Настольно-дидактическая игра ‘В деревне’

Дидактическая игра «В деревне».

Уже достаточно давно специалисты, говорят о том, что уровень речевого и познавательного развития ребенка находится в прямой зависимости от способности малыша совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие предметы, свободно действовать кистями рук.

К сожалению, современные игрушки, игры, одежда разработаны и сконструированы максимально безопасно, но не эффективно с точки зрения развития мелкой моторики. И если раньше малыши старательно учились завязывать шнурки, застегивать пуговицы на одежде, вырезали и клеили картинки, то сейчас липучки и кнопки, красочные пособия с наклейками снизили до минимума потребность в повседневном развитии мелкой моторики.

Поэтому проблема развития мелкой моторики остается актуальной, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Тактильные ощущения и восприятия детей с ОВЗ характеризуются слабым различением мышечных ощущений, что приводит к плохой координации и только под влиянием специально организованных педагогических условий и коррекционного-развивающего обучения они постепенно сглаживаются.

Предлагаю Вашему вниманию дидактическую игру «В деревне».

Основная цель дидактической игры «В деревне» развитие мелкой моторики.

Задачи использования дидактической игры:

  • развитие тактильного ощущения и восприятия, развитие зрительно-двигательной координации, согласованность действий обеих рук;
  • развитие речи, коммуникативных навыков;
  • развитие внимания, памяти, мышления, воображения;
  • развитие конструктивных навыков;
  • развитие самоконтроля, сосредоточенности, умение дослушивать и выполнять инструкцию;
  • воспитание эмоционально-положительных эмоций от игровой деятельности.

Целевая группа: дети младшего дошкольного возраста, дети ОВЗ без ограничения возраста.

набор заготовок разные по величине домашние животные и их детеныши, домик, фигурки бабушки и дедушки, игровое поле, разноцветные прищепки (желательно по цвету животных).

Игра может быть использована в индивидуальной работе по сенсорному воспитанию, как часть занятий по образовательным областям, а самостоятельной деятельности детей. Вариативность игры позволяет решать задачи познавательного, речевого, социально-коммуникативного, физического развития детей.

Примеры вариантов игры:

интеграция: социально-коммуникативное развитие.

  • развитие координации движений пальцев рук,
  • формировать знания детей о домашних животных, птиц, их детёнышах;
  • побуждать к обыгрыванию не сложных сюжетов, к двигательной импровизации;
  • воспитывать доброжелательные, дружеские отношения в общении с взрослым (детьми).

Использовать данную игру как настольный театр. Совместно с ребенком подготовить персонажей: прищепить прищепки, придумать клички животным, имена для дедушки и бабушки, развернуть игровое поле. Обыграть сюжет «У бабушки в деревне».

(подборка стихотворений к игре Приложение 1).

интеграция: речевое развитие.

  • развивать фонематический слух, звукоподражание;
  • расширять кругозор и активизировать словарный запас детей через ознакомление с новыми животными;
  • помогать детям употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детёнышей;
  • формировать умение различать животных и их детенышей, правильно соотносить их названия.

Совместно с ребенком подготовить персонажей: прищепить прищепки, развернуть игровое поле.

Рассмотреть и назвать животных, (пару или несколько пар), сравнить чем они отличаются (большие-маленькие, по характерным признакам, кто как кричит, и др).

предложить детям проиграть ситуацию «Помоги детенышам найти их маму».

интеграция: познавательное развитие.

  • расширять кругозор, знакомить с понятиями «деревня», «домашние животные и птицы»;
  • учить сравнивать объекты контрастных и одинаковых размеров;
  • формировать умение классифицировать;
  • формирование ориентировки в пространстве;
  • воспитывать любовь к животным.

Совместно с ребенком подготовить персонажей: прищепить прищепки, развернуть игровое поле.

Проигрывая сюжет «У бабушки в деревне» предложить ребенку разместить животных на разных частях игрового поля, например: птицы гуляют на одной полянке, животные на другой. Сравнить животных: корова – большая, теленок – маленький. В ходе игры объяснять, почему домашние животные живут в деревне, и др.

интеграция: художественно-эстетическое развитие (например рисование).

  • учить правильно держать кисть, карандаш, другое (для нетрадиционных техник);
  • передавать в рисунке характерные признаки (выделять в предмете основную форму крупных частей, передавать их положение (животного в движении, добавлять мелкие детали, передавать пропорции);
  • ориентироваться на листе бумаги;
  • проявлять фантазию творчество.

