Музыкотерапия в коррекции речевых нарушений дошкольников

Музыкотерапия для оптимизации работы по коррекции речевых нарушений

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.

Нарушения речи в той или иной степени отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности. Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут негативно отразиться на формировании личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоцианально-волевой сферы. Отмечаются склонность к колебаниям настроения, переходы от импульсивного состояния к заторможенному. Таким образом, речевое недоразвитие у детей осложняется различными неврологическими, психопатологическими синдромами, а так же страдают вегетативные функции. То есть вторично возникают явления психического недоразвития, а также негативные личностные установки, вызванные неудачами в школе. Вторичные нарушения нередко начинают занимать ведущее место в отношении к обучению и, распространяясь на более широкий круг психологических возрастных проблем, препятствуют адекватной социальной адаптации.

Необходимость наиболее ранней коррекции вторичных нарушений обусловлена особенностями самого психического развития детского возраста. Пропущенные сроки в обучении и воспитании автоматически не компенсируются в старшем возрасте, а возникшее отставание требует уже более сложных и специальных усилий по его преодолению. Своевременная психолого-педагогическая коррекция нарушения во многом улучшает прогноз формирования личности и социальной компенсации таких детей.

Итак, дети с недоразвитием речи нуждаются в коррекции недостатков психического развития и логопедическом воздействии. Именно на логопедических занятиях можно осуществлять интегрированный подход к решению проблем, используя нетрадиционные методы коррекции.

В настоящее время особое место среди нетрадиционных методов коррекции различной структуры нарушений – занимает музыкотерапия (вид арттерапии). Музыка оказывает лечебное и коррекционное воздействие, как на физиологические процессы, так и на психоэмоциональное состояние человека. Музыкотерапия является целым психокоррекционным направлением, имеющим в своей основе два аспекта воздействия: психосоматическое и психотерапевтическое. Именно катарсистическое воздействие музыки позволяет использовать её в таком качестве в коррекционной работе с детьми, имеющими проблемы в развитии.

Наиболее важными для детей-логопатов являются тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа, ритма, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, развитие общей тонкой моторики и артикуляционной моторики.

Музыкотерапия как учебный процесс включает: прослушивание музыкальных произведений; ритмические движения под музыку; сочетание музыки и рисования. Артикуляционная (выполняется для развития подвижности, гибкости и точности движений языка) и пальчиковая гимнастика выполняются под музыку.

Необходимо учитывать и следующие рекомендации:

1) использовать для прослушивания нужно те произведения, которые нравятся и знакомы ребенку. Они не должны привлекать их внимания своей новизной, отвлекать от главного.

2) Продолжительность прослушивания – не более 10 минут в течение всего занятия.

3) Громкость звучания – строго дозированная, и, главное, умеренная.

“Исцеление мелодией” улучшает общее эмоциональное состояние ребёнка, а значит, повышает мотивацию учебы и удовлетворение учением; а также стимулирует речевую функцию.

В рамках музыкотерапии используется коррекционная ритмика, как вид активной музыкальной терапии и кинезетерапии, в основе которой лежит синтез музыко-ритмо-двигательного воздействия. Коррекционная ритмика подразделяется на несколько видов в зависимости от того, с каким видом нарушений осуществляется работа посредством ритма: логопедическая ритмика, фонетическая ритмика, коррекционная ритмика для детей с ЗПР.

Задача лечебной, коррекционной ритмики состоит в том, чтобы с помощью ритмо-физических упражнений под музыку развивать чувство ритма. Занятия проводятся по подгруппам, используются ритмические игры, дыхательная гимнастика, воспроизведение заданного ритма как в ускоряющемся, так и в замедляющемся темпе.

Как показывает опыт, музыкотерапевтическое направление работы способствует: улучшению общего эмоционального состояния детей; улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, серийная организация движений); коррекции развитию ощущений, восприятий, представлений; стимуляции речевой функции; нормализации просодической стороны речи ( темп, тембр, ритм, выразительность интонации).

Музыкотерапия как средство коррекции недостатков речевого развития

Наталия Богомолова
Музыкотерапия как средство коррекции недостатков речевого развития

Музыкотерапия – эффективное средство здоровьесбережения и коррекции речевых нарушений дошкольников Дети с речевыми нарушениями часто не контролируют своё дыхание, расходуя его в процессе высказывания нерационально, имеют быстрый темп речи, говорят на вдохе. У них слабо развито музыкально-ритмическое чувство, слуховое восприятие, интонационная, ритмическая, мелодическая сторона речи, двигательная и эмоционально-волевая сфера. Музыка, как наиболее доступный детскому восприятию вид искусства, является мощным стимулом коммуникации и интеграции.Действуя на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический, она позволяет установить равновесие в деятельности нервной системы, совершенствовать дыхательную функцию, регулировать движения, корректировать темпераменты.

Для детей актуально снятие психоэмоционального и мышечного напряжения, развитие чувства темпа и ритма, мыслительных способностей, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, растормаживание речевой функции.

Поэтому в целях социализации и коррекции данной категории дошкольников мною применяются как традиционные, так и альтернативные приемы музыкального воздействия для нормализации эмоционального состояния, двигательных и речевых расстройств. К традиционным относится

-логоритмика (тесная связь слова, музыки и движения, в процессе которой активизируется словарный запас, отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал, развивается мышечная активность и метроритмическое чувство следующими средствами:

Музыкально-ритмические движения и речевые игры со словом (развитие координации движений, метроритмического и темпового восприятия).

• Пение (активизация речи, развитие речевого и певческого дыхания, голоса, звукообразования, артикуляции, интонации);

• Игра на музыкальных инструментах (развитие чувства темпа и ритма, мелкой моторики, координации движений, самоконтроля).

Музыкально-игровая деятельность (в соответствии с психофизическим развитием дошкольников нарушенное дыхание при выполнении двигательных заданий у детей с ТНР легко поддается коррекции в игре при исполнении

Музыкальные упражнения для развития творческой инициативы (поисковая творческая активность детей в певческих, двигательных и инструментальных импровизациях является залогом психологической устойчивости, обогащает и расширяет эмоциональные переживания.

• Пальчиковая гимнастика с пением (координация движений, развитие мелкой моторики, речи и мышления).

Нетрадиционные музыкотерапевтическиеприемы включают в себя:

• Прослушивание классических произведений в исполнении симфонического оркестра. При правильном подборе музыка оказывает воздействие на психофизиологический уровень активности организма. Воздействуя на человека на уровне биорезонанса, музыка изменяет частоту дыхания, пульс, ритмы электрической активности мозга. Мажорная динамичная мелодия тонизирует ц. н. с., поднимает настроение и артериальное давление, ускоряя работу сердца, а минорная мелодичная спокойная музыка снимает перевозбуждение, уместна для релаксации.

