Нейропсихологические приёмы в коррекции речевых нарушений у дошкольников

Использование нейропсихологических методик в логопедической работе

В последнее время увеличилось количество детей, имеющих нарушения в развитии. Трудности при освоении программного материала возникают не из-за детской лени, а вследствие особенностей развития головного мозга современных детей. Чтобы помочь детям скорректировать имеющиеся нарушения, оправдано применение нейропсихологических методик.

Нейропсихологические методики представляют собой совокупность специальных методов, направленных на компенсацию поврежденных функций головного мозга. Нейропсихологическая коррекция актуальна для детей любого возраста, её применение дает положительную динамику при дизонтогенезе различного вида (ЗПР, УО, ТНР, СДВГ, ДЦП, РДА и др.).

Обучая детей со сложным дефектом невозможно опираться на методики и технологии одной научной области. Необходимо обобщение опыта различных специалистов, либо освоение мультимодальных профессий.

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину этого нарушения и выстроить грамотную программу сопровождения. У детей, имеющих сложности в обучении, прослеживается слабость высших психических функций и межсистемного взаимодействия, нейропсихология же помогает сформировать эти базовые функции для дальнейшего успешного обучения.

В нейропсихологической работе выделяют четыре основных этапа:

  1. Диагностика. Обследование ребенка, выявление особенностей его развития, а также создание программы коррекционной работы.
  2. Установка. Создание установки активного сотрудничества и взаимодействия, мотивации для плодотворной работы.
  3. Коррекция. Реализация программы коррекционной работы с правом изменения сроков, объема и содержания программы (в связи с контролем зоны ближайшего развития).
  4. Оценка. Фиксация результата коррекции после контрольного нейропсихологического обследования.

При проведении диагностики актуально использование специальных материалов: диагностический комплект “6 фигур”, “Два по три слова”, опросник для родителей, нейроальбом, протокол предъявления проб, материалы авторов Тейлор и Рей-Остерриц.

Коррекционная деятельность имеет в своей основе три основных направления:

  1. Формирование основ для становления базовых ВПФ
  2. Развитие и коррекция связей межполушарного взаимодействия.
  3. Стимулирование развития познавательных функций

Ведущий метод коррекционно-развивающей работы – метод замещающего онтогенеза. Основа этого метода базируется на воздействии на сенсомоторный уровень, что вызывает активизацию и развитие ВПФ.

Это воздействие ведет к становлению единой организационной системы мозга, реализует полноценное развитие детской личности, а также приносит стабильный результат. На этапе коррекции фонематических процессов и работы по звукоразличению использую нейропсихологические методы А.В. Семенович. Если ребенок путает парные звонкие или глухие согласные, необходимо начать работу с анализа. Четко произносим смешиваемые звуки, контролируя свою артикуляцию перед зеркалом, обращаем внимание на то, в каком положении находится язык, губы и щеки. Учимся запоминать звуки на слух. Произносим несколько звуков или звуковых цепочек подряд до тех пор, пока ребенок не начнет вычленять нужный звук.

Пример некоторых нейропсихологических упражнений, которые могут быть использованы в логопедической работе:

1. Звук спрятался. Попросите ребенка запомнить звук, который вы произнесете. Затем произнесите несколько звуков подряд. Ребенок должен поднять руку, если прозвучит нужный звук.

2. Найди общий звук. Попросите ребенка внимательно прослушать слова и найти в них одинаковый звук.

3. Сколько звуков в слове?. Какой первый, второй, последний?” Назовите слово. Попросите ребенка посчитать, сколько в нем звуков.

4. Слово по звукам. Произнесите слово по звукам, выделяя четко каждый звук. Спросите у ребенка, какое слово получилось. Поменяйтесь ролями.

5. Веселая цепочка. Назовите слово и попросите ребенка придумать следующее, которое начинается на последнюю букву вашего. Следующий этап – усложнение задания.

6. Зашифрованное слово. Предложите ребенку последовательность слов, из первых звуков которых можно сложить новое слово.

7. Скажи слово наоборот. Попросите ребенка сказать предложенное вами слово с конца. Начинайте с коротких слов (кот, дом), постепенно переходя к более длинным.

8. Родственные слова. Попросите ребенка подобрать к заданному вами слову родственные.

9. Буква изменилась. Ребенку предлагается определить (назвать и/или подчеркнуть) букву, от замены которой изменился смысл слова.

Комплексное коррекционные воздействие ведёт к формированию единой функциональной системы мозга и обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка. Для стимуляции интеллектуального развития актуально введение кинезиологических упражнений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие и обеспечинь слаженную работу полушарий мозга. Использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу.

Литература.

1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие/ Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, С.Н. Котягина, Е.Г. Гришина, Т.Ю. Гогберашвили. – М. : 2001. – 272с.

2. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М. : 1996. – 64 с.

Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приемов

Ирина Хабалова
Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приемов

Проблема речевых нарушений у детей в последнее десятилетие приобретает массовый характер. По данным мировой статистики, количество таких детей среди дошкольников 4-5 лет увеличилось. Эти нарушения способствуют затруднениям в формировании также и других высших психических функций, а в последствии, и возникновению трудностей при обучении в школе.

