Музыкотерапия в логопедическом детском саду

Музыкально-логопедические занятия, как средство преодоления задержки речевого развития

Автор: Татьяна Яковлева

Задержка речевого развития у детей раннего возраста, воспитывающихся в детских закрытых учреждениях, является одной из актуальных проблем. Отставание развития речи у данной категории детей обусловлено многообразием причин, независящих от нас.

С одной стороны дети нашего учреждения имеют: отягощенный анамнез, а другой стороны причинами задержки являются:

  1. задержка довербального развития – это более позднее развитие голосовых реакций, как гуление, лепет, которые характеризуются низкой интонационностью, бедностью и ограниченностью звукового состава, в результате чего – несовершенство артикуляций.
  2. дети, растущие в закрытом детском учреждении, общаются с большим количеством взрослых, сменяющих друг друга, отличающихся разными программами поведения. Общение с ними обычно менее эмоционально насыщено. Воспитатель при общении с детьми, чаще обращается к детям, а не индивидуально к каждому ребёнку это в свою очередь не активизирует слух и не стимулирует развития коммуникативной функции речи.

Проанализировав опыт работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития, я сделала вывод, что в целях оптимизации коррекционно – логопедической работы целесообразно использовать музыкально – логопедические занятия, для преодоления задержки речевого развития у детей раннего возраста.

При использовании музыкально – логопедических занятий, преследуются разнообразные цели – расширение словаря детей, постановка и автоматизация звуков, развитие фонематического восприятия.

Такие комплексные занятия позволяют решать различные коррекционно – развивающие задачи.

  1. Обогащать словарь ребёнка;
  2. Активизировать речевые умения;
  3. Развивать эмоциональную сферу ребёнка;
  4. Совершенствовать координацию речи с движением;
  5. Развивать мелкую моторику пальцев рук;
  6. Стимулировать развитие коммуникативной функции речи ребёнка;
  7. Обогащать сенсорный опыт детей.

Применение конспектов интегрированных занятий способствует благоприятному развитию неречевых и речевых процессов.

Неречевые процессы: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; активизация всех видов памяти;

Речевые процессы: воспитание правильного звукопроизношения, развитие навыка различать на слух речевые и неречевые звуки; совершенствование звуковой, лексической, грамматической стороны речи.

Для развития всех выше перечисленных процессов я использую авторские разработки согласно лексической теме для звукоподражания, развития речевой функции, дикции, голосовых и дыхательных функций и фонематического слуха, в которые включаю музыкальное сопровождение предложенные Е. Железновой.

Тесная взаимосвязь специалистов дома ребёнка, совместное планирование и проведение занятий, является необходимым условием для получения хороших результатов. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Речевые упражнения и игры с одновременным выполнением действия без музыкального сопровождения отрабатываются на индивидуальных логопедических занятиях, а воспитатель закрепляет знания в свободное время.

В ходе музыкально – дидактических игр можно отрабатывать артикуляционные, мимические и голосовые упражнения. Все виды логоритмических игр, упражнений предлагаюся детям в сочетании с какой – либо ритмической основой: под музыку, под счёт или словесное, или чаще стихотворное сопровождение.

Данные занятия является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающие исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием таких занятий дети глубже погружаются в игровую ситуацию, создаётся благоприятная атмосфера усвоения изучаемого материала. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).

В результате использования музыкально – логопедических занятий к концу обучении у детей прослеживается положительная динамика речевого развития, а у некоторых детей речь приближается к возрастной норме.

Конспект логопедического занятия «В гости к снеговику»

Коррекционная: Совершенствование артикуляционной моторики. Постановка звука «Ш». Формирование связной речи

Обучающая: Закрепление знаний о времени года зима

Воспитательная: Развитие координации речи с движением под музыкальное сопровождение.

Логопед вместе с детьми заходит в зал.

Логопед: Для начала встанем в круг

И друг другу улыбнемся

Мы готовы поиграть? (Да)

Значит можно начинать.

Музыкальное сопровождение «Здравствуйте ладошки!»

Слова и музыка М. Картушиной

Здравствуйте ладошки! – Хлоп- хлоп- хлоп!

Здравствуйте ножки! – Топ-топ-топ!

Здравствуйте щёчки! – Плюх- плюх- плюх!

Здравствуйте губки! – Чмок-чмок-чмок!

А теперь пройдем, сядем на стульчики за стол, Логопед просит детей представиться.

Логопед: Ребята, какое время года у нас на улице?

Логопед: Молодцы. Правильно. Зима, она какая?

Дети: холодная, снежная, белая, пушистая и т.д.

Логопед: А в какие игры вы любите играть зимой на улице?

Дети: лепить снеговика; играть в снежки, кататься на санках.

На дворе у нас мороз,

Это зимушка – зима,

Снег и холод принесла.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика

Снова к нам зима пришла, Положить язык на нижнюю губу,

Много снега принесла. удерживать его неподвижно

Чтобы с горки прокатиться Рот открыт, кончик языка

Сначала надо потрудиться. упирается в нижние зубы,

среднюю часть языка выгнуть горкой

Катим, катим снежный ком Надуть щеки и удерживать их

Будим строить снежный дом. несколько минут

Мы смеялись, мы играли, Поднести ладони к лицу

Ну, а ручки замерзали- И выдохнуть со звуком [Х]

Надо ручки пожалеть,

Надо ручки нам погреть.

Ша-ша- ша, снег кружится не спеша «Фонарики» кистями рук

Шо-шо-шо, мы гуляем хорошо «Пальчики шагают»

Ши-ши-ши, свежим воздухом дыши Вдох через нос, выдох через рот

Шу-шу-шу , я домой спешу «Пальчики шагают»

Ветер дует, снег валит Растянуть губы в улыбку,

Нам домой идти велит. Пустить холодную воздушную струю.

Ой, девочки, мы с вами заигрались, а сколько у нас времени посмотрите на часики. Нам пора домой нас мама ждёт.

Мы с вами пешком быстро не доберёмся, поэтому мы с вами поедем на лошадке.

Скачем, скачем на лошадке.

Очень цокать нам приятно.

Ритм копытца отбивают.

Язычок им помогает.

Приехали домой вовремя, а мама испекла нам пирожки.

За окном опять снежок,

А я все ем свой пирожок.

Мы поели пирожки, и запили сладким чаем.

Логопед: Девочки сегодня утром пришло письмо, оно адресовано Маше и Милане. Это вы?

Ответы детей (Да)

Логопед: Давайте, письмо откроем и прочтём.

Логопед открывает письмо и читает:

Из зимнего леса пишу вам друзья

Остался один на полянке я.

Очень грустно одному,

Сильно я скучаю,

Очень, очень я боюсь,

Что с тоски растаю.

Кто же это нам письмо прислал? Ничего не понимаю. Может, вы девочки знаете?

Ответы детей (Снеговик)

Логопед: Надо нам тогда отправиться в зимний лес, и поиграть со снеговиком. Пойдем?

Логопед: Хорошо, теперь мы встаём и отправляемся в путь.

По сугробам мы идём высоко поднимают ноги

А по льду легко – легко на носочках

В гости мы к снеговику спешим бег

Поиграть мы с ним хотим

Тихо в зимнем лесу, но что я слышу. Кто это стоит? Да ведь это снеговик!

Снеговик стоит унылый,

Скучно всё же одному.

Мы сейчас ему покажем,

Как слепить его расскажем.

Раз – рука, два – рука – вытягиваем вперёд одну руку, потом другую

Лепим мы снеговика! имитируем лепку снежков

Три – четыре, три – четыре, поглаживают ладонями шею

Нарисуем рот пошире! “рисуем” рот

Пять – найдем морковь для носа, кулачок приставили к носу

Угольки найдем для глаз. кружки из пальцев приставить к глазам

Шесть – наденем шляпу косо. приставляют ладони ко лбу “козырьком”

Пусть смеется он у нас. растирают лоб.

Семь и восемь, семь и восемь, « пружинка»

Мы сплясать его попросим.

Дети: Здравствуй снеговик!

Снеговик: Здравствуйте ребятишки, очень рад, что вы ко мне пришли в гости.

Логопед: Мы пока тебя нашли, замерзли. Давай вместе согреемся и попляшем.

Звучит композиция Железновых «Мороз»

Снеговик: Молодцы ребятки! Развеселили меня. Спасибо вам большое. Но у меня для вас есть сюрприз. Интересный кукольный театр. Кто знает, как называется эта сказка?

