НОД Использование инновационно-оздоровительных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

Инновационные образовательные технологии речевого развития в работе учителя-логопеда в ДОУ

Разделы: Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: Логопедия , кластер , синквейн , ТРИЗ-РТВ , технологии речевого развития

Хорошо развитая речь ребенка является важным условием для общего его развития, для социализации его в обществе, успешного обучения в школе. Нарушения речи отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка в целом, на его поведении.

Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.

К ним относятся:

  • Технология логопедического обследования.
  • Технология коррекции звукопроизношения.
  • Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.
  • Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи.
  • Технология развития интонационной стороны речи.
  • Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.
  • Технология развития лексико-грамматической стороны речи.
  • Технология логопедического массажа.

Речевое развитие детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане.

  • бедный словарь: дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания;
  • непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц;
  • трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов.

Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа.

В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условий для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти использование инновационных образовательных технологий:

Инновационные образовательные технологии в ДОУ

  • привносят в логокоррекционную работу дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребенка, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей;
  • оптимизируют процесс коррекции речи детей, помогают повысить результативность логопедического воздействия;
  • служат для создания благоприятного эмоционального фона;
  • способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций, оздоровлению всего организма.

Технология «Интеллектуальная карта»

  • уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление;
  • помогает пробудить у ребенка способность к изображению окружающего мира.

Полезные свойства интеллектуальной карты

Применение интеллектуальной карты в речевом развитии

1. Сбор материала о предмете или объекте

  • создание интеллект-карты в ходе обсуждения предмета или темы;
  • выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления, анализа, синтеза, аналогии, обобщения;
  • работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

2. Закрепление и обобщение материала

  • создание обобщенной интеллект-карты может являться итоговой работой по изученным темам;
  • выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения;
  • работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

Технология «Кластер»

Кластер – (скопление, гроздь, пучок), совокупность, объединение нескольких однородных элементов, предметов.

Технология «Кластер» позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.

Технология кластеров универсальна, так как помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить. Суть крастера заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении схемы в определённом порядке.

Кластер активизирует мыслительную деятельность дошкольников: умение ставить вопросы, выделить главное, делать сравнение, устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения.

Рисуем модель Солнечной системы: звезда в центре – это наша тема.

Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы

У каждой планеты – спутники, смысловые единицы к крупным смысловым единицам.

Так как не все дети умеют читать, то в своей работе можно использовать иллюстрированные или смешанные кластеры. Для легкости запоминания мы используют картинки, фотографии, рисунки, схемы.

В процессе образовательной деятельности возможны варианты составления кластера по лексическим темам.

В итоге получается структура, графически отображающая размышления детей, определяет информационное поле данной темы.

Разбивка на кластеры в условиях реализации ФГОС

  • является эффективным методом при формировании обобщающих понятий и обучении классификации
  • развивает вариативность мышления, способность устанавливать связи и отношения изучаемого понятия (явления, события)
  • помогает обучающемуся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы
  • вызывает свежие ассоциации, дает доступ к имеющимся знаниям, вовлекает в мыслительный процесс новые представления по определенной теме
  • развивает такое качество личности, как коммуникабельность

Технология «синквейн»

Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:

  • новая технология – открывает новые возможности; современная логопедическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя -логопеда.
  • гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.
  • способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
  • является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
  • носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).

Правила составления дидактического синквейна

  • первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
  • вторая строка – два слова, прилагательные;
  • третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
  • четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
  • пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).
  1. Кукла
  2. Красивая, любимая.
  3. Стоит, сидит, улыбается.
  4. Моя кукла самая красивая.
  5. Игрушка.
  1. Машина
  2. Быстрая, мощная.
  3. Едет, обгоняет, тормозит.
  4. Я люблю кататься.
  5. Транспорт.

Из приведённых примеров видно, что для того чтобы правильно составить синквейн необходимо:

  • иметь достаточный словарный запас в рамках темы
  • владеть обобщением
  • понятиями: слово – предмет (живой не живой), слово-действие, слово-признак
  • научиться правильно, понимать и задавать вопросы
  • согласовывать слова в предложении
  • правильно оформлять свою мысль в виде предложения

Работа по созданию речевой базы для составления синквейна не противоречит программе Татьяны Борисовны Филичевой и Галины Васильевны Чиркиной и той её части, которая касается развития лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи и служит средством оптимизации учебного процесса.

Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях, с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Дети умеющие печатать могут создавать свой синквейн на листе бумаги, не умеющие в виде устных сочинений. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребёнка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.

Могут быть использованы такие варианты работы как:

  • составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
  • коррекция и совершенствование готового синквейна;
  • анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить);
  • полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы.
  • облегчает процесс усвоения понятий и их содержания
  • учит коротко, но точно выражать свои мысли
  • способствует расширению и актуализации словарного запаса.

