Многофункциональное логопедическое пособие ‘Волшебное дерево’

Многофункциональное, развивающее пособие «Чудо-дерево»

Кокорина Елена Александровна, воспитатель

Галдина Любовь Владимировна, воспитатель, высшая квалификационная категория

Шишкина Наталья Викторовна, воспитатель, первая квалификационная категория

МАДОУ ЦРР детский сад № 110 города Тюмени

Аннотация

На сегодняшний день особо актуально стоит вопрос об организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении. В связи с этим мы задались вопросом, как построить развивающую предметно-пространственную среды так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Для эффективности использования пространственной среды нами было разработано многофункциональное, развивающее пособие «Чудо-дерево».

Пособие в соответствие с федеральным образовательным государственным стандартам дошкольного образования отвечает следующим требованиям:

Целью данного пособия является формирование познавательных действий, становление сознания; развитие любознательности и познавательной мотивации.

Предназначено для детей от 3 до 6 лет. Данное пособие можно использовать как в непосредственной образовательной деятельности по реализации задач образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие; так и в индивидуальной работе, и в свободной деятельности детей.

С помощью данного пособия можно решать образовательные задачи:

  • формировать количественный и порядковый счет от 1 до 10;
  • давать детям представление о том, что множество может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы;
  • развивать представление детей о геометрических фигурах; соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами; формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров;
  • совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около);
  • классифицировать предметы по общему признаку, выделять обобщающее слово;
  • формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания при групповой работе;
  • способствовать развитию зрительного восприятия, внимания, мышления и памяти, познавательных и творческих способностей, речедвигательной координации.

Пособие состоит из следующих частей:

– дерево, изготовленное из самоклеющейся цветной пленки,

– геометрические фигуры разных размеров,

– картинки разной цветовой гаммы, предметные картинки.

Предлагаем картотеку игровых заданий к пособию «Чудо-дерево», с помощью которых решаются задачи образовательной области «Познавательное развитие».

«Веселый счет»

Цель: Закрепить количественный счет.

Материал. Карточки с цифрами, предметные картинки.

Инструкция: Воспитатель размещает на дерево осенние листья и предлагает детям посчитать их. А затем найти цифру обозначающее количество листьев.

2 вариант. Воспитатель размещает на дупло цифру и предлагает ребенку разместить на дереве столько же птиц.

«Птичий переполох»

Цель: закрепить умение классифицировать предметы по величине.

Материал. Птицы разных размеров, два гнезда – большое и маленькое.

Инструкция: Воспитатель размещает на дерево в произвольном порядке птиц. Детям предлагается расселить птиц в гнезда: больших птиц в большое гнездо, маленьких – в маленькое гнездо.

«Подбери фигуру»

Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами.

Материал. Изображение геометрических фигур; предметные картинки.

Инструкция: Воспитатель вывешивает на дупло фигуру, предлагает детям выбирать те картинки, на которых нарисованы предметы такой же формы. Карточку ребенок вывешивает на дерево.

«Кто больше увидит»

Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах.

Материал. Геометрические фигуры.

Инструкция: На дереве в произвольном порядке размещают различные геометрические фигуры. Дети рассматривают и запоминают их. Воспитатель считает до трех и убирает фигуры. Детям предлагает, как можно больше назвать геометрических фигур, которые были на дереве. Выигрывает тот, кто запомнит и назовет больше фигур. Продолжая игру, воспитатель меняет количество фигур.

2 вариант. Воспитатель помещает на дерево предметы разной геометрической формы, и предлагает детям как можно больше найти предметов, напоминающих заданную форму.

«Что у нас какого цвета?»

Цель: Закрепить название основных цветов.

Материал. Карточки с изображением основного цвета, предметные картинки различной цветовой гаммы.

Инструкция: Воспитатель вывешивает на дупло карточки с изображением основного цвета, и предлагает детям найти предмет такого же цвета. Карточку ребенок вывешивает на дерево.

«Кто где находится?»

Цель: Учить детей ориентироваться на ограниченной территории.

Материал. Предметные картинки: птица, лист, яблоко, гусеница, бабочка.

