НОД по формированию звукового анализа и синтеза для детей средней группы с ОНР

Фронтальная НОД в группе детей с ТНР (ОНР) по формированию звукового анализа и синтеза
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Фронтальная непосредственно-образовательная деятельность

в группе детей с ТНР (ОНР)

по формированию звукового анализа и синтеза у детей 6-7 лет

на тему: «Прилетели Бим и Бом»

МБДОУ «Детский сад №57»

Цель: Закреплять умение детей выполнять звуковой анализ и синтез слов различной слоговой структуры.

Задачи:

1. Развивать слуховое внимание.

2. Развивать фонематическое восприятие, фонематические представления. Совершенствовать умение давать характеристику звука по артикуляционным и акустическим признакам.

3. Совершенствовать грамматический строй речи, закреплять умение образовывать существительные уменьшительно-ласкательной формы.

4. Совершенствовать навыки определения позиции звука в слове.

5. Совершенствовать мелкую моторику, координацию речи с движением.

6. Совершенствовать фонематический анализ, развивать навык чтения.

7. Совершенствовать умение делить слова на слоги.

8. Совершенствовать связную речь детей, закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

9. Развивать умение работать в коллективе и индивидуально, воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Методические приемы:

1. Вербальный вид общения.
2. Демонстрация предметных картинок, использование схем, звуковых символов.
3. Слушание фонограммы «Пенье птиц».
4. Сюрпризный момент – включение в занятие персонажей воробьев.

5. Перенос действительности в воображаемую Волшебную страну.
6. Анализ и оценка деятельности детей.

Пропедевтическая работа:

1. Обогащение словаря по теме «Зимующие птицы»

2. Игры «Звуковая дорожка», «Волшебные колпачки», «Живые звуки»

3. Наблюдение в природе за птицами.

4. Слушание музыкальных композиций с голосами птиц.

5. Беседа с детьми о зимующих птицах.

6. Отгадывание загадок, чтение художественной литературы «Кто к кормушке прилетел?» Бианки, «О птицах» Зотова.

Оборудование: предметные картинки (барабан, рыба, гриб, клумба, береза, собака, белка, жеребенок, голубь, воробей); воробьи; разрезные азбуки; схемы, обозначающие слово; схемы обозначающие, место звука в слове; цветик-семицветик; медальки с обозначением эмоций (веселый, печальный, расстроенный- каждой по количеству детей); аудиозапись «Пение птиц».

Ход занятия:

1. Организационный момент

Логопед: ребята, сядет тот, кто назовет названия зимующих птиц.

Дети перечисляют названия птиц, садятся.

Логопед: Сегодня мы с вами познакомимся со звуками «Б» и «Бь». Как вы думаете какие это звуки? Почему вы так решили?

Дети: Согласные, потому что они не поются и не тянутся.

Логопед: Конечно это согласные звуки, а еще они звонкие. Посмотрите ребята кто к нам прилетел в гости? Как называются эти птицы? (звучит аудиозапись «Пение птиц»)

Логопед: Чем похожи эти воробьи?

Дети: Клювом, туловищем, лапками и т.д.

Логопед: А чем они отличаются друг от друга?

Дети: Шапкой, шарфом.

Логопед: Правильно ребята! А зовут наших гостей воробьев Бим и Бом. Как вы думаете какого воробья зовут Бом?

Дети: Воробья в синей шапочке зовут Бом.

Логопед: Почему вы так решили?

Дети: Потому что в его имени звук «Б»-твердый, а твердые звуки мы обозначаем синим цветом.

Логопед: Правильно, молодцы. А как вы думаете как зовут воробья в зеленой шапочке? И почему вы так думаете?

Дети: Его зовут Бим. Потому что в его имени мягкий звук «Бь», а мягкие согласные звуки мы обозначаем зеленым цветом.

Логопед: Бом и Бим принесли нам подарок, но подарок необычный. Посмотрите это цветок из Волшебной страны, но цветок не простой, а называется он Цветик-семицветик. В нем скрыт сюрприз. Чтобы его узнать, нам надо открыть все лепестки. Готовы? Тогда приступим.

1 лепесток: Игра «Подари картинки Биму и Бому»

Логопед совместно с детьми произносит речевку «Лети, лети лепесток…Вели, чтобы открылось нам первое задание!»

Логопед: Ребята, слушайте внимательно: если в названии картинок есть звук «Бь», то как вы думаете, кому мы ее подарим?

Логопед: А если услышим твердый звук «Б»?

Логопед показывает и проговаривает вместе с детьми названия картинок (барабан, собака, рыба, гриб, клумба, береза, белка, жеребенок, голубь, воробей) дети решают, какому воробью их подарить.

Логопед: Молодцы ребята справились с этим заданием. Давайте откроем второй лепесток и посмотрим следующее задание. (Совместно с детьми проговаривают речовку «Лети, лети, лепесток…»)

Логопед: Ребята, сейчас я вам буду называть слоги и слова, если я буду говорить твердо, то вы будете говорить наоборот как?

Логопед проговаривает слоги: БА, БО, БУ, БЫ, БЭ. Дети проговаривают мягко: БЯ, БЁ, БИ, БЕ. Затем логопед проговаривает слова: быт, быть, были, забыли, побыть. Дети, заменяя твердый «Б» на мягкий «Бь» проговаривают слова: бит, бить, били, забили, побить.

Логопед: Молодцы, ребята и с этим заданием справились. Давайте откроем следующий лепесток нашего Цветика-семицветика. (Проговаривают речевку «Лети, лети лепесток…»)

3 лепесток: «Физкультминутка- Снегири»

Логопед: А сейчас давайте отдохнем.

Дети повторяют слова и выполняют движения.

Снежок порхает, кружится,

Взмахи руками, кружиться

Развести руки в стороны

И превратились лужицы

Приседать и вставать (2 раза)

В прозрачное стекло.

Где летом пели зяблики,

Поднять руки вверх

Сделать кольцо из рук над головой

Как розовые яблоки,

На ветках снегири!

Руки вверху, пальцы растопырены

Логопед: Молодцы ребята! Садимся. Открываем следующий лепесток.

4 лепесток: Игра «Телеграф»

Логопед: Ребята, у вас на тарелочках есть схемы. Возьмите пожалуйста схему, которая обозначает слово и схемы, которые обозначают слоги.

Дети достают белую полоску- обозначает слово, и маленькие желтые полоски, которые обозначают слоги.

Логопед: Выложите пожалуйста столько слогов, сколько их в слове: БАНТ, КЛУМБА, БЕЛКА, СОБАКА (логопед к каждому слову выставляет картинки). Дети выкладывают схемы и анализируют их, отвечая полным предложением.

