Мобильный дидактический фартук Игралочка

Дидактические и сенсорные юбки и фартуки

Показаны публикации 1-10 из 80 .
Все разделы | Дидактические и сенсорные юбки и фартуки

Многофункциональное дидактическое пособие — фартук «Мудрая сова» Многофункциональное дидактическое пособие – фартук “Мудрая сова”. Нина Данилова Многофункциональное дидактическое пособие – фартук “Мудрая сова”. В целях реализации современных требований ФГОС ДО к организации образовательного процесса в ДОУ я изготовила дидактический фартук.

Мастер-класс изготовления многофункционального дидактического пособия «Фартук» Дидактическое пособие предназначено для использования в работе с детьми как раннего, так и дошкольного возраста, а также рассматриваются в контексте реализации основных линий развития: социально-нравственного, эмоционально-ценностного, познавательного, речевого.

Дидактические и сенсорные юбки и фартуки – Театр на фартуке

Публикация «Театр на. » Театр на фартуке. В рамках подготовки к педсовету на тему: “Театральная деятельность как средство развитие речи детей дошкольного возраста”, я подготовила для практической части работы с коллегами пособие, которое называется “Театр на фартуке”. Коллегам очень понравился опыт.

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Мастер-класс для педагогов «Изготовление театра на фартуке своими руками» Мастер-класс для педагогов: «Изготовление театра на фартуке своими руками» Цель мастер класса: формирование представлений педагогов о разнообразии кукольного театра. Заинтересовать и побудить педагогов к изготовлению театра из подручного материала своими руками для театра, с.

Дидактическое пособие «Сенсорный фартук» Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение являются результатом их переработки. Поэтому полноценное развитие ребенка не возможно без опоры на восприятие. Успешность умственного.

Конспект занятия по сенсорике в группе раннего возраста «Красивый фартук для бабушки Арины» Конспект занятия по сенсорике в группе раннего возраста на тему «Красивый фартук для бабушки Арины». Задачи: Создать условия для развития сенсорных способностей. Знакомить с геометрическими фигурами. Воспитывать отзывчивость и взаимопомощь у детей. Материал: кукла, домик-.

Дидактические и сенсорные юбки и фартуки – Дидактическая игра «Укрась матрешке фартук» для детей среднего дошкольного возраста

Статья «Дидактическая игра «Укрась матрешке фартук» для детей среднего. » Данная игра используется с целью формирования у детей математических представлений о геометрических фигурах (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник) Задачи: -обучать группировке фигур по цвету методом наложения -закреплять порядковый счет в пределах 5 -продолжать.

«Сенсорная юбка» по программе «Теремок» МДОУ «Лесная сказка» работает в качестве инновационной площадки для проведения федерального эксперимента по внедрению комплексной основной образовательной программы «Теремок» в соответствии с ФГОС ДО. Согласно ФГОС ДО «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов.

Дидактическое пособие «Фартук «Светофор» В течение трех лет я работаю на группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития ЗПР. Ориентируясь на собственные гностические навыки и опыт работы с детьми, отмечу, что у многих воспитанников с ЗПР сужен круг представлений о явлениях социальной.

Адаптационно-дидактическая юбка Я рада представить вам материал по «Адаптационно – дидактической юбке» Полозовой. Известный педагог Б.П. Никитин утверждал, что если в детстве не получить возможность развития , и иные умения и навыки , то в дальнейшем они утрачиваются . И, соответственно то, что он не получит в.

Дидактическое пособие: “Сказочный фартук”.
учебно-методическое пособие (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Методические рекомендации по использованию дидактического пособия: “сказочный фартук”.

Скачать:

ВложениеРазмер
skazochnyy_fartuk.docx830.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида

по использованию дидактического пособия «сказочный фартук»

для детей раннего, младшего и старшего дошкольного возраста.

Дидактическое пособие предназначено для использования в работе с детьми как раннего, так и дошкольного возраста, а также рассматриваются в контексте реализации основных линий развития: физического, социально-нравственного, эмоционально-ценностного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и креативного.

Пособие реализует принципы развивающего обучения и воспитания и соответствует требованиям ФГОС ДО.

Работа с дидактическим пособием формирует активное, творческое поведение детей в разных видах деятельности:

В процессе «фартуковой» театрализованной деятельности педагог имеет возможность упражнять детей в постановке вопросов, сравнивании, рассказывании, побудить к речевому общению в дидактической игре, учит постепенному переходу сказки в рассказ, составлению новой сказки, определении в художественном произведении добра и зла и т.п.

В раннем, младшем и среднем возрасте при проведении занятий по художественной литературе театрализованная деятельность на фартуке может использоваться как метод организации.

В старших группах театрализованная деятельность используется как фрагмент: для заинтересованности детей во время занятия; активизации детей в процессе занятия; работы над художественным произведением; разыгрывания морально-этических ситуаций; при моделировании ситуаций общения; как образец при составлении различных видов рассказов.

Использование пособия в ДОУ способствует развитию у воспитанников умения обобщать услышанное и увиденное; комментировать; прививает умение видеть новое, рассуждать в новых условиях, фантазировать, преодолевать трудности, корректировать собственное поведение, перевоплощаться; формирует любознательность.

Уникальность данного пособия состоит в том, что оно помогает педагогу не выпустить из рук и сердца моральный, эмоционально-ценностный, коммуникативный и креативный рост малыша, возможность приобрести знания, умения, навыки в различных сферах жизнедеятельности ребёнка.

В перспективе данное пособие может быть использовано в разных вариациях (изготовление новых фартуков), например, многофункциональный «Методический фартук «Алёнкины секреты» на все случаи воспитания и образования (адаптационный период, сенсорное развитие, познавательное развитие и развитие речи, изо-деятельность, музыкальное развитие.

В соответствии с возрастом детей усложняются дидактические задачи и дополняется дидактический (раздаточный и т.д.). Фартуки изготавливаются в новой вариации соответственно сказкам для старшего возраста детей. Герои сказок дополняются новыми персонажами (можно не из сказок, а из замысла детей).

Методические рекомендации по использованию дидактического пособия будут полезны педагогам дошкольных образовательных организаций для овладение опытом организации образовательной деятельности по развитию речи с детьми дошкольного возраста с использованием «нетрадиционного пособия» – «сказочный фартук». Данное дидактическое пособие, способно в игровой форме развивать у детей речь, мелкую моторику рук, внимательность, пространственное воображение, логику, мышление, самостоятельность, инициативность и восприятие (тактильное, зрительное, пространственное), а также формировать навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми. Можно использовать в непосредственно образовательной деятельности для закрепления и расширения знаний, а также в свободной деятельности. Организовать её можно как индивидуальную игру, и игру для работы с подгруппой детей (от 2 до 4 ребят). Можно использовать как игру для самостоятельной детской деятельности. Работа с пособием предполагает рассматривание, беседу, ответы на вопросы по картинкам, установление логической последовательности событий, составление предложений, составление рассказа, развитие мелкой моторики.

В непосредственно образовательной деятельности пособие выступает как демонстрационный материал, а также используется для создания игровой мотивации и решения проблемных ситуаций.

Актуальность для развития детей.

« Скажи мне – и я забуду,

покажи мне – и я запомню,

вовлеки меня – и я научусь»

«Театр на фартуке» – это нетрадиционный, универсальный язык, который в корне меняет традиционный взгляд на организационный аспект театрализованной деятельности дошкольников.

Поскольку, для эффективного показа спектакля важно все: какие декорации и их размещения, какие куклы и ширма, где сидят дети и т.п., поэтому педагогу приходится тратить время для решения таких организационных моментов. А данный вид театра поможет воспитателю, одев на себя «театр – фартук», сразу начать спектакль. И уже через минуту декорации движутся вместе с актёрами, быстро меняются, воспитатель умело манипулирует куклами, удачно дополняя их мимикой, жестами, средствами речевой выразительности. Такой театр вызывает у детей интерес к постановке, понимание сюжета, даёт возможность взаимодействия «актёр – зритель».

Материалы пособия доступны для использования в работе с детьми как раннего, так и дошкольного возраста, а также рассматриваются в контексте реализации основных линий развития: физического, социально-нравственного, эмоционально-ценностного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и креативного.

Цель пособия: развитие связной речи, элементарных математических представлений, внимания, наглядного мышления, мелкой моторики рук.

