Нарушение голоса при заболевании щитовидной железы

НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА ПРИ СОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ

Нарушения голоса при заболеваниях верхних дыхательных путей • Эндокринные заболевания как причина нарушений голосовой функ­ции • Нарушения голоса при заболеваниях опорно-двигательного аппарата

Многие хронические заболевания органов и систем, не входя­щих в состав голосового аппарата, могут стать причиной непол­ноценности его функционирования даже в случае отсутствия ка­ких-либо изменений в самой гортани. Сюда относятся заболева­ния легких, сердечно-сосудистой, нервной и эндокринной систем.

Отрицательно сказываются на состоянии голоса и хронические заболевания органов грудной и брюшной полости из-за наруше­ния способности диафрагмы двигаться нормально. При появле­нии даже небольших участков воспаления в легких подвижность диафрагмы уменьшается, в результате чего меняется тембр голо­са, наступает его быстрая утомляемость, возникают боли в горта­ни даже при незначительной голосовой нагрузке. Описаны симп­томы высокого стояния диафрагмы и выраженные изменения аку­стических свойств голоса при туберкулезе легких, даже при не­большом первичном очаге.

Нередко нарушения голоса являются только симптомом како­го-либо заболевания. Поэтому, если у больного не выявлено из­менений со стороны голосового аппарата, его необходимо под­вергнуть тщательному и всестороннему обследованию. Так, на­пример, охриплость голоса может послужить первым признаком таких заболеваний, как рак верхушки легкого и рак щитовидной железы, и других заболеваний органов грудной клетки.

Гортань — гормонально зависимый орган. Голосовой аппарат находится под влиянием желез внутренней секреции не только в период роста и развития организма, но и в течение всей жизни человека.

Голосовые расстройства у девочек в период полового созрева­ния сопровождаются сухостью, першением, покалыванием, а иногда и болями в горле, охриплостью. Такие нарушения чаще всего объясняют острыми респираторными заболеваниями, в связи с чем проводят неправильное лечение. У женщин голосовые расстройства могут возникать за несколько дней до менструации или непосредственно во время нее, при этом голос становится туск­лым, низким. Поэтому в этот период женщинам с голосоречевыми профессиями следует ограничить речевую нагрузку.

При использовании контрацептивных препаратов вследствие андрогенного эффекта прогестеронового компонента — гестагена — могут появляться признаки вирилизации голоса. Для исклю­чения подобных осложнений применение этих препаратов долж­но ограничиваться сроком до 3 месяцев. При обнаружении самых незначительных изменений в тембре голоса, даже без какого-либо сужения голосового диапазона, необходимо прекратить их при­ем, так как на более поздних стадиях изменения могут стать не­обратимыми.

В последние годы при некоторых инфекционных и других забо­леваниях, после тяжелых травм и ожогов, сопровождающихся потерей белка, стали использовать анаболические стероиды — нерабол, ретаболил и др. Их применение также может привести к голосовым нарушениям у женщин: быстрой утомляемости голо­са, исчезновению высоких тонов из диапазона, более низкому звучанию. Может также появиться оволосение на лице и на ногах. И все эти изменения очень медленно регрессируют после отмены препарата.

Установлена тесная связь между голосовыми расстройствами и нарушениями функции щитовидной железы. При снижении уров­ня гормонов щитовидной железы (гипотиреозе) отмечаются бы­страя утомляемость и слабость голоса, охриплость, сужение диа­пазона за счет выпадения высоких звуков; голос становится при­глушенным из-за резкого снижения тонуса голосовых мышц. У большинства больных, страдающих гипотиреозом, наблюдает­ся студневидный отек голосовых складок. Для этих больных характерны также сухость и бледность кожных покровов, одутловатость лица, пастозность конечностей.

При диффузном токсическом зобе, сопровождающемся увели­чением количества гормонов, выделяемых щитовидной железой (гипертиреозе или тиреотоксикозе), голосовые расстройства про­являются быстрыми периодическими изменениями высоты и тем­бра, легко наступающей и выраженной утомляемостью голоса, ощущением «стягивания» в области гортани.

Расстройства голоса могут быть связаны и с нарушениями функции коры надпочечников. При ее недостаточности наблюда­ются слабость и быстрая истощаемость голоса, особенно усилива­ющиеся в вечерние часы и сопровождающиеся ощущением «стя­гивания» в области гортани, вплоть до полной приостановки раз­говорной речи. Назначение дезоксикортикостерона при болезни Аддисона позволяет значительно улучшить голос. Гиперфункция коры надпочечников, что наблюдается в основном при ее опухолях, у женщин сопровождается синдромом вирилизации — появ­ляется голос, похожий на мужской, происходит значительное су­жение диапазона.

Таким образом, если у больных с гормональными нарушения­ми возникает дисфония, применение ингаляций и других физио­терапевтических процедур по этому поводу, как правило, оказы­вается неэффективным: голосовая функция будет улучшаться по мере нормализации гормонального статуса.

В патогенезе функциональных заболеваний гортани немаловаж­ную роль играет сопутствующая вертебральная патология: шей­ный остеохондроз, краниовертебральная блокада, спондилодистрофия шейного отдела позвоночника, выявляемые при рентгено­логическом и неврологическом обследованиях. Так, при шейном миофасциальном синдроме наряду с парестезиями глотки и дисфагиями больные жалуются на охриплость, грубый голос, быст­рую утомляемость голоса, ощущение скованности в гортани. И все это развивается на фоне резких болей в области шеи, позади угла нижней челюсти, в области дна полости рта. Для этого заболева­ния характерны болезненные мышечные уплотнения по передней и задней поверхностям грудинно-ключично-сосцевидной, жева­тельной и крыло-нёбной мышц. При правильно направленном ле­чении голосовые расстройства быстро исчезают.

Совокупность изложенных факторов предопределяет необхо­димость тесного взаимодействия в работе логопеда и медицин­ских специалистов соответствующих профилей. Особенно важны дополнительные диагностические исследования для людей, име­ющих стойкие голосовые нарушения и резкое ухудшение акусти­ческих свойств голоса при отсутствии признаков органических патологий либо острых воспалительных или травматических про­цессов.

Вопросы и задания

1. Какие заболевания органов грудной клетки вызывают расстройства

2. Какие свойства голоса изменяются при гормональных нарушениях?

3. Сопоставьте признаки нарушений голоса при общесоматических заболеваниях с изменениями голосовой функции гормонального проис­хождения.

4. Какую роль играют в нарушении голоса заболевания щитовидной железы?

Какие симптомы при заболеваниях щитовидной железы?

Щитовидная железа – орган внутренней секреции, выбрасывающий в кровь гормоны, регулирующие многие процессы обмена веществ в организме. К тиреоидным гормонам относятся тироксин, трийодтиронин и тиреокальцитонин.

Трийодтиронин и тироксин вырабатываются фолликулами железы. Их синтез связан с йодом. Эти гормоны ответственны за выработку и потери тепла организмом, усиливают синтез белков, отвечают за развитие и созревание центральной нервной системы.

Также с ними связано повышение создания глюкозы из белков и жиров (глюконеогенез), распад жиров, образование эритроцитов. Уровень половых гормонов, а, следовательно, половое развитие тоже зависят от этих гормонов.

Тиреокальцитонином регулируется кальциево-фосфорный обмен. О т него зависит рост человека, крепость его костей и зубов. Работа самой щитовидной железы подконтрольна тиреотропному гормону, который вырабатывается гипофизом. Среди патологий щитовидной железы различают: воспалительные (тиреоидиты), зобы и опухоли. Аутоиммунные заболевания щитовидной железы, (симптомы которых аналогичны тиреоидитам), и опухоли протекают в несколько стадий.

Клиника этих патологий наиболее часто зависит от функциональной активности органа. Поэтому в зависимости от уровня основных тиреоидных гормонов различают эутиреоз, гипотиреоз и гипертиреоз:

  • Эутиреозом — считается нормальное количество тиреоидных гормонов, которое не проявляется патологическими симптомами. Лабораторные показатели эутиреоза соответствуют 1,2-2,8 мМЕ на литр общего трийодтиронина (Т3), 60-160 нмоль на литр общего тироксина (Т4) и 0,17-4,05 мМЕ на литр тиреотропного гормона (TSH).
  • Гипертиреоз – повышение функции щитовидной железы, с повышенным выбросом в кровь гормонов. Это ведет к ускорению обменных процессов и сопровождается рядом отклонений в самочувствии и поведении человека.
  • Гипотиреоз – это недостаток выработки гормонов щитовидной железы, что замедляет обменные процессы, тормозит психику, половую функцию и замедляет развитие организма в детском возрасте.

Симптомы гипертиреоза

Когда трийодтиронина и тироксина слишком много, они вызывают в организме настоящую бурю, которая не только будоражит вегетативную нервную систему, но может поставить вверх дном и психику человека. Когда гипертиреоз выражен, говорят о тиреотоксикозе, то есть, отравлении организма гормонами щитовидной железы.

Вегетативные расстройства сказываются на скорости обменных процессов, состоянии сердечнососудистой системы:

  • Сердцебиения больных ускоряются свыше 90 в минуту. Ускорение ударов сердца и пульса могут возникать в моменты нервного возбуждения или в полном покое. Часты эпизоды ночных сердцебиений. Помимо увеличения частоты сердечных сокращений могут появляться нарушения сердечного ритма (экстрасистолия с выпадением ударов, мерцательная аритмия с полностью неровным пульсом и страхом смерти).
  • Кожа больных теплая и влажная.
  • Дрожание рук сначала появляется, как мелкие дрожания пальцев при сильном волнении. В дальнейшем такие эпизоды могут повторяться и без всякого душевного волнения и переходить в размашистый тремор кистей рук и головы, напоминая паркинсонизм.
  • Ощущение жара связано с ускорением энергетического обмена. Сначала появляется непереносимость слишком жарких одеял и помещений. Затем человек обильно потеет при обычной комнатной температуре или малейшей физической нагрузке. Жар может сопровождаться покраснением лица и даже чувством удушья.

