Нетрадиционные формы работы в логопедии

Нетрадиционные формы коррекции речевых нарушений

Консультация для педагогов на тему:

«Нетрадиционные формы коррекции речевых нарушений»

Нетрадиционные формы воздействия в работе учителей-дефектологов на сегодня становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

На фоне комплексной коррекционной помощи нетрадиционные формы терапии, не требуя особых усилий, стимулируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Кроме того, это помогает организовать занятия интереснее и разнообразнее.
На сегодня форм нетрадиционного воздействия известно достаточно много, но остановимся на тех, которые являются наиболее доступными, целесообразными и эффективными.

ФИТОТЕРАПИЯ – лечение с помощью лекарственных растений.

Считается эффективным лечебным и профилактическим средством при различных речевых аномалиях, для восстановления умственной и физической работоспособности, устранения усталости, вялости, астенического синдрома, профилактики нарушений мозгового кровообращения, расстройств памяти, устранения нервозности, восстановления мышечного тонуса.

При спастической форме дизартрии фитотерапевты рекомендуют использовать настои из скорлупы кедровых орешков, из цветков календулы, семян укропа, настои чабреца.

При паретической форме дизартрии хороший эффект дают настои из женьшеня обыкновенного, марьина корня, настои из пшеницы, донника, лапчатки серебристой.

Укрепление мускулатуры глазных мышц, своевременная коррекция зрения – это основа профилактики моторной и оптической дисграфий, для которых характерны потеря строки, сужение полей зрения, смешение сходных по написанию букв, зеркальное письмо.

Способностью повышать остроту зрения обладает настой плодов шиповника.

Таким образом, в результате комплексной коррекционной работы удается с помощью лекарственных трав не только нормализовать сон детей, снять усталость, раздражительность, повысить работоспособность, память, внимание, но и улучшить общее состояние детей с речевой патологией.

АРОМАТЕРАПИЯ.

Народный опыт и исследования ученых доказали, что запахи способны управлять настроением и работоспособностью.

Эфирные масла базилика, кориандра, кожуры лимона, майорана, петрушки, эвкалипта тонизируют, а фитокомпозиции из базилика, майорана, кориандра, розмарина, мяты создают ароматы, прекрасно успокаивающих перевозбужденную нервную систему.

Такие фитокомпозиции можно использовать в работе с гиперактивными детьми.

Ароматотерапию применяют в сочетании с музыкотерапией.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ – это лекарство, которое слушают.

О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции.

Мирный и ласковый плеск волн, например, снимает психическое напряжение, успокаивает. Однако врачуют не только естественные, но и искусственно созданные, упорядоченные звуки. Специально подобранные мелодии способны снимать гнев и досаду, улучшать настроение.

Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, тонизирует ЦНС.

Цель занятий с использованием музыкотерапии: создание положительного эмоционального фона реабилитации, стимуляция двигательных функций, развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений) и сенсорных способностей, растормаживание речевой функции.

ХРОМОТЕРАПИЯ – наука, изучающая свойства цвета.

Цвету издавна приписывается мистическое значение, благотворное или отрицательное действие на человека, ведь для человека зрение является самым важным из всех видов чувств (90 % информации человек получает посредством органов зрения).

– синий цвет – оказывает успокаивающее действие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли;

– голубой цвет – оказывает тормозящее действие при состоянии психического возбуждения;

– фиолетовый цвет – оказывает угнетающее действие на психику, снижает настроение;

– красный цвет – активизирует, повышает физическую работоспособность, стимулирует психические процессы;

– зеленый цвет – успокаивает, создает хорошее настроение, оказывает благотворное влияние на соматически ослабленных детей при лечении воспалений, а также при ослабленном зрении.

ЛИТОТЕРАПИЯ – нетрадиционная практика, основанная на терапевтических свойствах минералов и камней.

Минералы обладают фосфоричностью, теплопроводностью, магнитными свойствами, проводят электричество – т.е. могут быть средствами физиотерапевтического воздействия. Электромагнитные биопотенциалы, излучаемые кристаллами, являются тем лечебным фактором, который помогает организму стать здоровым.

Считается, что минералы как бы координируют циркуляторную систему сосудов и деятельность мозга.

– александрит – успокаивает при перевозбуждении, способствует созданию радостного настроения;

– малахит – успокаивает нервную систему, улучшает сон;

– родонит – укрепляет иммунную систему, улучшает память, снимает стресс.

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ.

Игры с песком представляют собой отличный вариант развлечений с обучающим эффектом.

В психологии еще в 30-х годах прошлого столетия появилось новое направление – песочная терапия и песок приобрел статус терапевтического материала. Песок – вещество, способное вызвать у человека самые богатые ассоциации. Сухой песок способен «течь», как вода, и напоминает о времени (им наполняли стеклянные колбы песочных часов, приятно также пересыпать из руки в руку песок – это успокаивающее, медитативное занятие).

Влажный песок тоже обладает интересными свойствами. В отличие от сухого, у него есть «память» – способность сохранять следы, отпечатки, на нем можно рисовать, ему можно придавать желаемую форму. Эти достоинства песка позволили ему занять достойное место в кабинетах психотерапевтов.

Для песочной терапии используется песочница – длина 50 см, ширина – 70 см, глубина- 10-15 см. Окрашивается в голубой цвет, вставные доски могут менять цвет ящика, голубое блюдце внутри может служить озером, желтое – островом.

Предметы, которые могут использоваться:

– металлические, деревянные, пластиковые, стеклянные и природные (камни, перья, засушенные растения).

– люди: взрослые, дети, сказочные герои;

– наземные животные: дикие, домашние, доисторические, сказочные;

– водные обитатели, дома, растения, транспорт, мосты, дорожные знаки, цифры, буквы, геометрические фигуры.

Перед играми в песке надо обговорить с детьми ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ:

– не разбрасывать песок;

– не ссориться из-за игрушек;

– уметь договариваться между собой;

– занимать свободную сторону ящика;

– стряхивать песок только над песочницей;

– порядок наводить вместе.

На занятия с песком оптимально брать 2 – 3 человека.

В песочной терапии можно решать коррекционные задачи по следующим разделам:

1. Чувствительные ладошки – развитие тактильных ощущений;

2. Ловкие пальчики – развитие мелкой моторики;

3. Сенсорные игры – развитие сенсорных способностей;

4. Умные ушки – развитие фонематического слуха и коррекция звукопроизношения;

5. Бродилки – развитие пространственных способностей;

6. Говорю правильно – развитие грамматического строя речи;

7. Грамотейка – игры с буквами – обучение грамоте;

8. Сказочные истории – игры-истории, предполагающие продолжение – развитие связной речи.

1. Чувствительные ладошки и 2. Ловкие пальчики:

– отпечатки рук, пальчиков;

– скользить ребром ладони, «ходить», «бегать» пальчиками;

– нарисовать пальчиками узор, солнце и т.д.

3. Сенсорные игры:

– «Цветные заборчики» – построить заборчик из счетных палочек или колпачков от фломастеров только определенного цвета;

– «Найди по описанию» – найти в песке самый большой зеленый треугольник, самый маленький круг и т.д.

4. Умные ушки:

– «Будь внимателен» – выбрать из песка только те игрушки, в названии которых есть заданный звук, на определение заданного звука в названии игрушек (отбери игрушки, где звук Р в середине слова);

– «Назови правильно» – автоматизация поставленных звуков – ребенок берет из песка игрушку и правильно произносит слова.

5. Бродилки:

– «Клад» – ребенок ищет в песке игрушку, следуя подсказкам педагога;

– «Секретик» – используется сетка для раковины. Ребенок ищет спрятанную игрушку по принципу игры «Электронная муха».

6. Говорю правильно:

– игры «Назови ласково», «1-2-5» – с использованием мелких игрушек именно по лексическим темам – решаем задачи не только по грамматике, но и по обогащению словаря.

7. Грамотейка:

– игры с буквами – узнай на ощупь, нарисовать на мокром песке, вылепить из песка, выложить из палочек на песке, составить слоги, слова.

– задания с фишками – выложить схемы слогов, слов из пробок.

Как вариант вместо песка может использоваться и крупа.