Совместно с ребенком подготовить персонажей: прищепить прищепки, развернуть игровое поле.

Возможны варианты: изображение животных, детенышей. Рисование корма: зернышки, сено и др.

интеграция: физическое развитие.

  • снять усталость и напряжение;
  • внести эмоциональный заряд;
  • совершенствовать общую моторику;
  • выработать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью;
  • тренировка скоростных навыков выполнения мыслительных операций.

задачи артикуляционной гимнастики:

  • развитие подвижности языка;
  • развитие достаточной подвижности губ;
  • развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для звуков.

задачи пальчиковой гимнастики:

  • развитие и совершенствование мелкой моторики рук, подготовка кисти руки к письму;
  • развитие умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности;
  • развитие межполушарного взаимодействие (при работе двумя руками), повышается работоспособность коры головного мозга, стимулировать развитие мышления и пространственных представлений.

использовать игру в качестве пособия для физкультурных минуток (подборка физкультурных минуток Приложение 2), артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики.

Дидактическая настольно-демонстрационная игра с элементами этнокультуры народов Бурятии «Жилище»

Ирина Хомякова
Дидактическая настольно-демонстрационная игра с элементами этнокультуры народов Бурятии «Жилище»

Дидактическая настольно-демонстрационная игра с элементами этнокультуры народов Бурятии

(на примере бурятской, русской, эвенкийской, семейской, украинской культуры).

Раздел: жилище

Игра «Подбери орнамент к жилищу»

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается

с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране,

к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Академик Д. С. Лихачёв.

Цель: закрепить названия жилищ разных народов (русская изба, бурятская юрта, эвенкийский чум, украинская хата, семейский дом, отличительные особенности орнаментов разных народов.

Дидактическая задача: учить замечать отличия в украшающих элементах разных жилищ, особенностях орнаментов, элементов орнамента.

Материал: фетровые макеты чума, юрты, русской избы, украинской хаты, семейского дома, элементы орнамента разных народов.

Игровые правила: дети подбирают орнаменты для украшения домов.

Возрастная дифференциация заданий для игры:

Для детей младшего возраста: подбери один элемент орнамента к жилищу.

Для детей среднего возраста: подбери два элемента орнамента к жилищу.

Для детей старшего возраста: подбери все элементы орнамента к соответственному жилищу.

Игра «Найди отличия»

Цель: Закрепить представления о материале, из которого построено жилище, его внутреннем убранстве (русская изба из дерева, юрта из войлока, чум из кожи, хата из глины, дом семейский из дерева).

Дидактическая задача: Учить сравнивать строения, элементы зданий. Развивать наблюдательность, внимание.

Материал: макеты разных жилищ, фишки.

Игровые правила: Дети сравнивают изображения домов, находят отличия по форме, материалу, элементам украшений, наличию окон, из форме, ставни, наличники, и т. д.

Игра «Отгадай-ка».

Цель: Закрепление знаний детей о жилище народов Забайкалья, умении замечать особенности и отличительные элементы в разных строениях.

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о жилище эвенков, бурят, русских, украинцев, семейских. Упражнять в составлении описательного рассказа о предмете, не глядя на него, выделяя существенные признаки. Узнавать предмет по описанию.

Материал: Макеты чума, юрты, избы. Камешек.

Игровые правила: Рассказать о предмете так, чтобы игроки не сразу догадались, о каком жилище идет речь.

Игра «Сравни дома».

Цель: Закрепление у детей умения сравнивать, находить отличия.

Дидактическая задача: Учить детей сравнивать строения, замечать сходство и различия построек. Развивать мышление.

Материал: Парные карточки с изображением разных жилищ: изба-чум, юрта-изба, чум-юрта, и т. д. Можно использовать ИКТ технологии: макеты или изображения домов в компьютере. Фишки.

Игровые правила: Назвать как можно больше сходств и различий.

Игра «Придумай рассказ».

Дидактическая задача: Учить детей придумывать различные ситуации, используя наглядную модель: предметные картинки, изображения людей, домашних животных. Закрепить знания об устройстве жилья, надворных построек бурят, эвенков, русских, семейских, украинцев.

Материал: пять макетов домов из фетра (обратная сторона, которые располагаются на доске или фланелеграфе, между ними стрелки. Набор картинок: дети в национальных костюмах, колодец, коновязь, очаг, печь, другие надворные постройки и предметы жилья. Можно использовать ИКТ.

