Нетрадиционные формы взаимодействия логопеда с родителями

Традиционные и нетрадиционные формы работы учителя-логопеда с родителями (из опыта работы)

Галина Грачёва
Традиционные и нетрадиционные формы работы учителя-логопеда с родителями (из опыта работы)

Воспитание ребёнка начинается с самого рождения. С этого же момента и даже раньше его должна окружать и родительская любовь. Но родители зачастую даже не представляют себе, какая в ней заключена огромная, могучая и действенная сила, особенно в первые пять лет жизни.

«Учимся у тех, кого любим» – это выражение как нельзя точно объясняет роль родителей в коррекционном процессе.

Родители – естественные учителя своего ребёнка, от них зависит чрезвычайно много, в их руках очень сильное воспитательное средство – любовь к своему ребёнку. Логопеду важно организовать такую среду и создать такие условия, чтобы эта любовь и поддержка развили в ребёнке все необходимые для жизни в обществе навыки и умения. В. А. Сухомлинский говорил, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если педагоги будут поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. Важно найти такую форму общения с семьёй, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения, коррекции.

В настоящее время взаимоотношения и сотрудничество учителя-логопеда с родителями особенно актуальны. На протяжении многих лет система специального дошкольного образования была изолирована от семьи. Все проблемы обучения и воспитания детей ложились на плечи педагогов дошкольных образовательных учреждений. Долгое время родители исключались из процесса обучения и воспитания детей. Сейчас доказано, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в общеобразовательной и коррекционной работе. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится всё более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, инновационные формы работы с родителями, которые бы обеспечили решение проблемы каждого ребёнка и семьи индивидуально. Логопед обязан идти в ногу со временем. Поэтому, нам, логопедам, необходимо помочь родителям правильно организовать эту работу, осознать их роль в процессе развития ребёнка, определить не только правильные, но и доступные, интересные и увлекательные методы и приёмы преодоления речевого нарушения. Нам необходимо видеть родителей не только союзниками, но и грамотными помощниками.

В начале учебного года, на традиционно проводимом родительском собрании, учитель-логопед знакомит со спецификой логопедической группы, с результатами диагностики, разъясняет цели и задачи работы, знакомит с программой обучения группы того или иного речевого профиля. На таком собрании намечаются пути и формы взаимодействия с родителями, устанавливаются партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создаётся атмосфера общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

Сейчас нет строгой регламентации работы с родителями. Учитель-логопед выбирает самостоятельно проблемы, интересующие родителей, и освещает их в удобной для него форме. Тем не менее, работа учителя-логопеда с родителями детей-логопатов определена как обязательная и является составной частью в программе обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития.

В современной дошкольной логопедии определены различные формы, методы и задачи работы с семьями дошкольников, имеющих речевые нарушения.

Мой многолетний опыт позволяет использовать в работе не только традиционные, но и современные формы с применением информационно-коммуникативных технологий. Хочу остановиться подробнее на некоторых из них, на мой взгляд, более эффективных.

Самая распространённая форма общения с родителями – беседа. Она позволяет быстро установить контакт и доверительные отношения.

Важную роль в комплексной работе с семьёй играет анкетирование родителей.

Анкета – замечательное средство привлечь внимание родителей к речи собственного ребёнка, прислушаться и оценить её, постараться определить трудности, возникающие у ребёнка в момент речевой активности. По полученным анкетным данным делаю вывод, ведётся ли работа в семье по преодолению речевых недостатков и насколько родители ориентированы на получении положительного результата, хотят ли они сотрудничать с ДОУ, готовы ли они к такому взаимодействию. После обработки анкет провожу с родителями консультацию.

Консультации предполагают теоретическое знакомство родителей по тому или иному вопросу. Тематику определяю на весь учебный год и консультирую в соответствии с планированием. Консультации предельно чёткие, содержат только необходимый родителям конкретный материал.Наиболее актуальные темы для консультаций: «Почему ребёнок говорит неправильно?», «Выполнение домашнего задания», «Автоматизация звуков в домашних условиях», «Развитие связной речи детей в семье», «Речевая готовность к школе» и др.

Далее групповые родительские собрания. Проводимые в начале, середине и в конце учебного года, они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь, активно включиться в процесс воспитания детей.

Практика показывает, что основная масса родителей не знает, чем занимаются с детьми учителя-логопеды. Для этого в начале сентября, на родительском собрании сообщаю о целях и задачах своей работы, подробно рассказываю о фонетико-фонематических и лексико-грамматических нарушениях речи, о том, какой вид выявлен у того или иного ребёнка и какие трудности в обучении возможны в связи с этим нарушением речи. Чрезвычайно важно разъяснить родителям необходимость усиленной, ежедневной работы с ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Как правило, на втором и последующем собрании подводятся итоги проделанной работы. Логопед сообщает родителям о тех, кто уже не нуждается в помощи специалиста, а кто оставлен для продолжения коррекционной работы.

Невозможно представить сотрудничество с родителями без наглядной информации. Эта форма работы очень важна для родителей, так как большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. В группе вывешиваю информационные стенды, папки-передвижки ставлю в уголках для родителей.Также широко использую вспомогательные наглядные средства: тематические выставки книг, пособия памятки, образцы выполненных заданий. Единственный недостаток этой формы работы в том, что некоторые родители не всегда внимательно и добросовестно изучают представленный материал, ссылаясь на занятость.

Следующей традиционной формой работы являются семинары-практикумы, которые вооружают родителей практическими, чаще всего игровыми приёмами коррекционной работы. Родители, играя с логопедом и друг с другом, обязательно поиграют с ребёнком. Семинары-практикумы не только устанавливают партнёрские отношения с родителями, но и повышают педагогическую компетентность родителей.Были проведены семинары на тему: «Влияние мелкой моторики на развитие речи», «Навыки звукового анализа и синтеза» и др.

Самой эффективной формой работы, на мой взгляд, являются открытые фронтальные занятия. Они проводятся, чтобы родители увидели, каких знаний достигли дети после совместной коррекционной работы. Родителям очень нравится посещать такого рода занятия. Как правило, они довольны достигнутыми результатами, стремятся сделать большее и вследствие этого участвуют в ходе коррекционной работы более активно. Особая ценность этих занятий в том, что родители видят своего ребёнка в коллективе, это даёт

возможность адекватно и объективно оценить его возможности и способности.

