Новые подходы в формировании связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи

Новые подходы в формировании связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях коррекционных групп.
статья по теме

Развитие связной речи у детей находится под стихийным, а зачастую негативным и асоциальным влиянием зрительной наглядности. Игрушки, компьютер заменяют ребенку живое общение. Дошкольник впитывает речь окружающих, рекламных роликов, фильмов агрессивного содержания. Речевой опыт уменьшается в количественном и качественном выражении. . Качество связной речи определяет готовность ребенка к школьному обучению.

Важнейшим в работе определяю принцип коммуникативного подхода к формированию устной связной речи детей. Особое внимание уделяю при этом обучению тем видам связных высказываний, которые, прежде всего, используются в процессе усвоения знаний в период подготовки к школе и на начальных этапах школьного обучения, что предполагает широкое использование форм и приемов обучения, способствующих активизации разнообразных речевых проявлений у ребенка.

Использование вышеперечисленных методов и приемов (см. статью) при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка речевой среды способствует решению задач по развитию связной монологической речи дошкольников с речевой патологией более результативно и в короткие сроки, активизирует психические процессы и формирует личность ребенка в целом. Мой опыт по данной проблеме обобщен и представлен в методических рекомендациях. Работа имеет рецензию старшего преподавателя кафедры психологического, социально-педагогического, общего и специального (коррекционного) образования КРИПКиПРО Загляда Л.И., рекомендована к применению учителям-логопедам, воспитателям коррекционных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
novye_podhody_v_formirovanii_svyaznoy_monologicheskoy_rechi_starshih_doshkolnikov_s_obshchim_nedorazvitiem_rechi_v_usloviyah_korrekcionnyh_grupp_2.docx26.53 КБ

Предварительный просмотр:

Новые подходы в формировании связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях коррекционных групп.

Шмидт Елена Владимировна учитель-логопед.

МБДОУ «Детский сад № 105 комбинированного вида Антошка»

Город Прокопьевск, Кемеровская область.

Предоставляя опыт, я как учитель-логопед делаю акцент на условиях, позволяющих организовать реальность ежедневного общения с детьми, содействующего развитию дошкольников, исправлению речевых нарушений. Трудно переоценить роль речи в современном мире. Ускорение ритма жизни, большой объем потока информации, необходимость адекватных реакций на происходящее, государственная политика, ставящая целью воспитание, развитие человека, способного успешно адаптироваться к условиям инновационных явлений. На первый план выдвигаются не знания, умения, навыки, а компетентность, умение работать с информацией, применять знания на основе личного опыта. Психофизические особенности ребенка раннего дошкольного возраста объясняют важность звучащего слова. Для него много значит стиль общения, интонация голоса, телесный контакт. Развитие связной речи у детей находится под стихийным, а зачастую негативным и асоциальном влиянием зрительной наглядности. Игрушки, компьютер заменяют ребенку живое общение. Дошкольник впитывает речь окружающих, рекламных роликов, фильмов агрессивного содержания. Речевой опыт уменьшается в количественном и качественном выражении. О чем свидетельствует упрощение словаря, грамматического оформления речи, а также снижение выразительности, образности, действенного потенциала. Вырастить человека грамотного, а грамотность рассматривается, как умение читать, понимать и использовать текстовую информацию, невозможно без становления личности. Именно проявляя себя в социуме, человек определяет для себя дальнейшие перспективы на жизнь. Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей в совокупности с коррекцией имеющихся речевых нарушений, рассматриваются мною как основа формирования полноценной личности ребенка. Развитие и коррекция речи, рассматривается мною не только в лингвистическом аспекте, но и в контексте становления коммуникативных способностей общения детей друг с другом, со взрослыми посредствам формирования связной речи дошкольников. Качества связной речи определяют готовность ребенка к школьному обучению. В настоящее время наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников, увеличивается количество детей с общим недоразвитием речи (ОНР), при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Формирование связного высказывания у детей с ОНР является конечной целью в общем комплексе речевых мероприятий. Подтверждение этому мы находим в работах иных авторов: Ефименкова Т. Б., Глухов В. П., Филичева Т. Б., Соболева А.В., Ткаченко Т. А. Практика моей работы показала, что использование данных методов и приемов в полном объеме не всегда возможно в связи с высокой трудоемкостью, сложности речевой патологии (алалия, дизартрия, ринолалия, часто задержка психического развития), недостаточной мотивацией. Целью своей работы при коррекции связной монологической речи считаю поиск, апробирование и внедрение новых эффективных методов и приемов интегрированного воздействия, обеспечивающего устойчивый, стабильный результат работы в более короткие сроки. Для достижения поставленной цели необходима реализация следующих задач:

  1. формирование мотивации связного высказывания, отталкиваясь от личностно-значимой для ребенка ситуации;
  2. воспитание регулирующей, планирующей функции речи, основанной на контроле и самоконтроле;
  3. обучение овладению различными видами связной монологической речи;
  4. усвоение лексико-грамматических средств, как основы для построения развернутого высказывания.

По мнению Сохина Ф.А. в старшем дошкольном возрасте заканчивается первый «университет», но ребенок занимается зразу на всех «факультетах». Процесс формирования у дошкольников связной речи изначально усложняется, если у ребенка общее недоразвитие речи (ОНР). Значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы – фонетико-фонематического, лексического, грамматического; недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии высших психических процессов (внимания, памяти, воображения) создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью. Первые экспериментальные исследования связной речи были проведены под руководством С. Л. Рубинштейна, который ввел в употребление термин «связная речь». Он определял ее как речь, передающую логически связное содержание в форме, понятной из самого контекста. Связная речь характеризуется различными авторами не в своей непосредственной предметной отнесенности, а от способности говорящего выразить свои мысли понятно для слушателя. Сформированная связная речь – важнейшее условие успешного обучения ребенка в школе. В коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР формирование связной речи – конечная цель всего коррекционного процесса, требующая кропотливой, длительной работы логопеда. Подтверждение этого я нахожу в работах многих авторов. Методики, предлагаемые Ефименковой Л. Н., Ткаченко Т. Л., Филичевой Т. Б., Соболевой, Глуховым В. П. успешно апробировала и использую на практике. Использование вышеперечисленных методов и приемов в полном объеме не всегда возможно в связи с высокой трудоемкостью, сложностью речевой патологии, недостаточной мотивацией. Работа по формированию связной грамматически правильной речи основывается на общих принципах логопедического воздействия. Ведущими выделяю следующие:

  1. опора на развитие речи в онтогенезе с учетом общих закономерностей формирования разных компонентов речевой системы;
  2. овладение основными закономерностями грамматического строя языка на основе формирования языковых обобщений и противопоставлений;
  3. осуществление тесной взаимосвязи работы над различными сторонами речи – грамматическим строем, словарем, звукопроизношением.

