Начальный этап работы по воспитанию высших форм фонематического анализа

Начальный этап работы по воспитанию высших форм фонематического анализа

Аннотация: Работа содержит структуру занятий по формированию фонематического анализа и синтеза у дошкольников.

Статья:

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие звуковой стороной языка из-за неправильного произношения звуков и нарушенного фонематического восприятия. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в развитии процессов звуко-буквенного анализа и синтеза.

Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте и начинаются с развития фонематического слуха.

Полным фонематическим анализом слов ребенок овладевает лишь в процессе обучения грамоте, поскольку для полноценного протекания устной речи в таком анализе нет никакой необходимости – ребенок с детства усваивает все слова «целиком» и ему просто незачем «дробить» их на отдельные звуки.

В школе же работе над анализом речевого потока специально отведен так называемый добукварный период. Однако период этот очень короткий. Поэтому если ребенок придет в школу совсем не подготовленным к звуковому анализу слов, то он не сможет сразу овладеть столь сложным навыком, а значит, неизбежно будет искажать на письме структуру слов. Вот почему и возникает необходимость постепенной подготовки его в этом плане уже в дошкольном возрасте.

Коррекционная работа по формированию фонематических процессов складывается из двух частей:

а) Формирование фонематического восприятия;

б) формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов логопедической работы и проводится в игровой форме на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему языка.

Когда ребенок приступает к обучению грамоте, его первоначальное отношение к речи меняется. На место непосредственного восприятия смысла слова становится анализ его звуко-слогового состава. За период предбуквенного обучения дети в норме овладевают рядом новых знаний и умений. Они осознают, что речь состоит предложений, предложения – из слов, слова – из слогов, слоги -из звуков речи; обучаются выделению звуков речи из состава слова; понимают, что звуки располагаются в слове в определенной последовательности, овладевают процессом объединения звуков в слоги, слогов – в слова, слов – в предложения, а также рядом понятий: «предложение», «слово», «слог», «звук», «буква».

Фонематический слух – способность человека к распознанию речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка. Он является частью физического слуха.

Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различию фонем. Фонематический анализ – это умение расчленять слышимое слово на составляющие его звуки. Фонематический синтез – это умение соединять отдельные звуки в целом. Фонематические представления – способность оперировать результатами фонематического анализа.

Без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети с ОНР не овладеют грамотным чтением и письмом.

В развитии фонематического восприятия можно выделить три этапа:

Развитие неречевого слуха;

Развитие речевого слуха; уровень гласных; уровень слогов;

Развитие навыков элементарного звукового анализа.

Развитие фонематических представлений, навыков звукового анализ

и синтеза включает в себя следующее:

Формирование понятия о звуке и букве, гласных и согласных звуках, умения подбирать слова на заданный звук.

Развитие умения определять место звука в слове, делить слова на слоги.

Формирование представления о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных.

Формирование умения производить звуковой анализ и синтез слогов, слов.

Обучение элементам грамоты

Ознакомление с буквами. Формирование умения осознано читать слоги, слова с этими буквами.

Выкладывание букв из подручного материала.

Различение букв с недостающими элементами.

Формирование умения печатать буквы, слоги, слова с пройденными буквами.

Структура занятия по формированию фонетических средств языка.

1. Организационный момент.

2. Введение в тему, сообщение темы занятия.

3. Основная часть.

4. Динамическая пауза.

5. Заключительная часть.

1. Организационный момент (1-2 минуты).

Цель: включить детей в работу, создание положительного настроя и пробуждение интереса к занятию, коррекция психофизических функций, актуализация ранее полученных знаний.

Проводится в разных вариантах, может включать в себя психогимнастику, упражнения на развитие памяти, внимания, восприятия, словарного запаса.

2. Введение в тему, сообщение темы занятия (2-3 минуты)

Цель: Определение темы занятия, видов деятельности.

Перед детьми обычно выставляются игрушки или изображения персонажей – участников занятий, используются загадки или игры –угадайки. Дети знакомятся с ними, называют персонажей, выделяют изучаемый звук и предпочтительно самостоятельно определяют тему занятия.

3. Основная часть (10-12 минут) состоит из этапов.

I этап: Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

Уточняется артикуляция – положение губ, языка, зубов при произнесении данного звука.

Уточняются акустические признаки звука: гласный- согласный; твердый- мягкий; звонкий – глухой.

Определяется место звука в в звуко- буквенном городе (В синем , красном или зеленом замке будет жить)

II этап: Выделение звука из ряда других звуков, слогов, слов.

Цель: Развитие слухового внимания и восприятия.

Проводится в виде игры “Поймай звук”. Педагог произносит ряд звуков, слогов, слов. Дети хлопают в ладоши, услышав заданный звук (“ловят звук”).

На начальном этапе дети видят артикуляцию педагога, а в дальнейшем играют без зрительной опоры.

III этап: Произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях.

Основной задачей данного этапа является развитие слухоречевой памяти, фонематического восприятия, просодических компонентов речи (ритм, интонация, ударение). Слоговые сочетания могут произносится с персонажем занятия, а также в виде “вопилок”, “дразнилок”; индивидуально или хором.

Дидактическая игра “Повтори за мной”; “Цепочка слов” (кот-год-крот): “Какое слово отличается” (будка-будка- буква- будка; винт- бинт- винт- винт)

IV этап: Определение места звука в слове.

На этом этапе решаются следующие задачи:

Развитие фонематического слуха и восприятия, зрительной памяти.

Уточнение и расширение словарного запаса.

Овладение грамматическими категориями. Навыками словоизменения и словообразования.

Формирование навыков звукового и слогового анализа и синтеза.

4. Динамическая пауза (3-4 минуты).

Снять усталость и напряжение

Внести эмоциональный заряд

Совершенствовать общую и мелкую моторику

Развивать артикуляцию, дыхание, силу голоса, мимическую мускулатуру

Вырабатывать четкую координацию речи и движений

Для динамической паузы используются: физминутки, логоритмика, фонетическая ритмика, дыхательная, зрительная, пальчиковая гимнастика.

5. Заключительная часть (5-7минут)

Закрепление произношения звука в словосочетаниях, предложениях, чистоговорках и связной речи.

Дидактические игры: «Чего не стало?»; «Рифмочки-нерифмушки»; «Доскажи словечко»; «Составь предложение»; «Слоговые домики»; «Слоговая пирамида»; «Слоговое домино»; «Слоговые ряды»; «Звуковые линейки»; «Звуковые фишки»; «Звуковая гусеница».

