Реабилитация после инсульта: как быстро восстановиться в домашних условиях
Головной мозг – сложный и наиболее значимый орган для человека, поэтому любые заболевания и патологические состояния, связанные с ним, могут быть риском для дальнейшего функционирования всего организма. Все зависит от того, какой участок будет поврежден, ведь могут быть нарушены речевые, когнитивные или двигательные функции. Сегодня поговорим про правила восстановления после инсульта в домашних условиях – как заботиться о пережившем болезнь пациентом, как можно добиться полной реабилитации, что выбрать для реабилитации: дом или пансионат для престарелых людей.
Острое нарушение мозгового кровообращения и возможные исходы после удара
Во врачебной практике встречаются различные наименования данного состояния, наиболее часто употребляемые – это ОНМК, апоплексия (использовалось ранее) или, всем известное, инсульт. Это один из наиболее тяжелых типов цереброваскулярной недостаточности, то есть в мозг не поступает достаточное количество крови. Как известно, кровоток – это единственный путь для поступления кислорода в органы, а именно кислородное голодание приводит к ярко выраженной инсультной симптоматике – неврологическим нарушениям.
Состояние бывает вызвано тромбозом (из-за высокой свертываемости крови, повышенного уровня холестерина и других патологий) или на фоне разрыва сосуда по причине сосудистой недостаточности. Частые осложнения приступа, это недостаток кислорода (чем дольше он не поступает, тем хуже последствия), отмирание нейронов и нейронных связей (клетки мозга), внутреннее кровоизлияние. Удар может продолжаться от нескольких часов до суток, но своевременное обращение в больницу, вызов скорой помощи и последующая реабилитация после инсульта дома просто необходимы, поскольку в ходе болезни уже начался процесс отмирания клеток, который иногда усугубляется даже после того, как основные симптомы прошли.
Что может угрожать человеку после перенесенного приступа:
- ограничение или полная потеря физической активности – дело в том, что конечностями управляет поврежденный мозг;
- расстройства речи и психики, потеря когнитивных способностей;
- утрата памяти, временная или полная амнезия;
- неправильная координация движений;
- нарушенная мелкая моторика – например, человек разучиться писать;
- потеря зрения или его ослабление;
- воспаления, снижение иммунной системы и, как следствие, инфекционные поражения.
Не все угрозы проявляются в полном объеме, именно поэтому говорят об очаговом или полном поражении мозга. От этого также зависит и возможность восстановления, а также период и интенсивность лечения.
Как быстро можно восстанавливаться после перенесенного инсульта дома – общие сроки
Этот показатель зависит от многого:
- от состояния здоровья и наличия усложняющих факторов, рисков, сторонних заболеваний;
- от возраста – чем старше пациент, тем тяжелее ему полностью реабилитироваться;
- от интенсивности удара и количества участков, которые были затронуты;
- от того, какой по счету данный приступ.
Приведем средний период восстановления для молодого (до 50 лет) человека со стандартным здоровьем, который пережил свой первый инсульт. Для него обычно требуется от 3 до 5 месяцев лечения. Организм пожилого человека может потребовать до 8 месяцев специальной терапии, потому что обновление клеток происходит замедленно, а ситуацию усугубляет наличие дополнительных болезней, например, гипертонии.
Вторичный приступ требует лечиться до года, но и при этом нет гарантии на полное возвращение всех функций головного мозга, могут остаться некоторые нарушения. При третьем ударе есть вероятность летального исхода или комы.
Как определить, когда начинать восстанавливать человека после ишемического инсульта
Пациент сразу должен попасть в больницу. Только в медицинском учреждении может быть оказана достаточно оперативная и правильная скорая помощь, а также назначено лечение в соответствии с состоянием больного и причинами, вызвавшими ОНМК. Обычно на больничной койке человек отлеживается от 2 до 3 недель, при условии, что нет осложнений. В этот период собираются анализы, назначается медикаментозная терапия.
Но реабилитационные процедуры начинаются не только после выписки, на дому, но и с первых дней (через двое-трое суток после удара), под присмотром врачей и медсестер. Это необходимо, чтобы с первых дней тренировать мышцы, а также восстанавливать речевую и мыслительную функции, память.
Чем раньше начинаются восстановительные процедуры, тем благоприятнее обычно прогноз. Это позволяет снизить риск повторного ОНМК (рецидива), а также защищает от получения последствий, которые приводят к инвалидности. Также, организм в целом становится более крепким и хорошо справляется с любыми вторичными заболеваниями, то есть с теми, которые были приобретены уже после перенесенного приступа. К ним можно отнести пневмонию (часто у лежачих больных), тромбоз глубоких вен (особенно если само нарушение кровообращения в мозге вызвано тромбом), пролежни и стягивание суставов.
Этапы инсульта и начало реабилитации
Сразу отметим, что мы можем дать только общие, усредненные значения и рекомендации, поскольку конкретная ситуация требует анализа и пояснения вашего лечащего врача. Только он знает о серьезности последствий перенесенного приступа и особенностях состояния вашего здоровья.
Приведем пример в зависимости от видов ОНМК:
- ишемический – требует более короткого реабилитационного периода;
- геморрагический – наиболее длительный, однако, с менее масштабными последствиями, поскольку замечают начало удара намного быстрее.
Сперва отметим, какие периоды есть у течения заболевания:
- Острейший. Начало самого приступа с поражением нервов, правого и левого полушария мозга. Протекает от трех часов до суток.
- Острый. Фаза занимает первые минуты после того, как нервные связи уже нарушены, проявляется неврологическая ярко выраженная симптоматика. Врачи уже приступили к первым действиям оказания помощи.
- Подострый. Специалисты уже предотвратили худший вариант развития болезни, стабилизировали пациента и отправили его в медицинское учреждение. Период занимает три дня и считается наиболее опасным, требует постоянного наблюдения и строгого выполнения указаний доктора, поскольку велика вероятность повторного удара.
Реабилитация в целом делится на раннюю и позднюю. Первая происходит в первые 2-3 недели на территории больницы, а вторая – в домашних условиях. Некоторые специалисты также выделяют период отдаленных последствий, то есть это ближайший год, во время которого стоит более внимательно смотреть за своим состоянием, а также регулярно наблюдаться в медучреждении.
Поговорим более подробно о том, как восстановить человека после инсульта за 4 стадии.
Двигательные функции
Из-за перенесенного ОНМК пациент часто теряет активность. Иногда полностью, но чаще – частично. Это может выражаться в плохо развитой моторике рук (сложно держать ложку, шариковую ручку, теряется способность писать и самостоятельно кушать), в невозможности двигать конечностями. При этом следует отметить, что больному положен постельный режим, вставать не рекомендовано в первый период, даже если есть предполагаемые силы для этого. Лучше принять вертикальное сидячее положение с помощью специальной кровати или подложенных подушек и в таком виде разминать мышцы рук и ног.
Очень эффективны массажи. Если нет причин для того, чтобы их избегать, с первых дней массажист проводит манипуляции – общие или на конкретную группу мышц. Вместе с этим делают антиспастические действия, то есть такую разработку мускулатуры, которая препятствует возникновению спазмов. Если нет возможности двигать частями тела, то применяют пассивную гимнастику.
Если имеет место полный парез ног, то перед тем, как ставить в вертикальное положение, пациента снова «обучают» хождению сидя или лежа, передвигая его конечности. Следующий этап – научить садиться самостоятельно с помощью рук, а далее – приподниматься и вставать. После этого все проходит намного быстрее – передвижение с помощью человека, специальных поддерживающих устройств, а далее – без опоры. Теперь уже вполне можно осваивать тренажеры для тренировки мышц.
Но не только лечебная физкультура, массажи и физические нагрузки позволяют вернуть функции опорно-двигательного аппарата, но и сторонняя аппаратура. Так, с помощью токовых импульсов стимулируются участки с пораженными нервными клетками, чтобы они снова пришли в тонус. Дополнительно могут быть назначены различные ванны и аппликации, которые предназначены для стимуляции кровообращения. Также, часто прописывают лекарственные средства, способствующие снятию спазма, расслаблению мускулатуры или иным процессам.
Отметим, что, заботясь о теле, нельзя забывать и о лице. Зачастую мимика меняется, появляется защемление какого-либо нерва или полный паралич одной стороны. В таком случае нужно делать гимнастику рта, глаз – делать широкую улыбку, произносить различные звуки с повышенной артикуляцией, как на приеме у логопеда, жмурить и расслаблять веки.
Зрение и движения глаз
К сожалению, во время инсульта могут быть затронуты сосуды, которые питают глазные яблоки. Вероятны такие нарушения:
- полная или частичная потеря зрения, развитие заболеваний;
- невозможность открыть, закрыть веко;
- трудности при движении глазами вверх-вниз и по сторонам, так как могут быть атрофированы мышцы, отвечающие за вращение;
- пресбиопия – распространенное последствие, когда меняется фокусировка и трудно различить маленькие предметы (буквы) на небольшом расстоянии.
Интересно, что участки нейронной сети, отвечающие за данный орган, находятся в затылочной части. К тому же если поражено правое полушарие, то, вероятнее всего, пациент перестает видеть то, что находится слева, и наоборот.
