НОД Использование инновационно-оздоровительных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

Система работы с детьми с ОНР посредством ТРИЗ и ИКТ

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

Дата публикации: 23.12.2016

Статья просмотрена: 617 раз

Библиографическое описание:

Морозова, А. В. Система работы с детьми с ОНР посредством ТРИЗ и ИКТ / А. В. Морозова, О. А. Гурьянова, А. Е. Шебаршева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2017. — С. 98-100. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11625/ (дата обращения: 07.01.2021).

Многообразие и сложность современной жизни во всех ее проявлениях требует от человека не привычных, шаблонных действий, а творческого подхода к решению все новых и новых проблем. В связи с этим необходимо направить процесс познания на содержательное упорядочивание информации, установление осмысленных причинно-следственных взаимосвязей окружающего мира, формирование представления о его целостности.

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности — один из принципов дошкольного образования в рамках ФГОС ДО. Естественно, что познавательное развитие тесно связано с развитием речи детей. Поэтому создание условий, способствующих развитию познавательно-речевых процессов воспитанников во всех видах деятельности — одна из основных задач педагогов группы для дошкольников с ОНР.

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой системное нарушение, при котором нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики, наблюдаются отклонения в общей и артикуляционной моторике. Речевой дефект отрицательно влияет на развитие нервно-психической и познавательной деятельности, поэтому часто у дошкольников с ОНР имеет место задержка темпа психического развития, что проявляется в незрелости высших психических функций — внимания, восприятия, памяти, мышления.

Эти особенности детей с ОНР приводят к необходимости поиска особых способов для мотивации познавательной деятельности данной категории дошкольников. Опыт показывает, что умелое использование приемов и методов ТРИЗ при проведении коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, образную речь, диалектическое мышление.

Уже третий год наш детский сад участвует в реализации методического комплекса по освоению детьми способов познания «Я познаю мир» (автор Т. А. Сидорчук), созданного на основе технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ. Целью работы с методическим комплексом является освоение детьми способов интеллектуально-творческой и познавательной деятельности, через пошаговую схематизацию алгоритмов, позволяющих решать задачи познавательного плана.

Обобщение опыта и тесное взаимодействие воспитателей и учителя-логопеда способствовало появлению системы работы в условиях логопедической группы.

Принципами построения системы стали:

комплексно-тематическая модель построения образовательного процесса, предполагающая выделение ведущей лексической темы на определенный временной промежуток (неделя);

‒ концентрическая система коррекционно-развивающей работы, включающая в себя постепенно усложняющуюся совокупность всех подсистем языка (лексической, синтаксической, морфологической);

‒ четкая последовательность и интенсивность прохождения шагов технологических карт методического комплекса, обеспечивающих динамичность освоения детьми способов интеллектуально-творческой и познавательной деятельности;

‒ цикличность использования в образовательной деятельности дидактических игр, способствующих обеспечению оптимальных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей дошкольника.

В построении нашей системы работы были выделены этапы:

  1. Тематическое планирование, определение познавательно-речевых задач образовательной деятельности;
  2. Создание игротеки с целью реализации содержания по всем лексическим темам;
  3. Организация образовательного процесса в условиях логопедической группы с применением системы компьютерных интерактивных игр, стимулирующих познавательную активность детей с ОНР.

На первом этапе — при перспективном планировании для каждой лексической темы воспитатели и учитель-логопед указали познавательно-речевые задачи текущей недели: коррекционные (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей) и развивающие (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).

Эффективным средством обогащения и расширения знаний, умений и навыков, закрепления материала в рамках рассматриваемой темы, формирования умение переносить известные способы действия в новые условия, проявления творчества для дошкольников является дидактическая игра.

Поэтому, перейдя ко второму этапу работы, мы проанализировали условия, созданные в группе для реализации методического комплекса «Я познаю мир»: дидактические пособия, схемы, модели, иллюстрации, игры. Обширный накопленный материал стал основой создания игротеки для детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи.

В этой работе мы, ориентируясь на современные требования к повышению качества образовательного процесса, активно используем информационно-коммуникативную технологию. В нашем саду для этого имеются широкие возможности: интерактивная доска, компьютерный класс, ноутбуки. Игры создаются в программах Рower Рoint и Notebook, с точки зрения необходимого эффекта для игрового действия.

Оптимальным оказалось распределение обязанностей между специалистами, в зависимости от владения техническими навыками и опыта работы с ИКТ и ТРИЗ-технологией: один создает медиатеку (картинок, звуков, видеороликов и т. п.), другой конструирует игру, третий контролирует использование моделей, в рамках уровня освоения способов познания.

Сначала педагогами группы были разработаны игры (по каждой лексической теме) с целью обогащения словаря детей с ОНР и формирования понятия имен признаков. Например, цель игры «Из чего сделано?» — формировать умение различать предметы мебели по материалу, различать символ «материал»; развивать умение в образовании относительных прилагательных по лексической теме «Мебель».

Для решения задачи формирования умения составлять описательный рассказ были разработаны алгоритмы по лексическим темам для самостоятельного рассказывания «Составь рассказ об объекте», с использованием модели ЭИЗ («Элемент — Имя признака — Значение признака»).

Идеи, способствующие появлению новых игр в копилке, появляются из разных источников:

‒ знакомство с опытом коллег;

‒ обобщение опыта создания авторских настольных дидактических игр педагогами группы.

На 3 этапе работы, разработанные интерактивные игры, стимулирующие познавательную активность детей с ОНР, мы ввели в организацию образовательного процесса. Используем их ежедневно в процессе совместной деятельности педагога (воспитателя, учителя-логопеда) и детей: два раза в неделю (понедельник и среда) в индивидуальной работе, два раза (вторник и четверг) во время фронтальных занятий; и один раз (пятница) в самостоятельной деятельности детей по их выбору.

В настоящее время в плане работы логопедической группы по развитию связной речи старших дошкольников средствами ТРИЗ по всем лексическим темам представлены интерактивные компьютерные игры с использованием разных моделей освоения способов познания. Основой большинства игр является модель ЭИЗ, есть игры на установление причинно-следственных связей, на систематизацию объектов, на реализацию речевых технологий.

