Обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами – конспект и презентация

Учебно – методический комплект по русскому языку на тему: “Обозначение твёрдости и мягкости согласных с помощью гласных букв” 1 класс (конспект + презентация)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Учебно – методический комплект по русскому языку на тему: “Обозначение твёрдости и мягкости согласных с помощью гласных букв” 1 класс (конспект + презентация)

Скачать:

ВложениеРазмер
tverdost_myagkost_soglasnyh_glasnymi.pptx82.48 КБ
oboznachenie_tverdosti_i_myagkosti_soglasnyh_s_pomoshchyu_glasnyh_bukv.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Гласный звук всегда поётся, Гласный звук как песня льётся. Звук, свободно ты лети, Нет преграды на пути!

и ы у е а о я ю э ё

Маня марля няня маляры мала

зрители, люди , котёнок, бельчонок

рАд – нОс – мЫл – тУк –

Май нос лук мэр дым Мяч нёс люк метр диво

МЯ, МЁ, МЮ, МЕ, МИ МА, МО, МУ, МЭ, МЭ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку

Тема: Обозначение твёрдости и мягкости согласных с помощью гласных букв.

Тип урока: закрепление изученного материала ;

Цель: – дать понятие о твердых и мягких согласных звуках, о гласных, как указателях твердости /мягкости.

предметные: – Способствовать развитию умения обозначать мягкость согласных звуков гласными буквами;

-закрепить, ранее изученный, материал;

– обогащать устную и письменную речи учащихся;

-формировать умения обозначать орфограммы на письме.

– личностные: – проявлять интерес к знаниям; – выполнять правила поведения ученика на уроке; – выявлять причины успешности/ неуспешности в учебной деятельности

Оборудование: презентация, Азбука: 1 класс: В.Г.Горецкий

Содержание урока. Деятельность учителя.

– Здравствуйте, ребята! Сейчас сядут дети, чье имя начинается на гласный звук (дети по очереди называют свои имена и садятся). А теперь сядут дети, чьё имя начинается на согласный звук.

Итак, друзья, внимание

Вот прозвенел звонок

Начнём скорей урок

Эмоционально настраиваться на работу.

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Осознание необходимости рабочего настроя на уроке.

Приём закрепления и сравнения.

А) – Из чего состоит наша речь?

– Из чего состоят слоги?

– Чем обозначаются звуки на письме?

– На какие две группы делятся все звуки?(гласные, согласные)

– Почему они называются гласными?

(Потому что они поются голосом. Голосом – гласом, поэтому их так и называют – гласные)

Этот звук всегда поётся,

Этот звук как песня льётся.

Звук, свободно ты лети,

Нет преграды на пути!

– Каким цветом обозначаются гласные звуки?

– Какую работу выполняют гласные звуки? (обозначают твердость или мягкость предшествующего согласного)

– А как вы определяете твёрдый или мягкий звук обозначает согласная буква?

– Чтобы вспомнить, какие гласные обозначают мягкость, а какие твёрдость, я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай-ка»:

и ы у е а о я ю э ё

– На какие 2 группы их можно разделить?( ы, у, о, а, э

– Какие гласные указывают на твёрдость согласных?

– Какие указывают на мягкость?

– А как вы думаете, какой буквы, обозначающей мягкость согласных, здесь нет?

– Молодцы, с этими заданиями вы справились!

– Какая буква 4 по счету? (е)

-Пропишите эту букву в строчку, отступая две клетки.

Поддерживать учебный диалог

Характеризовать гласный звук

Участвовать в игре

Делить звуки на группы

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

К: учитывать разные мнения и интересы, и обосновывать собственную позицию

П: строить речевые высказывания в устной форме.

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.

Постановка учебной задачи и ее решение

Метод: создание проблемной ситуации.

Решение частных задач

Итог урока. Рефлексия.

– Составьте схему слова « тюлень ».

– Сколько в слове слогов? (тю-лень)-разбор

-Давайте запишем транскрипцию слова.

– Какую роль играют данные гласные буквы при письме?( Обозначают мягкость согласного звука )

– Как ещё можно обозначить мягкость согласного звука на письме? ( Ь )

-Посмотрите на слова:

– Назовите слова, написанные с заглавной буквы. Объясните, почему они так написаны? Прочитайте слоги в этих словах, где согласные звучат мягко. Кто отыщет слова, где все согласные звучат мягко? Какая буква им помогает? (Звучат ответы учащихся)

– Назовите слово, в котором все согласные звучат твёрдо, мягко. Какие буквы помогают прочитать их твёрдыми, мягкими?

– Вспомните, о чём мы сейчас говорили и определите тему урока.

– Вы правильно определили тему урока, а теперь попробуем определить цели урока .

– Учиться писать нужную гласную букву в словах после согласных;

– Уметь объяснять выбор гласной буквы;

– Быть грамотным человеком: умеющим правильно писать и объяснять написанное.

А теперь давайте встанем и разомнемся.

-Прочитайте слова: Зрители. (Люди , котёнок, бельчонок.)

– Произнесите в каждом слове мягкие согласные звуки. Как обозначена на письме их мягкость? ( Е, Ё, Я, Ю, Ь)

-Запишите слова : мал-мял.

-Что вы можете сказать о гласных в этих словах, чем различаются слова?

Гласная буква а обозначает гласный звук а и твёрдость предыдущего согласного звука .

Гласная буква я обозначает гласный звук а и мягкость предыдущего согласного звука

-Какое главное отличие слов МОЛ и МЁЛ?

( «Главное отличие в первом звуке. В первом слове первый звук звучит твёрдо, а во втором слове – звучит мягко. )

-Откройте Азбуку на странице 55. Перепишите стихотворение .