Нетрадиционные методы в логопедической работе с детьми

Нетрадиционные методы в логопедической работе с детьми

Хорошо развитая речь ребёнка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребёнка. Любой практический материал можно условно разделить на две группы: во – первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребёнка и, во – вторых, опосредованный, к которому можно отнести нетрадиционные логопедические технологии, это: логопедический массаж, массаж языка, аурикулотерапию, японскую методику пальцевого массажа, Су – Джок терапию и другие нетрадиционные методы в коррекционной педагогике.

ЦЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗВУКИ

Валеологический подход к решению логопедических задач предполагает, среди прочих приемов, введение в практику речевых занятий упражнений, направленных на общую гармонизацию и повышение уровня здоровья. Примером может служить использование известного даосского комплекса «Шесть целительных звуков». В этих упражнениях каждый звук подобран для снятия напряжения в системе определенного органа или группы органов. Кроме того, при произнесении звука рекомендуется вызвать в памяти представление об определенном цвете и температурно – тактильном ощущении. Звуки произносятся на длинном выдохе в установленном порядке:

Звук Орган Цвет Ощущение

1.С-с-с-с легкие белый сухой холод

2.Чу-у-у-у почки голубой влажная прохлада

3.Ш-ш-ш печень светло-зеленый свежий весенний ветер

4.Ха-а-а-а сердце красный жара

5.Ху-у-у-у селезенка желтый теплая влага

6.Хи-и-и-и «тройной обогреватель» — система, связывающая работу органов

тела, расположенных на трех разных вертикальны) уровнях: верхний —

сердце и легкие, средний — селезенка и желудок, нижний — почки, печень,

тонкий и толстый кишечник, мочевой пузырь. Связи с определенным цветом

или ощущением не имеет.

Следует отметить, что перечисленный набор звуковых сочетаний полезен и в логопедической практике, а также для практических занятий по развитию речи. Кроме того, акцент на окраске помогает закрепить названия цветов, что бывает особенно важно для детей, имеющих логопедические проблемы. Авторский подход объединяет систему даосских целительных звуков со знакомыми детям образами. Детям предлагается помочь ветру, который играет со своими друзьями. Звуки произносятся трижды, на длинном выдохе.

1.Ветер воздуха вдохнул.

Разом облако надул. С-с-с-с.

«Чудо, чудо», — он сказал. Чу-у-у-у.

Пошуршу в них: Ш-ш-ш-ш.

4.Раскачаю красный мак!

Ха-ха-ха, вот так, вот так! Ха-а-а-а.

5.Пошепчу я на ухо

Желтому подсолнуху! Ху-у-у-у.

6.Вместе с солнцем и дождем

В небе радугу зажжем!

«Хи-хи-хи, — смеется дождь,

— От меня ты не уйдешь!» Хи-и-и-и.

На занятиях удобно пользоваться иллюстрациями, изображающими озорной ветер, белое облако, голубые незабудки, светло-зеленые камыши, красный мак, желтый подсолнух, радугу между солнцем и веселой дождевой тучкой. Можно использовать отдельные плоскостные фигуры героев стишка, разговаривать с которыми помогают дети.

На практике целесообразно начинать «играть в ветер» с детьми двухлетнего возраста. Сначала они учатся по-разному дуть, как ветер, а к трем годам сами произносят весь стишок и инсценируют его с плоскостными фигурами. Можно использовать иллюстрирующие стишок раскраски и контурные обводки.

Детям объясняется, что это упражнение очень полезно выполнять и взрослым. Поэтому дома перед сном можно поиграть вместе с мамой, папой, бабушкой.

ЯПОНСКАЯ МЕТОДИКА ПАЛЬЦЕВОГО МАССАЖА.

Во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-х летнего возраста, применяется методика пальцевого и самомассажа.

Японский ученый Намикоши Токухиро считает, что каждого пальца положительно влияет на определённый орган:

– массаж большого пальца — повышает активность мозга;

– массаж указательного пальца — стимулирует желудок и поджелудочную железу;

– массаж среднего пальца — улучшает работу кишечника;

– массаж безымянного пальца — стимулирует печень;

– массаж мизинца — способствует улучшению сердечной деятельности,

снимает психическое и нервное напряжение.

Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом:

– работа рук способствует психическому успокоению (вязание на спицах);

предотвращает развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай

перебирать в руках грецкие орехи);

– способствует возникновению успокаивающего эффекта (японские купцы потирают

руки при обслуживании докучливых клиентов).

– если дети волнуются при речи и вертят в руках предметы, не следует их

выхватывать из рук — так организм ребенка сбрасывает возбуждение.

Японский ученый Йосиро Цуцуми разработал систему для самомассажа:

1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца.

Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к

основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками.

2.Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными

разноцветными шариками «марблс»: их нужно

• вертеть в руках;

• щелкать по ним пальцами;

• направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаться в точности

3.Массаж грецкими орехами:

• катать два ореха между ладонями;

• один орех прокатывать между пальцами;

• удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и

4. Массаж шестигранными карандашами:

• пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами;

• удерживать в определенном положении в правой и левой руке.

5.Массаж «четками». Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы.

Перебирание сочетают со счетом, прямым и обратным.

ФИТОТЕРАПИЯ

Фитотерапия— лечение с помощью лекарственных растений.

Фитотерапию использовали вавилоняне еще в XI в. до н.э.

Фитотерапевты рекомендуют использовать лекарственные растения при различных речевых аномалиях для:

• восстановления умственной и физической работоспособности;

• устранения усталости, вялости, астенического синдрома;

• профилактики нарушений мозгового кровообращения;

• устранения бессонницы, нервозности;

• профилактики и устранения расстройств памяти;

• восстановления мышечного тонуса.

АРОМАТЕРАПИЯ

Исследования ученых показали, что запахи способны управлять работоспособностью и настроением человека.

В Японии в фирме «Сумицу» для борьбы с утомляемостью и для повышения производительности труда разработано более 20 вариантов фитокомпозиций ароматов цветов и растений. Замечено, что число ошибок у машинисток и программистов снижается:

– при вдыхании лаванды — на 20%;

– при вдыхании жасмина — на 30%;

– при вдыхании лимона — на 50%.

• Аромат лаванды и розмарина — действует успокаивающе и устраняет состояние

• Запах лимона и эвкалипта — возбуждает нервную систему и повышает

• Эфирное масло чабреца — успокаивает.

• Мята — снимает головную боль и тошноту.

• Длительное вдыхание лаванды, ромашки, валерьяны, тимьяна, фенхеля и мелиссы — обеспечивает снотворный эффект.

• Эфирные масла базилика, кориандра, дягиля, цедры лимона, майорана, петрушки,

• Запах вербены — успокаивает перевозбужденную нервную систему у

• Запах настойки ивы — приводит в состояние равновесия нервную систему.

• Запах настойки остролиста — уменьшает злобность, агрессивность.

Чтобы проверить действие настойки — несколько капель втереть в виски и в область щитовидной железы. При положительной реакции наступает приятное чувство расслабления мышц. Ароматерапию применяют в сочетании с музыкотерапией. Сеанс продолжается 20-30 мин. Курс лечения от 10 до 20 сеансов. Он показан для ослабленных, угнетенных, или наоборот, перевозбужденных детей.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ

Музыкотерапия — это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями. Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Врачуют естественные и искусственные звуки.

Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм:

• увеличивают силу сердечных сокращений;

• способствуют расширению сосудов;

• нормализуют артериальное давление;

• облегчает установление контакта между людьми;

• повышают тонус коры головного мозга;

• улучшает обмен веществ;

• стимулируют дыхание и кровообращение;

Музыка действует избирательно, в зависимости от:

• инструмента, на котором исполняется (игра на флейте влияет на кровообращение,

Самый большой эффект от музыки — профилактика и лечение нервно-психических заболеваний. (В Библии рассказывается о том, что игра на арфе уберегла от приступов безумия царя Саула.)

