Домашнее задание для родителей по лексической теме “Транспорт”
Разделы: Логопедия
Примерный словарь.
Существительные: пассажир, автобус, троллейбус, маршрутка, водитель, кондуктор, поручень, салон, рельсы, вагоновожатый, такси, маршрутка, электровоз, машинист, проводник, вагон, купе, тамбур, перрон, вокзал, станция, самолет, аэробус, ракета, корпус, крылья, пропеллер, шасси, парашют, сопло, аэродром, пилот, стюардесса, корабль, катер, яхта, парус, пристань, причал, весла, палуба, каюта, мачта, мель, якорь, метро, эскалатор, касса, туннель.
Прилагательные: грузовая, легковая, моечная (машины), спасательный (круг), наземный, подземный, воздушный, водный (транспорт), моторная, парусная, вёсельная, подводная (лодки), резиновое, железное (колесо), асфальтированная (дорога).
Глаголы: отъехать-приехать, улететь-прилететь, взлететь-приземлиться, отчалить-причалить, входить-выходить, садиться-вставать, отдать-поднять (якорь), отдать-убрать (конец), стартовать, грести, пропускать (пассажиров), уступать (место), обходить.
Наречия: быстро-медленно, высоко-низко, впереди-сзади, тихо-громко, спокойно, вежливо, налево-направо, справа-слева.
Задания
Задание 1.
Родителям рекомендуется вместе с ребёнком понаблюдать на улице за движением различного транспорта.
Познакомить его с такими видами транспорта, как наземный, воздушный, водный и подземный.
Наземный транспорт – это грузовые и легковые машины, автобусы, троллейбусы, трамваи, поезда, электрички; основные части машины: кабина, кузов, колёса, фары, мотор, руль, тормоза.
Воздушный транспорт – самолёты, вертолёты, ракеты; их части: корпус, кабина пилота, салон для пассажиров, крылья, шасси, пропеллер.
Водный транспорт – корабли, катера, яхты, лодки – подводные, моторные, парусные, вёсельные; части корабля: палуба, каюты, рубка и т.д.
Подземные транспорт – метро. Линии метрополитена прокладываются в туннелях под землёй. Спускаться и подниматься на станцию можно по движущейся лестнице – эскалатору. Метро – скоростной транспорт.
Задание 2.
Для закрепления у ребенка знаний о транспорте и уличном движении задать следующие вопросы: «Какие машины перевозят грузы, людей? На какой свет светофора можно переходить улицу?»
Задание 3. Дидактические игры
Подобрать действия к предметам
Поезд (что делает?) – едет по рельсам; самолет (что делает?) – …; пароход (что делает?) – трамвай (что делает?) – …; троллейбус (что делает?) – …; вертолет (что делает?) – …; велосипед (что делает?) – …
«Один – много» (закрепление в речи детей множественного числа имен существительных)
Самолет – самолеты; машина – … (самокат, трамвай, автобус, троллейбус, ракета, велосипед, вертолет, теплоход, вагон, машинист, каюта, якорь и т.д.).
«Кто чем управляет?»
Самолетом управляет летчик, автобусом – водитель, кораблём – капитан… (поездом, трамваем, вагоном метро).
«Четвертый лишний» (развитие логического мышления).
Послушай и скажи, какое слово здесь лишнее и почему?
Пароход, лодка, самолет, парусник (предполагаемый ответ ребенка: «Самолет, потому что это воздушный транспорт, а пароход, лодка и парусник относятся к водному транспорту).
- Автомобиль, трамвай, автобус, корабль.
- Пароход, лодка, самолет, парусник.
- Автомобиль, трамвай, троллейбус, метро.
- Самолет, вертолет, ракета, велосипед.
«Что общего?»
У автобуса и троллейбуса – передвигаются по асфальту, резиновые колеса, за рулем водитель; у троллейбуса и трамвая – работают на электричестве; у самолета и вертолета – …; у велосипеда и мотоцикла – …
Пересчёт различных видов транспорта (согласование числительного с существительным)
Количественные числительные: один самолёт, два самолёта, три самолёта, четыре самолёта, пять самолётов, шесть самолётов и т.д.; один автобус, два автобуса, три автобуса, четыре автобуса, пять автобусов, шесть автобусов и т.д..
Лексическая тема «Транспорт»
1.Развитие общей моторики
В «Светофор» мы поиграем,
Руки, ноги разминаем.
Встряхивание руками и ногами
Красный свет – стоять нам нужно,
Наклоняемся мы дружно.
И назад, и вперёд.
Наклоны вперёд и назад
Влево – вправо поворот.
Жёлтый свет горит – ура,
Зелёный свет уже горит,
Нам с тобою путь открыт.
Ходьба на месте
2.Развитие мелкой моторики
Будем пальчики сгибать
Будем транспорт называть:
Сжимаем и разжимаем кулачки
Автомобиль и вертолёт,
Автобус, поезд, самолёт.
Сгибаем пальчики, начиная с мизинца
Пять пальцев мы в кулак зажали
Пять видов транспорта назвали.
Сжимаем и разжимаем кулачки
3.Развитие артикуляционной моторики
Упражнения для губ
«Автомобильная сирена» – иу-иу-иу-иу-иу-иу…
Упражнения для языка
«Мотор» д-д-д-д (под счёт до 10 – 3 раза)
«Парус» (под счёт до 10 – 3 раза)
4.Развитие фонетико-фонематических процессов
- «Прохлопай слова». Автомобиль, грузовик, самолёт, вертолёт, корабль, поезд, мотоцикл, автобус…
- «Назови последний звук в словах». Шарф, дом, слон, кот, весна, такси, шкаф, дым, стоп, кит, кино…
- «Какое слово длиннее?»Автомобиль – бак, мост – теплоход, мотоцикл – фара, руль – велосипед…
- «Подскажи словечко». (Отгадываем загадки, добавляя слова в рифму) см. загадки ниже***
- «Назови слова, которые начинаются на звук [ф]». (если дети затрудняются, предлагать два слова на выбор)
5.Развитие лексико-грамматических процессов
- «Один – много». Город – города, улица – улицы, дорога – дороги, машина – машины, автомобиль – автомобили, поезд – поезда, корабль – корабли, лодка – лодки, автобус – автобусы, самолёт – самолёты, руль – рули, педаль – педали, кабина – кабины, кузов – кузова, мотор – моторы…
- «Большой маленький». Большой автомобиль – маленький автомобильчик, большой грузовик – маленький грузовичок, большой самолёт – маленький самолётик, большая машина – маленькая машинка, большой вертолёт – маленький вертолётик, большой пароход – маленький пароходик, большая лодка – маленькая лодочка, большой катер – маленький катерок, большой автобус – …
- «Назови профессию». Кто управляет автомобилем? Самолётом? Кораблём? Поездом? Мотоциклом?Такси? Велосипедом? Трактором? Ракетой? Кто продает билеты в транспорте?
