Нарушения голоса – причины и профилактика

Нарушения голоса — причины и профилактика
статья

Нарушения голоса- расстройства,характеризующиеся частичным или полным отсутствием фонации.Нарушения голоса чаще всего встречаются у лиц голосоречевых профессий, испытывающих большую речевую нагрузку,у подростков в пубертатном периоде,детей и взрослых с различной речевой патологией.В связи с этим необходимо проводить разьяснительную работу среди педагогов по данной теме.Одной из форм такой работы и является консультативная деятельность специалистов.

Скачать:

ВложениеРазмер
statya.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Нарушения голоса. Причины и профилактика.

Одной из главных причин нарушения голоса является его перенапряжение. Неправильное использование гортанного механизма может вызвать повреждение самих голосовых складок и нарушить координированную работу мышц гортани. Перенапряжение голоса может вызвать гипер- или гипофункциональные нарушения. Многие нарушения голоса начинаются с чрезмерного напряжения мышц голосового аппарата. Это явление называются гиперфункцией. При длительной гиперфункции мышцы истощаются и теряют необходимый тонус, ослабевает их аддукция. Это состояние названо гипофункцией. Неправильное использование голоса, называемое перенапряжением, может быть причиной органических нарушений. Существуют следующие формы перенапряжения голоса: крик, визг, напряженная вокализация, чрезмерная разговорчивость, реверсивная фонация (вокализация на вдохе), взрывная вокализация, твердая голосовая атака, частое откашливание и разговор в очень шумной обстановке. Вредное воздействие на голос могут оказать курение, употребление алкоголя, работа в пыльном помещении. К перенапряжению голоса относят также неправильное использование высоты тона и громкости. Громкая речь часто сопутствует чрезмерной разговорчивости и твердой голосовой атаке. Громкоговорящие семьи и семьи с большим числом детей склонны к неправильным голосовым привычкам.

Крик, визг, вопль, громкие восклицания

При крике, визге, вопле, громких восклицаниях происходит чрезмерное напряжение гортани, что может привести к раздражению голосовых складок. Дети любого возраста нередко перенапрягают голос, особенно во время игр и занятий спортом. Мальчики в период мутации голоса часто кричат во время занятия спортом. Привычка кричать и визжать во время игры вызывает хроническую охриплость, нарушает необходимую для фонации координацию мышц, приводит к образованию узелков голосовых складок. Резкий крик может вызывать прилив крови, гематому, повреждение мышц или суставов гортани. У мальчиков и юношей чаще возникает дисфония, чем у девочек и девушек-подростков. Это подтверждает общее мнение, что мальчики более склонны к крику и радостным восклицаниям, чем девочки, скорее всего это связано с природой их игр и спортивных занятий. Дети, у которых энергия бьет через край, терзают свои голосовые складки криком и визгом до тех пор, пока не появятся узелки крикунов». В период полового созревания возникает нестабильность мышц голосового аппарата, и поэтому в это время следует избегать перенапряжения голоса. Однако именно в этот период дети очень часто напрягают голос.

У ребенка, который много и громко говорит на высоких тонах, часто возникают патологические изменения гортани. При правильном использовании голоса не происходит повреждения голосовых складок, какой бы энергичной ни была вокализация. Если ребенок долго и энергично говорит, то при этом происходит перенапряжение голоса, которое иногда приводит к образованию узелков. Более того, если у ребенка голос имеет нормальную громкость и высоту, но он говорит с утра до вечера, то это также является перенапряжением голоса.

Кашель и откашливание

У многих детей с дисфункцией гортани отмечены частый кашель и откашливание. Во время кашля скорость воздуха в трахее достигает скорости звука (около 320 м/сек), на уровне гортани она снижается до скорости урагана (около 45 м/сек), на уровне губ — примерно 7 м/сек). У большинства детей школьного возраста с нарушениями голоса отмечается в анамнезе рецидивирующий кашель. Нарушение голоса может быть вызвано также чрезмерным смехом и криком. Во время кашля происходят очень сильные периодические ундуляции (скопление жидкости в полостях) этих нежных структур, оказывающие на них вредное влияние. У людей, которые во время разговора делают перерыв, чтобы откашляться, недостаточно смазывается весь голосовой механизм. Это происходит из-за недостаточной продукции слизи, особенно железами, расположенными в желудочках гортани. Причиной неадекватного смазывания могут быть эмоциональные факторы, включающие боязнь сцены; заболевания носа и придаточных пазух; злоупотребление алкоголем и курением; употребление лекарств, которые подавляют секрецию слизи и слюны; недостаточная влажность воздуха.

Неправильные громкость и высота голоса

Обычно громкость и высота голоса у детей находятся в пределах допустимых норм, однако некоторые из них ежедневно травмируют голос, периодически разговаривая слишком громко и на слишком высоких тонах. Привычка говорить (или петь) слишком громко вредна для механизма голосообразования. Привычка говорить чрезмерно высоким голосом может быть важным этиологическим фактором гиперфункциональной дисфонии. Это особенно справедливо в отношении тех лиц, которым приходится говорить в шумной обстановке и которые вынуждены повышать громкость голоса и его высоту. Повышение громкости голоса в ответ на окружающий шум вредно влияет на голосовой аппарат. Люди, род занятий которых связан с использованием голоса, хорошо чувствуют свой голосовой статус и контролируют громкость, учитывая отрицательное влияние шума. Непрофессионалы в шумной обстановке, напротив, почти автоматически повышают громкость и зачастую не замечают перенапряжения голоса.

Причиной многих функциональных нарушений голоса, особенно изменений гибкости, качества, высоты тона и громкости, являются психические нарушения или плохая приспособляемость к окружающей среде. Причинами функциональных нарушений могут быть также следующие психические факторы: особенности личности, дефекты характера, эмоциональная нестабильность, плохие взаимоотношения между родителями и ребенком. Эти факторы часто взаимосвязаны и взаимозависимы, и не всегда удается отделить один от другого. Психические факторы могут вызвать самые различные нарушения голоса, например, охриплость, резкость, придыхание, гиперназальность, изменение громкости, афонию. Так, чрезмерная агрессивность проявляется привычкой говорить очень громко. Охриплость может быть тесно связана с отрицательными эмоциями и психической травмой. У неуправляемого и слишком активного ребенка может быть грубый, хриплый голос.

Ученые считают, что формирующийся у ребенка голос зависит от того, как он подражает окружающим его взрослым и с кого берет пример в процессе овладения речью, качество голоса во многом зависит от степени удовольствия, которое ребенок получал от голосовой игры в раннем возрасте. Для нормального развития ребенка необходимо как можно больше говорить с ним еще в довербальный период и во время голосовой игры. Нарушение голоса у ребенка может возникнуть в результате подражания окружающим его людям с нарушениями голоса. Одной из причин возникновения нарушений голоса у детей является подражание плохим примерам. Ребенок учится не только языку, но и манере речи. Так, мать, называя какой-то новый предмет или явление, показывает ребенку и манеру произнесения этого слова. У крикливой матери и ребенок говорит на повышенных тонах. По мере роста он знакомится с новыми детьми и взрослыми, не которых из них он может выбрать в качестве примера для подражания. Обычно это происходит неосознанно, но в некоторых случаях он вполне сознательно подражает другому ребенку или взрослому, желая быть похожим на него. Такое подражание может начаться в раннем детстве и продолжаться в период полового созревания и позднее. Детям и подросткам с дисфункцией гортани (как при наличии органической патологии, так и без нее) показаны специальные лечебные голосовые процедуры. Логопеда особенно интересует лечение узелков голосовых складок, других органических изменений мышечной патологии, которые возникают в результате неадекватного использования голоса и его перенапряжения.

