Нетрадиционные приёмы развития устной речи

Нетрадиционные приёмы развития устной речи

Из опыта работы:

В своей работе стараюсь найти интересные приёмы развития устной речи учащихся, так как не все дети хотят и умеют высказывать свои мысли вслух, задавать вопросы, рассуждать об увиденном, давать ему оценку.

Нужны такие приёмы, которые внешне отвлекали бы ребёнка от задачи – «развивай свою речь» — и одновременно служили бы этой цели.

Детям ближе всего игра,

поэтому на занятиях я часто использую «речевые игры»:

«Шкатулка сказок». В шкатулке лежат цветные кружки. Учитель-логопед открывает крышку, а дети говорят: «Раз, два, три! Ну-ка, сказка, выходи!» Они по очереди достают кружки, и те становятся персонажами. Кружки крепим на доску, но ним затем легко восстановить сказку. Достали красный – это костёр, жёлтый – это цыплёнок. Сказку можно начинать: «Во дворе горел костёр. Увидел его цыплёнок и побежал к костру». Достали чёрный кружок – это туча.

«Испугалась туча, что цыплёнок обожжёт перья. Полила она костёр дождём, он и погас». Дети достают ещё кружок, и сказка, как снежный ком, покатилась дальше, обрастая персонажами и событиями. Один кружок каждый раз может стать чем угодно. Например, зелёный кружок – он то огурец, то росток, то листик, то пуговица, то горошина.

«Узнай меня». Нескольким ученикам даю предметные картинки. Они должны указать признаки предмета и дать его описание: цвет, материал, форма, части, для чего, чем питается, где живёт и т.д., не называя его самого. Остальные ученики угадывают, о чём шла речь, поправляют, дополняют сказанное.

Ученик говорит: «Этот предмет неживой. Он бывает из металла, бывает эмалированный. Его можно встретить на кухне. У него есть брюшко, ручка, крышка, носик. В нём кипятят воду». Все догадались, что это чайник. Кто-то вспомнил загадку: «Из горячего колодца через нос водица льётся». Задумались, почему это про чайник, ведь так можно сказать и о самоваре. Решили придумать более точную загадку.

«Бывает – не бывает». Дети придумывают разные предложения:

«Выпал снег. Поезд отправляется в 12 часов. Волк залез на дерево».

Хором утверждаем: бывает это или не бывает.

«Что такое хорошо и что такое плохо?» Ребята делятся на две

команды. Показываю им предмет. Одна группа детей ищет у него достоинства (чем он хорош), а другая – недостатки. Такое соревнование (кто больше придумает) очень увлекает детей. Одни говорят: «Стакан красивый, на нём яркая наклейка – это хорошо. Он прозрачный, сквозь стенки виден цвет жидкости – это хорошо». А другие утверждают: «Стакан хрупкий, его легко разбить – это плохо. У него нет ручки, и горячий чай трудно держать – это плохо». И так мы говорим об иголке, журнале, деревянной ложке и т.д.

«Сочиняй-ка». Придумай 10 новых применений лопнувшему воздушному шарику, пустому стержню, обёртке шоколадки, пустой консервной банке и т.д.

«Загадалки». Водящий выходит к доске. Дети по очереди задают ему вопросы о нём самом, его увлечениях, друзьях, любимых блюдах и т.д.: «Сколько тебе лет? Сколько человек живёт в вашей квартире? Когда у тебя день рождения? Какого цвета у тебя глаза? Сколько пуговиц на твоей рубашке?» На верно заданный вопрос – сам может спрашивать. Если водящий ошибся или ответил одним словом, он уступает место другому.

«Перевёртыши». Любую фразу в русском языке можно сказать подругому. Попробуйте и вы сказать по-другому, не повторяя ни одного слова, но сохраняя смысл, различные фразы: «Воробей влетел в окно», «Муха села на варенье», «Пошёл сильный дождь» и др. Так фразу «Муха села на варенье» дети переиначили в следующую: «Жужжащее насекомое серого цвета приземлилось на лакомство, сваренное из ягод в сахаре».

«Выгляни в окошко». В раскрашенную рамочку – «окошко» сзакрывающимися створками вставляются листы цветной бумаги. Створки отворяются. Предлагаю детям «выглянуть в окошко» — пофантазировать и рассказать, что они видят «за окном». Обычно за белым листом дети «видят» зимний пейзаж, каток, больницу; за жёлтым – пустыню, осеннюю полянку и т.п.

«Собери поезд». На доске прикреплены картинки. На них изображены различные предметы: ложка, пылесос, ваза, тарелка, поливочная машина и т.д. Картинки – это «вагоны», их нужно поставить друг за другом так, чтобы между стоящими «вагонами» можно было установить какую-либо связь. Группа учащихся «собирает» поезд: за ложкой ставит тарелку, т.к. это посуда, за тарелкой – вазу, т.к. обе сделаны из фарфора. Далее поедет поливочная машина, т.к. и в вазу, и в поливочную машину наливают воду. За поливочной машиной – пылесос, потому что они машины и служат для уборки пыли, грязи. Картинки на доске переместились – поезд готов! Выбирается «машинист», он проверяет, как «скреплены вагоны» — повторяет связи между предметами.

