Нормативные показатели развития связной речи детей дошкольного возраста

Нормативные показатели развития связной речи детей дошкольного возраста

Автор: Базанова Римма Миниахмедовна

Организация: МДОБУ «Детский сад №19»

Населенный пункт: Краснодарский край, ст. Упорная

Связная речь является сложной формой речевой деятельности, которая вбирает в себя все достижения ребёнка в общем развитии, овладении родным языком, культурой общения. По самостоятельному рассказу ребёнка можно оценить не только уровень его речевого развития, но и логику суждений, богатство представлений, обстоятельность характера, инициативность, творческую устремлённость и другие качества личности. Возможно, поэтому самостоятельное составление рассказа является обязательным элементом тестирования на медико-педагогических комиссиях по приёму детей в школу.

Значение развития связной речи:

  • от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, рассуждения по поводу содержания урока, составление изложений и сочинений.
  • без умения чётко формулировать свои мысли, образно и логично рассказывать о своих переживаниях, планах
  • невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности.

Нередко под связной речью родители понимают отдельные фразовые высказывания. Уточним, что связная речь — это цепь логически сочетающихся предложений, содержащих законченную мысль.

Образовательная деятельность, проводимой в детском саду или на подготовительных к школе занятиях для полноценного развития связной речи недостаточно, усилия педагогов дошкольных учреждений обязательно должны подкрепляться домашними занятиями. Однако в современных условиях, при напряженном ритме жизни, в семье речевому развитию ребёнка уделяется катастрофически мало внимания. Общение ребёнка с родителями чаще всего происходит в формате “вопрос — ответ”. Если ребёнок рассказывает что-то родителям, то взрослые, что вполне естественно, обращают внимание в первую очередь на смысл его речи, нежели на оформление — связность, словарный запас, грамматические ошибки.

В результате к моменту поступления в школу самостоятельная связная речь детей оказывается недостаточно сформированной, они не умеют связно и последовательно излагать содержание своих мыслей, правильно сформулировать вопрос, дать развернутый ответ.

Как же могут родители помочь своему ребёнку овладеть умениями и навыками связной речи? Не все дети испытывают потребность подолгу и связно говорить. Со стороны взрослых должна прослеживаться огромная заинтересованность в развитии данного вида речи и желание осваивать вместе со своим ребёнком все этапы этого развития.

Главное, внимательно слушайте своего маленького собеседника, не дайте ему понять, что вам неинтересны его проблемы и увлечения. Ребёнок только тогда захочет говорить, когда вы захотите его слушать. Повседневно возникающие ситуации могут стать богатым источником потребности говорить и стимулом развития речи. Старайтесь побуждать ребенка вступать с вами в диалог. Для этого, задав вопрос, делайте длинные паузы до 5-10 секунд в расчете на то, что ребенок ответит. Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру “Кто больше увидит”. По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях.

Вместе с ребенком вспомните, где вы были вчера, что делали, кого встречали, о чем разговаривали. Фиксируйте внимание на деталях – это поспособствует развитию памяти, внимания, наблюдательности, пополнению словарного запаса.

Покажите ребенку, как с помощью разнообразных сюжетных игрушек можно играть в доктора, парикмахера, шофера, продавца. Разложите в комнате атрибуты для разнообразных сюжетных игр. Пусть ребенку самостоятельно поиграет. Понаблюдайте за его игрой, а потом спросите: “Кто ты?” После ответа уточните у ребенка, какими инструментами он пользуется и для чего они нужны.

Использовать можно все, что видит ребенок вокруг себя. Это и дома, и на прогулке, и в детском саду. Очень важно направлять внимание ребенка не только на предметы, но и на их детали. Необходимо рассматривая предмет, задавать ребенку вопросы: “Какого цвета? Из чего сделан предмет? Какой величины?” Следите, за тем, чтобы ребёнок отвечал полным предложением. Также ребенок учится сравнивать, обобщать, понимать значение слов “ширина”, “высота”, “длина”, “высокий”, “низкий”. Можно использовать привлекательные для ребенка игрушки. Например, предложить для сравнения две куклы и две машины. Сначала ребенку необходимо внимательно изучить, рассмотреть предметы, а затем рассказать, чем они отличаются и чем похожи друг от друга. Для некоторых детей проще дается описание различий, чем сходные признаки.

Можно рассказать ребёнку, что любое описание строится по определенному плану: сначала нужно назвать предмет, затем следует описать его самые главные, наиболее очевидные, признаки (вид, материал, форму, цвет, предназначение), затем можно описать признаки второстепенные, не очень важные; и наконец, дать оценку описываемого предмета.

Объясните ребенку, что с помощью слов, мы словно “рисуем” этот предмет. И предложите “нарисовать” словесный портрет какого-нибудь предмета.