Привлекая родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребёнка, использую, так называемый фонетический дневник, или тетрадь для выполнения ребёнком домашних заданий, где фиксируются динамика и содержание работы над звуками. Записи в тетради делаю в конце недели. Все виды заданий прорабатываются сначала с воспитателем в группе после логопедического занятия, а потом тетрадь ребёнок забирает домой и работает над заданием с родителями. После выходных она возвращается к логопеду. При этом родители получают возможность быть постоянно в курсе речевых проблем ребёнка, следить за его успехами, вносить свой вклад в коррекционно-развивающий процесс.

Сегодня предлагается современная модель взаимодействия учителя-логопеда с семьёй – «Логопедическая корзина», в которой каждый родитель в удобное для себя время может внести предложения и замечания. На основании этих записей учитель-логопед может сделать вывод о тех вопросах, которые беспокоят родителей.

«Логопедическая корзина» располагается в удобном для родителей месте, рядом с логопедической группой. Также родителям можно предложить памятку по заполнению корзины, в которой раскрыта цель и правила заполнения.

В ходе сотрудничества, отвечая на просьбы, заявки, вопросы родителей, логопед широко использует вспомогательные, наглядные средства, через которые родители получают более полную информацию.

Например, в корзину вкладываются буклеты по постановке всех групп звуков, где подробно расписан артикуляционный уклад и упражнения, правила проведения артикуляционной гимнастики; памятки по выполнению домашних заданий, обогащению словаря ребёнка в домашних условиях, игры на дыхание, пальчиковые игры; информационные листы и консультации.

Непрерывная связь с родителями может также осуществляться через газету дошкольного учреждения, по электронной почте учителя-логопеда, с помощью интернета на площадке блога. В блоге родители получают информацию и практические советы о том, как грамотно проводить упражнения, игры, задания для детей, нуждающихся в постоянной логопедической поддержке. Основное его содержание составляют регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Публичность делает материалы доступными для чтения. Возможность оставлять комментарии к

записям позволяет получать обратную связь от родителей. Наличие даты позволяет вести записи в виде «ленты новостей».

Таким образом, родители становятся соучастниками процесса воспитания и обучения детей. Каждый родитель может воспользоваться материалами блога, задать вопрос логопеду и получить ответ.

Использование всего многообразия вышеперечисленных форм, методов работы с родителями как традиционных, так и нетрадиционных, помогают качественно осуществлять взаимосвязь учителя-логопеда с родителями детей-логопатов.

Нетрадиционные формы работы с родителями Опыт работы на тему: «Нетрадиционные формы работы с родителями»(2017 год) Автор передового опыта: Романенко Ольга Валерьевна, воспитатель.

Из опыта работы с родителями «Современные формы и методы работы с родителями» «Современные формы, методы и приемы работы с родителями». Слайд 1 О себе Все живое на земле движется, течет, а порою просто мчится. В.

Нетрадиционные формы работы оздоровительной направленности на коррекционных занятиях учителя-логопеда Анализ по проблемам речевой патологии у детей нашего детского сада свидетельствует о том, что положение здоровья вызывает обоснованную.

Нетрадиционные формы работы с родителями Добрый вечер, уважаемые родители. Я рада приветствовать вас на нашем мастер-классе. Цель нашей сегодняшней встречи – знакомство с нетрадиционными.

Нетрадиционные формы работы с родителями по ФГОС Выступление на педагогическом совещании. Апрель 2017 Нетрадиционные формы работы, как метод педагогического сопровождения родителей в соответствии.

Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме «Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов» Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме: “Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в решении проблем качества.

План работы работы учителя-логопеда с родителями на 2017–2018 учебный год План работы с родителями «Для чего нужны занятия с логопедом?» (старшая, подготовительная группа) Консультация Сентябрь «Причины неправильного.

Нетрадиционные формы работы с родителями Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг.

Виды и формы работы учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения В настоящее время роль учителя-логопеда становится более значимой. Это связано с тем, что с каждым годом увеличивается контингент детей.

Статья «Современные формы взаимодействия учителя-логопеда с семьёй в ДОУ»

Работая над проблемой организации работы логопеда с семьей, приходишь к выводу, что взаимодействие с семьей ребенка является одной из сложных сторон деятельности учителя-логопеда. Нередко педагоги испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников. В современных образовательных условиях, в рамках реализации ФГОС, родители являются непосредственными полноправными участниками образовательного процесса. И задача педагогов создать такие условия, использовать такие методы и формы работы, чтобы включение семьи стало наиболее эффективным, продуктивным и шло на пользу в достижении общих целей.

Традиционные формы работы с родителями (беседы, консультации, родительские собрания) не позволяли им стать полноценными участниками обучающего процесса. Как правило, они выступали в роли пассивных наблюдателей или слушателей. Такие формы взаимодействия не позволяли учитывать особенность ребёнка и семьи. Родители не могли влиять на коррекционный процесс. В свою очередь специалист не мог привлечь на свою сторону родителей как непосредственных помощников.

Проведенный анализ традиционных форм работы логопеда с семьей в детском саду показал, что:
– работа с родителями велась не дифференцированно, не учитывались особенности ребенка и семьи;
– родители не могли влиять на педагогический процесс. Они привлекались только к осуществлению организационных моментов.

Традиционные формы при качественном их выполнении, несомненно, достигают своей цели. Многие из них полезны, интересны и необходимы, так как были направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, со всем родительским коллективом группы.

В современных же условиях более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.

Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое активное взаимодействие специалистов с родителями, которое повышало бы педагогическую культуру родителей, формировало у них необходимые педагогические умения и навыки.

Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей с нарушениями речи к школьному обучению. Многолетний опыт работы показывает то, что успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Родители часто не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей. Для того, чтобы сотрудничество логопеда и семьи было наиболее эффективным, необходимо четко определить задачи логопедической работы. Для логопеда важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений. Убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях.

Организация работы с семьей в ДОУ ведётся по следующим направлениям:

Информационное:
– знакомство с первичными, промежуточными результатами психолого-педагогического, логопедического обследования;
– знакомство с возрастными особенностями психического развития, этапами развития детской речи;
– знакомство с методами, приёмами коррекционно-развивающего воздействия.

Образовательное:
– привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка;
– обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком;
– формирование у родителей представления о готовности к обучению в школе.

Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями воспитанников

При построении эффективного взаимодействия с родителями необходимо учитывать некоторые важные моменты:

1. Создание у родителей объективного положительного образа ребенка. Учитель-логопед никогда не должен предъявлять родителям жалобы на ребенка. Даже если ребёнок не справляется с чем-то, или испытывает те или иные трудности в обучении, задача педагога найти то положительное, что есть у ребёнка, с чем он неплохо справляется, и на основе этого решать те или иные проблемы. В беседе с педагогом родитель не должен чувствовать, что его ребёнок хуже других детей. Педагог никогда не должен сравнивать одного ребёнка с другим. Но в то же время логопед не должен замалчивать и скрывать от родителей важную информацию о тех или иных проблемах, связанные с их ребёнком. Родители должны быть полностью информированы о развитии ребёнка и задача логопеда найти такой подход к каждому родителю и так донести эту информацию до родителей, чтобы она не была воспринята отрицательно.