-Первый вариант подчеркивает гласные , обозначающие мягкость предшествующего согласного.

-Второй вариант подчеркивают гласные, обозначающие твердость предшествующего согласного.

( рАд- (рЯд), нОс – (нЁс), мЫл – (мИл), тУк- (тЮк)).

-Замените гласную, обозначающую твердость согласного, на гласную, обозначающую мягкость согласного и запишите пары слов, подчеркивая гласные.

– Всегда ли нужны гласные буквы для обозначения мягкости согласных звуков на письме? В каких случаях не нужны? (ЧА-ЩА, ЧУ –ЩУ, Й)

– Всегда ли гласные могут обозначать мягкость предшествующего согласного звука на письме?(нет)- (ЖИ-ШИ, ЦИ).

-Спишите слова в тетрадь:

Май нос лук мэр дым

Мяч нёс люк метр диво

– Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков? Подчеркните их красным цветом.

– Какие буквы обозначают твердость согласных звуков? Подчеркните их синим цветом.

– Давайте посмотрим на домик, в котором живут гласные буквы (на доску вывешивается плакат с изображением гласных). Их 10, в отличие от гласных звуков. На первом этаже живут гласные первого ряда. О них мы уже говорили на прошлом занятии. А вот на втором этаже живут гласные второго ряда. Прочитаем эти буквы: Я, Ё, Ю, Е, И. Эти буквы волшебные. Они дружат только с мягкими («ласковыми») согласными. Это буквы-маячки, они показывают нам, что перед ними стоят мягкие согласные звуки, которые надо читать ласково. Сейчас мы это проверим.

Чтение слогов с гласными первого и второго ряда.

Заметили, что с гласными первого ряда согласные читаются твердо (звучат «строго»), а с гласными второго ряда согласные читаются мягко (звучат «ласково»). Обращаем внимание детей на то, что при произнесении мягких согласных звуков спинка языка напрягается, а при произнесении твердых согласных такого не происходит.

– Оцените свою работу на уроке. (Сигнальные карточки)

– Было ли вам интересно, трудно?

– Над чем ещё надо поработать?

Подводим итоги урока:

– С какими волшебными буквами мы сегодня познакомились?

– С какими согласными звуками они дружат?

– Каким цветом в схеме мы обозначаем твердый согласный звук?

– Каким цветом в схеме мы обозначаем мягкий согласный звук?

-Урок окончен, Спасибо за хорошую работу на уроке.

Составлять схему слова

Делать транскрипцию слова

Называть слова, написанные с заглавной буквы

Конспект урока по теме “Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме”. 2-й класс

Разделы: Логопедия

Класс: 2

Цель: закрепить навык обозначения мягкости согласных звуков на письме.

  • учить детей слышать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки;
  • закрепить навык употребления гласных букв для обозначения твёрдости и мягкости предшествующих согласных;
  • закрепить навык употребления мягкого знака для обозначения мягкости согласных;
  • расширять и активизировать словарный запас;
  • формировать потребность детей в обращении к словарю;
  • уточнять ориентировки в пространстве и времени;
  • развивать мелкую и общую моторику;
  • развивать внимание, память, мышление.

Оборудование: карточки со словами “вьюга”, “метель”, “зима”, “пурга”; “снежный ком” – скомканный лист белой бумаги; детский рисунок с “неправильными” снежинками; карточки со снежинками, на которых написаны названия месяцев и слова пословицы; альбомы; карандаши; таблица в виде домика для гласных букв; барабан для игры “Поле чудес”; конверты с заданиями; компьютер; диск с компьютерными играми “Помоги Гномику”, “Пчёлка собирает мёд”; Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведова; массажные коврики синего и зелёного цвета.

1. Организационный момент.

– Посмотрите вверх, вниз, налево, направо. У нас сегодня много гостей. Поприветствуйте их. Улыбнитесь друг другу. Мы будем хорошо работать. У нас всё получится.

2. Словарная работа.

а) На столах лежат карточки с “половинками” слов (Приложение 1).

– Прочитайте слова про себя.

– Вслух первым слова прочитает тот, у кого карточки лежат на столе слева.

– Какое слово лишнее? Почему? (Зима)

– Уточните значение слов в словаре. В каком порядке расположены слова в словаре? (По алфавиту) Какое слово будет в словаре первым? Вторым? Третьим? Четвёртым?

Дети работают со словарём, используя закладки.

Вьюга – снежная буря

Зима – самое холодное время года, следующее за осенью и предшествующее весне.

Метель – сильный ветер со снегом.

Пурга – сильная вьюга, снежная буря.

б) Игра “Снежный ком”

– К слову “зима” подбираем слова – признаки. Передаем “ком” друг другу и повторяем все слова, которые сказали предыдущие игроки. (Зима (какая?) холодная, суровая, снежная, морозная, тёплая, вьюжная, красивая, долгая…)

в) Упражнение в образовании слов.

Сам летит – самолёт,
сам катит – самокат,
везде ходит – вездеход,
листья падают – листопад,
вода падает – водопад,
звёзды падают – звездопад,
снег падает – снегопад.

г) Игра “Снегопад”.

На столах появляются “снежинки”. (Приложение 2)

– Расположите снежинки так, чтобы названия месяцев шли по порядку. Тогда вы сможете прочитать пословицу.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

– Как вы понимаете смысл этой пословицы?

– Это девиз нашего занятия. Продолжаем трудиться.

3. Пальчиковая гимнастика.

а) Растираем ладони.

б) Игра “Ладушки”. (Дети играют парами)

4. Работа в альбомах.