Музыкотерапия организуется в индивидуальной и групповой формах. Каждая из этих форм может быть представлена в трех видах:

Рецептивная музыкотерапия (пассивная) существует в двух видах:

• музыкопсихотерапия — решает задачи нормализации психоэмоционального

Читайте также:  Постановка звуков в логопедии

состояния. Может проходить в различных формах:

1) «музыкальный сон» с последующей беседой и анализом образов (Что

2) музыкально-образная медитация;

• музыкосоматотерапия — лечебное воздействие музыки непосредственно на тело

человека. Воздействие осуществляется в процессе прослушивания специально

созданных аудиомузыкальных программ («Антистрессовая», «Бронхиальная

астма», которые помогают в лечении соматических заболеваний. Активная

музыкотерапия — активное включение ребенка в музыкотерапевтический процесс.

Включает следующие виды:

• вокалотерапия — пение (коррекция психоэмоционального состояния, лечебно-

оздоровительное воздействие) — обучение основам нижнереберно-

• кинезитерапия — танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика,

• инструментальная музыкотерапия — игра на музыкальных инструментах.

Интегративная музыкотерапия — интеграция физиологии, рефлексотерапии и музыкознания — синтез музыкального и зрительного восприятия:

• музыкоизотерапия — восприятие произведений изобразительного искусства под музыку или изображение музыки в рисунке.

На некоторых людей музыка влияет более остро, чем слово. Музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает антистрессовое воздействие.

Громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна для слуха и для нервной системы, так как:

– подавляет нервную систему;

– увеличивает содержание адреналина в крови.

Наибольшим возбуждающим воздействием обладает:

• «Весна священная» Стравинского;

• «Каприз № 24» Никколо Паганини.

Это связано с нарастающим ритмом. Эти мелодии должны использоваться в работе с вялыми, паретичными детьми.

Успокаивающее, уравновешивающее действие на нервную систему оказывают:

• музыка Франсиса Гойи;

• «Времена года» Чайковского;

• «Лунная соната» Бетховена;

• фонограмма пения птиц.

Бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном.

Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям самого раннего возраста.

Цель логопедических и логоритмических занятий с использованием музыкотерапии — создание положительного эмоционального фона реабилитации:

– снятие фактора тревожности;

– стимуляция двигательных функций;

– развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятия,

представлений) и сенсорных способностей;

– растормаживание речевой функции;

– развитие чувства ритма, темпа, времени;

– развитие мыслительных способностей и фантазии;

– развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

– нормализация просодической стороны речи.

В дошкольном возрасте седативный или активизирующий эффект музыки достигается:

• в музыкальном оформлении игр;

Музыкальная ритмика используется при лечении:

• дыхательных нарушений (в т.ч. и речевого выдоха);

• брадилалии и тахилалии.

– громкость звучания музыки должна быть строго дозирована (не громко, но и не

– использовать для прослушивания следует те произведения, которые нравятся всем

– лучше использовать музыкальные пьесы, знакомые детям (не должны отвлекать

– продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут

ХРОМОТЕРАПИЯ

Хромотерапия— терапевтическое воздействие цвета на организм человека.

Помимо зрительных образов глаз выполняет функцию восприятия световой энергии и цветовых эффектов. Изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать

– вегетативной нервной системы;

ЛИТОТЕРАПИЯ

Литотерапия – терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.

Современная фармакология использует для приготовления различных лекарств более 50 различных минералов. Считается, что минералы координируют циркуляторную систему сосудов и деятельность мозга.

ИМАГОТЕРАПИЯ

Имаготерапия—театрализация психотерапевтического процесса (образ).

В основе лежит использование пересказа драматического произведения, переход рассказа в заранее запланированный диалог между взрослым и ребенком, развивающий ситуацию.

Куклотерапия — один из видов имаготерапии. Основа¬на на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки).

• нарушении коммуникативной сферы.

• с персонажем разыгрывается в лицах в «режиссерской игре» история, связанная с

травмирующей ребенка ситуацией;

• инсценирование рассказа должно захватить ребенка, вызывать в нем яркие

• сюжет строится по «нарастающей», заканчивается бурными эмоциональными

реакциями (смех, плач), снятием напряжения.

Образно-ролевая драмтерапия — реконструкция поведенческой реакции при разыгрывании специально подобранного сюжета.

Психодрама— дети играют не готовые роли, а импровизируют под руководством педагога.

Либропсихотерапия – лечебное чтение, библиотерапия – лечение через книгу (специально подобранные произведения).

Сказкотерапия – психокоррекция средствами сказки – основана на притягательности для детей сказки как вида произведения, позволяющего мечтать, фантазировать.

Еще на заре развития человечества люди пытались лечить себя всем тем, что окружало. В древних лечебниках указывается, что и воздух, и вода, и солнце, и фауна все использовалось раньше в качестве лечебного средства. Гиппократ говорил, что природа лечит, а врач только помогает.

Термины “апитерапия”, “фитотерапия”, “гидротерапия”, “ароматотерапия”, “музыкотерапия”, “хромотерапия”, “литотерапия” – лечение минералами, как и многие другие хорошо известны, но накопленный опыт медленно пробивает себе дорогу в современна коррекционно-образовательном процессе, в лечебной педагогике и в медицине. Современный человек довольно скептически относится к старинным, нетрадиционным методам лечения, но почему мы должны игнорировать опыт народа, его мудрость?

Обращение вглубь веков, к тем, кто стремился использовать для укрепления здоровья человека окружающую природу, показало, что у народа множество методов врачевания, выверенных тысячелетиями. Человечество собирало их по крохам и передавало из поколения в поколение. Многое оказалось забытым, но в последние годы и научные выводы, и практические советы, и конкретные рекомендации обретают новую жизнь.

Применение данных методов коррекции нельзя рассматривать изолированными, самостоятельными и самодостаточными. Их использование, скорее всего, служат для создания благоприятного эмоционального фона, что в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.

Выступление «Нетрадиционные формы работы учителя-логопеда по коррекции и развитию речи старших дошкольников»

Нетрадиционные формы работы учителя-логопеда по коррекции и развитию речи старших дошкольников

Жильцова Евгения Викторовна,

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Вытегорского муниципального района

«Детский сад «Кораблик» общеразвивающего вида»

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого–педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого–возрастным и индивидуальным особенностям.

Основной формой коррекционного обучения в детском саду являются логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. Программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи предполагает решение коррекционных задач в форме:

 фронтальных (подгрупповых) занятий;

 занятий подвижными микрогруппами.

Фронтальные (подгрупповые) логопедические занятия позволяют эффективно решать те задачи развития речи и коррекции ее недостатков, которые являются приоритетными для всех или большинства воспитанников группы. Данный вид занятий формирует у них умение войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, ориентироваться на лучшие образцы речи.

В основе планирования занятий с детьми с нарушением речи лежат тематический и концентрический подходы. Содержание занятий оптимизировано, что обеспечивает интегрированный характер.

В нашем детском саду проводятся фронтальные занятия интегрированного типа, где решаются одновременно задачи познавательного, социально-коммуникативного, физического развития с доминирующей областью – речевое развитие.

Например, обобщающее интегрированное занятие по теме «Осень – припасиха». Нетрадиционное место проведения – русская изба. Дети, оказавшись в атмосфере старины, знакомятся с названиями кухонной утвари, которую люди раньше использовали. А также играют в голосовые, эмоциональные, речевые и пальчиковые игры со льдом.

Так, на занятии дети отлично показывают свои знания о природных явлениях осени, овощах, фруктах, ягодах, грибах. Запоминают названия- имена существительные и прилагательные, узнают много новых слов: народные названия осенних месяцев, как крестьяне на Руси делали осенью припасы на зиму: какие блюда готовили из репы, гороха, как хранили капусту, ягоды.

Логопедическое воздействие на фронтальных занятиях осуществляется различными методами: наглядными, словесными и практическими.

К практическим методам можно отнести широко используемые в практике работы методы моделирования и метод проектов.

Так, проводятся занятие-путешествие по теме: «Насекомые» с целью развития познавательного интереса детей к развитию речи с помощью способов наглядного моделирования (мнемотаблиц); интегрированное занятие «Кто лучше всех» по лексической теме: «Домашние животные» с использованием карты-маршрута по словным обозначениям.