2. Передача родителям знаний о ребенке, о его жизни в ДОУ. Логопед систематически должен сообщать родителям информацию об успехах обучения и трудностях развития их ребенка в логопедической группе, особенностях общения его с другими детьми, знакомить с результатами коррекционной деятельности.

Читайте также:  Составление творческого рассказа: Что можно сделать для нашего аула для его процветания?

3. Установление доверительных отношений. Об установлении позитивного взаимодействия можно говорить в том случае, если родители начинают доверять педагогу свои проблемы и сложности в воспитании и обучении ребенка. На данном этапе активная роль принадлежит родителям, логопед только поддерживает диалог. Не давая своих оценок. Нужно помнить, что полученная от родителей информация строго конфиденциальна и её можно использовать только для организации позитивного взаимодействия.

4. Совместная работа по формированию и развитию личности ребенка. Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей может давать советы и рекомендации родителям.

Современные формы взаимодействия учителя-логопеда с семьёй в ДОУ.

Родительские собрания. Данный вид взаимодействия остаётся актуальным и сегодня. Родителям предлагаются различные темы собраний: «Результаты обследования речи детей на начало учебного года», “Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы”, “Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе”, “Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму”, “Итоги коррекционной работы за год”. Родительские собрания могут быть организованы, например, в форме «круглого стола» или «логопедической гостиной». Самое главное создать доверительную и положительную атмосферу, чтобы каждый родитель мог почувствовать себя комфортно.

Ведение домашних тетрадей совместной деятельности. Данный вид взаимодействия очень ценен для специалиста ещё и тем, что здесь можно проследить эффективность организации взаимодействия всех участников образовательного процесса. Тетрадь для домашних заданий является связующим звеном в системе «логопед-ребёнок-родитель». Логопед предоставляет родителям возможность проследить динамику обучения ребёнка, организовать их участие в выполнении домашнего задания. Данный вид работы наиболее оптимальный способ индивидуального взаимодействия с родителями. Родитель в полной мере становится участником коррекционного процесса. Помогает ребёнку в выполнении тех или иных заданий, знает на каком этапе обучения находится его ребёнок, знает что у ребёнка не получается, а с чем ребёнок хорошо справляется. В свою очередь логопед имеет возможность оценить степень участия и желание участвовать родителей в коррекционном процессе по качеству выполняемых домашних заданий. Давая каждому ребёнку своё индивидуальное задание, логопед имеет возможность в полной мере реализовать индивидуальный подход. Ведение домашних тетрадей напрямую оказывает влияние на результативность работы логопеда.

Организация родительского сообщества в социальной сети “В Контакте”. Данный вид взаимодействия становится наиболее актуальным и популярным в последнее время. Всеобщая доступность к интернет-ресурсам позволяет учителю-логопеду поддерживать связь с родителями воспитанников, пусть и на расстоянии, а родители в свою очередь, могут быть в курсе новостей, делится друг с другом информацией об образовательном процессе, даже при ограниченном времени и невозможности непосредственного участия в жизни ребёнка в ДОУ.

Клуб для родителей “Логопедическая гостиная” Данная форма взаимодействия позволяет решать многие задачи. Родители принимают активное участие в планировании и организации работы клуба. На повестку выносятся актуальные вопросы, рассматриваются пути решения проблем. Родители проводят игры-тренинги, мастер-классы для других родителей. Таким образом он в полной мере могут реализоваться как полноправные участники образовательного процесса.

Тестирование и анкетирование. Во-первых, позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей. Во-вторых, позволяют логопеду организовывать свою работу более эффективно, в соответствии с потребностями родителей.

Домашняя игротека. Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: “На кухне”, “По дороге в детский сад”, “В свободную минутку”.

Копилка методических рекомендаций. Хорошо себя зарекомендовала в организации домашней работы родителями в группах компенсирующей направленности. Каждую неделю в копилку добавляется новая информация, рекомендуемые задания для родителей, стихи, загадки по закреплению тех навыков и умений, которыми овладели дети за некоторый промежуток времени. Это позволяет родителям увидеть чему ребёнок обучался на текущей неделе и продолжить работу дома по закреплению этих навыков.

Дни открытых дверей. Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще стоит поработать. Часто логопед сам приглашает родителей на такие занятия.

Родительские пятиминутки. Рекомендуются при работе как в логопедической группе, так и на логопункте, где родители получают возможность кратковременной личной консультации.

Семинары – практикумы. На таких мероприятиях родители имеют возможность получить для себя новую, полезную информацию. Также имеют возможность попрактиковаться в практическом выполнении тех или иных заданий под чутким руководством логопеда. Например, в выполнении артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, опробировать на себе некоторые виды пособий, которые логопед использует на занятиях. Как правило, такие практикумы имеют у родителей очень положительные отзывы сближают их с педагогами, позволяют лучше понять специфику работы.

Мастер-классы. Позволяют родителям обучаться новому. Становится на ступень ближе к специалисту и самим становится немного педагогом в работе со своим ребёнком.

Праздники, развлечения, логопедические КВНы, викторины. Для участия привлекаются родители. В конце года или в течении года родители приглашаются на данные праздники, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки приобретенные за год. Что важно, родители также становятся активными участниками данных мероприятий.

Совместные проекты. Позволяют всем участникам образовательного процесса проявить себя с новой стороны, раскрыть новые возможности для реализации своих умений и навыков. Проекты позволяют разнообразить и насытить образовательный процесс, сделать его более интересным. В проектах активно принимают участие и родители, и дети и, конечно же, специалисты. Например, родители совместно со своими детьми активно участвуют в создании книг сказок о весёлом язычке, создают иллюстрации к книжкам-раскладушкам и т. д.

Логопедическая страничка на сайте ДОУ или личный сайт учителя-логопеда. На сайте ДОУ или же на своём личном сайте специалист размещает различную информацию актуальную для родителей: консультации на интересующие темы, видео и фотоотчёты по реализуемым проектам и проводимым открытым мероприятиям и занятиям, промежуточные и итоговые результаты логопедического обследования, видео обучающих мастер-классов и т.д. Доступность данной информации позволяет взаимодействовать с родителями более эффективно. Использование данного ресурса повышает компетентность, образованность и информированность родителей.

