НОД по теме Что такое слово

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Что такое-слово?»

Оксана Мамонтова
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Что такое-слово?»

Составитель: Мамонтова Оксана Викторовна, учитель-логопед

Цель:

1. Познакомить детей с понятием “слово”, объяснить, что слово состоит из звуков. Учить дифференцировать понятие “звук -слово”, различать слова обозначающие предметы, признаки, действия.

2. Развивать фонематический слух, связную речь, общую и мелкую моторику, зрительное и слуховое восприятие, память, логическое мышление.

3. Воспитывать у дошкольников культуру общения,навыки сотрудничества в игре и на занятии.

Оборудование:

1. Сюжетные картинки “Сад. Лес. “.

2. Предметные картинки: обитатели леса, фрукты, овощи, цветы, игрушки, животные).

3. Кружочки – символы звуков, полоски – символы слов по количеству детей.

4. Мешочек с предметами (игрушками).

Ход НОД

1. Организационный момент: Упражнение “Лягушки”

Дети стоят в кругу, а один ребенок выходит в середину круга, затем называет имя ребенка, который произнесет”ква-ква-ква!”.

Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки.

2. Чтение стихотворения.

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей кругом полным-полно,

А безымянных нету!

И все, что только видит глаз –

Над нами и под нами

И все, что в памяти у нас,

– Сегодня мы познакомимся с понятием “слово”, будем учиться различать слова обозначающие предметы, признаки, действия.

3. Беседа по сюжетным картинкам “Сад. Лес”.

Педагог предлагает детям рассмотреть картинки и ответить на вопросы:

– Что вы увидели в саду? (Деревья, груши, яблоки.)

– А кого вы увидели в лесу? (Лису, волка, зайца.)

– Вы сказали много слово. А все слова звучат по разному, потому что в них есть звуки. запомните, что слова состоят из звуков.

4. Игры на развитие фонематического слуха и восприятия.

1) Игра “Собери слово”

Логопед выставляет картинку “мак”, под ней – три кружочка, затем предлагает послушать, как они “оживают” и превращаются в звуки: м,а,к.

– Эти звуки можно “разбросать”. “Бросим” влево звук м, перед собой – звук а, вправо – звук к. Опять “соберем” их – м, а, к. Получилось слово”мак”. Все слова состоят из звуков.

2) Игра “Живые и неживые слова”

Задание 1. Детям предлагается прослушать стихотворение, затем назвать слово – предмет о котором в нем говорится.

Летит, летит по небу шар,

По небу шар летит.

Но знаем мы: до неба шар

Никак не долетит.

Логопед объясняет детям слово “шар” – это предмет, его можно увидеть, потрогать, описать. Шар – это неживой предмет, игрушка.

Задание 2. Загадка:

На овчарку он похож, что ни зуб, то острый нож.

Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть. (Волк.)

– Слово “волк” обозначает живой предмет, животное.

5. Игра “Что в мешочке?”

Дети достают предмет из мешочка, называют, затем подбирают к нему слово- действие, отвечающее на вопрос “Что делает?”

Например” мяч – (что делает) прыгает, скачет, летит.

6. Физкультминутка «Осенний сад»

Как румян осенний сад! – легкие хлопки по щекам.

Всюду яблоки висят. – поднимают руки вверх.

Краснобоки, краснощеки, – руки на поясе.

На ветвях своих высоких – поднимают руки вверх.

Точно солнышки горят! – соединить руки в круг “солнышко”.

7. Игра “Цепочка”

Дети встают в круг, логопед показывает предметную картинку и предлагает ребёнку назвать по цепочке слова-признаки, отвечающие на вопрос ” Какой? Какая? Какие? “.

Например: слива-(какая) синяя, спелая, круглая.

8. Пальчиковая гимнастика.