Основные виды обмена ускоряются и приводят к следующим изменениям:

  • Учащению стула способствует как увеличение аппетита, так и ускорение расщепления основных веществ. Позывы на дефекацию могут учащаться у пациентов от двух до пяти-шести раз за сутки. Могут быть боли в животе и увеличение размеров печени.
  • Похудание бывает довольно резким и провоцируется с одной стороны, быстрой эвакуацией пищи из кишечника, а с другой, ускорением распада жиров и даже белков. Помимо потери жирового слоя при выраженном гипертиреозе происходит и уменьшение мышечной массы. Постепенно истощение приводит к развитию слабости и упадку сил.

Половая функция при умеренном гипертиреозе может не страдать, а либидо даже повышаться. Однако, у женщин появляются расстройства менструального цикла, и появляется риск невынашивания беременностей, а у мужчин развивается эректильная дисфункция и набухание молочных желез.

Нервная система отвечает на перераздражение тиреоидными гормонами возбуждением. На начальных этапах гиперфункции щитовидной железы увеличивается скорость реакции, работоспособность. Однако, это сопровождается легкой раздражительностью, двигательной и речевой расторможенностью. Постепенно характер у человека заметно портится, он раздражается по пустякам, становится нетерпимым. Также его мучают тревожность и страхи. Могут развиваться навязчивые состояния. Эмоциональная лабильность объясняет плаксивость, излишнюю эмоциональность пациентов.

Иногда выброс гормонов происходит по типу криза, и тогда говорят о тиреоидном шторме, который сопровождается:

  • учащением сердцебиений
  • тошнотой, рвотой, поносом
  • повышением температуры тела
  • тревожностью и страхом
  • с последующей мышечной слабостью и комой.

К гиперфункции щитовидной железы ведут:

  • тиреоидиты вирусной или аутоиммунной природы
  • опухоли (рак)
  • зобы (болезнь Базедова, Пламмера, Грейвса)
  • Также при тератомах яичников, вырабатываемых тиреоидные гормоны, опухолях гипофиза, когда вырабатывается много тиреотропного гормона (синдром Труэлля-Жюне).
  • Редкие формы – это гипертирерз на фоне приема амиодарона (лекарства для лечения аритмий сердца).

Какие симптомы заболевания щитовидной железы вызывает гипотиреоз

Когда организм испытывает дефицит тиреоидных гормонов, он отвечает замедлением обменных процессов и вообще, как бы замирает, экономя энергию, которой вырабатывается недостаточно. Тут почти все симптомы развиваются с точностью до наоборот, чем при гиперфункции.

  • Сердцебиение замедляется — пульс может упасть ниже 55, что может приводить к потемнению в глазах или потерям сознания при резком вставании. Парадоксальным состояние может быть приступообразное учащение сердцебиений в начале гипотиреоза (симпато-адреналовый криз). Часто в исходе гипотиреоза развивается сердечная недостаточность и миокардиодистрофия.
  • Кожа становится сухой и бледной , холодной на ощупь. Человек все время мерзнет. Волосы и ногти делаются тусклыми и ломкими. Характерно выпадение наружного края бровей. Может встречаться облысение головы и тела.
  • Отеки, низкий голос — в подкожной клетчатке лица, ног, кистей появляются отеки, которые плохо убираются мочегонными и достаточно плотные на ощупь. Отечность голосовых связок делает голос глухим и низким. Так называемый микседематозный отек может распространяться на слизистую носа, затрудняя носовое дыхание и среднее ухо, понижая слух.
  • Нарушение пищеварения — пациенты страдают запорами, нарушениями аппетита, проблемами с перевариванием пищи. У них могут быть снижена продукция желудочного сока и кишечных ферментов. Из-за нарушений моторики желчевыводящих путей может появляться желтушность кожи и глаз. Часты проявления гастрита и увеличение печени.
  • Вес больных растет , но грубых форм ожирения не бывает, так как понижен аппетит. Слабость мышц нарастает значительно. Работоспособность и интерес к жизни падают. Появляются быстрая утомляемость и сонливость.
  • Боли в мышцах могут сочетаться с ощущением ползания мурашек и полинейропатиями конечностей, которые могут мешать двигательной активности.
  • Эмоциональная сфера постепенно тускнеет : беднеют эмоции, внешние раздражители перестают интересовать. Человек замыкается в себе. Часты депрессивные расстройства. При тяжелых формах гипотиреоза страдает память и мышление, существенно снижается способность к обучению и творческой деятельности. Деятельность больше приобретает механистический оттенок, человек хорошо выполняет только те операции, которые отработаны годами. При запущенном гипотиреозе со значительным гормональным дефицитом мышечная слабость может стать тотальной и не давать больному даже обслуживать себя.
  • Репродуктивные функции страдают у женщин (бесплодие, нарушение цикла). У лиц обоего пола снижается половое влечение.
  • Из сопутствующих заболеваний , которые провоцирует гипотиреоз, известны анемия, вторичный иммунодефицит.
  • У детей — наиболее грозен гипотиреоз в детском возрасте. Так как созревание и рост центральной нервной системы напрямую связано с тиреоидными гормонами, дети с гипотиреозом угрожаемы по развитию имбицильности, дебильности или олигофрении. Причинами таких заболеваний в этом случае становится дефицит йода в пище и воде (эндемический зоб, приводящий к кретинизму), недоразвитие щитовидной железы внутриутробно.
  • Микседематозная кома – это осложнение гипотиреоза при резком падении уровня тиреоидных гормонов. Оно чаще всего поражает пожилых женщин, у которых гипотиреоз длился много лет. При этом на фоне усиления всех проявлений гипотиреоза пациент теряет сознание и может погибнуть на фоне сердечной или дыхательной недостаточности. Спровоцировать кому может любое острое заболевание, переохлаждение, длительная обездвиженность.

В клиническом отношении различают первичный (при поражениях щитовидной железы), вторичный (при поражении гипофиза) и третичный (гипоталамический) гипотиреоз.

К первичному гипотиреозу чаще всего приводят поздние стадии тиреоидитов, когда ткань железы склерозируется после воспаления, состояния после хирургического удаления или радиационного лечения железы по поводу зоба или опухоли. Йододефицит в эндемичных районах также может стать причиной гипотиреоза.

Симптомы рака щитовидной железы

  • увеличение лимфатических узлов или возникновение узловых образовании в области щитовидки
  • при прогрессировании опухоли: нарушение глотания, осиплость голоса, боли, одышка, кашель, удушье
  • общее состояние пациента: снижение веса, слабость, ухудшение аппетита, повышенная потливость

У детей — течение более благоприятное и медленное
У молодых людей — чаще возникает лимфогенное метастазирование опухоли
У людей среднего возраста — прорастание близ расположенных органов шеи
У пожилых людей — чаще возникают высокозлокачественные формы рака и очень быстрое прогрессирование онкологического процесса.

Что такое зоб?

Под зобом понимают увеличение щитовидной железы. Также этим термином называют ряд заболеваний органа. Чаще всего зобом называется разрастание фолликулярной зоны щитовидки, что приводит к увеличению ее размеров. Часть зобов сопровождается клиникой гипертиреоза.

Зобы различают по степеням:

  • При нулевом зобе щитовидная железа не прощупывается и не видна глазом (за исключением слишком худых шей).
  • При зобе первой степени железу можно прощупать.
  • При второй степени железа прощупывается и видна при глотании.
  • При третьей степени контуры щитовидки нарушают форму шеи.
  • Четвертая степень характеризуется очень заметным зобом.
  • При пятой степени зоб сдавливает органы и сосуды шеи. При сдавлении гортани и трахеи затрудняется дыхание. Если сдавлен пищевод, то трудно глотать (сначала твердую пищу, а затем и жидкости). При компрессии сосудов появляются головокружения, шум в ушах, расстройства памяти и сна, могут быть потери сознания. Сдавление нервных стволов ведет к хроническому болевому синдрому.

Симптомы разных зобов

Глазные симптомы

Это результат аутоиммунного воспаления в клетчатке позади глаза. Развивается из-за сходной антигенной структуры этой ткани и щитовидной железы. Наиболее характерно выпучивание глазных яблок и даже их выворот в тяжелых случаях. Наиболее характерными симптомами являются:

  • чувство распирания и песка в глазах, отечность век, слезотечение
  • отставание верхнего века при взгляде вниз (симптом Кохера)
  • при взгляде вверх появление белой полоски между верхним веком и радужкой (симптом Грефе)
  • наморщивание лба при взгляде вверх (симптом Жоффруа)
  • невозможность сосредоточить взгляд на близком предмете (симптом Мебиуса)
  • редкое моргание (симптом Штельвага)
  • мелкое дрожание закрытых век (симптом Розенбаха)

Симптомы заболеваний щитовидки могут быть самыми разнообразными и даже противоположными на разных стадиях одной и той же болезни, поэтому требуют внимательного к себе отношения. Если какие-либо патологические признаки, перечисленные в статье, беспокоят Вас, разумно посетить врача.