• Пропевание гласных звуков и нот звукоряда на диафрагмальном дыхании. Актуально для развития дыхательного аппарата, звукообразования, профилактики бронхо-легочных заболеваний. Методика основана на взаимосвязи между голосом, акустической вибрацией и нервными центрами. Воздействие гласных звуков и нот звукоряда на организм различно, т. к. характерна своя амплитуда колебания голосовых связок. Пропевание одних – подзаряжает энергией, других – успокаивает, снимает напряжение, являясь профилактикой против стресса. Кроме того, каждый звук положительным образом воздействует на определенный орган человека. Диафрагмальное дыхание укрепляет дыхательную систему, является массажем внутренних органов, повышая сопротивляемость к простудным и другим заболеваниям.Методика пропевания: заняв позу балерины, сделать глубокий вдох (животом, задержать дыхание и, пропевая звук, использовать энергию полного выдоха, представив, как звук уходит ввысь золотой нитью. Высота звучания голоса должна быть удобной для поющего, продолжительность – до полного выдоха, время пропевания одной гласной – несколько минут.

• Звуковые игры с согласными звуками. Позволяют автоматизировать звуки, совершенствуют дыхательную функцию. Являются оздоровительным средством при простудных заболеваниях, снимают усталость и напряжение.Примеры: Игра «Самолет». Полезно выполнять при начинающемся насморке. Нужно закрыть глаза, раскинуть руки, сделать вдох и звучать, как самолет, который находится далеко, затем он приближается (звук становится громче, затем звучит очень громко, затем «самолет удаляется». Типична звуковая игра «Ветер», когда звучит «В», имитируя завывание ветра. Игры со звуком «Ж» («Жуки», снимают кашель, со звуком «З» — лечат горло. Снять усталость помогут игры со звуками «Тр-тр-тр» («Заводим мотор», «Ш», который расслабляет, снимает напряжение («Сдуваем шарик») и т. д.

• Двигательные ритмические упражнения, танцы. Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Движение и танец снимают нервно-психическое напряжение, обладая психотерапевтическим эффектом.

• Психогимнастические упражнения и этюды под музыку. Упражнения с попеременным мышечным напряжением и расслаблением, игры на устранение отрицательных эмоций, релаксационные упражнения и этюды с музыкальным сопровождением развивают мимику и выразительность движений, снимают напряжение, создавая спокойное настроение и расслабленное состояние маскулатуры.Пример: этюд на расслабление мышц «Штанга». Дети поднимают воображаемую штангу, напрягая мышцы рук, затем бросают ее, расслабляя мышцы.

• Массаж, самомассаж под музыку. Под влиянием массажа (поглаживание, растирание, разминание) в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, достигающие коры головного мозга. Массаж тонизирует центральную нервную систему, повышая её регулирующую роль в работе всех систем и органов, оказывает общеукрепляющее действие, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц, стимулирует деятельность нервных центров.Пример: «Паучок» Паучок ходил по ветке (движение «краб» по спине партнёра) А за ним ходили детки. Дождик с неба вдруг полил, (постукивание по спине ладошками) Паучка на землю смыл. (стряхивание со спины ладошками) Солнце стало припекать, (поглаживание спины) Паучок ползёт опять. (движение «краб» по спине партнера) А за ним ползут и детки, Чтобы погулять на ветке. Проводится повторный массаж со сменой партнера.

Музыкальная гимнастика для глаз. Способствуют развитию концентрации внимания, навыков волевой регуляции, умение управлять движениями и контролировать свое поведение.

Музыкально-психологические формулы. Песенки-приветствия (создают доброжелательный настрой, «прощальные» песенки (подводится итог прошедшей деятельности, создается настрой на предстоящую деятельность, музыкальные формулы самовнушения на преодоление стрессовых ситуаций эффективны для поддержания душевного здоровья и эмоционального фона. Являются важным фактором психологической устойчивости, что необходимо в достижении физического здоровья.Пример: «Я — хороший, ты – хороший» Я, я, я самый умный. Я, я, я самый добрый. Я, я, я просто чудо. Я люблю всех вас! Ты, ты, ты самый умный. Ты, ты, ты самый добрый. Ты, ты, ты просто чудо. Я люблю вас всех! Таким образом, эффективность применения традиционных и альтернативных форм музыкотерапии в организованной и самостоятельной деятельности, режимных моментах состоит в коррекции психоэмоциональных состояний и речевых нарушений детей с ТНР, музыкально-художественном развитии и профилактике простудных и других заболеваний.

Интеллект-карта как средство речевого развития дошкольников «Интеллект – карта как средство речевого развития дошкольников». С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти.

Бизиборд как средство речевого развития детей раннего возраста В прошедшем 2017-2018 уч. году мне посчастливилось работать с самыми маленькими детьми в д/с – т. е я набирала детей раннего возраста от.

Консультация для воспитателей «Игра как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Содержание педагогической работы основной образовательной программы дошкольного воспитания осуществляется в рамках 5 образовательных областей.

Логоритмика как средство коррекции психоречевого развития дошкольников с задержкой психического развития «Логоритмика как средство коррекции психоречевого развития дошкольников с задержкой психического развития» МАДОУ «Центр развития ребенка.

Мелкая моторика как средство познавательно-речевого развития детей раннего возраста Ребенок — уникальная, неповторимая, яркая индивидуальность. Его субъектность и самобытность проявляются в желаниях, интересах, потребностях,.

Ментальная карта как средство речевого развития дошкольников «Времена года» Цель: систематизировать и расширять знания детей о времени года. Задачи: Образовательные: – Закреплять у детей знания о временах года,.

Презентация «Изготовление книжки-малышки, как средство речевого развития старших дошкольников» Презентация опыта работы по теме: «Изготовление книжки-малышки, как средство речевого развития старших дошкольников»уважаемые коллеги.

Проектная деятельность как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольников Евсеева Надежда Викторовна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 91» Проектная деятельность как средство формирования познавательно — речевого.

Сообщение из опыта работы «Лэпбук как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольников» Что такое лэпбук и как его использовать? Всё новое это хорошо забытое старое. Лэпбук не исключение. Если вернемся мысленно в прошлое, то.

Театрализация как эффективное средство речевого развития детей дошкольного возраста Речь является одним из важных приобретений ребенка в детстве. В активизации речевой деятельности детей огромную роль играет театрализация.

Тема статьи «Музыкотерапия в логопедии»

Музыкотерапия-это психотерапевтический метод

Просмотр содержимого документа
«Тема статьи «Музыкотерапия в логопедии»»

Тема статьи «Музыкотерапия в логопедии»

Музыкотерапия — это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.

Лечение с помощью музыки получило название музыкотерапии.
История музыкотерапии насчитывает несколько тысяч лет. Так еще Пифагор, Аристотель и Платон во времена античности указывали на целебное воздействие музыки. Величайший врач Авиценна использовал музыкотерапию при лечении нервных и психических заболеваний. Если говорить о современной европейской медицине, то первые упоминания о применении музыкотерапии относятся к началу 19-го века — подобное лечение в психиатрических учреждениях применялось во Франции.

