Наглядный материал по лексической теме Зимующие птицы

Конспект занятия по лексической теме «Зимующие птицы»

Ирина Коршунова
Конспект занятия по лексической теме «Зимующие птицы»

Цель: Формирование, усвоение знаний, почему зимующие птицы так называются; чем они питаются; где живут; в чем их польза; как люди помогают птицам в зимнее время.

1. закрепление и уточнение названий зимующих птиц, их характерных внешних признаков, мест обитания, питания; обогащение словаря по данной теме.

Коррекционно – развивающие задачи:

1. учить образовывать множественное число существительных в именительном и родительном падежах,

2. согласовывать существительные в творительном падеже,

3. образовывать сложные прилагательные,

4. формировать фразовую речь;

5. закрепить и уточнить знание детей о зимующих птицах и их жизни зимой;

6. развитие мышления при составлении разрезной картинки, при работе с карточками-шифровками;

7. развивать сенсорно-зрительное восприятие, логическое мышление, внимание, мелкую, общую моторику, координацию движений с речью;

1. воспитывать бережное отношение к птицам;

2. закреплять эмоциональную адекватность поведения на занятиях;

3. воспитывать желание защищать и оберегать зимующих птиц.

Методы и приемы: объяснение, напоминание, повтор, беседа, показ презентации, рассказ логопеда о зимующих птицах, показ способа выполнения упражнений, помощь детям при выполнении заданий.

Словарь: зимующие птицы, воробей, ворона, сорока, синица, снегирь, голубь, дятел, клест, красногрудый, белобокая, желтогрудая, толстоклювая, длиннохвостая.

Оборудование: презентация “Зимующие птицы“, предметные картинки зимующих птиц; конверты с разрезными картинками птиц; угощение для птиц (пшено, семечки, кусочек сала, ягоды рябины, крошки хлеба, корочка хлеба, разнос).

Проведение занятия.

1. Организационный момент.

Логопед: – Ребята, посмотрите за окошко. Какое сейчас время года? (Зима.)

А назовите мне признаки зимы (наступили холода; воет вьюга, дует сильный, порывистый (злой ветер, вся земля покрыта снегом, лед замерз в речке; люди одеваются в теплую зимнюю одежду).

Логопед: – Ребята, вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают на юг. Но не все, есть и такие, которые живут с нами круглый год (воробей, голубь, ворона).

Логопед выставляет на наборное полотно картинки с изображением зимующих птиц: голубь, синица, воробей, ворона, дятел, снегирь.

А есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать (синицы, снегири).

А почему снегирей зовут так? (прилетают с первым снегом).

Логопед: Выделите отличительные признаки птиц, которые прилетают к нам зимовать.

Дети: Синица-грудка желтая, головка и крылья черные.

Снегирь-грудка красная, голубовато-серая спинка и черная головка и крылья.

2. Артикуляционная гимнастика.

Жил-был Веселый Язычок. Вот однажды он решил он пойти погулять в детский парк. Выглянул из домика – тепло, солнечно. Он и решил погреться на солнышке, как блинчик на сковородке. Погрелся и отправился в путь. Пришел язычок в парк и решил сначала покататься с горки, потом на качелях. Пощелкал кончиком от удовольствия и отправился лакомиться вкусным вареньем, которое было в красивом ковшике и съел конфетку. Посмотрел на часики – поздно уже. И покатился домой, как катушка. А дома губки его наказали за то, что он так долго гулял. Почистил Язычок зубки и лег спать в свою теплую постельку.

3. Игра «Отгадайте загадки».

Логопед. Я вам загадаю загадки, и если вы угадаете, появятся отгадки.

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прыгает она у дома,

А зовут ее? (ворона).

Найдешь её в своём дворе,

Она на радость детворе.

Ты обижать её не смей!

В лесу, под щебет,

Стучит лесной телеграфист:

“Здорово, дрозд, приятель!”

И ставит подпись.

4. Пальчиковое упражнение «Дятел».

Дятел на суку сидит,

Дятел дерево долбит,

Лечит дятел старый дуб,

Добрый дятел дубу люб.

На одной руке соединить все пальцы с большим – «дятел». Другую руку поставить вертикально перед собой – «дерево».

Изобразить, как дятел стучит клювом по дереву.

Помахать кистями рук – «летящая птица».

5. Упражнение «Кто внимательный?»

Дети прикрепляют заранее раскрашенных птиц на ветки деревьев по словесной инструкции логопеда (перед,сверху,снизу,между,слева от,справа от).

– Один снегирь, а много – …

-Одна синица, а много-…

-Одна сорока, а много-…

Одна ворона, а много-…

-Логопед: – Ребята, а сейчас я вам расскажу о другой зимующей птице (рассказ логопеда).

Клест – крупная птица окраса спелой малины с длинными и узкими крыльями, короткими толстыми лапами с сильными пальцами. Главная отличительная особенность клеста – клюв, сложенный крестиком. Этот своеобразный клюв помогает птице добывать семена, доставая их из шишек. Птенцы у клестов появляются и осенью, и весной, но чаще, как это ни странно, зимой. Правда, продолжение семейства возможно лишь тогда, когда “под рукой” запасы корма.