У Лариски-(пальцы сжаты в кулачки)

Две редиски. (разгибают два мизинца на обеих руках)

У Алёшки-(пальцы сжаты в кулачки)

Две картошки. (разгибают два безымянных пальца на обеих руках)

У Серёжки сорванца-(пальцы сжаты в кулачки)

Два зелёных огурца. (разгибают два средних пальца на обеих руках)

А у Вовки-(пальцы сжаты в кулачки)

Две морковки. (разгибают два указательных пальца на обеих руках)

Да ещё у Петьки-(пальцы сжаты в кулачки)

Две хвостатых редьки. (разгибают два больших пальца на обеих руках)

9. Работа в тетради:

Упражнение “Укрась предмет”

Задание: Нарисовать предметы по памяти.

10. Итог занятия (педагог положительно оценивает деятельность каждого ребёнка)

Астафьева Е. О. “Играем, читаем, пишем”; Нищева Н. В. “Мой букварь”; Пожиленко Е. А. “Волшебный мир звуков и букв”; Чистякова М. А. “Психогимнастика”.

План работы по формированию навыков фонематического анализа, синтеза и представлений у дошкольников в старшей группе ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, СИНТЕЗА И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ в старшей группе (1-й год обучения).

Развивающее пособие для детей 4–7 лет «Город звуков». Программные задачи: 1. Знакомство с понятием «звук», «гласный звук», «согласный звук». 2. Учить распознавать гласные и согласные звуки.

Конспект Нод по обучению грамоте “Что такое слово”
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Цели занятия: подвести детей к понятию «слово», как единицы речи (мы говорим словами, слово является средством общения людей). Развивать фонематический слух, умение делить слова на слоги, выделять ударный звук в слове. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к слову, усидчивость.

Скачать:

ВложениеРазмер
chto_takoe_slovo.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

по обучению грамоте

«Что такое слово?»

Составитель: Кирсанова Г.В.

воспитатель гр. № 2

Образовательные области в интеграции: «Речевое развитие».

Цели, задачи: подвести детей к понятию «слово», как единицы речи (мы говорим словами, слово является средством общения людей). Развивать фонематический слух, умение делить слова на слоги, выделять ударный звук в слове. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к слову, усидчивость.

Материал и оборудование: магнитная доска, набор картинок: «овощи», «предметы быта», 2 обруча (красного и синего цвета), рабочие тетради.

Предварительная работа: дидактические игры вне занятий.

Индивидуальная работа: выделение ударного звука в слове

Воспитатель: Здравствуйте! Садитесь.

