Новые подходы в формировании связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи

Методика формирования связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Выступление

на педсовете.

Методика формирования

связной монологической речи

у дошкольников с общим

недоразвитием речи.

Учитель-логопед

Майорова Е.К.

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления речевого недоразвития, так и для подготовки к школьному обучению.

Успешность детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной монологической речи.

Монолог – это связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи относятся:

односторонний характер высказывания;

произвольность и программированность;

логическая последовательность изложения;

ограниченное употребление невербальных средств передачи информации;

ориентация на слушателя.

Таким образом, являясь особым видом речевой деятельности, в монологической речи обобщаются такие компоненты языковой системы, как лексика, способы выражения грамматических отношений формо- и словообразующие средства.

Методика работы по формированию связной монологической речи

у детей с общим недоразвитием речи.

Формирование связной речи ребёнка с ОНР в специальном детском саду осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности, при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающими и т.д., так и на специальных коррекционных занятиях.

В программе коррекционного обучения и воспитания шестилетних детей с общим недоразвитием речи приводятся рекомендации по формированию связной речи в соответствии с периодами обучения.

В первом периоде первого года обучения (сентябрь – ноябрь) дети должны овладеть навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям по картинам, с последующим составлением коротких рассказов.

Во втором периоде (декабрь – март) совершенствуются навыки ведения диалога; вводится обучение детей составлению простого описания предмета, коротких рассказов по картинам и их серии, рассказов – описаний, простых пересказов.

В третьем периоде (апрель – июнь), наряду с совершенствованием диалога, предусматривается обучение составлению рассказа по теме (в том числе с придумыванием его конца и начала, дополнением эпизодов и др.) главная задача этого периода – развитие самостоятельной связной речи детей.

Содержание логопедической работы на втором году обучения предусматривает дальнейшее развитие связной речи. Особое внимание уделяется закреплению навыка связного, последовательного и выразительного пересказов литературных произведений; значительное место отводится упражнениям по составлению сложных сюжетных рассказов, сказок, сочинений из собственного опыта.

Таким образом, целенаправленная работа по развитию связной монологической речи детей, проводимая логопедом и воспитателями логопедических групп, включает:

коррекционное формирование лексического и грамматического строя речи;

развитие фразовой речи;

формирование навыков речевого общения;

Развитие монологической формы речи осуществляется, прежде всего, на логопедических занятиях по обучению рассказыванию, а также на воспитательских занятиях по развитию речи и предметно-практических занятиях.

К основным методам обучения детей связной монологической речи авторы относятобучение пересказу,рассказыванию (о реальных событиях, предметах, по картинам и т.д.) и устному сочинению по воображению.

При проведении занятий по обучению рассказыванию перед логопедом ставятся следующие задачи:

закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;

формирование навыков построения связных монологических высказываний;

развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных монологических высказываний.

Методика обучения детей с ОНР рассказыванию.

Каждый вид обучения рассказыванию как метод формирования связной речи имеет свои особенности, структуру занятий и методические приёмы.

Система обучение рассказыванию старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня включает в себя:

занятия по пересказу;

обучение рассказыванию по картинам;

обучение описанию предметов;

обучение рассказыванию с элементами творчества.

Занятия по пересказу:

Как показывает практика, обучение пересказу на материале каждого произведения целесообразно проводить по определённой структуре. В общую структуру занятия входит:

организационная часть с включение вводных подготовительных упражнений (организация внимания, отгадывание загадок о персонажах произведения, демонстрация соответствующих картинок);

чтение произведения (текст прочитывается дважды в медленном темпе);

разбор текста (уточнение значения отдельных слов и словосочетаний)

пересказ текста (упражнения на усвоение и закрепление соответствующего языкового материала);

анализ детских рассказов.

При обучении пересказу целесообразно применять «иллюстрированное панно» с красочным изображением обстановки основных деталей, с которыми связано развитие сюжетного действия.

В целях формирования у детей навыков планирования развёрнутого сообщения на втором году обучения рекомендуется приём моделирования сюжета произведения с помощью условной наглядной схемы. Составление такой схемы позволяет детям усвоить способы программирования содержания развёрнутого сообщения путём установления последовательности и взаимосвязи смысловых звеньев рассказа.

В процессе занятий по пересказу специальное внимание уделяется коррекционной работе по формированию у детей грамматически правильной речи, усвоению различных языковых средств построения связных высказываний. особое внимание обращается на усвоение детьми нормативного употребления падежных окончаний, форм согласования прилагательных с существительными (в роде и числе), нормы глагольного управления. Это реализуется в ходе разбора текста и самого пересказа, а также с помощью специально подобранных упражнений, входящих в систему логопедических занятий.

Работа по развитию словаря осуществляется в основном в процессе разбора текста. Объясняется значение малознакомых и новых слов, словосочетаний, фразеологических оборотов. Их закрепление идёт в процессе пересказа путём использования наводящих вопросов, подсказа, повторения слов и словосочетаний ребёнком.

Виды заданий по пересказу текста:

Игры-драматизации на сюжет пересказываемого произведения.

Упражнения в моделировании сюжета пересказываемого произведения (с помощью картинного панно, наглядной схемы)

Рисование на тему (сюжет) пересказываемого произведения с последующим составлением рассказов по выполненным рисункам.

Восстановление «деформированного» текста с последующим его пересказом: подстановка в текст пропущенных слов (словосочетаний), восстановление нужной последовательности предложений.

Составление творческих пересказов – с заменой действующих лиц, места действия, изменением времени действия, изложением событий рассказа (сказки) от первого лица.

Большое значение следует уделять выбору произведений для пересказа. На начальном этапе работы применяются небольшие тексты, в дальнейшем их объём увеличивается по мере возрастания речевых возможностей ребёнка. рекомендуется использовать тексты с наличием однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов, тексты с чётким делением на фрагменты-эпизоды и ясной логической последовательностью.

Обучение рассказыванию по картинам.

В целях формирования связной монологической речи старших дошкольников с ОНР рекомендуется проведение следующих видов занятий с картинным материалом:

1. Составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам с изображение нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого сюжета («Семья», «Зимние развлечения»)

2. Составление небольших рассказов-описаний по сюжетным картинам, в которых на первый план выступает изображение места действия, предметов, события, определяющих тематику картин («Река замёрзла», «Ледоход»).

3. Рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия – серии картинок.

4. Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий (по опорным вопросам)

5. Описание пейзажной картины.

Занятия по разным видам картин включают ряд общих элементов:

Подготовку детей к восприятию содержанию картины (предварительная беседа, чтение произведений по теме)

Разбор её содержания;

Обучение составлению рассказа;

Анализ детских рассказов.

Виды заданий по обучению рассказыванию по картинам:

придумывание названия к картине или серии картин, а также разных вариантов названия;

придумывание названия к каждой последовательной картинке (к каждому эпизоду)

игры – упражнения на воспроизведение элементов наглядного содержания картины («Кто самый внимательный?», «Кто лучше запомнил?» и т.д.)

разыгрывание действий персонажей картины (игра-драматизация с использованием пантомимы);

придумывание продолжения к действию, изображённому на картине (их серии);

составление завязки к изображённому действию с опорой на речевой образец педагога;

восстановление пропущенного звена при составлении рассказа по серии картинок;

игра – упражнение «Угадай-ка» (по вопросам и указаниям педагога дети восстанавливают содержание изображённого на картине, но не показанного фрагмента).

Обучение описанию предметов.

Описание – это особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания – описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки которого скрываются в определённой последовательности.

При обучении старших дошкольников с ОНР описанию предметов ставятся следующие задачи:

1. формирование умения выделять существенные признаки и основные детали предметов.

2. развитие обобщённых представлений о построении рассказа-описания предмета;

3.овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа.

С этой целью рекомендуется поэтапное обучение, включающее следующие виды работ:

подготовительные упражнения к описанию предметов;

формирование первоначальных навыков самостоятельного описания;

описание предметов по основным признакам;

закрепление полученных навыков составления рассказа-описания, в том числе при проведении игровых и предметно-практических занятий;

усвоение первоначальных навыков сравнительного описания предметов.

Этапы работы:

Подготовительные упражнения направлены на развитие у детей сенсорного восприятия, навыков элементарного анализа узнаваемого предмета, а также формирование установок на употребление детьми фразовой речи при ответах на вопросы педагога.