Логопед: Молодцы! Пришло время отрывать еще один лепесток. (Проговаривают речевку «Лети, лети лепесток…»)

5 лепесток: Игра «Поезд»

Логопед: Ребята возьмите схемы, которые обозначают место звука в слове. Покажите пожалуйста, на каком месте стоит звук «Бь» в словах и выложите нужную схему: ГОЛУБЬ, РЯБИНОВКА

Дети выкладывают схему слов.

Логопед: Покажите пожалуйста на каком месте стоит звук «Б» в словах: БУСЫ, ЗУБЫ, ХЛЕБ. Выложите схемы этих слов (дети выкладывают схемы). Молодцы ребята и с этим заданием справились. Теперь отрываем еще один лепесток: «Лети, лети лепесток…»

6 лепесток: Работа с кассой букв «Выложи словечко»

Логопед: Ребята возьмите кассы букв. Выложите пожалуйста сначала схему, затем слово к этой схеме. (Дифференцированный подход: слабая подгруппа детей выкладывает схему слова и слово БАНТ, БИНТ; сильная подгруппа детей выкладывает схему слова и слово БАНТИК, БИНТИК)

Молодцы ребята и с этим заданием вы справились! Пришло время отрывать последний лепесток нашего Цветика-семицветика.

7 лепесток: Игра «Назови ласково»

Логопед: Ребята, сейчас я буду говорить словосочетания, а вы будете говорить мои словосочетания ласково.

ПЕСТРЫЕ КРЫЛЬЯ- ПЕСТРЕНЬКИЕ КРЫЛЫШКИ

БЕЛАЯ ШЕЯ- БЕЛЕНЬКАЯ ШЕЙКА

МИЛЫЕ ГЛАЗА- МИЛЕНЬКИЕ ГЛАЗКИ

БЕЛЫЙ ПУХ- БЕЛЕНЬКИЙ ПУШОК

КРУГЛАЯ ГОЛОВА- КРУГЛЕНЬКАЯ ГОЛОВКА

ДЛИННЫЙ ХВОСТ- ДЛИННЕНЬКИЙ ХВОСТИК

Логопед: Молодцы ребята, вы сегодня справились со всеми заданиями! Посмотрите-ка, какой сюрприз скрывал Цветик-семицветик. Посмотрите какие медальки. Как вы думаете- что они обозначают? Какой человечек изображен на этой медальке?

Дети: Веселый, довольный.

Логопед: А на этой?

Логопед: Какой человечек изображен на последней медальке?

Дети: Грустный, расстроенный.

Логопед: Кто из вас считает, что справился со всеми заданиями и должен получить веселого человечка? (Дети поднимают руки и анализируют свой выбор, логопед отдает ребенку медальку). Кто считает, что справился не со всеми заданиями и должен получить печального человечка? Кто считает, что не справился ни с одним заданием и должен получить грустного человечка? (Дети поднимают руку и анализируют свой выбор.)

Логопед: Ребята, с какими звуками мы сегодня с вами познакомились?

Дети: Со звуками «Б» и «Бь».

Логопед: Какие это звуки?

Дети: Согласные, звонкие.

Логопед: Что больше всего вам понравилось сегодня на занятии? (ответы детей) А кому было трудно справиться с заданиями? (Дети поднимают руку и объясняют, что было сложно). Вы обязательно научитесь справляться со всеми заданиями легко. А сегодня наше занятие закончено.

МАДОУ

Детский сад № 90

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ

10.04.2018, 1752 просмотра.

Анализ – это разделение целого на составные части.

Звуковой анализ – разделение целого (целым выступает слово) на составные части (составные части слова – звуки). Т.е., звуковой анализ – разделение слова на звук, из которых оно состоит.

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобального, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонематическую, т.е. последовательность звуков его составляющих.

Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове сок, а ребенок отвечает: «апельсиновый, яблочный …, а еще «Фанта»!»

Для чего нам нужен звуковой анализ? Мы используем его каждый день, т.к. звуковой анализ лежит в основе процесса письма.

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, т.е. мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности.

Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализа слова,

Однако уже в ходе записывания происходит синтез, т.е. мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое.

Обучение письму невозможно без формирования звукового анализа. Если звуковой анализ не сформирован или сформирован не до конца, то дети будут писать с ошибками, например, вместо страна – сана, тана или др.

Синтез – это соединение частей в целое, а звуковой синтез – соединение звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения.

Прочитать слово – значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое» слово. Полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.

При нарушении синтез ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово. К примеру, на вопрос взрослого: – Какое слово получится, если соединить звуки К, О, Р,М? Ребенок отвечает: – Рома.

При нарушении формирования звукового анализа и синтеза возможно побуквенное чтение, т.е. вместо звука произносится буква (нем, н, в, а мэ, нэ, вэ). Дети читают: ам – амэ, вы – вэы и т.д. побуквенное чтение в норме возможно до того момента, пока взрослый не объяснит ребенку, как читать правильно, т.е. 1 – 2 занятия. Но большинство детей логопедической группы без коррекционной работы «правильно» читать и писать не научатся, т.к. у них нарушения нормального речевого развития.

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Для чтения детей, у которых сохранилось (даже в неярко выраженном варианте) речевые нарушения, характерны:

  • трудности слияния звуков в слоги и слова, взаимные замены фонетически или артикуляционно-близких согласных звуков: свистящих – шипящих, твердых – мягких, звонких – глухих (каска – кашка, помощь – помочь, жевать – зевать);
  • искажение слоговой структуры слов (поправился вместо переправился,

операция вместо операционная, вынула вместо вытянула);

  • грамматические ошибки – недочеты, связанные с переносом аграмматизмом в письменную речь (неверное употребление предлогов и приставок, падежных окончаний, согласований различных частей речи и пр.).

Подготовка к обучению грамоте – это формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

Фонематическое восприятие – способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизводить их в устной речи, а звуковой анализ – способность различать то же самое, но чтобы воспроизводить их на письме.

Почему мы используем символы, а не сразу буквы? Буквы – это абстрактный знак, он ни как не связан со звуком. Символы гласных звуков представляют собой зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук.