1. Научить отражать содержание сказок в играх, драматизациях, театрализованной деятельности. Учить различать и передавать интонации, характеры сказочных персонажей. Развивать связанную речь детей

2. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность. Учить детей активно участвовать в совместных играх;

3.Воспитывать у детей интерес к русским народным сказкам, учить играть дружно, вместе, не ссориться.

Характеристика дидактического пособия.

Данное пособие представляет собой:

Игровое поле : Пособие представлено в виде фартука – игрового панно, на который крепятся вырезанные фигурки сказочных героев из бумаги, фетра, пальчиковый театр.

Игровой материал : Картинки (пальчиковый театр) с героями сказок « Репка » , «Теремок», «Колобок», картинки деревьев.

Материалы : фоном является сказочная лесная поляна из лоскутков фетра , сказочные персонажи (пальчиковый театр).

Инструменты : ножницы, швейная машинка, иголка с ниткой.

1. Приготовим тканевую основу из фланели для фартука , на которой хорошо бы держались картинки.

2. Создаем на фартуке сказочный фон лесной поляны.

3. Делаем персонажей. Вырезаем персонажей сказки, либо к пальчиковому театру пришиваем липучку.

4. Приклеиваем кусочки ткани ( фланели) на вырезки. Можно также воспользоваться и бархатной бумагой.

5. Когда картинки готовы к ним можно обычную швейную липучку.

Фартук используется для инсценирования различных сказок .

Включает в себя упражнения или игры

1. «Расскажи сказку «Репка»

Цель : развитие связной речи.

1. Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям устного народного творчества – сказкам.

2. Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас.

Дети вместе с воспитателем рассказывают и приклеивают на игровое панно фартук картинки с героями сказки.

Как усложнение «Назови ласково героев сказки»

Цель : развитие элементарных математических представлений : сначала, потом, первый, второй, последний.

1. Учить ориентироваться в пространстве.

2. Развивать наглядное мышление,

3. Знакомить ребенка с предлогами : за, перед, до, после, между.

Воспитатель просит разместить героев в определенной последовательности. Например : внучку между бабкой и Жучкой; сначала мышку, а затем кошку. Далее показывает и объясняет ребенку, что означает каждое понятие, и просит его повторить это. После того как дети усвоят все понятия, начинается игра. Ведущий просит разместить внучку за бабкой, мышку — последней, кошку — между Жучкой и мышкой и т. д.

3. «Расскажи сказку «Теремок»

Цель : развитие связной речи.

1. Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям устного народного творчества – сказкам.

2. Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас.

Дети вместе с воспитателем рассказывают и приклеивают на игровое панно фартук картинки с героями сказки.

Как усложнение «Назови имена героев сказки «Теремок»

Волк – зубами щелк

3. «Расскажи сказку «Колобок»

Цель : развитие связной речи.

1. Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям устного народного творчества – сказкам.

2. Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас.

Воспитатель: – Послушайте загадку.

Прямо с полки, за порог

Убежал румяный бок.

Укатился наш дружок

Дети вместе с воспитателем рассказывают и приклеивают на игровое панно фартук картинки с героями сказки.

Как усложнение «Спеть песенку Колобка»

Цель : развитие внимания и развитие связной речи.

Развивают мелкую моторику пальцев.

Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас

Воспитатель прикрепляет на лесной полянке сказочных героев из различных сказок, и предлагает детям найти лишних персонажей к той или иной сказке.

5. «Помоги показать сказку»

Цель : развитие мимики и жестов, звукоподражания, внимания и развитие связной речи.

Развивают мимику и жесты, звукоподражание сказочным персонажам, мелкую моторику пальцев.

Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас

Воспитатель с детьми прикрепляет на лесной полянке сказочных героев и предлагает детям показать и рассказать о них при помощи мимики и жестов или звукоподражания.

Как ходит медведь?

Как мышка пищит?

Покажите, как прыгает зайчик?

овладение опытом организации образовательной деятельности по развитию речи с детьми дошкольного возраста посредством предлагаемого пособия;

– развитие в игровой форме речи, мелкой моторики рук, внимательности, пространственного воображения, логики, мышления, самостоятельности.

– инициативности и восприятия (тактильного, зрительного, пространственного);

– развитие мимики, жестов, движения.

– формирование навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

1.Книга для воспитателя детского сада. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста» /М.: Просвещение , 1991 —207 с.;

2.Сайт «MAMA.RU» http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=4890

3.Смирнова Е.О., Мещерякова С.Ю., Ермолова Т.В. «Игры и игрушки для детей раннего возраста»/методическое пособие/М.:МГППУМ.: МГППУ, 2004. – 72 с.;

4.Фопель К. «Привет, ручки! Привет глазки!» / М., 2005.

5. Логопедический сайт «Болтунишка». // http://www.boltun-spb.ru/mini.html.

6.Марченко А. И., Л. О. Соколовская. Речь детей раннего возраста. Коллектив развивающих занятий «Долоньки»– Киев, 2009. – 12с.

7.Мелкая моторика или влияние действий рук на развитие головного мозга. http://eraland.ru/progress/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

– Возраст целевой группы: средняя группа- Цель пособия: Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через использование современных информационных технологий- Задачи пособия.

Дидактическое пособие “Анатомический фартук” для детей старшего дошкольного возраста, предназначено для ознакомления дошкольников с внутренними органами человека.

Дидактическое экологическое пособие «Сказочное дерево» для первой и второй младших групп.Для развития элементарных экологических знаний дидактические игры играют важную роль.Описание: унив.

Для реализации образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие» и «Социально- коммуникативное развитие&raquo.

АннотацияМногофункциональное дидактическое пособие «Сказочные чудеса» является авторской разработкой продолжительное время используемой в работе с детьми.Данное пособие используется при ор.

дидактическое пособие своими руками.

-основные задачи:Закрепить и расширить знания детей о русских народных сказках, прививать любовь к устному народному творчествуРазвивать память, мышление, внимание, речь, мелкую моторику рук ребенкаВо.

Использование дидактического пособия «Волшебный фартук» для развития познавательной инициативы детей дошкольного возраста

Рубрика: Организация игровой деятельности

Дата публикации: 29.06.2020

Статья просмотрена: 63 раза

Библиографическое описание:

Рябцова, В. В. Использование дидактического пособия «Волшебный фартук» для развития познавательной инициативы детей дошкольного возраста / В. В. Рябцова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 7 (34). — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/172/5419/ (дата обращения: 07.01.2021).

Ключевые слова: игровой материал, познавательная инициатива, дошкольный возраст, пособие, ребенок.

Дошкольный возраст — важный и ответственный период, который предоставляет огромные возможности для поддержки и развития у детей познавательной инициативы. Познавательная инициатива проявляется в стремлении узнавать новое, на её основе развивается творческая инициатива, самостоятельность, активное отношение к окружающему. Но существует проблема — познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все дошкольники обладают этим ценным качеством в равной мере, ее нужно развивать. А ведь ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра.

Ребёнок, увлеченный игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкивается с заданиями и трудностями, которые требуют от него мыслительной деятельности. В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки.

Согласно новым стандартам дошкольного образования, необходимо обеспечить воспитанников разнообразием материалов и средств обучения, что в свою очередь должно обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, развитие моторики, возможность самовыражения детей. Таким образом, перед педагогами возникает вопрос об использовании в работе с дошкольниками необычных игр и пособий.

С целью более успешного освоения образовательной программы, я в своей повседневной работе использую разнообразные дидактические игры и пособия, в том числе и изготовленные своими руками.

Пособие «Волшебный фартук» рекомендуется для детей среднего, старшего дошкольного возраста. Данное пособие состоит из фетра. Основа сшита в виде фартука с кармашками. В комплект пособия входят фигурки животных (домашние и дикие), муляжи продуктов, атрибуты к сказкам, герои сказок «Теремок», «Колобок», «Три медведя», «Курочка Ряба». В комплект пособия также входит фартук для педагога. Фигурки персонажей одеваются на пальчики или с помощью липучки прикладываются на фартук. Пособие создано из экологически чистого материала — фетра.