Таким образом, использование ТРИЗ и ИКТ в работе с детьми с общим недоразвитием речи позволяет педагогам логопедической группы не только идти в ногу со временем, но и значительно повысить эффективность своей работы.

Похожие статьи

Коррекционно-логопедическая работа по развитию.

Коррекционно-логопедическая работа по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Филичева, Т.В., Чиркина, Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специализированного детского сада.

Содержание работы учителя-логопеда по развитию.

познавательная деятельность, учебный процесс, учащийся, самостоятельность учащихся, активное участие, особое место, практический учебно-познавательный процесс, практическое занятие. Игра как метод активизации познавательной деятельности.

Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим.

Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) от 3 до 7 лет», «Детство-Пресс», 2015.

Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для.

Дидактической игре в логопедической практической деятельности, следует уделять особое внимание, так как она имеет большое значение для воспитания детей с ОНР. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как дидактическая игра.

Методическая разработка «Формирование познавательной. »

Отметим характерные особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития. Во-первых, главным является — недоразвитие всей познавательной деятельности и особенно мышления.

Особенности познавательных процессов у детей старшего.

Исследователями в области коррекционной педагогики отмечается, что среди детей с особыми образовательными потребностями большую группу составляют дети с речевыми нарушениями, среди которых выделяются дети с общим недоразвитием речи.

Приёмы активизации речевой деятельности у неговорящих детей

ребенок, логопедическая работа, речевая деятельность, взрослый, Игра, речевое подражание, развитие, игровая деятельность, упражнение, ход упражнения.

Создание психолого-педагогических условий для детей с общим.

Поэтому деятельность нашего дошкольного образовательного учреждения, осуществляющего коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи (ОНР), направлена на создание рациональной среды.

Развитие связной речи у детей с нарушениями речи на основе.

В статье описывается опыт работы логопеда по развитию связной речи через познавательно-исследовательскую деятельность детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

Педагогический проект «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников»

Информационная часть

Автор проекта – Затеева Г.Ф. , воспитатель

База МДОУ Красногорский детский сад «Сказка»

Звениговского района Республики Марий Эл

Сроки: сентябрь 2011 г. – май 2013 г.

Этапы реализации проекта:

I – подготовительный (сентябрь 2011–октябрь 2011 г.)

II – организационный (октябрь 2011 г. – апрель 2013 г.)

III – итоговый (апрель — май 2013 г.)

Актуальность – Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но, прежде всего, на логопедических занятиях.

Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателяна занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, нами были использованы следующие инновационные методы: здоровьесберегающие технологии, технология ТРИЗ, использование моделирования при составлении рассказов, ИКТ.

Цель проекта : является развитие речи дошкольников посредством инновационных и развивающих технологий.

— изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи дошкольников;

— использовать инновационные и развивающие технологии в работе по развитию речи у дошкольников.;

— проверить целесообразность и успешность применения инновационных и развивающих технологий на занятиях по развитию речи дошкольников;

взаимодействовать с родителями и педагогами (родительские собрания, семинары, консультации, буклеты);

— создать предметно-развивающую среду для применения инновационных и развивающих технологий (картотеки, дидактические игры);.

Объект : развитие речи дошкольников группы «Белоснежка» .

Предмет: психолого-педагогические условия развития речи дошкольников.

Гипотеза исследования: состоит в том, что целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий, использование разнообразных форм работы с родителями и педагогами приведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников.

Новизна: Комплексный подход для эффективного взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи дошкольников. Теоретическая значимость заключается в разработке:

— системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи дошкольников;

— разработка картотеки по различным инновационным и развивающим технологиям.

Практическая значимость:

— внедрение системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в педагогическую работу ДОУ.

— в обогащении предметно – развивающей среды по развитию речи дошкольников;

-в обобщении и распространении опыта работы.

Ожидаемый результат:

— развитие речи дошкольников;

— родители будут активными участниками образовательного процесса по развитию речи дошкольников.

Механизм оценки результатов:

«Экспресс – анализ и оценка детской деятельности» (Методические основы) под редакцией О.А. Сафоновой, Н.Новгород.1995г.

Этапы реализации проекта:

Реализация проекта включает в себя три этапа: подготовительный, основной и заключительный

1этап — подготовительный этап (сентябрь 2011 года)

— изучение психолого-педагогической методической литературы;

— проведение педагогической диагностики;

-разработка цикла мероприятий, направленных на развитие речи у старших дошкольников ;

— создание речевой среды

2 этап — основной этап (октябрь2011года –апрель 2013года)

Проведение серии мероприятий, направленных на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста, взаимодействие с родителями, педагогами. Разработка системы организации образовательной деятельности детей 3-4 лет по развитию речи

Читайте также:  Конспект открытого занятия по обучению грамоте на тему: Звуки (Л), (Л’), буква Л

Обогащение предметно – развивающей среды:

-оформление книжного уголка приобретение нового наглядного материала по данной теме

— оформление памяток для родителей и педагогов.

Работа с детьми:

— занятия по перспективному плану по развитию речи по лексическим темам с применением

здоровьесбрегающих технологий:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: Физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж,суд-жок терапия.

3. Коррекционные технологии: Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика.

С применением мнемотехники

Включение элементов моделирования в познавательные занятия и занятия по развитию речи;

Заучивание стихотворений с помощью мнемотехники.

Пополнение развивающей среды мнемотаблицами, схемами, мнемодорожками, интеллект картами.

С применением ТРИЗ-технологии придумывали начало рассказа, конец рассказа, придумывали рассказы от имени кого-либо живого предмета, от первого лица, от имени неживого предмета, придумывали сказки и рассказы на различные лексические темы, составляли рассказ по пословице, придумывали смешные истории, составляли рассказы небылицы .

С применением компьютерных технологий были проведены занятия, собрания, семинары.

Работа с родителями:

1) Консультации: «Как говорит ваш ребенок», «Игротека в кругу семьи», «Песочная терапия для развития речи дошкольников»,

«Развитие речи детей средствами физкультурно-оздоровительной работы», «Игровой массаж предметами».