10 основных причин заболеваний щитовидной железы

7 Сентябрь 2020

Автор: доктор натуропатии Ли Сергеевич

Щитовидная железа

Симптомы дисфункции щитовидной железы

Гипо- и гипертиреоз

Три гормона щитовидной железы

Дефицит йода

Пищевая непереносимость

Пониженная кислотность желудочного сока

Дефицит цинка

Дефицит селена

Диффузный токсический зоб

Целиакия

Токсоплазмоз

Кандидозы

Окислительный стресс

‌‌ ‌‌Что же это такое — щитовидная железа?

Щитовидная железа — это небольшой орган, похожий на бабочку, расположенный в передней части шеи. Она занимается регулированием метаболизма и содержит гормоны, влияющие на каждую клетку человеческого организма.

Читайте также:  Конспект логопедического лексико-грамматического занятия в подготовительной группе

‌‌ ‌‌Какими симптомами чаще всего сопровождается дисфункция щитовидной железы?

Симптомы дисфункции щитовидной железы встречаются довольно часто и могут казаться к ней не относящимися, поэтому для выяснения, вызваны ли эти симптомы заболеванием щитовидной железы, нужно сделать анализ крови.

Вот несколько наиболее частых жалоб, поступающих от пациентов, страдающих заболеваниями щитовидной железы:

  • выпадение волос;
  • спутанность сознания;
  • мышечная слабость;
  • усталость;
  • расстройства пищеварения;
  • нарушения менструального цикла;
  • бесплодие;
  • гиперчувствительность к холоду;
  • учащенное сердцебиение;
  • непреднамеренные изменения массы тела.

Заболеваниям щитовидной железы по большей части подвержены женщины, но в целом люди страдают ими вне зависимости от пола или возраста. Дети, страдающие дисфункцией щитовидной железы, нуждаются в помощи, поскольку правильная работа щитовидной железы крайне важна для их роста и развития.

‌‌ ‌‌В чем разница между гипотиреозом и гипертиреозом?

Проблемы, связанные с гипотиреозом , когда активность щитовидной железы слишком низкая, встречаются чаще, чем гипертиреоз , при котором эта активность слишком высокая.

Наиболее распространенным видом гипотиреоза является тиреоидит Хашимото. Диффузный токсический зоб — самый распространенный вид гипертиреоза, он может представлять значительную опасность. Оба этих заболевания являются аутоиммунными, и при лабораторных анализах, направленных на их выявление, ищут антитела к тиреоидной пероксидазе (АТПО) и тиреоглобулину.

‌‌ ‌‌Три гормона щитовидной железы

Наиболее важные гормоны щитовидной железы — это тиреотропин (англ. thyroid-stimulating hormone, TSH), трийодтиронин (T3) и тироксин (тетрайодтиронин, T4). TSH вырабатывается мозгом и стимулирует выработку щитовидной железой гормона T4, который в крови превращается в T3. T3 — это наиболее активный и полезный гормон щитовидной железы. Самый распространенный в современной медицине способ терапии заболеваний щитовидной железы — прием замещающих гормональных препаратов.

10 основных причин заболеваний и дисфункции щитовидной железы

‌‌ 1. Дефицит йода и зоб

Исторически дефицит йода часто вызывал видимое опухание щитовидной железы — зоб. Именно поэтому в соль часто добавляют йод, и после широкого распространения йодированной соли, что произошло в двадцатых годах прошлого века, зоб стал встречаться реже.

Тем не менее, согласно результатам некоторых исследований, во многих странах все еще распространен субклинический дефицит йода, йодная недостаточность. Исследование от 2017 года, проведенное над 378 беременными женщинами из Эфиопии, обнаружило, что две трети из них страдали йодной недостаточностью. При беременности гипотиреоз (дефицит йода), если на него не обращать внимания, может привести к серьезным последствиям для новорожденных детей — в том числе к умственной отсталости и нарушениям роста.

В рамках исследования, проведенного в 2018 году в Непале, был замерен уровень йода у пациентов с нормально функционирующей щитовидной железой, с субклиническим гипотиреозом и с явным гипотиреозом. По результатам этого исследования был сделан вывод, что чрезмерный уровень йода коррелировал с гипотиреозом, а у большинства пациентов с нормально функционировавшей щитовидной железой содержание йода в рационе соответствовало норме.

Пожалуйста, обсудите необходимую дозировку йода с врачом. Есть много противоречивых данных о том, сколько йода следует употреблять, а ведь в высоких дозировках он может вызывать широкий спектр симптомов и способен нанести значительный вред здоровью.

2. Пищевая непереносимость и аутоиммунные заболевания щитовидной железы

В рамках многих исследований часто демонстрировалось, что проблемы с кишечником могут являться причиной аутоиммунного тиреоидита.

Не связанная с целиакией гиперчувствительность к глютену может являться первопричиной заболевания у пациентов с отрицательными результатами анализов на целиакию. Другие виды пищевой непереносимости необходимо рассматривать в индивидуальном порядке. Обратитесь к диетологу или другому специалисту за помощью в составлении элиминационной (исключающей) диеты, чтобы определить возможную пищевую непереносимость.

Пищевая непереносимость вызывает нарушение способности переваривать и должным образом усваивать пищу, что может стать причиной множества описанных ниже дефицитов.

3. Пониженная кислотность желудочного сока и заболевания щитовидной железы

Находящаяся в желудке кислота очень важна для правильного расщепления пищи и усвоения полезных веществ. Гипохлоргидрия, также известная как ахлоргидрия (недостаточное количество кислоты в желудочном соке или полное ее отсутствие) может приводить к дефициту различных полезных веществ, что является одним из факторов, способных привести к заболеванию щитовидной железы или усугубить уже существующие заболевания.

Обсудите с врачом вопрос правильной диагностики и терапии пониженной или нулевой кислотности желудочного сока.

4. Дефицит цинка и работа щитовидной железы

У пациентов с дефицитом цинка с большей вероятностью могут встречаться нарушения работы щитовидной железы. Щитовидная железа влияет на нормальное выделение и поглощение цинка. Согласно результатам нескольких исследований, цинк может участвовать в превращении T4 в T3, заставляя организм быстрее расходовать свои ограниченные запасы цинка.

‌‌ ‌‌5. Дефицит селена и гормоны щитовидной железы

Селен — это важный микроэлемент, который может помочь бороться с окислительным стрессом, а также способствовать превращению T4 в T3.

Согласно результатам проведенного в Германии исследования пациентов с аутоиммунным тиреоидитом, прием 200 микрограмм селена приводил к значительному снижению уровня АТПО и улучшению наблюдаемой при УЗИ картины. Через шесть месяцев в одной из участвовавших в исследовании групп продолжили принимать селен, и изменения к лучшему продолжились. В группе, где прием селена отменили, состояние пациентов снова ухудшилось. Аналогичные результаты наблюдались в рамках повторных исследований.

В 2003 году проводилось исследование пациентов с гипертиреозом, которые принимали селен в дополнение к обычной медикаментозной терапии. Согласно результатам этого исследования, добавление селена может положительно сказываться на эффективности медикаментозной терапии.

По данным проведенного в 2007 году исследования беременных женщин с положительными результатами анализов на АТПО, которые принимали содержащие селен диетические добавки с 12-ой недели беременности и до 12 месяцев после родов, прием этих добавок значительно снижал частоту послеродовой дисфункции щитовидной железы и хронического гипотиреоза.

Слишком хорошо — иногда тоже нехорошо. Как и в случае с йодом, если селена слишком много, это тоже может вызывать проблемы — например, облысение, депрессию и неврологические нарушения. Обсудите правильную дозировку с врачом.

‌‌ 6. Диффузный токсический зоб и гипертиреоз

Согласно одной из наиболее всеобъемлющих книг по диетотерапии, Nutritional Medicine доктора медицинских наук Алана Габи, диффузный токсический зоб коррелирует с дефицитом множества различных веществ.

Сюда входят магний , калий , L-карнитин , витамины группы B , в особенности B12 и B6 , холин , витамин A , витамин D, коэнзим Q10, незаменимые жирные кислоты и витамин С . Причина этого заключается в том, что гипертиреоз приводит к ускорению метаболизма, которое заставляет организм активнее расходовать витамины и минералы. Габи рекомендует страдающим этим заболеванием пациентам принимать мультивитамины , но, пожалуйста, проконсультируйтесь с врачом по поводу назначения анализов и терапии при дефиците различных витаминов и минералов.

‌‌ ‌‌7. Целиакия и аутоиммунный тиреоидит

Согласно результатам одного из исследований, у 1 из 62 пациентов с аутоиммунным тиреоидитом также наблюдается подтвержденная биопсией целиакия. Для сравнения: глобально целиакией страдает примерно 1% населения, при этом она чаще встречается у людей европеоидной расы.

В обзоре от 2018 года было отмечено, что аутоиммунный тиреоидит в три раза чаще встречался у пациентов, также страдавших целиакией.

В рамках ряда исследований было показано, что переход страдающих целиакией на строгую безглютеновую диету со временем может помочь полностью избавиться от аутоиммунных тиреоидных антител. Если у вас диагностировали аутоиммунный тиреоидит, попросите вашего лечащего врача выписать направление на анализ на целиакию.

‌‌ ‌‌8. Токсоплазмоз и аутоиммунный тиреоидит

Токсоплазмоз, вызываемый токсоплазмами Toxoplasma gondii, является одной из наиболее распространенных зоонозных инфекций. У здоровых людей он может протекать в слабой и незаметной форме, но при ослабленном иммунитете способен превратиться в очень серьезное заболевание. Заражение токсоплазмозом чаще всего происходит при употреблении мясных продуктов, не прошедших достаточную термическую обработку. Он может привести к повышенному риску развития аутоиммунного тиреоидита.