Цели терапии состоят в том, чтобы:

устранить или уменьшить перенапряжение голоса;

Нарушения голоса: органические и функциональные. Симптомы, диагностика и коррекция

Нарушения голоса — группа расстройств голосовых функций, обусловленных патологическими процессами и явлениями как в самих органах звукотворения, так и в нервной системе. В таких состояниях меняются тембр, высота, тональность, появляются болезненные ощущения, необходимо прикладывать много сил для того, чтобы говорить. При нарушениях голоса фонация может исчезнуть вовсе или происходить с нарушениями.

Пациенты с такими проблемами нуждаются в консультации ЛОРа, более узкого специалиста — фониатора и/или логопеда.

В группе риска находятся представители тех специальностей, работа которых связана с активным говорением или пением. И если в вокалистов предусмотрена профилактика нарушения голоса, то в значительной части педагогов наблюдаются патологические изменения его звуковых параметров.

Классификация

Есть 2 критерия распределения патологических изменений фонации — по степени и по происхождению с механизмом протекания.

Степень нарушения голоса:

  • дисфония — пациент может говорить громко, но при этом звук получается сиплым, хриплым, слабым, резким, неотрегулированным;
  • афония — громкость, привычная для разговорной речи, исчезает. Для говорения доступен только шепот.

Для органических и функциональных нарушений голоса характерна такая двухуровневая классификация:

Нарушения фонации органического происхождения:

  • центральные: искажение, потеря голоса в результате дизартрии и её более глубокой формы — анартрии, возникающие в следствии нарушения работы ЦНС;
  • периферические: искажение, потеря голоса из-за болезней гортани, при патологическом строении носовой и ротовой полостей.

Нарушения голоса из-за функциональных расстройств:

  • центральные, которые проявляются в виде 2 заболеваний: истерического мутизма, как реакции на отрицательные эмоции высокого градуса, и психогенной афонии, возникающей тоже на фоне стресса, но отличающейся характером проявления;
  • периферические: гипо- и гипертонусные изменения работы мышц гортани, ослабление голосовых связок и патологические изменения звучания голоса — мутации).

При лечении и коррекции нарушений голоса причины его патологического изменения являются факторами, определяющими ход терапии, план коррекционной работы.

Симптомы

Формы проявления афонии, дисфонии помогают определить характер речевых нарушений и предположить механизм их возникновения.

Так, при органических нарушения расстройство речи проявляется следующим образом:

  • дискомфорт в области гортани, болевые ощущения при говорении;
    утомление, рефлекторный кашель, дискоординация речи и дыхания — всё это указывает на парез гортани;
  • нарастающие нарушения голоса часто свидетельствуют о прогрессирующих новообразованиях;
  • у детей неправильная фонация сопровождается задержкой развития, трудностями в установлении контактов из-за недоразвитой функции говорения.

При функциональных нарушениях развивается такая картина:

  • отсутствие контроля над темпом и громкостью речи, которые при соблюдении голосового режима проходят;
  • признаками спазмов гортани служат боли в затылке, шеи, шепотная речь;
  • резкая потеря голоса при том, что способность выдавать громкие звуки при кашле и смехе, остаётся является симптомом истерического мутизма.

Причины

  1. Паралитическое поражение мышц гортани из-за паралича возвратного нерва. Если нарушения возникли с одной стороны, наблюдается дисфония, с обеих сторон — афония.
  2. Поражение височных, лобных долей в результате травм головы, кровоизлияний в мозг. В первом случае пациент не осмысливает сказанное другим, из-за чего теряется смысл говорения. Второй тип поражения обуславливает «телеграфную речь». А при сбоях в зонах вторичной коры проявляются артикуляционные нарушения.
  3. Проявление этих болезней в детском возрасте могут спровоцировать тяжёлые генные заболевания. Например, синдром Дауна.
  4. Инфекционные заболевания, в особенности — наложенные на профессиональные особенности деятельности.
  5. Нодозные образования на голосовых складках в виде полипов, кист, фиброзов и узеков, которые часто появляются у вокалистов.
  6. При сахарном диабете, тириодите и прочих эндокринных заболеваниях, когда и происходит патологическая мутация. Также к этой категории относятся побочные действия лучевой терапии.
  7. Систематическое нахождение в условиях, где воздух сухой, а температура выше или значительно ниже нормы. Не последнюю роль играет состав окружающего воздуха: вдыхание токсических газов приводит к воспалению лёгких, трахеи, гортани.
  8. Пубертатный период, во время которого физиологическая мутация является проявлением процесса полового созревания.

Перечень причин патологической фонации огромен. В некоторых случаях наблюдается несколько взаимосвязанных факторов. Поэтому при расстройствах фонации важна комплексная диагностика, которая помогает составить полную картину того, что происходит в организме.

Диагностика

В процессе поиска причин нарушения голоса принимают участие оториноларинголог, невролог и фониатр. Первый осматривает, направляет на ларингоскопию, второй изучает характер деятельности ЦНС, проводит при надобности электромиографию, а фониатр назначает стробоскопию — исследование голосовых связок под нагрузкой.

Задача логопеда — изучить характер звуков речи, для чего он анализирует голос по диагностической карте нарушений. Логопедическая диагностика — это оценка особенностей фонационного и физиологического дыхания, изучение алгоритма голосообразования. Если есть предположение о развитии опухолевых новообразований, обязательна компьютерная томограмма.

Коррекция

Планирование коррекционных мероприятий включает 4 составляющих:

  • медикаментозная терапия, направленная на ликвидацию воспаления и регенерацию слизистых оболочек гортани;
  • при ЛОР-патологиях органического характера — хирургическое вмешательство;
    общеукрепляющее лечение в виде массажа, лечебной физкультуры,
  • физиотерапевтических мероприятиях;
  • логопедия: при нарушениях голоса логопедические занятия назначают как можно раньше. Это связано с тем, чтобы предотвратить укоренение патологической подачи голоса. У Орловой о формах исправления нарушений голоса подробно изложено.

Логопедические задачи очень широки. Например, у больных с удалённой гортанью формируют навык говорения через пищевод. Также специалист помогает снять напряжение, связанное с дефектами речи, что помогает избежать невротизации фонационного симптома. Не последнюю роль играет помощь психолога, в круг задач которого входит выявление пускового механизма для формирования истерического мутизма.

Профилактика

Помимо соблюдения голосового режима, важно научить не форсировать голос — не усиливать его без надобности. Своевременное лечение ОРВИ, инфекционных болезней дыхательных путей — универсальный способ предотвратить хронитизацию дисфонии. Также нужно исключить приём горячей пищи, которая вызывает ожоги как рта, так и глотки.

Людям, которые профессионально занимаются вокалом или занимаются преподавательской деятельностью нужно научиться диафрагмальному дыханию, правильной подаче голоса. Важно исключить курение, употребление продуктов, раздражающих слизистую оболочку горла — семечки, сухарики.

8. Основные причины нарушения голоса. (см.7)

Причины расстройства голоса многообразны. К ним относятся заболевания гортани, носоглотки, легких; перенапряжение голоса; снижение слуха; заболевания нервной системы; несоблюдение гигиены разговорного и певческого голоса и др.

