Нейропсихологические приёмы в коррекции речевых нарушений у дошкольников

Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приемов

Аннотация: В статье описана актуальность применения нейропсихологических приёмов в коррекционной логопедической работе, их эффективность. Приведены примеры игр и упражнений, используемые мной, как логопедом, для коррекции речевых нарушений и стимулирования речевой активности.

Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приемов

Тяжёлые речевые нарушения имеют под собой физиологическую основу – поражение или дисфункцию определённых мозговых областей. Как следствие, возникают нарушения высших психических функций.

Речь также является высшей психической функцией, поэтому страдает в первую очередь.

Нарушаются все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь.

Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему и выстроить грамотную программу сопровождения, что ведет к становлению единой организационной системы мозга, реализует полноценное развитие детской личности, а также приносит стабильный результат.

Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и приёмами, которые использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.

Нейропсихологическая игра «Попробуй, повтори»

Суть игры – участник должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить некоторое конкретное движение.

Трудность заключается не в том, что движения требуют определенных физических способностей, а в их непривычности, непохожести на те, что люди осуществляют в быту.

В колоде есть карты с изображением движений, воспроизвести которые невозможно. В этом случае, необходимо поднять руки вверх.

Несмотря на простоту и увлекательность, является эффективным инструментом работы.

Используется для стимуляции развития нервной системы, способствует образованию новых нейронных связей между корой и подкорковыми структурами головного мозга, развивает внимание, пространственные представления, улучшает реакцию.

Упражнение «Слепые шаги»

Ребенок с завязанными глазами стоит спиной к логопеду.

Инструкция: «Если я дотронусь до головы, сделай шаг вперед, если дотронусь до правого плеча – шаг вправо, если до левого плеча – шаг влево, если дотронусь до спины – сделай шаг назад».

Данное упражнение отлично развивает быстроту реакции, ловкость, умение ориентироваться в пространстве, опираясь на слух.

Нейроскакалка

Нейротренажёр, развивающий межполушарные связи, скорость реакции, способность к быстрому переключению внимания и создает новые нейронные связи в головном мозге.

Нейроскакалка развивает способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме.

Для движения на этой скакалке нужна разнонаправленная работа ног.

Одна нога совершает прыжки, а другая – вращательные движения. При этом мозг насыщается кислородом, поднимается энергетический тонус, улучшается концентрация внимания и скорость переключения мыслительных процессов.

Игры с тарелками – ловушками

Играют двое участников. Игроки бросают друг другу мяч, выполняя определенную словесную инструкцию.

Для выполнения действий с этими тарелками нужна разнонаправленная работа рук.

Одной рукой игрок бросает мяч, другой – ловит. Играя, автоматизируем звуки, обогащаем словарь по лексической теме, развиваем грамматический строй речи и т.д.

Развивает реакцию, координацию движений и межполушарное взаимодействие.

«Кулачки — умельцы»

В данном упражнении необходимо поочередно и как можно быстрее менять положение рук, выполняя словесную инструкцию.

Пробы выполняются в прямом и обратном порядке, сначала каждой рукой отдельно, затем вместе.

Упражнение способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает мыслительную деятельность, способствует запоминанию, повышает устойчивость внимания.

Игра «Ходилки»

Предлагается вставать на бочонки сверху, руками держать веревочки, прижимая к ступням – делать шаг.

Удерживать равновесие, стоя на бочонках, не так просто. Тренируется работа мозжечка, что в сочетании с другими решаемыми задачами дает хороший эффект, а главное, бурю эмоций.

Использую для отработки дикции, слоговой структуры слов, координации, тренировки вестибулярного аппарата и положения тела в пространстве.

  1. Перешагивать через препятствие;
  2. Наступать на карточки с изображением предметов одной категории (одежда, мебель и т.д.);
  3. Автоматизировать звуки – наступать на карточки с картинками на определенный звук и называть их.

Таким образом, использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу.

Использование нейропсихологических методик в логопедической работе

В последнее время увеличилось количество детей, имеющих нарушения в развитии. Трудности при освоении программного материала возникают не из-за детской лени, а вследствие особенностей развития головного мозга современных детей. Чтобы помочь детям скорректировать имеющиеся нарушения, оправдано применение нейропсихологических методик.

Нейропсихологические методики представляют собой совокупность специальных методов, направленных на компенсацию поврежденных функций головного мозга. Нейропсихологическая коррекция актуальна для детей любого возраста, её применение дает положительную динамику при дизонтогенезе различного вида (ЗПР, УО, ТНР, СДВГ, ДЦП, РДА и др.).