  • Я поздоровалась с вами, сказав только одно слово – какое? (Здравствуйте)
  • А что это значит? (Это значит поприветствовать, пожелать здоровья).
  • Одно слово, как много оно значит!
  • Какое слово я ещё сказала? (Садитесь).
  • Да, я сказала «садитесь» и вы сели, выполнив мою просьбу.
  • Всё, что нас окружает, имеет своё название и что – то обозначае ( имеет своё значение), поэтому мы и говорим: «Что означает слово?» – Слово звучит и называет все предметы вокруг нас, имена, животных, растения.
  • Мы смотрим на предмет и можем назвать его словом. Посмотрите вокруг и назовите одним словом предметы в нашей групповой комнате (Дети называют предметы мебели, игрушки, комнатные растения).
  • Молодцы, сколько много слов назвали. Каждое из них обозначает предмет или группу предметов. (Стол для чего нужен – сидеть за ним, писать, обедать, читать. Кукла для чего нужна – играть.
  • Давайте поиграем в игру: «Почему так называется?». Воспитатель выставляет на доску картинки: пылесос, холодильник, скакалка, самокат, мясорубка, соковыжималка. (Дети называют предмет и что обозначает это слово).
  • Из этих слов понятно для чего нужны эти предметы.
  • Ребята, какими могут быть слова? (длинными и короткими).
  • А от чего это зависит? (от того сколько слогов в слове).
  • Я сейчас буду называть слова, а вы слушайте внимательно. Если слово короткое – хлопайте в ладоши, а если длинное – подпрыгивайте. Слова: мяч, шар, дом, сом, лук, рак, рот, нос, сыр, машина, дорога, игрушки, солнышко, девочка, дерево, лисица, малина, пешеход, пароход.
  • Значит из чего состоят слова? ( из слогов).
  • Да, слог – это часть слова.
  • Я предлагаю вам поиграть в игру: «Угадай на ощупь». (Дети берут по очереди один предмет, называют его, определяют сколько слогов в слове, слоги – прохлопывают). Предметы: Кук – ла, ма – ши – на, мяч, куб, ка – ран – даш, чаш – ка, та – рел – ка, руч – ка, мы – ло. (Молодцы!)
  • Скажите мне, а из чего состоит слог? ( из звуков).
  • Какие звуки вы знаете? (гласные и согласные).
  • Чем отличаются гласные звуки от согласных? (Гласные звуки поются, произносятся с помощью голоса, его можно тянуть).
  • Какой звук в слове ударный? На какой звук в слове падает ударение? (гласный).
  • Мы с вами знаем, что осень – сбор урожая овощей. Давайте вспомним какие овощи собрали с полей и огородов. (Воспитатель выставляет картинки с изображением овощей, дети должны назвать овощ, разделить слово на слоги и сказать на какой звук падает ударение, на какой по счёту слог, часть). Овощи: кар – то – фель, лук, чес – нок, го – рох, ка – ба – чёк, тык – ва, ре – па, ка – пус – та, по – ми – дор. (Молодцы! Справились с заданине.)
  • А, сейчас посмотрите на эти два обруча (домика) разного цвета (красного и синего) в них живут звуки. Вы подойдите к тому домику, в котором живёт первый звук авшего имени. (дети встают около обручей в зависимости от звуков).
  • Игра: «Почему ты здесь встал(а)?» (потому что в этом домике живёт гласный звук А – первый в моём имени и т.д. Гласные звуки – красного цвета, а согласные – синего). Отвечают все дети, произносят первый звук своего имени. (Молодцы! Все знаете звуки, с которых начинается ваше имя.
  • А теперь, выберите из этих карточек тот звук, на который начинается ваше имя, возьмите тот цвет карандаша, которым выделяется этот звук, обведите по контору, заштрихуйте слева – направо. (Дети выполняют задание).
  • Помогите мне найти слова противоположные по смыслу в стихотворении Чиарди «Прощальная игра».

Значение слова «нод»

Что означает слово «нод»

Библейская энциклопедия арх. Никифора

Нод

(страна ссылки; Быт 4:16) — название страны, в которую удалился Каин; находилась на в. от Едема. Но все попытки определить, какая это была земля и где именно она находилась на Востоке — доселе остаются безуспешными.

Библейский Словарь к русской канонической Библии

Нод

(блуждание) ( Быт.4:16 ) — название земли, в которую удалился Каин. По мнению некоторых толкователей это слово означает не землю, но состояние бегства, блуждания, одиночества, в котором он оказался. ( см. имя)

Смотрите также:

Морфологический разбор слова «нод»

Фонетический разбор слова «нод»

Значение слова «нод»

Карточка «нод»

Словари русского языка

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон. Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз. Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике. Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление. Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+ Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Конспект НОД по грамоте. Слог. Деление слов на слоги. Старшая группа

Тема: Слог. Деление слов на слоги.
Цель: Дать понятие о слоговом составе слова.
Задачи:
Формировать умение выполнять слоговой анализ, определяя количество и последовательность слогов в слове;
Формирование умения различать слово и слог;
Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения;
Активизировать и расширять словарный запас учащихся;
Проводить самооценку
Оборудование:
Демонстрационный материал: сюжетная картина, слоговые схемы;
Раздаточный материал: предметные картинки, рабочие листы, простой карандаш.