- «Подбери действие». Автобус (что делает?) – едет, подъезжает к остановке, тормозит, открываетдвери, останавливается…; Самолёт (что делает?) – заправляется, разгоняется, взлетает,набирает высоту, летит, приземляется, садится… и т.д.
- «Один – много».Один автомобиль – много автомобилей, один грузовик – много грузовиков, одинсамолёт – много самолётов, одна машина – много машин, один мотоцикл – много мотоциклов,один вертолёт – много вертолётов, один поезд – много поездов, один корабль – много кораблей,одна лодка – …, один автобус – …, один руль – …, одна педаль -…, одна кабина – …, один кузов – …
***Загадки для игры «Подскажи словечко»
- Четыре колеса, резиновые шины, мотор и тормоза, и что это? … (машина)
- Вот стальная птица в небеса стремится, а ведёт её пилот, что за птица? … (самолёт)
- На ногах резина, питается бензином, он рычит, клубится пыль, его зовут . (автомобиль)
- Без разгона ввысь взлетает, стрекозу напоминает, отправляется в полет быстроходный . (вертолёт)
- Море, чайки, корабли слышат мой гудок вдали, гордо я плыву вперёд – моё имя … (пароход)
- Я рабочая машина – вот мой кузов и кабина, грузы я возить привык, кто, скажи, я? … (грузовик)
- Он в работе на маршруте, входят и выходят люди, фары круглые, как глобус, как зовут его? (автобус)
- Я блестящая такая, и конечно, легковая, у меня есть руль и шины, ка зовут меня? … (машина)
- Я стучу, стучу, стучу, далеко тебя качу, на вокзал тебя привёз, знаешь кто я? … (паровоз)
- Едет он на двух колесах, не буксует на откосах, и бензина в баке нет – это мой . (велосипед)
6.Вопросы для беседы
- Автомобиль, самолёт, лодка – что это такое? Какой ещё транспорт вы знаете?
- Для чего нужен транспорт?
- Назовите наземный транспорт. Почему его так называют?
- Кто управляет автобусом? Автомобилем?
- Как называется дом для автомобилей? Кто чинит сломавшийся транспорт?
- Какой вид транспорта является самым быстрым? Какие бывают самолеты? Вертолёты? (пассажирские, грузовые, военные).
- Кто управляет самолётом?
- Что такое аэропорт? Что такое аэродром? Для чего нужна взлетная полоса?
- Назовите водный транспорт. Почему его так называют?
- Кто управляет кораблём, теплоходом?
- Какой транспорт называют специальным? Почему?
- Какой транспорт передвигается по железной дороге?
- Какие бывают поезда? (товарные, пассажирские) Кто управляет поездами?
- Каким должен быть пилот? Водитель? Капитан? Почему?
- Какие виды транспорта вы знаете?
7.Стихотворение для заучивания
Автобус
Отвезёт куда хотите,
Только вы билет купите!
За рулём сидит шофёр,
А внутри гудит мотор,
Фары круглые, как глобус,
И зовут его – автобус!
Одуванчики
Блог учителя-дефектолога детского сада № 44 “Поляночка” г. Новочебоксарска
четверг, 27 февраля 2014 г.
ТРАНСПОРТ
Лексическая тема: Транспорт понедельник
Рассмотреть с детьми картинки о транспортных средствах. Воспитать уважение к людям, работающим на транспорте. Поговорить о профессиях на транспорте.
Рассказать, что, грузовые машины перевозят различные грузы, легковые — людей.
2. Игры и упражнения.
– Один — многоМашина — машины
грузовик – грузовики
колесо – колеса
кабина — кабины
фара — фары
груз — грузы
пассажир – пассажиры.
– Назови ласково.
Самолёт-самрлетик
Машина – машинка
Самокат – самокатик
Корабль – кораблик
Лодка – лодочка
Игра «Кто чем управляет?»
Воспитатель предлагает детям продолжить предложения.
Машинист управляет. Водитель управляет. Капитан управляет. Велосипедист управляет. Пилот управляет. Мотоциклист управляет.
3.Задания для самокоррекции.
-Лодочка из палочек.
-Кораблик из палочек.
-Машинка из палочек.
Лексическая тема: «Транспорт» вторник
1.Прилагательные: легковой грузовой пассажирский городской воздушный водный наземный подземный моторная служебная строительная военный.
Побеседовать с детьми о правилах дорожного движения. Что такое светофор? Кто его придумал? Зачем? На какой свет нужно переходить дорогу? Человек какой профессии должен хорошо знать правила дорожного движения, чтобы не навредить людям?(водитель, шофёр)
2. Игры и упражнения.
– «Кто управляет этим видом транспорта?»Цель: практическое накопление словаря существительных по теме.
автобусом управляет – водитель
грузовиком управляет – шофер
поездом управляет – машинист
самолетом управляет – летчик
кораблем управляет – капитан
мотоциклом управляет – мотоциклист
велосипедом управляет – велосипедист
ракетой управляет – космонавт
– «Из чего какое?»
Шины из резины – …(резиновые).
Кабина из металла – …(металлическая).
Сидения из кожи – …(кожаные).
Руль из пластмассы – …(пластмассовый).
Цель: практическое овладение умением использовать в речи предложные конструкции.
Машина стоит перед домом, машина подъезжает к дому , машина объезжает дом, машина выезжает из гаража, машина заезжает в гараж, машина переезжает через мост .
– Разглаживание скомканных комочков бумаги с контурными изображениями автобуса, машины.
– Аппликация «Парусник», «Самолёт».
Лексическая тема: «Транспорт» среда
1. Действия: ехать, мчится, бежит, несется, перевозить, катать, прилетать, плыть, летать, взлетает, приземляется, садится, отходит, отчаливает,пристает, сигналить, останавливаться, стоять, чинить, ломаться, поворачивает, причаливать, тормозить, ждет, выходит, заводит, загружается
2. Игры и упражнения.
-«Где машина?»
По просьбе взрослого ребенок помещает игрушечную машину в коробку, на стул, под кровать и т. п. Взрослый, активизируя речь ребенка, спрашивает: «Где машина? Ребёнок отвечает предложением: «Машина под столом» и т. д.
– Перечисли, что может:
Летать – самолет ракета вертолет воздушный шар.
Ездить –
Плавать –
– «Предложение договори и его ты повтори».
Лодка плывёт, а машина…
Трамвай едет, а самолёт…
Мотоцикл едет, а корабль…
Самолёт летит, а автобус…
Корабль плывёт, а ракета…
Ракета летит, а поезд…
Игра «Четвёртый лишний» Педагог предлагает детям определить лишнее слово в ряду и объяснить, почему оно лишнее.
Самолёт, машина, поезд, машинист. —Лишнее слово «машинист», потому что оно называет профессию, а остальные слова — названия транспорта.
Трамвай, автобус, самолёт, троллейбус. — Лишнее слове «самолёт», потому что оно называет воздушный вид транспорта, а остальные — называют наземный.
Автобус, троллейбус, самосвал, автомобиль.
Корабль, яхта, поезд, теплоход.
