Нормативные показатели развития связной речи детей дошкольного возраста

Нормативные показатели речевого развития детей

Евгения Серебрякова
Нормативные показатели речевого развития детей

Речь занимает центральное место в процессе психического развития ребёнка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных контактов, а это в свою очередь, расширяет представления ребёнка об окружающей жизни. Овладение ребёнком речью, в определённой степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное в разных формах коллективной деятельности, а главное является залогом успешного обучения.

Поэтому, выраженные отклонения в речевом развитии ребёнка имеют самые негативные последствия:

– наблюдается отставание в психическом развитии;

– замедляется формирование высших уровней познавательной деятельности;

– появляются нарушения эмоционально-волевой сферы, что приводит к формированию особых личностных качеств (замкнутости, эмоциональной неустойчивости, чувства ущербности, нерешительности, и т. д)

В современной логопедической литературе, вопросам поэтапности формирования речи, при её нормальном развитии, уделяется достаточно большое внимание.

Далее представлена краткая характеристика речевого развития в норме, по всем возрастам, преддошкольного и дошкольного возраста.

Таким образом, в процессе усвоения звуков речи существует определенная последовательность их появления, в основе которой лежит степень артикуляционной трудности.

На ранних этапах речевого развития ребенок заменяет сложные звуки простыми, т. е. их появление происходит через промежуточные звуки, а к 4-5 годам он может усвоить этот звук и правильно его произносить. Усвоение правильного звукопроизношения происходит в течение довольно длительного времени от 3 до 5 лет, причем не у всех детей одновременно. Одни дети рано начинают правильно произносить все звуки (к 3-4 годам, другие усваивают их несколько позже (к 5-6 годам).

Ребёнку 1 год: это подготовительный этап к овладению речью. У младенца развивается зрительное и слуховое сосредоточение, развивается понимание речи, в процессе гуления, лепета идет интенсивное развитие артикуляционного аппарата. Общение между ребенком и взрослым строится в основном на эмоциональной основе, а с появлением первых осмысленных слов – и с помощью речи.

Ребёнку 2 года: у двухлетнего ребенка является вполне закономерным несовершенство произносительной стороны речи: неправильное произношение большинства звуков родного языка, смягчение отдельных согласных, нечеткое произношение слов с пропуском отдельных звуков, неумение точно сохранять слоговую структуру слова. Активный и пассивный словарь насчитывает 250-300 слов.

Ребёнку 3 года: происходит интенсивное накопление ребенком словаря. Одновременно с развитием речи развивается мышление, память, воображение ребенка. В процессе игры он нередко сопровождает свои действия словами, а иногда и целыми фразами. К 3-м годам запас слов, как правило, увеличивается до 800-1000 слов, слова приобретают более точное значение, малыш много говорит сам, любит слушать короткие стихи, рассказы сказки, запоминает и рассказывает их.

НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ

Показатели речевого развития Время появления в норме

Употребляет местоимение “Я” 2 года 3 мес.

Адекватно использует названия некоторых цветов 2 года 6 мес.

Пытается согласовывать имена прилагательные с существительными в роде (кроме среднего рода) К 3 годам

Пытается согласовывать глаголы прошедшего времени с существительными в роде К 3 годам

Пользуется предложно-падежными конструкциями (но присутствует аграмматизм) С 2 лет 1 мес.

Понимает слова-обобщения, начинает некоторые использовать их в активной речи К 3 годам

Понимает значение пространственных наречий, употребляет их в речи С 2 лет 3 мес.

Произносит губные звуки (п,б, м, пь, бь, мь, губно-зубные – ф, фь, в, вь, переднеязычные – т,д,н, заднеязычные – к,г, х. С 2 лет 1 мес.

Замечает неправильное звукопроизношение у других детей К 3 годам

Начинает подбирать рифмы к словам С 3 лет

Для профилактики и преодоления нарушений речи с детьми данного возраста проводятся следующие виды занятий:

Данные занятия проводятся в игровой форме, работа ведётся по следующим направлениям:

– подготовка артикуляционного аппарата для правильного произношения звуков, артикуляционная гимнастика;

развитие слухового внимания, фонематического восприятия – с использованием дидактических игр и упражнений;

Развитие просодических качеств голоса;

развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, пазлы и т. д.);

развитие предпосылок связной речи.

Ребёнку 4 года: отмечается увеличение активного словаря от 1900-2000 слов, в речи уменьшается количество сокращений, перестановок слогов, пропусков звуков. Дети пользуются более усложнённой и распространённой фразой. Улучшение произносительной стороны речи, сформированы свистящие звуки, заканчивают формироваться шипящие звуки, но такие звуки как «Р» и «Л» могут быть ещё не сформированы.

НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ

Показатели речевого развития Время появления в норме

Употребляет в активной речи слова-названия частей предметов 3 года 6 мес.

Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами С 3 лет

Использует в речи приставочные глаголы 3 года 1 мес.

Появляется словотворчество С 3 лет

Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа жук – лук) К 4 годам

Замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи К 4 годам

Исчезает смягчённое произношение согласных, исчезает замена шипящих свистящими К 4 годам

Побуждает взрослых играть с ним в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев сказки К 4 годам

Для профилактики и преодоления нарушений речи с детьми данного возраста проводятся следующие виды занятий:

Данные занятия проводятся в игровой форме, работа ведётся по следующим направлениям:

развитие фонематического слуха и восприятия;

развитие артикуляционного праксиса и моторики;

развитие мелкой моторики пальцев рук;

– работа по коррекции звукопроизношения;

– формирование просодических качеств голоса, дыхание, логоритмика;

развитие и совершенствование навыков связной речи.

Ребёнку 5 лет у пятилетнего ребёнка речь в целом становится чище, отчетливей, внятная, без нарушении звукопроизношения, Возросла речевая активность: малыш не только задает вопросы сам и отвечает на вопросы взрослого, но и охотно и подолгу рассказывает о своих наблюдениях и впечатлениях. Употребление предложений более сложной структуры является причиной встречающихся в речи ребенка пяти лет отдельных грамматических ошибок, чаще всего на согласование числительных с существительными. Сделаны первые шаги по овладению грамотой: ребёнок научился замечать в словах отдельные звуки, a npocтые слова пробует анализировать полностью.

НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ

Показатели речевого развития Время появления в норме

Использует родовые названия предметов С 4 лет 6 мес.