Игровые правила: Дети составляют рассказы, используя наглядные модели.

«Путешествие по родному городу (селу, деревне)».

Дидактическая задача: Уточнить и закрепить знания о некоторых достопримечательностях города (села, деревни, транспорте, труде жителей разных национальностей. Воспитывать любовь к малой Родине, желание узнать как можно больше.

Читайте также:  Консультация для родителей, чьи дети обучаются по программе 8 вида

Материал: буклеты о городе, фотографии, альбомы, мультимедийные презентации о малой Родине, семейные фото.

Игровые правила: по сигналу находят необходимые фотографии, составляют рассказы по памяти, из опыта, творческие рассказы.

«Современное жилище»

Дидактическая задача: Уточнить и закрепить знания о современных домах, где живут люди. Почему сейчас не живут в юртах? Где ещё есть юрты в городе, что в них находится? Где можно в городе увидеть чум, семейский дом, юрты.

Материал: фото разных жилищ, виртуальная экскурсия в этнографический музей народов Забайкалья, открытки с видами города, деревни, села.

Игровые правила: дети по фотографиям определяют жилье, рассказывают, где его видели. Творческие рассказы по теме.

Настольно-дидактическая игра «Посчитай-ка» Пояснительная записка. Цель игры: закреплять навыки счета в пределах десяти. Задачи: закреплять умение сравнивать числа в пределах десяти.

Дидактическая игра «Придумай слово на букву…» с элементами изобразительной деятельности Для того чтобы создать игровую ситуацию для воспитанников, вызвать их интерес, рекомендуется применять различные игры и игровые упражнения.

Дидактическая игра с элементами ТРИЗ «Сказочный паровоз времени» Дидактическая игра с элементами ТРИЗ-технологий «Сказочный паровоз времени» Цель игры: Учить выстраивать линию развития сюжета знакомой.

Дидактическая игра с элементами ТРИЗ-технологии «Веселый паровозик» Дидактическая игра с элементами ТРИЗ-технологии «Веселый паровозик» Цель: 1) Учит находить и отличать объекты природного и рукотворного.

Дидактическая настольно-печатная игра «Космическое путешествие» Дидактическая настольно-печатная игра “Космическое путешествие” для детей 5-7 лет. Автор: Гузачёва Людмила Николаевна, воспитатель. Игровая.

Дидактическая настольно-печатная игра «Лото «Семена» Дидактическая настольно-печатная игра лото «Семена» Альфия Садыкова Дидактическая настольно-печатная игра лото «Семена» Дидактическая.

Настольно-печатная дидактическая игра «Домино «Армия» Настольно-печатная дидактическая игра “Домино-Армия”Цели и задачи: Познавательное развитие: Расширять представления детей о родной стране,.

Дидактическая игра-ходилка с элементами артикуляционной гимнастики «По дорожке с «Весёлым Язычком» Игра- ходилка “По дорожке с “Весёлым Язычком” Артикуляционная гимнастика- это неотъемлемая составляющая каждого логопедического занятия.

Конспект НОД «Жилище человека» с элементами технологии «Река времени» Конспект «История жилища человека» (использование элементов технологии река «Река времени») Возраст детей – старшая группа Приоритетные.

Настольно-печатная дидактическая игра «Мой Архангельск» Настольно-печатная дидактическая игра «Мой Архангельск» Тема: Настольно-печатная дидактическая игра «Мой Архангельск» Предпосылки:.

Дидактическая игра «В деревне».

Описание игры: на большом листе изображен деревенский пейзаж, во дворе гуляют домашние животные со своими детенышами. Логопед предлагает ребенку помочь животным позвать своих детенышей (логопед дает образец выполнения задания).

– Мы позовем гусенка – Га-га-га.

– Мы позовем мышонка, позовем его тихо-тихо, чтобы не услышала кошка – Пи-пи-пи.

– Мы позовем теленка, мы будем звать его громко, он далеко ушел от коровы – Му-му-му.

– Мы позовем котенка, мы будем звать его ласково – Мяу-мяу.

– А теперь громко-громко позовем щенка – Ав-ав-ав.

(Все фигурки на сюжетной картинке свободно перемещаются, и во время звукоподражательных упражнений фигурки детенышей перемещаются ребенком к их мамам).

5. Развитие слухового внимания – различение неречевых звуков.