Селится клест в хвойных и смешанных лесах.

Питается клест семенами сосновых и еловых шишек, ягодами.

7. Динамическая пауза.

Сел на ветку снегирек,

Ветерок, подуй слегка,

Обсуши нам снегирька.

«Попрыгать» ладошками по плечам.

Потрясти кистями рук перед собой.

Обхватить себя руками и слегка «подрожать», как от холода.

Поднять руки вверх и покачать ими.

Помахать руками – «крылышками».

8. Исправь ошибки.

Сорока сидел на заборе.

Ворона чирикала на солнышке.

Снегирь клевала хлеб.

9. Игра «Добавь словечко» (приставочные глаголы):

Птичка из гнезда … вылетела.

Птичка в клетку … влетела.

Птичка с ветки … слетела.

Птичка над деревом….

Птичка за дерево …

Птичка к кормушке…

Птичка через поляну…

10. Скажи по-другому:

С красной грудкой – красногрудый, с черными крыльями – чернокрылый, с черными глазами -, с кривым клювом -, с желтой грудкой -, с длинным хвостом-, с толстым клювом-…

11. Су-джок терапия:

Логопед раздаёт мячики для су-джок терапии.

Я возьму колючий мяч,

Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей

Мячик мой не отдыхает,

На ладошке он гуляет.

Взад-вперед его качу.

Вправо-влево – как хочу.

Сверху – левой, снизу – правой

Я его катаю, браво!

12. Образование форм творительного падежа.

– Зимой холодно и голодно всем птицам в городе. Я приготовила лакомство для птиц (на разносе у логопеда в первой пиале- семечки, во второй-сало, в третей- хлеб, в четвёртой-пшено, в пятой-ягоды рябины. Посмотрите внимательно на корм и скажите, какую птицу мы угостим салом, хлебом, пшеном …

– Я угощу синицу семечками.

– Я угощу воробья крошками.

-Я угощу воробья пшеном.

– Я угощу снегиря ягодами рябины.

– Я угощу голубя хлебом.

Логопед: Птицам так тяжело зимой, что любая болезнь для них практически смертельна. Поэтому кормушки и места постоянного кормления надо содержать в чистоте, чтобы они не стали источником болезней. Птиц можно заметить возле кормушек, едва забрезжит рассвет. Поэтому корма в кормушки надо засыпать с вечера. И пока стоят сильные морозы или метут метели, это нужно делать каждый вечер.

13. Задания для самокоррекции. Складывание пазлов с изображением зимующих птиц.

14. Итог занятия:

– о каких птицах мы сегодня говорили?

-требуют ли заботы зимующие птицы?

-с какой птицей мы сегодня познакомились?

Фронтальное занятие для детей средней группы по лексической теме «Грибы» Фронтальное занятие для детей средней группы. Лексическая тема: «Грибы» Цели: • Уточнять и расширять представления детей о грибах, месте.

Конспект занятия по математике — лексическая тема «Лето». Числа и цифры до 10» Цели: Упражнять в счете до 10 и в нахождении места цифры в числовом ряду; закреплять умение дополнять множество предметов до 10, соотносить.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. Лексическая тема «Игрушки» РЕКОМЕНДУЕМОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ НА ПЕРВОМ И ВТОРОМ ЗАНЯТИЯХ 1. Экскурсия по групповому помещению. Уточнение и.

Конспект занятия в старшей речевой группе, в рамках проектной деятельности. Тема: «Зима. Зимующие птицы» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 49 комбинированного вида Калининского района Санкт- Петербурга.

Конспект интегрированного занятия «Что принес нам Винни-Пух?». Лексическая тема «Овощи» РЕКОМЕНДУЕМОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ НА ПЕРВОМ И ВТОРОМ ЗАНЯТИЯХ Рассматривание натуральных овощей (муляжей или картинок).

НОД по развитию речи во второй младшей группе. Лексическая тема «Насекомые» Программное содержание: 1. Уточнить представления детей о внешнем виде насекомых. 2. Активизировать и систематизировать словарь по теме.

НОД в старшей группе «Путешествие к мастерам Хохломы». Лексическая тема «Посуда» Задачи: – познакомить детей с особенностями изготовления хохломской посуды, историей возникновения этого промысла; – развивать интерес.

ООД с использованием ИКТ «Как мы помогали Чиполлино и его друзьям». Лексическая тема «Овощи» Сегодня предлагаю вашему вниманию разработанный конспект открытого мероприятия. Большинство идей я почерпнула на нашем родном и любимом.

Перспективное планирование. Лексическая тема «Дары леса» ОО Интеграция содержания образовательных областей Методики и технологии Физическое развитие Физкультура на воздухе Умение осознанно выполнять.

Читайте также:  Конспект лексико-грамматической НОД Родной край

Планирование с уётом требований ФГОС до. Лексическая тема «Осень» 1 Неделя Осень золотая. Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях Задачи : Закреплять знания.