Орг. момент
-Скажите, с каким настроением вы шли сегодня в сад?
Мне очень хочется, чтобы на протяжении всего дня у вас было хорошее и бодрое настроение!
Я думаю, в этом поможет нам солнышко.
(иллюстрация)
Солнце на небе проснулось.
Нам, ребята, улыбнулось.
-Давайте и мы, подарим свои улыбки друг другу и нашим гостям.

Ход занятия
1. Знакомство с новым материалом
– Сегодня я хочу рассказать вам историю, которая случилась вот в этом лесу (на доску вывешивается картина).
– Какой это лес?
– И вот жила в лесу лиса со своими лисятами, которых звали Тиша и Мариша.
– Какие лисята?
– Что они любят делать?
– Однажды пошла лиса со своими лисятами гулять. Заигрались лисята и не заметили, как убежали очень далеко. Стала звать их лиса: «Ти-ша, Ма-ри-ша».
-Не слышат лисята. Давайте вместе их позовем (Ти-ша, Ма-ри-ша).
-Опять не слышат. Позовем их еще раз (Ти-ша, Ма-ри-ша).

-Услышали, наконец, лисята и прибежали обратно. И обещали они никогда больше не убегать далеко.
-Когда мы звали лисят, мы произносили слово по частям. Послушайте еще раз. Ти-ша, Ма-ри-ша.
-Когда мы произносим слово по частям– это значит, что мы делим его на слоги .
-Послушайте, как я сейчас произнесу слово лиса и хлопну в ладоши на каждый слог.
-Давайте вместе (Ли-са)
-Сколько слогов в этом слове? Какой первый, второй?
-Как называют детёнышей лисы? (лисята)
Давайте разделим следующее слово (Ли-ся-та).
Сколько слогов?
Какой 1, какой 2, 3.

Динамическая пауза
-Предлагаю и нам погулять по этому лесу.
В лес осенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.

Закрепление нового материала

1. Игра «Куда пойдет слово?»
Каждый ребенок должен разделить слово на слоги, определить количество слогов и занять тот «домик», который соответствует количеству слогов в слове.
-Пока мы гуляли, я нашла корзинку. Давайте посмотрим, что в ней?
-В ней слова и они заблудились. Поможем им найти свой дом?
-Но для этого слова нужно разделить на слоги.
-Вспомните, как мы обозначаем слово? (Одной чертой) ________
-Как обозначить, что это «дом» для слов, в которых 2 слога? (Разделить слово на 2 части)
(Один ребенок приглашается к доске и делит схему слова на две части)
Из скольких слогов будут состоять слова этого «дома»? (из 2 слогов)
Кто догадался, какие слова будут жить в этом доме?
( Слова, в которых 3 слога)
Почему вы так думаете? (Потому что схема слова разделена на 3 части)
– Возьмите себе каждый по одной картинке. Дети берут и называют свое слово.
Когда все картинки будут розданы, воспитатель просит детей занять нужный домик.
– Слова, в которых 2 слога (3слога) займите свой домик.
Проверка выполненного задания.

2. Игра «Слово-слог».
– Предлагаю поиграть. Я буду называть слово или слог. Если вы услышите слог-хлопайте, а если слово-подпрыгивайте.
Ма, зима, си, сила, мыши , ши, зи, корзина, да, вода , игра, ра.

Будьте дети так добры,
Тихо сядьте за столы.

Дети садятся за столы.

3. Самостоятельная работа детей.
Чтобы мы не забывали о нашей прогулке, жители леса прислали нам картину. Давайте назовем, что на ней изображено.(туча,сова,ворона,береза,лиса, малина)
Как вы думаете, что нужно сделать в этом задании? (Соединить иллюстрации с подходящими схемами.
Проверка.
Давайте проверим, как вы справились с заданием, а для этого поменяйтесь своими работами.
Сколько слогов в слове малина?
( В слове малина 3 слога)
С какой схемой соединили?
(Со схемой №2)
Аналогично проверяются остальные слова.
На доске эталон верного ответа. (Показ воспитателем «с помощью» детей как верно соединить иллюстрации и схемы)
Кто нашел ошибки? (Уточнить какие ошибки были найдены)