«Ваш ребенок левша», «»Здоровьесбережение», «Пальчиковая гимнастика», «»Массаж пальцев рук», «Говорю с ребенком на языке игры».

3) Родительские собрания «»Здоровьесберегающие технологии в работе по развитию речи дошкольников»,

«Нетрадиционные формы обучения в развитии речи дошкольников».

Работа с педагогами:

Консультации: «Внедрение ИКТ в образовательный процесс», «ТРИЗ –эффективное внедрение педагогической технологии в развитие речи дошкольников». Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

3 этап — заключительный этап (май 2013год)

Рефлексия деятельности по реализации проекта, выявление достижений и неудач проведенной работы:

— организация и проведение итоговой диагностики воспитанников;

— презентация проекта (итоговое совместное мероприятие с детьми, родителями, педагогами);

— анализ проведенного проекта.

Перспективы развития проекта

Разработка системы организации образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста по развитию речи в ДОУ. Система взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи через использования инновационных и развивающих технологий будет применяться педагогическими работниками в рамках сотрудничества, обмена опытом работы.

Автор: Затеева Галина Федоровна
воспитатель, учитель-логопед
МДОУ Красногорский детский сад «Сказка»
п. Илеть, Звениговский район, Республика Марий Эл, Россия
Статья размещена в авторской редакции.

  1. Внимание!
  2. Стартует новый конкурс!
  3. Условия участия в конкурсе
  4. читайте здесь

Внимание!

Стартует новый конкурс!

Условия участия в конкурсе

Инновационная деятельность в детском саду

Условия современности таковы, что традиционное обучение в ДОУ не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Использование инноваций в работе с детьми открывает воспитателю новые возможности преподнесения материала.

Значение инновационной деятельности в дошкольном учреждении

Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.

При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи:

  • развитие индивидуальности воспитанников;
  • развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;
  • повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;
  • стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);
  • повышение интеллектуального уровня детей;
  • развитие креативности и нестандартности мышления.

Развитие творческого мышления — одно из главных требований к новой системе дошкольного образования

Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед.

Фрэнсис Бэкон, английский философ

Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. А также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается ребёнком самим в ходе своей исследовательской деятельности.

Виды инновационных педагогических технологий в ДОУ

К инновационным педагогическим технологиям можно отнести:

  • здоровьесберегающие;
  • технологии проектной и исследовательской деятельности;
  • информационно-коммуникационные;
  • технологии «лэпбук»;
  • личностно-ориентированные;
  • игровые технологии;
  • технологии проблемного обучения и др.

Информационно-коммуникационные технологии

Компьютеры стали уже привычным атрибутом современности. ФГОС отмечает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении как одно из условий успешного образовательного процесса. К ИКТ в ДОУ относятся:

  • компьютеры;
  • интерактивные доски;
  • магнитофоны;
  • телевизоры;
  • фотоаппаратура и т. п.

Использование ИКТ на занятиях в детском саду позволяет привлечь внимание воспитанников

Применение ИКТ на занятиях в детском саду привлекает внимание дошкольников, помогает решать образовательные задачи педагогу. Новые информационные технологии позволяют строить процесс обучения на основе зрительного (презентация, анимация), слухового (звуковые и видеоматериалы) и осязательного (интерактивная доска, клавиатура) восприятия. Так, для младших дошкольников на занятии «Мои любимые животные» полезно использовать презентацию с изображениями изучаемых животных в начале урока, а затем продолжить его рисованием, играми. В средней группе можно немного усложнить подачу материала: в занятие «Зимние чудеса» включить презентацию «Признаки зимы», а также добавить видеоматериалы «Уроки тётушки Совы» и видеозагадки. В старших группах на занятии по изучению правил дорожного движения можно показать ребятам обучающий мультфильм, а затем провести беседу на эту тему.

Интерактивная доска — это сенсорный экран, который работает в системе вместе с проектором и компьютером. Использование интерактивной доски на занятиях помогает перейти от объяснительной формы обучения к деятельной — дети сами проявляют познавательную активность, что способствует осознанному усвоению материала. Работа с интерактивной доской включает в себя:

  • проведение различных развивающих игр;
  • просмотр иллюстраций и видеоматериалов;
  • разбор проблемных ситуаций;
  • совместное творчество и др.

При работе с интерактивной доской дети самостоятельно проявляют активность, что облегчает усвоение материала

Занятия с интерактивной доской предполагают несколько вариантов работы с дошкольниками:

  • Дети по очереди подходят к интерактивной доске и выполняют необходимое действие (нарисовать деталь, передвинуть нужный предмет и т. д.).
  • Несколько детей работают с интерактивной доской одновременно (2–3 ребёнка), используя, например, маркер, стилус или интерактивный инструмент «Ластик».
  • Один дошкольник стоит у доски, а другие участники предлагают возможные варианты его действий (в старшем дошкольном возрасте).
  • Один ребёнок самостоятельно выполняет задание у доски.
  • Дети, сидящие за столами, дают задание стоящему у доски ребёнку (старший дошкольный возраст).

В младших и средних группах дети выполняют задания, которые им даёт педагог, а в старших и подготовительных группах ребята способны уже самостоятельно придумать действия или догадаться, что нужно сделать. Какой вариант работы выберет воспитатель, зависит от поставленных целей и задач предстоящего занятия.

В младших группах можно использовать интерактивные дидактические игры на сортировку, классификацию предметов, например, разместить овощи в одной стороне доски, а фрукты — в другой. Ещё один пример для младшей группы — занятие по изучению растительности луга. Дети подходят по очереди к доске и изображают на ней процесс роста травы (снизу вверх). Таким образом получится лужайка. Затем можно предложить дорисовать цветочки (воспитанники подходят по очереди и подрисовывают цветочек к стеблю). Результаты на занятиях по математике достигают большей эффективности при использовании наглядного материала: дети могут двигать на экране геометрические фигуры, считать предметы и т. д.