Если были зафиксированы такие отклонения, то консультации оказывает офтальмолог. Он приступает к терапии уже на начальном этапе, может назначить лечебную гимнастику для глаз (выполнять можно сразу, лежа в больничной койке), а также медикаменты, способствующие расслаблению мышц, и операцию. Вмешательство иногда позволяет полностью вернуть зрение или восстановить его частично.
Когда люди теряют речевые способности, самое сложное – начать говорить, а уже затем над дикцией будет работать логопед. Поэтому первостепенно это задача нейропсихолога – обнаружить, в чем заключается проблема, и устранить ее. Следует учесть, что такие нарушения лечатся очень долго – до нескольких лет, поэтому нужно запастись терпением и систематически заниматься со специалистом, а также дома. Понадобится применение симуляционных методик, то есть следует стимулировать весь речевой аппарат – как извне, так изнутри. Поэтому делают артикуляционные упражнения, развивают мышцы языка и губ, не дают им атрофироваться.
При обучении сперва ориентируются на картинки и отдельные слова – от самых простых звукоподражаний и односложных открытых слогов до сложных слов. Вспомните, как учить маленького ребенка, это понадобится пройти снова. Только после этого больной учится составлять словосочетания,предложения, а позже – вести диалог.
Если мышцы глотки и гортани не получается восстановить с помощью массажей и упражнений, применяют электростимуляцию специальным аппаратом.
Как восстановиться после инсульта дома: когнитивные функции
К таким относится процесс распознавания речи, это основное умение, а также память, связное логическое мышление, способность удерживать внимание на одном объекте, в целом интеллектуальные способности. Чем меньше развиты эти возможности, тем хуже общее состояние человека, поскольку это не только внушает уныние (а настрой – самый важный компонент реабилитации), но и увеличивает риск повторного инсульта, сокращает жизнь и ухудшает ее качество.
У пожилых людей это может проявляться как деменция. Причинами могут стать:
- большое кровоизлияние в мозг;
- затрагивание большого участка, обоих полушарий;
- 2 или более последовательных приступа;
- нарушения в тех долях, которые наиболее важны для функционирования когнитивных умений и навыков.
Отметим, что не всегда симптоматика проявляется сразу. Иногда можно столкнуться с ситуацией, например, когда память уходит постепенно, приобретается рассеянность, забывчивость, а затем и провалы. Это объясняется длительным дегенеративным процессом – нейронные связи были затронуты и со временем они только сильнее разрушаются без правильной медикаментозной подпитки. Усиление происходит из-за ишемии и гипоксии тканей.
Над пациентом работает нейропсихолог и эрготерапевт, но важны «домашние задания» – заучивание стихов, специальные упражнения на запоминание, интеллектуальные способности. Часто помогают даже игры – шахматы и шашки, настольные на эрудицию, кроссворды, пазлы. Дополнительно можно пропить курс лекарств, стимулирующих мозговую деятельность.
Сроки реабилитации от ишемического инсульта
Это более распространенный вид заболевания, который требует менее длительного реабилитационного периода, особенно если речь идет о молодых людях, не имеющих серьезных дополнительных патологий. Средний период – 5 месяцев профессионально оказываемой помощи вкупе с домашним лечением.
После геморрагического приступа
Более серьезные проявления болезни (кровоизлияние, сосудистые нарушения) могут привести к наиболее опасным последствиям. Если это так, то может потребоваться до года процедур. На лечение тяжелых осложнений, например, полной потери речи или пареза нижних конечностей, может уйти до полутора лет.
Как ускорить сроки восстановления
Если вы хотите помочь больному скорее выздороветь, следует отдать предпочтение санаторному нахождению вместо домашнего пребывания. Лучший уход за пожилыми людьми после перенесенного заболевания оказывают в пансионе «Забота». Персонал с медицинским образованием может оказать правильное содержание. К тому же отсутствие забот и печалей положительно сказывается на поправке. Еще одно обязательное условие, которое есть в специальных учреждениях – это диетическое питание, насыщенное полезными элементами.
Стационарное и амбулаторное восстановление
На стационаре пациент лежит в больнице и получает оперативную и полную поддержку во время реабилитации. Во втором случае приходится делать половину процедур дома, а медучреждение посещать только для консультаций. В статье мы рассказали, как быстро восстановиться после инсульта в домашних условиях. Берегите себя и здоровье близких.
Психологическая реабилитация и сопровождение больных после инсульта
Наряду с речевыми и когнитивными нарушениями у пациентов, перенесших инсульт , нередко развиваются различного рода психоэмоциональные расстройства. Пальма первенства принадлежит депрессии, тревожности, астении, апатии, аспонтанности, негативизму. Реже фиксируется эйфория и благодушие.
Постинсультные психоэмоциональные расстройства вызывают снижение эффективности лечения и реабилитационных мероприятий, отдаляя перспективу возвратиться в естественную социальную среду. Развитие нарушений психической сферы угнетающе действует на больных и их опекунов, значительно снижает их качество жизни.
Процесс психологической реабилитации направлен на возможно полное и раннее возвращение больного к труду и полноценной жизни, преодоление психоэмоциональных последствий болезни. Это последовательная системная деятельность, нацеленная на восстановление личного и социального статуса больного.
Психоэмоциональные расстройства как последствия инсульта
Значительное количество людей сталкивается с психологическими трудностями, психоэмоциональными проблемами и депрессией после инсульта. Многие из больных нуждаются в восстановлении психического здоровья и устранения депрессии, тревоги, разочарования или гнева.
Согласно данным статистики психоэмоциональные расстройства после перенесенного ОНМК возникают у большинства больных – в 30–65% случаев. Доминирующие позиции занимают сбои депрессивного и тревожного спектра (у 20–45% пациентов). Эти сопутствующие невротические и психотические заболевания оказывают сильное негативное влияние как на качество жизни, так и на функциональные способности организма.
В выборке из более чем 50 000 пациентов с инсультом те больные, у которых была диагностирована депрессия или другие проблемы с психическим здоровьем, имели повышенный в 3 раза риск смерти в течение 10 лет после первого эпизода, даже после того, как влияние других отрицательных хронических состояний было статистически контролируемым.
Постинсультная депрессия
Установлено, что примерно у трети всех людей, перенесших ОНМК, развивается клиническая депрессия. Женщины подвержены более высокому риску развитию депрессии, чем мужчины. Депрессия после инсульта обусловлена как физическими, так и психологическими причинами. Люди, у которых были депрессивные эпизоды до инсульта, с большей вероятностью будут переживать симптомы заболевания после сбоя в кровообращении головного мозга. Депрессивное расстройство находится в тесной связи с имеющимися когнитивными нарушениями после инсульта, поэтому эти две проблемы должны быть рассмотрены в решены в комплексе.
Мрачное настроение, печаль и грусть оказывают огромное негативное влияние на жизнь людей после инсульта и тех, кто за ними ухаживает. Лица, привыкшие жить самостоятельно, внезапно становятся зависимыми от ухаживающих за ними особ. Инсульт приводит к значительным физическим, психологическим и финансовым изменениям, которые человек должен внести в свою повседневную жизнь. Психотерапия и другие формы психологического консультирования могут помочь восстановить должный уровень независимости и постепенно приспособиться к изменениям, вызванным инсультом.
Некоторые факторы влияют на риск развития и тяжесть депрессивного расстройства.
В их числе:
- область мозга, пострадавшая в результате инсульта;
- личный и семейный анамнез расстройств настроения или патологической тревоги;
- уровень социальной изоляции до инсульта.
Расстройство диагностируется, если классическая депрессивная триада симптомов обнаруживалась более двух недель.
Типичные признаки и предупреждающие знаки включают в себя:
- глубокая всеохватывающая грусть;
- беспричинное беспокойство;
- потеря интереса к деятельности, которая когда-то была приятной;
- отсутствие мотивации к деятельности;
- трудности в принятии решений;
- плохая концентрация внимания;
- трудности с запоминанием деталей;
- низкая самооценка;
- чувство бесполезности, беспомощности;
- проблемы с качеством сна, трудности с засыпанием;
- переедание или потеря аппетита.
Некоторые люди, которые находятся в депрессии, могут быть неспособны верно модулировать свои эмоции. Они могут смеяться или плакать без причины, стать эмоционально неустойчивыми. Могут всплыть или обостриться существующие проблемы с наркотиками или алкоголем, что значительно затрудняет проведение реабилитационных мероприятий.
Восстановление от депрессии требует времени и последовательной врачебной работы, но грамотно проведенное лечение обеспечивает полное выздоровление пациента. В настоящее время специалисты содружества реабилитологов и психологов Ираклия Пожариского используют самые распространенные и эффективные методы психотерапевтического лечения депрессии.
Люди быстрее выздоравливают после инсульта, если получают хорошую поддержку и всестороннюю помощь. Больные восстанавливаются скорее, если их лечение хорошо организовано, а слаженная команда помощников выявляет и удовлетворяет потребности по мере их возникновения. Реабилитационный период после инсульта также требует, чтобы индивидуум был высоко мотивирован, чтобы придерживаться плана помощи. Ранняя идентификация депрессии гарантирует, что пациенты получат поддержку и понимание, необходимые для адаптации к внезапным изменениям в их жизни.
