Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ОВЗ

«Патриотическое воспитание детей с ОВЗ»
статья (старшая группа)

На свете очень много разных и нужных профессий, все они важные и интересные. И каждый человек должен выбрать ту, которая более соответствует его природным способностям. Я выбрала профессию – воспитатель!

Скачать:

ВложениеРазмер
nsporta.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

На свете очень много разных и нужных профессий, все они важные и интересные. И каждый человек должен выбрать ту, которая более соответствует его природным способностям. Я выбрала профессию – воспитатель!

Как сказал Максим Горький – «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд… возвышается до творчества».

Я с уверенностью могу сказать, что люблю свою профессию. Конечно, путь воспитателя труден. Нужно постоянно быть образцом для подражания и творцом детской души. Но эта ноша не в тягость, она приносит удовлетворение и радость, потому что в основе её лежит любовь. Любовь нужна всем, а детям особенно.

Каждый день я учусь смотреть на мир восторженными глазами детей. Многократное проживание детства позволяет мне сохранить оптимистический взгляд на жизнь и жить, как дети, настоящим сказочным временем. Ежедневно ищу ответы на детские вопросы: «А чем мы будем сегодня заниматься?», «А мы будем опять. », «А когда мы пойдём…?»

А помогают мне в этом сами дети, а именно их любознательность и активность. Мы вместе что-то ищем и находим, сооружаем и строим, выдумываем и воплощаем. Я не просто вкладываю в них знания, я учу их эти знания добывать.

В связи с глобальными переменами в социально-политической жизни России происходит смена общественных ценностей, отсюда и новые требования, предъявляемые к личности. В настоящее время востребованы такие качества личности, как инициативность, устойчивая гражданская позиция, умение адаптироваться в современных условиях, способность и готовность выполнять основные социально-ролевые функции.

Проблема формирования гражданского самосознания молодого поколения является одной из главных на современном этапе развития человечества. Владимир Владимирович Путин неоднократно подчёркивал в своих ежегодных посланиях Федеральному собранию важность формирования в нашей стране гражданского общества. Для решения задач развития гражданского самосознания личности необходимо создать условия: образовательную среду как пространство накопления и обогащения опыта, модели гражданского образования с учётом региональной специфики, планирование взаимодействия с педагогами учреждения и социумом, изучение и внедрение традиционных и инновационных технологий, направленных на формирование нравственных ценностей и гражданских компетентностей.

ФГОС раскрывает целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, один из которых определён следующим образом: «Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты».

Личность формируется с раннего возраста на основе опыта, полученного в семье, ДОУ, социальной среде. Средства воспитания гражданского самосознания – это вся окружающая среда, атмосфера дошкольного учреждения, совместные со взрослыми дела и проекты, а также и реальное участие в жизни своего города, своей страны. Очень важно при этом сотрудничество детей и взрослых в педагогическом процессе, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений» (ФГОС, принципы дошкольного образования).

Для развития гражданского самосознания детей с особыми возможностями здоровья (задержкой психического развития), у которых ослаблено здоровье и отмечается сниженный уровень психофизического развития, несформирована эмоционально-волевая, мотивационная сфера и высшие психические функции, затруднены осознание себя, окружающего мира, социальная адаптация, необходимо создание особых педагогических условий: «Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для … коррекции нарушений развития и социальной адаптации,…» (ФГОС психолого-педагогические условия реализации образовательной программы).

Вашему вниманию хочу представить проект на тему «Формирование патриотических чувств у дошкольников с ОВЗ». Данный проект – это начальная ступень патриотического воспитания дошкольников. Проект поможет ребятам узнать много нового о городе, республике Адыгея, России.

Кроме того, проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители, другие члены семьи, социальные партнёры. Родители являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья, их способность усваивать что-либо новое, удерживать это в своей памяти заставляют искать новые формы, варианты работы по патриотическому воспитанию.

Данный опыт имеет ряд особенностей.

Во-первых , всю деятельность по патриотическому воспитанию с включением регионального компонента строю на тесном взаимодействии с родителями воспитанников, родителей со своими детьми и всеми воспитанниками группы: анкетирование, выполнение творческих работ, викторины и развлечения, создание развивающей среды.

Во-вторых , учебный материал предъявляю от частного к общему (дом –улица – город – республика – страна), от самого близкого и знакомого ребенку с проблемами в развитии до самого отдаленного и, по своей сути, абстрактного для него материала.

В-третьих , обязательное условие всей работы – учет ведущего вида деятельности дошкольника, а это – игровая деятельность.

В-четвертых , создание условий для формирования умений и навыков поисковой деятельности, так необходимых при обучении в школе (использование элементов проектного метода обучения).

В-пятых , по каждому разделу работы для ребенка очень важно иметь осязаемый (видимый, ощущаемый) результат своего труда.

Работу по патриотическому воспитанию я разделила на тематические блоки:

Блок «Дружная семья».

Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились, живут, рассказывают о членах семьи, их увлечениях. С целью воспитания у детей любви и уважения к мамам, папам, пожилым людям, умение понимать и анализировать, провели занятия на темы «7Я», «Моя мама- лучше всех», «Дети и родители» и д.р.

Блок «Вот эта улица, вот этот дом».

Возникла необходимость воспитания бережного отношения к малой Родине через её познание.

Основной его задачей является формирование представлений детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения города, климат, природа, символика родного края. Одной из главных задач, которую я ставила перед собой при подготовке каждого занятия – подбор наглядного материала: репродукции картин, различные схемы, рисунки, фотографии из прошлых лет и современных достопримечательностей. Воспитывая у детей любовь к своему городу, подвожу их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего. Работу по ознакомлению детей с Родиной проводим поэтапно.

Блок «Город, в котором я живу».

Цель: Дать элементарные представления об истории, первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях города, социально-экономической значимости города. С этой целью провели занятия – развлечения «Выставка детских рисунков к 9 мая», «Мы будущие защитники» и др.