Ежедневное общение родителей с ребёнком предоставляет множество возможностей для развития связной речи. Немного терпения и настойчивости, немного изобретательности и родительского внимания, — и ваш ребёнок придёт в школу с хорошо развитой речью.

Конспект занятия в средней группе “Звук и буква А”
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Конспект занятия в средней группе “Звук и буква А “

Скачать:

ВложениеРазмер
Конспект занятия в средней группе “Звук и буквак А”19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в средней группе «Звук и буква А»

• познакомить детей с понятием « звук » , « буква » . Закрепить умение различать на слух слова с начальным ударным гласным звуком А , У,О, И. Познакомить с гласной буквой А . Упражнять детей в составлении буквы А из палочек . Закрепить понятие слово, различать длинные и короткие слова.

• развивающие задачи : развивать фонематические представления, зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику, слуховое внимание и память, закрепить умение различать правую и левую сторону.

• воспитательные задачи : воспитание навыков инициативности и самостоятельности.

• Демонстрационный : кукла Аня, звуковые домики , Буква А , коврограф, игра «Логокуб» .

• Раздаточный : предметные картинки со звуком А (арбуз, ананас, абрикос, автомобиль, автобус, счетные палочки, массажный шарик.

Уточнение произношения гласных, формировалось умение передавать ритмический рисунок слов, формировалось умение выделять начальные ударные гласные из слов, понятие звук .

Звук , слово, буква , гласный звук .

1 . Организационный момент .

Воспитатель : Сегодня мы с вами отправимся в страну звуков и букв . Вы узнаете много нового о звуках и буквах , словах. (рассматривают красный и синий домик) .

В этих домиках живут разные звуки и буквы .

Ребята, послушайте, кто-то плачет : а-а-а. Это кукла Аня.

-Как плачет Аня? (а-а-а) . Не плачь Аня! Лучше отправляйся с нами в путешествие в страну звуков и букв .

-Какой первый звук в слове АААня ? Аня принесла с собой игрушки : ааавтомобиль, ааавтобус и фрукты ананас, ааапельсин, ааабрикос.

-Какой звук первый во всех этих словах? ( Звук А ) .

Сегодня мы с вами познакомимся со звуком А . Аня предлагает нам спеть звук А . Представьте, что у нас в руках клубок. Наматываем ниточку на клубок и поем звук А-А-А . Ниточка длинная или короткая? (длинная) . Звук А мы можем петь тянуть. Посмотрите, как широко открывается рот, нет никакой преграды для воздуха. Звук А называется гласным звуком , от слов глас, голос. Гласные звуки живут в Красном домике. Мы будем обозначать звук красным большим кружочком. (Символ гласного А Ткаченко) .

3. Развитие слухового внимания .

Игра «Поймай звук » . Логопед произносит ряд звуков , слогов, слов дети хлопают, услышав звук А .

4. Дифференциация понятий «звук» и «слово» .

А – это звук , а арбуз-это слово. Слова состоят из звуков . Если звуки «рассыпятся» , то слово не получиться. Приготовьте ладошки. Я буду называть вам «рассыпанные» звуки , а вы соберите их в слова : а-р-б-у-з (арбуз, а-н-а-н-а-с, А-н-я.

5 . Произношение слов со звуком А , определение позиции звука .

Посмотрите, в красном домике лежат картинки. Назовите Ане название картинки и определите, где находится звук А . (автомобиль, автобус, арбуз, ананас, абрикос, апельсин, аист) .

В начале слова или в конце?

Прилетел к нам аист.

-Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

-Топни правой ногой,

Топни левой ногой.

Шагните правой ногой.

Шагните левой ногой,

Так придете вы домой

Педагог включает негромкую ритмичную музыку и, показывает движения, дети повторяют.

7. Знакомство с буквой А .

На что похожа буква А , что она вам напоминает?

Вот два столба наискосок,

А между ними – поясок!

Ты букву эту знаешь ? А?

Перед тобою буква А .

Выложите букву из счетных палочек . Сколько нам понадобится палочек?

Букву А мы можем написать , выложить из полочек, потрогать, увидеть.

А звук А услышать и произнести. А-А-А-Сколько звуков я произнесла (три) .

На коврографе выложены звуковые дорожки от Буквы А до Буквы я . Нужно прокатить шарики и «пропеть» звуки .

С какой буквой мы познакомились ?

Игра «Логокуб» : выложи на куб картинки названия, которых начинается на звук А .

Логопедическое занятие “Звук и буква А”

Разделы: Логопедия

Цели:

  1. Восполнить пробелы по грамоте.
  2. Познакомить со звуком и буквой А.

Задачи:

  • дать понятие о гласных звуках;
  • познакомить с понятиями “звук”, “буква”;
  • развивать фонематический слух, восприятие;
  • развитие навыков звукобуквенного анализа;
  • развитие артикуляционного аппарата;
  • развитие графомоторных навыков;
  • познакомить с буквой А;
  • развитие связной речи;
  • развитие внимания, памяти, воображение.