Ребенку демонстрируются предметы и звуки, которые издают эти звуки (ложка в стакане, шуршание бумаги, губная гармошка, свисток, колокольчик). Затем предметы убираются за ширму, а ребенку раздаются карточки-сигналы, на которых изображены, эти предметы. Логопед, за ширмой, издает звуки, а ребенок поднимает карточку-сигнал, на которой изображен предмет, издающий звук.

6. Развитие мелкой моторики – укрепление мышц рук.

Ребенок выполняет самомассаж кистей:

♦ Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением скорости (8–10 секунд);

♦ Грецкий орех положить между ладонями и выполнять круговые движения по часовой стрелке (8–10 секунд);

7. Итог занятия – логопед спрашивает у ребенка, звуки каких предметов они сегодня различали на занятии.

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

Заключение

Рекомендуемый в данном пособии дифференцированный логопедический массаж, должен проводиться на каждом индивидуальном занятии, перед артикуляционной гимнастикой, и входит в первый подготовительный блок индивидуального занятия. Целью дифференцированного логопедического массажа при устранении стертой дизартрии является нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры, создание положительных кинестезии в мышцах, которые до этого недостаточно активно участвовали в акте артикуляции звуков.

В подготовительный блок индивидуального занятия. Помимо логопедического массажа, должны быть включены еще артикуляционная гимнастика с функциональной нагрузкой, дыхательные и голосовые упражнения, пальцевая гимнастика.

Основной блок индивидуального занятия посвящается коррекции произносительной стороны, куда мы относим:

♦ Уточнение артикуляционных укладов для постановки конкретного звука;

♦ Слуховая дифференциация звука с оппозиционными фонемами;

♦ Непосредственно постановка звука;

♦ Дифференциация звука в произношении;

♦ Отработка слов сложной слоговой структуры;

♦ Практическое усвоение навыков просодического оформления речи.

В связи с тем, что индивидуальное занятие должно быть насыщено упражнениями из указанных направлений, мы рекомендуем логопедический массаж строго регламентировать в пределах 4–5 минут от индивидуального занятия, при условии, что длительность занятия составляет в ДОУ 15–20 минут. Рекомендуемый нами логопедический массаж проводится не сеансами, а в ходе логопедического занятия.

[1] Ознакомление с зондовым и ручным логопедическим массажем осуществляется на дефектологических факультетах педагогических вузов (специальность 031800 «Логопедия» в рамках курса «Дизартрия».

Для проведения точечного массажа, логопедам необходимо пройти дополнительную подготовку на курсах повышения квалификации.

[2] Рогачева Е.И., Лаврова М.С. Лечебная физкультура и массаж при детских церебральных параличах. – Л., 1977.

[3] СМТ – синусоидальные модулированные токи, применяемые в физиотерапии. См. книгу «Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата», Москва, Советский спорт, 2000 г.

[4] Здесь и далее имеется в виду ногтевой фаланги указательного пальца ребенка, которая примерно соответствует пятому пальцу массажиста. Данные приводятся по работе И.В. Блыскиной и В.А. Ковшикова – С. Петербург 1995 год.

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; Нарушение авторского права страницы

Серия настольных дидактических игр о родном городе

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 25 «Журавушка»

Арсеньевского городского округа

Настольно-печатная дидактическая игра

«В городе Арсеньев есть …»

Автор: Ветрова Елена Павловна, воспитатель МДОБУ дс № 25 «Журавушка»

Эту игру можно использовать в непосредственно образовательной деятельности, во время взаимодействия взрослых и детей в режимных моментах и в самостоятельной игровой деятельности.

Название игры : «Лото «Мой город – Арсеньев»

Возраст детей : 4-6 лет.

Игровая задача: необходимо подобрать картинки-части к соответствующему городскому объекту.

Расширять представления детей о городе, его предприятиях (Арсеньевском молокозаводе, заводе «Прогресс», кинотеатре «Космос», дворце культуры «Прогресс, в котором находится цирковая студия «Веселая арена»). Продолжать воспитывать любовь к родному городу.

Развивать познавательные процессы: внимание, память, мышление и речь.

в 1-м варианте игры может участвовать 1 ребенок. Он должен разложить все предметные картинки на игровые карточки;

во 2-м варианте игры могут участвовать 4 детей (по числу игровых карточек) и ведущий. Ведущим на начальном этапе может быть воспитатель. Далее роль ведущего может выполнять ребенок. Каждому игроку раздается игровая карточка (всего 4 игровые карточки). Ведущий на начальном этапе показывает картинку, рассказывает о изображенном на нем месте или дети сами угадывают место. При повторной игре дети сами называют место, рассказывают о нем. Выигрывает игрок, который первым закрыл всю свою карточку.

