НОД по теме Что такое слово

Конспект Нод по обучению грамоте “Что такое слово”
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Цели занятия: подвести детей к понятию «слово», как единицы речи (мы говорим словами, слово является средством общения людей). Развивать фонематический слух, умение делить слова на слоги, выделять ударный звук в слове. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к слову, усидчивость.

Скачать:

ВложениеРазмер
chto_takoe_slovo.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

по обучению грамоте

«Что такое слово?»

Составитель: Кирсанова Г.В.

воспитатель гр. № 2

Образовательные области в интеграции: «Речевое развитие».

Цели, задачи: подвести детей к понятию «слово», как единицы речи (мы говорим словами, слово является средством общения людей). Развивать фонематический слух, умение делить слова на слоги, выделять ударный звук в слове. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к слову, усидчивость.

Материал и оборудование: магнитная доска, набор картинок: «овощи», «предметы быта», 2 обруча (красного и синего цвета), рабочие тетради.

Предварительная работа: дидактические игры вне занятий.

Индивидуальная работа: выделение ударного звука в слове

Воспитатель: Здравствуйте! Садитесь.

  • Я поздоровалась с вами, сказав только одно слово – какое? (Здравствуйте)
  • А что это значит? (Это значит поприветствовать, пожелать здоровья).
  • Одно слово, как много оно значит!
  • Какое слово я ещё сказала? (Садитесь).
  • Да, я сказала «садитесь» и вы сели, выполнив мою просьбу.
  • Всё, что нас окружает, имеет своё название и что – то обозначае ( имеет своё значение), поэтому мы и говорим: «Что означает слово?» – Слово звучит и называет все предметы вокруг нас, имена, животных, растения.
  • Мы смотрим на предмет и можем назвать его словом. Посмотрите вокруг и назовите одним словом предметы в нашей групповой комнате (Дети называют предметы мебели, игрушки, комнатные растения).
  • Молодцы, сколько много слов назвали. Каждое из них обозначает предмет или группу предметов. (Стол для чего нужен – сидеть за ним, писать, обедать, читать. Кукла для чего нужна – играть.
  • Давайте поиграем в игру: «Почему так называется?». Воспитатель выставляет на доску картинки: пылесос, холодильник, скакалка, самокат, мясорубка, соковыжималка. (Дети называют предмет и что обозначает это слово).
  • Из этих слов понятно для чего нужны эти предметы.
  • Ребята, какими могут быть слова? (длинными и короткими).
  • А от чего это зависит? (от того сколько слогов в слове).
  • Я сейчас буду называть слова, а вы слушайте внимательно. Если слово короткое – хлопайте в ладоши, а если длинное – подпрыгивайте. Слова: мяч, шар, дом, сом, лук, рак, рот, нос, сыр, машина, дорога, игрушки, солнышко, девочка, дерево, лисица, малина, пешеход, пароход.
  • Значит из чего состоят слова? ( из слогов).
  • Да, слог – это часть слова.
  • Я предлагаю вам поиграть в игру: «Угадай на ощупь». (Дети берут по очереди один предмет, называют его, определяют сколько слогов в слове, слоги – прохлопывают). Предметы: Кук – ла, ма – ши – на, мяч, куб, ка – ран – даш, чаш – ка, та – рел – ка, руч – ка, мы – ло. (Молодцы!)
  • Скажите мне, а из чего состоит слог? ( из звуков).
  • Какие звуки вы знаете? (гласные и согласные).
  • Чем отличаются гласные звуки от согласных? (Гласные звуки поются, произносятся с помощью голоса, его можно тянуть).
  • Какой звук в слове ударный? На какой звук в слове падает ударение? (гласный).
  • Мы с вами знаем, что осень – сбор урожая овощей. Давайте вспомним какие овощи собрали с полей и огородов. (Воспитатель выставляет картинки с изображением овощей, дети должны назвать овощ, разделить слово на слоги и сказать на какой звук падает ударение, на какой по счёту слог, часть). Овощи: кар – то – фель, лук, чес – нок, го – рох, ка – ба – чёк, тык – ва, ре – па, ка – пус – та, по – ми – дор. (Молодцы! Справились с заданине.)
  • А, сейчас посмотрите на эти два обруча (домика) разного цвета (красного и синего) в них живут звуки. Вы подойдите к тому домику, в котором живёт первый звук авшего имени. (дети встают около обручей в зависимости от звуков).
  • Игра: «Почему ты здесь встал(а)?» (потому что в этом домике живёт гласный звук А – первый в моём имени и т.д. Гласные звуки – красного цвета, а согласные – синего). Отвечают все дети, произносят первый звук своего имени. (Молодцы! Все знаете звуки, с которых начинается ваше имя.
  • А теперь, выберите из этих карточек тот звук, на который начинается ваше имя, возьмите тот цвет карандаша, которым выделяется этот звук, обведите по контору, заштрихуйте слева – направо. (Дети выполняют задание).
  • Помогите мне найти слова противоположные по смыслу в стихотворении Чиарди «Прощальная игра».

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Что такое-слово?»

Оксана Мамонтова
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Что такое-слово?»

Составитель: Мамонтова Оксана Викторовна, учитель-логопед

Цель:

1. Познакомить детей с понятием “слово”, объяснить, что слово состоит из звуков. Учить дифференцировать понятие “звук -слово”, различать слова обозначающие предметы, признаки, действия.

2. Развивать фонематический слух, связную речь, общую и мелкую моторику, зрительное и слуховое восприятие, память, логическое мышление.

3. Воспитывать у дошкольников культуру общения,навыки сотрудничества в игре и на занятии.

Оборудование:

1. Сюжетные картинки “Сад. Лес. “.

2. Предметные картинки: обитатели леса, фрукты, овощи, цветы, игрушки, животные).

3. Кружочки – символы звуков, полоски – символы слов по количеству детей.

4. Мешочек с предметами (игрушками).

Ход НОД

1. Организационный момент: Упражнение “Лягушки”

Дети стоят в кругу, а один ребенок выходит в середину круга, затем называет имя ребенка, который произнесет”ква-ква-ква!”.

Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки.

2. Чтение стихотворения.

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей кругом полным-полно,

А безымянных нету!

И все, что только видит глаз –

Над нами и под нами

И все, что в памяти у нас,

– Сегодня мы познакомимся с понятием “слово”, будем учиться различать слова обозначающие предметы, признаки, действия.

3. Беседа по сюжетным картинкам “Сад. Лес”.

Педагог предлагает детям рассмотреть картинки и ответить на вопросы:

– Что вы увидели в саду? (Деревья, груши, яблоки.)

– А кого вы увидели в лесу? (Лису, волка, зайца.)

– Вы сказали много слово. А все слова звучат по разному, потому что в них есть звуки. запомните, что слова состоят из звуков.

4. Игры на развитие фонематического слуха и восприятия.

1) Игра “Собери слово”

Логопед выставляет картинку “мак”, под ней – три кружочка, затем предлагает послушать, как они “оживают” и превращаются в звуки: м,а,к.