Формирование навыков звукового анализа и синтеза осуществляется в принятой в современной логопедии последовательности:

  • формирование в словах первого гласного звука;
  • анализа и синтеза сочетаний из двух гласных звуков;
  • определение последнего гласного звука в словах;
  • определение наличия либо отсутствия в словах звуках;
  • определение первого согласного звука в словах.
  • определение последнего согласного звука в словах;
  • определение гласного звука в середине односложных слов;
  • синтез односложных слов, состоящих из трех звуков;
  • определение позиции согласного звука в словах;
  • определение количества слогов в словах;
  • синтез двусложных слов, состоящих из двух открытых слогов.
Читайте также:  Конспект: Знакомство с дикими животными леса

Таким образом, овладение навыками звукового анализа и синтеза:

  1. Обеспечивает готовность к освоению грамоты.
  2. Способствует предупреждению появления нарушений в письменной речи в период школьного обучения.

Портал педагога

Автор: Романий Елена Валентиновна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ г. Мурманска №46
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: “Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей с ОНР”
Дата публикации: 15.03.2019
Раздел: дошкольное образование

Развитие навыков звукового анализа и

синтеза у детей с общим недоразвитием речи

Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико-синтетическим.

Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами родного языка, а с его звуками.

Такой подход оправдан тем, что без представления о количестве и порядке звуков в слове

ребенок не сможет правильно писать, а назвав по порядку буквы, но не умея соединить

вместе соответствующие им звуки, не овладеет чтением.

При обучении как чтению, так и письму исходным процессом является звуковой анализ

устной речи, то есть мысленное расчленение слова на его составляющие (звуки),

установление их количества и последовательности.

Для чтения детей с сохранным (даже в нерезко выраженном варианте) общим

недоразвитием речи характерны:

трудности слияния звуков в слоги и слова;

взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков:

свистящих — шипящих, твердых — мягких, звонких — глухих (каска-кашка,

искажение слоговой структуры слов (поправился вместо переправился, операция

вместо операционная, вынула вместо вытянула);

грамматические ошибки (лодку перевернулась с двум друзьями);

побуквенное чтение (К, А, Ш, А); медленный темп чтения;

«угадывающее» чтение; нарушение понимания прочитанного. (Фото ребенок

Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, а уже в ходе

записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в

Прочитать слово — значит синтезировать сочетания отдельных букв, отражающих

порядок звуков в слове, так, чтобы они составили реальное, «живое» слово.

Таким образом, полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой

Для письма детей, у которых по разным причинам сохранилось общее недоразвитие речи,

характерны 3 группы ошибок:

специфические фонетические замены: ошибки, указывающие на незаконченность

процесса тонких акустико-артикуляционных дифференцировок соответствующих

звуков (свистящих — шипящих, звонких — глухих, твердых — мягких и пр.);

искажение слоговой структуры слов: перестановки, пропуски, добавления слогов,

раздельное написание частей слова и слитное – двух слов, указывающие на

несформированность слогового анализа;

грамматические ошибки: перенос аграмматизмов в письменную речь (неверное

употребление предлогов и приставок, падежных окончаний, согласований

различных частей речи и пр.).

(Фото ребенок пишет)

Многочисленными исследованиями, было подтверждено предположение, что в

преобладающем большинстве случаев причиной дисграфии и дислексии является

несовершенство фонематического восприятия и, как следствие, — несформированность

навыков звукового анализа и синтеза. (просто текст)

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово,

ориентируясь только на его смысловую сторону и не улавливая сторону фонетическую, то

есть последовательность звуков, входящих в его состав.

Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает:

«апельсиновый, яблочный. А, еще Фанта!»

При нарушении синтеза ребенок не может составить из ряда звуков слово. К примеру, на

вопрос взрослого: «Какое слово получится, если соединить звуки К, О, Р, M», ребенок

Дети, имеющие проблемы в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем

и их восприятие, испытывают особые трудности при звуковом анализе и синтезе. Степень

их выраженности может быть разной: от смешения порядка отдельных звуков до полной

неспособности определить их количество, последовательность или позицию в слове.

В свою очередь звуко – слоговой анализ и синтез у дошкольника с нарушением речи

невозможен без тонких акустико-артикуляционных дифференцировок и создания

устойчивых фонематических представлений о звуках родного языка, то есть звуковой

анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии.

Важнейшим положением реабилитационной программы является следующее: переходить

к звуковому анализу или синтезу звукового состава слова у ребенка с нарушениями речи

следует только после достижения им определенного (начального) уровня фонематического

восприятия, а также сформированности произношения анализируемых и синтезируемых

звуков речи. (ФОТО книги фонематическое восприятие)

Одним из вспомогательных средств обучения дошкольников, имеющих общее

недоразвитие речи, являются зрительные символы гласных и согласных звуков. V

(Символы согласных и гласных звуков)

Известно, что формирование навыков звукового анализа начинается с гласных звуков, так

как их восприятие и выделение в словах проще, чем согласных.

Согласные звуки воспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее, поэтому

для их обозначения необходимо использовать не только зрительный образ предмета или

объекта, способного издавать соответствующий звук, но и дополнительный жестовый

символ, связанный со зрительным. V (Жестовые символы)

Известно, что для детей с речевыми нарушениями определение позиции заданного звука в

слове (начало, середина или конец) представляет значительную трудность. С целью

облегчения формирования этого навыка также используются различные зрительные

символики, что формирует быстрый и стойкий навык определения заданного звука в

слове. V(Фото дорожек

Таким образом, материализованное с помощью зрительных символов слияние звуков и

есть моделирование чтения, а составление с их помощью слов — аналог письма. В данном

случае и то, и другое происходит в занимательном, игровом варианте.

Знакомство детей со зрительными символами следует проводить постепенно, по мере

изучения соответствующих звуков: по одному — два на каждом занятии.

Достигаемое при помощи символов комплексное воздействие различных ощущений

(слуховых, зрительных, мышечных, кинестетических) многократно усиливает

фонематические представления ребенка.

Выполнение упражнений на анализ и синтез звукового состава слова с помощью

ускоряет процесс фонемообразования;

обеспечивает готовность к усвоению грамоты;

способствует предупреждению дисграфии и дислексии у дошкольников.

(Фото ребенок с игрой логико малыш и кубиками лего+текст)

Порядок изучения звуков (только текст)

Итак, для формирования полноценного звукового анализа и синтеза слов должны

использоваться только те звуки речи, которые воспринимаются и произносятся детьми

На начальном этапе обучения к ним можно отнести звуки раннего онтогенеза: гласные и

легко произносимые согласные звуки (М, Н, В, Ф, П, Т и др.), которые обычно дети

произносят правильно, но недостаточно четко.

Затем, по мере исправления произношения, следует перейти к изучению звонких

согласных звуков (Б, Д), задненёбных (К, Г, X) и свистящих (С, 3, Ц).

При формировании навыков звукового анализа и синтеза на первом году обучения

рекомендуется ограничиться указанными звуками, а использование слов, содержащих

шипящие и сонорные звуки (Ш, Ж, Ч, Щ, Д Р), а также мягкие варианты согласных

перенести на второй год обучения.