Оборудование: пособие “Весёлые колобки”, пособие “Красная полянка”, схемы-домики, пособие “Звуки”, пособие “Буквы”, алфавит, буквенный конструктор, сюжетные картинки, тетради, карандаши, зеркала.

Ход занятия

Логопед здоровается с каждым учеником: Здравствуй, Маша! – Здравствуйте, Татьяна Алексеевна! (и т.д.). Давайте вспомним, какое сейчас время года? (Полный ответ ученика). Стало холодно и чтобы не замёрзли руки, мы надеваем перчатки.

Упражнение “Перчатки”
(во время выполнения упражнения дети называют каждый палец руки)

Логопед: Молодцы! Сегодня я получила необычное письмо. В нём – картинка с весёлыми колобками (показ пособия-картинки). Помогите разобрать, что они произносят? (Дети по-одному пытаются произнести гласные звуки: а, о, у, и, ы, э). Теперь я всё поняла, послушайте и повторите за мной (произносят по образцу логопеда). Обратите внимание, у всех колобков по-разному открыт рот (дети произносят за логопедом, глядя в зеркала). В письме написано, что живут колобки на красной полянке (выставляется пособие-полянка с красными кружочками) и очень любят петь. Нажмите по-очереди пальчиком на красные кружочки и “оживите” их (дети чётко проговаривают гласные звуки).

II. Основная часть.

1. Знакомство со звуком ,,а”.

Логопед: Послушайте ещё раз (логопед произносит гласные звуки, показывая на колобков). Что произносят колобки? (Ответы детей). Произносят колобки ЗВУКИ (показ пособия). Всё, что слышим – это ЗВУКИ (дети повторяют хором).

Логопед: Самый старший – звук ,,а”. Давайте хором споём его: А-а-а… (Дети поют). Представьте, что у вас в руках ленточка, растягиваем ленточку и поём звук: А-а-а… (Выполняют по показу логопеда). Ленточка длинная или короткая? (Ответы детей). Намотаем ленточку на палец: А-а-а… Звук ,,а” можно тянуть и петь. Посмотрите, как широко отрыт рот, ничего не мешает, нет преграды для звука (произношение звука перед зеркалом). Звук ,,а” произносим голосом, т.е. он гласит. Его называют “гласный” (дети повторяют хором – “гласный”). Гласные звуки живут на красной полянке. Их обозначают красным цветом.

2. Развитие фонематического слуха.

Всем внимание! Раз – два,
Начинается игра.

Игра “Поймай звук”
(дети хлопают, если в слоговой дорожке услышат звук ,,а”: ау, оа, ио. )

3. Определение позиции звука в слове.

Логопед: В этих домиках (раздача пособий – схем) живут слова со звуком ,,а”. Он может быть в начале, середине и в конце слова. Например, в слове “Аня” звук ,,а” находится в начале слова (педагог определяет звук красным магнитом на доске, дети красным кружком – в своих схемах). Следующее слово – август, автобус, мак, лиса (дети определяют позицию звука на схеме и поднимают руку. Логопед добивается полного ответа). Молодцы!

4. Знакомство с буквой А.

Логопед: Скоро вы научитесь читать и писать. Чтобы хорошо читать – надо знать буквы. Что же такое БУКВА? Послушайте стихотворение В.Измайлова “Как появились буквы”: (выставить пособие – алфавит). Вот и наш гласный звук ,,а” можно записать знаком (показ на доске). Получилась БУКВА А, которая так и называется гласная БУКВА А (показ буквы А и её место в алфавите).

Буквы – видим, пишем (показ пособия).

Звуки – слышим (показ пособия).

(Дети повторяют хором, затем по – одному).

Посмотрите внимательно, на что похожа буква А? (Ракета, треугольник, человечек, кораблик). А ещё она похожа на аиста. Смотрите, вот длинные ноги, дорисовать голову и клюв – получится аист. Давайте вспомним игру “Аист”.

Игра “Аист”
(дети встают в кружок)

6. Формирование образа буквы А.

Логопед: Попробуем написать букву А в воздухе (дети выполняют совместно с логопедом). А теперь возьмите буквенный конструктор и попробуйте выложить букву А из палочек:

Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок,
Ты эту букву знаешь? Да?
Перед тобою буква А!

(Логопед проговаривает во время показа)

6. Печатанье буквы А в тетрадях.

7. Развитие фонематического слуха.

Игра “Доскажи словечко”
(логопед загадывает загадки, в которых ответы – отгадки со звуком ,,а”)

Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны,
Так приятен он на вкус,
А зовут его… (арбуз).

(Назовите первый звук в слове “арбуз”)

8. Развитие связной речи.

