Мониторинг речевого развития детей с ОНР

“МОНИТОРИНГ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ”

В данной статье вниманию читателей, и в первую очередь учителям логопедам и учителям – дефектологам, предлагается один из документов открытого перечня электронного документооборота – «Мониторинг динамики речевого развития учащихся начальных классов».

Просмотр содержимого документа
«”МОНИТОРИНГ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ”»

МОНИТОРИНГ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

высшей квалификационной категории

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Анжеро-Судженского городского округа

«Основная общеобразовательная школа №17»

Современный учитель – логопед в век информационных технологий должен строить свою работу в соответствии с новыми квалификационными требованиями, изложенными в приказе Министерства образования Российской Федерации от 26 августа2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Учитель-логопед XXI века должен иметь навыки работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием. Сегодня уже нельзя игнорировать ведение электронного документооборота, который предстоит ещё разрабатывать и совершенствовать. Каким он должен быть? Какие документы должен включать? Перечень вопросов к содержанию электронного документооборота, к его структуре, дизайну сегодня является открытым.

В данной статье вниманию читателей, и в первую очередь учителям логопедам и учителям – дефектологам, предлагается один из документов открытого перечня электронного документооборота – «Мониторинг динамики речевого развития учащихся начальных классов». Необходимость разработки данного документа продиктована введением в действие новых нормативно – правовых документов в системе общего, среднего образования и в первую очередь это связанно с реализацией ФГОС.

Любая аналитическая справка о результатах должна содержать цифровые значения, которые позволят в результате определённых арифметических действий отразить и наличие стабильных результатов и положительную динамику в коррекции развития учащегося, тем самым подтвердить эффективность работы учителя-логопеда.

Предлагаемый мониторинг динамики речевого развития разработан как универсальное приложение к речевым картам для учащихся с нарушением речи, используемым учителями-логопедами в своей практике, его рабочее название: «Количественный анализ динамики речевого развития учащихся с нарушение речи».

Мониторинг разработан на основе программного обеспечения Microsoft Office Excel и представляет собой таблицу, состоящую из 17-ти столбцов (см. приложение рис. 1).

Первые два столбца – учётная запись (номер по порядку; фамилия и имя ребёнка). Далее следуют 13 разделов для внесения результатов логопедического обследования:

отграничение речевыз единиц;

ошибки звукового анализа;

смешение букв по оптическим прзнакам;

Каждый из 13-ти разделов логопедического обследования разделён на 3 части в соответствии с традиционными периодами обследования (сентябрь, декабрь, май).

Два последних столбца «Баллы – 65max» и «Процент набранных баллов от максимально возможного колличество баллов за период» объединены общим названием «Итог индивидуальный».

Эти столбцы таблицы работают в режиме автоподсчёта, в ходе работы внесение данных в эти ячейки недопутимо.

Математические формулы расчёта описываются в приложении (см. рис. 2) и используются для подсчёта соответствующих показателей за сентябрь, январь и май.

Общий итог по баллам подсчитывается как сумма индивидуальных итогов по каждому ребёнку за соответствующий период. Общий итог процента набранных баллов за соответствующий период подсчитывается как сумма индивидуальных итогов за соответствующий период (выраженных в процентах) по каждому ребёнку, делённая на общее количество детей (см. приложение рис. 3).

Для подведения итогов обследования выбрана 6-ти бальная система оценки. За степень сформированности обследуемой функции по каждому виду деятельности вводятся баллы от 0 до 5.

В ходе ежеквартального обследования учитель-логопед фиксирует результаты обследования в виде среднего арифметического балла с учётом правил округления в соответствующем разделе таблицы. В каждом разделе критерии оценки свои и рассматриваются отдельно. Например, критерии оценки раздела «Звукопроизношение»:

Низкий уровень (0-1балл).

0 – звук отсутствует или искажён.

1 – звук поставлен изолированно.

Средний уровень (2-3 балла).

2 – звук автоматизирован в слогах.

3 – звук автоматизирован в словах фразах.

Высокий уровень(4-5 баллов)

4 – звук автоматизирован в чистоговорках и специальных текстах.

5 – звук введён в свободную речь.

Максимально набранное количество баллов по 13-ти разделам составляет 65 баллов.

По окончании внесенияданных в столбце «Итог индивидуальный» в режиме автоподсчёта виден результат в виде баллов (столбец «Баллы-65max») и в виде % (столбец «Процент набранных баллов от максимально возможного колличество баллов»). В нижней части таблицы, в режиме автоподчёта, отражается количество общий итог обследования в баллах и процентах. Эти сведения необходимы, чтобы наглядно представить уровень речевого развития учащегося в данный период времени в виде диаграммы (см. приложение рис. 4).

По результатам мониторинга можно сделать выводы о том, что результаты майского обследования превышают сентябрьский результат. Диаграмма свидетельствует положительной динамике речевого развития учащихся, однако она также подтверждает факт, что дети не достигли уровня нормального речевого развития в соответствии со своим возрастом.

Возможность данного мониторинга динамики речевого развития учащихся начальной школы позволяет также визуально оценить и личную динамику речевого развития каждого учащегося в виде диаграммы.

Отличительными особенностями электронного документа «Мониторинг речевого развития учащихся начальных классов» являются следующие качества:

универсальность – может быть использован в приложении к любой речевой карте;

простота и лёгкость при составлении отчётов – минимум временных затрат при получении максимума информации, автоподсчётов результатов;

наглядность динамики результативности – в работе с родителями, самоконтроле учителя-логопеда, отчёты на консилиумах в ООШ, аналитическая справка;

визуализация индивидуальной динамики личностных достижений учащегося в речевом развитии (в течение учебного года или всего периода коррекционного обучения).

Приказ Министерства образования Российской Федерации от 26 августа2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»

Рис. 1 Динамика речевого развития учащихся начальных классов

Рис. 2 Математические формулы расчёта индивидуального

итога по баллам и процентам

Рис. 3 Математические формулы расчёта итога общего

Рис. 4 Общие диагнраммы развития учащихся начальных классов

Общее недоразвитие речи (ОНР)

Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Проявления ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. ОНР выявляется в ходе специального логопедического обследования. Коррекция ОНР предполагает развитие понимания речи, обогащение словаря, формирование фразовой речи, грамматического строя языка, полноценного звукопроизношения и т. д.

  • Классификация ОНР
  • Характеристика ОНР
  • Логопедическое обследование при ОНР
  • Коррекция ОНР
  • Прогноз и профилактика ОНР
  • Цены на лечение

Общие сведения

ОНР (общее недоразвитие речи) – несформированность звуковой и смысловой сторон речи, выражающаяся в грубом или остаточном недоразвитии лексико-грамматических, фонетико-фонематических процессов и связной речи. Среди детей с речевой патологией дети с ОНР составляют самую многочисленную группу – около 40%. Глубокие недостатки в развитии устной речи в дальнейшем неизбежно приведут к нарушению письменной речи – дисграфии и дислексии.

В логопедии термины «фонетико-фонематическое недоразвитие» (ФФН) и «общее недоразвитие речи» (ОНР) используются для обозначения несформированности тех или иных структурных компонентов речевой системы при различных речевых расстройствах. ОНР может наблюдаться при синдроме дизартрии, ринолалии, алалии, афазии.

Классификация ОНР

По клиническому составу категория детей с ОНР неоднородна, в связи с чем ее делят на 3 группы:

  • неосложненные формы ОНР (у детей с минимальной мозговой дисфункцией: недостаточной регуляцией мышечного тонуса, моторных дифференцировок, незрелостью эмоционально-волевой сферы и т. д.)
  • осложненные формы ОНР (у детей с неврологическими и психопатическими синдромами: церебрастеническим, гипертензионно-гидроцефалическим, судорожным, гипердинамическим и др.)
  • грубое недоразвитие речи (у детей с органическими поражениями речевых отделов головного мозга, например, при моторной алалии).

С учетом степени ОНР выделяют 4 уровня речевого развития:

  • 1 уровень речевого развития – «безречевые дети»; общеупотребительная речь отсутствует.
  • 2 уровень речевого развития – начальные элементы общеупотребительной речи, характеризующиеся бедностью словарного запаса, явлениями аграмматизма.
  • 3 уровень речевого развития – появление развернутой фразовой речи с недоразвитием ее звуковой и смысловой сторон.
  • 4 уровень речевого развития – остаточные пробелы в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

Подробная характеристика речи детей с ОНР различных уровней будет рассмотрена ниже.

Характеристика ОНР

В анамнезе детей с ОНР часто выявляется внутриутробная гипоксия, резус-конфликт, родовые травмы, асфиксия; в раннем детстве – черепно-мозговые травмы, частые инфекции, хронические заболевания. Неблагоприятная речевая среда, дефицит внимания и общения еще больше тормозят течение речевого развития.

Для всех детей с ОНР характерно позднее появление первых слов – к 3-4, иногда – к 5 годам. Речевая активность детей снижена; речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление, малопонятна. Вследствие неполноценной речевой деятельности страдает память, внимание, познавательная деятельность, мыслительные операции. Детям с ОНР присуще недостаточное развитие координации движений; общей, тонкой и речевой моторики.