Старшим дошкольникам с помощью интерактивных технологий легче освоить чтение и письмо (группировка на экране картинок в зависимости от твёрдого или мягкого звука в слове, определение с помощью схемы места звука в слове — начало, середина или конец и т. п.). Большой интерес у старших дошкольников вызовут игры-путешествия, которые проводятся по типу квеста. Например, игра-путешествие по озеру Байкал включает карту маршрута, по которой дети будут выполнять задания («Распределите цифры по порядку, и мы узнаем, на чём будем путешествовать») и двигаться дальше в своём «путешествии» (первая станция — история, вторая станция — животный мир и т. д.). А красочная презентация с красивейшими видами озера оставит у детей яркие впечатления.

Карта маршрута к игре будет выполнять роль своеобразного плана

В старшей и подготовительной группах каждый ребёнок может пользоваться личным компьютером, например, в развивающих играх, выполняя индивидуальные задания. Такие занятия следует проводить в подгруппах по 4–8 человек. Обучающие игры и программы могут быть совершенно разными: помогающие в изучении иностранных языков, развивающие творчество, математические способности и т. п. Занятие следует строить в 3 этапа:

  1. Вводная часть, в которой можно провести беседы о предстоящей работе, конкурсы или загадки и т. д.
  2. Основная часть, где дети выполняют задания непосредственно за компьютером.
  3. Заключительная часть, в которой делаются выводы о проведённых действиях, закрепляется материал. Это может быть рисование, подготовка к выставке и т. д. Также необходима гимнастика для глаз, снимающая напряжение.

По санитарным нормам, длительность непрерывной работы дошкольника за компьютером во время одного занятия не должна превышать 5 минут.

Фотогалерея: использование ИКТ на занятиях в детском саду

Таблица: пример конспекта занятия с использованием ИКТ в старшей группе (фрагмент)

В.: Правильно, ребята, в лес мы отправимся на лыжах. Посмотрите на экран, там у нас лесная поляна. Давайте согреем руки. (Дети выполняют упражнение на дыхание).
Воспитатель читает ребятам стихотворение о зиме.
Затем педагог предлагает детям подумать о том, как лес выглядит зимой и вспомнить тех, кто в нём живёт. Для этого на экране демонстрируются различные звери и птицы. Ребята должны называть их. Воспитатель предлагает игру, в которой нужно охарактеризовать животных, появляющихся на экране:

  • волк — злой, серый, голодный;
  • медведь — большой, бурый, сильный;
  • лиса — хитрая, рыжая, осторожная;
  • заяц — трусливый, серый, белый, маленький;
  • белка — рыжая, запасливая, быстрая.

Дидактическая игра «Кто где живёт?»:

  • в дупле живёт… белка;
  • в логове живёт… волк;
  • под кустом живёт… заяц;
  • в берлоге живёт… медведь;
  • в норе живёт… лиса;
  • в хатке под водой… бобр.
  • Снег сегодня шёл с утра, (Руки вверх — вниз),
    Рада снегу детвора! (Хлопают в ладоши).
    Снег на ветках, на дорожках, (Руки вверх, руки вниз, приседают)
    На носу и на ладошках. (Показывают нос и ладошки).

Дети идут под музыку и приходят в лес (звучит музыка Вивальди «Зима»).

  • Зимний лес стоит печальный.
    Кто под снегом спрятал тайны?
    Почему река молчит,
    Птичья песня не звучит?
    Осторожно в лес входите,
    Тайны леса не будите.

После этого педагог начинает беседу с ребятами о том, как тяжело птицам в холодное время зимой. Спрашивает, как же можно помочь птицам. (Сделать кормушку и подкармливать птиц). И воспитатель вместе с детьми вспоминает, что на участке их детского сада тоже висит кормушка, в которую они регулярно добавляют еду.
Пальчиковая игра «Прогулка»:

  • Раз, два, три, четыре, пять, (Разгибают по очереди пальчики, сжатые в кулак)
    Мы пошли во двор гулять, (Указательными и средними пальцами изображают «человечка» и шагают)
    Бабу снежную лепили, (Имитируют лепку снежка)
    Птичек крошками кормили, (Складывают пальцы щепоткой)
    С горки мы с тобой катались, (Указательным пальцем одной руки проводят по ладони другой)
    А ещё в снегу валялись. (Поворачивают ладони то внешней, то внутренней стороной)
    Все в снегу домой пришли! (Отряхивают руки)
    Суп поели, (Изображают, как подносят ложку ко рту)
    Спать легли. (Прикладывают сложенные ладони к щеке).

В.: А теперь надо возвращаться в детский сад. Понравилось вам в лесу? О каких птицах, животных мы сегодня говорили? С какими звуками работали? Я довольна вашими знаниями и поведением в лесу! Вы настоящие друзья природы. Надеваем лыжи, встаём на лыжню и друг за другом и отправляемся в детский сад. (Дети имитируют ходьбу на лыжах под зимнюю музыку).
Сюрпризный момент: воспитатель говорит, что все вернулись в детский сад из зимнего леса и очень устали, значит, пора подкрепиться. Дети получают конфеты.

Дидактические игры являются важной составляющей занятия

НОД Использование инновационно-оздоровительных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Дроздова Светлана Николаевна

Организация: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 186 «Веснушка»

Населенный пункт: Архангельская область, г. Архангельск

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми. Однако не у всех детей она одинаково успешно развивается. К этой категории относятся дети с ОНР, при котором задерживается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте.

Для качественного улучшения речевого развития детей наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания необходимо понимать важность участия родителей в педагогическом процессе. Однако, далеко не каждый родитель владеет знаниями, необходимыми для правильного воспитания и развития ребенка, нуждающегося в коррекционном воздействии. В своей работе мы используем следующие формы работы:

коллективные (родительские собрания, семинары-практикумы, «Круглые столы», дни открытых дверей и др.);

индивидуальные (педагогические беседы с родителями);

наглядно-информационные (фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки);

социологические срезы, опросы;

досуговые (совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках, конкурсах).