Игра “Составь предложение”
(логопед раздаёт сюжетные картинки с изображением слов со звуком ,,а”.
Дети составляют предложение и называют слова со звуком ,,а”)

– Машина везёт арбузы.

– Мальчик чистит апельсин.

– Заяц ест капусту.

– Папа и мама собирают урожай.

С каким звуком мы познакомились?

С какой буквой мы познакомились?

Почему их называют гласными?

Каким цветом обозначают гласные?

Какие гласные звуки можете назвать?

Что мы видим и пишем?

(Ответы полные по поднятой руке или по выбору логопеда)

Логопед: А теперь первым встанет тот, кто придумает слово со звуком ,,а” в середине слова (дети называют слова, встают; логопед хвалит и прощается с детьми).

Конспект занятия по развитию речи «Звук [А] и буква А»

Кнарик Мурадян
Конспект занятия по развитию речи «Звук [А] и буква А»

Цели: Формировать знания детей о звуке и букве А. Закрепить зрительный образ буквы. Совершенствовать умение выделение буквы А из начала, середины и конца слова. Развивать фонематический слух, слуховую память, слуховое внимание. Развивать логическое мышление, мелкую моторику.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуйте, мои друзья!

Всех вас рада видеть я!

Характеристика звуков.

Ребята, сегодня с вами отправиться с ним в страну звуков и букв. В стране букв и звуков есть школа, в которой каждый кто захочет может научиться читать и писать. В мире много разных звуков, шумит дождь, дятел стучит по дереву своим клювом, в листьях пыхтит ежик, звонит телефон, говорят люди. Все звуки можно разделить на речевые и неречевые. К неречевым звукам относятся звуки окружающего мира, а звуки, которые мы слышим, когда говорит человек, называется речевыми.

Сегодня мы с вами познакомимся с речевым звуком «А». Посмотрите, когда я произношу звук «А», мои губы в спокойном состоянии, рот широко открывается, язычок лежит во рту спокойно, горлышко «работает» (для контроля за работой голосовых связок дети кладут руку на горлышко). Я могу петь этот звук, моему голосу ничего не мешает. Звуки, которые мы можем петь, называют гласными звуками. Гласные звуки мы обозначаем красным квадратом.

– Ребята, у нас сегодня в гостях кукла Аня.Она приготовила для вас задание: Послушайте и назовите первый звук в словах: автобус, антенна, арбуз, акробат.

– Правильно, слышится звук [а]. Звук [а] – гласный, его можно петь, потому что воздух свободно проходит и не встречает преграды. Звук [а] живет в красном замке принцессы Гласы. Звук [а] обозначается красным цветом, потому что он гласный.

– Посмотрите на картинку: девочка плачет. Какой звук она произносит, когда плачет? (звук [а])

– Правильно. И сегодня на занятии мы будем с вами говорить о звуке [а].

Уточнение артикуляции звука.

– Давайте вместе произнесем звук [а]. При произнесении звука [а] губы рисуют большой кружок. Давайте еще раз произнесем звук [а] и посмотрим в зеркало. Молодцы.

– Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука [а] (показ символа звука – большого красного круга) Так мы его будем обозначать.

Игра «Поймай звук»

– Так, ребятки, вам нужно будет поймать звук [а]. Когда вы его услышите, хлопните в ладоши. а, у, о, а, ы, и, а,э, у, а.

Развитие артикуляционной моторики.

– Но для начала давайте разомнем наши губки и язычок.

– упражнения для губ: улыбка – хоботок, заборчик;

– упражнения для языка: «вкусное варенье», «часики».

Работа по развитию речевого дыхания и голоса.

-Развитие диафрагмального дыхания.

– А теперь давайте с вами надуем животик, как шарик.

Вот мы шарик надуваем,

А рукою проверяем (надуваем живот).

Шарик лопнул – выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

– Сейчас давайте произнесем звук [а] беззвучно, просто губками – шепотом – тихо – громко;

– А теперь наоборот: громко – тихо – шепотом – беззвучная артикуляция.

Так, ребятки, вам нужно будет поймать звук А. Когда вы его услышите, хлопните в ладоши.

Среди звуков, среди слогов, среди слов

Гриша шел — шел – шел, (Шагаем на месте.)

Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)

Раз-грибок, (Наклоны вперед.)

Два – грибок, (Наклоны вперед.)

Три – грибок, (Наклоны вперед.)

Положил их в кузовок. (Шагаем на месте.)

– Ребята, посмотрите на доску. Это буква А. Запомните, звук [а] на письме обозначается буквой А.

Вот два столба наискосок,

А между ними — поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А.