Важнейшим в работе определяю принцип коммуникативного подхода к формированию устной связной речи детей. Особое внимание уделяю при этом обучению тем видам связных высказываний, которые, прежде всего, используются в процессе усвоения знаний в период подготовки к школе и на начальных этапах школьного обучения, что предполагает широкое использование форм и приемов обучения, способствующих активизации разнообразных речевых проявлений у ребенка. Оценка коммуникативных умений может быть дана (условно) с учетом следующих критериев:

Критерии оценки коммуникативных умений детей

Оценка в баллах

Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета

Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое

Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание

Механизм речевых расстройств очень разнообразен, что преодоление их требует дифференцированной коррекции, поэтому в основе этой деятельности лежит принцип личностно-ориентированного подхода. Индивидуализация проблем ребенка, учет его склонностей, возможностей, позволяет определить приоритеты в коррекционной работе. По результатам диагностики составляю индивидуальный профиль, который наглядно демонстрирует, в каких видах развернутых высказываний у детей отмечаются наибольшие трудности, и на что следует обратить особое внимание в ходе последовательной коррекционной работы. Пример составления индивидуального «профиля» состояния связной монологической речи детей с ОНР (третий уровень речевого развития)

Уровни выполнения задания

2.Рассказ по серии картинок

3.Рассказ на основании опыта

V задание не выполнено

Алеша 3 группа1 («слабая»)

Для меня важно в работе с воспитанниками задействовать как можно больше каналов восприятия. Поскольку, чем быстрее они смогут прочувствовать, проанализировать в содержательном речевом аспекте поток поступающей информации, тем результативнее будет работа по развитию культуры речи. Помимо общих мероприятий, направленных на коррекцию речевых нарушений, практикую ряд обновленных и принципиально новых приемов формирования связной речи дошкольников. При обучении пересказу использую моделирование сюжета с помощью наглядных схем, алгоритмов. Прием способствует развитию вербального восприятия, лучшего осмысления и восприятия. Дети усваивают способы программирования содержания, путем установления последовательности и взаимосвязи основных смысловых звеньев. Использование магнитно-маркерной доски (Приложение 1) позволяет достаточно быстро перемещать картины и графически обозначать пункты плана рассказа. Работу по развитию словаря осуществляю в процессе разбора текста. Мною составлена картотека слов, словосочетаний, фразеологических оборотов. По мере роста речевых возможностей детей, учу их овладевать доступными приемами языковой трансформации. Отличительной чертой этого приема является изменение текста, например, замена рассказа от первого лица рассказом от третьего. Активно использую работу со сказками и их персонажами. Характерным признаком, отличающим мой способ работы над сказкой, является ступенчатость подачи материала. Занятия с использованием сюжетов сказок ориентированы на психологическую защищенность ребенка, его потребность в эмоциональном общении с логопедом. Удачной находкой при обучении детей пересказу является прием использования наушников (Приложение 2). На диктофон наговаривается текст или эпизод рассказа. Меняется форма подачи материала и это играет свою положительную роль. Пересказ становится своего рода игрой. Обратный прием – наговаривание текста самим ребенком и прослушивание его в группе. Отступление от стандартного прослушивания текста дает положительный результат. Эпизод обыгрывается, повышается интерес и создается положительный эмоциональный фон. Одним из видов работы по развитию связной речи выделяю проведение занятий по обучению детей рассказыванию по сериям сюжетных картин (ССК). Минусом предложенных ранее способов иллюстрации ССК считаю изображение отдельных эпизодов. Для устранения данного недостатка я выбираю картины при сохранении принципа логической последовательности. В работе придерживаюсь принципа трехуровневой градации подачи материала. Описание является особым видом связной монологической речи. На занятиях по составлению описательных рассказов прием «живых картинок» очень удачен. Демонстрацию действий провожу на коврографе. Этот вид работы позволяет моделировать ситуации, включать пространственные ориентиры. Использование коврографа позволяет включать двигательный анализатор, который наиболее активизирует речевую деятельность детей. При составлении описательных рассказов апробировала и удачно использую прием «стоп-кадра» (компьютер) (Приложение 3). Он удачно вписывается в структуру ведения занятия. При остановленном кадре дети подробно описывают происходящее, проговаривают детали, причем я обращаю их внимание на незаметные при просмотре элементы, качества персонажей и предметов. Такая работа со стоп-кадром ориентирована на называние своих восприятий в свободном временном режиме. При этом дети используют имеющийся у них активный словарь и активизируют, под воздействием вопросов взрослого, пассивный. Кроме того, при разборе предметного и событийного плана экспозиции ребенок овладевает новыми понятиями, которые соотносятся с содержанием показа и объясняются взрослыми и самими детьми. Экспозицию для стоп-кадра взрослый выбирает в соответствии с полезностью или увлекательностью для ребенка. В работе я применяю просмотр DVD-фильмов по лексическим темам с учетом тематического планирования. В целом использование технических средств (компьютера, DVD) позволяет повысить заинтересованность ребенка, более эффективно донести до него смысл занятия. Обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, способствует активизации знаний и представлений об окружающем, предоставляет большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи связей и отношений между предметами и явлениями. На практике, я включаю творческие задания в различные виды рассказываний начиная с третьего периода первого года обучения. Самостоятельная, творческая речевая деятельность детей характеризуется осознанностью, мотивированностью, произвольностью поведения, сформированностью психических процессов. Ребенок повышает свой общий культурный уровень, у него формируется готовность к социальному взаимодействию. В настоящее время все более востребованными становятся педагогические технологии, осуществляемые с учетом здоровьесбережения, в качестве обязательной составляющей педагогического процесса. В связи с этим, считаю обоснованным и продуктивным использование иппликатора Кузнецова (Приложение 4), как средства действенной коррекции движений рук и звукопроизносительной стороны речи, и приема ниткографии (Приложение 5). Система работы предусматривает индивидуальные, подгрупповые, фронтальные формы работы, а также самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственно-речевой среде создания единого пространства развития ребенка, невозможного без объединения усилий логопеда и родителей. Коррекционная работа по формированию связной монологической речи у детей с ОНР предусматривает:

  1. личностно-ориентированное взаимодействие специалистов ДОУ на интегрированной основе;
  2. индивидуализация коррекционно-развивающей деятельности;
  3. учет компенсаторных и потенциальных возможностей ребенка;
  4. интеграция методов коррекционно-развивающего образования, усилий и возможностей родителей, педагогов.

Модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему. Ее цель состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надежный уровень речевого, интеллектуального и психического развития ребенка. Целенаправленное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания, развития и коррекции значительно повышает его эффективность. Создание единого пространства развития ребенка невозможно без объединения логопеда и родителей. Для успешной работы специалисту необходимо поддерживать тесный контакт с семьей ребенка. Цель совместной работы – активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание в детском саду более последовательным и эффективным. Участие родителей в воспитании, развитии ребенка не только дома, но и в детском саду поможет им:

  1. преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;
  2. относиться к ребенку как к равному;
  3. всегда радоваться его успехам и поддерживать в случае неудачи;
  4. знать, учитывать сильные и слабые стороны ребенка;
  5. проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях.