Почтовый ящик «Задай вопрос специалисту». Данная форма работы позволяет логопеду осуществлять обратную связь с родителями. Родитель имеет возможность анонимно задать интересующий вопрос специалисту и получить ответ без личной встречи с ним. Такие почтовые ящики установлены на каждой группе. Данный вид взаимодействия необходим для родителей сильно занятых, которые не имеют возможность лично встретится с логопедом, а также для родителей, которые в силу разных причин боятся или стесняются задать тот или иной вопрос.

В работе с родителями широко используются вспомогательные наглядные средства:
– специальные логопедические уголки «Говорим правильно» «Советы логопеда»;
– информационные стенды;
– тематические выставки книг;
– пособия, памятки, образцы выполненных заданий.

Они содержат полезную информацию, которую родители могут изучить, приходя за своими детьми, пока те собираются домой. Минимум раз в неделю материал на стендах обновляется. При оформлении стендов используются не только рисунки, надписи “от руки”, но плакаты и фотографии.

Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят. Так как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

В-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день.

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

При реализации новых видов взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Анализ результатов своего труда радует и детей и конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь.

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных партнерских отношений, осознание родителями своей роли в обучении и воспитании ребенка. В итоге достигается главная цель этого взаимодействия – обеспечить максимально благоприятные условия для полноценного и всестороннего развития ребёнка.

Нетрадиционные формы взаимодействия учителя-логопеда с семьей в коррекционно-образовательном процессе ДОУ

Одним из приоритетных направлений нашего детского сада является коррекционно-развивающая деятельность, направленная на коррекцию речевых нарушений детей дошкольного возраста. Для оптимизации этого направления учителем-логопедом и педагогами было решено уделить особое внимание семьям, дети которых посещают логопедическую группу.
Руководствуясь принципом и девизом “Родитель – не гость, а полноправный член команды ДОУ”, мы строим своё общение с родителями на принципах сотрудничества и взаимодействия, так как считаю, что у нас с ними общая задача – воспитание высоконравственной личности. Взаимодействие учителя-логопеда и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие “взаимодействие с семьёй” нельзя путать с понятием “работа с родителями”, хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

Использование разнообразных форм работы с родителями дало определенные результаты: родители из “зрителей” и “наблюдателей” стали активными участниками встреч и помощниками учителя-логопеда и детей, создана атмосфера взаимоуважения.

В любой форме работы с родителями можно найти и выделить ту “изюминку”, на которой строится обучение родителей практическим приёмам работы. Непрерывная связь с родителями в МБДОУ № 6 “Ромашка” осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы:

  • родительские собрания, с учетом современных требований;
  • консультации по организации работы логопеда, по итогам диагностики, по запросам родителей, по итогам коррекционного обучения и др.;
  • родительские конференции по обмену опытом семейного воспитания, где может выступить специалист на актуальную тему (“Роль семьи в воспитании ребенка с недостатками речи”). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, методических материалов, отражающих коррекционную работу;
  • досуговое направление в работе с родителями, которое оказалось самым привлекательным, востребованным, и самым трудным в организации, так как позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях;
  • речевые праздники полезны для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки, осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала;
  • дни открытых дверей проводятся для ознакомления родителей с организацией коррекционно-воспитательной работы с детьми, успехами и проблемами ребёнка, особенностями работы с ним;
  • библиотека игр и упражнений. Родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми.

Но кроме этого, в своей работе мы используем новаторские, нетрадиционные формы педагогического просвещения родителей – это организация гостиной для родителей. Данное направление работы включает в себя:

  • совместные проекты, которые обеспечивают современный интегрированный подход в воспитании и обучении детей. Главным принципом данного направления стала пословица: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вместе с родителями дети были участниками проектов “Умные пальчики”, “Весёлый самомассаж”. В рамках реализации проекта родителям предоставилась возможность осознать значение развития мелкой моторики руки ребенка для речевого развития и активно включиться в изготовление пособий для тренировки руки и самомассажа из подручного материала;
  • информационный журнал “Учимся, играя!” содержит материалы по всем лексическим темам для практического использования в играх и занятиях с детьми дома;
  • индивидуальные занятия-практикумы “родитель + ребенок” по обеспечению родителей совместными формами деятельности с детьми, носящими коррекционную направленность, при этом решаются задачи индивидуальной программы работы с семьей. Обязательным условием является присутствие на них родителей, особенно матери: “Учимся у тех, кого любим”. Наблюдая за работой логопеда, родители охотней и лучше выполняют с ребёнком домашние задания, процесс коррекции речи детей ускоряется раза в два;
  • индивидуальные встречи с родителями, на которых они получают информацию о динамике речевого развития;
  • дневники успеха, которые информируют родителей об успеваемости ребёнка;
  • информационный стенд, который кроме своей основной задачи (информирование родителя об организации учебного процесса, документы, объявления, анонсы семинаров, тренингов и других мероприятий и т.п.) решает и другие задачи. Разделы на этом стенде периодически обновляются и отражают актуальные вопросы и проблемы речевого развития детей и пути их решения и т. д.

Таким образом, сочетая в своей работе традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с семьей, можем отметить, что эффективность коррекционно-образовательного процесса значительно повысилась. Кроме того, родители стали более заинтересованы в успехах своего ребенка и более информированы, с точки зрения вопросов его речевого развития. Эти две стороны вопроса взаимосвязаны между собой – если нет первой (заинтересованность родителей), то и результативность второй (речевое развитие) будет относительной.

Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет учитель – логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка. Именно такого результата мы и хотели достичь, организовывая работу с родителями таким образом. Ведь сочетание традиционных и инновационных форм работы способствует повышению коррекционно-логопедической компетентности родителей и значительно сказывается на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений у дошкольников.

Нетрадиционные формы работы логопеда с родителями.

Статья о взаимосвязи в работе логопеда с родителями. В которой говорится о взаимодействие детского сада и семьи – как необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели.

Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные формы работы логопеда с родителями.»

Нетрадиционные формы работы логопеда дошкольного учреждения

с родителями.

Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Речь в своём развитии проходит определённые этапы. На каждом из этапов элементы речевой системы формируются в определённой закономерности. Однако если эти закономерности нарушаются, речевая система ребёнка формируется непоследовательно, и , как следствие, ведёт к речевой патологии, исправить которую может только речевой специалист, опираясь на помощь и поддержку родителей.

Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества. Всё это необходимо учитывать, планируя работу с семьёй.