Главный герой здесь ребенок. Он одевает на себя фартук, примеряя на себя любой образ любимого героя, придумывая сказку или поучительный рассказ. Примеряя на себя главную роль, роль рассказчика, дает возможность повысить самооценку, уверенность в себе. Неожиданным моментом в процессе постановки могут стать потайные кармашки. В них можно легко спрятать атрибуты или героя. Главные персонажи прячутся в больших карманах до той поры, пока не понадобятся для инсценировки сказки или для игры. Яркость и новизна пособия привлекает внимание детей. Использовать данное пособие можно педагогами в индивидуальной и в групповой работе с детьми. Тот, кто примеряет фартук, использует не только атрибуты, но и, перевоплощаясь, имеет возможность мимикой, жестами, интонацией передать выбранного героя.

Главными особенностями данного пособия являются: мобильность, вариативность, доступность, безопасность, возможность использования пособия в игровой деятельности самостоятельно, без помощи взрослого. Данное авторское пособие имеет рецензию и призовые места в муниципальных и республиканских конкурсах.

Целью данного пособия является развитие самостоятельности и инициативы воспитанников, их познавательных интересов и способностей, интеллектуальное развитие на основе практических действий, развития творческого потенциала в игровой деятельности.

Данное пособие имеет больше 8 вариантов игры. Ниже представлены самые интересные.

Игра «Сказки на фартучке»

Цель: учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям; использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жесты).

Игровой материал: фартук, фетровые фигурки персонажей сказок, атрибутика.

Ход игры: педагог предлагает ребенку инсценировать сказку или отрывок из нее. Ребенок может разыграть сказку один, выполняя роли всех персонажей или пригласить кого-либо для совместной игры.

Игра «Придумай сказку, рассказ»

Цель: побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения.

Игровой материал: фартук и все фигуры из фетра.

Ход игры: Рассмотрев фартук ребенок выбирает понравившийся персонаж и придумывает сюжет самостоятельно.

Игра «Что изменилось»

Цель: развивать наблюдательность и внимание.

Игровой материал: фартук, фигурки из фетра.

Ход игры: Педагог предлагает ребенку запомнить, что и в каком количестве находится на фартуке. Ребенок закрывает глаза (или отворачивается). Педагог производит необходимое количество изменений (меняет количество, цвет, предметы и т. п.). Ребенок, открыв глаза, перечисляет все замеченные им изменения.

Статья: “Дидактическое пособие «Сенсорный фартук»”

Управление дошкольного образования АМО ГО «Сыктывкар»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

МАОУ «Прогимназия № 81 » г. Сыктывкара.

(МАОУ Прогимназия № 81)

Методическая разработка

Дидактическое пособие

«Сенсорный фартук»

Алексеева Елена Владимировна,

Сыктывкар 2020 г.

Введение

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлений окружающего мира. Необходимо предоставить ребёнку для восприятия, как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений ,а также обучить его перцептивным действиям –осматриванию, выслушиванию, ощупыванию, опробованию ит.д. Взрослому под силу помочь малышу увидеть всю красоту и многообразие окружающего мира ,а также воспринимать сенсорные впечатления более осознанно запоминать, дифференцировать, называть, использовать знания о свойствах предметов и явлений в различных ситуациях.

Музыкальное сенсорное развитие наиболее успешное осуществляется при специальной организации процесса воспитания и обучения – в восприятии, пении, движении, игре на музыкальных инструментах. В то же время ни один вид музыкальной деятельности не обходится без сенсорного опыта. В процессе музыкально- сенсорного развития происходит:

  • Целостное развитие органов чувств ребенка;
  • Формирование сенсорных процессов;
  • Побуждение к эмоциональным эстетическим переживаниям, т.е. развитию личности ребенка.

Формирование чувства ритма – важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка.

Если чувство ритма несовершенно у ребенка, то слаба развита речь, она невыразительна , либо слабо интонирована.

Из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так как оно является врожденным. Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше. Уже с 5 лет это будет гораздо сложнее. Поэтому моменты по развитию чувства ритма, нужно включать уже с младшей группы, а какие-то формы работы и в раннем возрасте. Это использование речевых и музыкальных игр, пальчиковая гимнастика, ритмические и логоритмические упражнения, музыкально-дидактические игры.

Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально – ритмических движениях, в ритмических играх с музыкальными инструментами.

На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно. Нужно уделять большое внимание ритмическому воспитанию, основой которого становятся ритмические игры, речь и игра на элементарных музыкальных инструментах. В составную часть моих занятий входят упражнения и дидактические игры, которые способствуют развитию чувства ритма. Необходимо, как можно раньше начать развивать чувство ритма в доступной и интересной для дошкольников форме: ритмических упражнений, музыкально-дидактических играх.

Актуальность применения музыкально-дидактических игр и упражнений заключается в музыкально-сенсорном развитии и воспитании дошкольников в определенной системе, с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки.

Музыкально-дидактические игры доступны детскому пониманию , вызывают интерес и желание участвовать в них. Основное назначение дидактических игр и пособий – формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме, помочь разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у детей чувство ритма, тембровый и динамический слух, что составляет основу музыкально-сенсорных способностей. Поэтому мой выбор пал на использование дидактических игр в работе с детьми.

Одним из пособий для сенсорного развития дошкольников является сенсорный фартук. Это необычное дидактическое пособие, которое привлекает внимание детей, своей яркостью и многообразием элементов. Дети с интересом включаются в разнообразные игры, предложенные педагогом. Дети манипулируют с деталями фартука, двигаясь от одной к другой его части, достают картинки из потайных карманов, прикладывают картинки ,играют с ними, достают из карманов музыкальные инструменты (ложки, колокольчик, клавесы и.т.д)Это очень интересно и занимательно.

Цель: Создание игровых, сюжетных ситуаций для развития музыкальных способностей детей на основе сенсорного дидактического пособия.

Задачи:

-разработать приемы работы по развитию музыкальных способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста на основе дидактического пособия «Сенсорный фартук»;

-подобрать музыкальный репертуар и логопедический материал к игровым сюжетным ситуациям на дидактическом сенсорном пособии.

-активизировать речевую деятельность у детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Дидактическое пособие «Сенсорный фартук» сшито из однотонной ткани. На полотне фартука представлены картинки-аппликации :домик, речка, огород, тропинка. На фартуке есть карманы для демонстрационного материала. На фартук нашивается липкая лента для оформления сюжетной картинки в ходе рассказывания сказки, истории.

Методические рекомендации

по применению «Сенсорного фартука»

Дидактическое пособие используется в ходе музыкального занятия. Музыкальный руководитель надевает фартук и вводит детей в игровую ситуацию, которая мотивирует детей на музыкальную деятельность: игра на музыкальных инструментах, слушание музыкальных произведений, разучивание песен, проигрывание ритмического рисунка произведения.

Данное пособие рекомендовано для использования музыкальными руководителями, воспитателями, логопедами, психологами в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

Игры и упражнения на дидактическом «Сенсорном фартуке»

Цель: Развитие чувства ритма, развитие речи, учить ритмично играть на ложках в соответствии музыкальным произведением.

Музыкальное сопровождение: «Строим дом» М. Красева.

Оборудование: сенсорный фартук, музыкальный треугольник, картинки (или мелкие игрушки) гномы, музыкальные ложки –по 2 каждому ребенку

Чтение стихотворения «Гномы» Е. Карельской. Предложить детям поиграть в игру гномики на сенсорном фартуке, дети показывают с помощью картинок которые прикрепляют к фартуку, как гномы строят дом. Гномы дарят детям ложки. Предложить взять детям музыкальные ложки и ритмично на них играть в соответствии с музыкальным произведением «Строим дом» М.Красева, а музыкальный руководитель играет на музыкальном треугольнике «динь –дон».

Гномы строят новый дом

Две подушки на диван,

Меду липового жбан.

Мы подарим ложки,

2.Игра «Белочка с орешками»

Цель:Развитие чувства ритма, развитие речи, учить ритмично играть на грецких орешках в соответствии с мелодией.

Оборудование: сенсорный фартук, картинки (или мелкие игрушки) белка, грецкие орехи–по 2 каждому ребенку.

Музыкальное сопровождение :Русская народная мелодия «Ах, вы, сени»

Чтение потешки «Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки,

Воробью и синичке,

Уронила белка шишку,

Шишка стукнула зайчишку.

Тот пустился наутёк.

Чуть не сбил медведя с ног…

Под корнями старой ели

Размышлял медведь полдня:

«Что-то зайцы осмелели…

Нападают на меня».