Использование вышеперечисленных новых методов и приемов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка речевой среды способствует решению задач по развитию связной монологической речи дошкольников с речевой патологией более результативно и в короткие сроки, активизирует психические процессы и формирует личность ребенка в целом. Мой опыт по данной проблеме обобщен и представлен в методических рекомендациях. Работа имеет рецензию старшего преподавателя кафедры психологического, социально-педагогического, общего и специального (коррекционного) образования КРИПКиПРО Загляда Л.И., рекомендована к применению учителям-логопедам, воспитателям коррекционных групп.

  1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., АРКТИ, 2002.
  2. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 4-5 лет. – М., 2005.
  3. Жукова И.О., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1998.
  4. Сперанская Т.Л., Ледник И.А. Развитие речи дошкольников с использованием сюжетной видеозаписи. Методическое пособие. – СПб., 2007.
  5. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М., 1999.
  6. Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малышей. – М., 2007.

Формирование связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Дата публикации: 10.04.2019 2019-04-10

Статья просмотрена: 434 раза

Библиографическое описание:

Мамедова С. М. Формирование связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня // Молодой ученый. — 2019. — №15. — С. 276-278. — URL https://moluch.ru/archive/253/57936/ (дата обращения: 28.02.2020).

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком — это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной [1].

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения.

В формировании связной речи детально выступает тесноватая ассоциация речевого и интеллектуального становления ребят, становления их мышления, восприятия, наблюдательности. Дабы связно поведать о чем-нибудь, надо понятно представлять для себя объект рассказа (предмет, событие), уметь разбирать, отнимать главные (для предоставленной истории общения) качества и свойства, ставить причинно-следственные, кратковременные и иные дела меж предметами и появлениями. Для заслуги связности речи нужно еще искусно применить интонацию, логическое (фразовое) акцент, выбирать благоприятные для выражения предоставленной думы текста, уметь возводить трудные предложения, применить языковые способы для связи услуг [2].

У ребят с нормой речевого становления в старшем дошкольном возрасте связная речь добивается достаточно высочайшего значения. Это довольно принципиально для последующего удачного изучения в школе, для всестороннего становления личности малыша [2].

В научно-методической литературе отмечается стойкая желание к наращиванию количества ребят с нарушениями речевого становления. Между их великовата категория ребят с ОНР — совокупным недоразвитием речи. При общем недоразвитии речи имеются всевозможные трудные речевые расстройства, когда у ребят нарушено составление всех компонент речевой системы, имеющих отношение к звуковой и смысловой стороне. По предоставленной задаче накоплен важный абстрактный и практический ткань, помогающий логопедам-практикам в будничной коррекционной работе. (Выготский Л. С.; Глухов В. Н.; Жинкин Н. И.; Лалаева Р. И.; Леонтьев А. А.; Филичева Т. Б. и др.)

Одним из весомых характеристик готовности ребят к школьному обучению считается степень сформированности связной речи, и, как её компонента — монологической речи. Становление связной монологической речи считается центральной задачей речевого воспитания ребят. Это обосновано, до этого всего, ее общественной значимостью и значением в формировании личности. Как раз в связной речи реализуется главная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь — высочайшая конфигурация речи мыслительной работы, которая определяет степень речевого и интеллектуального становления малыша (Выготский Л. С.; Жинкин Н. И.; Леонтьев А. А.; Сохин Ф. А. и др.) [3].

В работах В. П. Глухова монологическая речь рассматривается как связная речь 1-го лица, коммуникативная задача которой — известие о каких-то прецедентах, явлениях действительности. Это конфигурация речи, обращенной к 1 или же группе слушателей (собеседников), временами — к самому себе; деятельный картина речевой работы, рассчитанный на восприятие. Отличаясь от диалогической речи, этот картина речи характеризуется развернутостью (что связано со влечением обширно обхватить направленное на определенную тематику оглавление высказывания), связностью, логичностью, обоснованностью, смысловой завершенностью, наличием популярных систем, грамматической оформленностью. В различие от диалога, монологическая речь, подразумевает обязанность за выполнение коммуникации лишь только на говорящем при недоступности очевидной опоры на восприятие речи слушающим (читающим). Между симптомов монологической речи отличаются еще непрерывность, степени самостоятельности (воспроизведение заученного, пересказ и самостоятельное высказывание), степени подготовленности (подготовленная, отчасти приготовленная и неподготовленная речь) [2].

Изучение связной монологической речи у ребят дошкольного возраста c совокупным недоразвитием речи III значения велось на основе МБДОУ «Детский сад № 10 МО «Ахтубинский район». Было обследовано 12 ребят старшего возраста, посещающих логопедические занятия и имеющих ОНР III значения (экспериментальная группа), и 12 дошкольников такого же возраста с обычным развитием речи (контрольная группа).

Для исследования состояния связной монологической речи у ребят дошкольного возраста c совокупным недоразвитием речи III значения применяются надлежащие способы:

– обследование словарного припаса по особой схеме;

– изучение связной речи с поддержкой серии заданий;

– исследования за ребятами в процессе учебной, предметно-практической, игровой и обиходно-бытовой работы в критериях детского образовательного учреждения;

– исследование медико-педагогической документации (данные анамнеза, мед и психических изучений, педагогические свойства и решения и т. п.); внедрение данных разговоров с опекунами, педагогами и ребятами.

Для выявления значения становления применялась тестовая способ диагностики устной речи В. П. Глухова, в которой для оценки удачливости выполнение заданий способа была использована балльно-уровневая система. При данном применялся приятный ткань из надлежащих пособий Бессоновой Т. П. и Грибовой О. Е., Каше Г. А., Усановой О. Н. и Соболевой А. В., Филичевой Т. Б. и др [2], [5].

Всеохватывающее изучение включало 2 поочередных опытных поручения, составленных на материалах лексической темы «Животные». В любом из 2-ух заданий суммировались баллы по всем 3 аспектам: смысловая целостность; лексико-грамматическое оформление высказывания; самостоятельность выполнения поручения. Для получения совместной оценки за всю серию баллы за рассказ и пересказ складывались и выставляли себя в процентном выражении [5].

Тест приобретенных итогов зарекомендовал, собственно, что при составлении рассказа по сюжетным иллюстрациям 54 % ребят экспериментальной группы присутствуют на невысоком уровне удачливости (8 детей), на недостающем уровне — 33 % (5 детей), на неплохом уровне — 13 % (2 ребенка). При пересказе слова 60 % ребят экспериментальной группы присутствуют на невысоком уровне удачливости (9 детей), на недостающем уровне — 40 % (6 детей). С неплохим уровнем удачливости ребят найдено не было. Для ребят контрольной группы свойственен добрый степень (67 %) сформированности связной монологической речи c ОНР III значения речи, а еще неплохой степень (33 %). Ребят с невысоким или же недостающим уровнем в становления связной речи не найдено.

Приобретенные данные дозволили устроить надлежащие выводы:

У ребят дошкольного возраста с ОНР отмечается важное отставание в формировании способностей связной речи по сопоставлению с неплохо развивающимися ребятами. Это показывает на надобность целенаправленной коррекционной работы по развитию предоставленного облика речевой работы. Проведенные изучения с внедрением всевозможных обликов заданий выявили ряд индивидуальностей, характеризующих положение связной речи ребят с ОНР, которые нужно принимать во внимание при проведении коррекционной работы [4].