Давайте попробуем сделать букву А из бумаги. Аппликация буквы «А»

Конспект логопедического подгруппового занятия для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи «Звук [ш]. Буква ш» Цель: закреплять умение детей правильно произносить звук [ш], выделять, различать этот звук в звучащей речи; закрепить знания зрительного.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей старшей группы «Звук [З]. Буква З» Коррекционно-образовательные задачи: Учить детей характеризовать звук 3 с опорой на акустические и артикуляционные признаки. Познакомить.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в группе для детей с ТНР «Насекомые. Звук и буква Й» Программное содержание: 1. Обогащать словарь детей, развивать речь, учить строить сложные предложения со словами – а, потому что. 2. Развивать.

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Звуковая культура речи: звук [ч]. Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Тема: звуковая культура речи: звук ч. Цель: обучение правильному произношению.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [у]» Цель: упражнять детей в чётком произношении звука и (изолированного, в словосочетаниях, в словах). Задачи : воспитывать чувства ответственности,.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звук [ш], буква ш» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: буква ш, звук [ш],. Цель: закрепить представления о букве ш. и звуке.

Конспект занятия по развитию речи «Звук [И] и буква И» Конспект занятия по развитию речи 17.10.17 9 группа Подготовила : Жирнова А. Л. «Звук и буква И» Цели: Коррекционно-образовательные: формировать.

Конспект занятия «Звук [Х] и буква Х» Конспект занятия «Наш город» звук и буква «Х» Коррекционно-образовательные задачи: -закрепление знаний о букве и звуке «Х», -формирование.

Конспект занятия «Звук [З] и буква «З» Программные задачи: – закрепить правильное произношение звука «З» в слогах, словах, предложениях; – познакомить детей с буквой «З»; – анализ,.

Конспект занятия «Звук [Ш] и буква Ш» Звук и буква Ш. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,.

Конспект занятия “Знакомство со звуком (а) и буквой А”

Знакомство со звуком (а) и буквой А.

Цель: познакомить детей с гласным звуком а и буквой А. Учить подбирать слова со звуком а в начале, середине и конце слова. Дать первое понятие о гласном звуке. Развивать мелкую моторику, ориентировки на листе с наклонными линиями при печатании буквы А.

Оборудование: кукла, картинки: арбуз, Айболит, автобус; картинка с изображением буквы А, карандаши красного цвета, простые карандаши, счетные палочки, мяч.

Ход занятия

— Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Аня. Она приготовила для вас задания.

– Что называют звуком? (это то, что мы произносим и слышим)

– Что называют буквой? (это то, что мы пишем и видим)

Отгадайте загадки.

Что за чудо — синий дом!

Ребятишек много в нём.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус)

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды из болота

Вытащил он бегемота.

Он известен, знаменит.

Это доктор . (Айболит)

Он большой, как мяч футбольный,

Если спеет, все довольны,

Так приятен он на вкус.

А зовут его . (арбуз)

– Какой звук вы слышите в этих словах?

– Правильно, слышится звук «А».

– Давайте вместе произнесем звук «А».

Широко рот открываем

Куклу ласково качаем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)

Рот широко открыт .

Губы спокойны (не напряжены и не округлены) .

Кончик языка находится у нижних зубов, язык плоский.

– Когда мы произносим звук, как выходит из ротика воздух? (легко, свободно)

– Есть ли преграда? (воздух не встречает преграды)

Если при произношении звука воздух из ротика выходит легко и свободно, не встречает преград, то такой звук называется гласным.

– Каким цветом он обозначается?

Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А»:

а, у, о, а, ы, и, а, э, у, а.

ом, уф, ам, ур, ат, ит, ык, ар, ау, ок

сом, кот, рак, азбука, ананас, ангел, индюк, Англия, умный, овощ, туфли, тапки, бант, бинт, бунт.

Игра «Где звук?» (в начале, в середине или в конце слова)

Аист, туча, астра, автобус, вата, рама, ракета, глина, река, камень, танк, труба, тайна, мышка, зима, рак, клад, луна, парк?

Игра «Придумай слово со звуком А» игра с мячом

(- в начале слова, в середине слова, в конце слова)

Игра «Придумай предложение»

(придумайте предложение со словом Аня)

Физкультминутка. Аист.

– Аист, аист длинноногий

Покажи домой дорогу.

– Топай правою ногой,

Снова – правою ногой.

Снова – левою ногой

После – правою ногой,

После – левою ногой,

Вот тогда придешь домой.

На зарядку солнышко

Поднимаем руки мы.

По команде – раз!

А над нами весело

Опускаем руки мы.

По команде – два.

Знакомство с буквой «А». Показ буквы «А».

– Вот буква вроде шалаша.

Не правда, ль буква хороша!

И хоть она проста на вид,

А начинает Алфавит.

– Вот два столба наискосок,

А между ними – поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А!

– На что похожа буква А?

– Из скольких элементов состоит буква?

Игра «Найди букву А»

Выкладывание буквы из палочек.

– Постройте букву А из пальчиков. Кто догадался, как это можно сделать?

Прорисовывание буквы в воздухе.

Печатание буквы.

– Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.