У детей с ОНР 1 уровня фразовая речь не сформирована. В общении дети пользуются лепетными словами, однословными предложениями, дополненными мимикой и жестами, смысл которых вне ситуации непонятен. Словарный запас у детей с ОНР 1 уровня резко ограничен; в основном включает отдельные звуковые комплексы, звукоподражания и некоторые обиходные слова. При ОНР 1 уровня также страдает импрессивная речь: дети не понимают значения многих слов и грамматических категорий. Имеет место грубое нарушение слоговой структуры слова: чаще дети воспроизводят только звукокомплексы, состоящие из одного-двух слогов. Артикуляция нечеткая, произношение звуков неустойчивое, многие из них оказываются недоступными для произношения. Фонематические процессы у детей с ОНР 1 уровня носят зачаточный характер: фонематический слух грубо нарушен, для ребенка неясна и невыполнима задача фонематического анализа слова.

В речи детей с ОНР 2 уровня, наряду с лепетом и жестами, появляются простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Однако, высказывания бедны и однотипны по содержанию; чаще выражают предметы и действия. При ОНР 2 уровня отмечается значительное отставание качественного и количественного состава словаря от возрастной нормы: дети не знают значения многих слов, заменяя их похожими по смыслу. Грамматический строй речи не сформирован: дети не правильно употребляют падежные формы, испытывают трудности в согласовании частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов и т. д. У детей с ОНР 2 уровня по-прежнему редуцируется произношение слов с простой и сложной слоговой структурой, стечением согласных. Звукопроизношение характеризуется множественными искажениями, заменами и смешениями звуков. Фонематическое восприятие при ОНР 2 уровня отличается выраженной недостаточностью; к звуковому анализу и синтезу дети не готовы.

Дети с ОНР 3 уровня пользуются развернутой фразовой речью, но в речи используют преимущественно простые предложения, затрудняясь в построении сложных. Понимание речи приближено к норме, затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов) и логических связей (пространственных, временных, причинно-следственных отношений). Объем словарного запаса у детей с ОНР 3 уровня значительно увеличивается: дети употребляют в речи практически все части речи (в большей степени – существительные и глаголы, в меньшей – прилагательные и наречия); типично неточное употребление названий предметов. Дети допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений. Звуконаполняемость и слоговая структура слов страдает только в трудных случаях. При ОНР 3 уровня звукопроизношение и фонематическое восприятие по-прежнему нарушены, но в меньшей степени.

При ОНР 4 уровня дети испытывают специфические затруднения в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и словоизменении. Словарь у детей с ОНР 4 уровня достаточно разнообразен, однако дети не всегда точно знают и понимают значение редко встречающихся слов, антонимов и синонимов, пословиц и поговорок и т. д. В самостоятельной речи дети с ОНР 4 уровня испытывают трудности в логическом изложении событий, часто пропускают главное и «застревают» на второстепенных деталях, повторяют ранее сказанное.

Логопедическое обследование при ОНР

На предварительном этапе диагностического обследования речи логопед знакомится с медицинской документацией (данными осмотра ребенка с ОНР детским неврологом, педиатром и др. детскими специалистами), выясняет у родителей особенности протекания раннего речевого развития ребенка.

При диагностике устной речи уточняется степень сформированности различных компонентов языковой системы. Обследование детей с ОНР начинается с изучения состояния связной речи – способности к составлению рассказа по картинке, серии картинок, пересказу, рассказу и т. д. Затем логопедом исследуется уровень развития грамматических процессов (правильность словообразования и словоизменения; согласования частей речи; построения предложения и пр.). Обследование словарного запаса при ОНР позволяет оценить умение детей правильно соотносить то или иное слово-понятие с обозначаемым предметом или явлением.

Дальнейший ход обследования ребенка с ОНР предполагает изучение звуковой стороны речи: строения и моторики речевого аппарата, звукопроизношения, слоговой структуры и звуконаполняемости слов, способности к фонематическому восприятию, звуковому анализу и синтезу. У детей с ОНР необходимо проведение диагностики слухоречевой памяти и других психических процессов.

Результатом обследования состояния речевых и неречевых процессов у ребенка с ОНР является логопедическое заключение, отражающее уровень речевого развития и клиническую форму речевого нарушения (например, ОНР 2 уровня у ребенка с моторной алалией). ОНР следует отличать от задержки речевого развития (ЗРР), при которой отстает только темп формирования речи, но не нарушается формирование языковых средств.

Коррекция ОНР

Логопедическая работа по коррекции ОНР выстаивается дифференцированно, с учетом уровня речевого развития. Так, основными направлениями при ОНР 1 уровня является развитие понимания обращенной речи, активизация самостоятельной речевой активности детей и неречевых процессов (внимания, памяти, мышления). При обучении детей с ОНР 1 уровня не ставится задача правильного фонетического оформления высказывания, но обращается внимание на грамматическую сторону речи.

При ОНР 2 уровня ведется работа над развитием речевой активности и понимания речи, лексико-грамматических средств языка, фразовой речи и уточнением звукопроизношения и вызыванием отсутствующих звуков.

На логопедических занятиях по коррекции ОНР 3 уровня проводится развитие связной речи, совершенствование лексико-грамматической стороны речи, закрепление правильного звукопроизношения и фонематического восприятия. На этом этапе уделяется внимание подготовке детей к усвоению грамоты.

Целью логопедической коррекции при ОНР 4 уровня служит достижение детьми возрастной нормы устной речи, необходимой для успешного школьного обучения. Для этого необходимо совершенствовать и закреплять произносительные умения, фонематические процессы, лексико-грамматическую сторону речи, развернутую фразовую речь; развивать графо-моторные навыки и первичные навыки чтения и письма.

Обучение школьников с тяжелыми формами ОНР 1-2 уровня осуществляется в школах для детей с тяжелыми речевыми нарушениями, где главное внимание уделяется преодолению всех сторон речевого недоразвития. Дети с ОНР 3 уровня учатся в классах коррекционного обучения при массовой школе; с ОНР 4 уровня – в обычных классах.

Прогноз и профилактика ОНР

Коррекционно-развивающая работа по преодолению ОНР – очень длительный и трудоемкий процесс, который должен начинаться, как можно раньше (с 3-4-х лет). В настоящее время накоплен достаточный опыт успешного обучения и воспитания детей с различными уровнями речевого развития в специализированных («речевых») дошкольных и школьных учебных заведениях.

Предупреждение ОНР у детей аналогично профилактике тех клинических синдромов, при которых оно возникает (алалии, дизартрии, ринолалии, афазии). Родителям следует уделять должное внимание речевой среде, в которой воспитывается ребенок, с раннего возраста стимулировать развитие его речевой активности и неречевых психических процессов.

Карточки для автоматизации звуков

Краткое описание:
Учебное пособие (дидактический материал) по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Описание:
Приложения для автоматизации звуков, основанные на методе раннего развития Глена Домана.
Приложения представляет новый вид дидактического материала.
Запускает установленные наборы “Карточек” приложений для автоматизации звуков и помогает скачать не установленные с Google Play.
Занятия проводятся совместно с ребенком.
Закрепление полученных навыков ребенок может проводить самостоятельно.
Исправление дефектного звукопроизношения;
Автоматизация правильного звукопроизношения;
Развитие пассивного и активного словаря;
Формирование и развитие грамматической структуры речи при помощи сопоставления;
Развитие у детей представлений об окружающем мире;
Укрепление взаимодействия семьи и учителя-логопеда.

Читайте также:  Использование метода замещения и наглядного моделирования при знакомстве с буквами детей с ОНР III уровня

Во всех приложениях проговаривается более 60ти поощрительных фраз.

По данным статистики Google Play Console:
* Количество установок приложения превысило 4000
* Ежедневное количество установок варьируется от 35 до 57.
* Количество установок и использование приложения на активных устройствах превышает 1000 за 30 дней и распределяется по странам: Россия – 58,7%, Украина – 18,5%, Беларусь – 6.6%, Казахстан – 5.5%, Узбекистан – 3.1%, Киргизия – 1.4%, Туркменистан – 0,9%
* Распределение по языковым настройкам на активных устройствах: русский (Россия) – 92.3%, украинский (Украина) – 4,7%, русский (Украина) – 0,6%, английский (Великобритания) – 0.4%, английский (Соединенные Штаты) – 0,4%

Все приложения бесплатные

Требуется Android: 2.3.x и выше
Русский интерфейс: Да
Разработчик: ООО “Новатор”
Скачать с Google Play: https://play.google.com/store/apps/details?id=ru.zzzzz.katalogkartochekZvRu

Видео: https://www.youtube.com/watch?v=Z9kpddOpMX0

Скачать с 4PDA.ru: версия: 1.43
result.apk ( 1,4 МБ )

Скачать установочный файл только одного приложения Карточек, можно по ссылкам ниже.
По мере выхода новых наборов карточек эти наборы будут добавляться в каталог.

