Музыкотерапия в коррекции речевых нарушений дошкольников

Музыкотерапия как средство коррекции речевых нарушений
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

В статье дан анализ коррекции речевых нарушений у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
statya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Музыкотерапия – эффективное средство здоровьесбережения и коррекции речевых нарушений дошкольников Дети с речевыми нарушениями часто не контролируют своё дыхание, расходуя его в процессе высказывания нерационально, имеют быстрый темп речи, говорят на вдохе. У них слабо развито музыкально-ритмическое чувство, слуховое восприятие, интонационная, ритмическая, мелодическая сторона речи, двигательная и эмоционально-волевая сфера. Музыка, как наиболее доступный детскому восприятию вид искусства, является мощным стимулом коммуникации и интеграции. Действуя на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический, она позволяет установить равновесие в деятельности нервной системы, совершенствовать дыхательную функцию, регулировать движения, корректировать темпераменты. Для детей актуально снятие психоэмоционального и мышечного напряжения, развитие чувства темпа и ритма, мыслительных способностей, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, растормаживание речевой функции. Поэтому в целях социализации и коррекции данной категории дошкольников мною применяются как традиционные, так и альтернативные приемы музыкального воздействия для нормализации эмоционального состояния, двигательных и речевых расстройств. К традиционным относится логоритмика (тесная связь слова, музыки и движения), в процессе которой активизируется словарный запас, отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал, развивается мышечная активность и метроритмическое чувство следующими средствами:

• Музыкально-ритмические движения и речевые игры со словом (развитие координации движений, метроритмического и темпового восприятия).

• Пение (активизация речи, развитие речевого и певческого дыхания, голоса, звукообразования, артикуляции, интонации);

• Игра на музыкальных инструментах (развитие чувства темпа и ритма, мелкой моторики, координации движений, самоконтроля).

• Музыкально-игровая деятельность (в соответствии с психофизическим развитием дошкольников нарушенное дыхание при выполнении двигательных заданий у детей с ТНР легко поддается коррекции в игре при исполнении ребенком речитатива или песни с движением).

• Музыкальные упражнения для развития творческой инициативы (поисковая творческая активность детей в певческих, двигательных и инструментальных импровизациях является залогом психологической устойчивости, обогащает и расширяет эмоциональные переживания.

• Пальчиковая гимнастика с пением (координация движений, развитие мелкой моторики, речи и мышления).

Нетрадиционные музыкотерапевтические приемы включают в себя:

• Прослушивание классических произведений в исполнении симфонического оркестра. При правильном подборе музыка оказывает воздействие на психофизиологический уровень активности организма. Воздействуя на человека на уровне биорезонанса, музыка изменяет частоту дыхания, пульс, ритмы электрической активности мозга. Мажорная динамичная мелодия тонизирует ц. н. с., поднимает настроение и артериальное давление, ускоряя работу сердца, а минорная мелодичная спокойная музыка снимает перевозбуждение, уместна для релаксации.

• Пропевание гласных звуков и нот звукоряда на диафрагмальном дыхании. Актуально для развития дыхательного аппарата, звукообразования, профилактики бронхо-легочных заболеваний. Методика основана на взаимосвязи между голосом, акустической вибрацией и нервными центрами. Воздействие гласных звуков и нот звукоряда на организм различно, т.к. характерна своя амплитуда колебания голосовых связок. Пропевание одних – подзаряжает энергией, других – успокаивает, снимает напряжение, являясь профилактикой против стресса. Кроме того, каждый звук положительным образом воздействует на определенный орган человека. Диафрагмальное дыхание укрепляет дыхательную систему, является массажем внутренних органов, повышая сопротивляемость к простудным и другим заболеваниям. Методика пропевания: заняв позу балерины, сделать глубокий вдох (животом), задержать дыхание и, пропевая звук, использовать энергию полного выдоха, представив, как звук уходит ввысь золотой нитью.Высота звучания голоса должна быть удобной для поющего, продолжительность – до полного выдоха, время пропевания одной гласной – несколько минут.

• Звуковые игры с согласными звуками. Позволяют автоматизировать звуки, совершенствуют дыхательную функцию. Являются оздоровительным средством при простудных заболеваниях, снимают усталость и напряжение. Примеры: Игра «Самолет». Полезно выполнять при начинающемся насморке. Нужно закрыть глаза, раскинуть руки, сделать вдох и звучать, как самолет, который находится далеко, затем он приближается (звук становится громче), затем звучит очень громко, затем «самолет удаляется». Типична звуковая игра «Ветер», когда звучит «В», имитируя завывание ветра. Игры со звуком «Ж» («Жуки»), снимают кашель, со звуком «З» — лечат горло. Снять усталость помогут игры со звуками «Тр-тр-тр» («Заводим мотор»), «Ш», который расслабляет, снимает напряжение («Сдуваем шарик») и т.д.

• Двигательные ритмические упражнения, танцы. Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Движение и танец снимают нервно-психическое напряжение, обладая психотерапевтическим эффектом.

• Психогимнастические упражнения и этюды под музыку. Упражнения с попеременным мышечным напряжением и расслаблением, игры на устранение отрицательных эмоций, релаксационные упражнения и этюды с музыкальным сопровождением развивают мимику и выразительность движений, снимают напряжение, создавая спокойное настроение и расслабленное состояние маскулатуры. Пример: этюд на расслабление мышц «Штанга». Дети поднимают воображаемую штангу, напрягая мышцы рук, затем бросают ее, расслабляя мышцы.