В рамках исследования от 2014 года, проведенного над беременными женщинами в Чехии, была обнаружена корреляция между заражением латентной формой токсоплазмоза и пониженным уровнем TSH, повышенным уровнем T4 и вероятностью появления антитиреоидных аутоантител.

‌‌ 9. Кандидоз и дисфункция щитовидной железы

Рецидивирующие вагинальные, оральные или кишечные кандидозы следует лечить в том числе и потому, что они являются потенциальной причиной дисфункции щитовидной железы. По мнению доктора медицинских наук Алана Габи, выработка антигенов к грибку Candida albicans создает антитела, которые способны также реагировать и со щитовидной железой у чувствительных к этому людей.

‌‌ 10. Окислительный стресс и дисфункция щитовидной железы

В публикации от 2016 года рассматривались окислительный стресс, воспалительные процессы и их возможные связи с дисфункцией щитовидной железы. Ожирение и болезни сердца — распространенные нарушения здоровья, которые часто встречаются при заболеваниях щитовидной железы. У них прослеживается значительная корреляция с окислительным стрессом и воспалительными процессами.

Как уже упоминалось выше, селен способен помочь справиться с окислительным стрессом , и это, согласно результатам исследований, может положительно влиять на состояние здоровья людей, страдающих заболеваниями щитовидной железы. Один из наилучших способов борьбы с воспалительными процессами и окислительным стрессом — сбалансированный рацион питания, богатый свежими, цельными, необработанными продуктами. Свежие продукты питания содержат намного больше антиоксидантов, чем технологически переработанные и расфасованные пищевые продукты, которые часто могут содержать меньше полезных веществ.

Нарушения работы щитовидной железы — сложная проблема, при решении которой необходимо всесторонне рассматривать историю болезни пациента. Часто одна проблема тянет за собой другую, когда пищевая непереносимость, пониженная кислотность желудочного сока и кишечные расстройства способствуют дефициту витаминов и микроэлементов, усугубляющему эти нарушения здоровья. Чтобы составить индивидуальный план, учитывающий все ваши уникальные обстоятельства, пожалуйста, обратитесь к квалифицированному и лицензированному врачу — например, натуропату или специалисту в области функциональной медицины.

Источники:

  1. Abalovich, M, Llesuy, S, Gutierrez, S, Repetto, M. Peripheral parameters of oxidative stress in Graves’ disease: The effects of methimazole and 131 iodine treatments. Clin Endocrinol (Oxf). 2003;59(3):321-327. doi:10.1046/j.1365-2265.2003.01850.x
  2. Ertek, S, Cicero, AF, Caglar, O, Erdogan, G. Relationship between serum zinc levels, thyroid hormones and thyroid volume following successful iodine supplementation. Hormones (Athens). 2010;9(3):263-268. doi:10.14310/horm.2002.1276
  3. Gaby, A. Nutritional Medicine. Concord, NH: Fritz Perlberg Publishing; 2011.
  4. Kaňková, Š, Procházková, L, Flegr, J, Calda, P, Springer, D, Potluková, E. Effects of latent toxoplasmosis on autoimmune thyroid diseases in pregnancy. PLoS One. 2014;9(10):e110878. Published 2014 Oct 28. doi:10.1371/journal.pone.0110878
  5. Lebwohl, B, Ludvigsson, JF, Green, PH. Celiac disease and non-celiac gluten sensitivity. BMJ. 2015;351:h4347. Published 2015 Oct 5. doi:10.1136/bmj.h4347
  6. Thyroid hormones, oxidative stress, and inflammation. Mediators Inflamm. 2016;2016:6757154. doi:10.1155/2016/6757154
  7. Thyroid and celiac disease in pediatric age: A literature review. Acta Biomed. 2018;89(9-S):11-16. Published 2018 Dec 17. doi:10.23750/abm.v89i9-S.7872
  8. Negro, R. Selenium and thyroid autoimmunity. Biologics. 2008;2(2):265-273. doi:10.2147/btt.s2746
  9. Zinc supplementation alters thyroid hormone metabolism in disabled patients with zinc deficiency. J Am Coll Nutr. 1994;13(1):62-67. doi:10.1080/07315724.1994.10718373
  10. Roy, A, Laszkowska, M, Sundström, J, et al. Prevalence of celiac disease in patients with autoimmune thyroid disease: A meta-analysis. Thyroid. 2016;26(7):880-890. doi:10.1089/thy.2016.0108
  11. Shrestha, U, Gautam, N, Agrawal, KK, Jha, AC, Jayan, A. Iodine status among subclinical and overt hypothyroid patients by urinary iodine assay: A case-control study. Indian J Endocrinol Metab. 2017;21(5):719-723. doi:10.4103/ijem.IJEM_413_16

Автор статьи – доктор Ли Сергиевич, врач-натуропат, выпускница Университета Бастера (Bastyr University). Она является экспертом в интегративной медицине и делает все возможное, чтобы помочь своим пациентам преодолеть препятствия на пути к крепкому здоровью и полноценной жизни. Она предлагает индивидуальный подход к лечению с учетом диеты, лекарственных трав, добавок, изменений в образе жизни, а также традиционной и функциональной медицины. В своей практике она лечит пациента, а не симптомы.

Тиреоидит: симптомы и лечение

Тиреоидит – это заболевание щитовидной железы воспалительного характера. В остром состоянии возможно образование абсцесса. Характерными симптомами тиреоидита на ранних стадиях является чувство сдавливания и боль в области шеи, осиплость голоса. Прогрессирование болезни вызывает дисфункцию железы. Прогноз при своевременной диагностике и лечении благоприятный.

Классификация болезни

Виды тиреоидита по Международной Классификации Болезней (МКБ10):

  • острый (гнойный и негнойный) – носит инфекционный характер. Тиреоидит протекает с частичным поражением доли щитовидной железы (очаговый) или распространяется на всю долю или орган (диффузный);
  • подострый (тиреоидит Де Кервена) – проявляется в трех формах: гранулематозный, лимфоцитарный, пневмоцистный; по распространенности заболевание бывает очаговым и диффузным;
  • хронический аутоиммунный (болезнь Хашимото);
  • хронический тиреоидит Риделя (фиброзно-инвазивный).

Различают также гестационный тиреоидит у женщин, который возникает во время беременности или в послеродовой период, и патологию, спровоцированную приемом медикаментов. Заболевание в данных случаях не требует лечения и проходит самостоятельно.

Острый тиреоидит

Причины

Воспалительный процесс вызывают бактерии. Часто симптомы тиреоидита щитовидной железы проявляются после перенесенных заболеваний носоглотки: тонзиллита, синусита, ларингита и т. д. Любая бактериальная инфекция в крови может являться причиной воспаления, но в большинстве случаев патогенными становятся штаммы Staphylococcus, Streptococcus, Klebsiella sp, Enterobacteriace.

Острый негнойный тиреоидит возникает после лучевой терапии, механической травмы железы.

Симптомы

Симптомы острого тиреоидита щитовидной железы быстро усиливаются. Заболевание прогрессирует в короткие сроки.

  • Отек в области шеи.
  • Повышение температуры, лихорадочное состояние.
  • Болезненность в горле, усиливающаяся при глотании, движении шеей.
  • Осиплость или охриплость голоса.
  • Быстрая утомляемость.
  • Абсцесс в запущенных случаях.
Диагностика
  • Анализ крови на уровень Т3, Т4, ТТГ. В остром течении тиреоидита показатели должны быть в норме;
  • Общий анализ крови. Результаты показывают увеличение СОЭ, лейкоцитоз со сдвигом влево.

Для диагностики тиреоидита врач может дополнительно назначить УЗИ щитовидной железы. При наличии абсцесса делают пункцию для определения чувствительности возбудителя к антибиотикам.

Лечение

Для устранения инфекции назначают антибактериальные препараты широкого спектра действия. Симптомы тиреоидита быстро проходят, если начать терапию до образования абсцесса.

При формировании абсцесса показано хирургическое лечение. Часть щитовидной железы удаляют. Без хирургического вмешательства абсцесс вызывает такие осложнения как флегмона, гнойный медиастинит.

Подострый тиреоидит

Причины

Тиреоидит щитовидной железы развивается как реакция на тяжелую вирусную инфекцию: паротит, грипп, корь и т. д. Функциональные клетки разрушаются, гормоны попадают в кровь и вызывают аномальную реакцию иммунитета. Своевременная диагностика тиреоидита де Кервена и правильное лечение позволяют полностью устранить воспаление, восстановить ткани. На развитие подострой формы заболевания влияет наследственный фактор, хронические инфекции, плохая экология, вредные привычки. Чаще всего проявляются симптомы тиреоидита у женщин в возрасте от 30 до 50 лет.

Симптомы

Симптомы тиреоидита щитовидной железы в подостром течении обусловлены гипертиреозом. Заболевание проявляется следующими признаками:

  • Тахикардия и повышение артериального давления.
  • Потеря веса.
  • Нервозное состояние.
  • Диарея.
  • Видимое увеличение щитовидной железы.
  • Тремор рук.
  • Болезненность и дискомфорт в области железы.
  • Затрудненное глотание.
  • Ощущение кома в горле, особенно при выпрямлении шеи.
  • Снижение аппетита.
  • Повышение температуры.
  • Боли в суставах и мышцах.

Симптомы тиреоидита щитовидной железы в подострой форме можно связать с недавно перенесенной вирусной инфекцией. С момента выздоровления до появления признаков гипертиреоза может пройти несколько недель.

Диагностика

Подострый тиреоидит определяют по данным анализа крови:

  • уровни Т3 и Т4 повышены;
  • уровень ТТГ снижен;
  • скорость оседания эритроцитов (СОЭ) значительно увеличена;
  • наличие антител к тиропероксидазе, но в меньшем количестве, чем при тиреоидите Хашимото;
  • повышение уровня СРБ.