Инструкция: Воспитатель показывает детям картинки. Предлагает детям назвать их, а потом предлагает расположить их на дереве в определенной последовательности. Например, в центре поместить яблоко, слева от яблока поместить птицу, справа от яблока поместить лист. Под деревом поместить гусеницу, над деревом – бабочку.

2 вариант. На дереве размещены карточки с разными предметами. Воспитатель предлагает детям назвать «Что находится справа от яблока?» и т.д.

«Три поросенка»

Цель: Учить детей располагать предметы и их изображения в указанном месте, отражать в речи их пространственное расположение.

Материал. Герои сказки «Три поросенка», три домика.

Инструкция: Воспитатель предлагает детям вспомнить сказку «Три поросенка». Затем дети располагают трех поросят в определенном порядке: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Последовательно вспоминая сюжет сказки, дети выстраивают его на дереве.

Воспитатель задает наводящие вопросы: Чей домик был первый? Кто спрятался во втором домике? Почему волк не смог сломать третий домик? Кто его построил?

«Что изменилось в расположении предметов»

Цель: развитие устойчивости внимания, зрительной памяти.

Материал. Предметные картинки.

Инструкция: Дети рассматривают на наборном полотне расположение предметных картинок, запоминают увиденное и закрывают глаза. Педагог меняет картинки местами. Детям нужно восстановить порядок расположения картинок.

«Четвертый лишний»

Цель: Научить детей исключать лишнее.

Материал. Предметные картинки по любым темам.

Инструкция: Воспитатель вывешивает на дерево картинки. Просит детей назвать, что изображено на них, и исключить лишнее.

Многофункциональное логопедическое пособие «Волшебный цветок»

Многофункциональное логопедическое пособие для детей старшего дошкольного возраста. Пособие предназначено для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий.

Многофункциональность пособия выражается в разнообразии дидактического материала, которое можно использовать в соответствии с поставленной целью.

Игровое логопедическое пособие «Волшебный цветок» направлено на автоматизацию и дифференциацию звуков в словах; закрепление умения определять позицию звука в слове; совершенствование лексико-грамматических категорий речи, связной речи

«Собери цветок» (Приложение №1.)

Цель: автоматизация свистящих, шипящих и сонорных звуков в словах; развитие навыка звукового анализа (определение позиции звука в слове); развитие зрительного и слухового внимание, памяти.

Материал: круги с буквами и картинками, лепестки, предметные картинки.

Ребенок должен собрать цветок так, чтобы на лепестках была картинка, в названии которой был заданный звук, четко произнести слово и определить место звука в слове

«Свистит – шипит – жужжит» (Приложение № 2.)

Цель: дифференциация звуков в словах на слух и по произношению; развитие фонематического слуха, внимания и памяти; воспитания самоконтроля за речью.

Материал: круги с изображением совы и шишки, жёлудей и забора, рыбы и лупы, предметные картинки.

Перед ребенком выкладываются картинки и предлагается подобрать подарки для совы (только со звуком С) и подарки для шишки (только со звуком Ш). Аналогично проводится игра со звуками Ж и З, Р и Л.

Первоначально взрослый сам произносит слова, а ребенок на слух определяет, подойдет ли та или иная картинка в качестве подарка. Если это задание ребенок выполняет без ошибок, то следующим этапом будет самостоятельное произношение слов ребенком.

«Домашние животные и их детеныши» (Приложение № 3.)

Цель: умение использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в согласовании существительных с числительным; развивать речь, память, внимание.

Материал: символ «Сердце», предметные картинки.

Взрослый уточняет знания детей о домашних животных. Предлагает поиграть в игру «Домашние животные и их детеныши».

Символ «Сердце» «Назови ласково» – предлагается назвать выбранную картинку ласково:

– Корова – коровка, коровушка … (все слова по теме).

«Веселый счет» сосчитать детенышей животных в соответствии с цифрой

– один котенок, два котенка, …, пять котят;

«Придумай предложение» (Приложение № 4.)

Цель: закрепление предлогов В, НА, К, ОТ, ПОД; закрепление умения составлять предложения с предлогами; развитие речи, внимания, ориентирование ребенка в пространстве.