– Рисовать будем снежинки. Сколько лучей у настоящей снежинки? Рассмотрите рисунок. На детском рисунке правильные снежинки? (Нет. У настоящей снежинки всегда 6 лучей.)

Альбомы закрепляются на партах. Ученики по сигналу учителя одновременно обеими руками 5 раз рисуют снежинки.

5. Введение в тему.

а) Дети записывают число, день недели.

– Подчеркните только гласные буквы.

– Закройте глаза. Послушайте и определите, какой мягкий согласный звук в слове “вторник”?

– Посмотрите на слово, объясните, почему буква н обозначает мягкий звук? (После буквы н написана гласная и)

б) На доске парами написаны слова:

Лук – люк,
поток – потёк,
начинать – начинять.

– Прочитайте слова парами. Значение каких слов вы не знаете?

– Спишите. Подчеркните буквы, которыми различаются слова.

Дети называют гласные парами. Учитель вписывает буквы в таблицу.

и – ы, я – а, ё – о, ю – у

– Какой пары гласных не хватает?

– Вы, наверное, догадались, чему мы будем сегодня учиться на занятии? (Учиться обозначать твердые и мягкие согласные звуки буквами.)

– Что мы должны уметь, чтобы не допускать ошибок. (Уметь различать на слух твердые и мягкие согласные звуки. Хорошо помнить пары гласных букв. Знать, когда для обозначения мягкости согласного нужен специальный знак.)

Дети встают на массажные коврики. Если в середине слога слышат мягкий согласный звук, прыгают на зеленый коврик, если твердый – на синий.

Гла, гля , ска, скя, кла, кля, вла, вля, бра, бря, стя, ста.

– Было ли среди слогов слово? (Бра.)

7. Игра “Поле чудес”.

На барабане 6 секторов. Дети по очереди крутят барабан, открывают конверт и выбирают любое задание. (В каждом конверте по 2–3 задания)

Задания по секторам:

а) Прочитай словосочетания. Спиши, вставь буквы а или я.

б) Прочитай слова, составь из них предложение. Запиши предложение, вставляя буквы а и я.

Ирин…, Т. н. пр. тки, и, игр. ли, в

На экране 2 улья, на которых написаны слова с пропущенными гласными буквами а и я. Появляется пчела. На ведёрке с мёдом написана буква а (я).

– Прочитай слова. Определи, в какое слово вставить гласную. Щёлкни мышкой по слову.

Дети по очереди выполняют задание.

Гладит все, чего касается,

А дотронешься – кусается. (Утюг)

– Поставьте на парты руки, согнутые в локтях. Это “хоккейные ворота”. “Шайбой” будут слова, которые начинаются с мягкого согласного звука. Их надо “ловить”, “закрывать ворота”.

Лужа, лютик, руки, рюкзак, тюль, туфли.

в) Прочитай предложение на карточке. Вставь буквы у и ю.

Праздник в порту: очень скоро с…да

Из дальнего рейса вернутся с…да.

Мягкие и твёрдые согласные звуки различаются в слогах и словах при помощи жестов. Твёрдые согласные обозначаются ударом кулака о кулак, мягкие согласные – скользящими движениями ладони о ладонь. (В словах определяется первый звук.)

То, тё, ло, лё, ко, кё, вё, во, нё, но, зо, зё, го, гё.

Мёд, мокрый, тёплый, лёгкий, лошадь, тополь, тёрка, дождь, доктор, вёсла, волосы.

б) Прочитай слова. Замени гласную о на ё. Запиши слова парами:

в) Игра “Помоги Гномику”.

На экране река. На одном берегу стоит Гном. Его дом находится на другом берегу. Чтобы построить мост, надо восстановить слова, подобрав слог с гласной о или ё.

– Прочитай начало слова и слоги. Определи, какой слог добавить. Щёлкни мышкой по слогу.

а) Прочитай слова. Вставь буквы ы и и. Запиши 3 слова в тетрадь.

Сл_в_, р_б_, в_лк_, пт_ц_, к_т_, в_шн_, пл_т_, н_тк_, л_п_.

б) Исправь ошибки:

Сёстри Нына и Марына былы малы. Они любыли играть в кукли.

а) Прочитай слоги. Соедини слоги первого и второго столбика так, чтобы получились слова.

б) Прочитай слова первого столбика. Запиши слова, изменив их по образцу.

гуси – гусь журавли – …

– Какая пара слов лишняя? Почему? (Караси – карась)

– Чему учились на уроке?

– Оцените свою работу на уроке при помощи “волшебных линеечек”.

Конспект урока русского языка на тему “Обозначение мягкости согласных буквами Е, Ё, Ю, Я”

Предмет Русский язык Класс 2

Тема урока: Обозначение мягкости согласных буквами Е, Ё, Ю, Я.

Общая цель: Формирование умения распознавать твёрдые и мягкие согласные звуки.

Задачи: Научить распознавать твёрдые и мягкие согласные звуки, обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, ё, ю, я;

развивать навыки критического мышления, умение строить рассуждения в устной форме;

содействовать развитию инициативности, активности, навыков оценочной деятельности.

Конкретный результат обучения: Учащиеся чётко определяют на слух твёрдые и мягкие согласные;

умеют правильно и грамотно выражать свои мысли;

проявляют инициативу на уроке;

правильно планируют время при выполнении самостоятельных заданий и работе в группе.

Подход в преподавании / обучении: Активизация критического мышления, развитие у учащихся навыков групповой работы, коммуникативных навыков через обсуждение в группе, совместная постановка цели урока.

Ход урока

I. Организационный момент. 5 мин.

Учитель: создаёт соответствующие условия, чтобы настроить учеников на учебную деятельность. Делит учащихся на группы по стратегии «Цветные фигуры».