Читайте также:  Конспект занятия 'Комнатные растения"

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют вместе.

Изучение семьи.

Учебный год для логопеда группы начинается, когда ребёнок поступил в логопедическую группу детского сада: встаёт задача поближе познакомиться с каждой семьёй, наладить непосредственный контакт, дать почувствовать, что в детском саду всех волнуют их проблемы. Здесь готовы в тесном сотрудничестве преодолевать все трудности, совместными усилиями решать все проблемы воспитания и развития их детей. Но для этого необходимо глубокое изучение каждой семьи. Обследование семьи проводится комплексно: логопедом, воспитателями, психологом. У каждого специалиста определён круг изучаемых вопросов, которые в общей сложности дают достаточно цельное представление о каждой семье и дают возможность спланировать работу с ней с учётом опыта образования, интересов и желания родителей учиться искусству воспитания при этом выясняются следующие факторы:

жилищные условия семьи;

возраст, образование матери и отца ребёнка;

состав семьи и структура родственных связей ;

Всё это записывается и учитывается в планировании работы с семьёй. В последующем знание о семье воспитанника поможет в общении с родителями, в оказании психолого-педагогической помощи, соответствующей реальным потребностям семьи. В работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, по стилю семейного воспитания, по типу взаимоотношений в семье, по наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребёнка и т.д., то есть необходимо постоянно искать новые пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству с педагогами.

Существует несколько форм работы с родителями

-Анкетирование. Ежегодно изменяется, дополняется содержание анкет. Постоянная осведомлённость степенью удовлетворённости родителей позволяет выстраивать работу с каждой семьёй в своём направлении.

-Новаторские, нетрадиционные методы и родительские собрания ( проведение собраний с учётом современных требований).

-Консультации по итогам диагностики, по запросам родителей, по итогам коррекционного обучения, методы и приёмы постановки звуков у детей.

-Родительские конференции по обмену опытом семейного воспитания, где может выступить специалист на актуальную тему («Роль семьи в воспитании ребенка с нарушениями речи»). К конференции готовится выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих коррекционную работу.

-Досуговое направление в работе с родителями является не только самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации, так как позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка. Это трудности во взаимоотношениях с детьми; поиск разных подходов к ним, приобретение опыта взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

-Речевые праздники полезны для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала. Как сказал философ Протагор

«Пороки ребёнка не рождаются, а воспитываются».

-Дни открытых дверей проводятся 2-3раза в год для ознакомления родителей с организацией коррекционно-воспитательной работы с детьми, успехами и проблемами ребёнка, особенностями работы с ним.

-Библиотека игр и упражнений. Родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми.

-Совместные занятия, которые обеспечивают современный интегрированный подход в воспитании и обучении детей. Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вместе с детьми родители были участниками занятия по теме “Умелые пальчики”. Занятие позволило родителям осознать, для чего ребёнку необходимо развивать мелкую моторику руки и активно включиться в изготовление пособий для тренировки руки из подручного материала.

-Логотренинг (цикл подготовительных логопедических занятий) как важной составляющей в профилактике и коррекции отклонений в речевом развитии дошкольников.

– Индивидуальные занятия-практикумы «родитель + ребенок» по обеспечению родителей совместными формами деятельности с детьми, носящими коррекционную направленность, при этом решаются задачи индивидуальной программы работы с семьей. Обязательным условием является присутствие на них родителей, особенно мамы: «Учимся у тех, кого любим». Динамика значительно повышается ещё и потому, что родитель постепенно овладевает логопедическими навыками и умениями. Хороший родитель неизбежно становится “немного семейным логопедом”. Наблюдая за работой логопеда, родители охотнее и лучше выполняют с ребёнком домашние задания, процесс ускоряется раза в два.

-Индивидуальные встречи с родителями включают в себя динамику речевого развития (с чем он справился, что ещё вызывает трудности), обмен впечатлениями и наблюдениями за речью ребёнка, индивидуальные практикумы, корректировку плана совместной деятельности по развитию речи, рекомендации и задания родителям ребёнка, назначение примерной даты следующей встречи.

-Тетрадь с домашними заданиями служит для нас “телефоном доверия” – взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно выполнений заданий ребёнком. Номера выполненных заданий он отмечал кружком невыполненных минусом. Тетрадь заполняется логопедом еженедельно. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти.

-Домашняя библиотечка авторских пособий. По заданию логопеда их можно использовать в качестве методического и наглядного материала для индивидуальных занятий родителей с ребёнком. Подробное описание всех понятий, терминов, заданий и упражнений позволяет не имеющему специальной подготовки взрослому успешно заниматься коррекционной и развивающей деятельностью.

-Информационный стенд «Красивая речь детей», который кроме своей основной задачи (информирование родителя об организации коррекционного процесса, документы, объявления, анонсы семинаров, тренингов и других мероприятий) решает и другие задачи. Здесь родитель может прочитать статьи на интересующие их темы (статьи периодически обновляются).

Нетрадиционные формы работы способствуют повышению коррекционно-логопедической компетентности родителей и значительно сказываются на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений у дошкольников. Необходимо обязательно благодарить родителей за внимательное отношение к заданиям логопеда. Вручать особенно старательным родителям похвальные грамоты («Лучшему помощнику логопеда», «Отзывчивому помощнику логопеда» и т.п.).

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает обратную связь.

Опыт работы показал, что семья – это компетентные родители, которые берут на себя закрепляющие и поддерживающие функции в работе над речью детей, тем самым создают мотивацию к преодолению речевых и коммуникативных трудностей.

1.Поваляева М.А.Справочник логопеда «Феникс» Ростов-на –Дону. 2001

2.Садовникова И.Н. Нарушения речи и их преодоление у дошкольников. Москва. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 1997

Логопедам :: Нетрадиционные формы работы логопеда с родителями.

Нетрадиционные формы работы логопеда с родителями.
«Учимся, играя».

Нетрадиционная форма сотрудничества логопеда с родителями по речевому развитию детей. «Учимся, играя».

Совместные занятия с родителями и детьми:
– Практикумы и тренинги с целью ознакомления родителей с артикуляционной и дыхательной гимнастикой.
– С развитием мелкой моторики.
– С развитием внимания.
– С развтием памяти и мышления.

Задачи:
– Познакомить и обучить родителей приёмам и некоторым методам оказания психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии.
– Оказать индивидуальную помощь родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания детей.
– Поддержание благоприятного психологического микроклимата в группе, включение в образовательный процесс семьи.