• Массаж, самомассаж под музыку. Под влиянием массажа (поглаживание, растирание, разминание) в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, достигающие коры головного мозга. Массаж тонизирует центральную нервную систему, повышая её регулирующую роль в работе всех систем и органов, оказывает общеукрепляющее действие, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц, стимулирует деятельность нервных центров. Пример: «Паучок» Паучок ходил по ветке (движение «краб» по спине партнёра) А за ним ходили детки. Дождик с неба вдруг полил, (постукивание по спине ладошками) Паучка на землю смыл. (стряхивание со спины ладошками) Солнце стало припекать, (поглаживание спины) Паучок ползёт опять. (движение «краб» по спине партнера) А за ним ползут и детки, Чтобы погулять на ветке. Проводится повторный массаж со сменой партнера.

• Музыкальная гимнастика для глаз. Способствуют развитию концентрации внимания, навыков волевой регуляции, умение управлять движениями и контролировать свое поведение.

• Музыкально-психологические формулы. Песенки-приветствия (создают доброжелательный настрой), «прощальные» песенки (подводится итог прошедшей деятельности, создается настрой на предстоящую деятельность), музыкальные формулы самовнушения на преодоление стрессовых ситуаций эффективны для поддержания душевного здоровья и эмоционального фона. Являются важным фактором психологической устойчивости, что необходимо в достижении физического здоровья. Пример: «Я — хороший, ты – хороший» Я, я, я самый умный. Я, я, я самый добрый. Я, я, я просто чудо. Я люблю всех вас! Ты, ты, ты самый умный. Ты, ты, ты самый добрый. Ты, ты, ты просто чудо. Я люблю вас всех! Таким образом, эффективность применения традиционных и альтернативных форм музыкотерапии в организованной и самостоятельной деятельности, режимных моментах состоит в коррекции психоэмоциональных состояний и речевых нарушений детей с ТНР, музыкально-художественном развитии и профилактике простудных и других заболеваний.

Музыкотерапия в коррекционной логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
статья по логопедии по теме

В статье рассказывается о необходимости проводить корреционную логопедическую работу с использованием музыкального материала.,который помогает успешно решать непростые задачи, стоящие перед логопедом.

Скачать:

ВложениеРазмер
muzykoterapiya_v_korrektsionnoy_i_lechebnoy_pedagogogike.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Музыкотерапия в коррекционной и лечебной педагогогике.

М узыкотерапия –это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека знали еще в Древней Греции и других странах.

Медиками установлено, что приятные эмоции , вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга. Улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение.

Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему.

Ученые заметили, что музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется.

Так, например, игра на кларнете влияет преимущественно на кровообращение, скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее воздействие.

Непосредственное лечебное воздействие музыки на нервно-психическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии.

В дошкольном возрасте успокаивающий или возбуждающий эффект музыки достигается путем музыкального оформления различных игровых ситуаций, сопровождения традиционных

коррекционных занятий логопеда с детьми.

Музыкальная ритмика широко используется при лечении двигательных и речевых расстройств, тиков, заикания. Нарушений координации, расторможенности, моторных стереотипов, коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания .

С детьми дошкольного возраста она осуществляется в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, при выполнении дыхательной гимнастики, при воспроизведении заданного ритма, как в ускоряющемся, так и в замедленном темпе.

Музыка используется так же при выполнении детьми самостоятельной работы, когда исключается речевое общение.

Громкость звучания должна быть строго дозированной.Звук не должен быть громким и в то же время чрезмерно тихим.

Использование музыкотерапии при речевых нарушениях оказалось весьма оправданным и эффективным за счет мощного воздействия музыки на эмоциональную сферу ребенка.

Музыкотерапия использует наряду с традиционными методами воздействия и нестандартные, которые определенным образом модифицированы в соответствии со спецификой речевого нарушения.

Музыкотерапия включает следующие виды деятельности:

-прослушивание музыкальных произведений

-прослушивание голосов природы, пения птиц и т.д.

-выполнение ритмических движений под музыку(включающие общую, мелкую и артикуляционную моторики),сочетание музыки и изодеятельности.

Как показывает опыт, музыкотерапевтическое направление в коррекционной работе логопеда способствует :

-улучшению общего эмоционального состояния детей

-улучшению исполнения качества движений (развивается выразительность, ритмичность, координированность, плавность, улучшается серийная организация движений, развиваются ощущения, восприятие, представления, происходит стимулирование речевой функции, нормализуются тембр, темп, ритм, выразительность интонации.

Музыкотерапию необходимо использовать в коррекционной логопедической работе с детьми.

-использовать для прослушивания, чтобы добиться нужного терапевтического эффекта, можно только то произведение, которое нравится всем детям.

-лучше использовать музыкальные произведения, которые знакомы детям. Они не должны привлекать внимания детей своей новизной, отвлекать от главного, будь-то выполнение артикуляционной гимнастики, рисование или какой-либо другой вид деятельности.

-продолжительность прослушивания не должна превышать более 10-ти минут. Как правило это только одно музыкальное произведение.

Музыкотерапия как средство коррекции недостатков речевого развития

Наталия Богомолова
Музыкотерапия как средство коррекции недостатков речевого развития

Музыкотерапия – эффективное средство здоровьесбережения и коррекции речевых нарушений дошкольников Дети с речевыми нарушениями часто не контролируют своё дыхание, расходуя его в процессе высказывания нерационально, имеют быстрый темп речи, говорят на вдохе. У них слабо развито музыкально-ритмическое чувство, слуховое восприятие, интонационная, ритмическая, мелодическая сторона речи, двигательная и эмоционально-волевая сфера. Музыка, как наиболее доступный детскому восприятию вид искусства, является мощным стимулом коммуникации и интеграции. Действуя на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический, она позволяет установить равновесие в деятельности нервной системы, совершенствовать дыхательную функцию, регулировать движения, корректировать темпераменты.

Для детей актуально снятие психоэмоционального и мышечного напряжения, развитие чувства темпа и ритма, мыслительных способностей, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, растормаживание речевой функции.