Дети: Заюшкина избушка.

Логопед: Вернёмся домой и поиграем. А теперь нам пора возвращаться. Давайте попрощаемся со снеговиком.

Дети: До свидания, снеговик.

Дети возвращаются домой, выполняя упражнение «По сугробам мы идем». Садятся на стульчики, логопед достает персонажей сказки «Заюшкина избушка», и просит детей рассказать и показать сказку.

Музыкальное сопровождение «До свидания ладошки!»

Музыкотерапия как средство коррекции недостатков речевого развития

Наталия Богомолова
Музыкотерапия как средство коррекции недостатков речевого развития

Музыкотерапия – эффективное средство здоровьесбережения и коррекции речевых нарушений дошкольников Дети с речевыми нарушениями часто не контролируют своё дыхание, расходуя его в процессе высказывания нерационально, имеют быстрый темп речи, говорят на вдохе. У них слабо развито музыкально-ритмическое чувство, слуховое восприятие, интонационная, ритмическая, мелодическая сторона речи, двигательная и эмоционально-волевая сфера. Музыка, как наиболее доступный детскому восприятию вид искусства, является мощным стимулом коммуникации и интеграции.Действуя на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический, она позволяет установить равновесие в деятельности нервной системы, совершенствовать дыхательную функцию, регулировать движения, корректировать темпераменты.

Для детей актуально снятие психоэмоционального и мышечного напряжения, развитие чувства темпа и ритма, мыслительных способностей, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, растормаживание речевой функции.

Поэтому в целях социализации и коррекции данной категории дошкольников мною применяются как традиционные, так и альтернативные приемы музыкального воздействия для нормализации эмоционального состояния, двигательных и речевых расстройств. К традиционным относится

-логоритмика (тесная связь слова, музыки и движения, в процессе которой активизируется словарный запас, отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал, развивается мышечная активность и метроритмическое чувство следующими средствами:

Музыкально-ритмические движения и речевые игры со словом (развитие координации движений, метроритмического и темпового восприятия).

• Пение (активизация речи, развитие речевого и певческого дыхания, голоса, звукообразования, артикуляции, интонации);

• Игра на музыкальных инструментах (развитие чувства темпа и ритма, мелкой моторики, координации движений, самоконтроля).

Музыкально-игровая деятельность (в соответствии с психофизическим развитием дошкольников нарушенное дыхание при выполнении двигательных заданий у детей с ТНР легко поддается коррекции в игре при исполнении

Музыкальные упражнения для развития творческой инициативы (поисковая творческая активность детей в певческих, двигательных и инструментальных импровизациях является залогом психологической устойчивости, обогащает и расширяет эмоциональные переживания.

• Пальчиковая гимнастика с пением (координация движений, развитие мелкой моторики, речи и мышления).

Нетрадиционные музыкотерапевтическиеприемы включают в себя:

• Прослушивание классических произведений в исполнении симфонического оркестра. При правильном подборе музыка оказывает воздействие на психофизиологический уровень активности организма. Воздействуя на человека на уровне биорезонанса, музыка изменяет частоту дыхания, пульс, ритмы электрической активности мозга. Мажорная динамичная мелодия тонизирует ц. н. с., поднимает настроение и артериальное давление, ускоряя работу сердца, а минорная мелодичная спокойная музыка снимает перевозбуждение, уместна для релаксации.

• Пропевание гласных звуков и нот звукоряда на диафрагмальном дыхании. Актуально для развития дыхательного аппарата, звукообразования, профилактики бронхо-легочных заболеваний. Методика основана на взаимосвязи между голосом, акустической вибрацией и нервными центрами. Воздействие гласных звуков и нот звукоряда на организм различно, т. к. характерна своя амплитуда колебания голосовых связок. Пропевание одних – подзаряжает энергией, других – успокаивает, снимает напряжение, являясь профилактикой против стресса. Кроме того, каждый звук положительным образом воздействует на определенный орган человека. Диафрагмальное дыхание укрепляет дыхательную систему, является массажем внутренних органов, повышая сопротивляемость к простудным и другим заболеваниям.Методика пропевания: заняв позу балерины, сделать глубокий вдох (животом, задержать дыхание и, пропевая звук, использовать энергию полного выдоха, представив, как звук уходит ввысь золотой нитью. Высота звучания голоса должна быть удобной для поющего, продолжительность – до полного выдоха, время пропевания одной гласной – несколько минут.

• Звуковые игры с согласными звуками. Позволяют автоматизировать звуки, совершенствуют дыхательную функцию. Являются оздоровительным средством при простудных заболеваниях, снимают усталость и напряжение.Примеры: Игра «Самолет». Полезно выполнять при начинающемся насморке. Нужно закрыть глаза, раскинуть руки, сделать вдох и звучать, как самолет, который находится далеко, затем он приближается (звук становится громче, затем звучит очень громко, затем «самолет удаляется». Типична звуковая игра «Ветер», когда звучит «В», имитируя завывание ветра. Игры со звуком «Ж» («Жуки», снимают кашель, со звуком «З» — лечат горло. Снять усталость помогут игры со звуками «Тр-тр-тр» («Заводим мотор», «Ш», который расслабляет, снимает напряжение («Сдуваем шарик») и т. д.

• Двигательные ритмические упражнения, танцы. Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Движение и танец снимают нервно-психическое напряжение, обладая психотерапевтическим эффектом.

• Психогимнастические упражнения и этюды под музыку. Упражнения с попеременным мышечным напряжением и расслаблением, игры на устранение отрицательных эмоций, релаксационные упражнения и этюды с музыкальным сопровождением развивают мимику и выразительность движений, снимают напряжение, создавая спокойное настроение и расслабленное состояние маскулатуры.Пример: этюд на расслабление мышц «Штанга». Дети поднимают воображаемую штангу, напрягая мышцы рук, затем бросают ее, расслабляя мышцы.

• Массаж, самомассаж под музыку. Под влиянием массажа (поглаживание, растирание, разминание) в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, достигающие коры головного мозга. Массаж тонизирует центральную нервную систему, повышая её регулирующую роль в работе всех систем и органов, оказывает общеукрепляющее действие, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц, стимулирует деятельность нервных центров.Пример: «Паучок» Паучок ходил по ветке (движение «краб» по спине партнёра) А за ним ходили детки. Дождик с неба вдруг полил, (постукивание по спине ладошками) Паучка на землю смыл. (стряхивание со спины ладошками) Солнце стало припекать, (поглаживание спины) Паучок ползёт опять. (движение «краб» по спине партнера) А за ним ползут и детки, Чтобы погулять на ветке. Проводится повторный массаж со сменой партнера.

Музыкальная гимнастика для глаз. Способствуют развитию концентрации внимания, навыков волевой регуляции, умение управлять движениями и контролировать свое поведение.

Музыкально-психологические формулы. Песенки-приветствия (создают доброжелательный настрой, «прощальные» песенки (подводится итог прошедшей деятельности, создается настрой на предстоящую деятельность, музыкальные формулы самовнушения на преодоление стрессовых ситуаций эффективны для поддержания душевного здоровья и эмоционального фона. Являются важным фактором психологической устойчивости, что необходимо в достижении физического здоровья.Пример: «Я — хороший, ты – хороший» Я, я, я самый умный. Я, я, я самый добрый. Я, я, я просто чудо. Я люблю всех вас! Ты, ты, ты самый умный. Ты, ты, ты самый добрый. Ты, ты, ты просто чудо. Я люблю вас всех! Таким образом, эффективность применения традиционных и альтернативных форм музыкотерапии в организованной и самостоятельной деятельности, режимных моментах состоит в коррекции психоэмоциональных состояний и речевых нарушений детей с ТНР, музыкально-художественном развитии и профилактике простудных и других заболеваний.

Интеллект-карта как средство речевого развития дошкольников «Интеллект – карта как средство речевого развития дошкольников». С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти.

Бизиборд как средство речевого развития детей раннего возраста В прошедшем 2017-2018 уч. году мне посчастливилось работать с самыми маленькими детьми в д/с – т. е я набирала детей раннего возраста от.

Консультация для воспитателей «Игра как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Содержание педагогической работы основной образовательной программы дошкольного воспитания осуществляется в рамках 5 образовательных областей.

