“Нейрокурс’ с БОС в логопедической работе с детьми с ОВЗ

Метод биологически обратной связи в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ

Разделы: Логопедия

На современном этапе развития образования большое внимание уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Специфика речевых нарушений у детей в специальной (коррекционной) школе VIII вида очень разнообразна и определяется локализацией, глубиной органического поражения и причинами развития заболевания, а также осложняется интеллектуальными, характерологическими особенностями личности ребенка. Как правило, это дети с диагнозом системное нарушение речи. Также нужно учитывать климатогеографические условия Севера с низкими температурами воздуха, резкими перепадами атмосферного давления, сильными ветрами, дефицитом ультрафиолетового излучения, дети вынуждены больший период времени проводить в помещении, что также оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье ребенка и его психо- соматическое состояние. Эти факторы отражаются как на развитии устной, так и письменной речи, а также на коммуникациях ребенка. Такие дети подвержены стрессу, у них повышен уровень речевой тревоги, они с трудом идут на контакт и отрицательно относятся к каким либо вмешательствам со стороны логопеда.

Процесс коррекции речи у детей с ОВЗ более длительный и может растянуться на года. Вследствие органического поражения коры головного мозга у многих детей нарушено восприятие, внимание, память, затруднена способность устанавливать причинно-следственные связи. Часто проявляются нарушения эмоционально-волевой сферы (психопатии), волевой контроль у таких детей неустойчив, мотивация к учебной деятельности отсутствует. У ребят наблюдается повышение утомляемости, снижение работоспособности. С такими детьми классические логопедические методы и приемы зачастую не срабатывают, а значит, в арсенале логопеда должны быть современные, инновационные методики способствующие заинтересовать ребенка, раскрыть его потенциал и добиться положительных результатов в коррекционной работе.

Именно поэтому поиск новых эффективных методов коррекции, использующих резервные возможности и формирующих новое здоровое состояние организма является актуальным.

Один из таких методов – метод биологической обратной связи А.А.Сметанкина, который позволяет использовать эти возможности и решить ряд коррекционных задач.

Особый интерес для меня как логопеда представляет метод биологической обратной связи (БОС) по выработке у детей диафрагмально-релаксационного типа дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС). Данный метод не панацея, но действительно достаточно эффективный. Многие специалисты знают, что даже обычная палочка от мороженного или «Чупа-чупс» в руках опытного логопеда становится инструментом для постановки звуков, а когда речь идет о применении компьютерного комплекса, с его многочисленными функциями и возможностями, современным программным обеспечением и широким спектром действия, то результаты долго не заставят ждать. Применяемый мною метод ДАС-БОС в комплексе с традиционными логопедическими методиками и коррекционными мероприятиями дает значительные положительные, а часто и неожиданные результаты. Данный метод успешно применяется при работе с детьми с ОВЗ в казенном специальном /коррекционном/образовательном учреждении Ханты- Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Сургутская специальная /коррекционная/ общеобразовательная школа VIII вида «Школа с углубленной трудовой подготовкой» с 2010 года.

Обоснование применения метода БОС в практике логопеда с детьми с ОВЗ.

Речь – сложнейшая функция человеческого организма. Она состоит из тонкого взаимодействия дыхания, голосообразования, речевого слуха. У детей с ОВЗ речевой диагноз осложнен соматическими заболеваниями и органическим поражением ЦНС, поэтому зачастую это взаимодействие нарушено, у ребенка сформированы патологические стереотипы (поверхностное неравномерное дыхание, напряженность общей и артикуляторной мускулатуры, боязнь речи). Применение метода БОС позволяет разрушить патологические стереотипы речи и сформировать новые стереотипы соответствующие индивидуальной норме ребенка.

По мнению Л.С.Выготского [1],речь немыслима без речевого дыхания. В механизме голосообразования задействованы органы речевого аппарата: гортань, голосовые складки, язык, губы. Таким образом, здоровое дыхание, а на его основе речевое дыхание являются непременной основой экспрессивной речи. Правильное речевое дыхание у школьников, нуждающихся в логопедической помощи, обеспечивает правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно, соблюдать паузы, сохранять плавность речи. Метод БОС способствует улучшению психоэмоционального состояния ребенка и направлен на нормализацию внутренней среды организма, помогает в реализации комплексного подхода в коррекционной работе над дыхательной, фонационной, речевой, двигательной функциями

Суть метода: метод биологической обратной связи (БОС) – современный высокоэффективный не медикаментозный метод, при котором пациенту с помощью специальной аппаратуры предоставляется информация о функционировании его органов и систем, в обычных условиях недоступная сознательному контролю. Опираясь на полученные данные, с помощью аппаратуры БОС и под руководством инструктора БОС, пациент обучается изменять работу собственного организма в требуемом направлении. Прибор принимает сигналы ЧСС (частоту сердечных сокращений) и ЧД (частоту дыхания) и передает их в компьютер, где идет преобразование сигналов. Прототипом приборов БОС можно считать полиграф (детектор лжи), этот прибор так же фиксирует ЧСС на малейшие незаметные эмоциональные перепады.

Метод БОС никакого вредного воздействия на организм не оказывает, а является только регистраторам происходящих физиологических процессов. Реализация предлагаемого нетрадиционного метода позволяет избежать стереотипности в коррекционно-развивающем процессе, а так же:

  • способствует формированию у ребенка с ОВЗ познавательной мотивации к обучению;
  • позволяет снизить учебную нагрузку на ребенка;
  • помогает детям преодолеть уровень речевой тревоги ;
  • стабилизирует у ребенка психофизиологические процессы;
  • улучшает процесс постановки и автоматизации речевого дыхания;

Показания к применению метода БОС у детей с ОВЗ:

  1. Заикание,логоневрозы.
  2. Нарушение темпа речи.
  3. Дисграфии и дислексии.
  4. Дислалии,дизартрии.
  5. Функцианальные нарушения голоса.
  1. Эпилепсия.
  2. Повышенная судорожная готовность.
  3. Вирусные заболевания.
  4. Грубые нарушения волевой сферы, интеллекта.
  • Комплекс “Кабинет биологической обратной связи логотерапевтический” (1998 г., “Биосвязь, Санкт-Петербург). Система включает в себя программно-аппаратный комплекс КАПфс-БОС-“Биосвязь”, компьютерный комплекс с программным обеспечением, , тренажер дыхания, комплект многоразовых датчиков частоты сердечных сокращений, микрофон, лечебно-коррекционно-оздоровительные методические рекомендации.
  • Кабинет БОС предназначен для профилактики и коррекции нарушений голоса и речи, совершенствования функции речи у взрослых и детей, обучения технике чтения учащихся и лиц речевых профессий, предупреждения последствий стрессовых реакций, предупреждения заболеваний, связанных с высокими речевыми и психо-эмоциональными нагрузками, оздоровления организма и повышения адаптационных возможностей.