Поэтому в целях социализации и коррекции данной категории дошкольников мною применяются как традиционные, так и альтернативные приемы музыкального воздействия для нормализации эмоционального состояния, двигательных и речевых расстройств. К традиционным относится

-логоритмика (тесная связь слова, музыки и движения, в процессе которой активизируется словарный запас, отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал, развивается мышечная активность и метроритмическое чувство следующими средствами:

Музыкально-ритмические движения и речевые игры со словом (развитие координации движений, метроритмического и темпового восприятия).

• Пение (активизация речи, развитие речевого и певческого дыхания, голоса, звукообразования, артикуляции, интонации);

• Игра на музыкальных инструментах (развитие чувства темпа и ритма, мелкой моторики, координации движений, самоконтроля).

Музыкально-игровая деятельность (в соответствии с психофизическим развитием дошкольников нарушенное дыхание при выполнении двигательных заданий у детей с ТНР легко поддается коррекции в игре при исполнении

Музыкальные упражнения для развития творческой инициативы (поисковая творческая активность детей в певческих, двигательных и инструментальных импровизациях является залогом психологической устойчивости, обогащает и расширяет эмоциональные переживания.

• Пальчиковая гимнастика с пением (координация движений, развитие мелкой моторики, речи и мышления).

Нетрадиционные музыкотерапевтические приемы включают в себя:

• Прослушивание классических произведений в исполнении симфонического оркестра. При правильном подборе музыка оказывает воздействие на психофизиологический уровень активности организма. Воздействуя на человека на уровне биорезонанса, музыка изменяет частоту дыхания, пульс, ритмы электрической активности мозга. Мажорная динамичная мелодия тонизирует ц. н. с., поднимает настроение и артериальное давление, ускоряя работу сердца, а минорная мелодичная спокойная музыка снимает перевозбуждение, уместна для релаксации.

• Пропевание гласных звуков и нот звукоряда на диафрагмальном дыхании. Актуально для развития дыхательного аппарата, звукообразования, профилактики бронхо-легочных заболеваний. Методика основана на взаимосвязи между голосом, акустической вибрацией и нервными центрами. Воздействие гласных звуков и нот звукоряда на организм различно, т. к. характерна своя амплитуда колебания голосовых связок. Пропевание одних – подзаряжает энергией, других – успокаивает, снимает напряжение, являясь профилактикой против стресса. Кроме того, каждый звук положительным образом воздействует на определенный орган человека. Диафрагмальное дыхание укрепляет дыхательную систему, является массажем внутренних органов, повышая сопротивляемость к простудным и другим заболеваниям. Методика пропевания: заняв позу балерины, сделать глубокий вдох (животом, задержать дыхание и, пропевая звук, использовать энергию полного выдоха, представив, как звук уходит ввысь золотой нитью. Высота звучания голоса должна быть удобной для поющего, продолжительность – до полного выдоха, время пропевания одной гласной – несколько минут.

• Звуковые игры с согласными звуками. Позволяют автоматизировать звуки, совершенствуют дыхательную функцию. Являются оздоровительным средством при простудных заболеваниях, снимают усталость и напряжение. Примеры: Игра «Самолет». Полезно выполнять при начинающемся насморке. Нужно закрыть глаза, раскинуть руки, сделать вдох и звучать, как самолет, который находится далеко, затем он приближается (звук становится громче, затем звучит очень громко, затем «самолет удаляется». Типична звуковая игра «Ветер», когда звучит «В», имитируя завывание ветра. Игры со звуком «Ж» («Жуки», снимают кашель, со звуком «З» — лечат горло. Снять усталость помогут игры со звуками «Тр-тр-тр» («Заводим мотор», «Ш», который расслабляет, снимает напряжение («Сдуваем шарик») и т. д.

• Двигательные ритмические упражнения, танцы. Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Движение и танец снимают нервно-психическое напряжение, обладая психотерапевтическим эффектом.

• Психогимнастические упражнения и этюды под музыку. Упражнения с попеременным мышечным напряжением и расслаблением, игры на устранение отрицательных эмоций, релаксационные упражнения и этюды с музыкальным сопровождением развивают мимику и выразительность движений, снимают напряжение, создавая спокойное настроение и расслабленное состояние маскулатуры. Пример: этюд на расслабление мышц «Штанга». Дети поднимают воображаемую штангу, напрягая мышцы рук, затем бросают ее, расслабляя мышцы.

• Массаж, самомассаж под музыку. Под влиянием массажа (поглаживание, растирание, разминание) в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, достигающие коры головного мозга. Массаж тонизирует центральную нервную систему, повышая её регулирующую роль в работе всех систем и органов, оказывает общеукрепляющее действие, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц, стимулирует деятельность нервных центров. Пример: «Паучок» Паучок ходил по ветке (движение «краб» по спине партнёра) А за ним ходили детки. Дождик с неба вдруг полил, (постукивание по спине ладошками) Паучка на землю смыл. (стряхивание со спины ладошками) Солнце стало припекать, (поглаживание спины) Паучок ползёт опять. (движение «краб» по спине партнера) А за ним ползут и детки, Чтобы погулять на ветке. Проводится повторный массаж со сменой партнера.

Музыкальная гимнастика для глаз. Способствуют развитию концентрации внимания, навыков волевой регуляции, умение управлять движениями и контролировать свое поведение.

Музыкально-психологические формулы. Песенки-приветствия (создают доброжелательный настрой, «прощальные» песенки (подводится итог прошедшей деятельности, создается настрой на предстоящую деятельность, музыкальные формулы самовнушения на преодоление стрессовых ситуаций эффективны для поддержания душевного здоровья и эмоционального фона. Являются важным фактором психологической устойчивости, что необходимо в достижении физического здоровья. Пример: «Я — хороший, ты – хороший» Я, я, я самый умный. Я, я, я самый добрый. Я, я, я просто чудо. Я люблю всех вас! Ты, ты, ты самый умный. Ты, ты, ты самый добрый. Ты, ты, ты просто чудо. Я люблю вас всех! Таким образом, эффективность применения традиционных и альтернативных форм музыкотерапии в организованной и самостоятельной деятельности, режимных моментах состоит в коррекции психоэмоциональных состояний и речевых нарушений детей с ТНР, музыкально-художественном развитии и профилактике простудных и других заболеваний.