Блок «Педагогическое сопровождение семьи».

В работе с семьёй опираемся на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

На родительском собрании «Семья и родной дом» решались задачи:

1. Формировать представление о мире семьи;

2. Актуализировать эмоциональный опыт детей о семейных взаимоотношениях;

3. Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни

Наши родители принимают активное участие в жизни группы. В ходе реализации проекта мы организовывали разнообразные конкурсы, выставки с участием родителей. Прошел конкурс совместно с родителями «День Победы», «Мой город». Родители показали свою творческую индивидуальность.

Успех патриотического воспитания детей с ограниченными возможностями во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома.

По отзывам детей и их родителей, им больше всего нравятся творческие задания: изготовление буклетов, различным конкурсам. Родители также отмечают тот факт, что дети часто просят их в выходной день съездить в лес, погулять в центре города.

Привитие интереса, любви к родной земле, желания сохранять и приумножать ее богатства – кропотливая работа, в которой недопустима эпизодичность, оторванность от действительности и сиюминутность желания или нежелания самого педагога. Только проводя эту работу в системе можно добиться ожидаемых, прогнозируемых результатов, которые не всегда видны сразу.

Посеешь привычку – пожнешь характер. Так и в этой работе: вовремя заложишь зерно да польешь его, оно пустит росток, разрастется корнями и пустит новую поросль. Для этого должно пройти время, и не всегда, мы, педагоги-дошкольники, можем увидеть результаты своего труда…

Ориентиром в патриотическом воспитании детей в период детства становятся: детская игра, проектно – поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно – литературное творчество, общение, творческо – продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания.

Не секрет, что в дошкольном возрасте ведущей является игровая деятельность. Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно (действия людей с предметами быта, трудовые процессы, отношения людей друг к другу, их отдых развлечения и т.д.). В таких играх тема, содержание, последовательность отражаемых явлений не заданы заранее взрослыми, они основываются на жизненном опыте детей, правила как бы скрыты в содержании отражаемых событий (шофер ведёт машину, лётчик самолет).

От правильно разработанных сюжетно-ролевых игр зависит, насколько эффективным будет патриотическое воспитание.

И на этом мы не останавливаемся. Дети очень любят играть!

Но, чтобы игра помогла заложить основы нравственного воспитания, мы должны играть вместе – воспитатели, родители, дети.

Игра изменяет реальные отношения детей и взрослых, они становятся теплее, ближе, появляется общее дело, тем самым устанавливаются взаимоотношения, взаимопонимание.

Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину

Особенности патриотического воспитания в группах ограниченными возможностями здоровья

Актуальность темы

Патриотическое воспитание молодежи все чаще определяется как одно из приоритетных в современной молодежной политике.

В последние годы российская образовательная система претерпела значительные изменения. Перемены затронули различные сферы образовательной деятельности. Экономическая нестабильность в стране, размывание нравственных и этических ценностей, резкое снижение социальной активности молодежи, кризис семьи и отношений между родителями и детьми заставляют по-новому взглянуть на образовательную систему и на возможности воспитания. Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Для того чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину такой, какая она есть, ведь другой не будет. Патриотизм – это, прежде всего, состояние духа, души. Жизнь показывает, что дети растут, и приходит время, когда они спрашивают о семейных традициях родителей, дедушек и бабушек, размышляя над прошлым своей Родины. Это хорошие уроки мужества для подрастающего поколения. Ведь в настоящее время эта проблема очень актуальна.

В статье № 2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриотической направленности: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Постановление Правительства РФ

«О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан России на 2011-2016 г.г.», федеральный государственный образовательный стандарт подчеркивают значимость и актуальность патриотического воспитания, определяют место и роль воспитания патриотизма у российских граждан.

Человеку и гражданину России важно знать ее историю, духовные истоки и традиции, чтобы понимать происходящие в ней сегодня события. Системе образования принадлежит ведущая роль в патриотическом становлении подрастающего поколения. Основной вопрос, который стоит в настоящее время перед педагогом — это возрождение духовных традиций России, с очень четкой фиксацией в сознании ребенка таких понятий как Родина, Отечество, Отчизна, Родной край, Гражданин, Патриот, Герой, Ветеран войны и труда.

Патриотическое воспитание в — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у молодежи патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга. Процесс патриотического воспитания в специальных (коррекционных) группах является трудным и его результат не так ощутим, он осложняется рядом психофизиологических особенностей, присущих детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Такой подросток с гораздо большим трудом усваивает нормы и правила поведения и общения, ему требуется больше времени для того, чтобы усвоить, что такое любовь к дому, семье, Родине.

Правила, по которым осуществляется процесс гражданско-патриотического формирования личности, едины, как для студентов, так и для слушателей обучающихся в специальных (коррекционных) группах. Так как «наличие у подростка умственной отсталости не может изменить общей идейной направленности воспитательной работы с ним. Уровень решения воспитательных задач в специальных (коррекционных) группам будет иным, чем в группах СПО».

Система патриотического воспитания слушателей, включает различные направления для формирования у них чувства патриотизма. Проводятся мероприятия, посвященные памятным датам отечественной истории, выставки, конкурсы, беседы. Первые уроки в День знаний посвящены Родине, героическим страницам ее истории, культуре. Главной целью этих уроков является раскрытие слушателями смысла понятия «любовь к Родине», воспитание у граждан чувств уважения и любви к Отечеству. Понимание сущности и значения государственных символов страны, уважительное отношение к ним формируется у слушателей на уроках истории, обществознания, в процессе внеклассной работы, организации Уроков Мужества.

Патриотическое воспитание слушателей групп ОВЗ учитывает особенности психофизического развития детей, оно позволяет удовлетворить потребности подростка в полноценном развитии как личности, помогает войти в современный мир, приобщиться к его ценностям через расширение представлений о родном крае и родной стране, в которой он живет.