Одним из нарушений голоса, встречающихся у детей младшего школьного возраста, является дисфония. При дисфонии голос бывает слабый, хриплый. Если вовремя не обратить на это внимание, то нарушение может принять затяжной характер и привести к возникновению органических изменений в голосовом аппарате. К дисфонии может привести постоянное перенапряжение голоса в результате слишком громкого разговора, пения, крика; несоблюдение основных правил гигиены голоса при пении (несоответствие звукового диапазона песни среднему диапазону голоса ребенка определенного возраста); частое подражание голосам кукол (высокий, резкий голос Буратино), голосам взрослых, резким свисткам паровоза, гудкам автомобиля. Развитию дисфонии могут также способствовать аденоидные разрастания в носу, которые затрудняют носовое дыхание и приучают ребенка дышать ртом. При ротовом дыхании вдыхается воздух, который не очищается, не согревается и не увлажняется, как это бывает при носовом дыхании, вследствие чего возникают хронические воспалительные процессы в слизистой оболочке гортани, голос становится хриплым.

Школе и семье для профилактики нарушений голоса надо постоянно следить за состоянием носоглотки детей и правильным пользованием голосом, не допуская вышеперечисленных ошибок. Особое значение это имеет по отношению к детям, только что перенесшим заболевания верхних дыхательных путей. Некоторое время таким детям не следует давать большой нагрузки на голос, т. е. не требовать от них громкой речи и пения. Если у ребенка длительное время (1-2 недели) наблюдается охрипший голос, его нужно направить к отоларингологу и затем выполнять все указания врача.

9. Функциональные нарушения голоса. Причины и механизмы нарушений.

Функциональные нарушения голоса у детей встречаются в логопедической практике реже, чем у взрослых. В последнее время возросло число детей с функциональными нарушениями голоса, что связано с гриппозными эпидемиями и пандемиями, острыми респираторными инфекциями и аллергическими заболеваниями. Поэтому необходимость своевременной и точной диагностики этих нарушений, соблюдения мер профилактики и гигиены голоса, а также устранения стойких нарушений голоса логопедическими упражнениями не утратила своей актуальности и в настоящее время.

Наиболее распространенными и многообразными являются функциональные нарушения голоса. Они не сопровождаются воспалительными или какими-либо анатомичесми изменениями гортани. Встречающиеся в педагогической литературе утверждение о более легком устранении функ­циональных нарушений, по сравнению с органическими, весьма спорны, так как первые представляют для специа­листов значительные трудности в связи со сложностью их этиологии и патогенеза.

Причины функциональной пато­логиимогут быть самые разнообразные: голосовое пере­утомление, плохая постановка голоса, различные инфек­ционные заболевания и влияние психических факторов. Иногда несколько из перечисленных причин выступают в совокупности и определение «пускового» момента затруд­нительно.

Длительно протекающие функциональные изменения могут вызывать псевдоорганические наслоения в виде ги­перемии (покраснения) слизистой оболочки гортани, отеч­ности и утолщения голосовых складок. Все это затрудня­ет диагностику функциональных нарушений, которые могут рецидивировать, а лица, страдающие такой пато­логией, склонны к фиксации на своем дефекте длитель­ное время.

К периферическим функциональным нарушениямотно­сятся фонастения, гипо- и гипертонусные афонии и дисфонии.

1) Фонастения – нарушение голоса в ряде случаев, осо­бенно на начальных стадиях,не сопровождаемое видимы­ми объективными изменениями в голосовом аппарате. Дан­ное нарушение имеет профессиональный характер и развивается у лиц голосоречевых профессий.

Проявляетсяфонастения в нарушении координации дыхания и фонации, невозможности владения голосом — усиливать и ослаблять звучание, в появлении детонации и ряда субъективных ощу­щений. Острые формы могут сопровождаться афонией.

В литературе нет единой точки зрения на причину воз­никновенияфонастении. Одни исследователи считают при­чиной психические травмы и эмоциональные перегрузки. Другие видят причину в несоблюдении охранительного го­лосового режима при воспалительных заболеваниях верх­них дыхательных путей.

А. Митронович-Моджеевска относит фонастению к дви­гательным неврозами считает ее врожденным координационным нарушением.

Аналогичные нарушения, возникающие вследствие перенапряжения и утомления голосового аппарата, она квалифицирует как ложную фонастению четко разграничивает ее с врожденной. Отечественные следователи такого разделения не придерживаются.

2) Гипотонусная дисфония (афония)обусловлена, как правило, двусторонними миопатическими парезами, т.е. парезами внутренних мышц гортани. Они возникают при некоторых инфекциях (ОРВИ, гриппе, дифтерии), а также при сильном перенапряжении голоса. Страдают мышцы суживающие голосовые складки. При функциональных нарушениях внутренних мышц гортани повреждение затрагивает одну мышцу, чаще одну пару мышц (поскольку почти все они парные). При гипотонусе голосовые складки в момент фонации полностью не смыкаются, между ними остается щель, форма которой зависит от того, какая пара мышц страдает (рис. 4).

Патология голоса может проявляться от легкой осиплости до афонии с явлениями голосового утомления, напряжения и боли в мышцах шеи, затылка грудной клетки.

3) Гипертонусные (спастические)нарушения голоса связаны с повышением тонуса гортанных мышц с преобладанием тонического спазма в момент фонации. Причины возникновения полностью не изучены, но развиваются спастические дисфонии и афонии у лиц, форсирующих голос.

Гипертонус может охватывать голосовые и вестибулярные складки. При попытках фонации голос или не возникает совсем, или появляется резко искаженный, глухой звук. Иногда наблюдается отсутствие смыкания голосовых складок (гипотонус) с напряженным смыканием вестибу­лярных (гипертонус). Образующийся при этом специфи­ческий грубый, монотонный звук называют ложноскладочным.

Перегрузка голосового аппарата при несоблюдении ох­ранительного режима в период мутации может привести к нарушению функции внутренних мышц гортани в виде гипо- и гипертонуса.

4) Ринофонияиринолалиястоят несколько обособленно среди других голосовых нарушений, так как их патофизио­логический механизм заключается в неправильной функ­ции мягкого нёба органического или функционального ха­рактера. Призакрытой ринофонииносовые согласные приобретают ротовое резонирование, гласные теряют звуч­ность, тембр становится неестественным.

Открытая ринофонияпроявляется в патологической назализации всех ротовых звуков, голос при этом слабый, сдавленный. Дефекты голоса помимо нарушенного резони­рования обусловлены тем, что мягкое нёбо функционально связано с внутренними мышцами гортани и влияет на сим­метрию и тонус голосовых складок. По данным И.И. Ерма­ковой (1984), ринолалия в 70-80% сопровождается фонас­тенией и гипотонусной дисфонией.

К функциональным нарушениям голоса центрально­го происхожденияотносится функциональная, или пси­хогенная, афония. Возникает она внезапно как реакция на психотравмирующую ситуацию у лиц, склонных к ис­терическим реакциям, чаще у девочек и женщин. При полном отсутствие голоса сохраняются звучный кашель и смех, это является важным диагностическим призна­ком. Форма несмыкания голосовых складок при обследо­вании очень изменчива, что тоже свидетельствует о психогенном нарушений. Функциональная афония может протекать длительно, а после восстановления голоса воз­можны рецидивы.

К центральным функциональным нарушениямотносятся психогенные, или истерические, или гипокинетические (СНОСКА:Гипокинезия гортани— пониженная двигательная функция гортани) афонии и дисфонии. У детей они встречаются редко, чаще у истеричных девочек в пубертатном периоде.