Логоритмика как средство коррекции психоречевого развития дошкольников с задержкой психического развития «Логоритмика как средство коррекции психоречевого развития дошкольников с задержкой психического развития» МАДОУ «Центр развития ребенка.

Мелкая моторика как средство познавательно-речевого развития детей раннего возраста Ребенок — уникальная, неповторимая, яркая индивидуальность. Его субъектность и самобытность проявляются в желаниях, интересах, потребностях,.

Ментальная карта как средство речевого развития дошкольников «Времена года» Цель: систематизировать и расширять знания детей о времени года. Задачи: Образовательные: – Закреплять у детей знания о временах года,.

Презентация «Изготовление книжки-малышки, как средство речевого развития старших дошкольников» Презентация опыта работы по теме: «Изготовление книжки-малышки, как средство речевого развития старших дошкольников»уважаемые коллеги.

Проектная деятельность как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольников Евсеева Надежда Викторовна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 91» Проектная деятельность как средство формирования познавательно — речевого.

Читайте также:  Рабочая программа логопедических занятий для учащегося с ОВЗ

Сообщение из опыта работы «Лэпбук как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольников» Что такое лэпбук и как его использовать? Всё новое это хорошо забытое старое. Лэпбук не исключение. Если вернемся мысленно в прошлое, то.

Театрализация как эффективное средство речевого развития детей дошкольного возраста Речь является одним из важных приобретений ребенка в детстве. В активизации речевой деятельности детей огромную роль играет театрализация.

Роль логопедической ритмики и музыкотерапии в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками

Разделы: Логопедия

В нашем дошкольном учреждении функционирует группа для детей с заиканием. Эти дети требуют особой заботы и внимания. Они отличаются повышенной впечатлительностью, ранимостью, эмоциональной неустойчивостью, нарушением сна. Для психического здоровья таких дошкольников важна благоприятная среда, в которой его любят и понимают, не позволяют грубого обращения с ним, где не жалеют бездумно, проявляя всяческое снисхождение, а уважают и помогают поверить в себя и свои силы. Поддержка личности заикающегося ребенка выступает в коррекционной работе на первый план.

Для преодоления заикания мы применяем комплексный метод, включающий в себя различные медико-педагогические мероприятия:

  • Коррекционные логопедические занятия с учителем – логопедом.
  • Фармакотерапия.
  • Музыкотерапия– использование музыки в оздоровительных целях.
  • Ритмотерапия – специфические упражнения под музыку с использованием движений.
  • Динамотерапия – двигательные упражнения, направленные на общее и физическое оздоровление и коррекцию в двигательной сфере.
  • Логоритмотерапия – система упражнений и игр, в которых речь соединяется с движением.
  • Физиотерапия.
  • Сказкотерапия – постановка лечебных спектаклей.
  • Куклотерапия – использование различных видов театра для коррекции речи, снятия болезненной фиксации на дефекте.
  • Психотерапия – оздоровление психики заикающегося ребенка косвенным и прямым способами.

Необходимость именно комплексного воздействия объясняется тем, что данный недуг представляет собой не какой-то частный, “изолированный” дефект речи, а сложное расстройство, тесно связанное со всей личностью ребенка, с состоянием его нервно-психической сферы, с нарушением коммуникативной функции.

Получение позитивных результатов – следствие партнерского продуктивного контакта и принципа межпрофессиональной деятельности специалистов и педагогов, осуществляющих реабилитационную работу. С каждым из этих специалистов имеется перспективный план по взаимодействию.

Наиболее четкое взаимодействие такой деятельности, прослеживается в работе учителя – логопеда и музыкального руководителя.

Учитель – логопед участвует в музыкально– коррекционных занятиях, проводит работу над артикуляцией, дыханием, просодическими компонентами речи.

Музыкальный руководитель проводит музыкально – коррекционные занятия с соблюдением всех речевых периодов коррекции заикания: период ограничения речи, сопряженной и отраженной речи, вопросно-ответной и самостоятельной речи. Наряду с традиционными музыкально – коррекционными занятиями для детей с заиканием совместно во взаимодействии двух специалистов проводятся логоритмические и комбинированные занятия по развитию личности и речи с использованием вокалотерапии и коррекционной ритмики.

В данном коррекционно-развивающем маршруте, языком искусства: музыкотерапии, логоритмики, куклотерапии, идет интегрирование методик коррекционного, терапевтического и эстетического цикла.

Логопедическая ритмика – одна из форм терапии, основанная на использовании связи слова, музыки и движения.

Основными составляющими логопедической ритмики являются:

  • Мышечная релаксация по контрасту с напряжением.
  • Дыхательные упражнения.
  • Артикуляционная гимнастика.
  • Работа над просодическими компонентами речи.
  • Мелодекламации.
  • Пение.
  • Элементарное музицирование.
  • Музыкорисование.

В заключение занятия обязательно проводится глубокая релаксация.

В ходе занятия двигательно-речевые логоритмические упражнения помогают легко и непринужденно компенсировать не только недостатки речи, психические функции, но и открывают новые способности ребенка, повышают его самооценку.

Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают, данный метод позволяет использовать музыку, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов двигательных и речевых расстройств. Занятия с музыкальным руководителем и учителем – логопедом позволяют ощутить радужный мир детства, и “ настроить” на мажорный лад иммунную систему, улучшить мозговую деятельность ребенка и научиться управлять своим настроением.

На занятиях мы используем различные виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игры на музыкальных инструментах, музыкорисование и обязательно элементы театрализации. При этом большое значение придается музыкально– психологическим формулам преодоления стрессовых ситуаций и музыкально-филосовскому тренингу, формирующему личность.

Куклотерапия – позволяет ребенку с проблемами в развитии из пассивного слушателя постепенно превращаться в активного соучастника игры. Кукла учит, воспитывает, развивает, дарит положительные эмоции ребенку и лечит от заикания. Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относится к своей собственной речи. Кукла служит для ребенка своего рода защитой, психологической опорой в его публичном выступлении.

Желательно, чтобы музыка сопровождала детей с заиканием в течение всего дня. В режиме группы она используется как музыкальный фон. Спокойная, тихая музыка оказывает успокаивающее и гармонизирующее воздействие на ребенка, а музыка динамичного и ритмичного характера способствует выбросу негативных эмоций, переживаний.

Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей “вторым планом”, без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Музыкальным руководителем собрана обширная фонотека по музыкотерапии.

Важным в воспитании детей с ОВЗ является принцип толерантности. Он ставит нас перед необходимостью проявлять к детям исключительную чуткость, постоянную заботу и каждодневно вселять уверенность в успехе. Это очень важно, ведь процесс коррекционной работы очень длительный.

Тема статьи «Музыкотерапия в логопедии»

Музыкотерапия-это психотерапевтический метод

Просмотр содержимого документа
«Тема статьи «Музыкотерапия в логопедии»»

Тема статьи «Музыкотерапия в логопедии»

Музыкотерапия — это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.

Лечение с помощью музыки получило название музыкотерапии.
История музыкотерапии насчитывает несколько тысяч лет. Так еще Пифагор, Аристотель и Платон во времена античности указывали на целебное воздействие музыки. Величайший врач Авиценна использовал музыкотерапию при лечении нервных и психических заболеваний. Если говорить о современной европейской медицине, то первые упоминания о применении музыкотерапии относятся к началу 19-го века — подобное лечение в психиатрических учреждениях применялось во Франции.

Классическая музыка – музыка оказывает хорошее влияние, как на общее состояние человека, так и приводит в порядок эмоции, чувства и ощущения. Классическая музыка способна устранять депрессии и стрессы. А при прослушивании некоторых произведений В.А. Моцарта, маленькие дети развиваются интеллектуально гораздо быстрее.
Существует несколько теорий по поводу благотворного воздействия классической музыки на детей. Во-первых, эта музыка обладает успокаивающими свойствами для мозга. Ребенок, слушающий музыку, успокаивается, он счастлив, а мозг имеет больше времени на концентрацию перед выполнением поставленной задачи, без нетерпения и стресса. Во-вторых, музыка является ещё одним языком, который воспринимает мозг. Развитие ребёнка, его языковых навыков с помощью музыки может повлиять на развитие мышления. В дальнейшем это будет способствовать развитию пространственного мышления ребёнка.