Далее у детей формируются навыки составления описания предметов, начиная с простого описания с помощью педагога (по вопросам), постепенным переходом к более самостоятельным и развёрнутым высказываниям (по предварительному плану, затем с опорой только на данный образец).

После серии таких занятий переходят к более развёрнутому описанию предметов – схеме (на основе наглядного и речевого материала уже пройденной лексической темы).

В качестве такой схемы можно использовать трёхчастную композиционную схему описания предметов:1) определение (название предмета)

2) отличительные признаки: форма, цвет, вкусовые качества, свойства, выявляемые при тактильном восприятии и т.д.

3) предназначение предмета. Отнесение его к соответствующей предметной группе; приносимая польза.

Эффективным при обучении детей с ОНР является приём параллельного описания педагогом и ребёнком двух однотипных предметов (например, двух кукол, отличающихся цветом волос, глаз, одеждой). Педагог, а вслед за ним и ребёнок составляют описание предмета по частям, называя одни и те же признаки.

Постепенно следует переходить на коллективное составление плана. определяются главные содержательные элементы рассказа: «О чём мы скажем вначале? Что скажем об этом предмете, какой он? Чем закончится рассказ?» в дальнейшем ребёнку предлагается перед составлением описания сказать, о чём он будет говорить, применяя ранее усвоенную схему.

По мере усвоения навыков описания непосредственно воспринимаемого предмета рекомендуется вводить новые виды работы: описание предмета по памяти, собственному рисунку, включение описаний в игровые ситуации.

Обучение рассказыванию с элементами творчества:

Под творческим рассказами понимают придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержания (ситуаций, действий, образов), логически построенным сюжетом, облечённым в соответствующую словесную форму.

Обучение творческому рассказыванию играет важнейшую роль в развитии словесно-логического мышления, представляя большие возможности для самостоятельного выражения ребёнком своих мыслей.

Творческое рассказывание максимально приближает ребёнка- дошкольника к тому уровню монологической речи, который требуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности.

К основным видам творческого высказывания относятся:

1) рассказы по аналогии;

2) придумывание предложения и завершение рассказа;

3) составление рассказа по нескольким опорным словам и на предложенную тему;

4) составление сюжетного рассказа по набору игрушек

Формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста, имеющим общее недоразвитие речи, представляет огромные трудности. Дети испытывают серьёзные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии выбранного сюжета и его языковой реализации. Нередко выполнение творческого задания (составление небольшого рассказа) подменяется пересказом знакомого текста.

Всё это определяет необходимость особого внимания к организации занятий по обучению дошкольников с ОНР составлению рассказов с элементами творчества.

Таким образом, можно сделать вывод, что в ходе целенаправленного обучения детей рассказыванию (основному приёму формирования связной монологической речи) дети овладевают языковыми средствами, на основе которых возможно построение связных, законченных высказываний.

Постепенно у детей формируется представления об основных элементах, лежащих в основе построения высказывания:

отражение причинно-следственных связей.

При планировании работы учитывается принцип тематической взаимосвязи, предусматривающий сочетание занятий по различным видам рассказывания в пределах той или иной тематики (в соответствии с программой обучения и воспитания детей с ОНР в специальном детском саду).

На всех этапах обучения надо обращать внимание на анализ и обсуждение детских высказываний. Отмечаются такие качества рассказов как, полнота и последовательность передачи содержания, смысловое соответствие тексту и картинному материалу, удачное употребление средств образной выразительности, проявление элементов фантазии. В ходе коллективного обсуждения дети (по замечаниям педагога) вносят дополнения, указывают на допущенные ошибки – в оформлении отдельных высказываний, употреблении слов и словосочетаний. В результате создаются дополнительные возможности для упражнения в подборе лексем, правильном употреблении словоформ и построении предложений.

Г.А. Волкова – Логопедия, «Владос», Москва, 2002 г.

Б.П. Глухов – Методика формирования связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, Москва, 2000 г.

Особенности связной монологической речи у дошкольников с ОНР

Итак, при сходстве состояния речи интеллектуальное развитие речи и прогноз речевой компенсации у детей с ОНР неоднозначный. Значительное отставание объема активного словаря от пассивного проявляется в том, что ребенок одним и тем же звукосочетанием или лепетным словом ребенок может обозначать несколько различных понятий («бобо» – боль, делать укол, бить; «биби» – машина, лодка, велосипед, самолет). Также наблюдается и замена слов: названия предметов заменяются словами действия и наоборот («адас» – писать, рисовать, карандаш; «туй»- стул, сидеть). Характерным для таких детей является использование предложений состоящих из одного слова. Хотя такой период может наблюдаться и у детей с нормальным развитием речи, однако он будет длиться лишь в течении пяти – шести месяцев и дети используют лишь небольшое количество слов. Надолго этот период задерживается только при тяжелом недоразвитии речи.

У детей с общим недоразвитием речи предложения расширяются в объеме до 2-4 слов, однако эти предложения остаются с полностью неправильно оформленной конструкцией («Девя игит куля» – девочка играет с куклой). Данное явление не может наблюдаться при норме. Дети же с нормальным развитием речи начинают пользоваться предложениями, где слова связаны грамматически («дай игуку» – дай игрушку), которые постепенно вытесняют бесформенные конструкции, хоть и поначалу соседствуют с ними. Невысоким речевым возможностям ребенка способствует и пока что бедный жизненный опыт, мало дифференцированные представления, понятия об окружающем мире (особенно это связано с областью природных явлений). [31]

Наблюдается непостоянное произношение звуков. В речи ребенка с ОНР в основном преобладают одно- или двусоставные слова. Если перед ребенком стоит задача воспроизвести слово из большего количества слогов, то он сокращает это слово до двух, реже трёх слогов («пиба» – спасибо, «амида» – пирамида, «тубу» – автобус). Также возникают трудности при дифференцировке схожих по названию слов с разным значением (молоко – молоток, катает – купает – копает). Непонятны детям данного уровня задания по звуковому анализу слов (ребенок не сможет сказать из каких звуков состоит слово).

Дети II уровня речевого развития (уровень появления зачатков общеупотребительной речи) отличаются тем, что они кроме лепетных слов, мимики и жестов начинают употреблять достаточно постоянные общеупотребительные слова, хоть и искаженные («Алязай, ията алязай убиляют. Лидоме, капутн, лябака. Литя ядуют земю» – Урожай, ребята урожай убирают. Помидоры, капусты, яблоки. Листья падают на землю.).

Одновременно начинает наблюдаться различение некоторых грамматических форм. Однако эта дифференцировка касается лишь слов с ударным окончанием ( стол – столы, пьет – пьют) и относящимся лишь к нескольким грамматическим категориям. Эти процессы носят еще довольно неустойчивый, слабый характер, и недоразвитие речи у детей второго уровня проявляется довольно выраженно. Высказывания ребенка обычно бедны, он ограничивается перечислением напрямую воспринимаемых действий и предметов. Рассказ по изображению, по вопросам строится бедно, примитивно, хоть и фразы грамматически более правильные, чем у ребенка первого уровня. При этом недостаточно формированный строй речи ребенка легко обнаружить при усложнении речевого материала или при возникновении необходимости употребления таких слов, которые употребляются ребенком редко в повседневной жизни [34].

Для таких детей не имеют смыслоразличительной функции формы рода, числа и падежа. При использовании словоизменения допускается большое число ошибок, так как это имеет лишь случайных характер («игаю кулу» – играю с куклой). Слова часто употребляются в узком значении, очень низкий уровень словесного общения. Так же как и дети первого уровня, дети второго уровня могут называть несколько предметов или явлений одним и тем же словом, но в данном случае эти предметы имеют большее сходство – по признакам, по назначению, по функциям (муха, муравей, жук, пчела – в разных ситуациях будет названо одно из этих слов).