Интеллект-карта как средство речевого развития дошкольников «Интеллект – карта как средство речевого развития дошкольников». С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти.

Бизиборд как средство речевого развития детей раннего возраста В прошедшем 2017-2018 уч. году мне посчастливилось работать с самыми маленькими детьми в д/с – т. е я набирала детей раннего возраста от.

Консультация для воспитателей «Игра как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Содержание педагогической работы основной образовательной программы дошкольного воспитания осуществляется в рамках 5 образовательных областей.

Логоритмика как средство коррекции психоречевого развития дошкольников с задержкой психического развития «Логоритмика как средство коррекции психоречевого развития дошкольников с задержкой психического развития» МАДОУ «Центр развития ребенка.

Мелкая моторика как средство познавательно-речевого развития детей раннего возраста Ребенок — уникальная, неповторимая, яркая индивидуальность. Его субъектность и самобытность проявляются в желаниях, интересах, потребностях,.

Ментальная карта как средство речевого развития дошкольников «Времена года» Цель: систематизировать и расширять знания детей о времени года. Задачи: Образовательные: – Закреплять у детей знания о временах года,.

Презентация «Изготовление книжки-малышки, как средство речевого развития старших дошкольников» Презентация опыта работы по теме: «Изготовление книжки-малышки, как средство речевого развития старших дошкольников»уважаемые коллеги.

Проектная деятельность как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольников Евсеева Надежда Викторовна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 91» Проектная деятельность как средство формирования познавательно — речевого.

Сообщение из опыта работы «Лэпбук как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольников» Что такое лэпбук и как его использовать? Всё новое это хорошо забытое старое. Лэпбук не исключение. Если вернемся мысленно в прошлое, то.

Театрализация как эффективное средство речевого развития детей дошкольного возраста Речь является одним из важных приобретений ребенка в детстве. В активизации речевой деятельности детей огромную роль играет театрализация.

Музыкотерапия для оптимизации работы по коррекции речевых нарушений

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.

Нарушения речи в той или иной степени отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности. Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут негативно отразиться на формировании личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоцианально-волевой сферы. Отмечаются склонность к колебаниям настроения, переходы от импульсивного состояния к заторможенному. Таким образом, речевое недоразвитие у детей осложняется различными неврологическими, психопатологическими синдромами, а так же страдают вегетативные функции. То есть вторично возникают явления психического недоразвития, а также негативные личностные установки, вызванные неудачами в школе. Вторичные нарушения нередко начинают занимать ведущее место в отношении к обучению и, распространяясь на более широкий круг психологических возрастных проблем, препятствуют адекватной социальной адаптации.

Необходимость наиболее ранней коррекции вторичных нарушений обусловлена особенностями самого психического развития детского возраста. Пропущенные сроки в обучении и воспитании автоматически не компенсируются в старшем возрасте, а возникшее отставание требует уже более сложных и специальных усилий по его преодолению. Своевременная психолого-педагогическая коррекция нарушения во многом улучшает прогноз формирования личности и социальной компенсации таких детей.

Итак, дети с недоразвитием речи нуждаются в коррекции недостатков психического развития и логопедическом воздействии. Именно на логопедических занятиях можно осуществлять интегрированный подход к решению проблем, используя нетрадиционные методы коррекции.

В настоящее время особое место среди нетрадиционных методов коррекции различной структуры нарушений – занимает музыкотерапия (вид арттерапии). Музыка оказывает лечебное и коррекционное воздействие, как на физиологические процессы, так и на психоэмоциональное состояние человека. Музыкотерапия является целым психокоррекционным направлением, имеющим в своей основе два аспекта воздействия: психосоматическое и психотерапевтическое. Именно катарсистическое воздействие музыки позволяет использовать её в таком качестве в коррекционной работе с детьми, имеющими проблемы в развитии.

Наиболее важными для детей-логопатов являются тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа, ритма, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, развитие общей тонкой моторики и артикуляционной моторики.

Музыкотерапия как учебный процесс включает: прослушивание музыкальных произведений; ритмические движения под музыку; сочетание музыки и рисования. Артикуляционная (выполняется для развития подвижности, гибкости и точности движений языка) и пальчиковая гимнастика выполняются под музыку.

Необходимо учитывать и следующие рекомендации:

1) использовать для прослушивания нужно те произведения, которые нравятся и знакомы ребенку. Они не должны привлекать их внимания своей новизной, отвлекать от главного.

2) Продолжительность прослушивания – не более 10 минут в течение всего занятия.

3) Громкость звучания – строго дозированная, и, главное, умеренная.

“Исцеление мелодией” улучшает общее эмоциональное состояние ребёнка, а значит, повышает мотивацию учебы и удовлетворение учением; а также стимулирует речевую функцию.

В рамках музыкотерапии используется коррекционная ритмика, как вид активной музыкальной терапии и кинезетерапии, в основе которой лежит синтез музыко-ритмо-двигательного воздействия. Коррекционная ритмика подразделяется на несколько видов в зависимости от того, с каким видом нарушений осуществляется работа посредством ритма: логопедическая ритмика, фонетическая ритмика, коррекционная ритмика для детей с ЗПР.

Задача лечебной, коррекционной ритмики состоит в том, чтобы с помощью ритмо-физических упражнений под музыку развивать чувство ритма. Занятия проводятся по подгруппам, используются ритмические игры, дыхательная гимнастика, воспроизведение заданного ритма как в ускоряющемся, так и в замедляющемся темпе.

Как показывает опыт, музыкотерапевтическое направление работы способствует: улучшению общего эмоционального состояния детей; улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, серийная организация движений); коррекции развитию ощущений, восприятий, представлений; стимуляции речевой функции; нормализации просодической стороны речи ( темп, тембр, ритм, выразительность интонации).