Американские исследователи в начале 90-х годов ввели такой термин, как «эффект Моцарта». Смысл данного эффекта заключается в том, что после 10-минутного прослушивания произведений австрийского композитора скорость решения задач на пространственное мышление значительно возрастает. Принято считать, что музыка Моцарта способствуют быстрому усваиванию информации и влияет на умственную работоспособность.

Психологи заявили, что классическая музыка, безусловно, влияет на интеллектуальные способности человека. Она способствует повышению эмоциональной активности человека. В период такой активности действительно повышаются умственные способности.

Классическая музыка создана гениями своего времени, они создавали ее душой и сердцем, поэтому классика до сих пор современна. Ее просто приятно слушать Классическая музыка создана по всем правилам природной гармонии.

Для эффективности проведения релаксационного метода, нужно создать благоприятную обстановку в помещении и настроить учащихся на слушание. А для этого нужно сесть поудобнее, отклонится на спинку стула, руки положить на колени или свободно опустить, голову чуть-чуть приподнять.

-А теперь начинаем наблюдать за нашим дыханием. Можно закрыть глаза, кому как удобнее.

– Настраиваемся на восприятии самых светлых и радостных сторон жизни.

– Почувствуйте теплое и дружеское расположение к себе и к окружающему нас миру.

– Начинаем вспоминать самые светлые и радостные стороны жизни.

– Веселый огонек загорается в вашей груди.

– Прекрасная музыка идет в такт и в унисон вашим радостным переживаниям, и ваше сердце подобно птице, которая летит навстречу всем радостям бытия.

– Вы с радостью вдыхаете в себя свежий воздух и говорите простые слова, наполненные радостью и любовью к жизни.

Одна птица может стать символом весны,

Одна улыбка может сотворить дружбу,

Одно рукопожатие может поднять дух,

Одна звезда может вести корабль.

Преодоление злобной раздражительности «Самоконтроль»

Музыкальный материал: Д. Шостакович. «Восьмая симфония» III часть.

– Сели поудобнее, закрыли глаза, наблюдаем за дыханием.

– Дыхание ровное, спокойное.

– Мышцы тела расслаблены, расслабляются и все мышечные зажимы.

– Вы находитесь в спокойном, приятном отдыхе, и красивая музыка помогает вам отдохнуть и сосредоточиваться на ваших внутренних ощущениях.

Д. Шостакович. Восьмая симфония, II часть.

Начинаем вспоминать те ситуации в вашей жизни, когда вы были раздражены и гневались.

– Чувствуете, как под влиянием музыки и воспоминаний ваше раздражение усиливается.

– Приливы гнева и раздражения все больше.

– Отчетливо вспоминаете ситуацию, которая вас разозлила.

– У вас перехватывает дыхание, и напрягаются все мышцы.

– Чувствуете, что вот-вот вы можете сорваться.

– Ловите себя на этой мысли и бросаете свое тело в расслаблении.

Д. Шостакович. Романс из фильма «Овод»

– Сосредоточили внимание на дыхании и следите, чтобы выдох был длиннее вдоха.

– Успокаиваете и контролируйте ваше дыхание.

– Ваши мышцы тела расслаблены.

– Ваше дыхание ровное и спокойное, спокойное и ровное.

– Перед вашими глазами красивая картина природы, которая приятно успокаивает вас.

– Удерживаете эту картину своим внутренним взором и ни о чем больше не думайте.

– Вы полностью контролируете свое состояние.

Расслабление «Великий покой»

Для расслабления и успокоения используются следующие колыбельные мотивы:

Моцарт – Флис – «Спи, моя радость, усни»;

Дунаевский-Лебедев-Кумач – «Сон приходит на порог»;

Р. Паулс – «За печкою поет сверчок»;

Свиридов – «Колыбельная Светланы»;

И.С. Бах – «Ария из сюиты №3» или медленные части из Бранденбургских концертов;

Ф. Шуберт – «Аве-Мария» или 2-я часть 8-й симфонии;

А. Вивальди – « Зима»;

Л. Бетховен – «Сонаты № 8, 14, 23» -вторые части;

П.Чайковский – «Июнь» и « Октябрь» из цикла «Времена года», Анданте кантабиле из 5-й симфонии.

Для общего успокоения, умиротворения и согласия с жизнью в том виде, какая она есть:

Л. Бетховена – Шестую симфонию II часть;

И. Брамса – «Колыбельную»;

Ф. Шуберта – «Аве Мария»;

Ф. Шопена – Ноктюрн соль минор.

От состояния усталости можно избавиться лишь в том случае, если в полном покое и внутренней расслабленности слушать произведения И.С. Баха, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, заканчивая М. Равелем.

Депрессия включает переживание собственной несостоятельности в момент крушения надежд и жизненных планов, переживание чувства вины, неуверенности в себе, для ее устранения можно послушать музыкальные произведения:

П. Чайковского – Шестую симфонию (финал);

Ф. Шопена – Прелюдия (ми минор);

В.А. Моцарт – концерт До-минор №22;

Ф.Шуберт фортепианная фантазия фа-минор, «Шарманщик», «Кладоискатель»;

Л. Бетховен – вторая симфония, первая часть-allegro con brio.

Для уменьшения чувства страха используются произведения:

П.И.Чайковский оркестровой фантазии «Франческа да Римини» по «Аду» Данте, сюжет Гете «Духи, которых я вызвал» в конце столетия нашел отражение в оркестровом скерцо Поля Дюка «Ученик-волшебник»;

Д. Шостакович – фрагменты 6,7,8 симфоний;

Для снятия раздражения, гнева используют музыку:

Вагнера – «Хор пилигримов».

При нервном истощении можно использовать музыку

Есть произведения, которые улучшают внимание, помогают сосредоточиться. К ним относятся:

П.И. Чайковского – «Времена года»;

К. Дебюсси – «Лунный свет»;

Ф. Шумана – «Грезы».

Для уменьшения чувства тревоги, неуверенности:

Ф. Шопена – Мазурки и прелюдии;

И. Штрауса – Вальсы;

А. Рубинштейна – «Мелодия».

Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей:

И.С. Баха – Итальянский концерт;

Й. Гайдна – Симфонии.

Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональными переживаниями:

Л. Бетховена – опера «Фиделио»;

В.А. Моцарта – опера «Дон Жуан»;

Ф. Листа – «Венгерская рапсодия» №1.

Для поднятия общего жизненного тонуса улучшения: самочувствия, повышения активности, улучшения настроения:

И.С. Баха – Прелюдия и фуга ре минор;

Л. Бетховена – Увертюра «Эгмонт»;

П.И. Чайковского – Шестая симфония (ч.3);

Ф. Шопена – Прелюдия Ор. 28, №1;

Ф. Листа – «Венгерская рапсодия» №2.

Музыкальные произведения для создания бодрого настроения, чувства радости:

Л. Бетховен – восьмая симфония 1 и 4 части;

Россини увертюры к операм «Шелковая лестница», «Сорока-воровка»;

Гендель – Музыка на воде – «Аллегро».

Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышения чувства принадлежности:

И.С. Баха – Кантата № 2;

Л. Бетховена – «Лунная соната»;

С. Прокофьева – Соната ре минор.

Развитие вокальных возможностей, безусловно, оказывает благо­творное влияние на дыхательную систему организма, а также активизирует ра­боту внутренних органов.

А сколько органов мы сразу лечим, когда поем такое незатейливое уп­ражнение: «Ма – ме- ми- мо- му»!

И – долгое протяжное пение «И» стимулирует головной мозг, глаза, нос. Им можно лечить гайморит, воспаление глаза, насморк. Он стимулирует щитовидную железу и все элементы головного мозга. При пении череп вибрирует. Когда человек долго поет звук «И», он начинает чувствовать прилив радостного возбуждения. Это хорошее средство для создания хорошего настроения.

О – главный гармонизующий звук, позволяющий подключиться к универсальной гармонической вибрации.

НГ – расширяет творческие возможности человека.

Е – чистит организм от негативов, создает энергетический барьер для защиты от энергоинформационного загрязнения.

А – дающий звук. Произносить ее нужно, как бы укачивая ребенка. Долгое «А» чистит человека, снимает напряжение, дает почти такой же результат, как и покаяние. Звук «А» стимулирует верхнюю часть легких.

У – наполняет человека мудростью.

МН – произнесение облегчает жизнь.

Э – дает человеку красоту.

ИЯ – при пропевании действует на сердце.