Постинсультные тревожные состояния
Постинсультная тревога определяется с частотой от 5 до 15%. При этом в странах с недостаточным уровнем качества медицинского обслуживания постоянное ощущение тревоги присутствует у 25% больных, при этом у 20% лиц, переживших инсульт, развивается и прогрессирует тревожное генерализованное расстройства. В большинстве случаев постинсультная тревога является спутником клинической депрессии. Хотя анормальный уровень тревоги сам по себе не приводит к ухудшению когнитивного потенциала, постоянная непреодолимая тревожность не позволяет больному нормально адаптироваться к функционированию в социуме и значительно ухудшает качество жизни.
Всепоглощающая тревога негативно влияет на характер человека и его стиль взаимодействия с обществом. Больной тревожным расстройством становится нервозным и раздражительным, выходит из себя без причин. Из-за постоянного нервного напряжения он конфликтует и вступает в споры с окружающими. Ему сложно организовать свой день и довести начатое дело до логического завершения. Малейшие препятствия и бытовые трудности приводят его в состояние паники.
Поскольку мышление больного охвачено тревожными мыслями, он не может сосредоточиться на выполняемом задании. Из-за этого страдает качество выполнения его профессиональных обязанностей. Снижение способности к концентрации и удержанию внимания также обусловлено «пережевыванием умственной жвачки».
Иррациональная тревога негативно влияет на режим и качество сна. Распространенные проблемы пациента с тревожным расстройством – упорная бессонница, кошмарные сновидения, частые просыпания среди ночи. Такие явления приводят к тому, что утром человек чувствует себя разбитым и обессиленным.
Следует помнить, что никакие фармакологические продукты не могут полностью устранить патологическую тревогу, поскольку они работают только на купировании симптомов расстройства. Избавиться от анормальной тревожности можно только посредством психотерапии. Основная задача психотерапевта – донести до клиента истинную информацию о том, чем обусловлено его тревожное состояние, обучить способам управления своим мышлением и поведением, мотивировать на замену дисфункциональных мыслей конструктивными идеями.
Постинсультная агрессия и ярость
В острую и подострую фазу ОНМК у больных нередко возникает беспричинная неуправляемая агрессия, внешне выражаемая злобным отношением к окружающим и совершением насильственных действий. Такой феномен описывается врачами как постинсультная ярость. Распространенность такой проблемы достигает 35% случаев в острую стадию инсульта. По мере затихания кризиса снижается уровень агрессии и ярости.
Механизм развития постинсультной ярости хорошо изучен. Установлено, что такое психоэмоциональное расстройство часто связано с повреждением вентральной префронтальной коры головного мозга.
Особа, пережившая инсульт, может демонстрировать различные виды агрессивных реакций. Наиболее распространенными формами являются:
- физическая агрессия, подразумевающая применение физической силы для нападения на другого человека;
- косвенная агрессия, обозначающая унижение другого человека путем клеветы, сплетен, злобных высказываний;
- взрывы ярости, не имеющие конкретного адресата (топанье ногами, стук кулаками по столу, битье посуды, хлопанье дверьми);
- словесная агрессия – демонстрация своих переживаний через крики, угрозы, проклятия;
- пассивный или активный негативизм – действия, направленные на подрыв авторитета медицинского персонала.
Любые проявления агрессивного поведения требуют незамедлительной консультации психотерапевта и проведения коррекционной работы.
Анозогнозия
Еще одно последствие инсульта – анозогнозия, характеризующаяся отсутствием критической оценки состояния здоровья и отрицанием существующего дефекта. Больной может утверждать, что у него отсутствует паралич, зрение, слух и речь находятся в норме, психическая сфера абсолютно здоровая. Например, парализованный пациент может рассказывать врачу, как он двигал, поднимал, управлял поврежденной рукой.
В большинстве случаев анозогнозия является следствием поражения правой теменной доли головного мозга. Этот феномен рассматривается в психологии как «отрицание», то есть стремление человека избежать принятия правдивой информации о себе, которая не совместима с имеющимися представлениями о собственном теле и духовном мире.
Отрицание является сдерживающим фактором, позволяющим неосознанно уменьшить тревожащие переживания. Схему развития анозогнозии можно представить следующим образом: искаженное восприятие реальных факторов – необходимость устранить психоэмоциональное напряжение – включение механизмов психологической защиты. Такое защитное поведение помогает больному чувствовать себя включенным в общественную деятельность.
Однако анозогнозия выступает существенной преградой для проведения лечения, становясь своеобразным «противовесом». Психологом приходится прикладывать немалые усилия, чтобы избавить больного от иллюзий и вернуть в реальную действительность.
Терапевтические подходы в лечении психоэмоциональных расстройств
В лечение психоэмоциональных расстройств, инициированных острым нарушением мозгового кровообращения, хорошо зарекомендовали себя следующие терапевтические подходы.
Краткосрочная ориентированная на решение терапия (BriefSolutionFocusedTherapy (BSFT))
Принципиальным отличием этого направления от иных психотерапевтических методик является не только краткосрочность лечения (1-3 сеанса), но и нацеленность на решение проблемы. Усилия психотерапевта всегда направлены на главную цель, которую поставил перед собой клиент. Задача специалиста – не акцентировать внимание на проблемах, а актуализировать и стимулировать имеющийся потенциал человека, выявить и развить существующие способности.
Терапия, направленная на решение проблем (Problem-Solving Therapy (PST))
Этот краткосрочный метод (4-8 сеансов) направлен на снижение интенсивности проявления депрессии и тревожного расстройства путем осознания взаимосвязи между демонстрируемыми симптомами и существующими проблемами в жизни человека. Выявление проблем происходит во время ненавязчивой беседы. Задача психотерапевта – научить клиента вырабатывать системный структурированный подход для преодоления жизненных препятствий.
Когнитивно-поведенческая терапия (Cognitive Behavioural Therapy (CBT))
Когнитивно-поведенческая терапия фокусируется на исследовании взаимосвязи между мыслями, переживаниями и поведением личности. Изучая деструктивные шаблоны мышления, способствующие саморазрушительным действиям, и стереотипные убеждения, которые управляют поведением человека, психотерапевт мотивирует клиента на их замену функциональными идеями.
Терапия принятия и ответственности (Acceptance and Commitment Therapy (ACT))
Данный метод учит людей, переживших инсульт, просто «замечать», принимать и брать на себя личную ответственность за мысли, переживания, ощущения, воспоминания и происходящие события. Вместо того, чтобы стараться взять нежелательные явления под контроль, психолог предлагает клиенту отказаться от бессмысленной борьбы с реальностью, признать право быть таким, какой есть.
Интерперсональная (межличностная) терапия (Interpersonal Psychotherapy (IPT))
Направление базируется на рабочем принципе «здесь и сейчас», фокусируется на межличностных отношениях. Психотерапевт помогает улучшить способы общения депрессивного человека. Техника позволяет клиенту идентифицировать свои эмоции и их источники, выражать чувства здоровым образом и ликвидировать негативный эмоциональный багаж прошлого.
Когнитивная терапия осознанности (Mindfulness-based Cognitive Therapy (MCT))
Когнитивная терапия на основе осознанности помогает тем, кто страдает от повторных приступов депрессии и хронического несчастья. Метод объединил идеи когнитивной терапии с медитативными практиками и установками, основанными на культивировании осознанности. Основная идея метода основывается на предположении, что депрессивное настроение и негативное катастрофизирующее самообесценивающее мышление формируют ассоциативную связь.
Заключение
Хорошим известием для лиц, переживших инсульт, является подтвержденный факт: многие психоэмоциональные расстройства подлежат устранению в процессе психотерапевтического лечения и психологической коррекционной работы. Эмоциональный статус больных со временем улучшается, мышление становится конструктивным, поведение логичным и последовательным. Однако улучшения будут более быстрыми и сохранятся на длительный срок, если будет проведена своевременная реабилитационная работа компетентными психологами и психотерапевтами.
Психологические online-тесты
Психологическое восстановление после инсульта
Инсульт всегда становиться трагическим событием в жизни не только самого больного, но и его семьи. Этот беспощадный недуг способен резко изменить к худшему состояние не только физическое, но и моральное. Синдром эмоциональной лабильности таких пациентов, который присутствует у них уже в первые недели после удара, проявляется в плаксивости, безразличии ко всему происходящему, капризности и вспыльчивости по пустякам. Некоторые инсультники с безразличием относятся к необходимости даже физической реабилитации и выполняют необходимые процедуры только после длительных уговоров или, даже, по принуждению. Существует категория пациентов, которым приносит множество душевных страданий их стыд за свою немощность и спутанность речи. Они могут часами смотреть в стену или просматривать не интересные телепередачи, с негативом воспринимать прогулки на свежем воздухе и неадекватно реагировать на проявления заботы со стороны близких, друзей или медицинского персонала.