Материал в уголок для родителей по теме “Зимующие птицы”

Материал в логопедический уголок для родителей по теме “Зимующие птицы” в старшей группе компенсирующего вида для детей с нарушением зрения. Включает в себя все направления по развитию речи: развитие словарного запаса, развитие лексико-грамматических категорий, связная речь – составление описательного рассказа о зимующей птице по картинному плану, пальчиковая игра, речь с движением.

Просмотр содержимого документа
«материал в уголок для родителей по теме “Зимующие птицы”»

Цель: Расширять обобщенные представления детей о зимующих птицах; о том, где они живут и чем питаются, из каких частей состоит их тело, чем оно покрыто.

Развитие словарного запаса

Существительные: птица, ворона, сорока, воробей, снегирь, синица, голубь, сова, галка, кормушка, корм, помощь, голова, глаза, клюв, туловище, грудка, крылья, хвост, перья, лапки, зерно, крошки, семечки

Прилагательные: зимующий, голодный, сытый, быстрый, шустрый

Глаголы: чирикать, каркать, ворковать, тинькать, стрекотать, зимовать, голодать, кормить

Наречия: голодно, морозно

Развитие лексико-грамматического строя речи

«Назови как можно больше признаков» – согласование имен прилагательных с существительными в роде и числе.

Попросите его назвать как можно больше характерных для каждой птицы признаков, учитывая ее форму, величину, цвет.

(ворона, воробей, синица).

«Назови ласково» – образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов -к-, -чк-.

«Скажи по-другому» – образование имен прилагательных от существительных.

Птица из леса — . (лесная) птица.

Подушка из перьев — . (перовая) подушка.

Перина из пуха —. (пуховая) перина.

Озеро с лебедями — . (лебединое) озеро.

Птица, которая поет — . (певчая) птица.

Перо от гуся — . (гусиное) перо.

«Сосчитай и назови» – согласование числительных «два» и «пять» с существительными, обозначающими названия зимующих птиц.

Развитие связной речи

Составление рассказа описания

«Воробей» по опорным картинкам:

Воробей – зимующая птица. У него есть головка, клюв, туловище, крылья, хвостик, лапки, коготки. Тело птички покрыто перьями серого цвета. Воробей питается насекомыми, крошками, зёрнами, семенами. Воробей может летать, прыгать, клевать, чирикать, сидеть.

Насыпаем в кружку сухой горох. На каждое слово перекладываем горошину в другую кружку:

Снегирь, и сорока, и клёст, и синицы –

Зимуют у нас эти чудные птицы.

И чтоб они жили по-прежнему с нами,

Мы будем кормить их, конечно же, сами.

То же самое ребёнок проделывает другой рукой, двумя руками одновременно, двумя руками попеременно, большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем.

Речь с движением “Птички”

Птички прыгают, летают.
Птички прыгают, поют.
Чик-чирик, чик-чирик
Птички крошки собирают,
Зернышки клюют
Перышки почистили,
Перышки почистили,
Клювики почистили,
Клювики почистили.
Дальше полетели
И на мес то сели.

Имитируют руками взмахи крыльев и совершают повороты туловища в стороны.

Наклон вперед, пальцами рук, собранными вместе, постукивать по коленкам

Стоя прямо, совершать взмахи правой рукой

Стоя прямо, совершать взмахи левой рукой

Повороты головы вправо – влево

Имитируют руками взмахи крыльев

Дети садятся на стульчики.

Доктор он в лесной палатке,

Носит пёстренький халатик,

Он деревья клювом лечит,

Постучит – деревьям легче. (Дятел)

Ворует крошки. (Воробей)

И полоска шарфика. (Синица)

Здесь зимой найдёт приют:

Не боится он простуд –

Он тут как тут! (Снегирь)

Целый день хлопочет. (Сорока)

Всю ночь летает –

Спать в дупло. (Сова)

Проворонила ворона вороненка

Сорока с вороной спорила –

Видна птица по полету.

Видом сокол, а голосом ворона.

Цель: систематизировать и закреплять знания детей о зимующих птицах, их жизни, питании. Уточнять, как люди помогают птицам в зимнее время.

Развитие словарного запаса

Существительные: птица, ворона, воробей, голубь, сорока, дятел, синица, сова, снегирь, клест, свиристель, корм, кормушка, голод, холоде, клюв, перо, грудка, хвост, коготь, крыло, лапа.

Прилагательные: зимующий, длиннохвостый, красногрудый, чернокрылый, пестрый, нахохлившийся, задорный, шустрый.

Глаголы: летать, клевать, зимовать, замерзать, голодать, кормить, добывать, долбить, прятать, трещать, шелушить, кружить, прыгать, ворковать, тинькать, чирикать, свистеть, каркать.

Наречия: высоко, низко, холодно, голодно, сытно.

Развитие лексико-грамматического строя речи

«Назови как можно больше признаков» – согласование имен прилагательных с существительными в роде и числе.