– Эти звуки можно “разбросать”. “Бросим” влево звук м, перед собой – звук а, вправо – звук к. Опять “соберем” их – м, а, к. Получилось слово”мак”. Все слова состоят из звуков.

2) Игра “Живые и неживые слова”

Задание 1. Детям предлагается прослушать стихотворение, затем назвать слово – предмет о котором в нем говорится.

Летит, летит по небу шар,

По небу шар летит.

Но знаем мы: до неба шар

Никак не долетит.

Логопед объясняет детям слово “шар” – это предмет, его можно увидеть, потрогать, описать. Шар – это неживой предмет, игрушка.

Задание 2. Загадка:

На овчарку он похож, что ни зуб, то острый нож.

Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть. (Волк.)

– Слово “волк” обозначает живой предмет, животное.

5. Игра “Что в мешочке?”

Дети достают предмет из мешочка, называют, затем подбирают к нему слово- действие, отвечающее на вопрос “Что делает?”

Например” мяч – (что делает) прыгает, скачет, летит.

6. Физкультминутка «Осенний сад»

Как румян осенний сад! – легкие хлопки по щекам.

Всюду яблоки висят. – поднимают руки вверх.

Краснобоки, краснощеки, – руки на поясе.

На ветвях своих высоких – поднимают руки вверх.

Точно солнышки горят! – соединить руки в круг “солнышко”.

7. Игра “Цепочка”

Дети встают в круг, логопед показывает предметную картинку и предлагает ребёнку назвать по цепочке слова-признаки, отвечающие на вопрос ” Какой? Какая? Какие? “.

Например: слива-(какая) синяя, спелая, круглая.

8. Пальчиковая гимнастика.

У Лариски-(пальцы сжаты в кулачки)

Две редиски. (разгибают два мизинца на обеих руках)

У Алёшки-(пальцы сжаты в кулачки)

Две картошки. (разгибают два безымянных пальца на обеих руках)

У Серёжки сорванца-(пальцы сжаты в кулачки)

Два зелёных огурца. (разгибают два средних пальца на обеих руках)

А у Вовки-(пальцы сжаты в кулачки)

Две морковки. (разгибают два указательных пальца на обеих руках)

Да ещё у Петьки-(пальцы сжаты в кулачки)

Две хвостатых редьки. (разгибают два больших пальца на обеих руках)

9. Работа в тетради:

Упражнение “Укрась предмет”

Задание: Нарисовать предметы по памяти.

10. Итог занятия (педагог положительно оценивает деятельность каждого ребёнка)

Астафьева Е. О. “Играем, читаем, пишем”; Нищева Н. В. “Мой букварь”; Пожиленко Е. А. “Волшебный мир звуков и букв”; Чистякова М. А. “Психогимнастика”.

План работы по формированию навыков фонематического анализа, синтеза и представлений у дошкольников в старшей группе ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, СИНТЕЗА И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ в старшей группе (1-й год обучения).

Развивающее пособие для детей 4–7 лет «Город звуков». Программные задачи: 1. Знакомство с понятием «звук», «гласный звук», «согласный звук». 2. Учить распознавать гласные и согласные звуки.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста (с 6 до 7 лет) по обучению грамоте. Напрвлено на закрепление умений составлять предложения и схематично это изображать. Познакомить с согласным звуком Р, дифференцировать Р на мягкий -твердый.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 37 «Колокольчик»

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста ( с 6 до 7 лет)

по теме: «Путешествие по Звукограду»

Воспитатель: Е.А.Жарникова Сургут, 2018г.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)

По теме: «Путешествие по Звукограду».

Цель: совершенствовать фонетический слух, навык звукового анализа слова, составления предложений (умение работать со схемами).

Образовательные:

– Совершенствовать умение детей в дифференциации гласных и согласных звуков;

-Упражнять в делении слов на слоги.

-Учить детей отгадывать загадки, отвечать на вопросы.

– Упражнять в определении места звука в словах, в определении количества слогов в слове.

– Закрепить умение составлять предложения из 2-х, 3-х слов.

Развивающие:

– Развивать связную речь.

– Развивать логическое мышление, внимание, сообразительность.

– Развивать грамматический строй речи.

Воспитательные:

– Воспитывать интерес к образовательной деятельности.

– Воспитывать умение работать в коллективе, желание помочь другу.

– Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.

Методические приемы:

Словесные: беседа о гласных и согласных звуках, загадывание загадок о сказках; вопросы, объяснения.

Наглядные: картинки с заданиями, схемами

Игровые: дидактические игры: «Из чего дом?», «Назови слово на заданный звук».

Практические: (упражнения в тетрадях, работа со схемами).

Материалы (оборудование):

Демонстрационный: картинки для составления предложений, коробочка с сюрпризом, аудиозапись телефонного звонка, плакат с изображением города Звукограда, картинки сказочных героев (Буратино, Красная Шапочка, Три поросенка), раскраски сказочных героев для детей 6-7 лет по количеству детей.

Раздаточный: карточки-схемы (деление слов на слоги), фишки для обозначения согласных звуков зеленого и синего цвета (весь раздаточный материал по количеству детей).

Предварительная работа: работа со схемами (состав слова, предложения); дидактические игры: «Звук потерялся», «Закончи предложение», «Назови братца»; чтение сказок, разгадывание загадок.

I. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие по Звукограду. Вспомним, кто живет в этом городе, какие звуки?

(Вдруг, речь воспитателя прерывает телефонный звонок. Звучит аудиозапись телефонного звонка. Педагог снимает трубку телефона и ведет с кем-то разговор)

Воспитатель: Ребята, это звонит мэр города Звукограда. Он сообщает, что в городе звуков переполох, к ним попали сказочные герои. Они кричат, плачут и требуют вернуть их в свои сказки. Мэр знает, что мы с вами знаем много сказок и надеется, что мы сможем помочь.

Воспитатель: – Ну, что поможем сказочным героям и мэру?

Ответы детей: Да, поможем.

(Воспитатель набирает номер телефона и имитирует разговор с мэром).

Воспитатель: Уважаемый мэр, мы согласны, но что нужно сделать, чтобы помочь сказочным героям?

Мэр: Нужно выполнить задания, которые я вам отправляю на электронную почту.

(Звучит аудиозапись смс – оповещения и воспитатель демонстрирует задания в пакете, пришедшие по электронной почте).

II. Основная часть.

Воспитатель: Кто же первый герой, попавший в Звукоград, отгадайте загадку:

Непоседа и проказник,

И устроил куклам бал.

Ответы детей: Буратино

(Воспитатель выставляет картинку Буратино).

Воспитатель: Ребята, а из какой сказки этот герой?

Ответы детей: Этот герой из сказки А.Толстого «Приключения Буратино».

Воспитатель: Правильно, и чтобы вернуть Буратино в его сказку нам нужно выполнить задание.

( Воспитатель выставляет на доску картинку с изображением мальчиков, играющих в машинки).

– Ребята, рассмотрите картинку. Кто здесь нарисован?

Воспитатель: – А теперь придумайте предложения, состоящие из двух слов.

Дети: Дети играют. Мальчики играют.

Воспитатель: Сколько слов в первом предложении «Мальчики играют»?