Методика проведения занятий БОС в практике логопеда.

Цели методики: Формированиу, совершенствование, коррекция речи и функционального состояния организма у детей с ОВЗ.

  1. Обеспечение оптимального физиологического дыхания ,с наименьшей энергетической затратой.
  2. Коррекция дыхания, артикуляции и голосообразования.
  3. Формирование диафрагмально-релаксационного дыхания, способствующего понижению уровня речевой тревоги и, как следствие естественное включение в речевой акт.
  4. Включение резервных возможностей организма у детей с ОВЗ.
  5. Приобретение навыков самоконтороля и снятие психологического напряжения.

Коррекционная работа делится на пять этапов, которые предусмотрены в методике:[2]

  • 1 этап – Диагностический (Обследование, знакомство детей с программой)
  • 2 этап– Подготовительный (Обучение диафрагмально-релаксационному дыханию с максимальной ДАС под контролем тренажера БОС).
  • 3 этап – Ра бота над основными компонентами речи. (Коррекция дыхания, артикуляции и голосообразования)
  • 4 этап – Формирование навыков слитной, плавной, интонированной речи (Чтение слогов, предложений и текстов, автоматизация звуков).
  • 5 этап – Закрепление полученных навыков и подведение итогов коррекционной работы.(Итоговая диагностика)

Каждый из этих этапов решает свои коррекционные задачи. Обучив ребенка навыкам ДРД, можно приступать к формирование речевого дыхания, на речевом материале:

  1. Произношение 1,2,3… гласных, а затем всего ряда гласных на выдохе.
  2. Произношение всего гласного ряда на выдохе шепотом.
  3. На одном выдохе 1 согласный (шипящий, свистящий – если ребенок их произносит)
  4. На одном выдохе 1,2,3… слогов.
  5. Произношение 1,2,3… слов.
  6. Рассказывание чистоговорок, поговорок, стихотворных текстов, соблюдая логические паузы.

Обучение навыкам слитной плавной речи производится в процессе чтения и произнесения звуков, слогов, слов, словосочетаний, фраз и текстов, появляющихся на экране монитора. Соблюдение поэтапного процесса формирования речевого дыхания у детей с патологией речи, обеспечивает стабильность получаемых результатов.

Занятия с детьми проводятся по индивидуальному плану. Каждый сеанс БОС продолжается (от 5 мин. в начале курса – до 10 мин). Продолжительность цикла составляет 30-32 занятия. По завершении цикла, через 1-2 недели ребенок может быть приглашен на дополнительные занятия, для закрепления навыка.

Формирование речевого дыхания не является самоцелью работы логопеда, а обеспечивает – ритм, темп, дикцию, голосообразование, выразительность, правильность речи и звукопроизношения. Что в конечном итоге является показателем совершенной речи. Достижение совершенной детской речи в работе учителя-логопеда, обеспечивается применением нетрадиционного подхода, заключающегося в разумном сочетании метода БОС, традиционных и здоровьесберегающих технологий. Включив логотерапевтический метод БОС в работу, как часть логопедического занятия, я убедилась в том, что данный подход дает возможность сократить сроки в формировании правильного речевого дыхания, которое помогает в постановке и автоматизации звуков, а также достигнуть успехов на пути формирования нового, устойчивого стереотипа речи.

Используемая литература:

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т,2.- М:Педагогика,1984.
  2. Вовк О.Н.,Павлова Л.Н.,Теречева М.Н., Черемных Н.И. Учебно- методическое пособие по применению логотерапевтического компьютерного комплекса для коррекции речи методом БОС. Издание НОУ «Институт биологической обратной связи»,2004.

Биологическая Обратная Связь – как здоровьесберегающая технология в логопедической работе с дошкольниками с ОВЗ
статья на тему

Метод БОС – современный высокоэффективный немедикаментозный метод реабилитации. Суть метода: с помощью специальной аппаратуры предоставляется информация о функционировании его органов и систем, в обычных условиях недоступная сознательному контролю. Опираясь на полученные данные, с помощью аппаратуры БОС и под руководством инструктора БОС, пациент обучается изменять работу собственного организма в требуемом направлении. Прибор принимает сигналы ЧСС (частоту сердечных сокращений) и ЧД (частоту дыхания) и передает их в компьютер, где идет преобразование сигналов. Метод БОС никакого вредного воздействия на организм не оказывает, а является только регистраторам происходящих физиологических процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
biologicheskaya_obratnaya_svyaz.docx33.04 КБ

Предварительный просмотр:

Биологическая Обратная Связь –

как здоровьесберегающая технология в логопедической работе с дошкольниками с ОВЗ.

Кривцова Оксана Павловна, учитель – логопед Свободненского специального (коррекционного) детского дома.

На современном этапе развития образования большое внимание уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Сохранение и укрепление здоровья особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, имеют хронические заболевания. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение со сверстниками, снижается познавательная активность. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, на формировании личности в целом.

Такие дети подвержены стрессу, у них повышен уровень речевой тревоги, они с трудом идут на контакт и отрицательно относятся к каким либо вмешательствам со стороны логопеда. Процесс коррекции речи у детей с ОВЗ более длительный и может растянуться на годы

С такими детьми классические логопедические методы и приемы зачастую не срабатывают, а значит, в арсенале логопеда должны быть современные, инновационные методики способствующие заинтересовать ребенка, раскрыть его потенциал и добиться положительных результатов в коррекционной работе.

Особый интерес для меня как логопеда представляет метод Биологической Обратной Связи (БОС) А.А.Сметанкина, по выработке у детей диафрагмально-релаксационного типа дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС). Данный метод не панацея, но действительно достаточно эффективный. Применяемый мною метод ДАС-БОС в комплексе с традиционными логопедическими методиками и коррекционными мероприятиями дает значительные положительные, а часто и неожиданные результаты

Метод БОС – современный высокоэффективный немедикаментозный метод реабилитации.

Суть метода: с помощью специальной аппаратуры предоставляется информация о функционировании его органов и систем, в обычных условиях недоступная сознательному контролю. Опираясь на полученные данные, с помощью аппаратуры БОС и под руководством инструктора БОС, пациент обучается изменять работу собственного организма в требуемом направлении. Прибор принимает сигналы ЧСС (частоту сердечных сокращений) и ЧД (частоту дыхания) и передает их в компьютер, где идет преобразование сигналов.