Попросите его назвать как можно больше характерных для каждой птицы признаков, учитывая ее форму, величину, цвет.

(ворона, воробей, синица).

«Назови ласково» – образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов -к-, -чк-.

«Скажи по-другому» – образование имен прилагательных от существительных.

Птица из леса — . (лесная) птица.

Подушка из перьев — . (перовая) подушка.

Перина из пуха —. (пуховая) перина.

Озеро с лебедями — . (лебединое) озеро.

Птица, которая поет — . (певчая) птица.

Перо от гуся — . (гусиное) перо

«Подумай и скажи» – понимание значений сложных слов; образование новых слов путем соединения двух слов.

Тематическое занятие: Зимующие птицы

Зима еще идет и птичкам нужна наша помощь. Это хорошее время поиграть с детьми и рассказать больше о птицах. Раньше уже были материалы Судоку, Шнуровки и Прищепки. Я подготовила для вас задания по теме «Зимующие птицы» для развития логики, мелкой моторики, умения писать, читать и считать, а также рисовать и многое другое! Это полностью готовый материал для проведения занятия по этой теме с методическими рекомендациями по каждому виду заданий. Предлагаю вашему вниманию задания для детей от 1,5 до 6 лет по теме «Зимующие птицы». Виды заданий для тематического занятия:

            • Выложить камушками буквы С,Д, Г, В и птиц
            • Карточки количества для игр с прищепками
            • Карточки мемори для развития логики и памяти
            • Игра «Найди птицу по фрагменту».
            • Карточки для игры с прищепками – найди такую же
            • Сложи половинки для малышей
            • Сложи пазлы для детей постарше
            • Лабиринт «Птичьи следы»
            • Обведи по образцу данному вначале страницы
            • Сортируй птиц по размеру и виду
            • Разложи птиц по размеру
            • Строение птицы – обучение чтению
            • Пазлы с числами от 1 до 5, от 1 до 10, от 11 до 20.
            • Выложи слова – названия всех зимующих птиц
            • Раскрась птиц в указанные цвета
            • Проводилки
            • Соедини по порядку от 1 до 10 и от 11 до 20
            • Соединялки
            • Найди лишнее – развиваем логику
            • Пройди по линиям
            • Математические пазлы
            • Соедини по числам от 1 до 45
            • Нарисуй по клеточкам дятла
            • Найди пять отличий
            • Картинка и описание прочитай и соедини
            • Напиши алфавит
            • Учусь писать буквы
            • Учусь писать слова
            • Напиши числа
            • Сосчитай примеры
            • Собираем и считаем
            • Впиши пропущенные числа
            • Закончи предложения
            • Продолжи логические ряды
            • Математический лабиринт до 20
            • Пройди пальчиками по следам
            • Пройди пальчиком по птичке
            • Игра «Зимующие птицы»
            • Соедини слоги – читаем и запоминаем
            • Вырежи пёрышко
            • Вставь недостающее
            • Творческие задания
            • Описание птицы по плану
            • Физминутки «Синица», «Воробушки»
            • Пальчиковая гимнастика «Птицы к дому подлетели»
            • Чистоговорки
            • Список рекомендуемых книг для чтения

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с моего письменного согласия. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены. Автор: Леонова Евгения.

Очень хочу обратиться ко всем, кто так любит разбирать мои задания на картинки и выкладывать в разных социальных сетях и на своих сайтах. Давайте уважать труд друг друга! Каждую картинку и задание я специально делаю САМА! Трачу на это не мало времени и сил! Если я предлагаю вам эти материалы бесплатно, то это НЕ значит, что вы имеете право их выкладывать под своими именами и в других форматах! Если желаете о них рассказать, то используйте мою картинку и делайте активную ссылку на эту страницу сайта. В связи со сложившимися обстоятельствами хочу предупредить, что если еще найду свои материалы в разобранном виде на страницах интернета, то все тематические занятия сделаю ПЛАТНЫМИ.

Прошу прощения за ошибку, исправила и заново залила «Строение птиц». Но можете исправить и сами, замазав эти буквы)))

Птицы

В. Бианки «Птичий год — осень» (из книги «Наши птицы»).

Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди».

В. Гаршин «Лягушка-путешественница».

голубь, сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, сова, дятел, клёст, свиристель, рябчик, тетерев, глухарь,

кормушка, птенцы, гнездо.

летать, искать, кормиться, клевать, шелушить, каркать, чирикать, нахохлиться.

красногрудый (снегирь), желтогрудая (синичка), пестрый (дятел), шустрый (воробей), белобокая (сорока), цепкие

(коготки), зимующие (птицы).

Игра «Кто самый внимательный?»

Цели: развивать слуховое внимание и память, уточнять и активизировать словарь по лексической теме «Зимующие

Ход игры . Воспитатель читает детям стихотворение, затем просит их постараться вспомнить, названия каких птиц в нём

Читайте также:  Занятие по развитию речи у детей подготовительной группы: Гость из космоса

встречаются. Какие это птицы? Каких ещё зимующих птиц они знают?

Мне в проталинку видна

Горстка жёлтого пшена.