В формировании связной монологической речи у ребят дошкольного возраста с ОНР III значения отмечаются проблемы программирования содержания развернутых выражений и их языкового дизайна. Для их выражений (пересказ, всевозможные облики рассказов) свойственны: несоблюдение связности и очередности изложения, смысловые пропуски, очевидно воплощенная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, невысокий степень применяемой фразовой речи. В связи с данным составление связной монологической речи дошкольников с ОНР III значения покупает главное смысл в общем ансамбле коррекционных событий. На настоящее овладение ребятами монологической речью обязана быть ориентирована и работа по развитию у их лексических и грамматических языковых способностей [4].

1. Выготский, Л. С. Детская речь / Л. С. Выготский. — Москва: Просвещение, 2013,-420 с.

2. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. -2-е изд, испр. и доп. / В. П. Глухов. —Москва: АРКТИ, 2014.— 168 с. (Библиотека практикующего логопеда)

3. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев.—Москва: Просвещение, 2015,—214 с.

4. Сохин, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф. А. Сохин. —Москва: Просвещение, 2014,—296 с.

5. Филичева, Т. Б. Дети с ОНР. Воспитание и обучение / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. —Москва: Издательство ГНОМ и Д. 2010, —128 с.

Формирование связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Рената Иванова
Формирование связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Проблему изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) исследовали многие авторы (В. К. Воробьева, В. П. Глухов, Р. Е Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Н. А. Никашина, Т. А. Ткаченко и др.).

Развитие связной речи у детей с ОНР и до настоящего времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для школьников и социальной адаптации детей с ОНР.

Формирование связной речи у детей – изначально сложный процесс, – даже если отсутствуют патологии в речевом и психическом развитии. Если же ребенок имеет общее недоразвитие речи, то этот процесс многократно усложняется.

В дошкольный период развитию связной речи придается особое значение. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Ребенок с хорошо развитой связной речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами об игре, обсуждать действия, происходящие в совместной деятельности, быту. Самое важное, то, что правильная, хорошо развитая связная речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению к школе.

Связная речь включает в себя диалогическую и монологическую речь. Формирование связной монологической речи у дошкольников, считает В. П. Глухов, относится к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР). Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, где формирование и развитие монологической речи является важнейшим условием полноценного усвоения знаний, развитие логического мышления, творческих способностей и других сторон психической

В коррекционной логопедической работе с детьми с ОНР III уровня, формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в сложную задачу, становится конечной целью всего коррекционного процесса, целью трудно достижимой, требующей длительной, кропотливой работы логопеда, воспитателей, родителей и ребенка.

Для выявления состояния связной монологической речи у дошкольников с ОНР III уровня и дизартрией был проведен констатирующий эксперимент.

В ходе констатирующего эксперимента детям были а предложена серия заданий, направленных на выявление уровня сформированности связной монологической речи. При оценке выполнения заданий учитывались такие показатели как: смысловая целостность высказывания, лексико-грамматическое оформления высказывания, самостоятельность выполнения задания.

По окончании констатирующего эксперимента были выделены уровни развития связной монологической речи.

Ни один из обследованных детей не показал высокий уровень развития связной монологической речи, уровень развития выше среднего показало 2 ребёнка (20%, средний уровень развития показали 5 детей (50%, уровень развития связной монологической речи ниже среднего показали 3 ребёнка (30%) из 10 обследованных.

Обучение дошкольников проводилось в 3 этапа:

1) Подготовительный этап, целью которого было достижение уровня речевого и языкового развития, необходимого для составления разных видов развернутых высказываний.

На этом этапе были использованы такие упражнения как:

– Упражнения на составление предложений по картинкам

(предметным, ситуационным и др.).

– Составление предложений более сложной структуры, прежде всего предложений с «двойной предикативностью».

– Составление фразы по нескольким предметным картинкам (вначале по трем-четырем, затем — по двум).

– В целях развития навыков ведения диалога были организованы специальные сюжетно-ролевые и дидактические игры: «На приеме у

врача», «Магазин игрушек», «Весёлое путешествие» и др.

– Для развития лексического и грамматического базиса связной речи были использованы упражнения на подбор определений, эпитетов, сравнений для словесной характеристики предмета («Узнай, о чем это», «Подбери слово», упражнения на подбор синонимов и антонимов к словам, обозначающим предметы, их свойства, различные действия («Скажи по другому», «Скажи наоборот», «Определи, о ком так можно сказать» и др., упражнения на подбор слов-действий людей и животных («Кто как передвигается?», «Кто как голос подает?», упражнения на закрепление падежных форм

существительных и другие упражнения.

2) Основной этап, целью которого было формирование навыков

связного высказывания.

На данном этапе проводилось обучение детей пересказу, обучение рассказыванию по серии сюжетных картин, обучение рассказу-описанию предметов, обучение рассказыванию с элементами творчества.

Обучение пересказу на материале каждого произведения проводилось на 2 занятиях: 1-е занятие – организационная часть с включением вводных, подготовительных упражнений, направленных на организацию внимания детей, подготовку их к восприятию рассказа (отгадывание загадок о персонажах произведения; уточнение значения отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте; демонстрация соответствующих картинок и др., чтение произведения, разбор текста («языковой» и «содержательный»); 2-е занятие – пересказ текста, упражнения на усвоение и закрепление соответствующего языкового материала и анализ детских рассказов.

Занятие по обучению рассказыванию по серии картин проводилось на 2-х занятиях: на первом занятии проводился последовательный разбор каждой картинки серии, в ходе которого дети учились выделять «действенную», событийную основу (определение действий персонажей, уяснение связей между ними) и существенные детали изображения. После этого картинки в нужном порядке размещались одним – двумя детьми на наборном полотне. По вопросам определялось общее содержание изображенных событий. Затем дети «по цепочке» составляли высказывания по каждой из последовательных картинок. На втором занятии дети поочередно составляли рассказы по нескольким картинкам-фрагментам и по всей серии в целом.

При обучении рассказу-описанию предметов были использованы следующие виды работ:

– описание предметов по основным признакам;

– обучение развернутому описанию предмета;

– закрепление полученных навыков составления рассказа-описания;

– усвоение первоначальных навыков сравнительного описания предметов.

Закрепление и развитие речевых навыков, формируемых на занятиях по описанию предметов, осуществлялось в ходе игровых занятий, включающих упражнения на узнавание предметов по описанию, их сравнение, воспроизведение данного педагогом образца описания, а также самостоятельное составление детьми рассказа-описания. С этой целью были проведены следующие игры: «Магазин», «Кто нашел собачку?» и др.

В целях формирования у детей с ОНР навыков составления самостоятельного рассказа с элементами творчества проводились занятия по придумыванию продолжения (окончания) незавершенного рассказа. Составление продолжения (окончания) незавершенного рассказа проводилось в двух последовательно используемых вариантах: с опорой и без опоры на наглядный материал:

3) Заключительный этап, целью которого было закрепление навыков построения связного высказывания.

На этом этапе осуществлялось закрепление навыков построения связного высказывания на основе составления рассказов по представлению.