Метод БОС никакого вредного воздействия на организм не оказывает, а является только регистраторам происходящих физиологических процессов. Реализация предлагаемого нетрадиционного метода позволяет избежать стереотипности в коррекционно-развивающем процессе, а так же:

  • способствует формированию у ребенка с ОВЗ познавательной мотивации к обучению;
  • позволяет снизить учебную нагрузку на ребенка;
  • помогает детям преодолеть уровень речевой тревоги;
  • стабилизирует у ребенка психофизиологические процессы;
  • улучшает процесс постановки и автоматизации речевого дыхания ;

Индивидуальные занятия проходят в приятной комфортной обстановке, с использованием игровой мультимедийной компьютерной программы.

Показания и противопоказания к применению метода БОС у детей с ОВЗ вы видите на экране.

Коррекционная работа делится на пять этапов, которые предусмотрены в методике:

  • 1 этап – Диагностический (Обследование, знакомство детей с программой)
  • 2этап – Подготовительный (Обучение диафрагмально-релаксационному дыханию с максимальной ДАС под контролем тренажера БОС).
  • 3 этап – Работа над основными компонентами речи. (Коррекция дыхания, артикуляции и голосообразования)
  • 4 этап – Формирование навыков слитной, плавной, интонированной речи (Чтение слогов, предложений и текстов, автоматизация звуков).
  • 5 этап – Закрепление полученных навыков и подведение итогов

коррекционной работы. ( Итоговая диагностика)

Эта методика рекомендована детям дошкольного возраста, начиная с четырех лет, младшим школьникам, подросткам и взрослым. Программа предусматривает разделение материала для детей, которые не умеют читать, и читающих или обучающихся чтению. Занятия с детьми проводятся по индивидуальному плану. Каждый сеанс БОС продолжается (от 5 мин. в начале курса – до 10 мин). Продолжительность цикла составляет 30-32 занятия.

Вводная часть(2-3 мин.) без компьютера

Основная часть(7-9 мин.) сюжетный материал на компьютере

Заключительная часть (3-5). Снятие психического и физического напряжения.

Принципы работы по технологии БОС:

  • Принцип наглядности, систематичности, последовательности, доступности
  • Принцип индивидуальности и дифференцированного подхода
  • Принцип социализации и безопасности
  • Принцип преемственности.

В данной программе коррекция речи осуществляется в три этапа:

на первом этапе у пациента формируют диафрагмально-релаксационный тип дыхания. Дети кладут руку на живот, глубоко вдыхаем – при этом животик надувается, затем выдыхают, – животик опускается. На втором этапе в фазу равномерного выдоха под контролем ДАС пациента обучаю новым навыкам голосообразования, артикуляции, речи и поведения, формируя новое функциональное состояние организма в целом. С теми детьми, которые не умеют читать, играю в игру «Эхо» (отраженная речь). И-А (кричит ослик). Затем перехожу к пению нескольких гласных звуков: А-У-О, А-У-И. Далее для развития речевого дыхания учу проговаривать на одном выдохе простые предложения, такие, как: «Это собака», « Это кошка». Здесь главная задача – отработать мягкую подачу голоса, то есть первый звук (« Э») нужно сказать мягко, экономить расходную струю. Затем удлиняю фразу, постепенно добавляя все новые слова. Каждая фраза произносится на одном выдохе. На третьем этапе тестируем полученные данные. Результаты автоматически заносятся в индивидуальную карточку ребенка, где хранятся в виде графиков, таблиц и звуковых файлов записи речи. Результаты сеанса могут быть сохранены, распечатаны или полностью удалены.

С точки зрения практического логопеда, применение метода ДАС-БОС в коррекции речи имеет ряд положительных моментов:

  • метод ДАС-БОС может гармонично сочетаться с любыми традиционными методиками;
  • метод позволяет добиться значительно лучших и более устойчивых результатов;
  • под объективным контролем приборов БОС вырабатывается навык произвольной регуляции дыхания: силы, длительности и плавности выдыхаемой воздушной струи, что чрезвычайно важно при постановке звуков;
  • появляется возможность быстрее и под контролем физиологических параметров, а, следовательно, достаточно объективно синхронизировать дыхание, артикуляцию и голосоподачу;
  • успешнее идет работа над просодическими компонентами речи (темпом, ритмом, паузацией, интонацией, ударением, динамикой);
  • быстрее и качественнее происходит формирование связной речи;
  • использование игровых форм в коррекционных сеансах БОС – значительно повышает эффективность занятий за счет высокой эмоциональной заинтересованности ребенка

На слайде представлена комплектация оборудования для работы по методу БОС. Оно состоит из персонального компьютера, который включает в себя монитор, системный блок, блок питания, колонки, клавиатуру, мышь и микрофон (для записи собственной речи и слухового контроля на ней). Главным в комплекте является прибор ПБС- преобразователь биоэлектрических сигналов и датчики для считывания показателей пульса и дыхания. Так же на слайде представлено главное меню программы и показатели пульса и дыхания которые выводятся на экран на протяжении всего занятия. Далее я хотела бы описать основные виды сюжетов, используемые в программе.

Перед вами сюжеты «Столбик, забор». Это базовые сюжеты, для начальной стадии тренировки ДРД (примерно на 2-3 сеансах).

Используя технику диафрагмального дыхания, начинайте вдох, как только столбик начнет подниматься. Когда «Столбик» достигнет верхней границы и начнет опускаться – делайте выдох. Движение столбика – это изменения вашего пульса.

Следующий сюжет «Окно» Это основной сюжет для формирования навыка ДРД, который используется на протяжении всего курса.

Вдох начинается, как только полоска открывается (двигаться) вверх. Когда полоска достигнет верхней границы и начнет опускаться – делается выдох.

Сюжет «Полосы». Этот сюжет схож с сюжетом «Забор», только там полосы открывались вертикально, а здесь горизонтально и вдох делается произвольно, как только полоса начнет открываться слева направо, начинается выдох и заканчивается, когда полоса достигает края экрана.

Сюжет «Анимация» Этот самый любимый детский сюжет, который максимально приближен к фрагменту мультипликационного фильма. На вдохе пчела вылетает из улья к цветку собирать нектар, на выдохе возвращается обратно в улей. Если упражнение выполнено правильно, в нижней части экрана заполняется одна из десяти сот.

Далее идут уже более сложные речевые сюжеты:

Вдох делайте произвольно, а на выдохе медленно (протяжно, певуче) произносите речевой материал синхронно с открыванием полосы и заканчивается вокализация, когда полоса достигнет края окна.