Цели:
– Обучение родителей элементами коррекционно-развивающей работы с детьми в домашних условиях.
– Привлечение и активизация интереса родителей к образовательной деятельности своего ребёнка.

Актуальность работы.
– Вовлечение родителей в педагогическую деятельность, их заинтересованное участие необходимо для развития их собственного ребёнка.
– Нетрадиционная форма работы способствует повышению коррекционно-логопедической компетентности родителей и значительно сказывается на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений у дошкольников.

Совместные игротренинги детей и родителей:

Артикуляционная гимнастика: «Весёлый язычок».

Пальчиковая гимнастика.

Наши пальчики шагают,
Крутят, месят, нажимают,
Вы подумали играем,
Нет! Мы пальцы развиваем!

Развитие мелкой моторики.

Рисуем на манной крупе.

Дыхательная гимнастика.

Чтоб лёгкие были у нас – будь здоров!
Дыхание было в порядке.
Стараемся мы обойти докторов.
И делаем эту зарядку.

«Если дунуть посильней, будет много пузырей!».

Логоритмика

. Пели , танцевали и речь мы развивали.

У родителей работа, а у нас – занятия,
Как же нам соединить два мероприятия?
Приходите, мамы, папы, хоть на часик в детский сад.
Логопед вам всё покажет, как учить своих ребят!

Все права на все текстовые и графические материалы, размещенные на сайте, принадлежит владельцам сайта и охраняются законом об авторских правах. Копирование, воспроизведение, перепечатка или любое другое использование любых материалов, размещенных на сайте, запрещены

Логопедам :: Нетрадиционные формы работы логопеда с родителями.

Нетрадиционные формы работы логопеда с родителями.
«Учимся, играя».

Нетрадиционная форма сотрудничества логопеда с родителями по речевому развитию детей. «Учимся, играя».

Совместные занятия с родителями и детьми:
– Практикумы и тренинги с целью ознакомления родителей с артикуляционной и дыхательной гимнастикой.
– С развитием мелкой моторики.
– С развитием внимания.
– С развтием памяти и мышления.

Задачи:
– Познакомить и обучить родителей приёмам и некоторым методам оказания психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии.
– Оказать индивидуальную помощь родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания детей.
– Поддержание благоприятного психологического микроклимата в группе, включение в образовательный процесс семьи.

Цели:
– Обучение родителей элементами коррекционно-развивающей работы с детьми в домашних условиях.
– Привлечение и активизация интереса родителей к образовательной деятельности своего ребёнка.

Актуальность работы.
– Вовлечение родителей в педагогическую деятельность, их заинтересованное участие необходимо для развития их собственного ребёнка.
– Нетрадиционная форма работы способствует повышению коррекционно-логопедической компетентности родителей и значительно сказывается на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений у дошкольников.

Совместные игротренинги детей и родителей:

Артикуляционная гимнастика: «Весёлый язычок».

Пальчиковая гимнастика.

Наши пальчики шагают,
Крутят, месят, нажимают,
Вы подумали играем,
Нет! Мы пальцы развиваем!

Развитие мелкой моторики.

Рисуем на манной крупе.

Дыхательная гимнастика.

Чтоб лёгкие были у нас – будь здоров!
Дыхание было в порядке.
Стараемся мы обойти докторов.
И делаем эту зарядку.

«Если дунуть посильней, будет много пузырей!».

Логоритмика

. Пели , танцевали и речь мы развивали.

У родителей работа, а у нас – занятия,
Как же нам соединить два мероприятия?
Приходите, мамы, папы, хоть на часик в детский сад.
Логопед вам всё покажет, как учить своих ребят!

Все права на все текстовые и графические материалы, размещенные на сайте, принадлежит владельцам сайта и охраняются законом об авторских правах. Копирование, воспроизведение, перепечатка или любое другое использование любых материалов, размещенных на сайте, запрещены

Нетрадиционные формы взаимодействия логопеда с семьей в коррекционно-образовательном процессе в условиях ДОУ в контексте ФГОС ДО

Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. В этом законе, в отличие от документов предыдущих лет, уважение к семье признается одним из принципов образования, то есть семья из средства педагогического воздействия превращается в его цель.

Закон РФ «Об образовании» вводит федеральный государственный стандарт дошкольного образования. В ФГОС ДО сформулированы и требования по взаимодействию дошкольной организации с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольной организации с семьей, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы дошкольной организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.

На протяжении многих лет система отечественного образования стояла на позициях приоритетности общественного воспитания над семейным. Именно поэтому вопросами образования и развития детей занимались образовательные учреждения, а основной задачей педагогов работе с родителями было лишь их педагогическое просвещение.

Семья и образовательное учреждение не могут заменить друг друга: у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Дошкольник – не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.

В процессе взаимодействия с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребенка: не замечают недостатков в его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом все исправится. Обеспечение тесной взаимосвязи между родителями и педагогическим коллективом — важнейший аспект в коррекционно-образовательной деятельности ДОУ. Целенаправленная, систематически спланированная, комплексная работа педагогического коллектива и осознанная заинтересованность родителей – значительно повысит результативность обучения. Нецеленаправленность или бессистемность работы с родителями приводит к усугублению речевых и коммуникативных трудностей детей. Хаотичность воспитательных воздействий на ребенка в семье и перекладывание ответственности за речевые успехи ребенка на логопеда и воспитателей не способствуют установлению уважительной позиции в общении между педагогами и ребенком, формируют у дошкольника отрицательную или безразличную установку на педагогические воздействия.

Родители нередко сами отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов, так как не владеют необходимыми знаниями и умениями и достаточным количеством свободного времени для занятий с детьми дома. Отсюда возникает проблема: родителям необходимо дать определенный уровень знаний, умений по вопросам речевого развития детей.

Противоречие заключается в следующем: работу с семьей учителя – логопеды считают необходимой и в то же время не все к ней готовы. Чаще общение строится на уровне взаимных претензий или формально. Для благополучного речевого развития ребенка требуются иные взаимоотношения семьи и учителя – логопеда, а именно — сотрудничество, взаимодействие, доверительность. Все это требует пересмотра содержания и форм работы с родителями. В коррекционной работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и помощниками.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». На основе собранных данных я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Я разработала для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

Читайте также:  Творческая игра - конспект занятия

Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

  • Родителилидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
  • Родителиисполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
  • Родителикритические наблюдатели.

Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей:

  • активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей
  • заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов
  • равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

Традиционные родительские собрания в форме лекций, отчетов уже не находят отзыва в душе родителей и не дают желаемого результата. Идея недостаточности традиционных форм работы с родителями и необходимости целенаправленного образования родителей с целью повышения их функциональной грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с педагогами образовательного учреждения осознаётся сегодня и родителями, и специалистами: педагогами, психологами. Под образованием родителей понимается обогащение знаний, установок и умений, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений, выполнения родительских ролей в семье и обществе.