На звук “Ш”
Карточки “ША” Автоматизация звуков в словах” – На звук “Ш”. Версия 3.4
“ШАПКА”, “ШАЛАШ”, “ШАР”, “ШАРИК”, “ШАХМАТЫ”, “ШОФЁР”, “ШОКОЛАД”, “КАША”, “ЛОШАДКА”, “МЫШАТА”, “ЛЯГУШАТА”, “КАРАНДАШ”
Карточки “ШО” Автоматизация звуков в словах” – На звук “Ш”. Версия 3.4
“ШОФЁР”, “ШОКОЛАДНЫЙ”, “ШОРТЫ”, “КАПЮШОН”, “КОРЕШОК”, “ГРЕБЕШОК”, “ЧЕРЕШОК”, “ПЕТУШОК”, “РЕМЕШОК”, “ПОРОШОК”, “МЫШОНОК”, “ЛЯГУШОНОК”

На звук “Сь”
Карточки “СЯ” Автоматизация звуков в словах” – На звук “Сь”. Версия 3.4
“БАБУСЯ”, “МЕСЯЦ”, “ЛОСЯТА”, “ЛИСЯТА”, “ПОРОСЯТА”, “ГУСЯТА”, “РОСЯНКА”, “КРАСЯТ”, “ДЕСЯТЫЙ”, “КОСЯК”, “ДЕСЯТОК”, “ВАСЯ”

На звук “Щ”
Карточки “ЩА” Автоматизация звуков в словах” – На звук “Щ”. Версия 3.4
“ЩАВЕЛЬ”, “СЧАСТЬЕ”, “СЧАСТЛИВЫЙ”, “РОЩА”, “ПЛОЩАДЬ”, “ПИЩА”, “ПИЩАЛКА”, “УГОЩАТЬ”, “ВРАЩАТЬ”, “ДОЩАТЫЙ”, “ЗАПИЩАЛ”, “ОБЕЩАТЬ”

На звук “Ц”
Карточки “ЦА” Автоматизация звуков в словах” – На звук “Ц”. Версия 3.4
“ЦАПЛЯ”, “ЦАРЬ”, “ЦАРИЦА”, “ПТИЦА”, “ПУГОВИЦА”, “ЛУКОВИЦА”, “РУКАВИЦА”, “ЛУЖИЦА”, “ПИЦЦА”, “ПШЕНИЦА”, “ЯИЧНИЦА”, “ХЛЕБНИЦА”

На звук “Зь”
Карточки “ЗЯ” Автоматизация звуков в словах” – На звук “Зь”. Версия 3.4
“ЗЯБЛИК”, “ЗЯБНУТЬ”, “ЗЯБЬ”, “ХОЗЯИН”, “ДРУЗЬЯ”, “КОЗЯВКА”, “НЕЛЬЗЯ”, “ИЗЯЩНЫЙ”, “ГРОЗЯТ”, “ВОЗЯТ”, “ЛАЗЯТ”, “ИЗЯЩНЫЙ”

На звук “Д”
Карточки “ДА” для Автоматизация звуков словах” – На звук “Д”. Версия 3.4
“ДАЛЬ”, “ДАЧА”, “ДАЧНИК”, “ДОЖДЕВИК”, “ДОМОВОЙ”, “ВОДА”, “ПОСУДА”, “БОРОДА”, ” КАРАНДАШ”, “МЕДАЛЬ”, “ПИРАМИДА”, “ЛЕДОКОЛ”

На звук “Гь”
Карточки “ГЕ” Автоматизация звуков в словах” – На звук “Гь”. Версия 3.4
“ГЕЙЗЕР”, “ГЕЙША”, “ГЕТРЫ”, “ГЕНЕРАЛ”, “ГЕНЕРАТОР”, “ГЕОЛОГ”, “ГЕРАНЬ”, “В САПОГЕ”, “В БЕРЛОГЕ”, “В ОВРАГЕ”, “ГЕОРГИН”, “ВО ФЛЯГЕ”

На звук “Х”
Карточки “ХА” Автоматизация звуков в словах” – На звук “Х”. Версия 3.4
“ХОККЕИСТ”, “ХАЛАТ”, “ХАЛВА”, “ХАРЧЕВНЯ”, “ХАМЕЛЕОН”, “ХОДУЛИ”, “ХОЛОДИЛЬНИК”, “РУБАХА”, “ХОМЯК”, “МУХА”, “САХАР”, “ЧЕРЕПАХА”

На звук “Вь”
Карточки “ВЯ” Автоматизация звуков в словах” – На звук “Вь”. Версия 3.4
“ВЯЗ”, “ВЯЗАНКА”, “ВЯЗАНЫЙ”, “ВЯЛЕНЫЙ”, “ЗАВЯЛ”, “ПОВЯЗКА”, “ДЕРЕВЯШКА”, “ДЕРЕВЯННЫЙ”, “ДЕВЯТКА”, “ЗАВЯЗКА”, “ЗДОРОВЯК”, “УВЯНУТЬ”

На звук “Н”
Карточки “НА” Автоматизация звуков в словах” – На звук “Н”. Версия 3.4
“НАВЕС”, “НАВИГАТОР”, “НАГАН”, “НОГА”, “НОРА”, “ДУБИНА”, “МАЛИНА”, “КАЛИНА”, “ЛУНА”, “ОСИНА”, “КОРЗИНА”, “МОРОЖЕНОЕ”

На звук “Фь”
Карточки “ФЕ” Автоматизация звуков в словах. – На звук “Фь”. Версия 3.4
“ФЕЛЬДШЕР”, “ФЕН”, “ФЕРЗЬ”, “ФЕРМА”, “ФЕРМЕР”, “ФЕЯ”, “ЦИФЕРБЛАТ”, “КОНФЕТНИЦА”, “САЛФЕТКА”, “ШАФЕР”, “КАРТОФЕЛЬ”, “КОФЕ”

На звук “М”
Карточки “МА” Автоматизация звуков в словах. – На звук “М”. Версия 3.4
“МАГНИТ”, “МАКАРОНЫ”, “МАЛИНА”, “МАЛЬЧИК”, “МАСЛО”, “МАТРЁШКА”, “МОЛОТОК”, “МОРКОВЬ”, “ЗИМА”, “КОМАР”, “РОМАШКА”, “ЧЕМОДАН”

На звук “П”
Карточки “ПА” Автоматизация звуков в словах. – На звук “П”. Версия 3.4
“ПАВЛИН”, “ПАКЕТ”, “ПАКЛЯ”, “ПАЛАТКА”, “ПАНДА”, “ПАРИКМАХЕР”, “ПАТРОН”, “ПАУК”, “ПОДНОС”, “ЛОПАТА”, “ЛУПА”, “ЧЕРЕПАХА”

Выражаю благодарность Катерине Крутий, профессору, доктору педагогических наук, за критическую оценку приложения “Комплект Логопеда для android” и помощь в продвижении приложения в педагогическом сообществе.

Благодарю участников форума logopsi.ucoz.com за активное обсуждение и помощь при оформлении приложения.

Скачать с Google Play: https://play.google.com/store/apps/details?id=ru.zzzzz.katalogkartochekZvRu

Скачать с 4PDA.ru: версия: 1.43
result.apk ( 1,4 МБ )

© Ларин Евгений Федорович 1973-04-02
© Ларин Александр Евгеньевич 2002

Хештег #КомплектЛогопеда
#логоигры (разные игры для логопедической работы);
#логоидеи (интересные идеи для логопедической работы);
#логоикт (идеи и примеры использования ИКТ в логопедической работы);
#логообсуждение (публикации для профессиональной дискуссии);
#Orthophoniste – логопед

Сообщение отредактировал Евгений_Ларин – 11.03.18, 15:23

Карточки “СА”. Автоматизация звуков “С” в словах
Слова на “СА -АС”

Карточки:
“САД”, “ОСА”, “УСЫ”, “САНИ”, “САЧОК”, “КОСА”, “НОС”, “САМОЛЁТ”, “САБЛЯ”, “ЛИСА”, “ЛЕС”, “КВАС”

Звук Р

КАРТОТЕКА АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА Р

Карточка №1

Автоматизация звука [Р] с слогах

1. Автоматизация звука [р] в прямых слогах. Повтори слоги, чётко проговаривая звук [р].

ра-ро-ру ро-ру-ры ры-ро-рэ

ра-ры-рэ ру-ро-ра рэ-ра-ро

ро-ра-ры ру-ры-ро рэ-ра-ро

2.Автоматизация звука [р] в обратных слогах. Повтори слоги, чётко проговаривая звук [р].

Ар-ор-ур ур-эр-ар эр-ар-ор

Ор-ар-ур ыр-ур-ор эр-ур-ыр

Ор-ур-эр ыр-эр-ор эр-ыр-ар

Карточка №2

Автоматизация звука Р с слогах

1.Автоматизация звука [р] в интервокальной позиции. Повтори слоги, чётко проговаривая звук [р].

Ара-оро-уру уру-оро-ара ыры-эрэ-уру

Ара-эрэ-ыры уру-ыры-ара эрэ-ара-оро

Оро-ара-ыры ыры-эрэ-оро эрэ-оро-уру

2.Автоматизация звука [р] в слогах со стечением согласных. Повтори слоги, чётко проговаривая звук [р].

вра-вро-вру-вры дра-дро-дру-дры кра-кро-кру-кры

гра-гро-гру-гры мра-мро-мру-мры зра-зро-зру-зры

тра-тро-тру-тры сра-сро-сру-сры фра-фро-фру-фры

Карточка №3

Автоматизация звука [Р] с слогах

1. Вспомним игру «Эхо». Попросите ребенка повторить за Вами слоги и серии слогов.

Ррррррррррраа ра-ро-ру ру-ра-ро
ррррррррррроо ро-ры-ру ро-ра-ры
ррррррррррруу ра-ру-ро ры-ру-ра
рррррррррррыы ру-ры-ра ра-ру-ру
рррррррррррээ ры-ру-ро ро-ры-ро

2. Играем в игру «Доскажи словечко».

«Во дворе идет интересная иг. (ра).
Мама купила воздушные ша. (ры).
Мы залезли на высокую го. (ру).
Петух потерял в драке пе. (ро).

Карточка № 4

Автоматизация звука [Р] с слогах

«Закрытые» слоги. Играем в «Эхо» – повторяем слоги.