Читайте также:  Конспект логопедического занятия: Автоматизация звука (Р) в изолированном произношении, в слогах и словах

Материал: круг, разделенный на сектора со схемами, карточки-картинки.

Взрослый предлагает ребенку внимательно посмотреть на схемы и подобрать к ним соответствующие картинки, соединенные стрелкой, и составить по ним предложение с «маленьким словом» (например, на).

«Посчитай-ка» (Приложение № 5.)

Цель: упражнять в согласовании числительных с существительным; закрепить знания цифр; закрепить умение счёта в пределах 5; развивать речь, память, мышление.

Материал: круг с цифрами, карточки-картинки.

Предложить ребенку сосчитать различные предметы (один мяч, 2 мяча) соотнести с соответствующей цифрой. Логопеду, работая над автоматизацией определенного звука, в этой игре можно целенаправленно подобрать соответствующие картинки, для его автоматизации. Игра будет полезна вдвойне тем, что направлена на развитие грамматического строя речи и развитие фонематического слуха одновременно.

«Волшебное дерево». Многофункциональное пособие для развития всех компонентов речи у детей дошкольного возраста с ОНР

Татьяна Тулина
«Волшебное дерево». Многофункциональное пособие для развития всех компонентов речи у детей дошкольного возраста с ОНР

Игровое пособие «Волшебное дерево».

Данное многофункциональное пособие предназначено для детей с ОНР разного возраста и уровня подготовки в зависимости от целей и задач занятия. Рекомендуется учителям-логопедам, воспитателям и заботливым родителям. Помогает малышам с увлечением и интересом развить фонематический слух, закрепить правильное звукопроизношение, обогатить и активизировать словарный запас, отработать различные грамматические категории, провести эффективную работу по развитию связной речи, сформировать пространственные представления, а также освоить звукобуквенный анализ слов и запомнить чёткий образ букв.

«Волшебное дерево» можно использовать при проведении индивидуальных или подгрупповых занятий по развитию речи или обучению грамоте.

Вариант №1.

Дерево с буквами.

• Ветви дерева слева предназначены для твердых согласных (синие)

• Ветви дерева справа предназначены для мягких согласных (зеленые)

• Ствол и верхняя часть кроны для гласных (красные)

По мере изучения букв (звуков) дерево наполняется картинками-«жителями». Познакомились с буквой, поселили её на место.

Игра «Подружи картинку с букв ой”

На дереве остаются только изученные буквы, а карточки с изображением различных предметов необходимо правильно распределить, определив первый звук в слове.

Игра «Потерялась буква»

На ветках картинки, задача ребёнка – определить первый (последний) звук в слове и поставить рядом (НАД, ПОД) букву нужного цвета. Можно немножко усложнить и предложить составить из этих букв слова. Или расставить картинки как в ребусе, чтобы при верном решении получилось слово.

Игра «Дифференциация твёрдых и мягких согласных»

Например, [С и Сь]. На одной половинке дерева живёт Совушка и собирает слова с согласным твёрдым звуком [С], а на другой половинке дерева живёт Синичка, которая любит слова с согласным мягким звуком [Cь]. Можно усложнить задачу и одновременно определять место заданного звука в слове, рассаживая слова по веткам (звук в начале слова; звук в середине слова; звук в конце слова).

Игра «Определи количество слогов в слове»

Поместить картинку на ветку с нужной цифрой. Цифра 1-один слог в слове, 2- два слога и т. д. Усложнение задания: использование схем. Подобрать слово к схеме с ударением.

И другие различные игры…

Вариант №2

Изучение лексических тем: «Птицы», «Перелётные птицы», «Зимующие птицы». На ветках сидят птицы (изображения птиц, фотографии или плоские фигурки, сшитые из различных материалов).

*Подбери обобщающее слово;

*Узнай птицу по загадке-описанию (загадки составляет как педагог, так и сами дети);

*Назови части птиц;

*Сравни птиц. Что общего и чем отличаются?

*Подбери признак (действие) к каждой птице;

*Какой птички не стало?