Программа психологического восстановления
Состояние после инсульта требует обязательной психологической реабилитации и понимания со стороны окружающих, которые невозможны без постоянного общения и контактирования с внешним миром. Психологическое восстановление после инсульта направлено на выработку адекватного отношения к здоровью и болезни, нацеленность и твердую мотивацию для скорейшего восстановления, возвращение в общественную и трудовую жизнь. Для каждого пациента должна составляться индивидуальная программа по психологической реабилитации, которая учитывала бы:
- состояние психологического статуса, который может быть неотягощенным или же отягощенным (неврозы, депрессии, психопатические черты характера, психозы и т. п.);
- наличие осложнений со стороны психики, вызванных кровоизлиянием в мозг или особенностью реагирования личности больного на заболевание.
Важное значение при общении с больным принадлежит разъяснительным, убеждающим и информационным беседам. Крайне важно научить немощного человека переоценивать ценности пытаться переключить его внимание на другие аспекты жизни: интересы друзей, родных, коллектива, увлечения и общественную жизнь. В таких ситуациях врач-реабилитолог ведет работу не только со своим пациентом, но и с его окружением.
Более быстрому восстановлению способствует домашняя среда. Терпение и мягкость родных и близких способствуют приспособлению больного к своему состоянию и позволяют избегать тяжелых депрессий. Способность учиться заново радоваться жизни, получать удовольствие от общения, строить планы на будущую жизнь помогают настраиваться на необходимость терпеливо и регулярно выполнять все рекомендации врачей и понимать то, что недуг ухудшает качество жизни, но не является угрозой для нее, а требует борьбы с последствиями заболевания.
Рекомендации для близких больного
Близким больного после инсульта необходимо научится предугадывать те задачи, которые даются с трудом еще не до конца реабилитированному больному.
- Как правило, таким людям бывает тяжело, особенно утром, встать или приподняться с кровати, брать крупные куски хлеба и подносить их ко рту, пить из чашки. В таких случаях, можно предложить им мелко нарезанные кусочки хлеба и соломинку для питья.
- Важно уметь помочь больному сохранять чувство собственного достоинства в любой ситуации и всегда воздерживаться от критики его состояния.
- Режим дня должен обязательно включать в себя привычные занятия, которые вселяют в больного чувство защищенности и уверенности в себе. Например, если он привык работать в саду, то его приобщение по мерам его сил будет способствовать нормализации его эмоционального состояния и приносить удовольствие от любимого занятия.
- Следует всячески избегать конфликтов с больным, т. к. это может приводить к ухудшению его самочувствия и вызывать у него обиду и замкнутость. Обязательно нужно сохранять спокойствие, пытаться чаще по-доброму шутить, не спорить и не критиковать в негативной окраске.
- Не следует отказываться от помощи друзей, родственников, сотрудников и соседей. Такое общение пойдет на пользу и больному и его близким
- Необходимо оставлять время для себя. Такие минуты и часы отдыха помогут преодолеть тяжелую психоэмоциональную и физическую нагрузку и продолжить уход за больным в хорошем расположении духа.
- Для профилактики переутомления, вызванного переоценкой своих возможностей, нужно заранее подумать о том, кто сможет помочь и заменить вас. Очень многие родственники, которые ухаживают за такими больными, переоценивают свои возможности и терпение – это может приводить к неврозам, нервным срывам и депрессиям.
Мероприятия для психологического восстановления
- индивидуальная и групповая психотерапия;
- аутогенная тренировка;
- психотерапия с применением иглорефлексотерапии;
- книготерапия;
- психогимнастика с применением пантомимы, ритмики, танцев, пения и т. п.;
- культуротерапевтические мероприятия;
- работа в клубах «бывших пациентов».
Как настроить больного на борьбу с недугом?
- Стараться конкретизировать каждое действие.
- Отвлекать от моральных самоистязаний сравнениями с теми, кому еще хуже.
- Учить осознавать необходимость смирения со случившимся.
- Приобщать к помощи другим.
- Ободрять надеждой и улучшением положения дел в будущем.
- Учить больного жить сегодняшним днем.
- Учить приспосабливаться к создавшимся условиям жизни.
- Давать возможность чувствовать себя востребованным и нужным членом семьи и общества.
- Не допускать неряшливости и отрешенности от социума.
- Учить держаться с достоинством в любой ситуации.
Все методики и способы психологической реабилитации после инсульта помогут только в том случае, если больной и его окружение будут настроены на победу. Конечно же, чувства раздражения от собственной немощности, неприязнь к сложившейся ситуации будут омрачать эту веру, но умение не оставаться в таких состояниях надолго и упрямое возвращение к доброжелательности и позитивному настрою поможет пересилить все невзгоды.
Нейропептиды в реабилитации пациентов после инсульта как фактор улучшения социально-бытовой адаптации, купирования болевых синдромов, нормализации ког
Рассмотрены подходы к реабилитации пациентов после инсульта, восстановлению функций организма и когнитивных функций больного с помощью физических и психологических методов, а также с помощью медикаментозной терапии.
Approaches to post-stroke rehabilitation of patients, restoration of organism functions and cognitive functions of patient by physical and psychological methods were considered, as well as by means of drug therapy.
Инсульты продолжают оставаться одной из важнейших проблем современного общества, являясь основной причиной глубокой и длительной инвалидизации населения.
Целью реабилитации является возвращение пациента к активной социально-бытовой деятельности, создание оптимальных условий для его активного участия в жизни общества и в конечном итоге улучшение качества жизни как самого больного, так и его родственников.
Основными задачами реабилитации являются восстановление жизненно важных функций человека с помощью физических и психологических методов, воздействие на организм больного с помощью медикаментозной терапии для улучшения и нормализации обменных процессов, а также выработка системы адаптации при необратимых изменениях, вызванных патологическим процессом.
Одним из основных механизмов, обеспечивающих восстановление функций пациентов, является нейропластичность, которая заключается в способности нервной ткани менять как структурную, так и функциональную организацию под влиянием внешних и внутренних факторов.
Нейрональная реорганизация и соответственно пластичность нервной системы связаны со следующими механизмами [1, 2]: функционирование ранее неактивных связей, спруттинг волокон сохранившихся нейронов (возобновление роста пораженного аксона, изменение ветвистости волокон, площади и плотности шипиков дендритов), формирование новых синапсов, синаптическое ремоделирование (изменение конфигурации и свойств синапсов), реорганизация нейрональных цепей (формирование многих цепей, обеспечивающих близкие функции), обеспечение внесинаптической нейрональной передачи возбуждения, изменения астроглии (изменение структуры астроцитов, увеличение числа контактов синапсов и астроцитов).
Восстановление двигательных, чувствительных, когнитивных функций, уровень социально-бытовой адаптации, купирование болевых синдромов у пациентов после инсульта, а также качество их жизни в существенной степени зависят от своевременного и адекватного применения методов физической и нейропсихологической реабилитации, осуществления правильного ухода, соблюдения мультидисциплинарного принципа ведения данной категории пациентов [3, 4], однако согласно результатам различных исследований использование медикаментозной терапии в рамках комплексной реабилитации также имеет существенное значение относительно повышения ее эффективности [5, 6].
В последнее время при проведении реабилитации неврологических пациентов широко рассматривается вопрос активного применения нейропептидов. Нейропептиды — биологически активные вещества, которые принимают участие в регуляции метаболизма и поддержании системы саморегуляции организма. Данные вещества регулируют практически все функции центральной нервной системы, а также принимают участие в управлении вегетативными реакциями и контролировании болевой чувствительности.
Нейропептиды осуществляют контроль за экспрессией вторичных клеточных мессенджеров, цитокинов и других сигнальных молекул, а также за запуском генетических программ антиапоптозной защиты и активизации нейротрофического метаболизма, в то же время, обладая самостоятельным нейротрофическим эффектом [7], способствуя, таким образом, активации нейрорепаративных и нейрорегенераторных механизмов [8, 9]. Перечисленные выше эффекты нейропептидов приводят к стимуляции процессов нейропластичности, что крайне важно при проведении реабилитации пациентов после инсульта.
Для изучения влияния терапии с использованием нейропептидов на эффективность реабилитации пациентов после инсульта было проведено исследование, цель которого состоит в повышении эффективности реабилитации данной категории пациентов, а задачей является изучение влияния препарата Кортексин на восстановление неврологических функций пациентов после инсульта, уровень их социально-бытовой адаптации, а также качество жизни.
Одна из задач исследования состоит также в анализе эффективности применения Кортексина при терапии состояний, являющихся одними из основных сдерживающих факторов на пути адекватного восстановления пациентов, к которым, наряду с другими, можно отнести болевые синдромы и когнитивные расстройства.
Кортексин представляет собой препарат пептидной структуры, механизм действия которого связан с его метаболической активностью, что, в свою очередь, заключается в регулировании уровня концентрации тормозных и возбуждающих аминокислот, серотонина и дофамина [10]. Кроме того, Кортексин обладает антиоксидантной активностью и способностью восстанавливать биоэлектрическую активность головного мозга, а также уменьшает нейротоксичность глутамата, в связи с чем обладает нейроцитопротекторным действием на фоне окислительного стресса [11]. Важным компонентом механизма действия данного препарата является его способность препятствовать развитию апоптоза [12, 13].
