Обозначение мягкости согласного звука на письме гласными буквами – карточки

Обозначение мягкости согласных звуков на письме гласными буквами и Ь

Управление образования Администрации

Сергиево-Посадского муниципального района Московской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Хотьковская средняя общеобразовательная школа

по русскому языку

«Обозначение мягкости согласных звуков на письме гласными буквами и Ь.

(урок подойдёт к любому УМК»

Подготовила и провела

учитель начальных классов

I квалификационной категории

Сорк Маргарита Михайловна

обобщить знания об обозначении на письме мягкости согласных букв

гласными буквами и мягким знаком;

продолжить работу с лентой букв;

развивать умение видеть в словах «опасные» места;

повторить имеющиеся знания о составе слова;

работать над каллиграфией

Воспитательная цель: учить детей общаться и работать в группе,

сопереживать и помогать друг другу.

Оборудование: листочки, индивидуальные карточки, листы формата А3,

Расположение парт в классе

Сегодня у нас необычный урок. Работать вы будете не в тетрадках, а на отдельных листочках. А потом, все ваши работы вы наклеите на большой лист. А что у вас получится – мы увидим в конце урока

Формулирование темы урока.

Сегодня весь мир отмечает необычный праздник. А какой – вы узнаете, если выполните первое задание.

Сейчас мы с вами поработаем с лентой букв. Я буду давать задание, а вы по очереди вписывайте в карточку букву.

Если сделаете всё правильно, то получится слово (Приложение )

Посмотри на колесо и увидишь букву… (О)

«Рычащая буква (Р)

Какой гласный звук мы слышим, когда долго тянем «Ё» (О)

Буква, не имеющая звука и помогающая согласным стать

Йотированная буква, слог и слово (Я)

Какой же сегодня праздник? (День Здоровья).

Приклейте ваше название праздника на бумагу сверху, чтобы получился заголовок

Почему же так важно быть здоровым? (Чтобы быть сильным, не болеть)

На Руси много пословиц о здоровье. Давайте познакомимся с ними

а) Составление предложений (у каждого ребёнка – карточка, половинка разрезанной пословицы. Надо составить 4 пословицы и положить их на газету. Подчеркнуть мягкие согласные (Приложение )

Каждый знает, что режим

людям всем необходим.

Солнце, воздух и вода –

наши лучшие друзья.

Долог день до вечера –

коли делать нечего.

Давайте прочитаем, что у нас получилось (каждая команда читает по одной пословице, объясняет её смысл)

(«Каждый знает, что режим людям всем необходим» – нужно соблюдать режим дня, чтобы всегда всё успевать делать

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» – чтобы быть всегда здоровым, надо больше гулять, закаляться, умываться

«Долог день до вечера, коли делать нечего» – когда человек ничего не делает, он устаёт, и время движется очень медленно

«Здоровье дороже богатства» – здоровье купить нельзя. Если человек больной, ему никакие деньги не помогут)

Молодцы. А теперь поработайте все вместе. Разгадайте слова

б) Работа со словарными словами (кроссворд, один кроссворд на команду. Работают вместе, всей командой) (Приложение )

Растение, овощ. Из него готовят салат, щи, голубцы. Его листья прикладывают к больному месту, чтобы вытянуть боль (капуста)

В нём выращивают овощи (огород)

Бег на время (кросс)

Полезный напиток белого цвета, который получают от животного. Он укрепляет кости. Из него делают много продуктов (молоко)

Лесные или садовые ягоды. Их полезно употреблять вместе с чаем при простуде. Эти ягоды любит медведь (малина)

Давайте проверим, что у вас получилось. Поставьте в этих словах ударения, подчеркните безударные гласные

Ну что же, мы продолжаем с вами работу дальше. Посмотрите, какие весёлые смайлики у вас лежат. Что они нам приготовили?

в) Работа над мягкими и твёрдыми согласными(Приложение 1)

Я каждому из вас раздам карточку. На ней что-то нарисовано. Чтобы вам было легче, я прочитаю эти слова. На обратной стороне карточки вы красиво напишите слова, подчеркнёте в них твёрдые, мягкие согласные и гласные. Но сначала, давайте вспомним, какие гласные обозначают мягкость согласных е, ё, ю, я, и)? А ещё какая буква? (ь)

(у детей карточки, на которых нарисованы: йод, вода, солнце, воздух, витамины, зарядка, овощи, фрукты и большие смайлики. После выполнения задания всё это наклеивается на лист в виде солнышка

Проверка выполнения задания

Ну что же. А теперь пора немного отдохнуть. Но отдыхать мы тоже будем с пользой

г) музыкальная ф/м «Зарядка» (автора и композитора не знаю. Песенка известная «Солнышко лучистое любит скакать. С облачка на облачко перелетать…»)

К нам в гости пришли доктора. Но необычные, а сказочные: Айболит и Медуница. Из каких сказок они пришли? Кто автор этих сказок?

(К. Чуковский написал сказку «Айболит», Н. Носов написал сказку «Приключение Незнайки и его друзей»)

Вам надо помочь этим героям. У вас лежат карточки со словами, в которых такой же корень, как и в именах докторов. Но несколько слов оказались лишними. Вы должны приклеить нашим гостям только те карточки с одинаковым корнем.