Обучая детей со сложным дефектом невозможно опираться на методики и технологии одной научной области. Необходимо обобщение опыта различных специалистов, либо освоение мультимодальных профессий.

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину этого нарушения и выстроить грамотную программу сопровождения. У детей, имеющих сложности в обучении, прослеживается слабость высших психических функций и межсистемного взаимодействия, нейропсихология же помогает сформировать эти базовые функции для дальнейшего успешного обучения.

В нейропсихологической работе выделяют четыре основных этапа:

  1. Диагностика. Обследование ребенка, выявление особенностей его развития, а также создание программы коррекционной работы.
  2. Установка. Создание установки активного сотрудничества и взаимодействия, мотивации для плодотворной работы.
  3. Коррекция. Реализация программы коррекционной работы с правом изменения сроков, объема и содержания программы (в связи с контролем зоны ближайшего развития).
  4. Оценка. Фиксация результата коррекции после контрольного нейропсихологического обследования.

При проведении диагностики актуально использование специальных материалов: диагностический комплект “6 фигур”, “Два по три слова”, опросник для родителей, нейроальбом, протокол предъявления проб, материалы авторов Тейлор и Рей-Остерриц.

Коррекционная деятельность имеет в своей основе три основных направления:

  1. Формирование основ для становления базовых ВПФ
  2. Развитие и коррекция связей межполушарного взаимодействия.
  3. Стимулирование развития познавательных функций

Ведущий метод коррекционно-развивающей работы – метод замещающего онтогенеза. Основа этого метода базируется на воздействии на сенсомоторный уровень, что вызывает активизацию и развитие ВПФ.

Это воздействие ведет к становлению единой организационной системы мозга, реализует полноценное развитие детской личности, а также приносит стабильный результат. На этапе коррекции фонематических процессов и работы по звукоразличению использую нейропсихологические методы А.В. Семенович. Если ребенок путает парные звонкие или глухие согласные, необходимо начать работу с анализа. Четко произносим смешиваемые звуки, контролируя свою артикуляцию перед зеркалом, обращаем внимание на то, в каком положении находится язык, губы и щеки. Учимся запоминать звуки на слух. Произносим несколько звуков или звуковых цепочек подряд до тех пор, пока ребенок не начнет вычленять нужный звук.

Пример некоторых нейропсихологических упражнений, которые могут быть использованы в логопедической работе:

1. Звук спрятался. Попросите ребенка запомнить звук, который вы произнесете. Затем произнесите несколько звуков подряд. Ребенок должен поднять руку, если прозвучит нужный звук.

2. Найди общий звук. Попросите ребенка внимательно прослушать слова и найти в них одинаковый звук.

3. Сколько звуков в слове?. Какой первый, второй, последний?” Назовите слово. Попросите ребенка посчитать, сколько в нем звуков.

4. Слово по звукам. Произнесите слово по звукам, выделяя четко каждый звук. Спросите у ребенка, какое слово получилось. Поменяйтесь ролями.

5. Веселая цепочка. Назовите слово и попросите ребенка придумать следующее, которое начинается на последнюю букву вашего. Следующий этап – усложнение задания.

6. Зашифрованное слово. Предложите ребенку последовательность слов, из первых звуков которых можно сложить новое слово.

7. Скажи слово наоборот. Попросите ребенка сказать предложенное вами слово с конца. Начинайте с коротких слов (кот, дом), постепенно переходя к более длинным.

8. Родственные слова. Попросите ребенка подобрать к заданному вами слову родственные.

9. Буква изменилась. Ребенку предлагается определить (назвать и/или подчеркнуть) букву, от замены которой изменился смысл слова.

Комплексное коррекционные воздействие ведёт к формированию единой функциональной системы мозга и обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка. Для стимуляции интеллектуального развития актуально введение кинезиологических упражнений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие и обеспечинь слаженную работу полушарий мозга. Использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу.

Литература.

1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие/ Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, С.Н. Котягина, Е.Г. Гришина, Т.Ю. Гогберашвили. – М. : 2001. – 272с.

2. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М. : 1996. – 64 с.

Нейропсихологический подход к исправлению речевой патологии

Автор: Головинцова Оксана Викторовна, учитель-логопед
Место работы: Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение куйбышевского района – детский сад комбинированного вида “Жемчужинка”

Данная статья будет интересна воспитателям, специалистам, участвующим в коррекционно-развивающем процессе в условиях группы компенсирующей направленности.