В нашем саду активно применяется метод проектов. В каждом проекте решается задача речевого развития дошкольников. Например, в проекте «Чтобы дети помнили о войне» проводится конкурс чтецов стихов, посвященный Дню Победы «В военной шинели» с целью повышения речевой активности детей выразительно читать стихи; творческая выставка «Голубь-символ мира» с рассказами детей о поделках, выполненными совместно с родителями. В проекте «Профессии наших родителей» проводится множество экскурсий на предприятия, где работают родители. Затем дети с родителями составляют рассказы и оформляют фото-альбом с приложением. В проекте «Здоровая семья-здоровая страна» родители являются организаторами образовательного процесса: проводят оздоровительные мероприятия для детей, в том числе, утреннюю артикуляционную гимнастику, логозакаливание после сна.

Традиционным является проект « Неделя логопедии». Цель: повышение интереса к логопедии у всех участников образовательного процесса.

Неделя содержит ряд мероприятий не только по развитию речи, но и познавательному и социально-коммуникативному развитию:

-Акция от логопеда «Буква-самоделка» (домашнее задание детям и родителям – изготовить любимую букву из любого материала), по итогам организуется выставка готовых работ (букв) для составления слов и игр детьми.

-Показ занятия логопеда с детьми по обучению грамоте «Путешествие по стране звуков с Каринкой-Говоринкой» для родителей.

-Интерактивная игра воспитателя с детьми «Знатоки азбуки».

-«Веселая игротека» (речевые и словесные игры с детьми).

-Викторина с детьми «Грамотейка»

-Логопедические посиделки с детьми «Профессии»

-«Скороговоркин вечер» для детей

-Выставка книг по развитию речи и логопедической литературы для родителей.

-Выставка с презентацией логопедических пособий из бросового материала для родителей

-Педагогический клуб «Язык профессионала» (образовательный тренинг для воспитателей детского сада)

-Показ логоритмического занятия с детьми для воспитателей детского сада.

Для того, чтобы дети с нарушением речи проявляли музыкально-эстетические чувства – нужно привить им любовь к музыке и научить чувству ритма. Совместно с музыкальным руководителем проводится логоритмика.

Занятия в подвижных микрогруппах и ндивидуальные занятия позволяют осуществлять коррекцию речевых и иных недостатков психофизического развития у детей. На всех этапах занятия: артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастика; автоматизация звуков, используются нетрадиционные и природные материалы.

Кроме занятий практикуются логоразвлечения и логодосуги . В рамках работы с родителями и детьми в разделе: «Мои достижения». Например, в качестве итога изучения гласных звуков в старшей группе детей с нарушением речи проводится логопедическое развлечение «В волшебной стране гласных» , на котором ребята с огромным удовольствием читают стихи, отгадывают загадки, показывают забавные сценки, рисуют и наклеивают буквы, выкладывают гласные из палочек, косточек, бобов и разноцветных крышек. Так дети демонстрируют отличное знание гласных букв, и получают угощения.

Решая задачи речевого развития в интеграции образовательной области «физическое развитие» проводится множество новых форм работы.

Логопоход . Цель: всестороннее развитие детей по различным направлениям: речевое, познавательное, физическое, социально-коммуникативное развитие.

Дети собираются на прогулочном участке и проводится игра на концентрацию внимания. В основной части похода дети выполняют задания в командах. Разгадывают «заколдованное слово « МЯЧ » по звукам и выполняют упражнения с мячом. Разгадав загадку слова «МЕШОК», соревнуются команды – бег в мешках. Затем проводится игра «Собери слово» из букв, подвижные игры и чаепитие.

Литературная прогулка – это проведение викторины по произведениям С. Маршака с целью развития интереса к художественному литературному чтению во время прогулки детей.

Игры «Узнай отрывок» из стихотворения Маршака; «Продолжи» стихи; «Отгадай загадки» ; « Знаешь ли ты?» и т.д.

Мастер-класс «Осенняя прогулка» с газетами. Цель: развитие эмоционально-познавательно-речевого интереса у детей к занятиям физкультурой с газетой. Кроме задач по физическому развитию, на мероприятии решались задачи речевого развития, например, развивать у детей мелкую моторику, фонематический слух, подвижность артикуляционных органов, отработать артикуляционный уклад для звука [Ш].

В спортивно-интеллектуальной игре «Форт-боярд» организуется станция «Звуковой ручеек». Участвуют 5 пар: дети с родителями. Нужно вместе (парой) пройти по камушкам, на которых изображены буквы. Ребенок называет букву, придумывает слово на эту букву, а родитель – предложение из количества слов, равное кол-ву лет ребёнку. Затем ключ находят в воде под камушками.

Новые формы работы с родителями воспитанников детской образовательной организации .

Главной особенностью взаимодействия является оказание реальной помощи детям, поддержки и оправдание их ожиданий, своевременное и деликатное информирование об индивидуальном развитии и необходимой коррекции их нарушений.

С целью пропаганды значения системы занятий в коррекции и развитии речи детей организуются практические консультации .

Возможность почувствовать роль педагога, учителя-логопеда, родители участвуют в Дне самоуправлении , посвященном дню дошкольного работника. Логопедическое занятие проводит мама воспитанника.

С целью педагогического просвещения родителей воспитанников о роли дыхания в осуществлении речедвигательной деятельности и важности развития речевого и неречевого вдоха-выдоха у детей; знакомства родителей с различными способами развития речевого дыхания у детей (игры и игровые упражнения); побуждения к эстетической фантазии, воображения, вкуса показан мастер-класс по изготовлению логопедического пособия «Музыка ветра». Готовое пособие «Музыка ветра» используется для работы с детьми в организованной образовательной деятельности (групповой и индивидуальной форме) с целью развития речевого дыхания.

Кроме того, «Музыка ветра» способна украсить интерьер в групповом помещении, создаст атмосферу красоты и эстетики.

Мастерская «Алфавит из фетра»: родители (мамы) шьют буквы алфавита из фетра. Ко дню 8 марта, дню матери оформляются фотовыставки с рассказами о маме.

Выполнение домашних заданий в тетрадях позволяет организовать общение с детьми и родителями вне дошкольной организации.

Техники получения обратной связи в рабочих тетрадях:

Какое задание было выполнять легко, какое сложно и не интересно?

Раскрась картинку, выбрав цвет твоего настроения.

Заштрихуй по образцу. Выбери цвет твоего настроения.

Если выполнять задание было сложно, нарисуй тучку. Если понравилось – солнышко.

Если выполнять задание было интересно, нарисуй голубую медузу. Если сложно – коричнево-красного осьминога.

Обведи в круг твоё настроение. Выбери из пиктограмм эмоций

Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов, форм работы предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Разнообразие форм организации коррекционно-образовательной деятельности способствует повышению у детей познавательно интереса к занятиям по развитию речи, развития самоконтроля собственной речи, желания говорить правильно и красиво.

Список литературы:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования”, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.

Нетрадиционные формы работы в логопедии

Аннотация: Какие же методы и приемы будут способствовать эффективной коррекции речи у детей с ТНР?

Статья:

В нашем дошкольном учреждении ведет свою работу группа компенсирующей направленности, которая решает основные проблемы коррекции речи детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Специфика речевого дефекта ребенка с ОВЗ и возникающие вторичные отклонения (нарушения в развитии высших психических функций, общей и мелкой моторики, ориентировки в пространстве, эмоционально-волевой сферы, творческой активности, процессов общения, индивидуальные особенности ребенка, среда обучения и воспитания вносят свои коррективы в известные традиционные методики и требуют поиска новых форм работы и новых решений для успешного коррекционно-образовательного процесса.

В различных методических и научно-популярных изданиях дефектологи, логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работ с детьми с ТНР в дополнении к традиционным методам. Над этими работами трудились такие авторы как М. А. Поваляева, М. И. Чистякова, Е. А. Пожиленко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко и другие.

Какие же методы и приемы будут способствовать эффективной коррекции речи у детей с ТНР? Как обеспечить полноценное эмоциональное и психическое развитие дошкольника с ОНР? Эти вопросы интересуют меня на протяжении всего учебного процесса.

Читайте также:  Инклюзивная практика в дошкольном образовании

Проанализировав современные инновационные подходы, техники и методы в области логопедии, я пришла к выводу, что использование нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР может быть действенный способом решения этой проблемы.