СИ – создает очень тонкие вибрации, снимает напряжение, когда человек напуган.

ПЕОХО – благотворно действует на дыхание. На выдохе ОХО производит такое же очищение, как при дыхании звук ХА.

ИМ – защитный, очищающий, оздоровительный эффект.

Н – активизирует интуитивные процессы, способствуют творчеству.

РЕ – снимает стрессы, заикание, страхи.

Я – уравновешенность в собственных силах.

Можно подбирать созвучия, например:

АУМ – снимает стресс, избавит от головной боли, улучшает настроение.

Произнося звук – представить больной орган. Приставить руки: левая – к органу, правая сверху левой.

Необходимо учитывать не только эмоциональное состояние каждого ребенка, но и знать особенности воздействия того или иного музыкального произведения на психику ребёнка, его поведение. А для этого требуется специальная подготовка каждого педагога.

На своих уроках с коррекционными детьми на перемене использую музыку с видио роликами природы. Вода, зеленый лес , журчание ручейка успокаивают детей и настраивают на уроки.

Музыкотерапия

Музыкотерапия – как одно из важнейших методических средств, влияющих на психическое здоровье ребенка.

Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста.

Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Есть данные, которые подтверждают факты влияния музыки на формирующийся в период беременности женщины плод и положительное ее воздействие на весь организм человека в дальнейшем.

Музыкой можно изменить развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но, главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление.

Для настоящей музыки не существует ничего невозможного! Необходимо лишь желать ее слушать и уметь слушать.

Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью.

Читайте также:  Некоторые особенности усвоения якутскими детьми русских слов

Развитый музыкальный слух предъявляет более высокие требования к тому, что ему предлагается. Обостренное слуховое восприятие окрашивает эмоциональные переживания в яркие и глубокие тона. Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно себе представить.

Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методики. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание.

Любой педагог, проработав в системе образования, замечает резкий рост детей с различными формами нарушений в поведении, с различными отклонениями в психике. Проще говоря, с каждым годом увеличивается число нездоровых детей, детей с нарушениями психоэмоциональной сферы. Всему этому способствуют всевозможные программы, имеющие учебно-дисциплинарную направленность, «обесчувствованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу.

Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. В детских садах все больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, детей с психосоматическими заболеваниями. Любое неадекватное поведение: лень, негативизм, агрессия, замкнутость – всё это защита от нелюбви. Ребенок способен успешно развиваться, сохранять здоровье только в условиях психологического комфорта, эмоционального благополучия

Уже в работах первого общепризнанного теоретика музыки – древнегреческого философа Пифагора – мы находим описание того, каким образом музыка может влиять на эмоциональное состояние человека. Одним из важнейших понятий в этике Пифагора была «эвритмия» – способность находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности – пении, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках, в рождении и смерти. Через нахождение этого верного ритма человек, рассматриваемый как своего рода микрокосмос, мог гармонично войти сначала в ритм полюсной гармонии, а затем и подключиться к космическому ритму мирового целого. От Пифагора, пошла традиция, сравнивать общественную жизнь, как с музыкальным ладом, так и с музыкальным инструментом.

Вслед за Пифагором Аристотель полагал, что способность музыки воздействовать на душевное состояние слушателей, связана с подражанием тому или иному характеру. Музыкальные лады существенно отличаются друг от друга, так что при слушании их у нас появляется различное настроение, и мы далеко не одинаково относимся к каждому из них; так, например, слушая другие, менее строгие лады, мы в нашем настроении размягчаемся: иные лады вызывают в нас уравновешенное настроение.

Работая в детском саду, можно наблюдать большое количество детей, которые самостоятельно не могут справиться с нервно-психическими нагрузками и перегрузками, получаемыми как в детском саду так и дома. Именно это приводит многих детей к различным формам отклоняющегося поведения. И педагоги должны всеми возможными средствами решать эти проблемы. Одним из таких средств является музыкотерапия.

Музыкотерапия – метод, использующий музыку, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.

Основными и главными задачами, определяющими музыкотерапию, являются формирование и развитие музыкальных и творческих способностей, расширение и развитие эмоциональной сферы, обучение средствами музыки ауторелаксации, развитие нравственно-коммуникативных качеств.

Организация занятий музыкотерапией требует от педагога и музыкального руководителя специального психологического образования, знания основ общей и клинической психологии, наличия музыкального педагогического образования.

Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности.

Поэтому музыкотерапию, как метод коррекции, рекомендуется использовать не только на музыкальных, но и на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, бодрящей гимнастике после дневного сна, на вечерах досуга, на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, в повседневной деятельности, самостоятельных играх и т.д.

Таким образом, каждый педагог может использовать данные упражнения в сочетании с другими играми и упражнениями, «конструировать» из отдельных композиций необходимую форму занятий.

Все элементы упражнений по музыкотерапии дают возможность использовать их не только как средство развития музыкальных и двигательных способностей детей на занятиях ритмикой, но и как игровой тренинг психических процессов: внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, а так же, как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса и т.д., в самых различных формах организации педагогического процесса в детском саду.

Если воспитатель имеет определенный навык, он может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание.

Например, на занятиях с высокой умственной нагрузкой и малой подвижностью следует использовать танцевальные композиции в качестве физкультминуток. Использование композиций на основе быстрой, веселой музыки позволяет поднять настроение детей, активизировать их внимание.

Занятия по музыкотерапии строятся по определенной схеме:

1. Разминка. Двигательные и ритмические упражнения.

2. Основная часть. Восприятие музыки.

3. Музыкальная релаксация. Аутотренинг.

В занятие включаю различные виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игры на музыкальных инструментах и обязательно элементы театрализации.

Используемый материал на занятиях

Танец, мимика, жест, как и музыка, является одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Помимо того, что они снимают нервно – психическое напряжение, помогают ребёнку быстро и легко установить дружеские связи с другими детьми группы, воспитателем, а это также дает определённый психотерапевтический эффект.

1. «Прогулка по сказочному лесу» (Н. Римский-Корсаков, ария Февронии из оперы «Сказание о невидимом граде Питеже»).

Шаги в медленном темпе, представлял вокруг себя красивый пейзаж и показывая жестами другим детям великолепие природы.

2. «Праздничный марш» (Н. Римский-Корсаков, вступление к опере «Сказка о царе Салтане»). Представить себя идущим на праздник. Идти уверенным, решительным шагом.

3. «Крадущаяся кошка» (Д. Пучинни, Вальс музетты из оперы «Богема»). Движения по кругу, шагая на «раз», каждого такта. Движения плавные, тяжесть корпуса переносится постепенно с одной ноги на другую.

4. «Порхающая бабочка» (А. Дворжак, юмореска). Лёгкие пружинистые шаги, с взмахом рук изображая бабочку.

5. «Любование цветком» (Н. Шопен, Вальс №7) Дети передают, по кругу на каждый такт вальса цветок, любуясь им.

6. «Вождение за нос»

Главная особенность музыкально-ритмических упражнений – это акцентирование внимания не столько на внешнюю сторону обучения ритмическим движениям, сколько на анализе внутренних процессов: сенсорных, мыслительных, эмоциональных. На развитии и тренировке психических процессов, развитии восприятия, внимания, мышления, умении выражать различные эмоции в мимике и пантонемии, построена программа по ритмической пластике Буренина. Дети учатся владеть собственным телом, нестандартному мышлению, психологической свободе. Для занятий музыкотерапией можно рекомендовать музыкально – ритмические композиции из «Ритмической мозаики», «Три поросёнка», «Цирковые лошадки», «Дети и природа», «Два барана», «Танцуйте сидя».

Для того чтобы музыка подействовала на ребёнка его необходимо для этого специально настроить и подготовить. Эта настройка заключается в том, что надо сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. Восприятие музыки заключается в обучении распознавать эмоции. Любая музыка – это всегда чувства, эмоции, переживания.

Тема «Настроение, чувства в музыке», которая входит в программу «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой, является очень важной для понимания детьми музыки как вида искусства передающего настроения, чувства.

Для слушания на занятиях музыкотерапии и релаксации, предлагаем следующие темы: «Раздумье» С. Майкопова и «Первая потеря» Р. Шумана, «В церкви» П. Чайковского, «Аве Мария» И. Шуберта, «Порыв» Р. Шумана, «Разлука» М. Глинки, «Утренняя молитва» П. Чайковского, «Шутка» С.И. Баха, «Юмореска» П. Чайковского.