Пользуется суффиксами, обозначающими людей по их профессии 4 года 6 мес.

Может подбирать к словам антонимы К 5 годам

Продолжается словотворчество В течение дошкольного детства

Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа рак – лак) С 4 лет 6 мес.

Определяет наличие звука в слове С 4 лет 6 мес.

Находит место звука в слове по трем позициям (начало, середина, конец) К 5 годам

Может составить рассказ по картинке или серии картинок К 5 годам

Начало формирования внутренней (планирующей) речи К 5 годам

Звукопроизношение полностью соответствует норме К 5 годам

Для профилактики и преодоления нарушений речи с детьми данного возраста проводятся следующие виды занятий:

Данные занятия проводятся в игровой форме, работа ведётся по следующим направлениям:

– совершенствование фонематического слуха и восприятия;

развитие и совершенствование мелкой моторики пальцев руки;

– просодические качества произносительной стороны речи;

– совершенствование уровня сформированности связной речи.

Ребёнку 6 лет: ребенок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. К 6-7-ми годам словарь увеличивается, дети усваивают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложении Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями, его высказывания становятся содержательнее, выразительнее и точнее.

Если на данный период у ребёнка имеются нарушения в речевом развитии, обратитесь за консультацией к специалистам, чтобы не возникали проблемы в процессе обучения детей в школе.

Для профилактики и преодоления нарушений речи с детьми данного возраста проводятся следующие виды занятий:

Данные занятия проводятся в игровой форме, работа ведётся по следующим направлениям:

– обучение грамоте: слитное, осознанное, послоговое чтение, навыки звукобуквенного анализа и синтеза;

– подготовка руки к письму;

развитие и совершенствование связной речи (составление рассказов по картине, по серии картин, с установлением правильной последовательности, пересказ, творческое рассказывание, и т. д);

развитие высших психических процессов (внимание, память, мышление, и т. д)

Презентация: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» …Чтобы научиться говорить, надо говорить. ” М. Р. Львов Человек не может жить, трудиться,.

Сообщение во время круглого стола для родителей «Профессия: учитель-логопед» Чтоб здоровыми мы были, Звуки все произносили, Кто заботится о нас? Логопеды – это раз, Массажисты, медсестра И, конечно, доктора. Н. В. Нищева.

Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Дата публикации: 30.01.2019 2019-01-30

Статья просмотрена: 2722 раза

Библиографическое описание:

Ильина Т. А., Сергеева Е. А. Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образования // Молодой ученый. — 2019. — №5. — С. 175-177. — URL https://moluch.ru/archive/243/56107/ (дата обращения: 28.02.2020).

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями очень высокий.

Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает в себя [1]: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Рассмотрим критерии речевого развития подробнее.

1) Овладение речью как средством общения и культуры направлено на развитие свободного общения со взрослыми и детьми, осваивание конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

2) Для обогащения активного словаря важна работа над формированием усвоения словообразования и словоизменения [3].

3) В своей работе В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко отмечают, что работу по формированию связной речи можно дифференцировать поэтапно, где один из этапов перетекает в другой [4].

На подготовительном этапе проводится работа по развитию речи (развитие восприятия речи, обогащение и формирование лексико-грамматических категорий, коррекция звукопроизношения) и мышления.

На начальном этапе происходит освоение диалогической речи (вопросно-ответная форма высказываний, умение поддерживать несложные беседы).

На основном этапе формируется монологическая речь — рассказывание (пересказ, составление рассказов).

4) Использование разнообразных литературных жанров, устного народного творчества благотворно влияют на развитие речевого творчества старших дошкольников [7]. Дети составляют простые короткие рассказы, сочиняют отдельные стихотворные фразы, придумывают новые сюжеты в знакомых сказках и т. д.

5) Для формирования фонематического восприятия необходимо развивать слуховое и зрительное внимание, память, формировать понятия «звук», «гласные звуки»; обучать умению выделять звуки из начала слова, работать над темпом и ритмом речи [3].

6) В своей работе мы часто практикуем тематические выставки сказок, детских писателей, т. к. это помогает детям ближе ознакомиться с книжной культурой, детской литературой, способствует пониманию на слух текстов различных жанров. Книжные уголки в группе должны быть оформлены в соответствии возрасту детей.

7) Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте происходит через знакомство с буквами, развитие графических навыков, обучение навыкам буквенного анализа и синтеза.

Для успешного развития ребёнка дошкольного возраста необходимо создавать условия, которые будут оснащены разнообразными сенсорными и игровыми материалами.

Для благоприятного речевого развития ребенка немаловажную роль играет и речь взрослого, которая воздействует на развитие речи дошкольника.

К основным компонентам речевой развивающей среды можно отнести правильную речь педагога и материальное оснащение для каждой возрастной группы.

Способы и средства для речевого развития детей, материальное оснащение подбирается индивидуально для каждой возрастной группы.

В первой младшей группе характерными принципами речевого развития являются:

− правильная речь педагога;

− способы и средства, направленные на формирование речи как средства общения. Можно использовать такие приемы как поручения, подсказки, речь по образцу, сопряжённая речь и др.;

− развитие умения слушать и слышать (рекомендуется чтение рассказов, сказок);

− самостоятельное рассматривание картинок, игрушек, книжек (на развитие инициативной речи).

Во второй младшей группе:

− правильная речь педагога;

− способы и средства, направленные на формирование речи как средства общения. Можно использовать такие приемы как поручения, образцы речевого взаимодействия в разных видах деятельности;

− развитие умения слушать и слышать (беседы, чтение рассказов, сказок).

В средней группе:

− правильная речь педагога;

− способы и средства, направленные на формирование речи как средства общения (желание воспринимать и обсуждать новую информацию; развитие речевого взаимодействия со сверстниками; знакомство с правилами речевого общения);

− способы и средства, направленные на развитие умения слушать и слышать (выслушивание товарища, уточнение ответов детей; рассказы педагога;

− создание в группе Уголка экспериментирования (демонстрационный материал (картинки, фотографии, открытки), лупы, кинетический песок, магниты, зеркала и др.).