Материал и методы исследования
Анализу были подвергнуты результаты лечения 1240 пациентов, перенесших ишемический инсульт. Демографические характеристики пациентов — средний возраст 646 женщин и 594 мужчин составил 69,7 года (от 33 до 89 лет).
Все пациенты были разделены на две группы по 620 человек (получавшие и не получавшие Кортексин), которые были стандартизированы по различным показателям, таким как возраст, пол, степень выраженности неврологических и психоэмоциональных нарушений, уровень бытовой адаптации, качество жизни, а также проводимые виды и методы физической, физиотерапевтической, нейропсихологической и психотерапевтической реабилитации (принцип matched-controlled).
Стандартизация исследуемых групп, проведенная по перечисленным показателям сопоставимости, представлена в табл. 1. Чем выше значение р, тем более близки группы лечения по тому или иному показателю. В случае р = 1,000 наблюдается полное совпадение между группами по определенному показателю.
Настоящее исследование проводилось в Центре медицинской реабилитации на базе ГБУЗ ГБ № 38 им. Н. А. Семашко (Санкт-Петербург) в период с 2013 г. по 2016 г.
Дизайн исследования имеет проспективный сравнительный открытый характер.
Кортексин назначался на 1–2 и 6–7 месяцах инсульта и применялся повторными курсами с интервалом между ними в 10 дней.
Применялась следующая схема использования и дозировка препарата: ежедневно внутримышечно в дозе 10 мг 2 раза в сутки в течение 10 дней.
Анализ результатов лечения производился по следующим параметрам: восстановление неврологических функций, уровень социально-бытовой адаптации, нормализация когнитивных функций, купирование/уменьшение выраженности болевых синдромов и качество жизни пациентов.
Нарушение и степень восстановления неврологических функций определялись при помощи шкал Бартел [14], Линдмарка [15] и Скандинавской шкалы [16]. По шкале Бартел оценивались двигательные функции и бытовая адаптация; по шкале Линдмарка — функции движения и чувствительности; по Скандинавской — двигательные, речевые функции, ориентация во времени, пространстве и собственной личности. Соответственно полученным результатам степень восстановления определялась следующим образом: отсутствие восстановления — среднее арифметическое количество баллов, набранное по всем трем перечисленным шкалам, составляло менее 30% баллов от их максимального количества; минимальное — 30–49%; удовлетворительное — 50–74%; достаточное — 75–94%; полное — более 94%.
Уровень бытовой и социальной адаптации определялся по шкале самооценки бытовых возможностей повседневной жизни Мертон и Саттон [17]. Соответственно полученным результатам степень бытовой адаптации определялась следующим образом: отсутствие бытовой адаптации — 0 баллов; минимальная — 1–29 баллов; удовлетворительная — 30–45 баллов; достаточная — 46–58 баллов; полная — 59 баллов.
Когнитивные функции оценивались с помощью краткой шкалы оценки ментального статуса — MMSE (Mini-Mental State Examination) [18] и Монреальской шкалы оценки когнитивных функций (МоСА) [19].
Соответственно полученным результатам по шкале MMSE состояние когнитивных функций определялось следующим образом: 28–30 баллов — нет нарушений когнитивных функций, 24–27 баллов — преддементные (легкие) когнитивные расстройства, 20–23 балла — деменция легкой степени выраженности, 11–19 баллов — деменция умеренной степени выраженности, 0–10 баллов — деменция тяжелой степени выраженности; степень улучшения когнитивных функций определялась следующим образом: незначительное улучшение — увеличение количества баллов на 1–6 баллов; удовлетворительное — на 7–13 баллов; выраженное улучшение — на 14 и более баллов.
Согласно результатам, полученным по шкале МоСА, наличие когнитивных расстройств признавалось при выявлении 25 и менее баллов; степень улучшения когнитивных функций согласно шкале МоСА определялась следующим образом: незначительное улучшение — увеличение количества баллов на 1–5 баллов; удовлетворительное — на 6–11 баллов; выраженное улучшение — на 12 и более баллов.
Анализ эффективности нейропептидной терапии в отношении купирования болевых синдромов производился следующим образом. Поскольку оценка выраженности болевого синдрома носит достаточно субъективный характер, для объективизации результатов исследования были использованы две шкалы оценки боли: визуальная аналоговая шкала (ВАШ) Хаскиссона [20] и многомерный вербально-цветовой тест боли (МВЦТБ) [21], в рамках применения которого в качестве диагностического средства используются как вербальные, так и невербальные символы, прежде всего цвет. Кроме того, использование данного теста позволяет проводить дифференциальную диагностику психогенного болевого синдрома, который нередко встречается среди рассматриваемой категории пациентов и может несколько искажать объективные результаты исследования относительно оценки выраженности болевого синдрома. Степень выраженности болевых ощущений, согласно выбору пациентом предпочтительных цветов, подразделялась на 7 рангов: отсутствие боли; очень слабая мимолетная боль; слабая боль; боль средней степени выраженности; сильная боль; очень сильная боль; невыносимая боль («сильнее быть не может»).
Анализ выраженности болевого синдрома с помощью ВАШ производился следующим образом. Интенсивность болевого синдрома измерялась во всех случаях одной и той же линейкой слева направо с точностью до 1 мм (0 мм соответствует отсутствию боли, 100 мм — максимальной когда-либо испытываемой пациентом боли). Соответственно полученным результатам оценивали выраженность болевого синдрома: отсутствие боли — 0,0–10,0 мм, минимальная боль — 10,1–30,0 мм, умеренная боль — 30,1–50,0 мм, сильная боль — 50,1–70,0 мм, очень сильная боль — 70,1–90,0 мм, максимальная боль — 90,1–100 мм.
Качество жизни пациентов определялось с помощью профиля влияния болезни (Sickness Impact Profile) [22, 23]. Соответственно количеству баллов, набранных по данной шкале, качество жизни оценивалось следующим образом: отсутствие нарушений качества жизни — 0 баллов; минимальные нарушения — 1–10 баллов; легкие нарушения — 11–25 баллов; умеренные нарушения — 26–40 баллов; выраженные нарушения — 41–55 баллов; грубые нарушения — более 55 баллов.
Критерии включения пациентов в настоящее исследование:
- диагноз — инфаркт головного мозга, подтвержденный при проведении компьютерной или магнитно-резонансной томографии;
- степень нарушения неврологических функций (количество баллов по шкалам Бартел, Линдмарка и Скандинавской — не более 24% от максимального количества баллов);
- степень социально-бытовой дезадаптации (количество баллов по шкале Мертон и Саттон — не более 24% от максимального количества баллов);
- уровень качества жизни (количество баллов согласно профилю влияния болезни — более 55 баллов);
- для анализа влияния терапии на купирование/уменьшение выраженности болевого синдрома — наличие выраженного болевого синдрома, выявленного по шкале ВАШ: очень сильная (70,1–90,0 мм) или максимальная (90,1–100 мм);
- для анализа влияния терапии на состояние когнитивных функций — наличие выявленных с помощью шкал MMSE и МоСА когнитивных расстройств любой степени выраженности.
На основе полученных данных была создана компьютерная база данных с возможностью статистического анализа. Все клинические показатели, зарегистрированные при обследовании пациентов, были адаптированы для математической обработки и изучались с использованием методов многомерного статистического анализа.
Для проверки близости к нормальному распределению наблюдавшихся значений факторов и параметров (т. е. сопоставления теоретически и экспериментально полученных распределений) были использованы критерий Пирсона χ2 и критерий Колмогорова–Смирнова. В исследовании были использованы пакеты следующих прикладных программ: Statistica for Windows 8.0 (для статистического анализа), MS Office 2010 (для организации и формирования матрицы данных, подготовки графиков и диаграмм). Оценка достоверности различий средних величин для независимых переменных осуществлялась по t-критерию Стьюдента. Различия считались достоверными при p 2 признавалось не корректным и требовало использования точного критерия Фишера.
Результаты и обсуждение
Согласно результатам исследования, использование Кортексина при реабилитации пациентов после инсульта в статистически достоверной степени повышает ее эффективность.
Так, в группе пациентов, в рамках терапии которых использовался Кортексин, достаточная и полная степень восстановления неврологических функций отмечалась у 62,1% больных, в группе больных, не получавших данный препарат, — у 45,3% (р
В. В. Ковальчук 1 , доктор медицинских наук, профессор
Т. И. Миннуллин, кандидат медицинских наук
Э. О. Аманова
А. С. Галкин, кандидат медицинских наук
К. А. Эртман
ГБУЗ ГБ № 38 им. Н. А. Семашко, Санкт-Петербург
Игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук, используемые в логопедической практике
Ткаченко Мария Александровна,
Логопед,Центр развития личности «Мега интеллект»
Республика Казахстан, город Павлодар
Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.
Если координация движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.
М.М. Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе коррекции [2, с. 4].