Читайте также:  Конспект НОД учителя-логопеда совместно с воспитателем

Ограниченность словаря ребенка проявляется и в незнании многих составных частей предмета (корни, ствол, ветки дерева), посуды (чашки, подносы, блюдца), транспортных средств (вертолет, лотка), детенышей животных (ежата, бельчонок, лисенок) и др. Наблюдается отставание в употреблении слов, обозначающих признаки предметов, его форму, материал, цвет. Часто отмечается замена названий слов в похожих ситуациях (рвет – режет, режет – точит). При специальных обследованиях можно отметить грубые ошибки при употреблении грамматических форм, например:

1. При замене падежных окончаний ( «катался машикам» – катается на машине);

2. При употреблении форм рода и числа глаголов (« Маша питял» – Маша писала); при изменении существительных по числам («да икушка» – две игрушки, «да кига» – два шкафа»);

3. Отсутствие согласования в словосочетаниях («асинь мяк» – красный мяч, «асинь машика» -красная машина) [37] .

Множество ошибок допускается детьми при использовании предложных конструкций: предлоги часто вообще пропускаются, существительное при этом употребляется в исходной форме. Возможна также и замена одного предлога другим, не подходящим по смыслу. Употребление частиц и союзов в речи крайне редкое. Возможности произнести звук у детей второго уровня сильно отстают от нормы: нарушения в произношении шипящих, мягких и твердых звуков, свистящих, звонких и глухих. Имеются грубые нарушения в употреблении слов разного слогового состава. Наблюдается типичное сокращение слогов.

При произношении слов отмечаются грубые нарушения звуконаполяемости: перестановка слогов, звуков, уподобление и замена слогов, при стечении согласных происходит сокращение звуков. Углубленное обследование таких детей позволяет легко выявлять недостаточность фонематического слуха, неподготовленность к освоению навыков звукового синтеза и анализа( ребенок затрудняется при выборе картинки с заданным звуком, определении позиции звука в слове и т.п.). При специальном коррекционном обучении дети переходят на III уровень речевого развития, это позволяет расширить речевое общение с окружающим миром. [33] .

Для детей третьего уровня речевого развития характерно наличие развернутой фразовой речи, однако присутствуют элементы фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Такие дети вступают в контакт с окружающим только в присутствии родителей или воспитателей, которые вносят соответствующие пояснения. Крайне затруднено свободное общение. Даже если дети умеют произносить звуки правильно, в из самостоятельной речи они начинают произносить звуки неправильно. Характерным для детей этого уровня является отсутствие дифференцированного произнесения звуков (в основном шипящих, свистящих, соноров и аффрикат), при этом один звук заменяет несколько звуков фонетической группы. Заметно улучшается возможности произносить звуки ( можно выделять правильное или неправильное произношение звуков, характер их нарушения), воспроизводить слова разной звуконаполняемости и слоговой структуры. Ребенок уже не затрудняется при назывании признаков, действий, предметов, их качеств и состояний, хорошо ему знакомых из жизненного опыта. Ребенок может свободно рассказать о своей семье, о себе, об окружающем мире, составить примитивный рассказ [24] .

Однако, если тщательно изучить состояние всех сторон речи, можно выявить картину сильного недоразвития компонентов языковой системы: фонетики, грамматики, лексики. В устной речи ребенок старается «обходить» трудные для него слова и выражения. Но если ребенок поставлен в такие условия, что трудные для него слова и выражения нужно употребить, то речевые дефекты проявляются достаточно отчетливо. Хотя дети и пользуются фразовой речью, однако они испытывают не малые трудности при составлении предложений самостоятельно, в отличии от их нормально говорящих сверстников. На фоне правильно построенных предложений проявляются аграмматичные, ошибочные, которые возникают обычно из-за ошибок в согласовании и управлении.

Однако эти ошибки не постоянны: одна и та же форма может в разных случаях использоваться и правильно, и неправильно. Часто возникают ошибки при конструкции сложноподчиненных предложений с использованием союзов и союзных слов. При составлении предложений по изображению дети, нередко называя правильно и действие и действующие персонажи, упускают сам предмет, которым пользуются действующие лица. Несмотря на то, что словарь у детей этого уровня значительно возрастает, при тщательном исследовании обнаруживаются слова, значения которых дети совершенно не знают, не точно употребляют или не понимают.

Новые подходы в формировании связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи

Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития дошкольников. Связная речь – форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень не только речевого, но и умственного развития ребенка. Развитие связной речи имеет большое значение для формирования личности ребенка, его социализации, во многом определяет успешность на начальном этапе обучения в школе.

В современное время значительное место в досуге дошкольников занимают экранные средства (просмотр телевизионных программ, компьютерные игры), что снижает речевую активность детей, отрицательно влияет на формирование связной речи, навыков общения. В связи с этим возрастает важность эффективного решения задач развития связной речи в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Вопросы методики развития связной речи дошкольников нашли отражение в многочисленных педагогических исследованиях (А.М. Леушиной, Э.П. Коротковой, Л.В. Ворошниной, Е.М. Струниной, А.Г. Арушановой, О.С. Ушаковой и др.). В них определены задачи, содержание, формы и методы работы по развитию связной монологической и диалогической речи на разных возрастных этапах. Отличительной особенностью современного состояния методики развития связной речи является сочетание традиционных и инновационных технологий.

Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Она рассматривается учеными как первичная естественная форма языкового общения, которая состоит из обмена высказываниями. Связная диалогическая речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Именно диалогическая форма общения способствует развитию социальных отношений у детей; посредством диалога один ребенок привлекает внимание другого к общей игре, занятию, устанавливает контакт с ним.

Вопросы технологии формирования диалогических умений, культура речевого общения рассматриваются в исследованиях Т.В. Антоновой, А.Г. Арушановой, М.В. Ильяшенко, М. Малетиной, А.А. Соколовой и др.

Согласно современным методическим подходам к речевому развитию важным является не только формирование отдельных диалогических умений, но и обучение детей осознанному построению диалога. В решении задач развития диалогических умений используются разнообразные методы и приемы.

В методике развития речи (А.М. Бородич) рассматриваются два основных метода развития диалога: разговор воспитателя с детьми и беседа. Разговор – наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни. Воспитатель разговаривает с детьми по любому удобному поводу, в разное время, использует все моменты жизни детского сада. С ребенком можно говорить о том, что он не видел, но о чем ему читали, о чем он слышал. Тематика разговоров определяется интересами и запросами детей.

Классификация бесед, их целевая установка и метод проведения разработаны Е.А. Флёриной, Е.И. Радиной, Э.П. Коротковой, В.И. Логиновой, Н.М. Крыловой, М.М. Кониной и др. В ходе беседы важно воспитывать «чутье языка», чтобы ребенок интуитивно чувствовал, когда можно ответить на вопрос одним словом, а когда – целой фразой.

Совершенствованию диалогической речи в беседе способствуют поисковые вопросы, отгадывание загадок, решение речевых логических задач. А.Г. Арушанова, отмечая личностные, партнерские отношения между собеседниками, выделяет еще один вид беседы – светская. Светская беседа – свободный диалог на личностно значимые темы, свободный обмен мыслями и чувствами, при этом взрослый занимает позицию не «над» ребенком, а позицию интересного, приятного собеседника, партнера. Темой таких бесед могут быть яркие впечатления из жизни детей, неожиданные встречи в природе, интересные случаи, детские забавы и др.

А.В. Запорожец отмечал, что огромную роль в социальном развитии ребенка и формировании диалогических умений имеет игра, в которой развиваются два типа отношений: реальные детские взаимоотношения и игровые. Оба типа отношений включают диалогическое общение.

Для активного влияния взрослого на коммуникативную деятельность детей, а значит, и совершенствование диалогической речи больше подходят театрализованные игры, основу которых составляют ролевые диалоги. А.Г. Арушанова указывает, что, принимая на себя роль, ребенок уходит от собственной эгоцентрической позиции, встает на точку зрения персонажа. Эти действия создают предпосылки для развития самодеятельного диалогического общения детей со сверстниками в нерегламентированных ситуациях. Роль взрослого в организации совместных самостоятельных театрализованных игр не непосредственная, а опосредованная.

Особенно важной для развития диалогических умений является деятельность кооперативного типа, прежде всего творческая сюжетно-ролевая игра. Общение детей в ней непосредственно, естественно. Командование и подчинение друг другу протекает без принуждения. Дети совместно создают предметно-игровую среду, разыгрывают ролевые диалоги, вступают в разнообразные реальные взаимоотношения. Дети, увлеченные игрой, сами осваивают новые средства и способы общения. Интерес представляет банк сюжетно-ролевых игр, предложенный А.А. Максимовой, в который входят:

I. Игры, ориентированные на развитие информационно-коммуникативных умений («Разговор через стекло», «Диалог», «Продолжи сказку», «На балу у короля» и др.).