Классическая музыка – музыка оказывает хорошее влияние, как на общее состояние человека, так и приводит в порядок эмоции, чувства и ощущения. Классическая музыка способна устранять депрессии и стрессы. А при прослушивании некоторых произведений В.А. Моцарта, маленькие дети развиваются интеллектуально гораздо быстрее.
Существует несколько теорий по поводу благотворного воздействия классической музыки на детей. Во-первых, эта музыка обладает успокаивающими свойствами для мозга. Ребенок, слушающий музыку, успокаивается, он счастлив, а мозг имеет больше времени на концентрацию перед выполнением поставленной задачи, без нетерпения и стресса. Во-вторых, музыка является ещё одним языком, который воспринимает мозг. Развитие ребёнка, его языковых навыков с помощью музыки может повлиять на развитие мышления. В дальнейшем это будет способствовать развитию пространственного мышления ребёнка.

Читайте также:  Развитие связной речи у дошкольников с ОНР

Американские исследователи в начале 90-х годов ввели такой термин, как «эффект Моцарта». Смысл данного эффекта заключается в том, что после 10-минутного прослушивания произведений австрийского композитора скорость решения задач на пространственное мышление значительно возрастает. Принято считать, что музыка Моцарта способствуют быстрому усваиванию информации и влияет на умственную работоспособность.

Психологи заявили, что классическая музыка, безусловно, влияет на интеллектуальные способности человека. Она способствует повышению эмоциональной активности человека. В период такой активности действительно повышаются умственные способности.

Классическая музыка создана гениями своего времени, они создавали ее душой и сердцем, поэтому классика до сих пор современна. Ее просто приятно слушать Классическая музыка создана по всем правилам природной гармонии.

Для эффективности проведения релаксационного метода, нужно создать благоприятную обстановку в помещении и настроить учащихся на слушание. А для этого нужно сесть поудобнее, отклонится на спинку стула, руки положить на колени или свободно опустить, голову чуть-чуть приподнять.

-А теперь начинаем наблюдать за нашим дыханием. Можно закрыть глаза, кому как удобнее.

– Настраиваемся на восприятии самых светлых и радостных сторон жизни.

– Почувствуйте теплое и дружеское расположение к себе и к окружающему нас миру.

– Начинаем вспоминать самые светлые и радостные стороны жизни.

– Веселый огонек загорается в вашей груди.

– Прекрасная музыка идет в такт и в унисон вашим радостным переживаниям, и ваше сердце подобно птице, которая летит навстречу всем радостям бытия.

– Вы с радостью вдыхаете в себя свежий воздух и говорите простые слова, наполненные радостью и любовью к жизни.

Одна птица может стать символом весны,

Одна улыбка может сотворить дружбу,

Одно рукопожатие может поднять дух,

Одна звезда может вести корабль.

Преодоление злобной раздражительности «Самоконтроль»

Музыкальный материал: Д. Шостакович. «Восьмая симфония» III часть.

– Сели поудобнее, закрыли глаза, наблюдаем за дыханием.

– Дыхание ровное, спокойное.

– Мышцы тела расслаблены, расслабляются и все мышечные зажимы.

– Вы находитесь в спокойном, приятном отдыхе, и красивая музыка помогает вам отдохнуть и сосредоточиваться на ваших внутренних ощущениях.

Д. Шостакович. Восьмая симфония, II часть.

Начинаем вспоминать те ситуации в вашей жизни, когда вы были раздражены и гневались.

– Чувствуете, как под влиянием музыки и воспоминаний ваше раздражение усиливается.

– Приливы гнева и раздражения все больше.

– Отчетливо вспоминаете ситуацию, которая вас разозлила.

– У вас перехватывает дыхание, и напрягаются все мышцы.

– Чувствуете, что вот-вот вы можете сорваться.

– Ловите себя на этой мысли и бросаете свое тело в расслаблении.

Д. Шостакович. Романс из фильма «Овод»

– Сосредоточили внимание на дыхании и следите, чтобы выдох был длиннее вдоха.

– Успокаиваете и контролируйте ваше дыхание.

– Ваши мышцы тела расслаблены.

– Ваше дыхание ровное и спокойное, спокойное и ровное.

– Перед вашими глазами красивая картина природы, которая приятно успокаивает вас.

– Удерживаете эту картину своим внутренним взором и ни о чем больше не думайте.

– Вы полностью контролируете свое состояние.

Расслабление «Великий покой»

Для расслабления и успокоения используются следующие колыбельные мотивы:

Моцарт – Флис – «Спи, моя радость, усни»;

Дунаевский-Лебедев-Кумач – «Сон приходит на порог»;

Р. Паулс – «За печкою поет сверчок»;

Свиридов – «Колыбельная Светланы»;

И.С. Бах – «Ария из сюиты №3» или медленные части из Бранденбургских концертов;

Ф. Шуберт – «Аве-Мария» или 2-я часть 8-й симфонии;

А. Вивальди – « Зима»;

Л. Бетховен – «Сонаты № 8, 14, 23» -вторые части;

П.Чайковский – «Июнь» и « Октябрь» из цикла «Времена года», Анданте кантабиле из 5-й симфонии.

Для общего успокоения, умиротворения и согласия с жизнью в том виде, какая она есть:

Л. Бетховена – Шестую симфонию II часть;

И. Брамса – «Колыбельную»;

Ф. Шуберта – «Аве Мария»;

Ф. Шопена – Ноктюрн соль минор.

От состояния усталости можно избавиться лишь в том случае, если в полном покое и внутренней расслабленности слушать произведения И.С. Баха, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, заканчивая М. Равелем.

Депрессия включает переживание собственной несостоятельности в момент крушения надежд и жизненных планов, переживание чувства вины, неуверенности в себе, для ее устранения можно послушать музыкальные произведения:

П. Чайковского – Шестую симфонию (финал);

Ф. Шопена – Прелюдия (ми минор);

В.А. Моцарт – концерт До-минор №22;

Ф.Шуберт фортепианная фантазия фа-минор, «Шарманщик», «Кладоискатель»;

Л. Бетховен – вторая симфония, первая часть-allegro con brio.

Для уменьшения чувства страха используются произведения:

П.И.Чайковский оркестровой фантазии «Франческа да Римини» по «Аду» Данте, сюжет Гете «Духи, которых я вызвал» в конце столетия нашел отражение в оркестровом скерцо Поля Дюка «Ученик-волшебник»;

Д. Шостакович – фрагменты 6,7,8 симфоний;

Для снятия раздражения, гнева используют музыку:

Вагнера – «Хор пилигримов».

При нервном истощении можно использовать музыку

Есть произведения, которые улучшают внимание, помогают сосредоточиться. К ним относятся:

П.И. Чайковского – «Времена года»;

К. Дебюсси – «Лунный свет»;

Ф. Шумана – «Грезы».

Для уменьшения чувства тревоги, неуверенности:

Ф. Шопена – Мазурки и прелюдии;

И. Штрауса – Вальсы;

А. Рубинштейна – «Мелодия».

Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей:

И.С. Баха – Итальянский концерт;

Й. Гайдна – Симфонии.

Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональными переживаниями:

Л. Бетховена – опера «Фиделио»;

В.А. Моцарта – опера «Дон Жуан»;

Ф. Листа – «Венгерская рапсодия» №1.

Для поднятия общего жизненного тонуса улучшения: самочувствия, повышения активности, улучшения настроения:

И.С. Баха – Прелюдия и фуга ре минор;

Л. Бетховена – Увертюра «Эгмонт»;

П.И. Чайковского – Шестая симфония (ч.3);

Ф. Шопена – Прелюдия Ор. 28, №1;

Ф. Листа – «Венгерская рапсодия» №2.