На истерическом невротическом фоне при наличии сильного эмоционального стресса возникает очаг запредельного торможения в центральной нервной системе, в результате чего нарушается регуляция процесса голосообразования со стороны коры головного мозга, прекращается подача нервных импульсов определенной частоты к голосовым складкам. При этом часто диагностируется паралич возвратного нерва (функциональный, истерический), а также дряблость, слабость мышц гортани.

Голос может появиться неожиданно на фоне эмоциональной лабильности, исчезновения истерических реакций. В других случаях происходит закрепление патологического рефлекса голосообразования и возникает стойкая афония или дисфония, требующая специального психоневрологического и логопедического воздействия.

Нарушения голоса: органические и функциональные. Симптомы, диагностика и коррекция

Нарушения голоса — группа расстройств голосовых функций, обусловленных патологическими процессами и явлениями как в самих органах звукотворения, так и в нервной системе. В таких состояниях меняются тембр, высота, тональность, появляются болезненные ощущения, необходимо прикладывать много сил для того, чтобы говорить. При нарушениях голоса фонация может исчезнуть вовсе или происходить с нарушениями.

Пациенты с такими проблемами нуждаются в консультации ЛОРа, более узкого специалиста — фониатора и/или логопеда.

В группе риска находятся представители тех специальностей, работа которых связана с активным говорением или пением. И если в вокалистов предусмотрена профилактика нарушения голоса, то в значительной части педагогов наблюдаются патологические изменения его звуковых параметров.

Классификация голосовых расстройств

В медицине нарушения голоса делятся по степени проявления расстройства на:

  • дисфонию — расстройство, при котором уменьшается сила голоса, изменяется его окраска и высота. При дисфонии голос хрипнет, понижается, становится осипшим;
  • афонию — расстройство, во время которого голос исчезает полностью. При афонии человек может только шептать.

По механизму развития данные нарушения делятся на:

Исходя из локализации поражений голосового аппарата, расстройства голоса бывают:

  • центральными — расстройство голоса, возникшее в результате патологических процессов, происходящих в середине голосового аппарата;
  • периферическими — патологические изменения происходят в периферической части голосового аппарата.

Общие сведения

Нарушения голоса – группа голосовых расстройств, характеризующихся частичным или полным отсутствием фонации. Нарушения голоса чаще встречаются у лиц голосоречевых профессий (преподавателей, лекторов, актеров, певцов и др.), испытывающих большую речевую нагрузку, у подростков в пубертатном периоде, детей и взрослых с различной речевой патологией (ринолалией, дизартрией, алалией, заиканием, афазией). Так, нарушениями голоса страдают около 60% педагогов, 6-24% подростков в период мутации и 41% детей с речевыми проблемами. В свою очередь, нарушения голоса препятствуют полноценному развитию речи и коммуникации, ухудшают нервно-психическое состояние, накладывают ограничения на выбор профессии.

Нарушения голоса являются медико-социальной проблемой, поэтому изучаются медицинскими и педагогическими дисциплинами – отоларингологией (и ее узкоспециализированным разделом — фониатрией), неврологией, психиатрией, логопедией (и ее узкоспециализированным направлением — фонопедией).

Причины нарушения голоса

К нарушениям голоса часто приводят следующие факторы:

  • параличи и парезы голосообразующих органов;
  • патологические процессы в коре или структуре головного мозга, в проводящих нервных путях;
  • ДЦП;
  • наличие воспалительных процессов в голосовых связках;
  • неправильное строение голосового аппарата;
  • воспаление гортани хронического характера;
  • травмы или ожоги верхней части дыхательного горла;
  • наличие новообразований в горле;
  • наличие рубцов в гортани после операции;
  • операция по удалению верхней части дыхательного горла;
  • психическая травма;
  • заболевания эндокринной сферы;
  • вредные привычки;
  • операции, в ходе которых удаляются гортань и голосовые связки;
  • принадлежность к женскому полу.

Признаки органических нарушений голоса

При длительном воспалении гортани нарушение голоса происходит из-за разрушения нейромышечного синапса и неполного смыкания голосовых связок. Данное состояние сопровождается такими симптомами, как повышенная утомляемость, изменения звучания голоса, а иногда и полное его отсутствие. Ларингит могут сопровождать такие неприятные симптомы, как боль, першение, царапанье.

Признаки органических нарушений, вызванных наличием новообразований в верхней части дыхательного горла, усиливаются по мере их роста. После операций на гортани пациенты всегда сталкиваются с голосовыми расстройствами. При полном удалении гортани пациент полностью теряет голос, его дыхание сбивается.

При парезах гортани, а также атрофических параличах голос часто исчезает полностью или становится хриплым. Это состояние часто сопровождает рефлекторный кашель, сбои в дыхании и речевое переутомление. При этом нарушение звучания голоса и дыхания могут сильно усугубить состояние.

Анартрия и дизартрия сопровождаются понижением голоса. Кроме того, он становится слишком тихим и однотонным.

Органические нарушения голоса часто являются причиной отставания детей в речевом развитии. Такие дети неправильно произносят звуки, им сложнее адаптироваться в обществе, что может стать причиной низкой самооценки. При возникновении нарушений голоса в зрелом возрасте человек может стать профессионально непригодным.

Формирование дыхания, задействованного в речи

Речевые нарушения поможет предотвратить укрепление и совершенствование грудобрюшного типа дыхания, а также выработка долгой воздушной струи направленного характера.

Здесь необходимо освоить три шага:

  • Увеличение потенциала дыхательного аппарата ребенка.
  • Тренировка долгого выдоха с одновременным звучанием гласных.
  • Работа над речевым выдохом.

Соответственно, эти шаги можно освоить в рамках гимнастики на дыхание, которая для каждого конкретного случая должна составляться специалистом.

Комплекс занятий рекомендуется выполнять как разминку после утреннего подъема и/или во время ежедневной прогулки.

Признаки функциональных нарушений голоса

Наиболее часто нарушения голоса вызывают функциональные болезни голосового аппарата, то есть когда его двигательная функция остается в норме, нет анатомических изменений.

Одним из самых частых нарушений голоса является фонастения. С ней часто сталкиваются люди речевых профессий. Реже она возникает в результате переутомления, ослабления защитных сил организма, психотравмирующих ситуаций. Обычно пациенты в данном случае жалуются на чрезмерную утомляемость голоса, невозможность долго разговаривать, возникновение охриплости после разговора, болевые ощущения в горле и наружных мышцах гортани.

Гипотонусная дисфония, возникшая из-за пареза гортани, повлекшего за собой несмыкание голосовых связок, сопровождается осиплостью, быстрой утомляемостью. Такие больные часто вынуждены говорить шепотом.

Судорожное сжатие гортанных мышц может спровоцировать возникновение гипертонусной дисфонии. При ней голос огрубевает и глухо звучит. Человек, страдающий афонией, полностью утрачивает свой голос.

При патологической мутации переменчивость голоса сохраняется и после окончания подросткового возраста.

Практически все больные с функциональным нарушением голоса жалуются на охриплость и осиплость, неспособность контролировать звучание голоса.

Идём к врачу

Часто опасные заболевания гортани принимают за простуду, бронхит или астму, ведь симптомы этих болезней бывают похожи. Поэтому при стойкой длительной осиплости пациенты часто думают, что они недостаточно выздоровели после простуды, и пытаются усиленно лечиться. Но если осиплость сохраняется более двух недель, это повод насторожиться.