II. Игры, ориентированные на развитие регуляционно-коммуникативных умений («Неудобная ситуация», «Школа доверия», «Путешествие по железной дороге», «Пчелы»).

III. Игры, ориентированные на развитие аффективно-коммуникативных умений («Встреча сказочных героев», «Игры с масками», «Материнская забота» и др.).

О.В. Солнцева отмечает ценность режиссерской игры как фактора социализации дошкольника. В режиссерской игре ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и комментируя их действия. Научившись действовать в режиссерской игре, ребенок легче овладевает общением со сверстниками. Жанна Пура рассматривает диалог со сверстниками как новую увлекательную область педагогики сотрудничества, педагогики саморазвития. Наряду с традиционными методами развития диалогических умений Ж. Пура предлагает игровые методы, которые органично вписываются в жизнь ребенка. В режиссерской игре «Мы журналисты» используется метод моделирования (замена вербальных абстрактных образов зрительными). Вместе с педагогом дети оговаривают возможные варианты вопросов, затем в ходе интервью ребенок-корреспондент строит диалог, опираясь на картинки-символы.

Для формирования коммуникативных умений интересна система игр, предложенная Л. Дубина. Система состоит из четырех блоков: игры на умение сотрудничать, игры на умение активно слушать, игры на умение конструировать «текст для другого» (умение говорить самому) – «Зайчики и лиса», «Травинка», «Эхо», «Почта» и др.

Дидактические игры и упражнения для обучения дошкольников речевому этикету разработаны Н. Малетиной («Митины загадки», «Пряничная избушка», «Угадай», «Вежливые отгадки», «Чудесные превращения»). Играя, ребенок должен быстро и точно реагировать на речевую ситуацию, подбирая из числа возможных любую, по-своему усмотрению, фразу для похвалы, приветствия и др.

Кроме различных видов игр для формирования диалогической речи как средства общения, используется прием словесных поручений. Особенно велико значение этого приема в освоении речевого этикета (З.И. Курцева). Педагог дает образец словесной просьбы, которую дети могут повторить, а по мере накопления опыта общения ребенок сам выбирает подходящую формулу.

Целенаправленное обучение диалогической речи происходит в специально организованных речевых ситуациях:

– С.Е. Привалова отмечает, что при выборе ситуаций необходим учет критериев: значимость этих ситуаций для детей, опора на жизненный опыт старших дошкольников; ясность и конкретность.

– З.И. Курцева рассматривает речевые ситуации общения как способ выбрать детям оптимальные речевые средства для приветствия, прощания, поздравления, просьбы и пр.

– Л.Г. Антонова большую роль отводит речевым ситуациям, помогающим детям овладеть правилами диалога: выбрать верный тон, показать, что ты хорошо знаешь то, о чем говоришь, подбирать нужные слова, чтобы быть в разговоре и убедительным, и красноречивым.

С. Привалова подчеркивает, что на этапе создания положительной мотивации на общение, на приобретение коммуникативных умений на уровне восприятия важны умения дослушать и выслушать, учитывать эмоциональное состояние партнера. С этой целью возможно использование чтения, инсценирования литературных произведений с беседой о мотивах правильного речевого поведения (К. Чуковский «Телефон», «Айболит», З. Машковская «Обида»). Литературные произведения развивают умение идентифицировать себя с литературными героями, ориентироваться в коммуникативных ситуациях. Д.Н. Дубинина рекомендует использовать в работе с дошкольниками социально-бытовые сказки («Каша из топора», «Мена», «Как мужик гусей делил», «Старый отец» и др.). Дети обсуждают со взрослыми различные ситуации, которые происходят с персонажами сказки, пробуют определить, как нужно поступать в том или другом случае.

О. Бизикова отмечает, что «художественные произведения сами через эмоциональное воздействие на детей вызывают положительное отношение к правильным проявлениям в диалоге и отрицательное к нарушениям правил, грубости».

Таким образом, при обсуждении литературных произведений необходимо помогать детям увидеть коммуникативные умения, значимые в той или иной ситуации общения, протекающие изменения в речевом поведении героев от негативного к позитивному.

Обогащать речевое общение детей, сделать его более естественным, непринужденным помогают средства неречевой коммуникации (мимика, жесты). Серьезное внимание данным средствам общения уделяют в своих работках З. Курцева, Н. Малетина, Л. Антонова, А. Максимова. Важно, чтобы ребенок мог адекватно воспринимать несловесную информацию, отличать близкие, но не тождественные эмоциональные состояния собеседника. Детей знакомят с жестами, наиболее часто используемыми в различных ситуациях общения («Разговор через стекло», «Гости»), учат распознавать состояния собеседника по мимике и выражать свое отношение к предмету разговора с помощью мимических средств («Узнай меня?», «Покажи, что я делаю»). Культура и выразительность жестов отражаются в специальных пластических этюдах и упражнениях: «Поссорились и помирились», «Отражение чувств». Развитие невербальных умений усиливает эффективность взаимодействия дошкольников.

На разных возрастных этапах первостепенное значение приобретает та или иная задача развития диалогических умений, и в зависимости от этого педагог отбирает содержание, форму и метод обучения.

Монологическая речь – развернутый, организованный, произвольный вид речи. Связная монологическая речь характеризуется смысловым единством, полнотой содержательной структуры высказывания, объединением нескольких элементов общей логикой, адекватным лексико-грамматическим и звуковым оформлением изложения, имеет мотив и замысел. По мнению исследователей, владение связной монологической речью является высшим достижением речевого развития дошкольников. Монологическая речь – сложный для детей вид деятельности, его освоение требует умения планировать свою речь, выбирать соответствующую замыслу языковую форму. Без специального обучения дошкольники не способны освоить монолог на должном уровне.

Методика обучения монологической речи представлена в работах Е.И. Тихеевой, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, А.М. Бородич, Э.П. Коротковой. Л.М. Гурович, А.А. Зрожевской, О.С. Ушаковой и др.

Виды монолога, которым обучают детей в детском саду, определились в методике достаточно давно. В дошкольном возрасте дети осваивают рассказывание как самостоятельное создание текстов и пересказ готовых текстов. Обучение детей рассказыванию включает: рассказывание об игрушках, предметах; рассказывание по картине; рассказывание из опыта; творческое рассказывание. Однако в современной методике в качестве ведущей классификации детских рассказов выступает классификация, отражающая функциональные характеристики текста: монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуждение. Каждый тип монолога выполняет свою функцию и имеет свою структуру.

Современная методика обучения дошкольников монологической речи основана на формировании у детей языковых обобщений, элементарных знаний об особенностях (назначении, структуре) каждого типа текста. Детей необходимо учить: понимать и осмысливать тему высказывания, определять ее границы; отбирать необходимый материал; владеть элементарными знаниями о построении текста и способах связи; располагать материал в нужной последовательности; пользоваться средствами языка в соответствии с нормами и задачами; строить речь преднамеренно и произвольно.

В обучении детей рассказыванию и пересказу рекомендуется использование разнообразных приемов: мотивационная установка; образец рассказа; анализ образца рассказа; совместное рассказывание (пофразовое, параллельное, сопряженное); план рассказа; коллективное составление рассказа; составление рассказа по частям; моделирование; оценка детских рассказов.

Выбор методов и приемов зависит от возраста детей, вида рассказывания, этапа обучения, решаемых задач, уровня речевого развития детей. В современной методике развития связной речи, как отмечает Л. Шадрина, переосмыслено применение многих традиционных приемов. Так, в традиционной методике обучения детей рассказыванию важное место, особенно на начальных этапах обучения, занимает составление детьми рассказов на основе подражания, по образцу. В настоящее время образец рассказа может использоваться для его последующего анализа «Что я говорила в начале? А потом? Чем я закончила описание?».

В связи со сложностью освоения детьми монологической речи обучение детей рассказыванию и пересказу осуществляется в организованной образовательной деятельности, что позволяет поэтапно формировать речевые умения детей, использовать коллективные формы работы (рассказывание по частям, коллективное составление рассказов, пересказ художественных произведений по ролям и др.). Вместе с тем в педагогической практике не всегда удается обеспечить заинтересованность и достаточную речевую активность детей на занятиях. Разрешить данное противоречие позволяет использование в обучении монологической речи дидактических игр, игровых приемов.