В старшей и подготовительной группах:

− правильная речь педагога;

− способы и средства, направленные на формирование речи как средства общения (развитие речевого взаимодействия со сверстниками; знакомство с правилами речевого общения, формирование вопросно-ответных форм высказываний, умение поддерживать несложные беседы);

− способы и средства, направленные на формирование навыков монологической речи (пересказ и составление рассказов);

− пополнение уголка в «Уголке экспериментирования» (расширение знаний и представлений об окружающем мире, обсуждение полученных знаний);

− создание в группе Речевого уголка (атрибуты для выполнения артикуляционной и пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений и т. д.).

При таких характерных принципах речевого развития в каждой возрастной группе:

Читайте также:  Индивидуальный план логопедической работы

− формируются хорошие условия для развития речевой активности детей в специально организованной и самостоятельной деятельности;

− повышается речевая активность детей;

− дети овладевают речевыми умениями и навыками в естественной разговорной среде.

Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Игра активизирует детей к общению. Антонова Ю. В., рекомендует использовать игры с готовыми текстами, подвижные игры, дидактические игры, игры, предполагающие диалогическое взаимодействие, но не содержащие готовых реплик и др. [2].

Киселева Л. С. считает, что «используя проектную деятельность, дети автоматически осваивают новые понятия и представления в различных сферах жизни. Главная задача — помочь ребенку поверить в свои силы, так как наиболее полно и отчетливо воспринимается детьми то, что было интересно, то, что нашли и доказали они сами» [5].

О. В. Кузеванова, Т. А. Коблова отмечают, что музыкальные развлечения, театрализованная деятельность, изготовление книг своими руками, проблемные ситуации, обсуждения способствуют развитию речи дошкольников [6].

Таким образом, благоприятное речевое развитие детей осуществляется в том случае, если:

− дети совместно достигают поставленных целей, помогая друг другу;

− формируют и пополняют свой словарный запас, выполняя речевые и практические поручения;

− педагог поощряет и стимулирует ребёнка в речевой активности и является координатором в совместной образовательной.

Критерии и уровни речевого развития детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности « Психологические науки»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ракич А.М.

Определяющим при разработке эксперимента стало понимание ведущей роли семьи в развитии речи ребенка дошкольного возраста, больших возможностей использования педагогических возможностей семьи и готовности родителей к рефлексивной деятельности по вопросу развития речи их детей. Цель: выявить уровень речевого развития у детей старшего дошкольного возраста . Методы: 1. Эмпирические (беседа, метод наблюдения, метод эксперимента); 2.Анализ документов; 3.Количественный и качественный анализ экспериментальных данных; 4.Изучение продуктов деятельности детей. Результат: речевое развитие было нарушено у большинства детей, участвовавших в констатирующем эксперименте. 70% детей ЭГ и 30% детей КГ испытывают определенные трудности при выполнении заданий на связную речь и 20% детей ЭГ и 60% детей КГ владеют данными навыками на достаточном и высоком уровнях. Количество детей, имеющих существенные проблемы с различными сторонами связной речи 12 человек из 20 обследуемых детей, что составляет 60%. Вывод: выявлен контингент детей, показавших низкий уровень; данный контингент требует индивидуально-дифференцированного подхода педагогов и тесного взаимодействия с родителями воспитанников.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ракич А.М.

Текст научной работы на тему «Критерии и уровни речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019

Студентка-магистрант ЛГПУ, г.Липецк, РФ E-mail: anchy34@mail.ru

КРИТЕРИИ И УРОВНИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Определяющим при разработке эксперимента стало понимание ведущей роли семьи в развитии речи ребенка дошкольного возраста, больших возможностей использования педагогических возможностей семьи и готовности родителей к рефлексивной деятельности по вопросу развития речи их детей.

Цель: выявить уровень речевого развития у детей старшего дошкольного возраста.

1. Эмпирические (беседа, метод наблюдения, метод эксперимента);

3.Количественный и качественный анализ экспериментальных данных;

4.Изучение продуктов деятельности детей.

Результат: речевое развитие было нарушено у большинства детей, участвовавших в констатирующем эксперименте. 70% детей ЭГ и 30% детей КГ испытывают определенные трудности при выполнении заданий на связную речь и 20% детей ЭГ и 60% детей КГ владеют данными навыками на достаточном и высоком уровнях. Количество детей, имеющих существенные проблемы с различными сторонами связной речи – 12 человек из 20 обследуемых детей, что составляет 60%.

Вывод: выявлен контингент детей, показавших низкий уровень; данный контингент требует индивидуально-дифференцированного подхода педагогов и тесного взаимодействия с родителями воспитанников.

Речевое развитие, дети старшего дошкольного возраста, методики В.П. Глухова, а также Ушаковой О.С. и Струниной Е.М

С целью выявления уровня речевого развития у детей старшего дошкольного возраста было проведено экспериментальное исследование в сентябре 2017 года в старшей дошкольной группе ДОО № 59.

В диагностике приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста (1 экспериментальная группа – 10 детей и 1 контрольная группа – 10 детей).

Экспериментальное исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Для проведения констатирующего эксперимента использовались 2 методики обследования речи для детей старшего дошкольного возраста, первая из которых была направлена на изучение грамматического строя речи и словаря, звуковой культуры речи и связной речи. Данная методика разработана Ушаковой О.С. и Струниной Е.М., а также использовалась адаптированная методика В.Т. Глухова, включающая исследование связной речи ребенка (диалогической и монологической форм) с помощью серии заданий и наблюдение за детьми в условиях детского сада.

Первое направление исследования – определение уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста. За основу эксперимента были взяты методики В.П. Глухова, а также Ушаковой О.С. и Струниной Е.М.

На основе данных методик были выделены критерии и показатели уровня развития речи детей.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019

– оценить способность ребенка построить речевое высказывание;

– оценить умение сформулировать вопрос, его задать и способность на него ответить;

– оцепить способность сохранить цельность беседы, связность речи,

– грамотное использование лексико-грамматических средств, отсутствие ошибок;

– оценить способность вести диалог;

– оценить навык пересказа и рассказа.

Уровень развития речи детей оценивался по мере выраженности по возрастающей шкале от 0 до 3 баллов. Результаты работы ребенка, соответствующие 0 баллов относятся к самому низкому уровню развития, т.е. если ребенок совсем не справился с заданием, соответствующие 1 балл – низкому уровню развития, 2 балла – среднему уровню развития, 3 балла – высокому уровню развития. По общему количеству баллов определялся соответствующий уровень развития речи у детей: низкий, средний, высокий.

Рассмотрим диагностику развития речи по Ушаковой О.С. и Струниной Е.М у детей на основе различных серий заданий.