Улучшать навыки мелкой моторики, тем самым оказывая положительное влияние на развитие речи, можно следующими способами:
игры с мелкими предметами (конструкторы, мозаика, пазлы, бусины, счетные палочки и т. п.);
занятия лепкой, рисованием, различными видами рукоделия;
развитие элементарных навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. п.);
упражнения на обведение контуров предметов, штриховку, раскрашивание, рисование по клеткам и трафаретам.
пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика;
массаж и самомассаж пальцев и кистей рук.
Особое внимание хотелось бы уделить последним двум способам.
Массаж и самомассаж рук и пальцев является хорошим средством развития мелкой моторики детей, как дошкольного, так и школьного возраста. Цель проведения самомассажа – улучшение координации произвольных движений, восстановление ослабленных мышц, снятие излишнего напряжения.
Весь материал, в котором предполагаются движения (особенно рук), лучше усваивается в стихотворной форме, так как стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, «оречевление» деятельности даёт больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы).
Самомассаж подушечек пальцев. Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают его подушечку снизу, разминая ее. На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5-й строчки – смена рук [1, с. 5].
Дети любят всех зверей: (большой)
Птиц, и ящериц, и змей, (указательный)
Пеликанов, журавлей, (средний)
Бегемотов, соболей, (безымянный)
Голубей и глухарей, (мизинец)
И клестов, и снегирей; (большой)
Любят горного козла, (указательный)
Обезьянку и осла, (средний)
Дикобраза и ежа, (безымянный)
Черепаху и ужа. (мизинец)
Пальчиковая гимнастика.
Немаловажное значение для развития мелкой моторики детей имеет и пальчиковая гимнастика.
Упражнение «Коготки» – сильное полусгибание и разгибание пальцев.
Упражнение «Кулак – ладонь». Руки вытянуты вперёд на уровне груди. Одна рука сжимается в кулак, другая выпрямленной ладонью вниз, затем положение рук меняется.
Артикуляционно-пальчиковая гимнастика.
Упражнения артикуляционной гимнастики в сочетании с одновременными движениями рук, имитирующими движения челюсти, языка оказывают благотворное влияние на чёткость произношения звуков, а также развивают мелкую моторику.
Упражнение «Иголочка». Рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. Пальцы рук сжаты в кулак. На счет «раз» высунуть язык, напрячь его и сделать узким так, чтобы почувствовать напряжение в уздечке. Пальцы распрямляются, ладони параллельно столу. На счет «два» – вернуться в исходное положение [3, с. 17].
Игры с использованием нестандартного оборудования.
Кистевые эспандеры способствуют развитию мышечной силы кистей рук. Включение бельевых прищепок в самомассаж оказывает положительное влияние на развитие координации движений пальцев рук.
Самомассаж с прищепками. Для начала попробуйте выполнить упражнение сами. Прищепки должны быть не слишком тугими.
Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После 1-го двустишия – смена рук.
Кусается сильно котенок-глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
– Но я же играю с тобою, малыш!
– А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!
Упражнения с эспандерами. Даем ребенку кистевой эспандер в виде резинового кольца. Ребенок сжимает его на каждый ударный слог. После каждой строчки – смена рук.
Сжать кольцо поможет нам
Сила с волей пополам.
Станут пальчики сильнее,
А головушка – умнее!
К нетрадиционным методам развития мелкой моторики рук относятся: массаж с помощью шарика Су-Джок (с массажным кольцом) или аппликатора Кузнецова. Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.
Самомассаж ладоней щеткой для волос или аппликатором Кузнецова. На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направление движения – к себе.
Гладила мама – ежиха ежат:
«Что за пригожие детки лежат!»
Массаж шариками Су-Джок.
Пальчиковая игра «Игрушки»
Описание: упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.
На большом диване в ряд
Игрушки Катины сидят:
(дети катают Су-Джок между ладоней)
Зайчик, мишка, Буратино,
Да веселый Чиполлино,
Пара сереньких мышат.
(поочередно катаем шарик Су-Джок к каждому
пальчику, начиная с большого)
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы поможем нашей Кате
Все игрушки сосчитать.
(дети катают Су-Джок между ладоней).
Массаж пальцев эластичным кольцом. Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
Таким образом, развивать мелкую моторику пальцев и координацию движений рук у детей дошкольного возраста можно используя различные виды деятельности. Применяя данные упражнения, мы добиваемся улучшения координации и точности движений рук и глаз, развиваем мышечную силу кистей рук. Сопровождение массажа и пальчиковых игр стихотворным текстом дает больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы).
Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПб.: Литера, 2003.
Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. СПб.: Литера, 2014.
Лазаренко О.И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. М.: Айрис-пресс, 2011.
Логоритмические игры и упражнения, пальчиковая и дыхательная гимнастика к проекту «Музыкальная логоритмика» для детей 3–4 лет
Лариса Соловьёва
Логоритмические игры и упражнения, пальчиковая и дыхательная гимнастика к проекту «Музыкальная логоритмика» для детей 3–4 лет
Логоритмические упражнения
Научились мы ходить, ножки поднимая,
Вот как наши малыши весело шагают!
Раз, два, малыши весело шагают.
Раз, два, малыши ножки поднимают.
Вот оденем мы сапожки и сухими будут ножки, (имитировать одевание сапожек)
Будем ножки поднимать, через лужицы шагать.
У папы сапожищи- топ, топ, топ, (шаги с высоким подниманием колена, руки на поясе).
У мамочки сапожки- топ, топ, топ, (обычные шаги).
А у деток крошек разноцветные сапожки- топ, шлёп, топ, шлёп, (бег на носках на месте).
«Прогулка в лес»
По двору мы все идем
Листья сыпятся дождем.
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. (Ходьба, руки на поясе)
Высоко от земли пролетают журавли,
Все летят, должно быть это
Пролетает наше лето. (Ходьбы на пяточках, руки на поясе)
На носочках тихо, тихо
Мы по листикам идем.
Руки выше поднимаем
Мы до неба достаем. (Ходьба на носочках, с поднятыми руками)
Мы по лесу побежали
И к полянке подбежали. (Бег по кругу)
Встали дружно мы в кружок
Дай мне руку, мой дружок. (Построение в круг)
Капля раз, капля два,
Очень медленно сперва- два прыжка, руки на поясе
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом. – восемь прыжков.
Мы зонты свои раскроем, – развести руки в стороны.
От дождя себя укроем- соединить руки над головой.
Все зверюшки на опушке ищут грузди и волнушки. (Дети идут в хороводе)
Белочки скакали,рыжики срывали. (Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы)
Лисичка бежала,лисички собирала. (Бегут по кругу, срывают воображаемые грибы)
Скакали зайчатки, искали опятки. (Скачут стоя, срывая воображаемыегрибы)
Медведь проходил, мухомор раздавил. (Идут вразвалку, затем топают правойногой)
«Не боимся ничего»
Ворона: кар- кар- кар! (взмахи руками в сторону)
Ветер: у- у- у! (прямые руки вверху, покачивание руками)
Дождик: кап, кап, кап! (хлопки ладонями по коленям)
Ноги шлёп, шлёп, шлёп! (топать попеременно ногами)
Дети: ха, ха, ха! (держаться за животик)
Мама: ах, ах, ах! (качать головой, держась за неё руками)
Дождик: кап, кап, кап! (пальчик прикладывать к другой ладошке)
Туча: бах. бах, бах! (топать ногами)
«Листья осенние тихо кружатся»
Листья осенние тихо кружатся, (Дети кружатся, расставив руки встороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся. (Приседают)
И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками влево-вправо)
Будто опять закружиться хотят. (Снова кружатся на носочках)
Логоритмическое упражнение с элементами миогимнастики
Ой- ой- ой, посмотри лужа- то какая! (руки развести в стороны и опустить, показать, как удивились)
Ой- ой- ой, посмотри лужа- то большая! (руки развести в стороны и опустить, показать, как удивились).
«Капелька чудесная» А Ярановой (с показом движений)
На ладошку села.
Песенку запела- дети показывают правую ладошку.
Кап- кап, капелька,
На ладошку села.
Кап- кап, капелька,
Песенку запела- пальчиком левой руки прикасаются к другой ладошке.
Музыкальная игра «Солнышко и дождик»
Светит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнату.
Мы захлопали в ладоши,
Очень рады солнышку.
Пальчиковая гимнастика
«Осенние листья»
Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные движения ладонями.)
Ветер листики считал:
Вот дубовый, (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки (Спокойно укладывают ладони на колени.)
Ветер бросил на тропинку.
«Дождик на ладошку»
Капли первые упали (указательный палец ведущей руки стучит по центру ладошки)
И детишек напугали (указательный и средний «бегут» по центру ладошки)
Дождик застучал сильней (указательный палец ведущей руки стучит по центру ладошки в ритме музыки)
Птички скрылись сквозь ветвей (помахивание скрещенными кистями –«птички»)
Дождь полил как из ведра сильней (указательный палец ведущей руки стучит по центру ладошки в ритме музыки)
Разбежалась детвора (указательный и средний «бегут» по центру ладошки в ритме музыки)
В небе молния сверкает (руки сжаты в кулак, раскрываем резко пальцы- «молнии»)
Гром все небо разрывает (стучат кулачком о кулачок).