Сегодня возникла необходимость строить новые партнерские взаимоотношения с родителями, а это в свою очередь диктует новые формы и условия такого взаимодействия. При этом мы учли запросы всех категорий родителей (родителей – лидеров, родителей-исполнителей, родителей — критических наблюдателей).

Формы работы с родителями делятся на 4 вида:

  1. Информационно-аналитические;
  2. Наглядно-информационные.
  3. Досуговые;
  4. Познавательные;

Информационно-аналитические формы организации общения с родителями

Сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Например, открытые занятия для родителей, просмотр видеороликов, фотографии, выставки детских работ. Проведение открытых занятий в ДОУ может быть организовано по разному.

Размещаю различного рода информацию на сайте дошкольного учреждения, это позволяет расширить круг родителей и быстрее отреагировать на интересующую их информацию.Понимая, что не у всех родителей есть возможность иметь компьютер, предлагаю вниманию родителей папку под названием «Родительский дневничок», в ней я даю ответы на вопросы родителей, которые собираю заранее на родительских собраниях, в ходе индивидуальных встреч, либо из проблем, возникающих в ходе работы. Так же в группе имеется стенд «Копилка родительских советов»

Досуговые:

– совместные досуги, праздники, выставки призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе.

Логопед должен постараться разрушить иллюзию, весьма рас­пространенную среди родителей, о возможности магического, «вол­шебного» разрешения всех проблем развития и воспитания ребен­ка только в результате посещения им коррекционных занятий. Не­обходимо сформировать адекватные ожидания родителей в отно­шении результатов обучения, подчеркнуть, что, какие бы значи­тельные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию.

С этой целью я активно использую познавательные формы сотрудничества с родителями.

  • « Аукцион». Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, развитие связной речи с помощью игр. Логопед дает понятие –развитие связной речи , совместно с родителями он анализирует как происходит развитие связной речи с помощью игр . Логопед предлагает родителям поделиться, какие игры они используют дома для развития речи своего ребенка. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки, ( т.е. советы продаются за фишки). Советы, набравшие большее количество фишек помещают на стенд «Копилка родительского опыта»
  • « Ток–шоу». Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток–шоу выступают родители, логопед , может пригласить других специалистов. К примеру, возьмем кризис 7ми лет. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Определяются ключевые понятия кризиса 7ми лет, совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы.

Онлайн- консультации.

Консультирование родителей происходит в онлайн режиме, используя ИКТ.

  • «Гость дня»

Такая форма при которой один из родителей становится гостем в группе.

Например, в одном случае, родители в качестве гостей посещают занятия. Родители видят собственных детей в необычной для себя обстановке, получают рекомендации об обучении детей в семье. В другом случае родители могут быть активными участниками педагогического процесса. Они отвечают на вопросы, совместно с детьми двигаются под музыку, поют, рисуют, выполняют задания педагога и т. Д

  • Дни добрых дел

Дни добровольной помощи родителей группе, ДОУ – ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу тёплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателями и родителями.

« Семинар – практикум». На семинарах-практикумах демонстрирую родителям различные пособия, с помощью которых дети получают необходимую информацию по обучению грамоте, автоматизации звуков и т.д. Рекомендую (по необходимости) изготовить аналогичные для занятий в домашних условиях. Взаимодействуя с родителями, широко использую ИКТ. Демонстрация видеосюжетов различных занятий в нашем «Видеосалоне» дает возможность оценить успехи и неудачи своих детей, сравнить, сделать выводы, задать вопрос. Это полезно на этапе автоматизации звуков и введении их в речь. Предлагаем в видеозаписи посмотреть, как дети говорят в обыденной речи , и как они могут сказать по просьбе логопеда, демонстрируются фрагменты занятий, комментируются действия детей, задачи, последовательность выполнения заданий, тем самым обучаем родителей игровым приемам, развиваем навыки общения с ребенком и коррекции его речевых нарушений .

  • « Тренинги»-наиболее активно применяемая мною форма

Тренинговые игровые упражнения и задания (по развитию связной речи, формированию произношения, по выполнению домашних заданий, предпосылок по формированию навыков письма, по предупреждению дисграфии и дислексии) помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.

Данная форма работы способствует практическому включению родителей в коррекционно-педагогический процесс. Такая форма дает эффект обратной связи между учителем-логопедом и родителями и нацеливает их на дальнейшее сотрудничество, сплачивает коллектив родителей.

Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют:

  • проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
  • возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
  • ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
  • увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
  • стремление взрослых к индивидуальным контактам со специалистом;
  • размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
  • повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.

И если работа с родителями и её анализ будут проводиться в системе и не «на бумаге», то постепенно даст определенные результаты.

На сегодняшний день можно сказать, что у меня в детском саду сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками учителя-логопеда, создана атмосфера взаимоуважения.

Приведенные приемы не исчерпывают всего многообразия нашей работы и общения с родителями. Это лишь незначительная их часть, которая может сделать встречи родителей и логопеда , родительские собрания интересными и запоминающимися. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями.

Верещага Римма Николаевна
учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 35
г. Крымск

Приключенческий логопедический квест: КООД «По следам Лягушки-болтушки»

Приключенческий логопедический квест:

КООД «По следам Лягушки-болтушки»

  • создать оптимальные условия в ходе приключенческой игры-поиска, позволяющие дошкольникам реализовать свои речевые навыки.
  • закреплять знания, полученные на логопедических занятиях по всем компонентам устной речи.
  • развивать навыки самоконтроля за речью.
  • воспитывать умение слушать и слышать взрослого, формировать умение взаимодействовать со сверстниками в командных играх.
  • заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц, составление предложений с использованием мнемодорожек, развитие артикуляционного аппарата: интерактивные гимнастики портала «Мерсибо», постановка и автоматизация нарушенных звуков, развитие грамматических категорий.
  • познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Методы и приёмы: словесные, наглядные, игровые.

Форма проведения: подгрупповая ( подгруппа ФФНР).

Возрастная группа: дети 5-6 лет.

Организация среды: мультимедиа проектор, ноутбук, USB колонка, атрибуты- маршрутная карта, индивидуальные зеркала, салфетки, ведро под использованные салфетки, декорации островов, флеш-носитель интерактивных игр “Мерсибо», интерактивная игра в программе Microsoft Power Point « Пушистые облака», карточки-подсказки, пазлы ключа, наградные медали, шары «Су-джок».