Знакомство с буквой, нахождение её в азбуке. “На что похожа буква?”

Выкладывание буквы из подручного материала, письмо в воздухе.

Чтение слогов, слов с буквой.

Следовательно, одна из важнейших задач логопеда – предупреждение нарушений чтения и письма, решается на занятиях по формированию фонетических средств языка.

Технология развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

  • Документы (14)
  • Образование и повышение квалификации (6)
  • Награды (2)
  • Профессиональное развитие (4)
  • Проектная деятельность (1)
  • Публикации (3)
  • Открытые мероприятия (3)
  • Выступления (9)
  • Образовательные технологии (6)
  • Достижения воспитанников (3)

Технология развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

Технология развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

(Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина)

С введением Федеральных государственных образовательных стандартов встает вопрос о преемственности дошкольного и начального школьного обучения. Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе развитие устной речи и подготовка к усвоению письменной речи.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. (ФГОС ДО пункт 2.6.)

Фонематический слух – это умение слышать и различать звуки родного языка в потоке речи в различном линейном порядке, в словах близких по звучанию.

Фонематическое восприятие – это звуковой анализ, который лежит в основе овладения процессом обучения грамоте.

Без достаточной сформированности основ фонематичесого восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов, сочетаний звуков, слогов и слов. В свою очередь, без специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетание звуковых элементов в единое целое) дети тяжело овладевают грамотным чтением и письмом.

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

Ребенок, имеющий отклонения в речевом развитии, чтобы научиться понимать и говорить на родном языке, должен постепенно усвоить артикуляционные движения, способы сочетаемости звуков, ритмико-интонационное оформление слов, фраз; различать реально произносимые в данном языке звуки от всех прочих и научиться определять признаки звуков, существенные для понимания слов, для общения. В этом заключается овладение системой фонем данного языка. Однако изучение речевого развития большого количества школьников показало, что в возрасте 5-6 лет имеется достаточно высокий процент детей, у которых отмечаются выраженные отклонения в формировании как произносительной стороны речи, так и ее восприятия, и их готовность к обучению во многом зависит от своевременного преодоления этих недостатков речи. Характерной особенностью фонетической стороны речи этих детей является не только неправильное произношение звуков, но и их перестановка, замены, пропуски, что значительно снижает внятность речи, усугубляет ее смазанность и неотчетливость.

Выделяют три операции, характерные для фонематического восприятия:

  • Умение определять наличие или отсутствие звука в слове;
  • Умение определять место положения звука в слове;
  • Умение определять последовательность звуков и их количество.

Этапы формирования фонематического восприятия

В работе Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. формирование фонематического восприятия происходит в шесть этапов. Эти этапы были взяты за основу отбора заданий по формированию фонематического слуха, анализа и синтеза. Каждый этап содержит в себе последовательность заданий, с учётом принципа «от простого к сложному».

  1. Узнавание неречевых звуков.
  2. Различение одинаковых звуко-комлексов по высоте, силе, тембру.
  3. Различение слов, близких по звуковому составу.
  4. Дифференциация слогов.
  5. Дифференциация фонем.
  6. Формирование навыков элементарного звукового анализа.

Обзор игр, способствующих развитию фонематического восприятия у детей.

I этап работы – узнавание неречевых звуков.

На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают слуховое внимания и память (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

На первых занятиях педагог предлагает детям послушать звуки за окном: Что шумит? (Деревья). Что гудит? (Автомашина). Кто кричит? (Мальчик). Кто разговаривает? (Люди). Кто смеется? (Девочка). И т. д.

Затем детям дается задание внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, из помещения соседней группы, из кухни, зала и т. д.

Далее проводятся игры.

  1. Педагог назначает водящего и предлагает ему плотно закрыть глаза или повернуться к нему спиной. Потом прячет какую-нибудь игрушку (в шкаф, за штору, за спину одного из детей и т. д.) и предлагает водящему найти ее, ориентируясь на силу ударов в барабан. Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьет громко, если удаляется — тихо. Необходимо, чтобы сила звука менялась плавно: от сильного к среднему и тихому.
  2. Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг у друга колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка звенел колокольчик.
  3. Педагог расставляет на столе несколько предметов (или озвученных игрушек). Манипулируя с предметами (стучит карандашом о стакан, гремит коробкой с кнопками, погремушкой), он предлагает детям внимательно слушать и запоминать, какой звук издает каждый предмет. Затем прикрывает предметы ширмой, а дети отгадывают, что звенит или гремит.

Эту игру можно варьировать, увеличивая количество предметов (игрушек), заменяя их новыми, постепенно усложняя для детей задачу определения звуков.

Эту же игру проводим с музыкальными инструментами.

II этап работы – На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр.

  1. Дети по очереди называют имя водящего (стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал. Затем игра усложняется: все дети зовут водящего (“Ау!”), а тот отгадывает, кто его звал. Последний вариант усложнения этой игры состоит в том, что водящий произносит “Ау!” то громко, то тихо, а дети отгадывают, далеко или близко он находится.
  2. Педагог сажает на стол двух игрушечных зайцев — большого и маленького. Объясняет и показывает, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил, — громко, сильно, и как маленький – тихо. Затем закрывает игрушки ширмой и за ней воспроизводит то громкие, то тихие удары в барабан. Дети должны отгадать и показать, который из зайцев только что играл.
  3. Педагог показывает детям игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как — когда далеко(тихо). Затем произносит “Мяу”, меняя силу голоса, а дети отгадывают, близко или далеко мяукает котенок. Затем дети мяукают по сигналу воспитателя: “близко” или “далеко”.

Аналогично проводятся занятия, на которых дети учатся, например, различать, где гудит пароход (“У-у-у”) — далеко (тихо) или близко (громко); какая дудочка играет — большая (“У-у-у” произносится низким голосом) или маленькая (“У-у-у” произносится высоким голосом); кто плачет — мальчик (“А-а-а” низким голосом), или девочка (“А-а-а” высоким голосом) и т. п.

  1. Логопед выставляет перед детьми трех медведей (игрушки или картинки): большого, среднего, маленького. Затем рассказывает сказку “Три медведя” (в сокращенном варианте), произнося соответствующие реплики и звукоподражания то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Дети угадывают медведей.