ааррррррр ар-ор-ур
ооррррррр ар-ор-юр
ууррррррр ыр-ир-яр
ыыррррррр ер-ор-ар
ээррррррр ыр-ур-ор
яяррррррр ар-яр-ор
ёёррррррр ер-ор-юр
ююрррррр ёр-ер-ир

Снова играем в игру «Доскажи словечко».

Дует сильный ве. (тер).
Вика вяжет сви. (тер).
Миша сорвал с грядки красный поми. (дор).
Землю пашет трак. (тор).
Папа включил телеви. (зор).
На перекрестке свето. (фор).
В чай кладут са. (хар).

Карточка № 5

Автоматизация звука [Р] с слогах

Слоги со стечением согласных.

1. Игра «Эхо» (повторяем слоги)

Бра, вра, гра, кра, пра, фра, хра.
Бро, вро, гро, кро, про, сро, фро.
Бру, гру, кру, пру, тру, фру.
Бры, гры, кры, пры, тры, дры.

2. Игра «Доскажи словечко».

У Васи есть младшая сес. (тра).
Я приехал на ме. (тро).
Саша открыл те. (традь).
Иголка очень ос. (трая).

Карточка №6

Автоматизация звука [Р] в словах

Автоматизация звука [р] в прямых слогах. Повтори слова, чётко проговаривая звук [р].

Радио рама ролики роща рукопись

Радуга растение роса рубаха руль

Разлив расчёска росинка рубец русалка

Разлука ров рост рубль рыбак

Рак рога рота ружьё рывок

Ракета родник рот рука рысь

Автоматизация звука [р] в обратных слогах. Повтори слова, чётко проговаривая звук [р].

Бобёр жар костёр повар сыр

Бор жонглёр мухомор помидор тир

Веер забор отвар самовар товар

Ветер загар офицер сахар топор

Вечер катер пар север хор

Дар кефир пассажир сор шар

Карточка №7

Автоматизация звука [Р] в словах

1.Автоматизация звука [р] в интервокальной позиции. Повтори слова, чётко проговаривая звук [р].

Баран гараж дыра корыто пирамида

Ворон гора жара нора сорока

Ворота дорога корова пёрышко сырок 2.Автоматизация звука [р] в слогах со стечением согласных. Повтори слова, чётко проговаривая звук [р].

Бархат драп красотка праздник трос

Браслет дырка крахмал тёрка трубка

Брат карта марка трава труба

Горка корка норка трасса труд

Драже кража парта тройка трус

Драка кран порка трон труха

Карточка №8

Автоматизация звука [Р] в словах

1. Ра-ра-ра, ра-ра-ра,
начинается игра.
Я прошу со слогом ра
Повторить за мной слова:
И-рра, Ю-рра, Ве-рра, Ню-рра, Жо-рра, па-рра, ме-рра, фа-рра (и т.д), работа, ракета, раскат, рассказ, ураган, муравей, барабан, расческа, карандаш, пирамида, рак, ура, гора, дыра, жара, нора, пора, детвора, буран, гараж, парад, жираф, карась, радио, баранка, радуга, равный, радость, раковина.

2. Ру-ру-ру, ру-ру-ру,
продолжаем мы игру:
ррубашка, ррубанок (и т.д.), ручей, рука, рубин, па-ррус, рукав, рубить, рубаха, ручной, ружье, румяный, рукавица, беру, дыру, нору, жару, руки, ручка, рубка, русый, орудие, кукуруза

3. Ро-ро-ро, ро-ро-ро,
Много слов со слогом ро:
ррот, Ррома (и.т.д.), роза, роща, пе-рро, у-ррок(и.т.д.), герой, горох, пирог, сырой, сурок, мороз, народ, паром, ворона, дорога, корова, короткий, сорока, коробка, макароны.

4. Ры-ры-ры, ры-ры-ры –
вот слова со слогом ры:
Рыба, (рысь), рыжик, рытвина, (рысь), корыто, рык, (рысь), рысак, парЫ, (рысь), горы, куры, норы , дыры, (рысь), пожары, актеры, шоферы, мундиры, базары, (рысь), боксеры, шахтеры, помидоры, самовары, рыбаки, (рысь), пёрышко.

5. Слово повтори тогда, когда названа еда: метро, горох, порог, пирог, творог, мороз, мороженое, огород, сорока, пирОга, пирожное, макароны, сырок, сурок, ворона, дорога.

Карточка №9

Автоматизация звука [Р] в словах

Отгадай загадку – назови отгадку. Загадки развивают логическое мышление и расширяют кругозор.

Совет: если Вы отыщите картинки с изображением отгадок, малышу гораздо легче будет разгадать загадку.

1. Четыре грязных копытца залезли прямо в корытце. (Поросенок)
2. Непоседа пестрая птица длиннохвостая. Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока)
3. В лесу у пня суета, беготня. Народ рабочий весь день хлопочет. (Муравьи).
4. На полянке возле ёлок дом построен из иголок. За травой не виден он, а жильцов в нем – миллион. (Муравейник).
5. Заплелись густые травы, закудрявились луга, да и сам я весь кудрявый, даже завитком рога. (Барашек)
6. Он ходит, голову задрав, не потому, что важный граф, не потому, что гордый нрав, а потому, что он – . (Жираф)
7. В воде она живет, нет клюва, а клюет. (Рыба)

Карточка №10

Автоматизация звука [Р] в словосочетаниях

Повтори словосочетания, четко проговаривая звук [р].

Бобёр хитёр махровый георгин розовый зефир

Горная вершина метр бархата рыбные консервы

Икра осётра мокрая крыша старое корыто

Красивая брошка нора крота топор остёр

Красная роза огромная рыба хрупкая оправа

Крупный град ржавое ружьё яркая рубашка

Карточка №11

Автоматизация звука [Р] в предложениях

Повтори предложения, четко проговаривая звук [р].

Брат рвёт руками мокрую траву.

Быстроходный катер перевозил пассажиров через озеро.

В метро мраморные стены, а на потолке – красивые люстры.

В сарае инструменты: топоры, свёрла, набор отвёрток, рубанок.

Закрой форточку – ветер разобьёт окно.

Ира рисовала прутиком на земле: груши, виноград и персики.

Красная брусника растёт в траве у озера.

Мартышки в зоопарке прыгают по вольеру и бросают друг в друга корки. Мы собрали корзину рыжиков и чёрных груздей.

На день рождения Вере подарили дорогой подарок – красивый гранатовый браслет.

Карточка №12

Автоматизация звука [Р] в предлолжениях

Повтори предложения, четко проговаривая звук [р].

На завтрак Рома ел ватрушку с творогом.

На мокрой крыше сидели и каркали вороны.

На огороде растут помидоры, огурцы, петрушка и укроп.

На рынке продаются крупный виноград и красивые персики.

Оркестр играет торжественный марш.

Повар украшает торт кремовыми розами и красной смородиной.

Подруга купила два метра бархата на шарф.

Рожки, макароны, ракушки и вермишель продаются в супермаркете.

Рома прыгнул в озеро, разбрызгивая воду.

Российский боксёр одержал трудную победу.

Сороки и грачи прыгают по дороге.

Утром по радио передают прогноз погоды.

Шофёр грузовика ремонтировал фары в гараже.

Шофёр завёл мотор, и грузовик тронулся с места.

Яркими шарами и гирляндами украсили двор к празднику.

Карточка №13

Автоматизация звука [Р] в предложениях

Повтори предложения: Вот Вера и Мара.
У Веры шары и у Мары шары.
Рома идет на урок.
Ира пасет корову.
У Тамары карандаш.
В ручке старое перо.

Карточка №14

Автоматизация звука [Р] в предложениях

Запомни и правильно повтори предложения. Следи за правильным произношением звука [р]:

Рома начертил квадрат.

Рома в тетради начертил квадрат.

Рома чернилами в тетради начертил квадрат.

Рома чёрными чернилами в тетради начертил квадрат.

Рома на уроке чёрными чернилами в тетради начертил квадрат.

Рома на уроке геометрии чёрными чернилами в тетради начертил квадрат.

Карточка №15

Автоматизация звука [Р] в предложениях

Запомни и правильно повтори предложения. Следи за правильным произношением звука [р]:

Уром на траве роса.

Ранним утром на траве росса.

Ранним утром сверкает на траве роса.

Ранним утром на просеке сверкает на траве роса.

Ранним утром на старой просеке сверкает на траве роса.

Ранним утром на старой просеке сверкает на траве красивая роса.

Ранним утром на старой заброшенной просеке сверкает на траве красивая роса.

Карточка №16

Автоматизация звука [Р] в предложениях

Запомни и правильно повтори предложения. Следи за правильным произношением звука [р]:

Нюра кормит кроликов.

Нюра кормит кроликов морковкой.

Нюра кормит кроликов крепкой морковкой.

Нюра кормит кроликов крепкой красной морковкой.

Нюра кормит серых кроликов крепкой красной морковкой.

Нюра кормит серых и чёрных кроликов крепкой красной морковкой.

Карточка №17

Автоматизация звука [Р`] в словах

1. Автоматизация звука [р`] в прямых слогах. Повтори слова, чётко проговаривая звук [р`].

Ребёнок река ресторан ринг рюмка

Ребята реклама рецепт рис рябина

Ревень ремень речь риск ряд

Редис ремесло решётка рисунок ряженка

Редька ремонт решето ритм ряска

Резина репортаж решка рифма

Рейка ресницы рёва рюкзак

2.Автоматизация звука [р`] в обратных слогах. Повтори слова, чётко проговаривая звук [р`].