Чтобы развеять опасения, визита к терапевту, увы, недостаточно. Только осмотр у лор-специалиста, на котором используется специальное диагностическое оборудование, начиная от гортанного зеркала, которое есть в любой поликлинике, и заканчивая такими методами, как ларингоскопия жёстким эндоскопом, фиброларингоскопия, стробоскопия, позволит выявить причину заболевания.

Не стоит затягивать с визитом к врачу. Дело в том, что многие онкологические заболевания гортани на начальной стадии протекают без ярко выраженных симптомов и болевых ощущений. Человек не обращает внимания, что в голосе появилась небольшая хрипотца, и считает, что это результат усталости или чрезмерного курения. Но без серьёзных причин такой картины быть не может.

К сожалению, к врачам часто попадают пациенты с 3–4-й степенью рака, которые длительное время игнорировали свою охриплость и обратились за помощью, лишь когда заметили ощущение некоего кома в горле, а это уже признак запущенного заболевания, которое потребует сложного хирургического лечения.

Диагностика голосовых расстройств

Наиболее точный диагноз при голосовых нарушениях врач может поставить, исходя из данных анамнеза, осмотра и некоторых других видов исследования.

Для диагностики может понадобиться проведение непрямой ларингоскопии, осуществляемой при помощи зеркала и лобной лампы. Если данная процедура не дала необходимого результата, ее можно провести с помощью гибкого фиброоптического ларингоскопа. Данная процедура выполняется под местным обезболиванием. При остром воспалении гортани у пациента можно увидеть покраснение гортани без наличия отделяемого. С помощью данного исследования можно обнаружить также доброкачественные и злокачественные опухоли гортани.

При травмировании гортанного нерва у пациента может произойти паралич голосовой связки с одной стороны. При обнаружении данной патологии врач должен провести дополнительное обследование для обнаружения факторов, спровоцировавших это состояние.

Во время обследования шеи врач должен исключить наличие зоба. При обнаружении увеличенных в размерах надключичных лимфоузлов врач может заподозрить у пациента наличие новообразований в пищеводе.

Во время обследования органов грудной клетки специалист должен исключит у пациента спадание доли легкого и воспаление плевры, что часто сопровождает рак легких.

В некоторых случаях может понадобиться проведение лабораторных и инструментальных исследований, которые включают в себя:

  • СОЭ — выполняется при воспалении гортани, новообразованиях;
  • РГК — при злокачественных опухолях легких;
  • тензилоновая проба — для пациентов с аутоиммунными нервно-мышечными заболеваниями;
  • компьютерная томография шейного отдела — назначается больным раком гортани или щитовидной железы для определения ее стадии;
  • компьютерная томография органов грудной клетки — выполняется при опухолях в легких, увеличении диаметра грудной аорты;
  • эндоскопия — назначается при подозрении на рак пищевода;
  • аортография дуги аорты;
  • ОАК — назначается пациентам с воспалением гортани;
  • биопсия — при опухолях щитовидной железы.

Некоторым больным рекомендуется дополнительно обследоваться у фониатра и невропатолога.

Диагностические мероприятия

Диагностикой и лечением заболеваний, при которых садится голос, занимаются ЛОР-врачи, терапевты, невропатологи. Врач во время беседы с пациентом без труда заподозрит проблему — услышит голос и поймет, что он сел. Основная задача – выяснить причину расстройства.

Схема диагностических мероприятий стандартна:

  • Выслушивание жалоб больного,
  • Сбор анамнестических данных,
  • Лабораторные анализы,
  • Ларингоскопия и ларингостробоскопия,
  • Компьютерная томография гортани и шейного отдела позвоночника,
  • МРТ основания черепа и головного мозга,
  • Консультация фониатра.

Проанализировав полученные результаты проведенных исследований, специалист поставит окончательный диагноз и назначит необходимую терапию.

Лечение нарушений голоса

Лечение нарушений голоса необходимо начинать по принципу «чем раньше, тем лучше». Это нужно для предупреждения закрепления навыков аномального голосоведения и улучшения прогноза заболевания.

Для нормализации функций голосового аппарата необходимо выяснить точную причину нарушения. Если причиной заболевания стала слишком большая нагрузка на голосовые связки, рекомендуется уменьшить речевую нагрузку. Кроме этого, рекомендуется избегать стрессовых ситуаций, которые могут негативно отразиться на ЦНС.

Перед проведением работы по выработке правильных голосовых навыков пациенту рекомендуется пройти курс лечебной физкультуры и научиться правильно дышать. Таких пациентов логопеды учат находить опору дыхания и удлинять фонационный выдох.

Кроме этого, врач может назначить массаж шеи и проведение физиотерапевтических процедур. При органических причинах нарушения голоса специалист может проводить медикаментозную терапию, а в некоторых случаях даже назначить хирургическое лечение заболевания ЛОР-органов. При этом наилучшего результата можно добиться, используя медикаментозную терапию в сочетании с различными упражнениями.

Также врач может порекомендовать проведение дыхательной гимнастики и выполнение фонопедических упражнений. Нарушение голоса у детей лечат логопеды и ЛОР-врачи. Лечение детей нужно проводить как можно раньше. Это необходимо для того, чтобы патология не мешала им в дальнейшем полноценно жить и работать.

Специфика дыхания у обладающих проблемами с речью

  1. Оно довольно неглубоко, ритмически неустойчиво. При физических нагрузках или эмоциональном перевозбуждении легко нарушается.
  2. Выдох короткий и прерывистый с постепенным ускорением
    .
  3. Вдыхая и выдыхая, ребенок может подергивать головой и плечами, а также испытывать напряжение в мышцах лица и шеи.
  4. Струя воздуха слабая, при говорении она проходит вдоль щек, чем объясняется появление хлюпающих звуков в речи.
  5. Наблюдается задержка дыхания или добавочные вдохи.
  6. Процесс говорения осуществляется и на вдохе, и на выдохе.

Прогноз и способы предотвращения нарушений голоса

Огромное количество заболеваний — включая болезни дыхательной системы, а также системы органов, обеспечивающих циркуляцию крови в организме, патологии эндокринной сферы и слухового аппарата, вредные факторы, травмы голосового аппарата — может спровоцировать расстройство голоса. Результат от лечения зависит от множества факторов, включая причины, вызвавшие патологию, и начало проведения лечения. При сильных видоизменениях голосового аппарата или параличах голос часто невозможно восстановить до прежнего состояния, хотя и можно улучшить его звучание. Функциональные нарушения голоса обычно устраняются полностью, хотя у некоторых пациентов, не выполняющих указания логопеда, случаются рецидивы заболевания. Огромную роль также играет желание пациента вылечиться.

Профилактика нарушений голоса заключается в отказе от вредных привычек — таких, как курение и употребление алкоголя. Также не рекомендуется громко разговаривать и петь, кричать на морозе. Рекомендуется проводить профилактику и своевременное лечение простудных заболеваний. При простудах нужно придерживаться голосового режима. Людям голосоречевых профессий рекомендуется научиться диафрагмальному дыханию и правильной подаче голоса.

При обнаружении каких-либо подозрительных симптомов нужно как можно скорее обратиться к врачу.

Речевое дыхание и его развитие по этапам


Специалисты выделяют три возрастных этапа развития речевого дыхания
У дошколят процесс сонастройки дыхания, звукоизвлечения и говорения происходит постепенно. Вместе с этим происходит и становление речевого дыхания.

До 4 лет

В этом возрасте родители довольно часто могут наблюдать, что ребенок как-будто захлебывается в процессе говорения. Связано это с тем, что малыши, пытаясь произнести что-то, говорят и при вдохе, и при выдохе, и между ними.