«Волшебная кисточка». Один из учеников (или я) делает несколько взмахов «волшебной кисточкой» (красиво украшенная ручка, указка). Дети останавливают кисточку словами: «Раз, два, три, замри!» После этого группа «разгадывает», что нарисовала кисточка. Дети рисуют словесные картинки на различные темы.

Равнодушных к таким упражнениям не бывает! Ведь ученикам кажется, что они просто играют, соревнуются, у них исчезает стеснение, боязнь говорить. Это только первые шаги, но они помогают детям строить предложения, делать выводы, обогащают их словарный запас, учат размышлять. Чередуя подобные игры, можно поддерживать интерес к самостоятельным высказываниям, формировать умение сравнивать, объяснять.

Нетрадиционные приемы развития устной речи

Третий год я работаю в классе с углубленным изучением русского языка и литературного чтения. С первого класса стала искать интересные приемы развития устной речи учащихся, так как после знакомства с детьми поняла, не все дети хотят и умеют высказывать мысли вслух, задавать вопросы, рассуждать об увиденном, давать ему оценку.

Нужны были такие приемы, которые внешне отвлекали бы ребенка от задачи – «развивать свою речь» и одновременно служили бы этой цели. Малышам ближе всего игра, и я начала искать, придумывать «речевые игры». Их я провожу в начале урока чтения или в минуты отдыха на уроке. Таких игр накопилось около двадцати. Вот некоторые из них.

1. «Шкатулка сказок»

В шкатулке лежат цветные кружки. Учитель открывает крышку, а дети говорят «Раз, два, три! Ну-ка сказка выходи!». Они по очереди достают кружки, и те становятся персонажами. Кружки крепит на доску, по ним затем легко восстановить сказку. Достали красный – это костер, желтый -0 цыпленок. Сказку можно начинать: «Во дворе горел костер. Увидел его цыпленок и побежал к костру». Достали черный кружок – это туча. «Испугалась туча, что цыпленок обожжет перья. Полила она костер дождем, он и погас». Дети достают еще кружок, сказка, как снежный ком, покатилась дальше, обрастая персонажами и событиями.

Один кружок каждый раз может стать кем угодно. Например, зеленый кружок – он то огурец, то росток, то листик, то пуговица, то горошинка.

2. «Узнай меня»

Нескольким ученикам даю предметные картинки. Они должны указать признаки предмета и дать его описание: цвет, материал, форма, части, для чего, что ест, где живет и т.д., не называя его самого. остальные ученики угадывают, о чем шла речь, поправляют, дополняют сказанное.

Ученик говорит, «Это предмет неживой. Он бывает из металла, бывает эмалированный. Его можно встретить на кухне. У него есть брюшко, ручка, крышка, носик. В нем кипятят воду». Все догадались, что это чайник. Кто-то вспомнил загадку: «Их горячего колодца через нос водица льется». Задумались, почему это про чайник, ведь так можно сказать и о самоваре. Решили придумать более точную сказку.

3. «Бывает – не бывает».

Дети придумывают разные предложения: выпал снег; Поезд отправляется в 12 часов; Волк залез на дерево. Класс хором утверждает: бывает это или нет.

4. «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Класс делится на две команды. Показываю детям предмет. Одна группа детей ищет у него достоинства (чем он хорош), а другая – недостатки. Такое соревнование (кто больше придумает ) очень увлекает детей. Одни говорят: «Стакан красивый, на нем яркая наклейка – это хорош. Он прозрачный, сквозь стенки виден цвет жидкости – это хорошо». А другие утверждают: «Стакан хрупкий, его легко разбить – это плохо. У него нет ручки, и горячий чай трудно держать – это плохо». Итак, мы говорим о б иголке, журнале, деревянной ложке, друге и т.д.

5. «Сочиняйка»

Придумай 10 новых применений лопнувшему воздушному шарику, пустому стержню, обертке шоколадки, пустой консервной банке и т.д.

6. «Загадалки»

Водящий выходит к доске. Дети оп очереди задают ему вопросы о нем самом, его увлечениях, друзьях, любимых блюдах и т.д.: «Сколько тебе лет? Сколько человек живет в вашей квартире? Когда у тебя день рождения? Какого цвета у тебя глаза? Сколько пуговиц на твоей рубашке?» На верно заданный вопрос – сам можешь спрашивать. Если водящий ошибся или ответил одним словом, он уступает место другому.

7. «Перевертыши»

Любую фразу в русском языке можно сказать по-другому. Попробуйте и вы сказать по-другому не повторяя ни одного слова, но сохраняя смысл, различные фразы: «Воробей влетел в окно»; «Муха села на варенье»; «Пошел сильный дождь» и др. Так фразу «муха села на варенье» дети переиначили в следующую: «жужжащее насекомое серого цвета приземлилось на лакомство, сваренное из ягод в сахаре».