Инструментальные методы диагностики:

  • УЗИ щитовидной железы;
  • радиоизотопное сканирование.
>Лечение

Задачей врача является устранение боли и воспалительного процесса, коррекция уровня гормонов. Для лечения подострого тиреоидита назначают нестероидные противовоспалительные средства, в сложных случаях – глюкокортикостероидные препараты. При сильных болях пациент получает наркотические обезболивающие. Дозировки гормонозаместительной терапии врач подбирает индивидуально.

Хронический аутоиммунный тиреоидит

Причины

Болезнь Хашимото развивается при наличии у пациента генетической предрасположенности к аутоиммунным патологиям. Для хронического тиреоидита характерны мутации, влияющие на выработку некоторых видов антигенов в организме человека. Иммунитет начинает реагировать на здоровую ткань железы как на чужеродное образование и запускает синтез особых белков, которые атакуют нормальные клетки и приводят к патологическим изменениям. Воспаление приобретает затяжной характер за счет привлечения иммунокомпетентных структур.

Читайте также:  Конспект занятия: Звук и буква 'А', дикие животные

Причинами тиреоидита щитовидной железы (болезни Хашимото) также являются вирус герпеса, избыток йода, недостаток микроэлементов, особенно селена. Женщины болеют в 10 раз чаще мужчин. Аутоиммунные процессы обычно диагностируют в возрасте 40-50 лет, но в последние несколько лет увеличивается число молодых пациентов.

Симптомы

Симптомы хронического тиреоидита щитовидной железы Хашимото обусловлены снижением функции органа – гипотиреозом:

  • Брадикардия.
  • Сонливость, вялость.
  • Увеличение массы тела.
  • Депрессия.
  • Непереносимость холода.
  • Выпадение волос.
  • Нарушения стула.
  • Уплотнение тканей щитовидной железы, ощутимое при пальпации.

Симптомом тиреоидита щитовидной железы у женщин является дисменорея. Болезненность шеи не характерна для болезни Хашимото.

Диагностика

При наличии симптомов хронического тиреоидита щитовидной железы пациенту назначают лабораторный анализ крови на следующие показатели:

  • Уровень Т3, Т4, ТТГ. В начале заболевания Т3 и Т4 повышены (тиреотоксикоз). По мере развития воспаления уровни Т3 и Т4 становятся меньше нормы, а ТТГ растет;
  • Антитела к тканям железы. В крови пациента с тиреоидитом Хашимото определяются анти-ТГО и анти-ТПО иммуноглобулины.

Методы инструментальной диагностики:

  • ультразвуковое исследование;
  • сцинтиграфия по показаниям.
Лечение

Тиреоидит Хашимото сопровождается воспалением и снижением функции щитовидной железы, поэтому терапия направлена в первую очередь на устранение симптомов гипотиреоза. Гормонозаместительные препараты получают все пациенты. Дозу подбирают с учетом уровня ТТГ, возраста и состояния каждого конкретного больного.

Хронический тиреоидит Риделя

Причины

Механизм заболевания мало изучен. Специалисты называют одной из причин тиреоидита Ридела системные аутоиммунные патологии, сопровождающиеся повышенной активностью плазматических клеток. В организме больного растет уровень иммуноглобулинов с цитотоксическими свойствами. Функциональная ткань щитовидной железы отмирает, образуются грубые фиброзные участки. В группу риска по тиреоидиту Риделя также входят пациенты с эндемическим зобом или базедовой болезнью в анамнезе.

Симптомы

Симптомы хронического тиреоидита Риделя схожи с онкологическими. Щитовидная железа сильно уплотняется. Пациент чувствует сдавливание в области шеи, но орган не болезненный при пальпации.

Характерные симптомы хронического тиреоидита щитовидной железы:

  • Быстрое увеличение органа и развитие воспалительного процесса, как в случаях со злокачественными новообразованиями.
  • Приступы удушья.
  • Длительный кашель, хрипота.
  • Нарушение глотания.
Диагностика

Анализ крови показывает следующие результаты:

  • наличие антител анти-ТПО (у более чем половины пациентов);
  • повышение ТТГ в 30 % случаев;
  • норма ТТГ, Т3, Т4 в 70 % случаев.

Инструментальные методы обследования, такие как УЗИ, МРТ, не информативны. Дифференциальная диагностика тиреоидита Риделя и злокачественного новообразования возможна только по результатам биопсии. Цитологическое исследование показывает иммунное воспаление на фоне выраженного фиброза без опухолевых признаков.

Лечение

В терапии тиреоидита Риделя важно предупредить развитие осложнений. Декомпрессию органов шеи проводят хирургическим путем. В сложных клинических случаях щитовидную железу удаляют полностью. Медикаментозное лечение на первом этапе не всегда эффективно ввиду быстрого разрастания тканей.

После хирургической декомпрессии назначают препараты против аутоиммунных процессов. Пациент получает глюкокортикостероиды, иммунодепрессанты, лекарства, подавляющие фиброз в тканях.

Прогноз тиреоидитов

При ранней диагностике острый тиреоидит проходит полностью, пациент выздоравливает через 1-2 месяца после начала лечения. Гнойные формы болезни могут вызывать гипотиреоз.

Подострый тиреоидит заканчивается выздоровлением через 2-3 месяца после начала лечения. В запущенных случаях заболевание в данной форме приобретает длительное течение или становится хроническим.

Аутоиммунный тиреоидит удается замедлить или полностью остановить при грамотном подборе препаратов. Качество жизни пациентов может сохраняться до преклонного возраста.

Тиреоидит Риделя протекает в течение многих лет с прогрессированием фиброзных процессов и снижением функции щитовидной железы.

Профилактика тиреоидита щитовидной железы

Для предупреждения болезни рекомендуется проходить курсовую витаминотерапию, вести здоровый образ жизни. Важное значение имеет профилактика вирусных и инфекционных заболеваний, укрепление иммунитета. Необходимо регулярно проводить санацию полости рта, лечить ангины, гаймориты, другие очаги инфекции. После излечения тиреоидита пациент должен выполнять предписания врача для профилактики рецидива.

Диагностика и лечение тиреоидита

Получить консультацию эндокринолога, сделать все необходимые анализы вы можете в клинике «Альфа-Центр Здоровья» в удобное для вас время. Мы располагаем современными аппаратами УЗИ, проводим диагностику тиреоидита взрослым и детям . Врачи Центра назначат лечение по результатам обследований.

КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЧАСА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

    Валерий Головинский 4 лет назад Просмотров:

1 Государственное образовательное учреждение Педагогический колледж 6 КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЧАСА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ Составила: Студентка 51 группы Лагранж М. В. Преподаватель: Сапожникова О. Б. Москва, 2010 год

2 Цель: развивать фонематический слух развивать фразовую речь учить делить слово на слоги устно продолжать развивать умение читать развивать логическое мышление, внимание, память, реакцию развивать мелкую моторику продолжать учить ориентироваться на листе бумаги в клетку развитие памяти на линейный ряд Действия воспитателя -Ребята, подойдите ко мне. Пусть каждый из вас по очереди назовет первый звук своего имени. Исправляю, если ошибаются, сама произношу, утрируя первый звук имени. -А теперь, когда вы правильно назвали, за стол садится сначала тот, у кого имя начинается с согласного звука. А теперь у кого с гласного. -Сейчас мы с вами поиграем. Посмотрите внимательно на доску, одна из четырех карточек лишняя. Подумайте и объясните которая. На доске карточки с изображением собаки, кошки, козы и пингвина. (набор 1) На доске карточки с изображением огурца, зеленого яблока, помидора, гороха. (набор 2) На доске карточки с изображением стула, стола, табурета, кресла. (набор 3) -Молодцы. А теперь послушайте меня внимательно. Я назову четыре слова, а вы скажете какое лишнее и почему. -Седло, стакан, поезд, сачок. -Иванов, Тузов, Симаков, Алеша. -Марина, Вася, Оля, Алена. Действия детей Дети стоят перед воспитателем полукругом. Называют звук. Дети садятся за столы. Ответы детей: -Лишняя карточка с пингвином, потому что он птица, а собака, кошка и коза животные. -Лишний помидор, потому что он красный, а все остальное зеленое. -Лишний стол, потому что на нем нельзя сидеть, а на стуле, кресле и табурете можно. -Лишнее слово «поезд», потому что оно начинается со [п]. а остальные [с]. -Лишнее слово «Алеша», потому что это имя, а все остальное фамилии. -Лишнее слово «Вася», потому что это мужское имя, а остальные женские.