Богатырь монастырь пузырь сухарь январь

Букварь панцирь слесарь токарь янтарь

Ларь пахарь словарь фонарь

Лекарь пекарь снегирь ширь

Карточка №18

Автоматизация звука [Рʼ] в словах

Автоматизация звука [р`] в интервокальной позиции. Повтори слова, чётко проговаривая звук [р`].

Берёза заря море перина тарелка

Варенье зарядка моряк поперёк токари

Варяг Ирина наряд порез фонари

Верёвка ириска орех серёжка хорёк

Гири карета сорю сирень черёмуха

Горе корюшка парень скворечник шарик

Жарить коряга парик слесари январи

Жерёбёнок Марина пекари сухари янтари

Карточка №19

Автоматизация звука [Рʼ] в словах

Автоматизация звука [р`] в слогах со стечением согласных. Повтори слова, чётко проговаривая звук [р`].

Брелок греча крест предмет природа

Брюква гриб крестик прелесть пряжа

Брюки грива кристалл препарат прятки

Вред грим крюк призрак серьги

Время зорька крючок прилавок стрела

Времянка зритель крюшон пример стриж

Гребёнка крепыш кутерьма примета сурьма

Гребешок кресло перья принц трепет

Карточка №20

Повтори скороговорки (автоматизация звуков Р и Рь).

Бобр добр до бобрят.

Пекарь Петр пек пирог.

Перед коровой короб корок.

Три вороны на воротах.

Добры бобры идут в боры.

На горе Арарат
Рвет Варвара виноград.

На горе, на горке
Горько ревет Егорка.

У Кондрата куртка коротковата.

У редьки и репки корень крепкий.

Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.

Карточка №21

Повтори скороговорки (автоматизация звуков Р и Рь).

Крута гора,
В горе – дыра,
В дыре – кротовая нора.
На дворе – трава,
На траве – дрова.
Не руби дрова на траве двора!
Обрадован баран –
У барана – барабан,
И баран в барабан барабанит,
Барабанит баран в барабан.

Карточка №22

Повтори скороговорки (автоматизация звуков Р и Рь).

Сыворотка из-под простокваши.

Архип осип, Осип охрип.
Осип осип, Архип охрип.

Наши покупки – крупы да крупки.

По двору, подворью –
В добром здоровье.

Привез Пров Егору
Во двор дров гору.

Рубят дроворубы
Сыры дубы на срубы.

С другом дружи, а другому не груби.

Читайте также:  Конспект занятия по развитию интонационной стороны речи

Карточка №23

Повтори скороговорки (автоматизация звуков Р и Рь).

Сыпь песочек в черненький черепочек.

Тары-бары, растабары!
У Варвары куры стары!

Торопке порка не впрок,

Торопке коврижка впрок.

Три вороны на – воротах.
Три сороки – на пороге.

Тридцать три вагона в ряд
Тараторят, тарахтят.

Тридцать три трубача трубят тревогу.

У Риты растут маргаритки, а у Бориса – барбарис.

Карточка №24

Повтори скороговорки (автоматизация звуков Р и Рь).

Хорош в дорожку пирог с горошком.

Хотя щука и востра, да не съест ерша с хвоста.

Я вкруг погреба хожу,
Все про погреб говорю.

У барана рога
Скручены-перекручены,
Верчены-переверчены.

В печурке – три чурки,
Три гуся, три утки.

Во дворе – горка,
Под горой- норка.
В этой норке
Крот стережет корку.

Карточка №25

Повтори скороговорки (автоматизация звуков Р и Рь).

Идут бобры во сыры боры.
Наш чеботарь
Всем чеботарям чеботарь.
Никому нашего чеботаря
Не перечеботарить.
Не перчи, Петр,
Поросенка перцем,
А то можешь переперчить
Поросенка перцем.
– Расскажите про покупки.
– Про какие про покупки?
– Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои!

Карточка №26

Повтори скороговорки (автоматизация звуков Р и Рь).

Скажет друг дружке,
А дружка – подружке,
А подружка – борову,
А боров – всему городу.

У бобра шапка добра,
А у бобрят богаче наряд.

Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок – сорок морок.

На дворе дрова топорами рубят.
Раз дрова, два дрова, три дрова.

Развивающие логопедические карточки для автоматизации звука Р «В мире профессий»

Всероссийский конкурс для воспитателей и педагогов дошкольного образования

«Развивающие карточки для детей»

Развивающие логопедические карточки для автоматизации звука Р

«В мире профессий»

Автор: учитель-логопед Сергачёва Анна Анатольевна

Дисциплина: Логопедия

Цель: автоматизация звука Р в словах и предложениях.

закрепление правильного произношения звука Р в словах в разных позициях, во фразах;

расширение знаний детей о многообразии мира профессий;

обогащение и уточнение словаря по теме «Профессии»;

развитие связной речи;

развитие высших психических функций;

развитие коммуникативных навыков.

Возрастная аудитория : дети 5-9 лет, имеющие недостатки произношения звука Р.

Развивающие карточки «В мире профессий» могут быть использованы при работе с детьми с общим недоразвитием речи. Этот материал могут применять в своей работе психологи и дефектологи . Карточки помогут родителям организовать занятия с детьми в домашних условиях.

Развивающие карточки «В мире профессий» позволяют организовать работу с детьми как в индивидуальной форме, так и в подгрупповой. Для поддержания речевой активности следует ограничивать количество детей до 2-3.

Ожидаемые результаты

В результате работы с карточками «В мире профессий» дети расширят представления о многообразии профессий, а также научатся

правильно произносить звук Р в разных позициях в словах – названиях профессий;

строить предложения, используя слова – названия профессий;

взаимодействовать друг с другом в процессе игры.

Карточка 1. Игра-бродилка «В мире профессий»

закрепление правильного произношения звука Р в словах в разных позициях, во фразах;

уточнение и расширение знаний детей о профессиях;

развитие связной речи;

развитие коммуникативных способностей.

Для поддержания речевой активности детей следует ограничивать количество игроков до 2-3.

Инструкция для работы с карточкой

Для игры необходим игральный кубик, фишки.

Дети ставят фишки на клетку с буквой Р и договариваются с помощью считалки, кто первым будет делать ход.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем мы с тобой играть.

Все профессии я знаю,

Без труда их называю:

Фермер, продавец, швея.

Ты остался, вышел я. (Сергачёва А.А.)

Затем игроки поочерёдно бросают игральный кубик и в соответствии с его показаниями передвигают фишки на определённое количество клеток, четко проговаривая звук Р в названиях профессий: «Парикмахер-р – один, кассир-р – два, кр-рановщик – три». Остановившись в нужной клетке, ребёнок объясняет, чем занимается представитель данной профессии: «Крановщик работает на стройке, с помощью подъёмного крана поднимает тяжелые грузы». Если игрок затрудняется рассказать о профессии, следующий игрок может помочь, это даёт ему право передвинуть свою фишку на одну клетку вперёд.

Набор карточек 2. Игра «Фирма по трудоустройству».

закрепление правильного произношения звука Р в словах в разных позициях, во фразах;

актуализация и расширение знаний детей о профессиях;

развитие мыслительных действий.

Количество детей от 1 до 6.

Описание карточек

В набор входят 6 больших карточек (размер А5) с изображением стройки, ресторана (кафе), цирка, театра, больницы и гипермаркета . А также 18 маленьких карточек с изображением представителей различных профессий: трубач, барабанщик, дирижёр, арфист, артист, композитор, дрессировщик, акробат, жонглёр, повар, кондитер, кассир, строитель, медсестра, маляр, врач, крановщик, продавец.

Инструкция для работы с карточками

Логопед: «Чтобы найти работу, люди обращаются в специальные фирмы по трудоустройству. Слово трудоустройство состоит из двух слов: «труд», т.е. «работа» и «устройство». Представьте, что вы работаете в такой фирме. В поисках работы к вам обратились люди разных профессий. Назовите эти профессии . (Дети перебирают маленькие карточки и называют профессии, четко проговаривая звук Р).

Директора стройки, цирка, театра, гипермаркета, ресторана, заведующий больницей тоже обратились в вашу фирму: им нужны работники. Подумайте, какие профессии нужны на стройке, какие в больнице, в театре, в цирке, кто может работать в ресторане, а кто в гипермаркете. Разложите карточки соответствующим образом. (Дети группируют профессии по месту работы). А теперь расскажите, кого куда вы направили на работу, не забывайте чётко проговаривать звук Р».

Ответы детей: «Я направил на работу трубача, барабанщика, дирижёра, арфиста, композитора, артиста в театр». «Я направил на работу акробата, дрессировщика, жонглёра в цирк». «Я направил на работу повара и кондитера в ресторан». «Я направил на работу врача и медсестру в больницу». «Я направил кассира и продавца в гипермаркет»

Карточки 3-4 «Отгадай и посчитай».

закрепление правильного произношения звука Р в словах в разных позициях, во фразах;

актуализация и расширение знаний детей о профессиях;

развитие грамматического строя речи: умения согласовывать числительные с существительными;

развитие зрительного внимания.

Количество детей 1-2.

Инструкция для работы с карточками

Логопед: «Отгадай, о какой профессии говорится:

Доктор, но не для детей,

А для птиц и для зверей.

У него особый дар.

Это врач . (ветеринар)

Посчитай всех ветеринаров на карточке».

Ребёнок, пальцем показывая на каждую картинку, считает: «Один ветеринар-р, два ветеринар-ра, три ветеринар-ра, четыре ветеринар-ра, пять ветеринар-ров».