8. «Выгляни в окошко»

В раскрашенную рамочку – «окошко» с закрывающимися створками вставляются листы цветной бумаги. Створки отворяются. Предлагаю детям «выглянуть в окошко» – пофантазировать и рассказать, что они видят за «окном». Обычно за белым листом дети «видят» зимний пейзаж, каток, больницу; за желтым – пустыню, осеннюю полянку и т.п.

9. «Собери поезд»

На доске прикреплены картинки. На них различные предметы: ложка, пылесос, ваза тарелка, поливочная машина и т.д. Картинки – это «вагоны», их нужно поставить друг за другом т.к., чтобы между стоящими рядом «вагонами» можно было указать какую-либо связь. Класс «собирает» поезд: за ложкой ставит тарелку, так как это посуда, за тарелкой вазу, так как они обе сделаны из фарфора. Далее поедет поливочная машина, так как и в вазу, и в поливочную машину наливают воду. За поливочной машиной пылесос, потому что они машины и служат для уборки пыли, грязи. Картинки на доске переместились – поезд готов. Выбирается «машинист», он проверяет, как «скреплены вагоны» – повторяет связи между предметами.

10. «Волшебная кисточка»

Один из учеников (или я) делает несколько взмахов «волшебной кисточкой», ручка которой обернута цветной фольгой. Дети останавливают кисточку словами: «Раз, два, три, замри!». После этого класс «разгадывает», что нарисовала кисточка. Дети рисуют словесные картинки на различные темы.

Читайте также:  Мы идем в театр' - конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе ОНР

Равнодушных к таким упражнениям не бывает. Ведь детям кажется, что они просто играют, соревнуются, у них исчезает стеснение, боязнь говорить. Это только первые шаги, но они помогают детям стоить предложения, делать выводы, обогащают их словарный запас, учат размышлять. Чередуя подобные игры, можно поддерживать интерес к самостоятельным высказываниям, формировать умение сравнивать, объяснять.

Нетрадиционные приёмы развития устной речи младших школьников.
методическая разработка на тему

Нетрадиционные приёмы развития устной речи младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Нетрадиционные приёмы развития устной речи младших школьников.15.01 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные приёмы развития устной речи младших школьников.

Развитие речи детей является одной из ведущих задач в современной школе. Известно, что хорошо развитая речь младших школьников оказывает непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и всем учебным дисциплинам, являясь показателем интеллектуального развития. Слово, по определению М.Р. Львова «представляет собой частицу знания, частицу обобщения опыта, которая хранится в памяти и используется человеком в процессе мышления и речи».

Именно сейчас, когда в новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования говорится о том, что в результате освоения программы учащиеся должны уметь активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач, проблема развития речи младших школьников достаточна актуальна. Для её решения надо обогащать устную речь, повышать коммуникативные возможности, чувствовать родной язык, получать эстетическое наслаждение от литературы и просто от языка. Необходимо систематически работать над содержанием речи, последовательностью, грамотному построению предложений.

Задача учителя – не просто знакомить ребят с новыми словами, их лексическим значением, но и сделать их объектом наблюдения, анализа. В своей педагогической деятельности я использую разнообразные приемы для развития речи учащихся. Игровые упражнений, «речевые игры» повышают эмоциональный уровень ребёнка, способствуют формированию позитивного отношения к учёбе. Вот некоторые из них.

«Шкатулка сказок» . В шкатулке лежат цветные кружки. Учитель открывает крышку, а дети говорят: «Раз, два, три! Ну-ка, сказка, выходи!» Они по очереди достают кружки, и те становятся персонажами. Кружки крепим на доску, по ним затем легко восстановить сказку. Достали красный – это костёр, жёлтый – цыплёнок. Сказку можно начинать: «Во дворе горел костёр. Увидел его цыплёнок и побежал к костру». Достали чёрный кружок – это туча. «Испугалась туча, что цыплёнок обожжет перья. Полила она костёр дождём, он и погас». Дети достают ещё кружок, и сказка, как снежный ком, покатилась дальше, обрастая персонажами и событиями. Один кружок каждый раз может стать кем угодно. Например, зелёный кружок – он то огурец, то росток, то листик, то горошина.

Игра « Магазин игрушек» . Приготовить игрушки: куклу, машинку, зайку, мяч и другие. Дети исполняют роль Незнайки, продавца игрушек, игрушки. В начале игры дети быстро и отчётливо произносят скороговорку. – Расскажи про покупки! – Про какие про покупки? – Про покупки, про покупки, Про покупочки свои! В магазин «Игрушки» пришел Незнайка. Он хочет купить игрушки, но не знает, как они называются. Продавец помогает Незнайке, а игрушки рассказывают о себе. «Из одного слова – несколько». Назовите ягоды, фрукты, овощи, цветы. Названия, которых начинается на каждую букву слова СМОРОДИНА. (Например, слива, малина, облепиха, рябина, огурец, дыня, ирис, нарцисс, арбуз.)