Вдох делается так же произвольно. Говорить начинают, как только цвет текста станет меняться и одновременно подчеркиваться. Здесь главное произносить слова синхронно с подчеркиванием, не опережая и не отставая. Когда подчеркивание достигнет края окна – делается вдох.

И последние самые трудные сюжеты это «Текст» и «Пересказ»

Здесь вдох так же произвольный. Начинают говорить, если это пересказ или читать, если это текст, как только цвет текста станет меняться и одновременно подчеркиваться. Слова произносятся синхронно с подчеркиванием, не опережая и не отставая. Фраза заканчивается, как только подчеркивание достигнет символа «/».

Эта программа позволяет отслеживать динамику наглядно, это можно сделать при анализе линейных графиков показателей дыхания и пульса. Результаты всех сеансов сохраняются в программе автоматически. На диаграммах можно отслеживать не только периоды работы но и отдыха.

В конце каждого занятия, после успешно проделанной работы, ребенку показываются сказки. После проведения нескольких сеансов просмотра сказок, я заметила положительную реакцию у ребенка с моторной алалией на сказку «Репка» и стала показывать ему именно эту сказку, в результате чего, через месяц занятий, ребенок с моторной алалией называл всех героев этой сказки. Дети с общим недоразвитием речи 2 уровня после месяца занятий смогли пересказать содержание 2-3 сказок. У ребенка с дизартрией (детский церебральный паралич), параллельно отрабатывалась артикуляция, и выполнялись упражнения на релаксацию различных групп мышц. В результате этих комплексных занятий у ребенка снизился уровень речевой тревожности, и улучшилось общее состояние.

Для повышения мотивации ребенка к занятиям очень помогают учебные электронные пособия : «Здоровая Математика», «Один-много» «Один – ни одного», «Много – мало», « Счет, сравнение, сложение, вычитание», « длинный – короткий».

Применение данной технологии в работе учителя-логопеда позволяет повысить сопротивляемость организма простудным заболеваниям,

В заключении хочется отметить, что сочетание традиционных методов комплексного коррекционного воздействия и биологической обратной связи по методу ДАС-БОС позволяет успешно проводить занятия с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения, что, несомненно, расширяет возможности практических логопедов и повышает качество и эффективность проводимой ими работы.

Таким образом, Биологическая Обратная Связь – это уникальная система, позволяющая детям рассчитывать не на помощь извне, а максимально активизировать резервные возможности своего собственного организма

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности (занятия), будет интересен учителям-логопедам, воспитателям, работающим с дошкольниками 5 – 7 лет. Это итоговое занятие, где дети показывают .

В соответствии с законом РФ “Об образовании” (ст. 2; 51) государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоритете общечеловеческих ценностей, жиз.

Здоровьесберегающие технологии – это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс , направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

В статье описывается необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с детьми логопатами, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную .

Материал содержит информацию по теме “Использование современных игровых технологий в логопедической работе с дошкольниками “.

В сентябре 2016 года в соответствии с годовым планом работы учителя-логопеда проведена диагностика речевого развития детей подготовительной к школе группы МБО.

В данной статье мной сделан краткий обзор инновационный технологий, используемых в работе логопеда в целом, и в моей личной практике.

Консультация на тему: « Использование программно- индикаторного тренажерного комплекса БОС в совершенствовании и коррекции речевой функции детей с ОВЗ».

Данная консультация поможет педагогам ознакомиться с работой на програмно-тренажёрном комплексе БОС

Просмотр содержимого документа
«Консультация на тему: « Использование программно- индикаторного тренажерного комплекса БОС в совершенствовании и коррекции речевой функции детей с ОВЗ».»

Управление образования г. Новочеркасска, городской методический кабинет.

Выступление на тему: « Использование программно- индикаторного тренажерного комплекса БОС в совершенствовании и коррекции речевой функции детей с ОВЗ».

В рамках проведения городской тематической недели

«Особенности организации образовательной деятельности (с учетом индивидуализации образования) для детей в группах общеразвивающей и компенсирующей (для детей с ОВЗ) направленности в условиях реализации требований ФГОС ДО по обеспечению их психолого-педагогического сопровождения».

Подготовила: учитель-логопед Онищенко Н.В.

« Использование программно- индикаторного тренажерного комплекса БОС в совершенствовании и коррекции речевой функции детей с ОВЗ».

Современные условия жизни, являются источником большого количества стрессовых факторов, оказывающих влияние на физическое и психическое благополучие детей. Наступило время, когда требования мира, окружающего ребёнка, столь высоки, что ему жизненно необходимы эффективные навыки адаптации и умение сохранять свои силы, внутренние ресурсы даже в самых сложных ситуациях.

Это связано со следующими факторами:

– ускоряющимся темпом жизни;

– постоянными изменениями окружающей среды;

– внедрением инновационных технологий во все сферы жизни;

– информационными и физическими перегрузками;

– экологическим неблагополучием и т.д.

Большинство детей, поступающих к нам в ДОУ имеют отклонения в речевом развитии различной структуры и степени выраженности.

Наряду с речевыми нарушениями у детей отмечаются проблемы в развитии высших психических функций, а именно недоразвитие внимания, мышления, памяти,.

У большинства воспитанников наблюдается отсутствие интереса к познанию, обучению, обусловленная снижением мыслительных функций, отмечается повышенная утомляемость, недостаточная переключаемость и концентрация внимания. Дети зачастую нервные, раздражительные, необщительные.

Чтобы заинтересовать воспитанников, сделать процесс коррекции и развития осознанным, результативным, нужны нестандартные методы, подходы, индивидуальные программы развития, использовать инновационные приемы, методы и технологии. Одними из таких инноваций являются компьютерные технологии, широко применяющиеся в последнее время в области специального образования как адаптивные и легко индивидуализированные средства обучения. Наш детский сад тоже был оснащён программно- индикаторным тренажерным комплексом БОС.

Метод биологической обратной связи (БОС) — это передача человеку дополнительной, не предусмотренной природой информации о состоянии его органов и систем в доступной и наглядной форме. На основе этой информации человек способен включать механизмы саморегуляции и целенаправленно использовать огромные функциональные возможности организма с целью совершенствования своих функций в норме (тем самым сохраняя и укрепляя свое здоровье) и коррекции деятельности нарушенных функций при патологии.

Реализация метода биологической обратной связи.

Достоинства БОС (биологическая обратная связь, биоуправление и т.д.) в целом заключаются в том, что человек в виде доступных ему световых или звуковых сигналов видит и слышит, как работает тренируемая функция организма и соответственно может ей управлять; работа с любой функцией ведется под непрерывным контролем физиологического параметра её обеспечивающего.