Традиционные формы решения задачи взаимодействия педагога и родителей не всегда создают возможность активных партнерских отношений. Зачастую родители остаются сторонними наблюдателями, а не активными участниками коррекционно-образовательного процесса.

Хорошей формой работы является вовлечение родителей в совместную деятельность по развитию связной речи в виде оформления семейных электронных фотоальбомов.

Преимущества электронных фотоальбомов:

– повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности (за счет соединения фотошоу и звучания детской речи);

– повышение эффективности усвоения материала детьми (за счет наглядности и доступности материала);

– реализация индивидуального подхода (выбор индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения);

– возможность фиксирования содержания с многократным возвращением к нему (что позволяет легко реализовать принципы прочности, систематичности);

– совершенно новый уровень реализации принципа научности (возможность демонстрировать реальные объекты, явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни);

– подготовка детей к миру, построенному на цифровых технологиях.

Цели:

1. Развитие связной речи у детей подготовительной группы с ОНР на материале семейных электронных фотоальбомов.

2. Привлечение родителей воспитанников к активной, систематической помощи детям в коррекции нарушений речи.

Задачи:

Закрепить знания по лексическим темам.

Развивать практические навыки связной речи, формировать умение детей составлять рассказы по фотографиям из личного опыта.

Активизировать педагогический потенциал родителей, стимулировать желание принимать активное участие в педагогическом процессе, формировать понимание необходимости систематической помощи ребенку в преодолении нарушений речи с учетом их индивидуальных особенностей.

Участники: дети подготовительной к школе группы с ОНР, родители, воспитатель группы ТНР.

План работы:

1 этап – организационный. На данном этапе подбирается методическая литература по развитию связной речи, электронные программы для фотошоу.

2 этап – планирование. Составляется план реализации проекта, определяются темы рассказов: «Что нам лето подарило!», «Осенние фантазии», «Зимние забавы» и др.

3 этап – реализация. На данном этапе проводятся вводные родительские собрания, практическое знакомство родителей с данной формой работы, консультации для родителей, сбор и оформление материала (запись детских рассказов по фотографиям).

4 этап – презентация. На данном этапе структурируются материалы по результатам работы, в рамках лексической темы «Моя семья» проводится развлечение и презентация готовых электронных фотоальбомов.

Результаты:

1. Повышение у детей интереса к семейным историям, совместному творчеству с родителями и педагогом, современным информационным технологиям.

2. Активизация связной речи детей, расширение словаря по лексическим темам.

3. Создание в группе атмосферы доверия, взаимопонимания, поддержки, творческих, партнерских отношений между детьми, родителями, педагогом.

Литература:

Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – М.: Профессиональное образование, 1993.

Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М., 2009.

Презентация «Закрепление сенсорных представлений как коррекционный компонент занятий по развитию речи»

Разнообразный поток информации — это общение. Оно является условием развития центрального речевого аппарата. А отражение действительности в сознании происходит через органы чувств (сенсорную сферу).

Формы познания: мышление, запоминание, воображение и др. строятся на основе образов восприятия, а закрепление образов предметов происходит через слово.

Схема строения речевого аппарата и его описание.

1 — ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ — головной мозг; (лобные извилины левого полушария – центр Брока – являются двигательной областью и участвуют в образовании устной речи, височные извилины – центр Вернике – являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения и происходит восприятие речи; для понимания речи имеет значение теменная доля КГМ, а затылочная доля является зрительной областью; подкорковые ядра ведают темпом, ритмом и выразительностью речи;

2 — ПЕРИФЕРИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ носовая полость; твердое нёбо; ротовая полость; губы; резцы;кончик языка; спинка языка; корень языка; глотка; гортань; трахея; бронхи; легкие; диафрагма; мягкое нёбо.

Алгоритм речевого высказывания.

Для того, чтобы звучала речь, необходимо поступление нервных импульсов от центрального речевого аппарата к органам переферического — прямая связь. А в ответ должно осуществляться поступление кинестетических ощущений, идущих к ЦРА (центральному речевому аппарату) и слуховой контроль — это обратная связь. Благодаря слуховому контролю человек замечает ошибку в момент произнесения, а кинестетические ощущения позволяют предупредить ошибку и внести поправку до того, как звук произнесен.

Таким образом мы видим, что без развития таких составляющих сенсорной сферы как слух и тактильные ощущения, невозможна не только коррекция нарушенного произношения, но и сам акт речевого высказывания.

Сенсорная стимуляция способствует развитию и совершенствованию функций речи коммуникативной — как основы вербального развития обобщающей — как средства мышления регулирующей — которая дает возможность подчинять действия речевой инструкции.

Сенсорная стимуляция — это освоение богатств ощущений слуховых (слуховое внимание и восприятие), зрительных (зрительное внимание и восприятие), тактильно-двигательных, вкусовых, обонятельных (составляющих кинетическую и кинестетическую сферу), помогающих узнать свойства предметов и явлений на основе которых и формируются понятие о них.

В возрасте от 0 до 3 лет Речевое развитие происходит на базе сенсорного опыта детей: таких действий с предметами как ощупывание их, рассматривание, вызывание звуковых реакций, манипулирование предметами разной формы и величины, вынимание и вкладывание, нанизывание, проталкивание, прослеживание, слушание речи и мелодий.

«Петушок у нас в гостях» Осматривание и ощупывание петушка в сопровождении комментариев с называнием его частей тела, чтения стихотворения, и вызывания звуковой реакции игрушки (ку-ка-ре-ку!).

«Покормим петушков» Манипулирование предметами и игрушками различной величины, соотнесение по величине в сопровождении объяснений и комментариев логопеда.

«Разложим шарики» Ощупывание, проталкивание, соотнесение по цвету в сопровождении объяснений и комментариев логопеда.

По результатам обобщения опыта работы и на основе анализа ряда программ по работе с детьми в раннем возрасте, мною составлено для комплексной программы «Малышок». «Руководство по формированию навыков общения у детей раннего возраста «Росточки» адаптированное для реабилитационных центров». В нем освещен раздел работы с детьми в возрасте от 0 до 2-х лет.