Музыкотерапия

Музыкотерапия – как одно из важнейших методических средств, влияющих на психическое здоровье ребенка.

Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста.

Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Есть данные, которые подтверждают факты влияния музыки на формирующийся в период беременности женщины плод и положительное ее воздействие на весь организм человека в дальнейшем.

Музыкой можно изменить развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но, главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление.

Для настоящей музыки не существует ничего невозможного! Необходимо лишь желать ее слушать и уметь слушать.

Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью.

Развитый музыкальный слух предъявляет более высокие требования к тому, что ему предлагается. Обостренное слуховое восприятие окрашивает эмоциональные переживания в яркие и глубокие тона. Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно себе представить.

Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методики. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание.

Любой педагог, проработав в системе образования, замечает резкий рост детей с различными формами нарушений в поведении, с различными отклонениями в психике. Проще говоря, с каждым годом увеличивается число нездоровых детей, детей с нарушениями психоэмоциональной сферы. Всему этому способствуют всевозможные программы, имеющие учебно-дисциплинарную направленность, «обесчувствованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу.

Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. В детских садах все больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, детей с психосоматическими заболеваниями. Любое неадекватное поведение: лень, негативизм, агрессия, замкнутость – всё это защита от нелюбви. Ребенок способен успешно развиваться, сохранять здоровье только в условиях психологического комфорта, эмоционального благополучия

Уже в работах первого общепризнанного теоретика музыки – древнегреческого философа Пифагора – мы находим описание того, каким образом музыка может влиять на эмоциональное состояние человека. Одним из важнейших понятий в этике Пифагора была «эвритмия» – способность находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности – пении, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках, в рождении и смерти. Через нахождение этого верного ритма человек, рассматриваемый как своего рода микрокосмос, мог гармонично войти сначала в ритм полюсной гармонии, а затем и подключиться к космическому ритму мирового целого. От Пифагора, пошла традиция, сравнивать общественную жизнь, как с музыкальным ладом, так и с музыкальным инструментом.

Вслед за Пифагором Аристотель полагал, что способность музыки воздействовать на душевное состояние слушателей, связана с подражанием тому или иному характеру. Музыкальные лады существенно отличаются друг от друга, так что при слушании их у нас появляется различное настроение, и мы далеко не одинаково относимся к каждому из них; так, например, слушая другие, менее строгие лады, мы в нашем настроении размягчаемся: иные лады вызывают в нас уравновешенное настроение.

Работая в детском саду, можно наблюдать большое количество детей, которые самостоятельно не могут справиться с нервно-психическими нагрузками и перегрузками, получаемыми как в детском саду так и дома. Именно это приводит многих детей к различным формам отклоняющегося поведения. И педагоги должны всеми возможными средствами решать эти проблемы. Одним из таких средств является музыкотерапия.

Музыкотерапия – метод, использующий музыку, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.

Основными и главными задачами, определяющими музыкотерапию, являются формирование и развитие музыкальных и творческих способностей, расширение и развитие эмоциональной сферы, обучение средствами музыки ауторелаксации, развитие нравственно-коммуникативных качеств.

Организация занятий музыкотерапией требует от педагога и музыкального руководителя специального психологического образования, знания основ общей и клинической психологии, наличия музыкального педагогического образования.

Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности.

Поэтому музыкотерапию, как метод коррекции, рекомендуется использовать не только на музыкальных, но и на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, бодрящей гимнастике после дневного сна, на вечерах досуга, на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, в повседневной деятельности, самостоятельных играх и т.д.

Таким образом, каждый педагог может использовать данные упражнения в сочетании с другими играми и упражнениями, «конструировать» из отдельных композиций необходимую форму занятий.

Все элементы упражнений по музыкотерапии дают возможность использовать их не только как средство развития музыкальных и двигательных способностей детей на занятиях ритмикой, но и как игровой тренинг психических процессов: внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, а так же, как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса и т.д., в самых различных формах организации педагогического процесса в детском саду.

Если воспитатель имеет определенный навык, он может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание.

Например, на занятиях с высокой умственной нагрузкой и малой подвижностью следует использовать танцевальные композиции в качестве физкультминуток. Использование композиций на основе быстрой, веселой музыки позволяет поднять настроение детей, активизировать их внимание.

Занятия по музыкотерапии строятся по определенной схеме:

1. Разминка. Двигательные и ритмические упражнения.

2. Основная часть. Восприятие музыки.

3. Музыкальная релаксация. Аутотренинг.

В занятие включаю различные виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игры на музыкальных инструментах и обязательно элементы театрализации.

Используемый материал на занятиях

Танец, мимика, жест, как и музыка, является одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Помимо того, что они снимают нервно – психическое напряжение, помогают ребёнку быстро и легко установить дружеские связи с другими детьми группы, воспитателем, а это также дает определённый психотерапевтический эффект.

1. «Прогулка по сказочному лесу» (Н. Римский-Корсаков, ария Февронии из оперы «Сказание о невидимом граде Питеже»).

Шаги в медленном темпе, представлял вокруг себя красивый пейзаж и показывая жестами другим детям великолепие природы.

2. «Праздничный марш» (Н. Римский-Корсаков, вступление к опере «Сказка о царе Салтане»). Представить себя идущим на праздник. Идти уверенным, решительным шагом.

3. «Крадущаяся кошка» (Д. Пучинни, Вальс музетты из оперы «Богема»). Движения по кругу, шагая на «раз», каждого такта. Движения плавные, тяжесть корпуса переносится постепенно с одной ноги на другую.

4. «Порхающая бабочка» (А. Дворжак, юмореска). Лёгкие пружинистые шаги, с взмахом рук изображая бабочку.