А потом из тучи солнце (руки поднимаем вверх, пальца раскрыты –«солнце»)
Вновь посмотрит нам в оконце (одна рука, согнутая в локте, над головой, другая – под подбородком – «окошечко»).
**Примечание – не забыть в конце упражнения попросить детей улыбнуться
(Руки скрещены. Пальцы каждой руки “бегут” по предплечью, а затем по плечу другой руки)
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение – дождик.)
Дождик с неба вдруг полил,
(Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Паучков на землю смыл.
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками – солнышко светит.)
Солнце стало пригревать,
(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)
Паучок ползёт опять,
(“Паучки” ползают по голове.)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
«Есть у каждого свой дом»
У лисы в лесу глухом
Есть нора — надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом.
Всем тепло, уютно в нем.
Дети загибают пальцы на обеих руках по одному пальцу на каждое двустишие. Поочередно хлопают в ладоши и ударяют друг о друга кулачками обеих рук.
На базар ходили мы,
Много груш там и хурмы,
Есть лимоны, апельсины,
Дыни, сливы, мандарины,
Но купили мы арбуз –,
Это самый вкусный груз!
Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку;
При этом ладони не соприкасаются.
-пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх.
«Где обедал, воробей?»
Где обедал, воробей? (Дети машут ладошками.)
– В зоопарке у зверей. (Ладошками изображаю раскрывающуюся пасть.)
Пообедал я сперва (На каждое название животного
За решеткою у льва. загибают по одному пальчику
Подкрепился у лисицы, поочередно на левой,
У моржа попил водицы затем на правой руке.)
Ел морковку у слона.
Дыхательные упражнения
«Подуй на листочек» (на капельку)
Положить листочек (капельку) на ладошку, поднести к губам, сделать носом вдох, на выдохе сдуть листочек (капельку) с ладошки, губы сложены трубочкой.
Материал: капельки и листочки разных цветов, изготовленные из обёрточной бумаги.
«Задуй свечи».
Свечи я задуть хочу,
Всех сейчас я научу.
Полной грудью я вдохну,
И все свечи потушу.
«Ёжик фырчит»
Вот идет сердитый еж:
(низко наклониться, обхватив руками грудь – свернувшийся в клубок ежик)
Где же носик? Не поймешь.
Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р (по Б. Толкачеву)
Дети после спокойного вдоха продолжительно
произнося на выдохе:
«Дует ветерок»
Помоги мне, ветерок,
Паруса надуй, дружок,
Пусть плывет кораблик мой
К папе с мамочкой домой.
Дыхательное упражнение «Аист»
Взрослый. Представим, что мы превратились в аиста,
разгуливающего с важным видом по болоту.
Голова гордо поднята, спина – прямая. Руки-крылья
вытянуты в стороны. На вдохе поднимаем «крылья» и
одну ногу, сгибая ее в колене. Затем колено
разгибаем, вытягиваем носок вперед. На выдохе
медленно опускаем руки и ногу, делая шаг и
произнося «ш-ш-ш.». Так же – с другой ногой.
По болотам, без дороги
Ходит аист длинноногий.
Поют с ветром камыши,
Подпевает аист: «Ш-ш-ш».
Ощущения. Что ты чувствовал
И во время движения? Какой ты
Мы протянем две руки
Пусть нас греют огоньки.
По плечам похлопаем.
Гори, гори веселей,
Ребятишек обогрей (подуть на ладошки)
Музыкальное- ритмическое упражнение «Шагаем через лужи»
Дети держат руки на поясе, ходьба с высоким подниманием колена м музыкальным сопровождением.
Коммуникативная игра “Здравствуйте”
слова и музыка М. Картушиной.
Здравствуйте, ладошки! – Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх. Хлоп-хлоп-хлоп! – 3 хлопка.
Здравствуйте, ножки! – Пружинка.
Топ-топ-топ! – Топают ногами.
Здравствуй, мой носик! – Гладят нос ладонью.
Бип-бип- бип! – Нажимают на нос указательным пальцем.
Здравствуйте, ребята! – Протягивают руки вперёд, ладонями вверх. Здравствуйте! – Машут рукой.
1. Поплясать становись,
И дружку поклонись.
И дружку поклонись- покружились, покружились и остановились.
2. Ручки – хлоп, ручки – хлоп,
Еще раз хлоп да хлоп.
Ручки – хлоп, ручки – хлоп,
Еще раз хлоп да хлоп- покружились, покружились и остановились.
3. Ножки топ, ножки топ,
Еще раз топ да топ.
Ножки топ, ножки топ.
Еще раз топ да топ- покружились, покружились и остановились.
4. Будем все приседать.
Дружно сесть, дружно встать.
Будем все приседать.
Дружно сесть, дружно встать- покружились, покружились и остановились.
5. Машут ручки ребят –
Это птички летят.
Машут ручки ребят –
Это птички летят- покружились, покружились и остановились.
6. Вот и кончился пляс.
Поклонись еще раз.
Вот и кончился пляс.
Поклонись еще раз- покружились, покружились и остановились.
Игровой массаж «Дождик»
Дети встают друг за другом «паровозиком»
Дождик бегает по крыше-
(Похлопывают друг друга ладошками по спине)
По веселой звонкой крыше-
(Постукивают пальчиками)
-Дома, дома посидите-
(Постукивают кулачками)
Никуда не выходите-
(Растирают ребрами ладоней)
(Кладут ладони на плечи ребенка, стоящего впереди и разминают)
А уйду, тогда гуляйте
(Поглаживают ладошками)
Игровой релаксационный комплекс «Волшебный коврик»
Цель игры – помочь детям избавиться от мышечного напряжения, которое накопилось в процессе занятия, вызвать спокойствие, уравновешенность.
Коврик расстилается, дети встают вокруг него и произносят “волшебные”слова: «Раз, два, три – от-дох-ни!». Эти слова концентрируют их внимание, настраивают на игровое взаимодействие, Затем дети проходят на коврик, делают круг (солнышко) и ложатся (головами в центр круга).
Педагог произносит «формулу расслабления»
Музыка играет – глазки наши закрывает…
Глазки закрываются – чудо совершается…
Носик музыку вдыхает и по телу отправляет (повторить несколько раз, чтобы дети смогли сконцентрироваться на дыхании)
Вдох и выдох – хорошо! (Пауза. Дети дышат произвольно, в удобном для себя ритме).
Наши руки отдыхают… Отдыхают…Засыпают…
Наши ноги отдыхают… Отдыхают…Засыпают…
Ветерок погладил ручки…
Ветерок погладил ножки…
Нашу шею не забыл,
Всех погладил, полюбил…
Фонопедические упражнения
Дети стоят в кругу. Педагогобъясняет, что в лесу много деревьев.
С деревьев падают листья:
березовые (из положения – руки вверх – вдох; на выдохе наклоняем корпус вниз, произнося гласный звук «о-о-о-о-о»);
дубовые (движения те же, произносим «у- у- у- у»)
кленовые (движения те же, произносим «ы- ы- ы»)
липовые (движения те же, произносим «а- а- а»).
Муз. сопровождение по выбору в медленном темпе с динамикой на «тихо»–«громко».
Упражнение проводится с подгруппой детей. Маленький стеклянный пузырёк поднести к губам, губы сжать в маленькую трубочку, сильно выдохнуть в пузырёк. Должен получиться звук «завывающего ветра».
Развивающие игры и упражнения для детей от двух до четырех лет (в помощь родителям и воспитателям) Развивающие игры и упражнения для детей от двух до четырех лет. В первые годы жизни ребенок активно.
«Логоритмические игры и упражнения без музыкального сопровождения». Логоритмика – это система движений в сочетании с музыкой и словом. Логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания.
Дыхательная гимнастика (для детей 3–4 лет) Дыхание – важнейшая функция организма. Специальные дыхательные упражнения занимают важное место в физической культуре. Они обеспечивают.
Консультация «Дыхательная гимнастика для детей» Обучив малыша простым и веселым дыхательным упражнениям, вы сделаете неоценимый вклад в его здоровье + профилактику ОРВИДыхательные упражнения.
Игры и упражнения для детей 3–4 лет по речевому развитию Воспитание звуковой культуры речи включает работу по обучению правильному звукопроизношению, которая всегда выделялась как ведущая линия.
Логоритмические упражнения для детей с ОНР Октябрь, 1-неделя. «Осень. Названия деревьев». Игра с мячом «Лето или осень?» Закрепление знания детьми признаков осени, дифференциация.
Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2–4 лет Методическая разработка по теме: Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-4 лет. Главное богатство – дети, которые часто капризничают.
Описание опыта работы по теме «Дыхательная гимнастика для детей 4–5 лет: значение, актуальность» Введение Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения,.
Пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика и логоритмические упражнения по месяцам Сентябрь месяц. Пальчиковые игры. Артикуляционная гимнастика и логоритмические упражнения. 1. Массаж руки (поглаживание, похлопывание.
План работы направления «Игры и упражнения по формированию социальных навыков у гиперактивных детей» по проекту «Шустрик» Цель:Формирование социально-адекватного поведения у гиперактивных детей через игру. Октябрь Дидактическая игра «Разговор с руками».