Конспект НОД по развитию речи «Части слов»(старшая группа)

    li” data-url=”/api/sort/PersonaCategory/list_order” >
  • Картотеки для развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО (5)
  • Материалы для развития проектно-исследовательской деятельности в подготовительной группе (5)
  • Знакомимся с творчеством писателей (3)
  • Развиваем речь (12)
  • Весна. Праздник поэзии (1)
  • Аппликация (1)
  • Учимся лепить (1)
  • Учимся рисовать (5)
  • Развиваем математические представления (2)
  • Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе (7)

Конспект НОД по развитию речи «Части слов»(старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи «Части слов»

(старшая группа)

  • Формировать представление о том, что слова можно разделить на части;
  • Познакомить с термином «слог»;
  • Учить детей делить на слоги двух- и трёхсложные слова;
  • Учить называть слова с заданным слогом;
  • Закреплять умение интонационно выделять звук в слове;
  • Развивать гибкость мышления, речь детей.
  • Воспитывать умение слушать сверстников.

Демонстрационный материал: картинки с изображением животных, картинка с изображением малины.

  1. Игра «Кто у кого?»

– Ребята, я буду называть каких-либо животных, а вы в ответ называть детёнышей этих животных.

  1. Ребята, а теперь давайте измерим хлопками все эти слова.

Например: Ли-са – ли-сё-нок.

Дети отмечают, что слово «лисёнок» длиннее слова «лиса». Затем они произносят слова по слогам и выясняют, что в слове «лиса» две части, а в слове «лисёнок» – три, поэтому оно длиннее.

– Ребята, части слова называются слогами, потому что слово слагается из них.

Называет первую часть, затем вторую. Когда мы произносим слово не полностью, а делим его на части – это значит, что мы делим его на слоги (показ).

В слове может быть два, три, четыре и больше слогов. А есть и такие слова, в которых только один слог. Поэтому вы, наверное, заметили, что слова бывают длинные и короткие. Это зависит от того, сколько в нём слогов. Вот послушайте, я произнесу слова из одного слога: дом, рак, сом, кот и т. д.

При произнесении этих слов рот открывается только один раз. А теперь послушайте и скажите, на сколько слогов я делю эти слова (воспитатель произносит –двух, трёхсложные слова)

Такая же работа проводится со всеми словами.

  1. Игра «Отгадай моё слово»

– Ребята, я задумала слово (малина), которое начинается со слога «МА». Попробуйте отгадать моё слово. А отгадка нарисована на картинке. Она лежит у меня на столе. Я вам покажу её в конце игры.

(Игра продолжается до тех пор, пока дети не назовут 10-12 слов, даже если кто-либо отгадает слово в начале игры.)

– Ребята, я загадала слово – название ягоды. Какое это слово? – «Малина». – Кто отгадал моё слово? – Лиза.

– Молодец, Лиза, ты сегодня победитель!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

– Давайте немножко отвлечемся и представим, что мы превратились в веселых обезьянок:

Мы – веселые мартышки,

Мы играем громко слишком.

Все ногами топаем,

Все руками хлопаем,

Скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску.

И друг другу даже

Шире рот откроем,

Гримасы все состроим.

Как скажу я слово три,

Все с гримасами замри.

– И обратно превращаемся во внимательных ребят.

  1. Игра «Кто внимательный?»

– Ребята, я сейчас прочитаю отрывок из стихотворения С.Я. Маршака, слегка выделяя голосом какой-то звук в словах.

Спит спокойно

Старый слон.

Стоя спать

– Какой звук вы часто слышали в этом стихотворении? (звук «С»).

– Назовите пожалуйста эти слова.

Лиса, роза, курица, сова.

Корова, сорока, роза, собака.

  1. Игра «Волшебники»

– Нужно превратить короткое слово – в длинное. А чтобы это сделать, надо назвать мое слово «ласково»

  1. Игра «Найди одинаковый слог» из ряда слов.