На тренируемую мышцу ставится датчик, который регистрирует ее активность. Специальный прибор преобразует сигнал, а компьютер показывает нам его в виде миограммы (инструктору), а ребёнок наблюдает его в виде света и звука (различных игровых сюжетов). Световая обратная связь представлена в виде игры (она продолжается до тех пор, пока человек удерживает нужный уровень активности мышцы), столбика (мышцу напрягаем – поднимается вверх, расслабляем – опускается вниз) и пр. Звуковая обратная связь – в виде тонального звукового сигнала (усиливается при напряжении, затухает при расслаблении), фрагментов музыкальных произведений, звука фильма (пока мышца напрягается в пределах пороговых значений, идет фильм, звук слышен; выходит за пороговые значения – экран постепенно гаснет, звук затихает) и т.п.

Таким образом, замыкается цепочка обратной связи. Далее в течение курса регулярно проводимых занятий у человека на условно-рефлекторном уровне закрепляется формируемый навык.

БОС по частоте сердечных сокращений состоит из ПБС (преобразователя сигналов), датчика ЧСС (фиксирует повышение и понижение пульса на вдохе и выдохе), датчика дыхания (регистрирует подъем передней брюшной стенки при воспроизведении ДРД (диафрагмально-релаксационного дыхания)), а так же специального ПО (программного обеспечения).

Особенно он эффективен при постановке диафрагмально-реберного дыхания и речевого дыхания, на этапе автоматизации звуков (при дислалии, дизартрии, ринолалии, алалии), в корреции заикания, нарушений голоса, нарушений темпа речи, речевой тревоге.

Большой плюс в том, что позволяет одновременно: скорректировать речевые нарушения и оздоровить организм в целом за счет восстановления вегетативного балланса (синхронизирует работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшает оксигинацию организма, снимает напряжение и пр.)

Работа с логопатологией состоит из шести этапов:

В программе заводится карточка, собираются жалобы, анамнез. Далее проводится диагностика на тренажере: ставятся датчики, включается микрофон и записываются фоновые показатели в состоянии покоя и при различной речевой нагрузке.

Важно, что в любое время можно просмотреть результаты в виде графиков, таблиц и прослушать звукозапись.

2.Обучение диафрагмально-релаксационному дыханию под контролем тренажера БОС.

формирование и закрепление диафрагмально-релаксационного типа дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС).

купирование вегетативных дисфункций; десенсибилизации обще- и логоневротических проявлений.

понижение уровня тревоги, стресса, избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения.

подготовка ребёнка к формированию новых речевых навыков.

Программа контролирует произнесение речевого материала на равномерном плавном удлиненном выдохе).

формирование новых навыков правильной артикуляции, мягкой подачи голоса

купирование речевых судорог при заикании

формирование речевого дыхания, артикуляции, голосоподачи.

координация речезрительного, речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Программа содержит большую базу материала для работы и позволяет специалисту создавать свою.

Если задание выполняется правильно, предложение выделяется подчеркиванием. Ведется постоянный контроль физиологических параметров.

Технология БОС подобна зеркальному отражению, которое позволяет человеку заглянуть внутрь себя. Таким образом использование аппарата БОС позволяет констатировать связь между текущим состоянием человека и его физиологическими параметрами.

Процесс коррекции речи является длительной процедурой. Курс длится от 40 до 60 сеансов. Вся работа по формированию свободной плавной речи начинается с обретением ребенком устойчивого навыка замедленного дыхания с длительным выдохом.

Первый этап. Всё начинается с обучения деафрагмально- релаксационному типу дыхания с максимальной дыхательной аритмии сердца. В ходе занятия одновременно вырабатывается необходимый тип дыхания, одновременно с этим осуществляется познание мира. Работа ведется на компьютере с тренажёром БОС лого, где открывается тематическая картинка. При правильно сделанном выдохе снижается частота пульса, что заставляет часть картинки открыться, задание продолжается пока не откроется вся картинка целиком.

Второй этап. Приблизительно через шесть, семь занятий, когда ребенок начинает устойчиво воспроизводить диафрагмальный навык дыхания с максимальной ДАС, можно переходить к следующему этапу. Игровые картинки ребёнок открывает горизонтальными полосами. Картинка открывается, если на выдохе частота пульса уменьшается и становиться меньше, что необходимо для подготовки к последующему этапу – для формирования собственного выдоха, на котором будет произноситься отдельные звуки, слоги и затем слова.

Третий этап. Логопед выбирает из речевого материала программы речевые шаблоны и выносит в отдельное окошко монитора. Это окошко откроется лишь тогда, когда наступает фаза выдоха. Ребёнок произносит звуки, которые предлагает логопед. Так же отрабатываются слоги. Программа позволяет логопеду записать необходимые фрагменты речевой тренировки, а потом, прослушивая их сравнивать, и обсуждать динамику формирования нового речевого стереотипа.

Четвёртый этап. На данном этапе осуществляется переход к более сложному этапу. Цель данного этапа учить ребёнка произносить короткие фразы, равномерно распределяя звуки на весь выдох. Программа не откроет окно с картинкой, если произнесёшь неправильно.

Пятый этап. На экране представлены картинки, которые соответствуют тексту логопеда. Каждое предложение произносится на одном плавном выдохе. На данном этапе происходит начало формирования навыков плавной речи. Этот этап предполагает свободную речь ребенка, который надёжно владеет дыханием, умеет отвечать на поставленные вопросы, пересказывает. Происходит подготовка и переход к формированию свободной плавной интонированной речи.

Заключительный этап. На экране монитора развёрнута сюжетная, тематическая картинка, по которой ребёнок делает устное изложение, фактически тренируя свободную речь. Причем без сигналов обратной связи, опираясь только на собственные ощущения, ритм дыхания и сердца. Программа позволяет логопеду для контроля над качеством сформированного навыка постоянно обращаться к показателям БОС и вносить коррективы в речь ребёнка.

Проанализировав теоретический аспект проблемы БОС технологии в логопедической работе, мы пришли к пониманию того, что сегодня, благодаря достижениям науки (прежде всего, российской), создавшей метод биологической обратной связи (БОС), появилась возможность включать механизмы саморегуляции и целенаправленно использовать огромные функциональные возможности организма с целью совершенствования своих функций в норме и коррекции деятельности нарушенных функций при патологии.

Нейропсихологический подход в логопедической работе с детьми с ОВЗ в условиях ППМС-центров Текст научной статьи по специальности « Психологические науки»

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рябова О. В.