Детям предлагается взять по два грецких ореха из кармашка сенсорного фартука, предлагается прикрепить картинку белочки на тележке и покормить ее орешками, познакомить детей с русской народной мелодией «Ах,вы сени» и с ритмическим рисунком песни, научить играть ритмично в соответствии с мелодией и с текстом.

Цель: Развитие чувства ритма, развитие речи, умение передать ритмический в соответствии с мелодией и текстом, развивать умение играть на клавесах, умение выполнять танцевальные движения -поскоки, учить скакать на игрушечном коне в соответствии с музыкой-«Конь»

Музыкальное сопровождение: муз. М.Красева,сл.М.Клюковой.

Оборудование: Сенсорный фартук, палочки (клавесы),мелкие игрушки или картинки лошадки, игрушка лошадка на палочке.

Чтение стихотворения М. Клюковой «Конь»

Гоп !Гоп! Конь живой

С настоящей головой,

С настоящей гривой.

Ах, какой красивый!

Знакомство с песней М.Красева «Конь», познакомить детей с ритмическим рисунком песни, предложить детям взять картинку лошадки и прикрепить на полянку сенсорного фартука и поиграть с лошадкой. Научить играть ритмично на клавесах под мелодию песни. Предложить детям представить,что они наездники и предложить поскакать по залу в ритм музыке. Научить скакать на игрушечных лошадках под песню «Конь» М.Красева.

4.Игра:«Шла коза на каблуках»

Цель: Развитие чувства ритма, развитие речи, учить играть на палочках ритмично, четко знать ,где начало фразы ,где окончание,развитие речи и дикции.

Оборудование: Сенсорный фартук, палочки (клавесы),плоскостные фигурки козы.

Музыкальное сопровождение: Е. Плянова. «Шла коза на каблуках»

Предложить детям посмотреть в карман на сенсорном фартуке, достать фигурку козы, прикрепить на сенсорный фартук и поиграть с ней, прослушать потешку, разучить ритмический рисунок потешки с палочками или с клавесами.

l.Шла коза на каблуках. шаги палочками по 4 на каждую строчку

В модных красных сапогах.

По дорожке: цок-цок-цок, ускоряется ритм шагов в два раза

Ох! удар палочками и остановка.

2.Вот коза на одной ножке «прыжки» одной палочкой

Поскакала по дорожке,

Зацепилась за сучок, скользящее движение одной палочки о другую.

Вновь сломала каблучок.

Ох! удар палочками и остановка.

З.Вот коза сняла сапожки, переменные шлепки ладошек по коленям

Побежала по дорожке.

Стала прыгать высоко. удары обеих ладошек по коленям и вверх

Как без каблуков легко!

Цель: Развитие чувства ритма, развитие речи, дикции, развитие перцептивных действий.

Оборудование: Сенсорный фартук, плоскостная фигурки дождики, музыкальный колокольчик.

Музыкальное сопровождение: Дождик

(слова Н.Пикулева, музыка Е.Поплянова)

Детям предлагается достать из кармашка фигурки дождика и колокольчик. Музыкальный руководитель знакомит детей с песенкой, а дети прикрепляют под песенку дождики. Показ песни с игрой на колокольчике, учить детей исполнять песню с игрой на колокольчике.

Песенку можно исполнять с колокольчиками – на слова «Бом! Бом! Бом!» приходятся 3 ритмичных встряхивания колокольчика.

В проигрыше колокольчик может играть произвольно «дождик разошелся.»

В конце песенки важно услышать последний звук – закончить вместе с фонограммой и послушать затихающее звучание колокольчика.

Дождик бегает по крыше –

По веселой звонкой крыше –

Дома, дома посидите –

Никуда не выходите –

А уйду – тогда гуляйте .

6.Игра «Веселые подружки»

Цель: Развитие у детей чувства ритма, развитие речи, умение передать ритмический рисунок в соответствии с услышанной мелодией, развитие тактильных ощущений,учить ритмично играть на ложках.

Оборудование: Сенсорный фартук, плоские фигурки сказочных персонажей из картона и флиса (5 шт.) разрисованные в русско-народном стиле-матрёшки, набор деревянных матрёшек,две деревянные музыкальные ложки по две на каждого ребёнка, материал: грецкие орехи,каштаны,2 тыквы,арбуз.

Музыкальное сопровождение: Русская народная мелодия «Светит месяц»

Музыкальный руководитель рассказывает сказку про матрёшек, предлагает детям достать матрёшек из кармашка сенсорного фартука и прикрепить их на полянку фартука одновременно рассказывать сказку.Дети на сенсорном фартуке играют с матрёшками. Музыкальный руководитель показывает деревянных матрешек и говорит: «Познакомьтесь детишки к нам в гости пришли веселые подружки- матрешки: Это Дашенька, Глашенька, Сашенька, Машенька, Наташенька»(Выставляет в одну шеренгу).Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот так умеет Дашенька!(Берет матрёшку и выстукивает ритмический рисунок, дети должны повторить ритм сначала ладошками, после сыграть на деревянных ложках. Как вариант можно предложить детям протопать ножками, выстукивать ритмический рисунок на орешках, каштанах ,молоточком стучат по тыкве или арбузу, ритмы также могут демонстрироваться на фортепиано, баяне, аккордеоне.

7.Игра: «Это не стаканчик-это барабанчик»

Цель: Развитие чувства ритма, развитие речи, артикуляции.

Оборудование: Сенсорный фартук, пластиковые или бумажные стаканчики, куколка в сарафанчике, плоскостной тюльпанчик.

Музыкальное сопровождение: «Это не стаканчик-это барабанчик» Муз.сл. М.Марчук.

Музыкальный руководитель знакомит детей с песенкой «Это не стаканчик-это барабанчик» Автор: М. Марчук. Музыкальный руководитель знакомит с ритмическим рисунком в соответствии с текстом и с мелодией.

  1. Это не стаканчик-это барабанчик

В барабанчик постучу, разбудить я всех хочу.

  1. Это не стаканчик, это сарафанчик,

В сарафанчик наряжусь и кружусь, кружусь, кружусь.

  1. Это не стаканчик, это мой тюльпанчик.

Я тюльпанчик свой сорву

И соседу подарю.

Рассказывает сказку про тюльпанчик и куколку. Предлагает детям достать из кармашка сенсорного фартука куколку и тюльпанчик, дети прикрепляют их на сенсорный фартук и играют с ними. Сначала музыкальный руководитель показывает на стаканчике ритмический рисунок песни по фразам, после ребенок ,музыкальный руководитель взаимодействует со всеми детьми по очередно.

Цель: Развитие чувства ритма, развитие музыкальных способностей.

Оборудование: Сенсорный фартук, игрушки капустка, музыкальные ложки.

Музыкальное сопровождение: «Капустка» Е.Железнова.

Ход игры: Педагог знакомит детей с потешкой «Капустка»

1.Мы капустку чистим , чистим

И всех просим не зевать

И немного помогать

2.Мы капустку рубим, рубим

И всех просим не зевать и немного помогать

3.Мы капустку давим ,давим

И всех просим не зевать

И немного помогать

4.Мы капустку солим ,солим

И всех просим не зевать

И немного помогать

Педагог разучивает с детьми потешку ,учит ритмический рисунок и мелодию, учит ритмический рисунок на музыкальных ложках.

  1. Анищенкова. Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников/ Е.С. Анищенкова–М.:Издательство «АСТ», 2005-798с.
  2. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду –М.:Просвещение,1981.
  3. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера,2005.-192с.
  4. Роот. З. Я Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста. Методическое пособие. Издание второе .Айрис-Дидактика.Москва 2007.
  5. Примерная Общеобразовательная программа дошкольного образования .Под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой Издательство Мозаика-Синтез Москва 2014.

Статья: “Дидактическое пособие «Сенсорный фартук»”

Управление дошкольного образования АМО ГО «Сыктывкар»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

МАОУ «Прогимназия № 81 » г. Сыктывкара.

(МАОУ Прогимназия № 81)

Методическая разработка

Дидактическое пособие

«Сенсорный фартук»

Алексеева Елена Владимировна,

Сыктывкар 2020 г.