Для выявления уровня развития речи детей были проведены задания и упражнения, направленные на исследование связной речи, уровня развития словаря и грамматики, звуковой культуры речи, которые в свою очередь в системе показывают уровень развития речи детей в целом.

Обработка результатов ответов детей: 0 баллов – ребенок не справляется с заданием; 1 балл – ребенок затрудняется в выполнении задания; 2 балла – выполняет задание с помощью педагога; 3 балла – правильно выполняет задание.

По количеству баллов определялся уровень развития речи у детей старшего дошкольного возраста.

I уровень – высокий. Ребенок активен в общении, ясно и последовательно выражает свои мысли, описание полное, логичное, без пропуска существенных признаков, повторений. Использует образную речь, точность языка, развивает сюжет, соблюдает композицию. Умение выражать свое отношение к воспринимаемому. Лексический запас словаря достаточный для данного возраста, сформирована, связность описательного рассказа. Правильно объясняет значения слов и называет отдельные признаки, действия. Составляет грамматически правильные предложения из 3-х слов. Может самостоятельно подбирать по 3 синонима и антонима к слову. Ребенок говорит отчетливо меняет темп речи, регулирует силу голоса.

II уровень – средний. Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, при описании допускает ошибки и незначительные паузы, отличается не высоким лексическим запасом словаря, чаще пользуются не связными между собой фразами, пытаясь обрисовать в слове виденное на картине, прибегают к усвоенным формулам, предложенным педагогом. Недостаточно четко произносит речи, передает не все интонации предложения. Может составлять только простые предложения.

III уровень – низкий. Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, не умеет последовательно излагать свои мысли по уведенному и воспринятому, точно передавать их содержания, словарь ребенка скуден, прибегают к усвоенным формулам, схематичности и свернутости высказываний. Не владеет умением замедлять, убыстрять темп.

Общий результат по проведенным методикам представлен в Таблице 1.

«Диагностика развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Имя ребенка Овладение Овладение Овладение Количество Уровень

словарем и звуковой связной речи баллов

грамматикой культурой речи

Контрольная Ангелина Ч. 42 14 7 63 Средний

Александра Ч. 48 18 9 75 Высокий

Анастасия С. 48 17 9 74 Высокий

Глеб Л. 34 12 6 52 Низкий

Владимир С. 32 10 6 48 Низкий

Алиса Н. 43 14 7 64 Средний

Егор А. 33 12 6 51 Низкий

Анна В. 42 14 6 62 Средний

Василиса Т. 37 12 6 55 Низкий

Егор Б. 44 14 7 65 Средний

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019

Имя ребенка Овладение Овладение Овладение Количество Уровень

словарем и звуковой связной речи баллов

грамматикой культурой речи

Экспериментальная Екатерина Б. 35 13 7 55 Низкий

Иван Ч. 36 14 6 55 Низкий

Ксения М. 35 14 6 54 Низкий

Михаил Б. 48 17 7 72 Высокий

Мария Р. 38 11 6 55 Низкий

Михаил С. 37 11 6 54 Низкий

Оля Ч. 44 14 7 65 Средний

Семен К. 30 8 5 43 Низкий

Тихон Б. 44 14 7 65 Средний

Елизавета Ш. 42 15 7 64 Средний

Результаты диагностики по баллам и уровням представлены в виде Диаграммы 1.

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Высокий Средний Низкий

Рисунок 1 – Результаты диагностики развития речи детей ЭГ и КГ.

Практически у всех детей некоторые задания из серии 1 (словарь и грамматика) вызвали затруднение, в них было сказано придумать синонимы к слову, закончить правильно предложение, назвать всех детенышей в правильной грамматической форме, большинство детей не справились с этим заданием -многие называли либо один синоним, либо называли только одно слово в правильной грамматической форме. Многим детям было легко находить несколько значений одного слова.

Что касается 2 серии заданий (звуковая культура речи), то около 30% детей из ЭГ и КГ не могут передавать разные интонации предложения, затрудняются замедлять и убыстрять темп речи. Примерно 30% детей с затруднением различают твердые и мягкие звуки. Около 50% дошкольников не могут ритмично закончить фразу, чаще всего ритм нарушен.

Также у ребят вызвали затруднения задания из серии 3 (связная речь), где нужно было составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему, лишь 20% детей из двух групп смогли самостоятельно придумать рассказ и дать ему свое название, 60% составили рассказ с помощью взрослого и 20% совсем не справились с заданием. 40% дошкольников отличаются не высоким лексическим запасом словаря, чаще пользуются не связными между собой фразами, пытаясь обрисовать в слове виденное на картине, прибегают к усвоенным формулам, предложенным педагогом. И лишь 10% детей из ЭГ и КГ активны в общении, ясно и последовательно выражают свои мысли.

Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019

В процентном соотношении уровни развития детей в контрольной и экспериментальной группах представлено в Таблице 2. Из таблицы видно, что разница в обеих группах незначительная и даже в контрольной группе уровень развития речи на десять процентов выше. Поэтому можно считать, что при прочих равных условиях на начальном этапе формирования эксперимента уровень речи детей в контрольной и экспериментальной группах был приблизительно одинаков.

Анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что речевое развитие было нарушено у большинства детей, участвовавших в констатирующем эксперименте. 70% детей ЭГ и 30% детей КГ испытывают определенные трудности при выполнении заданий на связную речь и 20% детей ЭГ и 60% детей КГ владеют данными навыками на достаточном и высоком уровнях. Количество детей, имеющих существенные проблемы с различными сторонами связной речи – 12 человек из 20 обследуемых детей, что составляет 60%.

На этапе констатирующего эксперимента качественный анализ показал, что выполненные задания детей схожи по результатам, связная речь развита средне, владение грамматическим строем речи у большинства не соответствует норме. Самая большая по численности группа детей в ЭГ и КГ с низким уровнем развития.

Таким образом, были выявлены уровни речи у детей старшего дошкольного возраста на основе различных заданий и упражнений в ЭГ и КГ на этапе констатирующего эксперимента, получены следующие результаты:

– выявлен контингент детей, показавших низкий уровень; данный контингент требует индивидуально-дифференцированного подхода педагогов и тесного взаимодействия с родителями воспитанников.

Также встает вопрос о необходимости работы, которая поможет родителям осознать проблемы в развитии речи своего ребенка, понять и проанализировать свои возможности в вопросе решения данных проблем.