– Похлопайте в ладоши те, у кого сегодня хорошее настроение.

Посмотрите друг на друга – улыбнитесь! Ведь девизом нашего урока являются слова «Добрая улыбка стоит 1000 слов!»

– Кто еще не проснулся – включаем в работу энергетические точки (биологически-активные точки лицевой части головы).

Ученики: Выполняют специальные упражнения на активизацию биологических точек. Делятся на группы согласно цвету своей фигуры, повторяют правила работы в группе.

II. Актуализация знаний. 3 мин.

Учитель: Для повторения изученного применяется стратегия «Незаконченное предложение».

Ученики: Отвечают на вопросы, записывают в рабочих тетрадях число.

– Жи-ши пиши (с буквой и)

– Ча-ща пиши (с буквой а)

– Чу-щу пиши (с буквой у)

– Что такое алфавит? (все буквы, расположенные по порядку)

– Букв в русском алфавите? (33)

– Назовите 3 последние буквы алфавита (э ю я)

– Наша речь состоит (из предложений)

– Предложения (из слов)

– Звуки мы (говорим, слышим)

– Буквы мы (пишем, читаем, видим)

– Какой сегодня день?

III. Определение цели урока. 5 мин.

  1. Чистописание.
  2. Учитель: Просит учащихся назвать лишнюю букву, обосновать свой ответ.

Ученики: Называют лишнюю букву, обосновывают свой ответ. Отвечают на вопросы:

– Что вы можете сказать про буквы е, ё, ю, я? (эти буквы обозначают гласные звуки; они «хитрые», т.к. обозначают 2 звука в некоторых словах). Приводят примеры.

– Но, кроме этого, эти гласные выполняют еще одну очень важную роль в словах. Какова их роль? Как помогают эти гласные согласным?

Учитель: Акцентирует внимание на том, что на эти вопросы предстоит ответить на уроке.

IV. Новая тема. 15мин.

Учитель: Для разбора новой темы применяется стратегия «Группировка». Предлагает учащимся поработать в группе, выполняя задание: сгруппировать слова в пары, ответить на вопросы, оформить ответы на листе ватмана.

Ученики: работают в группах, объединяя слова в пары: лук, ров, ряд, люк, нос, рад, вол, лиса, рёв, леса, вёл, нёс.

Сравнивают согласные звуки в каждой паре слов.

Отвечают на вопросы:

– Что общего в этих словах? Чем они отличаются?

– Произнесите и сравните согласные звуки, с которых начинаются слова в каждой паре слов. Чем они отличаются?

– От чего зависят мягкость и твердость согласных?

– Какие буквы обозначают мягкость-твёрдость согласных звуков?

– Сформулируйте вывод об обозначении мягкости-твёрдости согласных на листе ватмана.

Если учащиеся затрудняются сформулировать вывод, можно предложить план ответа и опорные карточки:

• На какие группы делятся согласные звуки по твёрдости-мягкости?

• Какие буквы обозначают мягкость согласных на письме?

• Какие буквы обозначают твёрдость согласных на письме?

Для оценивания понимания применяется стратегия «Сигналы рукой».

Каждая группа формулирует вывод на листе ватмана, пользуясь планом и опорными карточками, презентует свою работу.

V. Физминутка. 3 мин.

VI. Закрепление изученного материала. 10мин.

Учитель: объясняет задание, обращает внимание учащихся на то, что при работе в паре нужно помочь соседу, если тот затрудняется с отгадкой или определением мягкости – твёрдости согласного.

Ученики: Каждый ученик в паре получает листок с загадками. Он загадывает загадку соседу, тот её отгадывает, записывает отгадку в тетрадь и подчеркивает твёрдые или мягкие согласные. При работе со словами можно пользоваться теми схемами, которые учащиеся сделали в предыдущем задании.

Учащиеся выполняют задание, помогая друг другу. Проверяют свои работы, сверяя их с образцом на доске. оценивают свои работы по критериям-стратегия «Светофор».

VII. Рефлексия урока. 3 мин.

Учитель: Стратегия «Рефлексия точками».

Предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

Для этого необходимо подумать, хорошо ли вы поняли тему, как вы работали в группе (активно, пассивно), понравился ли вам сегодняшний урок, какую пользу вы извлекли из занятия?

Каждая группа берет маркер своего цвета и с помощью точек на мишени оценивает себя. Чем ближе точка к центру, тем плодотворнее для вас прошел урок.

Ученики: Ставят точки на мишени. Некоторые могут обосновать свою точку зрения.

VIII. Домашнее задание. 2 мин.

Учитель: выучить правило на с. 75, выполнить упражнение на с. 76, № 200.

Ученики: записывают задание в дневник.

IX. Итог урока. 2 мин.

Учитель: Выставляет оценки за урок, комментируя каждую оценку. Прощается с ребятами.

Ученики: Подают дневники для выставления оценок. Прощаются с учителем.