(Рука сжата в кулачок) Мы делили апельсин.

(Крутим кулачком вправо-влево) Много нас, а он один!

(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого) Эта долька для ежа, (Разгибаем указательный пальчик) Эта долька для чижа,

(Разгибаем средний пальчик) Эта долька для утят,

(Разгибаем безымянный пальчик) Эта долька для котят,

(Разгибаем мизинчик) Эта долька для бобра,

(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево) Ну, а волку – кожура.

(Двумя руками показываем волчью пасть) Он сердит на нас – беда!

(Складываем руки домиком) В домик прячемся – сюда!

– Кукле Ане пора возвращаться домой. Давайте ей скажем до свидания!

Итог:

– Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

Конспект занятия по развитию речи “Дикие животные”

Содержимое публикации

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе

«Дикие животные»

Кожевникова О.В

формирование лексико – грамматического строя речи.

Образовательные:

• расширить и активизировать словарь по теме “Дикие животные”;

• пополнить знания о диких животных и их детёнышах, знакомить с их жилищами;

• учить детей отвечать на вопросы полными предложениями, правильно строя фразы.

Развивающие:

• продолжить упражнять в образовании существительных в единственном и множественном числе с уменьшительно-ласкательными суффиксами; притяжательных прилагательных мужского, женского рода и множественного числа;

• закрепить умение образовывать имена существительные с числительными;

• развивать слуховое и зрительное восприятие.

Воспитательные:

• воспитывать бережное отношение к природе;

• формировать навыки самостоятельности, доброжелательности и сотрудничества.

Оборудование:

Картинки с изображением диких животных, их жилищ и частей тела, мяч, жетоны трёх цветов на каждого ребёнка.

Словарная работа :

Имена существительные : белка, медведь, лиса, ежик, заяц, волк, лось; лосёнок, волчонок, ежонок, бельчонок, лисёнок, зайчонок, медвежонок.

Имена прилагательные: ловкий, неуклюжий, злой, голодный, серый, большой, лохматый, хитрая, осторожная, рыжая, пушистая, ловкая, трусливый, маленький, белый, пугливый, быстрый, косой, запасливая, юркая, рыжая, пушистая, проворная, прыгучая.

Притяжательные прилагательные: лисья, волчье, беличье, заячий и т.д

Предварительная работа:

– запоминают новую информацию на слух (чтение художественной литературы);

– игры: «Чей, чья, чьё», «Кто, где живет», «Опиши животного».

Ход занятия

Организационный момент:

В: -Ребята, проходите в круг, давайте поприветствуем друг друга.

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой) .

В: -Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а куда и к кому вы узнаете, отгадав загадки:

Этот зверь живет в бору,

У стволов грызет кору.

Летом в шубке серенькой,

А зимою — в беленькой. (Заяц)

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Уши серые торчком. (Волк)

С ветки на ветку могу я летать.

Рыженький хвост никому не поймать.

Некогда летом в лесу мне играть –

Надо грибы для зимы собирать. (Белка)

В деревне кур крадет. (Лиса)

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Всю зиму между елками

Проспал мешок с иголками.

«Ф-ф-ф — хватит спать,

Пора вставать!» (Ёж)

– А вот и самая последняя загадка

Трав копытами касаясь

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко

Рога раскинув широко. (Лось)

В: -Ребята, про кого были эти загадки? Правильно, про диких животных.

-А почему их так называют? (они живут самостоятельно и обходятся без помощи человека, сами добывают себе пищу, воспитывают детенышей, строят жилища ).

-Где живут дикие животные? (В лесу).

-Как вы уже догадались, мы отправляемся в лес в гости к диким животным.

-Ну что в путь? А пока мы идём, будем выполнять разные задания, вы готовы? Проходите, садитесь на пенёчки (дети садятся на стульчики).

-Итак, первое задание:

Игра «Чей домик»

В: -Ребята, посмотрите пожалуйста на картинки, звери ушли далеко от своих домиков и не могут найти дорогу обратно. Помоги им найти дома (дети рисуют дорожку от животного к домику), и отвечают на вопрос полным предложением.

Где живет белка? (Белка живёт в дупле) . Значит это чье дупло? (Это беличье дупло) , все дети хором повторяют…беличье.

Где живет волк? (Волк живёт в логове) . Это чье логово ? (Это волчье логово) .

Где живет лиса? (Лиса живёт в норе) . Это чья нора? (Это лисья нора) .

Где живет медведь? (Медведь живёт в берлоге) . Это чья берлога (Это медвежья берлога) .

Где живёт заяц? (Заяц живёт под кустом). Это чей домик? (Это заячий домик).

В: – Молодцы, справились и с этим заданием.

В: -Ребята, а сейчас животные хотят, чтобы мы их назвали ласково.

Игра «Назови ласково» (повторяется несколько раз).