Читайте также:  Обучение детей с ОНР рассказыванию по картинке

Нейропсихологический подход к исправлению речевой патологии
“Позволю себе такой каламбур: как театр начинается с вешалки, так и речь начинается с подготовки к ней. Необходимо, чтобы ребенок накопил определенный объем ощущений, являющихся первым жизненным опытом”
(Визель Т. Г.)

В Муниципальном казённом дошкольном образовательном учреждении Куйбышевского района – детском саду комбинированного вида «Жемчужинка» функционирует тринадцать групп, из них две группы компенсирующей направленности. Подготовительную к школе группу компенсирующей направленности посещают десять детей с нарушениями речи, проявляющимися в форме общего недоразвития речи, обусловленного дизартрией, третьего уровня речевого развития и один ребенок с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Одним из ведущих признаков речевого дефекта у детей является неполноценная речевая деятельность, которая накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. У детей отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Детям присуще отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Они отстают в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.
Недостаточная координация движений отмечается во всех видах моторики – общей, мимической, мелкой и артикуляторной. Отставание в развитии двигательной сферы выражается в трудностях выполнения движения по словесной и особенно многоступенчатой инструкциями (может нарушаться последовательность, опускаться одна из составных частей серии, отсутствовать самоконтроль при выполнении задания). Движения детей бедны, однообразны, неритмичны, отличаются замедленностью и скованностью.
Известно, что детям с тяжелыми нарушениями речи необходим этап специальной стимуляции психического развития для созревания зон мозга, ответственных за основные двигательные, речевые навыки, элементарные мыслительные операции, память и эмоции. Среди современных наук о мозге и его работе особое положение занимает нейропсихология. Большой вклад в разработку и теоретических и практических аспектов нейропсихологии внесли Л.С. Выготский (1896—1934) и А.Р. Лурия (1902—1977). Что же может дать нейропсихология в коррекции тяжелой речевой патологии? Учет сильных и слабых звеньев психических функций логопата – основа нейропсихологического подхода к исправлению речевой патологии.
Педагоги, участвующие в коррекционном процессе (учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) совершенствуют коррекционно-развивающий процесс путем адаптации, модификации традиционных коррекционных методик. Эффективным модулем системы формирования психологических механизмов речи является использование психокоррекционной работы. Такое включение не исключает традиционные подходы к коррекции речевых нарушений, а только дополняет их, повышая коррекционный результат. Ведущим методом коррекционно-развивающей работы становится метод замещающего онтогенеза, при котором появление и развитие психических функций подготавливается с учетом их появления и развития в онтогенезе, в единстве с развитием моторной и эмоционально-волевой сферы. Нейропсихологическая стратегия и тактика этого подхода реализованы в «методе замещающего онтогенеза» (Семенович, Архипов, 1995; Архипов, Гатина, Семенович, 1997; Семенович, 2000, 2002, 2004; Семенович, Воробьева, Сафронова, Серова и др., 2001). Такое коррекционное воздействие ведет к формированию единой функциональной системы мозга, обеспечивающей полноценное развитие личности ребенка в целом и приносит стойкий результат коррекционной работы.
Психокоррекционная работа строится на следующих положениях: учет «зоны ближайшего развития», учет основного типа ведущей (игровой) деятельности (Вартапетова Г.М. Гребенникова И.Н. Прохорова А.В. Кирякина Л.И., 2005).
Педагоги, участвующие в коррекционно-развивающем процессе, на основе анализа нейропсихологической диагностики включили в содержание Адаптированной образовательной программы подготовительной к школе группы компенсирующей направленности игры и упражнения, направленные на развитие кинестетического праксиса, межполушарного взаимодействия, динамического (кинетического) праксиса, пространственного восприятия, зрительного восприятии, зрительной памяти, слухового восприятия, слухоречевой памяти, внимания, мышления. Игры и упражнения используются в групповых и индивидуальных формах работы, включаются в ход логоритмического занятия, коррекционного часа.
Считаю, что нейропсихологический подход способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: двигательных, речевых, интеллектуальных, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций. А все это способствует созданию базы для успешного преодоления тяжелого нарушения речи.