Воспитатель: Давайте повторим, как мы обозначаем первое слово в предложении и что ставим в конце?

Дети: С заглавной буквы, а в конце ставим точку.

Воспитатель: Проверьте себя.

(на доске выставляется схема предложения).

Воспитатель: Зарисуйте схему предложения, состоящего из двух слов в свою рабочую тетрадь.

Воспитатель: Сколько слов в предложении «Мальчики играют машинками»?

Ответы детей: Три.

Воспитатель: Сколько нужно изобразить черточек для схемы предложения, состоящего из трех слов?

Ответы детей: Для предложения, состоящего из трех слов, нужно нарисовать три черточки. Первую черточку выложить вертикально – это заглавная буква.

Воспитатель: Зарисуйте получившуюся схему в свою тетрадь.

Воспитатель: Посмотрите, мы правильно справились с первым заданием, и наш герой Буратино отправляется в свою сказку. Молодцы!

Воспитатель: Кто же еще попал в Звукоград, мы узнаем, отгадав следующую загадку:

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё.

А ну, подскажите имя её?

Дети: Красная Шапочка.

Воспитатель: А из какой сказки эта героиня?

Дети: Из сказки Ш.Пьеро «Красная Шапочка»

(На доску выставляется картинка с Красной Шапочкой)

Воспитатель: Давайте узнаем, ребята, что нам нужно выполнить, что бы Красная Шапочка вернулась в свою сказку.

(Воспитатель показывает и прикрепляет на доске картинку с двумя мальчиками).

Воспитатель: – Ребята, когда нам нужно с кем – то познакомится, что мы делаем?

Дети: Здороваемся, спрашиваем имя.

Воспитатель: Правильно, давайте познакомимся и узнаем, как зовут этих мальчиков (появляется новая картинка с именами Рома и Сережа, воспитатель читает имена детей, интонационно выделяя звук «Р»).

Воспитатель: Какой звук я выделила голосом?

Воспитатель: Когда мы произносим звук «Р», нам мешает что-нибудь во рту?

Воспитатель: Значит это звук согласный или гласный?

Дети: Этот звук встречает во рту преграду, значит он согласный.

Воспитатель: Правильно. Одинаково «Р» звучит в именах мальчиков?

Дети: В имени «Рома» «Р» звучит твердо.

Воспитатель: Значит это большой братец звука «Р».

Воспитатель: А в имени «Сережа», как звучит звук «Р»?

Дети: В имени «Сережа» звук «Рь» звучит мягко.

Воспитатель: Правильно, это маленький братец звука «Р» – «Рь».

Воспитатель: Ребята, где находится звук «Р» в слове «Рома»?

Дети: В слове «Рома» звук «Р» находится в начале слова.

Воспитатель: Чтобы поселить звук на свое место в слове, нужно его проанализировать (разделить на слоги). Кто, определит, сколько слогов в слове «Рома»?

Дети: отхлопывают и называют количество слогов (Два).

Воспитатель: Правильно. Возьмите на столе полоску-схему с нужным количеством окошечек и положите перед собой (дети отбирают полоску – схему с двумя окошками и кладут перед собой на столах). Воспитатель проверяет правильность выполнения задания детьми, помогает детям, кто испытывает затруднения.

Воспитатель: Какой звук «Р» в слове «Рома»?

Воспитатель: Значит, нам нужна фишка, какого цвета?

Дети: Звук «Р» твердый, значит, берем фишку синего цвета.

Воспитатель: Закройте выбранной фишкой место (окошечко) звука «Р» в слове «Рома».

Воспитатель: На каком месте вы поселили звук «Р» в слове «Рома»?

Дети: в начале слова.

Воспитатель: проверьте себя, воспитатель демонстрирует схему с обозначенным на первом месте звуком «Р» в слове «РОМА».

Воспитатель: А сейчас проанализируем слово «Сережа». Сколько слогов в этом слове?

Дети: отхлопывают три раза. Три.

Воспитатель: Правильно, найдите на своем столе полоску-схему, состоящую из трех окошечек. Где «живет» звук «Рь» в слове «Сережа»?

Дети: Звук «Рь» в слове «Сережа» находится в середине слова.

Воспитатель: Какую фишку мы возьмем для обозначения звука «Рь»?

Дети: Звук «Рь» мягкий, возьмем фишку зеленого цвета.

Воспитатель: Закройте фишкой место звука «Рь» на полоске-схеме и проверьте себя.

На доску выставляется схема с обозначенным в середине слова звуком «Рь» в слове СЕРЕЖА. Дети проверяют себя.

Воспитатель: Вот видите, какие вы молодцы, справились и с этим заданием, и Красная Шапочка отправляется в свою сказку.

Снова раздается телефонный звонок. Воспитатель отвечает по телефону и обращается к детям.

Воспитатель: Ребята, я ничего не поняла, там какие-то озорники визжат, плачут, хохочут, что делать? Попробуйте вы разобраться, кто это?

Три братца дружно строят дом,

Тепло, уютно будет в нем.

В работе братцы знают толк,

Не сможет в дом пробраться волк.

Дети: Три поросенка.

Воспитатель: А из какой сказки эти герои?

Дети: Эти герои из английской народной сказки «Три поросенка».

Воспитатель: Поросята очень любят веселиться и играть, давайте и мы поиграем. Вставайте в круг.

Физкультминутка «Зарядка семи гномов».

Первый гном присел и встал (приседания),

А второй вдруг побежал (бег на месте),

Третий, плавно покружился (кружатся направо),

А четвёртый наклонился (наклоны).

Пятый вправо повернулся (поворот направо),

А шестой назад прогнулся (наклон назад),

Гном седьмой без остановки прыгал высоко и долго (прыжки),

Белоснежка же сказала: «Повторяем всё сначала!».

Воспитатель: Передохнули. Но поросята не наигрались и хотят поиграть с нами еще. А вы, помните, из какого материала строили свои дома поросята в сказке?

Дети: один братец из соломы, второй из прутиков, а старший из кирпича.

Воспитатель: А из чего еще можно построить дома?

Игра «Из чего дом?»

Я буду называть материал, а тот, кому я брошу мяч, будет называть, каким он будет: из соломы – соломенный; из камня – каменный; из дерева – деревянный; из стекла – стеклянный; из железа – железный; из резины – резиновый; из пластмассы – пластмассовый; из кирпича – кирпичный.

Воспитатель: Молодцы! Наши поросята наигрались, успокоились и отправились в свою сказку.

Воспитатель: А мы с вами поиграем еще в одну игру. С каким согласным звуком мы сегодня познакомились?

Дети: со звуком «Р».

Воспитатель: Что мы узнали о нем?

Дети: Что звук «Р» согласный и у него есть два братца. Большой (твердый) и маленький (мягкий).

Воспитатель: Молодцы. Давайте проверим, как вы научились распознавать, где «Р», а где в словах «Рь».

Игра «Кто больше»: Придумайте слова с большим братцем «Р».

(рама, рак, рыба, гром, краб, брат), а теперь с мягким «Рь» (Рита, рябина, ремень, грибок).