Результаты диагностики позволяют утверждать, что необходима комплексная работа по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы средствами различных игр и упражнений.

Список использованной литературы:

1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогового общения.: Методическое пособие. – 2-е изд. перераб и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 128с.

2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика -Синтез, 2006. – 56 с.

3. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод.пособие для воспитателей дошк.образоват.учреждений/ О.С.Ушакова, Е.М.Струнина. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2010. – 287 с.

зам. директора НМК по воспитательной работе

г. Нефтекамск, РФ Каримов М.Ф. канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

Читайте также:  Формирование навыка правильного произношения свистящих звуков

г. Бирск, РФ E-mail: KarimovMF@rambler.ru

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА

Выделены возможности содержания, методов и форм обучения элементарной и высшей математике

Этапы и особенности развития речи дошкольников

В возрасте от 3 до 7 лет происходят самые значительные речевые изменения. Формируется словарный запас, качественно меняется лексическая и фонетическая сторона речи. Развитие речи детей дошкольного возраста проходит в несколько этапов, на каждом из них ребенок приобретает новые умения и становится на ступеньку выше в использовании слова.

Значение развития речи у детей в дошкольном возрасте

Развитие речи у детей многими взрослыми воспринимается как главный показатель интеллекта. Такой подход объясняется тем, что в высказываниях и разговоре прослеживается осведомленность и логика. Безусловно, мышление и речь как психические процессы тесно взаимосвязаны. Но речевое развитие является только частью интеллектуального уровня личности.

В то же время, для дошкольника речь – многофункциональное средство. С ее помощью он получает информацию и устанавливает контакт с окружающим миром. Слова помогают ребенку закрепить в сознании результат предметной деятельности. Благодаря речи дети приходят к восприятию и использованию образов.

Речь дошкольника эгоцентрична и спонтанна. Он больше говорит для самого себя, используя повторения и монолог. Это как мысли вслух, с произношением которых приходит понимание. Слова служат усилителем деятельности и поддерживают ребенка в его действиях.

Для детей дошкольного возраста в равной степени важны познавательная и коммуникативная функции речи. Слушая взрослых, они впитывают информацию и открывают окружающий мир. В то же время, дети учатся говорить и стремятся быть понятыми.

Задачи речевого развития

Психоречевое развитие ребенка происходит, прежде всего, в силу закономерных процессов созревания организма и становления личности. Все, чем неосознанно руководствуется малыш, познавая мир, — это его потребности. Взрослые же прекрасно понимают, что ребенок должен за несколько лет осилить немалый путь в развитии речи. К тому времени, когда наступит пора идти в школу, дошкольнику необходимо:

  • Знать и использовать много слов
  • Понятно и связно говорить
  • Используя речь, получать различную познавательную информацию
  • Общаться со сверстниками и взрослыми

Перечисленные задачи – самые важные в речевом развитии детей дошкольного возраста. Они решаются постепенно на каждом возрастном этапе.

Психологические особенности и этапы формирования речи дошкольников

Психологические особенности развития речи детей дошкольного возраста обусловлены тем, что каждый год их жизни задает свой темп и ритм. Годы дошкольного детства насыщены освоением действий, формированием психических процессов, накоплением эмоционального опыта.

Если сравнить, каким ребенок был год назад, и каким он стал через год, то эти перемены разительны. Речевые навыки за такой промежуток времени меняются кардинально. В активном словаре ребенка количество слов может увеличиться почти в 2 раза, высказывания становятся образными и эмоциональными. С каждым годом дошкольник переходит на новый уровень речевого развития.

Становление речи ребенка от 3 до 4 лет

С каким речевым багажом дети входят в дошкольный возрастной период? Они знают уже более 1,5 тысячи слов. В их высказываниях встречаются практически все части речи с преобладанием глаголов и существительных.

Ребенок уже не довольствуется показом действий, а стремится их описать и объяснить словами. Речь в 3-4 года еще аграмматична. Отдельные слова объединяются неуклюже, отражая исключительно интерес, потребность и желание ребенка. Никакой логики и умозаключений на этом этапе не прослеживается. Предложения простые и короткие.

Мышление ребенка еще сильно привязано к наглядной ситуации и основывается на сиюминутных впечатлениях. Поэтому его речь ситуативна. Это значит, что без внешних подсказок в виде окружающих предметов или явлений, сложно понять, о чем говорит малыш.

Фонематический слух ребенка уже сформирован, но многие звуки еще не даются в произношении по причине сложной артикуляции. Особенно трудно справляться со словами, где идут подряд несколько согласных звуков. Дети такие сложные моменты искажают или вообще пропускают.

Формирование речевых навыков у детей от 4 до 5 лет

Дошкольник в 4 года оперирует значительным запасом слов, активно использует простые предложения. В некоторых звукосочетаниях удается произносить шипящие, но произношение еще неустойчивое. Ребенок настойчиво повторяет, если окружающие не могут сообразить, о чем он говорит.

Формируется ориентировка на звучание слова. Дети начинают придумывать лишенные смысла слова, но так, чтобы получалась забавная рифма: кашка-малашка, котенок-потенок…

Такое желание выискивать речевые аналогии называют словотворчеством. Оно постепенно активизируется, начиная с 3-х лет, и наиболее ярко проявляется к 4,5-5 годам. Это оригинальная практика, которая помогает ребенку в процессе экспериментирования многое познать в родном языке. Появление словотворчества – признак того, что у дошкольника наступает первичное овладение грамотой.

К 5-ти годам грамматический строй речи в высказываниях приобретает новый уровень. Дошкольник составляет сложноподчиненные предложения, учитывает порядок следования слов, употребляет слова в соответствующих падежах, изменяет по родам и числам.

Но выделяются еще далеко не все грамматические формы. Даже пятилетки, не задумываясь, могут употребить «я высокее Коли», «мой карандаш тонкее» и другие подобные высказывания.

Особенности развития речи дошкольника 5-7 лет

Речевые навыки поднимаются на новый уровень в старшем дошкольном возрасте, когда на смену ситуативным простым предложениям постепенно приходит связная речь.

Связной или контекстной называют такую речь, которая связана смысловым содержанием. Это содержание довольно полно раскрывает мысль или намерение говорящего, а мысль выражается последовательно и правильно построенными предложениями.

