НОД по формированию звукопроизношения у детей с ОНР 6 – 7 летнего возраста

Конспект НОД по коррекции звукопроизношения детей 5-7 лет «Автоматизация звука «Р» в семантическом поле слова «Мороз»»

Конспект НОД по коррекции звукопроизношения

Тема: «Автоматизация звука «Р» в семантическом поле слова «Мороз»».

Цель: создание условий для автоматизации навыка произношения звука «Р» в слогах, словах, предложениях, связной речи.

  • Продолжать формировать многогранный (артикуляционно-кинестетический и акустический) образ звука «Р».
  • Закреплять умение произносить звук «Р» в слогах, словах, предложениях, связной речи семантического поля слова «МОРОЗ».
  • Закреплять навык анализа артикуляционно-акустического образа звука «Р» с использованием моделирования.
  • Формирование и расширение семантического поля слова «МОРОЗ», развитие валентностей слов
  • Развитие общей и мелкой моторики пальцев рук детей во время динамических пауз.
  • Развитие статической и динамической организации движений артикуляционного аппарата при выполнении артикуляционной гимнастики.
  • Развитие фонематического слуха посредством упражнений авторской специализированной компьютерной логопедической программы «Сказочная страна».
  • Уточнение, расширение словаря через формирование семантического поля слова «МОРОЗ» и развитие валентностей слов.
  • Развитие мышления при подборе синонимов, антонимов, анализе аккустических признаков звука.
  • Развитие зрительного восприятия.
  • Развитие памяти при заучивании стихотворения.
  • Развитие лексико-грамматического строя речи при составлении предложений детьми.
  • Расширение экологических знаний детей.
  • Воспитывать интерес к свойствам лексики: синонимическим и антонимическим отношениям.

Программно-аппаратный комплекс «Видимая речь-III»

Авторская специализированная логопедическая программа «Сказочная страна»

Схемы артикуляционного и акустического анализа

Макет «Дерево родных слов» с карточками – рисунками однокоренных слов

Игра «Путаница» с карточками к словам-антонимам

Карточки, изображающие символы слов-синонимов и слов-антонимов

Сюжетная картина «Морж и кенгуру»

подбор речевого материала и изготовление карточек, разучивание стихотворений и упражнений к пальчиковой гимнастике и динамической паузе, чтение стихов, рассказов, отгадывание загадок о морозе.

1. Организационный момент.

Логопед: Здравствуй! Давай послушаем одну историю, которая произошла недавно:

Вот Мороз проспал в постели,

Встал, сосульками звеня:

– Где вы, вьюги и метели?

Что не будите меня?

Давай скажем также грозно, как Мороз. (Логопед произносит первые две строчки стихотворения, ребенок – две последние строчки).

2. Объявление темы занятия.

Логопед: Ты так хорошо изобразил Мороз, что в кабинете стало очень холодно. К нам пришел дедушка, он так замерз, что даже забыл, как произносится звук Р. Как же ему помочь?

Ребенок: Давайте научим его говорить звук Р.

Логопед: Давай. Расскажи, как ты это будешь делать. (Предлагаем ребенку карточки- символы для составления плана работы над звуком. Ребенок, выбирая карточки составляет планирует свою работу)

Ребенок: Сначала научим выполнять артикуляционную гимнастику, затем расскажем, как правильно произносить звук Р, какой звук Р, поиграем в игры с компьютером, поиграем в игры “слова-родственники”, “слова-друзья”, “путаница”, придумаем предложения, выучим стихи.

Логопед: Мне кажется, наши язычки тоже никто не разбудил. Что нам нужно сделать, чтобы они проснулись и стали хорошо произносить звук «Р»?

Ребенок: Выполнить артикуляционную гимнастику.

Логопед: Ребята, выберите упражнения, которые нам необходимы для подготовки язычка к произношению звука «Р».

Дети выбирают карточки, с изображением необходимых артикуляционных упражнений и объясняют свой выбор.

3. Подготовительная работа.

Опосредованная артикуляционная гимнастика с использованием стихов выполняется перед зеркалом, стихи читает логопед, делая паузу на каждое упражнение 5-8 секунд)

«Язычок наш, просыпайся! (лопаточка)

И скорее улыбайся! (улыбаемся)

И не надо удивляться (губы в трубочку)

Поскорей же умываться (облизать губы)

И нагнулись (блинчик)

И еще раз и вверх и вниз:

кто быстрей – получит приз! (качели)

Мы рубашку одеваем (спрятать язык за верхнюю губу)

Рукав правый, рукав левый (упираемся кончиком языка в правую щеку, левую)

И про брюки не забудь (за нижнюю губу)

Пояс надо застегнуть (провести языком от одного угла рта к другому)

Занавески надо бы открыть (язык за верхние резцы)

И кровать бы застелить (за нижние)

Теперь можно пообедать (покусать язык)

Солим мы еду немножко (покусать кончик языка)

Ну, а сахар – можно ложкой (чашечка)

Мы наелись – улыбнулись (улыбнуться),

хорошенько облизнулись (облизать губы)…

Ждут гулять скорей друзья –

нам опаздывать нельзя (маляр)

Но на улице – мороз (постучать языком за верхними зубами произнося за «д-д-

Дует ветер, мерзнет нос (подуть в трубочку или в пузырек)

Ты теплее одевайся,

Логопед: На улице язычок увидел:

«сосульку» (Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении 8 сек).

«санки-ледянки» (Сделать язык «чашечкой»)

«Саночки». (Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов).

«Ураганный ветер открывает и закрывает форточку.» (Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка).

4. Анализ артикуляционно-аккустического образа звука «Р»

Логопед: Молодец! Гимнастику делать мы дедушку научили. Что теперь нужно сделать? (ребенок называет пункт своего плана.

Ребенок: Расскажем, как правильно говорить звук Р (рассказывает по схеме).

Ребенок: Чтобы правильно сказать звук «Р» надо открыть рот, язык поднять наверх, за верхние зубы, кончик языка дрожит; воздушная струя сильная, теплая.

Теперь надо рассказать о звуке Р. Какой он. Согласный, звонкий, твердый. Обозначаем синим цветом. ( Ребенок дает характеристику звука по схеме акустического анализа звука).

Логопед: Давай предложим дедушке произнести звук. (логопед говорит за дедушку). получилось?