Крошки хлеба вижу слева,

Горстку сала вижу справа.

Где вертлявая синица?

Пусть приходит подкормиться!

Прилетай хоть воробей,

Если можешь, поскорей!

А по правде говоря,

Жду я в гости снегиря.

Красногрудый не летит,

У кого-то он гостит.

Я в проталинку дышу,

Прилететь скорей прошу,

Пожалей, снегирь, мой нос:

Он к стеклу совсем прирос!

Игра «Подбери слова»

Цели: развивать грамматический строи речи, умение образовывать глаголы при помощи приставок .

ХОД игры. Воспитатель просит детей закончить предложения.

Одни воробьи к кормушке (что делали?) . (подлетали). Другие воробьи от кормушки (что делали?) . (отлетали). Маленький

бойкий воробышек кормушку вокруг (что сделал?) . ( облетел).

Шустрый воробышек в кормушку (что сделал?) . (залетел).

Воробышек зёрнышко схватил и из кормушки (что сделал?). (улетел).

Игра «У кормушки»

Цели: совершенствовать грамматический строй речи (употребление в речи предлогов).

Ход игры. Воспитатель помещает на магнитную доску изображение дерева с кормушкой и выполняет различные

действия с изображениями зимующих птиц. Дети комментируют действия воспитателя по его просьбе и выделяют предлоги.

Снегирь летит к кормушке (предлог к).

Синица улетает от кормушки (предлог от).

Свиристель сидит над кормушкой (предлог над) и т. п.

Игра «Чем больше, тем лучше»

Цели: учить детей образовывать новые глаголы от данного при помощи приставок.

Ход игры. По заданию воспитателя дети должны образовать новые глаголы от глагола «летать» (при помощи приставок) и

продемонстрировать их с птичкой, сделанной из бумаги. Затем они должны придумать как можно больше предложений с этими

словами. За каждое правильно выполненное задание ребёнок получает жетон. В конце игры подсчитываются результаты.

Выигрывает тот, у кого жетонов больше.

Приставки: у-, за-, под-, от-, пере-, по-, об-, вы-, на-.

Игра «Две кормушки»

Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов.

Ход игры . Воспитатель предлагает детям разделить на слоги слова — названия зимующих птиц и рассадить их по кормушкам.

В одну кормушку — птиц, в названии которых два слога; в другую кормушку — птиц, в названии которых три слога.

Слова: снегирь, галка, голубь, синица, ворона, сорока, воробей.

Игра «Отгадай слово»

Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить определять первый и последний звук в слове .

Ход игры. Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением зимующих птиц и предлагает детям отгадать, какое

слово задумано, по первому и последнему звуку. Тот ребёнок, который отгадал, получает картинку. В конце игры подсчитыва ется результат.

Первый звук [в], последний — [а] (ворона).

Игра «Зачеркни одинаковые буквы, составь слово»

Цели: развивать зрительное внимание, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, чтения, профилактика

Ход игры. Воспитатель предлагает детям найти одинаковые буквы и зачеркнуть их (или убрать, если буквы расположены на

ковролинографе). Из оставшихся букв дети составляют слово и выполняют его звуковой анализ.

М О У Б К О С У Л Б Ё Т М — Клёст

Стихотворение для чтения и заучивания наизусть

РАЗГОВОР С СИНИЦЕЙ

Посвисти ещё, синичка,

Это добрая привычка:

Рано утром прилететь

У окошка посвистеть.

В январе в лихую стужу

Голос твой мне очень нужен.

А тебе за твой привет

Приготовил я обед.

Не забудь же, прилети,

У окошка посвисти.

Текст для пересказа

Вот прилетел дятел, принёс в клюве сосновую шишку.

Прилетел и уселся прямо на ствол сосны. И не заметишь

дятла на де реве. Зацепился за кору острыми когтями и начал изо всех сил семена из шишки выклёвывать.

Засмотрелся я на дятла. Ловко это у него получается: и сам сыт и лесу польза. Не все семена попадут дятлу в рот.

Много семян упадёт на землю и прорастёт. Вон сколько сосенок из-под снега топорщится! Все они выросли из

выклеванных дятлом шишек. Вот что я узнал о дятле. Он — маленький пернатый лесовод.

По Г. Скребицкому

О какой птице говорится в рассказе?

Что делал дятел в лесу?

Какую пользу дятел лесу приносит? Каким образом?

Как называют дятла?

Текст для пересказа

Спит заснеженный лес. Стайка птиц пролетела над лесной полянкой. Это клесты. Птицы облетели вершину

ели . Цепкими коготками они выбирали семена из шишек. Как хлопотали клесты в своей воздушной столовой!

Вдруг один из них подлетел к старой ёлке и юркнул в снеговую пещерку. Над гнездом свешивались заснеженные

ветви. В лесу от мороза трещали деревья. А между сучьев старой ели заботливая мать выводила птенцов. И зимой лес

не казался угрюмым и безжизненным.

По Г. Скребицкому

О каких птицах рассказ?