Синквейн требует меньших временных затрат, его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные).

Технология «ТРИЗ-РТВ»

Применение в практической деятельности учителя-логопеда методов и приёмов ТРИЗ позволяет наилучшим образом решать проблемы речевого развития. При этом у детей формируется умение работать по моделям, которые позволяют организовывать их собственную речевую деятельность творческого характера. Об уровне развития речи, мышления, воображения можно судить по речевому продукту, который создает ребёнок.

ТРИЗ помогает отойти от старой схемы обучения: слушай – запоминай – отвечай, позволяет детям добывать знания самостоятельно посредством творческой поисковой деятельности. Систематическую работу по формированию коммуникативной компетентности с использованием методов и приёмов технологии ТРИЗ в работе с детьми с речевыми нарушениями логопед начинает с самого простого метода – метода проб и ошибок (А что, если сделать так. А может быть, так?).

Методы и приёмы ТРИЗ в логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями находят своё место и при обогащении словаря, при формировании лексико-грамматических средств языка и связной речи. При использовании ТРИЗ по обогащению словаря подбираются слова по каждой лексической теме в соответствии с программой.

Использование инновационных технологий для развития речи детей с ОНР

Татьяна Рязанова
Использование инновационных технологий для развития речи детей с ОНР

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы – фонетико-фонематического, грамматического, лексического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой, так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, воображения и др.) создаёт дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью. Таким образом, развитие связной речи детей с ОНР является трудным процессом, требующим использования особых методических приёмов, что обусловило актуальность данной проблемы.

В своей работе мы используем инновационные технологии по развитию связной речи в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

Здоровье сберегающая технология.

Включает в себя

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, логоритмика, релаксация, гимнастика пальчиковая, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, которая играет большую роль в развитие речи.

Занятия эти очень полезны для физического, психического, социально-коммуникативного, речевого и эмоционального развития ребенка. Развивается правильное речевое дыхание, формируется понимание темпа, ритма, выразительности музыки, движений и речи.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: самомассаж, точечный самомассаж, .

3. Коррекционные технологии: сказкотерапия (сочиняют сказки, рисуют, лепят – развивают мелкую моторику рук и речь.

Технология легоконструирование.

Учитывая, что основными видами в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная деятельность, большое внимание отводится разработке и внедрению таких педагогических технологий, которые имеют ярко выраженный моделирующий характер. Они дают возможность формировать у детей с речевыми нарушениями как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности. Манипулируя с элементами ЛЕГО-ребенок учиться творчеству, созиданию.

Читайте также:  Материалы обследования устной речи первоклассников

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Поэтому применение ЛЕГО-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в логопедической работе.

Игровая технология.

Можно использовать в любых режимных моментах.

Игровая технология применяется для развития умения составлять описательные рассказы можно использовать такие игры, как «Угадай игрушку», «Что игрушка рассказывает о себе», «Узнай по описанию»,«Волшебный мешочек», в ходе которых дети учатся подбирать прилагательные, характеризующие соответствующую игрушку (медведь – неуклюжий, большой, добрый, мохнатый, косолапый; лиса – хитрая, рыжая, пушистая.

Кроме этого можно провести игры-соревнования, например «Кто больше увидит и скажет про медвежонка», «Скажи, что ты знаешь про куклу Машу». В них дети учатся самостоятельно выделять объект, его признаки, называть их, рассказывать двумя-тремя предложениями. Такие игровые ситуации повышают речевую активность дошкольников, позволяют детям овладевать навыками необходимыми для построения связного монологического высказывания.

Технология моделирования.

Моделирование представляет собой уникальное сочетание и гармоничное слияние всех методов обучения – наглядного, практического и словесного.

Детей обучают составлению предложений:

• по предметным картинкам

• по сюжетным картинкам

• по демонстрируемым действиям

• по опорным словам

Моделирование предложений осуществляется с помощью различного вида наглядности – схемы, буквы, картинки, предметные игрушки.

приемы мнемотехники применяется для развития связанной речи.

Для составления описательных рассказов применялись мнемотаблицы, с опорой на которые дети составляли более содержательные рассказы. В обучении связной речи метод наглядного моделирования использован со всеми видами связного высказывания: описательный рассказ; пересказ; составление рассказов по картине и серии картин;

Мнемотаблицы помогают детям в заучивании стихотворений, загадок.

Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:

• принадлежность к родовидовому понятию

•величина;• цвет• форма

• материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);

• как он используется (какую пользу приносит?

• за что нравится (не нравится?

Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине.

-Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины,

-Проследить их взаимосвязь и взаимодействие,

-Отметить особенности композиционного фона картины,

-Додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа.

Компьютерная технология.

В работе можно использовать различные компьютерные презентации:

– для развития речевого дыхания с использованием звуковых волн,

– артикуляционная гимнастика, для выработки правильных артикуляционных укладов, развития подвижности мышц и переключаемости движений.

-автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, фразах,

– работа над фонематическим восприятием, умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка. На занятиях можно использовать презентации на различение звуков по твердости-мягкости, глухости-звонкости, презентации с заданием различить голоса животных.

Для сочинения рассказов по картинке.

Это задание можно выполнить 3-мя способами:

1. На экране выводятся 3-4 картинки, представляющие собой связанный рассказ (1-начало, 2-продолжение, 3-конец).Дети просто описывают события, изображенные на картинках. В этом случае каждая картинка выступает как очередная глава.

2. Детям предлагается только одна картинка. Воспитателем задается вопрос: Что было до этого? Что может быть после? После высказывания предлагается подлинная история и на экран выводятся все картинки.

3. Воспитатель показывает на экране картинки, которые идут друг за другом не по сюжету, а в перепутанной последовательности. Эти картинки дети должны расположить по порядку, а затем составить связный рассказ. Это наиболее сложный вариант работы, предполагающий наличия у ребенка в определенной степени сформировавшегося логического мышления.

Применение инновационных технологий в работе с детьми старшей группы в ДОУ

Мария Гусакова
Применение инновационных технологий в работе с детьми старшей группы в ДОУ

Среда, в которой живет и развивается ребенок, изменчива и непостоянна. Маленький человек всегда ощущает необходимость видеть цели, выстраивать социальные связи, включаться в коллектив детей и взрослых.

Чтобы воспитать творческую, самодостаточную личность я следую по пути самосовершенствования и саморазвития.

Любая инновация представляет для меня нечто иное, и я прослеживаю всякую новую информацию, которая ведет к модернизации образовательного процесса.

В моей практической деятельности использую следующие инновационные технологии:

здоровьесберегающие технологии;

Игровые технологии

информационно-коммуникационные технологии;

Личностно-ориентированные технологии

технологии исследовательской деятельности; технологии проектной деятельности;

технологии проблемного обучения

Здоровьесберегающие технологии направлены на укрепление здоровья ребенка, привитие ему здорового образа жизни.

Основная наша цель – создание условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни, об умении оказать себе и ближнему первую медицинскую помощь, а также формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья.

Формами работы являются спортивные праздники, физкультминутки между занятиями, утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, релаксация, прогулки на на территории детского сада, спортивные игры, закаливание, водные процедуры.

Здоровьесберегающие технологии Я реализую по-разному, в зависимости от целей.

Игровые технологии

Цель. Решение ряда задач: дидактических, развивающих, воспитывающих, социализирующих.

В практической деятельности мы используем следующие игровые технологии:

– игровые ситуации (во время непосредственно образовательной деятельности и в режимные моменты);

– сюрпризные моменты (во время НОД и в режимные моменты);

– знакомство с новой игрушкой (практическое обследование, обыгрывание манипуляторное и сюжетное);

– элемент присутствия любимой игрушки в режимные моменты и во время непосредственно образовательной деятельности.

Выделяем в группе игровые зоны, в которых дети разворачивают любые сюжетно – ролевые игры, объединяясь в небольшие группы и др. Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения.

В качестве дидактического материала в нашей группе использую разные игры и игрушки, объекты природы и т д.

Игровые технологии — это фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.

Используя в работе вышеперечисленные технологии, я пришла к выводу, что только систематическое и рациональное их применение, а также их интеграция как в НОД, так и в различных режимных моментах обуславливает развитие у детей любознательности, способности самостоятельно решать поставленные задачи в разных видах деятельности.

Поэтому я считаю удачным, использование в своей работе инновационных технологий, которые позволяют не только сконцентрировать внимание детей, раскрепостить их, но и позволяют создать устойчивую мотивацию к деятельности. Применение современных образовательных технологий и методик в педагогической деятельности позволяет нам достичь положительных результатов в обучении детей.

Информационно-коммуникационные технологии

Сегодня уже весьма сложно представить себе, что еще в совсем недалеком прошлом не заходило и речи о том, чтобы использовать какие-либо инновационные технологии в ДОУ. Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.

В своей работе я использую следующие средства информационно-коммуникативных технологий: компьютер, мультимедийный проектор, принтер, сканер, копир, телевизор, фотоаппарат, DWD плейер.

Информационные технологии представляют широкие возможности для коммуникации.

Я считаю, что в дошкольном возрасте использование компьютера детьми не является первоочередной задачей. Существует реальная угроза здоровью, возникающая при раннем приучении малышей к компьютеру.

Формы использования ИКТ в моей работе разнообразны.

Технологии исследовательской деятельности

Мои усилия направлены в первую очередь на то, чтобы сформировать у детей исследовательский тип мышления.

Основной целью исследовательской деятельности является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему увидеть процесс и результаты.