3. Задания для самокоррекции. – «Проехала машина» – рисуем на песке или манке следы от машины.
– «Сборка грузовика» – собрать грузовик из готовых геометрических фигур.
– Дорисуй недостающую часть транспорта.
Лексическая тема: «Транспорт» четверг
1. Словарь наречий: удобно, быстро, просторно, уютно, тесно.
Дети должны усвоить:– Какие существуют виды транспорта.
– Назначение разных видов транспорта.
– Названия частей разных транспортных средств.
– Названия профессий людей, которые работают на транспорте.
2. Игры и упражнения.
– «Для чего используется этот транспорт?»
Цель: расширение словарного запаса, уточнение представлений о назначении различных видов транспорта.
Пример: «Эта машина – скорая помощь. На ней перевозят больных».
Это пожарная машина. Приезжают пожарные тушить пожар.
Текст для пересказаМы остановились, и все другие автомобили остановились, трамваи остановились. Я закричал:
— Почему? Мама тоже сказала:
— Почему все стали?
А шофёр говорит:
— Вон видите красный фонарик? Светофор?
И наверху на проволоке, над улицей, мы с мамой увидали фонарик: он горел красным светом.
— И долго мы стоять будем?
А шофёр говорит:
— Нет. Сейчас все проедут, кому через нашу улицу надо переезжать, и поедем.
И все смотрели на красный фонарик.
И вдруг он загорелся жёлтым светом. А потом зелёным.
И шофёр сказал:
— Теперь можно: зелёный огонь. Мы поехали.
Вопросы:
Почему остановился весь транспорт на дороге?
Что сказал шофёр?
Какие сигналы давал светофор?
3. Задания для самокоррекции.– Обводка трафарета машины и раскрашивание.
– Сборка автомобиля – разрезная картинка из 4-6 частей.
– Нарисуй, на каком транспорте ты едешь к бабушке.
– Загадки
Очень быстро в небе мчится
Удивительная птица.
Ввысь летит на ней пилот.
Что за птица? (Самолет )
В небе белый зонт раскрылся,
Человек на нем спустился.
Как же зонт такой зовут,
Догадались? (Парашют)
Перед домом на дороге
Ждет давно она подмоги.
Не залили в бак бензина —
Не поехала. (машина)
Это что за богатырь
Вдоль дороги поднял пыль?
По асфальту напрямик
Едет с грузом. (грузовик)
Из железа парень стойкий
Честно трудится на стройке.
Однорукий великан
С именем — подъемный. (кран)
Он грохочет и гудит,
Вдаль по рельсам быстро мчит.
Много у него колес.
Кто же это? (Тепловоз)
Веселы, неугомонны
Едут под землей вагоны.
От народа в них пестро.
Это что, скажи? (Метро)
Железная рыба живет под водой.
Она с огоньками и с длинной трубой.
Плывет в океане не кит, не селедка,
А с моряками подводная. (лодка)
Это что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль —
По волнам плывет. (корабль)
И не лодка, и не плот,
Не паром, не теплоход.
Солнце. Море. Ветерок.
Мчит по волнам. (катерок)
Две педали я кручу,
На колесах вдаль качу.
Что за транспорт, дай ответ.
Быстрый мой. (велосипед)
Кто своим ковшом на славу
Прокопает вам канаву?
Строить дом и элеватор
Помогает. (экскаватор)
Едет он по рельсам с шумом,
А рога скользят по струнам.
Ну-ка, ветер, догоняй!
Нас с тобою мчит. (трамвай)
В черных шашечках машина,
Зря не пьет она бензина.
Всех домчит — лишь попроси.
Как зовут ее? (Такси)
Бревнышки рядком связали,
Весел, паруса не дали.
А он знай себе, плывет.
Догадались? Это. (плот)
Наглядно-информационный материал по лексической теме Транспорт
Вы вошли как Гость | –>Группа “Гости” –>Приветствую Вас Гость | RSS Четверг, 07.01.2021, 10:47
–>
Предварительный просмотр:Лексическая тема «Семья» «Кто живёт у нас в квартире? » Раз, два, три, четыре ( хлопаем в ладоши ) Кто живёт у нас в квартире? ( шагаем на месте ) Раз, два, три, четыре, пять ( прыжки на месте ) Всех могу пересчитать ( шагаем на месте ) Папа, мама, брат, сестра ( хлопаем в ладоши ) Кошка Мурка, два котёнка ( наклоны туловища вправо, влево ) Мой сверчок, щегол и я – ( повороты туловища вправо, влево ) Вот и вся моя семья. ( хлопаем в ладоши ) Дружно маме помогаем – пыль повсюду вытираем. Мы белье теперь стираем, полощем, отжимаем. Подметаем все кругом и бегом за молоком. Маму вечером встречаем, двери настежь открываем, Маму крепко обнимаем. (Подражательные движения по тексту.) Осенью, весною, Дети выполняют соответствующие движения Маме подарок я сделать решила . Скользящие движения ладонью о ладонь Коробку с катушками тихо открыла. Поочередно растирать пальцы левой руки, Нитки и пяльцы достала я с полки , как бы надевая на каждый палец Вдела зеленую нитку в иголку . «Колечко» из сжатых пальцев правой руки Мамин наперсток – на дочкином пальце. Белую ткань я надела на пяльцы. Иголкой веду за стежочком стежочек. Поочередно растирать пальцы правой руки Я вышиваю чудный цветочек: Сначала – зеленые стебельки, После – веселые лепестки, В центре кружка – ярко-желтый кружок. Я закрепляю последний стежок . Потереть ладони друг о друга Я разминаю уставшие пальцы. Сжимать и разжимать пальцы Я убираю старинные пяльцы. Нитку с иголкой в шкатулку кладу . Переплести пальцы обеих рук и сделать В мамину комнату тихо иду. в «качельку» Встану на низкую табуретку Встают на ноги И на комод постелю я салфетку. Протягивают руки вперед В комнату мама войдет, удивится Покачать головой, поставив руки на пояс – Дочка, какая же ты мастерица. Как у нас семья Большая да веселая (топают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно) Два у лавки стоят, ( Загибают большие пальцы) Два учиться хотят . (Загибают указательные пальцы) Два Степана сметаны объедаются. (Загибают средние пальцы) Две Дашки у кашки питаются. (Загибают безымянные пальцы) Две Ульки в люльке качаются. (Загибают мизинцы) Этот пальчик – дедушка, Играют двое. Для игры нужна вата, смятая в небольшие комочки («мяч») и «ворота» (ладони игроков). Игроки делают вдох, на выдохе стараются «забить гол» второму игроку. Дуть нужно спокойно, по очереди. Следить, чтобы щёки не надувались. «Мама кормит малыша» Поднести руку ко рту – вдох; на выдохе произносить «Ешь! Ешь! Ешь!» Повторить 3 – 4 раза Правую руку убрать за спину, слегка согнуть спину – вдох; на выдохе произносить «О-о-ох! О-о-ох! О-о-ох!» Повторить 3 – 4 раза Грозить указательным пальцем правой руки – вдох; на выдохе произносить «Ай –я – яй!» Повторить 3 – 