Читайте также:  Конспект занятия по автоматизации звука (Ш) в слогах, словах и фразовой речи

В обучении монологу-описанию используются игры «Магазин игрушек», «Нарисуем портрет друга», «Собери описание», «Подарки» [5]. В.В. Гербовой разработаны сюжетно-дидактические игры, в которых дети, исполняя роль, должны описать предмет («Ателье легкого платья», «Демонстрация моделей одежды», «Выставка машин» и др.). В обучении монологу-повествованию эффективны игры-инсценировки с игрушками, дидактические игры с наглядным материалом «Расположи по порядку», «Что сначала, что потом». Для освоения монолога-рассуждения результативны игры на установление различных зависимостей, развитие логического мышления («Небылицы в картинках», «Разложи по порядку», «Что лишнее»).

Эффективным приемом формирования у детей элементарных знаний о структуре текста является моделирование (A.M. Бородич, Т.А. Ткаченко, Н.Г. Смольникова, О.С. Ушакова и др.). Моделирование отражает последовательность смысловых частей рассказа в наглядно-образном плане. Наглядное моделирование возможно использовать при обучении детей всем типам монолога: составлению описательных рассказов по игрушке; составлению повествовательных рассказов по картине; обучению творческому рассказыванию, пересказу. Рекомендуются разные виды моделей: предметные, схематические, предметно-схематические.

Рассказы дошкольников должны быть не только структурно оформленными, но и выразительными, содержать эпитеты, сравнения. Особенно это важно в рассказах-описаниях художественного типа (описание пейзажных картин, этюды о природе), при сочинении детьми сказок. О.С. Ушаковой, О.А. Акуловой, Н.В. Виноградовой рекомендуются приемы, способствующие формированию у детей умений осознанно использовать выразительные средства языка в связных высказываниях: слушание и анализ литературных и фольклорных тестов; привлечение внимания детей к образным выражениям в художественных произведениях; подбор эпитетов, характеризующих персонажей.

Таким образом, современная методика развития связной монологической речи дошкольника основывается на лингвистическом, коммуникативном, личностно-ориентированном подходах к речевому развитию. Важным является формирование у детей осознанного построения связного высказывания; использование широкого спектра методов и приемов развития связной речи; систематическая и целенаправленная работа по развитию связной речи; преемственность в развитии связной речи детей на разных возрастных этапах. В процессе общения и взаимодействия ребенка с окружающей действительностью ребенок овладевает связной речью, а взрослый создает для этого условия, организует материальную и языковую среду, вовлекает в совместную деятельность.

Рецензенты:

Гневэк О.В., д.п.н., профессор, директор Института педагогики, психологии и социальной работы, ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», г. Магнитогорск;

Сайгушев Н.Я., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», г. Магнитогорск.

Особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Впервые теоретическое обоснование проблемы общего недоразвития речи было сформировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей школьного и дошкольного возрастов, проведенных Р.Е. Левиной [14] и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии, ныне НИИ коррекционной педагогики Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева [29] и др.

Авторами под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения. При этом отмечается нарушение формирования как смысловой, так и произносительной сторон речи. В группу с ОНР объединяются дети с различными нозологическими формами речевых нарушений (дизартрия, алалия, ринолалия, афазия) в случаях, когда наблюдается единство патологических проявлений по трем указанным компонентам. В целом для детей с ОНР типично позднее появление экспрессивной речи, резко ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, дефекты произношения и фонамообразования; специфические нарушения слоговой структуры слов.

Существует не менее двух подходов к классификации общего недоразвития речи.

Первый подход – клинический, представлен в работах Е.М. Мастюковой [17]. Она рассматривает ОНР трех типов: неосложненный дизонтогенетический вариант ОНР; ОНР в сочетании с рядом неврологических и патопсихологических нарушений, осложненный вариант ОНР; ОНР вследствие моторной алалии. В соответствии с классификацией автора, ОНР – это системное нарушение экспрессивной и импрессивной речи. Специальные исследования детей с ОНР показали клиническое разнообразие проявлений общего недоразвития речи.

Второй подход – психолого-педагогический, был предложен Р.Е. Левиной [14]. В рамках этого подхода выделено три уровня речевого развития у детей с речевой патологией. Эта классификация была дополнена четвертым уровнем (Т.Б. Филичева [28]).

Первый уровень речевого развития характеризуется полным или почти полным отсутствием средств общения у детей с ОНР в том возрасте, когда у нормально развивающегося ребенка навыки речевого общения в основном сформированы. Речь детей может изобиловать так называемыми диффузными словами, не имеющими аналогов в родном языке. Характерной особенностью детей с данным уровнем речевого развития, как отмечает Р.Е. Левина [14], является возможность многоцелевого использования имеющихся у них средств языка: указанные звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки и действия, совершаемые с ними. Эти факты указывают на крайнюю бедность словарного запаса, в результате чего ребенок вынужден прибегать к активному использованию неязыковых средств – жестов, мимики, интонации. Поэтому речь детей на этом уровне малопонятна для окружающих и имеет жесткую ситуативную привязанность. Фразовая речь у таких детей почти полностью отсутствует; при попытке рассказать о каком-либо событии они способны назвать лишь отдельные слова или одно – два сильно искаженных предложения.

Отличительной чертой второго уровня речевого развития, который в литературе определяется, как «начатки общеупотребительной речи», будут следующие признаки – развитие общения осуществляется не только с помощью жестов и несвязных слов, но и путем употребления достаточно постоянных, хотя и очень искаженных в фонетическом и грамматическом отношении речевых средств. Дети начинают пользоваться фразовой речью и могут ответить на вопросы, беседовать с взрослым по картинке о знакомых событиях окружающей жизни. Однако недостаточность словообразовательных операций приводит к ошибкам в употреблении и понимании приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных со значением действующего лица. Наблюдаются трудности в формировании обобщающих и отвлеченных понятий, системы синонимов и антонимов. Речь детей со вторым уровнем часто кажется малопонятной из-за грубого нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слов. Дети с этим уровнем речевого развития связной монологической речью практически не владеют (Р.Е. Левина [14]).

Третий уровень речевого развития характеризуется развернутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Так, ребенок понимает и может самостоятельно образовать новые слова по некоторым наиболее распространенным словообразовательным моделям. Наряду с этим, ребенок затрудняется в правильном выборе производящей основы, использует неадекватные аффиксальные элементы. Типичным для данного уровня является неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значением, а также слов с переносным значением. Словарный запас может показаться достаточным в рамках бытовой повседневной ситуации, однако при подробном обследовании может выясниться незнание детьми таких частей тела, как локоть, переносица, ноздри, веки. Детальный анализ речевых возможностей детей позволяет определить трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры. Образцы связной речи свидетельствуют о нарушении логико-временных связей в повествовании: дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать важные элементы сюжета и обеднять его содержательную сторону.

Типичным для данного уровня является использование детьми простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Образцы связной речи свидетельствуют о нарушении логико-временных связей в повествовании: дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать важные элементы сюжета и обеднять его содержательную сторону.

Таким образом, дети с третьим уровнем ОНР уже пользуются развернутой фразовой речью, но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки. Наиболее отчетливо они проявляются в разных видах монологической речи — описание, пересказ, рассказы по серии картин и др. Ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняют процесс развития связной речи, переход от диалогической формы речи к контекстной (Р.Е. Левина [14]).

Старшие дошкольники с ОНР значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной, прежде всего монологической, речи. У детей с ОНР отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, явно выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи. В связи с этим формирование связной монологической речи старших дошкольников с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. На полноценное овладение детьми монологической речью должна быть направлена и работа по развитию у них лексических и грамматических языковых навыков.

Анализ данных логопедической практики, педагогического опыта изучения детей с ОНР позволил установить, что вариативность проявлений общего недоразвития речи у детей не исчерпывается тремя уровнями речевого развития. Указания на это содержатся в работах ряда исследователей — Т.Б. Филичева [29], С.Н. Шаховская [32] и др.