5 . Игра «Животные и их детёныши». ( мычание коровы или теленка, лай собаки или щенка, кошка и котенок ).

III этап работы – На занятиях третьего этапа дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.

  1. Педагог показывает детям картинку и громко, четко называет изображение: “Вагон”. Затем объясняет: “Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши”. Затем он произносит: “Вагон — вакон — фагон — вагон — факон — вагом” и т. д. И т. д.
Читайте также:  Опыт применения сенсорного оборудования SNOEZELEN

Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.

Усложнение этих игр-упражнений может также состоять в том, что дети будут реагировать на неверно сказанное слово не хлопками, а подниманием кружка из цветного картона. Сначала воспитатель предлагает детям, услышав неверное слово, поднимать красный кружок, в дальнейшем — красный, если заметят ошибку, и зеленый, если слово произнесено верно. Последний вариант игры в большей степени способствует развитию у детей внимания.

  1. Педагог выставляет на наборном полотне картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи и т. д. Затем он называет 3—4 слова, а дети отбирают соответствующие картинки и расставляют их на наборном полотне в названном порядке (в одну линию или в столбик – в зависимости от инструкции воспитателя).
  2. Игра « Добавим и запомним»

-​ Прослушать рифмовку, найти в ней «неправильное слово» и заменить его похожим по звуковому составу и подходящим по смыслу словом: Отругала мама зайку — не надел под свитер ГАЙКУ (МАИКУ).

Много снега во дворе — едут ТАНКИ по горе и т.д.

Педагог читает рифмовку, выделяя голосом последнее слово в первой строке. Дошкольники, добиваясь рифмы в стихе, должны закончить вторую строку одним из трёх предложенных слов:

От грязнули даже стол поздним вечером… (сбежал, ушёл, ускакал).

IV этап работы – На данном этапе детей учат различать слоги (дифференцировать т.е разделять).

  1. Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога:

ТА * -ТА-ТА; ТА-ТА * – ТА; ТА-ТА-ТА * .

  1. Воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласными и разными гласными звукамиТА-ТО-ТУ.
  2. Воспроизведение слоговых сочетаний с общими гласными и разными согласнымиТА-КА-ПА.

V этап работы На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Причем начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков. Дифференциация – это разделение из целого на части.

  1. Игра«Покажи картинку»
    Ход игры: взрослый раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит: у – у – у», «Девочка плачет: а – а – а » и т.д. Затем воспитатель попеременно произносит эти звуки сначала удлиненно: а – а – а – а, или у – у – у – у или и-и-и. Реагируя на названный звук, дети поднимают соответствующие картинки.
  2. Игра «Найди одинаковый звук»Произносится ряд слов, дети определяют повторяющийся звук: сова, косы, нос — С.
  3. Игра«Выбери правильно» Среди пяти-шести картинок ребёнок находит те, в названии которых есть заданный звук О.

VI этап работы – Задачей последнего шестого этапа занятий является развитие у детей навыков элементарного звукового анализа.
Начинается эта работа с обучения детей определять количество слогов в слове, уметь изобразить хлопками двух- и трехсложные слова. Далее дети учатся анализировать гласные звуки, выполняя упражнения.

1.Детям раздают по нескольку одноцветных кружков. Педагог произносит один, два или три гласных звука, например а, ау, иоу и т. п. Дети откладывают на своих столах столько кружков, сколько звуков произнес логопед.

2.У детей на столах лежат по три кружка разных цветов, например красного, желтого, зеленого. Логопед уславливается с детьми, что красный кружок обозначает звук а, желтый — звук у, зеленый — звук и. Затем он произносит сочетания из этих звуков — сначала по два звука: ау, уи,уа,аи, затем по три: ayи, аиy, уиa, yаи, иуа, ивy. Дети раскладывают на столах кружки в определенных сочетаниях и в нужном порядке.

Примерно так же проводится анализ всех остальных гласных звуков.

3.Затем приступают к анализу согласных звуков. Сначала ребенка учат выделять в слове последний согласный звук. (Следует заметить, что легче всего детям даются глухие взрывные согласные.) Дети по одному выходят к столу воспитателя и вынимают из конверта картинки (подобраны воспитателем заранее), громко, четко называют их, выделяя последний звук. Затем ребенок повторяет этот звук отдельно.

На взрывные согласные могут быть следующие картинки: кнут, кот, паук, каток, танк, мак, жук, лук, веник и т. д.
4. Игра «Назови по порядку». Полный анализ слова: РАК – Р, А, К.; КАША; ЗОНТ. (компот, камаз, окно – плохие примеры)
5. Игра «Слово рассыпалось». Произносятся три звука, например: С, О, К. Так как к этому времени дети уже обычно знают буквы, они быстро составляют слово – СОК.

Таким образом, проведение специальных игр и упражнений будет способствовать успешному развитию фонематических процессов, что является основой для дальнейшего успешного обучения в школе.

  1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. – М.: МГОПИ, 1993.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
  3. Примерная общеобразовательная программа ДО От рождения до школы Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой Соответствует ФГОС Издательство МОЗАИКА СИНТЕЗ Москва, 2014

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

Дата публикации: 20.01.2014

Статья просмотрена: 17074 раза

Библиографическое описание:

Касьянова, А. В. Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста / А. В. Касьянова, Н. Н. Васильева, Е. Б. Головина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 65-67. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4878/ (дата обращения: 07.01.2021).

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки ещё в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное — она наиболее гибка и податлива. Поэтому все виды нарушений речи преодолеваются легче и быстрее. Основными структурными компонентами речи являются: звуковой состав, активный и пассивный словари и грамматический строй. Изучением звукового состава речи занимается фонетика.

Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, развитые фонематические процессы — важный фактор успешного становления речевой системы в целом. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи, вследствие чего у него нарушается звукопроизношение. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми». Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т. д., что так важно при формировании навыков чтения и письма. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Одним из важнейших условий и эффективного освоения навыков чтения и письма служит определенный уровень развития фонематических процессов.

К фонематическим процессам относят:

– фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.

– фонематическое восприятие — процесс восприятия на слух определенных фонем, независимо от позиционных призвуков.

– фонематический анализ — мысленный процесс выделение отдельных фонем.

– фонематический синтез — мысленный процесс соединения частей в целое.

– фонематические представления — звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств.

Признаками нарушения фонематических процессов являются:

– Нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков).