4 раза «Качать малыша» – вдох носом; на выдохе произносить «Уа –уа – уа!» Повторить 3 – 4 раза Медленно переваливаться с ноги на ногу – вдох; на выдохе произносить «Топ – топ – топ!» Повторить 3 – 4 раза Бег на месте – вдох; на выдохе быстро произносить «Топ – топ – топ, топ – топ – топ!». Повторить 3 – 4 раза Кто любить не устает, Я у мамы не один, Он трудился не от скуки, Кто же с маминой сестрой Кто милее всех на свете? Кто нежнее всех на свете? В школе сложная программа, Днем работает она, Фотография стоит Кто не в шутку, а всерьёз Кто любимей всех на свете? Без чего на белом свете Это слово каждый знает, Кто любит и меня, и братца, Мамы старшая сестра — Мы в беде друг другу помогаем, На контрольной даст списать, Говорят, что мы похожи. Радость делит он со мной, Мы — большущая семья, По теме: методические разработки, презентации и конспектыИтоговое событие ко Дню Матери – дети подготовительной к школе группы составляли рассказы о маме по предложенному плану,. Педагоги оформили газату, где поместили фото детей и детские рассказы без подп. Цель. Обощить и актуализировать эмоциональный опыт детей семейных отношений.Задачи.Закрепить представления детей омире семьи, родственных отношениях.Воспитывать желание заботиться облизких.Развивать ч. План-конспект включает в себя подборку речевого материала по лексической теме ” Семья “, распределённого в основных режимных моментах.Ориентирован на вторую младшую группу детского сада. Рекомендации по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР на материале лексической темы: “Семья”. представлены три занятия для детей разного возраста по одной лексической теме. План-конспект включает в себя подборку речевого материала по лексической теме ” Семья “. Ориентирован на среднюю группу детского сада. План-конспект (№ 2) включает в себя подборку речевого материала по лексической теме ” Семья “, распределённого в основных режимных моментах. Ориентирован на старшую группу детского сада. Групповое логопедическое занятие по лексической теме «Семья» Надежда Аникина Логопедическое занятие на лексическую тему «Семья» Цель: активизация и актуализация словаря по теме, уточнение понимания детей родственных отношений. Задачи: • Обобщение и систематизация представлений о семье, членах семьи, об окружающем предметном мире; • Актуализация и активизация словаря по теме “Моя семья” (семья, родители, родственники, забота, мама. папа, дедушка, бабушка, внук, внучка, тетя, дядя, брат, сестра); • Совершенствование навыка составления рассказа по картинке; • Формирование целостного впечатления об изображении на серии картинок; • Совершенствовать грамматический строй речи (формирование образование прилагательного от существительного, употребление простых и сложных предлогов, местоимений). • Развитие связной речи, общих речевых навыков, зрительного и слухового внимания и восприятия, тонкой и моторики, творческого воображения. • прививать теплое, заботливое отношение к своим родственникам; • воспитывать культуру речевых высказываний. Оборудование: ребус /цифра 7 и буква Я/, мяч, сюжетная картинка «Семья» Ход занятия: 1. Организационный момент -Ребята, посмотрите на доску и отгадайте ребус. (На листе бумаги изображены цифра 7 и буква Я). – Какая это цифра? – А теперь скажите, какое слово получилось? («семья») Показ сюжетной картинки «Семья» (отгадка) 2. Д/и: «Назови свое имя» Л. называю своё Имя – громко. Каждый из детей называет своё Имя громко. Позови кого- нибудь громко! Л. называю своё Имя – тихо. Каждый из детей называет своё Имя тихо. Позови кого- нибудь тихо! 3. Пальчиковая гимнастика Раз уселась на скамейке/ Наша дружная семейка: (пальцы сжаты в кулак) Самой первой села мама, (разогнуть большой палец) Рядом — строгий наш отец. Следом братец и сестрица. (разогнуть средний и безымянный) Ну а мне где поместиться
4. Д/и: «Я и моя семья» Развивать умение соотносить родственные связи, образовывать прилагательное от существительного, использовать ласкательные слова Кто девочка для мамы? (дочка) Кто мальчик для мамы? (сын) Кто мальчик для девочки? (брат) Кто мама для папы? (жена) Кто девочка для дедушки? (внучка) Кто мальчик для бабушки? (внук) Кто мама для бабушки? (дочь) Кто папа для мамы? (муж) Кто папа для бабушки? (сын) Как ты называешь маму папы? Ребенок: Бабушка, бабуля! Как ты называешь папу мамы? Ребенок: Дедушка, дедуля! Как называешь сестру папы? Ребенок: Тетя, тетушка! Как ты называешь брата мамы? Ребенок: Дядя, дядюшка! А кем ты являешься маме, папе своей мамы? Ребенок: Внуком, внучком. Ребенок: Внучка, внученька
Логопед: А какие традиции есть в вашей семье? Дети рассказывают про традиции в своей семье.
5. Мимические упражнения “Настроение” Логопед: Ребята! Настроение – какое оно бывает? Дети: Грустное, веселое, печальное, радостное, огорченное! • Изобразить добродушную маму;
• родители ушли в гости, а ребенка оставили одного (изобразить состояние тоски и одиночества) • изобразить непослушного и капризного ребенка; 6. Рассматривание сюжетной картины “Семья” Логопед: Ребята! Посмотрите на картину и расскажите, кто изображен на картине! Дети: Папа, мама, дедушка, бабушка, сестра, брат. Логопед: Что делает бабушка? Ребенок: Бабушка сидит в кресле и вяжет носки. Логопед: Что делает дедушка? Ребенок: Дедушка читает газету. Логопед: Чем занимается мама и папа? Ребенок: Папа накрывает на стол, а мама варит суп и печет пирожки. Логопед: Чем занимаются брат и сестра? Ребенок: Брат строит замок из кубиков, а сестра читает сказки. Логопед: Как всех этих людей мы можем назвать одним слово? 7. Игра с мячом “Мой, моя, мои” Логопед называет члена семьи, бросает мяч, ребенок должен использовать в правильном назначении предлог. Ребенок: Моя семья. Ребенок: Мои братья. Ребенок: Мой брат. Ребенок: Моя сестра. Ребенок: Мои сестры. Ребенок: Моя бабушка. Ребенок: Мой дедушка Ребенок: Мои родственники. Логопед: Мама, папа. Ребенок: Мои мама и папа, мои родители. 10. Итог занятия Логопед: Ребята о чем мы сегодня с вами разговаривали! Дети: Мы говорили сегодня о семье! Логопед: Давайте вспомним стихи о семье!