Что делали клесты на лесной полянке?

Где находилось гнездо клестов?

Почему лес зимой не казался угрюмым и безжизненным?

Занятие по лексической теме “Зимующие птицы”

Разделы: Логопедия

Задачи:

  1. Развивать звуковую культуру речи.
  2. Развивать диалогическую речь в процессе беседы.
  3. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылку к овладению грамоте.
  4. Активизировать словарь детей по теме «Зимующие птицы».
  5. Закреплять практическое употребление существительных множественного числа Родительного падежа.
  1. Познакомить детей со звуками Д, Д’ и способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки. Развивать познавательную деятельность.
  2. Познакомить с буквой Д.
  1. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца. Развивать инициативу.
  2. Развивать навык общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками.
  1. Формировать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы.
  2. Развивать восприятие художественной литературы, посредством чтение и проигрывание физ. минутки «Птички»
  3. Развивать внимание.
  1. Развивать общую моторику посредством выполнения физ. минутки.
  2. Развивать мелкую моторику рук посредством пальчиковой гимнастики.

Методы и приемы:

  • Практические: Дидактические игры: «Подружи слова», «Поймай звук», «Доскажи словечко», «Кого мы видели?» Выполнение физ. минутки «Птички», пальчиковой гимнастики «Кормушка»
  • Наглядные: Рассматривание изображений птиц, буквы; просмотр презентации «Звуки Д, Д’»
  • Словесные: Рассказ, беседа, чтение стихотворения о букве, текста физ. минутки «Птички»

Материалы и оборудование: Аудиозапись голосов птиц, картинки с изображением птиц, презентация «Звуки Д, Д’», зеркала, буквы разрезной азбуки, схемы слов, карандаши, тетради.

Ход занятия

1. Педагог включает запись голосов птиц.

– Ребята, как вы думаете, чьи это голоса?

– Какие птицы сейчас могут быть в нашей местности?

– Послушайте птиц, которые прилетели к нам в группу.

По мере прослушивания на экране появляются изображения дятла и дрозда. (Слайд №2)

– Ребята, назовите этих птиц. Они хотят познакомить вас с любимыми звуками.

Сегодня мы поговорим о звуках [Д] и [Д’], с этих звуков начинаются названия наших птиц.

2. Объясняет новую тему.

Просит взять зеркала и выполнить артикуляционные упражнения «Улыбка», «Окошко», «Пулемёт».

Произнесите звук [Д]. Что мешает свободно выходить воздуху? Что вы можете сказать о звуке [Д]? (согласный, твёрдый, звонкий).

У звука [Д] есть «младший братец», произнесите звук и скажите, какой он? (Согласный мягкий, звонкий). (Слайд №3)

3. Проводит игру «Поймай звук».

– Послушайте внимательно слоги и слова.

– Когда услышите звук [Д] топните ножкой, а когда звук [Д’] – хлопните в ладоши.

(Ды, де, ду, до, дя, ди, да. Вода, буквы, барабан, шуба, дерево, вата, дом, топор, дело, проводы, думать, дорога, вода, тропа, подарок, здание.)

4. Предлагает игру «Доскажи словечко».

Показывает картинку «дрозд». (Слайд №4)

Дрозд хочет поиграть с вами . Он унёс из слов слог ДА. Просит «вернуть» добавить в конце слова пропущенный слог ДА прово…, поез…, е…, бе…, звез…, побе… .

Дятел тоже решил с вами поиграть и спрятал в словах первый слог ДЕ. (Слайд №5)

Догадайтесь, что это за слова. …вочка …душка …ти …вять …рево …ло.

Педагог проводит гимнастику для глаз.

Дятел полетел и на подоконник сел,
С подоконника слетел,
В другую сторону полетел.
К потолку взлетел.
На ковёр присел.

5. Знакомит с буквой Д.

Педагог показывает букву, читает стихотворение.

Буква Д – как будто дом.
Только дом с одним окном.

Дети рассматривают букву, запоминают стихотворение.

Педагог предлагает выложить букву из ниток.

6. Организует дидактическую игру «Накорми птиц».

Педагог просит прочитать слоги, напечатанные на шишках. Спрашивает, какие шишки соберём для дрозда? Какие для дятла? (ДА, ДИ, ДО, ДУ, ДЕ, ДЫ, ДЯ, ДЁ) (Слайд№7)

7. Организует динамическую паузу.

Представьте, что вы птички.

Выполняют действия по тексту.

«Птичка»
Птички прыгают, летают,
Птички прыгают, поют.
Птички крошки собирают.
Зёрнышки клюют.
Пёрышки почистили.
Пёрышки почистили,
Клювики почистили,
Клювики почистили,
Дальше полетели
И на место сели.

8. Предлагает выполнить звуковой анализ слов.

– Птицы наши совсем развеселились. Вот сколько букв вам сбросили. Выложите из этих букв слова: ДИМА САДЫ, а под ними выложите звуковые схемы слов. Прочитайте слова.

Читайте также:  Конспект итогового занятия в старшей логопедической группе

9. Организует игру «Подружи слова».