Для этого в процессе обучения дошкольников, я прибегаю к таким распространенным методам, как: постановка проблемы, ее всесторонней анализ, моделирование, наблюдение, экспериментирование, фиксация результатов, поиск решений и выбор лучшего из них.

Исследовательская деятельность ребенку помогает выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить. Ребенок проводит исследования, ставит эксперименты, делает «большие открытия»

Методы и приемы, которые мы используем в организации исследовательской деятельности:

Наблюдения, беседы, опыты, дидактические игры, моделирование ситуаций, трудовые поручения, действия

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать. Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

Применение инновационных технологий, как средство развития художественного восприятия музыкального произведения Конспект открытого просмотра образовательной ситуации с детьми подготовительной к школе группе по теме «Применение инновационных технологий,.

Доклад «Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Актуальность «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,.

Использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда В деятельности учителя-логопеда, направленной на коррекционно-развивающую работу с детьми, инновационные методы приобретают все большее.

Применение кейс-технологий в ДОУ В практике дошкольного образования можно широко использовать: кейс-иллюстрации, кейс-фото, видео – кейсы и аудио – кейсы. Кейс-иллюстрация.

Применение коррекционных технологий в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Применение коррекционных технологий при работе с детьми с расстройством аутистического спектра Дети с расстройством аутистического спектра.

Применение современных информационно-коммуникативных технологий в работе с дошкольниками, имеющими ФФНР ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ.

Применение современных образовательных технологий в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья Екатерина Ивановна Исрафилова Воспитатель группы компенсирующего вида (ТНР, ОНР) ГБДОУ № 15 Московского района г. Санкт-Петербурга «ПРИМЕНЕНИЕ.

Применение здоровьесберегающих технологий в работе логопеда ТМБ ДОУ «ЦРР – детский сад «Белоснежка» Применение здоровьесберегающих технологий в работе логопеда Учитель – логопед Лукошкова С. В.

Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми. «Здоровый человек – самое драгоценное создание природы. Но хранить эту драгоценность,.

Здоровьесберегающие технологии в системе оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

Татьяна Колесова
Здоровьесберегающие технологии в системе оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

Читайте также:  Весенняя одежда - конспект занятия по развитию связной речи в средней группе для детей с ОНР

Консультация для логопедов и воспитателей.

В современных условиях проблема сохранения и укрепления здоровья детей приобретает глобальный характер. Постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направление деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых и приоритетных. Самую многочисленную группу – до 60% от всех детей дошкольного возраста сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии.

Деятельность нашего учреждения, направлена на коррекцию и компенсацию тяжелых нарушений речи у детей. У детей с речевой патологией имеются отклонения в состоянии общей и тонкой моторики, а также наблюдаются особенности её развития. Общее недоразвитие речи затрудняет общение, способствует возникновению таких психологических особенностей как замкнутость, робость, нерешительность, порождает специфические черты, как общего, так и речевого поведения, приводит к снижению психической активности. Эти дети физически невыносливы, быстро утомляются. Поэтому необходимо проводить специальную работу по оздоровлению и коррекции нарушений двигательной сферы у детей с речевыми расстройствами.

В нашем дошкольном учреждении эта работа проводится параллельно с другими коррекционными мероприятиями, а иногда она бывает непосредственно включена в процесс логопедического и коррекционно-воспитательного воздействия на детей.

Работа всего коллектива нашего детского сада направлена на:

1. Разработку общей стратегии оздоровления ребёнка в семье и детском саду.

2. Осуществление коррекционно – образовательного процесса путём создания оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития воспитанников.

Под здоровьесберегающими технологиями мы понимаем совокупность медицинских, педагогических, психологических установок, определяющих специальный набор и компоновку здоровьесберегающих форм, методов, средств, приемов обучения, необходимых для оптимального, рационального составления коррекционной программы по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста.

Наряду с такими оздоровительными мероприятиями, как утренняя гимнастика, физкультурные занятия (традиционные, физкультурные занятия нетрадиционные: сюжетно-ролевые, игровые, на основе подвижных игр, эстафет, тренировочные, физкультурные развлечения, физкультурные досуги, развлечения, спортивные праздники, закаливание после сна, музыкальные праздники, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, спортивные упражнения, дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, самостоятельная двигательная деятельность с использованием спортивного оборудования, лечебно-профилактические мероприятия, физкультминутки, ритмическая гимнастика, оздоровительные паузы, динамические паузы, проведение недели здоровья, дня здоровья, медицинское обследование, витаминизация, полоскание полости рта, в нашем дошкольном образовательном учреждении используется:

· работа оздоровительных групп (плоскостопие, нарушение осанки)

· игры на воде (посещение бассейна)

Среди разнообразного современного оборудования, которое мы используем в своей работе, значительное место занимает игровое оборудование:

· тренажер “Кузнечик” для проведения физкультурно – оздоровительных занятий, который способствует развитию сенсомоторных и координационных функций у детей;

· успешно используется в нашем учреждении набор мягких модулей в занятиях с детьми раннего возраста, что прекрасно помогает в коррекции нарушений психомоторного развития. Мягкая поверхность модулей создает дополнительную нагрузку на вестибулярный аппарат ребёнка, что особенно важно для развития функции равновесия.