– Нарушения звуковой структуры слова, которое проявляется в ошибках звукового анализа (пропуск гласных и согласных звуков, слогов; вставки звуков; перестановка звуков, слогов).

– Нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении звуков.

Преодоление нарушений фонематических процессов является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.

Основными задачами развития фонематических процессов являются следующие:

– Обучение умению выделять звук в чужой и собственной речи.

– Формирование фонематических представлений на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза.

– Развитие навыков контроля и самоконтроля произношения звуков.

В работе по развитию фонематических процессов можно выделить следующие этапы:

I этап — узнавание неречевых звуков;

II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;

III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу;

IV этап — дифференциация слогов;

V этап — дифференциация фонем;

VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.

Остановимся подробнее на том как осуществляется развитие фонематических процессов у детей на каждом из указанных этапов.

На I этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего не возможно успешно научить ребенка дифференцировать фонемы).

На протяжении II этапа дошкольники учатся различать высоту, силу, тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

III этап полностью построен на играх, которые способны научить ребенка различать слова, близкие по звуковому составу.

На IV этапе дети учатся различать слоги.

На V этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать следует обязательно с дифференциации гласных звуков.

Задачей последнего VI этапа является формирование у ребенка навыков звукового анализа и синтеза.

Данная работа проводится в следующей последовательности:

1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т. е. определение наличия звука в слове.

2. Определение первого и последнего звука в слове, а также его место (начало, середина, конец слова).

3. Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза (определение последовательности, количество и место звуков по отношению к другим звукам в слове).

При работе по данным этапам развития фонематических процессов следует использовать принцип постепенности. Результат во многом зависит от того, на сколько удастся превратить скучную работу в увлекательную игру. Проводя занятия в игровой форме у детей повышается интерес к учебной деятельности, наблюдается положительная динамика развития фонематических процессов.

1. Т. А. Ткаченко Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа», Санкт-Петербург 2000 г.

2. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина, М.: Просвещение, 1989 г.

3. Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева «Логопедическая работа в специальном детском саду», М.:Просвещение, 1987г.

4. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской «Логопедия», Москва 1998 г.

Похожие статьи

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного.

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой звук, картинка.

Формирование фонематического восприятия как залог.

фонематическое восприятие, процесс, слово, ребенок, звук, смешение звуков, грамматический строй, звуковой анализ, звуковой состав, логопедическая работа.

Система работы по дифференциации звуков при.

ход игры, звук, произносительная дифференциация, щетка щенка, ребенок, щенок, предложение, фонематическое восприятие, звуковой анализ, дифференциация.

фонематическое восприятие, процесс, слово, ребенок, звук.

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного. фонематическое восприятие, процесс, слово, ребенок, звук, смешение звуков, грамматический строй, звуковой анализ, звуковой состав, логопедическая работа.

Формирование фонематического слуха у дошкольников.

фонематическое восприятие, фонематический слух, звуковой анализ, родной язык, ребенок, слово, звук, грамматический строй, дальнейшее обучение, логопедическая работа.

Развитие звукового анализа и синтеза у детей старшей.

 познакомить детей со звуковым составом, звуковым строением слова, научить детей звуковому анализу и синтезу;  развивать умение выделить звуки из разных позиций в слове, слышать и выделять в ряду других звуков

Влияние фонематического слуха на успеваемость младших.

Пример ошибки. Смешение звуков.

фонематическое восприятие, фонематический слух, звуковой анализ, родной язык, ребенок, слово, звук, грамматический строй, дальнейшее обучение, логопедическая работа.

Система работы по профилактике фонематической дислексии.

фонематическое восприятие, процесс, слово, ребенок, звук, смешение звуков, грамматический строй, звуковой анализ, звуковой состав, логопедическая работа.

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного.

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой звук, картинка. Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому.

Формирование фонематического анализа и синтеза в онтогенезе

Развитие восприятия звуковой структуры речи связано с формированием у ребёнка фонематического слуха или фонематического восприятия, что по данным многих современных исследователей одно и то же, так как изучением этого вопроса занимают специалисты разных областей знаний.

Фонематический анализ и синтез в онтогенезе

А. Н. Гвоздев считает, что функция слухового анализатора ребёнка формируется рано, значительно раньше, чем речедвигательного. Уже на второй неделе жизни ребёнок, услышав звуки голоса, перестаёт сосать грудь; прекращает плакать, когда с ним начинают разговаривать. Он рано различает звуки человеческого голоса и отвечает на этот раздражитель в зависимости от интонации либо улыбкой, либо плачем .

С 6 месяцев путём подражания произносит отдельные фонемы, слоги, подражания тону, темпу, ритму, мелодике и интонации.

Читайте также:  Комплекс занятий для работы с неговорящими детьми

К 2-м годам дети начинают различать слова-квазиомонимы (паронимы). К этому возрасту заканчивается формирование фонематического слуха, о чём свидетельствует фонематическое различение ребёнком всех звуков родного языка. Он способен различать на звук слова, отличающиеся одной фонемой .

В процессе раннего речевого развития, экспрессивная и импрессивная речь тесно связаны: с одной стороны, речевое развитие стимулирует слуховое восприятие, с другой стороны, уточняет собственное произношение.

Стадии восприятия речи

Н.Х. Швачкин процесс восприятия речи делит на 2 стадии:

дофонемная (от рождения до 1 года);

фонемная (соответственно после года).

Дофонемная стадия. Ребёнок не различает фонем, звуко-слогового состава слова. На этом этапе звуковой комплекс ребёнка имеет несколько значений. Иначе говоря, до 1 года семантическую нагрузку несёт не фонема, а интонация, ритм, общий звуковой рисунок слова. Причём до 6 месяцев интонация играет ведущую роль, а на 6-м месяце семантическую направленность получает ритм.

Фонемная стадия. «Фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования произношения». До этого момента ребёнок узнавал слова по звуковому рисунку, а с этого момента начал различать фонемы. Сначала контрастные, затем сложные и последними различает акустически близкие.