Цели патриотического воспитания в группах слушателей с ОВЗ:

– развитие системы патриотического воспитания слушателей с ограниченным интеллектом, направленной на формирование чувства национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству и своему народу.

Задачи патриотического воспитания в группах слушателей с ОВЗ:

– получение и расширение знаний слушателей о России: её истории, традициях, культуре, праве и т.д.;

– формирование патриотических чувств и сознания у слушателей на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие гордости за свою страну, её выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, спорта, культуры;

– привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации, исторических святынь Отечества;

– воспитание у слушателей интернациональных чувств;

– формирование гуманистического отношения к окружающему миру и людям.

Для реализации данных задач необходимо, чтобы воспитывающая среда была как можно более разнообразной, вариативной. Реализация целей патриотического воспитания поможет слушателю строить свою жизнь, и после окончания техникума.

При реализации данных воспитательных задач учитывается степень подготовленности слушателей к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно.

Процесс формирования готовности к защите Отечества, воспитания любви и уважения к малой Родине строится с учётом у них пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность его в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач. Воспитательный эффект всех форм патриотического воспитания зависят от того, насколько системно будут формироваться знания подростков о своей Родине, о людях живущих рядом, их нравственное, эмоционально-волевое отношение к деятельности по защите близких. Задача заключается в том, чтобы, опираясь на имеющуюся эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развить чувства уважения к одногрупникам, людям, живущим в нашей стране. Наиболее значимым в формировании у подростков ценностных ориентиров является участие в различных видах гражданско-патриотической деятельности, конкурсах, соревнованиях организуемых в техникуме. В учебно-воспитательном процессе следует не просто передавать знания о разных событиях в стране, о её историческом развитии, но и формировать у них ответственность за её будущее, прививать общественно ценный опыт защиты своей Родины.

Методы формирования гражданско-патриотических качеств личности

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях группы компенсирующей направленности

Дата публикации: 13.01.2017 2017-01-13

Статья просмотрена: 186 раз

Библиографическое описание:

Кулишкина С. А. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях группы компенсирующей направленности // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 604-605. — URL https://moluch.ru/archive/136/38133/ (дата обращения: 28.02.2020).

С чего начинается Родина?!

У каждого человека найдется свой ответ на вопрос: родина — это страна, в которой он живет; город, в котором родился; семья, которая любит и принимает в любой ситуации. А еще, родина начинается с уважения! Уважения к старшим, сверстникам, к ценностям духовным и культурным. Уважение приходит не само по себе. Оно возникает тогда, когда ребенок с малых лет видит перед глазами пример для подражания. Кто является этим примером? В первую очередь семья — мама и папа, почитающие своих родителей; бабушки и дедушки, бережно хранящие семейные традиции; родственники, собирающиеся вместе за праздничным столом.

К сожалению, в настоящее время не в каждой семье имеются традиции и, не каждый ребенок знает историю своего рода и, тем более, родного края.

Поэтому, данная проблема является очень актуальной для современного общества, в общем, и для дошкольного образования, в частности.

Следует отметить, что в соответствии со статьями Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО одним из приоритетных направлений российской системы образования является воспитание у детей патриотизма, уважения к окружающим, трудолюбия. [2] Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства — один их основных принципы дошкольного образования. [1]

Необходимость решения задач по формированию первичных представлений ребенка о себе, других людях, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках особенно остро стоит в группах компенсирующей направленности, в том числе и для детей с задержкой психического развития. Это обусловлено наличием недостаточного запаса у детей с ОВЗ представлений об окружающем мире, узостью кругозора ребенка, ограниченного обиходно-бытовыми рамками, недостаточной сформированностью функций произвольного внимания, памяти и других высших психических функций.

Для решения данной проблемы, в нашем ДОУ был разработан масштабный проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников с ЗПР, основной целью которого было знакомство детей с социокультурными ценностями русского народа. В процессе работы над проектом были определены следующие направления: знакомство с отечественными традициями и праздниками, знакомство с героическим прошлым Волгоградской области, а также формирование представлений о природных ресурсах родного края.

В детском саду дети группы компенсирующей направленности вместе с детьми групп общеразвивающего вида участвуют в праздниках, развлечениях, мероприятиях, организованных ДОУ совместно с различными социальными институтами: музеями, творческими коллективами города, ВолГИ и другими. Вся работа проводится в тесном взаимодействии с родителями воспитанников, которые с удовольствием принимают активное участие в проекте.

Знакомство детей с отечественными и семейными традициями и праздниками происходит в процессе проведения народных этнических праздников, развлечений, конкурсов, акций.

На масленице — дети в народных костюмах провожают зиму, поют песенки, читают заклички, едят блины.

Участие в развлечениях и конкурсах в рамках проекта «Игры наших бабушек и дедушек» позволило познакомиться с семейными традициями воспитанников детского сада. Дети узнали, какие игрушки были у их мам и пап, бабушек и дедушек. Имели возможность изготовить игрушки своими руками на мастер-классах.

Конкурсы «Папа, мама, я — спортивная семья», «Моя семья — моя радость» вызвали чувство радости у детей и взрослых, помогли эмоциональному сближению семей, а также позволили выявить талантливые династии.

В течение года дети посещают тематические краеведческие выставки, организованные музеем и библиотекой № 14. Принимают участие в городских конкурсах. В тематической выставке-конкурсе «Пасхальный сувенир» в рамках проведения городского фестиваля декоративно-прикладного творчества «Золотые крупицы мастерства». В открытой городской выставке декоративно-прикладного и изобразительного искусства «Русь православная». В городской тематической выставке-конкурсе практико-ориентированных и творческих проектов «Зимние фантазии».

Эти мероприятия способствуют формированию у детей представлений о семейных традициях и народных праздниках.