Аналогично работа проводится с остальными картинками.

На работе день деньской

Он командует рукой.

Поднимает та рука

Сто пудов под облака. (крановщик)

Мастер он весьма хороший,

Сделал шкаф нам для прихожей.

Он не плотник, не маляр,

Мебель делает . (столяр).

Тонкой палочкой взмахнёт –

Хор на сцене запоёт.

Не волшебник, не жонглёр.

Кто же это? (дирижёр)

Знает без сомнения.

Вмиг заводит он мотор,

На машине мчит . (шофёр)

Тёмной ночью, ясным днём

Он сражается с огнём.

В каске, будто воин славный,

На пожар спешит . (пожарный)

Кирпичи кладёт он в ряд,

Строит садик для ребят.

Не шахтёр и не водитель,

Дом нам выстроит . (строитель)

Карточки 5-6 «Кем мечтают стать ребята?»

закрепление правильного произношения звука Р в словах в разных позициях, во фразах;

актуализация и расширение знаний детей о профессиях;

развитие зрительно-моторной координации.

Инструкция для работы с карточками

Логопед: «Друзья Рома, Рая, Ира и Артём мечтают о том, кем они будут, когда вырастут. Чтобы узнать, кем мечтает стать Рома, проследи глазами по линии. (Если ребёнок пытается водить по линии пальцем, логопед просит ребёнка спрятать руки за спину)

Логопед: Кем же мечтает стать Рома?

Ребёнок: Рома мечтает стать пожарным.

Логопед: Что делает пожарный?

Ребёнок: Пожарный тушит пожары.

Примерные ответы ребёнка: «Рая мечтает стать парикмахером, она будет делать людям стрижки и красивые причёски. Ира мечтает стать архитектором, она будет конструировать удобные и красивые здания. Артём мечтает стать инженером, он будет изобретать, собирать и испытывать разные механизмы»

Примерные ответы детей: «Артур мечтает стать тренером, он будет тренировать спортсменов. Кира мечтает стать кондитером, она будет печь вкусные торты и пирожные. Родион хочет стать пограничником, он будет ловить нарушителей границы. Тамара мечтает стать ветеринаром, она будет лечить животных».

Карточка 7 «Четвёртый лишний»

закрепление правильного произношения звука Р в словах в разных позициях, во фразах;

актуализация и расширение знаний детей о профессиях;

развитие мыслительных действий, умения производить обобщения на основе существенных признаков предметов.

Инструкция для работы с карточкой

Работа по данной карточке может быть как индивидуальной, так и групповой.

Логопед: «Рассмотри внимательно все картинки. Назови их одним словом. (Профессии). Назови профессии в верхнем ряду, правильно произноси звук Р. Три профессии чем-то похожи, а четвёртая лишняя. Что лишнее? (Экскурсовод). Почему? (Жонглёр, акробат, дрессировщик работают в цирке, а экскурсовод нет).

Примерные ответы детей:

«Архитектор, строитель, маляр, крановщик. Лишний архитектор, потому что строитель, маляр и крановщик работают на стройке, а архитектор нет».

«Барабанщик, композитор, арфист, трубач. Лишний композитор, потому что барабанщик, арфист и трубач исполняют музыкальные произведения, а композитор сочиняет».

«Медсестра, ветеринар, парикмахер, врач. Лишний парикмахер, потому что врач, ветеринар, медсестра лечат больных людей и животных, а парикмахер не лечит».

Карточка 8 «Кому что нужно для профессии?»

закрепление правильного произношения звука Р в словах в разных позициях, во фразах;

актуализация и расширение знаний детей о профессиях;

развитие мыслительных действий.

Инструкция для работы с карточкой

Работа по карточке может быть и индивидуальной и групповой.

Логопед: «Назови одним словом то, что находится за кругом (Профессии). Какие профессии здесь представлены? Называя, не забывай правильно произносить звук Р. Назови предметы, которые находятся внутри круга. (Градусник, барабаны, подъёмный кран, трактор, фотоаппарат, рубанок, мастерок, микрофон) Подбери для каждого представителя профессии подходящий предмет, без которого он не сможет работать».

Карточки 9-10 «Аналогии»

закрепление правильного произношения звука Р в словах в разных позициях, во фразах;

актуализация и расширение знаний детей о профессиях;

развитие умения устанавливать ассоциативные связи между предметами.

Инструкция для работы с карточками

Логопед: «Назови все предметы. (Продавец, гипермаркет, артист, театр, сцена, микрофон, фрак) Два предмета продавец и гипермаркет объединили в пару. Подумай, как они связаны? (Продавец работает в гипермаркете). Составь такую же пару со следующей картинкой. (Театр. Продавец работает в гипермаркете, а артист работает в театре).

Логопед: «Назови все картинки. (Фермер, трактор, врач, больница, медсестра, больной, лекарства) Два предмета фермер и трактор объединили в пару. Подумай, как они связаны? (Фермеру для работы нужен трактор.). Составь такую же пару со следующей картинкой. (Лекарства. Фермеру для работы нужен трактор, а врачу – лекарства).

Информационные ресурсы

Для составления карточек использованы картинки из интернета.

Карточки для автоматизации звуков

Разработала: учитель – дефектолог Масалович Татьяна Сергеевна

ГУО “Ясли-сад № 35 г. Орши”

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 1

1. Артикуляционная гимнастика:

иголочка, парус, часики, маляр, вкусное варенье, почистим зубки, качели.

2. Звукоподражание:

Самолет летит: л-л-л-л (язычок между зубами).

3. Повторять слоги за взрослым, протягивая звук Л, много раз:

ЛА-ЛА-ЛА ЛА-ЛО ЛО-ЛА ЛУ-ЛА ЛЫ-ЛА

ЛО-ЛО-ЛО ЛА-ЛУ ЛО-ЛУ ЛУ-ЛО ЛЫ-ЛО

ЛУ-ЛУ-ЛУ ЛА-ЛЫ ЛО-ЛЫ ЛУ-ЛЫ ЛЫ-ЛУ

4. Повторять слоги, при этом соединять большой пальчик, по очереди, с указательным, со средним, с безымянным, с мизинцем, повторяя слоги:

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 2

1. Артикуляционная гимнастика:

иголочка, парус, часики, маляр, вкусное варенье, почистим зубки, качели.

2. Звукоподражание:

Самолет летит: л-л-л-л (язычок между зубами).

3. Повторять за взрослым много раз:

ЛА-ЛА-ЛО ЛО-ЛО-ЛА ЛУ-ЛУ-ЛА ЛЫ-ЛЫ-ЛА

ЛА-ЛА-ЛУ ЛО-ЛО-ЛУ ЛУ-ЛУ-ЛО ЛЫ-ЛЫ-ЛО

ЛА-ЛА-ЛЫ ЛО-ЛО-ЛЫ ЛУ-ЛУ-ЛЫ ЛЫ-ЛЫ-ЛУ

ЛА-ЛА-Лак ЛО-ЛО-Лом ЛУ-ЛУ-Лук ЛЫ-ЛЫ-Лыжи

ЛА-ЛА-Лаз ЛО-ЛО-Лось ЛУ-ЛУ-Луч ЛЫ-ЛЫ-Лыко

ЛА-ЛА-Лапа ЛО-ЛО-Лоб ЛУ-ЛУ-Лунка

ЛА-ЛА-Лама ЛО-ЛО-Локоть ЛУ-ЛУ-Лужа

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 3

1. Артикуляционная гимнастика:

иголочка, парус. часики ,маляр, вкусное варенье, почистим зубки, качели.

2. Звукоподражание.

Самолет летит: л-л-л-л (язычок между зубами).

3. Повтори слова за взрослым (много раз):

«ЛА»: юла, дела, пила, мала, салат, халат, палатка.

«ЛО»: болото, чулок, село, голодный, холодный.

«ЛУ»: тулуп, белуга, шалун, колун, валун.

«ЛЫ»: валы, столы, малыш, улыбка.

4. Выучить наизусть:

ЛА-ЛА-ЛА-у меня была юла.

ЛО-ЛО-ЛО- с ней мне было весело.

ЛУ-ЛУ-ЛУ- поломала я юлу.

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ- и осталась без юлы.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 4

1. Артикуляционная гимнастика:

иголочка, парус, часики, маляр, вкусное варенье, почистим зубки, качели.

2. Звукоподражание:

Самолет летит: л-л-л-л (язычок между зубами).

3. Повтори за взрослым слова (много раз):

«ЛЫ»: белый, алый, милый, смелый, бокалы, вокзалы, обвалы, малыши,

«ЛА»: лапша, жила, пела, вела, видела, обидела, читала, кидала, бросала,

«ЛО»: лото, мыло, весело, одеяло, сало.

«ЛУ»: луна, голубь, лукошко, голубцы, палуба.

4. Выучить наизусть:

Все бело, бело, бело.

Много снега намело.

Вот веселые деньки-

Все на лыжи и коньки!

5. Повтори предложения за взрослым:

Моя сестренка мала. У мамы есть халат. На столе салат из лука. Ласточка свила гнездо. У нас есть лошадь. Таня ушибла локоть. Во дворе – лужа. Мой котенок – шалун.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 5

1. Артикуляционная гимнастика:

иголочка, парус, часики, маляр, вкусное варенье, почистим зубки, качели.

2. Звукоподражание:

Самолет летит: л-л-л-л.