III. Заключительная часть:

Воспитатель: Ребята, (заглядывая в конверт), задания мэра закончились?

Воспитатель: Как вы думаете, мы помогли жителям Звукограда? Все герои вернулись в свои сказки?

Воспитатель: Какое задание мы выполнили, чтобы помочь Буратино?

Дети: Составляли предложения и делали схемы.

Воспитатель: Чем мы помогли Красной Шапочке?

Дети: Выучили согласный звук «Р». Искали его место в именах мальчиков. Определяли сколько слогов в слове «Рома» и в слове «Сережа».

Раздается звонок. Воспитатель имитирует разговор с мэром.

Воспитатель: Звонил мэр Звукограда, он благодарит нас за помощь. Благодаря нам все сказочные герои вернулись в свои сказки и в городе снова порядок. За доброе дело нас ждет сюрприз.

Раздается стук в дверь и младший воспитатель передает воспитателю сюрпризную коробку, воспитатель открывает коробку и достает раскраски сказочных героев.

Воспитатель: Спасибо мэру за подарок, вы обязательно раскрасите сказочных героев и вспомните о наших сегодняшних заданиях.

Наши приключения закончились, а вы выберите себе смайликов, которые отражают ваше настроение после занятия.

Покажите, пожалуйста, свои смайлики. Благодарю вас за хорошую работу, вы были молодцы!

Конспект НОД по грамоте. Слог. Деление слов на слоги. Старшая группа

Тема: Слог. Деление слов на слоги.
Цель: Дать понятие о слоговом составе слова.
Задачи:
Формировать умение выполнять слоговой анализ, определяя количество и последовательность слогов в слове;
Формирование умения различать слово и слог;
Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения;
Активизировать и расширять словарный запас учащихся;
Проводить самооценку
Оборудование:
Демонстрационный материал: сюжетная картина, слоговые схемы;
Раздаточный материал: предметные картинки, рабочие листы, простой карандаш.

Орг. момент
-Скажите, с каким настроением вы шли сегодня в сад?
Мне очень хочется, чтобы на протяжении всего дня у вас было хорошее и бодрое настроение!
Я думаю, в этом поможет нам солнышко.
(иллюстрация)
Солнце на небе проснулось.
Нам, ребята, улыбнулось.
-Давайте и мы, подарим свои улыбки друг другу и нашим гостям.

Ход занятия
1. Знакомство с новым материалом
– Сегодня я хочу рассказать вам историю, которая случилась вот в этом лесу (на доску вывешивается картина).
– Какой это лес?
– И вот жила в лесу лиса со своими лисятами, которых звали Тиша и Мариша.
– Какие лисята?
– Что они любят делать?
– Однажды пошла лиса со своими лисятами гулять. Заигрались лисята и не заметили, как убежали очень далеко. Стала звать их лиса: «Ти-ша, Ма-ри-ша».
-Не слышат лисята. Давайте вместе их позовем (Ти-ша, Ма-ри-ша).
-Опять не слышат. Позовем их еще раз (Ти-ша, Ма-ри-ша).

-Услышали, наконец, лисята и прибежали обратно. И обещали они никогда больше не убегать далеко.
-Когда мы звали лисят, мы произносили слово по частям. Послушайте еще раз. Ти-ша, Ма-ри-ша.
-Когда мы произносим слово по частям– это значит, что мы делим его на слоги .
-Послушайте, как я сейчас произнесу слово лиса и хлопну в ладоши на каждый слог.
-Давайте вместе (Ли-са)
-Сколько слогов в этом слове? Какой первый, второй?
-Как называют детёнышей лисы? (лисята)
Давайте разделим следующее слово (Ли-ся-та).
Сколько слогов?
Какой 1, какой 2, 3.

Динамическая пауза
-Предлагаю и нам погулять по этому лесу.
В лес осенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.

Закрепление нового материала

1. Игра «Куда пойдет слово?»
Каждый ребенок должен разделить слово на слоги, определить количество слогов и занять тот «домик», который соответствует количеству слогов в слове.
-Пока мы гуляли, я нашла корзинку. Давайте посмотрим, что в ней?
-В ней слова и они заблудились. Поможем им найти свой дом?
-Но для этого слова нужно разделить на слоги.
-Вспомните, как мы обозначаем слово? (Одной чертой) ________
-Как обозначить, что это «дом» для слов, в которых 2 слога? (Разделить слово на 2 части)
(Один ребенок приглашается к доске и делит схему слова на две части)
Из скольких слогов будут состоять слова этого «дома»? (из 2 слогов)
Кто догадался, какие слова будут жить в этом доме?
( Слова, в которых 3 слога)
Почему вы так думаете? (Потому что схема слова разделена на 3 части)
– Возьмите себе каждый по одной картинке. Дети берут и называют свое слово.
Когда все картинки будут розданы, воспитатель просит детей занять нужный домик.
– Слова, в которых 2 слога (3слога) займите свой домик.
Проверка выполненного задания.

2. Игра «Слово-слог».
– Предлагаю поиграть. Я буду называть слово или слог. Если вы услышите слог-хлопайте, а если слово-подпрыгивайте.
Ма, зима, си, сила, мыши , ши, зи, корзина, да, вода , игра, ра.

Будьте дети так добры,
Тихо сядьте за столы.

Дети садятся за столы.

3. Самостоятельная работа детей.
Чтобы мы не забывали о нашей прогулке, жители леса прислали нам картину. Давайте назовем, что на ней изображено.(туча,сова,ворона,береза,лиса, малина)
Как вы думаете, что нужно сделать в этом задании? (Соединить иллюстрации с подходящими схемами.
Проверка.
Давайте проверим, как вы справились с заданием, а для этого поменяйтесь своими работами.
Сколько слогов в слове малина?
( В слове малина 3 слога)
С какой схемой соединили?
(Со схемой №2)
Аналогично проверяются остальные слова.
На доске эталон верного ответа. (Показ воспитателем «с помощью» детей как верно соединить иллюстрации и схемы)
Кто нашел ошибки? (Уточнить какие ошибки были найдены)

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе “Слова-признаки”

Комитет по образованию Октябрьского района

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного типа Детский сад №225 «Теремок»

Занятие по обучению грамоте

В подготовительной группе

Тема: «Слова – признаки»

Подготовила: Башева Е.А.

Программные задачи:

Познакомить детей со словами-признаками предметов;

Дифференцировать понятия «звук», «слово»;

Уточнить обобщение «овощи», место произрастания овощей (в земле, на земле);

Упражняться в образовании относительных прилагательных;

Расширить и активизировать словарный запас детей по теме;

Развивать речевое и зрительное внимание, память.

Активизация словаря: прилагательные-признаки предметов, овощи, капустный, свекольный, овощной, кабачковая, баклажанная, слово, звук, какой, какая, какие.

Материал: натуральные овощи, ширма, вилка, нож, две тарелки, полоски и квадраты на каждого ребенка; муляжи овощей, домик – Теремок.

Предварительная работа: знакомство с понятиями «слово», «звук», обозначением звуков и слов (символами).

Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов», стр. 30-32

Ткаченко Т.А. «Если дошкольник плохо говорит», стр. 13-15

Методические приемы:

1. Мимические упражнения. Релаксация.

Я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присядьте. Теплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение.

Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь на пол. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку (повторить расслабление).

На грядке выросли замечательные овощи. Изобразите овощи – «толстячки»; превратитесь в овощи – «худышки».

2. Пальчиковая гимнастика «Капуста».

«Мы капусту рубим, рубим,

Мы морковку трем, трем,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту жмем, жмем».

3. Сказка «Теремок»

Сегодня я хочу вам рассказать одну сказку. Сядьте поудобнее и слушайте внимательно. (Воспитатель разыгрывает сказку, используя муляжи овощей)

«Красный Помидорчик с грядки

Раз нарушил все порядки:

Прыг с куста – наутек.

Видит в поле Теремок».

Кто, кто в Теремочке живет?

Зашел в домик – никого, а поселиться решил на крыше. Так привычнее – на свету, на солнышке.

Следом за ним Морковка бежит: «Помидорчик, дружок, возьми с собою жить! Надоело под землей сидеть».

«Лезь, – говорит Помидорчик, – на крышу».

«Нет, – отвечает Морковка, – я к солнышку непривычная, я в домике буду! (поместить в Теремок).

Вопрос к детям: Как вы думаете, почему Морковка к солнцу непривычная? (растет под землей).

Следом Огурчик скачет: «Кто, кто в Теремочке живет?»

«Я, красный Помидорчик, Я, оранжевая Морковка. А ты кто?»

«Я зеленый Огурчик. Возьмете меня к себе в Теремок жить?»

«Ну, залезай! Где ты поселишься?»

Как вы думаете, где его поселить? Почему?

А тут и Картошка катится: «Ой, какой красивый Теремок. Я тоже хочу в нем жить. Пустите меня, пожалуйста».

Закатилась Картошка в Теремок. Как вы думаете, где она поселится: на крыше или в домике? А почему?

Живут они дружно. Однажды видят, Горошек зеленый бежит вприпрыжку, на кочках подскакивает, головкой потряхивает. Увидел Теремок.

«Кто, кто в Теремочке живет?»

– Я, красный Помидорчик. (Помогайте мне, ребята).

– Я, оранжева Морковка.

– Я, коричневая Картошка.

– Я, зеленый Огурчик.

– А я зеленый Горошек! Пустите меня к себе жить.

– Ну заходит. Выбирай, где ты будешь жить?

Как вы думаете, какое место выберет зеленый Горошек? Почему?

(Таким же образом приходят еще несколько овощей)

– Как назвать одним словом всех жителей Теремка? (овощи)

4. Игра «Слово – звук»

Сейчас мы с вами сыграем в игру.

Чем мы обозначаем слова? (полосками)

Поднимите полоску, если вы услышите слово; квадрат, если услышите звук.

(Произносятся звуки «К», «П», «А»; слова «капуста», «кабачок» и т.д.)

5. Словесная игра «Собери в ладошку»

Приготовьте ладошки. Я буду давать вам «рассыпанные» звуки, а вы соберите их в слова:

6. Физминутка «Урожай»

«Мы картошку накопали,

Огурцы с гряды сорвали (приседания),

Выдернули всю морковку (наклон),

Срезали капусту ловко

И в корзине от земли

Вам в подарок принесли».

7. Дидактическое упражнение «Сделаем салат»

Мы собрали много овощей, а сейчас будем делать салаты. Если мы сделаем салат из нескольких овощей, какой получится салат? (овощной).

Какой салат сделаем из капусты? (капустный). Из свёклы? (свекольный). А из кабачков и баклажан мы сделаем икру. Из кабачков икра как называться будет? (кабачковая). А из баклажан? (баклажанная).

8. Дидактическая игра «Узнай по вкусу»

А сейчас мы поиграем во вкусную игру. Называется она «Узнай по вкусу».

Дети, что нового вы узнали сегодня на занятии? (Познакомились со словами-признаками)

Как нужно задать правильно вопрос, чтобы узнать о признаках предмета?

Обучение грамоте в детском саду: особенности и приёмы

Любящие родители хотят воспитать своего малыша так, чтобы в будущем он стал хорошо образованным человеком, имеющим карьерную перспективу. Первый шаг на этом пути — получение качественного дошкольного образования. Принятая сейчас школьная программа построена так, что ребёнок должен прийти в школу, уже зная основы грамоты. И очень важно, чтобы воспитатель не только научил дошкольника буквам и чтению, но и смог привить ему «чувство языка», понимание законов его построения и умение ими пользоваться.

Почему нужно обучать грамоте до школы

С точки зрения психологов, ребёнок в возрасте 4–5 лет обладает особым «чутьём» к языку, которое в дальнейшем ослабевает. Важно уже с младшей группы выстраивать занятия с дошкольниками так, чтобы формировать их интуицию к правильно построенным конструкциям языка, вырабатывать чёткое произношение слов, повышать словарный запас. Кроме этого, обучение грамоте способствует развитию мыслительной деятельности и памяти, анализу и синтезу информации. Все эти аргументы говорят о необходимости такого обучения.

Как строится процесс обучения грамоте

Обучение грамоте происходит постепенно, в игровой форме. Можно выделить следующие задачи:

  • знакомство детей с понятиями «слово» и «звук», развитие фонематического слуха;
  • деление слова на слоги, правильная постановка ударения в слове;
  • анализ звукового состава слова, умение определять гласные, твёрдые и мягкие согласные, сравнивать слова по звуковому составу;
  • знакомство с понятием «предложение» и его словарным составом;
  • основы чтения и письма, составление слов с помощью разрезной азбуки.

Современные методики обучения грамоте основываются на звуковом аналитико-синтетическом методе обучения чтению, предложенном К. Д. Ушинским более ста лет назад. Согласно этой методике знакомство детей со звуками происходит при выделении их непосредственно из живой речи. Сначала усваиваются гласные звуки а, о, и, е, у, ы. Задания усложняются постепенно. Звук определяется в односложных, двусложных, а затем в многосложных словах. Потом изучаются гласные я, ю, ё. И только после этого переходят к изучению согласных. К. Д. Ушинский писал, что научить детей определять согласные в составе слова — это самая важная и сложная задача, она является «ключом к чтению».

Дети 4–5 лет наиболее восприимчивы к звучащей речи, интерес к чтению обычно появляется только к 6–7 годам

Для маленьких детей игровая составляющая занятий является важным аспектом. Ребёнка надо мотивировать для выполнения упражнений, увлечь интересной задачей. Приёмов и способов разработано много, нужно только подобрать соответствующие теме занятия и возрасту детей. Занятия по обучению грамоте могут включать в себя основные приёмы воспитательской деятельности: рассматривание картинок, рисование, чтение стихов, разгадывание загадок, подвижные игры, но, кроме этого, имеются специфические упражнения, которые будут рассмотрены дальше. Проводить занятия по грамоте рекомендуется не реже одного раза в неделю.

Если в группе происходит значительная дифференциация по уровню усвоения материала, то желательно использовать индивидуальные задания или проводить занятия по подгруппам.