Воспитание патриотических чувств у детей было целью проекта «Громкое эхо Победы». Участие в проекте позволило познакомить детей с основными событиями Второй мировой войны, с героическим подвигом русских солдат, защищавших Сталинград. В рамках проекта были проведены занятия, посвященные победе русской армии в Сталинградской битве. Состоялась встреча с военнослужащими воинской части № 73420. Ребята с восхищением слушали рассказы солдат об армейской службе. Тематическая встреча с родителями и детьми «Громкое эхо Победы» помогла в доступной форме дать представление детям о родах войск и боевых заданиях. А родители в очередной раз смогли вспомнить о великом подвиге русского народа. В детском саду была организована выставка, посвященная 70-летию Победы. Педагоги, воспитанники и родители участвовали в нескольких городских конкурсах: конкурс экологического творчества «Эко-Инфо» в номинации «Экологическая грамота — буклет» по теме: «Город — герой Волгоград»; конкурс детского экологического творчества «Успей спасти планету» в номинации «Открытка ветерану».

В ДОУ также проводится активная работа по формированию у дошкольников с ОВЗ представлений о природных ресурсах родного края, животном и растительном мире Волгоградской области. Наряду с расширением кругозора, обогащением словарного запаса и развитием мыслительных процессов, педагоги решают задачи по воспитанию бережного и уважительного отношения к природе. В детском саду проводятся различные мероприятия, праздники и акции: «День птиц», «Украсим землю цветами», «Помогите птицам зимой», «Птичья столовая», «Чистый дворик» и другие. Ребята участвуют в городских конкурсах: «Лики природы», «Цветы для моей мамы», «Азбука безопасности», «Вторая жизнь вещей», «Эко — Инфо». На тематических занятиях знакомятся с природными памятниками области.

Работа, проводимая в нашем детском саду по всем трем направлениям, не только способствует формированию первичных представлений ребенка о себе, о родине, о социокультурных ценностях и традициях нашего народа, но и помогает успешной социализации дошкольников с ОВЗ. Хочется отметить и роль родителей в реализации проекта. Папы и мамы, бабушки и дедушки становятся активными участниками педагогического процесса. С удовольствием откликаются на предложения педагогов об участии в различных акциях. А также проявляют инициативу в подготовке и организации совместных мероприятиях в рамках проекта.

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Педразвитие

Автор: Денисюк Лилия Анатольевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МКДОУ Доволенский детский сад №2
Населённый пункт: село Довольное
Наименование материала: практический материал из опыта работы
Тема: Проблема нравственно-патриотического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
Дата публикации: 26.06.2019
Раздел: дошкольное образование

Проблема нравственно – патриотического воспитания детей с ОВЗ .

Воспитывая детей на национальных традициях, мы можем развить у них

национальное самосознание, дать ребенку почувствовать себя частью целого

– своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и

настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих

патриотов своей Родины. Дети с ограниченными возможностями здоровья

обладают низкой познавательной активностью, что проявляется в

ограниченности запаса знаний об окружающем мире и практических

навыков, соответствующих возрасту. Так же они испытывают трудности,

связанные с установлением коммуникативных контактов и осуществлением

сотрудничества со сверстниками и окружающими.

Данные наблюдений на основе мониторинга, разработанного с учётом ООП

ДОУ, рекомендаций программы «Приобщение детей к истокам русской

народной культуры» под редакцией Князевой О. Л. Маханевой М. Д. и с

учётом методики Верещагиной Н.В. показали низкий уровень

сформированности представлений о родном городе, о традициях народов

Сибири.В связи с этим, проблема нравственно – патриотического воспитания

детей с ОВЗ стала одной из актуальных.Работая с детьми с ОВЗ поняла, что

необходимо кардинально изменить организацию педагогического процесса

путем выбора наиболее эффективных средств, инновационных и

альтернативных форм и методов организации образовательного процесса с

учётом особенностей в развитии воспитанников и требований ФГОС ДО.

Передо мной встала задача найти такие методы организации образовательной

деятельности, которые формировали бы активную, самостоятельную и

инициативную позицию у дошкольников. Чтобы дошкольник мог сам

добывать знания, помочь ему развивать исследовательские и рефлексивные

навыки.Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с

возрастом детей. Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно

нравственное качество не может быть сформировано окончательно:

гуманизм, коллективизм, трудолюбие, чувство собственного достоинства. Тем

не менее, практически все нравственные качества берут своё начало в

дошкольном возрасте. Как наиболее целесообразную форму для детей с ОВЗ

выбрала проектный метод, как средство формирования нравственно-

патриотических чувств. Важными задачами для меня стало вовлечение детей

в социально-значимую деятельность, которая активизирует у них процесс

познания, стимулирует инициативу каждого ребенка, повышая тем самым его

социальный статус, а также содействует развитию его коммуникативных

навыков. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и

воспитанию, проектная деятельность является уникальным средством

обеспечения сотрудничества между детьми и взрослыми, т. к. одной из ее

особенностей в системе дошкольного образования является то, что ребенок в

силу своего небольшого возраста еще не может самостоятельно найти

противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель.

Проектная деятельность в ДОУ – это сотрудничество, в котором принимают

участие дети, педагоги, а также родители и другие члены семьи.

Были определены задачи работы по этому направлению:

– знакомство детей с ОВЗ с культурой страны, народа, родного города: с

народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством,

– создание развивающей предметно-пространственной среды в группе,

способствующей приобщению детей дошкольного возраста к народной

– привитие любви к красоте и мудрости русской речи;

– установление партнёрских отношений с родителями и педагогами по

ознакомлению с народными традициями, созданию положительной основы

для воспитания патриотических чувств через проектную деятельность.