Музыкальные произведения для создания бодрого настроения, чувства радости:

Л. Бетховен – восьмая симфония 1 и 4 части;

Россини увертюры к операм «Шелковая лестница», «Сорока-воровка»;

Гендель – Музыка на воде – «Аллегро».

Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышения чувства принадлежности:

И.С. Баха – Кантата № 2;

Л. Бетховена – «Лунная соната»;

С. Прокофьева – Соната ре минор.

Развитие вокальных возможностей, безусловно, оказывает благо­творное влияние на дыхательную систему организма, а также активизирует ра­боту внутренних органов.

А сколько органов мы сразу лечим, когда поем такое незатейливое уп­ражнение: «Ма – ме- ми- мо- му»!

И – долгое протяжное пение «И» стимулирует головной мозг, глаза, нос. Им можно лечить гайморит, воспаление глаза, насморк. Он стимулирует щитовидную железу и все элементы головного мозга. При пении череп вибрирует. Когда человек долго поет звук «И», он начинает чувствовать прилив радостного возбуждения. Это хорошее средство для создания хорошего настроения.

О – главный гармонизующий звук, позволяющий подключиться к универсальной гармонической вибрации.

НГ – расширяет творческие возможности человека.

Е – чистит организм от негативов, создает энергетический барьер для защиты от энергоинформационного загрязнения.

А – дающий звук. Произносить ее нужно, как бы укачивая ребенка. Долгое «А» чистит человека, снимает напряжение, дает почти такой же результат, как и покаяние. Звук «А» стимулирует верхнюю часть легких.

У – наполняет человека мудростью.

МН – произнесение облегчает жизнь.

Э – дает человеку красоту.

ИЯ – при пропевании действует на сердце.

СИ – создает очень тонкие вибрации, снимает напряжение, когда человек напуган.

ПЕОХО – благотворно действует на дыхание. На выдохе ОХО производит такое же очищение, как при дыхании звук ХА.

ИМ – защитный, очищающий, оздоровительный эффект.

Н – активизирует интуитивные процессы, способствуют творчеству.

РЕ – снимает стрессы, заикание, страхи.

Я – уравновешенность в собственных силах.

Можно подбирать созвучия, например:

АУМ – снимает стресс, избавит от головной боли, улучшает настроение.

Произнося звук – представить больной орган. Приставить руки: левая – к органу, правая сверху левой.

Необходимо учитывать не только эмоциональное состояние каждого ребенка, но и знать особенности воздействия того или иного музыкального произведения на психику ребёнка, его поведение. А для этого требуется специальная подготовка каждого педагога.

На своих уроках с коррекционными детьми на перемене использую музыку с видио роликами природы. Вода, зеленый лес , журчание ручейка успокаивают детей и настраивают на уроки.

Музыкально-логопедические занятия, как средство преодоления задержки речевого развития

Автор: Татьяна Яковлева

Задержка речевого развития у детей раннего возраста, воспитывающихся в детских закрытых учреждениях, является одной из актуальных проблем. Отставание развития речи у данной категории детей обусловлено многообразием причин, независящих от нас.

С одной стороны дети нашего учреждения имеют: отягощенный анамнез, а другой стороны причинами задержки являются:

  1. задержка довербального развития – это более позднее развитие голосовых реакций, как гуление, лепет, которые характеризуются низкой интонационностью, бедностью и ограниченностью звукового состава, в результате чего – несовершенство артикуляций.
  2. дети, растущие в закрытом детском учреждении, общаются с большим количеством взрослых, сменяющих друг друга, отличающихся разными программами поведения. Общение с ними обычно менее эмоционально насыщено. Воспитатель при общении с детьми, чаще обращается к детям, а не индивидуально к каждому ребёнку это в свою очередь не активизирует слух и не стимулирует развития коммуникативной функции речи.

Проанализировав опыт работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития, я сделала вывод, что в целях оптимизации коррекционно – логопедической работы целесообразно использовать музыкально – логопедические занятия, для преодоления задержки речевого развития у детей раннего возраста.

При использовании музыкально – логопедических занятий, преследуются разнообразные цели – расширение словаря детей, постановка и автоматизация звуков, развитие фонематического восприятия.

Такие комплексные занятия позволяют решать различные коррекционно – развивающие задачи.

  1. Обогащать словарь ребёнка;
  2. Активизировать речевые умения;
  3. Развивать эмоциональную сферу ребёнка;
  4. Совершенствовать координацию речи с движением;
  5. Развивать мелкую моторику пальцев рук;
  6. Стимулировать развитие коммуникативной функции речи ребёнка;
  7. Обогащать сенсорный опыт детей.

Применение конспектов интегрированных занятий способствует благоприятному развитию неречевых и речевых процессов.

Неречевые процессы: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; активизация всех видов памяти;

Речевые процессы: воспитание правильного звукопроизношения, развитие навыка различать на слух речевые и неречевые звуки; совершенствование звуковой, лексической, грамматической стороны речи.

Для развития всех выше перечисленных процессов я использую авторские разработки согласно лексической теме для звукоподражания, развития речевой функции, дикции, голосовых и дыхательных функций и фонематического слуха, в которые включаю музыкальное сопровождение предложенные Е. Железновой.

Тесная взаимосвязь специалистов дома ребёнка, совместное планирование и проведение занятий, является необходимым условием для получения хороших результатов. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Речевые упражнения и игры с одновременным выполнением действия без музыкального сопровождения отрабатываются на индивидуальных логопедических занятиях, а воспитатель закрепляет знания в свободное время.

В ходе музыкально – дидактических игр можно отрабатывать артикуляционные, мимические и голосовые упражнения. Все виды логоритмических игр, упражнений предлагаюся детям в сочетании с какой – либо ритмической основой: под музыку, под счёт или словесное, или чаще стихотворное сопровождение.

Данные занятия является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающие исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием таких занятий дети глубже погружаются в игровую ситуацию, создаётся благоприятная атмосфера усвоения изучаемого материала. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).

В результате использования музыкально – логопедических занятий к концу обучении у детей прослеживается положительная динамика речевого развития, а у некоторых детей речь приближается к возрастной норме.

Конспект логопедического занятия «В гости к снеговику»

Коррекционная: Совершенствование артикуляционной моторики. Постановка звука «Ш». Формирование связной речи

Обучающая: Закрепление знаний о времени года зима

Воспитательная: Развитие координации речи с движением под музыкальное сопровождение.

Логопед вместе с детьми заходит в зал.

Логопед: Для начала встанем в круг

И друг другу улыбнемся

Мы готовы поиграть? (Да)

Значит можно начинать.

Музыкальное сопровождение «Здравствуйте ладошки!»

Слова и музыка М. Картушиной

Читайте также:  Итоговое мероприятие по теме: Дары осени, урожай

Здравствуйте ладошки! – Хлоп- хлоп- хлоп!

Здравствуйте ножки! – Топ-топ-топ!

Здравствуйте щёчки! – Плюх- плюх- плюх!