Пропедевтика новых знаний. Работа по нахождению однокоренных слов

(каждой команде даётся по одному сказочному персонажу и набор карточек со словами. Ребята должны приклеить вокруг героя только те слова, в которых корень БОЛЬ или МЕД)

ПРОВЕРКА с хлопками (учитель читает ответы, ребята хлопают, если слова однокоренные): Айболит: боль, больной, больница, заболел, болезнь

Медуница: мёд, медовуха, медовик, медовый, медведь

Работа над каллиграфией. (Приложение 1)

Ну что же. Нам осталось последнее задание. Сейчас вы будете настоящими поэтами. Вы должны красиво переписать строчку стихотворения с карточки, а потом все вместе из ваших строчек составить стихотворение. Но писать надо очень –очень красиво.Чья же работа будет самая красивая, аккуратная? (стихотворение разрезано на 8 строчек. Каждый ребёнок переписывает с печатного текста одну строчку. Подчёркивают слова, где все согласные мягкие. Потом составляют стихотворение и наклеивают его на лист)

Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.
Следует, ребята, знать
Нужно всем подольше спать.
Ну а утром не лениться–
На зарядку становиться!

У здоровья есть враги,
С ними дружбы не води!
Среди них тихоня лень,
С ней борись ты каждый день.
Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и водой.

Кто ногтей не чистит
И не подстригает,
Тот своих знакомых
Здорово пугает.
Ведь с ногтями грязными,
Длинными и острыми
Могут очень просто вас
Перепутать с монстрами.

Хорошо здоровым быть!
Соков надо больше пить!
Закаляться, обливаться,
Спортом разным заниматься!
По Земле гулять свободно,
Красоте дивясь природной.
Вот тогда начнёте жить!
ЗдОрово здоровым быть.

Ну, вот и подошло к концу наше путешествие в город Здоровья. Вы сделали красивые газеты. Давайте посмотрим на них. Вы узнали много пословиц о здоровье, стихи. А сейчас нас пригласили в гости пятиклассники на свой урок по Здоровью. Будьте всегда здоровы и следите за собой.

Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме

Предмет: Русский язык

Система обучения: коррекционная на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под редакцией В. В. Воронковой.

Цель: учить распознавать твердые и мягкие согласные звуки и обозначать мягкость и твердость согласных звуков гласными буквами.

Задачи:

  • учить слышать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки;
  • познакомить с обозначением на письме мягкости согласных звуков с помощью букв е,ё,ю,я,и;
  • расширять и активизировать словарный запас;
  • уточнять ориентировки в пространстве;
  • развивать мелкую и общую моторику;
  • развивать умения работать самостоятельно, умения применять знания на практике;
  • развивать внимание, восприятие, память, мышление.

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.1 урок в блоке из 14уроков.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный метод (с использованием ИКТ), игра

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование: шарики СуДжок, изографы, карточки со словарными словами “лисица”, “заяц”, “медведь”; мнемотаблица для “снежной кучи”, снежинки; карточки с половиной слов; карточки для наблюдения за произношением согласных; карточки со слогами; карточки для игры “Разложи пирожки”; карточки с заданиями; ноутбук; видео; видеофизминутка; карточки с правилом и темой урока.

I. Организационный момент. Актуализация знаний.

Для повторения изученного применяется стратегия “Незаконченное предложение”. Отвечают на вопросы.

– Жи-ши пиши (с буквой и)

– Ча-ща пиши (с буквой а)

– Чу-щу пиши (с буквой у)

– Что такое алфавит? (все буквы, расположенные по порядку)

– Букв в русском алфавите? (33)

– Гласных букв? Согласных?

– Наша речь состоит (из предложений)

– Предложения (из слов)

– Звуки мы (говорим, слышим)

– Буквы мы (пишем, читаем, видим)

– Какой сегодня день недели?

Пальчиковая гимнастика шариками СуДжок.

-Игра “Ладушки”. В парах

На доске написаны 2 ряда букв.

-Что это за буквы? (гласные)

-Правильно это сестрички гласные: старшие и младшие, строгие и ласковые.

Запись числа и письмо гласных с доски.

Коррекция зрительного восприятия.

-Ребята, сегодня мы отправимся в Лесную школу, где учатся зверята и будем помогать им. Но сначала узнаем лесных жителей.

Изографы (лисица, заяц, медведь) – это словарные слова. С каким словарным словом мы познакомились недавно? (заяц)

Карточка: вставьте букву. Запишите слово заяц, подчеркните безударную гласную.

– Прочитайте слова, буквоед съел половину слова: волк, мышка, зима.

-Какое слово лишнее? Почему? Зима – самое холодное время года.

-Хорошо. Поиграем в игру “Снежный ком”.

– К слову “зима” подбираем слова – признаки. Передаем “ком” друг другу и повторяем все слова, которые сказали. (Зима (какая?) холодная, суровая, ранняя, снежная, морозная, теплая, красивая. )

Поиграем в еще одну игру “Снежная куча”. Волшебная, сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово “снег”.(игра из статьи- Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи)

  • Есть слово ласковое, маленькое – снежок.
  • Есть слово длинное – снегопад.
  • Есть слово красивое, слово признак – снежный (ком).
  • Есть слово – человек, сказочный персонаж – снегурочка.
  • Есть слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик.
  • Есть слово лёгкая, пушистая – снежинка.
  • Есть слово – цветок – подснежник.
  • Есть слово – птица – снегирь.

Подул вдруг ветер и все слова-снежинки разлетелись. Осталось несколько снежинок, возьмите, они нам еще пригодятся.

IV. Основная часть.

А. Знакомство с темой урока.

Вопрос: что может быть мягким ?- подушка, хлеб, шапка, матрас, а твердым ? – камень, лед, дерево. Верно. Но, оказывается, мягкими или твердыми могут быть звуки речи – согласные

-Спешим на урок в Лесную школу. (Приложение2. видео: Шишкина школа. Русский язык. урок 53. – фрагмент – 2 мин).

Сегодня мы будем учиться различать твердые и мягкие согласные. Итак, тема урока: Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

Б.Наблюдение над произношением твердых и мягких согласных.