После проведенной работы по развитию связной монологической речи, был организован контрольный эксперимент, целью которого стало выявление динамики речевого развития детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Для диагностики были использованы задания, аналогичные тем, которые применялись в ходе констатирующего эксперимента. Критерии и система оценок оставалась прежней.

В процессе анализа результатов контрольного эксперимента была получена развернутая характеристика количественных и качественных особенностей развития связного монологического высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Так, высокий уровень развития связной монологической речи показало 40% детей, уровень развития выше среднего показало 40%, средний уровень развития показало 20% детей, уровень развития связной монологической речи ниже среднего и низкий уровень не показал ни один ребенок.

Проанализировав полученные данные и сравнив результаты

обследования констатирующего и контрольного эксперимента, мы пришли к выводу, что уровень развития связной монологической речи детей. Это свидетельствует о том, что специально организованная коррекционная работа была эффективной.

Используя системный подход в обучении, специальное планирование раздела работы по развитию связной речи, использование различного наглядного материала, разнообразных, дополняющих друг друга приёмов, видов и форм обучения с учётом особенностей речевого и познавательного развития детей с ОНР, были получены хорошие результаты.

Методические рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи. Методицеские рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи (буклет). Цель: помочь родителям ребенка с общим недоразвитием речи.

План самообразования учителя-логопеда на 3 года муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 45» Утверждаю: Заведующая МБДОУ д/с.

Для педагога

Автор: Аскарова Зульфия Фагильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ МО №11 “Ёлочка”
Населённый пункт: город Нягань, ХМАО–Югра
Наименование материала: курсовая работа
Тема: “Особенности связной речи у дошкольников с ОНР 3 уровня”
Дата публикации: 12.06.2018
Раздел: дошкольное образование

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Шадринский государственный педагогический институт»

Факультет коррекционной педагогики и психологии

Кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии

ОСОБЕННОСТИ СВЗНОЙ РЕЧИ У

ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ

По направлению подготовки 44.03.03 – Специальное (дефектологическое)

) (код ОКСО) (название специальности/направления)

Аскарова Зульфия Фагильевна

студент 3 курса

канд. психол. наук, доцент

Лихачева Наталья Львовна

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III

Связная речь, формы и особенности ее развития в дошкольном

Проблема общее недоразвитие речи дошкольников, уровни,

Особенности связной речи у дошкольников с общим

недоразвитием речи III уровня…………………………………………………….

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У

ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III

2.1. Методы исследования особенностей связной речи

у дошкольников с ОНР III уровня ……………………………………………….

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента…………….

2.3. Методические рекомендации по развитию связной речи детей

дошкольного возраста с ОНР III уровня……………..………………………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..

сформированности связной речи. Связная речь представляет собой наиболее

х а р а к т е р

должен научиться рассказывать: называть предмет, описать его, рассказать о

каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ

последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь

ребенка должна быть связной. У детей с нормой речевого развития в старшем

дошкольном возрасте связная речь достигает довольно высокого уровня.

Одним из наиболее трудных речевых нарушений дошкольников является

общее недоразвитие речи, при котором наблюдаются различные сложные

речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех

компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

В связи, с чем целенаправленное формирование связной речи детей с

формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и

наблюдательности. А также в процессе становления речи у дошкольников

познает окружающую среду, предметный мир и развивается как личность в

недоразвитием речи III уровня».

Объект исследования: связная речь старших дошкольников.

Предмет исследования: особенности связной речи у дошкольников с

общим недоразвитием речи III уровня.

дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

Гипотеза исследования: связная речь детей дошкольного возраста с

ОНР III уровня проявляется в характерных особенностях построения ими

коррекционные занятия по обучению рассказыванию детей с ОНР III уровня

значительно повысят уровень формирования связной речи.

В соответствии с предметом и целью определены следующие задачи

Проанализировать основные теоретические подходы к изучению

связной речи у дошкольников с ОНР III уровня;

Экспериментально изучить особенности связной речи у старших

дошкольников с ОНР III уровня;

Разработать методические рекомендации по развитию связной

речи дошкольников с ОНР III уровня.

Для достижения поставленной цели и решения задач исследования

нами был использован следующий комплекс методов:

Анализ индивидуальных карт развития детей;

Количественный и качественный анализ полученных результатов;

Обобщение полученных результатов.

положения ученых о:

в о з р а с т е

(Т.А.Алтуховой [1], О.М.Вершиной [5], Т.В.Волосовец [6], Л.С.Волковой [8],

А.Н.Корнева [14], В.А.Киселевой [15], С.Н.Шаховской [15], Р.Е.Левиной [16],

М.А.Поваляевой [18], О.Г.Приходько [19], Т.В.Пятница [20], В.В.Стерликовой

[26], Л.Б.Халиловой [30] и др.);

Р. И . Л а л а е в о й [2],

В.П.Глухова [9. 10], Е.П.Трухановой [10], Л.П.Голубевой [11], Т.Н. Деревяго

[12], Н.Н.Ивановой [13],

Л.Ф.Спировой [25], А.В.Ястребовой [25], Л.А.Тишины [27], А.С.Толпегиной

Г.В.Чиркиной [29] и др.).

Практическая значимость: проведена систематизация материалов по

использованы начинающими логопедами всех образовательных учреждений,

которые работают с детьми с общим недоразвитием речи для формирования и

совершенствования связной речи дошкольников.

Экспериментальная база исследования: МАДОУ МО Детский сад

«Елочка» № 11 г. Нягань.

наименования, приложения. Работа содержит 2 таблицы, 25 рисунков. Объем

работы: 59 страниц.

Глава 1. Теоретические основы развития связной речи у дошкольников с

общим недоразвитием речи III уровня

Связная речь, формы и особенности ее развития

в дошкольном возрасте

Речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной в

связи, с чем дети должны научиться грамматически правильно, связно и

последовательно излагать свои мысли. Связная речь – это такие развернутые

высказывания, которые позволяют человеку последовательно изложить свои

мысли, сделав их понятными для других людей. По умению детей строить

свое высказывание можно судить об уровне речевого развития ребенка, т.к. в

связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить

воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи.

Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли

оказывает влияние и на эстетическое развитие ребенка: при пересказах, при

создании своих рассказов ребенок использует образные слова и выражения,

усвоенные из художественных произведений. Умение рассказывать помогает

ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость,

развивает уверенность в своих силах. Расширение и обогащение знаний,

представлений ребенка так же должно быть связано с развитием умения

правильно выразить их в речи [7, Волосовец].