Немаловажно, что для создания какого-либо навыка звукового анализа (например,

определения в слове конечного согласного) недостаточно предъявить ребенку 3-5 слов.

Для формирования каждого навыка рекомендуется использовать не менее 10-20 слов. В

противном же случае навык нельзя автоматизировать и сложно проконтролировать.

На основании вышеизложенного, можно условно выделить три этапа формирования

навыков звукового анализа:

Первый этап посвящается изучению гласных звуков. При этом хорошо

использовать систему символов, разработанную Т.А. Ткаченко. Внешний вид

символов совпадает с очертанием губ при артикуляции соответствующего гласного

звука. Дети с общим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа

нуждаются дополнительно в слуховой и зрительной опоре: выделению звука в

слове помогает утрированное произнесение изучаемого звука в ходе занятия; в

отличие от букв символы быстро и легко запоминаются детьми. Символы – это

геометрические формы красного цвета: А – большой круг, У – маленький кружок, И

– горизонтальная полоска, О – вытянутый по вертикали овал, Ы – нижняя половина

круга. На данном этапе дети учатся анализу и синтезу звукосочетаний из двух, а

затем из трех гласных типа АУ, АОУ, выделению начального гласного в слова х..

В ходе второго этапа, наряду с уточнением произношения наиболее

артикуляционно простых звуков дети учатся выделять звук в ряду других звуков,

слог с заданным звуком в ряду других слогов, определять наличие или отсутствие

звука в слове, выделять начальный согласный. На занятиях дети учатся

анализировать обратные слоги типа гласн.+согл., прямые слоги типа согл.+гласн., а

затем слов СГС (например: мак). На данном этапе вводятся упражнения с фишками

(красные квадраты обозначают гласные звуки, синие – твердые согласные, зеленые

квадраты – мягкие согласные). Эти упражнения воспитывают навык чтения прямых

и обратных слогов и слов. Затем фишки заменяются буквами, и дети читают слоги

и односложные слова. В это время дети постепенно учатся понимать и правильно

употреблять термины: звук, буква, слог, слово, гласный и согласный звук, твердый и

мягкий звук, звонкий и глухой звук.

На последнем этапе дети обучаются производить полный звуковой анализ

слов. Здесь особенно широко используется прием “живые звуки”. Постепенно дети

начинают анализировать слова без опоры на утрированное произнесение. У детей

различать изученные звуки;

знать гласные звуки первого ряда и звук И;

знать изученные согласные звуки и их акустико-артикуляционные признаки

(твердость – мягкость, звонкость – глухость);

выделять любой из изученных звуков в составе односложных слов (рак),

двусложных (лапа), трехсложных (малина);

определять местоположение звука (в начале, в середине, в конце слова);

определять линейную последовательность звуков в слове;

определять количество звуков в слове.

Таким образом, со всей определенностью можно констатировать, что одной из основных

задач логопеда в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, становится

формирование навыков звукового анализа и синтеза.

Подгрупповое занятие «Звук [К]» по формированию навыка звукового анализа и синтеза в старшей группе для детей с ОНР

Юлия Рабина
Подгрупповое занятие «Звук [К]» по формированию навыка звукового анализа и синтеза в старшей группе для детей с ОНР

Цель: Знакомство со звуком «К».

Задачи:

Закрепление правильного произношения звука [К] с использованием элементов логоритмики.

Формирование умения выделять заданный звук в слове и определять его позицию

Расширение словарного запаса;

Развитие ритмической способности детей

Развитие просодической стороны речи (умение развивать силу голоса)

Воспитательные задачи:

воспитывать умение действовать по инструкции логопеда;

воспитывать умение работать в коллективе;

воспитывать ответственное отношение к выполнению задания.

Оборудова ние:

Удочки и картинки с рыбками, карточки с картинками (ответы на загадки) для звукового анализа, магнитофонная запись: «Любитель-рыболов», «Аквариум» муз. К. Сен-Санса, шум моря, пароходный гудок, мягкая игрушка рыбка.

Дети заходят в зал под музыку. Маршируют по кругу.

Логопед: Добрый день ребята. Садитесь на коврики, сегодня с вами мы попадем в гости к морским и речным обитателям рыбкам. Посмотрите, какая у меня в руках красивая рыбка. Она принесла нам на спине новый звук [к], с которым мы познакомимся. Но для начала давайте превратимся в маленьких шустрых рыбок.

2. Представьте, что вы рыбки и не можете говорить, но зато можете хорошо двигать губами, и так общаться друг с другом:

Речевая разминка: Дети выполняют артикуляционные упражнения (по инструкции логопеда). Упражнения: «трубочка», «заборчик», «хоботок», «накажем непослушный язычок», «Часики», «Качели», «Почистим зубки», «Катушечка».

3. Логопед: А теперь давайте потренируем наш голосок:

Дети выполняют упражнения речедвигательной ритмики на закрепление гласных звуков

4. Логопед: помните, как покачивается корабль на волнах, сейчас мы с вами отправимся в путешествие на быстроходном корабле. А заодно познакомимся с нашим новым звуком [к]

Дети делают логоритмические упражнения, произнося звук [к]. И. П. Руки согнуты в локтях, локти подняты, кисти рук сжаты в кулаки на уровне ключиц. Перед воспроизведением сгруппироваться: кулаки прижать к груди, локти вывести вперед, опустить голову и подогнуть колени. При произнесении [к] одновременно резко запрокинуть голову, локти отодвинуть назад, прыгнуть назад.

Логопед: представим, что мы плывем по тихому спокойному морю (дети произносят слоги: Ка-ка-ка, сопровождая логоритмическими движениями. Далее подул ветер: слоги: ку-ку-ку (голос сильный, далее слоги (кы-кы-кы, (ко-ко-ко).

5. Логопед: итак, мы плывем в море и океане, а давайте наловим рыбы: пусть каждый возьмет удочку и посмотрим, кто, какую рыбу поймает.

Дети хором повторяют чистоговорку

Есть улов у рыбака.

Рыба ловится легко.

(дети ловят рыб, логопед называет их, дети повторяют: перечень слов. Окунь, карась, уклейка, кашалот, рыба-камень, камбала, кальмар, + картинки с предметами (бутылка, ведерко, копейка, блокнот)

6. Физкультминутка под музыку: Аквариум Сен-САнса:

«Рыбки весело резвятся

В чистой тёпленькой реке.

То согнутся, разогнутся,

То зароются в песке».