Текст научной работы на тему «Нейропсихологический подход в логопедической работе с детьми с ОВЗ в условиях ППМС-центров»

В целом результаты исследования подтвердили, что детям с ОНР необходимо целенаправленное совершенствование произвольного внимания в структуре логопедического воздействия по преодолению недоразвития речи.

1. Калягин В. А., Овчинникова Т.С. Психология лиц с нарушениями речи. -СПб.: КАРО, 2007. – 544 с.

2. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. -4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 640 с.

3. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания. – М.: ВЛАДОС, 2003 – 245 с.

4. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 416 с.

5. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 694 с.

Нейропсихологический подход в логопедической работе с детьми с ОВЗ в условиях ППМС-центров

Актуальность комплексной диагностики дошкольников и младших школьников доказана с каждым годом возрастающим количеством обращений родителей с детьми, которые испытывают трудности при усвоении дошкольной и школьной образовательных программ.

Первая проблема, которую видят родители и педагоги, это то, что «ребёнок плохо говорит», «пишет с ошибками», «медленно и с ошибками читает». Соответственно логопед оказывается первым специалистом, к которому идёт родитель со своим ребёнком.

Таким образом, перед логопедом ставится задача не только комплексной диагностики, но и определение перспективы (прогноза) развития ребёнка, а также выбор оптимальной коррекционной программы для каждого ребёнка с ОВЗ и не только.

Благодаря исследованиям учёных и активному распространению нейропсихологического подхода в диагностике, профилактике и коррекции трудностей обучения у детей (как школьников, так и дошкольников) мы имеем больше возможностей помочь детям с ОВЗ. Современные ведущие нейропсихологи (Т.В. Ахутина, С.Н. Котягина, Ю.В. Микадзе, Н.Н. Полонская, Н.М. Пылаева, А.В. Семенович, Л.С. Цветкова, Л.В. Яб-локова и др.) разработали различные методики, благодаря которым мы имеем возможность [1]:

– выявить сильные и слабые компоненты ВПФ (высших психических функций) ребёнка;

– спрогнозировать, в какой мере выявленные особенности будут влиять на дальнейшее развитие ВПФ и обучение ребёнка;

– построить эффективную коррекционную работу с детьми с ОВЗ.

В нейропсихологии психические функции человека рассматриваются как системные образования, состоящие из набора компонентов, каждый из которых опирается на работу определённого участка мозга и вносит в работу системы свой специфический вклад. Отставание в развитии одного из компонентов влечёт за собой системные изменения и компенсаторные перестройки (удачные и ложные) в работе всей системы. Такой комплексный характер картины актуального развития психических функций ребёнка вызывает потребность синдромного анализа, т. е. выявления первичного дефекта, его вторичных следствий и третичных перестроек [1].

Этот принципиальный подход характерен для нейропсихологии как отечественной, так и зарубежной (А.Р. Лурия, 1969, 1973; Goodglass, Kaplan, 1972; Hecaen, Albert, 1978 и др.).

Возрастная сформированность психических функций является важным фактором успешности обучения, поскольку учебные программы ориентируются на возможности некого среднего ученика, достигшего этой возрастной зрелости. Несформированность любого из функциональных звеньев (компонентов) системы по-разному влияет на развитие функции в целом. Анализ особенностей формирования функций у детей одного возраста при сравнении результатов обнаруживает их неравномерное развитие, которое является вариантом нормального развития ребёнка [2]. И здесь многое зависит от окружения ребёнка: его семьи, воспитания, обучения.

Но порой выраженная неравномерность развития функций, достигая степени парциальных нарушений отдельных функций, может изменять нормальное развитие других психических процессов, приводя в конечном счете к трудностям в обучении и низкой школьной успеваемости [2].

В обоих случаях нейропсихологическая диагностика и качественный анализ результатов исследования позволят выбрать правильный маршрут коррекционной работы и спрогнозировать возможные перспективы развития ребенка как при выборе этого маршрута, так и без него.

Структура работы специалиста (нейропсихолога).

1. Тестирование ребёнка при помощи многофункциональных проб:

– Фигура Рея – Остеррица.

– Чтение и запись текста под диктовку.

Это так называемый «горизонтальный срез», который позволяет получить довольно полный обзор возможностей ребёнка.

2. Дополнительное обследование с использованием специальных тестов (по сферам):

– Устная и письменная речь.

– Счётные операции и мышление.

Это уже «вертикальный срез», он позволяет углубиться в изучение специфики развития конкретного ребёнка.

Данная методология характерна также для подхода в рамках «дерева решений» (Mattis, 1992).

Таким образом, нейропсихологический подход позволяет выяснить механизмы трудностей обучения у детей с ОВЗ и на этой основе разработать программу помощи. В нашем Центре работают высококвалифицированные специалисты: психологи, логопеды, дефектологи, нейропсихологии.

Нашими специалистами разработаны следующие программы:

1. Программа нейропсихологической помощи детям с ОВЗ старшего дошкольного возраста.

– определить уровень сформированности психических функций, т. е. достиг ли ребёнок необходимой зрелости для успешного обучения в школе;

– провести коррекционную работу с учётом выявленных особенностей у детей.

2. Программа нейропсихологической помощи детям с ОВЗ младшего школьного возраста.

– выявить несформированные функциональные звенья (компоненты) психических функций;

– провести коррекционную работу с учётом выявленных особенностей у детей.

1. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / под общ. ред. Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. – М.: В. Секачев, 2008. – 128 с.

2. Полонская Н.Н. Нейропсихологическая диагностика детей младшего школьного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Полонская. – М.: ИЦ «Академия», 2007. – 192 с.

3. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей: метод. альбом / Л.С. Цветкова. – М.: Пед. о-во России, 2002. – 72 с.

4. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект: Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности / Л.С. Цветкова. – М.: Просвещение – АО «Учеб. лит.», 1995. -304 с.

Комплекс Амалтея Нейрокурс

Комплекс биологической обратной связи Амалтея «Нейрокурс» предназначен для профилактики и коррекции психоэмоционального состояния. Комплекс БОС «Нейрокурс» с успехом используется в работе психотерапевтов, наркологов, психиатров, психологов, спортивных психологов, врачей-терапевтов, реабилитологов, дефектологов.

Описание

Комплекс биологической обратной связи Амалтея «Нейрокурс» включает в себя:

  • Специальный многофункциональный прибор, необходимый для регистрации физиологических показателей (ЭЭГ, ЭМГ, ЭКГ).
  • Программное обеспечение «Нейрокурс» предназначенное для обработки получаемых данных, формирования сигналов обратной связи и реализации коррекционных методик.
  • Методическое пособие, содержащее практические рекомендации для проведения диагностической, тренировочной, коррекционной и реабилитационной работы «Комплекс методик профилактики и коррекции нарушений психического состояния человека на основе технологии функционального биоуправления с биологической обратной связью».
  • Диагностика с пробами. В программном обеспечении «Нейрокурс» предусмотрена возможность автоматизированного проведения ряда психодиагностических методик и, впервые – специального психофизиологического исследования функции внимания у взрослых и детей.