Ход квеста:

1. Организацационный момент.

Звучит музыка 1, дети входят в зал, встают полукругом.

– Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поприветствуем наших гостей.

Все мы за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Справа друг и слева друг,
Улыбнёмся всем вокруг.

– Замечательно! Мы подарили друг другу улыбку, от которой стало светлее, теплее и уютнее.

– Ребята, я получила музыкальное послание с просьбой о помощи и не могу понять от кого, давайте прослушаем его вместе и попытаемся понять, кто нуждается в нашей помощи.

Звучит музыка 2 — 1 стих поэмы «Руслан и Людмила» А. Пушкина

Л: — Как вы думаете, кто прислал нам музыкальное послание?

Д: — У дуба в Лукоморье.

Л:- Поспешим к нему на помощь.

Л:- Здравствуй Кот –говорун, а почему же ты один, где твоя подружка Лягушка?

– Ребята, Кот говорит, что Лягушку похитила Баба Яга.

– Посмотрите карта, а на ней маршрут, указывающий путь к избушке бабы Яги, которая похитила Лягушку-болтушку, чтобы никто не научился правильно разговаривать, ведь мы знаем, что Кот- говорун и Лягушка-болтушка учат ребят правильно разговаривать.

Немедленно отправляемся в путь! Надо ключ добыть и Лягушку освободить.

2. Основная часть.

2.1. «Остров ловких языков».

Но куда же нам идти? Карта-карта помоги.

Дети рассматривают маршрутную карту, определяют своё местоположение.

Л:- Где мы ребята находимся?

Д:- У дуба в лукоморье.

Л:- Посмотрите, Лягушка оставила нам свои следы, указывающие путь.

– Считаем хором следы «один след».

– Ой, мы попали на «Остров ловких язычков», а на острове подсказка: «Чтобы часть ключа добыть, надо нам задание выполнить».

Давайте возьмём помощников, наши зеркала-контролёры и выполним зарядку для языка.

Интерактивная гимнастика «Мерсибо».

– Молодцы, задание выполнили, часть ключа добыли.

2.2. «Остров ёжиков Су-джок»

Л:- Следуем дальше, сколько нам нужно отсчитать следов?

Л:- Считаем каждый след хором «один след, два следа»

– Попали мы на Остров ёжиков «Су-джок» и снова подсказка: «Чтобы часть ключа добыть, надо нам задание выполнить».

– Давайте возьмём наших ёжиков-помощников и выполним зарядку для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика «Су-джок»

Я, мячом круги катаю, взад — вперёд его гоняю.
Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошки.
А затем сожму его немножко, как сжимает лапу кошка.
Каждый пальчик им прижму и игру опять начну (2-3 раза).

– Молодцы, задание выполнили, часть ключа добыли.

2.3. «Остров Чудариков»

Л:- Следуем дальше, сколько нам нужно отсчитать следов?

Л:- Считаем каждый след хором «один след, два следа, три следа».

– Попали мы на Остров Чудариков и снова подсказка: «Чтобы часть ключа добыть, надо нам задание выполнить».

– Чударики предлагают нам размяться, но будьте внимательны они ещё те хитрецы и придумали сложное задание.

Физ. Минутка «Самолёт»

Смотрите в небе самолёт, а в самолёте том пилот

Штурвалом ловко управляет и между облаков летает.

Под самолётом тем гора, то лес дремучий, то нора

То в небо дивиться народ, то зайцы водят хоровод.

Интерактивная игра «Пушистые облака»

– Своими движениями мы подняли ветер и…..

Ветер сильный набежал
Предложения сломал.
На тучки их развесил
Словечкам там не весело.

(Дети исправляют предложения у волшебного экрана: называют неправильный вариант и исправляют, дуя на облака).

Л: Ветер, ветер ты могуч, исправляй ты кучу туч.

– Молодцы, задание выполнили, часть ключа добыли.

2.4. « Остров Мерсибо»

Л:- Следуем дальше, сколько нам нужно отсчитать следов?

Л:- Считаем каждый след хором «один след, два следа, три следа, четыре следа».

– Попали мы на Остров «Мерсибо», остров увлекательных игр и снова подсказка: «Чтобы часть ключа добыть, надо нам задание выполнить».

Интерактивная игра «На все голоса»

– Молодцы, задание выполнили, часть ключа добыли.

2.5. «Остров Пальминг»

Л:- Следуем дальше, сколько нам нужно отсчитать следов?

Л:- Считаем каждый след хором «один след, два следа, три следа, четыре следа, пять следов».

Попали мы на Остров «Пальминг», остров отдыха и расслабления и снова подсказка: «Чтобы часть ключа добыть, надо нам задание выполнить».

Звучит музыка 3 «Пушистые облака»

Расслабляющая гимнастика для глаз

– Давайте присядем на коврик, примем удобную позу, расслабимся, разотрём ручки до тепла, сделаем из ладоней домик, оденем его на глаза и представим, что сморим на чёрный, тёплый и приятный бархат, вслушаемся в музыку.

– Можете открыть глаза, чувствуете — тепло, мы отдохнули и снова полны сил.

– Молодцы, задание выполнили, часть ключа добыли.

2.5. «Избушка Бабы Яги»

Л:- Следуем дальше, сколько нам нужно отсчитать следов?

Л:- Считаем каждый след хором «один след, два следа, три следа, четыре следа, пять следов, шесть следов».

– Вот и избушка Бабы Яги, давайте соберём части ключа. И освободим Лягушку.

Дети собирают пазлы ключа. Педагог открывает замок, появляется Лягушка-болтушка.

– Вот и ключик мы добыли и Лягушку освободили.

3. Подведение итогов.

– Давайте расскажем всем о нашем приключении, а поможет нам в этом наша помощница-мнемотаблица.

Хоровое чтение стихотворения по мнемотаблице.

Мы Лягушечку спасли,
И Коту мы помогли
А теперь Лягушка, Кот
Открывайте шире рот
Будем, мы, ребят учить
Всех красиво говорить.

4. Анализ деятельности детей.

Вот и подошло к концу наше приключение и Кот-говорун в благодарность за то, что мы, откликнулись на его просьбу о помощи, замечательно выполнили все задания, и спасли, его подружку Лягушку, дарит вам медали «Лучший друг»

Все заметили вокруг
Ты достойный верный друг
Принимай медаль скорей
В благодарность от друзей.

Звучит музыка 4 Чударики «Дружба»

После вручения дети прощаются с гостями и уходят.

Ссылка на основную публикацию