Так в результате длительного комплексного психолого-педагогического изучения детей с ОНР Т.Б. Филичевой [29], была выявлена еще одна категория детей с ОНР, у которых признаки речевого недоразвития оказываются стертыми и не всегда правильно диагностируются как системное и стойкое недоразвитие речи. Автором были установлены специфические особенности проявления общего недоразвития речи у этой группы детей, которые могут быть определены как четвертый уровень речевого развития. Он характеризуется незначительным нарушением в формировании всех компонентов языковой системы.

Общее недоразвитие речи четвертого уровня определяется Т.Б. Филичевой как своеобразная стертая или легкая форма речевой патологии, при которой у детей отмечаются неявно выраженные, но стойкие нарушения в овладении языковыми механизмами словообразования, словоизменения, в употреблении слов сложной структуры, некоторых грамматических конструкций, недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем и др.

Своеобразие связной монологической речи у детей с четвертым уровнем ОНР заключается в следующем. В беседе, при составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок выявляются нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов. Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ на тему с элементами творчества, дети пользуются в основном простыми малоинформативными предложениями. У детей этой группы по-прежнему сохраняются трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.

Для дошкольников с общим недоразвитием речи характерны так же и нарушения последовательности изложения. По мнению Р.И. Лалаевой [13], нарушение последовательности всегда отражается на связности текста. К числу основных нарушений последовательности изложения относятся: пропуск; перестановка членов последовательности; смешение разных рядов последовательности (когда, например, ребенок, не закончив описание какого-либо существенного свойства предмета, переходит к описанию следующего, а затем вновь возвращается к предыдущему).

У детей не сформировано умение адекватно развивать замысел, заложенный в зачине сообщения. Причинами здесь являются: неумение выделить главный смысл неумение развить, развернуть найденный смысл в полное последовательное сообщение; неумение обдумывать предстоящее высказывание в целом, выделять главное, дифференцировать, производить отбор необходимого материала, планировать логически последовательное изложение своей речи. В связной монологической речи отражаются все перечисленные особенности (Т.Б. Филичева [29], С.Н. Шаховская [32]).

Развернутые смысловые высказывания детей с общим недоразвитием речи отличаются и отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего даются таким детям самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Но и в воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от нормально говорящих сверстников.

Старшие дошкольники испытывают определенные трудности при продуцировании связного выказывания, которые нередко сопровождаются поисками необходимых языковых средств. У детей еще нет умения и навыков связно излагать свои мысли, поэтому для них характерны подмена связного высказывания односложными ответами на вопрос или различными нераспространенными предложениями, а также неоднократные повторения слов и отдельных предложений.

Для рассказов детей с общим недоразвитием речи характерно увеличение доли существительных, местоимений, служебных слов. Необоснованно частое применение существительных может быть вызвано трудностями в развертывании высказывания. Предложение не строится каждый раз заново, а воспроизводится фраза штампы или просто перечисляются субъекты и объекты действия. Некоторые рассказы или пересказы состоят из одних существительных и представляют собой простое перечисление. Частое использование местоимений и наречий с обобщенным недифференцированным значением объясняется ограниченным словарным запасом.

У дошкольников с общим недоразвитием речи монологическая устная речь самостоятельно не формируется (Р.Е. Левина [14]). При пересказе или рассказе дети, страдающие общим недоразвитием речи, затрудняются строить фразы, прибегают к перефразировкам и жестам, теряют основную нить содержания, путают события, затрудняются в выражении главной мысли, не заканчивают фразы. Такая речь хаотична, бедна выразительностью оформления.

Таким образом, самостоятельная связная монологическая речь детей с общим недоразвитием речи является несовершенной. У них недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли. Дети владеют набором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме, а также испытывают значительные трудности в программировании связного высказывания, в синтезировании отдельных его элементов в структурное целое и в отборе материала, соответствующего той или иной цели высказывания.

Акустическая дисграфия

Дисграфия на основе нарушенного фонемного распознавания — иначе она называется акустическая дисграфия — является проявлением небольшого органического поражения в центре Вернике. Вследствие этого ребенок не способен точно различать слышимые звуки.

До того, как ребенок начинает обучаться письму, активно используется лишь устная речь, это нарушение не проявляется ярко, так как на помощь приходит общее понимание лексического смысла текста. Однако для письменной речи требуется тонкий анализ фонем, в противном случае ошибки неизбежны.

Признаки акустической дисграфии

Родителям, у которых дети столкнулись со сложностями с обучением в школе письму, следует обратить внимание на характер ошибок. Несомненно, работать над коррекцией дисграфии должен специалист, но понимать, что происходит и вовремя обратиться за помощью, обязательно нужно.

Итак, в чем выражается акустическая дисграфия:

  • Замена на письме букв, похожих по звучанию (парных твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих и свистящих, некоторых гласных, в частности, лабиализованных).
  • Частые ошибки при письменном обозначении мягкости звуков.
  • Пропуски некоторых букв или даже слогов, перестановка их местами.
  • Объединение при написании нескольких слов в одно.

В качестве примера можно привести такие ошибки как «мяшик» вместо «мячик», «телай» вместо «делай», пропуски мягкого знака «окун», «Васка», «лублу» вместо «люблю».

При этом дело совсем не в том, что ребенок не знает, как правильно произносятся эти звуки. При акустической дисграфии, как правило, артикуляционные органы работают «как часы» и проблем с постановкой фонем у детей не наблюдается.

Причины акустической дисграфии

В основе возникновения дисграфии акустического типа лежит нарушение фонематического слуха и восприятия. Именно они помогают правильно распознавать звуковой строй слова, определять количество слогов, место и точное значение фонемы.

За дифференцирование звуковых образов слов отвечают зоны, расположенные в височных отделах мозга. Именно здесь акустический сигнал кодируется и передается в зону Вернике, в которой производятся анализ и синтез полученной информации. Нарушения, возникшие в данных зонах, и приводят к неправильному фонетическому восприятию.

Причинами нарушений могут выступать различные факторы:

  • Внутриутробные поражения мозга плода.
  • Инфицирования во время беременности.
  • Тяжелые заболевания ребенка в раннем возрасте.
  • Социальные или психологические причины (недостаточное количество общения с ребенком, билингвизм, педагогическая запущенность).

Встречаются случаи также наследственных нарушений.

Коррекция акустической дисграфии

Очень важно, чтобы родители вовремя заметили имеющуюся проблему и обратились к специалисту. Скорректировать дисграфию и помочь ребенку успешно учиться вполне возможно.

Логопед проведет диагностику состояния речи ребенка, его развития. Дело в том, что проявления нарушений письма всегда вторичны. Необходимо выявить основную причину возникшего состояния и только тогда заниматься коррекционными действиями.

В план занятия включаются упражнения, стимулирующие развитие фонетического слуха и восприятия, а также звукового анализа и синтеза. Учитывая, что дисграфия обычно диагностируется у детей школьного возраста, многие задания проводятся не в игровой форме, а в виде выполнения упражнений на бумаге. Однако игровые моменты тоже должны присутствовать, чтобы у ребенка не возникало усталости и психологического перенапряжения.

Игры и задания для коррекции дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания:

  • Для развития неречевого слуха детям предлагаются игры из серии «Тихо-громко» (на звуки разного уровня громкости нужно совершать разные действия), «Где звук?»
  • Обязательны задания, закрепляющие понятия о гласных и согласных звуках, умение распознавать их на слух. Параллельно проводится акцентуализация правильного произношения фонем.
  • Задание «Умный водитель» — из карточек с изображением предметов (а впоследствии только написанных слов) необходимо выбрать только те, которые начинаются на заданную фонему. Это упражнение можно использовать также при отработке распознавания звука в середине или в конце слова.
  • «Скажи наоборот» — педагог произносит слоги с твердым звучанием (ма, му), а дети должны подобрать вариант мягкого звучания (мя, мю).
  • Для формирования навыков звукового анализа и синтеза проводятся упражнения на подсчет количества фонем в слове, их последовательности, составления слова из набора звуков под диктовку и прочее. Например, задания на подсчет количества букв и звуков, распределения слов по «домам» — в одном нужный звук располагается в начале, в другом — в середине, в третьем — в конце слова.
  • «Отгадай слово»- упражнение с моделями слов. Ребенок должен вписать пропущенные буквы и объяснить свой выбор, обозначив твердость или мягкость предшествующей согласной. (Например, М _ Ч, М _ К, М _ Л).
  • С большим удовольствием дети ищут ошибки в словах. Упражнение «Незнайка» помогает им закрепить полученные навыки. Надо исправить те ошибки, которые допустил в письме Незнайка.
  • Игра «Составь слово» — из набора карточек с написанными буквами дети должны составить слово. Можно поиграть в обратный вариант этой игры — в буквах одного слова найти несколько других слов.
  • Для отработки навыков подходят диктанты — к примеру, из услышанных слов необходимо записать только те, в которых есть мягкий (твердый) звук, в другом варианте записать слова в два столбика.
Читайте также:  Экскурсия как метод ознакомления с окружающим и развития речи детей с ЗПР

Составлением плана коррекционных занятий и подбором необходимых упражнений должен заниматься специалист. Родителям же нужно помнить, что с их поддержкой и помощью дисграфию можно «победить». Главное — систематичность работы, выполнение домашних заданий и, конечно, положительный настрой.