– Дятел любит во всём порядок. А вот предложение правильно сказать затрудняется. Просит вас «подружить слова» так, чтобы предложение стало правильным и «красивым».

Дятел, на, дерево, еда, ищет. (Дятел на дереве ищет еду.)

10. Проводит пальчиковую гимнастику.

«Кормушка»
Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?
Мы расскажем.
(сжимают и разжимают пальцы рук)
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пёстрых пёрышках.
(На каждое название птицы, загибают по одному пальчику)
Всем хватило зёрнышек.
(сжимают и разжимают пальцы рук)
Нищева Н.В.

11. Организует работу в тетрадях.

– А теперь возьмите карандаши, откройте тетради и начертите графическую схему предложения.

(Дятел на дереве ищет еду.)

12. Предлагает игру «Кого мы видели?»

– Представить, что к нашей кормушке слетелось много зимующих птиц. Скажите, кого много у кормушки? ( Слайд №9)

У кормушки много снегирей, глухарей, тетеревов, синиц, голубей, ворон, сорок, воробьёв, дятлов, поползней, дроздов, клестов, сов, зимородков, куропаток.

13. Подводит итог занятия.

– Ребята, дятлу и дрозду очень понравилось, как вы работали с их любимыми звуками, и они обязательно расскажут об этом своим друзьям – зимующим птицам.

Просит вспомнить понравившиеся задания. Благодарит детей за работу.

Используемая литература:

  1. «Ступеньки к школе» Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова/ Москва, 2011.
  2. «Говорим правильно в 6–7 лет» О.С. Гомзяк /Москва, 2009.

Файлы (pdf и др.)

Рассказы по картинкам- В деревне -2007 pdf

Рассказы по картинкам- Весна — 2007 pdf

Рассказы по картинкам- Времена года — 2009 pdf

Рассказы по картинкам- Зимние виды спорта -2010 pdf

Рассказы по картинкам -Колобок -2009 pdf

Рассказы по картинкам- Летние виды спорта — 2010 pdf

Рассказы по картинкам- Лето -2009 pdf

Рассказы по картинкам -Мой дом -2008 pdf

Рассказы по картинкам- Осень-2007 pdf

Рассказы по картинкам -Профессии -2009 pdf

Рассказы по картинкам- Распорядок дня -2009 pdf

Рассказы по картинкам -Теремок -2009 pdf

Рассказы по картинкам-Зима -2007 pdf

Рассказы по картинкам-Репка — 2009 pdf

Городские птицы (Маленький гений) — 2008 djvu

Животные Австралии (Маленький гений) — 2009 djvu

Животные Азии (Маленький гений) — 2009 djvu

Животные Арктики и Антарктики (Маленький гений) — 2009 djvu

Животные Африки (Маленький гений) — 2009 djvu

Животные Северной Америки (Маленький гений) — 2009 djvu

Животные Южной Америки (Маленький гений) — 2009 djvu

Насекомые (Маленький гений) — 2008 djvu

Посуда (Маленький гений) — 2010 djvu

Правила дорожного движения (Маленький гений) — 2010 djvu

Речные рыбы (Маленький гений) — 2010 djvu

Электробытовые приборы (Маленький гений) — 2009 pdf

Расскажите детям о деревьях. Наглядно-дидактическое пособие — 2008 pdf

Расскажите детям о космосе. Наглядно-дидактическое пособие — 2008 pdf

Расскажите детям о музеях и выставках Москвы. pdf

Расскажите детям о музыкальных инструментах. pdf

Расскажите детям о фруктах. Наглядно-дидактическое пособие — 2008 pdf

Агранович З. Е. — Времена года. Наглядно-дидактическое пособие — 2008 pdf

12 месяцев. Демонстрационный материал (Беседы по рисункам) — 2010 pdf

Уроки Ушинского. Демонстрационный материал (Беседы по рисункам) — 2010 pdf

Я и другие. Демонстрационный материал (Беседы по рисункам) — 2010 pdf

Громова О. Е., Соломатина Г. Н. — Развитие речи детей 4-5 лет. Весна-лето (Беседы по картинкам)-2010 pdf

Мирошниченко И.В. — Уроки вежливости (Беседы по картинкам) — 2007 pdf

Фесюкова Л. Б. — В мире мудрых пословиц (Беседы по картинкам) — 2007 doc

Фесюкова Л. Б. — Моя семья (Беседы по картинкам)-2010 pdf

Фесюкова Л. Б. — Права у ребенка (Беседы по картинкам) -2007 pdf

Фесюкова Л. Б. — Я и мое поведение (Беседы по картинкам) — 2007 pdf

Борисенко М. Г., Лукина Н. А. -Осень-2004 doc Приложение pdf

Борисенко М. Г., Лукина Н. А. — Грибы (Грамматика в играх и картинках) — 2004 doc

Борисенко М. Г., Лукина Н. А. — Зима, зимние забавы (Грамматика в играх и картинках) — 2005 doc

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. — Ягоды (Грамматика в играх и картинках) — 2005 doc