Список литературы
1. Вартапетова Г.М. Гребенникова И.Н. Прохорова А.В. Кирякина Л.И.
Новые подходы к коррекционной работе с детьми с нарушением речи и опорно-двигательного аппарата в процессе подготовки к школе / Практическое пособие для психологов, логопедов, воспитателей. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2005.- 118 с.
2. Визель Т. Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учеб.-метод, пособие — М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2005. — 127
3. Таран В. Т. Логоритмические занятия в системе работы логопеда ДОУ. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 336 с.
4. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2005. — 319 с.: ил.
5. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2007. — 474 с.
6. Цветкова Л.С Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. М.: Юристъ., 1997.-256с.

Нейропсихологические приёмы в коррекции речевых нарушений у дошкольников

Учитель-логопед Михляева Любовь Викторовна, опираясь на медицинское и педагогическое образование, использует нейро-психологический подход в работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Комплексный подход к коррекции нарушений развития, основанный на методе замещающего онтогенеза Анны Владимировны Семенович, позволяет постепенно восстанавливать нарушенные у детей функции, выводить их на онтогенетический уровень развития, соответствующий норме.

Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами и специалистами детского сада является важнейшим фактором, так как позволяет комплексно решать речевые, и связанные с ними, неречевые проблемы детей с тяжёлыми нарушениями речи. Участие родителей и их заинтересованность в получении результатов способствует сокращению сроков логопедической работы.

Вопросы выявления и поддержки одарённости также актуальны, так как именно в дошкольном возрасте происходит становление ребёнка как личности, формируются базовые умения и навыки, совершенствуется речь, раскрываются врождённые способности. Очень важно использовать годы дошкольного детства для разностороннего гармоничного развития ребёнка, подготовки к школьному обучению на более высоком, качественно новом уровне, что становится возможным за счёт внедрения нейро-психологического подхода в деятельность учителя-логопеда.

Немного теоретической информации о методе замещающего онтогенеза Анны Владимировны Семенович. В настоящее время в коррекционной педагогике достаточно актуален нейропсихологический подход, базирующийся на современных (по Александру Романовичу Лурия) представлениях о генезе и сложном строении высших психических функций. В основе метода лежит системный подход к коррекции развития ребёнка, в том числе, к коррекции речевых нарушений.

Нейропсихологические исследования Александра Романовича Лурия, Любови Семёновны Цветковой, Евгении Давыдовны Хомской, Анны Владимировны Семенович, Э.Г. Симерницкой и других отечественных учёных показали, что тяжёлые речевые нарушения часто имеют под собой физиологическую основу – поражение или дисфункцию определённых мозговых областей. Как следствие, возникают нарушения таких психических функций, как воображение, восприятие, внимание, память, мышление.

Речь является высшей психической функцией, поэтому при различных мозговых дисфункциях речь страдает в первую очередь. У детей поздно появляются первые слова, простые фразы. Нарушены все основные компоненты единой речевой многофункциональной системы: звуко-произношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь. К моменту поступления в школу дети с тяжёлыми нарушениями речи, как правило, недостаточно овладевают устной речью, поэтому письменная речь (письмо, чтение) формируются изначально на дефицитарной основе. В связи с этим, у первоклассников возникают выраженные трудности при обучении письму, чтению, счёту.

Алла Леонидовна Сиротюк считает, что «… к 7-ми летнему возрасту у ребенка должны быть полноценно развиты, прежде всего, функции правого полушария и межполушарное взаимодействие. Функции левого полушария будут развиваться в полном и максимальном объеме непосредственно в школе».

В дошкольном возрасте очень важно подготовить психологическую базу для успешного обучения ребёнка; сделать это за счёт активизации функционирования всех отделов головного мозга, синхронизации работы правого и левого полушарий. В связи с этим логопедическое занятие дополнено некоторыми упражнениями и включает следующие компоненты:

— комплекс артикуляционных упражнений;

— самомассаж пальцев, кистей по методике су-джок;

— кинезиологические упражнения (в том числе, перекрёстные движения);

— элементы фонетической ритмики;

— игры специализированной компьютерной программы логопедического сопровождения «Игры для Тигры».

Применение традиционных методов коррекции тяжёлых нарушений речи (далее – ТНР) в свете нейропсихологического подхода позволяет задействовать в работе все сохранные анализаторы, проводить коррекционно-логопедическое обучение на полисенсорной основе.