Конспект урока русского языка в 1 классе

Органи
зационный момент
Мотивация

– Давайте улыбнемся друг другу, тем самым пожелав друг другу успехов в учении. А теперь улыбкой поприветствуем наших гостей. Я думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. А для этого какими мы должны быть с вами в течение всего урока?
Мы- умные, мы- дружные
Мы–внимательные, мы – старательные
В первом «Д» мы учимся
Всё у нас получится!
-Сели тихонечко за парты. Для того чтобы красиво писать нужно 3 точки опоры. Напомните себе.
Ножки поставили на пол, спина касается спинки стула, проверили ладошкой расстояние до парты.
-Молодцы.
Регулятивные ууд. Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.
Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия

Актуализация знаний.
-Минутка чистописания. А прежде чем мы начнем писать, подготовим свои пальчики, разомнем их немножко.
Упражнение «Оса»
Упражнение «Вертолет»
-Пальчики наши готовы к письму.
-Открыли тетради, положили их на уголок, взяли ручки. Ручку держим 3-мя пальцами. Она лежит между средним и большим пальцами, а указательный прижимает ее сверху.
-Записываем число.
-На доске элементы букв.
-Сколько их?
-Перечислите, что это за элементы?
-Какие из них можно составить буквы?
-Напишем целую строку заглавной и строчной букв Лл
-Придумайте слоги в которых звук [л] звучит твердо. Почему?
-Придумайте слоги, в которых звук [л] звучит мягко. Почему?
Познавательные ууд
Актуализация опорных знаний

Постановка темы и целей урока.
Учитель читает сказку «Хвастун»
Живёт в стране Грамматики известный фокусник. Стоит ему подойти к какому-нибудь слову, и оно делается совершенно неузнаваемым: слово ЕЛ превратилось в слово ЕЛЬ, а консервная БАНКА стала тёплой БАНЬКОЙ. Кто этот фокусник? Расхвастался мягкий знак: я, дескать, самый волшебный. Но некоторые жители страны Грамматики стали смеяться: «Мы тоже умеем показывать фокусы. Смотри: ЛУК стал ЛЮК, был МАЛ стал МЯЛ, РАД превратился в слово РЯД, ВОЗ в ВЕЗ, БЫЛ в БИЛ.
– Кто поставил хвастунишку на место?
– Почему согласные и без него стали мягкими?
– Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
-Откроем учебники на стр. 50 и прочитаем тему урока.
-Поставим цели урока.
-Давайте, на нашей лестнице знаний определим свое положение. Знакомы мы уже с вами с этими буквами? Где мы с ними встречались? На каком уроке? Какую команду они выполняют? На какую ступеньку мы себя поставим?
Познавательные ууд
Анализ объектов с целью выделения признаков характеризующих данный звук. Самостоятельное формулирование познавательной цели (задачи)
Извлечение необходимой информации из прослушанного текста-загадки.
Коммуникативные ууд
Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, сознательное построение речевого высказывания
Регулятивные действия
Выделение и осознание учащимися того, что усвоено ранее и что предстоит еще сделать.

Открытие нового знания
-Работаем с учебником на стр.51 с упр.88. Так как у нас сегодня гости, чтобы они тоже могли видеть, это упражнение я вынесла на доску. Читаем задание
Прочитай: Лара, Леня, Лиля, Петя, Рома.
-Сравним эти слова. Что общего у них?
-А чем отличаются эти слова?
-На какие 2 группы можно их разделить? Почему?
Лара, Рома
Леня, Лиля, Петя.
– Произнесите согласные звуки. Дайте им характеристику. Какими буквами обозначена в словах твердость согласных звуков?
-Подчеркнем твердые согласные одной чертой.
-Какие еще вы знаете гласные, которые обозначают твердость согласных звуков? Сформулируйте правило: гласные …..обозначают твердость предшествующего согласного
-Смотрим 2 групп у слов.
-Произнесите согласные звуки. Дайте им характеристику. Какими буквами обозначена мягкость согласных звуков?
-Подчеркнем мягкие согласные двумя чертами.
-Какой буквы не хватает? Сформулируйте правило: гласные…..обозначают мягкость предшествующего согласного.
Познавательные ууд
осуществление сравнения и классификации звукового состава слова по самостоятельно выбранным критериям. Выделение существенных признаков
Коммуникативные ууд
Сотрудничество с детьми, высказывание своего мнения,
договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности
Коммуникативные ууд
аргументируют свою точку зрения
Познавательные ууд
Использование знаково-символических средств для создания модели слова

Первичное закрепление с комментированием
-Спишите имена, не забывая подчеркивать твердые и мягкие согласные.
(дети работают в тетради)
-В какую группу вы бы записали имя Даша? Почему?
-В какую группу вы бы записали имя Митя? Почему?
-К какой группе вы бы отнесли имя Марина? Почему?
Коммуникативные действия
Умение сознательно строить речевое высказывание

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
-Как, одним словом можно назвать данные слова? Это кто?
– Запишите слова РЕБЯТА звуками
-Давайте запишем это слово. Р…бята
-Какую букву мы напишем после буквы р? Где мы можем выяснить, как пишется данное слово?

– Придумайте предложение с этим словом. Давайте его запишем.
Ребята учатся в школе.
-Подчеркните главные члены предложения
-Самостоятельно подчеркните твердые согласные одной чертой, мягкие двумя.
Познавательные ууд
Использование знаково-символических средств для создания модели слова
Коммуникативные действия
Умение сознательно строить речевое высказывание

Включение в систему знаний
Давайте и мы с вами поиграем. Игра «БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН»
Если первый согласный звук твёрдый – хлопаем в ладоши, если мягкий – топаем ногами
Рукав, рюкзак, заяц, зяблик, рис, рысь, сыпать, сито, билет, балет.
-Работа в тетради стр. 32 упр. 41.
-Обменяйтесь тетрадями. Проверьте друг друга. Оцените друг друга.
Познавательные ууд
Осуществляют сравнение и классификацию звукового состава слова по заданным критериям
Регулятивные ууд
Оценивают результаты деятельности партнёра