*Продолжи предложение, подскажи словечко;

*Составь предложение о птице;

*Собери предложение и т. п….

Вариант №3

Отрабатывать «маленькие слова», «слова-помощники», т. е. предлоги.

В, НА, У, ОКОЛО, МЕЖДУ, ЗА, ИЗ-ЗА, ПОД, ИЗ-ПОД, К, ОТ.

Используем различных животных, насекомых, птиц, всех тех, кто мог бы находиться или обитать на дереве. (Белка, жук, бабочка, муравей, обезьяна, коала, Кот учёный и пр….)

Белка спряталась В дупле.

Белка выпрыгнула ИЗ дупла.

Вариант №4

Изучение времен года, сезонных изменений. Закрепление лексической темы «Деревья». Прикрепить различные листья (клена, березы, дуба, осины, каштана и т. д.)«С какого дерева лист?», «Один-много» и т. п.

Другие варианты игр предлагаю придумать Вам, уважаемые коллеги!Творческих успехов!

Авторское дидактическое пособие «Чудо — дерево» Предлагаю вашему вниманию авторское дидактическое пособие «Чудо – дерево» Цель данного пособия – развитие мелкой моторики, формирование.

Презентация «Дорожная азбука» Здравствуйте, хотелось бы предложить для просмотра мультимедийное пособие “Дорожная азбука”. Предназначена для детей раннего возраста, хотя.

Многофункциональное игровое пособие «Чудо-дерево»
учебно-методическое пособие (средняя группа) на тему

В пособии представлен материал ,способствующий формированию познавательной активности дошкольников посредством игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
mnogofunktsionalnoe_igrovoe_posobie_chudo_derevo.docx318.74 КБ

Предварительный просмотр:

Многофункциональное игровое пособие «Чудо-дерево»

Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных интегративных качеств: любознательный, активный; эмоционально-отзывчивый; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способный управлять своим поведением и планировать свои действия.

Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дух соревнования ускоряет умственные процессы, рождает познавательную активность, заряжает позитивным чувством, ведет к сильным эмоциональным переживаниям. Развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленные задачи.

Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

Целью данного пособия является формирование познавательной активности дошкольников через игровую деятельность.

Пособие предназначено для детей от 3 лет. Данное пособие можно использовать как в непосредственно- образовательной деятельности по реализации задач образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие; так и в индивидуальной работе, и в свободной деятельности детей.

С помощью данного пособия можно решать задачи:

-количественный и порядковый счет ;

-умение считать на основе наглядности;
-уравнивать неравные группы двумя способами :добавляя к меньшей группе, или убавляя из большей группы предмет;
– представление о том, что множество может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы;

2.развивать представление детей о геометрических фигурах; соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами;

3.способствовать развитию зрительного восприятия, внимания, мышления и памяти, познавательных и творческих способностей, речедвигательной координации;

4.совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около);

5.классифицировать предметы по общему признаку, выделять обобщающее слово;

6.формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания при групповой работе;

7.Воспитывать умение играть по правилам, соблюдая норму поведения.

Пособие представлено в виде дерева. Дерево изготовлено из фанеры, состоит из 2-х секторов , покрыто ковролином темно –зеленого и светло-зеленого цветов. Плоскостной наборный материал,(часть из которого изготовлена педагогом в цветном и силуэтном изображении): листья разных деревьев (дуб ,клен ,береза и.др.): фрукты: груши, яблоки (разных размеров), сливы; геометрические фигуры разного цвета и размера; насекомые (стрекозы, гусеницы); птицы (большие и маленькие); пиктограммы: листья осенние и летние, яблоки ,снежинки ,цветы желтые и белые и.пр. Лёгкая, привлекательная для ребенка основа наборного материала ,безопасный способ крепления («липучки»)позволяют быстро перемещать его и закреплять в местах на дереве ,согласно поставленной педагогом задаче.

Пособие , в соответствие с федеральным образовательным государственным стандартам дошкольного образования ,отвечает следующим требованиям:

Данное пособие предназначено для детей дошкольного возраста, педагогов и родителей

Картотека игровых заданий к пособию «Чудо-дерево» .