В нашем ДОУ детям на физкультурных занятиях предоставляется возможность объединяться в небольшие группы по уровню подготовленности, по интересам, выполнять упражнения в парах. При выполнении таких упражнений у детей повышается самоконтроль, взаимоконтроль.

Большой популярностью в детском саду пользуются совместные занятия старших и младших дошкольников по физической культуре. В процессе совместной деятельности старшие ребята закрепляют свои навыки показа и объяснения физических упражнений, а также выполняют контроль, над выполнением движений младшими детьми. Старшие являются образцом для младших, и это побуждает их лучше выполнять упражнения.

В конце физкультурных занятий, детям отводится время для самостоятельной деятельности. Дошкольники имеют возможность сами выбрать вид двигательной деятельности, спортивный инвентарь, партнёра и т. д., другими словами, дети могут почувствовать себя хозяевами в спортивном зале, освоить его пространство. Отсутствие внешней регламентации позволяет им оценивать собственные действия как успешные или неспешные. Самостоятельное перемещение в зале способствуют снятию зажатость, нерешительности, скованности, развивает уверенность в своих силах.

Для двигательного творчества используются разнообразные виды движения: от хорошо знакомых детям подвижных игр до совестной со взрослым или сверстниками деятельности в сложноорганизованном физическом пространстве. Все это стимулирует активность детей (“мы сами”, они начинают интересоваться умениями товарищей, помогают друг другу, обмениваться опытом, учатся действовать совместно, уверенно ориентируются в спортивном зале.

ДЛя детей с дизартрическими нарушениями речи характерна скованность, плохая переключаемость. Отрицательно сказывается на здоровье детей и то, что немало времени они проводят в сидячем положении.

Подвижные игры и игровые упражнения на свежем воздухе являются универсальным и незаменимым средством физического воспитания дошкольников. В играх в ненавязчивой, развлекательной форме используются естественные движения, свойственные человеку: ходьба, бег, прыжки, метание и т. д. Но В играх дети не просто бегают, а догоняют кого-то или спасаются от ловящего; не просто прыгают, а изображают зайчиков или воробушков и т. д. Они играют, а в процессе игры у них тренируются разные группы мышц.

Посильная физическая нагрузка и свежий воздух укрепляют здоровье детей, способствуют профилактике респираторных, простудных заболеваний, закаливают детский организм. Они помогают приобретению и освоению жизненно важных двигательных умений и навыков, формируют умение действовать в коллективе, учат согласовывать свои действия с действиями педагога и других детей, вселяют уверенность в собственных силах, вырабатывают смелость и выдержку.

в детском саду проводится совместно с родителями утренняя гимнастика 1 раз в месяц, спортивные развлечения. К спортивным развлечениям продумываются игры, эстафеты, используем музыкальное сопровождение, художественное слово. Но при этом необходимым условием остается учет оптимальной физической нагрузки и эмоциональное состояние дошкольников.

в процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи мы?используются разнообразные формы работы:

· открытые занятия с детьми для родителей;

· педагогические беседы с родителями – общие и групповые родительские собрания;

· консультации; занятия с участием родителей;

· выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

· дни открытых дверей;?

· участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

· совместное создание предметно – развивающей среды;

· работа с родительским комитетом группы;

Красочные наглядные стенды в групповых приемных и в помещении детского сада знакомят родителей с жизнью группы, детского сада, с возрастными особенностями детей. В уголках специалистов размещена информация практической направленности, при водятся интересные факты, даются рекомендации учителя-логопеда, педагога-психолога, физкультурного и музыкального работников.

Особой формой наглядной пропаганды здоровьесохранения детей среди родителей являются информационно-познавательная газета “Звездочка”. Материал для газеты подбирают специалисты детского сада (педагог-психолог, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, медицинская сестра). Газета? привлекает? внимание родителей, ее рублики периодически меняются: “Как заботиться о? зубах”, “Красивая осанка и здоровье“, “Витамины – полезные продукты”, “Играем вместе” и др.

Мы надеемся, что данная система здоровьесберегающих физкультурно- оздоровительных мероприятий, реализуемая ДОУ, контроль за организацией двигательной активности, позволит нам

· снизить заболеваемость воспитанников,

· поверить в собственные силы и возможности,

· повысить двигательную активность,

· сделать детей общительными, уверенными в себя.