3. Повтори за взрослым ( много раз):

глаза, класс, сладость, плавать, пластинка, заплатка, флаг, плот, плут, глобус, площадь, хлопок, хлопать, глупый, каблук, клубника, клумба, заслуга, слышать, весло, слово, клок, клоп, клоун, флоксы, флакон, флот, сложный.

4. Выучить наизусть ( Л – четко в каждом слове):

Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел.

А вот белка не бела,

Белой белка не была.

5. Повтори предложения за взрослым:

Мама приготовила молочный суп. Володя полол на огороде лук и свеклу. В зоопарке мы видели слона, Слава и Луша плывут на лодке. У Клавы на голове белый платок. Мила играет с куклой. Клава моет ладони с мылом.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 6

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Звукоподражание.

3. Повтори за взрослым (много раз):

АЛ-АЛ-АЛ-Павел днем не спал.

УЛ-УЛ-УЛ-Павел сел на стул.

ОЛ-ОЛ-ОЛ-Он играл в футбол.

ИЛ-ИЛ-ИЛ-Павел гол забил.

4. Выучить наизусть:

Молоток стучал, стучал. Лопата копала,

Гвозди в доску загонял. Копала, копала,

Колотил он с толком, Потом улеглась,

Получилась полка. Видно очень устала.

5. Составь предложение из слов:

Лук Мила полоть. Таня белое надеть платье. Надя халат надеть. На голубой платок Таня. Нина мыть полы. Мила клоуна видеть веселым. Блокнот Мила купить новый. Кот галка поймать. Облака по плыть небо белые.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 7

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Звукоподражание.

3. Повтори за взрослым:

4. Выучить наизусть:

Есть у Аллы юла,

Юлу Алла завела.

Юла пела, танцевала,

На одной ноге стояла.

5. Повтори предложения:

У лайки белые лапки. Мила катается на лыжах. Брат Володи уехал на футбол. Папа купил зеленую елку. Стул стоял около стола. Лариса надела новое платье. Павел сел за свою парту. Бабушка посадила цветы на клумбе.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 8

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Звукоподражание.

3. Выучить наизусть:

Маша варежку надела:

– Ой! Куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал.

Маша варежку сняла:

4. Повтори чистоговорку:

ЛА-ЛА-ЛА- Мила в лодочке плыла.

ЛО-ЛО-ЛО- светит солнышко тепло.

ЛУ-ЛУ-ЛУ- рада Милочка теплу.

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ- песни Милочке слышны.

Клава в лодочке сидела,

Вместе с Милой песни пела.

5. Пересказ:

Было тепло. Мила сидела у окна и смотрела в сад. Она увидела, как над цветком летали пчелы, они ползали по нему и жужжали. Вдруг одна пчела влетела в комнату. Мила испугалась и убежала к маме на кухню. Она об этом рассказала маме. Мама готовила обед. Мама сказала Миле: «Не бойся, дочка. Сейчас мы ее прогоним». Они вошли в комнату, но пчелы там уже не было.

Читайте также:  Вопросы квалификационного испытания (экзамена) по должности Учитель-логопед

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 9

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Звукоподражание.

3. Выучить наизусть:

Мышка весело жила,

На пуху в углу спала.

Ела мышка хлеб и сало,

Но все мышке было мало.

4. Я начну, а ты продолжи (записать ответы в тетрадь):

Я встаю – а ты встал Я сажусь – а ты …

Я рисую – а ты … Я падаю – а ты…

Я пишу – а ты … Я ставлю – а ты…

Я поднимаю – а ты … Я покупаю – а ты …

5. Пересказ:

Лиза с мамой ходили в зоопарк. Там они увидели много разных животных. Когда Лиза с мамой пришли домой ,то старший брат Володя спросил Лизу: «А каких животных ты видела в зоопарке?» А Лиза сказала: «Я видела там много животных, но больше всего мне понравились животные, в названии которых встречается звук «Л»: лошадь, лев, осел, козел, лиса, слон, крокодил, волк».

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 10

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Звукоподражание.

3. Выучить наизусть:

Елка плакала сначала

От домашнего тепла.

Утром плакать перестала,

4. Повтори за взрослым:

Ла-ла-ла – Мила плачет у стола.
Лу-лу-лу – я возьму метлу.
Лы-лы-лы – вымыли полы.
Ла-ла-ла – я домой ушла.
Ло-ло-ло – как на улице светло.
Лу-лу-лу – стекла осколки на полу.
лу-лу-лу – скачет лошадь по селу.
Лы-лы-лы – эти туфли мне малы.

5. Исправь предложения (записать). Повтори их:

Голубь ловил Павла. Стол сел за Михаила. Кукла унесла собаку в чулан. Полка поставила бутылку на Володю. Велосипед сел за Михаила и поехал на футбол. Жук долбил кору и искал дятла. Гол играл в ворота и забил в футбол Володю.

_____________________________________________________________________________________________ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 11

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Звукоподражание.

3. Повтори за взрослым:

Ил-ил-ил – стекло Олег разбил.
Ыл-ыл-ыл – бульон в котле остыл.
Ил-ил-ил – лампу лось купил.
Ел-ел-ел – дятел улетел.
Ол-ол-ол – в углу стоит стол.
Ал-ал-ал – я достал пенал.
Ил-ил-ил – блокнот взял Михаил.
Ал-ал-ал – едет, едет самосвал.

4. Выучить наизусть:

Клава, Клава, глянь в окно,

Сколько снега намело.

И в лесу, и в саду

Сосны елки все в снегу.

5. Повтори предложения:

На балконе лопнуло стекло. Элла сломала лыжную палку. Мила гладила платье для куклы. В лесу за болотом плакала иволга. Светлана слушала звон колоколов. Павел ловил плотву с лодки. Котенок лакал молоко. Володя запивал клубнику холодным молоком. Алла ела булку с маслом.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 12

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Звукоподражание.

3. Повтори много раз:

Я долго мыл полы.

МЫ долго мыли полы. ОН долго мыл полы.

ТЫ долго мыл полы. ОНА долго мыла полы.

ВЫ долго мыли полы. ОНИ долго мыли полы.

4. Повтори предложения:

Алла заколола волосы заколкой. Стеклянная бутылка лопнула от холода. Клава слушала, как весело заливался соловей. Мила гладила и складывала халаты на полку. Павел заблудился в глухом лесу.

5. Повтори за взрослым:

Ол-ол-ол – Володя в школу шел

Ил-ил-ил – подмел палас Данил
Ала-ала-ала – лошадка побежала

Лок-лок-лок – побелили потолок
Ела-ела-ела – ласточка запела

Лат-лат-лат – Ане купим мы халат

Алка-алка-алка – это слово галка.

Ула-ула-ула – говорю акула.
Илка-илка-илка – на столе лежала вилка

6. Выучить наизусть:

Мама купала в лохани малышку, мылом, мочалкой мыла голышку.

Около мамы Мила стояла, теплой водой малыша обливала.

Аллочка ласково вытрет младенца теплым, лохматым, большим полотенцем.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 13

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Звукоподражание.

3. Выучить наизусть:

Клава ловко лук полола, мыла пол и полки Лола,

Пыль Володя выбивал, гвозди Валя забивал.

Коля весело пилил, Анатолий вилки мыл,

Ну а маленькая Светка ела сладкие конфетки.

4. Повтори за взрослым:

На дороге мелкая лужа. У нас плаксивый малыш. Мы купили полотняное платье. На дороге растет толстый лопух. Лара уронила шелковый платок. У Павла голубые глаза.

5. Повтори за взрослым:

Ал-ал-ал – у нас будет бал.
Ол-ол-ол – в зале надо вымыть пол.
Ол-ол-ол – в зал поставили мы стол.
Ул-ул-ул – у стола поставим стул.

Ал-ал-ал – вот заходят гости в зал.
Ал-ал-ал – Леонид разбил бокал.
Лу-лу-лу – лежат осколки на полу.
Лы-лы-лы – надо подмести полы.

Ал-ал-ал – ах, какой веселый бал!

6. Придумай родственное слово (записать в тетрадь):

Волк – волчиха, волчий Голубь-…

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 14

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Звукоподражание.

3. Выучить наизусть:

Задумала галка иголку купить,

Чтоб голым галчатам штанишек нашить.

Иголку и лучшего желтого шелку купила
И тут же уселась на елку.

Уселась на елку и хвост положила,

Очки нацепила – и шила, и шила…

Летела синица и вниз поглядела:

– Эй, галка, ты нитку в иголку не вдела!

4. Повтори предложения, ответь на вопросы:

Володя копает клумбу лопатой.(Кто копает клумбу? Чем копает Володя? Что копает?)

Слава и Володя плывут на лодке.(Кто плывет? На чем плывут? Что делают ребята?)

Клава мыла ладони с мылом.(Кто мыл ладони? Чем мыла ладони Клава? Что мыла?)

Михаил посмотрел на глобус.(Кто посмотрел? Что сделал Михаил? Куда посмотрел?)

На елке Павел увидел белку.(Кто увидел белку? Кого увидел Павел? Где Павел увидел белку? Что Павел сделал?)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 15

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Выучить наизусть:

Клоун – чудак, делал все не так:

Ломом копал, лопатой ломал,

Долотом шил, иглой долбил,

Колуном пилил, пилой колол,

Метлой белил, а кистью мел!

3.Пересказ текста:

Бела прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:

– Я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас посмотришь, вы на елках все прыгаете.

– Пусти меня на елку, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на елку и оттуда сказала:

– Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебя злость жжет. А мы веселы оттого, что добры и никому зла не делаем. (По Л.Толстому)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 16

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Выучить наизусть:

Мила маме, как могла, хоть мала, а помогла.