Здравствуйте губки! – Чмок-чмок-чмок!

А теперь пройдем, сядем на стульчики за стол, Логопед просит детей представиться.

Логопед: Ребята, какое время года у нас на улице?

Логопед: Молодцы. Правильно. Зима, она какая?

Дети: холодная, снежная, белая, пушистая и т.д.

Логопед: А в какие игры вы любите играть зимой на улице?

Дети: лепить снеговика; играть в снежки, кататься на санках.

На дворе у нас мороз,

Это зимушка – зима,

Снег и холод принесла.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика

Снова к нам зима пришла, Положить язык на нижнюю губу,

Много снега принесла. удерживать его неподвижно

Чтобы с горки прокатиться Рот открыт, кончик языка

Сначала надо потрудиться. упирается в нижние зубы,

среднюю часть языка выгнуть горкой

Катим, катим снежный ком Надуть щеки и удерживать их

Будим строить снежный дом. несколько минут

Мы смеялись, мы играли, Поднести ладони к лицу

Ну, а ручки замерзали- И выдохнуть со звуком [Х]

Надо ручки пожалеть,

Надо ручки нам погреть.

Ша-ша- ша, снег кружится не спеша «Фонарики» кистями рук

Шо-шо-шо, мы гуляем хорошо «Пальчики шагают»

Ши-ши-ши, свежим воздухом дыши Вдох через нос, выдох через рот

Шу-шу-шу , я домой спешу «Пальчики шагают»

Ветер дует, снег валит Растянуть губы в улыбку,

Нам домой идти велит. Пустить холодную воздушную струю.

Ой, девочки, мы с вами заигрались, а сколько у нас времени посмотрите на часики. Нам пора домой нас мама ждёт.

Мы с вами пешком быстро не доберёмся, поэтому мы с вами поедем на лошадке.

Скачем, скачем на лошадке.

Очень цокать нам приятно.

Ритм копытца отбивают.

Язычок им помогает.

Приехали домой вовремя, а мама испекла нам пирожки.

За окном опять снежок,

А я все ем свой пирожок.

Мы поели пирожки, и запили сладким чаем.

Логопед: Девочки сегодня утром пришло письмо, оно адресовано Маше и Милане. Это вы?

Ответы детей (Да)

Логопед: Давайте, письмо откроем и прочтём.

Логопед открывает письмо и читает:

Из зимнего леса пишу вам друзья

Остался один на полянке я.

Очень грустно одному,

Сильно я скучаю,

Очень, очень я боюсь,

Что с тоски растаю.

Кто же это нам письмо прислал? Ничего не понимаю. Может, вы девочки знаете?

Ответы детей (Снеговик)

Логопед: Надо нам тогда отправиться в зимний лес, и поиграть со снеговиком. Пойдем?

Логопед: Хорошо, теперь мы встаём и отправляемся в путь.

По сугробам мы идём высоко поднимают ноги

А по льду легко – легко на носочках

В гости мы к снеговику спешим бег

Поиграть мы с ним хотим

Тихо в зимнем лесу, но что я слышу. Кто это стоит? Да ведь это снеговик!

Снеговик стоит унылый,

Скучно всё же одному.

Мы сейчас ему покажем,

Как слепить его расскажем.

Раз – рука, два – рука – вытягиваем вперёд одну руку, потом другую

Лепим мы снеговика! имитируем лепку снежков

Три – четыре, три – четыре, поглаживают ладонями шею

Нарисуем рот пошире! “рисуем” рот

Пять – найдем морковь для носа, кулачок приставили к носу

Угольки найдем для глаз. кружки из пальцев приставить к глазам

Шесть – наденем шляпу косо. приставляют ладони ко лбу “козырьком”

Пусть смеется он у нас. растирают лоб.

Семь и восемь, семь и восемь, « пружинка»

Мы сплясать его попросим.

Дети: Здравствуй снеговик!

Снеговик: Здравствуйте ребятишки, очень рад, что вы ко мне пришли в гости.

Логопед: Мы пока тебя нашли, замерзли. Давай вместе согреемся и попляшем.

Звучит композиция Железновых «Мороз»

Снеговик: Молодцы ребятки! Развеселили меня. Спасибо вам большое. Но у меня для вас есть сюрприз. Интересный кукольный театр. Кто знает, как называется эта сказка?

Дети: Заюшкина избушка.

Логопед: Вернёмся домой и поиграем. А теперь нам пора возвращаться. Давайте попрощаемся со снеговиком.

Дети: До свидания, снеговик.

Дети возвращаются домой, выполняя упражнение «По сугробам мы идем». Садятся на стульчики, логопед достает персонажей сказки «Заюшкина избушка», и просит детей рассказать и показать сказку.

Музыкальное сопровождение «До свидания ладошки!»

ГЛАВА 3. МУЗЫКОТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ И ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

ГЛАВА 3. МУЗЫКОТЕРАПИЯ

В КОРРЕКЦИОННОЙ И ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Музыкотерапия – это лечение посредством музыки, творческого самовыражения. Музыка может менять душевное и физическое состояние человека; об этом знали еще древние.

В настоящее время музыкотерапию считают самостоятельным направлением, своеобразным разделом психотерапии, на нее возложен ряд задач по психокоррекции. Несмотря на то, что использование музыки в лечебных целях получает в настоящее время все большее распространение, теоретические аспекты музыкотерапии до конца не разработаны. Для построения гипотез, объясняющих воздействие музыки как психотерапевтического приема, использовались различные концепции.

Приверженцы ассоцианизма, рассматривая в качестве отдельно взятого элемента разнообразные виды музыкальной выразительности (это могут быть ритм, звук, тембр, гармония), усматривали причину ее позитивного действия в связях, образующихся в ассоциациях в соответствии с различными переживаниями. Сторонники гештальт-психологии справедливо отмечали, что восприятие музыкального созвучия не равно сумме употребляемых при этом музыкальных средств, а есть переживание нового качественного своеобразия. С точки зрения психоанализа, музыкальное произведение содержит в себе выражение патологических комплексов. В шведской школе музыкотерапии разработана теория психического резонанса. Ее идея: музыка есть отражение некоторых исходных форм психической деятельности человека через акустико-гар-монические построения. Основываясь на существующих теоретических подходах к музыкотерапии, рекомендации по лечению сводятся, в сущности, к простым выводам. Тихая и плавная музыка может успокаивать, а громкая и радостная – возбуждать и тонизировать. В большинстве случаев эти нехитрые принципы лежат в основе проводимой терапии. Остается вопрос: как же соотносятся эмоции, выражаемые в музыке, с эмоциями, присущими тому или иному типу человеческого темперамента? Проведенные исследования говорят, что музыкальные произведения, выражающие одно и то же настроение, имеют сходство по указанным в нотах темпу и ладу. Установлено, что в процессе воздействия музыки на эмоции основную роль играют лад и темп. Такие параметры, как ритм, динамика, мелодические и гармонические средства, являются дополнительными.