«Нейрокурс» – это современный высокотехнологичный инструмент, созданный для оптимизации диагностической и лечебно-профилактической работы при:

  • Лечении и коррекции нарушенных состояний -при психосоматических и некоторых психических расстройствах, при психоэмоциональных нарушениях
  • Восстановлении ресурсов организма – при реабилитации после значительных физических и психоэмоциональных нагрузок, болезней, при постстрессовых нарушениях
  • Повышении стрессоустойчивости – при профессиональных, возрастных и кризисных стрессовых нагрузках. Для обеспечения адекватного поведения при стрессах, активного противодействия им, снижения физиологических затрат и расширения спектра эффективных поведенческих стратегий
  • Обучении и тренировке новых возможностей -при работе по повышению работоспособности, поддержанию высокой концентрации внимания, расширению возможностей произвольного контроля поведения и произвольной саморегуляции состояния, обучение профессионально важным качествам.

«Нейрокурс» с успехом используется в работе психотерапевтов, наркологов, психиатров, психологов, спортивных психологов, врачей-терапевтов, реабилитологов, дефектологов.

Основная идея функционального биоуправления

Она сводится к регистрации и передачи пациенту информации, получаемой через датчики в режиме реального времени, о его собственном функциональном состоянии, с помощью чего человек обучается совершенствованию нормальной и коррекции нарушенной физиологической функции с участием произвольных и непроизвольных механизмов саморегуляции.

При проведении занятий, происходит регистрация физиологических параметров организма и компьютерное преобразование их в сигналы обратной связи, которые человек воспринимает в виде звукового или зрительного ряда.

Благодаря тому, что информация поступает в режиме реального времени, мозг может мгновенно оценить, какие именно телесные ощущения связаны с нужными изменениями и обучается воспроизводить их не случайным образом, а произвольно.

Психофизиологическая сущность метода биоуправления состоит в организации на основе биологической обратной связи дополнительного сенсорного контроля над физиологическим процессом с возможностью последующей выработки ассоциативного (условнорефлекторного) регулирования с целью направленного изменения выбранного параметра.

Этот метод уникален своей универсальностью и неспецифичностью, так как предоставляет возможность регулирования произвольных и непроизвольных нервных, соматических и вегетативных функций, участвующих в регуляции функционального состояния.

Программно-аппаратный комплекс Нейрокурс обеспечивает возможность работы с различными показателями, при этом, и сами процедуры, и получаемые в их результате навыки оказывают оздоровительное действие:

  • ЭЭГ – Альфа-тренинг: выработка навыка психоэмоциональной релаксации, снижение возбуждения, снижение психического напряжения, общего психоэмоционального дискомфорта, нормализация сна, снижение тревожности, страхов.
  • ЭЭГ – Бета-тренинг: формирование и тренировка навыка концентрации и волевого удержания оптимального уровня внимания.
  • Кардио тренинг: выработка навыка диафрагмальнорелаксационного дыхания, оптимизация нагрузки на сердечно-сосудистую систему, нормализация вегето-сосудистого тонуса, снятие спастического мышечного напряжения, уменьшение спастических болей, нормализация периферического кровообращения, стабилизация артериального давления.
  • ЭМГ тренинг: выработка навыка мышечного расслабления, снижение общего мышечного напряжения, снятие «мышечного панциря», выработка «мышечного чувства», снятие спастических болей, головных болей напряжения.

В ходе тренинга саморегуляции с применением биологической обратной связи производится непрерывный мониторинг определенных электрофизиологических показателей (частоты сердечных сокращений, уровня мышечного напряжения и функциональной активности головного мозга) и одномоментное «подкрепление» с помощью мультимедийных, игровых и других приемов заданных показателей физиологических параметров.

Показания

  1. Диагностика психоэмоционального состояния, состояния мышечного тонуса и кардио-респираторной системы.
  2. Психофизиологическая диагностика особенностей функции внимания и ее нарушений, основанная на изучении биоэлектрической активности головного мозга при специальных тестовых нагрузках с дополнительным мониторированием основных физиологических показателей.
  3. Диагностика особенностей мозговой активности при различной сенсорной стимуляции (слуховой, зрительной и тактильной) путем предъявления специфических стимулов.
  4. Диагностика с целью выявления нарушений зрительного, слухового и тактильного внимания (восприятия) при преимущественно изолированном тестировании отдельных обозначенных сенсорных систем (модальностей).
  5. Выявление сенсорного предпочтения (сенсорных модальностей) с возможностью последующего предварительного прогноза предпочитаемого стиля обучения.
  6. Комплексная автоматизированная диагностика уровня психического, интеллектуального развития, личностных особенностей и профессиональных склонностей; отклонений в поведении детей и взрослых.

Лечение пациентов со следующими патологиями

Нарушение активности и внимания у детей и взрослых (синдром дефицита внимания с/без гиперактивности – СДВГ) с выделением подтипов:

  • Преобладание нарушения внимания
  • Преобладание гиперактивности и импульсивности
  • Смешанные формы и сопутствующие расстройства

Гиперкинетические расстройства

Болезни зависимости: бытовое пьянство, алкогольная и наркотическая зависимость I – II стадии, психогенное переедание, игровая зависимость, сексуальные аддикции, аддиктивное антисоциальное расстройство.

Психосоматические и соматопсихические заболевания: аллергические дерматиты, нейродермит, псориаз, распираторные аллергозы, бронхиальная астма, заболевани гастродуоденальной зоны, язвенная болезнь желудка и двеннадцатиперстной кишки, хронические гастриты и колиты, вегетативная дисфункция, психогенные нарушения сердечного ритма, психогенные двигательные расстройства, функциональные головные боли.

Пограничные психические расстройства: неврастения, обсессивный синдром, тревожно-фобический синдром, астено-депрессивный синдром, астено-ипохондрический синдром.

Коррекция функции высшей нервной деятельности: улучшение функции внимания и памяти, развитие и тренировка навыков концентрации для условий учебной или иной деятельности, тренировка и контроль устойчивости внимания в условиях длительного напряжения, обеспечение психофизиологического контроля устойчивости к стрессу.