Введение

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлений окружающего мира. Необходимо предоставить ребёнку для восприятия, как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений ,а также обучить его перцептивным действиям –осматриванию, выслушиванию, ощупыванию, опробованию ит.д. Взрослому под силу помочь малышу увидеть всю красоту и многообразие окружающего мира ,а также воспринимать сенсорные впечатления более осознанно запоминать, дифференцировать, называть, использовать знания о свойствах предметов и явлений в различных ситуациях.

Музыкальное сенсорное развитие наиболее успешное осуществляется при специальной организации процесса воспитания и обучения – в восприятии, пении, движении, игре на музыкальных инструментах. В то же время ни один вид музыкальной деятельности не обходится без сенсорного опыта. В процессе музыкально- сенсорного развития происходит:

  • Целостное развитие органов чувств ребенка;
  • Формирование сенсорных процессов;
  • Побуждение к эмоциональным эстетическим переживаниям, т.е. развитию личности ребенка.

Формирование чувства ритма – важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка.

Если чувство ритма несовершенно у ребенка, то слаба развита речь, она невыразительна , либо слабо интонирована.

Из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так как оно является врожденным. Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше. Уже с 5 лет это будет гораздо сложнее. Поэтому моменты по развитию чувства ритма, нужно включать уже с младшей группы, а какие-то формы работы и в раннем возрасте. Это использование речевых и музыкальных игр, пальчиковая гимнастика, ритмические и логоритмические упражнения, музыкально-дидактические игры.

Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально – ритмических движениях, в ритмических играх с музыкальными инструментами.

На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно. Нужно уделять большое внимание ритмическому воспитанию, основой которого становятся ритмические игры, речь и игра на элементарных музыкальных инструментах. В составную часть моих занятий входят упражнения и дидактические игры, которые способствуют развитию чувства ритма. Необходимо, как можно раньше начать развивать чувство ритма в доступной и интересной для дошкольников форме: ритмических упражнений, музыкально-дидактических играх.

Актуальность применения музыкально-дидактических игр и упражнений заключается в музыкально-сенсорном развитии и воспитании дошкольников в определенной системе, с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки.

Музыкально-дидактические игры доступны детскому пониманию , вызывают интерес и желание участвовать в них. Основное назначение дидактических игр и пособий – формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме, помочь разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у детей чувство ритма, тембровый и динамический слух, что составляет основу музыкально-сенсорных способностей. Поэтому мой выбор пал на использование дидактических игр в работе с детьми.

Одним из пособий для сенсорного развития дошкольников является сенсорный фартук. Это необычное дидактическое пособие, которое привлекает внимание детей, своей яркостью и многообразием элементов. Дети с интересом включаются в разнообразные игры, предложенные педагогом. Дети манипулируют с деталями фартука, двигаясь от одной к другой его части, достают картинки из потайных карманов, прикладывают картинки ,играют с ними, достают из карманов музыкальные инструменты (ложки, колокольчик, клавесы и.т.д)Это очень интересно и занимательно.

Цель: Создание игровых, сюжетных ситуаций для развития музыкальных способностей детей на основе сенсорного дидактического пособия.

Задачи:

-разработать приемы работы по развитию музыкальных способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста на основе дидактического пособия «Сенсорный фартук»;

-подобрать музыкальный репертуар и логопедический материал к игровым сюжетным ситуациям на дидактическом сенсорном пособии.

-активизировать речевую деятельность у детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Дидактическое пособие «Сенсорный фартук» сшито из однотонной ткани. На полотне фартука представлены картинки-аппликации :домик, речка, огород, тропинка. На фартуке есть карманы для демонстрационного материала. На фартук нашивается липкая лента для оформления сюжетной картинки в ходе рассказывания сказки, истории.

Методические рекомендации

по применению «Сенсорного фартука»

Дидактическое пособие используется в ходе музыкального занятия. Музыкальный руководитель надевает фартук и вводит детей в игровую ситуацию, которая мотивирует детей на музыкальную деятельность: игра на музыкальных инструментах, слушание музыкальных произведений, разучивание песен, проигрывание ритмического рисунка произведения.

Данное пособие рекомендовано для использования музыкальными руководителями, воспитателями, логопедами, психологами в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

Игры и упражнения на дидактическом «Сенсорном фартуке»

Цель: Развитие чувства ритма, развитие речи, учить ритмично играть на ложках в соответствии музыкальным произведением.

Музыкальное сопровождение: «Строим дом» М. Красева.

Оборудование: сенсорный фартук, музыкальный треугольник, картинки (или мелкие игрушки) гномы, музыкальные ложки –по 2 каждому ребенку

Чтение стихотворения «Гномы» Е. Карельской. Предложить детям поиграть в игру гномики на сенсорном фартуке, дети показывают с помощью картинок которые прикрепляют к фартуку, как гномы строят дом. Гномы дарят детям ложки. Предложить взять детям музыкальные ложки и ритмично на них играть в соответствии с музыкальным произведением «Строим дом» М.Красева, а музыкальный руководитель играет на музыкальном треугольнике «динь –дон».

Гномы строят новый дом

Две подушки на диван,

Меду липового жбан.

Мы подарим ложки,

2.Игра «Белочка с орешками»

Цель:Развитие чувства ритма, развитие речи, учить ритмично играть на грецких орешках в соответствии с мелодией.

Оборудование: сенсорный фартук, картинки (или мелкие игрушки) белка, грецкие орехи–по 2 каждому ребенку.

Музыкальное сопровождение :Русская народная мелодия «Ах, вы, сени»

Чтение потешки «Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки,

Воробью и синичке,

Уронила белка шишку,

Шишка стукнула зайчишку.

Тот пустился наутёк.

Чуть не сбил медведя с ног…

Под корнями старой ели

Размышлял медведь полдня:

«Что-то зайцы осмелели…

Нападают на меня».

Детям предлагается взять по два грецких ореха из кармашка сенсорного фартука, предлагается прикрепить картинку белочки на тележке и покормить ее орешками, познакомить детей с русской народной мелодией «Ах,вы сени» и с ритмическим рисунком песни, научить играть ритмично в соответствии с мелодией и с текстом.

Цель: Развитие чувства ритма, развитие речи, умение передать ритмический в соответствии с мелодией и текстом, развивать умение играть на клавесах, умение выполнять танцевальные движения -поскоки, учить скакать на игрушечном коне в соответствии с музыкой-«Конь»

Музыкальное сопровождение: муз. М.Красева,сл.М.Клюковой.

Оборудование: Сенсорный фартук, палочки (клавесы),мелкие игрушки или картинки лошадки, игрушка лошадка на палочке.

Чтение стихотворения М. Клюковой «Конь»

Гоп !Гоп! Конь живой

С настоящей головой,

С настоящей гривой.

Ах, какой красивый!

Знакомство с песней М.Красева «Конь», познакомить детей с ритмическим рисунком песни, предложить детям взять картинку лошадки и прикрепить на полянку сенсорного фартука и поиграть с лошадкой. Научить играть ритмично на клавесах под мелодию песни. Предложить детям представить,что они наездники и предложить поскакать по залу в ритм музыке. Научить скакать на игрушечных лошадках под песню «Конь» М.Красева.

4.Игра:«Шла коза на каблуках»

Цель: Развитие чувства ритма, развитие речи, учить играть на палочках ритмично, четко знать ,где начало фразы ,где окончание,развитие речи и дикции.

Оборудование: Сенсорный фартук, палочки (клавесы),плоскостные фигурки козы.

Музыкальное сопровождение: Е. Плянова. «Шла коза на каблуках»

Предложить детям посмотреть в карман на сенсорном фартуке, достать фигурку козы, прикрепить на сенсорный фартук и поиграть с ней, прослушать потешку, разучить ритмический рисунок потешки с палочками или с клавесами.

l.Шла коза на каблуках. шаги палочками по 4 на каждую строчку

В модных красных сапогах.

По дорожке: цок-цок-цок, ускоряется ритм шагов в два раза

Ох! удар палочками и остановка.

2.Вот коза на одной ножке «прыжки» одной палочкой

Поскакала по дорожке,

Зацепилась за сучок, скользящее движение одной палочки о другую.

Вновь сломала каблучок.

Ох! удар палочками и остановка.

З.Вот коза сняла сапожки, переменные шлепки ладошек по коленям

Побежала по дорожке.

Стала прыгать высоко. удары обеих ладошек по коленям и вверх

Как без каблуков легко!