Дошкольники 4-5 лет 1970 – е годы Настоящее время

В различных исследованиях причинами данных отклонений в развитии речи называются:

– минимальные мозговые дисфункции (ММД);

– перинатальные поражения центральной нервной системы (ЦНС);

– гипоксические поражения ЦНС;

– рост патологий беременности, внутриутробные инфекции;

– поражение анализаторов и артикуляционного аппарата;

– задержки психического развития ребенка;

– ухудшение экологической обстановки;

Принципы функциональной организации человеческого мозга разработал отечественный психолог А. Р. Лурия. Согласно его теории, мозг состоит из 3-х блоков:

1 блок: Энергетический. Регуляция тонуса и бодрствования обеспечивается глубокими подкорковыми и стволовыми структурами.

2 блок: Приём, переработка и хранение экстероцептивной (т. е. исходящей из внешней среды) информации.

3 блок: Программирование, регуляция и контроль за сознательной психической деятельностью.

Наукой, изучающей связь высших психических функций с мозговой организацией – является нейропсихология.

Речь – как известно- одна из высших психических функций человека.

Логопедия – междисциплинарная наука, которая занимается речью и ее патологией.

Использование нейропсихологического подхода в логопедии помогает:

1. Построить работу, исходя из потенциальных возможностей ребенка.

2. Наметить индивидуальную программу развития высших психических функций ребенка.

3. Создать базовую предпосылку для овладения чтением, письмом, математическими знаниями.

Коррекционно-логопедическая работа с использованием приемов нейропсихологической коррекции.

1. Массаж (массаж ушных раковин, рук, ног, су-джок, самомассаж)

Стимулирует рост чувствительных нервных окончаний на теле, они включаются в движение, пространственную ориентацию и визуальное восприятие., что способствует нормализация мышечного тонуса и опосредованное стимулирование речевых областей в коре ГМ.

2. Растяжки – нормализуют мышечный тонус.

3. Кинезиологические упражнения –комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие.

Упражнения: «Зеркальное рисование» (Круги двумя руками синхронизируют деятельность обоих полушарий, активизируют работу всего мозга); «Колечко»; «Кулак-ребро-ладонь»; «Кивки головой» («Покиваем головой, чтобы был в душе покой»).

4. Дыхательные упражнения – обучение правильному речевому дыханию.

Упражнения: «Задуваем свечи»; «Трубочка»; «Поныряем».

5. Глазодвигательные упражнения. Позволяют расширить поля зрения, улучшить зрительное восприятие.

Упражнения: «Рисуем восьмерку»; «Глаз на прогулке»; «Поиграем глазами».

4. Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения, направленные на укрепление мышц артикуляционного аппарата, подвижности и точности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Упражнения: комплексы артикуляционных упражнений; артикуляционные сказки.

5. Коммуникативные упражнения.

Индивидуальные – направлены на углубление контакта с собственным телом (Игра «Походка»).

Парные – формируют способности чувствовать, понимать и принимать партнера (Игра «Зеркало»).

Групповые – дают возможность ребёнку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности (Игра «В темноте»).

6. Упражнения для развития мелкой моторики (Комплексы пальчиковой гимнастики).

7. Когнитивные упражнения – способствуют развитию познавательной сферы (памяти, мышления, восприятия, внимания, воображения).

Упражнения: “Чаша доброты” (визуализация); «Цветная голова»; «Постучим вместе».

8. Психогимнастика. Развивает у детей память, внимание, волю, воображение, творческие способности, координацию движений. Создает положительный эмоциональный настрой, устраняет замкнутость.

Таким образом, все речевые проблемы детей, с точки зрения нейропсихологии, тесно переплетаются с проблемами современной логопедии, а использование нейропсихологических методов и приемов логопедами дают возможность более качественно вести коррекционно – логопедическую работу.

Нетрадиционные формы коррекции речевых нарушений «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием.

«Чистоговорушечки». Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников 2 этап проекта «Школа красивой речи» — «Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников» 2015-2016.

План работы по самообразованию «Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников» «Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников» Васильева Ирина Николаевна.

Консультация «Предупреждение речевых нарушений» Лингвистическое и литературное воспитание человека начинается в раннем детстве. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретаются.

Коррекция нарушений в развитии дошкольников посредством музыки и движений Воспитание здорового, физически и духовно развитого подрастающего поколения относится к числу глобальных проблем, имеющих жизненно – важное.

Коррекция речевых нарушений и мелкой моторики с помощью продуктивной деятельности Речь сопровождает практически все виды деятельности ребёнка. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли,.

Обобщение опыта работы «Абилитация речевых нарушений младших дошкольников средствами развития мелкой моторики» Проект: «Абилитация речевых нарушений младших дошкольников средствами развития мелкой моторики» «Ум ребенка находиться на кончиках его.

Предупреждение речевых нарушений. Консультация для родителей Предупреждение речевых нарушений. По данным мировой статистики. Число речевых расстройств растет, в связи с чем актуальность проблемы профилактики.

Обобщение опыта работы по проекту «Школа красивой речи, или Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников» Добрый день! Разрешите представить вашему вниманию презентацию опыта работы по авторскому педагогическому проекту «Школа красивой речи или.

Проект «Школа красивой речи, или Профилактика и преодоление речевых нарушений у младших дошкольников» Авторы проекта: Воспитатель-Васильева И. Н. ; учитель-логопед Дедова О. И. Участники проекта: • дети 2 младшей группы № 2 «Анютины глазки».

Нейропсихологические приёмы в коррекции речевых нарушений у дошкольников

Учитель-логопед Михляева Любовь Викторовна, опираясь на медицинское и педагогическое образование, использует нейро-психологический подход в работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Комплексный подход к коррекции нарушений развития, основанный на методе замещающего онтогенеза Анны Владимировны Семенович, позволяет постепенно восстанавливать нарушенные у детей функции, выводить их на онтогенетический уровень развития, соответствующий норме.

Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами и специалистами детского сада является важнейшим фактором, так как позволяет комплексно решать речевые, и связанные с ними, неречевые проблемы детей с тяжёлыми нарушениями речи. Участие родителей и их заинтересованность в получении результатов способствует сокращению сроков логопедической работы.

Читайте также:  Конспект: Составление рассказов-описаний о мебели с использованием мнемотаблицы

Вопросы выявления и поддержки одарённости также актуальны, так как именно в дошкольном возрасте происходит становление ребёнка как личности, формируются базовые умения и навыки, совершенствуется речь, раскрываются врождённые способности. Очень важно использовать годы дошкольного детства для разностороннего гармоничного развития ребёнка, подготовки к школьному обучению на более высоком, качественно новом уровне, что становится возможным за счёт внедрения нейро-психологического подхода в деятельность учителя-логопеда.

Немного теоретической информации о методе замещающего онтогенеза Анны Владимировны Семенович. В настоящее время в коррекционной педагогике достаточно актуален нейропсихологический подход, базирующийся на современных (по Александру Романовичу Лурия) представлениях о генезе и сложном строении высших психических функций. В основе метода лежит системный подход к коррекции развития ребёнка, в том числе, к коррекции речевых нарушений.

Нейропсихологические исследования Александра Романовича Лурия, Любови Семёновны Цветковой, Евгении Давыдовны Хомской, Анны Владимировны Семенович, Э.Г. Симерницкой и других отечественных учёных показали, что тяжёлые речевые нарушения часто имеют под собой физиологическую основу – поражение или дисфункцию определённых мозговых областей. Как следствие, возникают нарушения таких психических функций, как воображение, восприятие, внимание, память, мышление.

Речь является высшей психической функцией, поэтому при различных мозговых дисфункциях речь страдает в первую очередь. У детей поздно появляются первые слова, простые фразы. Нарушены все основные компоненты единой речевой многофункциональной системы: звуко-произношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь. К моменту поступления в школу дети с тяжёлыми нарушениями речи, как правило, недостаточно овладевают устной речью, поэтому письменная речь (письмо, чтение) формируются изначально на дефицитарной основе. В связи с этим, у первоклассников возникают выраженные трудности при обучении письму, чтению, счёту.

Алла Леонидовна Сиротюк считает, что «… к 7-ми летнему возрасту у ребенка должны быть полноценно развиты, прежде всего, функции правого полушария и межполушарное взаимодействие. Функции левого полушария будут развиваться в полном и максимальном объеме непосредственно в школе».

В дошкольном возрасте очень важно подготовить психологическую базу для успешного обучения ребёнка; сделать это за счёт активизации функционирования всех отделов головного мозга, синхронизации работы правого и левого полушарий. В связи с этим логопедическое занятие дополнено некоторыми упражнениями и включает следующие компоненты:

— комплекс артикуляционных упражнений;

— самомассаж пальцев, кистей по методике су-джок;

— кинезиологические упражнения (в том числе, перекрёстные движения);

— элементы фонетической ритмики;

— игры специализированной компьютерной программы логопедического сопровождения «Игры для Тигры».

Применение традиционных методов коррекции тяжёлых нарушений речи (далее – ТНР) в свете нейропсихологического подхода позволяет задействовать в работе все сохранные анализаторы, проводить коррекционно-логопедическое обучение на полисенсорной основе.

Пальчиковые игры и кинезиологические пальчиковые упражнения ежедневно выполняются детьми как в организованной, так и в самостоятельной деятельности. По мнению М.М. Кольцовой, систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, при коррекции тяжёлых нарушений речи развитие мелкой моторики, как направление логопедической работы, является основным.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить пространство зрительного восприятия. Содружественные однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику мозга. Если у ребенка до прихода в школу не развито зрительное восприятие, то это может привести к неспособности элементарного списывания текста с учебника в тетрадь.

Процесс нормального психического развития детей с тяжёлыми нарушениями речи происходит при условии их высокой двигательной активности. При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций. Мозолистое тело, координирующее одновременную работу обоих полушарий, интенсивно развивается до 7-ми летнего возраста.

Дыхательные упражнения не только улучшают ритмы, но и повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, элиминируют многие соматические нарушения, успокаивают, снимают стресс. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями. Особенно эффективны дыхательные упражнения в работе с детьми с ТНР, осложнёнными синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Дыхательные упражнения сочетаются с разнообразными вариантами упражнений для глаз и языка. Эффективным приёмом является подключение к дыхательным упражнениям аудиальной, визуальной и сенсорной системы (например: во время дыхательных упражнений прослушиваем музыку, «надуваем» цветные шарики в животе, «вдыхаем» солнечный свет и золотистую энергию и т.д.).

Сензитивный период для развития таких функций, как обоняние, осязание и вкус также приходится на дошкольный возраст, поэтому мы предлагаем детям упражнения на изучение и узнавание: различных запахов с закрытыми глазами (апельсин, зубная паста, духи и т.д.); вкусов (кислый, сладкий, соленый, горький). Также детям предлагается отгадывание различных предметов и поверхностей путём их ощупывания (игра «Чудесный мешочек»). Сюда можно отнести различные занятия с бархатной бумагой, пластилином, глиной, водой, рисование пальцами (пуантизм) и т.д. Серия подобных заданий позволяет детям с тяжёлыми нарушениями речи учиться анализировать конструкцию букв и формировать буквенный гнозис.

