткие анамнестические сведения о раннем развитии речи ребенка; краткое описание понимания обращенной речи; краткое описание собственной речи; речевой диагноз, периодические записи в процессе работы, а также по окончании работы с указанием эффективности.
2.Индивидуальные речевые карты
На каждого ребенка, принятого на систематические и консультативные занятия в ПНДДС, логопед заводит индивидуальную карту свободного образца.
3.Журнал учета логопедических занятий
В журнале, заполненном по свободной форме, содержатся: расписание занятий с указанием фамилии ребенка, дня недели и времени, в которые назначены занятия; дата проведения занятия и отметка о присутствии ребенка.
6. Ежегодный отчет о проделанной работе
Все данные свидетельствуют о том, что, хотя логопедия и является педагогической наукой, свои задачи она может успешно решать в связи с медицинскими науками и прежде всего невропатологией и детской психиатрией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья предназначена для родителей детей дошкольного возраста. В ней раскрываются цели логопедической работы в условиях детского сада. Представлена краткая характеристика основных речевых нарушений у .
Учить детей делить слова на слоги.
Особенности работы логопеда с застенчивыми детьми.
В статье раскрываются особенности работы учителя-логопеда на логопедическом пункте дошкольного образовательного учреждения .
В процессе собрания родители получат ответ на вопросы: Компетенция логопеда, Когда стоит обращаться к логопеду, Что значит группа компенсирующей направленности.
Расстройства аутистического спектра – это общее расстройство развития, характеризующееся стойким дефицитом способности поддерживать и инициировать социальное взаимодействие и социальные связи. Н.
статья отражает некоторые особенности работы педагогических работников (воспитателей) в медицинском учреждении (психоневрологический детский дневной стационар).