Познавательно речевое развитие старших дошкольников позволяет им излагать свои мысли понятным языком. В этом возрасте дети говорят, ориентируясь на слушателя.

6-летка осваивает речевое планирование. Если ранее слова сопровождали действие или шли за ними, то в старшем дошкольном возрасте они выходят на первый план. Дошкольник сначала продумывает и рассказывает, что он намеревается сделать.

Важным достижением является появление речевых форм деятельности. Старший дошкольник воспринимает как деятельность слушание, рассказывание, чтение, рассуждения.

Нормы развития речи у дошкольника от 3 до 7 лет

Результаты исследований речи дошкольников дают возможность установить усредненные показатели. Рассмотрим, какие уровни речевого развития предполагаются на каждом возрастном этапе – у младших, средних и старших дошкольников. Для удобства представим данные в таблице.

Таблица. Ориентировочные нормы речевого развития детей дошкольного возраста

ВозрастСловарный запасУровень развития речи
3-4 годадо 1900 словРечь ситуативна, с использованием неопределенных форм там, такой.

Составляет простые предложения. Использует глаголы, существительные и местоимения (часто указательные этот, тот).

Произношение: смягчает звучание, не выговаривает звук Р, реже –Л, К, Г. заменяет шипящие на свистящие.

4-5,5 лет2000-2500 словРасширяет использование прилагательных.

Буквально понимает значение слова. Интересуется звучанием слова, сочиняет рифмы и новые созвучные слова.

Использует уменьшительные суффиксы.

Использует союзы а, и, но, а также подчиненные что, когда, потому что

Выражает количественные и качественные отношения: много-мало, высокий-низкий

Произношение: преодолевает смягчение, осваивает почти все звуки, частично справляется с произношением Р.

5,5-7 летдо 4000 словРечь связная и развернутая.

Составляет сообщения из нескольких предложений, объединенных общим смыслом.

Правильно строит предложения с точки зрения грамматики. Видоизменяет слова при помощи суффиксов.

Осваивает склонение существительных и спряжение глаголов.

Звукопроизношение должно быть правильным.

Активность родителей в развитии речи ребенка

Родителям важно учитывать, что каждый ребенок имеет свой индивидуальный темп развития. Замечая у своего дитя проблемы в развитии речи в дошкольном периоде и некоторое расхождение с нормами, им не стоит ревностно сравнивать с другими и догонять сверстников, во что бы то ни стало. Однако оставлять без внимания этот вопрос нельзя.

Родительская помощь необходима дошкольнику в познавательно речевом развитии. Дети при поддержке родителей успешно продвигаются в следующих направлениях:

  • формирование словарного запаса
  • словотворчество
  • развитие умений словесного описания.

В повседневном общении с ребенком у родителей есть сотни возможностей употреблять новые понятия и пояснять, что они означают. Такое простое участие взрослых значительно расширит активный словарик дошкольника.

Словотворчество позволяет ребенку лучше понять язык и способствует развитию чувства ритма. Кроме пользы в речевом развитии, это занятие приносит несказанное удовольствие детям. Эмоциональность речи, совместное придумывание с мамой или папой новых слов всегда сопровождается смехом и радостным настроением.

Родители могут успешно обучать ребенка словесным описаниям. Взрослый может рассказывать истории и описывать происходящее дошкольнику, подавая пример связного высказывания, а потом предложить ему подобным образом описать, что тот видит вокруг. Такие занятия просты в исполнении, их можно реализовать в любой обстановке – дома или на прогулке.

Развитие речи детей в разных видах деятельности

Взаимосвязь речи и содержания деятельности усиливается с возрастом. Потребность в словесном выражении отличается в разных видах деятельности.

Занимаясь своей игрушкой, дошкольник ведет с ней диалог. Такая односторонняя беседа может быть внутренней, не выраженной словами. Но чаще ребенок произносит вслух все свои обращения к игрушечному другу.

Иные условия предлагает игра со сверстниками. Необходимо обращаться к партнеру, также важно его услышать, обмениваться информацией. Если в младшем дошкольном возрасте словесное общение в игре простое и может ограничиваться ролевым участием, то старшие дошкольники часто используют объяснительную речь.

Речь дошкольника, представляющая целостное сообщение и полностью описывающая ситуацию, называется объяснительной.

Объяснительная речь хорошо развивается, когда дошкольники договариваются о правилах игры или слаженных действиях, объясняют устройство игрушки.

Творческая деятельность дошкольника также пронизана речью. Детский рисунок часто нуждается в пояснениях. И не только в связи с тем, что взрослый расспрашивает, что же изображено на листе. Чаще сам автор желает рассказать, что он нарисовал. Речевое описание неизменно обогащает содержание картинки. Или ставит точки над i, если изображено нечто непонятное.

С помощью речи дети передают характер своих персонажей, таким образом, преодолевая ограничение собственных художественных способностей.

Формирование речевых навыков дошкольников в о бщении

Коммуникативная функция речи не менее важна, чем познавательная. Речь и возникает на основе потребности в общении как самое удобное средство контактирования.

Общение детей создает подходящие условия, чтобы запустился природный механизм развития общих речевых навыков.

Уже 3-летка старается в общении со сверстником использовать речь в 4 из 5 случаев. Сначала «разговор» малышей строится по большому счету из глаголов и существительных. Потом к ним прибавляются оценивающие прилагательные: хороший, плохой, добрый… Так начинает формироваться связная контекстная речь.

Занимаясь своим делом, дети непрестанно говорят: сопровождают словами действия, обращаются друг к другу. Любопытно, что они часто при этом принимают точку зрения партнера по игре.

Дети никогда не спрашивают, понял ли их собеседник. У них срабатывает критерий — раз сказано, значит, должен понять. Тем более что слова, привлекающие внимание, говорящий обязательно употребляет: «посмотри», «видишь» и т. п.

Речь в общении со сверстниками более эмоциональная и связная, и этому есть объяснения. Дошкольник связан со сверстниками общей деятельностью. Дети играют, и в процессе что-то обсуждают, выясняют. Контекст этих разговоров определяется ролями и игрой, но форма речевого общения зависит от расположенности и симпатий к некоторым друзьям.

Общение дошкольника со взрослыми чаще имеет познавательный характер. Беседа строится вокруг бытовых тем, родители стараются следить за речевыми нормами в высказываниях ребенка. Сверстники этих норм не знают, поэтому речевое общение протекает свободно, чем привлекает детей.