– Посмотрим, как рычит маленький медвежонок? Ри-ри-ри

А его мама совсем по-другому? Ры-ры-ры

В рычании медвежонка слышится мягкий звук р, а в рычании его мамы твердый звук р.

Перед нами медвежонок, и он очень мил, а на втором рисунке кто-то мыл руки. В слове мил – мы слышим? Мягкий звук, а в слове мыл? Твердый звук.

Читайте также:  Конспект занятия во второй младшей группе по теме 'Посуда'

В. Первичная проверка усвоения знаний.

А сейчас игра “Разложи пирожки”. Работа на доске.

– Перед нами две корзины, в одну надо сложить пирожки вчерашние, твердые, а в другую – мягкие.

Ваша задача – правильно их разложить, но помните, в твердых пирожках начинка начинается с твердого согласного звука, а в мягких – с мягкого.

– Итак, пирожок с мясом (слово мясо начинается с мягкого звука, значит этот пирожок мягкий, кладем его в правую корзину и т.д. Запишем слово- мясо. Подчеркнем двумя чертами. Приложение 1

РисСыр

Вишня

Г. Видеофизминутка. https://www.youtube.com/watch?v=abd1NWTWfEs

-Что мишка говорил неправильно? Рясь, а нужно –раз

Д. Дифференциация гласных. Чтение слогов.

-Согласная буква одна, а может обозначать и твердый звук и мягкий.

-Почему твердый согласный вдруг становится мягким, что его смягчает? (гласный, который идет за ним).

Перед и ри согласный смягчается, а перед ы – остается твердым ры.

Все дело в гласных, перед старшими строгими сестричками Чтение правила согласные твердые.

А перед младшими Чтение правила согласный остается мягким.

Е.Закрепление. Самостоятельная работа. (индивидуальная карточка у каждого)

Карточка. Подчеркни твердые согласные одной чертой, а мягкие – двумя.

Карточка “Буквы потерялись”

М _ шка

М_ шка Л_ к

Л_ к М_ л

М_ л

Карточка “Найди ошибки

Гласные буквы решили пошалить и поменялись местами. Верните гласные на место.

Ката грела утуг.

Лампа горыт ярко.

Луба и Рая лепат птичку.

Зеленый люк очень полезен.

Игра “Превращение” . Вы волшебники: нужно слоги с твердым согласным заменить слогами с мягким согласным и наоборот.

V. Итог урока. Рефлексия.

-Сегодня на уроке мы выполняли разные задания.

-Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я,е,ё,ю,и).

-А какие твердость? (а,о,у,ы,э)

-Поднимите руку те, кто может сказать: “Я научился различать твердые и мягкие согласные”.

У вас у каждого лежат снежинки. Оцените свою работу на уроке.

Поднимите большую снежинку – отлично работал, справился со всеми заданиями.

Маленькую – работал хорошо, но мог бы и лучше.

Альманах педагога

Автор: Смирнова Татьяна Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 31
Населённый пункт: г. Южно-Сахалинска
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами я, ю, ё, и, е . ( 2 класс)
Дата публикации: 22.03.2018
Раздел: начальное образование

Русский язык ( 2 класс)

Тема: Обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными

буквами я, ю, ё, и, е.

Цель: 1.Сформировать умение построить способ обозначения мягкости

согласных звуков на письме с помощью гласных букв я ,ю , ё, е, и.

– формирование умения обозначать на письме мягкость согласных

звуков гласными я, ю, ё,е,и.

– формирование навыка звуко-буквенного анализа слов с гласными

второго ряда в разных позициях;

– знакомство с новыми словарными словами;

-создать содержательные и организационные условия для развития

умения анализировать, сравнивать;

-содействовать развитию умения наблюдать, исследовать;

-формировать умение формулировать ответы на вопрос учителя;

-формировать умения поиска существенной информации в текстах

-обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою

-содействовать развитию осуществлять самоконтроль, самооценку;

-содействовать развитию у детей умению общаться;

-обеспечить развитие диалогической и монологической речи.

-способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла

учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных

-помочь учащимся осознать практическую и личностную значимость

учебного материала, ценность совместной деятельности.

I Мотивация к учебной деятельности.

На доске девиз урока

Учитель открывает девиз к уроку:

Вперёд к открытиям!

-Как этот девиз связан с работой на уроке? ( Мы на уроке попытаемся сами

открыть что-то новое.)

Какие шаги вы должны выполнить при открытии? (Понять, что мы еще не

знаем, и самим постараться найти новый способ.)

– О чём мы говорили на прошлом уроке ? ( Мы говорили о том , что

мягкость согласного звука можно обозначить с помощью ь )

-Сегодня вы продолжите работать над обозначением мягкости согласных

-Я желаю вам новых открытий на уроке! Улыбнёмся друг другу , и пожелайте

– С чего начнём работу на уроке ? ( С повторения необходимых знаний.)

II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

На доске карточки со слогами

Лю нё те ма но лу си мя сы тэ

– На какие группы можно разделить эти слоги? ( На две группы)

– Прочитайте первый столбик . Каким эталоном воспользовались ? ( Мы

воспользовались эталоном 1: « Обозначение мягкости согласных звуков с

помощью гласных второго ряда.)

– Прочитайте второй столбик . Каким эталоном воспользовались?

( Эталоном 2« Обозначение твёрдости согласных звуков с помощью гласных

– Прочитайте слоги ,в которых слышим звук[ а.] ( Это слоги – ма , мя, т.к.

звук [а] обозначается на письме буквами а, я)

-Прочитайте слоги ,в которых слышим звук [у.] (Это слоги- лу , лю, т.к. звук

[у] обозначается на письме буквами у, ю.)

– Прочитайте слоги ,в которых слышим звук [э]. (Это слоги- те ,тэ, т.к.

звук[ э] обозначается на письме буквами э, е.)