Особенности занятий при ограничении здоровья у детей

Нарушение речи, которое наблюдается при некоторых видах заболеваний у детей, приводит к торможению процесса усвоения навыков чтения и грамотного письма. Такие дети медленней выполняют задания, часто путают похожие по начертанию буквы, близкие по звучанию слова. Дошкольники с подобными отклонениями нуждаются в помощи логопеда, психолога, а также повышенном внимании со стороны воспитателя и родителей.

Проведение занятий в группе строится так, чтобы какие-то упражнения ребёнок выполнял индивидуально. Но в то же время он не должен чувствовать себя полностью отделённым от общих занятий. Например, можно заранее индивидуально отработать задание или предложить ребёнку с ограничениями здоровья более лёгкую загадку, дав возможность проявить себя среди ровесников.

Дети с нарушениями речи получает образование, сопоставимое с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде

Родители должны помогать воспитателю и логопеду, выполняя какие-то дополнительные упражнения с ребёнком или закрепляя то, что изучили в саду. Дома можно использовать и интерактивные игры, интерес к которым у детей достаточно высок.

Видео: обучение грамоте детей с нарушениями речи

Начало занятия: способы мотивации детей

Начало создаёт атмосферу всего занятия. Нужно сделать так, чтобы дети настроились на познание нового, им это было интересно, они хотели участвовать в занятии. Можно использовать следующие приёмы:

  • стихотворение по теме занятия;
  • загадки;
  • рассматривание картинок.

Воспитатель может начать занятие так: «Ребята, сегодня мы разберёмся, что такое слово. Вы внимательно слушаете строчки из стихотворения и мне помогаете». Пример стихотворения:

Есть сладкое слово — конфета, (А ещё какие вкусные слова вы знаете?)

Есть быстрое слово — ракета, (А здесь кто поможет?)

Есть кислое слово — лимон, (Что кислое вы ели?)

Есть слово с окошком — вагон, (Что подходит?)

Есть книжное слово — страница, (А к книжкам какие слова относятся?)

Есть слово лесное — синица, (Таких слов вы наверняка знаете много!)

Есть слово пушистое — снег, (Здесь тоже легко догадаться)

Есть слово весёлое — смех. (А тут кто придумал?)

В конце похвалите детей: «Какие мы молодцы. Сколько слов вспомнили».

Если удачным вариантом вам кажется использование загадок, то подберите их так, чтобы ответы начинались с одной буквы.

Таблица: примеры загадок для начала занятия

Хвост красивый, просто диво.
Удивительная грива.
«И-го-го», скакун — огонь
Вас прокатит. Это (конь).
Речку заковал мороз,
Поработал он всерьёз!
Я помчался вдоль реки,
Режут лёд мои (коньки).
Его съесть хотели все,
Но попал он в пасть к лисе.
Вкусный, маленький клубок
В сказке звался (колобок).
Красивый фантик надевает,
Во рту так просто вкусно тает.
Все дети любят сладость эту,
А зовут её (конфета).
Кто нам рано поутру
Громко промычит «Му-му»?
Кто даёт нам молочка,
Маслица и творожка,
Чтоб детвора была здорова.
Это добрая (корова).

Закончить можно игровым элементом: «Ребята, вы настоящие умники, все загадки разгадали! Все слова назвали правильно! А вот такой вопрос: чем все эти слова похожи? А теперь игра. Я называю слово. Если оно начинается так, как и наши отгадки, вы хлопаете в ладоши. А если нет, то не хлопаете».

Для того чтобы заинтересовать детей, можно также раздать каждой паре детей набор карточек и попросить ребят назвать словами то, что они видят на картинках. Воспитатель спрашивает: «С какого звука начинаются все слова? А как можно поделить их на две группы? Правильно. Одни слова короткие, а другие длинные. Откладываем картинки с короткими словами влево, а с длинными вправо». Затем воспитатель проверяет выполненное упражнение.

Чтобы увлечь детей в начале занятия, можно использовать картинки

Можно использовать заготовку — сюрприз, театрализацию рассказа, начать с просмотра презентации или обсуждения иллюстрации. Дети с удовольствием участвуют в придумывании новых сказок.

Обучение грамоте в детском саду

Подготовка воспитателя к проведению занятий по грамоте требует особой скрупулёзности. Неправильная подача материала может вылиться в сложности обучения в дальнейшем. Тщательное планирование занятий поможет педагогу избежать ошибок. Разработка плана — конспекта урока, конечно, уже является достаточным этапом планирования. Однако сейчас в образовательных учреждениях предлагается использовать технологические карты занятий. В этом документе не только подробно разрабатываются все этапы занятия, но рассматриваются количественные и качественные характеристики группы. Это даёт возможность проанализировать любой этап занятия, выявить возможные недоработки. Технологическая карта занятия — это довольно объёмный документ, пример разработки можно посмотреть на сайте.

Формы и методы обучения

Выделяются три основные группы методов обучения детей, каждая из которых базируется на определённой форме мышления ребёнка.

  • Наглядные методы. К ним относятся: показ предметов, картинок, иллюстраций; разгадывание изографов (буквы наложены одна на другую, нужно их определить) и ребусов; постановка сценок, просмотр презентаций, мультфильмов, посещение театра.
  • Практические методы. В эту группу входят: выполнение упражнений, игровые методики, моделирование, конструирование.
  • Словесные методы. Беседы, чтение, составление рассказов по образцу, рассказы по плану, рассказы — фантазии.

Проводя занятия, воспитатель должен использовать приёмы так, чтобы чередовались различные виды деятельности детей, переключался способ получения информации: зрительный, тактильный, слуховой. Рассмотрим примеры практических приёмов:

    Кольца (круги) Луллия — популярное дидактическое средство, развивающее интеллектуально-творческие способности детей. Существует множество вариантов этого приспособления. Для обучения дошкольников грамоте можно изготовить кольца Луллия, на одном из которых будут изображены буквы, а на втором — предметы, чьи названия начинаются с них. Задача детей — правильно соединить букву с изображением.

Использование колец Луллия при обучении способствует созданию заинтересованной, непринуждённой атмосферы, обеспечивает восприятие нового материала

При изучении букв для лучшего усвоения материала их вид обыгрывается в различных творческих заданиях. Нарисовать букву, украсить её разными узорами, вылепить букву, сшить ей платье, выложить букву фасолью или пуговицами, нарисовать песком, сложить из палочек, тесьмы, получить букву в подарок и т. д.

Для проверки усвоения материала с детьми старшего возраста можно проводить проверочные работы.

Упражнение, которое можно включить в такую работу: раздаточный материал с предметами и изученными гласными звуками. Дети должны соединить предмет и изображение той гласной, которая есть в слове. Для первой картинки нарисовать схему слова: сколько слогов, какой из них ударный.

Пример карточки для проверочной работы с дошкольниками старшего возраста

Выполнить звуко-буквенный анализ слов, то есть вписать в карточки названия изображённых предметов.