Ход игры, организация детей на игру:

Знакомство с игрой.

Ребенку предлагается рассмотреть предметные картинки, которые сложены в одной кучке. Воспитатель объясняет, что приходил Волшебник «Перепут» и все перепутал и что нужно все картинки разложить по своим местам.

Знакомство с игрой.

Воспитатель предлагает детям познакомиться с новой игрой (участвуют 4 детей, остальные могут наблюдать за ходом игры). Дети рассматривают игровые карточки(поля). Педагог объясняет ребятам правила игры. Участники выбирают по желанию игровую карточку. Ведущий-педагог по одной показывает картинки. Ребенок, у которого на карточке есть этот объект, забирает картинку себе и накрывает ей поле карточки.

При повторной игре роль ведущего может исполнять победитель или определяется с помощью считалки.

Уточнение к игре: в дальнейшем игровые карточки (поля) можно дополнить новыми карточками с новыми предприятиями, то есть тем самым расширить игру.

Картинки, которые используются в игре, были найдены в сети Интернет в свободном доступе.

Фотография игры «В городе Арсеньеве есть…»

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 25 «Журавушка»

Арсеньевского городского округа

Настольно-печатная дидактическая игра

Автор: Ветрова Елена Павловна, воспитатель МДОБУ дс № 25 «Журавушка»

Эту игру можно использовать во время взаимодействия взрослых и детей в режимных моментах и в самостоятельной игровой деятельности.

Название игры : «Мемори»

Возраст детей : 5-7 лет.

Игровая задача: отыскать парные карточки и собрать их у себя в как можно большем количестве.

Расширять представления детей о городе, его достопримечательностях.

Продолжать воспитывать любовь к родному городу.

Развивать визуальную память детей, внимательность, усидчивость, образное и логическое мышление.

Подчиняться правилам игры (соблюдение очереди и др.).

Количество играющих от 2 до 6 участников, в зависимости от количества карточек.

Игра ведется двумя одинаковыми колодами карточек, на лицевой стороне которых изображены картинки.

Все карточки перед началом игры перемешиваются и раскладываются рядами лицевой стороной (картинкой) вниз. Игроки по очереди открывают (переворачивают) по 2 карточки. Если открыты одинаковые карточки, то игрок забирает их себе и открывает следующую пару карточек. Если карточки не совпадают – игрок кладёт их на прежнее место лицевой стороной вниз и право хода переходит к следующему участнику. Когда непарные карточки возвращаются на место, все играющие стараются запомнить, где какая картинка лежит.

Побеждает игрок, набравший наибольшее количество карточек.

Ход игры, организация детей на игру:

Детям предлагается рассмотреть предметные картинки, на которых изображены некоторые объекты городской среды, назвать их, рассказать о них. Далее воспитатель предлагает детям, познакомиться с новой игрой. Педагог объясняет ребятам правила игры. В первый раз, воспитатель может начать игру первым. Участник, открывший две одинаковые карточки, забирает их себе. При повторной игре первый игрок определяется считалкой.

Картинки, которые используются в игре, были найдены в сети Интернет в свободном доступе.

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 25 «Журавушка»

Арсеньевского городского округа

Настольно-печатная дидактическая игра

Бродилка «Городской маршрут»

Автор: Ветрова Елена Павловна, воспитатель МДОБУ дс № 25 «Журавушка»

Эту игру можно использовать во время взаимодействия взрослых и детей в режимных моментах и в самостоятельной игровой деятельности.

Название игры : «Бродилка «Городской маршрут»

Возраст детей : 5-7 лет.

Игровая задача: совершить путешествие по городу, познакомиться со всеми достопримечательностями и вернуться обратно.

Расширять представления детей о городе, его достопримечательностях.

Продолжать воспитывать любовь к родному городу.

Развивать познавательные процессы: внимание, мышление и речь.

Упражнять в счете.

Подчиняться правилам игры (соблюдение очереди и др.).

Оборудование: игровое поле с дорожками, кубик для определения количества ходов и фишки разных цветов.

В игре могут участвовать от 2 до 4 игроков.