«Узнай меня» . Нескольким ученикам даю предметные картинки. Они должны указать признаки предмета и дать его описание: цвет, материал, форма, части, для чего, где живёт, и т.д., не называя его самого. Остальные ученики угадывают, о чём речь, поправляют, дополняют сказанное.

«Сюрприз». – Кто секреты отгадает, тот сюрпризы получает. На доске записаны «заколдованные» слова, в каждое из которых вставлен лишний слог. Нужно «расколдовать» слово, прочитав правильно, победитель получает слово, которое и является сюрпризом. МАЛЬГОВИНА, РЕПЗУКА, ФЕЖИДОРА, ГЕРРОДА, КОДУРОЛЕВА, ПРИНВЕЦЕССА, ДОБЦУРО, ИЗРЫБУШКА. ( Мальвина, репка, Федора, Герда, королева, принцесса, добро, избушка).

«Хочу быть… » Детям предлагаются различные свойства, характеристики, качества. Например, сильный, смелый, честный, умный, высокий, невидимый и так далее. Из этих качеств ученик выбирает любое, понравившееся ему, и объясняет, почему он хотел бы стать таким и где это качество может пригодиться.Например, ребёнок говорит: «Я хочу быть невидимым, чтобы дикие звери в лесу не увидели меня, а я мог за ними спокойно наблюдать».

Составление рассказов . – Расскажите, что было бы, если бы… …вы были волшебниками; …вы были художниками; Развивая речь ребёнка, мы развиваем и его интеллект, способствуем формированию его коммуникативной и общекультурной компетенции. Для ребёнка грамотная речь – залог успешного обучения и развития. Свободное владенье речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе.

Список литературы Гербова В.В. Занятия по развитию речи. – М., Просвещение, 1989. Львов М.Р. методика развития речи младших школьников. – М., Просвещение, 1995 Борзова В.А., А.А. Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей «Самарский Дом печати» 1994г.

Нетрадиционные приёмы развития устной речи (из опыта работы)

Нетрадиционные приёмы развития устной речи

(из опыта работы)

Тюнина М.Б., учитель-логопед

МБОУ гимназии №1 г. Липецка

В своей работе стараюсь найти интересные приёмы развития устной речи учащихся, так как не все дети хотят и умеют высказывать свои мысли вслух, задавать вопросы, рассуждать об увиденном, давать ему оценку.

Нужны такие приёмы, которые внешне отвлекали бы ребёнка от задачи – «развивай свою речь» – и одновременно служили бы этой цели. Детям ближе всего игра, поэтому на занятиях я часто использую «речевые игры».

«Шкатулка сказок». В шкатулке лежат цветные кружки. Учитель-

логопед открывает крышку, а дети говорят: «Раз, два, три! Ну-ка, сказка,выходи!» Они по очереди достают кружки, и те становятся персонажами. Кружки крепим на доску, но ним затем легко восстановить сказку. Достали красный – это костёр, жёлтый – это цыплёнок. Сказку можно начинать: «Водворе горел костёр. Увидел его цыплёнок и побежал к костру». Достали чёрный кружок – это туча.«Испугалась туча, что цыплёнок обожжёт перья.Полила она костёр дождём, он и погас». Дети достают ещё кружок, и сказка, как снежный ком, покатилась дальше, обрастая персонажами и событиями. Один кружок каждый раз может стать чем угодно. Например, зелёный кружок – он то огурец, то росток, то листик, то пуговица, то горошина.

«Узнай меня». Нескольким ученикам даю предметные картинки. Они

должны указать признаки предмета и дать его описание: цвет, материал, форма, части, для чего, чем питается, где живёт и т.д., не называя его самого. Остальные ученики угадывают, о чём шла речь, поправляют, дополняют сказанное.

Ученик говорит: «Этот предмет неживой. Он бывает из металла, бывает эмалированный. Его можно встретить на кухне. У него есть брюшко, ручка, крышка, носик. В нём кипятят воду». Все догадались, что это чайник. Кто-то вспомнил загадку: «Из горячего колодца через нос водица льётся». Задумались, почему это про чайник, ведь так можно сказать и о самоваре. Решили придумать более точную загадку.

«Бывает – не бывает». Дети придумывают разные предложения:

«Выпал снег. Поезд отправляется в 12 часов. Волк залез на дерево».

Хором утверждаем: бывает это или не бывает.

«Что такое хорошо и что такое плохо?» Ребята делятся на две

команды. Показываю им предмет. Одна группа детей ищет у него достоинства (чем он хорош), а другая – недостатки. Такое соревнование (кто больше придумает) очень увлекает детей. Одни говорят: «Стакан красивый,на нём яркая наклейка – это хорошо. Он прозрачный, сквозь стенки виден цвет жидкости – это хорошо». А другие утверждают: «Стакан хрупкий, еголегко разбить – это плохо. У него нет ручки, и горячий чай трудно держать – это плохо». И так мы говорим об иголке, журнале, деревянной ложке и т.д.

«Сочиняй-ка».Придумай 10 новых применений лопнувшему

воздушному шарику, пустому стержню, обёртке шоколадки, пустой консервной банке и т.д.