В программное обеспечение логопедической работы, наряду с традиционными логопедическими, входят следующие программы:

1) комплексной нейропсихологической коррекции и абилитации процессов развития в детском возрасте (Анна Владимировна Семенович),

2) нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (Алла Леонидовна Сиротюк).

Результатом логопедической работы, основанной на нейро-психологическом подходе, является выраженная положительная динамика в речевом развитии у детей с тяжёлыми нарушениями речи, о чём можно судить по данным диагностических обследований (перед началом коррекционно-логопедической работы и по её завершению). Эффективность коррекционно-логопедической работы подтверждается следующими результатами:

  • Нормализовались (в той или иной степени) все компоненты единой речевой системы: фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая сторона речи. В более короткие сроки у детей были вызваны (поставлены) и автоматизированы нарушенные звуки на основе отработанного нижнедиафрагмального дыхания. У детей с ТНР нормализовался фонематический слух, более интенсивно протекает процесс фонематического восприятия, являющийся основой для обучения грамоте. В процессе коррекционных занятий заметно увеличился словарный запас, уменьшилось количество аграмматизмов, интенсивно развивается связная речь.
  • У детей с ТНР, осложнённым задержкой психического развития (церебрально-органического генеза), отмечается повышение работоспособности, познавательного интереса, улучшение мнестической деятельности, конструктивного праксиса, гностических функций, повышение обобщающей функции мышления. Всё это свидетельствует о повышении уровня развития высших психических функций, что подтверждает педагог-психолог в результате проведения заключительной психологической диагностики.
  • В процессе внедрения нейропсихологических методов коррекции у детей с тяжёлыми нарушениями речи, осложнёнными дефицитом внимания и гиперактивностью отмечается: повышение концентрации внимания и его устойчивости, формирование усидчивости, совершенствование графо-моторных навыков, повышение произволь-ности и самостоятельности, улучшение поведения.
  • Заключительная диагностика показывает также косвенные результаты применения нейропсихологического подхода к коррекции тяжёлых нарушений речи у детей: повышение самооценки, уверенности в себе, преодоление трудностей в общении со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, опыт использования нейропсихологического подхода в логопедической деятельности по преодолению тяжёлых нарушений речи у детей дошкольного возраста является положительным, следовательно, будет пролонгирован в течение нескольких лет для получения стабильной положительной динамики речевого развития детей с фиксацией результатов мониторинга.

Учитель-логопед высшей квалификационной категории

Любовь Викторовна Михляева

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда

Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение преемственности между дошкольным и общим образованием. Важной составляющей комплексной подготовки ребенка к школе является работа учителей-логопедов. Логопедическая помощь особенно нужна детям с нарушениями речи, у которых отмечаются проблемы с вниманием и памятью.

Наш опыт использования нейропсихологических методов и приемов в работе с детьми с нарушениями речи показал хорошие результаты по исправлению этих нарушений. Активизация межполушарных взаимодействий дает возможность более продуктивно корректировать имеющиеся у детей речевые, двигательные, интеллектуальные недостатки, поведенческие расстройства и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений.

Нейропсихологическая гимнастика улучшает работу правого и левого полушария, обеспечивает и укрепляет взаимодействие тела и интеллекта. Каждое из упражнений активизирует определенный участок мозга и запускает механизм объединения мысли и движения. В результате новый учебный материал воспринимается более естественно, как бы умом и телом, и поэтому лучше усваивается. Описанные в статье кинезиологические упражнения способствуют развитию координации движений и психофизических функций.

Для повышения результативности индивидуальных и групповых логопедических занятий авторами была разработана и апробирована серия игр. Игровые занятия направлены на развитие двигательной активности и общей моторики, концентрацию внимания, формирование межполушарных связей и совершенствование фонематического восприятия (дифференциации звуков и навыков звукового анализа).

Игра «Зайчики»

Исходное положение – стоя. Логопед предлагает детям дотронуться до правого уха и улыбнуться («зайчик греет ушки»), если они услышат заданный звук в слове. Если в слове заданного звука нет, то необходимо дотронуться до левого уха и сделать грустное лицо. Данная игра способствует развитию фонематического слуха, памяти, развивает внимание, ловкость, снимает психологическую нагрузку. Формирует навык практической ориентировки на своем теле и положительное отношение к занятиям.

Игра «Старый друг»

В начале игры педагог обязательно показывает детям, как необходимо выполнять действия. При необходимости можно использовать схематичные рисунки. В данной игре логопед предлагает детям обнять себя, положив одну руку на плечо, а другую на бок. Дети встретили старого друга и крепко обняли. После того, как все участники игры усвоили данную позу, педагог предлагает попеременно менять положение (правое плечо-левый бок, левое плечо-правый бок). На первых этапах задание выполняется медленно. Далее подключается инструкция – звуковая дорожка: необходимо менять положение, проговаривая заданные логопедом звуковые дорожки. Например, Маша встретила зайца, и он здоровается ТА_ТА_КА. Никита встретил волка, и он здоровается ТО_ТО_КО.

Данная игра способствует развитию межполушарных связей, внимания, памяти, мышления, ловкости, закрепляет понятия частей тела, и позволяет ребенку научиться лучше чувствовать свое тело. В игровой форме закрепляет дифференциацию звуков, улучшая фонематический слух.

Игра «Ловим звук»

Исходное положение: стоя или сидя. Логопед предлагает обхватить голову двумя руками, если ребенок услышит заданный звук (изолированно, в слогах, в словах, в зависимости от этапа работы). Если заданного звука нет, то ребенок показывает ладошки. Прячет руки за спину. Данная игра способствует развитию фонематического восприятия и слухового внимания, мышления, ловкости. Формирует положительное отношение к занятиям.