Долго дела не искала: полотенца полоскала,

Вилки вымыла и ложки, молоком поила кошку,

Пол метелкой подмела от угла и до угла…

3. Составь предложения из словосочетаний, повтори и запиши их в тетрадь:

Голубые глаза, гладкий пол, большой класс, сладкая клубника, шелковый платок, полотняное платье, желтый флаг, слушать колокол, огромные клыки, голубой клубок, красивая блузка.

4. Повтори за взрослым много раз:

Одна гладкая оловянная ложка.

Две гладких оловянных ложки.

Три гладких оловянных ложки.

Четыре гладких оловянных ложки.

Пять гладких оловянных ложек.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 17

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Выучить наизусть:

Вот как потолок я белил: белила в ведро я налил,

Поставил на стол я стул, в белила я кисть макнул.

На стул забираться стал, на стуле не устоял.

Неловко кистью махнул, белилами стены мазнул.

3. Повтори чистоговорку:

ЛА-ЛА-ЛА – такие вот дела.

ЛУ-ЛУ-ЛУ – иголка на полу.

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – вымою полы.

ЛО-ЛО-ЛО – лопнуло стекло.

4. Составь, и запиши в тетрадь рассказ, используя слова:

Солнышко, облака, колокольчики, голубое, плывут, тепло, лето, лужок, желтые, сладкие, клумба, гладиолус, ландыш, фиалка.

5. Повтори скороговорки:

Лежебока рыжий кот, отлежал себе живот.

Маленькая болонка пила воду около колонки.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 18

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Повтори стихи о слонах:

Головой кивает слон – он слонихе шлет поклон.

Слоны умны, слоны сильны, слоны спокойны, веселы.

Двое маленьких слонят спать давным- давно хотят.

3. Выучить наизусть:

Вот плывет Володин флот: лодки, яхты, ялик, плот.

Капитан флажок поднял, теплоход сигнал подал.

Весла весело взлетают, слон зашел на пароход,

Лодка лодку догоняет, Клоуны идут на плот.

Взять Володя всех готов- кукол, колобка, котов,

Он бы взял еще осла- жаль, что ванная мала.

4. Пересказ текста:

Ласточки в гостях.

Наша палатка стояла около бора. Весна была холодная. В середине мая шел плотный снег. Но весна была весной. Холод, не холод, а птицы прибывали. Как-то подходя к палатке, я увидел стайку ласточек.

«А у нас гости!»- сказал мой товарищ. Какие гости в такие холода? Я открыл палатку, а от туда выпорхнули ласточки. Стайка уселась около палатки. Пока было светло, я сделал им около лампочки насест. Ласточкам в палатке показалось удобно. Стайка уселась, и птички плотно прижались друг к другу.

Ночью ласточки иногда подавали голос. Это стало понятно утром. Когда стало светло, оказалась, что на палатке сидит еще одна ласточка. Это с нею ночью была беседа у ласточек .Когда стало тепло, стайка ласточек покинула нас.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 19

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Выучить наизусть:

Пирожок в печи пекла

Положила в пирожки

Пол наперсточка муки.

Каплю патоки взяла,

Всех подружек позвала.

На пиру у пчел я был,

Крепкий мед пчелиный пил.

3. Измени по образцу, ответы записать в тетрадь:

плавать – плавательный бассейн облако-…

яблоко – яблочное повидло колокол-…

4. Придумай и запиши в тетрадь 10 слов, которые начинаются на звук «Л» и 5 слов, которые заканчиваются на звук «Л».

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 20

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Выучить наизусть:

– Как дела, зубастый?

– Хороши мои дела,

Голова еще цела!

Как, кума, твои дела?

– На базаре я была!

– Что ты так устала?

– Где же эти утки?

– У меня в желудке

3. Подумай и ответь, какие из этих слов обозначают животных, какие – птиц, какие – растения?

Лапа, лак, лама, лампа, лавка, лайка, лань, ландыш, ласка, ластик, ласты, ласточка, лапша, ладья, лось, лотос, лов, лошадь, лоза.

4. Послушать и пересказать сказку «Колобок».

Автоматизация звука К

Начинаем автоматизацию звука в словах только после того, как ребенок четко произносит изолированный звук и может правильно произносить его в слогах. Называем слова, выделяя голосом автоматизируемый звук.
Слова произносим не торопясь, четко проговаривая их. Желательно повторить одно и то же слово 2-3 раза.

Артикуляция звука К

При этом звуке губы в мягкой улыбке, зубы обнажены и разомкнуты, расстояние между ними 3-5 мм. Кончик языка лежит внизу, не касаясь нижних зубов, а задняя часть спинки языка поднята и упирается в мягкое нёбо. Выходящая воздушная струя прорывает смычку между задней частью спинки языка и мягким нёбом. Голос при этом не образуется.
Чтобы ребенок мог правильно сделать смычку, можно проделать перед этим следующее: полоскать горло водой, а затем и без нее. Можно провести упражнение «дедушка храпит», одновременно часто нажимая под нижней челюстью ближе к гортани, указательным пальцем или ребёнок сам это проделывает большим.
Это дополнительный стимул для подъязычной мышцы. К этому можно еще добавить: при выполнении последнего упражнения надавливать на кончик языка ложечкой, отодвигая его вовнутрь рта. При этом ребенка просим «пострелять» – выталкивать воздух, одновременно сжимая глотку. Это можно проделывать и лежа. Тыльной стороной чувствовать толчкообразную струю воздуха. Голос при этом звуке отсутствует. Когда появится звук, то переходим к его автоматизации.
После того, как правильный звук будет поставлен и закреплен в речи изолированно, переходим к повторению слогов и слоговых рядов.

Автоматизация звука [К] в слогах

Проговаривай слоги, чётко произнося звук К (выделяя голосом)

ко – ко ка – ка ку – ку кы – кы

ка – ка – ка ко – ко – ко ку – ку – ку кы – кы – кы

ка – ко – ка ко – ко – ка ка – ку – ко ка – кы – кы

ка – ко – ку ку – ко – ка и т .п.

Упражнение “Послушай. Запомни. Повтори”

ка – ко – ку – кы ко – ку – кы – ка
ку – кы – ка – ко кы – ка – ко – ку
ак – ок – ук – ык ок – ук – ык – ак
ук – ык – ак – ок ык – ак – ок – ку

Автоматизация звука [К] в начале слов

Повторять слова, чётко произнося звук К (выделяя голосом):

казнь кабан капля карта
касса кашне калач карман
камин канат камень кашель
кабина кабинет канава камера
капуста капсула кассета

кол кот кон код ком
конь ковш кожа коса колба
ковбой конец кофе колос
козни козырь комната конница

куб куль куст курс
куры кулич кузов кухня
кучер купаты кузница

Все непонятные ребёнку слова ВСЕГДА объясняем.

Перечень слов: каска, Карлсон, камыши.

Кактус, катер, карандаши.

Автоматизация звука [К] в середине слов

Повторять слова, чётко произнося звук К (выделяя голосом):
мука река ёлка юбка мышка
челка белка дымка ветка палка
атака чайка аптека азбука физика
девочка ежевика балалайка

далеко молоко широко велико высоко
балкон шоколад окно окунь ткань
шкаф акробат простокваша

вприсядку всмятку начеку
нараспашку насмарку помаленьку

Все непонятные ребёнку слова ВСЕГДА объясняем.

Перечень слов: Щука, бочка, вилка, чайка.

Лодка, пушка, балалайка.

Автоматизация звука [К] в конце слов

Повторять слова, чётко произнося звук К (выделяя голосом):
Як бак мак лак рак
шлак враг(к) маяк овраг(к) табак
хомяк моряк барак чудак универмаг(к)

бок дог(к) шок паёк блок
слог(к) дубок моток порог(к) волчок
мешок поток совок щенок бачок
опёнок ботинок пирожок сапожок молоток
вершок бережок василёк наутёк бульдог(к)

бук лук сук тук тюк
внук стук паук индюк каюк
вьюк урюк утюг(к) бамбук фартук
бурундук

бык пик миг(к) веник тюбик
тупик маховик охотник путник финик
винтик вареник дневник балык башлык

шашлык заповедник автоматчик бессмертник
воск волк полк обелиск

Все непонятные ребёнку слова ВСЕГДА объясняем.

Перечень слов: Сок, урок, замок, носок.

Кабачок, щенок, совок.

Упражнение “Послушай. Запомни. Повтори”
ква кла кна кра кля
квэ клэ кнэ крэ кле
квы клы кны кры кли
кво кло кно кро клё
кву клу кну кру клю

Повторять слова, чётко произнося звук К (выделяя голосом):
кнут квас класс клад клоун
краб клуб крем князь кровь
ключ клей клён клёш крой
кросс крупа крапива кружево

крыло климат клубень клумба
клятва клиент квадрат клапан
клевер квартал квартира клавиши
крендель кривизна кристалл крыльцо

Все непонятные ребёнку слова ВСЕГДА объясняем.

Повторять слова с двумя звуками, чётко произнося звук К (выделяя голосом):

Как какаду какао какая
каёмка капкан кадка какой
катушка каменщик каникулы каблук
кок койка кокон комок
копейка кошка колокол кончик
кулак кубик кубок кукла
каучук кулёк клубок

квак кнопка клык кролик
покупка пикник ракушка сказка окорок

Все непонятные ребёнку слова ВСЕГДА объясняем.

Ссылка на основную публикацию