«Загадалки». Водящий выходит к доске. Дети по очереди задают ему

вопросы о нём самом, его увлечениях, друзьях, любимых блюдах и т.д.: «Сколько тебе лет? Сколько человек живёт в вашей квартире? Когда у тебя день рождения? Какого цвета у тебя глаза? Сколько пуговиц на твоей рубашке?» На верно заданный вопрос – сам может спрашивать. Если водящий ошибся или ответил одним словом, он уступает место другому.

«Перевёртыши». Любую фразу в русском языке можно сказать по-

другому. Попробуйте и вы сказать по-другому, не повторяя ни одного слова, но сохраняя смысл, различные фразы: «Воробей влетел в окно», «Муха селана варенье», «Пошёл сильный дождь» и др. Так фразу «Муха села на варенье» дети переиначили в следующую: «Жужжащее насекомое серого цвета приземлилось на лакомство, сваренное из ягод в сахаре».

«Выгляни в окошко». В раскрашенную рамочку – «окошко» с

закрывающимися створками вставляются листы цветной бумаги. Створки отворяются. Предлагаю детям «выглянуть в окошко» – пофантазировать и рассказать, что они видят «за окном». Обычно за белым листом дети «видят» зимний пейзаж, каток, больницу; за жёлтым – пустыню, осеннюю полянку и т.п.

«Собери поезд». На доске прикреплены картинки. На них изображены

различные предметы: ложка, пылесос, ваза, тарелка, поливочная машина и т.д. Картинки – это«вагоны», их нужно поставить друг за другом так, чтобы между стоящими «вагонами» можно было установить какую-либо связь. Группа учащихся «собирает» поезд: за ложкой ставит тарелку, т.к. это посуда, за тарелкой – вазу, т.к. обе сделаны из фарфора. Далее поедет поливочная машина, т.к. и в вазу, и в поливочную машину наливают воду. За поливочной машиной – пылесос, потому что они машины и служат для уборки пыли, грязи. Картинки на доске переместились – поезд готов! Выбирается «машинист», он проверяет, как «скреплены вагоны» – повторяет связи между предметами.

«Волшебная кисточка». Один из учеников (или я) делает несколько

взмахов «волшебной кисточкой» (красиво украшенная ручка, указка). Дети останавливают кисточку словами: «Раз, два, три, замри!» После этого группа «разгадывает», что нарисовала кисточка. Дети рисуют словесные картинки на различные темы.

Равнодушных к таким упражнениям не бывает. Ведь ученикам кажется, что они просто играют, соревнуются, у них исчезает стеснение, боязнь говорить. Это только первые шаги, но они помогают детям строить предложения, делать выводы, обогащают их словарный запас, учат размышлять. Чередуя подобные игры, можно поддерживать интерес к самостоятельным высказываниям, формировать умение сравнивать, объяснять.

Нетрадиционные формы, методы и приемы работы по развитию речи детей с нарушениями речи

Елена Винокурова
Нетрадиционные формы, методы и приемы работы по развитию речи детей с нарушениями речи

муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района – детский сад «Аленький цветочек»

“НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ»

В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: нарушения речи у детей сопровождаются нарушением развития высших психических функций, эмоционально-волевой сферы, общей и мелкой моторики, ориентировки в пространстве. Отсутствие специальной коррекционно-педагогической помощи таким детям неизбежно приводит к трудностям общении, изменениям в личности подрастающего человека, ограничению интеллектуальных возможностей. Когда нарушения касаются всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики, специалисты говорят об общем недоразвитии речи. Анализ современных инновационных подходов в области логопедии, приводит к выводу о том, что использование нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи может быть действенным способом решения этой проблемы.

При ОНР ведется работа в следующих направлениях:

• Развитие общей моторики.

• Развитие мелкой моторики пальцев рук.

• Развитие артикуляционной моторики.

• Развитие фонематических процессов.

• Развитие лексических навыков.

• Развитие лексико-грамматического компонента языка.

• Развитие связной речи.

В дополнении к традиционным методам воздействия, все больше используются

нетрадиционные формы работы. Нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавать психофизиологический комфорт детям во время занятия, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах.

На сегодняшний день к методам нетрадиционного воздействия, относятся:

• Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений.

• Ароматерапия – лечение с помощью фитокомпозиций ароматов цветов и растений.

• Музыкотерапия – воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.

• Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.

• Литотерапия – терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.

• Имаготерапия – театрализация. Включает в себя: куклотерапию, сказкотерапию.

• Пескотерапия (sand-play) – игра с песком, как способ развития ребенка.

Зачастую логопедам приходится сталкиваться со стойкими нарушениями звукопроизношения у детей. Общее недоразвитие речи, стёртая дизартрия, нередко даже полиморфная дислалия сочетаются с неврологической симптоматикой. Дети с такой речевой патологией, как правило, соматически ослаблены, страдают двигательными расстройствами, у них низкая работоспособность, повышенная утомляемость. Одни дети-логопаты – гиперактивны, другие, наоборот, астеничны. В таких случаях требуется длительное коррекционное воздействие на ребёнка. Именно в таких ситуациях можно использовать нетрадиционные методы.