Названия этих произведений отражают настроение, передаваемое в музыке. Дети учатся понимать чувства, различать оттенки настроения, учатся сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями.

Не случайно, врачи- физиологи ставят знак равенства между здоровьем физическим и психическим при условии погружения ребенка в атмосферу душевного подъема обязательно связанного с положительными эмоциями. А музыка- это всегда только положительные эмоции.

Любое переживание, а у детей особенно, будь то радость, порыв гнева, в конце концов, заканчиваются напряжением какой либо группы мышц и при помощи дыхательных упражнений можно ослабить эту мышечную напряженность.

Дыхательные упражнения помогают снять психо-эмоциональное напряжение, быстро и легко установить межличностные отношения детей в группе. Этим упражнениям мы даем образное название, что улучшает качество представления о том, как их надо выполнять.

1. «Привет солнцу»- тонизирующее дыхание.

I. Медленно вдох в живот, грудь и бронхи , постепенно поднимаются локти, кисти свободно висят.

II. Сильный выдох на слог «ха», кисти от уровня лица разворачиваются и выбрасываются вверх, затем руки медленно опускаются.

2. «Не доеная корова »- снимает мышечный зажим на уровне горла и шеи.

Вдох одновременно через нос и рот, затем петь, мычать любую мелодию на выдохе через нос, нижняя челюсть при этом опущена.

В заключении, можно акцентировать выдох, выталкивая оставшийся воздух мышцами живота.

3. «Сытая лошадь»- расслабление мышц лица и головы.

Упражнение построено на имитации продолжительного фырканья лошади. При выдохе через рот нужно постараться ослабить все мышцы лица, чтобы они свободно вибрировали под воздействием свободно проходящего воздуха.

4. «Аромат роз» – расслабляющее дыхание.

Представить перед собой большой и красивый букет роз и вдыхать воображаемый аромат цветов.

5. «Засыпающий цветок»- успокаивающее дыхание в пропорции 1+3. На одну четверть -вдох, на три четверти- выдох. Мысленно представлять себя цветком, закрывающим на ночь свои лепестки в бутон.

6. «Парад войск»- инсценировка с целью эмоциональной разрядки и активизации тонуса в крике.

Дети выстраиваются в шеренгу представляя себя в роли солдат на параде. Учатся отвечать на приветствие сильным троекратным «Ура!»

Данные упражнения направлены на коррекцию психоэмоциональной сферы ребенка, на приобретение навыков расслабления.

При выполнении данных упражнений важно, отвлечь ребенка от травмирующих переживаний и помочь ему при помощи музыки увидеть всю красоту мира. Все упражнения комментируются педагогом под определенную музыку, вызывая различные эмоции.

1. Упражнение для активизации жизненных сил «Энергия» (для гипоактивных детей), муз. М. Равеля. Павана; Болеро.

2. Упражнение для расслабления, снятия раздражительности (для гиперактивных детей), муз. Д. Шостаковича из фильма «Овод».

3. Упражнение, формирующее оптимистическое настроение «Радость жизни» муз. Ж. Бизе. Юношеская симфония, танцевальная музыка из оперетт Р. Штрауса, И Кальмана, Ф. Легара.

4. Упражнение, формирующее отношение к миру «Любимая мама» муз. Ф. Шопена. Ноктюрн.

5. Упражнение, на преодоление чувства стыда и застенчивости. «Я все умею» муз. И. Брамса. IV симфония. Ф. Лист. Прелюдия. И т. д.

Музыкотерапия как средство коррекции речевых нарушений

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:30, реферат

Краткое описание

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Нарушение речи преодолевается как педагогическими методами, включающими специальное обучение и коррекционно-воспитательные мероприятия, так и медицинскими средствами воздействия. Подразумевается не только медикаментозное лечение, что в некоторых случаях тоже может быть необходимо, но и некоторые нетрадиционные виды терапии, например, с помощью музыки и движения.
Музыка, как наиболее доступный детскому восприятию вид искусства, является мощным стимулом коммуникации и интеграции.

Файлы: 1 файл

тема1.docx

Музыкотерапия как средство коррекции речевых нарушений

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Нарушение речи преодолевается как педагогическими методами, включающими специальное обучение и коррекционно-воспитательные мероприятия, так и медицинскими средствами воздействия. Подразумевается не только медикаментозное лечение, что в некоторых случаях тоже может быть необходимо, но и некоторые нетрадиционные виды терапии, например, с помощью музыки и движения.

Музыка, как наиболее доступный детскому восприятию вид искусства, является мощным стимулом коммуникации и интеграции. Действуя на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический, она позволяет установить равновесие в деятельности нервной системы, совершенствовать дыхательную функцию, регулировать движения, корректировать темпераменты.

Ребёнку с нарушением речи при наличии определённых двигательных навыков легче передать характер музыки в движении, чем описать его словами.

Музыкальное движение можно считать ведущим видом музыкальной деятельности в дошкольном детстве. Это определяется заключёнными в нём возможностями разностороннего развития ребёнка, которые, в свою очередь, связаны с движением как « способом жизни» дошкольника вообще.

Движение под музыку приносит ребёнку ни с чем несравнимую радость, развивает его физически, является наиболее адекватным возрасту способом становления музыкальности, развития творческих способностей.

Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь, развивается ориентировка в пространстве, координация движений.

Логопедическая ритмика — один из видов кинезитерапии, средство коррекции речевых нарушений с помощью движений, музыки и слова. Логопедическая ритмика в работе с детьми с нарушением речи — составная часть системы коррекционной помощи в дошкольном образовательном учреждении.

Нарушения речи и двигательных функций (мимической, артикуляционной, общей моторики) выявляются в диагностическом обследовании дошкольников с нарушением речи с помощью тестов Озерецкого — Гельнитца и Л.А.Квинта, а также приемов, общепринятых в логопедии. Обследование состояния произвольной моторики включает такие моменты, как обследование произвольной мимической моторики (качество и объем движений мышц лица, глаз, щек); речевой моторики (силы, точности, объема, переключаемости движений губ, языка, щек); состояния отдельных компонентов общей произвольной моторики (статической и динамической координации, одновременности, отчетливости движений); тонкой моторики пальцев рук (качества и степени дифференцированности движений, возможности действий с предметами).

Практика использования логопедической ритмики показывает положительную динамику в коррекции речи у детей с разными речевыми нарушениями: с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическими отклонениями, заиканием и др. При каждом варианте нарушения содержание и организация логоритмических занятий выстраиваются в соответствии со структурой данного нарушения, только в этом случае они дают коррекционный эффект.

Логопедическая ритмика решает коррекционные, образовательные, воспитательные задачи. К коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической, артикуляционной).

В образовательные задачи входит знакомство с разнообразием движений, формирование двигательных навыков и умений, понятие о пространственной организации тела, о некоторых музыкальных терминах при формировании чувства ритма (музыкальный метр, темп, регистр).

К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относиться к своим движениям и к речи.

На логоритмических занятиях развитие психомоторики осуществляется на неосознанном, непроизвольном уровне. Развитие двигательной сферы в дальнейшем помогает организовывать речь. Все навыки, полученные на логоритмических занятиях, закрепляются на речевом материале. Занятия проводятся логопедом, владеющим музыкальным инструментом, музыкальное сопровождение также может осуществлять музыкальный руководитель. Продолжительность занятий зависит от возраста детей и колеблется от 20 до 35 мин. Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков. В начале коррекционного курса отрабатываются двигательные навыки и умения, а затем на этой основе строится речевая работа.

Для детей актуально снятие психоэмоционального и мышечного напряжения, развитие чувства темпа и ритма, мыслительных способностей, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, растормаживание речевой функции.

Поэтому в целях социализации и коррекции данной категории дошкольников мною применяются как традиционные, так и альтернативные приемы музыкального воздействия для нормализации эмоционального состояния, двигательных и речевых расстройств.

К традиционным относится логоритмика (тесная связь слова, музыки и движения), в процессе которой активизируется словарный запас, отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал, развивается мышечная активность и метроритмическое чувство следующими средствами:

• Музыкально-ритмические движения и речевые игры со словом (развитие координации движений, метроритмического и темпового восприятия).