Раздаточный материал, который требует вписать название предметов, можно использовать для детей, умеющих писать

Читающим детям можно предложить разгадывание ребусов или игры на составление слов: «Кто больше составит новых слов из букв слова Превосходно?»; «Назовите слова, состоящие из двух, как слово Паровоз состоит из слов Пар и Воз».

Этапы обучения дошкольников грамоте

Подготовка к обучению грамоте начинается с трёхлетнего возраста. Какие же задачи решаются в каждой возрастной группе?

Вторая младшая группа

Задачами этого года являются:

  • обогащение словаря;
  • развитие умения правильно и чётко произносить слова;
  • формирование умения различать звуки;
  • знакомство с понятиями «слово» и «звук».

Основные формы работы: беседы, чтение, заучивание стихов, игры.

На занятиях, формирующих звукоразличие, малыши знакомятся со звуками окружающего мира и учатся их узнавать, вводится понятие «звук».

Изучение начинается с рассмотрения звуков, сильно различающихся между собой (шелест бумаги — звук колокольчика). Далее переходят к близким звукам (шелест бумаги — шелест листвы, можно использовать разные колокольчики). В итоге дети должны научиться различать естественные шумы (звук шин автомобиля, скрип мела, чириканье воробья).

Используемые игры: «Скажи, что звучит» (используется запись разных шумов), «Где звенит колокольчик?», «Как рычат звери» (дети рассматривают картинки и воспроизводят звуки, издаваемые животными).

На одном из занятий можно использовать наборы предметов из одинаковых материалов: стеклянные, металлические, пластмассовые. Вначале воспитатель демонстрирует, какой звук получается при ударе по стеклу, о металл. Затем за ширмой ударяет о какой-то предмет. Дети должны определить, из чего он сделан.

Возможна театрализация знакомой сказки. Вспоминаем сказку «Колобок». «Катится, катится Колобок по дорожке. А навстречу ему…». Дети продолжают: «Заяц!». Ребёнок с игрушкой зайца в руках выходит вперёд и становится перед детьми. Так же обыгрываем встречу с остальными героями сказки. Воспитатель по очереди обращается к детям с игрушками, стоящими впереди: «Каким словом называется твоя игрушка? Все вместе скажем это слово». И так для всех персонажей. При выполнении подобных упражнений концентрируется внимание на понятии «слово».

Пример занятия по развитию фонематического слуха можно посмотреть по ссылке.

Средняя группа

Задачами этого года являются:

  • дальнейшее развитие и увеличение словаря;
  • формирование умения воспринимать сюжет повествования, делать пересказ;
  • заучивание стихов, пословиц и поговорок;
  • закрепление понятий «слово» и «звук», деление слова на слоги;
  • формирования умений определять длину слова, выделять первый звук.

Основные формы работы: беседы, чтение, пересказ, заучивание стихов и пословиц, творческие рассказы, игры.

Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье освещены новые подходы к подготовке детей с ОНР к подготовке к обучению грамоте. Обосновывается необходимость формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на примере программы ‘Подготовка к обучению грамоте детей 4-7 лет’ Л. Е. Журовой.)

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Иными словами, достижение предметных результатов не является сегодня «суперзадачей».

Сейчас уже все хорошо понимают, что ориентировка обучения только на формирование у младших школьников знаний-умений, связанных с освоением учебного предмета, не может привести к серьезным результатам в развитии личности ученика; необходимо, чтобы в поле зрения учителя постоянно находилась деятельность, которой занимается ребенок – её цель, мотив, конкретные учебные действия и операции. Только в этом случае учащийся становится активным участником деятельности или, как говорят психологи, её субъектом.

В ФГОС НОО сформулированы «Требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального образования»:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Хотя эти требования относятся к выпускникам начальной школы, мы отчетливо понимали, что формирование предпосылок учебной деятельности нужно начинать в старшем дошкольном возрасте.

Доказано, что определенный уровень сформированности предпосылок учебной деятельности во многом определяет степень готовности детей к обучению в школе, особенности протекания периода адаптации. Вот почему в ФГОС ДО на решение задачи формирования предпосылок учебной деятельности обращается особое внимание: «Основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования выступают целевые ориентиры дошкольного образования, которые предполагают формирование у детей предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования».

Несмотря на разнообразие подходов в исследованиях, основными предпосылками учебной деятельности называются: определенный уровень произвольного поведения, способность действовать по речевой инструкции; возможность планировать собственную деятельность; осуществлять действие контроля и самоконтроля.

Значение этих составляющих в общем контексте качеств, включаемых в понятие «готовность к школе» особенно ярко выступает в случаях их несформированности, что имеет место у детей с общим недоразвитием речи.
Навыки планирования, словесной регуляции деятельности в нужном объеме и качестве, как правило, у этих детей не образуются и они приступают к обучению в школе,будучи недостаточно к этому подготовленными.

Как только на уроках возникает необходимость проявить самостоятельность, решить более или менее сложную задачу, сделать выводы, дети пасуют, ждут помощи взрослого. В результате таких неудач у детей пропадает интерес к обучению.
Несмотря на интерес исследователей к проблеме формирования предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, динамика их речевого развития в процессе специально организованного формирования этих предпосылок изучается недостаточно, что и определило актуальность данной темы.

Из всех необходимых предпосылок наиболее показательной в плане овладения речевой функцией является словесная регуляция деятельности, поэтому именно ей уделяли особое внимание.

Каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование предпосылок учебной деятельности. Нам было интересно выяснить, какой вклад в формирование этих предпосылок вносит процесс подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Как показывает практика, для решения данной проблемы важен правильный выбор образовательной программы.

На наш взгляд, наиболее полно решает задачи формирования предпосылок учебной деятельности у дошкольников программа Л.Е. Журовой «Подготовка к обучению грамоте детей 4-7 лет». У нас уже был значительный опыт работы по этой программе, но нужно было расставить иные акценты и определить иные приоритеты.

Основной особенностью данной программы является направленность процесса обучения грамоте на формирование тех предпосылок учебной деятельности, которые целесообразно осуществлять на этом содержании. Заслугой автора является раскрытие значимости каждого этапа подготовки к обучению грамоте для формирования конкретных предпосылок учебной деятельности.

В процессе НОД по подготовке к обучению грамоте старшие дошкольники, прежде всего, учатся думать, анализировать, сравнивать, искать сходство и различие, т.е. учатся учиться, и при этом овладевает всеми необходимыми знаниями и умениями в области родного языка. При этом происходит взаимовлияние двух процессов: процесс выработки навыков звукового анализа обеспечивает формирование предпосылок учебной деятельности, а они, в свою очередь, положительно влияют на формирование навыков звукового анализа.

Базовой предпосылкой учебной деятельности является учебно-познавательная мотивация. От того насколько будет сформирована эта мотивация у старших дошкольников, в значительной мере зависит успешность их дальнейшего обучения в школе. Известно, что учебно-познавательная мотивация у детей этого возраста особенно эффективно формируется в игре. Поэтому мы широко используем дидактические игры, специально разработанные Л.Е. Журовой.