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. — Демисезонная одежда (Грамматика в играх и картинках) — 2006 pdf

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. — День защитника Отечества (Грамматика в играх и картинках) — 2005 doc

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. — Деревья и кустарники (Грамматика в играх и картинках) — 2005 pdf

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. — Домашние птицы (Грамматика в играх и картинках) — 2005 pdf

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. — Животные жарких стран (Грамматика в играх и картинках) — 2005 pdf

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. — Животные наших лесов (Грамматика в играх и картинках) — 2005 pdf

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. — Животные холодных стран. Грамматика в играх и картинках — 2005 pdf

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. — КЕМ БЫТЬ (Грамматика в играх и картинках) — 2006 doc

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. — Мамин день (Грамматика в играх и картинках) — 2006 doc

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. — Мебель(Грамматика в играх и картинках) — 2006 pdf

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. — Насекомые (Грамматика в играх и картинках) — 2005 pdf

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. — Новогодний праздник (Грамматика в играх и картинках) — 2005 doc

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. — Овощи (Грамматика в играх и картинках) — 2004 pdf

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. — Перелетные и зимующие птицы (Грамматика в играх и картинках) — 2005 doc

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. — Посуда (Грамматика в играх и картинках) — 2004 pdf

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. — Предметы быта (Грамматика в играх и картинках) — 2006 pdf

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. — Скоро в школу (Грамматика в играх и картинках) — 2005 doc

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. — Цветы (Грамматика в играх и картинках) — 2005 pdf

Вохринцева С. В. — Съедобные грибы -2008 pdf

Вохринцева С. В. — Хищные птицы-2008 pdf

Вохринцева С. В. -Пресмыкающиеся и земноводные — 2008 pdf

Вохринцева С.В. — Животный мир Африки-2008 djvu

Вохринцева С.В. — Бытовая техника — 2008 pdf

Вохринцева С.В. — Весна -2008 pdf

Вохринцева С.В. — Дикие животные-2008 pdf

Вохринцева С.В. — Домашние птицы-2008 djvu

Вохринцева С.В. — Животный мир Австралии-2008 djvu

Вохринцева С.В. — Зима -2008 pdf

Вохринцева С.В. — Комнатные растения -2008 pdf

Вохринцева С.В. — Лето -2008 pdf

Вохринцева С.В. — Моя Москва — 2008 pdf

Вохринцева С.В. — Музыкальные инструменты-2008 pdf

Вохринцева С.В. — Народное творчество -2008 pdf

Вохринцева С.В. — Насекомые -2008 pdf

Вохринцева С.В. — Наш дом -2008 pdf

Вохринцева С.В. — Обитатели Арктики и Антарктики-2008 djvu

Вохринцева С.В. — Овощи-2008 djvu

Вохринцева С.В. — Осень -2008 pdf

Вохринцева С.В. — Полевые цветы -2008 pdf

Вохринцева С.В. — Посуда-2008 pdf

Вохринцева С.В. — Птицы-2008 djvu

Вохринцева С.В. — Садовые цветы -2008 pdf

Вохринцева С.В. — Фрукты-2008 pdf

Мир в картинках. Наглядно-дидактические пособия. 9 книг — 2009-2010

Бытовая техника. Для детей 3-7 лет (Мир в картинках) — 2009 pdf

Высоко в горах. Для детей 3-7 лет (Мир в картинках) — 2010 pdf

Домашние животные. Для детей 3-7 лет (Мир в картинках) — 2010 pdf

Морские обитатели. Для детей 3-7 лет (Мир в картинках) — 2009 pdf

Музыкальные инструменты Для детей 3-7 лет (Мир в картинках) — 2009 pdf

Насекомые. Для детей 3-7 лет (Мир в картинках) — 2009 pdf

Птицы ср. полосы. Для детей 3-7 лет (Мир в картинках) — 2009 pdf

Рептилии и амфибии. Для детей 3-7 лет (Мир в картинках) — 2009 pdf

Ягоды лесные. Для детей 3-7 лет (Мир в картинках) — 2009 pdf

Животные разных широт 28 предметных рисунков — 2009 pdf

Животные России 28 предметных рисунков — 2009 pdf

Плакаты по пожарной безопасности pdf

Грамматика в картинках — Многозначные слова.

Наглядно-дидактическое пособие -2010 pdf

Грамматика в картинках — Ударение.

Наглядно-дидактическое пособие -2010 pdf

Антонимы-иллюстрации. Выпуск 1 и 2. Демонстрационный материал

для фронтальных занятий. Алифанова, Махова, Раевич. — М.: Книголюб, 2000

Выпуск 1 pdf Выпуск 2 rar

Сюжетные картинки.

Пономаренко А.С. rar (pdf)

Обучающие карточки. Уроки для самых маленьких

Цифры и фигуры.pdf
Цвета.pdf
Мамы и детки.pdf
Сравниваем противоположности pdf
Времена года. Природные явления pdf
Деревья.pdf
Животные России.pdf

Ссылка на основную публикацию