Это подтверждается тем, что одно и то же настроение в различных композиторских стилях может выражаться различными ритмоинтонационными, гармоническими и тембровыми средствами (произведения И. С. Баха и Д. Д. Шостаковича, А. Вивальди и И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева и Ф. Шуберта). От произведений старых мастеров до наших дней увеличивается структурная и семантическая сложность музыки, но сами эмоции при этом существенно не меняются.

Ученые заметили, что музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется. В частности, звуки кларнета влияют в основном на кровообращение. Звуки скрипки, а также фортепиано оказывают успокаивающее действие на нервную систему; флейта оказывает релаксирующее воздействие на организм.

При выборе музыкальных произведений необходимо учитывать основное настроение и параметры музыки. Так, например, медленная мажорная музыка передает спокойное настроение. Она мягкая, созерцательная, элегическая, напевная. К таким произведениям относятся: ноктюрн фа мажор, этюд ми мажор Ф. Шопена; «Аве Мария» Ф. Шуберта; «Лебедь» К. Сен-Санса; концерт для фортепиано с оркестром № 2 (начало 2-й части) С. В. Рахманинова; ноктюрн из струнного квартета А. П. Бородина. Быстрая мажорная музыка передает радостное настроение: «Праздничная увертюра» Д. Д. Шостаковича; финалы «Венгерских рапсодий» № 6, 12 Ф. Листа; «Маленькая ночная серенада» В. А. Моцарта, финалы симфоний № 5, 6, 9 Л. ван Бетховена. Медленная минорная музыка передает печаль, создает трагическое, тоскливое, унылое, сумрачное впечатление. Это «Смерть Озе», «Жалоба Ингрид» Э. Грига; прелюдия до минор, ноктюрн до минор, траурный марш из сонаты си бемоль минор Ф. Шопена; начало 5 симфонии и финал 6 симфонии П. И. Чайковского.

Быстрая минорная музыка выражает волнение, гнев, отчаяние. Эти настроения мы услышим в этюдах Шопена № 12, 23, 24, его скерцо № 1; «Буря», «Франческа да Римини» П. И. Чайковского; финале сонат для фортепиано № 14, 23 Л. ван Бетховена.

Цель занятий с использованием музыки – создание положительного эмоционального фона, реабилитация, стимуляция двигательной функции, развитие и коррекция сенсорных процессов и сенсорных способностей, растормаживание речевой функции.

Наиболее важным для занятий детей является тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа, ритма, времени, мыслительных способностей и фантазий, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств и способности сдерживать аффекты, развитие общей тонкой и артикуляционной моторики.

Для выполнения этих задач используется организующее начало музыкального ритма и его эмоциональное влияние на поведение ребенка.

Практический материал представляет собой разнообразные задания, органически связанные с музыкой и расположенные по определенной схеме занятия, предусматривающей правильное чередование физических и психических нагрузок. Музыкальное сопровождение регулирует темп и характер движений, то медленных, то быстрых, то плавных, то отрывистых. С самого начала музыка должна направлять поведение ребенка, сдерживать излишнюю возбудимость у одних и активизировать пассивность и инертность у других. Ребенок должен сам чувствовать руководящую роль музыки.

Непосредственное лечебное воздействие музыки на нервно-психическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии. Музыкотерапия содержит систему разнообразных дифференцированных методов, одни из которых являются, безусловно, традиционными, другие определенным образом модифицированы в соответствии со спецификой речевого нарушения. Музыкотерапия включает прослушивание музыкальных произведений, пение песен, ритмические движения под музыку, сочетание музыки и изодеятельности. У детей дошкольного возраста успокаивающий либо активизирующий эффект музыки достигается посредством соответствующего музыкального оформления игр. Музыка также может применяться во время выполнения ребенком какой-либо самостоятельной работы, при которой не допускается речевое общение.

Музыкальная ритмика применяется при терапии расстройств двигательных и речевых функций, коррекции замедленного развития психомоторики, нарушенного чувства ритма, отклонений в речевом дыхании. С дошкольниками она осуществляется в виде занятий, сочетающихся с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой. Музыкотерапия используется при речевых патологиях органического происхождения, оказывает благотворное влияние на интеллектуальную деятельность, положительно влияет музыка на учебную деятельность, повышение мотивации учебы, возрастание удовлетворенности учением.

Музыка в упражнениях, активизирующих внимание.

Здесь речь идет о быстрых и точных реакциях на зрительные и слуховые раздражители, о развитии внутреннего торможения и о ряде других качеств ребенка, требующих гибкости процессов ЦНС и их усовершенствования. Звучание разнохарактерной музыки должно вызывать у детей ту или иную двигательную реакцию. Этим достигается быстрое переключение с одного движения на другое, внимательное отношение к музыке.

Читайте также

МЕТОДИКА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

МЕТОДИКА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ Коррекция при обучении тех детей с ринолалией, которые имеют только фонетические нарушения, проводится следующим образом.1. Активация работы артикуляционного аппарата. При этом используются различные приемы, обусловленные состоянием

ГЛАВА 5 ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ В КОРРЕКЦИОННОЙ И ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

ГЛАВА 5 ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ В КОРРЕКЦИОННОЙ И ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКЕ Точечный массаж (акупрессура) – один из древнейших и простейших применяемых народами Востока способов профилактики и лечения болезней. Мудрые целители Востока обратили внимание, что у человека на теле

ГЛАВА 1 ФИТОТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ И ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

ГЛАВА 1 ФИТОТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ И ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКЕ Неисчерпаемая кладовая природного лекарственного сырья – растения. Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений. С древнейших времен различные растения применяются людьми с терапевтической целью.

ГЛАВА 2. АРОМАТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ И ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

ГЛАВА 2. АРОМАТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ И ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКЕ Ароматерапией называют лечение болезней с помощью различных растительных эссенций, обладающих выраженным приятным запахом. Данный способ терапевтического воздействия именуют также терапией гармонии, потому

ГЛАВА 4. ХРОМОТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ И ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

ГЛАВА 4. ХРОМОТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ И ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКЕ Хромотерапия – наука, изучающая свойства цвета. Цвет как компонент мироощущения оказывает влияние на формирование человека.На заре человеческой цивилизации люди поняли, что цвета имеют определенное значение и

ГЛАВА 5 ЛИТОТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ И ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

ГЛАВА 5 ЛИТОТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ И ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКЕ Термин «литотерапия» происходит от греческих слов lithos – «камень» и therapeia – «лечение». Стремление человека к познанию заставляет обращаться к мудрости предков, не случайно современная медицина весьма успешно

Глава 9 Основы лечебной кулинарии

Глава 9 Основы лечебной кулинарии В настоящей главе разобраны основные вопросы первичной обработки пищевых продуктов, тепловая обработка и изменения продуктов при ней, особенности приготовления диетических блюд.Также рассмотрим технологические приемы приготовления

Глава 5. Цена лечебной воды или бальнеотерапия

Глава 5. Цена лечебной воды или бальнеотерапия В наш стрессовый век трудно найти человека, о котором можно с уверенностью сказать: стопроцентно здоров. Да мы и сами знаем, если серьезные хвори пока еще не одолели, то мелких – хватает. Правда от них не умирают, но неприятные