Пальчиковые игры и кинезиологические пальчиковые упражнения ежедневно выполняются детьми как в организованной, так и в самостоятельной деятельности. По мнению М.М. Кольцовой, систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, при коррекции тяжёлых нарушений речи развитие мелкой моторики, как направление логопедической работы, является основным.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить пространство зрительного восприятия. Содружественные однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику мозга. Если у ребенка до прихода в школу не развито зрительное восприятие, то это может привести к неспособности элементарного списывания текста с учебника в тетрадь.

Читайте также:  Как избежать трудностей при овладении навыками письма и чтения

Процесс нормального психического развития детей с тяжёлыми нарушениями речи происходит при условии их высокой двигательной активности. При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций. Мозолистое тело, координирующее одновременную работу обоих полушарий, интенсивно развивается до 7-ми летнего возраста.

Дыхательные упражнения не только улучшают ритмы, но и повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, элиминируют многие соматические нарушения, успокаивают, снимают стресс. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями. Особенно эффективны дыхательные упражнения в работе с детьми с ТНР, осложнёнными синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Дыхательные упражнения сочетаются с разнообразными вариантами упражнений для глаз и языка. Эффективным приёмом является подключение к дыхательным упражнениям аудиальной, визуальной и сенсорной системы (например: во время дыхательных упражнений прослушиваем музыку, «надуваем» цветные шарики в животе, «вдыхаем» солнечный свет и золотистую энергию и т.д.).

Сензитивный период для развития таких функций, как обоняние, осязание и вкус также приходится на дошкольный возраст, поэтому мы предлагаем детям упражнения на изучение и узнавание: различных запахов с закрытыми глазами (апельсин, зубная паста, духи и т.д.); вкусов (кислый, сладкий, соленый, горький). Также детям предлагается отгадывание различных предметов и поверхностей путём их ощупывания (игра «Чудесный мешочек»). Сюда можно отнести различные занятия с бархатной бумагой, пластилином, глиной, водой, рисование пальцами (пуантизм) и т.д. Серия подобных заданий позволяет детям с тяжёлыми нарушениями речи учиться анализировать конструкцию букв и формировать буквенный гнозис.

В программное обеспечение логопедической работы, наряду с традиционными логопедическими, входят следующие программы:

1) комплексной нейропсихологической коррекции и абилитации процессов развития в детском возрасте (Анна Владимировна Семенович),

2) нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (Алла Леонидовна Сиротюк).

Результатом логопедической работы, основанной на нейро-психологическом подходе, является выраженная положительная динамика в речевом развитии у детей с тяжёлыми нарушениями речи, о чём можно судить по данным диагностических обследований (перед началом коррекционно-логопедической работы и по её завершению). Эффективность коррекционно-логопедической работы подтверждается следующими результатами:

  • Нормализовались (в той или иной степени) все компоненты единой речевой системы: фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая сторона речи. В более короткие сроки у детей были вызваны (поставлены) и автоматизированы нарушенные звуки на основе отработанного нижнедиафрагмального дыхания. У детей с ТНР нормализовался фонематический слух, более интенсивно протекает процесс фонематического восприятия, являющийся основой для обучения грамоте. В процессе коррекционных занятий заметно увеличился словарный запас, уменьшилось количество аграмматизмов, интенсивно развивается связная речь.
  • У детей с ТНР, осложнённым задержкой психического развития (церебрально-органического генеза), отмечается повышение работоспособности, познавательного интереса, улучшение мнестической деятельности, конструктивного праксиса, гностических функций, повышение обобщающей функции мышления. Всё это свидетельствует о повышении уровня развития высших психических функций, что подтверждает педагог-психолог в результате проведения заключительной психологической диагностики.
  • В процессе внедрения нейропсихологических методов коррекции у детей с тяжёлыми нарушениями речи, осложнёнными дефицитом внимания и гиперактивностью отмечается: повышение концентрации внимания и его устойчивости, формирование усидчивости, совершенствование графо-моторных навыков, повышение произволь-ности и самостоятельности, улучшение поведения.
  • Заключительная диагностика показывает также косвенные результаты применения нейропсихологического подхода к коррекции тяжёлых нарушений речи у детей: повышение самооценки, уверенности в себе, преодоление трудностей в общении со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, опыт использования нейропсихологического подхода в логопедической деятельности по преодолению тяжёлых нарушений речи у детей дошкольного возраста является положительным, следовательно, будет пролонгирован в течение нескольких лет для получения стабильной положительной динамики речевого развития детей с фиксацией результатов мониторинга.