7. Логопед: Давайте повторим название рыб, которые вы запомнили:

Читайте также:  Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с диагнозом ОНР

(дети повторяют, сопровождая слова со звуком [К] движениями. (резкое движение локтями назад на уровне талии)

Логопед: Мы с вами наловили рыбки, но пушистый кот захотел у нас эту рыбку съесть. Чтобы получить назад рыбку, нужно нашу кошку задобрить и отгадать загадки.

Логопед раздает детям картинки: дети отгадывают загадки, каждый ребенок показывает нужную картинку и определяет, где находится звук [к] в слове.

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке,

Говорит она беззвучно,

Но понятно и не скучно!

Ты беседуй чаще с ней,

Станешь вчетверо умней.

С хозяином дружит,

Живет под крылечком,

А хвост — колечком.

Закутан ребенок в сто пеленок.

В тёмном уголке живёт,

Шёлковую нить плетёт,

Он тайком сюда забрался,

Строить новый дом собрался. (Паук)

Не попало. (молоток)

Дети определяют, в какой части слова слышится звук [К]. Затем проговаривают названия картинок в линейной последовательности с движениями речевой ритмики на звук [К]

8. А теперь на нашем корабле настала ночь.

Игра на развитие зрительного внимания: День ночь. Угадать, какой картинки не стало.

9. Пальчиковая гимнастика:

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка озорница,

Мы хотим тебя поймать

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла,

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

10. Автоматизация звуков в предложениях. А теперь пусть каждый возьмет одну карточку и составит со словом предложение. Ребенок произносит предложение. Затем предложение произносится хором.

11. Итог занятия:

Логопед: С каким звуком мы сегодня познакомились?

Давайте вспомним, как мы плыли на корабле. Нам пора в обратный путь.

(Произнесение слоговых цепочек: кА-ко-ку-кы.)

Что больше всего понравилось на занятии?

Логопедическая игра для развития и совершенствования фонематического анализа и синтеза, слогового анализа и синтеза Автор: Алексюк Лидия Владимировна, учитель-логопед Организация: МБДОУ д/с № 50 Населенный пункт: г. Новороссийск Материал игры может быть.

Дидактический материал для навыков звукового анализа и синтеза на этапах автоматизации и дифференциации поставленных звуков Для развития речи необходим определенный уровень развития слуха, как физического, так и фонематического. Фонематический слух – способность.

Формирование у дошкольников навыков звукового анализа и синтеза слов на материале рабочих тетрадей «Где звук живет?» Проблема формирования фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи является актуальной, так как развитие фонематических.

Конспект НОД по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза «Звук [п]» Тема: Звук < п >. Цели: – коррекционно-образовательные: Продолжать знакомить детей со звуком < п >; учить определять позицию звука < п.

Конспект занятия по формированию правильного звукопроизношения в старшей группе для детей с ОНР «Звук [М] и буква М» Тема: Звук и буква «М». Коррекционно – образовательные задачи: Познакомить детей со звуком «М». Четкое произнесение и характеристика звука.

Конспект занятия по формированию правильного звукопроизношения в старшей группе для детей с ОНР «Звук [М] и буква М» Светлана Шурыгина Конспект занятия по формированию правильного звукопроизношения в старшей группе для детей с ОНР «Звук [М] и буква М».

Конспект занятия по формированию звукового анализа и обучению грамоте в средней группе «Приключения в осеннем лесу» Воспитатель Ильина Е. Н. Тема: Приключения в осеннем лесу. Цель: Знакомство с гласными звуками А,О, У, четкое произношение и характеристика.

Консультация для родителей «Развитие навыков звукового анализа и синтеза» РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА Анализ – это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между.

Консультация для родителей «Развитие навыков звукового анализа и Синтеза» Консультация для родителей «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА» Анализ – это процесс расчленения целого на части, а также установление.

Консультация для воспитателей ДОУ «Этапы работы по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза» Этапы работы по развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста. [/b].

Формирование навыков звукового анализа и синтеза (Т.А. Ткаченко)

Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико-синтетическим. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка. И действительно, без представления о количестве и порядке звуков в слове ребёнок не сможет правильно писать, а, назвав по порядку буквы, но, не умея соединить вместе соответствующие им звуки, малыш не овладеет чтением.

При обучении как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности.

Перед началом письма ребёнку необходимо произвести анализ слова, однако уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетания звуковых элементов в единое целое.

Прочитать слово – значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое» слово.

Отсюда следует, что полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребёнок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность звуков его составляющих.

Например, взрослый просит ребёнка назвать звуки в слове СОК, а ребёнок отвечает: «апельсиновый, яблочный. а, ещё Фанта!»

При нарушении синтеза ребёнок не в состоянии из ряда звуков составить слово. К примеру, на вопрос взрослого: – Какое слово получится, если соединить звуки К,О,Р,М? Ребёнок отвечает РОМА.

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

В свою очередь звуко-слоговой анализ и синтез у дошкольника с нарушением речи не возможен без тонких акустико-артикуляционных дифференцировок и создания устойчивых фонематических представлений о звуках родного языка.

Другими словами: звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии.

Немаловажно, что чёткие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении (С. Бернштейн, Н.Х. Швачкин).

В случаях коррекции фонем, а также уточнения произношения звуков, воспроизводимых правильно, но недостаточно отчётливо, необходимо опережающее формирование фонематического восприятия.

То есть прежде, чем уточнить или вызвать звук (например С) логопеду необходимо отдиффиренцировать его на слух от звуков:

– далёких по артикуляции и звучанию (А, М, В,Х и др.);

– близких по артикуляции и звучанию (СЬ, Т, Ф, Ш, Ц, 3 и др.),

– искажённых вариантов данного звука (межзубного С, призубного С, бокового С, губно-зубного С и т.д.).

После вызывания звука или уточнения его произношения важно выработать у ребёнка произносительный акцент на соответствующем звуке речи.

Например логопед уточняет произношение ребёнком звука С изолированно и в слогах. Однако при автоматизации данного звука в словах, предложениях, а иногда в стихах и рассказах необходимо его утрированное произнесение.

Только после закрепления указанного навыка можно переходить к анализу и синтезу слов со звуком С в их составе. В противном случае именно из-за фонематических и произносительных неточностей логопеду не удастся сформировать навыки звукового анализа и синтеза.

Итак, для полноценного звукового анализа, а также синтеза слов педагогом должны использоваться только те звуки речи, которые чётко воспринимаются и правильно произносятся.

К ним, на начальном пусковом этапе обучения, можно отнести гласные и легко произносимые согласные звуки (М, Н, В, Ф, П, Т, и др.), так называемые звуки раннего онтогенеза. Их дети обычно произносят правильно, но недостаточно отчётливо.