Ребенок: Да. Все правильно. Теперь надо поиграть в игры. Давайте начнем с компьютерных игр.

5. Изолированное произношение звука «Р»

Работа с АПК «Видимая речь-III» «Фонологические упражнения. Точность воспроизведения фонемы. «Соломинка».

Логопед: Теперь потренируемся с дедушкой с помощью компьютера. Поможем девочке выпить сок. Правильно произноси звук «Р», тогда сок поднимется по соломинке и девочка выпьет его. Если будешь произносить звук неправильно, сок по соломинке подниматься не будет.

Ребенок 4-5 раз выполняет упражнение. (В случае затруднения логопед напоминает артикуляцию звука, предлагает ребенку воспользоваться зеркалом для контроля правильного положения органов артикуляции, подключает тактильно-вибрационный контроль, подражание артикуляции логопеда.)

6. Закрепление произношения звука «Р» в слоге.

Работа с АПК «Видимая речь-III» «Базовые навыки. Включение голоса. «Медведь».

Логопед: Мишка любит кататься на машинке – это у него хорошо получается, при этом его машина очень громко поет «песенку мотора». А поет она по-разному и «ра-ра», и «ро-ро», и «ры-ры-ры», и «ру-ру-ру». Если будешь произносить слоги подряд, то машина поедет быстро, а если будешь выдерживать паузу, то машина будет ехать медленно. Давай сейчас вместе с мишкой поедем на машине. Произноси за мной (логопед произносит слоговые дорожки с заданным темпом, ребенок воспроизводит их):

ра – ра – ра-ра-ра; ра – ра – ра-ра-ра;

ро – ро – ро-ро-ро; ро – ро – ро-ро-ро;

ру-ру-ру – ру – ру; ру-ру-ру –ру – ру;

ры-ры-ры – ры – ры; ры-ры-ры –ры – ры.

Как хорошо у нас получилось петь «песенку мотора», ты доехал до конца пути и получил приз.

7. Развитие фонематического слуха

Работа с авторской специализированной логопедической программой «Сказочная страна»

Логопед: Мы приехали в «Сказочную страну». Какой герой сказки нуждается в нашей помощи?

Логопед: Помоги Русалочке найти слова на звук «Р». Назови картинки и нажми мышкой на те, в названии которых слышишь звук «Р». Если ты найдешь верно, картинка будет закрыта буквой Р. Правильно произноси звук «Р».

Ребенок выбирает картинки, в названии которых слышит звук «Р». Картинки закрываются буквой.

8. Закрепление произношения звука «Р» в словах семантического поля слова «МОРОЗ»

1. Выделение главного слова. Решение словесно-логической задачи.

Логопед: Отгадай загадку:

– Сердит, – закрыв лицо рукой, сказал прохожий глухо.

– Ударил как! – ворчал другой, поглаживая ухо.

Шла мимо бабушка с клюкой, в платок упрятав нос, она сказала:

– Ишь какой! Кусается, как пес.

И я скорей лицо прикрыл воротником пальто.

В тот день и впрямь сердитым был – вы догадались – кто!

Логопед показывает картинку.

2. Развитие фонематического слуха.

Логопед: Приготовь ладошку, говори слово и веди пальчиком от начала левой ладошки к кончикам пальцев. Определи, место звука «Р» в слове «Мороз» (в начале, середине или в конце слова)?

Ребенок: В слове «мороз» звук «Р» стоит в середине.

3. Подбор родственных слов.

Игра «Дерево родных слов»

Логопед: Я поставлю картинку с Морозом в корень нашего дерева, а ты назови слова, в которых тоже слышится слово «мороз». Помогут тебе в этом карточки.

Называй слова и размещай карточки на кроне дерева. Правильно произноси звук «Р».

Ребенок: Морозилка, мороженое.

Логопед: Если на улице мороз, то день какой?

Логопед: Когда у человека поднимается температура, его пробирает дрожь, то говорят как?

Логопед: Вот этот знак обозначает слова, которые говорят по-разному, но думают об одном и том же, о морозе.

Давай подберем их. Как еще можно назвать мороз?

Логопед: Раньше мороз называли «стужа», «стынь». Давай запомним эти слова, поиграем в игру «Поймай слово». Я кидаю тебе слово, а ты лови и повторяй его. Теперь подкидывай и лови слова сам. (Ребенок имитирует бросок вверх и ловлю в кулачок, произнося слова «стужа», «стынь» многократно»). Сложи слова в «Копилку новых слов», называя их. (Ребенок «кладет слово» в копилку и называет его).

5. Развитие общей моторики.

Логопед: Давай расскажем вместе стихотворение «Ты, мороз, мороз, мороз…», а чтобы не замерзнуть – покажем его:

Ой, мороз, мороз, мороз. (Руки к щекам, наклоны туловища в стороны)

Не показывай свой нос, (грозим пальцем)

Уходи скорей домой,(отталкивающие движения руками)

Стужу уводи с собой.(имитируем «ведем кого-то за собой»)

А мы саночки возьмем.(Наклон вперед)

Сядем в саночки-самокаточки. (приседания)

6. Подбор слов-антонимов.

Логопед: Здесь соединены слова, которые говорят «наоборот». Отгадайте их.

Ребенок распутывает «путаницу» и называет слова-антонимы.

Ребенок: Жара – мороз греет – морозит

Печка – морозилка растаяло – замерзло

7. Развитие мелкой моторики пальцев рук

Логопед: Давай потренируем наши пальчики:

Ребенок вместе с логопедом рассказывает стихотворение и выполняет движения пальчикам рук в соответствии с его содержанием

Мы во двор пойдем играть (указательный и средний пальцы обеих рук шагают по столу)

Раз, два, три, четыре, пять,(Загибать пальчики по одному.)

Будем мы снежки лепить.(Имитировать лепку снежков.)

Птичек крошками кормить,(Крошить хлебушек всеми пальчиками.)

С горки будем мы кататься.(Вести указательным пальцем правой руки по левой ладони)

А еще в снегу валяться. (Класть ладошки на стол то одной то другой стороной.)

Все в снегу домой придем,(Отряхивать ладошки.)

Съедим суп и спать пойдем. (Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку)

9. Закрепление произношения звука «Р» в предложении

Введение слова «Мороз» в различные ситуации

Логопед: Придумай предложения по картинкам. Вспомни рассказы, стихи и загадки, которые вы читали с воспитателем. Правильно произноси звук «Р».