5-6 лет

Процесс синхронизации дыхания и говорения все еще продолжается. Но на данном этапе произнесение слова или начала фразы приходится на вдох. Однако на то, чтобы произнести всю фразу, выдоха пока еще не хватает. И где-то в ее середине ребенок делает дополнительный вдох.

До 10 лет

Синхронизация дыхания, звукоизвлечения и говорения завершается между 7 и 10 годами. Примерно к этому же возрасту финализируются и процессы в становлении речевого дыхания.

Нарушения голоса

Нарушения голоса – это различные расстройства голосовой функции, обусловленные патологическим состоянием органов голосообразования. Нарушения голоса проявляются его недостаточной силой, высотой, искажением тембра, голосовым утомлением, першением, болью, «комком» в горле. При нарушениях голоса пациент должен быть проконсультирован отоларингологом и фониатром с исследованием голосовой функции, а также обследован логопедом. Преодоление нарушений голоса включает медицинские мероприятия (медикаментозное или хирургическое лечение, ФТЛ, психотерапию) и логопедическое воздействие (голосовой режим, дыхательную и артикуляционную гимнастику, фонопедические упражнения и др.).

МКБ-10

Общие сведения

Нарушения голоса – группа голосовых расстройств, характеризующихся частичным или полным отсутствием фонации. Нарушения голоса чаще встречаются у лиц голосоречевых профессий (преподавателей, лекторов, актеров, певцов и др.), испытывающих большую речевую нагрузку, у подростков в пубертатном периоде, детей и взрослых с различной речевой патологией (ринолалией, дизартрией, заиканием). Так, нарушениями голоса страдают около 60% педагогов, 6-24% подростков в период мутации и 41% детей с речевыми проблемами. В свою очередь, нарушения голоса препятствуют полноценному развитию речи и коммуникации, ухудшают нервно-психическое состояние, накладывают ограничения на выбор профессии.

Нарушения голоса являются медико-социальной проблемой, поэтому изучаются медицинскими и педагогическими дисциплинами – отоларингологией (и ее узкоспециализированным разделом – фониатрией), неврологией, психиатрией, логопедией (и ее узкоспециализированным направлением – фонопедией).

Причины

Органические причины

Центральные органические нарушения голоса связаны с параличами и парезами голосовых связок, обусловленными поражением ствола или коры головного мозга, проводящих нервных путей. Центральные органические нарушения голоса встречаются у детей с детским церебральным параличом.

Причинами периферических органических нарушений голоса выступают различные воспалительные заболевания или анатомические изменения голосового аппарата. В их числе:

  • хронические ларингиты;
  • ожоги и травмы гортани;
  • периферические парезы и параличи (при поражении возвратного нерва);
  • «певческие узелки»;
  • опухоли (папилломатоз) гортани;
  • послеоперационные рубцы и стенозы гортани;
  • состояние после резекции гортани или ларингэктомии.

Функциональные причины

При функциональных нарушениях голоса деятельность голосового аппарата нарушается при отсутствии органических повреждений. Центральные функциональные нарушения голоса (психогенная афония) является следствием острой психотравмирующей ситуации. Чаще возникает у женщин, склонных к невротическим реакциям.

Периферические функциональные нарушения голоса по типу фонастении могут быть вызваны чрезмерными голосовыми нагрузками, несоблюдением голосового режима при респираторных заболеваниях. Патологическая мутация голоса у подростков может быть обусловлена эндокринными нарушениями, ранним курением, перегрузкой голосового аппарата в этот период.

К гипотонусной дисфонии и афонии чаще всего приводит двусторонний миопатический парез (парез внутренних мышц гортани), вызванный ОРВИ, дифтерией, гриппом, сильным напряжением голоса. Развитие гипертонусной (спастической) дисфонии и афонии, как правило, связано с чрезмерным форсирование голоса.

Классификация

По степени расстройства фонации выделяют дисфонию (частичное нарушение силы, высоты и тембра голоса) и афонию (отсутствие голоса). При дисфонии голос становится глухим, хриплым, сиплым, немодулированным, срывающимся, быстроиссякающим, иногда – назализованным. Афония характеризуется полным отсутствием звука голоса и возможностью говорить лишь шепотом. По причинам и механизмам фонационных расстройств различают:

1. Функциональные нарушения голоса:

  • центральные (психогенная афония или истерический мутизм)
  • периферические (фонастения, гипотонусная и гипертонусная дисфония или афония, патологическая мутация)

2. Органические нарушения голоса:

  • центральные (дисфония и афония при дизартрии и анартрии)
  • периферические (дисфония и афония при заболеваниях гортани; ринофония).

Симптомы нарушений голоса

Органические нарушения голоса

Нарушения голоса при хронических ларингитах обусловлены поражением нервно-мышечного аппарата гортани и несмыканием голосовых складок. Дефект голоса выражается утратой нормального звучания, сильной утомляемостью, иногда – невозможностью выполнения голосовой нагрузки. Характерны неприятные субъективные ощущения в горле – царапанье, першение, саднение, ощущение «комка», боль, давление.

В случае периферических параличей и парезов гортани голос может отсутствовать совсем или иметь хриплое звучание. Нарушение голоса сопровождается сильным речевым утомлением, рефлекторным кашлем, поперхиванием, расстройством дыхания. Дискоординация фонации и дыхания значительно утяжеляет дефект.

Нарушения голоса, связанные с доброкачественными и злокачественными опухолями гортани развиваются постепенно, по мере роста образований. После любого, даже щадящего оперативного вмешательства на гортани возникают преходящие голосовые нарушения. При удалении гортани человек полностью лишается голоса; при этом резко нарушается функция дыхания, поскольку происходит разобщение трахеи и глотки.

При центральных парезах и параличах гортани, наблюдаемых при дизартрии и анартрии, голос становится слабым, тихим, прерывистым, глухим, монотонным, нередко – с назальным оттенком.

Органические нарушения голоса, возникшие у ребенка раннего возраста, сопровождаются отставанием в речевом развитии, задержкой накопления словаря и развития грамматических структур, нарушением звукопроизношения, трудностями коммуникации и ограничением социальных контактов. Нарушения голоса, развившиеся во взрослом возрасте, могут обусловливать профессиональную непригодность.

Функциональные нарушения голоса

Будучи периферическим функциональным нарушением голоса, фонастения является профессиональным «заболеванием» лиц голосоречевых профессий. К проявлениям фонастении относятся невозможность произвольно регулировать звучание голоса, (усиливать или ослаблять), прерывание (осечки) и быстрая утомляемость голоса, охриплость. В остром периоде фонастении голос может пропадать совсем. В большинстве случаев фонастения не требует лечения; голос восстанавливается самостоятельно после периода отдыха.

При гипотонусной дисфонии вследствие пареза внутренних мышц гортани развивается несмыкание голосовых складок, что проявляется осиплостью голоса, голосовым утомлением, болями в мышцах шеи и затылка; в тяжелых случаях возможна только шепотная речь. При гипертонусной дисфонии, обусловленной тоническим спазмом гортанных мышц, голос искажается, становится глухим, грубым; при афонии – не возникает совсем.

Патологическая мутация может выражаться в сохранении высокого звучания голоса после истечения пубертатного периода, неустойчивости голоса (чередовании низких и высоких тонов), дисфоничном звучании и т. д.