Таким образом, под связной речью понимается развернутое изложение

Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 10:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: Изучить особенности связной монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Гипотеза исследования: ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняют процесс развития связной речи, что сдерживает переход от диалогической формы речи к монологической. В соответствии с целью были поставлены задачи: 1. Рассмотреть основные подходы к изучению связной монологической речи в работах отечественных исследователей. 2. Исследовать основные механизмы порождения связного высказывания. 3. Охарактеризовать особенности формирования монологической речи у старших дошкольников с ОНР. 4. Исследовать экспериментальным путем монологическую речь у дошкольников с ОНР III уровня.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Характеристика связной монологической речи 7
1.2 Механизмы порождения связного высказывания 13
1.3 Особенности формирования монологической речи у старших дошкольников с ОНР 18
Выводы по первой главе 25
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 27
2.1 Обследование особенностей связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР 27
2.2 Количественный и качественный анализ констатирующего эксперимента 31
2.3 Описание формирующего эксперимента по обучению связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР 37
2.4 Рекомендации по развитию навыков связной монологической речи старших дошкольников с ОНР 40
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 50

Файлы: 1 файл

Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР.doc

Первый уровень речевого развития характеризуется полным или почти полным отсутствием средств общения у детей с ОНР в том возрасте, когда у нормально развивающегося ребенка навыки речевого общения в основном сформированы. Достаточно часто при описании речевых возможностей детей на этом уровне встречается название «безречевые дети», что не может пониматься буквально, поскольку такой ребенок в самостоятельном общении использует целый ряд вербальных средств. Это могут быть отдельные звуки и некоторые их сочетания – звукокомплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов. Наряду с этим у детей отмечается явно выраженная недостаточность в формировании импрессивной стороны речи. Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что речь детей на первом уровне малопонятна для окружающих и имеет жесткую ситуативную привязанность. Фразовая речь у таких детей почти полностью отсутствует; при попытке рассказать о каком-либо событии они способны назвать лишь отдельные слова или одно – два сильно искаженных предложения [20].

Второй уровень речевого развития определяется в литературе как «Начатки об­щеупотребительной речи». Отличительной чертой является появление в речи детей двух-трёх, а иногда даже четырехсловной фразы. Объединяя слова в словосочетании и фразу, один и тот же ребенок, может, как правильно использовать способы согласования и управления, так и нарушать их. В самостоятельной речи детей иногда появляются простые предлоги и их лепетные варианты. Однако недостаточность словообразовательных операций приводит к ошибкам в употреблении и понимании приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных со значением действующего лица. Наблюдаются трудности в формировании обобщающих и отвлеченных понятий, системы синонимов и антонимов. Речь детей со вторым уровнем часто кажется малопонятной из-за грубого нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слов [32].

Таким образом, на втором уровне речевого развития общение осуществляется не только с помощью жестов и несвязных слов, но и путем употребления достаточно постоянных, хотя и очень искаженных в фонетическом и грамматическом отношении речевых средств. Дети начинают пользоваться фразовой речью и могут ответить на вопросы, беседовать с взрослым по картинке о знакомых событиях окружающей жизни. Однако дети с этим уровнем речевого развития связной речью практически не владеют.

Ребенок с ОНР третьего уровня понимает и может самостоятельно образовать новые слова по некоторым наиболее распространенным словообразовательным моделям. Словарный запас может показаться достаточным в рамках бытовой повседневной ситуации, однако при подробном обследовании может выясниться незнание детьми таких частей тела, как локоть, переносица, ноздри, веки. Детальный анализ речевых возможностей детей позволяет определить трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры.

Образцы связной речи свидетельствуют о нарушении логико-временных связей в повествовании: дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать важные элементы сюжета и обеднять его содержательную сторону [32].

Таким образом, дети с третьим уровнем ОНР уже пользуются развернутой фразовой речью, но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лекс ико-грамматические недостатки. Наиболее отчетливо они проявляются в разных видах монологической речи — описание, пересказ, рассказы по серии картин и др.

Ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняют процесс развития связной речи, переход от диалогической формы речи к контекстной.

Специально проведенными исследованиями установлено, что старшие дошкольники с ОНР, имеющие третий уровень речевого развития, значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной, прежде всего монологической, речи. У детей с ОНР отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, явно выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи. В связи с этим формирование связной монологической речи старших дошкольников с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. На полноценное овладение детьми монологической речью должна быть направлена и работа по развитию у них лексических и грамматических языковых навыков [20].

Анализ данных логопедической практики, педагогического опыта изучения детей с ОНР позволил установить, что вариативность проявлений общего недоразвития речи у детей не исчерпывается тремя уровнями речевого развития. Указания на это содержатся в работах ряда исследователей — Т.Б. Филичева, Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская, и др. В результате длительного комплексного психолого-педагогического изучения детей с ОНР Т.Б. Филичевой, была выявлена еще одна категория детей с ОНР, «у которых признаки речевого недоразвития оказываются стертыми» и не всегда правильно диагностируются как системное и стойкое недоразвитие речи [38]. Автором было организовано углубленное психолого-педагогическое исследование данной категории детей по специально разработанной методике, в результате чего были установлены специфические особенности проявления общего недоразвития речи у этой группы детей, которые могут быть определены как четвертый уровень речевого развития. Он характеризуется незначительным нарушением в формировании всех компонентов языковой системы, которое выявляется в процессе углубленного логопедического обследования при выполнении детьми специально подобранных заданий [38]

Н.С. Жукова отмечает, что у дошкольников с ОНР наблюдается и недостаточно полное понимание текста, поскольку для понимания содержания нужен, прежде всего, определенный запас слов, знание их значений, а также связей между словами предложениями. У детей с общим недоразвитием речи эти предпосылки формирования правильного прочитанного отсутствуют. Пересказ оказывается полным, точным из-за неправильного осмысления отдельных слов связи ними. Для полного пересказа художественного необходимо умение проникать в усваивать его осознавать (Н.С. Жукова, 1990) [14, c. 11].

Причинами здесь являются: неумение выделить главный смысл неумение развить, развернуть найденный смысл в полное последовательное сообщение; неумение обдумывать предстоящее высказывание в целом, выделять главное, дифференцировать, производить отбор необходимого материала, планировать логически последовательное изложение своей речи. В связной речи отражаются, естественно, все перечисленные особенности. Развернутые смысловые высказывания детей с общим недоразвитием речи отличаются и отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего даются таким детям самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Но и в воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от нормально говорящих сверстников [19, c. 21].

Сложноподчиненные предложения, которые составляют дети с общим недоразвитием речи, очень пространны, иногда состоят из 20 слов. Создается впечатление, что ребенок, начав высказывание, не может его закончить. Эти дети часто используют прямую речь (в сравнении с нормально развивающимися детьми).

Для рассказов детей с общим недоразвитием речи характерно увеличение доли существительных, местоимений, служебных слов. Необоснованно частое применение существительных может быть вызвано трудностями в развертывании высказывания. Предложение не строится каждый раз заново, а воспроизводится фраза штампы или просто перечисляются субъекты и объекты действия. Некоторые рассказы или пересказы состоят из одних существительных и представляют собой простое перечисление. Частое использование местоимений и наречий с обобщенным недифференцированным значением объясняется ограниченным словарным запасом. Неумеренное употребление служебных и вводных слов результат неумения грамотно оформить предложение. Их употребление не требует строить каждый раз новую программу высказывания, а идет по пути воспроизведения уже известного.

В.К. Воробьева говорит, что у дошкольников с общим недоразвитием речи монологическая устная речь самостоятельно не формируется [29].