Фонематические ряды

Н. Х. Швачкин выделил 12 фонематических рядов по очерёдности формирования у детей:

  1. Гласный «а», все остальные воспринимаются, как не «а». Затем гласные усваиваются в противопоставлении: «и»-«у», «и»-«о», «э»-«о». Далее ребёнок начинает различать близкие фонемы: «о»-«у», «а»-«э». Последним усваивает гласный «ы».
  2. Наличие или отсутствие согласных, как таковых. Ребёнок слышит, есть согласный или нет.
  3. Различает согласный по линии сонорности, то есть ротовые и носовые согласные. Этому способствует резонирование той или иной полости. То есть ребёнок опирается на тактильно-вибрационные ощущения, кинестезию.
  4. Различает согласные по твёрдости и мягкости. Большую роль играет взаимодействие слуха и артикуляции.
  5. Различает сонорные звуки «р»-«л»; шумные согласные «ж»-«ш»-«ч».
  6. Различает губные «п»-«б»-«м» и язычные «т»-«д»-«н». Различению способствует артикуляция и визуальный контроль.
  7. Соноры между собой: «м»-«н»-«р»-«л».
  8. Различают взрывные: «б»-«п»-«м»-«т»-«д»-«н»-«к»-«г» и щелевые «х»-«с»-«ш»-«з». Причём артикулировать взрывные звуки начинают раньше и на основе их произношения начинают различать щелевые, то есть взрывные появляются раньше, а на их основе щелевые.
  9. Начинают различать переднеязычные и заднеязычные «т»-«д»-«н», «к»-«г»-«х». Это различие возникает достаточно поздно, так как требует точной артикуляции и локализации языка по месту образования.
  10. Различает глухие и звонкие согласные.
  11. Различает свистящие и шипящие. Требует максимального совершенства слуха и тонких дифференцируемых движений передней части языка.
  12. Различение между собой звуков «р»-«л» .

Из всех видов анализа речевого потока (деление предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки) самым сложным является фонематический анализ слов.

— С 4-х лет ребёнок способен выделить звук на фоне слова.

— С 5-ти лет – выделить ударный гласный в начале слова.

1) определить первый согласный звук в слове (дом, булка и др.);

2) определить последний звук в слове (сыр);

3) определить согласный в середине;

4) определить последовательность звуков в слове (мак);

5) определить количество звуков в слове.

Игры на развитие фонематического слуха помогают ребенку в становлении фонематического анализа и синтеза. Полным фонематическим анализом ребёнок овладевает в процессе обучения грамоте. В школе для работы над анализом речевого потока специально отведён букварный период.

К концу дошкольного возраста ребёнок правильно слышит каждую фонему языка. Не смешивает её с другими фонемами, овладевает их произношением.

Формирование слухового контроля

Л. Е. Журова считает, что дети младшего дошкольного возраста способны выделить первый и последний звук в слове, а дети среднего дошкольного возраста без труда справляются с этой задачей. При анализе звукового состава ребёнок начинает произносить его особым образом с интонационным выделением того звука, который затем должен быть назван отдельно .

В возрасте 3 – 7 лет развивается навык слухового контроля над своим произношением.

М. Е. Хватцев полагает, что фонематический слух развивается в единстве с артикулированием звука .

При достаточном умственном и речевом развитии фонематическое восприятие оказывается достаточно сформированным уже в дошкольном возрасте. Процесс фонематического анализа является более сложной функцией и формируется у детей на более поздних этапах развития речи.

Фонематический анализ – это сложный процесс умственного действия. Готовность к звуковому анализу приобретается в процессе формирования устной речи на протяжении всего дошкольного возраста.

Практические представления о звуковом составе языка формируется на основе фонематического анализа и восприятия. В этом процессе существенную роль играют память и внимание.

Ряд авторов отмечают, что становление импрессивной речи является сложным процессом, в котором отмечаются следующие закономерности: от восприятия и запоминания отдельных слов и словосочетаний к формированию сложного фонематического слуха и на его базе звукового анализа, благодаря которому человек овладевает письменной речью.

Выводы

Таким образом, можно сделать такие выводы:

  1. Функция слухового анализатора ребёнка формируется рано, значительно раньше, чем речедвигательного.
  2. Фонематический слух заключается в способности обобщать различные звучания в отдельные группы, объединять звуки, беря за основу одни существенные и игнорирующие другие, случайные признаки.
  3. Процесс восприятия речи делится на две стадии: дофонемную и фонемную.
  4. Н. Х. Швачкин выделяет 12 фонематических рядов по очерёдности формирования у детей.
  5. Из всех видов анализа речевого потока (деление предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки) самым сложным является фонематический анализ слов.
  6. Практические представления о звуковом составе языка формируется на основе фонематического анализа и восприятия. В этом процессе существенную роль играют память и внимание.

Корчагина Лариса, учитель-логопед (Санкт-Петербург)

ІІІ. Развитие сложных форм фонематического анализа (определение количества, последовательности и места звука в слове).

Логопедическая работа по формированию сложных форм фонематического анализа (определению последовательности, количества, места звука в сове по отношению к другим звукам) проводится в тесной связи с обучением чтению и письму.

Обучение письменной речи начинается со знакомства ребенка со звуковой материей языка: распознаванием звуков, выделением их из слова, со звуковой структурой слов как основных единиц языка.

При формировании сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определенные этапы проходит определенные этапы формирования: составление предварительного представления о задании (ориентировочная основа будущего действия), основание действия с предметами, далее выполнения действия в плане громкой речи, перенос действия во внутренний план, окончательное становление внутреннего действия (переход на уровень интеллектуальных умений и навыков).

В связи с эти, мы выделили следующие этапы формирования функции фонематического анализа.

Первый этап – формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, внешние действия.

Работа проводится следующим образом. Ученику предъявляется картинка, слово-название которой необходимо проанализировать, и графическая схема слова, количество клеточек которой соответствует числу звуков в слове. Кроме того, даются фишки. Первоначально для анализа даются односложные слова типа мак, кот, дом, лук, сом.

Использование картинки на данном этапе облегчает задачу, т.к. она напоминает ученику, какое слово анализируется. Представленная графическая схема служит контролем правильности выполнения задания. Если в процессе анализа оказывается незаполненная одна из клеточек, то ученик понимает, что он выполнил действие неправильно.

Второй этап – формирование действия фонематического анализа в речевом плане. Опора на материализацию действия осуществляется в речевом плане, сначала с использованием картинки, затем без предъявления ее. Дети называют слово, определяют первый, второй, третий звук, уточняют количество звуков.

Третий этап – формирование действия фонематического анализа в умственном плане.

На этом этапе дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слова. например, они отбирают картинки, в названии которых пять звуков. При этом картинки не называются.