«С каких деревьев и сколько листиков»

Цель: Формировать ,а в дальнейшем закрепить умение определить с какого дерева лист и количественный счет.

Материал. Карточки с цифрами, листочки ,картинки деревьев.

Инструкция: Воспитатель размещает на дерево осенние листья и предлагает детям посчитать их. А затем найти цифру обозначающее количество листьев и дерево ,которому принадлежат данные листья.

Цель: закрепить умение классифицировать предметы по величине.

Материал. Птицы разных размеров, два гнезда –круга: большое и маленькое.

Инструкция: Воспитатель размещает на дерево в произвольном порядке птиц. Детям предлагается расселить птиц в гнезда: больших птиц в большое гнездо, маленьких – в маленькое гнездо.

Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами.

Материал. Изображение геометрических фигур; предметные картинки.

Инструкция: Воспитатель вывешивает на дереве геометрические фигуры, предлагает детям выбирать те картинки, на которых нарисованы предметы такой же формы.

«Кто больше увидит»

Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах.

Материал. Геометрические фигуры.

Инструкция: На дереве в произвольном порядке размещают различные геометрические фигуры. Дети рассматривают и запоминают их. Воспитатель считает до трех и убирает фигуры. Детям предлагается, как можно больше назвать геометрических фигур, которые были на дереве. Выигрывает тот, кто запомнит и назовет больше фигур. Продолжая игру, воспитатель меняет количество фигур.

2 вариант. Воспитатель помещает на дерево предметы разной геометрической формы, и предлагает детям как можно больше найти предметов, напоминающих заданную форму.

Цель: Учить детей ориентироваться на ограниченной территории.

Материал. Предметные картинки: птица, лист, яблоко, гусеница, стрекоза.

Инструкция: Воспитатель показывает детям картинки. Предлагает детям назвать их, а потом предлагает расположить их на дереве в определенной последовательности. Например, в центре поместить яблоко, слева от яблока поместить птицу, справа от яблока поместить лист. Под деревом поместить гусеницу, над деревом -стрекозу.

«Что изменилось в расположении предметов»

Цель: развитие устойчивости внимания, зрительной памяти.

Материал. Предметные картинки.

Инструкция: Дети рассматривают на дереве расположение картинок, запоминают увиденное и закрывают глаза. Педагог меняет картинки местами. Детям нужно восстановить порядок расположения картинок.

Цель: Научить детей исключать лишнее.

Материал. Предметные картинки по любым темам.

Инструкция: Воспитатель вывешивает на дерево картинки. Просит детей назвать, что изображено на них, и исключить лишнее.

Цель: Учить детей узнавать и называть фрукты. Фрукты растут на дереве, в саду.

Закреплять счет, ориентировку в пространстве: выше – ниже, вверху, в низу.

Инструкция: Предложить детям посчитать фрукты (яблоки, груши, сливы)

Сколько яблок на дереве? Сколько груш? А чего больше яблок или груш? Какая слива висит выше, а какая ниже?

Цель:Ориентировка в пространстве вверх -вниз.

Инструкция. Куда ползет эта гусеница. (Вверх). А другая вниз.

Сколько гусениц? (Две). Какого они цвета? (зеленого). Какая из них длинная, а какая короткая.

« Веселые геометрические фигуры»

Цель: Уметь различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Развивать память, речь, внимание, воображение. Обследовать их зрительным путем.

Инструкция: На дереве геометрические фигуры, назови их, на что они похожи?

Убрать одну фигуру: Какой фигуры не стало? Какого они цвета?

Сколько птичек прилетело на дерево? . Птички сидят рядом друг с другом? (Маленькие сидят выше, чем большие )Посади птичек рядом.

Мы волшебники немного

Был один, а станет много

Цель: образовать существенные множественного числа именительного и родительного падежей.

Сколько их всегда мы знаем

Хорошо мы все считаем.

Цель: закрепить счет до 10

Инструкция: на дереве яблоки-числа от1 до10 показать их последовательность в порядке возрастания, а затем в порядке убывания.

Подобрать из коробки с яблочками (грушами, листочками) числовые примеры, сумма или разность которых равна определенному числу.