-Прочитайте слоги в которых слышим звук[ о.] (Это слоги- нё , но, т.к. звук

[о] обозначается на письме буквами о, ё.)

– Каким эталоном воспользовались? (Мы воспользовались Эталоном 3 :

«Гласные буквы и звуки.»)

– Перед вами транскрипции слов [КОН’] [МАЛ’ЧИК]

-Запишите слова в тетради.

– Какие слова написали. ( конь , мальчик)

согласного звука с помощью ь)

-Каким эталоном воспользовались.( Мы воспользовались

Обозначение мягкости согласного звука буквой ь»)

-Что вы сейчас повторили?

– Зачем мы это повторили ? ( Это нам пригодится на уроке.)

-Что я вам сейчас предложу? (Пробное задание)

Учащиеся выполняют самостоятельно пробное задание на планшетах.

Учащимся раздаются карточки с транскрипцией слов

-Запишите слова , обозначая мягкость согласного звука буквами гласных

Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось. У кого нет ответа?

Ученики поднимают руки.

Какой вывод вы можете сделать? (Мы не смогли написать слова.)

Поднимите руки у кого есть ответ.

Покажите , что получилось.

Обоснуйте свое написание ( Я не могу обосновать свой ответ)

Какой следующий шаг вы должны сделать? ( Мы должны разобраться , в

III Выявления места и причины затруднения.

– Какое задание вы должны были выполнить ? ( Написать слова , в которых

нужно обозначить мягкость согласного звука на письме

– Какой способ обозначения мягкости согласного звука на письме вы знаете?

( Обозначение мягкости согласного звука с помощью мягкого знака.)

– Что нового в этом задании? ( Нужно обозначить мягкость согласного

звука на письме буквами гласных звуков)

– Где возникло затруднение? ( В обозначении мягкости согласного звука на

письме буквами гласных звуков)

– Почему у вас возникло затруднение? ( Мы не знаем эталона обозначения

на письме мягкости согласных звуков буквами гласных звуков.)

IV Построение проекта выхода из затруднения.

– Какая цель вашей дальнейшей деятельности? ( Открыть способ обозначения

на письме мягкости согласных звуков с помощью букв гласных звуков.)

– Какая будет тема урока ( Обозначение на письме мягкости согласных звуков

буквами гласных звуков. )

Что вы можете использовать для открытия нового способа написания

гласных второго ряда в словах. ( Учебник, спросить у учителя, спросить у

родителей, попытаться самому найти способ .)

согласного звука обозначают гласные буквы II ряда ( я, ё, ю, и,е )

1. Определить гласный звук после мягкого согласного звука;

2. Выбрать гласную букву II ряда , для обозначения гласного звука на

3. Сделать вывод ;

4. Создать эталон

V Реализация построенного проекта.

Сегодня вы будете работать в группах.

Вспомните правила работы в группах

Выполните план в группах.

Учитель организует представление результатов.

Одна из групп защищает свой результат. Можно также организовать работу

так, чтобы каждая группа защитила по одному слову.

В слове нёс после мягкого звука [н’] стоит гласный звук[o]. Гласный

звук [о] можно обозначить буквами о или ё. Мы выбираем для

обозначения гласного звука [о] на письме гласную букву ё , т.к. буква ё

гласная II ряда , она даёт мягкость согласному звуку. Мягкость

согласных звуков на письме обозначается гласными буквами II ряда

Аналогично учащиеся защищают следующие слова.

Дети демонстрируют эталон.

– Как проверить своё открытие? (Нужно посмотреть на эталон учителя)

-Ученики сравнивают свой эталон с эталоном учителя.

-Итак, сделайте вывод. ( Мы составили эталон верно)

– Смогли преодолеть затруднение? (Да)

-Что вы можете теперь делать? (Мы можем обозначать на письме мягкость

согласных звуков с помощью гласных букв я,ю,ё,и,е.)

– Какой теперь следующий шаг? ( Мы должны научиться применять новое

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Детям раздаются карточки. Дети работают в парах.

Вставь пропущенные буквы.

Кл..ч, Л..ба, кл..н, м…ч , т..ль, лис…та , Андр..ша, бр..ки.

Выбери нужную букву и запиши предложения в рабочую тетрадь.

Папа н(о, ё)с тяжёлую сумку.

У вороны большой н(оё)с.

Паша м(я,а)л траву.

Какой следующий этап? ( Самостоятельная работа , а потом проверим себя

VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Вставьте пропущенные буквы.

Коля л..бит из..м. В саду растёт высокий кл..н. Андр..ша читает книгу.

У кошки родились кот..та. Л..ня и Л..ба сели в первый р..д.

проводят самопроверку по образцу.( Образец на экране или на

Коля л.ю.бит из.ю.м. В саду растёт высокий клё.н. Андр.ю.ша читает

У кошки родились кот.ята. Л.ёня и Лю.ба сели в первый р.я.д.

Проверьте свои работы по образцу для самопроверки зеленой ручкой.

Поставьте «?», если есть ошибки, и «+», если ошибок нет.

У кого есть ошибки? В чем они? (Неправильно выбрали гласные буквы

для обозначения мягкости согласных звуков.)

Урок для начальных классов “Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами гласных”

Описание разработки

Цель:

дать представление учащимся о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков с помощью букв я, е, ё, и, ю.