Рефлексия.
– Ну вот, наш урок подошел к концу.
-Давайте вернемся к нашей лестнице знаний.
– Все ли поставленные задачи мы с вами решили, как вы думаете?
-Теперь на какую ступеньку мы можем себя поставить.
– Какими буквами обозначается мягкость согласного? твердость?
– Продолжите одно из предложений:
-Мне понравилось…
-Мне не понравилось…
-Я узнал…
-Я научился…
-У меня не получилось…
Личностные УУД.
Смыслообразование, т.е. ученик задается вопросом, что дал урок?
Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор
Регулятивные действия
Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоения

Презентация по русскому языку на тему “Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами гласных” (1класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами гласных. 1 класс урок 12 Учитель: Игнатьева Ольга Дмитриевна

Каллиграфия Лучшие буквы ж соединяют с ж-образной снежинкой, а лучшие буквы х с х-образной снежинкой. – Прочитайте слова, которые состоят из одного слога, из двух слогов, из трёх слогов. – Подберите однокоренные слова к слову хлеб. Почему в этом слове на конце пишется буква б? – Какую букву гласного в слове железо надо запомнить? – Произнесите по слогам слово жвачка. – Запишите слова. Разделите их на слоги. Поставьте ударение. Обведите в зелёную рамку слово, в котором нет мягких согласных звуков.

Составление плана урока – Прочитайте слова, которые записаны на зелёной полосе в тетради. – Что записано в квадратных скобках? – Чем различаются эти слова при произношении? – Чем различаются при написании? – Сформулируйте тему урока. – Составим план урока. План 1.Повторение букв, обозначающих мягкость согласных на письме. 2.Повторение правила переноса слов. 3.Деление слов на слоги. 4.Повторение транскрипции. – Что мы сейчас делали?

Развитие умений Упр. 24, с. 24. Ос–лик, оси–на, ок–на. – Составьте шуточное предложение по рисунку на верху страницы, используя слова из упражнения 24. – Выполните схему предложения.

– Какое слово составили игрушки? – Как разделили игрушки слово осина? – Можно ли слово так перенести? Почему? – Какое правило переноса Эле и Дракоше надо повторить? – Расскажите его. – Доволен ли будет вашим ответом Карандаш? – Какие знания мы сейчас повторили?

Самостоятельная работа Упр.25, с.25. – Прочитайте задание. – Скажите план своей работы. – Выполните задание. У до–рож–ки в тра–ве си–дит зай–чик.

Упр. 26, с. 26. – Обозначьте буквы мягких согласных звуков зелёными точками. – Составьте предложение, в котором были бы слова мир, хор.

транскрипция Упр. 27, с. 26. – Прочитайте слова. – Знакома ли вам такая запись слов в квадратных скобках? – Что она обозначает?

Упр. 28, с. 27. I вариант – с буквой а. II вариант – с буквой я. – Какие из записанных слов нельзя переносить? Почему? – Какие знания повторили?

Итог урока – Какие задания выполнял Дракоша? Сформулируйте их. – Правильно ли он их выполнил? 2. – Посоветуйте Карандашу, какое задание ему включить в следующий урок для своих учеников. 3. – Запишите слово люк буквами и в виде транскрипции в тетради. 1.– У Дракоши в тетради записано : я, и, ё, е, ю а, ы, о, э, у 33 маль–чик, ёжик, думай–те

Мы выполнили с вами большую работу. – Кому из вас было нелегко? В чём? – А что у вас хорошо получилось?

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз “Скачать материал”.

  • Начальные классы

Русский язык “Школа 2100” 1 класс 12урок

Ι. Актуализация знаний. Развитие умений

1. Письмо бордюра.

– Посмотрите на с. 14 тетради.

– Какие буквы по форме напоминают снежинки?

– Нарисуйте ещё две снежинки.

2. Анализ и письмо букв и буквосочетаний.

– Из каких элементов состоят строчные буквы х и ж?

– Как написать букву безотрывно?

Письмо показанных букв, сочетаний, сравнение с образцом.

– Почему мы используем нижнее соединение в написании сочетаний хл и хм? (Буквы л и м начинают писать чуть выше строчки.)

3. Анализ и письмо слов.

– Прочитайте слова, которые состоят из одного слога, из двух слогов, из трёх слогов.

– Подберите однокоренные слова к слову хлеб. Почему в этом слове на конце пишется буква б? (В словах хлебушек, хлеба ясно слышится звук [б], на письме его обозначаем буквой «бэ».)

– Какую букву гласного в слове железо надо запомнить?

– Произнесите по слогам слово жвачка.

– Запишите слова. Разделите их на слоги. Поставьте ударение. Обведите в зелёную рамку слово, в котором нет мягких согласных звуков. (Уха.)

4 . Упражнение для самоконтроля.

Лучшие буквы ж соединяют с ж-образной снежинкой, а лучшие буквы х с х-образной снежинкой .

– Прочитайте слова, которые записаны на зелёной полосе в тетради.

– Что записано в квадратных скобках? (Как звучит слово.)

– Чем различаются эти слова при произношении? (Первыми звуками [в] и [в’].)

– Чем различаются при написании? (Вторыми буквами о и ё.)

– Сформулируйте тему урока.

– Составим план урока.

1. Повторение букв, обозначающих мягкость согласных на письме.

2. Повторение правила переноса слов.

3. Деление слов на слоги.

4. Повторение транскрипции.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

ΙΙ. Развитие умений.

Выполняется по заданию.

Образец записи: Осы, ослик, осина, окна, око, он, они, орёл.

Ос–лик, оси–на, ок–на .

– Составьте шуточное предложение по рисунку на верху страницы, используя слова из упражнения 24.

– Выполните схему предложения. (От злых ос прямо на осину мчался ослик с буквой «о».)

2. Беседа по рисунку на с. 24 (внизу).

– Какое слово составили игрушки?

– Как разделили игрушки слово осина?