Цель: закрепить знания о геометрических фигурах, узнавать их в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.

Инструкция: угадать геометрическую фигуру загаданную в загадках, предложить найти ее в предложенных картинках или в комнате.
Включение пособия «Чудо-дерево» в содержание непосредственно –образовательной деятельности помогает формировать у дошкольников новые знания и закреплять уже усвоенный материал. Непосредственное рассматривание помогает закрепить части дерева и уточнить такие понятия, как «ствол», «ветви», «крона», «макушка». Сидящие на ветках плоскостные изображения птиц ,насекомых ,листья ,фрукты, могут быть использованы в качестве зрительного ряда по лексическим темам «Перелётные птицы», «Зимующие птицы», «Насекомые», «Фрукты», «Деревья»,а также для закрепления количественного и порядкового счёта. Данное пособие применимо и в области элементарных математических представлений для подготовки к пониманию сущности арифметического действия сложения и вычитания («На одной ветке сидели три птицы ,стрекозы. К ним прилетели ещё …»). Использование пособия в индивидуальной работе также принесет результат. Такие понятия как «слева», «справа», «выше», «ниже» лучше усваиваются детьми, если они практически выполняют действия: «Посади на верхнюю ветку справа две птички, на ветку ниже слева – три птички»»). Наличие съёмной кроны дерева и дополнительных деталей в виде цветов , осенних листьев ,снежинок ,позволяет использовать «Чудо – дерево» в качестве определителя времени года.
Яблоки ,листья и снежинки в этом пособии – многофункциональные. В зависимости от поставленной цели их можно использовать во многих дидактических играх для решения конкретных задач. Изображенные на них эмоции познакомят детей с пиктограммами различных эмоциональных состояний.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новизна и оригинальность пособия состоит в его многофункциональности. Это уникальный материал для совместной деятельности ребенка и взрослого.Игровое пособие «Волшебный поезд» .

Данное пособие поможет детям в общении со сверстниками по поводу поиска рациональных игровых действий, а так же активно включиться в коллективную познавательную игру.Многофункциональность пособия закл.

Цель игры : развитие речи и подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Образовательные:• Учить определять количество звуков и слогов в словах;• Расширить и активизировать.

В доступной форме знакомит детей с правами человека, записанные в Декларации прав человака.

Управление образования Администрации муниципального районаТуймазинский район Республики БашкортостанМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 6 г. Туймазы муниципального р.

Данное игра способствует развитию внимания, памяти, мышления, речи, мелкой и общей моторики. С её помощью развиваются пр.

Данное пособи можно использовать в совместной деятельности детей и воспитателей, в непосредственно организованной деятельности как демонстрационный материал, а также для создания игровой матевац.

Дидактическое пособие «Логопедическая полянка»

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Дата публикации: 27.09.2018

Статья просмотрена: 127 раз

Библиографическое описание:

Горяинова О. В. Дидактическое пособие «Логопедическая полянка» // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №5. — С. 77-80. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/100/3557/ (дата обращения: 28.02.2020).

Настенное панно «Логопедическая полянка» представляет собой окрашенный в голубой цвет металлический лист размером 200×100 см. На него при помощи магнитов прикрепляются фигурки, дидактические игры, вырезанные из потолочной плитки, картона.

Это пособие помогает использовать различные варианты игровых заданий и упражнений с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Оно имеет привлекательный вид и вызывает интерес многократной игры с ними.

Панно многофункционально и удобно: учитель-логопед и ребенок могут легко и быстро прикрепить к нему любую картинку.

Панно используется на фронтальных занятиях, в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми, при проведении дидактических игр, направленных на развитие навыков звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия, совершенствование связной речи. Эти игры в течение года меняются в соответствии с изучаемой лексической темой.

Цель:

‒ автоматизировать поставленные звуки;

‒ развивать фонематический слух;

‒ совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;

‒ закреплять умение определять количество слогов в слове;

‒ учить составлять предложение по опорным словам;

‒ выполнять анализ предложения;

‒ выкладывать его графическую схему;

‒ развивать интонационную выразительность речи и силу голоса.