В: – Ну а сейчас пора немного отдохнуть, вставайте и выходите на полянку.

Физминутка«На водопой»

(Дети выполняют движения согласно тексту).

В:– Захотели наши животные пить и отправились на водопой. Вокруг себя покружись и в зверят превратись (дети идут по кругу).

Как-то раз лесной тропой

Звери шли на водопой (Идут по кругу друг за другом) .

За мамой лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая) .

За мамой лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках) .

За мамой ежихой катился ежонок, (Двигаются на присядках) .

За мамой медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку) .

За мамою белкой скакали бельчата, (Двигаются прыжками) .

За мамой зайчихой – косые зайчата, (Продолжают прыгать, сделав ушки из ладоней) .

Волчица вела за собою волчат, (Крадутся большими шагами) .

Все мамы и дети напиться хотят. (Поворачиваются лицом в круг, делают «лакательные» движения).

В: -Ну что, отдохнули? Тогда продолжаем играть.

Игра «У кого кто?» (игра с мячом).

В: -Ребята, а знаете ли вы детенышей животных? Сейчас я проверю. Я буду кидать мяч и называть маму, а вы кидать мне мяч обратно и называть их детенышей.

У мамы лисы-лисёнок, а если их много-лисят

У мамы белки-бельчонок, а если их много-бельчат

У мамы волчицы-волчонок, а если их много-волчат

У мамы ежихи-ежонок, а если их много-ежат

У мамы лосихи-лосёнок, а если их много-лосят

У мамы медведицы-медвежонок, а если их много-медвежат

У мамы зайчихи-зайчонок, а если их много-зайчат.

В: – А сейчас давайте посчитаем наших животных:

Игра «Один, два, три, четыре, пять»

В: – Один медведь, два медведя, три медведя, четыре медведя, пять медведей; Один волк, белка, лиса, лось, заяц.

Молодцы. А мы продолжаем наше путешествие, проходите на места.

Игра «Какой, какая»

В: -Ребята, а сейчас мы попробуем описать животных.

Волк (какой?) – злой, голодный, серый, большой, лохматый…

Медведь (какой?) – большой, огромный, лохматый, косолапый, сильный, бурый.

Лиса (какая?) – хитрая, осторожная, рыжая, пушистая, ловкая…

Заяц (какой?) – трусливый, маленький, белый, пугливый, быстрый, косой…

Белка (какая?) – запасливая, юркая, рыжая, пушистая, проворная, прыгучая…

Игра«Чей хвост?», «Чьи лапы», «Чьи уши?» (дети работают втроем, один задаёт вопрос, двое по очереди отвечают).

А сейчас мы поиграем в игру «Чей, чья, чьи».

Для этого вы должны взять каждый по жетону и разделиться на группы из трёх человек так, чтобы получился светофор.

– Первый светофор идёт к этой карточке, и т.д (пока все дети не займут место у карточек).

– На карточках изображены части тела животных, жёлтый и зелёный цвета будут называть части тела, а красный их проверять и в конце игры сказать, правильно ли дети справились с заданием.

Чьи уши? – заячьи уши

Чей хвост? – заячий хвост

Чьи лапы? – заячьи лапы

Чья голова? – заячья голова

– А теперь давайте проверим, как вы справились. Молодцы.

Итог занятия:

В: – Ребята, вам понравилось путешествие? ( Да )

– А давайте вспомним, кого мы встретили в лесу? ( Белку, медведя, волка, лису, зайца, лося, ёжика ).

– А как их всех можно назвать, одним словом? ( Дикие животные )

Конспекты логопедических занятий.

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Конспект занятия по обучению грамоте “Звуки [л], [л`]. Буква Л. Дикие животные.” (подготовительная группа).

Иванова Е.Ю., учитель-логопед МБДОУ “Детский сад №23 комбинированного вида” г.Гатчина Ленинградская область.

Тема. Звуки [л], [л`]. Буква Л.

Дикие животные (закрепление).

Цель. Познакомить со звуками [л], [л`] и буквой Л.

1). Уточнить правильную артикуляцию звуков [л], [л`];

2). Учить выделять звуки [л], [л`] из слов, давать их

3). Закрепить умение определять место звуков [л], [л`] в словах;

4). Закрепить умение дифференцировать звуки: гласные и

согласные, согласные твердые и мягкие;

5). Совершенствовать навык звукового анализа слов из 3-ёх

6). Совершенствовать умение отбирать картинки и

придумывать слова с заданным звуком;

7). Познакомить с буквой Л. Учить читать слоги с новой буквой;

7). Совершенствовать навык деления слов на слоги;

8). Систематизировать знания о диких животных;

9). Упражнять в образовании названий детенышей диких

животных, притяжательных прилагательных (лисий, заячий…)

10). Работать над речевым дыханием, дикцией, интонационной

11). Учить отгадывать загадки;

12). Развивать зрительное и слуховое внимание, память;

13). Развивать мелкую моторику;

14). Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к

Оборудование: Фланелеграф, наборное полотно, предметные

картинки на звуки [л], [л`] кружки для

звукового анализа красного, синего и зеленого

цветов, пособие для определения места звука в

слове, картинки с изображением диких

животных, пластмассовый трафарет “Дикие

животные”, карандаши, мяч.