Ребенок: «Мороз разукрасил окно. Мороз щиплет мальчику нос. Ударили морозы. Идут морозы за морозами, один другого злее. Мороз укутал елочку снегом. Мороз заморозил окно.»

Заучивание стихотворения «Морж» Б. Заходера

Логопед: Посмотри на картину. Кто на ней нарисован?

Ребенок: На картине нарисованы морж и кенгуру.

Логопед: Где они живут?

Ребенок: Морж живет на севере, а кенгуру на юге – в Австралии.

Логопед: Морж и кенгуру встретились в зоопарке. Послушай стихотворение «Морж» Б. Заходера и ты узнаешь, о чем они говорят.

Морж спросил у кенгуру:

– Как выносишь ты жару?

– От мороза я дрожу. –

Кенгуру сказал моржу.

Логопед: Давай выучим это стихотворение.

Стихотворение повторяется ребенком построчно, затем рассказывается вместе с логопедом по ролям, со сменой ролей, и, наконец, самостоятельно ребенком.

Логопед: Теперь дедушка научился говорить звук Р-Р-Р? Давай проверим, пусть он покажет, как замерз от мороза? Б-р-р-р. Правильно он сказал?

Логопед: Чему ты сегодня научился?

Ребенок: Правильно говорить звук «Р», «Б- р-р-р-р» вместе с дедушкой.

Логопед: Что нового узнал?

Ребенок: Родственные слова к слову «мороз» морозный, морозит, слова, которые говорят о морозе по-другому: стужа, стынь, выучил стихотворение «Морж и кенгуру».

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей. – Москва: Просвещение, 1979.

Ванюхина Г.А. Речецветик. Занимательное пособие для дошкольников. – Екатеринбург: Старсо, 1993.

Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Издательство: Детство-Пресс, 2009.

Репина З.А., Васильева Т.В, Ведерникова А.Д. Поле речевых чудес. – Екатеринбург: УИФ «Наука», 1996.

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Погребнова Елена Владимировна
Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Тема: Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки М. Гаршина «Лягушка – путешественница»)[/b]

Задачи:

1. Развивать тонкую моторику пальцев рук и артикуляционный аппарат, фонематический слух, зрительное и фонематическое восприятие, внимание.

2. Закреплять навык автоматизации звука [ш] в слогах, словах, фразах, навык чтения слогов, умение составлять слова из прочитанных слогов.

3. Воспитывать усидчивость, аккуратность.

Оборудование: книга со сказкой М. Гаршина «Лягушка-путешественница», сюжетная картинка по сказке, дидактические игры «Синоптик», «Утки», «Большие и маленькие».

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Логопед: Послушай внимательно и отгадай загадку:

Выпучив глаза сидит,

Во все стороны глядит,

Родилась в воде,

А живёт на земле. (Лягушка)

II. Основная часть.

Логопед: Сегодня я расскажу тебе об одной лягушке. Послушай, как звучит слово: «Лягуш-ш-шка». Какой звук я выделила? ([ш]). Какой это звук? (Всегда твёрдый согласный, глухой.) Будем правильно произносить его и помнить, что при произнесении звука [ш] губы немного округлены и выдвинуты вперёд, а язык – «чашечка». Выходящая воздушная струя – тёплая.

«Жила-была на свете лягушка-квакушка …» (Логопед рассказывает.)

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка. («Лягушка».)

А теперь комарик я,

Хоботок есть у меня. («Хоботок».)

На лист кувшинки сели,

На друг друга поглядели. («Блинчик».)

Налили в чашки чай,

Его ты пей и не скучай. («Чашечка».)

И вкусное варенье

Дадим на угощенье. («Вкусное варенье».)

На качелях мы качались

И друг другу улыбались. («Качели».)

Логопед: «Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами…»

Лягушата дружно встали

(протягивают согнутые в локтях руки вперёд).

Свои лапки показали

(пальцы широко раздвинуты).

(слегка прогибаются назад,

(хлопки в ладоши,

Шлёп по грудке, по руке

(хлопать ладонями по груди,

одной руке, бокам и спине

(докуда достают руки,

По бокам и по спине.

По другой руке стучали

И нисколько не устали

(похлопать по второй руке от кисти к плечу).

Застучали по ногам

(хлопки по ногам снизу вверх) –

А потом, потом, потом

Кулачком всё разотрём

(кулачками растереть руки,

грудь, бока, спину, ноги,

Ладошками себе погладим

И спинку свою распрямим

(погладить себя мягкими движениями ладоней,

встать, хорошо выпрямив спину).

Логопед: «Подружки – лягушки очень любят дождик и ждут не дождутся, когда он начнётся…»

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ш] В СЛОГАХ

Дидактическая игра «Синоптик» (см. фото, карточка 1.)

Логопед: Подскажи лягушкам, пойдёт дождик или нет. Прочитай слоги на всех облаках. Облака, на которых написаны слоги АШ, превратятся в тучи, и из них пойдёт дождь. Раскрась их серым цветом и проведи стрелочки к лягушке. А из облаков, на которых написаны остальные слоги, дождик не пойдёт. Обведи их голубым цветом и нарисуй за ними солнышко.

Но однажды с нашей лягушкой случилось одно происшествие. Однажды она сидела на сучке высунувшейся из воды коряги и наслаждалась тёплым мелким дождиком. Вдруг на болото залетела стая диких уток…

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ш] В СЛОВАХ

Дидактическая игра «Утки» (см. фото, карточка 2.)

Логопед: Прочитай слоги на всех утках и на листе кувшинки. Проведи линию от каждой утки до листа и прочитай слово, которое получится, когда утка сядет на лист кувшинки.

Утки приземлились на лист, увидели лягушку и заговорили между собой.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ш] В ЧИСТОГОВОРКАХ

Ушка – ушка – ушка – вот лягушка.

Ушка – ушка – ушка – лягушка-квакушка.

Ушка – ушка – ушка – ловко прыгает лягушка.

Ушка – ушка – ушка – мы увидели лягушку.

Ушка – ушка – ушка – живёт на болоте лягушка.

Ушка – ушка – ушка – скажем «Здравствуйте!» лягушке.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Импровизация движений по тексту.

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки.

Ква, ква, ква-ква-ква!

Скачет, вытянувши ножки.

Вот из лужицы на кочку,

Да за мошкою вприскочку.