– ценностное отношение к совместной учебной деятельности;

– учебно – познавательный интерес к обучению и познавательной деятельности;

определять цель учебной деятельности с помощью учителя;

– умение принимать и сохранять учебную задачу;

– умение прогнозировать свои действия;

– умение контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

умение выявлять сущность, особенности объектов;

– умение на основе анализа объектов делать выводы;

– умение обобщать и классифицировать по признакам;

– умение находить ответы на вопросы из текста;

– умение извлекать нужную информацию;

– умение представлять свою информацию в виде схемы (модели);

– умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

– умение оформлять свои мысли в устной форме;

– умение работать в паре;

– умение работать в малой группе;

– умение слушать и понимать других;

развивать умение определять способ обозначения мягкости согласных на письме гласными буквами;

умение различать буквы мягких непарных согласных звуков;

отрабатывать умение списывать слова и сверять с образцом;

Планируемый результат:

1. Ученики научатся различать твердые и мягкие согласные звуки и буквы, которыми они обозначаются на письме.

2. Ученики узнают способ обозначения мягких согласных на письме гласными буквами.

3. Ученики получат возможность научиться проводить звуковой анализ слов.

4. Ученики умеют работать в паре, в группе (умеют слушать других)

5. Ученики творчески перерабатывают информацию (в группе составляют модель), расширяют свои знания.

7. Ученики оценивают свою деятельность устно, письменно и образно.

Технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Организационные формы обучения: фронтальная, групповая, в парах.

Бунеев, Р. Н. Русский язык : учебник для 1 класса / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина, – М : Баласс Школьный дом, 2012

Карточки с заданиями.

I. Психологический настрой.

Начинаем наш урок.

Сядьте ровно, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь.

II. Мотивация к учебной деятельности.

Прочитайте пожелание на сегодняшний урок.

С хорошим настроением принимайся за работу! (Девиз урока)

Как вы его понимаете? (работу надо начинать с хорошим настроением)

Почему работу надо начинать с хорошим настроением?

А что делать, если у человека плохое настроение, а надо работать? (Постараться изменить настроение, заставить себя включиться в работу, иначе не сможем учиться. )

Чему вы учитесь на любом уроке? (Мы учимся учиться. )

Напомните, что это значит? (Учиться – это, значит, понять, что мы еще не знаем, и самим открыть способ. ).

Расскажите, как вы открываете новые знания? (Сначала мы повторим необходимое, потом будет задание с чем – то новым. Мы попробуем его выполнить и, скорее всего, не получится. Мы подумаем, почему не получилось, поставим цель и сами построим способ. )

Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, чтобы вы получили удовольствие, радость от работы друг с другом.

III. Минутка чистописания.

– А сейчас у нас как всегда минутка чистописания.

Я тетрадочку открою,

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я примусь.

Зачем мы проводим минутку чистописания?

1. На доске написан ряд букв: И, Е, Ё, Ю, Я, Ь.

Найдите лишнюю букву в данном ряду (Лишняя буква – Ь, т. к. не обозначает звука).

А ещё какую букву можно исключить (БуквуИ, т. к. остальные йотированные буквы – буквы, которые обозначают 2 звука).

Она будет хозяйкой минутки чистописания.

Определите порядок написания букв в данной цепочке: ии ие иё ию ия иеёюя

– Когда мы будем использовать нижнее соединение? Почему?

2. Упражнение для самоконтроля «Лесенка успеха»

Конечно, каждому охота

Взойти на пьедестал почёта.

Сегодня буквы будут там,

А присуждать им место – вам!

На пьедестал дети располагают буквы. Самая удачная занимает первое место, её подчёркивают на строке и записывают на пьедестал, так же определяется второе и третье место.

3. Чтение слов про себя на второй строчке.

сапоги ягода ива ученики

Чтение слов вслух по заданию:

– Какое слово, имеет самое большое количество слогов? (ученики) Почему? (Выделение орфограммы. )

– Назовите слово, в котором совпадает количество букв гласных и согласных (сапоги) (Выделение орфограммы. )

– Найдите слово, которое нельзя переносить (ива) Почему?

– В каком слове звуков больше, чем букв? (ягода) (Выделение орфограммы. )

Проговорите шёпотом по слогам каждое слово, запишите их, поставьте над словами ударение и подчеркните в них непроверяемую букву безударного гласного в корне. Запомните их написание.

– Какое слово лишнее?

ива – нельзя переносить, нет непроверяемой гласной.

сапоги – первая согласная буква (ост. гласная)

ученики – все согласные звуки мягкие

ягода – слове звуков больше, чем букв (ост. кол – во зв. = б. )

– Как называются слова, написание которых нельзя проверить? (словарные)

– А где можно посмотреть их написание? (в орфографическом словаре, толковом)

Какой следующий этап нашей работы? (словарно – орфографическая работа)

IV. Словарно – орфографическая работа.

1. Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом.

Вы сможете определить это слово, если расположите прямоугольники в порядке увеличения количества точек в каждом из них.

Весь материал – смотрите документ.

Содержимое разработки

1. УМК: «Школа 2100»
2. Предмет: русский язык
3. Автор учебника: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина
4. Класс: 1 класс

5. Тип урока: урок открытия новых знаний
6. Тема: Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами гласных.
7. Цель:
• дать представление учащимся о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков с помощью букв я, е, ё, и, ю.

-ценностное отношение к совместной учебной деятельности;

-учебно-познавательный интерес к обучению и познавательной деятельности;

определять цель учебной деятельности с помощью учителя;

-умение принимать и сохранять учебную задачу;

-умение прогнозировать свои действия;

-умение контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

умение выявлять сущность, особенности объектов;

-умение на основе анализа объектов делать выводы;

-умение обобщать и классифицировать по признакам;

-умение находить ответы на вопросы из текста;

– умение извлекать нужную информацию;

– умение представлять свою информацию в виде схемы (модели);

– умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

– умение оформлять свои мысли в устной форме;

– умение работать в паре;

– умение работать в малой группе;

-умение слушать и понимать других;

развивать умение определять способ обозначения мягкости согласных на письме гласными буквами;

умение различать буквы мягких непарных согласных звуков;

отрабатывать умение списывать слова и сверять с образцом;

1. Ученики научатся различать твердые и мягкие согласные звуки и буквы, которыми они обозначаются на письме.