Нетрадиционные методы активизации органов артикуляции можно использовать не только в работе с патологией, но и в качестве профилактики. В основном, нетрадиционные методы просты в использовании, доступны, эффективны, не требуют дорогостоящего оборудования, практически не имеют противопоказаний и возрастных границ, а личностно ориентированный подход в работе с ребёнком даёт отличный эффект. С уверенностью можно сказать о том, комплекс нетрадиционных методов относится к здоровьесберегающим технологиям. Я хочу рассказать о некоторых методах работы, которые мы применяем в своей работе.

Известно, что произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикулярного аппарата. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляции помогает не только проведение артикуляционной гимнастики в традиционном её виде, но и разнообразные артикуляционные упражнения с ложками, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей. Дети с удовольствием помогают ложками своему язычку «подняться на лифте на верхний этаж», отрабатывая верхний подъём языка; делают массаж языка, губ, поколачивая, похлопывая и поглаживая их ложками.

Упражнения с ложкой (Логопедический массаж ложками) Совместное выполнение с педагогами (несколько)

1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.

2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.

3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.

4. Язык – «лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

5. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

6. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения

вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.

7. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие

движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

8. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

9. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

Дети с удовольствием помогают ложками своему язычку «подняться на лифте на

верхний этаж», отрабатывая верхний подъём языка; делают массаж языка, губ, поколачивая, похлопывая и поглаживая их ложками.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка, для этого вы можете проявить свою фантазию и обратить артикуляционную гимнастику в увлекательную игру с использованием любимых детьми сладостей и различных предметов. Развитию точных, дифференцированных движений губ, языка способствуют упражнения с использованием соломинки для коктейля, хлебной соломки:

– удерживать вытянутыми губами, производить движения в стороны, вверх, вниз

– «Сделай усы»: прижать соломинку к носу верхней губой, кончиком языка

– удержать как можно дольше на широком язычке

– прижать к верхним зубам

– зажать между нижними зубами и языком

(проводятся упражнения с педагога ми)

Используя маленькие конфеты (или сухие завтраки, выполняем упражнение «чашечка», пытаясь удержать шарик. Использование сладостей стимулирует выполнение этого сложного упражнения, требующего подъема боковых краев языка.

(проводятся упражнения с педагогами)

В ходе выполнения артикуляционной гимнастики вы увидите, как сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и вместе с тем координированными.

Дыхание — важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически,

рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время.

Формирование речевого дыхания предполагает выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков.

Техника выполнения упражнений:

•воздух набирать через нос;

•плечи не поднимать;

•выдох должен быть длительным и плавным;

•необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)

•нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению.

Для организации игры понадобится стакан, вода и трубочка для коктейля.

В стакан с водой вставить трубочку для коктейля. Сначала потихоньку

выдыхаем воздух в трубочку – чайник закипает, усиливаем выдох – он кипит,

еще усиливаем выдох- вода бурлит.

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой

Стрельникова Александра Николаевна рекомендует делать ритмичные шумные вдохи через нос. Эти вдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы и психоэмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет, жизненный тонус. Данная гимнастика полезна людям любого возраста, особенно детям. Парадоксальная гимнастика способствует увеличению объема вдоха и диафрагмального выдоха. Каждое движение соответствует определенным фазам дыхания. Так, вдохи делаются при движениях, сжимающих грудную клетку. Вдох должен быть максимально активен, выдох – пассивен. В отличие от традиционной дыхательной гимнастики при слегка согнутых губах делается шумный короткий вдох носом. Выдох осуществляется свободно через рот. Все упражнения ритмизированы. Каждое из них выполняется 8 раз, после 3-5 секундного перерыва рекомендуется переходить к следующему упражнению. Общая продолжительность гимнастики 5-7 минут. В начале обучения осваивается одно упражнение. В каждый следующий день добавляется еще по одному. Вот некоторые упражнения:

Упражнение 1. “Ладошки”.

Делать короткий шумный активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный через нос или через рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.

Упражнение 2. “Поясок”

Исходное положение: встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу.

В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкнуть кулаки к полу, как будто что-то сбрасывая с рук. Во время толчка кулаки разжать, пальцы растопырить. На выдохе вернуться в исходное положение.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ – это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции и в других странах. Мирный и ласковый плеск волны, например, снимает психическое напряжение, успокаивает. Однако врачуют не только естественные, но и искусственно созданные, упорядоченные звуки. Специально подобранные мелодии снимают гнев и досаду, улучшают настроение. На логопедических занятиях и коррекционных часах можно использовать следующие приёмы музыкотерапии:

-Прослушивание музыкальных произведений, например во время штриховки или рисования.

-Ритмические движения под музыку.

-Сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса.

-Пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение.

Музыкотерапевтическое направление работы способствует:

-Улучшению общего состояния детей

-Улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);

-Коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений

При помощи музыкотерапии у детей можно развивать фонематический слух. (выполняем совместно с педагога ми)

ПЕСКОТЕРАПИЯ – один из видов работы над дыханием и не только.