Ква, ква, ква-ква-ква!

Да за мошкою вприскочку.

Больше есть ей неохота,

Прыг опять в своё болото.

Ква, ква, ква-ква-ква!

Прыг опять в своё болото.

В поле мушек то и знает,

Язычком своим хватает.

Ква, ква, ква-ква-ква!

Язычком своим хватает.

Логопед: «Лягушка захотела показаться уткам очень умной и рассказать им стихотворение, но сильно разволновалась и всё перепутала …»

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ш] В СЛОВАХ.

Логопед: Помоги лягушке исправить ошибки:

С другом мы играли в … ЧАШКИ,

Пили чай из белой … ШАШКИ!

Вылезла из норки … ШИШКА,

На неё упала … МЫШКА!

Петухи, затеяв … ШПОРЫ,

Грозно поднимают … СПОРЫ!

Мы с сестрой посуду … ШИЛИ

И наряды куклам … МЫЛИ!

Модница надула … ШУБЫ

Не подходят ей все … ГУБЫ!

Горько плачет бедный … ШАРИК,

Улетел воздушный … ГАРИК!

Логопед: «Утки рассказали лягушке, что собираются на юг. Ей очень захотелось с ними. «Я придумала, – сказала лягушка. – Пусть две из вас возьмут в свои клювы прутик, а я прицеплюсь за него посередине. Вы будете лететь, а я ехать …» Так и сделали». (см. фото сюжетная картинка).

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ш] ВО ФРАЗАХ.

Логопед: Наша лягушка-путешественница полетела с утками, а остальные лягушки ей завидовали. Послушай, что они из завести говорили улетающим уткам, и повтори:

Наши квакушки вашей краше.

Ваша квакушка тише наших.

Рот у нашей квакушки шире вашей.

Наши квакушки выше вашей.

III. Заключительная часть.

Логопед: В этот раз лягушка-путешественница долетела до юга. Сегодня, помогая нашей квакушке, какой звук ты старался правильно произносить? Наша героиня прислала своим подружкам письмо. В нём она нарисовала всех, кого встретила по дороге.

Домашнее задание (см. фото домашние задания: карточка 1.)

Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Звук.

Конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка с ОНР I уровня «Путешествие колобка» Цель – развитие активной подражательной деятельности Задачи: Коррекционно-образовательные: 1. Учить подражанию голосам животных; 2. Учить.

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения Тема: «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях. Цель: автоматизировать звук [ш] в слогах, словах и предложениях Образовательная.

Конспект индивидуального занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушены слухом Тема: «Автоматизация звука «М» в звукоподражаниях и словах. Слухо-зрительное различение знакомого речевого материала и различение темпа.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста «История вещей» Тема: «История вещей».Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная,.

Конспект занятия по снижению уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста Цель: устранение или частичное обесценивание страха сказочного персонажа – Бабы-Яги. Задачи: помочь детям актуализировать темное и светлое.

ООД по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста «Как мы общаемся» Цели: познакомить детей с невербальными (несловесными) средствами общения — мимикой, жестами, телодвижениями и др. Учить воспринимать несловесную.

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия психолога с ребенком старшего дошкольного возраста с ЗПР Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с ребенком старшего дошкольного возраста 5 лет, имеющим ЗПР.

Современные технологии, используемые на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями ОНР III уровня Технология происходит от греческого слова «мастерство, искусство» и «закон, наука» – это наука о мастерстве. Любая технология включает.

Экспериментальная работа по исследованию уровня развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста Экспериментальная работа по исследованию уровня развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста Эксперимент.

НОД по формированию звукопроизношения у детей с ОНР 6 – 7 летнего возраста

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.

Методические рекомендации по формированию правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Статья:

“Методические рекомендации по формированию правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи”.

Новожилова Татьяна Алексеевна
ГБДОУ ЦРР детский сад № 24
Красносельского района Санкт-Петербурга

Важную роль в формировании правильного звукопроизношения играет координированная работа органов артикуляции. К ним относятся губы, язык, нижняя челюсть, мягкое нёбо. От того, как плавно и быстро происходит переключение с одного движения на другое, а также удержание заданной артикуляционной позы зависит звукопроизношение у детей.

Поэтому очень важно устранить эти нарушения и подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков. Это не происходит в один момент. Чтобы добиться у ребёнка правильных, полноценных движений артикуляционного аппарата логопед начинает свою работу с того, что сначала добивается правильного выполнения простых упражнений, а затем объединяет простые упражнения в сложные артикуляционные уклады требуемых звуков. В этом нам поможет артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс правильно выполняемых детьми, артикуляционных упражнений. Упражнения могут быть динамические и статические. Необходимо следить при этом за тем, чтобы работали нужные мышцы артикуляционного аппарата. Важно качество проделываемых упражнений, а не их количество. Главные задачи артикуляционной гимнастики развить и укрепить органы артикуляции, добиться их свободной подвижности. Эта работа должна проводиться регулярно, систематически и в комплексе с другими видами логопедической работы. Важно помнить, что артикуляционная гимнастика является лишь подготовительным этапом в постановке звуков, далее следует процесс вызывания звука (или постановка звука), затем автоматизация и дифференциация звука проходит по общепринятой схеме.

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.

1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, желательно несколько раз в день по 3-5 минут. Лучше всего, если в этом объединятся логопед, воспитатели и родители дома.

2. Все упражнения выполняются сидя возле зеркала, так чтобы Ваше лицо и лицо Вашего ребёнка были видны в нём. Также можно воспользоваться небольшим ручным зеркалом (9х12 см)

3. Следите за соблюдением правильной осанки у детей.

4. Дыхание ребёнка должно быть ровным, спокойным. Тело расслаблено, плечи опущены вниз.

5. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, переход от одного движения к другому. Все упражнения лучше всего проводить под счёт 1и, 2 и…

6. Занимаясь с ребёнком, не забывайте о том, что основной вид деятельности у ребёнка – игровой, все игровые упражнения артикуляционной гимнастики имеют своё «игровое название » и повышают у ребёнка интерес к данному виду логопедической работы. Выполняя важные задачи по развитию артикуляции, ребёнок играет!

7. Ребёнок должен выполнять артикуляционные упражнения с удовольствием. Как только Вы почувствуете, что ребёнок устал, или ему стало не интересно – прекратите выполнение упражнений.