Учитель-логопед высшей квалификационной категории

Любовь Викторовна Михляева

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

(упражнения для развития межполушарного взаимодействия)

Упражнения улучшают умственную деятельность, синхронизируют работу полушарий, содействую запоминанию, повышают стойкость внимания, улучшают процесс письма.

1.Колечко.
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

« Мы, конечно, любим лето:

Летом все теплом согрето,

Но за ним приходит осень,

Хоть ее мы и не просим,

А потом идет зима –

И бела, и холодна.

За зимой идет весна –

Вновь тепло несет она»

Это упражнение можно дополнить заучиванием стихотворений, по типу пальчиковой гимнастики.

«Тает снег, уходит лед,

И на речке – ледоход.

Скоро к нам придет апрель –

С крыш опять польет капель»

2.Кулак-ребо-ладонь.
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак – ребро-ладонь).

Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),

Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).

3. Лезгинка.
Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону. Кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.

4. «Оладушки». Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая — на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая — ладонью вверх, а левая — ладонью вниз. По мере усвоения — движения ускорять.

Мы играли в ладушки—

Жарили оладушки.

Так пожарим, повернем

И опять играть начнем.

5. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок. Выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

6. Кулак-ладонь. Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия – разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные.

Вот ладошка, вот кулак.

Всё быстрей делай так.

7. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу. Начните рисовать двумя руками одновременно зеркально-симметричные рисунки, буквы. Когда деятельность двух полушарий синхронизируется, заметно возрастет эффективность работы.

8. Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».

9. Горизонтальная восьмерка. Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сожмите в кулак, оставьте вытянутыми указательный и средний пальцы. Нарисуйте в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большого размера. Когда рука из центра этого знака начнет подниматься вверх, начните наблюдение, не моргая глазами, взглядом, направленным на промежуток между кончиками пальцев, не поворачивая головы.

Применение нейропсихологии в логопедической работе.

Материал подготовлен учителем-логопедом
МБДОУ д/с № 102 г. Таганрога
Ухальской Дианой Артуровной.

Нейропсихологический подход
в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ

Нейропсихология – наука, работающая на стыке психологии, медицины и физиологии, изучающая мозговую организацию психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, мышления, моторики и эмоционального реагирования.

Одна из важных задач, которую решает детская нейропсихология, — разработка подходов к пониманию закономерностей процесса формирования и усвоения знаний и навыков у детей, а также к изучению внутренних механизмов обучения в норме и при патологии психических процессов.

Создателями нейропсихологии являются Лев Семенович Выготский и Александр Романович Лурия.

Нейропсихология основывается на следующих принципах:

Принцип социального генеза ВПФ, т.е. принцип интериоризации ВПФ. Выготским. Всякая форма человеческой психики первоначально складывается как внешняя и лишь в результате интериоризации становится компонентом психики человека.

Принцип системного строения ВПФ. Каждая специфическая функция никогда не связана с деятельностью одного какого-нибудь центра, но всегда представляет собой продукт интегральной деятельности строго дифференцированных, иерархически связанных между собой центров.

Принцип динамической организации и локализации ВПФ.В ходе выполнения действия функциональный состав его меняется. Одно и то же действие может быть выполнено с помощью различных механизмов.

Психофизиологической основой ВПФ являются функциональные системы, которые, согласно концепции П.К. Анохина и А.Р. Лурии, не появляются в готовом виде к рождению ребенка и не созревают самостоятельно, а формируются при жизни человека. Овладение предметной деятельностью и общение с людьми заставляют мозг работать по-новому, что и приводит к формированию качественно новых функциональных систем, реализующих ВПФ, например, систем письма, чтения, счета.

Читайте также:  Реформа оплаты учительского труда

ВПФ опираются не на один какой-либо участок мозга, а на динамические системы его совместно работающих зон. В процессе развития ребенка каждая психическая функция меняет свою структуру и взаимодействие с другими, поэтому локализация ВПФ с возрастом меняется.

А.Р. Лурия выделяет в мозговой организации психических процессов три структурно-функциональных блока:

1 блок – ( подкорковые структуры) – энергетический блок (закладывается внутриутробно). Его значение: обеспечить общий активационный фон, на котором реализуются ВПФ; обеспечить внимание и сознание в целом; процессов памяти с кодированием и хранением всей чувственной информации; обеспечивать мотивационные и эмоциональные процессы (страх, боль, гнев, удовольствие). Этот блок воспринимает и перерабатывает всю информацию о состоянии внутренней среды организма и регулирует эти состояния с помощью биохимических механизмов. (Созревает до 2-3 лет) Незрелость структур первого блока может привести к колебаниям в работоспособности, а также к быстрой утомляемости ребенка, особенно во время познавательной деятельности.