Песок – загадочный материал. Он обладает способностью принимать любые формы и очень пластичный. Игра в песок захватывает и взрослых, и детей.

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии.

Логопедические игры в песочной стране.

Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства. Педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т. е. умение нормально общаться.

Перед началом игр по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим

правилам, применяя игровые моменты:

• Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком».

• Выдыхай медленно и плавно.

• Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой.

Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.

Ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке.

В песке делается три-четыре углубления – «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.

На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой.

В песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.

Одной из нетрадиционных логопедических технологий является СУ – ДЖОК ТЕРАПИЯ. Актуальность использования массажера Су-джок в логопедической коррекции у дошкольников с речевыми нарушениями состоит в том, что:

– во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с речевыми нарушениями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению. Использование массажера Су-джок вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

– во – вторых, детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Использование Су –Джока в логопедии:

1. Пальчиковая гимнастика в стихах с применением Су-Джок шарика.

Дети любят играть шариком с колючками. Прокатывая его между ладонями, они массируют мышцы руки. Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом

2. Автоматизация поставленных звуков. Чтобы процесс массажа не показался детям скучным, используется стихотворный материал, и одновременно с массажным эффектом происходит автоматизация поставленного звука в речи.

3. Использование Су–Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий.

Упражнение «Один-много». Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку,

называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.

Аналогично проводим упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот».

При использовании Су – Джок шаров для развития памяти и внимания дети выполняют такие инструкции: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т. д. ; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

4. При проведении звукового анализа слов используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый.

По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.

5. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов.

На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик – в коробку; синий – под коробку; зеленый –около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.

6. Использование шариков для слогового анализа слов.

Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.

Это лишь некоторые примеры использования су–джок массажера в нашей работе.

Следовательно, применение Су-джок массажёров в логопедической коррекции

способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.

ВЫПОЛНЯЕМ С ПЕЛАГОГАМИ:

Пальчиковая игра «Черепаха»

(у детей в руках су-джок)

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

«Шла большая черепаха

И кусала всех от страха,

(дети катают су-джок между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь,

(су-джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой».Надавливают ритмично на су-джок, перекладывая из руки в руку.)

Никого я не боюсь»

(дети катают су-джок между ладоней)

Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

(надеваем кольцо су-джок на большой палец)

— С этим братцем в лес ходил,

(надеваем кольцо су-джок на указательный палец)

С этим братцем щи варил,

(надеваем кольцо су-джок на средний палец)

С этим братцем кашу ел,

(надеваем кольцо су-джок на безымянный палец)

С этим братцем песни пел.

(надеваем кольцо су-джок на указательный палец)

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.

Все чаще предлагаются в современной литературе игры и упражнения с

использованием нетрадиционного материала (бытовых предметов): пипетки, пинцеты, зубочистки, прищепки.

1. Упражнение с пипеткой.

Для этого упражнения вам понадобится пипетка и небольшие емкости для наливания жидкости. Я использовала в своей работе сподручные средства: части от конструктора, различные мелкие формочки.

2. Упражнение с пинцетом

В те же самые формочки пинцетом можно накладывать бусинки, пуговицы.

Сюда же можно отнести сортировку по цвету, форме, размеру мелких предметов, например, бусинок.

3. Шарики и пинцет.

Требуется разложить при помощи пинцета шарики в формочки или в бутылки.

4. Наматывание ниток.

Используются мелкие игрушечные насекомые и нитки. Ребенок сначала обматывает нитками фигурки насекомых, после этого сматывает нитки обратно в моток. Нитки в этом упражнении имитируют паутину, так что заодно можно рассказать ребенку о том, как паук охотится на букашек.

Взрослый заранее рисует на листе бумаги какую-нибудь букву, цифру или простой рисунок. После этого лист бумаги кладется на ковер, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет.

6. Сортировка семян.

Требуется рассортировать различные виды семян с помощью пинцета или вручную.

7. Переливание жидкостей и не только

Научите ребенка переливать жидкости из одного сосуда в другой. Но начинать лучше с “переливания” семян, например, гороха. После этого можно учиться “переливать” песок, и только потом воду.

10 способов развить навыки устной речи

Человек, который говорит красиво и грамотно, как правило, становится более успешным в профессиональном плане и чаще добивается поставленных целей. Правильная речь в современном мире крайне важна для построения карьеры. Вот почему в 9 и 11 классах сейчас вводится новая, устная часть экзамена по русскому языку: именно она сможет показать, насколько хорошо выпускники умеют выражать свои мысли, складывать слова в предложения и доносить смысл до слушателей.

В рамках устной части оцениваться на ОГЭ и ЕГЭ будут связность речи, последовательность изложения, богатство словарного запаса, точность выражения мысли, цельность смысла высказывания, разнообразие грамматических конструкций. Кроме того, нужно будет продемонстрировать умение задавать вопросы и владение невербальными способами общения — мимикой и жестами. Куда бежать, чтобы все это освоить, если со словами у вас беда?