Для того, чтобы игра действительно стала методом обучения, а не развлечением мы проводим её на занятиях систематически и целенаправленно, единичная игра не даёт никакого развивающего эффекта. При этом мы не забываем о том, что та игровая задача, которую мы ставим перед детьми, должна точно совпадать по содержанию с учебной задачей. Детям очень интересно играть со звучащими словами, особенно любимы игры «Найди пару», «Живые модели» и другие.

С помощью этих игр дети без труда учатся выделять первый звук в слове, осваивают звуковой анализ, развивают лингвистические способности,обогащают словарный запас.

Опыт использования игр на занятиях показал, как растут знания наших детей, как быстро формируется у них желание и умение учиться.

Остановимся на важнейших качествах – активности и самостоятельности.

В формировании активности и самостоятельности ведущую роль играет стиль отношений педагога с детьми. Для того, чтобы сформировать у детей умение самостоятельно искать ответ на поставленный вопрос, мы положительно оцениваем любой, даже неверный, но самостоятельно найденный способ решения; хвалим ребенка за саму попытку найти решение, а затем с помощью наводящих вопросов, которые задаются именно этому ребенку, вместе пытаемся найти правильные ответы.

Создание такой эмоционально комфортной обстановки для каждого, даже самого неумелого и незнающего, ребенка задача первостепенной важности, в значительной степени определяющая успешность всего последующего обучения, ибо она создаёт условия для формирования положительной мотивации учения в школе.

Одной из важных предпосылок учебной деятельности является умение решать учебные задачи (речевые, коммуникативные, творческие и др.). При решении учебной задачи ребенок впервые попадает в ситуацию, когда перед ним встает задача не что делать, а как делать. Главным результатом решения учебной задачи является усвоение способа ее решения. То, что предметом усвоения становится способ действия, представляло собой значительную трудность для определенной части детей. Были дети, которые очень долго не могли перестроиться с привычного решения практических задач на учебные. Они нуждались в пошаговой помощи педагога и постоянном контроле.

Особенно ярко это проявлялось в решении такой учебной задачи как проведение звукового анализа слов. Даже простое перечисление операций при выполнении звукового анализа показывает, какую огромную мыслительную работу проделывает ребенок при решении этой учебной задачи. Деление задания на ряд последовательных этапов (интонационное выделение звука в слове, изолированное называние звука в слове и т.д.), напоминание о способах достижения цели не только помогают детям организовать свои действия, но и повышают общую целенаправленность действий, формируют умение выполнять их самостоятельно. Постепенно, в ходе решения аналогичных задач возникает перенос найденных способов действия на новые, измененные условия. Формируемое при этом умение работать по алгоритму со временем становится универсальным.

В ходе решения учебных задач первостепенное значение уделяем умению словесно описывать свои действия: объяснять, рассказывать, делать выводы.

Важной предпосылкой становления учебной деятельности является умение осуществлять контроль за способами выполнения своих действий и их оценка. Отличительной особенностью учебной деятельности является то, что она осуществляется на основе образца действия. Это определяет необходимость формирования у ребенка умения сопоставлять свои действия с образцом. Без данного умения осуществление учебной деятельности невозможно. Н.Н Поддьяков отмечает, что подготовку к учебной деятельности разумно начинать именно с формирования данного умения.

Все языковые отношения усваиваются дошкольниками при обучении грамоте с помощью самостоятельного построения моделей звукового состава слова. Именно построение моделей дает возможность формировать у дошкольников действия контроля и самоконтроля .

Хорошим материалом для формирования этой предпосылки являются кроссворды. Внешне работа с кроссвордами выглядит не как учебная задача, а как своего рода развлечение. Но разгадать кроссворд ребенок может только опираясь на свои знания о написании гласных букв после твёрдых и мягких согласных звуков, умея «читать» модели. Мы показывали детям, как это нужно делать, как оценивать каждое свое действие – верно или неверно, так или не так?

В пособии «Азбука для дошкольников» (Л. Е. Журова, М. И. Кузнецова) увеличивается количество слов для самостоятельного звукового анализа, для восстановления звуковой формы слова при замене в модели слова одной гласной буквы на другую – все эти задания способствуют формированию действия самоконтроля.

Методика Л.Е. Журовой обладает очень большими возможностями для дифференцированного обучения, его индивидуализации. В основу дифференциации обучения положен учет сформированности предпосылок учебной деятельности дошкольника, знание педагогом того, какие ее компоненты у ребенка не развиты и на этой основе устранение возможных трудностей. В «Азбуке» имеются задания разного уровня сложности, направленные на решение одних и тех же программных задач. При этом каждый ребенок имеет возможность выполнить любое задание.

Оценивая успешность работы, мы прежде всего смотрели, послужило ли выполнение данного задания продвижению ребёнка в овладении предпосылками учебной деятельности, осознают ли дети что и как они делают.

Итоги работы показали, что реализация такой идеи дифференциации обучения способствует возрастанию количества детей, овладевающих умениями принимать учебную задачу, самостоятельно контролировать и оценивать собственные действия.

В целом, результаты работы по программе «Подготовка к обучению грамоте детей 4-7 лет» Л.Е. Журовой. комплекту пособий «Азбука для дошкольников» (Л.Е. Журова, М.И. Кузнецова) позволяют сделать вывод о достаточно высокой их эффективности и целесообразности использования в целях формирования предпосылок учебной деятельности.

Необходимо отметить положительную динамику и в языковом развитии детей: умение выделять единицы речи. владение звуковым анализом и др.

Наши выпускники в 1 классе имеют достаточно высокие показатели мотивационной готовности к школе, адаптации (70% высокий уровень и 30% средний) и качества обучения. Они отличаются самостоятельностью, владеют навыками самоконтроля, активны и уверены в себе.

Реализации положений ФГОС ДО о небходимости формирования у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности способствовало участие в вебинарах, проводимых издательством «Вентана-Граф»:

  • «Обучение грамоте» (Л.Е. Журова);
  • «Формулировка заданий по русскому языку как средство развития универсальных учебных действий» (Р.А. Дощинский) .
  • «Начальная школа XXI века: технология достижения планируемых результатов. ФГОС НОО (С.В. Иванов) .

Ценность той помощи. которую оказало участие в этих вебинарах, трудно переоценить.

Основные концептуальные положения программы Л.Е. Журовой «Подготовка к обучению грамоте детей 4-7 лет» имеют непосредственное продолжение в курсе начальной школы, а именно в учебном пособии «Букварь» (авторы Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, программа «Начальная школа XXI века»).

Главным ценностным ориентиром при построении курса обучения грамоте также является его направленность на формирование умения учиться.

В заключении хочется привести слова Л.Е. Журовой, с которыми мы полностью согласны:

«Гуманизация и демократизация нашего образования зависят, прежде всего, от нас, педагогов. Мы прекрасно понимаем все реальные трудности этого процесса. Нужна серьёзная работа по собственному воспитанию, по формированию у себя новой личностной позиции. Такой подход к себе – трудный, часто болезненно трудный, но именно такой подход поможет преодолеть любые трудности в обучении детей».

Полевая Н.Ф.,
учитель-логопед высшей кв. категории

Читайте также:  Игры по развитию мелкой моторики, как средство повышения речевой активности
Ссылка на основную публикацию