Цель: Развитие чувства ритма, развитие речи, дикции, развитие перцептивных действий.

Оборудование: Сенсорный фартук, плоскостная фигурки дождики, музыкальный колокольчик.

Музыкальное сопровождение: Дождик

(слова Н.Пикулева, музыка Е.Поплянова)

Детям предлагается достать из кармашка фигурки дождика и колокольчик. Музыкальный руководитель знакомит детей с песенкой, а дети прикрепляют под песенку дождики. Показ песни с игрой на колокольчике, учить детей исполнять песню с игрой на колокольчике.

Песенку можно исполнять с колокольчиками – на слова «Бом! Бом! Бом!» приходятся 3 ритмичных встряхивания колокольчика.

В проигрыше колокольчик может играть произвольно «дождик разошелся.»

В конце песенки важно услышать последний звук – закончить вместе с фонограммой и послушать затихающее звучание колокольчика.

Дождик бегает по крыше –

По веселой звонкой крыше –

Дома, дома посидите –

Никуда не выходите –

А уйду – тогда гуляйте .

6.Игра «Веселые подружки»

Цель: Развитие у детей чувства ритма, развитие речи, умение передать ритмический рисунок в соответствии с услышанной мелодией, развитие тактильных ощущений,учить ритмично играть на ложках.

Оборудование: Сенсорный фартук, плоские фигурки сказочных персонажей из картона и флиса (5 шт.) разрисованные в русско-народном стиле-матрёшки, набор деревянных матрёшек,две деревянные музыкальные ложки по две на каждого ребёнка, материал: грецкие орехи,каштаны,2 тыквы,арбуз.

Музыкальное сопровождение: Русская народная мелодия «Светит месяц»

Музыкальный руководитель рассказывает сказку про матрёшек, предлагает детям достать матрёшек из кармашка сенсорного фартука и прикрепить их на полянку фартука одновременно рассказывать сказку.Дети на сенсорном фартуке играют с матрёшками. Музыкальный руководитель показывает деревянных матрешек и говорит: «Познакомьтесь детишки к нам в гости пришли веселые подружки- матрешки: Это Дашенька, Глашенька, Сашенька, Машенька, Наташенька»(Выставляет в одну шеренгу).Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот так умеет Дашенька!(Берет матрёшку и выстукивает ритмический рисунок, дети должны повторить ритм сначала ладошками, после сыграть на деревянных ложках. Как вариант можно предложить детям протопать ножками, выстукивать ритмический рисунок на орешках, каштанах ,молоточком стучат по тыкве или арбузу, ритмы также могут демонстрироваться на фортепиано, баяне, аккордеоне.

7.Игра: «Это не стаканчик-это барабанчик»

Цель: Развитие чувства ритма, развитие речи, артикуляции.

Оборудование: Сенсорный фартук, пластиковые или бумажные стаканчики, куколка в сарафанчике, плоскостной тюльпанчик.

Музыкальное сопровождение: «Это не стаканчик-это барабанчик» Муз.сл. М.Марчук.

Музыкальный руководитель знакомит детей с песенкой «Это не стаканчик-это барабанчик» Автор: М. Марчук. Музыкальный руководитель знакомит с ритмическим рисунком в соответствии с текстом и с мелодией.

  1. Это не стаканчик-это барабанчик

В барабанчик постучу, разбудить я всех хочу.

  1. Это не стаканчик, это сарафанчик,

В сарафанчик наряжусь и кружусь, кружусь, кружусь.

  1. Это не стаканчик, это мой тюльпанчик.

Я тюльпанчик свой сорву

И соседу подарю.

Рассказывает сказку про тюльпанчик и куколку. Предлагает детям достать из кармашка сенсорного фартука куколку и тюльпанчик, дети прикрепляют их на сенсорный фартук и играют с ними. Сначала музыкальный руководитель показывает на стаканчике ритмический рисунок песни по фразам, после ребенок ,музыкальный руководитель взаимодействует со всеми детьми по очередно.

Цель: Развитие чувства ритма, развитие музыкальных способностей.

Оборудование: Сенсорный фартук, игрушки капустка, музыкальные ложки.

Музыкальное сопровождение: «Капустка» Е.Железнова.

Ход игры: Педагог знакомит детей с потешкой «Капустка»

1.Мы капустку чистим , чистим

И всех просим не зевать

И немного помогать

2.Мы капустку рубим, рубим

И всех просим не зевать и немного помогать

3.Мы капустку давим ,давим

И всех просим не зевать

И немного помогать

4.Мы капустку солим ,солим

И всех просим не зевать

И немного помогать

Педагог разучивает с детьми потешку ,учит ритмический рисунок и мелодию, учит ритмический рисунок на музыкальных ложках.

  1. Анищенкова. Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников/ Е.С. Анищенкова–М.:Издательство «АСТ», 2005-798с.
  2. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду –М.:Просвещение,1981.
  3. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера,2005.-192с.
  4. Роот. З. Я Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста. Методическое пособие. Издание второе .Айрис-Дидактика.Москва 2007.
  5. Примерная Общеобразовательная программа дошкольного образования .Под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой Издательство Мозаика-Синтез Москва 2014.

Использование дидактического пособия «Волшебный фартук» для развития познавательной инициативы детей дошкольного возраста

Рубрика: Организация игровой деятельности

Дата публикации: 29.06.2020

Статья просмотрена: 63 раза

Библиографическое описание:

Рябцова, В. В. Использование дидактического пособия «Волшебный фартук» для развития познавательной инициативы детей дошкольного возраста / В. В. Рябцова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 7 (34). — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/172/5419/ (дата обращения: 07.01.2021).

Ключевые слова: игровой материал, познавательная инициатива, дошкольный возраст, пособие, ребенок.

Дошкольный возраст — важный и ответственный период, который предоставляет огромные возможности для поддержки и развития у детей познавательной инициативы. Познавательная инициатива проявляется в стремлении узнавать новое, на её основе развивается творческая инициатива, самостоятельность, активное отношение к окружающему. Но существует проблема — познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все дошкольники обладают этим ценным качеством в равной мере, ее нужно развивать. А ведь ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра.

Ребёнок, увлеченный игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкивается с заданиями и трудностями, которые требуют от него мыслительной деятельности. В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки.

Согласно новым стандартам дошкольного образования, необходимо обеспечить воспитанников разнообразием материалов и средств обучения, что в свою очередь должно обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, развитие моторики, возможность самовыражения детей. Таким образом, перед педагогами возникает вопрос об использовании в работе с дошкольниками необычных игр и пособий.

С целью более успешного освоения образовательной программы, я в своей повседневной работе использую разнообразные дидактические игры и пособия, в том числе и изготовленные своими руками.

Пособие «Волшебный фартук» рекомендуется для детей среднего, старшего дошкольного возраста. Данное пособие состоит из фетра. Основа сшита в виде фартука с кармашками. В комплект пособия входят фигурки животных (домашние и дикие), муляжи продуктов, атрибуты к сказкам, герои сказок «Теремок», «Колобок», «Три медведя», «Курочка Ряба». В комплект пособия также входит фартук для педагога. Фигурки персонажей одеваются на пальчики или с помощью липучки прикладываются на фартук. Пособие создано из экологически чистого материала — фетра.

Главный герой здесь ребенок. Он одевает на себя фартук, примеряя на себя любой образ любимого героя, придумывая сказку или поучительный рассказ. Примеряя на себя главную роль, роль рассказчика, дает возможность повысить самооценку, уверенность в себе. Неожиданным моментом в процессе постановки могут стать потайные кармашки. В них можно легко спрятать атрибуты или героя. Главные персонажи прячутся в больших карманах до той поры, пока не понадобятся для инсценировки сказки или для игры. Яркость и новизна пособия привлекает внимание детей. Использовать данное пособие можно педагогами в индивидуальной и в групповой работе с детьми. Тот, кто примеряет фартук, использует не только атрибуты, но и, перевоплощаясь, имеет возможность мимикой, жестами, интонацией передать выбранного героя.

Главными особенностями данного пособия являются: мобильность, вариативность, доступность, безопасность, возможность использования пособия в игровой деятельности самостоятельно, без помощи взрослого. Данное авторское пособие имеет рецензию и призовые места в муниципальных и республиканских конкурсах.