В возрасте от 3-х до 5 лет уточняется и расширяется словарный запас при работе с предметным и иллюстративным материалом.

«Внимательно смотри на меня и слушай …» — такую инструкцию мы постоянно даем детям на занятии, задействуя зрительные и слуховые ощущения сенсорной сферы. Развитие тактильных (кинестетических) ощущений происходит при работе над мелкой моторикой, в ходе включения в занятие упражнений, сочетающих речь и движение, в ходе артикуляционных упражнений и логопедического массажа Развитие связной речи в этом возрасте стимулирует слушание комментариев, объяснений взрослого, а ознакомление с качествами и свойствами предметов позволяет расширить фразу.

«Песенка гласных». Упражнения для губ и голоса со зрительной опорой на изображение соответствующего профиля артикуляции и подражанием голосовым реакциям взрослого на слух.

Зондовый логопедический массаж. Использование механической энергии, передаваемой органам и тканям в виде поглаживания, растирания, вибрации, поколачивания, надавливания для улучшения кинестетических ощущений, кинетической основы движений органов артикуляции.

«Волшебный мешочек». Развитие тактильной чувствительности, умения обозначать качества предметов, рассказывать о них, закрепление умения обобщать.

В возрасте от 5-ти до 7 лет лексическая работа предполагает обогащение словаря прилагательными, наречиями, причастиями, деепричастиями, которыми мы обозначаем качества, местоположение и др. понятия, характеризующие ощущения сенсорной сферы. Грамматическая работа предполагает умение оперировать этими понятиями при словоизменении, словообразовании, согласовании существительных с вышеназванными частями речи. Составление описательных рассказов на занятиях по развитию связной речи (например по схемам Ткаченко) предполагает конечный результат, если сенсорные эталоны хорошо закреплены.

Схема описания и сравнения игрушек.

Схема описания и сравнения овощей, фруктов.

Схема описания и сравнения одежды.

«Какой, какая, какие?». Упражнение в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе Упражнение в соотнесении по цвету Упражнение в умении объединять предметы по общему признаку Учить слушать инструкции и комментарии взрослого.

«Цветочная поляна». Это упражнение включено в индивидуальное комплексное занятие Упражнение в соотнесении по цвету Упражнение в сравнении по величине Упражнение в согласовании прилагательных с существительными.

Вы увидели лишь некоторые игры и упражнения, которые можно включить в занятие как коррекционный компонент. Подобрать их можно в методической литературе: А.А. Катаева, Е.А. Стребелева «Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии» О.С Ушакова «Придумай слово» Н.А. Лукина, И.И. Никкинен «Научи меня слышать» Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» И. Лопухина «Речь, ритм, движение» и других изданиях, а так же при использовании развивающих тетрадей и журналов.

Кратко обобщив все вышесказанное, мы видим, что нельзя развить речь, если не сформирована база для ее развития, которой и является сенсорное воспитание.

Иващенко Валентина Ивановна,
учитель-логопед

Презентация на тему «Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Ольга Сикстель
Презентация на тему «Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Презентация на тему: «Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр и упражнений»

Здравствуйте. Представляю вашему вниманию презентацию на тему: «Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр и упражнений»

В основной общеобразовательной программе детского сада на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребёнка. Отдельным разделом в содержании образовательной области «Познание» представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие.

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Требования сенсорного воспитания в 2-3 года

• Понимание и способность назвать 4 цвета, а также правильно подбирать их по образцу;

• Ориентирование в размерах (величинах) предметов, способность разобрать и собрать трехразмерную матрешку;

• Умение правильно собрать цветную пирамидку из 4-6 колец разного размера;

• Способность правильно соотносить конфигурацию объемных фигур с плоскими;

• Узнавать геометрические фигуры «круг», «квадрат», «треугольник» находить похожие на них предметы.

Средства сенсорного развития: дидактические игры и упражнения, игровая деятельность, конструирование, изобразительная деятельность.

Остановимся более подробно на дидактических играх и упражнениях.Наряду с покупными игрушками: «Вкладыши», «Пирамидки»,

«Разноцветные стаканчики», «Занимательный шар»

«Собери пирамидку»

Цель: развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предметов.

И многми другими

Хотелось рассказать о пособиях, сделанных своими руками. Пособие «Тучка» и «Солнышко».Задачи данного пособия: развитие мелкой моторики рук,

закрепление двух основных цветов, знакомство с природными явлениями.

Многофункциональная игрушка «Слоник». Эта игрушка частично является аналогом игры «Чудесный мешочек». Почему частично, потому что я ее усовершенствовала. Помимо работающего хобота и внутренней части игрушки, функциональными стали еще и бока со спинкой. Как же с ним играть? Предлагаю следующие игры: «Найди такой же» (кладем внутрь одинаковые игрушки, ребенок достает одну, а затем на ощупь старается найти такую же, «Угадай, что это» (ребенок просовывает руку внутрь, ощупывает игрушку и старается отгадать, что это, «Достань, что назову» (внутрь слоника помещаются геометрические фигуры и формы, ребенок на ощупь должен найти тот предмет, который назвали). Эти игры направлены на сенсорное развитие. Играя, мы развиваем память, логику, наблюдательность, мелкую моторику, тактильные ощущения.

На одном боку моего слоника прикреплены цветные кнопки, на которые одеваются разноцветные резиночки. Развивается мелкая моторика рук, закрепляется знание цветов.

Другой бок-это магнитная доска. Прикрепите на нее любую сюжетную картинку – «составь рассказ по картинке», несколько предметных – «найди лишнее» и т. д.

На спинке – доска для рисования, со счетами.

Не забыли и про заднюю часть. Здесь прикреплены съёмные полосы различные по фактуре – развиваем тактильные ощущения.

Развивающая игрушка «Веселый щенок»

формирование положительных эмоций, воспитание эстетического восприятия, развитие речи, развитие первичных понятий об окружающем мире, формирование элементарных математических представлений.

-развитие тактильных ощущений, движений пальцев рук, т. е. мелкой моторики;

-закрепление представлений о цвете и величине, форме;

-классификация предметов по определенному признаку (цвет, форма, величина);

-развитие навыка счета;

-развитие речи и активизация словаря;

-доставить детям радость, вызвать положительные эмоции.