Читайте также:  Перспективный план коррекционной работы по развитию пространственного восприятия, предупреждению оптической дисграфии (подготовительная к школе группа)

Игра «Робот»

Ребенку предлагается сделать столько движений, сколько слов в предложении. Данная игра способствует развитию межполушарных связей, слоговому анализу и синтезу, закрепляет понятия «слога» и «слова». Улучшает внимание, память, мышление, навыки фонематического анализа, ловкость, подвижность, переключаемость. Позволяет ребенку научиться лучше чувствовать свое тело.

В ходе работы можно увидеть, что некоторые движения с первого раза не выполнит даже взрослый. Но трудная и при этом посильная задача поднимает настроение и рождает поиск, а поисковая активность, в свою очередь, вызывает возбуждение в глубинных структурах мозга, которые активизируют работу полушарий.

Хочется отметить, что занятия должны быть систематическими, проходить в спокойной, доброжелательной обстановке. Задания с элементами нейропсихологической гимнастики лучше всего начинать с изучения более простых кинезиологических упражнений, которые постепенно усложняются.

Благодаря использованию на индивидуальных и подгрупповых занятиях кинезиологических тренировок, в организме происходят положительные структурные изменения, которые способствуют развитию силы, равновесия, подвижности, а пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Хочется отметить, что эти упражнения тонизируют, бодрят, снимают усталость, помогают справиться с сонливостью, развивают внимание и память, а также значительно повышают способность концентрироваться на выполняемой работе, что крайне важно в работе учителя-логопеда.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Программа “Волшебные палочки”: интеграция логопедической практики и нейропсихологического подхода в работе с дошкольниками Текст научной статьи по специальности « Науки о здоровье»

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Соломенник Ирина Викторовна

В последние годы в детской популяции наблюдается уменьшение количества здоровых детей. Это частично объясняет значительное количество детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) последних десятилетий. Данная категория детей, отличается от своих сверстников по показателям соматического и нервно-психического развития, что становится подчас серьёзным препятствием для успешного освоения коррекционно-образовательных программ [4]. Эти дети также составляют и основной контингент так называемых «часто болеющих детей». Совокупность указанных проблем, связанных с обеспечением качества образования детей с ТНР, мотивируют педагогов не только на активное применение устоявшихся коррекционных и здоровьесберегающих методик, а также на поиск и апробацию инновационных технологий. Деятельность логопункта МБДОУ № 43 «Малыш» городского округа Сухой Лог Свердловской области с 2012 года направлена на интеграцию нейропсихологического подхода и логопедической помощи, определяя целью речевой коррекции не сам дефект, а механизм нарушения. Значимым стимулирующим звеном коррекционного процесса в условиях логопункта ДОУ стала, разработанная и успешно апробированная на практике в течение четырёх лет, программа дополнительного образования «Волшебные палочки». Реализация этой программы предусматривает в образовательном процессе ДОУ дополнительное время непосредственнообразовательной деятельности для проведения логотренинга с элементами нейропсихологического подхода. Оптимальный режим логотренинга ежедневно, желательно в утреннее время, в течение 10 минут (за 15-20 мин до завтрака). Организациядетей на логотренинг возможна группой, подгруппой и индивидуально.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Соломенник Ирина Викторовна

Текст научной работы на тему «Программа “Волшебные палочки”: интеграция логопедической практики и нейропсихологического подхода в работе с дошкольниками»

Программа “Волшебные палочки”: интеграция логопедической практики и нейропсихологического подхода в работе с дошкольниками

Соломенник Ирина Викторовна

МАДОУ № 43, г. Сухой Лог, Свердловской обл

дошкольники, тяжёлые нарушения речи, нейропсихология, здоровьесбережение

В последние годы в детской популяции наблюдается уменьшение количества здоровых детей. Это частично объясняет значительное количество детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) последних десятилетий. Данная категория детей, отличается от своих сверстников по показателям соматического и нервно-психического развития, что становится подчас серьёзным препятствием для успешного освоения коррекционно-образовательных программ [4]. Эти дети также составляют и основной контингент так называемых «часто болеющих детей». Совокупность указанных проблем, связанных с обеспечением качества образования детей с ТНР, мотивируют педагогов не только на активное применение устоявшихся коррекционных и здоровьесберегающих методик, а также на поиск и апробацию инновационных технологий.

Деятельность логопункта МБДОУ № 43 «Малыш» городского округа Сухой Лог Свердловской области с 2012 года направлена на интеграцию нейропсихологического подхода и логопедической помощи, определяя целью речевой коррекции не сам дефект, а механизм нарушения. Значимым стимулирующим звеном коррекционного процесса в условиях логопункта ДОУ стала, разработанная и успешно апробированная на практике в течение четырёх лет, программа дополнительного образования «Волшебные палочки». Реализация этой программы предусматривает в образовательном процессе ДОУ дополнительное время непосредственно-образовательной деятельности для проведения логотренинга с элементами

нейропсихологического подхода. Оптимальный режим логотренинга – ежедневно, желательно в утреннее время, в течение 10 минут (за 15-20 мин до завтрака). Организациядетей на логотренинг возможна группой, подгруппой и индивидуально.

Ведущими коррекционными приёмамилоготренинга являются [3, 4, 5]:

– артикуляционная гимнастика и фонетическая зарядка;

– лицевой массаж и массаж кистей и ладонных поверхностей рук вспомогательными стимулами (различные по диаметру гладкие и ребристые палочки, ребристые карандаши, шишки, су-джок, грецкие орехи, массажные мячики и т.п.).