В процессе формирования фонематического анализа необходимо учитывать усложнение не только форм анализа, но и речевого материала. Предлагается следующая последовательность предъявления речевого материала:

односложные слова без стечений согласных, состоящие из одного слога (обратного, прямого открытого, закрытого слога): ус, на, дом, мак, сыр, нос, сок и т.д.;

двусложные слова, состоящие их двух открытых слогов: мама, рама, лапа, луна, козы, каша, Маша, Шура, рука, розы и т.д.;

двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слога: диван, сахар, гамак, лужок, дубок, повар и т.д.;

двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов: лампа, мишка, марка, санки, полка, сумка, утка, окна, арбуз, ослик, карман, барбос и т.д.;

односложные слова со стечением согласных в начале слова: стол, стул, крот, грач, врач, шкаф и т.д.;

односложные слова со стечением согласных в конце слова: волк, тигр, полк и т.д.;

двусложные слова со стечением согласных в начале слова: трава, брови, крыша, крыса, слива, грачи, врачи и т.д.;

двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова: клумба, крышка, крошка и т.д.;

трехсложные слова: паровоз, канава, ромашка, кастрюля и т.д.

Виды работ по закреплению функции фонематического анализа:

1. Составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки: дом, мак, рот, муха, сани, лапы, банка, кошка, марка, крот, стол, волк, крыша, спина, крышка, спинка, канава, капуста и др.

2. Вставить в данные слова пропущенные буквы: руч…а, кры…а, с…ин…а, но…ни…ы.

3. Подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте. Например, придумать слова, в которых звук к был бы на первом (кот), на втором (окно), на третьем месте (мак).

4. Выбрать из предложения слова с определенным количеством звуков или записать их.

5. Добавить 1, 2, 3, 4 звука к одному и тому же слогу так, чтобы получились разные слова. например, па- -пар, пары, парад, паруса; ко- -кот, козы, кошка, корова.

6. Подобрать слова с определенным количеством звуков, например с тремя звуками (дом, дым, рак, мак), с четырьмя звуками (роза, рама, лапа, косы), с пятью звуками (кошка, сахар, банка).

7. Выбрать предметные картинки, в названии которых определенное количество звуков.

8. По сюжетной картинке подобрать слова с определенным количеством звуков.

9. Подобрать слова на каждый звук, составляющий исходное слово. Слово записывается на доске.

10. Какие слова можно оставить из букв слова: ствол (стол, вол), крапива (ива, парк, пар, рак, Ира, икра, арка, Кира), картина (тина, кит, рана, нитка, карта, танк, Кира и др.)?

11. От записанного на доске слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего: дом – мак – кот – топор – рот…

12. Игра в кубик. На гранях кубика различное число точек. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее их количества звуков в соответствии с количеством точек на грани кубика.

13. Слово-загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Ученики отгадывают записанное слово. Например: к…. (крыша).

На начальных этапах работы по развитию фонематического анализа делается опора на проговаривание слова, в процессе которого уточняются характер звука, последовательность звуков в слове. Конечной же целью логопедической работы является сформированность действия фонематического анализа в умственном плане, по представлению, без опоры на проговаривание.

Дифференциация фонем.

Работа по дифференциации фонем проводится при устранении фонематической дислексии и акустической дисграфии (дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания).

Нарушение дифференциации фонем проявляется в неусвоении букв, в заменах фонетически близких звуков при чтении и соответствующих букв на письме.

Формирование дифференциации звуков проводится с опорой на различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный. Использование тех или иных анализаторов определяется характером нарушения дифферецировок.

В большинстве при дисграфии замены букв обусловлены нечеткостью слухового восприятия и слуховых представлений о звуках. Ведущим при этом является нарушение слуховой дифференциации. Поэтому работу по дифференциации смешиваемых звуков необходимо начинать с опоры на более сохранное зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков.

Способность кинестетического различения отрабатывается в упражнениях по определению положения различных речевых органов (губ, языка, голосовых складок) во время произношения звуков речи.

Работа по формированию звукопроизносительной дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков включает два этапа: 1) предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков; 2) этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему плану:

1. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетическое ощущения.

2. Выделение звука на фоне слога. Для этого необходимо научить детей выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него.

3. Формирование умения определять наличие звука в слове. Логопед предлагает слова, включающие данный звук и не имеющие его. Исключаются слова со звуками, сходными акустически и смешиваемыми в произношении. Изучаемый звук необходимо связать с соответствующей буквой. Впервые буква вводится только после узнавания звука в различном окружении. Таким образом, исключается механическая связь буквы и изолированно произнесенного звука, что может служить дополнительной трудностью при овладении слитным чтением слогов и слов, а также правильным воспроизведением структуры слова на письме.

Для определения наличия звука в слове предлагаются следующие упражнения:

1. поднять соответствующую букву на заданный звук.

2. назвать картинки, из них отобрать те, в названии которых имеется заданный звук. Картинки на смешиваемые звуки не включаются. Например, на первом этапе дифференциации звуков с и ш исключаются слова со звуком ш и другими сходными звуками. Примерные картинки: сова, рыба, лук, косынка, сумка, парта, лопата, лес, собака.

3. Подобрать к заданной букве картинки, в названии которых встречаются фонетически сходные звуки. Картинки при этом не называются.

4. Придумать слова, которые включают звук, соответствующий предъявленной букве.

5. Разделить страницу на две части. Слева написать букву, справа поставить черточку.

4. определение места звука в слове: в начале, в середине, в конце слова, после какого звука, перед каким звуком.

5. Выделение слова с данным звуком из предложения. Дается, например, задание выделить из предложения слова, включающие заданный звук.

По указанному плану отрабатывается каждый из смешиваемых звуков.

На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков проводится в той же последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука, но в силу того, что основная цель этого этапа – различение звуков, речевой материал должен включать слова со смешиваемыми звуками.

Читайте также:  Конспект открытого индивидуального занятия в старшей группе на тему: Автоматизация сонорного звука (л) в предложениях

Развитие сложных форм фонематического анализа ( определение количества, последовательности и места звука в слове)

Развитие сложных форм фонематического анализа

( определение количества, последовательности и

места звука в слове).

Подготовила учитель-логопед

Логопедическая работа по формированию сложных форм фонематического анализа (определению последовательности, количества, места звука в слове по отношению к другим звукам) проводится в тесной связи с обучением чтению и письму.