2. Ученики узнают способ обозначения мягких согласных на письме гласными буквами.

3. Ученики получат возможность научиться проводить звуковой анализ слов.

4. Ученики умеют работать в паре, в группе (умеют слушать других)

5. Ученики творчески перерабатывают информацию (в группе составляют модель), расширяют свои знания.

7. Ученики оценивают свою деятельность устно, письменно и образно.

Технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Организационные формы обучения: фронтальная, групповая, в парах.

Бунеев, Р.Н. Русский язык : учебник для 1 класса / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, – М : Баласс Школьный дом, 2012

Карточки с заданиями.

I. Психологический настрой.

Начинаем наш урок.

Сядьте ровно, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь.

II. Мотивация к учебной деятельности.

Прочитайте пожелание на сегодняшний урок.

С хорошим настроением принимайся за работу! (Девиз урока)

Как вы его понимаете? (работу надо начинать с хорошим настроением)

Почему работу надо начинать с хорошим настроением?

А что делать, если у человека плохое настроение, а надо работать? (Постараться изменить настроение, заставить себя включиться в работу, иначе не сможем учиться.)

Чему вы учитесь на любом уроке? (Мы учимся учиться.)

Напомните, что это значит? (Учиться – это, значит, понять, что мы еще не знаем, и самим открыть способ.).

Расскажите, как вы открываете новые знания? (Сначала мы повторим необходимое, потом будет задание с чем-то новым. Мы попробуем его выполнить и, скорее всего, не получится. Мы подумаем, почему не получилось, поставим цель и сами построим способ.)

Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, чтобы вы получили удовольствие, радость от работы друг с другом.

III. Минутка чистописания.
– А сейчас у нас как всегда минутка чистописания.
Я тетрадочку открою,
Уголочком положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.

Зачем мы проводим минутку чистописания?

1.На доске написан ряд букв: И, Е, Ё, Ю, Я, Ь.

Найдите лишнюю букву в данном ряду (Лишняя буква – Ь, т. к. не обозначает звука).

А ещё какую букву можно исключить (БуквуИ, т. к. остальные йотированные буквы- буквы, которые обозначают 2 звука).

Она будет хозяйкой минутки чистописания.

Определите порядок написания букв в данной цепочке: ии ие иё ию ия иеёюя

– Когда мы будем использовать нижнее соединение? Почему?

2.Упражнение для самоконтроля «Лесенка успеха»

Конечно, каждому охота

Взойти на пьедестал почёта.

Сегодня буквы будут там,

А присуждать им место – вам!

На пьедестал дети располагают буквы. Самая удачная занимает первое место, её подчёркивают на строке и записывают на пьедестал,так же определяется второе и третье место.

3.Чтение слов про себя на второй строчке.

сапоги ягода ива ученики

Чтение слов вслух по заданию:

– Какое слово, имеет самое большое количество слогов? (ученики) Почему? (Выделение орфограммы.)

– Назовите слово, в котором совпадает количество букв гласных и согласных (сапоги) (Выделение орфограммы.)

– Найдите слово, которое нельзя переносить (ива) Почему?

– В каком слове звуков больше, чем букв? (ягода) (Выделение орфограммы.)

Проговорите шёпотом по слогам каждое слово, запишите их, поставьте над словами ударение и подчеркните в них непроверяемую букву безударного гласного в корне. Запомните их написание.

Какое слово лишнее?

ива– нельзя переносить, нет непроверяемой гласной.

сапоги – первая согласная буква (ост.гласная)

ягода – слове звуков больше, чем букв (ост.кол-во зв.= б.)

– Как называются слова, написание которых нельзя проверить? (словарные)

– А где можно посмотреть их написание? (в орфографическом словаре,толковом)

Какой следующий этап нашей работы? (словарно-орфографическая работа)

IV. Словарно-орфографическая работа.

1.Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом.

Вы сможете определить это слово, если расположите прямоугольники в порядке увеличения количества точек в каждом из них.

(Карточки расположены по всему классу в разных местах, дети должны найти их и принести к доске и составить словарное слово).

Конспект логопедического занятия во 2 классе «Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака»

Марина Лебедева
Конспект логопедического занятия во 2 классе «Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака»

Конспект логопедического занятия во 2 классе «Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака»

Цель: Познакомить с мягким знаком как одним из способов обозначения мягкости согласных на письме.

– закреплять знания о смягчении согласных при помощи гласных е,ё,ю,я,и;

– закреплять навыки правописания слов с мягким знаком на конце слова;

– работать над преодолением ошибок фонематического анализа и синтеза;

– обогащать словарный запас;

– развивать грамматический строй речи.

– развивать зрительное и слуховое внимание;

– развивать артикуляционную моторику.

– воспитывать активность и самостоятельность учащихся на занятии;

– воспитывать у детей самоконтроль за речью;

– формировать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: карточки с буквами, предметные картинки, карточки с текстом

Ход занятия.

1. Организационный момент

Мы пришли сюда учится

Не лениться, а трудиться.

Основная часть. 1. Повторение пройденного материала.

Логопед: давайте вспомним какие гласные звуки смягчают согласные: и, ё, е, ю, я.

2. Знакомство с темой занятия.

Но для смягчения согласных в алфавите есть еще одна буква. Может быть кто- вспомнит её.

Послушайте стихотворение о белочке.

Белка хвостик изогнула,

У пенечка отдохнула

Распушила хвост, да так –

Стала словно мягкий знак. (вывешивается буква ь)

3. Беседа о мягком знаке и его роли в смягчении согласных.