– Послушайте внимательно 2 слова и определите слог, который повторяется в словах.

НОД по теме Что такое слово

№ 1019 НОД «Что такое дружба»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Анжеро –Судженского городского округа

«Центр развития ребенка –детский сад №21»

Конспект образовательной деятельности

по теме: «Что такое дружба»

(познаю себя)

для воспитанников старшего дошкольного возраста

Составители: Череповская О. В., воспитатель,

Вотчинникова М.Г., воспитатель

Конспект НОД

Тема: «Что такое дружба»

СКАЧАТЬ (с фото)

Цель: обобщение и расширение знаний воспитанников о дружбе.

Задачи:

1.Уточнить представления детей о понятии «дружба».

2.Учить выражать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов.

1.Побуждать детей к добрым поступкам, желание оказывать помощь другим.

2.Формировать умение вести диалог с воспитателем и сверстниками, высказывая своё мнение полным предложением.

1.Воспитывать коллективные взаимоотношения в процессе совместной деятельности.

2. Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, умение выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению.

Материалы и оборудование :

Сказочные герои, конверты с заданиями, иллюстрации поступков детей, эмблема земного шара, ладошки детей, смайлики, клей, клеенки.

-беседа с детьми о дружбе, об отношении друг к другу;

-чтение художественной литературы о дружбе;

-разучивание пословиц и поговорок, песен о дружбе;

-подбор аудиозаписей с песнями о дружбе для сопровождения.

Организационная часть:

Воспитатель :

Ребята, а у нас с вами сегодня гости. Давайте поздороваемся с ними и пошлем им хорошее настроение и улыбку.

А теперь давайте поприветствуем друг друга.

Здравствуй, Небо! (Руки поднять вверх)

Здравствуй, Солнце! (Руками над головой описать большой круг)

Здравствуй, Земля! (Плавно опустить руки на ковер)

Здравствуйте, все мои друзья! (Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)

Вводная часть:

Ребят, а вы любите сказки? Сегодня я узнала, что в сказочном королевстве произошла беда. Злая волшебница перепутала все сказки и перессорила всех сказочных друзей. Представляете, Карлсон улетел от Малыша, Чебурашка сбежал от крокодила Гены, от Белоснежки убежали все семь гномов, Медведь не может найти Машу, Буратино тоже исчез, а Винни -пух ищет Пяточка, но нигде не может найти. Что можно сделать, чтобы они снова подружились?

(На доске прикреплены по одному сказочные герои в столбик – те, которые просят о помощи: Малыш, Крокодил Гена, Белоснежка, Медведь, Львенок, Винни-пух).

Сказочные жители попросили нас навести в сказках порядок и вернуть всё на свои места. Но это не просто. Потому что волшебница придумала испытания для тех, кто попробует это сделать. Как вы, ребята думаете, сможем мы с вами справиться с испытаниями и помочь сказочным героям?

Сможем!

Но только не забывайте о том, что справиться с этим смогут только дружные ребята, ребята у которых один за всех и все за одного. Мы с вами такие?

ДА!

  • А почему вы так думаете? (потому что мы помогаем друг другу, заботимся, стараемся делать так, чтобы не обижать друг друга).

Основная часть

Ребята, посчитайте, сколько сказочных героев потеряли своих друзей.

6

Правильно. Значит, нас с вами ждёт 6 испытаний. Выполнив одно, мы сможем вернуть только одного сказочного друга. Выполнив все 6, мы вернём всех.

Ну, что ж, ребята, ищите цифру 1. Именно там, где находится цифра 1, нас с вами ждёт первое испытание.