Сборник логоритмических упражнений по лексическим темам.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №26 «Кораблик»
по лексическим темам.
Логоритмические упражнения к лексическим темам
1.Упражнение на развитие мимических мышц к теме « Ягоды ».
Дети меняют выражение лица по нарисованным пиктограммам, изображающим различные эмоции.
Есть ягоды сладкие – земляника, ежевика.
Есть и кислые – клюква, брусника.
А есть очень полезные – черника.
2.Пальчиковая игра к теме « Овощи ».
Эй, ребята! Эге-гей!
Чистим овощи для щей! Дети хлопают в ладоши.
Режем мы капусту. Ставят ладони параллельно друг другу, пальцы
выпрямлены. Поочередно поднимают и
Будет супчик вкусный. опускают ладони.
Чистим мы картошку, Поглаживают пальцами тыльную сторону ладони
Чистим очень ловко,
Мы натрем морковку, Сгибают руки в локтях, сжимают пальцы в
кулаки и поднимают их к плечам.
Одновременно опускают и поднимают руки.
А потом, потом Стучат по ладони ребром другой ладони
Мы покрошим помидор,
И головку лучка,
И зубчик чеснока.
Мы посолим супчик. Мелко перебирают пальцами руки, собранными в щепоть.
Попробуй, голубчик! Протягивают обе ладони вперед.
3. Пальчиковая игра к теме « Овощи ».
Ох-ох-ох – лучше всех горох.
Дети соединяют ритмично большой и указательный пальцы.
Ха-ха-ха – это чепуха! Хлопают в ладоши.
Ор-ор-ор – всех вкуснее помидор ударяют кулаками по коленям.
Овь-овь-овь – сладкая морковь хлопают ладонями по коленям
Ла-ла-ла – вкусная свекла ритмично сжимают пальцы в
Оп-оп-оп – душистый укроп ритмично сжимают и разжимают
пальцы, подняв руки вверх.
4.Двигательное упражнение к теме « Дикие животные ».
Ох, обманчивы манеры дети шагают на носках
Все убегают, как от пожара легко бегут на носках
Пятна узрели коль ягуара
Через зарослей заслон шагают на всей стопе
Шел по джунглям толстый слон.
Страшен гривы этой гнев,
Царь зверей, конечно, лев шагают с носка, отводя руки назад и
Ходит важно, словно граф, вытянув шею
С длинной шеей наш жираф
5.«Листопад» к теме « Осень ».
Понадобятся листья деревьев
Листопад, листопад кружатся, изображая листочки
Листья желтые летят, подбрасывают листочки вверх
Под ногами шуршат, шуршат, ходят по листочкам
Скоро станет голым сад. Ложатся на пол и слушают музыку.
6. Двигательное упражнение к теме « Грибы ».
Едут в электричке дети встают друг за другом и двигаются за ведущим топающим шагом, ускоряя и замедляя движение в соответствии с темпом музыки и речи.
Волнушки и лисички
Колеса со старанием
По рельсам тарахтят,
Везут по расписанию
7. Пальчиковая игры к теме « Деревья ».
Ветер по лесу летал, дети делают кистями плавные движения вперед – к груди.
Ветер листики считал:
Вот дубовый, поочередно загибают пальцы на руке.
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. Встряхивают
8. Пальчиковая игра к теме « Овощи ».
У девчушки Зиночки Овощи в корзиночке: Дети делают ладошки
Вот пузатый кабачок «корзинкой».
Положила на бочок,
Перец и морковку
Помидор и огурец. Сгибают пальчики, начиная с большого.
Наша Зина — молодец! Показывают большой палец.
9. Пальчиковая игра к теме « Фрукты ».
Как у нашей Зины Фрукты в корзине: Дети делают ладошки «корзинкой».
Чтоб ребята кушали,
Персики и сливы
До чего красивы! Сгибают пальчики, начиная с мизинца.
Вкуснее наших фруктов нет! Гладят живот.
10. «Фруктовая ладошка».
Этот пальчик — апельсин,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик — слива,
Этот пальчик — абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик — груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик — ананас, Поочередно разгибают пальчики из
кулачка, начиная с большого.
Фрукт для вас и для нас. Показывают ладошками вокруг и на себя. 11. Пальчиковая игра к теме « Грибы ».
Я корзину в лес беру,
Там грибы я соберу.
Удивляется мой друг:
«Сколько здесь грибов вокруг» Показывают удивление, разводя руки в
Боровик, лисичка, груздь —
Не играют в прятки пусть!
Найду я на опушке,
возвращаюсь я домой,
Вce грибы несу с собой. Поочередно сгибают пальчики на обеих
. руках, начиная с мизинца правой руки.
Мухомор не понесу.
Пусть останется в лесу! Большой палец левой руки отставляют,
12. Пальчиковая игра к теме « Ягоды ».
Ягоды — это крыжовник,
Клюква, черника, брусника,
Малина, клубника, шиповник,
Смородина и земляника. Указательным пальцем одной руки
пересчитывают, сгибая, пальцы на
Запомнил ягоды я наконец.
Что это значит? Приподнимают плечи, удивляются.
Я – молодец! Большой палец вытягивают вперед.
13. Пальчиковая игра « Спортсмены ».
Чтоб болезней не бояться
Надо спортом заниматься Поднимают руки к плечам, плечам, в
Играет в теннис теннисист стороны.
Он спортсмен, а не артист
В футбол играет футболист
В хоккей играет хоккеист,
В волейбол — волейболист,
В баскетбол — баскетболист. Сгибают пальцы в кулачок, начиная с
мизинца. 14. Пальчиковая игра на развитие словообразования.
Этот дом — одноэтажный.
Этот дом — он двухэтажный.
А вот этот — трехэтажный.
Этот дом — он самый важный:
Он у нас пятиэтажный.
Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.
15. Пальчиковая игра к теме « Мебель ».
Мебель я начну считать:
Кресло, стол, диван, кровать,
Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф, комод и табурет.
(Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки.)
Много мебели назвал –
Десять пальчиков зажал! Поднимают зажатые кулачки вверх.
16. Пальчиковая игра к теме « Посуда ». На словообразование.
Девочка Иринка порядок наводила. Показывают большой палец.
Девочка Иринка кукле говорила:
«Салфетки должны быть в салфетнице,
Масло должно быть в масленке,
Хлебушек должен быть в хлебнице,
А соль? Ну, конечно, в солонке!»
(Поочередно соединяют большой палец с остальными, начиная с указательного.) 17. Пальчиковая игра к теме « Посуда ».
Посуду моет наш Антошка . Потирают ладошки друг о друга
Моет вилку, чашку, ложку.
Вымыл блюдце и стакан, Разгибают пальцы из кулачка,
начиная с мизинца.
И закрыл покрепче кран. Выполняют имитирующее движение.
18. Пальчиковая игра к теме « Транспорт ».
Все машины по порядку
Подъезжают на заправку: Обеими руками «крутят руль» перед
С молоком молоковоз,
С хлебом свежим хлебовоз.
И тяжелый лесовоз. Пальцами поочередно, начиная с
мизинца, касаются ладошки 19. Пальчиковая игра к теме « Детеныши диких животных ».
Это зайчонок, это бельчонок,
Это лисенок, это волчонок. Сгибают пальцы в кулачок,
начиная с мизинца.
А это спешит, ковыляет спросонок
Бурый, мохнатый, смешной медвежонок. Вращают большим пальцем.
20. Пальчиковая игра к теме « Насекомые ».
Дружно пальчики считаем —
Насекомых называем. Сжимают и разжимают пальцы.
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом. Поочередно сгибают пальцы в
кулачок, начиная с большого.
Это кто же тут звенит? Ой, сюда комар летит! Вращают мизинцем.
Прячьтесь! Прячут руки за спину.
21. Пальчиковая игра к теме « Продукты питания ».
Пекарь, пекарь, из муки
Испеки нам колобки, Выполняют круговые движения
ладонями — имитация скатывания колобка.
Да сушки — Ванюшке,
Да баранки — Танюшке,
Да бублики — Мишке,
Да калачи — Маришке.
Поочередно соединяют большие пальцы обеих рук с остальными пальцами — упражнение «колечки».
22. Пальчиковая игра к теме « Посуда ».
Дети делают движения, соответствующие тексту.
Раз, два, три, четыре —
Мы посуду перемыли.
Чашку, чайник, ковшик, ложку
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли,
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали!
23. Пальчиковая игра « Части тела »
Один, два, три, четыре, пять! Ритмично хлопают в ладоши. Можем всё мы показать!
Это локти – их коснемся. Обхватывают ладонями оба локтя.
Вправо, влево мы качнемся, Выполняют наклоны вправо и влево.
Это плечи — их коснемся. Кладут кисти рук на плечи,
Вправо, влево мы качнемся. Выполняют наклоны вправо и влево.
Если мы вперед качнемся, Выполняют наклоны вперед,
То коленей мы коснемся. касаются коленей.
Один, два, три четыре, пять! Ритмично хлопают в ладоши.