3 -Улов, сеть, диск, ковер. -Молодцы. А теперь откройте тетради и возьмите карандаш. У каждого из вас на листе стоит точка, найдите ее. Теперь от этой точки отсчитайте 3 клетки вправо. Поставьте точку. Соедините эти точки. От последней точки 2 клетки вверх. Соедините. 2 клетки вправо. 2 вверх. 1 влево. 1 вверх. 2 вправо. 6 вниз. 8 вправо. 4 вверх. 1 вправо. 12 вниз. 2 влево. 1 вверх. 1 вправо. 3 вверх. 9 влево. 4 вниз. 2 влево. 1 вверх. 1 вправо. 6 вверх. 4 влево. 2 вверх. Что у вас получилось? (схема в приложении 2) -Давайте немного отдохнем. Встаньте около своих столов. Повторяйте движения за мной, только если я скажу «пожалуйста». -Лишнее слово «улов», потому что только оно начинается с гласного звука. Дети выполняют упражнение. -Получилась собака. Дети повторяют за мной движения. Называю движения и выполняю все движения. Контролирую, насколько дети внимательны. Исправлю ошибки. -Теперь, внимательно посмотрите, что стоит у меня на столе. Назовите. -Правильно. Сейчас я закрою предметы ширмой и чтото изменю. Вы должны угадать, что изменилось и сказать об этом полным предложением. Меняю предметы местами, убираю один из них, добавляю новый. Требую, что бы дети отвечали полным предложением. -А теперь давайте еще поиграем. Вставайте, становитесь в круг. Я буду по очереди кидать каждому из вас мяч и говорить первую часть предложения. Вы должны придумать окончание и сказать предложение целиком. Мальчик гулял Птица сидела На окне В лесу Рабочий стучит Машина едет -Молодцы. Садитесь за столы. Возьмите цветные карточки и составьте из них схему слова «кошка». Дети называют предметы. Полным предложением называют произошедшее изменение. Дети ловят мяч и отвечают: мальчик гуля по длинной дороге, на окне стоял горшок с цветами и т.д. Составляют схему: синий, красный, синий, синий, красный. Совместная проверка с детьми. -Теперь схему слова «белка» Совместная проверка с детьми. Хвалю. Составляют схему: зеленый, красный, синий, синий, красный.

4 -Играть идет тот, кто правильно разделит слово на слоги. Ди-ван, пли-та, бу-фет, кре-сло, ко-вер, со-бака, ко-шка, ко-за, ко-ро-ва, де-рев-ня и т.д. Пока дети играют, подзываю детей по одному и прошу прочитать несколько предложений из букваря. Исправляю ошибки, помогаю при затруднении. Хвалю детей, если у них получается. Разделяют слово на слоги устно, выбираю себе игру, и идут заниматься. Дети читают предложения. (Текст в приложении 3.)

5 Набор 1. Приложения. Приложение 1.

8 Приложение 2. Схема для графического диктанта.

Лексические темы для организации занятий в подготовительной группе ДОУ

  • Как организовать логопедическое занятие в подготовительной группе ДОУ
  • Специфика и подготовка открытого логозанятия
  • В помощь логопеду: план-конспект занятия с упражнениями по ФГОС
  • Список лексических тем для лого-занятий в подготовительной группе
  • Лексическая тема «Семья»
  • Логопедическое занятие на тему «Защитники Отечества»
  • Логопедическое занятие на тему «Одежда» в подготовительной группе
  • Логопедическое занятие в подготовительной группе на тему «Мебель»
  • Лексическая тема «Зима» в подготовительной логопедической группе
  • «Перелетные птицы» — тема для весеннего логопедического занятия в подготовительной группе
  • Лексическая тема «Животные севера» для подготовительной группы

Перед тем, как провести логопедическое занятие в подготовительной группе, педагог готовит конспект и придумывает задания для детей на разные темы. Основные лексические тематики такого урока: «Весна», «Зима», «Перелетные птицы», «Семья».

Как организовать логопедическое занятие в подготовительной группе ДОУ

На первом этапе выбирается лексическая тема занятия «Семья» в подготовительной группе или любая другая тема. Задача логопеда — составить конспект и включить в план урока задания на развитие речи, моторики, памяти и внимания.

Организовывать логопедическое занятие ДОУ «Защитники Отечества» необходимо в соответствие со стандартами ФГОС. Проверяющие дадут оценку не только деятельности педагога, но и соответствию программы основным требованиям образовательной системы в РФ.

Открытый урок в садике

Специфика и подготовка открытого логозанятия

После определения темы занятия, например, «Транспорт в городе», логопед составляет план занятия — конспект. Необходимо предусмотреть 3-4 игровых действия и несколько вопросов следующего типа: «На столе лежит фрукт. Ты знаешь, что это? Яблоко или груша?».

При составлении плана обязательно принимаются во внимание цели и задачи логопедического урока:

  • обучение синтезу слов и звуковому анализу;
  • развитие двигательных навыков;
  • коррекция и развитие слуха, ориентировки в звуковой системе русского языка;
  • развитие зрительного восприятия, ориентации в пространстве;
  • воспитание усидчивости и аккуратности.

Дополнительная информация! Важный организационный момент — подготовка необходимого демонстрационного и раздаточного материала. Для открытого занятия подойдет следующее: карточки с буквами и звуками, конверты с заданиями, картинки, игрушки-удочки, рыбки, маркеры и карандаши для рисования.

В помощь логопеду: план-конспект занятия с упражнениями по ФГОС

Конспект — это подробное описание хода занятия по пунктам. Используя свои записи, логопед проводит открытое занятие, при этом ни одно задание не будет пропущено.

Ход открытого урока:

  1. Вводная часть. Под музыку дети заходят в класс, после чего логопед говорит им, что сегодня присутствуют гости и называет тему урока.
  2. Психофизическая разминка. Перед началом занятия дети играют в игру с мячиком. Все встают в круг, после чего педагог объявляет, что в руках у них волшебный мячик, который подарит всем хорошее настроение. Нужно обращаться друг к другу по имени и передавать мячик.
  3. Дыхательная гимнастика. Дети «стоят на корабле и дышат свежим морским воздухом».
  4. Упражнение на развитие зрительного внимания. Воспитатель показывает картинки, и дети говорят, что на них изображено.
  5. Затем следует основная часть урока. Логопед говорит начало слова, а дети его заканчивают, например: пара-ход, вело-сипед.
  6. Для развития звукового синтеза и анализа выполняется упражнение «сбор цветов». Ребенок должен собрать цветы с лепестками, где «л» находится в начале слова, затем в середине и в конце.
  7. Конец занятия — физическая разминка и закрепление результата, подведение итогов.

Важно! Если в группе есть дети с ограниченными возможностями или ребята, которым необходима коррекция речи, для них должны быть разработаны индивидуальные задания.

Список лексических тем для лого-занятий в подготовительной группе

Задача педагога — объяснить детям понятие «звук», «слово», «громче», «тише», и все, что связано с восприятием звуков. Можно выбрать разные темы: «Посуда», «Космос», «Животные».

Открытый урок отличается от обычного прежде всего тем, что на нем присутствуют проверяющие, поэтому воспитатель должен позаботиться о создании игровой, ненапряженной обстановки для детей.

Занятие в детском саду

Лексическая тема «Семья»

Чтобы расширить словарный запас детей в ДОУ, воспитатель проводит занятие. Лексическая тема «Моя семья» в средней группе подходит для открытого урока. Также она может быть выбрана для занятия в подготовительной группе.

Вопросы, которые может задавать логопед детям в ходе урока:

  • «У тебя есть старший брат или сестра?»;
  • «Какая посуда твоя любимая: чашка или тарелка?»;
  • «Как называется страна, где живешь ты и твоя семья?».

Основная задача педагога — расширить словарный запас детей. Если на уроке присутствует родитель с целью проверки качества образования, то обязательно проводится презентация, а также используется раздаточный материал.

Важно! Рисование — отличный способ развития мелкой моторики и внимательности у детей. На уроке «Семья» дети могут нарисовать своих родителей и себя, а потом рассказать о том, кого изобразили на рисунке.

Логопедическое занятие на тему «Защитники Отечества»

Логопедия нужна как для развития речи, так и для общего воспитания детей. Цель открытого занятия по теме «Защитник Отечества» заключается в развитии патриотизма и понимания того, почему защитников называют героями.

  1. Вводная часть, объявление темы.
  2. Беседа о празднике «День защитника Отечества».
  3. Физкультурная минутка.
  4. Продолжение беседы. Воспитатель задает вопросы: «Знаете ли вы, кто такие защитники нашей Родины», «Как называется профессия человека, который управляет танком»?

Важно! Открывать урок нужно объявлением темы и ее пояснением. Также педагог указывает воспитанникам на то, что в кабинете присутствуют «гости», которые будут внимательно наблюдать за «путешествием».

Логопедическое занятие на тему «Одежда» в подготовительной группе

Урок по теме «одежда» проводится для того, чтобы познакомить дошкольника с бытом и научить распознавать разные элементы одежды: носки, майки, штаны, юбки, платья.

Урок по теме «Одежда»

  1. Вводная часть. Знакомство с наблюдателями и пожелание доброго утра друг другу.
  2. Упражнение: «А в моем шкафу…». Ребенок рассказывает, что лежит у него в шкафу: ботинки, штаны, майка, кофта.
  3. Упражнение «Что на картинке?». Педагог показывает карточку, на которой нарисована девочка в платье или мальчик в шортах и майке, а дети называют предметы одежды.
  4. В середине урока проводится физическая разминка.
  5. Конец урока — время для подведения итогов. Дошкольники работают с интерактивной доской и делают зарисовки в тетради. Это необходимо для закрепления полученных знаний.

Когда проводится аттестация, логопед должен показать, чему воспитанники научились за год. Главная задача — правильно открыть и провести урок, сохраняя положительный настрой у детей.

Логопедическое занятие в подготовительной группе на тему «Мебель»

Коррекционно-развивающая задача урока по теме «Мебель» заключается в развитии творчества, мышления, мелкой моторики и речи. Для занятия потребуются картинки с изображениями мебели, скатерти, мяч, куклы, слайды.

Во время занятия логопед загадывает детям загадки, а потом демонстрирует слайды, задавая вопрос: «Какой предмет мебели изображен на этой картинке?»

В конце занятия проводится дидактическая игра. В гости пришла «Бабушка Маша», и дети должны объяснить ей, какая мебель находится в кабинете: металлическая, пластиковая, деревянная.