Обучение письменной речи начинается со знакомства ребенка со звуковой материей

языка: распознаванием звуков, выделением их из слова, со звуковой структурой слов как основных единиц языка.

В процессе чтения осуществляется воссоздание звуковой структуры слова по его гра-

фической модели, а в процессе письма – наоборот, воспроизведение буквенной модели

слова по его звуковой структуре. В связи с этим одной из важных предпосылок успешного формирования процессов чтения и письма является не только умение выделять и разли –

чать звуки в речи, но и производить более сложные операции с ними: определять звуко-

вой состав слова, последовательность звуков в слове, место каждого звука по отношению к другим звукам. Написанное слово моделирует звуковую структуру слова, трансформи-

руя временную последовательность звуков в речи в последовательность букв в простран-

стве. Поэтому воспроизведение буквенной модели невозможно без четкого представления о звуковой структуре слова.

При формировании сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования: составле-

ние предварительного представления о задании ( ориентировочная основа будущего действия), освоение действия с предметами, далее выполнения действия в плане громкой речи, перенос действия во внутренний план, окончательное становление внутреннего дей-

ствия ( переход на уровень интеллектуальных умений и навыков).

В связи с этим, опираясь на исследования , и др., мы

выделили следующие этапы формирования функции фонематического анализа.

Первый этап- формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, внешние действия.

Работа проводится следующим образом. Ученику предъявляется картинка, слово – название которой необходимо проанализировать, и графическая схема слова, количество клеточек которой соответствует числу звуков в слове. Кроме того, даются фишки. Перво-

начально для анализа даются односложные слова типа мак, кот, дом, лук, сом.

По мере выделения звуков в слове ученик с помощью фишек заполняет схему, которая представляет модель звукового строения слова. Действия ученика являются практическим

действием по моделированию последовательности звуков в слове. Овладение фонемати-

ческим анализом основывается на ранее сформированных навыках вычленения первого и

последнего звука, определения места звука в слове ( начало, середина, конец).

Так, последовательность и место звуков в слове лук определяется следующим образом.

Предлагается картинка, на которой нарисован лук, под ней – схема, состоящая из трех клеточек, по количеству звуков в слове. Логопед задает следующие вопросы: « Какой первый звук в слове лук?» ( Звук л) Фишкой закрывается первая клеточка. Слово повторяется детьми с логопедом. « Какой звук слышится в слове после л?». ( Звук у). Предлагается еще раз произнести слово и послушать, какой звук слышится после у в слове лук. Ученики определяют, что после звука у слышится звук к, и закрывают фишкой пос-

леднюю клеточку. Затем по схеме повторяется последовательность звуков в слове лук (первый, второй, третий звуки.)

Использование картинки на данном этапе облегчает задачу, так как она напоминает ученику, какое слово анализируется. Представленная графическая схема служит контролем правильности выполнения задания. Если в процессе анализа оказывается незаполненной одна из клеточек, то ученик понимает, что он выполнил действие неправильно.

Второй этап- формирование действия фонематического анализа в речевом плане. Опора на материализацию действия исключается и проведение фонематического анализа осуществляется в речевом плане, сначала с использованием картинки, затем без предъяв-

ления ее. Дети называют слово, определяют первый, второй, третий звук, уточняют количество звуков.

Третий этап- формирование действия фонематического анализа в умственном плане.

На этом этапе дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слова. Например, они отбирают картинки, в названии которых 5 звуков. При этом

Картинки не называются.

В процессе формирования фонематического анализа необходимо учитывать усложне-

ние не только форм анализа, но и речевого материала. Предлагается следующая последовательность предъявления речевого материала:

односложные слова без стечений согласных, состоящие из одного слога (обратного, прямого открытого, закрытого слога) : ус, дом, на, мак, сыр, нос, сок и т. д.;

двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов: мама, рама, лапа, луна, козы, каша, Маша и т. д.;

двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слога: диван, сахар, гамак, дубок и т. д.;

двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов: лампа, мишка, карман, барбос и т. д.;

односложные слова со стечением согласных в начале слова: стол, стул, крот и т. д.;

односложные слова со стечением согласных в конце слова: волк, тигр, полк и т. д.;

двусложные слова со стечением согласных в начале слова: трава, брови, крыса, врачи и т. д. ;

двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова: клумба, крышка, крошка и т. д.;

трехсложные слова: паровоз, канава, ромашка, кастрюля и т. д.

Параллельно с работой по формированию фонематического анализа слога и слова проводится коррекция нарушений чтения и письма. Так, при побуквенном чтении основное внимание обращается на то, чтобы в процессе чтения ученик ориентировался на

гласную открытого слога, а затем произносил звуки слога слитно. Например, при чтении слога ма до произнесения первого звука ученик должен уточнить, что последующей глас-

ной в слове является звук а, и только затем произнести слитно звуки слога. Необходи-

мость ориентировки на последующую гласную вызвана произносительной особенностью открытого слога. Артикуляция первого согласного звука в этом слоге зависит от последу-

ющего гласного звука. Поэтому слитное произношение слога возможно лишь в том слу-

чае, когда определен последующий гласный звук. В этом случае артикуляция первого зву-

ка не будет артикуляцией изолированного звука, что происходит при побуквенном чте –

нии, а будет начальной стадией артикуляции слога.

Усвоение действия фонематического анализа слова, а также навык чтения слога с ори-

ентировкой на последующий гласный звук служат предпосылкой слитного чтения, что способствует устранению побуквенного чтения и искажений звукослоговой структуры слова при чтении и письме.

При исправлении ошибок чтения и письма необходимо опираться на сформированные навыки звукового анализа. Так, при замене обратного слога прямым открытым ученик должен произвести анализ названного слога. Например, если вместо ут ученик читает ту, логопед обращает внимание на первый звук произнесенного слога. Ученик определяет, что это звук т. Тогда логопед задает вопрос: « Какая первая буква в данном слоге?» ( Бук-

ва у.) Предлагается прочитать слог так, чтобы первым звуком был звук у.

В процессе коррекции нарушений чтения и письма используется не только устный анализ слов, но и составление слов из букв разрезной азбуки, разнообразные письменные упражнения.

Виды работ по закреплению функции

фонематического анализа.

1. Составить слова различной слоговой структуры из букв разрезной азбуки: дом, крот, капуста, волк, марка.

2. Вставить в данные слова пропущенные буквы: руч…а, кры…ша, но…ни…ы.