Использование нетрадиционных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ приобретает особую актуальность и значимость. Это связано, прежде всего, с тем, что традиционные технологии не могут в полной мере обеспечить эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями. В то время как нетрадиционные технологии вызывают положительный эмоциональный отклик у детей, поддерживают познавательный интерес к деятельности, предупреждают переутомление, способствуют более активному включению в деятельность.

Цель – создание цикла коррекционно-логопедических занятий с использованием нетрадиционных технологий, обеспечивающих эффективную коррекцию звукопроизношения, фонематических процессов, формирование лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

– Изучить современные подходы к использованию нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе.

– Развивать все компоненты речевой системы ребенка с ТНР (коррекция звукопроизношения, развитие фонематического слуха, обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи.

– Развитие мелкой моторики, мимики, воздушной струи.

– Закреплять навыки звукового анализа и синтеза.

– Совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку.

– Развитие мотивации к логопедическим занятиям.

– Распространить опыт использования нетрадиционных методов в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР.

Новизна опыта заключается в сочетании традиционных и нетрадиционных технологий использования в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР.

Отличительная особенность представленной работы – авторские дидактические пособия и рекомендации по их использованию в коррекционно-логопедических занятиях.

Представленные методические рекомендации, дидактические пособия, игры и упражнения с ними рекомендованы учителям-логопедам, дефектологам, педагогам ДОУ.

Использование нетрадиционных технологий в логопедической работе с детьми с ТНР.

В 2018 – 2019 учебном году я осуществляла коррекционно-образовательный процесс в старшей группе компенсирующей направленности. Для определения использования нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе было проведено логопедическое обследование детей с ОВЗ в количестве 6 человек.Обследование проводилось по следующим параметрам:

Для диагностики использовались следующие методики:

Речевая карта О. Крупенчук

Демонстрационный материал к речевой карте О. И. Крупенчук для обследования детей страшего дошкольного возраста (сост. Е. Михайлова).

В. С. Володина «Альбом по развитию речи».

Кроме логопедического обследования, было проведено диагностическое обследование уровня развития у детей мимической мускулатуры, мелкой моторики.

Результаты диагностических обследований детей старшего дошкольного возраста с ОНР выявили нарушения звукопроизношения, нарушение фонетико-фонематических процессов, ограничение словарного запаса, несформированность лексико-грамматических средств языка, нарушение звукослоговой структуры слов, несформированность связной речи, мелкой и общей моторики, мимики и пантомимики.

Для получения наиболее эффективных результатов, с детьми был организован цикл индивидуальных коррекционно-логопедических занятий с использованием нетрадиционных технологий.

Каждое занятие с использованием нетрадиционных технологийвыстраивалось по структуре:

1. Организационный момент;

2. Сообщение темы логопедического занятия;

3. Артикуляционная гимнастика

4. Развитие дыхания и воздушной струи.

5. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам;

6. Автоматизация звука изолированно в слогах, словах.

8. Автоматизация звука в предложении

9. Формирование ЛГС речи

10. Развитие ВПФ

11. Итог логопедического занятия.

1. Организационный момент в логопедическом занятии.

Его цель – введение в тему занятия, создание мотивации к предстоящей деятельности, пробуждение интереса к познанию новых звуков. Для этого использовую релаксационные, мимические и имитационные упражнения. Например, «отправимся в гости», «пойдем в цирк», «посетим зоопрак».

2. Сообщение темы логопедического занятия. Задания, предлагаемые в этой части, позволяют плавно и незаметно для детей перейти к теме занятия. Я демонстрирую куклу, или загадываю загадку, предлагаю найти лишнюю из предложенных картинок и прошу определить первый звук в названии этой картинки.

Игровая форма сообщения темы занятия не только пробуждает у детей интерес к занятию, мотивирует их на дальнейшую деятельность, но и способствует достижению главной задачи этого этапа – сосредоточить внимание детей на изучаемом звуке, восприятии новых или повторении пройденных звуков.

3. Выполнение артикуляционной гимнастики.

Цель – формирование полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

По мимо традиционных артикуляционных упражнений, я использовала игры с элементами биоэнергопластики и «гастрономической логопедии», которые помогли разнообразить ежедневное выполнение артикуляционных упражнений.

4. Развитие воздушной струи и речевого выдоха.

Для формирования длительного и плавного выдоха использую разнообразные игры-вертушки, упражнение с полоской салфетки, ваты и мини-песочницу.

5. Характеристика звука. На этом этапе уточняется артикуляция – положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука и акустические признаки звука.

6. Изолированное произношение звука.

Упр. «Заведем мотор самолета», «Шар сдулся», «Тигр рычит», а также звуковые дорожки.

Используя мини-песочницу предлагаю ребенку нарисовать полет самолета, следы животных, дорожку и пр. Ребенок рисует пальцем на песке одновременно изолированно произносит звук громко, обычным голосом и шепотом.

Также использую камешки Марблс, предлагаю ребенку выложить звуковую дорожку повторяя поставленный звук.

Автоматизация изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях.

Упр. «Здравствуй пальчик» – большим пальцем здороваются со всеми остальными пальчиками и произносят слоги.

Упр. «Пианист». Ребёнок имитирует игру на пианино, ударяет по очереди каждым пальчиком и проговаривает заданный слог нужное количество раз. Аналогично выполняется упражнение «Цветочек», когда слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).

Используя песочницу предлагаю ребенку нарисовать вертикальные и горизонтальные линии и одновременно произносить заданные слоги.

«Су – джок» Ребенок катает ребристую палочку (ребристый мячик) рукой, проговаривая слоговые ряды, слова.

«Посчитаем на счетах»

Ребенку нужно произнести речевой материал одновременно передвигая колесико на счетах. Второй ребенок произносит слово столько раз, сколько колесиков отложено на счетах.

5. Произношение звуков в словах, чистоговорках.

Предлагаю ребенку заполнить дорожку камешками, проговаривая картинки на поставленный звук.

Выложи рисунок и проговори чистоговорку, стихотворение на поставленный звук.

В таких играх, как «Наряди красавицу – елку», детям предлагается подбирать картинки, в названиях которых есть заданный звук.

6. Физкультминутка на логопедических занятиях с использованием нетрадиционных технологий тесно связана с темой занятия и призвана не только снять усталость и напряжение, эмоциональную нагрузку, но и совершенствовать общую моторику, способствовать выработке четких координированных действий во взаимосвязи с речью.

Формами проведения физкультминуток могут быть подвижная игра, имитация трудовых действий, произношение чистоговорок, сопровождающихся действием, а может быть направлена на развитие мимики и пантомимики.

На этом этапе я использую упражнения и игры, направленные на развитие мимики и пантомимики. Мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата. Например, покажи радость когда ты идешь в цирк, удивление – увидели огромного слона, испуг – на арене волк, подмингни правым глазом клоуну клоуну.

7. Автоматизация звука в предложении. По мимо традиционной логопедической методики я применяю нетрадиционные игры Н. Коняхиной с фонариком и без него. В основе этих игр лежит идея использования фонарика в качестве подсветки обратной стороны. Эти игры производят эффект волшебства и чуда.

Данные пособия решают задачи автоматизации и дифференциации звуков, закрепление пройденного лексического материала, отработка предлогов, и еще много каких педагогических задач можно с интересом решать при помощи этой серии игр.

Игры представляют собой игровое поле с набором карточек. При первом взгляде эти карточки пусты, но стоит только поднести их к фонарику как происходит «волшебство» и появляется картинка. Эти игры производят эффект чуда.

Обязательным условием при выборе заданий на этом этапе работы является логическая и игровая связь с сюжетом занятия.

Для достижения высокого уровня результатов коррекционно-логопедической работы и сопровождения занятий с использованием нетрадиционных технологий мною создано комплексное авторское пособие «Мягкие буквы-звуки» и плоские фетровые игрушки.

Пособие представляет собой мягкие буквы (звуки, которые сшиты из ткани и синтепона. На буквы (звуки) нашита лента велкро («липучка»). Каждая буква изготовлена из соответствующего цвета, обозначающего гласность, согласность твердость и мягкость. Для обозначения звонкости к соответствующим буквами пришит колокольчик.