Психопрофилактика у здоровых лиц: выработка навыка защиты от психоэмоциональных перегрузок и дистресса, повышение стрессоустойчивости, адаптация к учебному, профессиональному стрессу, выработка навыков защиты от перегрузок у лиц, имеющих профессиональную вредность по факторам информационного и психоэмоционального стресса.

Противопоказания

Абсолютных противопоказаний не существует.

Относительными противопоказаниями могут быть в ряде случаев острый период течения заболевания (соматическая патология) и интеллектуальная недостаточность, препятствующая пониманию инструкции.

У пациентов с недостаточно компенсированными проявлениями эпилепсии следует с осторожностью проводить тренинг кардио – ФБУ на этапе формирования навыка релаксационного дыхания по причине опасности провоцирования приступов из-за неконтролируемой гипервентиляции.

Программное обеспечение Нейрокурс

Это современный, высокотехнологичный продукт, имеет простой и понятный пользовательский интерфейс, обеспечивающий быстрый доступ ко всем возможностям программы.

Программа использует весь спектр мультимедийных возможностей современных компьютерных технологий, она насыщена разнообразными сюжетами, в том числе и анимационными, носящими игровой характер, что позволяет эффективно работать с пациентами различных возрастных категорий.

Программа включает в себя картотеку, хранящую сведения обо всех пациентах, результаты проведенных сеансов и индивидуальные настройки сеансов для каждого пациента.

Помимо лечебных сеансов, программа имеет диагностический режим, позволяющий регистрировать и анализировать изменение состояния пациента от сеанса к сеансу (так называемые диаграммы прогресса).

Диагностика с пробами

Это интегрированный в программу режим, предназначенный для психофизиологической оценки функции внимания у детей и взрослых. Данный режим является уникальной разработкой НПФ «Амалтея».

Диагностика с пробами основана на проведении специальных проб при одновременной регистрации электроэнцефалограммы (ЭЭГ). Этот режим позволяет изучить функцию внимания, и ориентирован на определение специального показателя – Коэффициента Дефицита Внимания (КДВ).

Диагностика с пробами является особо значимым элементом всех диагностических мероприятий проводимых в предварительном этапе, так как именно она позволяет определить исходные количественные значения показателей ЭЭГ, связанных с нарушениями функции внимания и оценить в дальнейшем эффективность проводимых тренингов.

Использование технологии БОС в работе учителя-логопеда как средство коррекции речи для обучающихся с нарушением интеллекта

Мировое сообщество вступило в новую фазу своего развития, когда обилие достижений техники и технологий, огромный объем информации проникли во все слои жизни.

Педагогу, как никому другому, следует идти в ногу со временем. Да и требования Профессионального стандарта педагога и ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью подтверждают актуальность совершенствования профессиональной компетентности педагога, а неотъемлемым компонентом личности педагога сегодня становится умение использовать новейшие технические средства в процессе обучения ребенка.

Инновационные технологии в работе учителя – логопеда предполагают новые подходы в устранении речевых нарушений, помогающие педагогу в работе. Одной из таких инноваций является технология БОС (биологически обратная связь) А. А. Сметанкина, которая успешно применяется в коррекционно-развивающем процессе особенно для коррекции речи при работе с учащимися с ОВЗ.

Речь – сложнейшая функция человеческого организма. Она состоит из тонкого взаимодействия дыхания, голосообразования, речевого слуха. У детей с ОВЗ речевой диагноз осложнен соматическими заболеваниями и органическим поражением ЦНС, поэтому зачастую это взаимодействие нарушено, у ребенка сформированы патологические стереотипы: поверхностное неравномерное дыхание, напряженность общей и артикуляторной мускулатуры.

По мнению Л.С. Выготского, речь немыслима без речевого дыхания[1]. В механизме голосообразования задействованы органы речевого аппарата: гортань, голосовые складки, язык, губы. Речевое дыхание является непременной основой для экспрессивной речи. А для обучающихся, нуждающихся в логопедической помощи, правильное речевое дыхание обеспечивает четкое усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи.

Особый интерес для меня, как учителя – логопеда, представляет метод БОС, который предназначен для профилактики и коррекции нарушений голоса и речи, обучения технике чтения. Может применяться при речевых диагнозах – заикании, алалии, афазии, дисграфии, дислексии, дислалии, дизартрии, ринолалии, нарушениях темпа речи.

Занятия с обучающимися проводятся по индивидуальному плану с учетом сопутствующей патологии.

Каждый сеанс метода БОС включается как часть логопедического индивидуального занятия и продолжается от 5 мин. – до 10 мин. в зависимости от речевой патологии (алалии, заикании, дизартрии и т.д.). Работа строится над постановкой диафрагмального дыхания и дыхательной аритмией сердца (ДАС), над мягкой атакой голоса. Речевой материал произносится на выдохе, на снижении частоты сердечных сокращений. Используя диафрагмально-релаксационный тип дыхания, учащийся поэтапно отрабатывает произношение звуков, слогов, слов и целых фраз, постепенно переходя к свободной, плавной, интонированной речи.

В нашей коррекционной школе – интернате много обучающихся с речевыми нарушениями, вот например:

  • У обучающегося с речевым диагнозом заикание отмечается: значимая динамика самоконтроля над фиксацией процесса диафрагмального вдоха и удлиненного плавного выдоха, что позволяет формировать правильную артикуляцию и подачу голоса. Наглядность достигаемых результатов повышает у учащегося, с интеллектуальным нарушением, интерес к занятиям речью, улучшает настроение, снимает психоэмоциональное напряжение. (Срок работы с обучающимся: 20 сеансов).
  • У обучающегося с речевым диагнозом дизартрия, после нескольких сеансов работы по методике БОС наблюдалось: выработка удлиненного равномерного плавного дыхания, что улучшило произношение звуков, слогов, слов и целых фраз, постепенно переходя к свободной, плавной, интонированной речи. (Срок работы с обучающимся: 16 сеансов)

Вывод: технология БОС формирует правильное речевое дыхание, которое помогает в постановке и автоматизации звуков, переходя к свободной спонтанной речи. Повышает интерес к занятиям и снижает нагрузку психоэмоционального напряжения. При соблюдении поэтапного процесса формирования речевого дыхания учащихся с патологией речи, обеспечивает стабильность получаемых результатов.

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т,2.- М: Педагогика,1984.
  2. Вовк О.Н., Павлова Л.Н., Теречева М.Н., Черемных Н.И. Учебно- методическое пособие по применению логотерапевтического компьютерного комплекса для коррекции речи методом БОС. Издание НОУ «Институт биологической обратной связи», 2004.
  3. Основы теории и практики логопедии.- Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1968.

Читайте также:  Тестовая речевая карта
Ссылка на основную публикацию