«Мы едем, едем, едем…»

Цель: развивать фонематический слух, внимание, память, мышление, автоматизировать поставленные звуки.

Вариант игры: по заданию логопеда дети выбирают картинки с изображением зверей, насекомых, птиц и расселяют их по вагонам, ориентируясь на место звуков в слове.

«Чудо-дерево»

Цель: развивать фонематический слух, внимание, память, мышление; развивать интонационную выразительность речи и силу голоса; закреплять навыки звукового и слогового анализа слов.

Вариант первый: по заданию логопеда дети выбирают среди картинок, распложенных на ветвях, картинку с изображением предмета, название которого начинается с заданного звука, и произносят это слово громко, тихо и шепотом. Затем определяют количество слогов в слове и с помощью цветных фишек выполняют его звуковой анализ.

Вариант второй: по заданию логопеда дети выбирают картинки, в названии которых слышится заданный звук, определяют место звука в слове.

«Весёлый снеговик»

Цель: учить делить слова на слоги, развивать конструктивную деятельность, внимание, память, мышление.

Вариант игры: дети размещают картинки по количеству слогов, составляют снеговика из деталей.

«Ёлочка»

Цель: развивать умение составлять предложения по предметным и сюжетным картинкам по заданной схеме; подбирать схему к составленному предложению.

Дети составляют предложения по сюжетной картинке, подбирают схему к предложению.

Цель: учить делить слова на слоги, развивать внимание, память, мышление.

По заданию логопеда дети выполняют слоговой анализ слов и в соответствии с количеством слогов размещают их на ветвях ели.

«Воздушные снежинки», «Бабочки», «Осенние листочки»

Цель: Развитие речевого дыхания, силы выдоха.

Вариант игры: по заданию логопеда дети дуют на снежинки, бабочки, осенние листочки сильно, слабо, длительно, коротко.

Цель: обучение слоговому чтению.

Вариант игры: в кармашек ставится буква. Буквы, обозначающие гласные звуки, расположены на лучах солнца. Дети читают прямые и обратные слоги.

Цель: учить составлять из букв слова, развивать внимание, память, мышление.

Вариант игры: дети составляют слова из букв, изображённых на яблоках у ёжика. Побеждает тот, кто составит больше слов с заданными буквами.

«Облака»

Цель: учить детей распознавать различные эмоциональные состояния по мимике на рисунках; развивать эмоциональный словарь; продолжать учить проживать различные эмоции; развивать зрительное внимание, восприятие (глазодвигательную функцию, прослеживающую функцию взора).

Вариант игры: дети обводят глазами облака по два раза: сначала в одну сторону, потом в другую. Определяют, где весёлое облачко, где грустное, где сердитое. Изображают мимикой настроение каждого облака.

  1. Мецлер Т. В. Многофункциональные пособия-тренажёры// Логопед. № 4, 2008
  2. Романова Н. С. Пособия по развитию речи // Логопед. № 2, 2008

Похожие статьи

Развитие фонематического восприятия младших школьников

Таким образом, основная задача звукового анализа – это формирование речевого слуха первоклассников, развитие их умений различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге, а также умений устанавливать последовательность звуков в слове и характер их взаимосвязей.

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного.

В речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса

Фонематический слух-это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и

В предлагаемом варианте диагностики фонематических процессов использован набор.

Формирование звукового анализа слова у детей старшего.

Звуковой анализ помогает ребёнку понять принцип звуковой формы слова.

Структура образовательной деятельности по формированию звукового анализа слова у детей

Это упражнение направлено на формирование интонационной выразительности речи, умения.

Формирование произносительной стороны речи посредством.

звук, слово, фонематический слух, тембр голоса, стечение согласных, слоговая схема слова, слоговая структура слова, слоговая

Формирование мелодико-интонационной стороны речи как. При обследовании состояния слоговой структуры слова использовалась.

Информационно-коммуникативные технологии как средство.

произносительная сторона речи, ребенок, коррекционно-развивающая работа, игра, развитие, слоговая структура слов, фонематический слух, интерактивное средство обучения, слоговая структура слова, звук. Система работы по дифференциации звуков при.