– Можно ли слово так перенести? Почему?

– Какое правило переноса Эле и Дракоше надо повторить?

– Доволен ли будет вашим ответом Карандаш?

– Какие знания мы сейчас повторили?

Выполняется самостоятельно, проверка коллективная .

– Скажите план своей работы.

Образец записи: У до–рож–ки в тра–ве си–дит зай–чик .

Все слова в этом предложении делятся для переноса, кроме предлогов. В словах дорожки , в траве , сидит мягкость согласных на письме обозначена буквами гласных и, е.

4. Работа по рисунку на с. 25.

– Зачем игрушки надели маски?

– Какую сказку они вспомнили? («Заячья избушка», «Лиса и заяц».)

– Озвучьте этот отрывок из сказки. (Как лиса попросилась жить к зайцу в домик.)

– Запишите слова: лисица, заяц.

– Разделите их для переноса.

– Обозначьте цветными точками буквы, обозначающие на письме мягкость согласных звуков.

– Почему в слове заяц звуков больше, чем букв?

– Где в этом слове орфограмма?

– Запомните написание слова заяц.

– Что мы сейчас делали?

– Что нового узнали?

– Что вы прочитали?

– Выпишите только слова. Проверьте написанное.

2) – Какое слово состоит из двух слогов?

– Что можно сказать про остальные слова?

– В каких словах есть мягкие согласные звуки? (Мир, мяч, вёл.)

– Как на письме обозначена их мягкость? (Буквами и, я, ё.)

– Обозначьте буквы мягких согласных звуков зелёными точками.

– Составьте предложение, в котором были бы слова мир, хор. (Хор

поёт песню о мире.)

– Знакома ли вам такая запись слов в квадратных скобках?

– Что она обозначает?

Для записи произношения разработана специальная система, называемая транскрипцией. Учитель записывает это слово на доске.

– Что означает в транскрипции значок запятая справа на верху согласного звука? (Мягкость.)

Ученики читают первую пару слов. Сравнивают звуки, затем значения слов и записывают: вол – вёл, мал – мял, мол – мёл, мол – моль, галка – галька .

– Какое слово повторяется? Прочитайте статью из толкового словаря о значении этого слова.

7. Упр. 28, с. 27. Выполняется по заданию.

Записывать слова можно по вариантам:

I вариант – с буквой а.

II вариант – с буквой я.

Затем дети в парах сравнивают записанные слова: называют значение слов, звуки, буквы.

Рад, мал, палка, раки.

Р я д, м я со, м я л, шл я па, д я тел, гр я дк и .

Проверка с самооценкой по алгоритму.

– Какие из записанных слов нельзя переносить? Почему?

– Какие знания повторили?

8. Работа по рисунку на с. 27.

– Какое задание выполняли игрушки?

– Как они справились с этим заданием?

– Какие ещё буквы гласных можно поставить вместо вопросительного знака так, чтобы получились новые слова? (Мыл, мил, мёл. )

– Как обозначается мягкость согласных на письме?

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
Ι I . Итог

1.– У Дракоши в тетради записано (учитель открывает запись на доске):

маль–чик, ёжик, думай–те

– Какие задания выполнял Дракоша? Сформулируйте их.

– Правильно ли он их выполнил?

2. – Посоветуйте Карандашу, какое задание ему включить в следующий урок для своих учеников.

3. – Запишите слово люк буквами и в виде транскрипции в тетради .

– Мы выполнили с вами большую работу. Кому из вас было нелегко? В чём? А что у вас хорошо получилось?

– Нарисуйте в конце страницы кружок и раскрасьте его тем цветом (символом), который скажет, как вы оценили свою работу в тетради.

Технологическая карта урока по русскому языку на тему «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Их обозначение на письме»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: Русский язык

Класс:

Автор УМК: Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина

Тема урока: «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Их обозначение на письме»

Тип урока: рефлексии

Вид урока: смешанный

Цель урока: создание условий для систематизации знаний обучающихся о твердых и мягких согласных звуках, и способах обозначения мягкости согласных букв на письме.

Задачи для учителя:

Образовательные (соответствуют предметным планируемым результатам): научить различать твердые и мягкие согласные звуки, обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака (ь) и букв е, ё, ю, я, и; разграничить две функции букв е, ё, ю, я, и: обозначение мягкости согласных звуков и обозначение сочетания двух звуков.

Развивающие (соответствуют метапредметным планируемым результатам): развивать речь, внимание и логическое мышление при распределении слов на группы;

Воспитательные (соответствуют личностным планируемым результатам): воспитывать сознательную дисциплину на уроке, уважительное отношение друг к другу; сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к учебному материалу.

Задачи урока для ученика:

на знание: чем отличаются твёрдые согласные звуки от мягких.

на понимание: роли твёрдости и мягкости согласных звуков в слове.

на применение: выполнить практические задания для проверки правильности написания букв.

на анализ: анализировать согласные звуки.

на синтез: обобщим полученные знания о твёрдых и мягких согласных звуках.

на оценку: проверим, насколько мы понимаем данный материал.

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

  1. систематизировать знания о парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуках;
  2. обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака (ь) и букв е, ё, ю, я, и;
  3. разграничить две функции букв е, ё, ю, я, и: обозначение мягкости согласных звуков и обозначение сочетания двух звуков.

Познавательные УУД: сопоставлять случаи обозначения мягкости согласных с помощью мягкого знака (ь) и букв е, ё, ю, я, и; развивать навык работы с моделями слова, звуковыми схемами;

Регулятивные УУД: развивать речь, навыки логического мышления и внимание; формировать навыки орфоэпически верного произношения слов;

Коммуникативные УУД: сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной и групповой работы.