3.Подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте. Нап-

Ример, придумать слова, в которых звук к был бы на первом (КОТ), на втором (ОКНО), на третьем (МАК).

4. Выбрать из предложения слова с определенным количеством звуков или записать

5. Добавить 1, 2, 3, 4 звука к одному и тому же слогу так, чтобы получились разные
слова. Например: па – пар, пары, парад, паруса.

6. Подобрать слова с определенным количеством звуков, например с тремя звуками

(дом, мак), с четырьмя (лапа, косы), с пятью (сахар, банка).

7. Выбрать предметные картинки, в названии которых определенное количество

8. По сюжетной картинке подобрать слова с определенным количеством звуков.

9. Подобрать слова на каждый звук, составляющий исходное слово. Слово записывается на доске:

кот он шар ком аист

каша окна шалаш крыша автобус

конь ослик шуба коза арбуз

10. Какие слова можно составить из букв слова: ствол ( стол, вол), крапива (ива, Ира,

парк, пар, рак, икра, арка, Кира)?

11. От записанного на доске слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы

каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего: дом –

12. Игра в кубик. На гранях кубика различное число точек. Дети бросают кубик и

придумывают слово, состоящее из количества звуков в соответствии с количеством точек на грани кубика.

13. Слово-загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ста-

вятся точки. Ученики отгадывают записанное слово. Например: к….(крыша).

14. Вписать буквы в кружки. Например, вписать в данные кружки третью букву сле-

дующих слов ( можно предложить картинки) : рак, санки, спинка, нога, трава. Наз-

вать слово которое получится (книга).

15. Разложить предметные картинки под цифрами 3, 4, 5 в зависимости от количест-

ва звуков в их названии. Примерные картинки: дом, забор, крыша, кукла, сыр, косы.

16. Какой звук выпал из слова: крот-кот, лампа-лапа?

17. Придумать слова к графической схеме.

18. Выбрать слова из предложения, которые соответствуют графической схеме.

19. Составить слово из первых звуков названий картинок.

Лексическая тема «Зимующие птицы» [рекомендации для родителей]

Черникова Нина Геннадиевна,
учитель-логопед

Рекомендации для родителей по лексической теме «Зимующие птицы» можно разместить в группе в уголке для родителей.

1. Выясните, помнит ли ребенок, каких птиц называют зимующими, почему они не улетают (учим устанавливать причинно-следственные связи). Напомните ребенку их названия, характерные признаки (хвост, клюв, оперение, величину), где они живут, чем питаются, как им можно помочь.

2. Познакомьте ребенка с такими зимующими птицами, как клест, кедровка: покажите их на иллюстрациях (желательно в природе), расскажите о внешнем виде, повадках, питании. Обратите внимание ребенка на особенность строения клюва клеста и расскажите , почему именно такой клюв нужен клесту. Расскажите , что кедровка — единственная птица, делающая запасы на зиму, как белка. У нее очень хорошая память и она всегда помнит, где и какой запас сделала.

3. Предложите ребенку выполнить упражнение «Скажи, когда много» на образование существительного множественного числа.

Ворона — вороны, синица — синицы и т. д.

4. Поиграйте с ребенком в игру «Посчитай птиц»(на согласование числительного с существительным). Предложите ему посчитать птиц от 1 до 5.

5. Предложите ребенку узнать птицу по описанию.

Я сегодня в парке видела птицу: сама маленькая, грудка розовая, сидит на ветке, как яблочко красное. Кто это?

6. Упражнение «Скажи одним словом».

У сороки белые бока, поэтому её называют белобокая сорока.
У сороки длинный хвост, поэтому её называют …
У синицы грудка жёлтая, поэтому её называют …
У вороны черные крылья, поэтому её называют …
У дятла длинный клюв, поэтому её называют …

7. Следующее задание позволит потренировать ребенка в подборе антонимов .Предложите ему поиграть в игру «Скажи наоборот».

Воробей маленький, а ворона …
У синицы хвост короткий, а у сороки …
Голубь тяжелый, а воробей …
У синицы клюв тонкий, а у вороны …

8. Попросите ребенка поиграть в игру»Чей, чья, чьё, чьи?»( на образование притяжательных прилагательных).

Девочка Танюшка подвесила кормушку на дерево. Когда птицы от кормушки улетели, девочка Таня нашла на кормушке разные перышки. Помоги Тане разобраться, чьи перышки были на кормушке. Закончи предложения.

Перья вороны (чьи?)…, перья воробья (чьи?)…, перья снегиря (чьи?)…, перья голубя (чьи?)…

9. «Подбери признак» на согласование имен существительных с прилагательными.
Синица (какая?) желтогрудая, шустрая, маленькая, проворная. Воробей (какой?)… Снегирь (какой?)…, клест (какой?)…

10. Выучить наизусть стихотворение А. Прокофьева:

Выбегай поскорей,
Посмотри на снегирей!
Прилетели, прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз — красный нос
Им рябинки принес,
Хорошо угостил,
Хорошо подсластил.
Зимним вечером поздним
Ярко-алые грозди.

11. Для развития мелкой моторики поучите с ребенком.

(Ритмично сжимать и разжимать кулачки)
Сколько птиц
К кормушке нашей
Прилетело?
(На каждое название птицы загибать по одному пальчику)
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
(опять сжимать и разжимать кулачки)
Всем хватило зернышек!

Эти стихотворения можно дать детям, чтобы они выучили их наизусть.

Чуть живой,
Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней,
И дрожит он над зернышком, бедный,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…
(Н. Рубцов)

Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе.
Горе ей. Настоящее горе!
Ведь не зернышка нет у вороны.
И от холода нет обороны.
(Н. Рубцов)

Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень.
(А. Барто)

А это для темы «Дикие животные зимой»:

Солнце землю греет слабо, по ночам трещит мороз.
Во дворе у снежной бабы побелел морковный нос.
Под березкой на пригорке старый еж устроил норку,
А под листьями лежат двое маленьких ежат.
Белка спряталась в дупло — в нем и сухо и тепло,
Запасла грибов и ягод столько, что не съешь и за год.
Под корягой в буреломе спит медведь, как будто в доме.
Положил он лапу в рот, и как маленький сосет.
Осторожная лисица подошла к ручью напиться.
Наклонилась, а вода, неподвижна и тверда.
У косого нет берлоги, не нужна ему нора:
От врагов спасают ноги, а от голода — кора.

Ссылка на основную публикацию