Игры для профилактики акустической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Татьяна Алферова
Игры для профилактики акустической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Игры для профилактики акустической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

В последнее время отмечается тенденция к увеличению числа учащихся, не успевающих по русскому языку. Причин этого явления может быть несколько, но одна из них кроется в дошкольном детстве, когда у детей закладываются предпосылки к овладению грамотой в школе. Особую группу риска составляют дети с речевыми нарушениями, сопровождающимися отставанием в развитии фонематических представлений, которое, в свою очередь, тормозит своевременное усвоение звукового состава слова и, следовательно, лишает возможности полноценного овладения чтением и письмом.

Нарушения речевого слуха и фонематического восприятия могут привести к появлению акустической дисграфии, при которой на письме происходит замена букв,соответствующих фонетически близким звукам: свистящие и шипящие («сапка» вместо «шапка», звонкие и глухие («смотредь» вместо «смотреть», твёрдые – мягкие («мачик» вместо «мячик», аффрикаты и их составляющие («тяшка» вместо «чашка», а также пропуски и замены гласных («лап» вместо «лапа», «лис» вместо «лес»). Могут иметь место ошибки,связанные с нарушенной аналитико-синтетической функцией и проявляющиеся в искажении звукобуквенной и слоговой структур слова: пропусках и добавлениях букв, слогов; перестановках букв, слогов («паход» вместо «пароход»).

Необходимое условие для успешного овладения детьми грамотой – достаточно развитое фонематическое восприятие. Предлагаю несколько, на мой взгляд, эффективных игр, позволяющих успешно решать эту задачу. Данные игры провожу с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи.

«Чудесный сундучок»

Цель: упражнять детей в умении угадывать предмет по первому и последнему звуку в слове, а также в умении называть первый и последний звуки слова.

Оборудование: непрозрачный мешочек из плотного материала; предметные картинки.

Содержание игры: учитель – логопед называет обобщающее слово, далее – первый и последний звуки этого слова. Если ребёнок угадывает слово, учитель-логопед достаёт картинку из мешочка.Пример: «Это мебель. Первый звук в слове «с», последний – «л». (Стол).

Вариант: игра «Загадай слово» (для детей, которые владеют операцией обобщения и могут назвать первый и последний звуки в слове): ребёнок достаёт из мешочка картинку, не показывает её, а загадывает по тому же принципу.

Игру можно проводить с группой детей, с подгруппой, индивидуально.

«Звуковая цепочка»

Цель: закреплять умение называть первый и последний звуки слова, а также подбирать картинки на заданный звук в слове.

Оборудование: предметные картинки, подобранные таким образом, чтобы из них можно было составить звуковую цепочку; коробка или конверт для картинок.

Содержание игры: учитель – логопед кладёт перед ребёнком картинку, например, «мак» и предлагает назвать последний звук этого слова (следит за тем, чтобы ребёнок чётко произносил звук: «к»); далее взрослый просит найти ту картинку, на которой название изображённого предмета начинается с этого же звука (кот). Игра продолжается до тех пор, пока на столе будет лежать несколько картинок, где каждое последующее слово начинается с того звука, каким заканчивается предыдущее слово. Учитель-логопед обращает внимание ребёнка на то, что у него получилась «цепочка», но не настоящая, а «волшебная», звуковая.

Игру можно проводить с подгруппой детей, индивидуально.

«Звуки заблудились»

Цель: упражнять в различении звонких и глухих согласных звуков в словах.

Оборудование: парные картинки, на которых названия изображённых предметов отличаются одним звуком («с»«з», «б»«п», «д»«т» и т. д.); конверт для картинок.

Содержание: учитель – логопед читает двустишия, намеренно допуская смысловую ошибку. Ребёнок находит ошибку, исправляет её.

Лиза пробовала зуб,

Заболел у Лизы суп.

Возле дома стоят почки,

На ветвях набухли бочки.

Маляр покрасил том,

Стоял на полке дом.

Игра проводится индивидуально.

«Составь слово»

Цель: упражнять в умении синтезировать звуки в слово (игра проводится с детьми, которые умеют быстро называть первый звук в слове).

Оборудование: предметные картинки, подобранные таким образом, чтобы из первых звуков названий изображённых на них предметов можно было составить другое слово.

Содержание игры: учитель – логопед раскладывает перед ребёнком картинки (3-4) и просит назвать первые звуки каждого слова. Далее объясняет, что, соединив эти звуки, можно получить новое слово. Логопед просит ребёнка назвать это слово.

Игра проводится как с подгруппой, так и индивидуально.

В результате систематического использования этих и подобных игр по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР формируется и закрепляется навык определения первого и последнего звука в слове, умение распознавать фонемы, отличающиеся тонкими акустическими признаками, а также способность к элементарному звуковому анализу и синтезу.

Консультация «Нетрадиционные средства профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста» Самым лучшим средством профилактики плоскостопия у детей является ходьба по земле, гальке, песку и траве. Но что делать в холодное время.

«Путешествие в джунгли». Конспект физкультурного занятия для профилактики плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста Задачи: Образовательные: • упражнять детей в ходьбе и беге в колонне с дополнительными заданиями; • учить детей выполнять общеразвивающие.

Игровые упражнения для профилактики нарушения зрения у детей дошкольного возраста Игровые упражнения для профилактики нарушения зрения у детей дошкольного возраста. 90% детей посещающих ДОУ имеют те или иные отклонения.

Игры и упражнения по обучению детей старшего дошкольного возраста элементам игры в хоккей Хоккей – командная игра. Хоккей для детей дошкольного возраста существенно отличается от игры взрослых. Прежде всего, упражнениями и играми.

Каталог игр по профилактики дорожно-транспортного травматизма для детей дошкольного возраста Каталог игр по профилактики дорожно-транспортного травматизма для детей дошкольного возраста «СВЕТОФОР» (танцевально – дидактическая игра.

Кинетический песок как средство профилактики оптической дисграфии у детей дошкольного возраста Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определённых речевых и неречевых функций: слуховой.

Конспект занятия по коррекции акустической дисграфии во 2 классе «Дифференциация звуков [Ж] — [Ш] и букв Ж — Ш» Конспект логопедического занятия во 2 классе Тема: «Дифференциация звуков и букв «Ж – Ш» Цели и задачи: 1. Учить дифференцировать звуки.

Методическая разработка для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста «Обезьяний остров» Методическая разработка для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста «Обезьяний остров» Автор Бурова Светлана Александровна.

Подвижные игры и игры-упражнения с мячом для детей старшего дошкольного возраста Из всех физкультурных мероприятий с детьми дошкольного возраста необходимо особо выделить подвижные игры и игры-упражнения с мячом. Мяч.

Презентация «Профилактика дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста» Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших.

Акустическая дисграфия

Акустическая дисграфия – это парциальное расстройство функции письма, обусловленное недостаточностью слухового восприятия. Появляется заменами либо смешением на письме букв, обозначающих фонетически схожие звуки: шипящие-свистящие, твердые-мягкие, звонкие-глухие, аффрикаты и их составляющие. При этом звукопроизношение у ребенка правильное. Дисграфия диагностируется по результатам анализа письменных работ, исследования слуховой дифференциации фонем. Коррекционный маршрут предусматривает преодоление фонематического недоразвития, уточнение акустических характеристик звуков, работу над фонемным анализом и синтезом.