Вариативность использования инновационных образовательных технологий в практике логокоррекционной работы с детьми с ОНР

    Вероника Маслова 3 лет назад Просмотров:

1 Вариативность использования инновационных образовательных технологий в практике логокоррекционной работы с детьми с ОНР Учитель-логопед Федорова Людмила Петровна 1

2 Дошкольное образование на современном этапе Введение в действие ФГОС влечет необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленного на: выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе 2

3 Задачи системы дошкольного образования Разработка новых образовательных программ Применение эффективных образовательных технологий Совершенствование условий, в которых обучаются дети 3

4 Роль педагога Успешность внедрения ФГОС зависит от: креативности педагога его деятельности в инновационном режиме: способности переосмысливать собственный опыт; творчески использовать и преобразовывать известное, созидать качественно новое 4

5 Новые образовательные технологии привносят в логокоррекционную работу дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребенка, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей; оптимизируют процесс коррекции речи детей, помогают повысить результативность логопедического воздействия; служат для создания благоприятного эмоционального фона; способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций, оздоровлению всего организма. 5

6 Вывод Развитие инновационной деятельности учителя-логопеда одно из стратегических направлений в коррекционной педагогике на современном этапе развития дошкольного образования 6

7 Инновационные образовательные технологии в ДОУ ТРИЗ- РТВ Инновации в ДОУ Кластер Дидактический синквейн Интеллектуальна я карта 7

8 Технология «Интеллектуальная карта» уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление; помогает пробудить у ребенка способность к изображению окружающего мира. 8

9 Полезные свойства интеллектуальной карты Наглядность Привлекательность Запоминаемость 9

10 Применение интеллект-карт в логопедической практике 1-е направление Закрепление и обобщение материала Итоговая работа по формированию произносительной стороны речи Итоговая работа по изученным лексико-грамматическим темам Знания о звуках речи, навыки звукового анализа Пополняют словарный запас Закрепляют грамматические нормы 10

11 ИК «Формирование произношения» 11

12 ИК Лексико-грамматическая тема «Хвойные деревья» 12

13 Применение интеллект-карт в логопедической практике 2-е направление Развитие связной речи Пересказы текстов Составление рассказов 13

14 ИК Пересказ сказки «Кастрюля ежа» 14

15 Общие требования к составлению интеллект-карты для дошкольников Название темы пишется печатными буквами и находится в центре листа (доски) Лист (доска) располагаются горизонтально Вокруг названия темы располагаются иллюстрации, картинки, символы Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (разноцветные стрелки) Каждая картинка обводится (нумеруется) В процессе моделирования можно добавлять картинки, символы, схемы Наглядность представляется в виде предметов, рисунков, объектов и т.д. 15

16 Интеллект-карта в условиях реализации ФГОС Позволяет осуществить интеграцию Коммуникация Познание Социализация 16

17 Интеллект-карта в условиях реализации ФГОС Целевые ориентиры Активность Овладение средствами общения и способами взаимодействия 17

18 Технология «Кластер» Кластер (скопление, гроздь, пучок), совокупность, объединение нескольких однородных элементов, предметов Грозди графический приём в систематизации материала Разбивка на кластеры используется до того, как определенная тема будет изучена более тщательно 18

19 Применение кластера в логопедической практике «Стадия вызова» «Стадия осмысления» «Презентация кластера» «Стадия рефлексии» 19

20 Общие требования к разбивке на кластеры для дошкольников В центре доски или листа в рамке (круге) печатными буквами пишется ключевое понятие (размещается картинка) Вокруг ключевого слова в пустых квадратах (кругах) размещаются картинки, которые ассоциативно связаны с данным понятием Квадраты (круги) связываются цветными линиями-ветвями с ключевым понятием У каждой картинки-ассоциации могут быть свои картинкиспутники, которые могут привести к укрупнению одной или нескольких «гроздей» В результате проведенной операции происходит наглядное представление ключевого понятия занятия 20

Читайте также:  Дифференциация звуков Б-Б', П-П' - конспект занятия

21 Пример разбивки на кластеры СТУЛ ТУМБА СТОЛ ШКАФ МЕБЕЛЬ ДИВАН КРОВАТЬ КРЕСЛО 21

22 Разбивка на кластеры в условиях реализации ФГОС Является эффективным методом при формировании обобщающих понятий и обучении классификации Развивает вариативность мышления, способность устанавливать связи и отношения изучаемого понятия (явления, события) Помогает обучающемуся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы Вызывает свежие ассоциации, дает доступ к имеющимся знаниям, вовлекает в мыслительный процесс новые представления по определенной теме Развивает такое качество личности, как коммуникабельность 22

23 Кластер «Новогодний праздник» 23

24 Технология «Дидактический синквейн» Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения Речевые задачи: накопление, обогащение, уточнение словарного запаса детей создание условий для его активизации и актуализации собственного высказывания 24

25 Технология «Дидактический синквейн» Синквейн Эффективный инструмент для рефлексирования Средство, способствующее прочному усвоению знаний Эффективный метод развития речи Дает возможность оценивать уровень знаний Развивает способность обобщать, резюмировать Позволяет быстро получить результат 25