Нужно поставить фишки на «Старт – «Знак «Автобусная остановка». Игроки ходят по очереди и выполняют пошаговые действия от старта к финишу. В свой ход игрок бросает кубик и переставляет свою фишку вперед ровно на столько шагов, сколько выпало очков на кубике. Фишка игрока может проходить мимо шагов, занятых фишками других игроков или останавливаться на них.

Если фишка остановилась на круге красного цвета – игрок пропускает ход, если фишка остановилась на зеленом круге, то переходит по стрелке на другой круг.

Ход игры, организация детей на игру:

Знакомство с игрой. Воспитатель предлагает новую игру: «В нашем городе много удивительных мест, давайте совершим путешествие по нашему городу на автобусе (машине, велосипеде). Но на дороге всегда соблюдаются некоторые правила передвижения». Объясняет правила игры.

Для начала игроки должны выбрать себе цвет игровой фишки и определить, кто будет ходить первым, бросив кубик. После чего по очереди бросают кубик и передвигаются на выпавшее количество ходов.

Картинки, которые используются в игре, были найдены в сети Интернет в свободном доступе.

Дидактические игры, направленные на обогащение знаний детей дошкольного возраста о родном городе

Дидактическая задача. Формировать у детей наблюдательность, умение находить в зданиях, изображённых на картинках, сходство и различие, активизировать словарь детей, называть исторические памятники города, воспитывать любовь к родному городу.

Игровые правила. Отбирать только одинаковые здания на разных картинках. Выигрывает тот, кто не ошибётся. Парные картинки ищет тот, на кого укажет стрелка.

Игровые действия. Поиск одинаковых картинок. Вращение стрелки.

Дети сидят за столом, на котором разложены картинки. Их много (10 – 12), все они разные, но среди них есть и одинаковые. По указанию стрелки ребёнок к цветной фотографии отыскивает чёрно-белую фотографию, выполненную несколько лет назад с изображением одного и того же здания. Дети называют здания.

Дидактическая игра «Собери картинку»

Дидактическая задача. Упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей, через содержание картинок закреплять знания детей о родном городе, воспитывать любовь к малой Родине.

Игровые правила. За определенное время правильно собрать из частей целую картинку.

Игровые действия. Поиск, складывание частей картинки.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки с изображением достопримечательностей города. Объясняя правила игры, педагог напоминает уже известное правило, как из отдельных частей сложить целую картинку. Раздав картинки, по числу играющих, воспитатель говорит: «Начали!». Дети выбирают нужные части своей картинки. Кто первым сложил картинку, получает фишку. Затем можно обменяться картинками и повторить игру. Необходимо иметь 2 комплекта картинок: один состоит из целых картин, другой из их частей (не менее 9-12).

Дидактическая игра «Путешествие по городу»

Дидактическая задача. Закрепить знания детей о родном городе, названиях улиц, достопримечательностях города.

Игровые правила. Последовательность хода определяется брошенным кубиком, отсчитывается число ходов фишками. Выигравшим считается тот, кто первым дошел до финиша.

Игровые действия. Выбрасывание кубика, продвижение фишкой по игровому полю.

Прежде чем начать игру, воспитатель вместе с детьми рассматривает фотографий, на которых изображены достопримечательности города. Проводится краткая беседа о названиях улиц и зданиях города.

Затем объясняются правила игры; передвигаться по игровому полю можно только с помощью фишки, каждый раз отсчитывать столько кружков, сколько их будет указано на кубике, учитывая, что красный круг означает – пропусти ход, зелёный — двигайся назад, синий — вперед.

Победителем будет тот, кто не ошибётся, правильно отсчитает фишки и первым доберётся до указанного места.

Дидактическая игра «Мой город»

Игровая задача. Закрепить знания о достопримечательностях города. Определить исторические памятники, место их расположения, дать их описание.

Игровые правила и игровые действия зависят от варианта игры. Схема маршрута на карте может меняться.

Дидактический материал. Игровое поле, на котором отмечено расположение наиболее интересных памятных мест, карточки такого же размера с изображениями памятников и др. Содержание карточек зависит от варианта игры: 1 – изображение и название достопримечательностей; 2 — описание памятных мест; 3 — цифры, указывающие местоположение памятника на схеме.

В игре могут принимать участие 4-5 детей. На столе раскладывается карта-схема города, дети получают карточки с изображением памятных мест. Воспитатель предлагает отправиться на экскурсию по городу и перемешивает карточки с описаниями, положив их «рубашками» верх. Игра может постепенно усложниться.