(Находят 1)

Игра «Мозговой штурм»

Нам с вами придётся попробовать ответить на все вопросы, которые приготовила нам волшебница. Готовы? (по очереди снимают вопросы и отвечают)

Беседа на тему «Что такое дружба

  • А вы — дружные ребята? (да)
  • А почему вы так думаете? (потому что мы помогаем друг другу, заботимся, стараемся делать так, чтобы не обижать друг друга).
  • А с чего начинается дружба? (с улыбки, со знакомства, с ласкового слова, с общих интересов и т. д.)
  • Можно ли прожить без друзей?

Нет. Без друзей скучно, не с кем играть, поговорить

  • Ребята, скажите, а у вас есть друзья? Поднимите руку у кого они есть? (отв. детей)

Молодцы, ой, что это? (Достаю из конверта сказочного героя).

Смотрите, одного сказочного героя нам уже удалось спасти. Даша прикрепи его, пожалуйста, к его другу.

Ну, что ж, ищем цифру 2.

(Находят над кухней)

Игра «Узнай настроение».

Смотрите, здесь написано, что для того, что бы спасти следующего сказочного героя нам надо угадать настроение. А как можно узнать настроение у человека? Правильно, по лицу. Вот здесь расположены картинки с разными лицами. Найдите человечка, у которого грустное настроение, веселое, человечек, который испугался, удивился, разозлился и попробуйте изобразить эту эмоцию на своем лице. Давайте поиграем.

Тогда вставайте в круг. Сейчас мы с вами будем передавать рамку друг другу со словами :

Мы эмоции все знаем,

Показать их – не секрет.

А сейчас мы отгадаем,

Что покажет нам портрет!

У кого в руках с окончанием слов окажется рамка, тот, приставив рамку к лицу, изображает какое-нибудь эмоциональное состояние. А мы попробуем отгадать. Давайте посмотрим, смогли мы с вами спасти второго сказочного героя или нет. (Снимаю конверт)

А вот и второй сказочный герой. Кто это? Лера, найди скорее его друга.

Какую следующую цифру мы должны с вами найти?

3 Кто её видит?

Ой, ребята, трудное задание.

3 – Упражнение «Инсценировка»

Дети в парах должны показать фразы : “Друзья встретились”, “Играем вместе”, “Не поделили игрушку”, “Мы поссорились”, “Помирились”, “Помогаем друг другу”, “Прощаемся”. Кто хочет показать эти фразы? Беседа, какие сценки было легче показывать и почему?

– Молодцы! И в доказательство этому ещё один спасённый сказочный герой.

Дима, найди его друга.

Наташа, а какую цифру мы должны найти сейчас?

Физ. минутка «Дружба»

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

Дружно и сильнее

По коленочкам ударили

Тише, тише, тише.

Наши ручки поднимайтесь

Выше, выше, выше

Наши ручки, закружились

Ниже опустились

Завертелись, завертелись

И остановились

4 – «Плохо или хорошо»

Рядом с конвертом лежат смайлик. Посмотрите, всели они одинаковые? (Нет, одни весёлые, другие – грустные)

Возьмите, пожалуйста, по два смайлика, одного весёлого, другого грустного и присядьте на стульчики.

Сейчас я буду говорить о разных поступках. Если я буду говорить о хорошем поступке –то какой смайлик вы поднимите?( который – улыбается и скажете «Да». А если о плохом поступке, тогда какой?( смайлик который грустит) и скажете «НЕТ».

1.Будем дружно мы играть и друг другу уступать.

2.Есть одни в шкафу без света, апельсины и конфеты.

3.Будем дружбой дорожить.

4.Будем драки затевать, всех в округе обижать.

5.Мы не струсим никогда, если помощь вдруг нужна.

6.Со всеми честные всегда, не вруны, не ябеды.

7. Другу будем помогать.

– Молодцы! И в конверте мы нашли ещё одного сказочного героя.

Какая следующая цифра? 5

5 – «Ссоримся и миримся»

Посмотрите, здесь иллюстрации, на которых изображены обычные мальчики и девочки. Попробуем определить, на каких из них друзья поссорились и почему. (Попробуем)

Мальчики идут к столу, где весёлый смайлик, а девочки – где грустный.