При пересказе или рассказе дети, страдающие общим недоразвитием речи, затрудняются строить фразы, прибегают к перефразировкам и жестам, теряют основную нить содержания, путают события, затрудняются в выражении главной мысли, не заканчивают фразы. Такая речь хаотична, бедна выразительностью оформления.

Таким образом, самостоятельная связная контекстная речь детей с общим недоразвитием речи является несовершенной. У них недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли. Дети владеют набором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме, а также испытывают значительные трудности в программировании связного высказывания, в синтезировании отдельных его элементов в структурное целое и в отборе материала, соответствующего той или иной цели высказывания.

Выводы по первой главе

1. Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Монологическая речь – логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго по времени и не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. В монологе высказывается мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Монолог характеризуется полнотой, четкостью, развернутостью. Мимика и жесты играют меньшую роль. Для монологической речи характерна литературная лексика, развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность, синтаксическая оформленность. Связность в монологической речи обеспечивается одним говорящим.

2. В работах представителей отечественной школы психолингвистики, помимо изучения закономерностей процесса порождения отдельных высказываний, анализируются различные звенья механизма порождения текста, рассматриваемого как продукт речевой деятельности (функция внутренней речи, создание программы «речевого целого» в виде последовательных «смысловых вех», механизм воплощения замысла в иерархически организованной системе предикативных связей текста и др.). Подчеркивается роль долговременной и оперативной памяти в процессе порождения речевого высказывания (Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, И. А. Зимняя и др.).

3. Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии – изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи (ОНР). Значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы компонентов языковой системы – фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи.

Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

2.1 Обследование особенностей связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР

В работе проводилось изучение состояния связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи в специальной логопедической группе МБДОУ № . г. г. Мурманска.

Целью констатирующего эксперимента является исследование уровня развития связной монологической речи дошкольников с ОНР.

В эксперименте выделялись следующие задачи:

1. Подобрать методы исследования и разработать инструментарий оценки полученных результатов констатирующего эксперимента.

2. Сформировать экспериментальную и контрольную группы.

3.Изучить уровни развития связной речи старших дошкольников с ОНР.

4.Проанализировать и оформить результаты произведенного исследования.

6.Разработать систему формирующего эксперимента для развития связной монологической речи у дошкольников с ОНР.

В эксперименте принимали участие две группы дошкольников:

– старшие дошкольники с ОНР в количестве 10 человек;

– старшие дошкольники с нормой речевого развития в количестве 10 человек.

Возраст испытуемых – 6-7 лет. У дошкольников с ОНР выделен третий уровень речевого развития, который характеризуется следующим.

Третий уровень речевого развития характеризуется развернутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным для данного уровня является использование детьми простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. При этом их структура может нарушаться, например, за счет отсутствия главных или второстепенных членов предложения. Возросли возможности детей в использовании предложных конструкций с включением в отдельных случаях простых предлогов. В самостоятельной речи уменьшилось число ошибок, связанных с изменением слов по грамматическим категориям рода, числа, падежа, лица, времени и т.д. Однако специально направленные задания позволяют выявить трудности в употреблении существительных среднего рода, глаголов будущего времени, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах. По-прежнему явно недостаточным будет понимание и употребление сложных предлогов, которые или совсем опускаются, или заменяются на простые.

Для исследования уровня развития связной речи использовались методики В.П.Глухова.

1. Пересказ сказки «Теремок» [7].

Цель: выявить возможности детей с речевым недоразвитием в воспроизведении (пересказе) достаточно простого по структуре и небольшого по объёму текста знакомой сказки («Теремок»).

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА.

Зиннурова Яна Евгеньевна.

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА

Аннотация.В современном мире многими исследователями отмечается проблема увеличения детей, у которых встречаются какие-либо нарушения речи. Широко распространенная проблема – общее недоразвитие речи, чаще всего встречающаяся у детей дошкольного возраста.

В статье представлены данные экспериментального изучения способов формирования связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством описательного рассказа .

Ключевые слова. Общее недоразвитие речи, связная речь, монологическая речь, дошкольники, описательные рассказы.

Формирование связной речи – это важная задача, решение которой дает возможность приблизить ребенка к нормальному психическому развитию. Процесс развития речи у детей дошкольного возраста способствует реализации нравственного, эстетического, умственного воспитания, происходит познание детьми окружающей среды, предметного мира и формирование личности в целом.

Цель нашего исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание логопедической работы, направленной на формирование связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством описательного рассказа

Связная речь – это наиболее сложная форма речевой деятельности, которая имеет характер систематического последовательного развернутого изложения. Овладение ей характеризует полноту познания окружающего мира, формирование сознания, успешное обучение в школе, воспитание личности в целом [4].

Монолог включает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и осуществляется в тесной связи с развитием всех сторон речи – грамматической, фонетической и лексической [1].

По мнению А.Р. Лурии, монологическая речь представляет собой связную речь одного лица, коммуникативной целью которой принято считать сообщение о каких-либо фактах, явлениях окружающей действительности. Монолог является наиболее сложной формой речи, которая является средством целенаправленной передачи информации. Монолог характеризуется такими важнейшими свойствами, как односторонним и непрерывным характером высказывания, произвольностью, развернутостью, логической последовательностью изложения, обусловленностью содержания ориентаций на слушателя, ограниченным использованием невербальных средств передачи информации [6].

Онтогенез речи – это весь период формирования речи человека, от первых его речевых актов до того совершенного состояния, при котором родной язык становится полноценным орудием общения и мышления.

У детей с нормальным речевым развитием формирование связной речи осуществляется постепенно наряду с развитием мышления, и имеет связь с развитием деятельности и общения. Наблюдается следующая последовательность развития связной монологической речи у детей:

– первый год жизни – формирование основ будущей связной речи;

– второй год жизни – появление первых осмысленных слов, чуть позже они начинают служить обозначениями предметов;

– третий год жизни – быстрое развитие понимания речи, собственной активной речи, резким повышением словарного запаса, усложнением структуры предложения. Дети начинают использовать диалогическую речь;

– у детей среднего дошкольного возраста большую роль в формировании связной речи играет активизация словаря, можно заметить появление первых обобщений, выводов и умозаключений;

– в старшем дошкольном возрасте формирование связной речи достигает достаточно высокого уровня. Основу совершенствования мыслительной деятельности – умения обобщать, формулировать выводы, высказывать суждения и умозаключения;

– появление монологической речи начинается к пятилетнему возрасту;

– в шестилетнем возрасте многие дети усваивают основные типы монологической речи: рассказ и пересказ.

На протяжении нескольких десятилетий изучение общего недоразвития речи разнообразного генезиса является важной проблемой, которой посвящена масса исследований многих ученых. Эту проблему исследовали главные в области логопедии ученые-исследователи: Л.Н. Ефименкова, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Г.И. Жаренкова, С.Ф. Спирова, Н.С. Жукова, С.Ф.Иваненко, С.А. Миронова, Т.Б. Филичева и многие другие.