Функциональное нарушение голоса центрального характера (истерический мутизм, психогенная афония) характеризуется полной одномоментной потерей голоса, невозможностью шепотной речи, но при этом сохранным звучным смехом и кашлем. Важным дифференциальным признаком является изменчивость формы несмыкания голосовых складок. Течение психогенного нарушения голоса длительное, возможны неоднократные рецидивы после восстановления голоса.

Диагностика

Установление причин нарушений голоса проводится отоларингологом, фониатром, неврологом; исследование основных характеристик голоса – логопедом. Алгоритм обследования включает:

  1. ЛОР-диагностику. Для выявления анатомических или воспалительных изменений голосового аппарата выполняется ларингоскопия; с целью оценки функции голосовых складок – стробоскопия. В диагностике опухолевых поражений незаменимы рентгенография и МСКТ гортани. Для получения сведений о функции мышц гортани проводится электромиография. С помощью электроглоттографии оцениваются изменения голосового аппарата в динамике.
  2. Логопедическое обследование. Включает оценку анамнеза, жалоб, особенностей голоса, характера голосообразования и голосовой атаки, физиологического и фонационного дыхания, темпо-ритмических и интонационных характеристик речи; определение времени максимальной фонации.

Коррекция нарушений голоса

Медицинские мероприятия

Содержание лечебной работы при различных нарушениях голоса зависит от причин и характера расстройства фонации. Так, при функциональных нарушениях голоса решающее значение придается общеукрепляющему лечению, массажу передней поверхности шеи, ЛФК, физиотерапии, соблюдению голосового режима. При органических нарушениях голоса проводится общая и местная медикаментозная терапия (эндоларингеальное введение лекарственных препаратов, ингаляции), по показаниям – хирургическое лечение ЛОР-патологии (удалении избыточной ткани голосовых складок, резекция гортани, ларингэктомия и др.).

Логопедическая коррекция

Логопедическую работу по восстановлению нарушений голоса следует начинать как можно раньше, чтобы предупредить фиксацию патологической голосоподачи, добиться лучших результатов, предотвратить развитие невротических реакций на дефект. Основные направления коррекционной работы включают психотерапию, коррекцию дыхания, развитие координации фонации и артикуляции, автоматизацию достигнутых навыков и введение голоса в свободное речевое общение.

На логопедических занятиях по коррекции дисфонии используется дыхательная и артикуляционная гимнастика, фонопедические упражнения. У больных после экстирпации гортани проводится работа над формированием пищеводного голоса.

Восстановленным считается громкий голос при правильном речевом дыхании, отсутствии утомляемости и неприятных субъективных ощущений. Примерные сроки логопедической работы при нарушениях голоса составляют 2-4 месяца.

Прогноз

Эффективность коррекции нарушений голоса во многом зависит от их причины, сроков начала лечения и логопедических занятий. При грубых анатомических изменениях голосового аппарата и центральных параличах обычно удается достичь лишь той или иной степени улучшения. Нарушения голоса функционального характера, как правило, устраняются полностью, однако при несоблюдении рекомендаций логопеда возможны рецидивы. Важное значение в успехе коррекции нарушений голоса принадлежит организованности и настойчивости пациента.

Профилактика

С целью предупреждения нарушений голоса необходимо воспитание правильных голосовых привычек (не форсировать голос), профилактика простудных заболеваний, отказ от курения и алкоголя, приема чрезмерно охлажденной и горячей пищи. Лица голосоречевых профессий должны владеть навыками диафрагмального дыхания и правильной голосоподачи. Любую, даже самую малую, простуду недопустимо переносить на ногах; в период болезни следует соблюдать щадящий голосовой режим.

Нарушения голоса

Нарушения голоса — это полное или частичное отсутствие фонации или ее расстройство, вызванное патологическими изменениями в голосообразующих органах.

  • Классификация голосовых расстройств
  • Причины нарушения голоса
  • Признаки органических нарушений голоса
  • Признаки функциональных нарушений голоса
  • Диагностика голосовых расстройств
  • Лечение нарушений голоса
  • Прогноз и способы предотвращения нарушений голоса

В медицине есть два термина, обозначающих нарушения голоса. Это афония — абсолютная потеря голоса, дисфония — ухудшение его качества, силы и окраски звука. Но эти термины обозначают лишь степень выраженности патологии. Причиной развития всех расстройств являются различные патологические изменения в голосообразующих органах. Кроме таких распространенных расстройств голоса, как утрата силы или видоизменение тембра, существует еще голосовое переутомление и огромное количество ощущений, связанных с сенсорными нарушениями, например, частое першение в горле, вызывающее кашель, комок в горле, помехи. Эти признаки нарушений имеются практически при каждой патологии, но проявляются они неодинаково.

Время от времени с нарушениями голоса сталкивается практически каждый человек. Заболевание возникает одинаково часто в разных возрастных группах. За последние 20 лет данная патология стала встречаться гораздо чаще. Это объясняется расширением количества процедур по реаниматологии. На данный момент врачи вынуждены проводить детям некоторые виды операций, чтобы спасти им жизнь. К сожалению, побочным эффектом таких вмешательств часто становится нарушение голоса.

Кроме того, с каждым годом количество больных хроническим ларингитом увеличивается. Попытки самостоятельно заниматься пением часто приводят к избыточным нагрузкам на голосовые связки и увеличивают риск развития патологий голоса. При несвоевременной медицинской помощи эти дети рискуют навсегда остаться с неполноценным голосовым аппаратом.

Согласно статистике, сегодня 60 человек из 10 тысяч имеют хронические заболевания голосообразующих органов. Около 30-40% людей голосоречевых профессий страдают данными заболеваниями. Очень часто разные расстройства голоса диагностируются у педагогов и работников детских воспитательных заведений.

Коррекция нарушений голоса — важнейшая задача логопедии. Не так давно врачи разработали систему педагогического воздействия для людей с нарушениями голоса, назвав ее фонопедия. Фонопедия — это педагогическое воздействие, суть которого заключается в выполнении различных упражнений для улучшения дыхания и функций нервно-мышечного аппарата верхней части дыхательного горла. В ходе занятий пациенты учатся говорить с минимальной нагрузкой на артикуляционный аппарат и добиваться при этом наилучшего акустического эффекта.

Классификация голосовых расстройств

В медицине нарушения голоса делятся по степени проявления расстройства на:

  • дисфонию — расстройство, при котором уменьшается сила голоса, изменяется его окраска и высота. При дисфонии голос хрипнет, понижается, становится осипшим;
  • афонию — расстройство, во время которого голос исчезает полностью. При афонии человек может только шептать.

По механизму развития данные нарушения делятся на:

Исходя из локализации поражений голосового аппарата, расстройства голоса бывают:

  • центральными — расстройство голоса, возникшее в результате патологических процессов, происходящих в середине голосового аппарата;
  • периферическими — патологические изменения происходят в периферической части голосового аппарата.

Причины нарушения голоса

К нарушениям голоса часто приводят следующие факторы:

  • параличи и парезы голосообразующих органов;
  • патологические процессы в коре или структуре головного мозга, в проводящих нервных путях;
  • ДЦП;
  • наличие воспалительных процессов в голосовых связках;
  • неправильное строение голосового аппарата;
  • воспаление гортани хронического характера;
  • травмы или ожоги верхней части дыхательного горла;
  • наличие новообразований в горле;
  • наличие рубцов в гортани после операции;
  • операция по удалению верхней части дыхательного горла;
  • психическая травма;
  • заболевания эндокринной сферы;
  • вредные привычки;
  • операции, в ходе которых удаляются гортань и голосовые связки;
  • принадлежность к женскому полу.