5. «Любование цветком» (Н. Шопен, Вальс №7) Дети передают, по кругу на каждый такт вальса цветок, любуясь им.

6. «Вождение за нос»

Главная особенность музыкально-ритмических упражнений – это акцентирование внимания не столько на внешнюю сторону обучения ритмическим движениям, сколько на анализе внутренних процессов: сенсорных, мыслительных, эмоциональных. На развитии и тренировке психических процессов, развитии восприятия, внимания, мышления, умении выражать различные эмоции в мимике и пантонемии, построена программа по ритмической пластике Буренина. Дети учатся владеть собственным телом, нестандартному мышлению, психологической свободе. Для занятий музыкотерапией можно рекомендовать музыкально – ритмические композиции из «Ритмической мозаики», «Три поросёнка», «Цирковые лошадки», «Дети и природа», «Два барана», «Танцуйте сидя».

Для того чтобы музыка подействовала на ребёнка его необходимо для этого специально настроить и подготовить. Эта настройка заключается в том, что надо сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. Восприятие музыки заключается в обучении распознавать эмоции. Любая музыка – это всегда чувства, эмоции, переживания.

Тема «Настроение, чувства в музыке», которая входит в программу «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой, является очень важной для понимания детьми музыки как вида искусства передающего настроения, чувства.

Для слушания на занятиях музыкотерапии и релаксации, предлагаем следующие темы: «Раздумье» С. Майкопова и «Первая потеря» Р. Шумана, «В церкви» П. Чайковского, «Аве Мария» И. Шуберта, «Порыв» Р. Шумана, «Разлука» М. Глинки, «Утренняя молитва» П. Чайковского, «Шутка» С.И. Баха, «Юмореска» П. Чайковского.

Названия этих произведений отражают настроение, передаваемое в музыке. Дети учатся понимать чувства, различать оттенки настроения, учатся сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями.

Не случайно, врачи- физиологи ставят знак равенства между здоровьем физическим и психическим при условии погружения ребенка в атмосферу душевного подъема обязательно связанного с положительными эмоциями. А музыка- это всегда только положительные эмоции.

Любое переживание, а у детей особенно, будь то радость, порыв гнева, в конце концов, заканчиваются напряжением какой либо группы мышц и при помощи дыхательных упражнений можно ослабить эту мышечную напряженность.

Дыхательные упражнения помогают снять психо-эмоциональное напряжение, быстро и легко установить межличностные отношения детей в группе. Этим упражнениям мы даем образное название, что улучшает качество представления о том, как их надо выполнять.

1. «Привет солнцу»- тонизирующее дыхание.

I. Медленно вдох в живот, грудь и бронхи , постепенно поднимаются локти, кисти свободно висят.

II. Сильный выдох на слог «ха», кисти от уровня лица разворачиваются и выбрасываются вверх, затем руки медленно опускаются.

2. «Не доеная корова »- снимает мышечный зажим на уровне горла и шеи.

Вдох одновременно через нос и рот, затем петь, мычать любую мелодию на выдохе через нос, нижняя челюсть при этом опущена.

В заключении, можно акцентировать выдох, выталкивая оставшийся воздух мышцами живота.

3. «Сытая лошадь»- расслабление мышц лица и головы.

Упражнение построено на имитации продолжительного фырканья лошади. При выдохе через рот нужно постараться ослабить все мышцы лица, чтобы они свободно вибрировали под воздействием свободно проходящего воздуха.

4. «Аромат роз» – расслабляющее дыхание.

Представить перед собой большой и красивый букет роз и вдыхать воображаемый аромат цветов.

5. «Засыпающий цветок»- успокаивающее дыхание в пропорции 1+3. На одну четверть -вдох, на три четверти- выдох. Мысленно представлять себя цветком, закрывающим на ночь свои лепестки в бутон.

6. «Парад войск»- инсценировка с целью эмоциональной разрядки и активизации тонуса в крике.

Дети выстраиваются в шеренгу представляя себя в роли солдат на параде. Учатся отвечать на приветствие сильным троекратным «Ура!»

Данные упражнения направлены на коррекцию психоэмоциональной сферы ребенка, на приобретение навыков расслабления.

При выполнении данных упражнений важно, отвлечь ребенка от травмирующих переживаний и помочь ему при помощи музыки увидеть всю красоту мира. Все упражнения комментируются педагогом под определенную музыку, вызывая различные эмоции.

1. Упражнение для активизации жизненных сил «Энергия» (для гипоактивных детей), муз. М. Равеля. Павана; Болеро.

2. Упражнение для расслабления, снятия раздражительности (для гиперактивных детей), муз. Д. Шостаковича из фильма «Овод».

3. Упражнение, формирующее оптимистическое настроение «Радость жизни» муз. Ж. Бизе. Юношеская симфония, танцевальная музыка из оперетт Р. Штрауса, И Кальмана, Ф. Легара.

4. Упражнение, формирующее отношение к миру «Любимая мама» муз. Ф. Шопена. Ноктюрн.

5. Упражнение, на преодоление чувства стыда и застенчивости. «Я все умею» муз. И. Брамса. IV симфония. Ф. Лист. Прелюдия. И т. д.