Дополняют это пособие плоские фетровые игрушки, с обратной стороны которых нашита лента велкро («липучка»). Эти игрушки изготовлены как в соответствии с лексическими темами, так и нужных мне игрушек для автоматизации звука.

За счет «липучки» пособие можно использовать как горизонтально, так и на вертикально.

Данное пособие помогает решать следующие задачи:

Закрепление характеристики звука и буквы.

1. Обогащать словарный запас.

2. Упражнять в умении соотносить существительные с местоимениями он, она, оно, они.

3. Формировать навыки образования относительных и притяжательных прилагательных.

4. Упражнять в употреблении слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и суффиксами увеличения.

5. Упражнять в согласовании существительных и числительных.

6. Развитию ориентировке в простарнстве.

7. Закрепление образа буквы.

По мимо традиционных техник использую свое авторское комплексное пособие «Мягкие буквы-звуки» и плоские фетровые игрушки.

На этом этапе знакомлю ребенка с образом буквы, которой на письме обозначается новый звук. Мы рассматриваем из каких элементов состоит буква и на что она похожа. Продолжая работать с пособием «Мягкие буквы-звуки», демонстрирую ребенку набор плоских игрушек, в основном в рамках изучаемой лексической темы, и прошу ребенка выбрать только те, в названии которых есть автоматизируемый нами звук и приклеить их на букву.

7. Далее переходим к формированию лексико-грамматического строя речи.

На этом этапе работы моя задача обогатить и закрепить словарный запас ребенка, упражнять в умении соотносить существительные с местоимениями.

Упражнять в употреблении слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и в согласовании существительных и числительных.

Для этого применяю следующие игры и упражнения: «Жадина», «Назови ласково», «Посчитай до 5», «Один много» и др.

8. Развитие психических процессов.

Цель – развитие внимания, памяти, мышления.

На этом этапе я применяю следующие игры «Кого не стало, «Кто спрятался», «Вспомни и назови». Прошу ребенка закрыть глаза и убираю с буквы одну игрушку, а в конце прошу ребенка назвать всех «героев» буквы.

9. Итог логопедического занятия. Итог занятия может быть предложен в игровой форме, где гость занятия приготовил для детей сюрприз. Например, клоун спрятал в волшебном колпаке подарок для ребенка и предлагает задать вопросы, чтобы узнать, что там лежит.

В процессе рефлексии результатов мне важно узнать оценку детьмипрошедшего занятия через ответы на вопросы: «Какие задания показались вам интересными? Какое задание было самым трудным?» и т. д.

Использование нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с ТНР старшейгруппы компенсирующей направленности позволило достичь следующих результатов:

Учебный год Уровень развития компонента Компоненты речи

Звукопроизношение Фонематический слух Лексический строй Грамматический строй Связная речь

Н. г К. г. Н. г К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г.

2018-2019 Высокий 0% 17% 0% 50% 0% 17% 0% 17% 0% 17%

Средний 0% 50% 17% 50% 17% 50% 17% 67% 17% 50%

Низкий 100% 33% 83% 0% 83% 33% 83% 16% 83% 33%

В таблице видно, что дети имеющие низкий уровень развития речи на начало учебного года повысили результаты, и перешли на средний уровень развития речи, а дети со средним уровнем поднялись на высокий уровень. Значительно улучшилось звукопроизношение, лексико-грамматический строй речи, связная речь, а также артикуляционная моторика, общая и мелкая моторики.

Проанализировав данные, я пришла к выводу о том, что уровень развития речи некоторых детей хотя и не достиг возрастной нормы, но все-таки повысил качественную результативность. Без положительной динамики речевого развития детей нет. У одного воспитанника уровень развития звукопроизношения остался на низком уровне ввиду сложного врожденного анатомического дефекта.

Проводя мониторинговое исследование эффективности коррекционно-развивающей работы, можно сделать вывод, что грамотно организованная образовательная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяет достичь высоких результатов работы.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

Теоретический опыт работы по теме «Использование нетрадиционных технологий в логопедической работе с детьми с ТНР» представлен мною на международном сайте «МААМ»

В феврале 2019 года в ГАОДПО ИРОСТ г. Курган. на курсах повышения квалификации для учителей-логопедов по теме «Использование нетрадиционных технологий в логопедической работе с детьми с ОВЗ в процесс реализации ФГОС», я представила свой практический опыт работы, проанализировала опыт коллег по данному направлению и пришла к следующему выводу.

Использование в работе учителями – логопедами нетрадиционных технологий формирует у детей правильное звукопроизношение, развивает навыки грамматического строя и связного оформления собственного высказывания, обогащает и активизирует словарный запас детей с нарушением речи, нормализует произносительную сторону речи и, конечно, является эффективной формой воздействия на эмоциональную сферу дошкольника.

Открытое интегрированное занятие «Путешествие с колобком» с использованием игровых и электронно-образовательных технологий с детьми с ТНР в младшей группе

Открытое интегрированное занятие «Путешествие с колобком» с использованием игровых и электронно-образовательных технологий с детьми с ТНР в младшей группе.

  • Развитие речевой и познавательной активности в творческих и игровых ситуациях.
  • Актуализировать в памяти детей содержание сказки «Колобок».
  • Уточнить и расширить словарь признаков.
  • Формировать фразовую речь.
  • Продолжать учить детей давать полный ответ на поставленный вопрос.
  • Совершенствовать грамматический строй речи: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с числительными, существительных с прилагательными, употребление имен существительных с предлогами).
  • Закрепить обобщающие понятие «дикие животные», «овощи», «фрукты».
  • Закрепить название геометрических фигур и основных цветов.
  • Продолжать учить правилам работы с соленым тестом.
  • Развивать связную речь, зрительное и слуховое внимание, память, познавательную деятельность, мимическую, артикуляционную, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением, общеречевые навыки.
  • Воспитывать навыки организационного поведения, любовь к живой природе.
  • Воспитывать желание выполнять работу до конца.
  • Приобщать детей к народному творчеству.
  • интерактивная доска, презентация «Волшебный лес», мягкие игрушки: колобок, заяц, медведь, волк, лиса, сундучок, соленое тесто, круги из картона разного цвета, прищепки разных цветов, спортивное оборудование: дуга, ребристая доска.

Интеграция областей

I. Орг. момент.

Создание эмоционального положительного фона. Развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики, чувства ритма.

1. Игра « Утро настало».

Утро настало
Солнышко встало.
Просыпайтесь ручки.
Просыпайтесь пальчики .
Разбудите маленьких девочек и мальчиков.

2. Пальчиковая игра «Здравствуйте».

Здравствуйте, ладошки, хлоп, хлоп.
Здравствуйте ,ножки, топ-топ.
Здравствуйте, щечки, плюх, плюх.
Здравствуйте, губки, чмок, чмок.
Здравствуйте, зубки, щелк, щелк.
Здравствуй мой носик, бип, бип.
Здравствуйте, гости!

II. Основная часть.

Дети заходят в зал. Звучит русская нар. музыка.

В мире много сказок,
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может все случиться,
Наша сказка впереди.
Сказка в двери к нам стучится.
Скажем: «В гости заходи».

Становитесь друг за другом отправляемся в сказочное путешествие:

1. Подвижная игра.

Развитие общей моторики, чувства ритма. Координация речи с движением.

Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом,
Мы походим на носках,
Мы идем на пятках
Крылья пестрые мелькают, в поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре – полетели, закружились, в сказке очутились.

– Мы очутились в сказочном лесу. По лесу очень интересно гулять. Можно много чего интересного увидеть и услышать. Давайте включим свои ушки и послушаем, какие звуки есть в лесу.

Читайте также:  Комплекс сопряжённой гимнастики пальчиков и языка для постановки звука (Р)

2. Игра « Звуки леса».

А) Дети отгадывают неречевые звуки. Добиваемся полных ответов. ( Стучит дятел, жужжит жук ит.д.)

Б) «Дует холодный-теплый ветерок» . с-с, ш-ш. В лесу растут высокие деревья и низкие-дети показывают, дует ветерок и раскачивает деревья.

На деревьях веточки качаются. Покажем как веточки качаются.

А, как хорошо пахнет в лесу! Давайте подышим чистым лесным воздухом! АХ!