8. Каждое упражнение выполняйте 7 -10 раз.

Артикуляционная гимнастика для губ.

1. «Улыбка» при которой видны зубки.

2. «Хоботок» губы округлить и вытянуть вперёд

3. Переключения «улыбка» – «хоботок»

4. «Зайчик» поднять верхнюю губку, показать верхние зубки и опустить губу.

5. «Обида». Опустить только нижнюю губку, показать нижние зубки. Артикуляторная гимнастика для мышц языка.

Для свистящих звуков:

I- ая группа упражнений на распластывание и укрепление боковых краёв языка.

Для свистящих звуков.

1.Высунуть широкий язык «пошлёпать» по широкому языку «па-па-па» 2-3 раза.

2. « Пошлёпать» по широкому языку зубками «та- та –та»

3. «Песенка ослика» и- и- и. Губы в «улыбке» язык упирается в нижние зубки.

4. «Бабочка». Поём «И-И-И» «на улыбке» и «жуём» боковые края языка.

5. «Горка». Губы в «улыбке». Язык за нижними зубками.

6. «Горка сломалась». Язык спокойно лежит в ротовой полости. Поём гласный звук А-А-А.

7. Чередуем 5 и 6 упражнения.

8. «Тёрка». Рот открыт. Язык упирается в нижние зубки, верхними зубами «трём» язык вперёд и назад.

II- я группа упражнений на отработку центральной воздушной струи.

1. «Желобок» или «Лодочка». Боковые края языка приподнимаем, образуя «желобок». Подуть в получившуюся трубочку.

2. « Играем в лодочку». Язык в положении «лодочка», вдыхаем и выдыхаем воздух.

3. Игра « мыльные пузыри». Следим за тем, чтобы щёчки оставались «худенькими» и не раздувались.

III-я группа упражнений на подъём и укрепление мышц кончика языка и его передней части. Для шипящих звуков.

1. « Обними» верхнюю губку широким языком, подержи. Рот открыт.

2. « Лакание». Оближи языком верхнюю губку сверху вниз. Медленно.

3. «Ступеньки». Сначала держим широкий язык на верхней губке, на верхних зубках широким языком.

4. «Мартышка» и «бульдог». «Колёсико». Языком вращаем по кругу в ротовой полости.

5. «Покрась каждый зубик язычком». Рот открыт на «улыбке». Дотрагиваемся кончиком языка до каждого зубика по порядку и «красим» его язычком, «как кистью».

6. «Посчитай верхние зубки языком». Дотрагиваемся кончиком языка до каждого зуба по порядку.

7. Язычок в положении «Чашечка». Боковые края язычка прижаты к верхним коренным зубам, а кончик языка не прижат к передним зубам. Держать 5секунд.

8. «Заводим моторчик». Губы « в улыбке». Зубы разомкнуты. Произносим на сильном выдохе «дын» и чуть помогаем соской. Слышим «др-р-р»

9. «Цокаем» как лошадка, быстро и медленно «на улыбке». Рот открыт.

10. «Маляры». Рот открыт. Языком медленно красим нёбо вперёд и назад.

11. «Грибок». Раскрыть рот. “Приклеить” язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

12.«Гармошка». Делаем исходное упражнение «грибок» и сильно оттягиваем вниз нижнюю челюсть, а затем возвращаемся в исходное положение.

Растягиваем подъязычную связку.

13. «Дятел». Рот открыт. Кончик языка упирается в верхние зубки, многократно произносить звук [д-д-д].

Упражнения артикуляционной гимнастики помогут сформировать у ребёнка требуемый звук.

1. Э. Я.Сизова. Курсы повышения квалификации. Лекции.

2. А. И. Богомолова «Нарушение звукопроизношения у детей». Пособие для логопедов.

3. «Работа учителя-логопеда с семьями: традиционные и инновационные подходы». Сборник статей под ред. Л.С. Вакуленко.

Конспект занятия по формированию правильного звукопроизношения (подготовительная группа для детей с ОНР III уровня)

Погребнова Елена Владимировна
Конспект занятия по формированию правильного звукопроизношения (подготовительная группа для детей с ОНР III уровня)

Тема: «Звуки [Г] – [Г’]» (тема недели: «Дикие животные»)

Цель: учить различать звуки [Г] – [Г’].

Задачи:

коррекционно-образовательные:

– учить детей давать сравнительную характеристику звуков [Г], [Г];

– формировать предикативный словарь;

коррекционно-развивающие:

– учить детей дифференцировать звуки [Г], [Г] в слогах, словах, предложениях и тексте;

– развивать координацию речи с движениями;

– развивать дыхание и голос;

– развивать мимические мышцы;

– расширять и уточнять словарь;

коррекционно-воспитательная:

– развивать у детей наблюдательность.

Оборудование: зеркала, разрезные азбуки, предметные картинки животных, детали к игре «Пирамида», цветные картинки-символы для артикуляционной гимнастики, О. С. Гомзяк «Говорим правильно в 6-7 лет», альбом 2 (упражнений по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы).

Ход непосредственно образовательной деятельности.

I. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовёт детёнышей диких животных: медведя, зайца, лисы, оленя, лося, волка, ёжика, белки, бобра.

II. Основная часть.

1. Развитие артикуляционной моторики.

Логопед показывает картинку-символ, дети перед индивидуальными зеркалами выполняют данное упражнение.

1. «Худышка – толстячок»

4. «Вкусное варенье»

6. «Киска сердится»

2. Объявление темы. Игра «Чего не бывает?»

Для игры необходимы предметные картинки диких животных. Логопед убирает две картинки: горилла, гиена; просит выделить в слове горилла и гиена первый звук. Звуки [Г] и [Г’] мы будем учиться различать.

3. Акустико-артикуляционный образ звуков.

Сравнительная характеристика звуков.

Звук [Г] – согласный, твёрдый, звонкий.

Звук [Г] – согласный, мягкий, звонкий.

Почему звук [Г] – твёрдый, а звук [Г’] – мягкий?

Почему эти звуки согласные?

4. Связь звуков и букв.

Выкладывание буквы Г из счётных палочек.

Отыскивание её в разрезных азбуках.

5. Игра «Пирамида».

Дети делятся на две команды. Одна команда составляет «пирамиду» из слов со звуком [Г], а вторая – из слов со звуком [Г]. Логопед предлагает детям выбрать картинки с соответствующим звуком и «выстроить» пирамиду.