– упражнения на формирование межполушарного взаимодействия.

Работа учителя-логопеда выстраивается сообразно принципам, имеющим следующую авторскую формулировку:

– «Логопункт без границ» – принцип, направляющий деятельность логопеда на расширение образовательного пространства ДОУ, в поле которого происходит формирование новой условно-рефлекторной базы звуковой стороны речи.

– «Активное присутствие логопеда» – принцип, реализация которого, организует взаимодействие логопеда с детьми в групповом помещении с целью закрепления формируемой условно-рефлекторной базы фонетической стороны речи ребёнка. Рекомендуемый режим продуктивной деятельности – 2-3 раза в день по 7-12 мин.

«Трёхканальная стимуляция» – принцип, базирующийся на использовании приёма

опосредованной стимуляции мозговой деятельности, через последовательное воздействие за ограниченный отрезок времени на ладонную и пальцевую поверхность рук, аурикулярную зону и артикуляционный праксис [3].

Важными условиями реализации данной программы являются стабильная посещаемость занятий на логопункте и максимальное освоение приёмов трёхканальной опосредованной стимуляции речевых процессов. Срок реализации программы логотренигов – весь период освоения ребёнком коррекционно-образовательной программы, рекомендованной МПМПК по результатам обследования.

Содержание курса логотенинга соотносится с комплексно-тематическим планированием логопункта, образовательной программы ДОУ. Элементы логотренинга могут быть реализованы как часть занятия воспитателем, специалистом дополнительного образования ДОУ. Потенциал логотренинга актуализирует его реализацию в любых условиях организации коррекционно-педагогического процесса в ОУ.

Реализация программы «Волшебные палочки» позволяет выпускникам логопункта достигать следующих результатов:

– в формировании звукопроизносительной стороны речи – 80% воспитанников логопункта с ТНР овладевают навыками нормативного произношения;

– в формировании фонематических процессов – у 84% логопатов-выпускников достигается возрастная норма;

– лексико-грамматическая сторона речи приближена к возрастной норме у 78% детей;

– успешная адаптация к обучению на начальной ступени общего образования, в том числе и в учреждениях повышенного статуса (гимназия, лицей) у 90 % выпускников логопункта.

Анализ деятельности по освоению программы «Волшебные палочки» с элементами нейропсихологического подхода с позиций, оценивающих потенциал данной работы в направлении здоровьесбережение дошкольников, позволяет сделать вывод о высокой эффективности программы в снижении заболеваемости респираторными заболеваниями у воспитанников. Это подтверждается следующими данными:

Сравнительный анализ заболеваемости воспитанников подготовительной группы ДОУ острыми

Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь

Период Критери и 2014 г 2015 г 2014 г 2015 г 2014 г 2015 г 2014 г 2015 г 2015 г 2016 г

Посещае 79% 88% 86% 93% 84% 89.7% 78% 94.2% 88% 94%

Пропуск 42 57 22 26 6 8 0 10 4

Случаев 5 7 2 3 1 1 0 4 1

По данным психологической службы ДОУ, на фоне срочного эффекта освоения логотренинга, наблюдается и кумулятивный, способствующий повышению умственной работоспособности, улучшению различных видов памяти, внимания, оптимизации эмоционального состояния.

Таким образом, освоение программы дополнительного образования «Волшебные палочки» с элементами нейропсихологического подхода, способствует опосредованной стимуляции процессов коррекции и формирования речевых процессов детей-логопатов, становится значимым фактором снижения заболеваемости острыми респираторными заболеваниями у воспитанников ДОУ, укреплению иммунитета, как каждого ребёнка, так и коллектива детей. На фоне максимально возможной коррекции речевых нарушений у детей с ТНР, отмечается их последующая успешная социализация в школе.

1.Ахутина, Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических приёмов в школе //Сб. докладов / под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной.-М., РПО, 1989.

2.Ахутина, Т.В. Нейропсихология // Лекции от ГБОУ ВПО МГППУ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=0Cm 1 CDYSsp0 (дата обращения 30.01.2014)

3.Блыскина, И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.- СПб., 2004.

4.Семенович, А.В., Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: Учебно-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2014.-240.:ил. – (От задачи – к результату).

5. Сидорчик, С.В., Использование кинезиологических упражнений «Гимнастика мозга» в работе со школьниками с ОВЗ // Логопед – 2013.-№7.-С.6-13.

6.Сиротюк, А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. – М.: Сфера, 2003.

Использование нейропсихологических приёмов в коррекционной работе с детьми со статусом ОВЗ

Августинович Людмила Петровна,

воспитатель первой квалификационной категории

МКДОУ д/с № 475 «Антошка» г. Новосибирска

Использование нейропсихологических приёмов в коррекционной работе с детьми со статусом ОВЗ

С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с различными нарушениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи. Но не всегда есть возможность оказать такую помощь ребёнку, привлечь к работе, например, дефектолога. Вся нагрузка ложится на обычных педагогов дошкольных учреждений – воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога – психолога.

Применение педагогами системы упражнений с нейрокоррекционным воздействием, о которых сегодня делюсь опытом, может оказать положительное воздействие на сформированность мозговых процессов детей, при условии правильной организации этой технологии. Такой подход поспособствует достижению возрастных нормативов в общем развитии и, в частности, речевом.

Почему применяю именно нейропсихологию?

Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка. Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов. Например, развивая телесную моторику в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, при игре на музыкальных инструментах, создаются предпосылки для становления таких процессов как речь и мышление. Отечественная нейропсихология базируется на принципах, разработанных классиками психологии – Л. С. Выготским, А. Р. Лурией, Л. С. Цветковой, А. В. Семенович, А. Л. Сиротюк, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л. А. Венгер, Д. Б. Элькониным.

Своё знакомство с теоретическим и практическим опытом в области нейропсихологии начала с 2001 года, работая педагогом – психологом в ДОУ.

Изучала новую информацию путём саморазвития: читала публикации, книги, просматривала обучающие видео, вебинары с целью повысить свои профессиональные навыки.

Читайте также:  Использование технологии 'Дидактический синквейн' в логопедической практике

Работая воспитателем с детьми с особыми образовательными потребностями, решила применять полученные знания в профессиональной деятельности.

А в 2017 году ещё и прошла переподготовку в НИПКиПРО по программе «Дошкольная дефектология», где читалась дисциплина «Психомоторная коррекция в работе с детьми с ОВЗ».

Провела следующую работу:

1. Повысила свою компетентность в вопросах нейрокоррекционного воздействия по методике А. В. Семенович «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте», технологии «Психомоторная коррекция в системе комплексной реабилитации детей с задержкой психического развития» из книги Конева Е.А., Рудаметова Н.А. «Психомоторная коррекция в системе комплексной реабилитации детей со специальными образовательными потребностями». – Новосибирск, 2008 (научный редактор Г. М. Вартапетова).

2. Подобрала системы упражнений с нейрокоррекционным воздействием.

3. Ежедневно отводила время в работе с детьми на выполнение упражнений с последующим их усложнением.

4. Привлекла специалиста – руководителя изостудии – включение двуручного рисования.

5. Поддерживала взаимосвязь с учителем – логопедом, которая также применяла с детьми упражнения в своей практике.

6. Вовлекла родителей (качественное выполнение упражнений с ребенком дома по рекомендациям воспитателя).

Удалось добиться следующих результатов:

– Дети включаются в деятельность более активно, они начали лучше воспринимать информацию.

– У детей стало преобладать произвольное внимание над непроизвольным.

– Качество двигательных навыков стало значительно выше, трудности переключения с одного вида движения на другое заметно сократились.

– В режимных моментах и при выполнении какого-либо задания дети начали удерживать алгоритм последовательности действий.

– На занятиях по продуктивным видам деятельности детям удается доводить начатое дело до конца, получая результат своей работы.

– Уровень развития коммуникации и речевой деятельности возрос.

– Выполнение упражнений доставляет детям удовольствие, заряжает их энергией и позитивом, повысилась работоспособность.

– Улучшилась внешняя социализация и коммуникация детей (дети с радостью делились новыми навыками со сверстниками, демонстрируя свои новые умения), повысилась их самооценка.

– Повысилась мотивация родителей для участия в образовательной деятельности ДОУ.

Составляющие компоненты психомоторного развития, используемые мною в работе:

1. Развитие мелкой моторики.

2. Глазодвигательные упражнения.

Помогают расширить объём зрительного восприятия и влияют на функции речи, внимания и памяти. Тонизируют мышцы, управляющие движением глаз, активизируют кровообращение, снижают умственное утомление.

Например, упражнение «Глаз – путешественник». Развесить в разных углах и по группе различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет, названный учителем.

3. Упражнения для развития артикуляции. Большая часть моторной коры мозга участвует в мышечных движениях полости рта – артикуляция её активизирует.

4. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия. Например, упражнения «Лягушка», «Кулак, ребро, ладонь», «Колечки», «Лезгинка», самомассаж ушных раковин, перекрестная ходьба, горизонтальная восьмерка, зеркальное рисование и другие. Развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, интегративная функция мозга.

5. Дыхательные упражнения. Развивают умение произвольно контролировать свое дыхание, самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями.

6. Растяжки. Направлены на нормализацию тонуса мышц. Выполнение растяжек способствует преодолению у детей гипотонуса мышц (вялость), зажимов и гипертонуса – повышенного двигательного беспокойства.

Например, растяжка «Сова». Помогает расслабить мышцы шеи, спины, снять напряжение, возникшее при длительном напряжении в статичной позе. Благодаря этому восстанавливается кровообращение, нормализуется приток крови к головному мозгу. Это активизирует навыки внимания, памяти, чтения. С помощью «уханья» освобождаются челюстные зажимы, что способствует совершенствованию навыков внутренней речи, мышлению, и как следствие, более плавной и связной речи. Можно выполнять сидя и стоя.

1. Правой рукой захватите мышцу посередине левого плеча (надкостную мышцу).

2. Поверните голову немного влево, к руке, которая сжимает мышцу. Одновременно выполняйте следующие движения: рука сжимает мышцу, шея вытягивается немного вперед, подбородок выпячивается, глаза расширяются, губы сворачиваются трубочкой и произносят звук «УХ».

3. Возвращаемся в исходное положение: рука опускает мышцу, шея и глаза занимают свое исходное положение, губы расслабляются.

4. Выполняйте упражнения, чередуя пункты 2 и 3. С каждым «УХ» перемещайте голову по направлению от плеча, которое сжимает рука, к другому плечу (5-6 «УХ» в одну сторону).

5. Делайте упражнение по ощущениям, сколько считаете нужным.

6. Поменяйте руку и повторите то же самое.

7. Функциональные упражнения – это упражнения, направленные на развитие определённых когнитивных функций (памяти, внимания, и др.), развитие саморегуляции.