Этапы развития фонематического слуха в дошкольном возрасте

II этап. Определение количества звуков в слове и слогов в слове, определение места звука в слове и слога в данном слове: с опорой на схему слова, без опоры, наращивание слогов к концу слова и удерживание слоговой структуры. Добавляются игры и игровые задания.

Развитие звукового анализа и синтеза у детей старшей.

На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Неумение воспроизводить звуковой анализ может привести к дислексии: затруднения и ошибки в первую очередь связаны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешиванием.

К вопросу о диагностике интонационной стороны речи у детей.

Интонационновыразительная сторона речи — это сложное, суперсегментное явление, которое делит речевой отрезок на смысловые части, охватывающее широкий спектр функций. Сегментная сторона речи включает в себя все сегменты речизвук, слог, слово.

Возможности использования компьютерных технологий в работе.

В статье раскрываются варианты использования компьютерных технологии в логопедической практике. Анализируются игровые приемы и методы работы с детьми с речевыми нарушениями. Обозреваются интерактивные игры коррекционной направленности, применяемые в работе с.

Дидактическое пособие “Волшебное дерево” (презентация)

Описание разработки

Пособие многофункционально. Может быть гибко использовано в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях, способствуя развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления; возможно применение в совместной деятельности.

Пригодно к использованию одновременно группой воспитанников (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициирует совместные действия. Обладает дидактическими свойствами, так как несет в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой.

Представляет собой дерево, на которое прикрепляются различные модули, в зависимости от заданий работы с ним.

Актуальность этого пособия в том, что оно имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значения. Его можно использовать во всех образовательных областях для разных возрастных категорий детей.

Цель:

закрепление учебного материала, развитие мелкой моторики, развитие речи, обогащение активного словаря, развитие познавательно- исследовательской и продуктивной деятельности, формирование элементарных математических представлений.

ЗАДАЧИ:

Учить наблюдать и анализировать явления природы, учить отвечать на вопросы.

Учить употреблять в речи существительные с обобщающим значением; дидактическая игра «Времена года».

Содержимое разработки

Дидактическое пособие Авторы: Горшкова О.А.

Пособие многофункционально. Может быть гибко использовано в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях, способствуя развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления; возможно применение в совместной деятельности. Пригодно к использованию одновременно группой воспитанников ( в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициирует совместные действия. Обладает дидактическими свойствами, так как несет в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой. Представляет собой дерево , на которое прикрепляются различные модули, в зависимости от заданий работы с ним.

Актуальность этого пособия в том, что оно имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значения. Его можно использовать во всех образовательных областях для разных возрастных категорий детей.

Цель: закрепление учебного материала, развитие мелкой моторики, развитие речи, обогащение активного словаря, развитие познавательно- исследовательской и продуктивной деятельности, формирование элементарных математических представлений.

ЗАДАЧИ: Учить наблюдать и анализировать явления природы, учить отвечать на вопросы.

Учить употреблять в речи существительные с обобщающим значением; дидактическая игра «Времена года».

Развивать навыки счета в пределах 10; развивать память, внимание, логическое мышление.

Воспитывать бережное отношение к природе. Дидактическая игра «когда это бывает?»

Учить на наглядной основе составлять и решать простые задачи. Дидактическая игра «Больше – меньше»

Учить составлять композицию, развивать чувство цвета.

Развивать сенсорные навыки. Учить отгадывать загадки.

Учить согласовывать в предложении существительные с числительными, с прилагательными; образовывать множественное число. Дидактическая игра «Назови приметы осени»

Развивать мелкую моторику рук. Дидактическая игра «Чего не хватает».

Воспитывать интерес к творчеству советских писателей и поэтов. ( К.Чуковский «Чудо-дерево» )

Воспитывать интерес к сказкам А.С. Пушкина ( отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» )

Воспитывать эмоциональную отзывчивость; умение составлять небольшие сказки, рассказы.

Учить отвечать на вопросы.

Развивать пространственные отношения от себя. Дидактическая игра «Выше – ниже, дальше – ближе».

Ссылка на основную публикацию