Музыкотерапия для малыша

Музыкотерапия для малыша Огромное влияние на ребенка оказывают не только самочувствие и здоровье матери, но и настроение, ощущения женщины, ее контакты с окружающим миром. Ей хорошо – и у ребенка формируются здоровые органы, она не в духе – ребенок это остро чувствует,

Читайте также:  Использование технологии совместной проектной деятельности в работе учителя-логопеда ДОУ

Массаж с лечебной грязью

Массаж с лечебной грязью Требуется: 40 г лечебной глины, 1/2 стакана воды.Способ приготовления. Разведите глину в воде до получения не слишком жидкой кашицы.Способ применения. Берите на ладонь понемногу глины и аккуратно массируйте пораженные участки. Затем оставьте глину

Примочки с лечебной грязью

Примочки с лечебной грязью Требуется: 30 г лечебной грязи, 1 стакан воды, кусок мягкой ткани.Способ приготовления. Смешайте грязь с водой до получения однородной жидкости. Смочите в растворе ткань.Способ применения. Наложите ткань на пораженный участок и закрепите. Держите

Натирание с лечебной грязью

Натирание с лечебной грязью Требуется: 50 г вазелина, 30 г лечебной грязи.Способ приготовления. Смешайте вазелин с грязью до однородной кашицы.Способ применения. Берите понемногу смеси и натирайте пораженные участки осторожными, медленными движениями. Выдержите 30 мин,

Музыкотерапия

Музыкотерапия Музыкотерапия – психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.Лечебное действие музыки на организм человека известно с древних времен.Сегодня врачи выделяют три основных направления лечебного действия музыкотерапии:•

Глава 20 О дефектах строения опорно-двигательного аппарата, лечебной физкультуре и нерешенных вопросах

Глава 20 О дефектах строения опорно-двигательного аппарата, лечебной физкультуре и нерешенных вопросах Иметь крепкое здоровье, пожалуй, первостепенное желание каждого разумного человека. Однако к пониманию того, что одного желания здесь недостаточно, люди обычно

Музыкальная деятельность как средство коррекции в развитии детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 28.07.2019 2019-07-28

Статья просмотрена: 1459 раз

Библиографическое описание:

Буцкая, Ж. Н. Музыкальная деятельность как средство коррекции в развитии детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи / Ж. Н. Буцкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 30 (268). — С. 114-115. — URL: https://moluch.ru/archive/268/61800/ (дата обращения: 07.01.2021).

В статье рассматриваются проблемы, посвященные значению музыкальной деятельности в детском саду как средству коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Автор обозначает основные виды музыкальной деятельности и исследует их влияние на процесс коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: музыкальная деятельность, коррекция, слушание, пение, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование.

В настоящее время современная дошкольная педагогика становится ориентированной и на коррекционную работу при помощи различных видов искусства. Музыка является одним из важнейших средств развития и воспитания личности ребёнка с тяжёлыми нарушениями речи и активным его включением в культурно-образовательный социум.

Известен интерес ученых к проблеме влияния музыки на организм человека, который проявился в работах таких исследователей как В. М. Бехтерев, И. М. Сеченов, Г. П. Шипулин и др. Музыка осуществляет благотворное воздействие на различные системы организма человека: дыхательную, двигательную, сердечно-сосудистую [3, с. 15].

Музыкальная деятельность в детском саду способствует коррекции недостатков, свойственных детям с нарушениями речи. Помимо речевых нарушений у воспитанников наблюдаются ухудшение мелкой и артикуляционной моторики, дефицит таких процессов, как внимание, речеслуховое восприятие, память, зрительно-пространственная ориентация. Однако музыкальная деятельность обеспечивает тренировку органов слуха, развитие дыхания, ловкости, выносливости, свободы движений. Корректируется дефектное произношение, приводящее к смазанности речи.

Работа с детьми с тяжёлыми нарушениями речи в детском саду осуществляется по следующим видам музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование.

Слушание является ведущим видом музыкальной деятельности, поскольку лежит в основе других видов. Дети учатся различать звуки музыкальных инструментов, находить разницу в силе, высоте и длительности звука. Слушание также способствует развитию чувства ритма и темпа. Восприятие музыки становится более эффективным, если прослушивание комбинировать с одновременными музыкальными движениями (хлопки, притопы, отстукивания). Детям легче передать характер именно движением, чем словесно. Работа, которая проводится по тренировке чувства ритма, далее помогает перенести это умение в движение, а позже — в речь [1, с. 8]. Детям предлагается доступный по содержанию музыкальный материал, например, классические произведения «Рондо-марш» Д. Кабалевского, «Вальс цветов» П. Чайковского, «Вечерняя сказка» А. Хачатуряна, и др. Большое значение в слушании музыки играют игры. Так для определения музыкального жанра «Походный марш» Д. Кабалевского применяется ритмическая игра «Мосток».

Целью такого вида музыкальной деятельности, как пение, является развитие вокальных задатков ребёнка, чистого интонирования мелодии. Пение для детей с тяжелыми нарушениями речи способствует нормализации деятельности речевого аппарата — его дыхательных, артикуляционных, голосообразующих составляющих — улучшению произносительной стороны речи, а также развитию памяти, воображения, музыкально-сенсорных способностей.

На первоначальных этапах работы следует поработать над четким произношением текста, осваиванию певческих навыков. Для этого активно используются чистоговорки («Мы вскопали огород», «Орешки»), и распевки с движением («Листопад», «Тучка» М. Картушиной, «Лесенка» Е. Тиличеевой). Следует не забывать о развитии дыхания при помощи упражнений, например, «Ветер» Б. Толкачова, «Снегирек», «Собачки» и др [2, с. 21].

Музыкально-ритмические движения при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи учат владению телом, готовят к развитию навыков основных танцевальных движений, которые будут в дальнейшем использованы в плясках, хороводах и играх. Применение некоторых предметов (флажки, султанчики, ленточки, платочки и т. д.) способствуют развитию двигательной активности. Музыка в сочетании с использованием игрушек или атрибутов вызывают у детей желание двигаться и танцевать.

Музыкальные игры в сочетании с пением, а также хороводы решают проблему с координацией детей, упорядочивают темп движений (игра «Яблочко», «Рябинка»; хоровод «Огородная-хороводная» Б. Можжевелова) [1, с. 7].

Элементарное музицирование совершенствует чувство ритма и тембрового слуха. Полезно использовать такие произведения, как русские народные песенки, например, «Андрей-воробей», или классические — «Танец маленьких лебедей» П. Чайковского. Коррекционные задачи, выполняемые при игре на музыкальных инструментах, ориентированы также на развитие мелкой моторики при использовании таких инструментов, как колокольчики, дудочки, металлофоны, ложки; развитие координации движений — бубен, барабан, металлофон и т. д.

Полезно использовать при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи инструменты со звуками неопределенной высоты.

Таким образом, неоспорим тот факт, что музыкальная деятельность эффективно способствует решению коррекционно-развивающих задач при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

В результате, у дошкольников появляется интерес к музыке, создаются эмоциональная отзывчивость и впечатления. Ребёнок успешно учится координации движений, тренирует свой артикуляционный и дыхательный аппараты, развивает память, музыкальный слух, внимание. Музыкальные занятия благотворно воздействуют на эмоциональную сферу воспитанника, тем самым ребёнок становится готовым к более сложным для него занятиям.