26 Полезные свойства Основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки Является формой свободного творчества Развивает аналитикосинтетические способности ребенка Только ребенок, владеющий знаниями по теме, сможет создать синквейн 26

27 Правила составления синквейна: Первая строка Вторая строка Третья строка Четвертая строка Пятая строка одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею два слова, прилагательные, описывающие основную мысль три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме слова, связанные с первым, отражающие сущность темы. 27

28 Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна Новая технология открывает новые возможности, не требуя особых условий для её использования. Гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК и служит средством оптимизации учебного процесса. Не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность. Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий. Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала. Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления). 28

29 Технология «ТРИЗ-РТВ» Использование технологии «ТРИЗ РТВ» позволяет : эффективно решать проблему обновления дошкольного образования с точки зрения ключевых компетентностей у дошкольников в рамках ключевых компетентностей особое значение имеет способность детей осуществлять коммуникации, которая позволит ребенку успешно обучаться в школе и адаптироваться к жизни в будущем 29

30 Преимущества «ТРИЗ-РТВ» Целенаправленно и комплексно воздействует на психо-речевое развитие детей : Активизирует познавательную деятельность детей. Создаёт предпосылки для системного видения мира и его творческого преобразования. Создаёт мотивационные установки на проявление творчества. Создаёт условия для развития образной стороны речи детей. Повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами. Формирует осознанность в построении лексикограмматических конструкций. Развивает гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности. Развивает речевую частности. систему в целом, и связную речь в 30

31 Игровые методы и приёмы ТРИЗ «Встречи с Кубариком» Метод противоречий. «Давай поспорим» Метод «Мозговой штурм». «Чудесные превращения» Метод «Синектика». «Волшебный домик» Методы «Системный лифт», «Системный оператор». «В стране загадок» Методика А. Нестеренко «В мире загадок». «Картинка без запинки» Методика И. Мурашковской «Как шагами картинку рассказали». «Я хочу вам рассказать о» Метод «УОТ». «Волшебная дорожка» Метод «Морфологический анализ» «Сочини сказку» Метод каталога, метод ТПФ. «Расскажи историю» Технология обучения составлению логических рассказов Т. А. Сидорчук. 31

32 УОТ «Я хочу вам рассказать о» 32

33 СО «Волшебный домик» 33

34 Алгоритм использования ИОТ в логокоррекционной работе Тема: «Хвойные деревья. Новый год» (фронтальные занятия) Игра, упражнение «Мы писатели» по картине Технология «Картинка без запинки» методика И. Мурашковской «Новогодний праздник» «Кластер» «Я хочу вам рассказать о» ТРИЗ-РТВ метод УОТ «Универсальная опорная таблица» «Волшебный домик» Анализ сказки «Снегурочка» ТРИЗ-РТВ методы: «ТПФ: оживление», «Системный оператор» 34

35 Алгоритм использования ИОТ в логокоррекционной работе Тема: «Хвойные деревья. Новый год» Игра, упражнение Технология Подгрупповое занятие «Мы поэты» Дидактический синкквейн «Дед Мороз» «Волшебный домик» ТРИЗ-РТВ приём «Системный оператор» «Ёлка» «Хвойные деревья» «Интеллектуальная карта» Игра, упражнение Технология Индивидуальное занятие «Отгадай-ка, сочиняй-ка» ТРИЗ-РТВ методика А. Нестеренко «Я Ёлка» ТРИЗ-РТВ метод «Синектика» «Новогодний праздник в детском саду» ТРИЗ-РТВ Методика Т. Сидорчук «Составление логического рассказа по серии сюжетных картин» 35

36 Заключение Использование инновационных образовательных технологий в системе логопедического воздействия, направленного на коррекцию речевого развития детей с ОНР, позволяет: значительно повысить эффективность коррекционнообразовательного процесса в аспекте компетентностного подхода; индивидуализировать коррекционный процесс, учитывать образовательные потребности каждого ребенка. 36

37 Спасибо за внимание! Вариативность использования инновационных образовательных технологий в практике логокоррекционной работы с детьми с ОНР Учитель-логопед Л. П. Федорова 37

Использование инновационных технологий оздоровления дошкольников с общим недоразвитием речи

Учимся рассказывать. Одна из самых важных задач обучения дошкольников родному языку- развитие связной речи. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

Начинать развивать связную речь ребенка лучше с пересказа. Пересказ художественного произведения доступен и близок детям дошкольного возраста в силу того, что ребенок получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет переживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное. Высокая художественность произведений, цельность формы, композиции и языка учат детей четко и последовательно строить рассказ.

Учить малышей 3-4 лет связной речи лучше всего с простого воспроизведения хорошо знакомых им сказок: « Колобок», « Репка», « Теремок» .Ребенок рассказывает вместе со взрослым, в ответ на его вопросы, поставленные обычно к последнему слову фразы, вставляют отдельные слова: « Посадил дед…Что? Репку». Постепенно становится возможным использование подсказывающих вопросов, на которые ребенок отвечает целым предложением. Так, после прочтения сказки « Курочка Ряба» можно предложить ребенку пересказать ее.