Знакомя детей с традициями, укладом жизни, бытом, промыслами, а также

народными праздниками и обрядами русского народа была разработана и

апробирована модель деятельности по ознакомлению дошкольников с

народными традициями Урала. А так же был разработан алгоритм

деятельности над проектом и составлению презентаций, предназначенный

для воспитателей, специалистов ОО, детей и родителей, раскрывающий

деятельность каждого участника проектной деятельности. В связи с чем,

родители стали более заинтересованы в успехах своих детей и у них

появилось стремление всячески помочь ДОУ в создании единого

образовательного пространства.Одно из условий ознакомления детей

дошкольного возраста с культурными традициями – это соблюдение принципа

средового подхода, предполагающего создание обогащенной развивающей

предметно – пространственной среды, обеспечивающей погружение ребенка в

социально-культурный опыт народа. В ходе проектной деятельности

использую музейную технологию, задачей которой является наилучшее

педагогическое использование музейных предметов для развития личности. В

группе создан уголок «Русская изба», мини – музей «Народная кукла». Моей

основной задачей является – не создание музейной обстановки, а

возможность введения детей в особый самобытный мир путем его

действенного познания. Мы постарались воссоздать основные детали и

обстановку русской избы (лавка, печь, люлька и др.). В «Избе» собраны

предметы русского быта: чугунок, ухват, самовар, деревянная и глиняная

посуда, расшитые полотенца, русский народный костюм и т.д.. Детям очень

интересно увидеть в действии настоящую прялку, покачать в зыбке куклу,

самим растолочь в ступе зерно. «Русская изба» стала любимым местом

пребывания наших воспитанников.

Проведены тематические развлечения для детей совместно с родителями с

использованием экспонатов: «Чудо-прялка», «Куклы из бабушкиного

сундука». Экспонаты постоянно обновляются, пополняются детьми,

родителями и педагогами всего дошкольного учреждения.

Атмосфера русского уголка и находящиеся там предметы национального

быта пробудили в душе детей любознательность, чувство прекрасного, что

позволило им ощутить себя частью русского народа.Так же широко

использую технологию «Река времени». Основной развивающей задачей

исследований – путешествий является освоение временных отношений

(представлений об историческом времени – от прошлого к настоящему).

Апробировав и внедрив в свою деятельность эту форму организации

образовательной деятельности, считаю её не только интересной и доступной

детям, но и именно той формой, которая позволяет дать детям представления

об историческом времени; осознанно находить связи, отношения между

явлениями окружающего мира и фиксации этих связей как своеобразного

результата собственной деятельности. Гармоничное использование

современных технологий с традиционными средствами развития ребёнка

позволило участникам образовательного процесса создать такие проекты как:

«Любимое село Довольное», «Щи да каша – еда наша», «Маленькие

путешественники», « Кукла моей бабушки» «История моей семьи», « Герб

моей семьи», «Традиции русской избы», и много других с широким

применением презентаций. Прикосновение к истории своей семьи вызвало у

детей сильные эмоции, заставило сопереживать, внимательно относиться к

памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с

родителями по данному вопросу способствовало бережному отношению к

традициям, сохранению семейных связей. В ходе проекта дети вместе с

родителями составляли и изучали генеалогическое древо своей семьи,

придумывали и рисовали герб семьи. Итоговое мероприятие прошло в виде

презентации. Реализация проектов по этнокультурной тематике

способствовала развитию познавательных способностей у детей,

формированию высокой нравственности, воспитанию любви к Отечеству,

уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. Укрепилось

сотрудничество с родителями по привитию ребенку интереса и любви к

истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитанию

патриотических чувств.Для повышения уровня общей культуры и

социальной активности родителей проводятся такие мероприятия как:

консультации (в том числе на сайте ДОУ): «Как создать герб семьи»,

«Патриотическое воспитание дошкольников»; родительские собрания «Роль

фольклора в развитии детей», «Устное народное творчество в воспитании

детей», проблемные семинары, тематические выставки, мастер-классы (по

изготовлению народных кукол, музыкальных инструментов),

индивидуальные беседы, дни открытых дверей, совместная образовательная

деятельность, совместное проведение праздников и развлечений для детей.

Создан и активно функционирует детско-родительский театр. Цель создания

родительского театра – развитие взаимодействия детского сада с семьями

дошкольников для открытия новых возможностей для совместного

творчества. Приобщение взрослых и детей к театральному искусству имеет

большую воспитательную и образовательную ценность в семейных

взаимоотношениях, познании истории и культуры Родины.Высокая

эмоциональная насыщенность непосредственно образовательной

деятельности, постоянная опора на интерес – все это дает положительный

эффект в работе по формированию у детей представлений о русской

народной культуре. У большинства детей выработался устойчивый интерес к

знаниям о русской народной культуре, к выбору анимационных фильмов,

чтению русских народных сказок, былин. Дети испытывают чувство гордости

за свой народ, свою страну.

В результате проделанной работы у детей появился познавательный интерес к

культуре своего народа; сформировался необходимый минимум исторических

знаний; сформировались чувства национального достоинства; дети

познакомились с традициями русского народа; возросло желание детей

продолжить знакомство с фольклором русского народа во время свободного

досуга; повысилась заинтересованность родителей к возрождению народной

культуры.Считаю, что созданная в детском саду система по приобщению

детей с ОВЗ к истокам русской народной культуры через проектную

деятельность позволяет обеспечить эмоциональное и духовное благополучие

каждому ребенку, способствует его полноценному психическому и

физическому развитию.Результаты наблюдений конечного мониторинга

показали положительную динамику. Проектная деятельность способствовала

развитию познавательных интересов, формированию навыков

исследовательской деятельности у детей с ОВЗ, самостоятельности;

появилось умение планировать свою деятельность, работать в

коллективе.Таким образом, система работы по ознакомлению дошкольников с

ОВЗ с народными традициями Сибири способствовала положительной

динамике в формировании знаний о культурном наследии русского народа. У

детей повысился познавательный интерес к народным обычаем и традициям,

появилось устойчивое желание больше узнать о Родине. Интерес к познанию

у детей выступает как залог успешного обучения и эффективной

образовательной деятельности в целом.