  1. Боромыкова, О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. Комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. — СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.
  2. Ветлугина, Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. — М.: Просвещение, 1989.
  3. Теплов, С. А. Психология музыкальных способностей. — М.: 1985.

Коррекция устной и письменной речи у учащихся младшего школьного возраста в условиях билингвизма

За последнее время несколько изменяется роль учителя-логопеда в коррекционном обучении. Число учащихся с отклонениями в речевом развитии постоянно растёт. Ежегодно обследуя учащихся в школе, я отметила, что 30% детей имеют то или иное нарушение речи. Среди этих учащихся с каждым годом наблюдался прирост отдельной групп, для которых русский язык не является родным. Это так называемые двуязычные дети.

Современное общество сопряжено со значительной миграцией населения или проживанием некоренного населения в русскоязычной среде, в которой они, как правило, не теряют родной язык, в связи с чем, развитие речи детей протекает в условиях билингвизма. Билингв в школе-это ребёнок, который более или менее постоянно пользуется в жизни двумя языками. У таких учащихся речевое общение осуществляется по законам данного языка, который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения.

Проблема коррекционного обучения учащихся с нарушением чтения и письма, овладевающих русским языком как вторым, становится всё более актуальной в связи с расширением межкультурных контактов. Эти дети, вынужденные переселенцы, находятся в особо трудных условиях: ребёнок отличен от среды своего нового местонахождения своей культурой; он не знает или плохо знает язык школьной системы, а также психологию, на которую язык опирается. Часто эти дети не посещают детские сады или переезжают непосредственно перед поступлением в школу.

Многие авторы (И.В. Прищепова, А.Н. Корнев и др.) причиной нарушения чтения и письма у младших школьников называют билингвизм. А.Н. Корнев отмечает, что при наличии билингвизма у учащихся необходим выбор адекватных методов обучения грамоте. Дети, сменившие язык обучения, относятся к группе риска по дислексии и дисграфии и должны получать индивидуальную помощь при освоении второго языка.

Основная цель логопедических занятий в школе: восполнение пробелов по программе русского языка, предупреждение дисграфии и дислексии.

Задачи программы:

  1. Обогащение и уточнение словарного запаса учащихся.
  2. Формирование навыков словообразования и словоизменения.
  3. Обучение произношению слов различной слоговой структуры.
  4. Обучение правильному согласованию различных частей речи.
  5. Отрабатывание понимания пространственного значения предлогов.
  6. Обучение правильному грамматическому оформлению предложений.
  7. Развитие слухового внимания и восприятия, обучение дифференциации понятий твёрдые и мягкие согласные.
  8. Обучение использованию приобретенных навыков в самостоятельной речи.
  9. Воспитание терпимости и взаимоуважения в условиях межнационального общения.

Методологической основой исследования являются фундаментальные положения психологии о языке, как важнейшем средстве общения и познания, его связи с мышлением, теория речевой деятельности (Л.С. Выготский, А. Р. Лурия); современные положения о закономерностях речевого развития (Б. Г. Ананьев, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, Т. Н. Ушакова); теория ведущей роли обучения в развитии (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин); теоретические положения об особенностях усвоения второго (иностранного) языка (И. А. Зимняя, А. А. Залевская); положения о системном характере речевых нарушений разработанные Р. Е. Левиной; устранение нарушений письменной речи у младших школьников (И. Н. Садовникова, Л. Н. Ефименкова).

Особенности нарушения письменной и устной речи у школьников при двуязычии является недостаточно освященными в современной отечественной логопедии. Как показывает практика, имеющиеся у учеников нарушения устной и письменной речи, часто не уменьшаются к концу коррекционного курса. Недостаточная эффективность традиционной логопедической работы может быть связана как с неразработанностью вопроса в теоретическом и практическом плане, так и с игнорированием специфических проявлений этих нарушений, обусловленных непосредственно двуязычием. Изучение данной проблемы позволит расширить представление о характере трудностей овладения речью и письмом у младших школьников при двуязычии, более дифференцированно подходить к проблемам школьной неуспеваемости.

Этапы коррекционной работы с учащимися:

1 . Диагностика.

Этому этапу уделяю большое внимание, так как именно он даёт направление работы на учебный год.

Обследуя учащихся, выделяю следующие группы:

  • особенности устной речи детей с билингвизмом (рассматриваю случаи интерференции, т.е перенос особенностей родного языка в иностранный);
  • сформированность лексико-грамматического оформления и понимания речи;
  • письменная речь.

Использую следующие методы логопедического и нейропсихологического обследования детей дошкольного и школьного возраста: Т.А. Ахутиной, О.Е.Грибовой, Р.И.Лалаевой, Л.Ф.Спировой, Г.В.Чиркиной, А.В.Ястребовой и авторские методики.

2. Основной (коррекционный) этап работы проводится по календарно-тематическому планированию логопедических занятий. Основная работа проходит регулярно на всех занятиях в течение года.

На всех логопедических занятиях ввожу различный объём упражнений. Использую разнообразный речевой и неречевой материал: всякого рода иллюстрации, предметные картинки, числовые категории, тексты различного объёма и жанра; различные языковые единицы (звуки, буквы, слоги, слова, звуко-комплексы, словосочетания, предложения, скороговорки, пословицы, прибаутки, а также деформированные фрагменты языковых единиц); предметную наглядность, другие объекты чувственного восприятия (неречевые звуки, цвета, запахи, объекты осязательного восприятия).

Система упражнений направлена на:

Особенности коррекционной работы по формированию лексико-грамматических категорий у учащихся с билингвизмом. На занятиях изучаются все базовые параметры грамматики русского языка: предложные конструкции (предлоги); различные типы предложений; падежные конструкции; согласование различных частей речи; словообразование и словоизменения и т.д.

В своей работе использую специальную авторскую программу курса занятий для двуязычных детей, предложенную Н.А.Румега, рекомендации Т.А.Ткаченко.

Начальный период обучения письменной речи имеет целью воспитание сложного единства, включающего представления об акустическом, артикуляционном, оптическом и кинестетическом образе слова. Выявляю специфические ошибки письма: пропуски букв и слогов, замены, перестановки, вставки, смешения, ошибки на уровне слова (контаминации, персеверации), ошибки на уровне предложения. Для преодоления ошибок упражняемся в списывании, слуховых и графических диктантах.

Работа ведётся по методике И.Н.Садовниковойи Л.Н.Ефименковой.

Анализ результативности исследования показывает положительную динамику учебных результатов отдельных учащихся к концу первого года обучения. Одной из составляющих модели организации образовательного процесса в условиях внедрения ФГТ является совместная деятельность взрослого и детей. Следует отметить, что коррекционная работа должна проходить в условиях организованного комплексного воздействия (логопедического и педагогического) с учётом продуктивности интегративного подхода к построению её содержания.

Рыбакова Татьяна Викторовна,
учитель-логопед высшей кв. категории,
МБОУ «Школа №56″

Ссылка на основную публикацию