Логопед: вспомните, есть ли у мягкого знака звук. Нет. Но он также важен, как и остальные буквы. чтобы в этом убедится, послушайте сказку и ответьте: для чего нужен мягкий знак?

Сказка о мягком знаке.

Жили – были буквы – гласные и согласные. Жили они дружно и весело: ходили друг к другу в гости, играли и пели. Например: вставали друг за другом буквы С,А,Н,И и можно было прочесть слово – САНИ, а становились буквы К,О,Н,И и сразу появлялись КОНИ. И были в этом городе только две буквы, которых никуда не приглашали, все смеялись над ними и подшучивали.

«Какие же вы буквы, если не можете обозначать никаких звуков и услышать вас невозможно!» – смеялись одни. «Для чего вы нужны, ведь вас невозможно услышать» – кричали другие.

«Мы смягчаем согласные, отделяем согласные от гласных» – пытались защищаться Ь и Ъ.

«Подумаешь, какая важность! Для смягчения согласных у нас есть гласные и, е, ё, ю, я.» – кричали звуки. «Уходите прочь!» – хором закричали буквы. делать нечего. Ушли Ь и Ъ в лес, построили себе избушку и стали жить в одиночестве. Шло время, и вот однажды к буквам пришел лось и попросил выложить его имя из букв. Буквы бойко взялись за дело, построились по порядку: Л,О,С … что же делать дальше? Звук С звучит мягко и требует смягчения на письме. Пригласили букву И – получилось ЛОСИ! Что – то здесь не так. Ведь животное пришло одно. Попробовали заменить на Я – ЛОСЯ, на Ю – ЛОСЮ, на Е – ЛОСЕ, на Ё – ЛОСЁ! Все не так. Что же делать. Совсем выбились буквы из сил. И тут кто – вспомнил о Ь. Побежали буквы в лес. Разыскали Ь и Ъ, извинились перед ними и позвали обратно. Оказалось, что в алфавите все буквы важны и нужны. Буквы Ь и Ъ забыли обиду, вернулись в город букв и звуков и помогли составить слово ЛОСЬ. С тех пор буквы жили мирно, никогда друг друга не обижали и не ссорились.

Давайте ответим на вопрос, который я поставила перед вами перед тем, как прочитать сказку: для чего нужен Ь?

4. Закрепление знаний о мягком знаке при смягчении согласных на конце слова.

Прослушайте пары слов. Сравните их по смыслу. Чем отличаются эти слова при написании.

Угол – уголь, брат – брать, ел – ель, мел – мель

Логопед: согласный в конце слова звучит мягко потому, что его смягчает мягкий знак.

Как произносится согласный, если в конце слова после него стоит Ь.

4. Измените слова так, чтобы в конце появился мягкий знак. Нужно чтобы много слова стали обозначать один предмет.

Рыси, звери, гуси, кони, гости, метели, голуби, караси, олени.

5. Логопед: Мальвина учила Буратино – она знакомила его с ь. девочка попросила его переписать слова с ь, но негодный мальчишка не хочет учиться – он стер своим длинным носом во всех словах ь. Посмотрите, что у него получилось. Помогите Мальвине исправить ошибки Буратино: угол, ел, брат, мел, стал, шест, кон.

6. Прописать букву ь.

7. Записать слова, подчеркнуть согласную, которую смягчает ь.

Сталь, пыль, гусь, жарь, цепь, соль, быль, пузырь, огонь.

Если слово без мягкого знака – хлопнули в ладоши, если слово с мягким знаком – подпрыгнули.

9. Развитие языкового анализа и синтеза.

Вставь где это необходимо ь.

Юра ест… грушу. У Толи ест… груша. У Любы жар…. Мясо жар…. Яша нёс угол…. Веник поставили в угол…. Высока наша ел…. Вася кашу ел…. Учитель взял мел…. Плот сел на мел… .

10. Развитие грамматического строя речи. Согласование числительных с существительными.

Логопед: мы с вами пойдем в магазин покупать посуду. При покупке мы будем пользоваться цифрами, но только теми, в названии которых есть ь. какие это цифры: пять, шесть, семь, восемь, девять и десять.

Дети выбирают предмет посуды, составляют предложение, согласовывая числительное с существительным.

Например: Я купила в магазине пять ножей. Мама купила семь тарелок. Бабушка купила десять стаканов.

11. Итог занятия. Какую буквы мы вспомнили. Имеет ли мягкий знак звук. Для чего служит мягкий знак. Как произносится согласный, если в конце слова после него стоит ь.

Оценка работы учащихся.

Сказка о мягком знаке.

Жили – были буквы – гласные и согласные. Жили они дружно и весело: ходили друг к другу в гости, играли и пели. Например: вставали друг за другом буквы С,А,Н,И и можно было прочесть слово – САНИ, а становились буквы К,О,Н,И и сразу появлялись КОНИ. И были в этом городе только две буквы, которых никуда не приглашали, все смеялись над ними и подшучивали.

«Какие же вы буквы, если не можете обозначать никаких звуков и услышать вас невозможно!» – смеялись одни. «Для чего вы нужны, ведь вас невозможно услышать» – кричали другие.

«Мы смягчаем согласные, отделяем согласные от гласных» – пытались защищаться Ь и Ъ.