6. Физминутка.

По сухой лесной дорожке

Топ-топ-топ – топчут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ёжик.

Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка или дочки.

7. Игра “Где спрятался звук [Г], а где [Г].

Логопед: «Посмотрите на доску у меня несколько картинок. Назовите, что нарисовано на картинках.

Коала, кенгуру, горилла, гепард, тигр, белка, волк, гиена.

В каких словах спрятался звук [Г’] – гиена, гепард

В каких словах спрятался звук [Г] – горилла, тигр.»

8. Работа в тетради.

О. С. Гомзяк «Говорим правильно в 6-7 лет», альбом 2 (упражнений по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы).

Занятие 34 стр. 20 (задание 1, 2, 3).

9. Пальчиковая гимнастика.

У лисы в лесу глухом есть нора надёжный дом.

Не страшены зимой метели белочке в дупле на ели.

Под кустами ёж колючий нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый, до весны сосёт там лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нём. (В. Пальчинскайте)

Дети загибают пальцы на обеих руках: по одному пальцу на каждом двухстишьи.

Дом – ладошки направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются.

10. Работа со звуковыми схемами: коты, горы, маки, гитара.

III. Заключительная часть.

Логопед: «Какие звуки мы сегодня учились различать? Подумайте и скажите, о каком звуке я говорю? (характеристика звуков [Г], [Г]). Каких диких животных вы знаете? Назовите их.»

ОСОБЕННОСТИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ

Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное звукопроизношение. Таким правильным звукопроизношением большинство детей овладевает еще в дошкольном возрасте, причем происходит это без какого-либо специального обучения, на основе подражания правильной речи окружающих людей. Однако у многих детей те или иные дефекты в произношении звуков остаются надолго и не исчезают без специальной логопедической помощи. К таким детям относятся дети с общим недоразвитием речи (ОНР). ОНР – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Проблемой звукопроизношения у детей с ОНР III уровня занимались многие ученые: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.Н. Ефименкова, М.Ф. Фомичева, А.И. Богомолова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова и другие. Много написано книг, где даны четкие рекомендации по преодолению нарушенного звукопроизношения у детей. Определена последовательность в работе над звуком.

Звукопроизношение детей старшего дошкольного возраста характеризуется рядом особенностей.

а) Дети имеют навыки звукового анализа, определяют место звука в слове.

б) Все звуки произносятся правильно и четко.

в) Исчезает замена шипящих и свистящих звуков.

г) Допускаются у детей еще окончательно не сформированные трудные в артикуляционном отношении звуки (шипящие и р). Так, трудный для произнесения звук р требует гибкости движений языка, быстрой вибрации его кончика. Шипящие звуки требуют сильной воздушной струи, подъема языка в форме «ковшика», округления губ и вытягивания их слегка вперед.

Все возрастные неправильности произношения исчезают у детей к 4 – 5 годам. Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия: ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, и в результате начинает испытывать интерес к правильной, чистой речи. Таким образом, очень важно, чтобы окружающая ребенка речевая среда была вполне полноценной, т. е. и родители, и воспитатели говорили правильно, внятно.

В качестве причин возникновения ОНР у детей можно назвать: различные инфекции, интоксикации (токсикоз) матери в период беременности, несовместимость резус-фактора крови или групповой принадлежности матери и ребёнка, травмы при родах и патология в родах, различные заболевания ЦНС, травмы головного мозга в начале жизни.

Кроме этого общее недоразвитие речи у детей может быть вызвано неподобающими условиями воспитания и обучения, психической депривацией (невозможность удовлетворения жизненно необходимых потребностей) в наиболее подходящие для этого стадии развития речи. Очень часто ОНР возникает вследствие комплексного влияния разнообразных факторов, например, таких как наследственная предрасположенность, органическая недостаточность центральной нервной системы, неблагоприятная социальная среда.

В картине общего недоразвития речи на первый план выступает несформированность звуковой ее стороны. Характерным для этих детей является незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Недостатки речи при этом не ограничиваются неправильным произношением звуков, но выражены недостаточным их различением и затруднением в звуковом анализе речи. Лексико-грамматическое развитие при этом нередко задерживается.

Несформированность звуковой стороны речи выражается в следующем:

1) Недифференцированное произнесение свистящих, шипящих звуков, причем один может заменяться одновременно двумя или несколькими звуками данной или близкой фонетической группы. Например, звук с мягкий, сам еще недостаточно четко произносимый, заменяет следующие звуки: с твердое (сяпоги вместо сапоги), ц (сяпля вместо цапля), ш (сюба вместо шуба), ч (сяйник вместо чайник), щ (сетка вместо щетка).

2) Замена некоторых звуков другими, более простыми по артикуляции. Чаще это относится к замене соноров (дюка вместо рука, палоход вместо пароход), свистящих и шипящих (тотна вместо сосна, дук вместо жук).

3) Нестойкое употребление звука, когда в разных словах он произносится по-разному (паяход – пароход, пал ад – парад, люка – рука).

4) Смещение звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях – взаимно заменяет их. Это чаще всего касается йотированных звуков и звуков ль, г, к, х (ямак вместо гамак, котенот вместо котенок), при этом наблюдается искажение артикуляции некоторых звуков (межзубное произношение свистящих, горловое р и др.).

У всех детей с ОНР звукопроизношение нарушено. По данным Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной две группы звуков нарушаются у 15 % детей (свистящие и сонорные или шипящие и сонорные), замены носят инфантильный характер, отмечаются пропуски. Три группы звуков нарушаются у 30 % детей, наблюдаются искажения, регулярные замены, перестановки звуков, пропуски слогов в многосложных словах. Четыре и более групп звуков нарушаются у 55 % детей, наблюдаются нерегулярные замены, носящие инфантильный характер, и искажения. Фонематические процессы грубо нарушены у 85 % и не сформированы у 15 % детей.

Для того чтобы предотвратить любые вариации общего недоразвития речи, необходимо как можно раньше выявить отклонения в речевом развитии ребёнка и вовремя начать работу с логопедом.

Ученые-логопеды (Б. Филичева, Г.В. Чиркина, М.Ф. Фомичева, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Парамонова Л и др.) сходятся во мнении, что логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения проводится в определенной последовательности, поэтапно:

1) подготовительный этап;

2) постановка звука;

3) автоматизация звука;

4) дифференциация вновь воспитанного звука от сходных с ним.