1 вариант. Ведущий достает карточки, называя памятник и цифру, обозначающую его местонахождение на карте. Ребята, у которых есть карточка с изображением названной достопримечательности, закрывает ею соответствующее место на схеме.

2 вариант. Ведущий достает карточки с описанием, читает текст, не называя памятник и цифру, которая обозначает его расположение. Дети должны догадаться, о чем именно говорит педагог, назвать памятник или историческое место, найти его по карте и выложить нужную карточку.

3 вариант. Ведущий достает карточки с цифрами. Дети, у которых есть карточка с изображением соответствующей цифры памятника, произносит нужное название и рассказывает о нем. Игра заканчивается, когда все отмеченные на схеме места будут закрыты карточками. Побеждает участник, выложивший свои карточки первым.

Настольно-печатные игры для детей 5-6 лет в детском саду: картотека

Под настольно-печатной игрой понимается вид деятельности детей в детском саду, целью которого является нахождение решения конкретной задачи аналитическим способом. Игра представлена в форме наглядного пособия.

Использование этой части предметно-развивающей среды направлено на:

  • развитие дисциплинированности и способности завершать начатое;
  • улучшение внимания, мыслительных процессов, воображения и речевых навыков;
  • фиксирование приобретенных знаний и умений;
  • формирование умения работать в команде, дружелюбности и способности к сотрудничеству.

Использование игр позволяет выявить сферу интересов детей, определяя их предпочтения во время игры. Разнообразный материал учит дошкольников обобщать предметы по определённому признаку, отличать их друг от друга в зависимости от применения и назначения. Также ребенок в ходе игры замечает взаимосвязи между предметами и учится составлять целое из полученных частей.

Важным игровым моментом является необходимость выбрать себе партнера для взаимодействия и найти своё место в группе. Дети распределяются на пары или тройки, при этом большое количество воспитанников в группе существенно усложняет задачу.

Воспитателю отводится роль направляющего в игре, он подталкивает детей к правильным действиям, а не руководит процессом. Также не стоит забывать о похвале и поощрении успехов дошкольников.

В картотеку настольно-печатных игр для детей в возрасте 5-6 лет, используемых в детском саду, относят следующие материалы:

  • домино;
  • шашки;
  • паззлы с разным количеством деталей;
  • картинки, складывающиеся из кубиков, рисунок на гранях которых относится к определенному изображению;
  • мозаики;
  • дидактические игры в картинках.

Использование игр затрагивает зрительное восприятие, которое является важным элементом образовательного процесса в ДОУ. Для включения печатного педагогического материала в деятельность детей необходимо помнить, что принцип визуализации подразумевает наличие наглядного образца. То есть, чтобы собрать паззл, ребёнку потребуется исходная целая картинка в качестве примера.

Визуальное восприятие развивают такие игры, как мозаики, карточки с изображениями животных и растений, сюжетные картинки. С этой же целью включаются в работу дидактические материалы в виде карты-поля с набором фишек и кубиков.

Выбор игры с учётом особенностей возрастного развития ребенка

Выбор игрового материала обусловлен возрастной группой детей. В возрасте 5-6 лет настольно-печатные игры учитывают такие особенности развития, как:

  • необходимость работы в небольших группах (2-4 человека). Для этого подойдут лото и домино с картинками, кубики, паззлы (например, «Сложи узор»).
  • осознанность командной работы. Этой особенности отвечают игры из предыдущего пункта и другие, например, игры с картой-полем. Активно используются материалы на закрепление знаний о видах транспорта, использовании предметов;
  • в этом возрасте возможно проявление нетерпимости в отношении помощи воспитателя или другого взрослого, что требует самостоятельности в игровом процессе. У старшего сохраняется роль ведущего. Подойдет занятие с обозначением противоположных понятий, задания на усвоение профессий.

При работе с детьми следят, чтобы всем хватило реквизита. У каждого ребенка должен быть свой набор карточек, фишек или часть паззла. При первом знакомстве с материалом воспитанникам понадобится время на изучение предложенного прежде, чем начнется игра. В старшей группе детям предлагаются разные сюжеты паззлов, поскольку сам процесс объединения элементов уже отходит на второй план. При наличии свободного времени дети могут обменяться наборами элементов мозаики.