Дети читают стихи о семье и рассматривают свои семейные альбомы. 1. Мама на папу глядит, Папа на маму глядит, А день самый будний, И за окошком – не солнце, Просто такое у них Очень любят друг друга. И легко, и светло. Мне с папой и мамой 2. Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. 3. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. 4. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про вас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья!© 5. Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром! 6. Отец и мать, и дети дружно Сидят за праздничным столом, И вместе им совсем не скучно, А интересно впятером. 7. Любите! И цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть ее дороже На этой сказочной земле. Дидактические игры по лексической теме «Семья» (старший дошкольный возраст) Авторские дидактические игры. Лексическая тема “Семья”.Старший дошкольный возраст. Фотоотчет. Дидактические игры представляют собой многоплановое. Групповое логопедическое занятие по сказкам К. И. Чуковского «В стране Чукоккале» В рамках недели по сказкам К. И. Чуковского, которому исполнилось 135 лет, 31 марта 2017, была проделана большая работа с детьми и как итог. Групповое логопедическое занятие с обучающимися 3 класса с системным недоразвитием речи Групповое логопедическое занятие с обучающимися 3 класса с системным недоразвитием речи Тема занятия: Выделение гласных из слов. Лексическая. Итоговое подгрупповое логопедическое занятие «Закрепление знаний по лексической теме «Насекомые» Цели занятия: 1) Обобщить знания и обогатить словарь по данной теме. 2) Уточнить названия насекомых, внешние признаки, их строения. 3). Итоговое подгрупповое логопедическое занятие по закреплению знаний по лексической теме «Перелетные птицы» . I — подгр Цели занятия: 1) Обобщить знания и обогатить словарь по данной теме. 2) Уточнить названия перелетных птиц, внешние признаки,. Логопедическое занятие по лексической теме для подготовительной группы ТЕМА: “ФРУКТЫ”. Цель: -развивать внимание, мышление. Задачи: -усвоить категории родительного и дательного падежей; – учить образовывать. Логопедическое занятие по лексической теме для подготовительной группы «Овощи» Цель: закрепить знания учащихся об овощах. Ход урока I. Организационный момент. II. Вступительное слово. – Какое сейчас время года? – В. Логопедическое занятие по лексической теме «Осень» Конспект занятия для логогруппы по лексической теме «Осень». Коррекционно-образовательная задача: • систематизировать знания детей об осени. Логопедическое занятие в старшей группе по лексической теме: «Победный май»! с использованием ИКТ. Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме: «Победный май!» Цель: развитие грамматической стороны речи на материале лексической. Открытое групповое логопедическое занятие в старшей группе компенсирующей направленности на тему: «Профессии» Тема: В мире профессий. Цели: Образовательные: расширять представление о профессиях людей. Уточнять и расширять словарный запас по данной. Логопедическое занятие по лексической теме “Семья”Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Конспект занятия для детей старшей группы Подготовила и провела: Программное содержание:
Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценамВебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9900 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад компенсирующего вида №26 Конспект занятия для детей старшей группы Подготовила и провела: Активизировать словарь по теме «Семья». Формировать умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом от имён собственных; образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; согласовывать числительные с существительными в роде и падеже. Формировать умение использовать в речи предложно-падежные конструкции, составлять простые распространённые предложения; строить предложения с однородными членами предложения. Развивать связную речь (пересказ текста). Совершенствовать развитие общей и пальчиковой моторики, конструктивного праксиса. Развивать познавательные процессы. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим. Логопед: К нам на занятие пришёл мальчик. СЛАЙД 2 Ваня: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ваня. Я хочу познакомить вас со своей семьёй. Логопед: Слава, кого ты видишь на картинке? (Я вижу Ванину маму) и тп. (папу, дедушку, бабушку, сестру, брата). Логопед: Кирилл, сколько человек в этой семье? Ребята, посмотрите на картинку и скажите, сколько здесь мам? (На картинке две мамы). Кем Ваня приходится маме и папе? (сыном), бабушке и дедушке? (внуком), сестре и брату (братом)? Логопед: Дети как вы думаете, кто самый старший в семье? (Я думаю дедушка самый старший в семье). Кто может сказать, какая это семья? (Дружная, большая, крепкая). Логопед: Ильмира: Где сидит дедушка? (Дедушка сидит на диване). Логопед: Кирилл, где стоит бабушка? (Бабушка стоит за диваном). Логопед: Юра, папа стоит перед диваном? (Нет, папа стоит за диваном). Логопед: Слава, собака лежит перед диваном? (Да, собака лежит перед диваном). Логопед: Ваня, где висит картина? (Картина висит на стене. Картина висит над диваном). Логопед: Саша, тапки стоят на диване? (Нет, тапки стоят под диваном). Логопед: Лёша, где стоит Ваня? (Ваня стоит около дивана). Логопед: Ваня, очень любит свою семью. Он помогает родителям в уборке квартиры. Давайте ему поможем. СЛАЙД 4 Ди «Чьи это вещи?» Логопед: Ильмира, платок чей? (Бабушкин платок). СЛАЙД 5 Логопед: Слава, куда уберём одежду? (Одежду уберём в шкаф). Логопед: Юра, куда поставим игрушки? (Игрушки поставим на полку). Логопед: Кирилл, куда поставим обувь? (Обувь поставим на полку в прихожей). СЛАЙД 6 Развитие общей моторики. Логопед: Ребята, мы свами хорошо потрудились, давайте немного отдохнём. Встаньте, пожалуйста. Друг весёлый, мячик мой, 4 прыжка на носочках, руки на поясе. Всюду, всюду он со мной. Взмахи правой и левой рукой, как бы удары по мячу. Один, два, три, четыре, пять. Прыжки на носочках, руки на поясе. Хорошо мячом играть. Взмахи правой и левой рукой, как бы удары по мячу. Логопед: Послушайте загадку: Свяжет носочки и сварит обед, Знает варенья старинный рецепт, Часто печет пироги и оладушки, Наша хорошая, добрая… (бабушка). Логопед: Бабушка какая? (Дети: Бабушка добрая, весёлая…). Логопед: Посмотрите на картинку и составьте предложение. (Бабушка связала голубой тёплый шарф. Дедушка смастерил деревянную скамейку). Логопед: Посмотрите на картинку и скажите, что делает бабушка, а что делает дедушка. Логопед: Лёша, бабушка что делает? (Бабушка готовит обед. Бабушка вяжет. Бабушка варит варенье. Бабушка печёт пироги). Логопед: Саша, дедушка что делает? (Дедушка собирает грибы. Дедушка ремонтирует, чинит, мастерит. Дедушка читает газеты). Логопед: Ребята, у Вани сегодня день рождения. Вся семья пришла его поздравить. Посмотрите на картинку. Логопед: Бабушка стоит между дедушкой и мамой? (Да, бабушка стоит между дедушкой и мамой). Логопед: Дедушка стоит за бабушкой? (Нет, дедушка стоит перед бабушкой). Логопед: Папа стоит перед мамой? (Нет, папа стоит за мамой) Логопед: Девочка стоит перед мальчиком /Сестра стоит перед братом? Логопед: Мама стоит между бабушкой и папой? Логопед: Брат стоит перед сестрой? Логопед: Дедушка стоит за бабушкой? Логопед: Вся семья приготовила для Вани подарки. Послушайте об этом рассказ. Пересказ текста «День рождение» У Вани сегодня день рождения. Мама испекла для Вани вкусный торт. Папа подарил сыну резиновый мяч. Сестра Маша и брат Миша нарисовали красивую картину. Бабушка и дедушка подарили внуку большую машину. Ваня был очень рад подаркам! Вопросы к тексту: 1. О ком рассказ? 