Общее недоразвитие речи у детей с нормальных слухом и первично сохранным интеллектом – это такая форма речевой аномалии, при которой нарушается развитие всех компонентов речевой системы, которые относятся как к звуковой, так и смысловой стороне речи [25]

Анализ специальных исследований позволил представить психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Детям данной категории свойственно:

– обиходная речь детей является наиболее развернутой, грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений не наблюдается;

– употребление простых распространенных предложений, состоящих из трех-четырех слов;

– отсутствие в речи детей сложных предложений;

– отсутствие правильной грамматической связи, логика событий не прослеживается;

– недочеты произношения касаются сложных по артикуляции звуков, зачастую шипящих и сонорных;

– наряду с недостаточным развитием звукопроизносительной стороны речи прослеживаются нерезко выраженные нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы;

– замедленное формирование пространственно-временных представлений, оптико-простанственного гнозиса, фонематического анализа и конструктивного праксиса;

– недостаточность разнообразных видов восприятия и, прежде всего, слухового, зрительного, пространственного.

Опираясь на исследования В.П. Глухова, к особенностям связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня можно отнести: занятия по пересказу, обучение рассказыванию по картинам, обучение описанию предметов, обучение рассказыванию с элементами творчества [3].

На основании изученной психолого-педагогической и методической литературы было спланировано экспериментальное исследование, которое включало в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Целью экспериментального исследования стало изучение состояния связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением с ОНР III уровня. Цель была конкретизирована следующими задачами:

– подобрать методики для диагностики состояния связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня;

– подобрать критериальную базу для анализа и оценки состояния связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением с ОНР III уровня;

– создать необходимые условия для обследования;

– провести качественный и количественный анализ результатов эксперимента.

Изучение уровня связной монологической речи было организовано на базе МАДОУ Детский сад № 195 «Маячок» города Нижний Тагил. В исследовании приняли участие 12 детей старшего дошкольного возраста, имеющих логопедическое заключение ОНР III уровня. Многие из этих детей имеют крайне бедный жизненный опыт и ограниченные представления об окружающем мире. В результате чего наблюдается ограниченность их общения со сверстниками и взрослыми, что обуславливает недостаточное понимание значения и смысла некоторых слов.

У детей данной категории имеются такие отклонения в личностном развитии, как нарушения эмоционально-волевой сферы, которые проявляются в повышенной чувствительности, возбудимости, двигательной расторможенности, слабой произвольности поведения. В процессе занятия у этих детей наблюдается повышенная утомляемость, низкая работоспособность, недостаточная познавательная активность.

Изучение состояния связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня включало в себя шесть взаимосвязанных заданий (составление предложений по отдельным ситуационным картинкам; составление предложения по трем картинкам, связанным между собой тематически; пересказ текста знакомой сказки; составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок; сочинение рассказа на основе личного опыта; составление рассказа-описания), каждое из которых объединяло речевые пробы повышающейся сложности и проводилось индивидуально с каждым ребенком.

Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу о том, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня наблюдаются свои особенности связной речи и их уровень развития соответствует низкому уровню сформированности связной монологической речи. У этих детей наблюдается:

– отсутствие адекватного фразового ответа, замена фразы элементарным перечислением предметов, изображенных на картинках;

– при пересказе наблюдаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, нарушения связного воспроизведения текста;

– нарушения связности высказываний, отдельные смысловые несоответствия;

– крайняя бедность содержания рассказа, грубые лексико-грамматические недостатки, затрудняющие восприятие рассказа;

– описание предметов не отображает многих его существенных признаков;

– отсутствует логически обусловленная последовательность, детали предмета имеют неупорядоченный характер.

Полученные результаты вызвали необходимость разработки и реализации содержания логопедической работы, способствующей развитию связной монологической речи у детей с ОНР III уровня посредством описательного рассказа .

Методологической и теоретической основой логопедической программы явились следующие положения:

– о системной организации высших психических функций и речи (П.К. Анохина, Л.С. Выготского, А.Р. Лурии);

– концепция речевой деятельности, как сложного системного функционального единства (Л.С. Выготского, Р.Е. Левиной, А.Н. Леонтьева);

– о ведущей роли обучения в развитии ребенка (Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной);

– принцип единства диагностики и коррекции развития (Л.С. Выготского, Р.Е. Левиной).

Разработанная нами логопедическая программа была предназначена для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, имеющих низкий уровень сформированности связной монологической речи. Данная программа включает в себя 24 занятия, два из которых отводилось на диагностику: первичную и повторную.

Логопедические занятия проходили в эмоционально насыщенной обстановке. На каждом занятии мы работали над составлением описательных рассказов. В соответствии с темой занятия мы выбирали темы для рассказов-описаний, например, дети составляли рассказ-описание осеннего леса, описание фрукта, рассказ-описание «кошка» и т.д. Используемые планы-схемы по составлению описательных рассказов помогали детям точнее передать особенности описываемого предмета или события, создавали благоприятный эмоциональный фон, стимулируя положительные эмоции, что оказывало благоприятное воздействие на формирование связной монологической речи.

Занятия проходили в игровой форме и решали дидактические, коррекционные и развивающие и воспитательные задачи. На занятиях мы использовали групповую форму работы, объединяли детей в группы при выполнении задания, либо в пары. Работа в паре учит детей слушать и слышать другого, давать и принимать советы, работать дружно и в едином темпе.

При проведении данных занятий в процессе формирования связной монологической речи, психологическое состояние дошкольников имеет тенденцию к улучшению у большинства из них. Деятельность логопеда и воспитателя сплачивала детей и развивала уровень сформированности связной монологической речи.

Таким образом, данная программа составлена с учетом педагогических условий необходимых для успешного формирования связной монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня и поэтому может быть использована в работе педагогического коллектива ДОУ.

Для проверки эффективности реализованной нами логопедической программы по формированию связной монологической речи посредством описательных рассказов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, был проведен повторный эксперимент. Полученные результаты повторного эксперимента показали, что высокий уровень связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III увеличился на 18 %, средний уровень повысился на 25 %, а низкий уровень уменьшился на 43 %..

Таким образом, цель и задачи выпускной квалификационной работы решены, а полученные результаты полностью подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что формирование связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня будет успешным, если:

– будут учитываться особенности сформированности связной речи у детей с ОНР III уровня;

– организована логопедическая работа по формированию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством описательного рассказа.

1. Белобрыкина, О.А. Речь и общение. Пособие для родителей и педагогов [Текст] / О. А. Белобрыкина. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 240 с.

2. Гербова, В.В. Составление описательных рассказов [Текст] / В.В. Гербова // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 9. – С. 28-34.

3. Глухов, В.П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов, М.Н. Смирнова // Логопедия. – 2006. – С.13-24

4. Логопедия [Текст] / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской С. Н. – М.: Наука, 2011. – 415 с.

5. Левина, Р. Е. Характеристика ОНР у детей [Текст] / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина. – М.: Просвещение, 2009. – 159 с.

6. Лурия, А.Р. Речь и мышление [Текст] / А.Р. Лурия. – М.: Педагогика, 2012. – 204 с.

Читайте также:  Логопедическая викторина 'Вопрос на засыпку'
Ссылка на основную публикацию