– Здравствуйте, ребята! Тихо садитесь на свои места и приготовьтесь внимательно слушать. Пособия, которые лежат у вас на партах, будете брать только тогда, когда я вас об этом попрошу.

Постановка цели занятия.

– Посмотрите, кто пришел к нам на занятие. (Мишка)

– Мишутка тоже хочет быть грамотным и научиться читать, а еще он хочет посмотреть, что вы знаете и чему вы уже научились. Если вы будете хорошо заниматься, то в конце занятия у Мишутки есть для вас сюрприз.

– Будьте внимательны и старайтесь быстро и правильно выполнять все задания.

Артикуляторная гимнастика:

-Но сначала нам нужно потренировать наши язычки.

– упражнение на дыхание “Подуй на травку”;

Повторение и закрепление изученного материала.

а) Дифференциация гласных и согласных звуков:

На фланелеграфе 2 домика: красный и синий.

– В каком домике живут гласные звуки? (в красном)

– Какие гласные звуки вы знаете?

– В каком домике живут согласные звуки? (в синем)

– Какие согласные звуки вы знаете?

– Посмотрите на картинки на доске, определите первый звук в словах и

поселите картинку в нужный домик, в зависимости от первого звука.

Объясните свой выбор.

(Картинки: арбуз, утка, индюк, ножницы, торт, сыр, машина)

б). Выделение звука [л], его характеристика, обозначение.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает. (Лук)

– Определите первый звук в этом слове.

– Какой он? Почему? Дайте его характеристику. (согласный, твердый)

– Каким цветом будем обозначать звук [л]? (синим)

в). Отбор картинок со звуком [л].

– Среди картинок на доске выберите только те, в которых есть [л], и положите их в шкатулку.

(Картинки: лошадка, лыжи, яблоко, юла, вилка, ёлка, лук, стол, дом, жук, шишка)

г). Определение места звука [л] в словах.

-А сейчас я буду доставать картинки из шкатулки, а вы определите место звука [л] в словах и отразите это на опорной схеме.

( лошадка – я слышу звук [л] в начале слова

стол – я слышу звук [л] в конце слова

вилка – я слышу звук [л] в середине слова)

д). Выделение звука [л`], его характеристика, обозначение.

Круглый, желтый, кислый он,

– Определите первый звук в этом слове.

– Какой он? Почему? Дайте его характеристику. (согласный, мягкий)

– Каким цветом будем обозначать звук [л`]? (зеленым)

е). Дифференциация звуков [л] – [л`]

-Посмотрите на наборное полотно: в верхнем ряду располагаются слова с твёрдым согласным [л], а в нижнем с мягким [л`].

– Расположите правильно картинки.

(Картинки: лампа, ложка, луна, белка, вилка, молоток

лиса, лимон, корабль, самолёт, телевизор)

Физкультминутка. “Пальцы – дружная семья”

ж). Конструирование буквы Л

– Звуки [л], [л`] обозначаются буквой Л.

– На что похожа эта буква?

– Сконструируйте букву Л из цветных полосок бумаги.

з). Чтение слогов с буквой Л.

– А сейчас прочитаем слова с буквой Л по “ромашке”.

и). Звуковой анализ слов.

– Составьте схемы слов:

-Сколько звуков в слове ЛУК? Сколько слогов в слове ЛУК?

-Сколько звуков в слове ЛЮК? Сколько слогов в слове ЛЮК?

к). Повторение скороговорки на звуки [л], [л`].

Лена искала булавку.

Булавка упала под лавку.

Под лавкой искать было лень.

Искала булавку весь день.

5. Лексическая тема. “Дикие животные”.

а). Вспомните диких животных, в названии которых есть звук Л.

(Белка, лось, волк.).

-Каких еще диких животных вы знаете?

б). Образование слов-названий детенышей диких животных.

в). Игра “Чей хвост, чьи уши?”

У волка хвост (чей?)…………..

У зайца уши (чьи?)-…………..

У лисы хвост (чей?)-…………..

У медведя хвост (чей?)-……….

7. Развитие мелкой моторики. (работа с трафаретами)

– Рассмотрите трафареты с изображениями диких животных. Обведите и заштрихуйте только тех зверей, в названии которых есть звук [Л]

8.Подведение итогов занятия.

Дифференцированная оценка деятельности детей

Читайте также:  Формирование моторной сферы у дошкольников с моторной алалией средствами логопедической ритмики
Ссылка на основную публикацию