Лексическая тема «Зима» в подготовительной логопедической группе

Для открытого урока подойдет лексическая тема зима в ДОУ подготовительной логопедической группе. Заранее логопед составляет конспект и готовит несколько дидактических игр для детей:

  • «Найди овощ, который растет зимой»;
  • «Что зимой падает на землю? (снег). А бывает дождь? А солнце?»
  • «Новый год». На карточках дети показывают атрибуты праздника и рассказывают, как встречают новый год у них дома.

Важно! Главная задача урока — научить ребенка определять времена года, понимать, что такое зима. Кроме того, все задания выполняются коллективно, воспитанники сада взаимодействуют друг с другом на занятии.

Читайте также:  Конспект логопедического занятия: Постановка звука Ш

«Перелетные птицы» — тема для весеннего логопедического занятия в подготовительной группе

Когда наступает весна, дети изучают тему перелетных птиц в детском саду, при этом может быть проведен открытый урок для оценки соответствия программы стандарту ФГОС.

  1. Логопед загадывает детям загадку, и в ответ на разгадку спрашивает, перелетная ли это птица, или нет.
  2. Используется демонстрационный материал, с помощью которого детям показывают всех птиц, улетающих на зиму в теплые края.
  3. В ходе урока логопед следит за речью детей, а также время от времени задает вопрос, какая буква стоит в слове первая — гласная или согласная.
  4. В середине урока выполняется пальчиковая гимнастика и легкая разминка.
  5. Для закрепления полученных знаний детям предлагают назвать всех перелетных птиц: грач, лебедь, соловей, кукушка.

Урок по теме «птицы»

Дополнительная информация! Занятие обязательно должно проходить в игровой форме, чтобы дети не скучали, а с интересом вливались в происходящее и отвечали на вопросы. Дополнительно дети могут принести на урок домашний рисунок с изображением птицы.

Лексическая тема «Животные севера» для подготовительной группы

Чтобы пойти в первый класс, ребенок должен знать, какое животное в каком районе обитает, что такое жаркий климат или север. Во время урока по теме «Животные севера» дошкольники узнают о таких животных, как пингвин, белый медведь, тюлень, северный олень. Для закрепления полученных знаний дома ребята могут посмотреть семейный или документальный фильм.

В ходе занятия логопед вводит детей в мир крайнего севера, загадывая загадки, читая стихи. Дается задание — найти на карте Москву, Санкт-Петербург, а потом и Крайний Север.

В качестве физической разминки дети изображают, как плавают пингвины и тюлени, и пытаются «ходить по снегу».

Открытые уроки — хорошая возможность дать оценку деятельности логопеда в садике и скорректировать программу в случае необходимости.

Занятия логопеда в подготовительной группе

Оглавление:

Конспект логопедического занятия «Составление описательного рассказа по портрету человека определённой профессии» для детей подготовительной группы

Цель: формирование у детей умения составлять описательный рассказ по портрету человека определённой профессии с опорой на схемы через интеграцию образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Задачи:

Коррекционно-образовательные: Расширять и уточнять представления о профессиях людей. Расширять и активизировать словарь по темам «Профессии», «Одежда, обувь, головные уборы», «Инструменты» (профессия, работа, рабочая одежда, младший воспитатель, строитель, космонавт, учитель, стюардесса, кондитер, доярка, балерина, сапожник, водитель, маляр, врач, …; блузка, рубашка, комбинезон, фартук, пиджак, куртка, халат, брюки, юбка, платье, косынка, колпак, кепка, платок, пилотка, фуражка, скафандр, шлемофон, фонендоскоп, полотенце, клещи, кисти, балетная пачка, ведро…). Совершенствовать грамматический строй речи (образование и употребление существительных в косвенных падежах). Совершенствовать синтаксическую сторону речи (сложноподчинённые предложения со словами потому что). Учить рассматривать художественные и фото портреты, обращать внимание на детали.

Коррекционно-развивающие: Развивать связную речь, через составление связного рассказа. Развивать внимание, мышление, фонематическое восприятие, артикуляционную и тонкую моторику, общие речевые навыки. Развивать мимические мышцы, через игру «ЧТО Я ЧУВСТВУЮ», развить общую моторику через игру «ПОВТОРИТЕ ПОЗУ».

Коррекционно-воспитательные: Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитывать интерес и уважение к труду людей разных профессий. Прививать интерес к рассматриванию художественных и фото портретов.

Оборудование: портреты (воспитатель, швея, почтальон, водитель, космонавт, доярка, балерина, сапожник,…), фото ключа (разрезанное), коробочка со звёздочками-подарками с «ключом», коробка –сюрприз «Космос», письмо-просьба, схемы-помощники (эмблемы совершаемого мыслительного действия), картинки-эмоции, картинки-позы.

Предварительная работа: Знакомство детей с профессиями, рассматривание рабочей одежды, рабочих инструментов, рабочих мест. Обсуждение и рассматривание эмоционального состояния людей.

ХОД НОД

  1. Орг.момент. (3 мин)

— Ребята к нам сегодня пришли гости, давайте покажем, как мы умеем правильно сидеть, слушать и отвечать на вопросы не перебивая друг друга.

— А чтобы нам настроиться на работу, давайте поиграем в игру «ЧТО Я ЧУВСТВУЮ»

Развитие мимических мышц. Назови эмоции и покажи (по картинкам)

2. Основная часть. (25 мин)

(7 мин)

— Ребят, я сегодня перед дверью нашла вот такую необычную коробку и не успела посмотреть, что же там внутри, хотите узнать вместе со мной что там? (открываем коробку «Космос»).

— Посмотрите, здесь письмо.

«Дорогие ребята, я отправляю вам, то что каждый день и ночь вижу сам. Но чтобы получить мой сюрприз, вы должны будете собрать ключ от коробочки. А для этого вам необходимо отгадать моих друзей по описанию, а помогут вам в этом схемы подсказки». (схемы)

— Ну что, будем собирать ключ? Хотите получить сюрприз? Тогда давайте попробуем расшифровать эти схемы, а заодно узнаем, кто прислал нам посылку.

1. «МУЖЧИНА / ЖЕНЩИНА»

— Как вы думаете, что мы сможем описать при помощи данного знака? «Это мужчина»

«ОБСТАНОВКА» — Описываем, то что находится за человеком, вокруг него, детали которые могут натолкнуть нас на профессию данного человека.

«Находится в закрытом помещении, вокруг него много различных приборов, кнопок, датчиков. Есть окно необычной круглой формы «иллюминатор»»

«ОДЕЖДА»

— это значок напоминает нам, что мы должны внимательно рассмотреть и описать одежду, обувь, головной убор данного человека.

«На нем надет огромный белый шлем с микрофонами, защитный комбинезон красного цвета»

«ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ» — здесь мы должны рассмотреть, какие предметы указывают на профессию данного человека.

« на плечах тяжёлый рюкзак с кислородными баллонами.»

«ЭМОЦИИ» — обращаем внимание на лицо человека, пытаемся определить его эмоции, выражение лица, чувства, отношение к чему-либо.

«Лицо немного задумчивое, глаза сморят вдаль, губы слегка улыбаются.»

«ПОЗА» — обращаем внимание на позу человека. Как сидит, стоит, рассматриваем руки, ноги, наклон головы.

«Можно предположить, что он сидит и левая рука немного вытянута вперёд, видимо что-то держит.»

7. «ПРОФЕССИЯ»

— Как вы думаете, кто прислал нам письмо? (догадки детей)

(«Я думаю, что это космонавт, потому что он находится в закрытом пространстве, вместо окон у него иллюминаторы. Одет он в скафандр комбинезон и шлем, с кислородными баллонами на плечах. Он задумчиво смотрит вдаль скорей всего на Землю»)

— Молодцы! А теперь вы будете описывать портреты при помощи наших схем-подсказок, а за каждый описанный портрет вы получите кусочек ключа и когда соберёте все кусочки, то сможете открыть коробочку с сюрпризом.

Развитие общей моторики. А сейчас немного отдохнём и поиграем в игру «ПОВТОРИ ПОЗУ» (Изобрази позу показанную на картинке)

(15 мин) (Дети описывают портреты)

3. Заключение. (2 мин)

— Чему вы научились сегодня?

— Вы собрали все детали ключа, научились подробно и очень внимательно рассматривать и описывать портреты. А теперь мы можем открыть коробочку и получить сюрприз. (вручение звёздочек)

— Наше занятие подошло к концу, давайте скажем, друг другу до свидания и пройдём в группу.

Автор: Прищепа Елена Александровна
Должность: учитель-логопед
Место работы: МКДОУ «Детский сад № 36 комбинированного вида «Поиск»
Месторасположение: город Новосибирск

Занятие логопеда в подготовительной группе
«Остров Потерянных слов»

Образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Социализация».

Рекомендованное количество детей: 5-6 человек с речевым заключением «Дислалия».

Цель: Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях.

  1. Коррекционно-образовательные:
  • Закрепить слуховой и моторный образ звука «Р».
  • Закрепить умение анализировать артикуляцию звука и давать ему характе­ристику, используя план-схему.
  • Автоматизировать звук «Р» изолированно, в слогах, словах, стихах.
  • Закрепить умение со­ставлять из букв слова, выполнять звуковой анализ слова.
  • Закрепить умение подбирать слова в рифму.
  • Закреплять умения решать ребусы и головоломки.
  • Формировать навыки чте­ния слов по карточкам.
  1. Коррекционно- развивающие:
  • Развивать артикуляционную моторку, используя артикуляционную гимнастику.
  • Развивать фонематический слух и восприятие.
  • Развивать чувство ритма.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Развивать процессы мышления.
  1. Коррекционно- воспитательные:
  • Воспитывать желание говорить правильно и красиво.
  • Воспитывать у детей активность и внимательность на занятии.