В ходе реализации проектной деятельности с использованием технологий

«Река времени», Музейной технологии дети познакомились с культурой

страны, народа, родного города: с народными обычаями, обрядами,

праздниками, народным творчеством, искусством; дети используют в

активной речи потешки, считалки, загадки; осмысленно и активно участвуют

в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни,

исполняют частушки, читают стихи); установлены партнёрские отношения с

родителями и педагогами в ходе работы над презентациями по ознакомлению

с народными традициями, созданию положительной основы для воспитания

патриотических чувств через проектную деятельность.

Считаю, что созданная в детском саду система по приобщению детей к

истокам русской народной культуры через проектную деятельность позволяет

обеспечить эмоциональное и духовное благополучие каждому ребенку,

способствует его полноценному психическому и физическому развитию.

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ОВЗ

Автор: Шепелева Ирина Иозовна

Организация: МБДОУ детский сад №17 «Журавушка»

Населенный пункт: Московская область, г. Коломна

Автор: Горбачева Анна Владимировна

Организация: МБДОУ детский сад №17 «Журавушка»

Населенный пункт: Московская область, г. Коломна

«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и ее народ, а так же своих соседей, другие народы и весь земной шар – и нашу большую Родину»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Большое изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У современных детей отсутствует представление о патриотизме.

Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, мы считаем, что формирование личности дошкольника невозможно без воспитания любви к ближнему и к Родине.

Поэтому, работая в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР) одним из основных направлений воспитательной работы мы определили формирование представлений о патриотизме.

Данное направление работы для нашей категории детей является крайне сложным. Это связано с особенностями восприятия детей с ЗПР, а также многоаспектностью и абстрактностью самого понятия «патриотизм».

Успех патриотического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома. Часто родители не уделяют должного внимания данной проблеме, так как считают основной своей задачей образовательную (подготовка ребенка к школе).

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. [1]

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства у него проявляются через восхищение своим городом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть сами по себе. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту [2].

Наша работа в ДОУ ведется по нескольким направлениям:

  1. Работа с семьями воспитанников
  2. Экскурсии и прогулки по родному городу
  3. Включение нравственно-патриотического компонента в ежедневные занятия воспитателя и учителя-дефектолога
  4. Участие в творческих конкурсах, выставках

В семье зарождаются симпатии, потребности, интересы ребенка, обозначается его характер, поэтому жизнь семьи, ее традиции, идеалы влияют на его дальнейшую судьбу. Через призму отношения ребенка к его близким можно прививать детям самые лучшие нравственно-патриотические качества. В своей работе с семьёй мы опираемся на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности [3].

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению вертикальных семейных связей [4].

В рамках выбранного нами направления нравственно-патриотического воспитания в течении двух лет мы работали над проектом «Возрождая семейные и народные традиции». Мы уделяли большое внимание взаимодействию с родителями. Мы проводили консультации о том, что такое традиция, какие бывают традиции, что традиция – это основа, на которой взращивается патриотизм, делились своим личным опытом. Родители приняли активное участие в данном проекте. Как выяснилось, в семьях воспитанников было много интересного, что объединяло всех членов семьи и стало для них традицией. Это и поздравление детей с Новым годом в роли Деда Мороза и Снегурочки; и новая новогодняя игрушка, которая появлялась на ёлке с момента появления ребёнка в семье каждый Новый год, и семейный туризм, ежегодный выезд семьёй на рыбалку в майские праздники и т.д. Взрослые вместе с детьми с интересом создавали свое генеалогическое древо, записывали и знакомили друг друга со своими семейными традициями, рассказывали о своих семейных путешествиях. На мастер классах мы все вместе занимались пластилинографией, учились торцевать, изготавливали поделки в народном стиле (дымковские игрушки, жостовский поднос), изготавливали новогодние игрушки своими руками для украшения групповой ёлки и т.д. Наши дети с этими поделками принимали участие на внутрисадовских, городских и общероссийских выставках и в конкурсах.

Огромное значение в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников с ОВЗ имеет их ознакомление с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием города.

Как правило, родители мало обращают внимание детей на исторические места нашего города, не имея свободного времени или считая, что их дети еще маленькие. В связи с этим особое внимание мы уделили экскурсиям. С детьми мы посещали библиотеки, где проводились беседы о природе родного края, о первом космонавте, о Кирилле и Мефодии и создании письменности.

Вместе с детьми и родителями мы посещали Музей боевой славы, Коломенский кремль и Школу ремесел, где нас знакомили с историей нашего города и традициями нашей страны. Эти экскурсии оказались познавательными и интересными не только нашим ребятам, но и их родителям. Они открыли для себя много нового.

Готовясь к празднику победы в ВОВ мы ежегодно оформляем в группе выставку поделок. Родители воспитанников представляют нам материалы о родственниках-участниках ВОВ: фотографии, памятные вещи. К 70-летию Победы вместе с детьми мы изготовили коллективные работы «Вечный огонь» и «9 Мая» в технике торцевание, которые участвовали в муниципальных конкурсах. Накануне юбилея великого праздника мы посетили Музей боевой славы. В музее, также как и в Школе ремёсел, некоторые наши родители были впервые, поэтому открыли для себя ещё одну страницу из истории нашего города и страны. После музея мы прошли по аллее героев и возложили цветы к вечному огню. Хочется добавить, что некоторые родители вместе с детьми приняли участие во всероссийской акции «Бессмертный полк».

Одним из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности. Знакомя детей с трудом взрослых, мы воспитываем положительное отношение к труду, уважительное отношение к людям разных профессий, желание помогать взрослым, самостоятельно трудиться. Ведь только «тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается только в поте лица, тот способен к подвигу, потому что в нужный день и час у него, найдутся воля его выполнить и силы для этого» (Жюль Верн). Наши дети знакомились с различными профессиями не только в рамках занятий и лексических тем. Одно из мероприятий в нашей группе было посвящено профессиям наших пап. На открытое занятие были приглашены папы наших воспитанников, которые познакомили детей со своими профессиями.