Примеры настольно-печатных игр для детей в возрасте 5-6 лет

Готовая картотека настольно-печатных игр для детей 5-6 лет в детском саду должна отвечать особенностям возраста и включать материалы разной тематики. В картотеку игр могут быть добавлены:

Игра «В гостях у сказки»

Эта игра направлена на социально-эмоциональное развитие воспитанников. В процессе дошкольник учится разрешать проблемные ситуации и взаимодействовать с другими детьми в ходе обсуждения и поиска решения. Комплект материалов включает:

  • 8 или более игровых полей;
  • карточки с историей, в которой содержится проблемная ситуация;
  • фигурки сказочных персонажей.

Игра особенно эффективна в небольшом коллективе. Игровые поля и герои расставляются на столе, при этом каждое поле пронумеровано. Карточки с номерами располагаются на столе лицевой стороной вниз. Когда воспитанник берет карточку и называет номер, ведущий описывает суть проблемной ситуации, которую дошкольник должен решить.

Пример игровой ситуации:

  • Буратино и Мальвина вместе играли в песочнице. У девочки не получались куличики и она заплакала, а Буратино начал над ней смеяться. Как лучше было бы поступить на месте Буратино?

Вариант решения: играть вместе намного интереснее, Буратино должен был помочь Мальвине, а не дразнить её.

  • Мышка, зайчик и лягушка играли на полянке около теремка. К ним подлетел комарик, ему захотелось присоединиться к игре, но он постеснялся. Как поступить в это ситуации?

Вариант решения: комарик должен был приветливо поздороваться и спросить, можно ли присоединиться к игре.

Игра «Подбери слова»

Игра, способствующая развитию связной речи у детей. Также она позволяет расширить словарный запас. В комплекте 12 карточек с картинками и 96, на которых написаны слова. Каждый ребенок должен получить картинку. Если детей больше, следует подготовить дополнительный материал.

Ведущий показывает карточку со словами, дети их читают. Забирает карточку воспитанник, к картинке которого слова подходят по смыслу. Картотеку настольно-печатных игр для детей 5-6 лет пополняют такой игрой и с целью закрепить навык чтения.

  • магазин: деньги, весы, прилавок, продавец, витрина, покупатель, касса, чек;
  • море: рыба, корабль, медуза, моряк, волна, остров;
  • цирк: клоун, дрессировщик, арена, фокусник, жонглер;
  • лес: шишка, белка, тропинка, сосна, гриб, ёжик.

Игра «Лабиринт»

Детям раздаются листы, на которых напечатан лабиринт. Концами лабиринта являются кошка и котенок, курица и цыпленок и т. д. Дошкольник должен карандашом прочертить путь от одного персонажа к другому. Такая игра развивает мышление, укрепляет логические связи и позволяет натренировать руку для письма.

Игра «Снежная королева»

Игровой процесс, основанный на сюжете известной сказки. Воспитанники перемещают фигурки по полю, попадая в различные ситуации. В процессе развивается логика, память и зрительное восприятие.

Игра «Зоологическое лото»

Используются карточки с изображениями зверей и птиц, помогающие усвоить названия животных, развивать внимание и память.

При работе с игровым материалом не стоит забывать о хронометраже занятия, который помогает эффективнее воспринимать информацию и соблюдать дисциплину во время игры. Рекомендуется такой порядок:

  • введение — 1-2 минуты. Воспитатель рассказывает детям о назначении разложенных материалов, напоминает или поясняет правила игры;
  • 3-8 минут занимает непосредственно действие, в ходе которого ведущий направляет участников;
  • подведение итогов — 1-2 минуты. Воспитатель обязательно хвалит каждого ребенка, независимо от того, кто лучше остальных справился с заданием.

В зависимости от выбранной игры, у дошкольников развивается мелкая моторика, речевые навыки, познавательные процессы, память и внимание. Кроме того, воспитывается умение соблюдать правила и взаимодействовать с коллективом.

Настольно-печатные игры для ДОУ, включенные в картотеку, незаменимы как на учебных занятиях, так и во время самостоятельной деятельности детей. Они дают возможность увлечь воспитанников, в то же время объясняя различные понятия в игровой форме. Дошкольники 5-6 лет положительно реагируют на инициативу взрослого, с удовольствием включаясь в игровой процесс. Разнообразие проводимых занятий позволяет индивидуально подойти к каждому ребенку и группе детей в целом.

Об авторе: Рогозина Валентина Ивановна, воспитатель, опыт работы более 20 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Ссылка на основную публикацию