«Подумаешь, какая важность! Для смягчения согласных у нас есть гласные и, е, ё, ю, я.» – кричали звуки. «Уходите прочь!» – хором закричали буквы. делать нечего. Ушли Ь и Ъ в лес, построили себе избушку и стали жить в одиночестве. Шло время, и вот однажды к буквам пришел лось и попросил выложить его имя из букв. Буквы бойко взялись за дело, построились по порядку: Л,О,С … что же делать дальше? Звук С звучит мягко и требует смягчения на письме. Пригласили букву И – получилось ЛОСИ! Что – то здесь не так. Ведь животное пришло одно. Попробовали заменить на Я – ЛОСЯ, на Ю – ЛОСЮ, на Е – ЛОСЕ, на Ё – ЛОСЁ! Все не так. Что же делать. Совсем выбились буквы из сил. И тут кто – вспомнил о Ь. Побежали буквы в лес. Разыскали Ь и Ъ, извинились перед ними и позвали обратно. Оказалось, что в алфавите все буквы важны и нужны. Буквы Ь и Ъ забыли обиду, вернулись в город букв и звуков и помогли составить слово ЛОСЬ. С тех пор буквы жили мирно, никогда друг друга не обижали и не ссорились.

Давайте ответим на вопрос, который я поставила перед вами перед тем, как прочитать сказку: для чего нужен Ь?

Вставь где нужно мягкий знак.

Юра ест… грушу. У Толи ест… груша. У Любы жар… .Мясо жар…. Яша нёс угол…. Веник поставили в угол…. Высока наша ел…. Вася кашу ел…. Учитель взял мел…. Плот сел на мел… .

Вставь где нужно мягкий знак.

Юра ест… грушу. У Толи ест… груша. У Любы жар… .Мясо жар…. Яша нёс угол…. Веник поставили в угол…. Высока наша ел…. Вася кашу ел…. Учитель взял мел…. Плот сел на мел… .

Вставь где нужно мягкий знак.

Юра ест… грушу. У Толи ест… груша. У Любы жар… .Мясо жар…. Яша нёс угол…. Веник поставили в угол…. Высока наша ел…. Вася кашу ел…. Учитель взял мел…. Плот сел на мел… .

Вставь где нужно мягкий знак.

Юра ест… грушу. У Толи ест… груша. У Любы жар… .Мясо жар…. Яша нёс угол…. Веник поставили в угол…. Высока наша ел…. Вася кашу ел…. Учитель взял мел… .Плот сел на мел… .

Конспект логопедического занятия в 1 классе «Дифференциация [с] — [ш]» План-конспект логопедического занятия с учащимися 1 класса на тему «Дифференциация С-Ш» Цель: учить детей различению изучаемых звуков на.

Конспект логопедического занятия во 2 классе «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях, тексте» КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ (2 класс) Автоматизация звука Ш (в слогах, словах, предложениях, тексте) Подготовила и провела: учитель.

Конспект логопедического занятия во 2 классе по теме «Дифференциация согласных [Г]-[К]» Конспект логопедического занятия по теме “Дифференциация согласных “Г-К”. 2-й класс Учитель-логопед Никанорова С. Н. Цели занятия:.

Конспект логопедического занятия «Профессии» в 4 классе коррекционной школе 8 вида Логопедическое занятие “Профессии” в 4 классе коррекционной школе 8 вида. ЦЕЛЬ: продолжить работу по ознакомлению детей о существующих.

Конспект логопедического занятия в 3 классе «Слоговой анализ и синтез слов» Конспект логопедического занятия в 3 классе Тема: “Слоговой анализ и синтез слов” Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза. Задачи:.

Конспект логопедического занятия во 2 классе «Слоговой анализ и синтез слов» Тема : Слоговой анализ и синтез слов. Цели деятельности педагога: Развивать и совершенствовать навыки звукобуквенного и языкового анализа.

Конспект урока русского языка во 2 классе «Загадочное чередование согласных в корнях» Урок русского языка во 2 классе. Тема урока” Загадочное чередование согласных в корнях слов: чередование настоящего звука с нулевым звуком.

Карточки-слоги – Твердые и мягкие согласные звуки

Здесь вы можете скачать карточки-слоги “Твердые и мягкие согласные звуки”. Благодаря этим карточкам, ваш ребенок узнает в каких случаях согласные буквы могут быть мягкими, а когда твёрдыми.

Как пользоваться карточками “Твердые и мягкие согласные звуки”:

Когда распечатаете карточки “Твердые и мягкие согласные звуки”, приведите малышу несколько примеров. Например, в слове «микроб» слышится мягкий согласный звук [м’], а в слове «матрас» – согласный звук [м] твердый. Помогите ребенку запомнить, что [й’], [ч’], [щ’] всегда мягкие звуки, а [ж], [ш], [ц] – всегда только твёрдые.
Следует также запомнить, что все остальные звуки считаются мягкими, если в след за ними идут гласные буквы -е, -ё, -и, -ю, -я или –ь. Звуки считаются твёрдыми, если за ними идут гласные и согласные.

Согласные буквы образуют 15 пар противопоставленных по мягкости или твёрдости звуков.

Пары “Твердые и мягкие согласные звуки”:

Предоставленные карточки со слогами выполнены по методике Зайцева и являются авторской работой детского портала chudo-udo.org

Синим цветом на карточках обозначены твёрдые согласные звуки, а мягкие согласные – зелёным .

На нашем сайте карточки с буквами и слогами “Твердые и мягкие согласные звуки” можно скачать бесплатно, распечатать и разрезать по кубикам.

Совет! Если хотите самостоятельно сделать кубики по методике Зайцева, можете дополнительно к карточкам со слогами скачать кубик в развёрнутом виде. Его можно обклеить карточками и материал для обучения чтению готов!

Перепубликация и коммерческое использование материалов запрещены законом об авторских правах.

Картинки находятся в свободном скачивании, без использования файлообменников. Не забывайте писать свои комментарии – для нас это очень важно.

Скачать “Карточки-слоги – Твердые и мягкие согласные звуки” по ссылке ниже

Во втором архиве мы выложили недостающие слоги с буквами П, Р

В третьем архиве – недостающие слоги с буквами Ц и Ч

Ссылка на основную публикацию