Затем, по мере исправления произношения, добавляется изучение звонких согласных звуков (Б, Д) задненёбных (К, Г, X) и свистящих (С, 3, Ц).

В данном пособии при формировании навыков звукового анализа и синтеза на первом году обучения автор предлагает ограничиться указанными звуками, а использование слов с шипящими и сонорными звуками (Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р), а также мягкими вариантами согласных перенести на второй год обучения.

Немаловажно, что для создания какого-либо навыка звукового анализа (к примеру, определения конечного согласного) недостаточно предъявить ребёнку 3-5 слов, как это нередко предлагается в пособиях других авторов.

Автор данного пособия для формирования каждого навыка, рекомендует использовать не менее 10-20 слов. В противном случае навык сложно как автоматизировать, так и проконтролировать.

Представленная книга рассчитана на детей, имеющих общее недоразвитие речи. Велик объём задач, которые необходимо выполнить логопеду при коррекции данного нарушения. Однако каждому специалисту, работающему с детьми данной категории важно помнить, что неполная коррекция общего недоразвития речи, то есть сохранение к началу школьного обучения даже незначительных дефектов произношения, аграмматизмов, нарушений в слоговой структуре слов, трудностей в звуковом анализе и синтезе и пр. может привести к стойким, специфическим дефектам письма и чтения.

Для чтения детей, у которых сохранилось (даже в неярко выраженном варианте) общее недоразвитие речи характерны:

– трудности слияния звуков в слоги и слова, взаимные замены фонетически или артикуляционно-близких согласных звуков: свистящих – шипящих, твёрдых – мягких, звонких – глухих (каска-кашка, помощь-помочь, жевать-зевать), искажение слоговой структуры слов (поправился вместо переправился, операция вместо операционная, вынула вместо вытянула), грамматические ошибки (лодку перевернулась, с двум друзьями), побуквенное чтение (К, А, Ш, А), нарушение понимания прочитанного, слишком медленный темп чтения, «угадывающее» чтение.

Для письма детей, у которых общее недоразвитие речи (по разным причинам) сохранилось, характерны:

– специфические фонетические замены – ошибки, указывающие на незаконченность процесса тонких акустико-артикуляционных дифференцировок соответствующих звуков (свистящих-шипящих, звонких-глухих, мягких-твёрдых и пр.),

– искажение слоговой структуры слов – перестановки, пропуски, добавления слогов, раздельное написание частей слова и слитное двух слов, указывающие на несформированность слогового анализа;

– грамматические ошибки – недочёты, связанные с переносом аграмматизмов в письменную речь (неверное употребление предлогов и приставок, падежных окончаний, согласований различных частей речи и пр.).

Причём данные 3 группы ошибок дополнительно называют специфическими или диагностическими, так как именно они позволяют установить у ребенка стойкое нарушение письма – дисграфию.

Следующие 2 группы ошибок в той или иной степени характерны для всех детей, овладевающих письмом, поэтому они называются сопутствующими, к ним относятся:

– орфографические ошибки – нарушения правил правописания (безударных гласных, непроизносимых согласных, приставок, суффиксов и пр.), которые гораздо более многочисленны и стойки, чем у детей с нормальным речевым развитием,

– графические ошибки – замены прописных букв по зрительному сходству (И-Ш, П-Т, Л-М, Б-Д и пр.),

Хочется обратить внимание специалистов, что наличие только сопутствующих ошибок (в каком бы количестве они не проявлялись) не даёт основания диагностировать у ребёнка нарушение письма и чтения. Только присутствие специфических ошибок позволяет установить у школьника дисграфию и дислексию.

Отметим, что процесс обучения в начальной школе построен в основном на письменной речи: дети читают задачи и рассказы, пишут изложения, упражнения и пр. Стойкие нарушения письма и чтения у ребёнка неизбежно скажутся отрицательно на его общем развитии. Но, кроме того, могут возникнуть и личностные изменения. Постоянные неудачи при овладении чтением и письмом (по данным Р. И. Лалаевой) способны вызвать у детей: неуверенность в себе, робость, тревожную мнительность, озлобленность, агрессивность, склонность к негативным реакциям.

Таким образом, со всей определённостью можно констатировать, что основной задачей логопеда в работе с детьми, имеющими с общее недоразвитие речи, становится предупреждение нарушений письма и чтения.

В настоящее время ещё существуют теории, объясняющие нарушения письменной речи их психопатологической основой (С.С. Мнухин), неполноценностью зрительного восприятия (Ф. Варбург, П. Раншбург), трудностями ассоциации (Е. Иллинг), моторными и сенсорными затруднениями (О. Ортон), мнестическими нарушениями (Р.А. Ткачёв).

Однако многочисленными исследованиями Н.А. Никашиной, А.К. Марковой, Г.И. Жаренковой. Л.Ф. Спировой, Г.А. Каше и др. было подтверждено предположение, сделанное в 40-х годах 20 века отечественными учёными Р.Е. Левиной и P.M. Боскис. Они утверждали, что в преобладающем большинстве случаев причиной дисграфии и дислексии является несовершенство фонематического восприятия и как следствие – несформированность навыков звукового анализа и синтеза.

Немаловажно, что правильность выводов Р.Е. Левиной и Р. М. Боскис подтвердили своими исследованиями ряд учёных (Р. Беккер, З.К. Габашвили, А.С. Винокур, А.И. Микульските и др.). Они провели системный анализ дисграфии и дислексии у учащихся национальных школ и доказали, что, несмотря на разницу в грузинском, украинском, эстонском, литовском, немецком и русском языках, нарушения письма и чтения у школьников разных стран возникали по одним и тем же причинам: в результате несовершенства фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

Читайте также:  Информация для родителей подготовительной группы по лексической теме: Грибы

В специальной литературе и практической деятельности мы нередко сталкиваемся со смешением двух этих понятий: фонематическое восприятие и звуковой анализ.

К примеру, к какому из двух процессов относится группировка картинок в зависимости от звуков в их названии? А воспроизведение ребёнком слоговых рядов или выделение слов на заданный звук из речевого потока? определение звонкости или глухости ряда согласных, их позиции и количества в слове и пр.?

Даже опытные специалисты, предлагая дошкольникам эти и подобные им диагностические тесты, затрудняются соотнести их результаты с одним из двух названных процессов.

Возьму на себя смелость обобщённо сформулировать разницу между фонематическим восприятием и звуковым анализом.

Итак, фонематическое восприятие не требует специального обучения, а звуковой анализ требует. Далее, фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая. Ещё один фактор: фонематическое восприятие формируется в период от года до 4-х, звуковой анализ – в более позднем возрасте (после 4-х). И, наконец, фонематическое восприятие – способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ – способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.