Предварительная работа: постановка звука, автоматизация в слогах, словах, коротких фразах, работа с родителями (домашние задания в индивидуальных тетрадях).

Оборудование.

Демонстрационное: экран, проектор, карта, записки, ребусы, ключ, бутылка, дерево, 2 бочонка, шкатулка, ковёр-полянка, музыкальный центр, кос­тюм пирата.

Раздаточное: карточки « с недописанными буквами», шнурки для выкла­дывания букв, массажные мячи «Су-джок», пиратские ручки, шоколадные монеты.

Входит логопед, переодетый в костюм Пирата, читает карту.

Много лет назад
Здесь зарыли клад.
Ты на остров попади,
Этот клад найди!

— Привет, ребята! Попала мне в руки пиратская карта. Я очень хочу найти клад! Но где искать, куда идти — не знаю? Смотрите, здесь что-то написано: «Клад находится на острове Поте­рянных слов. Если сможете найти все слова, найдёте клад». Помогите отыскать клад. Бу­дете моей командой?

Пират. Не знаю, что это за остров Потерянных слов. Что такое слово? Из каких частей оно состоит? А слоги из чего состоят?

Пират. Ребята, а вы умеете правильно произносить самый сложный звук?

Дети. [р – р – р – р-…].

Пират. Расскажите, а как правильно его произносить (дети рас-сказывают об артикуляции звука [р] и дают характеристику звуку).

Дети. Губы улыбаются;
зубы разомкнуты;
кончик языка поднят на альвеолы,
боковые края прижаты к зубам,
когда выходит сильная воздушная,
кончик язычка дрожит;
голосовые связки работают.

— Что вы можете рассказать о звуке «Р», какой он?

Дети: Звук «Р» — согласный (т.к. воздушная струя встречает преграду), звонкий (голосовые связки работают), твердый (спинка языка опущена).

Пират. Молодцы! Чтоб стать настоящим пиратом вы должны дать клятву верности. Клятва — это обещание, которое нельзя нарушать.

Клятва:

Клянусь говорить всегда правильно и красиво! Клянусь!
Клянусь помогать своим товарищам! Клянусь!
Клянусь быть смелым и отважным! Клянусь!
Клянусь быть веселым! Клянусь!
Клянусь быть настоящим пиратом! Клянусь!

Отправляемся в путешествие искать остров По­терянных слов. Садимся на корабль и отплываем (на экране – слайд « Пиратский корабль).

Дыхательная гимнастика

(все движения дети повторяют за Пиратом)

Дети садятся, кладут ладони на колени, наклоняются вперед — вдох, выпрямляются — длительный выдох.

(Аудиозапись песни из к/ф Про Красную Шапочку – Необитаемый остров Сл. Ю. Михайлова, муз. А.Рыбникова А., слайд «Остров»).

Пират. Вижу остров, вы­саживаемся с корабля. Прежде чем искать клад на острове потерянных слов, нужно потренировать наш язычок.

Артикуляционная гимнастика

Улыбнёмся мы лягушкам,
Губы тянем прямо к ушкам.
Зубы мы сомкнем,
Тут же разомкнем.

Мы копаем червячков,
Мы копаем язычком
Язык к небу поднимаем
И грибочек получаем.

Дятел носом тук да тук,
Слышим мы весёлый звук — д-д-д…

Пират. По­смотрим по карте, куда идти дальше. Это гора Сложных слогов. Если мы назовём все слоги правильно, то сможем на неё забраться (слайд «Гора Сложных слогов»).

Ра –ра – ра, ра- ра –ра,
Говорить нам всем пора!
Ру –ру – ру, ру- ру –ру,
Мы забрались на гору!

Ры –ры – ры, ры- ры –ры,
Ой, свалились мы с горы!
Ре –ре – ре, ре- ре –ре,
Наконец мы на горе!

Пират. Отправляемся дальше в путь. По карте нам нужно следовать к озеру Спокой­ствия. (Звучит музыка «Звуки природы – Лесное пение», слайд «Озеро») Послушайте, как замечательно поют птицы! Давайте посидим, послушаем пение птиц, и по­играем колючими мячиками.

Игра с массажными мячами «Су-джок»

Мячик сильно я сжимаю
И ладошку поменяю.
Мячик мой не отдыхает
По ладоням он гуляет.

Смело я круги катаю,
Из-под рук не выпускаю.
Взад-вперед его качу,
Вправо-влево — как хочу.

Танцевать умеет танец
На мячике мой каждый палец.
Между пальцев подержу
И в ладошку положу.

Из руки его достану,
Справа, слева ставить стану.
Дружит мячик мой с рукой
— Вот я фокусник, какой!

Пират. Ребята, ищите подсказку, что нам дальше делать. Я нашёл записку! (читает записку).

— Давайте составим вот из этих необычных камней слово «дружба» (дети составляют слово из камней с написанными на них буквами слово «дружба»)

Пират. Скажите, сколько звуков в слове «дружба»? (В слове «дружба» 6 звуков) На­зовите каждый звук по порядку. Сколько гласных звуков? (В слове «дружба» 2 гласных звука) Сколько согласных? (В этом слове 4 согласных звука)

Ребята, а теперь чтобы также дружно продолжать искать клад, повторим настоящую пиратскую кричалку. Повторяйте за мной.

Физкультминутка «Вау! — Вау! — Вау-вай!»

Вау! — Вау! — Вау-вай! Вау! — Вау! Вау-вай! (несколько раз рывками поднимаем правую руки вверх)

Вау-вай-во! — Вау-вай-во! (несколько раз рывками поднимаем левую руки вверх)
Чики-рики-лумба! — Чики-рики-лумба! (кладут правую руку на бёдро)
Румба ля колумба! — Румба ля колумба! (кладут левую руку на бёдро)
Аба-раба-курарез! — Аба-раба-курарез! (правую руку кладём на левое плечо)
Кирис рамба доминез! — Кирис рамба доминез! (левую руку кладём на правое плечо)
Ширли-мырли карабас! — Ширли-мырли карабас! (вращаем сложенными на плечах руками)
Бала амба арарас!- Бала амба арарас! (кладём ладони на колени и слегка приседаем и выпрямляемся)
Джинга-ринга квиста ц-ц-ц! — Джинга-ринга квиста ц-ц-ц- (кладут ладони на колени и попеременно их меняют)
Мы ребята молодцы! — Мы ребята молодцы! (все дети вытягивают руки вперёд и соединяют их все вместе в хлопке)

— Ура! Идём искать клад!

Пират. Куда мы отправимся по карте? Мы должны найти бутылку, а в бутылке послание (читают письмо и выполняют задание)

Пират. Ребя­та, что мы должны найти по карте?

Дети. Мы должны найти полянку.

— Ура, нашли! (слайд «поляна со цветами»)

Пират. Ребята, а вы знаете стихи, ну какие – нибудь … необычные. А я тоже знаю стихи, но вы должны мне помочь их рассказать.

Не давалось звукам дело,
Им безделье надоело.
Надоело им скучать
И пошли озорничать.

Вот какая смехота…
«Р» свалилась на кота.
Кот не кот теперь,
а … (крот).

«К» в карман к монтеру — прыг,
А в кармане ролики.
Из кармана в тот же миг
Выскочили … (кролики).

Букву «Д» на дне пруда
Отыскали раки.
С той поры у них беда:
То и дело …(драки)

Пират. Здесь какая –то записка. Используя верёвоч­ки выложите недописанные буквы. Какие буквы у вас получились? Прочитайте слова.

Пират. По карте мы дол­жны отыскать ключ.

Дети. Нашли, ключ висит на крючке, и здесь еще письмо (читают письмо)

Пират. Здесь спрятались слова. Что это? Как отгадать?

Дети. Это ребусы (дети разгадывают ребусы, проговаривают получившуюся скороговорку).

Пират. Ребята, куда дальше идти по карте? (к бочкам) Смотрите, вот записка.

Дети. За, клад, раскидистым, деревом, спрятан.

Пират. Непонятное пред­ложение. Где спрятан клад? Как нужно сказать?

Дети. Клад спрятан за раскидистым деревом.

Пират. Сколько слов в этом предложении?

Дети. Вот оно — дерево, а вот и клад. (Доста­ют шкатулку и открывают.)

Пират. У-у-у, а я думал, что там лежат золотые монеты…

Пират. Для чего они нуж­ны?

Дети. Ручки нужны, чтобы писать.

Пират. Так ведь это настоящий клад, будем писать пра­вильно слова. Что мы нашли на острове Потерянных слов? (звуки, буквы и слова) Какой самый сложный звук вы научили меня правильно произносить? (звук Р) Правильно ли я его произнёс?

Пират. Ребята, вас ждут в группе, отправляемся обрат­но. Садимся на корабль и от­плываем (слайд «Остров», дети садятся)

Дыхательная гимнастика

Дети кладут руки на колени, наклоняются вперед — вдох, выпрямляются — длительный выдох. (Аудиозапись песни из к/ф Про Красную Шапочку – Необитаемый остров Сл. Ю. Михайлова, муз. А.Рыбникова А., слайд «Остров»).

Пират. Ребята, возьмите вот эти монетки от меня в подарок. До свидания! Когда найду еще одну карту, приглашу вас обязательно.

Автор: Гарматина Наталья Александровна
Должность: учитель-логопед
Место работы: МБДОУ ЦРР детский сад №35 «Сказка»
Месторасположение: Свердловская область, город Верхняя Тура

Основные разделы:

  1. Детский сад
  2. Конспекты занятий, НОД
  3. занятия логопеда
  4. подготовительная группа
Ссылка на основную публикацию