–> Факультет коррекционной педагогики образовательного портала “Мой университет” –>

–>Приветствую Вас Гость

–>

–> –>

–>Ждём Вас! –>
–> –>

–> –>

–>Конкурсы для детей –>
–>
–>

–> –>

–>У Вас особые дети? –>
–>

Каталог статей

Доклад на тему:

Комплексное воздействие в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР на музыкальных занятиях с использованием здоровьесберегающих технологий
(элементы музыкотерапии)

Неверова Ирина Владиславовна
музыкальный руководитель
ГБОУ СОШ№16 СПДС «Красная Шапочка»
г. Жигулевск, г.о. Жигулевск Самарской области

Самой главной целью дошкольного образовательного учреждения является максимально эффективное развитие ребёнка. А основной задачей выступает реализация общеобразовательной программы. К сожалению, сегодня в ДОУ общеобразовательного вида наблюдается большое количество детей с недостатками речи, нуждающихся в помощи логопеда. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и эмоциональной сфер. Часто у детей с речевыми нарушениями отмечаются расстройства в сфере коммуникации, как со взрослыми, так и со сверстниками. Успешное преодоление речевого недоразвития возможно при условии тесной преемственности в работе всего педагогического коллектива, обеспечивающего единство развивающих, образовательных, коррекционных и воспитательных целей и задач процесса образования.
Самым эффективным подходом является комплексный подход, основанный на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса с учётом принципа интеграции различных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями развития воспитанников. Использование комплексного подхода в работе с детьми способствует организации максимальной социализации дошкольников, осуществлению индивидуального подхода.
Работая в тесном контакте с учителем-логопедом, я, как музыкальный руководитель детского сада, заинтересовалась новыми здоровьесберегающими технологиями. Учитывая, что нарушение состояния здоровья дошкольника часто является причиной трудностей в освоении учебного материала, я стала искать новые технологии и методы проведения музыкальных занятий, чтобы направить свою деятельность на комплексное воздействие для сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей средствами музыки.
К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приемы, методы, технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью воспитанников и которые не наносят прямого или косвенного вреда.
От степени развития естественной потребности петь, играть на музыкальных инструментах во многом зависит развитие голосообразующего аппарата, дыхания, координации движений, памяти, музыкальных способностей. Поэтому обогатить процесс музицирования ребенка технологиями музыкотерапии может представляться как фактор здоровьесбережения.
Музыка обладает удивительной силой воздействия на ребёнка. Она является одним из прекрасных и очень сильных средств внутреннего развития ребёнка, и коррекции и развитию не только двигательных навыков, музыкальных способностей, что важно для успешного исправления речевых нарушений.
Музыкотерапия – метод, использующий музыку, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.
Занятия по музыкотерапии строятся по определенной схеме:
1. Разминка. Ритмопластика и ритмические упражнения.
2. Основная часть. Восприятие музыки:
спокойное слушание или активное отношение к музыке в движении
3. Дыхательная гимнастика, вокалотерапия, пение.
4. Игра, или творческая театрализация
5. Музыкальная релаксация. Аутотренинг.
В занятие я включаю различные виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, танцы, игры на музыкальных инструментах и обязательно элементы театрализации.

РИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И РИТМОПЛАСТИКА
Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улуч В развитии ритмопластики очень помогли танцевально-игровая гимнастика для детей Ж.Е. Фирилевой и Е.Г. Сайкиной «Са-фи-дансе» и программа по ритмической пластике А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика». На занятиях я старалась не только формировать двигательные умения. Музыка разного характера помогает развивать сенсорные, мыслительные, эмоциональные процессы, а также их подвижность.
Вот некоторые упражнения, которые я использую на занятиях.
1. «Прогулка по сказочному лесу» (Н. Римский-Корсаков, ария Февронии из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже»).
Шаги в медленном темпе, представлял вокруг себя красивый пейзаж и показывая жестами другим детям великолепие природы.
2. « Праздничный марш» (Н. Римский-Корсаков, вступление к опере «Сказка о царе Салтане»). Представить себя идущим на праздник. Идти уверенным, решительным шагом, высоко поднимая колени.
4. «Веселые лошадки» (А.Штраус, Полдька-галоп). Лёгкий бег, высоко поднимая колени, со взмахами рук.
ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ
Воспитательные и целительные возможности музыки известны с древних времен. Исследования современных ученых подтверждают, что произведения П. И. Чайковского снимают нервное напряжение; музыка В. А. Моцарта повышает общий тонус; фортепианная музыка Ф. Шопена, органная музыка И. С. Баха стимулирует творческое мышление, дыхательная гимнастика Стрельниковой увеличивает объём лёгких. Дышим в такт музыке, руку положили на грудную клетку. Слушаем музыку, созерцая пейзаж или картину соответствующую характеру и названию пьесы.
Для слушания на занятиях музыкотерапии и релаксации, я использую следующие темы: «Раздумье» С. Майкопова и «Первая потеря» Р. Шумана, «В церкви» П. Чайковского, «Аве Мария» И. Шуберта, «Порыв» Р. Шумана, «Разлука» М. Глинки, «Утренняя молитва» П. Чайковского, «Шутка» С.И. Баха, «Юмореска» П. Чайковского.
Названия этих произведений отражают настроение, передаваемое в музыке. Дети учатся понимать чувства, различать оттенки настроения, учатся сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями.
Музыка развивает все виды восприятия: зрительное, слуховое, чувственное — и все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную.
Но главное, музыка — это источник детской радости. В раннем возрасте ребёнок, естественно, открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а позже раскрывает себя и свой творческий потенциал.
ЗВУКОТЕРАПИЯ
Звукотерапия – комплекс психосоматической регуляции свойств человеческого организма, основанном на использовании звука в лечебных целях. Современные исследования подтверждают целебные свойства произносимых звуков, создаются даже своеобразные реестры их воздействия, которые, кстати, во многом совпадают с рекомендациями, разработанными в древности на Востоке. К примеру:
Звуки «В», «Н», «М», «Э» – улучшают работу головного мозга.
Звуки «Ц», «К», «Щ», «И» – лечат уши.
Звуки «У», «Ы», «X», «Ч» – улучшают дыхание;
Звуки «О», «А», «С», «М», «И» – лечат заболевания сердца.
Звуки «А» и «О» приводят в действие весь организм, дают команду всем клеточкам настроиться на работу. Звук «а-а» массирует глотку, гортань, щитовидную железу. Звук «о-о» оздоровляет среднюю часть груди.
Например в чистоговорке «Принесу вам мёду» М.Картушиной дети упражняются со звуками «О», «У», «Е» и выполняют элементы логоритмики.
Оду-оду-оду – принесу вам меду. Дети округляют руки перед собой и
покачиваются вправо – влево.
Едь-едь-едь – говорит медведь Показывают «медвежьи лапы»,
поднимают и опускают их.
Од-од-од – очень вкусный мед. Гладят рукой живот.
ВОКАЛОТЕРАПИЯ
Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Значит, если голос «ослаб», потускнел и неприятен окружающим, необходимо укреплять, тренировать голосовые мышцы. Одно из упражнений физвокализа: потянитесь. Поиграйте всеми мышцами, распрямите плечи, высоко поднимите голову («столб достоинства»), почувствуйте себя победителем и обязательно напевайте. Если дошкольник будет постоянно выполнять такое упражнение, его сознание зафиксирует горделивую позу в мозгу, и мозг даст команду всем системам организма работать на его благополучие.
Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов. В начале каждого занятия я плавно пропеваю с детьми интонационное приветствие на мажорном трезвучии «Добрый день!» в котором применяются звуки О-И-Э. Они приводят в действие весь организм, дают команду всем клеткам настроиться на работу и направлены на укрепление здоровья ребенка. Глубокий вдох и медленный выдох во время пения позволяет насытить кислородом клетки мозга.
После занятий вокалотерапией дыхание становится более экономным, а от этого напрямую зависит работоспособность ребенка.
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Любое переживание, а у детей особенно, будь то радость, порыв гнева, в конце концов, заканчиваются напряжением какой либо группы мышц и при помощи дыхательных упражнений можно ослабить эту мышечную напряженность.
-Дыхательное упражнение способствует вентиляции легких и насыщению крови кислородом. Артикуляционная гимнастика развивает подвижность и укрепляет мышцы губ, укрепляет мускулатуру языка и щек.
Дыхательные упражнения помогают снять психо-эмоциональное напряжение, быстро и легко установить межличностные отношения детей в группе. Этим упражнениям я даю образные названия, что улучшает качество представления о том, как их надо выполнять.
«Привет солнцу»- тонизирующее дыхание.
I. Медленно вдох в живот, грудь и бронхи , постепенно поднимаются локти, кисти свободно висят.
II. Сильный выдох на слог «ха», кисти от уровня лица разворачиваются и выбрасываются вверх, затем руки медленно опускаются
«Аромат роз» – расслабляющее дыхание.
Представить перед собой большой и красивый букет роз и вдыхать воображаемый аромат цветов. И легкий выдох на слог «Ах»
«Засыпающий цветок»- успокаивающее дыхание в пропорции 1+3. На одну четверть -вдох, на три четверти- выдох. Мысленно представлять себя цветком, закрывающим на ночь свои лепестки в бутон.
«Парад войск»- инсценировка с целью эмоциональной разрядки и активизации тонуса в крике.
Дети выстраиваются в шеренгу представляя себя в роли солдат на параде. Учатся отвечать на приветствие сильным троекратным «Ура!»