2. У Вани сегодня какой праздник? 3. Что испекла мама? 4. Что папа подарил сыну? 5. Кто подарил Ване картину? 6. Что подарили Ване бабушка и дедушка? Логопед: Я прочитаю рассказ ещё раз. Вы внимательно слушайте и смотрите на картинки. Потом вы будете его рассказывать. Повторный рассказ логопеда. СЛАЙД 12 Пересказ текста детьми. Ди «Подарки для Вани» (Развитие мышления, конструктивного праксиса). Собрать картинку из 6 частей. Логопед: Мы тоже сделаем подарки для Вани. Соберите картинку из частей. Логопед: Что ты подаришь Ване? Ваня: Спасибо, ребята! Мне очень понравились подарки! Давайте попрощаемся с Ваней. Логопед: Ребята, вы все молодцы, хорошо занимались. Содержание работы по лексической теме “Семья” в группах для детей, имеющих общее недоразвитие речиРазделы: Логопедия Тема «Семья» – одна из самых близких ребёнку и, в тоже время, наиболее сложных тем для усвоения, особенно для детей с диагнозом общее недоразвитие речи. Задание № 1. Вопросы детям: – Как одним словом можно назвать всех, кто живёт вместе с тобой в одной квартире (семья)? Задание № 2. Назови всех возможных членов семьи. Предметный словарь: мама, папа, бабушка, дедушка, дочка, сын, сестра, брат, внук, внучка, тётя, дядя. Задание № 3. Какие действия могут выполнять члены твоей семьи? Глагольный словарь: любить, заботиться, уважать, стирать, помогать, читать, готовить, убирать, гладить, рассказывать, ласкать, целовать, заниматься… Задание № 4. Какими могут быть твои близкие? Словарь признаков: любимые, родные, дорогие, ласковые, строгие, старые, заботливые, уставшие, весёлые, молодые, трудолюбивые, красивые, умные… Задание № 5. Скажи, как можно назвать члена семьи если он…? Образование признаков от глаголов: старается – старательный, заботиться – заботливый, любит – любящий, живёт – живущий, уважает – уважительный. Задание № 6. Скажи, кого в семье может быть много? Образование существительных множественного числа в родительном падеже: бабушка – бабушек, дедушка – дедушек, брат – братьев, сестра – сестёр, дочь – дочерей, сын – сыновей, тётя – тёть, дядя – дядей. Задание № 7. Назови ласково. Образование уменьшительно-ласкательной формы нарицательных имён существительных: мама – мамочка, папа – папочка, дочка – доченька, сын – сыночек, бабушка – бабуля, дедушка – дедуля, сестра – сестрёнка, брат – братишка, внучка – внученька, внук – внучек, тётя – тётушка, дядя – дядюшка. Задание № 8. Назови ласково по имени. Образование уменьшительно-ласкательной формы собственных имён существительных: Маша – Машенька, Лида – Лидочка, Алёна – Алёнушка, Вера – Верочка, Дима – Димочка, Павлик – Павлуша, Витя – Витенька…. Задание № 9. Кем кто доволен? Образование существительных в творительном падеже: Мама и папа (сыном, дочкой, бабушкой, дедушкой). Бабушка и дедушка (дочкой, сыном, внуком, внучкой). Сын и дочка (мамой, папой, тётей, дядей, бабушкой, дедушкой). Сестра (братом). Брат (сестрой). Задание № 10. Кто ушёл? Кого нет? Образование родительного падежа от существительного в именительном падеже единственного числа: Ушла мама – нет мамы, ушёл папа – нет папы, ушла бабушка – нет бабушки, ушёл дедушка – нет дедушки, ушла тётя – нет тёти, ушёл дядя – нет дяди, ушла сестра – нет сестры, ушёл брат – нет брата. Задание №11. Ответь, чья это вещь? Образование притяжательных прилагательных: шарф папы – папин, кофта мамы – мамина, очки бабушки – бабушкины, отвёртка дедушки – дедушкина, сумка тёти – тётина, портфель дяди – дядин. Задание № 12. Выучи стихи наизусть.
Задание № 13. Выучи наизусть поговорки и пословицы о семье.
Файлы (pdf и др.)Рассказы по картинкам- В деревне -2007 pdf Рассказы по картинкам- Весна — 2007 pdf Рассказы по картинкам- Времена года — 2009 pdf Рассказы по картинкам- Зимние виды спорта -2010 pdf Рассказы по картинкам -Колобок -2009 pdf Рассказы по картинкам- Летние виды спорта — 2010 pdf Рассказы по картинкам- Лето -2009 pdf Рассказы по картинкам -Мой дом -2008 pdf Рассказы по картинкам- Осень-2007 pdf Рассказы по картинкам -Профессии -2009 pdf Рассказы по картинкам- Распорядок дня -2009 pdf Рассказы по картинкам -Теремок -2009 pdf Рассказы по картинкам-Зима -2007 pdf Рассказы по картинкам-Репка — 2009 pdf Городские птицы (Маленький гений) — 2008 djvu Животные Австралии (Маленький гений) — 2009 djvu Животные Азии (Маленький гений) — 2009 djvu Животные Арктики и Антарктики (Маленький гений) — 2009 djvu Животные Африки (Маленький гений) — 2009 djvu Животные Северной Америки (Маленький гений) — 2009 djvu Животные Южной Америки (Маленький гений) — 2009 djvu Насекомые (Маленький гений) — 2008 djvu Посуда (Маленький гений) — 2010 djvu Правила дорожного движения (Маленький гений) — 2010 djvu Речные рыбы (Маленький гений) — 2010 djvu Электробытовые приборы (Маленький гений) — 2009 pdf Расскажите детям о деревьях. Наглядно-дидактическое пособие — 2008 pdf Расскажите детям о космосе. Наглядно-дидактическое пособие — 2008 pdf Расскажите детям о музеях и выставках Москвы. pdf Расскажите детям о музыкальных инструментах. pdf Расскажите детям о фруктах. Наглядно-дидактическое пособие — 2008 pdf Агранович З. Е. — Времена года. Наглядно-дидактическое пособие — 2008 pdf 12 месяцев. Демонстрационный материал (Беседы по рисункам) — 2010 pdf Уроки Ушинского. Демонстрационный материал (Беседы по рисункам) — 2010 pdf Я и другие. Демонстрационный материал (Беседы по рисункам) — 2010 pdf Громова О. Е., Соломатина Г. Н. — Развитие речи детей 4-5 лет. Весна-лето (Беседы по картинкам)-2010 pdf Мирошниченко И.