При недоразвитии 1 блока мозга у детей наблюдается: вялость, утомляемость, истощаемость, эмоциональная неустойчивость, склонность к невротическим реакциям, нарушение двигательной сферы, в том числе синкенезии (дополнительные движения, непроизвольно присоединяющиеся к произвольным, например, при ходьбе движения ног и туловища дополняется движениями рук); дизартрии, гипер- или гипотонус, повышенная частота инфекционных заболеваний и аллергических проявлений (снижен иммунитет, нарушения желудочно-кишечного тракта). Терапия таким детям нужна до 15 лет.

Большинство детей в группе риска рождаются с нарушением 1-го блока. У многих нарушаются пространственные соотношения. (Коля бит Петей. Кто драчун? – Не понимают. Машина шапка. – Не понимают такие словесные конструкции).

2 блок – блок приёма, переработки, хранения информации, от внешней среды (висок, темя, затылок). Функциональное значение 2-го блока: обеспечить операционально-техническую сторону любой психической деятельности (увидеть, услышать, составить высказывание).

(Созревает от 3 до 7-8 лет) Незрелость структур второго блока приводит к трудностям переработки чувственной, зрительной, слуховой и информации, т.е. при недоразвитии данного блока возможны нарушения слуха, кожной чувствительности (больному сложно узнать предмет на ощупь, нарушается ощущение нормального положения тела, что влечёт за собой потерю чёткости движений), ухудшению процесса приёма и обработки зрительной информации.

3 блок – программированные регуляции и контроль за протеканием психической деятельности (лобные доли). Все двигательные программы, задумки, идеи идут через этот блок. Объединён со всеми отделами головного мозга. (Созревает от 7 до 12 – 15 лет, окончательное созревание к 20-21 году).

Нарушение лобной доли – повышенная отвлекаемость; различные нарушения эмоциональной сферы; безразличие ко всякого рода деятельности; трудность переключения с одного умственного действия на другое. Неспособность к решению смысловых задач. Нарушения письма, счёта, чтения, упрощение любой программы деятельности, персеверации (настойчивое воспроизведение, повторение какого-либо действия, мысли, переживания, часто вопреки сознательному намерению).

О перации каждого из блоков обязательно участвуют в реализации любой ВПФ.

В группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи приходят дети с разным уровнем развития психических процессов. Нейропсихологический подход в работе логопеда помогает определить незрелость всех психических функций и наметить индивидуальный образовательный маршрут для успешной подготовки к школе.

Во время диагностики в начале учебного года составляется таблица, в которой отмечается:

  • Нейродинамический компонент;
  • Кинетическая основа движений
  • Кинестетическая основа движений
  • Зрительная память
  • Слухоречевая память
  • Ориентация в пространстве
  • Регуляция, контроль
  • Фонематический слух

Для диагностики нейродинамического компонента предлагается графическая проба «Забор», для определения сформированности кинетической основы движений предлагается выполнить упражнение «Кулак-ребро-ладонь». Инертные повторения (персеверации), трудности переключения, сокращение программы говорят о несформированности нейродинамического, т.е. кинетического фактора.

Сформированность кинестетического фактора определяется при выполнении праксиса позы рук и артикуляционных упражнений. При незрелости этого фактора наблюдаются специфические ошибки – дети с трудом находят нужную позу для пальцев с помощью перебора пальцев, при выполнении артикуляционных движений с трудом находят нужное положение для языка, наблюдается поиск позы для языка.

Для диагностики зрительной памяти детям предлагается запомнить 6 картинок, 5 цифр и 5 фигур. Для диагностики слухоречевой памяти проводится проба по три слова А.Р. Лурии. При несформированности правого полушария наблюдаются характерные ошибки – изменение порядка зрительных или слуховых стимулов. Сокращение воспроизводимых стимулов говорит о несформированности объёма памяти в зрительной или слуховой модальностях.

Для диагностики зрелости пространственного фактора дети выполняют пробы Хеда. О несформированности этого фактора говорят зеркальные ошибки.

Зрелость фактора регуляции и контроля обследуется в счёте от 10 до 5, дети с трудностями в этой сфере не могут себя контролировать – не могут вовремя остановиться и считают от 10 до 1.