Речевое развитие является частью формирования познавательной сферы дошкольника. Восприимчивость к новой информации, умение выразить словами свои мысли и состояния, значительный словарный запас – важнейшие составляющие, которые обеспечивают дальнейшее развитие и социализацию личности.

НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ

НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ

ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ

РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ В ТАБЛИЦАХ.

Приложение 2

Показатели речевого развитияВремя появления в норме
Употребляет местоимение “Я”2 года 3 мес.
Адекватно использует названия цветов2 года 6 мес.
Согласует имена прилагательные с существительными в роде (кроме средн. Р.)К 3 годам
Согласует глаголы прошедшего времени с существительными в родеК 3 годам
Активно пользуется предложно-падежными конструкциямиС 2 лет 1 мес.
Понимает слова-обобщения, начинает использовать их в активной речиК 3 годам
Понимает значение пространственных наречий, употребляет их в речиС 2 лет 3 мес.
Произносит твердые звуки С, 3, ЦС 2 лет 1 мес.
Замечает неправильное звукопроизношение у других детейК 3 годам
Начинает подбирать рифмы к словамС 3 лет
Показатели речевого развитияВремя появления в норме
Употребляет в активной речи слова -названия частей предметов3 года 6 мес.
Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксамиС 3 лет
Использует в речи приставочные глаголы3 года 1 мес.
Появляется словотворчествоС 3 лет
Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа жук – лук)К 4 годам
Произносит звуки Ш, Ж, Щ. Ч, Л, РК 4 годам
Замечает неправильное звукопроизношение в собственной речиК 4 годам
Может пересказать знакомую сказку близко к текстуК 4 годам
Побуждает взрослых играть с ним в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев сказкиК 4 годам
Показатели речевого развитияВремя появления в норме
Использует родовые названия предметовС 4 лет 6 мес.
Пользуется суффиксами, обозначающими людей по их профессии4 года 6 мес.
Может подбирать к словам антонимыК 5 годам
Продолжается словотворчествоВ течен. дошк. детства
Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа рак – лак)С 4 лет 6 мес.
Определяет наличие звука в словеС 4 лет 6 мес.
Находит место звука в слове по трем позициям (начало, середина, конец)К 5 годам
Может составить рассказ по картинке или серии картинокК 5 годам
Начало формирования внутренней (планирующей) речиК 5 годам
Звукопроизношение полностью соответствует нормеС 4-5 лет
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
ВозрастРазвитие
2 неделиУслышав речь, перестает сосать грудь, перестает кричать.
0-2 месяцаРеагирует на звуки с определенной задержкой, узнает голос мамы.
1 месяцУспокаивается песней.
3 месяцаПоворачивает голову в сторону говорящего, следит за ним глазами.
3-4 месяцаРеагирует на громкость, интонацию.
5-6 месяцевСлушает разговор, активно гулит.
6 месяцевПо подражанию произносит отдельные фонемы, слоги, перенимает темп, ритм, мелодику.
8 месяцевВ лепете остаются только звуки родного языка.
К 1 годуМожет слушать, но короткое время, подчиняется простым приказам.
2 годаСлышит речь, находясь в другой комнате, повторяет то, что слышит. Различает слова, отличающиеся одной фонемой.
3 годаПонимает когда ему читают книге, замечает неправильное произношение в чужой речи, начинает замечать ошибки в собственной речи, иногда исправляется. Заканчивается формирование фонематического слуха.
4 годаПомнит и повторяет фразу из простых слов (4-6). Дифференцирует все звуки, что появляются в установившемся звукопроизношении.
5 летФразы из 8 слов. Способен к выполнению заданий на фонематический слух.
6 летСпособен повторить краткий рассказ, владеют фонематической и ритмической структурой слов. Вариативность интонаций, владеют орфоэпическими нормами.
7 летПовышает грамотность речи, появляется способность к элементам письма.
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
ВозрастРазвитие
2 месяцаНедифференцированные и непроизвольные, возникающие в процессе движений голосовые реакции – гуление. Можно выделить гласные: А, О, У, Э; согласные: П, М, Б, К, Г, Х.
3-4 месяцаХарактер гуления меняется, появляется лепет.
5 месяцевНеосознанное повторение звуков.
6 месяцевПодражательно повторяет ритмические отдельные слоги.
8 месяцевПроизносит «слова», образованные повторением одного и того же слога, по типу «ма-ма».
1-2 годаГласные: А, О, Э; согласные: П, Б, М.
2-3 годаГласные: И, Ы, У; согласные: Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й.
4-5 летСвистящие: С, З, Ц; шипящие: Ш, Ж, Щ, Ч.
5-6 летР, Л.
СЛОВАРЬ
ВозрастРазвитие
Около 1 годаПоявляются первые слова, но произношение нарушено. 12-20 слов («ама» – кушать,«бух» – падать, уронить). Слоговая структура нарушена. существительные – 80% глаголы – 20% прилагательные местоимения, наречия служебные части речи
Около 2 лет200-300 слов существительные – 75% глаголы – 20% 5 % – прилагвтельные, местоимения, наречия и др. (хорошо, плохо, там).
Около 3 лет1500 слов местоимения и наречия – часто путают в употреблении (моя, наша). служебные части речи – простые предлоги, союзы.
Около 4 лет1900 слов местоимения и наречия – используют сравнительное смешение (больше/меньше). служебные части речи – используют сложные союзы.
Около 5 летВ словаре 2000-2500 слов.
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
ВозрастРазвитие
1 годЗакладываются основы в процессе эмоционального общения со взрослым. Выражает эмоции и чувства, слова начинают выражать предметы и действия, развивается понимание речи окружающих. На основе понимания начинает развиваться активная речь. Ребенок начинает подражать звукам, звукосочетаниям.
К концу 1, началу 2-ого годаПоявляются первые осмысленные слова, они выражают желания и потребности.
II половина 2 годаСлова служат для обозначения предметов, слово имеет смысл целого предложения. Предложение состоит из 2-4 слов.
К концу 2-ого годаПоявляется грамматическое оформление предложения.
3 годаРазвивается понимание речи, развивается активная речь, возрастает словарный запас и усложняется структура предложения. Используется диалогическая речь. В игре возникают новые виды речи: -речь-сообщение; -речь-инструкция; -монологическая; -контекстная.
4-5 летПереход от ситуативной речи к контекстной. Активно вступают в разговор, участвуют в беседе, пересказывают сказки, рассказывают по игрушкам и картинкам. Не умеют правильно формулировать вопросы.
Старший дошкольный возрастАктивно участвуют в беседе, полно отвечают на вопросы, формулируют вопросы, осваивают описание, повествование, рассуждение, с опорой на наглядный материал, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
ВозрастРазвитие
2 годаПостепенное формирование грамматических категорий. Ребенок использует в речи предложения, состоящие из нескольких слов, строящихся по принципу нанизывания слов друг на друга. Предложения без соответствующего грамматического оформления, в словах неправильные окончания.
3 годаСамостоятельно употребляют наиболее простые грамматические конструкции. При общении используют структуру простого распространенного предложения. Использует в речи правильные окончания.
4 годаГоворит грамматически правильно оформленными предложениями, в которых лишь изредка мелькают ошибки при согласовании редко встречающихся в речи или впервые встретившихся ребенку слов.
5-6 летВысказывания достаточно пространственные, улавливается определенная логика изложения, дети свободно общаются не только при помощи грамматически правильно построенных предложений, но и многих видов сложных предложений, с использованием союзов и союзных слов.
Т.о. к концу дошкольного периода дети должны владеть грамматически правильно оформленной фразовой речью.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась – это был конец пары: “Что-то тут концом пахнет”. 8681 – | 8223 – или читать все.