3. Игра «Колобок».

Совершенствование диалогической речи.

В гости сказочка идет.
Она встречи с вами ждет.
Кто в сказочке живет?
Он не ёжик и не кот.
Он от бабушки с окошка
Прыгнул прямо на дорожку
Покатился, побежал.
На язык к лисе попал!
Кто же это?

Л: — Вижу, сказочку читали
И героя все узнали
А теперь сам колобок.
В гости к нам приехать смог.

Л:- Посмотрите внимательно на колобка и скажите, какой колобок?

– Он злой или добрый?

– Веселый или грустный? Д: веселый. Почему он был веселый?

Д:Он песенки пел всем.

Л:- Правильно, он добрый и веселый, но не очень послушный. Лежал, лежал и побежал. Хорошо колобок поступил?

Нет. Он не спросил разрешения у бабушки с дедушкой. А можно одному колобку идти гулять в лес? Нет, в лесу очень много всего неизвестного и опасного. Давайте отправимся в путешествие вместе с колобком, чтобы беды не случилось.

4. Подвижная игра.

Развитие общей моторики, чувства ритма. Координация речи с движением.

Чтобы нам гулять пойти
Надо мостик перейти.
Здесь детишкам не пройти.
Здесь придется проползти.

А теперь ручеек
Перепрыгни-ка, дружок.
Шишка выросла на ветке,
Не достать ее и белке.
Кто же сможет из ребят
Эти шишечки достать.?

Вот и зайка к нам идет,
Он нас лапою зовет.

Ах, колобок, колобок я тебя съем!

Зайчик, а ты что такой сердитый?

5. Игра «Что случилось с зайкой?».

Закрепление в речи числительных один, два, согласование числительных с существительным. Образование ум.-ласк. формы сущ.

Давайте погладим зайку зайку, назовем его ласково. Вдруг добрым станет.

Д: зайчик, заинька, зайчонок.

Л: — Сколько ушек у зайчика?

Л: А сколько хвостиков?

Л: Давайте погладим зайчика, какой он мягкий, пушистый….

6. Пальчиковая гимнастика «Зайчики-мальчики».

Развитие тонкой моторики. Координация речи с движением.

Л: — Зайка хочет нам рассказать, почему у него плохое настроение, что же с ним произошло.

Двум зайчикам, двум мальчикам
Купили барабанчики.
Вдруг откуда не возьмись
Появился серый лис.

– Вот такая вот история приключилась с зайчиками.

Грустно стало зайкам
Овощей им дайте.
Найди овощи быстрей,
Станет зайке веселей.

7. Игра «Насмеши волка».

Мимическая, дыхательная гимнастики. Развитие мимической моторики.

– Ну, вот повеселел наш зайка, добрым стал.

В: Спасибо вам ребята, какие вы умные, не буду есть колобка.

Л: А мы идем дальше.

8. Беремся за руки, отправляемся дальше.

Л: — Дети, а кого мы теперь встретим? Он серый, хвостатый, зубами щелк, зовут его….?

А почему вы решили, что это волк. Волк, какой (злой, страшный, голодный, серый)

– Здравствуйте дети! А что вы делаете в нашем сказочном лесу. А кто это с вами? Колобок. Вот я тебя сейчас и съем, а то я что-то проголодался.

Д: Хочешь мы тебя рассмешим.

Логопед: Дети, покажем волку, как мы шарики умеем надувать.

Л: Как волк смеется.

9. Игра « Собери цветок».

Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, мелкой моторики.

Волк: — Рассмешили вы меня, повеселили. А кто это с вами? Колобок. Вот я тебя сейчас и съем, а то я что-то проголодался.

Д: Не ешь, волк, колобка.

В: Тогда выполните мое задание. Я хоть и страшный и злой, но очень люблю красоту.

Задание. При помощи прищепок дополняют образ цветка.

Волк: — Вот какие молодцы! Идите дальше, не буду я есть вашего колобка.

10. Игра: «Где спрятались животные».

Совершенствование грамматического строя речи( употребление имен существительных с предлогами).

Вспомните, кого дальше встретил Колобок в сказке? Идет, ревет, зимой в берлоге живет.

Воспитатель показывает детям медведя.

В: Колобок, колобок, я тебя съем.

Д: Медведь не ешь колобка.

Медведь: Тогда поиграйте со мной, а то мне грустно, все мои лесные друзья от меня спрятались. Игра: « Где спрятались животные»».

11. Упражнение «Умные вопросы».

Сравнение предметов и выделение различных признаков.

Отправляемся дальше. Беремся за руки. Как вы думаете, кого мы встретим еще? Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живет, в деревне кур крадет.

Л: Как лису называют в сказках.

Д: Лисонька. какая лиса в сказках? Хитрая!

Лиса: Колобок, колобок какой ты румяный, аппетитный. Наверно я тебя съем.

Д: Лиса не ешь колобка.

До чего ж хитра лиса –
Это прямо чудеса!

Лиса: Тогда, выполните мое задание, ответьте на мои вопросы:

– Рыба плавает, а птица…

– У человека руки, а у лисички…

– Варенье сладкое, а лук…

– У курицы много цыплят, а у утки…

12. Игра «Сундук на замок».

Подбор геометрических фигур.

Лиса: Мне скучно не отпущу колобка. Выполните еще мое задание. У меня есть волшебный сундучок, чтобы он открылся нужно к нему подобрать ключик.

Открывают сундучок, там соленое тесто.

13. Лепка из соленого теста.

Лиса учит детей лепить колобка.

Лиса: отнесу-ка я колобков на кухню и испеку их. И колобка к дедушке с бабушкой уведу, а то они заждались его наверно.

III. Итог.

Л: Молодцы, справились с заданием. Вот и закончилась наша прогулка по сказочному лесу. Чтобы наше путешествие нам запомнилось, сделаем на память фото с нашими гостями. Гости наклеивают изображения героев сказки. Заходит лиса с угощениями для гостей.

Интегрированное занятия в средней группе «Путешествие в сказку с колобком»

(Развитие речи, физическая культура)

Цель: Развитие ловкости и физических качеств у воспитанников с помощью выполнения заданий.

Образовательные: учить детей участвовать в рассказывании сказок. Продолжать знакомить детей с народной культурой посредством сказки «Колобок».

Развивающие: развивать сенсорные способности детей, умение узнавать и называть цвет, форму, закрепляя их название. Развивать ловкость и внимание.

Воспитывающие: воспитывать нравственные чувства: чуткость, доброжелательность, умению прийти на помощь герою сказки.

Здоровьесберегающие: создание психологического комфорта путем рационального сочетания разных видов детской деятельности, снятие физического напряжения посредством двигательной активности.

Продолжать формировать у детей умение ходить в колонне друг за другом, закреплять навыки перешагивания, перепрыгивания.

Продолжить формировать умение действовать сообща, коллективно.

Оборудование: мягкие игрушки: заяц, волк, медведь, лиса; домик; геометрические фигуры(модули)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей, давайте с ними поздороваемся. «Здравствуйте!»

А теперь давайте встанем в круг.

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки?

Какие вы знаете сказки? (Дети отвечают.)

Молодцы, много знаете сказок.

Догадайтесь, из какой сказки герой.

Кто-то в сказочке живет,

Он не ежик и не кот,

Он от бабушки с окошка, прыгнул прямо на дорожку.

Кто это? (Появляется колобок.)

А кто колобка испек? (Бабка.)

А как бабка его сделала? (Намесила тесто и испекла.)

Вот он какой колобок получился у бабки. Какой он? (Желтый, румяный, круглый.)

Ой, он ещё и горячий. Давайте его остудим. Подуем сначала тихо, затем сильно.

Воспитатель: Что-то колобок хочет мне сказать (наклонилась и слушает колобка).

Колобок говорит, что у него в сказке случилась беда. Все звери, которых он встретил по дороге в лесу, сильно расстроены, и никто не может им помочь. А мы поможем всем зверятам, чтобы они стали веселыми (да).

Тогда отправляемся в сказку. 1, 2, 3 повернись и в сказке окажись! (играет музыка).

Воспитатель: вот мы с вами и оказались в лесу. Посмотрите, чьи-то длинные ушки выглядывают, кто бы это мог быть (зайка).