Благодаря системному нейропсихологическому анализу ВПФ создается возможность более глубокого понимания общих механизмов симптомообразования, структуры нарушений познавательной деятельности. Это позволяет построить более полный индивидуальный образовательный маршрут для дальнейшей работы.

Если в ходе диагностики отмечается, что ребенок:

– плохо понимает инструкции;

– излишне эмоционален, наблюдаются частые перепады настроения;

– вялость и медлительность, неловкость.

– выявляется наличие родовые травмы, наркоз, болезни в раннем возрасте, то ребенку необходима профессиональная помощь нейропсихолога.

Но некоторые упражнения возможно использовать в повседневной работе. Наших буклетах вы можете ознакомится с интересным набором игры, развивающим межполушарные связи.

А я хотела познакомить вас с таким, более специализированными играми:

Упражнение для дифференциации звуков [ C ] и [Ш]

При виде змеи произносим звук [Ш], при виде насоса – [ C ].

Следующее упражнение используется для отработки звука в слогах.

Когда ребенок видит бусину красного цвета он должен произнести слог ША, зеленую – ШУ.

При обучении детей грамоте, можно использовать объемные буквы, вырезанные из обычной губки для мытья посуды. Когда ребенок достаточно хорошо освоит начертание буквы можно ему предложить найти ее с закрытыми глазами.

Эти и многие другие упражнения смогут помочь специалисту не только воспользоваться обходными путями при коррекции нарушений, но и внести разнообразие в работу, сделать коррекционные занятия для ребенка значительно интереснее, повысив тем самым результативность работы.

​​​​​​​

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2020

АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

За последние десятилетия наблюдается существенное повышение количества детей с различными речевыми нарушениями (фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи). Часто причины речевых нарушений кроются в наличии повреждений центральной нервной системы, которые возникают в пренатальный и перинатальный периоды и в течение первых месяцев жизни ребёнка.

Ребенок с общим недоразвитием речи имеет нарушенное звукопроизношение, несформированность фонематического слуха, бедный словарный запас, нарушение грамматического строя речи, недоразвитие просодики и речевой моторики. Общее недоразвитие речи может быть выражено в разной степени ( I – IV уровни речевого развития по Р.Е. Левиной и Т.Б. Филичевой) [6].

Практика показывает, что логопед не всегда может начать продуктивную коррекционную работу раньше четырехлетнего возраста ребенка, а нескольких лет до школы часто не хватает для полной коррекции речевых нарушений. Возникает вопрос, как оказать необходимую помощь в становлении речи ребенка в рамках данного временного промежутка и подготовить его к школе. Как известно [2] уровень речевого развития ребенка является важным компонентом его психологической готовности к школьному обучению.

Для повышения результативности логопедической работы целесообразно использование достижений психологии и нейропсихологии, интеграция этих областей знаний в практике логопедической работы.

Нейропсихология – научное направление, созданное на грани нейронауки и психологии, которое занимается изучением функционирования структур головного мозга, их связи с психическими процессами и поведением человека [1]. Нейропсихология детского возраста рассматривает процессы формирования и развития психических функций [3, 4, 5].

Нейропсихология изучает развитие психики в сравнении – то есть, в норме и при патологии. Она даёт возможность раскрыть причины речевых нарушений, сформировать базовые функции, необходимые для обучения, чтения и письма.

Нейропсихологическая коррекция может содержательно дополнять основную логопедическую программу работы с детьми с общим недоразвитием речи и повышать ее результативность. Одним из широко известных методов нейропсихологической коррекции нарушений развития у детей является метод замещающего онтогенеза [4]. Практика показывает, что данный метод помогает эффективно исправлять нарушения и письменной, и устной речи у детей. Интересна программа сенсомоторной коррекции для дошкольников «Дельфины», разработанная логопедом Т.Н. Ланиной [4].

Следовательно, является актуальным исследование возможностей нейропсихологического подхода в коррекции общего недоразвития речи у дошкольников, разработка, апробация и оценка эффективности программы коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, интегрирующей нейропсихологические и логопедические занятия.

Работа выполнена при поддержке Фонда Владимира Потанина, проект ID ГК190000358.

1.Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. Издательство В. Секачев, 2016.

2.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2004.

3. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста. СПб.: Питер, 2013.

4. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. М., 2018.

5. Цветкова Л.С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. М.: МПСИ, 2010.

6. Филичева Т. Б., Орлова О.С., Туманова Т.В. Основы дошкольной логопедии. М.: Эксмо, 2015.

Ссылка на основную публикацию