Примеры функциональных упражнений.

«Черепаха». Цель: развитие двигательного контроля. Инструктор встает у одной стены помещения, играющие — у другой. По сигналу инструктора дети начинают медленное движение к противоположной стене, изображая маленьких черепашек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 2-3 минуты инструктор подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним. Упражнение может повторяться несколько раз. Затем инструктор обсуждает с группой трудности в выполнении упражнения.

«Руки-ноги». Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, погашение импульсивности, развитие навыков удержания программы. И. п. – стоя.

Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами. Ноги вместе – руки врозь. Ноги врозь – руки вместе. Ноги вместе – руки вместе. Ноги врозь – руки врозь.

Цикл прыжков повторить несколько раз.

Функциональное упражнение «Колпак мой треугольный» (старинная игра). Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, погашение импульсивности.

Участники садятся в круг. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Затем фраза повторяется, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак», заменяющего жестом (легкий хлопок ладошкой по голове); затем фраза повторяется еще раз, но при этом на жесты заменяются два слова: слово «колпак» (легкий хлопок ладошкой по голове) и «мой» (показать рукой на себя). При повторении фразы в третий раз заменяются на жесты три слова: «колпак», «мой» и «треугольный» (изображение треугольника руками).

8. Коммуникативные упражнения – направлены на развитие общения между детьми. Парные и групповые упражнения формируют навыки совместных действий, способствуя лучшему пониманию друг друга.

Примеры коммуникативных упражнений.

Упражнение «Тачка». Дети разбиваются на пары. Один из партнеров принимает «упор лежа», другой берет его за ноги и приподнимает. Первый начинает движение на руках, второй идет за ним, поддерживая его ноги и учитывая скорость движения.

«Сороконожка». Цель: развитие навыков взаимодействия со сверстниками. Участники группы встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде инструктора «Сороконожка» начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и т.д. Главная задача участников — не разорвать цепочку и сохранить «Сороконожку».

Упражнение с правилами «Животные». Дети встают в круг. Инструктор каждому участнику шепотом на ушко говорит название какого-либо животного: собака, корова, кошка и т.д – Название животного держится в секрете. Дети закрывают глаза и «превращаются» в это животное, издавая соответствующие звуки: гав-гав, му-му, мяу-мяу и т.д. Дети должны медленно передвигаться по комнате и прислушиваться к голосам всех «животных», объединяясь в родственные группы. Нашедшие друг друга «собаки», «коровы», «кошки» берутся за руки и передвигаются вместе. Во время выполнения упражнения глаза должны оставаться закрытыми.

9. Упражнения для релаксации. Проводятся в конце занятия с целью интеграции приобретенного опыта. Они способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.

Все упражнения использовались как в совокупности и представляли собой комплекс психомоторной гимнастики (имели чёткую структуру с ритуалом начала занятия, релаксацией, ритуалом окончания), так и выступали элементом непосредственной образовательной деятельности, применялись в режимных моментах.

– зарядка или утренняя совместная деятельность (5-7 мин.) – ползательные, дыхательные, пространственные упражнения, растяжки;

– физминутка (во время занятия, 1-2 мин.) – глазодвигательные упражнения, или на развитие межполушарного взаимодействия;

– игры на свежем воздухе (лето до 20 минут, зима – 10 минут) – пространственные упражнения, коммуникативные и игры на регуляцию движения;

– пробуждение (2-3 минуты) – дыхательные упражнения, растяжка.

Имеют как немедленный, так и накапливающийся эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.

Применение данного метода позволяет:

Улучшить у детей память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить работоспособность к произвольному контролю.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определённые условия:

Занятия проводятся по 10-15 минут.

Занятия проводятся ежедневно, без пропусков.

Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.

От детей требуется точное выполнение движений и приёмов.

Упражнения проводятся стоя и сидя за столом.

Педагог обязан сначала сам освоить все упражнения до уровня осознания субъективных признаков изменений, после этого обучать дошкольников.

Рекомендую коллегам освоить этот метод коррекции и внедрять его в работе с детьми.

Есть ограничения. Дети с эпилептической готовностью, дети с психиатрическими проблемами, генетическими синдромами, сердечной недостаточностью, астмой нуждаются в сопровождении врача.

Список используемой литературы:

1. Горячева Т.Г., Султанова А.С. Сенсомоторная коррекция при нарушениях психического развития в детском возрасте. Москва, 1999.

2. Деннисон П.И., Деннисон Г.И. Образовательная кинестетика для детей: Базовое пособие по Образовательной Кинесиологии для родителей и педагогов, воспитывающих детей разного возраста: Пер. с англ. М.: Восхождение, 1998.

3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.

4. Конева Е. А., Рудаметова Н. А. Психомоторная коррекция в системе комплексной реабилитации детей со специальными образовательными потреб­ностями. – Новосибирск, 2008.

5. Лютова Е.К., Монина. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2005.

6. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. – М.: Генезис, 2005.

7. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Академия, 2002.

8. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2010.

9. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: Аркти, 2009.

10. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. — М.: ТЦ Сфера, 2003.

11. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – СПб.: Питер, 2007.

12. Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. / Составитель А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк.

13. Программа «Применение основ нейрокоррекции в работе педагога дошкольного учреждения». Сборник материалов для педагогов дошкольного образования под редакцией и научным руководством Тихомировой Е. А., кандидата психологических наук. Образовательный проект «Международной Школы Лидерства для Молодежи».

Ссылка на основную публикацию