“Развитие связной речи у детей дошкольного возраста”

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и общения детей.

Цель речевого развития детей дошкольного возраста формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.

Остановим свое внимание на методике развития связной речи.

Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.

Основной характеристикой связной речи является её понятность для собеседника.

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалог и монолог. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамотным строем.

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно – речевой опыт детей.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

К концу первого года жизни – началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, но они преимущественно выражают желания и потребности ребенка. Только во второй половине второго года жизни слова начинают служить для малыша обозначениями предмета. К концу второго года жизни ребенка слова начинают грамматически оформляться.

На третьем году жизни быстрыми темпами развиваются как понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Пользуются первоначальной формой речи – диалогической, которая связана сначала с практической деятельностью ребенка и используется для налаживания сотрудничества в совместной предметной деятельности.

В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта.

Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка.

Можно выделить несколько групп диалогических умений:

Собственно речевые умения.

Умения речевого этикета.

Умения общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.

Умение общаться в совместных действиях, достижения результатов и их обсуждение, обсуждение определенной темы.

Невербальные (неречевые) умения.

Рассмотрим содержание требований к диалогической речи по возрастным группам.

В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи окружающих и использования активной речи детей как средства общения. Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых (Кто это? Что делает? Какой? Какая?). Развивают инициативную речь ребенка, побуждают его обращаться к взрослому и детям по различным поводам, формируют умение задавать вопросы.

В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье), поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем?).

В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.

Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь т содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.

Продолжается воспитание культуры общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, товарищей по группе, с использованием синонимических формул этикета (Здравствуйте! Доброе утро!), отвечать по телефону, не вмешиваться в разговор взрослых, вступать в разговор с незнакомыми людьми, встречать гостя, общаться с ним.

Теперь рассмотрим задачи и содержание обучения монологической речи. Они определяются особенностями развития связной речи детей и особенностями монологического высказывания.

В зависимости от функции (назначения) выделяют такие типы монологов:

Описание – это характеристика предмета в статике.

Повествование – это связный рассказ о каких-либо событиях.

Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства.

Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи.

Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания.

В возрастных группах эти виды монологической речи занимают разное место.

В раннем возрасте создаются предпосылки для развития монологической речи. На третьем году жизни детей учат слушать и понимать доступные им по содержанию короткие рассказы и сказки, повторять по подражанию отдельные реплики и фразы. В 2-4 фразах рассказывать по картинке или об увиденном на прогулке.

Целенаправленное обучение связной монологической речи начинается во второй младшей группе. Детей учат пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы, а также рассказывать по наглядному материалу (описание игрушек, рассказывание по картине с близким детскому опыту сюжетом – из серий «Мы играем», «Наша Таня»). Дети постепенно подводятся к составлению коротких – в 3 – 4 предложения – описаний игрушек и картинок. Воспитатель через драматизацию знакомых сказок учит детей составлять высказывания и повествовательного типа. Он подсказывает ребенку способы связей в предложении, задает схему высказываний («Пошел зайчик… Там он встретил… Они стали…»), постепенно усложняя их содержание, увеличивая объем.

В индивидуальном общении детей учат рассказывать на темы из личного опыта (о любимых игрушках, о себе, о семье, о том, как провели выходные дни).

В средней группе дети пересказывают содержание не только хорошо знакомых сказок и рассказов, но и тех, которые они услышали впервые. В рассказывании по картине и игрушке дети учатся сначала строить высказывания описательного и повествовательного типа. Обращается внимание на структурное оформление описаний и повествований, дается представление о разных зачинах рассказов («Однажды», «Как-то раз» и т.п.), средствах связи между предложениями и частями высказывания. Взрослый дает детям зачин и предлагает наполнить его содержанием, развить сюжет («Как-то раз….собрались звери на полянке. Стали они… Вдруг… Взяли звери… И тогда…»). Необходимо учить детей включать в повествование элементы описаний действующих лиц, природы, диалоги героев рассказа, приучать к последовательности рассказывания. К концу года дети с помощью воспитателя способны составить рассказ по серии сюжетных картинок: один ребенок рассказывает по одной картинке, другой продолжает, а воспитатель помогает связать переходы от одной картинки к другой («И вот тогда», «В это время» и т.п.).

При систематической работе дети могут составлять небольшие рассказы из личного опыта сначала с опорой на картинку или игрушку, а затем и без опоры на наглядный материал.

Монологическая речь более развивается в обучении детей, то одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.

Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми. Эффективным методом также является дидактическая игра, подвижная игра, используется прием словесных поручений, совместная деятельность и специально организованные речевые ситуации.

Работа по развитию связной речи трудоемка и всегда почти полностью ложится на плечи педагогов. Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. В связи с этим его собственная речь должна, прежде всего, учитывать возраст детей.

Педагог должен воспитывать своей речью.

«Слово воспитателя, не согретое теплотой его убеждения, не будет иметь никакой силы».

Читайте также:  Материал для родителей по лексической теме Дикие животные
Ссылка на основную публикацию