Подготовительный этап необходим потому, что нередко к постановке звука нельзя приступить сразу, поскольку ребенок не может придать своим артикуляторным органам нужное положение. При таких обстоятельствах необходимо проведение подготовительной работы. Она заключается преимущественно в так называемой артикуляторной гимнастике, основная цель которой состоит в развитии достаточной подвижности губ и языка.

Выбор артикуляторных упражнений во многом определяется самим характером дефектного произношения звука.

Под постановкой звука понимается сам процесс обучения ребенка правильному произношению этого звука. Ребенка учат придавать своим артикуляторным органам то положение, которое свойственно нормальной артикуляции звука, что и обеспечит правильность его звучания.

Постановка звука может производиться путем подражания, с механической помощью, от других правильно произносимых звуков, исходя от артикуляторного уклада и смешанным способом.

Как только удается добиться правильного звучания изолированного звука, нужно сразу переходить к следующему этапу коррекции звукопроизношения – к этапу автоматизации, то есть к обучению ребенка правильному произношению звука в связной речи.

В целях облегчения этой сложной для ребенка задачи автоматизация звука осуществляется при условии постепенного нарастания сложности речевого материала. При этом на этапе автоматизации, в отличие от подготовительного этапа и этапа постановки звука, при любой причинной обусловленности дефектов звукопроизношения работа ведется одинаково и в одной и той же последовательности, а именно:

– автоматизация звука в слогах;

– автоматизация в словах;

– автоматизация в специально подобранных фразах;

– автоматизация в текстах, насыщенных вновь воспитываемым звуком;

– автоматизация в обычной разговорной речи.

Основная задача этапа дифференциации смешиваемых звуков заключается в том, чтобы воспитать у ребенка прочный навык уместного употребления в речи вновь воспитанного звука, без смешения его с акустически или артикуляторно близкими звуками. Это достигается путем специальных упражнений.

Работу по различению ребенком смешиваемых звуков по сути дела начинают уже в подготовительный период и в период постановки звука. На подготовительном этапе учат дифференцировать заменяемые в речи звуки на слух, а на этапе постановки звука внимание ребенка привлекают к различному положению губ и языка и к различной по своему характеру струе выдыхаемого воздуха при артикулировании смешиваемых им звуков (например, “с” и “ш”, “з” и “ж”).

Переход к специальному этапу дифференциации звуков может быть начат только тогда, когда оба смешиваемых звука уже правильно произносятся ребенком в любых звукосочетаниях, то есть когда они полностью автоматизированы.

Коррекционно-развивающая работа по преодолению ОНР – очень длительный и трудоемкий процесс, который должен начинаться, как можно раньше (с 3-4-х лет).

Предупреждение ОНР у детей аналогично профилактике тех клинических синдромов, при которых оно возникает (алалии, дизартрии, ринолалии, афазии). Родителям следует уделять должное внимание речевой среде, в которой воспитывается ребенок, с раннего возраста стимулировать развитие его речевой активности и неречевых психических процессов.

Список литературы

1. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л. Н. Ефименкова. – М., 1998.

2. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]: Кн. для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998.

3. Коррекция нарушений речи у дошкольников [Текст] / Составители: Л. С. Сековец, Л. И. Разумова, Н. Я. Дюнина, Г. П. Ситникова. – Нижний Новгород, 1999.

4. Методы обследования речи детей [Текст]: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. Г. В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2008.

5. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М. Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Коррекция звукопроизношения у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи посредством логоритмических занятий

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность; полноценнее будут его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а следовательно его личность в целом. Несформированность произносительной стороны речи в дальнейшем может отразиться и на овладении навыками чтения и письма.

Учеными доказана теснейшая связь между развитием движений рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга.

Особенности звуковой стороны речи и фонематического восприятия детей с ОНР впервые были представлены в работах Р.Е. Левиной.

У детей с общим недоразвитием речи I уровня звуковая сторона речи характеризуется фонематической неопределенностью. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Произношение звуков носит диффузный характер, что обусловлено неустойчивой артикуляцией и низкими возможностями слухового распознавания.

У детей с общим недоразвитием речи II уровня фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений. Нарушено произношение мягких и твердых звуков, шипящих и свистящих, аффрикат, звонких и глухих. Наблюдается нарушения между способностью правильно произнести звуки в изолированном положении и их употреблением в спонтанной речи. Одной из характерных особенностей является недостаточность фонематического восприятия, неподготовленность к усвоению навыков звукового анализа и синтеза

У детей с общим недоразвитием речи III уровня – в фонетическом плане дети: – неверно произносят 10-20 звуков: не различают на слух и в произношении близкие по звучанию мягкие – твердые, звонкие – глухие, мягкий звуки могут заменяться на твердые.

У детей несформированные 4-5 групп звуков (свистящие – С, 3, Ц, шипящие – Ш, Ж, Щ, Ч, сонорные – Р, Р’, Л, Л’, нередко мягкие и звонкие), но у всех детей отмечается смешение (при восприятии на слух и произношении) близких в аккустическом и артикуляторном планах звуков: С – Ш, 3 – Ж и т.д.

Произносительные ошибки оцениваются по-разному: одни затрагивают лишь оттенки фонем и не нарушают смысла высказывания, другие ведут к смешению фонем, к их не различению. Последние – более грубые, так как затрудняют понимание высказывания. Фонематическое недоразвитие детей данной группы проявляется в несформированости процессов дифференциации звуков. Недоразвитие фонематического восприятия отмечается при выполнении элементарных действий звукового анализа – при узнавании звука, придумывании слова на заданный звук.

Нарушение артикуляционной моторики проявляется в ограниченности и неточности движений органнов артикуляции – губ, языка, мягкого неба, нижней челюсти. Это приводит к неправильному произношению звуков, а часто и к общей невнятности, смазанности речи.

В современной логопедии существуют многочисленные эффективные методы коррекции звукопроизношения у детей с ОНР.

Работая с детьми, имеющими нарушения речевой функции, я использовала различные методы и приемы. Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения широко используют такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА.