развивающая игрушка изготовлена из фанеры, ДВП, ткани,

замков-молний, шнурка, пуговиц, пластмассовых колесиков.

При создании комфортной для детей среды помогают различные пособия, которые можно сделать своими руками. Развивающая игрушка «Веселый щенок» используется в игровой деятельности детей; в воспитании дружеского отношения к своим сверстникам, желания играть вместе. Развивающая игрушка помогает развивать восприятие детей (цвет, величина, форма, мелкую моторику, память, внимание, связную речь, эмоциональный мир детей. Таким образом, «Веселый щенок» имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значение.

Многофункциональное методическое пособие «Разноцветный кубик»

повышать интерес детей к получению знаний об окружающем мире;

развитие умственных способностей, связной речи воспитанников;

развитие мелкой моторики рук, зрительного восприятия, тактильных ощущений;

формирование пространственных отношений, умения различать цвет, некоторые геометрические фигуры, эмоции.

Сегодня в магазинах можно приобрести разнообразные игры, игрушки, развивающие пособия для детей. И согласитесь, современных детей сложно чем-то удивить. Но я постаралась, и знаете – удивила. Немного моей фантазии, креатива и золотых рук мамы моего воспитанника и у нас получилось замечательное пособие «Разноцветный кубик».

Данное пособие можно использовать в непосредственно-образовательной деятельности, в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной деятельности детей.

Сам куб представляет собой пять рабочих сторон.

Каждая сторона направлена на развитие той или иной познавательной функции и имеет свой цвет.

1 сторона – зеленая: «Совушки».Описание игры: положите красные шарики (кубики, бусины и т. д.) в карман совушки с желтыми крыльями; с желтым клювом; той, которая расположена ниже и т. д.

2 сторона –желтая: «Заплети косички».Описание игры: заплети косички грустной девочке; веселой и т. д.

3 сторона –зеленая: «Волшебные мешочки».Описание игры: определи предмет на ощупь.

4 сторона –красная: «Необыкновенное яйцо».Описание игры: расставь цветочки так, чтобы первым был голубой; чтобы первым и последним были белые цветы и т. д. ; завяжи бантик из голубой ленточки; заплети косичку.

5 сторона –синяя: «Веселый мишка».Описание игры: продень шнурок в колечки разными способами.

Данное пособие можно использовать в непосредственно-образовательной деятельности, в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной деятельности детей.

Увлекательные многофункциональные игрушки «Веселый огород» – капуста и гусенички. «Капусту» мы сшили – материал хб. Наполнили холлофайбером, пришили замки, молнии, шнуровку на листочки.

Цель этой игрушки развивать память, моторику рук, глазомер.

Гусенички – обвязали яйцо от киндер-сюрприза, наполнили разными крупами, пришили по бокам липучки – можно соединять, убирать, делать длиннее и короче. Также можно использовать как сенсорное развитие, цвет, моторику рук, шумовое ощущение, слух; больше, меньше прикрепление липучек, пристегивание шнуровок. Дети играют с удовольствием.

Развитие сенсорного восприятия у детей с общим недоразвитием речи

В дошкольном возрасте складываются все системы и функции организма ребенка – это наиболее благоприятный период для успешного их развития и воспитания. При этом большое значение имеет развитие сенсорных процессов в этот период.

По данным различных авторов – психологов, педагогов, медиков, логопедов – сенсорное восприятие, направленное на полноценное восприятие окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Так, например, как показали исследования Д. В. Запорожца, Л.А. Венгер и др., развитие восприятия в дошкольном возрасте происходит на основе усвоения сенсорных эталонов и мер. Сенсорные эталоны – это система звуков речи, система цветов спектра, система геометрических форм, шкала музыкальных звуков и т.д.

А.А. Люблинская, В.И. Логинова говорили о том, что сенсорное воспитание, направленное на формирование у ребенка процессов ощущения, восприятия и других – важнейшее звено воспитания. Развитие ощущения и восприятия – это необходимая предпосылка формирования сложных мыслительных процессов у ребенка. Играя важную роль в умственном воспитании, развитие сенсорных процессов имеет существенное значение для совершенствования практической деятельности дошкольника. А.А. Люблинская акцентирует внимание на том, что для познавательной деятельности особое значение имеет включение речи в процесс ощущения и восприятия.

Таким образом, успешность речевого, умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

В то же время ученые, всесторонне изучавшие нарушения речи у дошкольников, отмечают, что нарушение речи, в зависимости от характера расстройства, отрицательно влияет на все психическое развитие ребенка. Многие авторы в своих исследованиях выделяли и обосновывали эти нарушения. Но об особенностях развития сенсорной сферы детей с речевой патологией мы можем найти в литературе немногочисленные данные. [1]

Как отмечают исследователи Р.Е. Левина, Р.А. Белова-Давид, О.Н. Усанова, Т.Н. Синякова, И.Т. Власенко, А.П. Воронова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Т.Н. Волковская, сенсорное развитие детей с нарушениями имеет свои особенности: они затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное – в обозначении этих свойств словом. Дети путают названия цветов, геометрических фигур, с трудом ориентируются в пространственных и временных отношениях, далеко не всегда используют те возможности восприятия, которыми обладают. [3]

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. [4]

Коррекционно-развивающая работа у дошкольников с ОНР проводится по следующим направлениям:

  • формирование коммуникативной, планирующей и регулирующей функций речи;
  • формирование и развитие активного и пассивного словаря;
  • формирование артикуляционных навыков;
  • развитие физиологического и речевого дыхания;
  • работа над звуко-слоговой структурой слов;
  • формирование навыков грамматического оформления высказывания;
  • формирование и развитие связной речи от простой фразы до развёрнутого высказывания.

Помимо основных направлений коррекционной работы, проводится работа по профилактике и преодолению вторичных нарушений:

  • совершенствование общей, мелкой, артикуляционной и мимической моторики;
  • развитие тактильного, зрительного, слухового, вкусового и обонятельного восприятия;
  • развития высших психических функций, коррекция эмоционально-волевой сферы;
  • совершенствование игровой, предметно-практической и трудовой деятельности.