Целью данного пособия является развитие самостоятельности и инициативы воспитанников, их познавательных интересов и способностей, интеллектуальное развитие на основе практических действий, развития творческого потенциала в игровой деятельности.

Данное пособие имеет больше 8 вариантов игры. Ниже представлены самые интересные.

Игра «Сказки на фартучке»

Цель: учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям; использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жесты).

Игровой материал: фартук, фетровые фигурки персонажей сказок, атрибутика.

Ход игры: педагог предлагает ребенку инсценировать сказку или отрывок из нее. Ребенок может разыграть сказку один, выполняя роли всех персонажей или пригласить кого-либо для совместной игры.

Игра «Придумай сказку, рассказ»

Цель: побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения.

Игровой материал: фартук и все фигуры из фетра.

Ход игры: Рассмотрев фартук ребенок выбирает понравившийся персонаж и придумывает сюжет самостоятельно.

Игра «Что изменилось»

Цель: развивать наблюдательность и внимание.

Игровой материал: фартук, фигурки из фетра.

Ход игры: Педагог предлагает ребенку запомнить, что и в каком количестве находится на фартуке. Ребенок закрывает глаза (или отворачивается). Педагог производит необходимое количество изменений (меняет количество, цвет, предметы и т. п.). Ребенок, открыв глаза, перечисляет все замеченные им изменения.

Современные проблемы обучения разговорному якутскому языку русскоязычных детей старшего дошкольного возраста

Замятина Екатерина Филипповна
Современные проблемы обучения разговорному якутскому языку русскоязычных детей старшего дошкольного возраста

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы двуязычия

в Республике Саха (Якутия). Проведен теоретический анализ научно-исследовательских работ по проблеме исследования. Даны результаты обследования разговорной якутской речи у детей-билингвов старшего дошкольного возраста. Определены принципы и требования использования ИКТ в работе по обучению разговорному родному языку русскоязычных детей старшего дошкольного возраста. Разработано содержание работы

по обучению детей родному языку, дидактические игры распределены

по тематическим разделам.

Ключевые слова: билингвизм, проблемы двуязычия, развитие разговорной речи у детей старшего дошкольного возраста, мультимедийные технологии.

Вопрос о многоязычии в детском возрасте выдвигается сейчас, как один из самых сложных и запутанных вопросов современной психологии, с одной стороны, а с другой — как проблема исключительной теоретической

и практической важности.

Особенно важное практическое значение приобретает вопрос в условиях Республики (Саха) Якутия, где представители более 130 национальностей переплетены в географическом, экономическом и социально-культурном отношениях до такой степени плотно и тесно, что проблема двух языков

и обучение двум языкам является положительно самой актуальной проблемой практической педагогики и культурной работы в этих областях вообще. Известно, какое центральное значение для развития детского мышления и для всего психического формирования ребенка имеет факт речевого развития. Обучение двум языкам представляет своеобразную форму детского развития. Выяснить законы, которым подчинена эта своеобразная форма, представляет первостепенный теоретический интерес и большой важности педагогические выводы в отношении методики речевого обучения ребенка [2].

Для начала давайте разберемся, что такое билингвизм. Разные авторы дают определение билингвизму схожие определения, например,

О. В. Баженова говорит о том, что билингвом называют ребенка, который может в достаточной мере понимать и говорить на двух языках и «на равных» взаимодействовать с представителями двух культур [1].

А. Д. Швейцер определяет билингвизм как сосуществование двух языков

в рамках одного языкового (речевого) коллектива, использующего эти языки в различных коммуникативных сферах, в зависимости от социальной ситуации и других параметров коммуникативного акта. Оба языка, обслуживая единый коллектив, образуют единую социально-коммуникативную систему и находятся в отношении функциональной дополнительности друг к другу [4].

Современная языковая ситуация в Республике Саха (Якутия) имеет свои особенности, обусловленные тем, что в республике функционируют два государственных (русский и якутский, пять официальных (эвенский, эвенкийский, юкагирский, чукотский, долганский) и один рабочий (английский) языки.

Министр образования Республики Саха (Якутия) В. А. Егоров отмечает, что «В Республике Саха (Якутия) билингвизм – устойчивое социальное явление, при котором родной язык наряду с русским языком функционирует в качестве второго государственного языка». Такой подход к обучению языкам требует разработки эффективной методики обучения русскому, родному, а также и иностранным языкам с учётом конкретных языковых ситуаций. Специалисты в области методики преподавания языков придерживаются мнения, что принцип опоры на родной язык обеспечивают скоординированность, согласованность обучения родному и русскому языкам, целостность и отсутствие разорванности в знаниях по языковым предметам.

В середине прошлого столетия сложилась крайне неблагоприятная ситуация для развития билингвизма. Расширение промышленности Якутии, отсутствие правильной государственной политики по отношению

к коренным этносам являют собой пример искусственного исключения одного языка из общения. Дети, с рождения, слышавшие одну русскую речь, с трудом воспринимали свой родной язык. Особенно сильно это коснулось городского населения. В результате якутский язык оказался в предкризисном состоянии. Сейчас ситуация изменилась. ФГОС ДО диктует нам правило, что включение в основную Образовательную Программу регионального компонента должно быть не менее 40%.

Констатирующий этап нашего исследования состоит из двух частей.

В первой части исследование мы провели анкетирование родителей воспитанников с помощью Веб-сайта. Цель анкетирования: выявить уровни отношения родителей к обучению их ребенка якутскому разговорному языку в детском саду. Все родители с русскоязычной средой в семье выразили желание обучать ребенка якутскому разговорному языку в условиях детского сада. Именно результаты анкетирования позволили нам сформировать испытуемую группу детей и перейти к следующей части констатирующего этапа. При планировании и проведении 2 части констатирующего этапа исследования нами был подобран диагностический материал для исследования уровня речевого развития и уровня знаний якутского разговорного языка. Основой диагностики для исследований послужили работы О. А. Безруковой, О. Н. Каленковой. Результаты показали, что высокий уровень речевого развития имеют 60% детей, средний уровень составляет 40% из испытуемых, детей с низким уровнем речевого развития выявлено не было. С целью определения уровня сформированности разговорного якутского языка проведено исследование русскоязычных детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ ЦРР Детский сад №21 «Кэнчээри»

г. Якутска. Экспериментальная работа проводилась в старшей группе «Бэмби». Диагностика включает в себя три задания: задание «Аптаах хартыыналар» (цель: определить способность ребенка правильно произносить якутские звуки); задание «Сардааналыын быылааннарбыт» (цель: определить уровень усвоения якутской лексики): задание «Аптаах остуоруйа» (цель: определить уровень усвоения детьми якутских речевых моделей). По итогам исследования выяснили, что исходный уровень владения разговорным якутским языком у 80% русскоязычных воспитанников старшей группы находится на низком уровне. Большинство детей испытывают трудности в усвоении речевых моделей и якутской лексики. Средний уровень развития якутской разговорной речи показали

20% детей, что предполагает правильное произношение якутских звуков детьми как изолированно, так и в составе слова. Высокий уровень владения разговорным якутским языком не был выявлен.

Часто дети дошкольного возраста, изучающие якутский разговорный язык испытывают трудности, когда выступают перед группой, боятся

не одолеть всей грамматики, словаря и фразеологии; сравнивать свои успехи с результатами других, т. е. все эти затруднения имеют под собой только психологическую подоплеку. В результате падает мотивация к обучению. Поэтому педагоги ДОО должны создать все необходимые педагогические условия для эффективного развития таких детей. В усвоении любого языка как средства общения большую роль играет мотивация. В условиях организованного обучения речи на втором языке в качестве стимула выступают: «мотив только понимаемый», который создается в результате внушения родителей, воспитателей, разъяснения педагога и т. д. ; но мотив данного типа является для детей слабым стимулом к непосредственным действиям; «мотив реально действующий», т. е. желание подражать другим, произносить новые, непривычные слова, показать свое умение: «я говорю по-якутски».

Для формирования мотивации второго типа, педагоги широко применяют современные образовательные технологии. Совместно

с родителями разрабатывают различные проекты, занимаются групповой исследовательской деятельностью, широко применяют игровые технологии, на базе ДОО действуют секции дополнительного образования.