Воспитатель: Здравствуй зайка!

Воспитатель: ребята, расскажите какой зайчик? (Маленький? Какая шубка? Зимой белая летом серая, ушки какие? Глазки? Хвостик? Лапки? Где живет?)

Воспитатель: Почему-то зайчик невесёлый. Что случилось?

Зайчик: Мне не с кем поиграть.

Физминутка (муз. сопровождение «Зайка серенький сидит, и ушами шевелит”).

Зайка: спасибо вам ребята!

Воспитатель: катился колобок по дорожке, катился и кого встретил? (Волка.)

Правильно волка. Чтобы к волку нам пройти, нам надо под веткой проползти (ползают под дугой). Дети поздоровайтесь с волком. Почему ты такой грустный?

Волк: да вот, мои волчата играли и сломали домики, которые были сложены из геометрических фигур. Помогите собрать.

Воспитатель: не расстраивайся, волк, наши ребята тебе помогут.

Складывают домики из мягких модулей по цвету.

Волк благодарит детей.

Воспитатель: катится колобок, катится и на встречу ему… (медведь).

Воспитатель: правильно, медведь. Чтобы к мишке нам попасть, нужно по кочкам проскакать.

Вот и мишенька сидит, не веселится а грустит. Давайте с мишей поздороваемся!

Дети: Здравствуйте. От чего ты такой грустный?

Медведь играть хочу!

Давай мы с тобой поиграем!

Пальчиковая игра «Зверята»

Дружат добрые зверята

Дружат малые зайчата

Дружат в озере бобры

Дружат в небе комары

Дружат малые ежата

Дружат даже медвежата

Вот как разыгрались

По лесу разбежались

Молодцы ребята, мишке понравилось с вами играть.

Воспитатель: а колобок катится, катится дальше и кто ему встретился? (Лиса.)

Чтоб к лисичке нам пройти нужно мостик перейти! Вот и лиса сидит, невеселая, грустит. Здравствуй, лисичка!

Воспитатель: Мы знаем, что в сказке лиса съела колобка. И, чтобы она не съела нашего колобка, назовём её ласково.

Лиса-лисонька, у лисы не лапы а лапки, не уши а ушки не нос а носик, не хвост а хвостик.

Воспитатель: Молодцы, лисичка очень довольна.

Лиса благодарит детей, и обещает что больше не будет обманывать колобка.

Воспитатель: ну а нам пора возвращаться в садик 1, 2, 3 – повернись, снова в группе окажись.

Вот мы и в группе. А наш колобок остался в своей сказке.

Итог: Вам понравилось путешествовать? по какой сказке мы с вами сегодня путешествовали? Кого мы с вами встретили на пути?

Колобок за помощь угощает детей сладостями. Прощается.

Конспект интегрированного занятия «Путешествие в сказку Колобок»

Содержимое публикации

Конспект интегрированного занятия

«Путешествие в сказку Колобок»

первая младшая группа

Образовательные:

Учить детей активно проговаривать простые фразы, отвечать на вопросы;

Активизировать в речи детей прилагательные: длинный, короткий, большой, хитрая, беленький, пушистый, серый, косолапый, рыжая.

Закрепить знание русской народной сказки «Колобок».

Закрепить знания детей о диких животных.

Закрепить количественное представление «Один-много».

Развивающие:

Развивать координацию, мелкую и общую моторику, речь, память.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к художественно-эстетическому творчеству, отзывчивость, доброжелательность.

Создать атмосферу радостногонастроения.

Предварительная работа:

Рассказывание сказки «Колобок»; рассматривание картин по сказке, изучение пальчиковой гимнастики и подвижной игры.

Материалы и оборудование: колобок, тропинка, игрушки: зайчик, волк, мишка, лисичка, емкости с манной крупой, аудио запись «Поплясать становись» Л. Хисматулина, «Игра с мишкой» музыка Г. Финаровского и аудиоколонка, салфетки на каждого ребенка, три декорации деревьев, три пенечка.

Организационный момент

В: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте со всеми поздороваемся:

Здравствуйте гости, здравствуйте!

В: Ребята, а вы любите сказки? (ответы детей)

В: Тогда отгадайте загадку:

Он от бабушки с окошка

Прыгнул на дорожку.

В: Правильно, это колобок.

В: Дети, а какой колобок?

(желтый, румяный, круглый)

В: Что-то колобок хочет мне сказать.

Колобок мне говорит, что у него в сказке случилась беда. Все звери, которых он встретил по дороге в лесу, сильно расстроены и никто не может помочь. А давайте мы попробуем колобку помочь, мы постараемся их развеселить. Ну, что поможем колобку?

В: Тогда отправимся в сказку. Но для этого нужно сказать волшебные слова:

1, 2, 3 повернись и в сказке окажись!

Основная часть

В: А вот мы и в сказке, вот тропинка, по которой катится колобок. Катится колобок, катится, а ему на встречу кто?

В: Правильно, это зайчик. А какой он?

В: Посмотрите, какие у него ушки, хвостик?

Д: Длинные уши, короткий хвост.

В: Что-то зайка говорит? Что он говорит? Колобок, колобок я тебя съем. Ой, зайка, не ешь нашего колобка, мы тебе лучше других колобков нарисуем.

Идет рисование колобков на манке.

Пальчиковая гимнастика

Тише , тише , не шумите ,

Наших деток не будите!

Птички станут щебетать ,

Будут пальчики вставать.

В: Давайте покажем наших колобков зайчику. Зайчику колобки так понравились, что он нашего колобка не будет есть, а его отпустит.

Катится колобок дальше. А к кому он прикатился, посмотрите?

В: Правильно, это волк! А какой он?

Д: серый, злой, сердитый.

В: Волк что-то говорит?

Д: Колобок, колобок я тебя съем.

В: Не ешь нашего колобка, мы для тебя станцуем. Будем танцевать?

Танец «Поплясать становись» Л. Хисматулина.

В: Вот как мы волка развеселили, что он нашего колобка не будет есть. А наш колобок покатился дальше. Кого он встретил?

В: Правильно, а какой медведь?

В: Что-то медведь нам говорит, ну-ка я послушаем: «Колобок, колобок я тебя съем!» Нет, мишка, не ешь нашего колобка мы для тебя стихотворение расскажем.

Дети рассказываю стихотворение «Мишка косолапый».

Понравился мишке стихотворение, но он еще хочет поиграть с нами. Будем с ним играть?

Идет Песня- игра «Игра с мишкой» музыка Г. Финаровского.

В: медведь говорит, что мы его развеселили и он нашего колобка есть не будет.

Смотрите колобок покатился дальше, а ему навстречу кто?

В: Правильно лисичка, а какая лисичка?

Что говорит лисичка? Колобок, колобок я тебя съем. Ой, не ешь нашего колобка. Мы для тебя сейчас сделаем из бумаги много колобков.

Изготовление колобков их салфеток.

В: Вот какие у нас колобки получились. Давайте колобков положим поближе к лисичке. А сколько у нас колобков (много), а у меня в руке сколько колобков (один). Правильно! Понравились наши колобки лисички и она нашего колобка не будет есть.

В: Ребята, а колобка то надо бабушке с дедушкой отнести. Отнесем его бабушке?

В: Здравствуй, бабушка! (здороваются и дети)

Б: Ой, детки, здравствуйте! Вы колобка мне принесли. Где же ты был? Где он был детки?

Б: Что же он там делал, зачем убежал?

Д: Погулять хотел по лесу.

Б: Так нельзя же в лесу гулять одному, и вы тоже, ребятки, никогда не ходите одни в лес, хорошо.

Б: И ты, колобок, больше не убегай от меня. Хорошенький мой.

В: Колобок нам что говорит, он нас благодари, за то что мы ему помогли развеселить зверей в лесу.

В: Ну, бабушка, до свиданья (дети тоже прощаются). А нам пора возвращаться в нашу группу.

1, 2, 3 повернись снова в группе окажись.

В: Ребята, сегодня в какой сказке мы были? Понравилась вам сказка? Кого мы встретили по тропинке? Вот какие мы молодцы, а колобок для вас оставил конфетки.

Ссылка на основную публикацию