Например, пересказывается сказка Л.Н.Толстого « Три медведя». Взрослый задает вопросы: « Где были медведи, когда Маша забрела в их домик? Сколько комнат было в медвежьем домике? В какую комнату вошла девочка сначала? Что она там увидела? Чьи это были чашки? Как они различались по величине. » Если ребенок затрудняется ответить на вопрос полностью, ему надо помочь наводящими вопросами. Например, если ребенок не может ответить на вопрос: « Как вели себя медведи, когда увидели, что кто-то трогал их еду?», можно спросить: « Скажи, каким голосом заревел Михаил Иванович?», «Как зарычала Настасья Петровна?», « Что пропищал Мишутка».

На занятиях с ребенком пятого года жизни можно использовать совместный пересказ. Помощь взрослого будет заключаться в напоминании фразы, подсказке забытого слова. Это обеспечит плавность пересказа, предупредит разрывы произведения на отдельные куски.

Если ребенок затрудняется в пересказывании, ему можно по ходу задавать вопросы. Вопрос должен быть конкретным, не отвлекающим ребенка от передаваемого содержания текста.

Одно из любимых занятий малыша – рассматривание игрушки.

Этим следует воспользоваться, чтобы побудить ребенка к высказываниям, составлению описательных рассказов. Приведем пример. Посмотри, какие у кошки глаза? (зеленые). А шерстка? ( мягкая,серая). Какими словами можно сказать о кошке. Какая она? ( пушистая, ласковая, ловкая).

Как называют детенышей кошки? ( котята). Как назовем кошку? ( Мурка). Что она умеет делать? ( мурлыкать, лакать молоко). А теперь расскажи все, что ты узнал о кошке.

Если ребенок затрудняется, взрослый начинает сам рассказывать. А потом попросите ребенка повторить рассказ.

С ребенком полезно провести совместное составление описания, когда взрослый начинает предложение, а ребенок продолжает: « Это…( медвежонок). У медвежонка черные..( глазки). На голове у него надета..( шапка). В лапах он держит..( барабан). Что делает мишка? ( он играет на барабане).

Более старшим детям ( пятого года) можно предложить сравнить две игрушки( например, 2 куклы). Но прежде , чем сравнивать, ребенок должен внимательно рассмотреть обеих кукол: как они одеты, какие у них волосы, глаза, а затем уже отметить, чем они похожи и чем различаются.

Взрослый может использовать прием- скажи, как я .У взрослого и ребенка одинаковые игрушки- мишки, но у взрослого большой коричневый, а у ребенка маленький черный .Взрослый говорит: «У меня большой коричневый мишка»; ребенок: «У меня мишка маленький черный».

Взрослый: « У моего медведя уши круглые пушистые»; ребенок: « У моего мишки тоже уши круглые и пушистые» и т.д.

Если совсем маленький ребенок учится только отгадывать загадки, то ребенок пятого года жизни может уже сам составлять загадки на основе образца: « Хитрая, рыжая, с длинной мордочкой и пушистым хвостом», «С длинными ушками, коротким хвостом, любит морковку».

После пяти лет, когда у ребенка появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, он с удовольствием начинает придумывать, сочинять, проявляя творчество. Помочь ребенку в придумывании рассказов и историй можно разными способами:

в название хорошо знакомой сказки добавить слово, обозначающее какой-либо предмет. Например, « Волк и семеро козлят и компьютер», « Мальчик с пальчик и паровоз» и т.д.

сюжет знакомой сказки переместить в другое время и пространство. Например, « Жили-были старик со старухой в наши дни», « Красная Шапочка на необитаемом острове» и т.п.

предложить ребенку изменить концовку сказки, используя прием введения в сюжетное повествование какого-либо предмета, явления. Например, медвежата из сказки « Два жадных медвежонка» вместо сыра съедают таблетку от жадности.

предложить заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев: что было раньше с тем или иным героем, что может произойти потом.

написать письмо своему любимому герою или автору сказки.

сочинить разговор сказочных персонажей по телефону ( на любую тему).

придумать сказку по опорным словам. Например, ласточка, девочка, кот, людоед.

рассказать историю от лица любого героя или предмета.

описать одно и то же событие с разных точек зрения. Например, от лица веселого человека и грустного человека и т.д.

сделать альбом детских рассказов, дать ему интересное название, предложить ребенку нарисовать к каждому рассказу иллюстрации. Это будет толчком для развития детского творчества.

Обучение рассказыванию оказывает влияние на все стороны речевого развития дошкольника, особенно на его речевую подготовку к школе.

Автор материала: Боришполец Ольга Яковлевна

Ссылка на основную публикацию