Обозначим указанные отличительные факторы следующим образом (в порядке их описания):

Логопеду очень важно представлять разницу между 2-мя указанными процессами и не смешивать их. Кроме того – и это важнейшее положение реабилитационной программы – переходить к звуковому анализу или синтезу звукового состава слова у ребёнка с нарушениями речи следует только после достижения им определённого (стартового) уровня фонематического восприятия, а также сформированности произношения анализируемых и синтезируемых звуков речи.

В целом, авторский подход к формированию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников предусматривает:

– высокую эффективность обучения,

– использование специальной зрительной символики,

– повышение сложности заданий по сравнению с традиционно применяемыми,

– наличие определённого стартового порога развития фонематического восприятия,

– обучение на материале правильно произносимых звуков,

– включение в каждое упражнение значительного количества слов,

– новый способ обозначения позиции звука в слове,

– развитие внимания и памяти в ходе выполнения основных задач.

Выполнение упражнений на анализ и синтез звукового состава слова с помощью авторской символики:

– ускоряет процесс фонемообразования,

– обеспечивает готовность к усвоению грамоты,

– способствует предупреждению дисграфии и дислексии у дошкольников.

Данное пособие содержит описание теоретических положений и практических рекомендаций, лежащих в основе подготовки дошкольников с нарушениями речи к усвоению грамоты. Автором предлагается специальная зрительная символика, позволяющая материализовать звук и тем самым резко повысить эффективность обучения.

Подробное описание 50-ти упражнений даёт возможность и начинающему логопеду и взрослому, не имеющему специальной подготовки, поэтапно формировать необходимые для овладения чтением и письмом навыки звукового анализа и синтеза у дошкольников.

Все упражнения в пособии даны в порядке нарастания их сложности и соответствуют годовому перспективному плану занятий по формированию фонетической стороны речи.

Заниматься по данному пособию можно как с одним ребенком, так и с группой детей. В случае групповых занятий альбом должен находиться перед каждым ребенком на столе.

Пособие адресовано логопедам, воспитателям, студентам педагогических ВУЗов и колледжей, а также гувернёрам и родителям детей с самыми различными дефектами речи.

ТКАЧЕНКО Т.А. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА. АЛЬБОМ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ. ПРИЛОЖЕНИЕ К КОМПЛЕКТУ ПОСОБИЙ «УЧИМ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО». – М.: ГНОМ И Д, 2005. – 48 С.

Фронтальная НОД в группе детей с ТНР (ОНР) по формированию звукового анализа и синтеза у детей 6–7 лет

Марина Дмитриева
Фронтальная НОД в группе детей с ТНР (ОНР) по формированию звукового анализа и синтеза у детей 6–7 лет

Фронтальная непосредственно-образовательная деятельность

в группе детей с ТНР (ОНР)

по формированию звукового анализа и синтеза у детей 6-7 лет

на тему: «Прилетели Бим и Бом»

МБДОУ «Детский сад №57»

Цель: Закреплять умение детей выполнять звуковой анализ и синтез слов различной слоговой структуры.

1. Развивать слуховое внимание.

2. Развивать фонематическое восприятие, фонематические представления. Совершенствовать умение давать характеристику звука по артикуляционным и акустическим признакам.

3. Совершенствовать грамматический строй речи, закреплять умение образовывать существительные уменьшительно-ласкательной формы.

4. Совершенствовать навыки определения позиции звука в слове.

5. Совершенствовать мелкую моторику, координацию речи с движением.

6. Совершенствовать фонематический анализ, развивать навык чтения.

7. Совершенствовать умение делить слова на слоги.

8. Совершенствовать связную речь детей, закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

9. Развивать умение работать в коллективе и индивидуально, воспитывать уважительное отношение друг к другу.

1. Вербальный вид общения.

2. Демонстрация предметных картинок, использование схем, звуковых символов.

3. Слушание фонограммы «Пенье птиц».

4. Сюрпризный момент – включение в занятие персонажей воробьев.

5. Перенос действительности в воображаемую Волшебную страну.

6. Анализ и оценка деятельности детей.

1. Обогащение словаря по теме «Зимующие птицы»

2. Игры «Звуковая дорожка», «Волшебные колпачки», «Живые звуки»

3. Наблюдение в природе за птицами.

4. Слушание музыкальных композиций с голосами птиц.

5. Беседа с детьми о зимующих птицах.

6. Отгадывание загадок, чтение художественной литературы «Кто к кормушке прилетел?» Бианки, «О птицах» Зотова.

Оборудование: предметные картинки (барабан, рыба, гриб, клумба, береза, собака, белка, жеребенок, голубь, воробей); воробьи; разрезные азбуки; схемы, обозначающие слово; схемы обозначающие, место звука в слове; цветик-семицветик; медальки с обозначением эмоций (веселый, печальный, расстроенный- каждой по количеству детей); аудиозапись «Пение птиц».

Ход занятия:

1. Организационный момент

Логопед: ребята, сядет тот, кто назовет названия зимующих птиц.

Дети перечисляют названия птиц, садятся.

2. Основная часть

Логопед: Сегодня мы с вами познакомимся со звуками «Б» и «Бь». Как вы думаете какие это звуки? Почему вы так решили?

Дети: Согласные, потому что они не поются и не тянутся.

Логопед: Конечно это согласные звуки, а еще они звонкие. Посмотрите ребята кто к нам прилетел в гости? Как называются эти птицы? (звучит аудиозапись «Пение птиц»)

Логопед: Чем похожи эти воробьи?

Дети: Клювом, туловищем, лапками и т. д.

Логопед: А чем они отличаются друг от друга?

Дети: Шапкой, шарфом.

Логопед: Правильно ребята! А зовут наших гостей воробьев Бим и Бом. Как вы думаете какого воробья зовут Бом?

Дети: Воробья в синей шапочке зовут Бом.

Логопед: Почему вы так решили?

Дети: Потому что в его имени звук «Б»-твердый, а твердые звуки мы обозначаем синим цветом.

Логопед: Правильно, молодцы. А как вы думаете как зовут воробья в зеленой шапочке? И почему вы так думаете?

Дети: Его зовут Бим. Потому что в его имени мягкий звук «Бь», а мягкие согласные звуки мы обозначаем зеленым цветом.

Логопед: Бом и Бим принесли нам подарок, но подарок необычный. Посмотрите это цветок из Волшебной страны, но цветок не простой, а называется он Цветик-семицветик. В нем скрыт сюрприз. Чтобы его узнать, нам надо открыть все лепестки. Готовы? Тогда приступим.