В. — Уроки вежливости (Беседы по картинкам) — 2007 pdf Фесюкова Л. Б. — В мире мудрых пословиц (Беседы по картинкам) — 2007 doc Фесюкова Л. Б. — Моя семья (Беседы по картинкам)-2010 pdf Фесюкова Л. Б. — Права у ребенка (Беседы по картинкам) -2007 pdf Фесюкова Л. Б. — Я и мое поведение (Беседы по картинкам) — 2007 pdf Борисенко М. Г., Лукина Н. А. -Осень-2004 doc Приложение pdf Борисенко М. Г., Лукина Н. А. — Грибы (Грамматика в играх и картинках) — 2004 doc Борисенко М. Г., Лукина Н. А. — Зима, зимние забавы (Грамматика в играх и картинках) — 2005 doc Борисенко М.Г., Лукина Н.А. — Ягоды (Грамматика в играх и картинках) — 2005 doc Борисенко М.Г., Лукина Н.А. — Демисезонная одежда (Грамматика в играх и картинках) — 2006 pdf Борисенко М.Г., Лукина Н.А. — День защитника Отечества (Грамматика в играх и картинках) — 2005 doc Борисенко М.Г., Лукина Н.А. — Деревья и кустарники (Грамматика в играх и картинках) — 2005 pdf Борисенко М.Г., Лукина Н.А. — Домашние птицы (Грамматика в играх и картинках) — 2005 pdf Борисенко М.Г., Лукина Н.А. — Животные жарких стран (Грамматика в играх и картинках) — 2005 pdf Борисенко М.Г., Лукина Н.А. — Животные наших лесов (Грамматика в играх и картинках) — 2005 pdf Борисенко М.Г., Лукина Н.А. — Животные холодных стран. Грамматика в играх и картинках — 2005 pdf Борисенко М.Г., Лукина Н.А. — КЕМ БЫТЬ (Грамматика в играх и картинках) — 2006 doc Борисенко М.Г., Лукина Н.А. — Мамин день (Грамматика в играх и картинках) — 2006 doc Борисенко М.Г., Лукина Н.А. — Мебель(Грамматика в играх и картинках) — 2006 pdf Борисенко М.Г., Лукина Н.А. — Насекомые (Грамматика в играх и картинках) — 2005 pdf Борисенко М.Г., Лукина Н.А. — Новогодний праздник (Грамматика в играх и картинках) — 2005 doc Борисенко М.Г., Лукина Н.А. — Овощи (Грамматика в играх и картинках) — 2004 pdf Борисенко М.Г., Лукина Н.А. — Перелетные и зимующие птицы (Грамматика в играх и картинках) — 2005 doc Борисенко М.Г., Лукина Н.А. — Посуда (Грамматика в играх и картинках) — 2004 pdf Борисенко М.Г., Лукина Н.А. — Предметы быта (Грамматика в играх и картинках) — 2006 pdf Борисенко М.Г., Лукина Н.А. — Скоро в школу (Грамматика в играх и картинках) — 2005 doc Борисенко М.Г., Лукина Н.А. — Цветы (Грамматика в играх и картинках) — 2005 pdf Вохринцева С. В. — Съедобные грибы -2008 pdf Вохринцева С. В. — Хищные птицы-2008 pdf Вохринцева С. В. -Пресмыкающиеся и земноводные — 2008 pdf Вохринцева С.В. — Животный мир Африки-2008 djvu Вохринцева С.В. — Бытовая техника — 2008 pdf Вохринцева С.В. — Весна -2008 pdf Вохринцева С.В. — Дикие животные-2008 pdf Вохринцева С.В. — Домашние птицы-2008 djvu Вохринцева С.В. — Животный мир Австралии-2008 djvu Вохринцева С.В. — Зима -2008 pdf Вохринцева С.В. — Комнатные растения -2008 pdf Вохринцева С.В. — Лето -2008 pdf Вохринцева С.В. — Моя Москва — 2008 pdf Вохринцева С.В. — Музыкальные инструменты-2008 pdf Вохринцева С.В. — Народное творчество -2008 pdf Вохринцева С.В. — Насекомые -2008 pdf Вохринцева С.В. — Наш дом -2008 pdf Вохринцева С.В. — Обитатели Арктики и Антарктики-2008 djvu Вохринцева С.В. — Овощи-2008 djvu Вохринцева С.В. — Осень -2008 pdf Вохринцева С.В. — Полевые цветы -2008 pdf Вохринцева С.В. — Посуда-2008 pdf Вохринцева С.В. — Птицы-2008 djvu Вохринцева С.В. — Садовые цветы -2008 pdf Вохринцева С.В. — Фрукты-2008 pdf Мир в картинках. Наглядно-дидактические пособия. 9 книг — 2009-2010 Бытовая техника. Для детей 3-7 лет (Мир в картинках) — 2009 pdf Высоко в горах. Для детей 3-7 лет (Мир в картинках) — 2010 pdf Домашние животные. Для детей 3-7 лет (Мир в картинках) — 2010 pdf Морские обитатели. Для детей 3-7 лет (Мир в картинках) — 2009 pdf Музыкальные инструменты Для детей 3-7 лет (Мир в картинках) — 2009 pdf Насекомые. Для детей 3-7 лет (Мир в картинках) — 2009 pdf Птицы ср. полосы. Для детей 3-7 лет (Мир в картинках) — 2009 pdf Рептилии и амфибии. Для детей 3-7 лет (Мир в картинках) — 2009 pdf Ягоды лесные. Для детей 3-7 лет (Мир в картинках) — 2009 pdf Животные разных широт 28 предметных рисунков — 2009 pdf Животные России 28 предметных рисунков — 2009 pdf Плакаты по пожарной безопасности pdf Грамматика в картинках — Многозначные слова. Наглядно-дидактическое пособие -2010 pdf Грамматика в картинках — Ударение. Наглядно-дидактическое пособие -2010 pdf Антонимы-иллюстрации. Выпуск 1 и 2. Демонстрационный материал для фронтальных занятий. Алифанова, Махова, Раевич. — М.: Книголюб, 2000 Выпуск 1 pdf Выпуск 2 rar Сюжетные картинки. Пономаренко А.С. rar (pdf) Обучающие карточки. Уроки для самых маленьких Цифры и фигуры.pdf Технологическая карта по лексической теме: “Семья”Технологическая карта по лексической теме: Дети должны усвоить: что такое «Семья»; ее состав; функции членов семьи; какая должна быть семья (дружная, крепкая, трудолюбивая, культурная, здоровая, заботливая). – взрослым рекомендуется поговорить с детьми о семье (получить ответы на вопросы: «С кем ты живешь? Сколько человек в твоей семье? Назови всех членов твоей семьи. Кто самый младший, кто самый старший в семье? Кто старше всех? Кто младше всех?»); – предложить ребенку назвать состав семьи (родители, брат, сестра, бабушка, дедушка, внук); родственные связи в семье; кто что делает; понятие дружная семья; фамилию, имя и отчество каждого члена семьи, домашний адрес и профессию, место работы родителей. Направление «Социально-личностное развитие» Образовательная область «Социализация» Задача: «Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу» Формирование представлений о росте и развитии ребенка, его прошлом, настоящем и будущем («я был маленьким, я расту, я буду взрослым»). Углубление представлений детей об их правах и обязанностях в группе детского сада, дома, на улице, на природе. Расширение гендерных представлений. Семья. Углубление представлений детей о семье (ее членах, родственных отношениях) и ее истории; о том, что семья – это все, кто живет вместе с ребенком. Выяснение того, какие обязанности по дому есть у ребенка (убирать игрушки, помогать накрывать на стол и т. п.). Планируемые промежуточные результаты освоения Программы. Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»: · Эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей. · Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики (нарядный, красивый). Интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»: · Проявляет личное отношение к соблюдению (и нарушению) моральных норм (стремится к справедливости, испытывает чувство стыда при неблаговидных поступках). · Умеет (сам или при помощи взрослого) вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу. · Знает, что нельзя вмешиваться в разговор взрослых. Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками»: · Может проявить инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым. Интегративное качество «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»: · Знает свое имя и фамилию, возраст, имена членов своей семьи. Расширение представлений об изменении позиции ребенка в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т. д.). Через символические и образные средства углубление представлений ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем. Расширение гендерных представлений. Семья. Углубление представлений ребенка о семье и ее истории; о том, где работают родители, как важен для общества их труд. Поощрение посильного участия детей в подготовке различных семейных праздников, выполнения постоянных обязанностей по дому. Планируемые промежуточные результаты освоения Программы. Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»: · Эмоционально тонко чувствует переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей. · Проявляет эмоциональное отношение к литературным произведениям, выражает свое отношение к конкретному поступку литературного персонажа. Понимает скрытые мотивы поведения героев произведения. Интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»: · Понимает, что надо заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. · Может сам или с небольшой помощью взрослого оценивать свои поступки и поступки сверстников. · В повседневной жизни сам, без напоминания со стороны взрослого, пользуется «вежливыми» словами. Интегративное качество «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»: · Знает свое имя и фамилию, возраст, имена и отчества родителей. · Знает, где работают родители, как важен для общества их труд. · Знает семейные праздники. Имеет постоянные обязанности по дому Интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»: · Имеет навыки культурного поведения в детском саду, дома, на улице. · Проявляет ответственность за выполнение трудовых поручений. · Проявляет стремление радовать взрослых хорошими поступками. Подготовительная к школе группа Развитие представлений о временной перспективе личности, об изменении позиции человека с возрастом (ребенок посещает детский сад, школьник учится, взрослый работает, пожилой человек передает свой опыт другим поколениям). Углубление представлений ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем. Закрепление гендерных представлений. Семья. Расширение представлений детей об истории семьи в контексте истории родной страны (роль каждого поколения в разные периоды истории страны). Рассказы детям о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей. Закрепление знания домашнего адреса и телефона, имен и отчеств родителей, их профессий. Планируемые итоговые результаты освоения Программы. Интегративное качество «Любознательный, активный»: · В случаях затруднения обращается за помощью к взрослому. Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»: · Откликается на эмоции близких людей и друзей. · Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками»: · Активно использует вербальн6ые и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). · Способен изменять стиль общения с взрослыми или сверстниками в зависимости от ситуации. Интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»: · Поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Интегративное качество «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»: · Имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях. Интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»: · Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Расширение словарного запаса детей: Активизация предметного словаря: семья, родители, родственники, дети, работа, забота, мама, папа, дедушка, бабушка, прабабушка, прадедушка, сын, дочь, сестра, брат, внук, внучка, младенец, племянница, тетя, дядя, сирота. Активизация словаря признаков: родные, любимые, заботливые, взрослые, маленькие, большие, старшие, младшие, молодые, старые, ласковые, стройная, умная, красивая, внимательная, серьезная; нежная, трудолюбивая, послушная, строгая, послушная. Активизация глагольного словаря: жить, заботиться, расти, растить, любить, уважать, ухаживать, стараться, помогать, готовить, стирать, убирать, гладить, читать, отдыхать, заниматься, завтракать, обедать, ужинать, жалеть, поздравить, дарить, мастерить, шить, вязать, вышивать. Активизация словаря наречий: нежно, ласково, уютно, тепло, весело, интересно, дружно. ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ Образование притяжательных прилагательных «Назови, чей?» Мама — (значит, ты чей? чья?) мамин(а), папа — папин (а), бабушка — бабушкин (а), дедушка — дедушкин (а), дядя — дядин (а), тетя — тетин (а), Таня – Танин (а), Вова – Вовин (а). Употребление притяжательных прилагательных с суффиксом –ин: У Кати бант. – Это Катин бант. У мамы нитки. – Это мамины нитки. У бабушки очки. – Это бабушкины очки. Образование простых причастий и прилагательных «Назови, какой?» Жить — живущий, расти — растущий, любить — любимый, уважать — уважаемый, гладить — глаженый, стараться — старательный, заботиться — заботливый, отдыхать — отдыхающий. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»: Дети — детки — деточки; семья — семейка; мама — маменька, мамулечка, матушка; папа — папочка, папуленька, папулечка; сын — сыночек, сынуля, сыночка; дочь — дочка — доченька, дочуленька; внук — внучек, внучок; сестра — сестричка, сестрёночка; брат — братик, братишка. Анна, Аня – Анечка, Анюта, Аннушка; Анастасия, Настя – Настенька, Настюша, Настёна: Александр, Саша – Сашенька, Сашок, Сашуля; Алексей, Алёша – Алёшенька, Лёшенька. Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах «Один — много» Семья — семьи — много семей, ребенок — дети — детей, работа — работы — много работы (работ), мама — мамы — мам, папа — папы — пап, дедушка — дедушки — дедушек, бабушка — бабушки — бабушек, сын — сыны (сыновья) — сынов (сыновей), дочь — дочери — дочерей, сестра — сёстры — сестёр, брат — братья — братьев, внук — внуки — внуков, младенец — младенцы — младенцев, цветок — цветы — цветов, подарок — подарки — подарков, праздник — праздники — праздников. Склонение существительного «Закончи предложения» У каждого малыша есть. (мама). Каждый человек любит свою. (маму). На свете очень трудно жить без. (мамы). На праздник 8 Марта мы дарим подарки и цветы. (маме). Я люблю гулять со своей. (мамой). Я очень горжусь своей. (мамой). «Назови отчества женщин и мужчин»: Александр – Александровна, Александрович; Поиск соответствующих понятий «Опиши, какая (какой), что делает?» Мама (какая?) — весёлая, любимая, заботливая, ласковая, трудолюбивая, строгая, красивая, стройная, умная; (что делает?) работает, заботится, помогает, читает, готовит, стирает, убирает, гладит, шьет, моет; «Слова наоборот». Усвоение слов-антонимов |