1. Читать художественную литературу

Когда вы читаете книги, полезно не только следить за сюжетом и развитием событий, но и обращать внимание на то, какими словами автор описывает героев, природу, интерьер и предметы. Как строятся его предложения? Какие эпитеты и метафоры используются в тексте? Внимание к таким деталям и пересказ прочитанного поможет лучше запомнить литературные приемы и научиться применять их в собственной речи.

2. Слушать аудиокниги

Аудиокниги — отличный выход, если нужно справиться со школьной программой или просто приятно провести время. Обращать внимание при их прослушивании нужно на то, как профессиональные актеры используют интонацию, логическое ударение, темп речи и тембр голоса, как с помощью пауз создается нужный эффект. Грамотная, но монотонная и невыразительная речь не поможет завоевать внимание аудитории. Интонация иногда может сказать больше, чем слова, — вот почему люди чаще доверяют не прямому смыслу фразы, а тому, как именно она была произнесена. С помощью интонации человек иногда осознанно, а иногда и непроизвольно передает мысли, чувства и настроение. А прочувствовать ее важность поможет простое упражнение: произнести любое слово (например, «молодец» или «хорош!») три-четыре раза с разной интонацией.

3. Следить за своей речью

Важно избавиться от слов-паразитов — таких как «ну», «как бы» и «в общем». Справиться с ними поможет система «штрафов»: если запретное слово произнесено, то нужно выполнить пять приседаний, например. Или можно заключить пари с друзьями: кто дольше обойдется без «паразитов».

4. Тренироваться

Для тренировки ораторских навыков выбрать можно любую тему, объект или предмет. Нужно говорить об этом не менее пяти минут — красиво, образно, используя метафоры и интонацию. Можно усложнить задание и произносить оду выбранному предмету, начиная ее, скажем, так: «О, мой диван!». За счет подобных тренировок речь постепенно сделается более уверенной, подбирать нужные слова станет проще, и можно будет увеличить время выполнения упражнения.

5. Развивать воображение

Чтобы научиться хорошо говорить, нужно воспитывать в себе способность нестандартно мыслить. Это поможет стать интересным рассказчиком с оригинальным ходом мыслей. Чтобы потренироваться, стоит попробовать найти как можно больше общего между двумя на первый взгляд не связанными друг с другом предметами или понятиями. Например, что общего у стола и кота? Еще можно придумывать свои продолжения крылатым фразам и афоризмам. Например, продолжить фразу: «Вся наша жизнь — . ». Шекспир закончил ее словом «игра», а какие варианты еще можно придумать и обосновать?

6. Подружиться с фразеологическим словарем

Полезно взять за правило каждое утро изучать одно крылатое выражение (например, «дело в шляпе», «нос повесить», «рукой подать») и стараться применить его в течение дня в речи хотя бы один раз. Фразеологизмы придают эмоциональную окраску речи, делают ее выразительной и интересной.

7. Играть в настольные игры

Речь, конечно, идет об играх, которые развивают словарный запас: например, Scrabble и «Табу». В первой нужно составлять слова по принципу кроссворда, стараясь набрать как можно больше очков. В ходе игры можно узнать много новых слов и их значение. Есть мобильная версия, которая называется «Эрудит»: она поможет с пользой провести время в дороге или в ожидании.

Игра «Табу» — командная, в ней нужно объяснить то или иное слово, не называя ни его само, ни связанных с ним запретных выражений — «табу». Вот, например, как объяснить слово «береза», не используя слова «дерево», «листва», «береста», «сережки», «сок»? Вариантами могут быть «символ ностальгии», «любимое дерево Есенина».

8. Украшать речь прилагательными

Научиться этому поможет такое упражнение. Нужно взять любое существительное — например «стол» — и придумать к нему 10 прилагательных, с которыми оно употребляется. Например, «обеденный», «деревянный», «круглый», «старый», «антикварный» и т. д. А потом — не менее 10 прилагательных, с которыми это существительное употребить нельзя, — например, «дождливый», «разговорчивый», «детективный» и т. п. Вторая часть задания намного труднее — и смешнее.

9. Учиться задавать интересные вопросы

Можно взять любую тему: например, любимая телепередача, — и задать по ней не менее 10 вопросов, начиная их со слов «почему», «зачем», «каким образом», «с чем это связано», «как вы относитесь» и т. д. На них нельзя ответить «да» или «нет», и они дают возможность собеседнику высказать свое мнение развернуто. Хорошо отрабатывать это задание в паре, меняясь ролями.

10. Смотреть публичные выступления

Полезно знакомиться с чужими лекциями, а также с фильмами и спектаклями и наблюдать за использованием невербальных способов общения — мимики и жестов. Хорошим упражнением является просмотр фильмов с выключенным звуком, когда нужно понять без слов, о чем идет речь и какие чувства испытывает персонаж. Можно тренироваться перед зеркалом, представляя себя актером немого кино и пытаясь выразить гнев, тоску или радость без единого звука.

Ссылка на основную публикацию