2017 год стал памятным для жителей Коломны, ведь нашему любимому городу исполнилось 840 лет. Праздничные мероприятия проходили по всему городу и наш детский сад не стал исключением. Огромная работа проводилась в связи с подготовкой к юбилею города. Воспитатели проводили занятия по теме «Коломна-мой родной город», беседы о родном городе, игры-путешествия по памятным местам Коломны, презентации «Этот город самый лучший». Очень интересными были экскурсии детей в библиотеку с познавательной программой «Моя Коломна». Воспитанники нашей группы вместе с родителями и педагогами посетили с экскурсией Коломенский Кремль, где узнали о том, как защищали Коломну от врагов, увидели и даже подержали в руках боевое оружие тех лет, прошли по Кремлёвской стене и полюбовались сверху нашим городом. А ещё родители делились фотографиями из семейных альбомов о своих любимых уголках Коломны. Этот материал был использован нами при составлении фотоколлажей «Моя любимая Коломна» и стенгазеты «Коломна-город древний и красивый». Ну и, конечно, в ходе подготовки к празднованию юбилея города взрослые и дети изготовили много поделок, посвященных Коломне. А также в нашем ДОУ прошел конкурс детского рисунка «Край родной навек любимый». Благодаря всем этим мероприятиям, дети узнали много нового о своей малой Родине, увидели какая она красивая, героическая и испытали чувство гордости за свой город.

В.А. Сухомлинский писал: «Познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности, духовно богатая, деятельная, самоотверженная жизнь патриота – это самые тонкие, самые сложные вещи в том безгранично сложном переплетении идей, поступков, убеждений, мыслей, стремлений, которое называется патриотическим воспитанием» [5].

  1. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 4.
  2. Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей // Дошкольное воспитание. – 2003. – №2.
  3. . Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка.- СПб.: Речь, 2004.
  4. Пономарева И.А. Патриотическое воспитание школьников: теория и современная образовательная практика. В кн.: Единство образовательного пространства как междисциплинарная проблема: Сборник научных трудов. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена: АСТЕРИОН, 2011.
  5. Сухомлинский В.А. Воспитание гражданина. //Воспитание школьников. № 1. 1966.

Нравственно-патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ посредством художественной литературы

Немцова Наталья Николаевна
Нравственно-патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ посредством художественной литературы

Нравственно-патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ посредством художественной литературы.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её,

стать подлинным патриотом».

Нравственно-патриотическое воспитание человека, начинает закладывается в младшем дошкольном возрасте. Здесь развивается целостное восприятие окружающего мира, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.

Начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственно-патриотического воспитания: милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

Педагогам необходимо задуматься, какими методами и способами начинать формирование нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ. Эффективному усвоению ребенком данной темы способствует знакомство с литературными произведениями разного объема, жанра и стиля, заучивание стихов, инсценирование отрывков.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей маленькой Родине- месту, где человек родился. Маленькая Родина и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается огромная страна Россия, гражданами которой мы являемся. Для того, чтобы раскрыть детям среднего возраста смысл понятия «малая Родина», родной край, требуется особый методический подход. Так, как дети у нас с нарушением зрения, то им просто необходимо больше наглядности, развитие предметно-образного мышления. Поэтому традицией в нашей группе стало организовывать небольшие походы «Юных туристят», где каждый может себя проявить как краевед, турист. Всё это возможно освоить на своей «малой родине»: учиться наблюдать за природой, беречь и любить её. Здесь же дети читают стихи русских поэтов и писателей о природе А. С. Пушкина, З. Александровой, Е. Серовой и др., отгадывают загадки, запоминают пословицы и поговорки, готовятся к праздникам «Хозяюшка-осень», «Русская зима», «Весна красна». При этом в наших походах важен не объем знаний, а создание ярких образов парка, золотой осенней поры, зимушки-зимы, зелёного весеннего наряда, русской березки, солнечного одуванчика и т. д. Важно «влюбить» ребёнка в родную природу! Основная форма воспитания любви к родной природе –пешие прогулки (в нашем микрорайоне, который прекрасный в любое время года).

Участники походов воспитатель и учитель-дефектолог, также нас сопровождают родители, по существу у нас семейная туристическая группа. Родители заинтересованно и активно участвуют в организации прогулки. Дома с детьми самостоятельно разучивают стихи, в походах читают их, ребята с замиранием слушают. Любим поиграть в различные игры, например из веточек, семян, листьев дети выкладывают на земле картинки (грибы, цветы, бабочки, вместе с ними трудятся и родители, придумывают загадки. Чтобы детям было интереснее, мы часто отправляемся в «сказочные» путешествия. Например, осенью нас встречает домовёнок Кузя и ведёт за собой по тропинкам. Он загадывает загадки или задает вопросы:

-Куда на зиму прячутся насекомые?

-Как называется домик муравьев?

-Чьи голоса можно услышать?.

Предлагает поиграть в весёлые народные игры, спеть с ним песенку о осени или рассказать стихотворение, а на привале оборудовать ему домик для зимнего отдыха. Потом домовёнок провожает нас домой и даёт домашнее задание: вспомнить и нарисовать, что больше всего понравилось в этом путешествии.

А ранней весной, когда пробуждается вся природа, мы с ребятами, прочитав предварительно сказку Т. Александровой «Кузька» (главы) и положив в волшебный сундучок наши рисунки по этой сказке, отправляемся в парк на встречу с чудесами. Используя любовное, доброжелательное отношение детей к природе, включая сказочные персонажи, на праздниках, вспоминая наши прогулки, дети с удовольствием «превращаются» в цветы, грибы, животных, птиц.

Постепенно от таких путешествий у детей складывается прекрасный образ родного уголка природы, появляются свои любимые места, они охотно делятся своими впечатлениями дома. Всё это способствует воспитанию любви к родному краю, умению замечать красоту красивых мест родного города, его достопримечательностей, а также эстетического отношения к природе.