Почему – ЛОГОРИТМИКА? Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Тем более это актуально для современных детей. У которых все чаще встречаются пренатальные патологии ведущие к дисфункции головного мозга, приводящие к церебростеническим состояниям гипервозбудимости. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

Такую форму активной терапии, как логоритмика, я начала осуществлять впервые в 2009-2010 учебном году. Свою работу я начала с изучения авторских методик и обширного практического материала многих авторов (Волковой Л.С., Мухиной А.Я Власовой Т.М., Пфафенродт А.Н., Картушиной М. Ю, Кузнецовой Е.В, Макаровой Н.Ш. и др.)

Я, как учитель – логопед принимала активное участие в разработке инновационного проекта по теме: «Логопедическая ритмика для детей 4-7 лет с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ компенсирующего вида».

Логопедическая ритмика помогает решать оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные и коррекционные задачи.

Видя положительную динамику по всем параметрам, в том числе и значительное улучшение звукопроизношения, я решила продолжить внедрение этой технологии в коррекционную работу с детьми среднего возраста 4-5 лет, но более углубленно остановилась на работе по коррекции звукопроизношения.

Учитывая психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи, изучив формирование звукопроизношения детей в онтогенезе и особенности формирования звукопроизношения у детей 4-5 лет с ОНР, я построила свою работу следующим образом.

Мной написаны и внедряются в коррекционный процесс:

1. Перспективный тематический план коррекционной работы по логопедической ритмике для детей 4-5 лет с ОНР;

2. Разработаны конспекты логоритмических занятий;

3. К разработанному ранее диагностическому инструментарию по следующим параметрам:

• Состояние общей моторики;

• Состояние мелкой моторики;

• Воспроизведение ритмов по словесной инструкции;

• Ориентировки на «ритмическое чувство» в речи;

• Восприятие пространственных представлений.

В диагностические параметры я добавила разделы:

2. Согласных раннего онтогенеза

3. Свистящие звуки

4. Шипящие звуки.

• Состояние фонематического слуха и восприятия:

1.Определение 1 звука в слогах (нач. года), в словах (конец года)

2. Определение последнего звука в слогах (нач. года), в словах (конец года)

Занятие по логопедической ритмики проводится по единой лексической теме в игровой форме. Оно длится от 15 до 35 минут в зависимости от возраста. Занятие состоит из трех частей.

Подготовительная часть – продолжается 3-7 минут.

В этой части широко используется упражнения такие как: повороты, наклоны, различные виды ходьбы и бега с движениями руками, изменения направления и темпа движения. Музыкально-ритмические упражнения в подготовительной части направлены на тренировку внимания, памяти, ориентировки, тормозных реакций, координаций движений, мышечного тонуса.

Основная часть – занимает от 10 до 25 минут и включает в себя следующие виды упражнений:

  • На развитие дыхания, голоса и артикуляции;
  • На развитие фонематического слуха и внимания;
  • На автоматизацию звуков;
  • Развитие чувства темпа и ритма;
  • На развитие координации движения и речи с движениями;
  • Пение, танцевальные движения;
  • Игра на музыкальных инструментах;
  • На развитие тонких движений пальцев рук;
  • На развитие речевых мимических движений;

Заключительная часть – занимает от 2 до 7 минут.

В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятия мышечного и эмоционального напряжения.

В конце каждого месяца совместно с музыкальным руководителем проводим итоговое сюжетно-тематическое занятие по логопедической ритмике в музыкальном зале. Подготовка к итоговому занятию осуществляется на трех занятиях. На первом занятии дети знакомятся с содержанием, темой занятия; на втором и третьем занятиях заучиваем речевой материал, работаем над речевым дыханием, над автоматизацией звуков, работаем над координацией движений, музыки и слов. Четвертое занятие – итоговое. На нем осуществляется показ знаний умений и навыков, полученных на предыдущих подготовительных занятиях.

На логоритмических занятиях широко использую фонетическую ритмику.

Фонетическая ритмика – это система специальных упражнений, сочетающая речь и движения, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса).

На подготовительных занятиях я использую карточки с изображением «звучков» в движении, а так же личный пример-показ выполнения упражнения. Движение и речевой материал предварительно не заучиваются. Упражнения проводятся по подражанию. Дети выполняют движения и произносят речевой материал синхронно с логопедом. Многократное повторение упражнений делает движения более четкими и точными, в том числе и движения органов артикуляции.

На первых порах следует исключать резкие движения. Для некоторых детей начальный этап – пассивный. Постепенно он сам привыкнет и начнет выполнять упражнения со всеми детьми. Чем быстрее наладится положительный эмоциональный контакт с ребенком, тем скорее он начнет подражать, и включится в совместную игру.

В конце каждой недели мы с музыкальным руководителем на методическом часе обсуждаем музыкально – ритмический репертуар.

Движения в сочетании со словом и музыкой представляют собой целостный воспитательно – коррекционный процесс. На детей благотворно влияют темп, ритм, динамика музыки и слова, а ритмическая пульсация, с которой связаны движения, вызывает согласованную реакцию всего организма.

Практика показывает, что регулярные занятия логоритмикой способствуют закреплению, автоматизации и дифференциации звуков у детей. Логоритмические занятия являются комплексными занятиями по компенсации дефектов речи. Логоритмические приемы являются дополнительными средствами в коррекции звукопроизношения у детей ОНР.

Нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Добро пожаловать на праздник красивой речи!

1. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя.- М.: Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС», 1996

2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 2002.

3. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. – СПБ., 1995.

4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, второе издание, М., Просвещение, 1990

5. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: М.: ТЦ Сфера, 2004

6. Каше Г.А Формирование звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи. – М., 1962.

7. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1973.

8. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики.

9. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. Методика коррекционно-восстановительной работы с детьми 3-4 лет; – М.: Издательство ГНОМ и Д. 2002

10. Левина Р.Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями. – М., 1966.

11. Макарова Н.Ш. Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмике. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009

12. Метельская Н. Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера, 2008

13. МУХИНА А.Я. Речедвигательная ритмика. – М.: АСТ: АСТРЕЛЬ; ВЛАДИМИР: ВКТ, 2009.

14. Слюсарь К.Н. Логоритмические занятия с детьми 3-5 лет / М.: Издательство Гном и Д, 2009

15. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Изд.2, переработ. и доп. М. «Просвещение», 1971

16. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. Пособие – М.: Айрис – пресс, 2007

Читайте также:  Приёмы коррекционной работы при нарушениях чтения
Ссылка на основную публикацию