• Пение (активизация речи, развитие речевого и певческого дыхания, голоса, звукообразования, артикуляции, интонации);

Читайте также:  Особенности формирования коммуникативных навыков детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной группы

• Игра на музыкальных инструментах (развитие чувства темпа и ритма, мелкой моторики, координации движений, самоконтроля).

• Музыкально-игровая деятельность (в соответствии с психофизическим развитием дошкольников нарушенное дыхание при выполнении двигательных заданий у детей с ТНР легко поддается коррекции в игре при исполнении ребенком речитатива или песни с движением).

• Музыкальные упражнения для развития творческой инициативы (поисковая творческая активность детей в певческих, двигательных и инструментальных импровизациях является залогом психологической устойчивости, обогащает и расширяет эмоциональные переживания.

• Пальчиковая гимнастика с пением (координация движений, развитие мелкой моторики, речи и мышления).

Нетрадиционные музыкотерапевтические приемы включают в себя:

• Прослушивание классических произведений в исполнении симфонического оркестра.

При правильном подборе музыка оказывает воздействие на психофизиологический уровень активности организма. Воздействуя на человека на уровне биорезонанса, музыка изменяет частоту дыхания, пульс, ритмы электрической активности мозга. Мажорная динамичная мелодия тонизирует ц. н. с., поднимает настроение и артериальное давление, ускоряя работу сердца, а минорная мелодичная спокойная музыка снимает перевозбуждение, уместна для релаксации.

• Вокалотерапия у детей с нарушением речи применяется для развития музыкальных способностей; активизации работы левого (логического) и правого (образного) полушарий мозга, что проявляется в повышении работоспособности, улучшении настроения, активизации внимания; развития и укрепления дыхательной системы;
тренировки мышц гортани, голосовых связок; улучшения тембра голоса, что содействует выразительности речи и пения;
создания самых благоприятных условий для формирования общей музыкальной культуры.

• Пропевание гласных звуков и нот звукоряда на диафрагмальном дыхании.

Лечебная музыка – классические произведения в исполнении Симфонического оркестра: «Аве Мария» Шуберт, «Лунная соната» Бетховен, «Лебедь» Сен-Сане – снимают напряжение. «Марш» Думаевский, «Болеро» Равель – стимулирует творческий импульс. Музыка Моцарта – развивает умственные способности.

Актуально для развития дыхательного аппарата, звукообразования, профилактики бронхо-легочных заболеваний. Методика основана на взаимосвязи между голосом, акустической вибрацией и нервными центрами. Воздействие гласных звуков и нот звукоряда на организм различно, т.к. характерна своя амплитуда колебания голосовых связок. Пропевание одних – подзаряжает энергией, других – успокаивает, снимает напряжение, являясь профилактикой против стресса. Кроме того, каждый звук положительным образом воздействует на определенный орган человека. Диафрагмальное дыхание укрепляет дыхательную систему, является массажем внутренних органов, повышая сопротивляемость к простудным и другим заболеваниям.

А – положительно влияет на работу сердца, стимулируют энергетику.

У – помогает стабилизировать эмоции.

Э – помогает преодолеть комплекс неполноценности.

И – улучшает работу головного мозга.

Методика пропевания: заняв позу балерины, сделать глубокий вдох (животом), задержать дыхание и, пропевая звук, использовать энергию полного выдоха, представив, как звук уходит ввысь золотой нитью. Высота звучания голоса должна быть удобной для поющего; продолжительность – до полного выдоха, время пропевания одной гласной – несколько минут.

• Звуковые игры с согласными звуками.

Позволяют автоматизировать звуки, совершенствуют дыхательную функцию. Являются оздоровительным средством при простудных заболеваниях, снимают усталость и напряжение.

Примеры: Игра «Самолет». Полезно выполнять при начинающемся насморке. Нужно закрыть глаза, раскинуть руки, сделать вдох и звучать, как самолет, который находится далеко, затем он приближается (звук становится громче), затем звучит очень громко, затем «самолет удаляется».

Типична звуковая игра «Ветер», когда звучит «В», имитируя завывание ветра. Игры со звуком «Ж» («Жуки»), снимают кашель, со звуком «З» — лечат горло. Снять усталость помогут игры со звуками «Тр – тр – тр» («Заводим мотор»), «Ш», который расслабляет, снимает напряжение («Сдуваем шарик») и т.д.

• Двигательные ритмические упражнения, танцы.

Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Движение и танец снимают нервно- психическое напряжение, обладая психотерапевтическим эффектом.

• Психогимнастические упражнения и этюды под музыку.

Упражнения с попеременным мышечным напряжением и расслаблением, игры на устранение отрицательных эмоций, релаксационные упражнения и этюды с музыкальным сопровождением развивают мимику и выразительность движений, снимают напряжение, создавая спокойное настроение и расслабленное состояние мускулатуры. Пример: этюд на расслабление мышц «Штанга». Дети поднимают воображаемую штангу, напрягая мышцы рук, затем бросают ее, расслабляя мышцы.

• Массаж, самомассаж под музыку.

Под влиянием массажа (поглаживание, растирание, разминание) в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, достигающие коры головного мозга. Массаж тонизирует центральную нервную систему, повышая её регулирующую роль в работе всех систем и органов, оказывает общеукрепляющее действие, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц, стимулирует деятельность нервных центров. Пример: «Паучок» Паучок ходил по ветке (движение «краб» по спине партнёра), за ним ходили детки. Дождик с неба вдруг полил, (постукивание по спине ладошками). Паучка на землю смыл (стряхивание со спины ладошками). Солнце стало припекать, (поглаживание спины). Паучок ползёт опять (движение «краб» по спине партнера), за ним ползут и детки, чтобы погулять на ветке.

Организация логоритмических занятий в группе для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи (ФФНР). Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков. Коррекционная работа в дошкольном учреждении с детьми с ФФНР проводится в двух направлениях: постановка и автоматизация звуков и развитие фонематических процессов. В подготовительной к школе группе вводятся элементы обучения грамоте. У детей с фонетико-фонематической недостаточностью наблюдается некоторое несовершенство двигательных функций, коррекция которого способствует более эффективному и быстрому преодолению основного речевого расстройства. Занятия логопедической ритмикой с дошкольниками с данной патологией развития речи проводятся 2 раза в неделю. Они включают такие средства, как упражнения на различные виды ходьбы и бега; на развитие речевого дыхания; на регуляцию мышечного тонуса голоса, дикции, артикуляции, статической и динамической координации движений, мелкой и мимической моторики; упражнения на переключаемость движений.

Организация логоритмических занятий для дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) (третий уровень речевого развития). У детей с третьим уровнем речевого развития недостаточно сформирована связная речь, отмечаются трудности согласования частей речи, неточное звуковое оформление слов и низкий уровень развития фонематических процессов. Основная задача логопеда — развитие всех компонентов речевой системы с акцентом на развитие связной речи. Развитие связной речи проводится по периодам обучения от простого к сложному, от умений воспроизводить рассказы логопеда до самостоятельных рассказов по сюжетной картинке, по серии сюжетных картин и рассказов с элементами творчества.
На логопедических занятиях максимально включаются все речевые средства логоритмике: упражнения для развития дикции и артикуляции, упражнения для развития голоса, упражнения на координацию моторики и речи, упражнения с предметами и речевым сопровождением, упражнения с элементами мелодекламации, игры-драматизации.

Дидактические игры по формированию правильного звукопроизношения

Цель работы: Создать благоприятные условия стимулирующие процесс коррекции звуковой стороны речи у детей с речевыми нарушениями с использованием разнообразных игр.

Одним из направлений логопедической коррекционной работы, является формирование правильного звукопроизношения. Порой не так трудно поставить ребенку звук, как автоматизировать и ввести его в речь. Как правило, ребенок сможет свободно употреблять поставленный звук только после повторения этого слова от семидесяти до девяноста раз. Но механическое многократное повторение одного и того же слова утомляет детей, не стимулирует к самостоятельному его употреблению.

Как указывает Е.Ф.Архипова, этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном по сложности лингвистическом материале до полного упрочнения навыка. Разработкой способов и этапов автоматизации звуков занимались М.Е.Хватцев, М.Ф.Фомичева, Г.В.Гуровец, С.И.Маевская и другие. И.А. Смирнова отмечает, что логопед должен формировать у ребенка мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающие стабильные результаты. И это необходимо делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребенка.