Воспитывать патриотов можно при помощи самых разных средств. Значение фольклора в системе нравственно-патриотического воспитания переоценить трудно. С народной культурой, народным творчеством ребёнок знакомится с самого рождения (песенки-пестушки, прибаутки, колыбельные).Также дети знакомятся с русскими народными сказками, в которых акцентируется их внимание на домах «Теремок», «Пряничный домик», «Три медведя» и др. Но для того, чтобы у детей сложилось целостное представление о прочитанном, в силу наглядно-образного мышления, необходимо дополнять чтение песенок и потешек показом предметов быта эпохи. Ведь недаром народная мудрость гласит: «Не зная прошлого, не поймешь и настоящего». Поэтому в нашем саду создан музей «Русской избы», его посетителями могут быть и педагоги, и дети, и родители. Детям среднего возраста рассказывается в доступной форме о жизни деревенских жителей, о том, как жили раньше наши прабабушки и прадеды, чем занимались, какой пользовались утварью, каким было устройство самой избы. Все это сопровождается потешками, песенками, закличками: «Еду-еду к бабе, к деду», «Ай, качи- качи -качи», «Кот на печку пошел», «Солнышко- ведрышко» и др.

Предлагаемый материал помогает сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма, уважение традиций, развить чувство национальной гордости при изучении народных промыслов. По сути дела, все фольклорные жанры являются средствами нравственно-патриотического воспитания, возвращая детей к истокам народной культуры, рассказывая об истории Отечества и становлении государства.

Одним из показателей любви к Родине и преданности ей у взрослого человека является готовность встать на её защиту, чему немало примеров в истории нашей страны. Надо обязательно рассказывать об этом дошкольникам. Знакомя детей среднего возраста с защитниками Отечества, мы зарождаем в них чувства гордости и любви. Именно художественная литература-подходящий повод рассказать мальчишкам, что такое смелость и отважность, а с другой стороны привить любовь к своей стране, воспитать патриотов, чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожим на сильных российских воинов. Знакомя детей с военными профессиями (пограничники, моряки, летчики, большое эмоциональное воздействие на воспитанников оказывает инсценировка стихотворений С. Я. Маршака «Пограничники», «Февраль», В. Малкова «Будем в армии служить», И. Кульской «О брате» и др. Ребенок, принимая участие в сценке, переживает литературный сюжет от первого лица. Это помогает ему лучше понять мотивы действий персонажа.

Приобщение к детской литературе по данной теме происходит наиболее эффективно к детскому восприятию, когда имеет достаточное количество ярких иллюстраций, например такие произведения, как А. Митяев «Почему армия родная?», «Шапка не велит», З. Александровой «Дозор».

Отдельно нужно сказать о жанре былин. Хотя для детей данного возраста они трудны для восприятия, и читаются только небольшие отрывки с рассматриванием иллюстраций И. Билибина, Васнецова и других художников к русским былинам, но они рассказывают о богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче – защитниках Родины (дети знают о них из мультфильмов). В образе богатыря Ильи Муромца, являющегося центральным образом повествования, воплощены все те лучшие черты защитника Родины, воспитание которых является главной задачей при воспитании патриота: сила, смелость:

«… а смелостью да в Илью Муромца…».

Также о богатырях приводится пример в другом жанре отрывок из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Тем, самым фольклорные средства являются универсальными, поскольку они ненавязчиво показывают ребёнку примеры поведения настоящего гражданина, патриота.

В период смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и, прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. Дети мало знают о государственном празднике Дне Победы, почему он существует и кому посвящен. Они не испытывают чувства гордости за свою Родину, за героев победителей в Великой Отечественной Войне. Для того, чтобы у детей сложилось целостное представление о этом празднике, необходимо дополнять чтение стихов- Т. Шапиро «День Победы», Т. Шапиро «Я в солдатики играю»; В. Усачев «Что такое День Победы», Белозеров Т. «День Победы», показом видеоматериалов.

Применяя ИКТ, у детей в доступной форме формируются представления о государственном празднике День Победы, а также такие понятия, как «ветераны», «ордена», «памятник», «память», формируется чувство гордости за свой народ и его боевые заслуги; уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны. Такая форма, как правило, оставляет яркий след в памяти ребенка, повышает его интерес к изучению истории страны.

Таким образом, детская литература выступает в качестве эффективного средства работы с детьми среднего дошкольного возраста с ОВЗ по воспитанию нравственности и патриотизма.

Список используемой литературы:

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой, 2014 года.

2. А. А. Остапец, Г. Н. Абросимова «Патриотическое воспитание дошкольников», 2004 год.

3. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», средняя группа, 2016 год.

Презентация «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством художественной литературы» Нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. Когда материальные ценности преобладают над духовными,.

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Когда я думаю о Родине, невольно вспоминается всем нам знакомая песня «С чего начинается Родина?». С чего начинается Родина? С окошек,.

Нравственно — патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Рекомендации для педагогов. В проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание.

Общее родительское собрание «Нравственно — патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Разработал: Старший воспитатель (высшая педагогическая квалификация) Петрова Лариса Васильевна Пгт Знаменка Орловский район. Орловская область.

Проект «Патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста» Проект Патриотическое воспитание для детей средне дошкольного возраста Выполнила: Чучалова Татьяна Николаевна 2017 год Тип.

Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» в старшей группе Педагогический проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Автор проекта : Харламова С. А. «Патриотизм, соединенный.

Программа саморазвития «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» ТЕМА: «Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» 2015 – 2018г. г. Тема: «Нравственно – патриотическое воспитание.

Тематический план самообразования «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Тематический план самообразования воспитателя на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Месяц.

Читайте также:  Формирование лексико-грамматических категорий с использованием темы Грибы, ягоды
Ссылка на основную публикацию