Проведя опрос детей испытуемой группы мы определили, что у 28 детей из 41 имеется личный телефон, 21 играют на ноутбуке. Таким образом, мы подтвердили мысль о том, что дети имеют повышенный интерес

к современным гаджетам. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников ИКТ обладает рядом преимуществ: предъявление информации на экране компьютера или в игровой форме вызывает у детей огромный интерес, несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, а движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка. Проблемные задачи, поощрение ребенка при

их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей.

Технология развития русско-якутского двуязычия детей в дошкольных образовательных учреждениях строится на основе принципов наглядности, эмоциогенности, диалогизации, развития языкового чутья, интеграции всех видов деятельности, индивидуализации, методической интерпретации народной педагогики. На наш взгляд, использование информационно-коммуникационных технологий при развитии русско-якутского двуязычия старшего дошкольного возраста позволило бы сделать процесс обучения удовольствием для дошкольника.

Учитывая возможности и разнообразия данной технологии,

мы остановили выбор на мало изученной теме – на создание единого интернет-сайта для педагогов и родителей по развитию родного якутского языка у русскоязычных детей.

Понятие «сайт» сейчас стало очень распространенным и плотно вошло

в наш лексикон. Это во многом связано с развитием сети Интернет

и с ее активным использованием. Сайт (от англ. site – место, местоположение, позиция) – совокупность страниц, объединенных одной общей темой, дизайном, имеющих взаимосвязанную систему ссылок, расположенных в сети Интернет. Каждый из этих интернет-сайтов создан для конкретной цели. В нашем случае, основная цель создания нового веб-сайта – это создание единого контекста обучения и развития дошкольного образовательного учреждения и семьи. Главная задача которого – помощь педагогов родителям по развитию связной грамматически правильной речи ребенка.

Применение ИКТ при обучении русскоязычных детей старшего дошкольного возраста якутскому разговорному языку, дает широкий выбор подходов к обучению, как при непосредственном обучении, так и при опосредованном. Польза использования ИКТ очевидна, но для эффективного использования необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования, методические и программные.

Проектировка и создание собственного сайта дело достаточно затратное, поэтому существуют различные платформы для бесплатного создания сайта. В сети есть достаточное количество информации по проектировке такого ресурса Satom.ru, wix.com, asmart-grup.ru, ukit.com и т. д. Мы остановились

на интернет платформе http://ru.wix.com/ . Данная платформа подробно описывает каждый шаг пользователя, предоставляет шаблоны, поэтому для создания сайта необходимы лишь базовые навыки пользователя, что позволяет работать любому педагогу. Наш интернет – сайт ( https://vaniakatia9397.wixsite.com/deticity) , являясь частью эксперимента, выдвигает положение о возможностях использования ИКТ, в т. ч. Интернет сайта, как средства обучения разговорному якутскому языку

у русскоязычных детей старшего дошкольного возраста. Мы предлагаем содействовать развитию разговорной якутской речи детей, используя мультимедийные технологии на НОД по следующим разделам: «Знакомство», «Мой садик», «Моя семья», «Знакомство с основными частями тела», «Моя одежда».

Программа построена на коммуникативном принципе, т. е. дети должны понимать простые якутские фразы, обращенные к ним, и реагировать на них, во-первых, действием, во-вторых, словами. Поэтому основное место в работе занимает усвоение речевой модели (КХ, которая на каждом НОД пополняются новыми словами для употребления (АС). В программе даются также слова для понимания в речи воспитателя (ПС, часть которых

со временем переходит в АС детей. Также даны примерные варианты диалогов между воспитателем и детьми (Д, которыми можно пользоваться на занятии. Таким образом, программа содержит лексический и фразовый минимум для активного и пассивного усвоения [4].

Для каждой темы прилагаются дидактические игры – презентации для работы родителей и детей по развитию разговорного якутского языка

в свободное время, что, безусловно, повышает эффективность усвоения языка.

Формирующий этап включал 4 направления работы: работа с детьми

и родителями, педагогами ДОУ и пополнение развивающей предметно-пространственной среды. Работа с детьми включала в себя комплекс занятий по обучению якутскому разговорному языку русскоговорящих детей

с применением ИКТ технологий, рассчитанный на 1 месяц. Итоговое мероприятие, открытое НОД показало достаточный уровень владения изученной лексикой, фонетическими особенностями якутского языка, его грамматического строя. Исходя из данной сравнительной диаграммы

1, можно сказать, что снизилось количество детей имеющих низкий уровень знаний якутского языка – 60%, соответственно увеличилось количество детей (30%) имеющих средний уровень. Выявлены дети с высоким уровнем развития разговорного якутского языка – 10%. Сравнительный анализ позволяет нам сделать выводы о положительной динамике в уровнях речевого развития у детей испытуемой группы. Три ребенка показали качественные изменения со среднего уровня речевого развития на высокий уровень – 90%. За счет этого детей со средним уровнем стало меньше – 10%. Работа с родителями включала в себя родительское собрание, индивидуальные консультации и присутствие на открытом НОД. Работа

с педагогами выразилась в проведении семинара на тему «Применение

ИКТ технологий в обучении якутскому разговорному языку». Также весь формирующий этап у нас отражен на специально разработанном сайте.

Для определения отношения родителей к обучению русскоязычных детей разговорному якутскому языку с помощью Веб-сайта, мы провели анкетирование, назначение которого определить – делится ли ребенок своими впечатлениями, знаниями, полученными на занятиях; мнение родителей

для внедрения на своих НОД более эффективные предложения по изучению якутского языка; положительные качества данного Веб-сайта для обучения разговорного якутского языка. В анкетировании участвовало 20 родителей. Делая вывод, можно сказать, что практически все дети (90%) делятся своими успехами на НОД своим родителям. Также у детей (100%) не наблюдается отрицательное отношение к НОД. Родители выделяют такие качества Веб-сайта, как простота, удобство, доступность.

Таким образом, посредством использования различных форм применения ИКТ технологий решается множество образовательных, развивающих, воспитательных задач в обучении русскоязычных детей старшего дошкольного возраста якутскому разговорному языку.

При опосредованном обучении преимущественно решается проблема доступности информации, возможности дистанционного обмена опытом

с педагогами и родителями. При непосредственном обучении якутскому языку, в первую очередь решаются задачи по созданию действующей мотивации к обучению, во-вторых, доступности материала, в третьих, объединения языковых компонентов речи. Нами сделан вывод, что применение ИКТ при обучении русскоязычных детей старшего дошкольного возраста якутскому языку в условиях ДОО может дать более высокие результаты в усвоении программы.

Диаграмма 1

Динамика изменения уровня знаний якутского разговорного языка

Ссылки на источники:

1. Баженова, О. В. Билингвизм. Особенности двуязычного воспитания, или как вырастить успешного ребенка. М. : Билингва, 2016– 351 с.

2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 3 Проблемы развития психики/Под ред. А. М. Матюшкина. — М. : Педагогика, 1983. – 368 с., ил.

3. Петрова В. М. Программа обучения разговорному якутскому языку в русскоязычных детских садах/ Мин-во образования РС (Я, Упр. Образования г. Якутска; Сост. В. М. Петрова, Е. М. Сергеева, Ю. И. Трофимова.

4. Швейцер А. Д. Современная социолингвистика: Теория, проблемы, методы. М., 1976.-340с.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к якутскому народному танцу Ф. И. О педагога-Иванова Елена Титовна, воспитатель высшей категории, «Отличник Образования РС (Я)» Место работы: Муниципальное бюджетное.

«Технологии обучения детей старшего дошкольного возраста здоровому образу жизни». Выступление на педагогическом совете Главной задачей воспитания привычки к здоровому образу жизни дошкольников является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития.

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться своими впечатлениями о моем посещении семинара, который проходил на базе детского сада.

Компьютерный мультфильм для обучения детей татарскому языку Обучение чему- то полезному не всегда бывает интересным. Так думают некоторые дети, которым больше по душе игры и развлечения, чем учеба.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами» Мастер – класс с педагогами на тему “Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами”.

Методическая разработка: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Публикация: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения».Система российского образования.

Научное обоснование проблемы интеграции детей дошкольного возраста с ОВЗ в образовательное пространство Данная разработка по теме: «Интеграция в образовательном пространстве дошкольного учреждения детей с ограниченными возможностями здоровья».

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Читайте также:  Конспект открытого логопедического занятия для детей среднего дошкольного возраста с ОНР по лексической теме 'Дикие животные'
Ссылка на основную публикацию