(Рассматривают иллюстрации отбирают те, на которых дети поссорились)

Так что надо делать, чтобы не ссориться?

(Делиться игрушками, не драться, уступать друг другу в игре, соблюдать правила игры, уважать мнение и желание друга, не обижаться, не жаловаться, уметь прощать и т. д.)

Ребята, всё, что вы сейчас сказали, можно назвать правилами дружбы. После нашего путешествия попробуем из этих иллюстраций смастерить книгу «Что такое хорошо, что такое плохо». Её можно будет показать ребятам других групп, что бы они тоже учились дружить. Смотрите, а в конверте ещё один сказочный герой.

А нам с вами осталось выполнить задание под цифрой 6.

6- «Планета мира и дружбы»

Волшебница запретила создавать плакаты о дружбе. Значит, нам надо его создать, что бы спасти последнего сказочного героя.

Ладонь это символ доверия, искренности и дружбы. Если взрослые и дети будут дружить на нашей планете, тогда мы сможем назвать нашу планету – ПЛАНЕТОЙ МИРА И ДРУЖБЫ. У нас есть ваши ладони, на которых вы вместе с родителями, написали пословицы и поговорки о дружбе. Приклеим их рядом с планетой. Если взрослые и дети будут дружить, тогда мы сможем назвать нашу планету – ПЛАНЕТОЙ МИРА И ДРУЖБЫ.

Вот какой красивый плакат у нас с вами получился, настоящая планета мира и дружбы.

Мы с вами спасли последнего сказочного героя. Колдовские чары разрушены. Все сказочные герои- друзья вернулись друг к другу.

Итог занятия.

Какое доброе дело мы совершили? (спасли сказочных героев, помирили их) Ребята, вы были смелые, отзывчивые, дружные. Давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили? Смогли мы помочь сказочным героям? А что мы для этого сделали? Мне очень бы хотелось, чтобы вы стали одной дружной семьей и всегда помогали друг другу. И помните, что дружбой надо дорожить.

Ребята, кому сегодня было легко и интересно на занятии – похлопайте руками. Кому было не много трудно, потопайте ногами.

Ритуал прощания «Улыбка»

Давайте с вами сделаем круг и закончим наше занятие прощанием.

(Дети становятся в круг, кладут друг другу на плечи, говорят девиз дружных ребят):

«С ручейка начинается река, ну а дружба начинается с улыбки».

Оглянитесь, улыбнитесь, обнимитесь, разойдитесь.

Занятие кончается, а дружба продолжается, УРА,УРА,УРА

Предлагаю поиграть вам в игру : «Мой друг» Закрепим хорошие качества настоящих друзей. (Я бросаю мячик кому-нибудь из вас и говорю, какой ваш друг. Если согласны – повторите мои слова, если нет, скажите по- другому.)

Твой друг плохой? (Нет, мой друг хороший.) Твой друг надёжный? (Да, мой друг надежный.) (Капризный – послушный, Ленивый – трудолюбивый. Жадный – щедрый, добрый. Слабый – сильный. Грубый – ласковый, добрый. Вредный – послушный, хороший Жестокий – добрый. Талантливый. Умный. Да, действительно у вас хорошие друзья!

Мозговой штурм

  1. 1.С чего начинается дружба?

Правильно, ведь даже в песне поётся. «С голубого ручейка начинается река ну, а дружба начинается с улыбки

  1. 2.С кем можно дружить?

(С кем интересно играть, кто никого не обижает, кто делится игрушками)

  1. 3.Можно ли прожить без друзей?

(Нет. Без друзей скучно, не с кем играть, поговорить)

  1. 4.Друзья познаются в беде или счастье?

(Настоящие друзья помогут в беде)

  1. 5.Что можно делать с друзьями?

(Учиться, работать, играть, шутить, отдыхать, помолчать)

Читайте также:  Осень - конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 3 лет
Ссылка на основную публикацию