Сенсорные игры являются привлекательным видом деятельности для ребенка, обеспечивая эмоционально насыщенный фон логопедических занятий и преодоление речевого негативизма:

  • Лучше запоминается только наиболее значимая для ребёнка часть тематической лексики;
  • Сенсорный опыт, приобретённый при специально организованном обучении, позволяет не заучивать речь механически, а способствует её спонтанному формированию.
  • На каждом занятии, исходя из его темы и цели, стимулируется несколько видов восприятия, так, задействовав как можно больше сенсорных стимулов для восприятия предмета, мы создаём эмоциональную ситуацию для ребёнка, в которой он лучше и быстрее запомнит этот предмет и его название.
  • На занятиях используются реальные предметы, дети видят их цвет, размер, форму, могут потрогать, понюхать и попробовать на вкус, послушать их звучание, если же мы не имеем возможности применять в работе реальные предметы, то для стимулирования зрительного восприятия используются предметные картинки и игрушки, приближённые к реальности. [2]

В своей работе я использую следующие виды игр:

Развитие концентрации слухового внимания, умения слушать и понимать речь взрослого, выполнять простые инструкции, слухового гнозиса (“Узнай, что звучит?”, “Сколько раз ударил барабан?”, “Чья песенка?”, “Звучащие шарики”, “Волшебные киндеры”, “Повтори за мной” и т.п.

Работа над ритмом (сначала над простым, потом над сложным). Это отхлопывание в ладоши, и отстукивание ритма ногой, на металлофоне, барабане и т.п. Виды заданий могут быть следующими:

– Хлопни в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (на карточке);

– Сосчитать, сколько раз хлопнули и поднять карточку с соответствующей цифрой (показать кубик или карточку с нужным количеством точек). Ритм сначала предлагается простой;

– Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда;

– Упражнения на развитие динамического праксиса рук “кулак-ладонь-ребро”, “Пальчики здороваются”;

У детей с низким уровнем речевого развития (ОНР I-II уровня развития) подготовительную работу начинают с упражнений на развитие слухового восприятия, формирования умения слушать речь взрослого, выполнять простые инструкции, поручения по заданию. Дети знакомятся с такими простыми музыкальными инструментами: дудка, барабан, бубен, колокольчик, металлофон, звучащие шарики. Использую звучащие киндер-сюрпризы. Такие игры со звучащими предметами способствуют развитию слухового внимания, памяти и зрительного восприятия.

Развитие тактильного восприятия:

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

“Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет”

Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др. По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д. Эту игру я использую для закрепления у детей навыка образования относительных прилагательных.

Развитие тактильно-двигательного восприятия: нейрофизиологами доказана взаимосвязь речевой, сенсорной и двигательной областей коры головного мозга.

Обогатить сенсомоторный опыт ребенка скорректировать двигательные нарушения, улучшить память, внимание, включить компенсаторные механизмы, помогут игры с разнообразными предметами.

Сенсорные дорожки – мягкие и теплые из пряжи “травка” гладкие и холодные из оберточной бумаги, ребристые из деревянной соломки.

Губки шершавые – для массажа кистей рук, тактильных ощущений, улучшения кровообращения, активизации мышечного тонуса.

Шишки сосновые и ольховые – для массажа кистей рук.

Мячи – гладкие пластмассовые, резиновые с шипами и без, теннисные мячи – для массажа кистей рук.

Щетки с длинным жестким ворсом – для улучшения кровообращения.

Прищепки – для массажа пальцев рук (они не должны быть слишком тугими и доставлять болевые ощущения).

Мелкие игрушки от киндер-сюрприза – для развития тонких дифференцированных движений пальцев рук.

Игрушки для пальчикового театра – для развития изолированных движений пальцев рук, выразительной речи, артистических способностей, умение голосом передавать характер и настроение героев.

Набор “Веселые бусинки” – для развития тонких координированных движений пальцев рук.

Пуговицы – для нормализации мышечного тонуса, звукового и слогового анализа слов.

Развитие зрительного восприятия.

Для развития зрительного анализа и синтеза, произвольного зрительного внимания и запоминания использую следующие упражнения:

  • Определение изменений в предъявленном ряду предметов.
  • Нахождение “выпавшей”, “лишней” игрушки, картинки.
  • Нахождение различий на двух сходных сюжетных картинках.
  • Нахождение нереальных элементов “нелепых” картинок.
  • Запоминание 4-6 предметов, игрушек, картинок, геометрических фигур и воспроизведение их в исходной последовательности.
  • Нахождение такого же предмета в ряду. Задания даются с постепенным усложнением.
  • Нахождение одинаковых рисунков в ряду.
  • Объединение частей в целое – “Разрезные картинки” из 4-12 частей, с опорой на образец и без него.
  • Узнавание предмета по частям, объединение частей в целое по образцу.
  • Нахождение зашумленных и наложенных предметных изображений.

Работа по сенсорному воспитанию строится на основе тесного взаимодействия ребенка, воспитателя и логопеда. При этом каждый из педагогов должен учитывать, как речевые, так и познавательные возможности ребенка, уровень его познавательной активности. Для детей с ОНР характерна неустойчивость познавательной активности, избегание трудных ситуаций, новых видов деятельности, слабое проявление эмоционального отношения к сотрудничеству со взрослым, снижение речевой активности, поэтому, совместную деятельность с ребенком следует выстраивать исходя из его индивидуально-типологических особенностей.

Литература:

  1. Айрес Э.Д. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. – М.: Теревинф, 2009.
  2. Битова А.Л. Формирование речи у детей с тяжёлыми речевыми нарушениями: начальные этапы работы. – М.: Центр лечебной педагогики, 1999.
  3. Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  4. Лынская М.И. Преодоление алалии и задержки речевого развития у детей. Метод сенсорно-интегративной логотерапии. Конспекты занятий. – М.: ЛОГОМАГ, 2015
Ссылка на основную публикацию