МКБ-10

  • Причины
    • Факторы риска
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы акустической дисграфии
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Коррекция акустической дисграфии
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Акустическая дисграфия, как специфическое расстройство письма, связанное с недостаточностью речеслухового анализатора, была выделена в 1971 г. классиком советской логопедии О.А. Токаревой. В 1980-е г.г. профессор Р.И. Лалаева предложила собственную классификацию, в которой обозначила акустическую дисграфию термином «дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания». Согласно опубликованным исследованиям, ошибки на письме, обусловленные несформированными фонематическими процессами, встречаются у 10% младших школьников.

Причины

Акустическая дисграфия возникает по причине недостаточной сформированности фонематического восприятия к началу школьного обучения ребенка. В результате неразличения речевых звуков на слух, неспособности к звуковому анализу и синтезу на письме ученик принимает неверное решение о соотнесении фонемы с графемой («пишет так, как слышит»). Неправильное фонемное распознавание присуще детям с функциональной дислалией, сенсорной алалией, стертой дизартрией, взрослым с акустико-гностической афазией.

Факторы риска

При обследовании детей, страдающих акустической дисграфией, выявляется ряд социальных и биологических факторов, которые могут рассматриваться в качестве предрасполагающих. В их числе:

  • неразборчивость, невнятность речи ребенка;
  • наличие в устной речи звуковых замен, дефектов озвончения и смягчения;
  • нечеткость дикции окружающих взрослых;
  • дефицит речевых контактов;
  • билингвизм;
  • необоснованно раннее обучение грамоте (несформированность психологических и языковых предпосылок);
  • отягощенный медицинский анамнез (родовые травмы, асфиксия в родах, ЧМТ, болезненность ребенка), приводящий к минимальной дисфункции ЦНС.

Патогенез

Хорошо развитые слухо-произносительная дифференциация и фонематическое восприятие являются непременным условием овладения грамотой: чтением и письмом. Спонтанное фонематическое развитие завершается в норме к 5-6 годам. Ребенок умеет слышать и различать отдельные звуки в слове, определять их место и последовательность. На этой основе в дальнейшем становится возможным овладение навыком письма.

Незаконченность процессов фонемного распознавания к началу обучения в школе, даже при отсутствии звукопроизносительных дефектов, сопровождается трудностями освоения письменной речи, создает предпосылки для развития акустической дисграфии. Во время операции письма ребенок не может произвести слуховой анализ слова, выделить акустические признаки фонемы, перевести ее в кинестетический образ (опора на проговаривание), принять решение о сопоставлении фонемы с соответствующей ей графемой. Если при этом также оказываются нарушенными моторные, оптические, регуляторные функции, то развивается смешанная дисграфия.

Классификация

В зависимости от того, какая именно операция фонемного распознавания нарушается в процессе письма, в логопедии выделяют следующие подвиды акустической дисграфии:

  • акустическая – происходит неточная слуховая дифференциация звуков и их анализ;
  • кинестетическая – трудности фонемного распознавания связаны с недостаточным кинестетическим контролем процесса письма;
  • фонематическая – ученик принимает неправильное решение о выборе той или иной фонемы.

Симптомы акустической дисграфии

Проявления дисграфии на основе нарушенного фонемного распознавания становятся заметны в начальной школе, однако предпосылки можно обнаружить еще в дошкольном детстве. Дети путают звуки речи, нечетко произносят слова, с трудом заучивают стихи и песни. У них снижена работоспособность и концентрация, отмечается частая переключаемость внимания.

На письме школьники с акустической дисграфией допускают замены и смешения букв, близких в фонетическом плане:

  • глухих и звонких согласных («корка» − горка);
  • мягких и твердых согласных («писмо» − письмо);
  • свистящих и шипящих («пушиштый» − пушистый);
  • сонорных («пелевал» − перевал);
  • аффрикат и составляющих их компонентов («щасто» − часто);
  • лабиализованных (губных) гласных («бабучка» − бабочка).

Также отмечаются пропуски и перестановки букв в словах, ошибочное обозначение мягкости согласных мягким знаком или йотированными гласными («зельный» или «зельоный» −зеленый). При тяжелых формах дисграфии смешиваются фонемы, которые обозначают непохожие по своим акустическим характеристикам звуки. Звукопроизношение при этом, как правило, не нарушено, однако иногда у ребенка имеются неточные речевые кинестезии.

Осложнения

Основным следствием акустической дисграфии служит школьная неуспеваемость по родному языку, литературному чтению, нередко – математике. Плохие отметки, низкие баллы за итоговую аттестацию по окончании начальной школы, угроза оставления ребенка на второй год – все это снижает мотивацию к учебе, формирует нежелание посещать школу или отдельные предметы, рождает конфликтность в отношениях с преподавателями и одноклассниками. Ситуации неуспеха и неверия в себя создают почву для последующего развития у ребенка тревожности, заниженной самооценки, депрессивного состояния.

Диагностика

Обычно родители или педагог обращаются к логопеду с жалобами на стойкие однотипные ошибки, которые ребенок допускает на письме. В ходе анализа рабочих тетрадей специалист замечает типичные для акустической дисграфии проблемы: замены/смешения букв по фонетическому сходству, перестановки, пропуски букв. Для подтверждения диагностической гипотезы логопед проводит обследование устной речи:

  1. Оценка звукопроизношения. Учащиеся с акустической дисграфией звуки произносят верно, но у них может быть нечеткая дикция, неточность переключения артикуляционных поз. Анатомические дефекты речевого аппарата отсутствуют.
  2. Исследование фонематических процессов. В большей степени оказываются несформированными слуховая дифференциация, операции анализа и синтеза, представления об акустических свойствах фонем. Ребенок не способен правильно повторить слоговые цепочки с оппозиционными звуками, отобрать картинки с нужным звуком, определить место звука в слове, показать предметы, обозначаемые словами-паронимами.
  3. Обследование других сторон речи. Проводится проверка состояния слоговой структуры слова, лексико-грамматических категорий речи. Исследуется функция чтения: у детей с акустической дисграфией, как правило, выявляется фонематическая дислексия.

Из методов медицинской диагностики может быть рекомендована аудиометрия, т. к. при недостатках фонемного распознавания всегда необходимо исключать тугоухость. Инструментальное неврологическое обследование по показаниям включает электроэнцефалографию, УЗИ сосудов шеи, церебральную КТ или МРТ.

Коррекция акустической дисграфии

Коррекционный маршрут при дисграфии, обусловленной несформированностью фонемного распознавания, строится с учетом нарушенных речевых звеньев. В ходе занятий решаются задачи:

  • формирования фонематического восприятия;
  • уточнение акустических и произносительных характеристик звуков, их дифференциация;
  • овладение звуко-буквенным анализом и синтезом;
  • соотнесение фонемы с ее графическим эквивалентом – графемой.

Работа над звуками ведется в следующей последовательности: сначала уточняются артикуляционные и акустические аспекты гласных, потом согласных (свистя­щих, шипящих, аффрикат, соноров), затем – оппозиционных звуков (мягких/твердых, звонких/глухих). Только после этого переходят к самостоятельному письму – списыванию текстов, написанию слуховых диктантов, сочинений, изложений.

Кроме совершенствования речевых функций работают над развитием ВПФ – памяти, мышления, внимания. Полезно включать в структуру занятий элементы фонетической и логопедической ритмики, двигательно-речевые физминутки. Интерес к занятиям повышает использование интерактивных игр, ИКТ.

Прогноз и профилактика

Устранение акустический дисграфии – длительный и кропотливый процесс. Он может быть успешен только при целенаправленных, систематических занятиях, обоюдных усилиях со стороны логопеда и ученика. Прогноз тем благоприятнее, чем раньше в начальном звене школы выявлена дисграфия и начата ее коррекция. В противном случае ученик с акустической дисграфией неизбежно попадет в категорию слабоуспевающих.

Профилактику акустической дисграфии необходимо вести с дошкольного детства. Она включает плановые осмотры дошкольников логопедом, целенаправленное развитие фонематических процессов при их нарушении, подготовку к школе. Взрослым следует внимательно относиться к своей и детской речи, постараться минимизировать неблагоприятные воздействия на ЦНС ребенка на всех этапах его развития.

Ссылка на основную публикацию