Признаки органических нарушений голоса

При длительном воспалении гортани нарушение голоса происходит из-за разрушения нейромышечного синапса и неполного смыкания голосовых связок. Данное состояние сопровождается такими симптомами, как повышенная утомляемость, изменения звучания голоса, а иногда и полное его отсутствие. Ларингит могут сопровождать такие неприятные симптомы, как боль, першение, царапанье.

Признаки органических нарушений, вызванных наличием новообразований в верхней части дыхательного горла, усиливаются по мере их роста. После операций на гортани пациенты всегда сталкиваются с голосовыми расстройствами. При полном удалении гортани пациент полностью теряет голос, его дыхание сбивается.

При парезах гортани, а также атрофических параличах голос часто исчезает полностью или становится хриплым. Это состояние часто сопровождает рефлекторный кашель, сбои в дыхании и речевое переутомление. При этом нарушение звучания голоса и дыхания могут сильно усугубить состояние.

Анартрия и дизартрия сопровождаются понижением голоса. Кроме того, он становится слишком тихим и однотонным.

Органические нарушения голоса часто являются причиной отставания детей в речевом развитии. Такие дети неправильно произносят звуки, им сложнее адаптироваться в обществе, что может стать причиной низкой самооценки. При возникновении нарушений голоса в зрелом возрасте человек может стать профессионально непригодным.

Признаки функциональных нарушений голоса

Наиболее часто нарушения голоса вызывают функциональные болезни голосового аппарата, то есть когда его двигательная функция остается в норме, нет анатомических изменений.

Одним из самых частых нарушений голоса является фонастения. С ней часто сталкиваются люди речевых профессий. Реже она возникает в результате переутомления, ослабления защитных сил организма, психотравмирующих ситуаций. Обычно пациенты в данном случае жалуются на чрезмерную утомляемость голоса, невозможность долго разговаривать, возникновение охриплости после разговора, болевые ощущения в горле и наружных мышцах гортани.

Гипотонусная дисфония, возникшая из-за пареза гортани, повлекшего за собой несмыкание голосовых связок, сопровождается осиплостью, быстрой утомляемостью. Такие больные часто вынуждены говорить шепотом.

Судорожное сжатие гортанных мышц может спровоцировать возникновение гипертонусной дисфонии. При ней голос огрубевает и глухо звучит. Человек, страдающий афонией, полностью утрачивает свой голос.

При патологической мутации переменчивость голоса сохраняется и после окончания подросткового возраста.

Практически все больные с функциональным нарушением голоса жалуются на охриплость и осиплость, неспособность контролировать звучание голоса.

Диагностика голосовых расстройств

Наиболее точный диагноз при голосовых нарушениях врач может поставить, исходя из данных анамнеза, осмотра и некоторых других видов исследования.

Для диагностики может понадобиться проведение непрямой ларингоскопии, осуществляемой при помощи зеркала и лобной лампы. Если данная процедура не дала необходимого результата, ее можно провести с помощью гибкого фиброоптического ларингоскопа. Данная процедура выполняется под местным обезболиванием. При остром воспалении гортани у пациента можно увидеть покраснение гортани без наличия отделяемого. С помощью данного исследования можно обнаружить также доброкачественные и злокачественные опухоли гортани.

При травмировании гортанного нерва у пациента может произойти паралич голосовой связки с одной стороны. При обнаружении данной патологии врач должен провести дополнительное обследование для обнаружения факторов, спровоцировавших это состояние.

Во время обследования шеи врач должен исключить наличие зоба. При обнаружении увеличенных в размерах надключичных лимфоузлов врач может заподозрить у пациента наличие новообразований в пищеводе.

Во время обследования органов грудной клетки специалист должен исключит у пациента спадание доли легкого и воспаление плевры, что часто сопровождает рак легких.

В некоторых случаях может понадобиться проведение лабораторных и инструментальных исследований, которые включают в себя:

  • СОЭ — выполняется при воспалении гортани, новообразованиях;
  • РГК — при злокачественных опухолях легких;
  • тензилоновая проба — для пациентов с аутоиммунными нервно-мышечными заболеваниями;
  • компьютерная томография шейного отдела — назначается больным раком гортани или щитовидной железы для определения ее стадии;
  • компьютерная томография органов грудной клетки — выполняется при опухолях в легких, увеличении диаметра грудной аорты;
  • эндоскопия — назначается при подозрении на рак пищевода;
  • аортография дуги аорты;
  • ОАК — назначается пациентам с воспалением гортани;
  • биопсия — при опухолях щитовидной железы.

Некоторым больным рекомендуется дополнительно обследоваться у фониатра и невропатолога.

Лечение нарушений голоса

Лечение нарушений голоса необходимо начинать по принципу «чем раньше, тем лучше». Это нужно для предупреждения закрепления навыков аномального голосоведения и улучшения прогноза заболевания.

Для нормализации функций голосового аппарата необходимо выяснить точную причину нарушения. Если причиной заболевания стала слишком большая нагрузка на голосовые связки, рекомендуется уменьшить речевую нагрузку. Кроме этого, рекомендуется избегать стрессовых ситуаций, которые могут негативно отразиться на ЦНС.

Перед проведением работы по выработке правильных голосовых навыков пациенту рекомендуется пройти курс лечебной физкультуры и научиться правильно дышать. Таких пациентов логопеды учат находить опору дыхания и удлинять фонационный выдох.

Кроме этого, врач может назначить массаж шеи и проведение физиотерапевтических процедур. При органических причинах нарушения голоса специалист может проводить медикаментозную терапию, а в некоторых случаях даже назначить хирургическое лечение заболевания ЛОР-органов. При этом наилучшего результата можно добиться, используя медикаментозную терапию в сочетании с различными упражнениями.

Также врач может порекомендовать проведение дыхательной гимнастики и выполнение фонопедических упражнений. Нарушение голоса у детей лечат логопеды и ЛОР-врачи. Лечение детей нужно проводить как можно раньше. Это необходимо для того, чтобы патология не мешала им в дальнейшем полноценно жить и работать.

Прогноз и способы предотвращения нарушений голоса

Огромное количество заболеваний — включая болезни дыхательной системы, а также системы органов, обеспечивающих циркуляцию крови в организме, патологии эндокринной сферы и слухового аппарата, вредные факторы, травмы голосового аппарата — может спровоцировать расстройство голоса. Результат от лечения зависит от множества факторов, включая причины, вызвавшие патологию, и начало проведения лечения. При сильных видоизменениях голосового аппарата или параличах голос часто невозможно восстановить до прежнего состояния, хотя и можно улучшить его звучание. Функциональные нарушения голоса обычно устраняются полностью, хотя у некоторых пациентов, не выполняющих указания логопеда, случаются рецидивы заболевания. Огромную роль также играет желание пациента вылечиться.

Профилактика нарушений голоса заключается в отказе от вредных привычек — таких, как курение и употребление алкоголя. Также не рекомендуется громко разговаривать и петь, кричать на морозе. Рекомендуется проводить профилактику и своевременное лечение простудных заболеваний. При простудах нужно придерживаться голосового режима. Людям голосоречевых профессий рекомендуется научиться диафрагмальному дыханию и правильной подаче голоса.

При обнаружении каких-либо подозрительных симптомов нужно как можно скорее обратиться к врачу.

Читайте также:  Творческий рассказ по четверостишию - конспект логопедического занятия
Ссылка на основную публикацию