Практическое владение языком предполагает умение различать на слух и правильно воспроизводить все звуковые единицы родного языка, поэтому работа по формированию произношения звуков у дошкольников должна проводиться систематически. Наблюдения за артикуляцией у детей создают основу не только для формирования речевого слуха, но и для развития культуры устной речи в ее произносительном аспекте. Наблюдения за собственной речью приводят к тому, что дети, понимая значение слова, начинают связывать его со звуками, составляющими эти слова. Отсюда начинается наблюдение за произношением слова, за чередованием гласных и согласных.

Для формирования правильного звукопроизношения логопеду важно максимально использовать наглядность и игровые приемы, учитывая, что игра – ведущая деятельность для дошкольника. Благодаря использованию игр процесс автоматизации поставленных звуков проходит в доступной и привлекательной для детей форме. Важным в коррекции звукопроизношения и развитию фонематического восприятия является работа органов слуха и зрения, так же особое место уделяется работе двигательного анализатора (руки). Известно, что двигательный и речевой центры в коре головного мозга находятся рядом, поэтому подвижность артикуляционного аппарата обусловлена состоянием двигательной сферы. В процессе игры у детей происходит совокупная работа всех анализаторов: слухового, зрительного, речедвигательного, что позволяет наиболее эффективно проводить коррекционную работу.

Предлагаю некоторые из использованных мною игр:

– игры с мячом “Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой”, “Разноцветные мячи”, “Звуковая цепочка” с передачей мяча, “Мяч лови и мяч бросай – сколько звуков, называй”, “Встречу слово на дороге – разобью его на слоги” Т.А.Воробьевой и О.И.Крупенчук “Мяч и речь” КАРО Санкт-Петербург 2003г
– игры с прищепками: “Собери звуковые бусы”, “Различай и называй”, “Сороки”. Эти и другие игры с прищепками вы можете найти в пособии Ю.А.Фадеевой, Г.А.Пичугиной, И.И. Жилиной “Игры с прищепками: творим и говорим” – М.:ТЦ Сфера, 2011.(Библиотека логопеда).
– подвижные игры: “Цветы и пчелки”, “Живая стрелка”, “Найди свой домик” и другие вы сможете познакомиться в статье Сотниковой В.Н. “Подвижные игры в работе с детьми ОНР” журнал “Логопед” №3/2011.

Подробнее хочу остановиться на дидактических настольных играх, основная цель которых автоматизация и дифференциация звуков; а так же развитие фонематического восприятия; формирование навыков звукового анализа и синтеза.

  • “Найди звук” с помощью этой игры дети определяют наличие заданного звука в слове. Например: положить в корзинку только те продукты, в названии которых вы слышите звук А.

  • “Божья коровка” украшая крылья божьей коровки кружочками, дети закрепляют умение выделять в слове первый и последний звук.

  • “Похожие слова” игра соревновательного характера. На игровом поле слова, похожие по звучанию с картинками. Используется кубик, фишки, ребенку необходимо отыскать картинку со словом, которое звучит, похоже, и переставить на нее фишку, таким образом, ребенок может отдалиться от финиша или приблизиться.

  • “Аквариум” очень нравится детям, так как никогда не знаешь, в каком аквариуме плавает больше рыбок. Чтобы это узнать взрослый произносит 10 слов (на примере звука Ш). если звук Ш в начале слова, ребенок пускает рыбку в первый аквариум, в середине – во второй, в конце – в последний. Осталось подсчитать рыбок в каждом аквариуме.

  • “Мы со звуком Р играем” стихотворение в картинках позволяет быстро запомнить его, а так же автоматизировать звук [Р].

  • “Рыбалов” хороша тем, что она многофункциональна. С её помощью вы можете автоматизировать поставленные звуки в словах, развивать лексико-грамматические категории, связную речь.

  • “Парные картинки” Игра яркая, красочная, карточки с картинками подобраны на каждый звук. С этой игрой, я не только автоматизирую поставленные звуки, но и упражняю детей в употреблении существительных в ед. и мн. числе; а так, же в согласовании числительных с существительными.

  • “Улитка” я использую два варианта игры. Одна плоскостная на карточках , где используются кубик и фишки , а другая на детской пирамидки, на которой необходимо найти картинки с заданным звуком.

  • “Лягушка ловит комариков” в этой игре я автоматизирую и дифференцирую звуки З и ЗЬ. Если ребенок слышит слово, в котором твердый звук З, то синей фишкой закрывает больших комаров, а если мягкий ЗЬ, то зеленой маленьких комариков.

  • “Лягушка убегает от цапли”, чтобы убежать от цапли, нужно правильно определить есть в слове звук Ц или нет. Если ребенок правильно определит, то идет вперед, если нет, то возвращается назад.

  • “Где спрятался звук” что бы правильно расселить жильцов по квартирам, необходимо правильно определить заданный звук в слове. Очередной жилец ждет очереди на чердаке.

  • “Покорми клоуна” Я использую клоуна не только для развития мелкой моторики рук, но и для автоматизации необходимого звука. “Слово называй – горошинку бросай”.

  • “Дружные пингвины” увлекательная игра использую её для подгруппы детей. Игроки по очереди бросают кубик и делают нужное количество ходов. Если ребенок остановился на синем шестиугольнике, то придумывает слово, содержащее твердый звук (например, Р), если на зеленом, то требуется назвать слово, содержащее мягкий звук (например, Рь). Выигрывает тот, кто первым придет к финишу. Особенно интересно, если дети используют вместо фишек игрушки пингвинов из Киндер-сюрпризов.

  • “Баскетбол” игру использую в нескольких вариантах:

1. Взрослый произносит первое слово со звуком С. Ребенок определяет место звука в слове и помещает мяч в соответствующую клетку в первой строке (снизу), затем второе слово – мяч размещается в одной из клеток второй строки и так до тех пор, пока не попадем в корзину (лист 1).
2. Перед ребенком изображение трех баскетбольных корзин, мяч “забрасываем” в одну из них, в зависимости от положения звука в слове (лист 2).
3. Если в слове звук С “бросаем” мяч в синюю корзину, если звук СЬ – в зеленую (лист 3).
4. Выложить столько мячей, сколько слогов в слове (лист 3).

  • “Зашифрованные скороговорки” рекомендую вам эту игру, так как она позволяет ускорить процесс автоматизации поставленных звуков. Использовала прием мнемотехники, т.е. систему приемов, облегчающих запоминание и увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

  • “Сундучки” дети с удовольствием играют в эту игру, с ее помощью упражняются в дифференциации звуков Ш-С.

  • “Кубикония” существует много вариантов этой игры и в этом её достоинство; по принципу исключения лишнего, решаются многие задачи коррекционного процесса.

  • “Подсолнух” необычная красочная игра, вызывает большой интерес у детей. Элемент соревнования вносит в неё азарт. Ребенок достает семечко из подсолнуха, открывает его и произносит, что там изображено, если он произнес слово правильно, то забирает семечко себе, если нет, взрослый забирает его. По окончанию игры подсчитывается результат.

  • “Цветное лото” из пробок от бутылок я использую не только для развития мелкой моторики рук, но и для автоматизации поставленных звуков и развитие связной речи.

  • “Холодильник” эта игра очень нравится детям. В ней автоматизируются и дифференцируются поставленные звуки, развивается память, пространственные представления.

Варианты игры:

  1. Ребенку необходимо положить в холодильник только те продукты, в названии которых есть звук С (или другой).
  2. Взрослый просит убрать на полку выше или ниже от предыдущего и т.п.
  3. Когда в холодильнике окажутся все необходимые продукты, то его закрывают, а ребенок вспоминает, что там лежит.

В создании многих игр я использовала не только свои идеи, но и игры разработанные учителем-логопедом Матыкиной И.А. с её сайта ЛОГОРИНА.http://logorina.rusedu.net/, а также материалы из научно-методических журналов: “Логопед в детском саду”, “Обруч”, “Логопед” с приложением ”Библиотека логопеда”, “Конфетка”; “Дошкольная педагогика”.

Таким образом, использование игровых методов и приемов, позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, включая все анализаторы, в том числе и мелкую моторику руки. Кроме работы двигательного и речевого анализаторов, в развитие включаются и психические процессы: восприятие, память, мышление. Всё это делает коррекционную работу наиболее разнообразной, поддерживает интерес к логопедическим занятиям, помогает наиболее качественно подготовить детей к школе.

Ссылка на основную публикацию