Ученик получит возможность формирования:

  1. испытывать потребность в общении; осмыслить значение общения.
  2. понимать культурную значимость орфографически верной письменной речи; осознавать необходимость писать грамотно.

Ресурсы

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ, ЦОР

Учебник Л.Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина, рабочая тетрадь.

Изображение Тома и Тима, листья, деревья с яблоками

Межпредметные связи

Литературное чтение, окружающий мир

Организация пространства

Этапы урока

Название этапа

Деятельность

Учителя

Деятельность

Обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Проверка готовности к уроку.

«Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то раскрашиваю на дереве яблоки красным цветом, если нет, зелёным.

Проверка готовности к уроку.

Ориентироваться в ситуации общения

Личностные: мотивация, самоопределение.

Начнём урок с разминки.

-Наша речь состоит . (из предложений).

-Предложения состоят . (из слов).

-Звуки мы . (произносим, слышим).

-Буквы мы . (пишем, читаем, видим).

-Что такое алфавит? (Все буквы, расположенные по порядку)

-Сколько букв в русском алфавите? (33)

-Назовите 3 последние буквы алфавита. (э ю я)

-Жи-ши пиши . (с буквой и).

-Ча-ща пиши . (с буквой а).

-Чу-щу пиши . (с буквой у)

Открываем тетради, записываем дату и классная работа, проведем минутку чистописания.

Давайте пропишем сначала соединение гласной «а» с согласной «л», какое соединение здесь, верхнее или нижнее? Пишем в строчку. Теперь давайте пропишем слово с этим соединением, например, слово «мало».

Стараемся писать слово безотрывно.

Ребята, а к акое сейчас время года? Какие признаки осени мы наблюдаем? К нам в класс тоже прилетели листики, да непростые. Давайте соберём их и узнаем секрет (прикрепляю к доске). Давайте прочитаем буквы хором. Какие это буквы? На какие 2 группы можно их разделить? А это какие буквы? На какие группы делятся буквы, обозначающие согласные звуки? Запишем их в строчку. Теперь посмотрите на свои буквы, выберите ту, которая вам больше всего понравилась, поставьте под ней точку. Сегодня эти буквы будут нам верными помощниками на протяжении всего урока.

Гласные и согласные звуки.

(гласные, ударные и безударные)

(Согласные, твердые-мягкие, парные-непарные, глухие-звонкие)

Все гласные и согласные буквы

(Буквы, обозначающие гласные звуки, ударные и безударные) Буквы, обозначающие согласные звуки. твердые-мягкие, парные-непарные, глухие-звонкие)

Систематизировать знания о звуках и буквах русского языка.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Я хочу вас познакомить с гостями, которые пожаловали к нам из страны Слов.

А кто они такие, вы угадайте сами.

Могут сделать, что угодно:

Замок выстроить за ночь,

Злые силы превозмочь,

Чудеса творят любые

И совсем они не злые.

Им не нужны учебники,

-Этих волшебников зовут ТИМ и ТОМ.

Взаимодействие с учителем

Понимать различия между мягкими и твёрдыми звуками.

  1. Мотивационный
  1. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия.
  1. Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия.
  1. Разработка проекта, плана по выходу из создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
  2. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Первичное закрепление нового знания.

Создание проблемной ситуации.

Ребята, выполняя звуко – буквенный анализ слов мел и мель, Том и Тим поспорили. Том говорит, что в словах мел и мель одинаковое количество звуков и что звуки в этих словах одинаковые, а Тим говорит, что в словах мел и мель разное количество звуков.

Разрешите этот спор, можно использовать звуковую схему. (учащийся выполняет разбор у доски)

Какими звуками различаются эти слова? Дайте характеристику этих звуков. А как обозначаются в схеме твёрдые и мягкие согласные?

Какой звук указал на мягкость согласного л?

Как вы думаете, какова тема урока? «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Их обозначение на письме». Это новый для нас материал? (нет, все это уже знаем) Что мы должны будем сделать на уроке? Каков план нашей работы? 1.Вспомнить, какие согласные являются всегда мягкими, всегда твердыми, какие согласные образуют пары по мягкости-твердости 2.Вспомнить, какова роль Ь после согласных. 3.Закрепить знания на упражнениях.

С какого пункта плана начнем?

Итак, мы уже сказали, что согласные звуки бывают твёрдые и мягкие (пример), некоторые образуют пары. Обратимся к ленте букв. А какие согласные всегда твердые? Каким цветом обозначены? Всегда мягкие? Каким цветом обозначены? А все остальные согласные? Давайте соотнесем наши выводы со словами профессора самоварова. Откройте учебники на стр. 57, прочитайте выводы внизу. Мы все правильно сказали? Какая буква указывает на мягкость согласных? С какими пунктами плана работали? А теперь что должны сделать? (Теперь упр. 75. (в тетради).

С мягким согласным звуком в конце – сирень, дверь, ель, тетрадь, окунь, рысь, брать, май, герой, мебель. С твердым согласным звуком в конце – клен, двор, ел, слон, рис, мальчик, брат, отец, марш, перец.

Слова в рамке записываем в словарик.

Физминутка для рук

Цветочек спать ложится.

Теперь выполняем упр. 77. Давайте вспомним непарные по твердости-мягкости согласные.

В данных словах одинаковое количество звуков, так как мягкий звук звука не обозначает.

(л – согласный, звонкий, твёрдый, л’-согласный, звонкий, мягкий)

(твердые – кружок с прямой линией, мягкий – с волнистой линией).

Читайте также:  Конструкт НОД 'Путешествие в город Мастеров'
Ссылка на основную публикацию