ИГРОТЕРАПИЯ
Игра – вид деятельности ребенка, который представляет сознательную, инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной играющим. В игре удовлетворяются физические и духовные потребности ребенка, в ней формируются его ум, волевые качества. Единственной формой деятельности ребенка является игра, которая во всех случаях отвечает его организации. В игре ребенок ищет и часто находит как бы рабочую площадку для воспитания своих нравственных и физических качеств, его организм требует выхода в деятельности, соответствующей его внутреннему состоянию. Игра имеет исключительное значение для психического развития ребёнка. Она позволяет ему сохранять и приобретать психическое здоровье, определяет его отношения с окружающими, готовит к взрослой жизни. Игра помогает ребёнку приобрести определённые навыки в той или иной деятельности, усвоить социальные нормы поведения; игра повышает жизненный тонус, улучшает эмоциональное и физическое состояние.
МУЗЫКАЛЬНАЯ РЕЛАКСАЦИЯ
Данные упражнения направлены на коррекцию психоэмоциональной сферы ребенка, на приобретение навыков расслабления.
При выполнении данных упражнений важно, отвлечь ребенка от травмирующих переживаний и помочь ему при помощи музыки увидеть всю красоту мира. Все упражнения комментируются педагогом под определенную музыку, вызывая различные эмоции. В методической разработке «Формирование элемента ЗОЖ – двигательной деятельности в музыкально – художественной деятельности ОО «Музыка» и в ОО «Физическая культура»» я составила картотеку музыкальных произведений, где содержатся элементы музыкотерапии, пьесы для сопровождения разных видов деятельности в группе, в режимных моментах, на утренней гимнастике и в НОД, которые сейчас используются другими педагогами нашего детского сада в работе с детьми.
Все элементы упражнений по музыкотерапии дают возможность использовать их не только как средство развития музыкальных и двигательных способностей детей на занятиях ритмикой, но и как игровой тренинг психических процессов: внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, а так же, как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса и т.д., в самых различных формах организации педагогического процесса в детском саду.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе совершенствования различных видов музицирования происходит преобразование моторной сферы. Детям доступно регулирование двигательной активности, стремление достичь положительного результата, а также осознанное отношение к качеству выполнения игровых действий.
Применение музицирования, его различных форм и технологий музыкотерапии позволило качественно и ненавязчиво подойти к достижению поставленной цели, решить обозначенные образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.
Положительный эффект в укреплении и закреплении здоровья детей средствами музицирования был достигнут благодаря высокой эмоциональной насыщенности занятий, ориентации на успех, опоре на интерес, воспитанию чувства восприятия, музыкальных способностей. У большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к вокалотерапии, звукотерапии, ритмотерапии, стремления к расширению опыта музицирования.
Организация музыкальной деятельности дошкольников с использованием технологий здоровьесбережения позволяет обеспечить каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Читайте также:  Конспект логопедического занятия: Дифференциация гласных и-у
Ссылка на основную публикацию