1 лепесток: Игра «Подари картинки Биму и Бому»

Логопед совместно с детьми произносит речевку «Лети, лети лепесток…Вели, чтобы открылось нам первое задание!»

Логопед: Ребята, слушайте внимательно: если в названии картинок есть звук «Бь», то как вы думаете, кому мы ее подарим?

Логопед: А если услышим твердый звук «Б»?

Логопед показывает и проговаривает вместе с детьми названия картинок (барабан, собака, рыба, гриб, клумба, береза, белка, жеребенок, голубь, воробей) дети решают, какому воробью их подарить.

Логопед: Молодцы ребята справились с этим заданием. Давайте откроем второй лепесток и посмотрим следующее задание. (Совместно с детьми проговаривают речовку «Лети, лети, лепесток…»)

2 лепесток: Игра «Наоборот»

Логопед: Ребята, сейчас я вам буду называть слоги и слова, если я буду говорить твердо, то вы будете говорить наоборот как?

Логопед проговаривает слоги: БА, БО, БУ, БЫ, БЭ. Дети проговаривают мягко: БЯ, БЁ, БИ, БЕ. Затем логопед проговаривает слова: быт, быть, были, забыли, побыть. Дети, заменяя твердый «Б» на мягкий «Бь» проговаривают слова: бит, бить, били, забили, побить.

Логопед: Молодцы, ребята и с этим заданием справились. Давайте откроем следующий лепесток нашего Цветика-семицветика. (Проговаривают речевку «Лети, лети лепесток…»)

3 лепесток: «Физкультминутка- Снегири»

Логопед: А сейчас давайте отдохнем!

Дети повторяют слова и выполняют движения.

Снежок порхает, кружится, Взмахи руками, кружиться

На улице бело. Развести руки в стороны

И превратились лужицы Приседать и вставать (2 раза)

В прозрачное стекло.

Где летом пели зяблики, Поднять руки вверх

Сегодня-посмотри! Сделать кольцо из рук над головой

Как розовые яблоки,

На ветках снегири! Руки вверху, пальцы растопырены

Логопед: Молодцы ребята! Садимся. Открываем следующий лепесток.

4 лепесток: Игра «Телеграф»

Логопед: Ребята, у вас на тарелочках есть схемы. Возьмите пожалуйста схему, которая обозначает слово и схемы, которые обозначают слоги.

Дети достают белую полоску- обозначает слово, и маленькие желтые полоски, которые обозначают слоги.

Логопед: Выложите пожалуйста столько слогов, сколько их в слове: БАНТ, КЛУМБА, БЕЛКА, СОБАКА (логопед к каждому слову выставляет картинки). Дети выкладывают схемы и анализируют их, отвечая полным предложением.

Логопед: Молодцы! Пришло время отрывать еще один лепесток. (Проговаривают речевку «Лети, лети лепесток…»)

5 лепесток: Игра «Поезд»

Логопед: Ребята возьмите схемы, которые обозначают место звука в слове. Покажите пожалуйста, на каком месте стоит звук «Бь» в словах и выложите нужную схему: ГОЛУБЬ, РЯБИНОВКА

Дети выкладывают схему слов.

Логопед: Покажите пожалуйста на каком месте стоит звук «Б» в словах: БУСЫ, ЗУБЫ, ХЛЕБ. Выложите схемы этих слов (дети выкладывают схемы). Молодцы ребята и с этим заданием справились. Теперь отрываем еще один лепесток: «Лети, лети лепесток…»

6 лепесток: Работа с кассой букв «Выложи словечко»

Логопед: Ребята возьмите кассы букв. Выложите пожалуйста сначала схему, затем слово к этой схеме. (Дифференцированный подход: слабая подгруппа детей выкладывает схему слова и слово БАНТ, БИНТ; сильная подгруппа детей выкладывает схему слова и слово БАНТИК, БИНТИК)

Молодцы ребята и с этим заданием вы справились! Пришло время отрывать последний лепесток нашего Цветика-семицветика.

7 лепесток: Игра «Назови ласково»

Логопед: Ребята, сейчас я буду говорить словосочетания, а вы будете говорить мои словосочетания ласково.

ПЕСТРЫЕ КРЫЛЬЯ- ПЕСТРЕНЬКИЕ КРЫЛЫШКИ

БЕЛАЯ ШЕЯ- БЕЛЕНЬКАЯ ШЕЙКА

МИЛЫЕ ГЛАЗА- МИЛЕНЬКИЕ ГЛАЗКИ

БЕЛЫЙ ПУХ- БЕЛЕНЬКИЙ ПУШОК

КРУГЛАЯ ГОЛОВА- КРУГЛЕНЬКАЯ ГОЛОВКА

ДЛИННЫЙ ХВОСТ- ДЛИННЕНЬКИЙ ХВОСТИК

Логопед: Молодцы ребята, вы сегодня справились со всеми заданиями! Посмотрите-ка, какой сюрприз скрывал Цветик-семицветик. Посмотрите какие медальки. Как вы думаете- что они обозначают? Какой человечек изображен на этой медальке?

Дети: Веселый, довольный.

Логопед: А на этой?

Логопед: Какой человечек изображен на последней медальке?

Дети: Грустный, расстроенный.

Логопед: Кто из вас считает, что справился со всеми заданиями и должен получить веселого человечка? (Дети поднимают руки и анализируют свой выбор, логопед отдает ребенку медальку). Кто считает, что справился не со всеми заданиями и должен получить печального человечка? Кто считает, что не справился ни с одним заданием и должен получить грустного человечка? (Дети поднимают руку и анализируют свой выбор.)

Логопед: Ребята, с какими звуками мы сегодня с вами познакомились?

Дети: Со звуками «Б» и «Бь».

Логопед: Какие это звуки?

Дети: Согласные, звонкие.

Логопед: Что больше всего вам понравилось сегодня на занятии? (ответы детей) А кому было трудно справиться с заданиями? (Дети поднимают руку и объясняют, что было сложно). Вы обязательно научитесь справляться со всеми заданиями легко. А сегодня наше занятие закончено.

Игра из остатков линолеума на развитие звукового анализа «Звуковая пицца» Дидактическая игра по развитию звукового анализа и синтеза из остатков линолеума «Звуковая пицца»Цель:развитие звукового анализа и синтеза,.

Развлечение по обучению грамоте в подготовительной группе. «Путешествие в Страну Знаний» Презентация развлечения по обучению грамоте «Путешествие в Страну Знаний» Является мультимедийным сопровождением к конспекту развлечения.

Ссылка на основную публикацию